Гала распутная русская в судьбе сальвадора дали. В поисках мужа. Ни капли своего драгоценного внимания Сальвадор не уделял быту

Сальвадора Дали вдохновляли извращения его жены. Она умела вызывать в мужских сердцах безумную страсть, не признавала верности, не знала границ в плотских наслаждениях, не ведала стыда. А привязанность к ней мужчин отдавала мазохизмом.

Многие мужчины мечтают о женщине, которая любила бы их бескорыстно и преданно, как мать, страстно желала обладать им, могла понять и поддержать морально в трудную минуту. Сальвадору Дали повезло - в своей жене он обрел мать, любовницу и друга в одном лице. Неспроста его жена Елена Дьяконова взяла себе новое имя Галá (ударение на последнем слоге, как у любого французского слова), что означает в переводе «праздник», «торжество». Для многих мужчин она стала тем фейерверком, который преображает ночь, а для Дали она была еще и источником вдохновения, Кастальским ключом.

Дама из ручки

С юных лет Сальвадор отличался от своих сверстников. Он смотрел на мир огромными голубыми глазами, его нежное личико обрамляли русые локоны… Мальчик напоминал ангела, скорбящего о судьбах мира, или Маленького принца, деликатно прикоснувшегося к заповедной тайне. Знакомые родителей говорили о малыше так: «О, это совершенно необыкновенный ребенок: не шалит, как его сверстники, может подолгу бродить в одиночестве и думать о чем-то своем. Очень застенчив. А недавно, представьте себе, влюбился и уверяет, что это на всю жизнь!»

Дело в том, что однажды один из друзей, навещавших родителей Сальвадора, перевернул жизнь мальчика, подарив ребенку авторучку. Это была необычная ручка: в стеклянном шарике мальчик мог любоваться прекрасной дамой, которая в пушистой шубке ехала куда-то на санях, а сверху на нее медленно падали хлопья снега. Эта ручка стала для Сальвадора настоящей реликвией. «Вырастет - забудет», - полагали старшие. Но Сальвадор не забывал о своем наивном, греющем сердце сокровище никогда.

Встреча с богиней

В сентябре 1929 года местом, где жил и творил молодой Дали, был поселок Кадакес, расположенный неподалеку от города Порт-Аьигата. Художник уже был известен в обществе своей эксцентричностью, паническим страхом перед женским полом, и, конечно же, необычной манерой живописи. В 25-летнем возрасте Сальвадор оставался девственником, предпочитая флирту и ухаживаниям чтение сочинений Фридриха Ницше.

Люди, общавшиеся с ним в этот период, говорили, что Дали - человек «с большими странностями». Его реакции были неожиданными и не свойственными взрослым людям. Внешний вид художника также вызывал пересуды. Худой юноша с закрученными вверх усами и набриолиненными волосами приковывал к себе взгляды прохожих. Сальвадор Дали носил рубашки из шелка невероятных расцветок, браслеты из фальшивого жемчуга и экстравагантные сандалеты - все это доливало масло в огонь, сплетни о нем не стихали.

Жизнь Дали изменила неожиданная встреча. Однажды он пригласил своих друзей погостить у него вместе с женами. В ожидании гостей - супругов Магрит и Элюар - художник изготовил духи, используя клей, козлиные испражнения и лавандовое масло. Именно этим ароматом он надеялся произвести на своих друзей незабываемое впечатление. Уже нанеся на свои волосы эту ужасную смесь, художник случайно выглянул в окно и остолбенел. Там стояла девушка, которая, как показалось Дали, волшебным образом сумела покинуть свое заточение, девушка из его авторучки, образ которой он свято хранил в своей душе все эти годы.

Сальвадор тут же отказался от своей шокирующей идеи духов - любовь порой способна возвращать рассудок людям. Он смыл с себя нанесенную жидкость, надел оранжевую рубашку и украсил свое ухо цветком герани. После этих приготовлений он, наконец, пошел встречать гостей. «Знакомьтесь, Дали, - произнес Поль Элюар , показывая на девушку, которая произвела фурор в душе художника. - Это моя жена Гала, она из России, и я много рассказывал ей о ваших интересных работах». «Из России. Там много снега… Дама в санях…» - эти мысли, подобно снежному вихрю, проносились в сознании художника. Он опять утратил самообладание (а вместе с ним и дар речи), забыл о рукопожатии и мог лишь хихикать да пританцовывать вокруг своей дамы сердца.

Потом, по прошествии многих лет, он так описывал свою возлюбленную в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим» : «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Вдали от нее художник не мог работать - кисти выпадали из его пальцев. Все мысли Дали были сосредоточены на жене его друга.

Богиня, которой поклонялся Дали, не отталкивала его, принимая ухаживания как должное. Они много гуляли вдвоем в горах, оставив мужа дома. Но однажды, разрываемый противоречивыми чувствами, Дали накинулся на любимую и попытался задушить ее. «Что ты хочешь от меня, отвечай?! Что ты хочешь, чтобы я с тобой сделал?!» - так кричал он в Гала. «Покончи со мной!» - прозвучал ответ. Дали решил, что она просит убить ее, и потянул к обрыву. Но непостижимая, порочная Гала имела ввиду совсем не то.

Юность Гала

Елена Дьяконова была исключительной женщиной, обаятельной и расчетливой. Она, как магнит, притягивала к себе мужчин и умела их удержать. Ее первый брак был заключен с молодым поэтом Эженом Гренделем вопреки воле его родителей. Елене никогда не нравилось ее имя, и она просила знакомых называть ее Гала. Для своего супруга она также придумала красивый псевдоним - он стал называться Поль Элюар . Кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы ему не встретилась эта удивительная женщина? Ее интересовала не только поэтическая слава, она хотела сделать своего мужа состоятельным, респектабельным человеком. Именно поэтому они переехали в Париж, где Гала быстро познакомилась с парижским бомондом и завела полезные связи в литературных и издательских кругах.

Спустя некоторое время у них уже имелся собственный особняк, Гала могла позволить себе жить в свое удовольствие, ее украшениям из драгоценных камней завидовали многие парижские модницы. «Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями» - так писала она в своем дневнике.

И действительно, посещая какой-либо светский раут, Гала производила сенсацию. Элегантные наряды от Шанель, умение вести себя в обществе, непреодолимое очарование ставили ее на недосягаемый пьедестал. Вскоре у нее завязался роман с художником из Германии Максом Эрнстом. В то время в свете были популярны идеи свободной любви, и о чувствах Гала и Макса муж узнал в числе первых. Однако даже не это, а знакомство и общение с Дали, разрушило их брак.

Начало совместной жизни

Развод с Полем Элюаром состоялся в 1934. Но и здесь Гала проявила редкую душевную чуткость, официально оформив отношения с Дали лишь после смерти бывшего супруга. Элюар не винил свою жену в измене, он до последнего вздоха не верил, что та разлюбила его, и надеялся, что однажды жена все же вернется под его кров. Но надеждам этим не суждено было сбыться.

Дали и Гала поселились в Париже. У художника начался период огромного творческого подъема, он писал картины, не отдыхая, но не чувствуя особого физического или нервного утомления. Он писал легко - как дышал. И картины его завораживали, меняли представления о мире. Свои картины он подписывал так - «Гала-Сальвадор Дали». И это справедливо - она была тем источником, из которого он черпал свои силы. «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик», - так говорила ему Гала. И он соглашался с этим.

Все бытовые заботы взяла на себя Гала, предоставив художнику творить, не отрываясь на обыденность. К продаже своих картин он также не имел никакого отношения - этим занималась она. В число ее добрых друзей входило множество тонких ценителей искусства, и она знакомила их с работами Дали. Одной из их первых побед было получение чека за картину, которую художник еще не написал. Сумма на чеке стояла солидная - 29 000 франков.

Сальвадор и Гала не знали нужды, они могли позволить себе подразнить публику странными выходками. Это провоцировало слухи, которые выводили из себя людей, имеющих иной склад характера. Так, о Дали говорили, что он извращенец, болен шизофренией. И действительно, его длинные усы, выпученные глаза невольно наталкивают на мысль, что гениальность и сумасшествие идут рука об руку. Но эти слухи лишь забавляли влюбленных.

Гала часто позирует своему мужу - она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образе Богоматери или Елены Прекрасной. Периодически интерес к сюрреалистическим картинам Дали начинает затухать, и Гала выдумывает новые способы заставить богачей раскошелиться. Так Дали начал создавать оригинальные вещицы, и это принесло ему серьезный успех. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле. «Сюрреализм - это Я!» - говорил он, уподобившись королю-Солнце.

Но вот пришла старость…

Жизнь Гала была бы безоблачной до самых последних дней - если бы не старость!.. Женщина, привыкшая блистать, не могла смириться с морщинами, дряблостью кожи, поэтому пыталась помешать естественному процессу старения, принимая витамины, проходя курсы омоложения, делая пластические операции.

Диеты и молодые любовники тоже шли в ход, но и они не могли помочь ей на склоне лет. Одним из ее любовников был Джефф Фенхольт, исполнитель роли Мессии в рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда».«Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь», - откровенничала Гала при общении с журналистами. Когда интервью брали у Дали, он придерживался той же линии поведения: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». Была ли такая позиция искренней - нам этого уже не узнать.

На закате лет

На склоне лет Гала несколько отдалилась от Дали. Он купил ей средневековый замок - Пуболь , где она наслаждалась последними радостными днями со своими юношами. Но когда она сломала шейку бедра, альфонсы, конечно же, бросили свою госпожу, и она осталась в одиночестве. Гала умерла в клинике в 1982 году.

Гала попросила Дали похоронить ее в Пуболе, однако один из испанских законов запрещал перевозить тела погибших без специального разрешения властей. Закон был принят еще во времена, когда в Европе бушевала эпидемия чумы, и уже порядком устарел, но за его нарушение, тем не менее, Дали светила тюрьма. Его это не останавливало.

Обнаженное тело возлюбленной Сальвадор оборачивает в одеяло и садит в «Кадиллак» , как живую. С ними отправляются верный водитель Артуро и сестра милосердия. На случай, если авто остановят служители правопорядка, договорились сказать им, что Гала умерла в дороге.

Путь занял немногим более часа: «Кадиллак» прибыл в Пуболь, когда все уже было готово для погребения. В 6 часов вечера 11 июня 1982 года Гала Дали была захоронена в гробу с прозрачной крышкой в склепе замка в Пуболе после короткой церемонии в узком кругу.

С уходом Гала странности художника стали проявляться еще сильнее. Он навсегда оставил холст и кисти и мог целыми днями ничего не есть. Если его пытались уговорить, развлечь беседой, Дали становился агрессивен, плевал в медсестер, иногда даже кидался на них. Но он не бил женщин - только царапал им лицо ногтями. Казалось, он утратил дар членораздельной речи - мычание художника никто не мог понять. Теперь уже все были уверены в том, что безумие полностью овладело сознанием гения.

Без своей музы Дали прожил еще семь лет. Но можно ли эти годы назвать жизнью? Слишком большим оказался счет, который предъявила художнику судьба за его гениальные прозрения.

Когда же приступы не терзали художника, он просто сидел у окна с закрытыми ставнями и часами смотрел в пустоту.

Дали похоронили в Театре-музее в Фигерасе . Свое состояние и работы художник завещал Испании.

БЕЗУМНЫЕ ОРГИИ Сальвадора ДАЛИ.
Вика САРЫКИНА.
Ему приписывают интимную связь с родной сестрой и любимой
моделью Анной-Марией. Весьма нежные отношения с Федерико Гарсиа
Лоркой. И сексуальную связь-интрижку с богатейшим английским
покровителем. Но по-настоящему он был только с НЕЙ. С той, кого
его отец называл "русской шлюхой-наркоманкой". С той, про кого
его друзья говорили: "Она была его половиной, а он - ее рабом". С
той, которую он сам описал как "женщину, внедрившуюся в мозг и
лишившую меня личности". Между непродолжительным знакомством и
состоянием, которое Сальвадор Дали и Галарина стали называть
одним словом "мы", - всего месяц. Этот месяц они провели в
Испании. Не вылезая из постели, где занимались любовью в не
совсем привычном понимании. Биографы Дали скромно называют это
"самоэротикой". Медицина - мастурбацией. Впоследствии Галарина,
памятуя об этом "медовом месяце", будет привлекать в их интимную
жизнь посторонних людей. Пока не превратит ее в шоу, которое
назовет "Парижским кабаре": когда ею по очереди будут владеть
друзья Сальвадора, а он, занимаясь "самоэротикой", взирать со
стороны. И любить ее. И ненавидеть. Все больше и больше любить и
ненавидеть.
Дом с какашками. Пару месяцев назад мне страшно повезло - я
попала в театр- музей великого сумасшедшего каталонского городка
Фигурес. Розовый дом-дворец, "уляпанный" снаружи и изнутри
огромными каменными какашками. Дали сам спроектировал здание. И
сам его построил. Он здесь жил. Он здесь работал. Здесь он умер и
здесь похоронен.
Автомобиль Дали. Сюрреалистические скульптуры Дали. Наброски
Дали. Белоснежная кровать, прикупленная Дали в каком-то
французском борделе. Ночная ваза Дали. Диван Дали в виде
легендарных алых губ. Картины Дали.
Почти все холсты - Галарина. Набросок ее фигуры. Или ее
портрет. Или ее профиль. Галарина у зеркала. Галарина у моря.
Галарина, превращающаяся в мужскую голову. Галарина,
протягивающая свою розовую сморщенную пятку Дали. Галарина с
бантом. Галарина в шляпке. Галарина с платком. Галарина,
Галарина, Галарина...
"Сон кладет свою руку на плечо человеку" - Галарина изображена
в виде мечты, голова которой сделана из цветов. "Сон, вызванный
полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения" -
Галарина, лежащая на каменной плите: один тигр прыгает на Галу,
другого пожирает рыба. "Галатея сфер": голова Галы состоит из
вращающихся сфер. "Обнаженный Дали, размышляющий перед лицом
Галы". И так далее, и так далее.
По мнению историков, сюжеты большого числа картин Дали
основывались на его сложных проблемах сексуальности. В "Великом
мастурбаторе" голова вырастает из массивной глыбы. Шея переходит
в женскую голову, губы которой тянутся к мужским гениталиям. В
другой картине, "Первые дни весны", художник изобразил парочку:
мужчина сует свои горящие руки в ведро, из которого вырастает
очертание фаллоса.
В 49-м году Дали просит аудиенцию у Папы римского, на которой
умоляет благословить картину, изображающую Мадонну. Вряд ли Папа
римский знал, что позировавшая для Мадонны была одной из самых
распутных женщин века.
Секрет от секрета. Никто не знает, когда и при каких
обстоятельствах эта женщина появилась на свет. Сама она
тщательнейшим образом скрывала свою биографию, создавая о себе
легенды. Ее раб Дали всячески ей в этом потворствовал, называя
Галу "секретом от секрета".
Дата ее рождения не известна ни одному биографу Дали. Можно
только приблизительно сказать: она была старше своего раба на
10-16 лет. Ее отец? Это еще одна тайна, покрытая мраком. Елена
Делувина-Дьяконова, впоследствии ставшая Галариной (Галой),
родилась в России. В Казани, на Волге. Муж ее матери исчез в
неизвестном направлении (но вот когда - до или после рождения
Галы?). Мать не смогла доказать смерть мужа и стала жить во грехе
(гражданским браком то бишь) с весьма преуспевающим адвокатом.
Некоторые утверждают, что этот адвокат и был настоящим отцом
Галы.
Когда девице было около осьмнадцати лет, ее отправили в
Швейцарию - лечить туберкулез в клинику для безнадежных больных.
Там Гала вкусила прелесть любовных утех с таким же безнадежным
- Полем Элюаром, поэтом. Любовь сотворила чудо: через два года
они восстали из пепла. Прощание было долгим и мучительным, Гала
собиралась обратно, в Россию. На прощанье влюбленные поклялись
друг другу в верности, решив пожениться, как бы в дальнейшем ни
складывалась жизнь. Через несколько лет в Париже они исполнили
обещание.
Превращение. После рождения дочери Сесиль Гала заводит хобби,
активно подключая к нему своего мужа, - групповой секс. Элюар
ничего против не имел, наоборот, ему доставляло удовольствие
смотреть на Галу, которой владел другой мужчина, под конец Элюар
даже присоединялся к действу.
От чистого русского ангела не остается и следа. Ангел
превращается в ненасытную похотливую сучку Галу. Она заводит
роман с художником Максом Эрнстом. И все бы хорошо, любовь втроем
устраивает всех участников. Если бы не одно обстоятельство:
художник женат. Каково было обманутой жене, можно судить по ее
же высказываниям о Галарине: "Эта почти молчаливая алчная женщина
докатилась до того, что стала подбивать своего мужа завести со
мной роман, чтобы заиметь Макса, и, наконец, решила сохранить
обоих мужчин с любезного согласия Элюара".
Однако в один прекрасный момент ненасытная Гала поняла, что
все эти связи с художниками-поэтами не сулят ей никаких
материальных благ. Ей же нужен тот, кто смог бы обеспечить
беззаботную Галаринину жизнь на очень долгие годы. Даже если ей
придется сделать такого мужчину самой.
И она нашла. И сделала такого мужчину.
Через несколько месяцев она знакомится с Сальвадором Дали.
Первая встреча. Гала познакомилась с Дали в прекраснейшем
городишке Каталонии Кадакес: там, у лазурного моря, белоснежные
дома утопают в серо-синей дымке, спускающейся с гор.
Июль. Жара. Весьма неопределенное время для Испании - 1929
год. Но Элюар, год назад услышавший при мимолетном знакомстве с
Дали о непорочном очаровании Кадакеса, все-таки решается ехать в
Каталонию с женой и дочерью Сесиль.
Они познакомились у дома отца Дали. Он был в окружении друзей.
Рядом - младшая сестра Анна-Мария, любимая модель Сальвадора и,
по утверждению местных жителей, его любовница.
Именно она первая, перехватив взгляд брата, брошенный на Галу,
почувствовала приближение опасности. Она расскажет об этом через
сорок лет. Когда мир будет гадать: сделала ли Гала Дали тем, чем
он стал, или он стал тем, чем стал, вопреки Гале?
Ему было 25. Ей - 36 (37, 38, 39 -?). Он не понравился ей.
Она сказала Элюару, что Дали похож на танцора аргентинского
танго: слишком женственная внешность, напомаженные волосы,
ожерелье из жемчуга и эти тоненькие усики! Он будет выглядеть так
еще несколько их встреч, а потом напишет: "Разве не для нее я
вырядился самым дурацким, дичайшим образом? Разве не для нее я
умащивался козьим пометом и лавандовым маслом, разве не для нее
искровянил себе бритвой подмышки? Но вот она пришла, и я не в
состоянии предстать перед ней в таком виде... Я скинул дурацкий
наряд, снял украшения... Но ожерелье, якобы жемчужное, и красную
герань за ухом решил оставить... И понесся навстречу Гале, но
вместо того, чтобы приветствовать ее, расхохотался. Она
обратилась ко мне с каким-то вопросом, и ответом ей был
истерический хохот. Я не мог вымолвить ни слова".
Галу же нервировал этот постоянный хохот. Ее смущал этот
напряженный молодой человек и его озабоченность мастурбацией и
кастрацией. А он не мог тогда объяснить, что: "Говорить с нею я
не мог, зато всячески старался услужить ей: кидался за подушкой,
чтобы поудобнее усадить ее на тахте, бежал за стаканом воды... И
с несказанным восторгом сто раз на дню помогал переобуть
сандалии... В начале нашей любви с Галой я был явно нездоров
душевно... Припадки хохота... сопровождали судороги и прочие
симптомы истерии. И если на прогулке моя рука ненароком касалась
ее руки, меня пробирала дрожь, и дождь мелких зеленых яблок,
плодов моей любовной мечты, обрушивался на мою голову - так,
словно не руки наши соприкоснулись, а мощная великанья десница
сотрясла деревце моей страсти, осыпая незрелые плоды".
Их прогулки со случайными прикосновениями длились достаточно
долго - во всяком случае, "достаточно долго" для не
ограничивающей себя в случайных связях Галарины.
Иудин поцелуй. Однако доподлинно известно, как началась их
интимная связь.
Дали страдал комплексом высоты. В своих записях он отмечает,
что ему безумно хотелось прыгнуть с обрыва или столкнуть кого-
нибудь с высоты. Однажды он завел Галу на одну из самых высоких
скал и предложил поиграть: "Мы откалывали большие куски гранита,
подтаскивали их к самому краю, скидывали вниз и смотрели, как
бесконечно далеко внизу они низвергаются в море или разлетаются
вдребезги, ударяясь о камни". Эти прогулки по скалам приводили
Дали в трепетный восторг от следствия близкой опасности,
сладостного и губительного. Так он скажет потом.
Гала же все чаще и чаще говорила о том, что скоро в их жизни
произойдет что-то очень важное: "Скоро ты узнаешь, что мне от
тебя нужно!" И вот однажды осенью, в одну из таких прогулок, Дали
обнял ее и спросил: "Что мне делать с тобой?" Гала со слезами на
глазах ответила: "А если я скажу и ты не захочешь, ты никому не
скажешь?" И: "я поцеловал ее в губы - впервые в жизни я так
целовал. Я и не знал прежде, что это такое... Я понял, что
времени мне отпущено ровно на одну фразу, и вскричал, тиранствуя
и издеваясь: "Что мне с тобой сделать?" И Гала приказала: "Прикончи меня!"
...Я был ошеломлен, растерян, подавлен. Вместо приказа любить,
которого я ждал и страшился... услышал другое... Гала возвращала
мне мою страшную тайну.
Тот, иудин поцелуй, спас ей жизнь и воскресил во мне душу.
...Первый поцелуй, когда столкнулись наши зубы и переплелись
наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас
кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия".
Такие же образы стали рождаться в последующих работах Дали:
отбивные котлеты на теле человека, жареные яйца, каннибализм.
Чистый фрейдизм: все эти образы напоминают о неистовом
сексуальном освобождении молодого человека.
Бегство. Гала казалась Дали утонченной самоуверенной женщиной,
вращавшейся долгое время в высших художественных кругах Парижа, в
то время как он, по его словам, был всего-навсего простым молодым
человеком из маленького провинциального городка на севере
Испании.
Хотя на самом деле имя Дали уже было известно Парижу. А
Гала... Она гипнотизировала его. Она порабощала его. Она
заставляла его сделать выбор: или он покидает дом отца, который
Дали боялся потерять больше всего на свете, или он потеряет ее.
Дали возненавидел ее. "Она явилась, чтобы разрушить и
уничтожить мою твердость, - напишет потом Дали. - Она мешала мне
работать, исподтишка внедрялась в мой мозг, она лишала меня моей
личности". Дали тянул с решением. Вплоть до самого отъезда Галы в
Париж. Но очень скоро Дали сдался. Гала бросает мужа, убедив Дали
ехать с ней в испанский город Ситгес близ Барселоны. За несколько
дней до его персональной парижской выставки.
Там, запершись в комнате, они отрезали себя от остального
мира. После этого побега он относился к своей выставке как к "их"
выставке. Порабощение было полным и безвозвратным.
А это бегство продолжалось всю их супружескую жизнь, даже
тогда, когда Дали стал скандально знаменитым. Гала же на
неистовую страстную любовь Дали постоянно твердила: "Мой мальчик,
мы никогда не расстанемся".
Но официально поженились они только через много-много лет.
Они питались объедками и общались с принцами. Несмотря на то,
что известность Дали росла с каждым днем, супружеская жизнь
влюбленных была омрачена отсутствием денег. Они жили в небольшой
квартире-студии в Париже. Гала бродила по рынкам, подбирая
подпорченные овощи, чтобы можно было прокормиться. Иногда
продавала его картины или сюрреалистические идеи (например,
искусственные ногти с вделанными в них зеркальцами).
Но, несмотря на отсутствие денег, их полюбило высшее общество.
Их боготворили, называли сенсацией и наперебой приглашали в
гости. "Она не показывала, что она самка, - вспоминает принц
Жан-Луи Фосиньи-Люсинж. - Да, она не показывала, что она самка, а
это было сущностью ее характера. Она была тверда, сделала Дали,
дисциплинировала и содержала его в порядке.
Они действительно совсем не имели денег, но это был лучший
период в его жизни, когда он нарисовал свои лучшие картины".
Женитьба на Гале пробудила в Дали новую неисчерпаемую энергию.
В его творчестве начался плодотворный период. В это время его
личный сюрреализм полностью превозобладал над нормами.
Теперь у Дали было несколько путей, по которым он мог
освобождать вдохновение из подсознания: фрейдистско-сексуальная
тема, параноидально-критический метод и теории современной
физики. Гала также почти всегда присутствовала на его картинах и
набросках для картин.
Его легендарный "Ангел" - интерпретация картины французского
художника девятнадцатого века Милле. (На знаменитой картине,
горячо любимой викторианцами за пропитывающие ее благородные
чувства, были изображены крестьянин и крестьянка, склонившиеся,
как во время молитвы, после работы.) В своей же работе Дали дал
совершенно другую интерпретацию сцене Милле: женщина похожа на
хищную птицу, которая собирается напасть на своего спутника и
съесть его.
Парижское кабаре по средам. Она действительно была хищницей.
Ревнивой и похотливой хищницей. В тридцатых годах Гала и Дали
познакомились с богатым английским коллекционером и меценатом
Эдвардом Джеймсом, он заключил весьма выгодный контракт с Дали.
Отношения между англичанином и испанцем начали принимать весьма
неожиданный для Галы оборот. Чувствуя, что Дали уходит из-под ее
власти, она закатывала безумные сцены мужу. Джеймс как-то оставил
в своем дневнике такую запись: "Гала больше чем догадывалась, как
близки Дали и я были... Однажды ночью в отеле она устроила сцену
ревности, переросшую в скандал. Тогда Дали вбежал в мою комнату
только в пижамной куртке и в слезах... он стоял у двери,
протестуя, говоря, что больше не может вынести придирок Галы по
поводу Лорки, а сейчас и меня". Но одно обстоятельство резко
охладило пыл Галарины: браслет в виде змеи из золота с изумрудами
работы XYII века. Этот браслет Дали нарисовал на знаменитом
полотне "Галарина".
Однако все чаще и чаще Гала стала появляться на публике без
Дали, в компании молодых и совсем молодых любовников. Она давала
им деньги и задаривала подарками. И, не стесняясь,
демонстрировала свои связи обществу и мужу. Дали не ревновал ее.
Однажды он признался своему другу: "Я позволяю Гале иметь
любовников, когда она хочет. Я поощряю ее и помогаю ей потому,
что это меня вдохновляет".
Вдохновение Дали доходило до того, что по средам он и Гала
устраивали в своей парижской квартире представления: она
занималась с одним или несколькими мужчинами любовью публично, а
Дали, не очень любивший физический контакт, получал
удовлетворение, наблюдая за действом. Говорят, однажды Гала
предавалась на глазах Дали любовным утехам с бывшим мужем
Элюаром.
Они были - "мы". В конце 60-х Дали купил Галарине замок
недалеко от Фигуреса, украсив его своими картинами и дорогими
роскошными вещами. Ему же позволялось навещать жену только с
письменного разрешения.
Многие считали, что это разрыв. Окончательный разрыв между
двумя легендами. Но это не так. Гала была движущей силой Дали,
серым кардиналом. Их жизнь и партнерство были неразделимы. Они по
-прежнему были "мы".
Гала и Дали всегда управляли своими делами и его постоянно
растущим богатством с расторопной деловитостью. Именно Гала
настояла на том, чтобы брать деньги за его выступления перед
публикой, и внимательно следила за частными сделками по покупке
его картин.
Она была необходима ему физически и морально.
Поэтому, когда она долго умирала (на их кровати, в комнате,
которую она когда-то делила с Дали), еще при жизни разлагаясь от
того количества пластических операций, которые она перенесла, он
был рядом.
А после ее смерти он почти прекратил появляться на публике.
Божественная старуха. Была ли красива женщина, завоевавшая умы
не самых последних мужчин Европы и поработившая самого великого
сумасшедшего? Нет.
Она была далеко не красива. То есть совершенно некрасива.
Но у Дали было свое мнение на этот счет. Он обожествлял ее:
"Я подошел к окну. ОНА стояла на берегу. Вы спросите: "Кто?" А
я скажу: "Не перебивайте!" ОНА стояла на берегу - и это было
достаточно. Гала, жена Элюара. Это ОНА! Я узнал ее по обнаженной
спине. Это ее кожа нежная и гладкая, как у ребенка. Эти
выступающие ключицы; сильные, как у молодого атлета, спинные
мышцы - и женственно-плавная изящная линия бедра. Контраст между
ними подчеркивала тонкая, может быть, слишком тонкая талия -
мастерский, завершающий штрих!" Он обожествлял ее до конца жизни.
Даже на своей последней совместной фотографии он, разбитый
болезнью Паркинсона, тянется к ней - смеющейся, но уже
разлагающейся старухе с нелепой прической.
<$>
//* Источник информации: Московский комсомолец,21.02.99
-------------

История легендарной пары была рассказана уже тысячи раз, но, несмотря ни на что, ее хочется слушать снова и снова. Ведь такие истории заставляют верить в настоящую любовь.

Девочка, укутанная в белый мех

Впервые Гала и Дали встретились летом 1929 года, но сам художник утверждал, что увидел свою музу гораздо раньше, когда учился в первом классе. Один из друзей подарил ему авторучку. Внутри стеклянного шарика была изображена девушка в пушистой шубке. Позже Дали вспоминал: «В каждую клеточку моего существа от зрачков до кончиков пальцев впечатался в ту минуту ее образ. Мою русскую девочку, укутанную в белый мех, куда-то уносила тройка - почти чудом она спаслась от стаи свирепых волков с горящими глазами. Она глядела на меня, не отводя взора, и столько гордости было в ее лице, что сердце сжималось от восхищения... Это была Гала? Я никогда в этом не сомневался - это была она».

С того самого дня до их встречи художник хранил в себе образ русской девушки и как будто ждал их встречи, не сомневаясь, что она случится. В 1914 году он начал обучение в муниципальной художественной школе. Одноклассники уже тогда считали его странным: мальчик ввязывался в драки без причины, а его эксцентричные выходки славились по всей школе. Каким-то чудом ему удалось поступить в Художественную академию Сан-Фернандо. Для молодого человека сделали редкое исключение, ведь вступительное испытание он не прошел. Для экзамена он сделал рисунок меньше положенного размера, а когда ему сказали исправить оплошность, принес работу еще меньше. В год поступления в семье Дали случается большое горе, умирает мать Сальвадора Дали, что становится страшным ударом для чрезвычайно чувствительной натуры молодого художника.

Во время учебы Сальвадор, вопреки закрепившейся за ним репутации щеголя, предпочитает обществу женщин книги Ницше. Да и зачем ему тратить себя на женщин, ведь он ждет свою Богиню, свою единственную музу.

Несмотря на свой талант, в академии эксцентричному Дали удается продержаться всего четыре года. В 1926 году его отчисляют за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. Вскоре он уезжает в Париж, где знакомится с Пикассо и окунается в богемную жизнь с головой.

В это время Гала, которая на десять лет старше Дали, уже успела обзавестись мужем, дочерью и любовником. Рожденная в 1894 году в Казани, тогда еще Елена Дьяконова всегда знала, что будет блистать, а не прозябать в провинциальной глуши. В своем дневнике она писала: «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями».

В 1912 году родители отправили девочку в Швейцарию лечиться от туберкулеза. Там она познакомилась с поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Позже она даст ему имя Поль Элюар, а сама станет называть себя Гала. Их роман завершится свадьбой, Гала переехала в Париж. К моменту ее встречи с Сальвадором Дали она уже не была болезненной застенчивой девочкой из России, она превратилась в настоящую парижанку, ту самую кокотку, которая сводила с ума самых недоступных мужчин.

«Я сразу поняла, что он - гений»

Летом 1929 года Поль Элюар вместе с женой были приглашены в деревню Кадакес, к молодому испанскому художнику Сальвадору Дали. Хозяин хотел встретить гостей в необычном виде. Он изорвал свою шелковую , выбрил подмышки и выкрасил их синькой, натер тело смесью из рыбьего клея, козьего помета и лаванды, за ухо вставил цветок герани. Но будучи еще незамеченным, увидел гостью и тут же убежал переодеваться. Перед Полем и его женой Дали, вопреки задуманному, предстал почти нормальным человеком, но Гала настолько потрясла художника, что на него напал приступ истерического смеха. Это нисколько ее не отпугнуло, наоборот, лишь подогрело взаимный интерес. «Я сразу поняла, что он - гений», - писала Гала.

Так начался их бурный роман, длившийся до самой смерти возлюбленной художника в 1982 году.

Спустя три года она ушла от мужа и переехала к Дали, в тот же год они поженились. Но религиозная церемония состоялась только в 1958 году, после смерти Поля Элюара. Гала не могла позволить себе обвенчаться с другим из уважения к бывшему супругу.

Дали и Гала стали идеальной парой. Взбалмошный, в высшей степени неорганизованный гений, с целым списком фобий и рассудочная, хладнокровная муза. Их день строился по схеме, которую Гала описывала так: «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры». Это она помогла Дали стать символом эпохи, это она создала целую империю вокруг его имени. Одни видели в ней опору и поддержку, без которой талант Дали сгинул бы в безвестности, другие называли ее хищницей, жаждущей денег и присваивающей славу своего мужа.

Журналист Фрэнк Уитфорд в «Сандэй таймс» писал в газете летом 1994 года: «Семейная пара Гала - Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских. Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума. О ней говорили также, что ее взгляд проникает сквозь стены банковских сейфов. Впрочем, для того чтобы выяснить состояние счета Дали, рентгеновские способности ей были не нужны: счет был общим. Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и звезду мировой величины. Еще до бракосочетания в 1934 году Гала удалось добиться того, что их дом начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали».

«Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег»

Сальвадор Дали и Гала постоянно находятся под прицелом фотокамер. Они ведут активную публичную жизнь и постоянно попадают на обложки журналов. В 1934 году Гала предпринимает следующий шаг в «раскрутке» Сальвадора Дали. Она везет его в Америку. Где, как не в Соединенных Штатах, примут экстравагантного, ни на кого не похожего художника. Страна, влюбленная во все новое и необычное, откликалась на все самые невероятные идеи Дали и готова была платить за них огромные деньги. США охватила настоящая «сюрреалистическая лихорадка», в честь Дали устраивались целые балы, куда приходил весь нью-йоркский бомонд. «Во всем мире, - пишет Дали, - и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом». Вот уже больше тридцати лет, как я изобрел его и применяю с неизменным успехом, хотя и по сей день так и не смог понять, в чем же этот метод заключается».

Время шло, Гала старела и даже череда сменяющих друг друга молодых любовников не приносила ей теперь спокойствия и радости. Последним ее увлечением стал певец Джефф Фенхольт, сыгравший главную роль в рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда». Гала приняла деятельное участие в его судьбе, помогла ему начать карьеру и подарила роскошный дом в Лонг-Айленде.

Дали никак не комментировал интрижки жены, а Гала в свою очередь говорила: «Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь». Как бы там ни было, никто не становился свидетелем крупных ссор между влюбленными. Так они и жили душа в душу, пока в 1982 году от многочисленных болезней Гала не скончалась. «День смерти станет самым счастливым днем в моей жизни», - говорила она, съедаемая старческой немощью.

Гала завещала похоронить себя в замке Пуболь, который подарил ей Сальвадор. Она умерла в больнице в 80 километрах от замка. Испанский закон, принятый во время эпидемии чумы, запрещал перевозить тела умерших, но Дали пошел против закона. Он завернул тело жены в белую простыню, положил на заднее сиденье «кадиллака», и тело было доставлено в Пуболь, где все уже было готово для церемонии. На похоронах Дали не присутствовал.

После смерти Гала художник прожил еще семь лет.

30 января 1934 г. произошло рядовое событие — двое взрослых людей вступили в брак. Возможно, нерядовыми покажутся их имена. Жених — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали . Невеста — Елена Ивановна Дьяконова , в будущем — Гала Дали . Но, несмотря на звёздность героев, это бракосочетание нельзя назвать ни уникальным, ни эпохальным. Потому что они заключали брак около 50 раз.

Действующие лица во всех церемониях останутся теми же. Меняться будут только города и страны. Дело вкуса — кто-то при посещении чужой страны идёт в музей, кто-то по магазинам, а эта парочка направлялась в церковь. Не по причине такой уж набожности, но чтобы подтвердить свой семейный статус. Или для того, чтобы устроить себе дополнительный медовый месяц? Или для создания атмосферы незатухающего скандала? Можно выбирать любую версию, да ещё и присочинить свою.

В режиме кроликов

В создании мифов о своей жизни эта чета может дать фору кому угодно. И вместе, и по отдельности. Скажем, Елена Ивановна запросто именовала себя и Еленой Дмитриевной. Ну, просто для интереса. Её мать вторично вышла замуж — вот и новое отчество. А вдобавок домыслы о том, кто же настоящий отец — казанский чиновник Иван Дьяконов или всё же московский адвокат Дмитрий Гомберг , слёгший от переживаний, когда у Леночки обнаружили чахотку.

"Гала в окне", скульптура Сальвадора Дали. Фото: Commons.wikimedia.org / Manuel González Olaechea y Franco

Не отстаёт и маленький Сальвадор, всерьёз считающий себя реинкарнацией старшего брата, умершего от менингита в младенчестве. И затевающий в школе кровавые драки — чаще всего без причины. В более зрелом возрасте заявивший, что «плюёт на свою мать». А в совсем зрелом выдавший: «Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».

Но вот пришёл 1929 г. Кадекес, Испания, Каталония. Встреча. Вечер. Оливы и луна. Елена старше Сальвадора на 11 лет. И её слова: «Мой малыш, я никогда тебя не брошу». С тех пор даже самые отъявленные анархисты и борцы с искусством заявляют: «Дали и Гала — не муж и жена. И уж тем более не художник и его муза. Они — два полушария одного мозга». Отныне два полушария действовали синхронно. И сообща.

Настолько синхронно, что впору поверить в метафизическое родство русской и испанской душ. Нет, в самом деле — и мы и они в своё время противостояли натиску чуждого мира — Орды и Халифата. И мы, и они состоялись как нации в этой чудовищной, жестокой борьбе.

И вот результат. Пока ещё мало кому известный Сальвадор Дали вместе с режиссёром Луисом Бунюэлем в 1929 г. снимает знаменитый впоследствии фильм «Андалузский пёс». Апофеоз жестокости — в этом кино глаз спящей девушки разрезается бритвой. И мы видим, как он вытекает. А многие годы спустя, когда Гала и Сальвадор уже были и женаты, и богаты, в их доме завели добрых пушистых кроликов, в которых Дали души не чаял. Но гениальный муж нечаянно обронил в адрес супруги дерзкое слово. И тогда по настоянию русской жены этих кроликов убили, освежевали, зажарили и подали к семейному столу.

По сравнению с этим все их многочисленные скандальные оргии, все их смены любовников и любовниц кажутся чем-то незначительным. Несущественным. А ведь таких случаев было много. Недаром Сальвадор сказал: «Я разрешаю своей Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется».

Замок Пуболь, подаренный Дали своей жене. Фото: Commons.wikimedia.org / Irina O. Klubkova

Леденец за щёку

Скандальные лежания в постели Джона Леннона и Йоко Оно в голом виде на этом фоне кажутся детскими играми в песочнице. Равно как и провозглашённая поколением хиппи «свободная любовь». Уже устав от многочисленных оргий втроём с Дали и первым мужем, поэтом Полем Элюаром , а также вчетвером, с приглашённым в тёплую компанию художником Максом Эрнстом, Гала заявила: «Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься любовью сразу с пятью мужчинами!»

По сравнению с этим даже неистовства панков могут считаться бледным повторением пройденного — тому свидетельством полотно Дали «Великий Мастурбатор».

Картина Сальвадора Дали «Великий Мастурбатор», 1929 год.

Гала Дали называли «алчной валькирией», «жадной русской потаскухой». А она, когда живопись Дали падала в цене, лично бегала по лавочкам и галереям: «Купите наши изобретения! Не пройдёт года, и вы подниметесь благодаря этому гению!»

Её посылали далеко и надолго вместе с её мужем-гением. А ведь изобретения были неплохими. Прозрачные манекены на витринах. Накладные ногти. Искусственные груди. Обтекаемые формы кузова автомобилей...

В те же самые годы нечто подобное предлагал и жупел нынешней цивилизации — Адольф Шикльгрубер , известный впоследствии как Гитлер . В новых, современных формах «Мерседеса» и «Фольксвагена» присутствуют идеи двух сума-сшедших художников — испанца и австрийца. Дали и Гитлера. Только вот Сальвадору повезло — ему досталась такая же, как и он, сумасшедшая русская жена. А другому — нет.

Дали, в отличие от Адольфа, была уготована иная судьба. Детей он не убивал. Зато подарил им знаменитый логотип карамельки на палочке, который был за несколько секунд разработан автором «Атомного распятия». Да-да, обёртку леденца «чупа-чупс» придумал Сальвадор Дали. Кстати, получил он за это весьма любопытное вознаграждение. Каждый день ему с фабрики присылали ведёрко сластей. Гений шёл на детскую площадку, разворачивал карамельку, облизывал её и бросал в песок. На глазах у истекающих слюною детей. И так — пока не кончится запас.

Сальвадор Дали в 1959 году.

А что же его Гала? Она умерла. Но за год до её смерти произошла душераздирающая семейная сцена. В феврале 1981 г. секретарь Дали услышал крики о помощи. В кабинете художника обнаружили окровавленную жену Дали. Выяснилось, что супруги поссорились. И гений «немножко побил её своей тростью».

Невольно вспоминаются слова самого Сальвадора: «Любить женщину всей душой не стоит. А не любить не получается». Поправка — только русскую женщину.

Русская муза

Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг . В течение 13 лет была невенчанной женой писателя Герберта Уэллса : «Она пленила меня своим магнетизмом», - признавался он.

Мария Кудашева. Стала женой Ромена Роллана , лауреата Нобелевской премии по литературе. До самой смерти писала под диктовку его сочинения.

Княгиня Ольга Чегодаева и «шахматный король» Хосе Рауль Капабланка прожили в браке 12 лет. На дипломатических приёмах они считались самой эффектной парой.

Венгерский композитор Имре Кальман женился на русской эми-грантке Вере Макинской и посвятил ей оперетту «Фиалка Монмартра».

В те дни, когда в Америке наиболее знаменитой парой были Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Зельда, на втором полушарии задавали тон . История эпической пары пересказывалась множество раз, тем не менее, ею хочется заслушиваться опять и опять. Потому как подобные истории побуждают верить в подлинную любовь.

Сальвадор Дали: “Русская принцесса в меховой шубке”

Первый раз и Гала увидели друг друга летом 1929 года, однако, сам мэтр настаивал, что узрел свою музу намного раньше, когда обучался в первом классе. Один из товарищей преподнес ему в подарок авторучку. В стеклянном шарике было изображение девушки в пушистой шубе. Этот образ породил в его воображении видение с образом его будущей возлюбленной Галы – русской девочки, спасающейся зимой от волчьей стаи на тройке лошадей.

И с того дня до момента, когда Сальвадор Дали и Гала впервые увиделись, художник берег в душе облик русской девушки и словно ожидал их встречи, уверенный, что она произойдет.

В 1914 году он приступил к обучению в муниципальной художественной школе. Одноклассники и в ту пору полагали его чудным: мальчик встревал в драки без повода, а про его странные поступки знала вся школа. Лишь по счастливому стечению обстоятельств ему удалось поступить в Художественную академию Сан-Фернандо. Молодому пошли на особую уступку, так как вступительный экзамен он не сдал. Для испытания он создал рисунок меньше, чем требовалось, а когда его попросили исправить ошибку, предоставил работу еще меньших размеров.

В течение обучения Сальвадор, супротив закрепившемуся за ним реноме модника, делает выбор между женщинами и книгами Ницше в пользу последних. Да и к чему ему растрачивать себя на женщин, если он в предвкушении встречи со своей Богиней, своей неповторимой музой?

Гала: парижская кокетка

Невзирая на талант, в академии эксцентрик-Дали сумел удержаться только 4 года. В 1926 году он был исключен за надменное и претенциозное отношение к преподавателям. В скором времени он отправляется в Париж, в котором сводит знакомство с Пикассо и всецело погружается в богемную жизнь.

Тем временем Гала, которая была на 10 лет старше Дали, сумела уже выйти замуж, родить дочь и завести любовника. Появившаяся на свет в 1894 году в Казани, еще в то время Елена Дьяконова понимала, что будет сиять, а не вести жалкое существование в провинциальном захолустье, о чем она и писала тогда в своих дневниках.

В 1912 году отец с матерью направили девочку в Швейцарию на лечение от туберкулеза. Там она свела знакомство с поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Позднее она наделит его именем Поль Элюар, а себя начнет звать Гала. Их отношения привели к свадьбе, Гала уехала жить в Париж.

К тому времени, когда состоялась встреча Сальвадора Дали и Гала, она уже не была чрезмерно стыдливой девочкой из России, а перевоплотилась в подлинную парижанку, именно ту кокетку, лишавшую разума самых неприступных мужчин, которой она пророчила себе стать в дневниках, еще живя в Казани.

Летом 1929 года позвал к себе в гости художника Магрита с женой Жоржет и супругов Элюар. Он уже представлял, как эпатирует гостей, встретив их, надушившись «ароматом козла», с этой целью он с утра приготовил «парфюм» из клея, приготовленного из рыбьих голов, козлиных экскрементов и нескольких капель лавандового масла. Он изодрал свою шелковую рубаху, побрил подмышки и покрасил их синькой и умастил тело той смесью.

Но внезапно посмотрев в окно, он заметил молодую женщину, заинтересованно разглядывающую дом. На ней было белое платье, а черные словно ночь волосы развевались на ветру. Ему сразу припомнилась авторучка из детства, и он был потрясен сходством двух женщин. Неужто это Она?

Он наскоро отмыл с себя козлиный «парфюм», надел ярко-оранжевую рубаху и, заправив за ухо цветок герани, побежал встречать гостей. А когда Поль Элюар, показывая на даму в белом, представил ее Дали как свою жену Галу из России, у художника в голове, словно молнией пронеслась мысль, о том, что в России много снега, и о девушке в санях. Взамен рукопожатия, он истерично посмеиваясь, начал приплясывать вокруг женщины. Но это ее совсем не оттолкнуло, а, напротив, только усилило обоюдный интерес. Она сразу поняла, что перед ней – гений, о чем позже написала муза Дали.

Продолжение романа

Именно так завязался безумный роман и Гала, продолжавшийся до самой кончины возлюбленной художника в 1982. Через три года Гала оставила мужа и переехала к Дали, в том же году они вступили в брак. Однако, церковная церемония состоялась лишь в 1958 году, после кончины Поля Элюара. Гала не могла допустить венчания с другим раньше из почтения к прежнему супругу.

Сальвадор Дали и Гала стали безупречной парой. Сумасбродный, в максимальной степени недисциплинированный гений, с большим перечнем фобий и рациональная, выдержанная муза. Их день выстраивался по модели, которую Гала изображала как то, что утром Дали делал ошибки, а вечером она их правила, расторгая необдуманно подписанные им контракты.

Это благодаря ей Дали стал символом эпохи, и ею была сформирована настоящая империя около его имени. Иные усматривали в ней оплот и подспорье, без которой талант Дали пропал бы в безвестности, иные именовали ее эксплуататоршей, алчущей денег и приписывающей себе славу своего супруга.

И вот Сальвадор Дали и Гала все время под прицелом фотокамер. У них – активная публичная жизнь и они постоянно присутствуют на обложках журналов. В 1934 году Гала делает очередной шаг по продвижению Сальвадора Дали. Она едет с ним в Америку.

Страна, обожающая все новое и нетривиальное, отзывалась на все наиболее немыслимые идеи Дали и согласна была отдавать за них баснословные деньги. США захлестнула реальная «сюрреалистическая лихорадка», во славу Дали организовывались целые балы, на которые являлись все нью-йоркские «сливки».

Из Штатов Сальвадор Дали и Гала возвратились невероятно богатыми и невероятно прославленными. Благосостояние и именитость Сальвадор Дали и Гала увеличивается и разрастается, однако, убывает основное – мощь и красота Гала. Она все также много позирует своему маэстро. Дали изображает ее на полотне «Мадонна Порт-Льигата», еще на одной картине Христофор Колумб несет флаг с ее портретом и фразой: «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег». Художник боготворил Гала, почитал ее своей вдохновительницей, супругой, матерью и соратником.

Время утекало, Гала увядала и даже вереница меняющихся один за одним молодых любовников не давала ей отныне успокоения и веселья. Дали воздерживался от комментариев про романы жены, а Гала говорила, что Сальвадору безразлично, и каждый из них живет собственной жизнью. Что бы там не было, никто никогда не видел больших раздоров меж Сальвадором Дали и Гала. И они жили душа в душа до того момента, когда в 1982 году от бесчисленных болезней Гала не скончалась.

По завещанию Гала должны были похоронить в , преподнесенном ей Сальвадором. Она умерла в больнице в 80 км от замка. Испанский закон, утвержденный во время эпидемии чумы, воспрещал перевозить тела усопших, однако, Дали восстал против закона.

Сальвадор Дали одел покойную супругу в ее наиболее прекрасное алое платье из шелка, огромные солнцезащитные очки и, посадив словно живую, на заднее сиденье «кадиллака», отвез к месту последнего пристанища – в их семейный склеп в Пуболе.


Кадиллак, на котором Дали вез Галу из больницы

Забальзамированное тело Гала уложили в гроб с прозрачной крышкой и тихо захоронили. Дали не явился на церемонию, а только через несколько часов зашел в склеп, чтобы сказать: «Видишь, я не плачу»…

Жизнь Дали после смерти Гала