Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за снегом. Нод Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора». Мы, чуть отдохнули от наших покупок

светлана недилько

Цель :

Уточнять и расширять представление о снеге .

Задачи :

1. Обогащать и закреплять знания о снеге и снегопаде ;

2. Развивать интерес к явлениям неживой природы;

Ход прогулки:

Ребята, отгадайте загадки :

1) Покружилась звёздочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

2) Бел, а не сахар,

Ног нет, а идёт. (снег )

3)Что за звёздочки такие

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке. (снежинка)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает ложится.

II. Падают белые снежинки, ложатся на крышу, на землю, ветки деревьев. А почему идёт снег ? (из всех Земных водоёмов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, замерзает, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя снежинки)

Какой бывает снег (белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий)

Снег состоит из снежинок . Снежинки похожи на белые звёздочки. Их можно поймать на рукавичку и рассмотреть, но дышать на них нельзя. А почему (растают) . Поймайте себе на рукавичку снежинку и посмотрите какая она (белая, лёгкая, воздушная, ажурная, прозрачная, красивая, резная) . Снежинки могут летать, кружиться, падать и таять.

Хотите немного побыть снежинками?

Импровизация под музыку со снежинками.

Когда с неба падает много снежинок, как называется это явление (снегопад )

А когда ветер подхватывает снежинки и несёт их, и кружит? (вьюга)

Иногда в морозный день мы слышим как снег хрустит под ногами , это ломаются лучики снежинок.

Почему скрипит снег ?

Где он образуется? Почему?

Какой снег на ощупь ?

На что похожи снежинки?

Что случится со снежинкой, если она попадёт на ладошку?

А как можно со снегом играть (снежки, снежная крепость, кататься на горке, лыжах, санках)

Давайте поиграем :

Логоритмическое упражнение «Снежок»

Мы с тобой снежок слепили

Очень круглый, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим

Два – поймаем

Три – уроним и сломаем.

Ребята, а можно снег кушать ? Почему? Зачем он нужен растениям (укрывает как одеялом, спасает от мороза) .

Тихо, тихо снег идёт

Белый снег , мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе лопатой.

Давайте и мы с вами расчистим дорожку от снега .

Публикации по теме:

А у нас в Бресте долгожданное событие для всех - у нас выпал первый снег. Конец декабря - и только первый. Мы так его ждали, дети даже писали.

Конспект наблюдения «Наблюдение за снегом» во второй младшей группе Конспект наблюдения (вторая младшая группа) Тема: «Наблюдение за снегом» Цель: развивать способность наблюдать; закреплять знания о том,.

Конспект наблюдения за снегом и льдом в старшей группе на прогулке (декабрь) Цели:формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за снегом" Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега. Задачи: Образовательные:.

.

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий мир природы! Ввести ребенка в этот мир, раскрыть всю красоту, неповторимость, научить.

Наблюдение за снегом на прогулке «Белый снег пушистый» Цель: познакомить детей со свойствами снега: он белый, холодный, тает в руках. Рассмотреть снежинку, показать, что снежинок много, они разные.

Конспект прогулки в старшей группе

«Наблюдение за снегом и льдом»

Цель:

Познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом;

Закрепить названия и последовательность зимних месяцев

Формировать представление о разнообразии состояния воды;

Учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место;

Развивать речь детей;

Обогащать словарный запас (снегопад, снежинка, пурга, вьюга)

Развивать двигательную активность;

Воспитывать трудолюбие.

Выносной материал .

лопатки, совочки, метелки, два стакана (для экспериментирования)

  1. Организационный момент

Ой, ты, зимушка-краса!

Побелила все леса,

Горы снега намела,

Нас кататься позвала.

  1. Беседа по теме

Ребята, посмотрите, идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снегопад!

  1. Скажите, как называются зимние месяцы?
  2. А какие зимние виды спорта вы знаете?
  3. А чем вам нравится зима?
  1. Экспериментирование

Ребята, давайте проведем опыт! В один стакан кладем лед, в другой – снег.

Какой лед по цвету? Назовите его свойства.(холодный, твердый, прозрачный, хрупкий)

Какой снег по цвету? Назовите его свойства (холодный, белый, пушистый, мягкий)

Чем они похожи? (это замерзшая вода, бывает только зимой, холодные)

Чем снег и лед отличаются?

Ребята, после прогулки поставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом (под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза)

А теперь, ребята, давайте отдохнём

  1. Физкультминутка. Подвижная игра «Снег кружится»

Цель: учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; развивать слуховое внимание, двигательную активность, воспитывать желание играть в подвижные игры.

Ход игры

Воспитатель: «Снег, снег кружится, белая вся улица! ». Дети кружатся.

Воспитатель: «Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»

Дети приближаются к воспитателю.

Воспитатель: «Спать легли снежинки, белые пушинки». Дети приседают

Воспитатель: «Подул холодный ветер, снежинки разлетелись. »

Дети разбегаются по площадке

  1. Трудовая деятельность. Сооружение построек из снега

Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место, прививать трудолюбие

Воспитатель предлагает желающим расчистить площадку перед беседкой от свежевыпавшего снега. Дети выбирают себе по желанию лопатки, и вместе со взрослыми убирают снег (педагог показывает действия). Затем по желанию можно подмести площадку.

  1. Самостоятельная деятельность

Закончив расчищать площадку, дети могут вместе с воспитателем украшать ее, расставляя по снежному валу разноцветные флажки. Воспитатель хвалит их, благодарит за усердие.

Одни дети играют, другие наблюдают за действиями товарищей. Воспитатель может обратиться к подгруппе из 3-5 детей и, протянув руку навстречу падающему снегу, предложить отгадать: «Белая, пушистая, на руку упала и пропала. Что это такое? Угадали? »

  1. Рефлексия
  1. Ребята, о чем мы сегодня беседовали?
  2. Что понравилось вам больше всего?

№ 21 Наблюдение за снежинками

Цель – обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; учить сравнивать, развивать познавательную активность.

Беседа
Что за звездочки сквозные
На платке и рукаве,
Все сквозные, вырезные
А возьмешь - вода в руке?
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

Понаблюдайте за снегом, какой он? Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки? Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор. Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке? Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бывает.)


Понаблюдать, где быстрее тает снег - на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

Труд. Постройка лабиринта.

П/и: "Два мороза", "Волк во рву". Ходьба "змейкой" между предметами.

Индивидуальная работа.

Дидактические игры. "Пройди осторожно". "Два верблюда".

Пальчиковая гимнастика "Снежинки".

№ 22 Наблюдение за снегоуборочной машиной

Цель – расширять представление о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; воспитывать
интерес к технике и уважение к труду взрослых.

Беседа
Что за дворник удалой
Снег сгребал на мостовой? (Снегоуборочная машина.)

У снегоуборочной машины впереди прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами грузовика вращаются мохнатые круглые щетки. Из чего они сделаны? (Из стальной проволоки.) Какая у них щетина? (Жесткая, колючая.) А вот еще одна машина идет убирать снег. Что у нее есть? (Два больших винта.) Что делают эти винты? (Захватывают снег, как мясорубка мясо, несут его под лопасти вентилятора, который сбрасывает снег далеко в сторону.) Как называется эта машина? (Снегоочиститель.) Чем похожи все машины? К какому транспорту относится снегоочистительная машина?
(К специальному.)

Исследовательская деятельность
Сравнить снегоочиститель с машиной "скорой помощи".

Труд. Очистка от снега участка и постройка лабиринта.

П/и: "Охотники и звери", "Не попадись". Метание в даль.

Индивидуальная работа.

Дидактические игры. "Пройди по мостику". "Быстро возьми, быстро положи".

Пальчиковая гимнастика "Транспорт".

Самостоятельная игровая деятельность. Игры в лабиринте.

№ 23 Наблюдение за снегом

Цель – формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы.

Беседа
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает,
Со звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

Есть примета: если вороны и галки садятся на вершины деревьев - быть снегопаду. Идет зима, растут сугробы и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели, а когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка - наст. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут себе ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья. Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться. Назовите зимние месяцы. Как называется тонкая корочка льда, появляющаяся на снегу? В результате чего она образовалась?

Исследовательская деятельность
Измерить глубину снега открытых и защищенных участков детского сада. Ответить, где больше снега и почему?

Труд. Поливка водой ледяной дорожки.

Индивидуальная работа.

Дидактические игры. "Назови предметы". "Что лишнее".

Пальчиковая гимнастика "Падает снежок".

№ 24 Наблюдение за облаками

Цель – расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты; развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.

Беседа
Без крыльев летят, Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака.)
Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются - образуются облака. Когда капельки воды в облака становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. Облака бывают перистые и кучевые. Перистые облака появляются в ясную погоду, а кучевые - перед дождем или снегопадом. Какие бывают облака? Из чего они образуются? На что похожи?

Вытканы из кружев
Птицы-облака.
Может, это сказка
Мчится сквозь века?

Исследовательская деятельность Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.

Труд. Сгребание снега под кусты и деревья, расчистка дорожек я горки.

П/и: "Наседка и коршун". "Хоккей на снегу". Прыжки через бревно.

Индивидуальная работа.

Дидактические игры. Разучивание скороговорки. Повторение стихотворений.

Пальчиковая гимнастика "Облака".

Самостоятельная игровая деятельность. Игры в прятки.

№ 25 Наблюдение за свиристелью

Цель – закреплять представления о птицах (свиристель); воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

Беседа
Свиристели прилетели.
На рябину дружно сели,
Стали ягоды клевать,
Стали Солнце в гости ждать.
Как выглядит свиристель? (Размером свиристель со скворца, оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлые пятна на груди и брюшке, а темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. На крыльях нарисованы ярко-красные полоски.) Почему это птица получила такое название? (Она тихо посвистывает, будто играет на свирели: свири-свири-свир.) Почему свиристелей называют северными попугаями? (Оперение у них очень нарядное, яркое, разноцветное.) Чем питаются свиристели? (Очень любят спелые ягоды рябины, поедают мошек, комаров, ягоды можжевельника, боярышника, калины.) По каким признакам можно узнать, что эту рябину посетили свиристели? (На снегу под рябиной всегда лежит много ягод.) А почему свиристели бросают ягоды рябины на снег? (Возвращаясь вновь в свои северные владения, птицы находят сброшенные в снег ягоды и поедают их. В снегу ягоды очень хорошо сохраняются.) Где живут свиристели летом и весной? (В густых северных лесах.) Куда улетают свиристели осенью? (Откочевывают к югу, собравшись в стаи, т.е. перемещаются с одного места на другое, на относительно недалекое расстояние и ненадолго в поисках пищи - рябины.)

Труд. Расчистка дорожек, скамейки, бума от снега.

П/и: "Коршун и наседка". "Не попадись". Бег в разных направлениях.

Индивидуальная работа.

Дидактические игры. "Игра в слова". "Что спряталось".

Пальчиковая гимнастика "Птички невелички".

Самостоятельная игровая деятельность. Имитация стай свиристелей.

№ 26 Наблюдение за сезонными изменениями

Цель – формировать представления об изменениях в природе; уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель), узнавать их приметы в поэзии; закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Беседа
Февраль - последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бывают оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже.
Воспитатель загадывает детям загадки.

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Исследовательская деятельность
Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.

Труд. Уборка снега на участке малышей.

П/и: "С сугроба на сугроб". "Кто быстрее?". Прыжки в длину.

Индивидуальная работа.

Дидактические игры. "Я начну ". "Времена года".

Пальчиковая гимнастика "Капель".

Самостоятельная игровая деятельность. Уборка участка от веток.

№ 27 Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели

Цель – на примере сравнения снегиря со свиристелью изучать особенности их строения, образа жизни (питания, движения); воспитывать познавательный интерес к птицам.

Беседа
Грудка ярче, чем заря, У кого? (У снегиря.)
Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки! (Свиристель.)
Как выглядит снегирь? (У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее - грудка у нее не алая, а темно-серая.) Как выглядит свиристель? (Оперенье у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях, словно нарисованные ярко-красным карандашом, ровные полоски.) Что у них общего? (Эти птицы пролетные; яркое оперение; они жители севера; любят ягоды рябины.) Чем отличается снегирь от свиристели? (Размером: снегирь чуть больше воробья, а свиристель - размером со скворца, имеет хохолок; окраской оперения.) Видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему? (Этих птиц можно увидеть на кустах рябины, калины, так как они питаются ягодами и семенами этих растений.) Можно ли по рассыпанным на снегу ягодам рябины определить, кто ими кормился? (свири¬стели их роняют на снег, а снегири поедают только семена, выбрасывая мякоть.) Знаете ли вы как ведут себя снегири и свиристели? (Снегири неторопливо перелетают небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды. Свиристели - быстрые, шустрые, пугливые; налетают большими стаями, жадно и торопливо клюют.)

Труд. Разбрасывание песка на скользкие дорожки.

П/и: "Совушки", "Скворечники". Ходьба на лыжах.

Индивидуальная работа.

Дидактические игры. "Реши". "Что лишнее".

Пальчиковая гимнастика "Снегирь".

№ 28 Наблюдение за оврагом

Цель – закреплять знания о ландшафте; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Беседа
Тропинка вдоль оврага,
Замшелые стволы,
Дубовые ворота,
Подкова на двери,
Не терем не избушка,
не церковь, не кабак,
Беззубая старушка
С котенком на плечах.
Как изменился овраг с приходом зимы? (Покрылся снегом, стал не очень крутой.) Где больше снега - вверху или внизу оврага? (Нужно измерить снегометром.) Почему снега внизу больше? (Порывы ветра сдувают снег, снося его вниз в овраг.) Где весной будет почва суше - вверху или на дне оврага? (Больше снега - больше воды; вверху песок быстро пропускает воду, а внизу - нет, потому что там глина.) Чем служит снег для трав? (Одеялом, которое укрывает от мороза и ветра.)

Исследовательская деятельность
Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)

Труд. Подметание дорожек на участке младших групп.

П/и: "Бездомный заяц". "Следопыт". Катание на лыжах.

Индивидуальная работа.

Дидактические игры. "Назови действия". "Цепочка слов".

Пальчиковая гимнастика "Высокие горы".

Самостоятельная игровая деятельность. Игры со снегом и формочками.

№ 29 Наблюдение за вороной и сорокой

Цель – закреплять представление о птичьем мире, знать характерные их особенности.

Беседа
Сорока-ворона
Смотрит сверху,
Сверху на небо
С перевёрнутой ветки.

Ребята, посмотрите, какая гостья у нас на участке. (Ворона.) Что вы знаете о ней? Какая она по характеру? За что не любят ворону? Что в ней положительного? Ворону называют серой разбойницей. Многие не любят ворон за нахальство, воровские привычки. И все же
нет у нас птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду подобраться - берегись. Со всей округи соберутся соседи, и все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон - самый крупный из вороньей семьи. Ворон и ворона - совсем разные птицы. Их даже не увидишь вместе. Ворон - птица лесная. Во многих сказках ворона называет мудрым. Может, потому, что живет эта птица до ста лет. А вы знаете вороньих родственников? (Грач, галка, сорока.) Какая сорока? В чем сходство и различие между вороной и сорокой? Сороку вы хорошо знаете. Лесные обитатели уважают сороку. Она длиннохвостая, везде летает, все слышит, обо всем знает. Застрекотала сорока в кустах - насторожились, притаились звери и птицы. «Опасность, опасность!» - стрекочет сорока, и
всем понятен ее язык.

Труд. Коллективный труд на территории участка.

П/и: "Коршун и наседка", "Не попадись". Игра в бадминтон.

Индивидуальная работа.

Дидактические игры. "Угадай фигуру". "Сложи слово".

Пальчиковая гимнастика "Ворона".

№ 30 Наблюдение за лошадью

Цель – учить сравнивать животных по их признакам; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к животным; закреплять знания о домашних животных.

Беседа
Посмотрите на лошадь, какое прекрасное благородное Животное. Как выглядит лошадь? (Крупное тело, сильные стройные ноги, густые, пышные грива и хвост.) Какое это животное? (Лошадь - верный слуга и спутник человека. Она незаменима в сельскохозяйственных работах.) Чем питаются лошади? (Овсом.) Сравните лошадь с коровой. Что у них общего? Чем отличаются? Какую пользу приносят лошадь и корова?

Посмотри на рысака -
Лоснятся его бока.
Он копытом землю роет,
Вьется «пламя золотое»
Из расширенных ноздрей -
Хочет он скакать скорей.

Труд. Постройка снежной горки для малышей.

П/и: "Поймай снежок", "Бездомный заяц". Упражнять в скольжении.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Снежинка". "Веревочка".

Пальчиковая гимнастика "Лошадка".

Самостоятельная игровая деятельность. Игры с формочками.

№ 31 Наблюдение за сезонными изменениями

Цель – формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Беседа
Что такое за окном? Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел И про то, что зиму встретил.
Нарядилась и рябинка В белый праздничный наряд,
Только гроздья на вершине Ярче прежнего горят.

Декабрь год кончает - зиму начинает. Теплая зима к холодному лету. Солнце летом греет, а зимой морозит. Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее. За каким месяцем идет декабрь? К какому времени года относится ноябрь? Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью? Зачем засыпают корни деревьев снегом? Как одеваются люди зимой и осенью?

Труд. Засыпка корней деревьев снегом.

П/и: "Попади в обруч", "Парный бег". Упражнения на скольжение.

Индивидуальная работа.

Дидактические игры. "Продолжи ряд". " Назови действия".

Пальчиковая гимнастика "Зима".

Самостоятельная игровая деятельность. Сбор веток на участке.

№ 32 Наблюдение за птицами зимой

Цель – формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя при¬знаки живого.

Беседа
Не видно в лесу тропинок,
В тулупах кусты стоят.
Уснувших жуков и личинок
Укрыл под корой снегопад.
Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном,
А мы кормить тебя будем
Крошками хлеба, пшеном.

Каких птиц вы видите зимой около своего дома? Почему они прилетают к жилью человека? Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? Почему зимующих птиц надо
подкармливать? Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам? Какой корм они охотнее поедают? Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? Есть ли кормушка возле вашего дома?

Труд. Очистка участка младших дошкольников от снега.

П/и: "Ловкая пара". Метание снежков вдаль и в цель. "Попади в цель".

Индивидуальная работа.

Дидактические игры. "Парочки". "Лишнее слово".

Пальчиковая гимнастика "Воробьи".

Самостоятельная игровая деятельность.

№ 33 Наблюдение за состоянием природы

Цель – учить видеть прекрасное, различать характерные при¬меты зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

Беседа
Удивительный художник у окошка побывал,
Удивительный художник нам окно разрисовал:
Пальмы, папоротники, клены - на окошке лес густой.
Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой.
На стекле цветы и листья - все искрится, все бело.
Но без красок и без кисти разрисовано стекло.
Замечательный художник у окошка побывал.
Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)
За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный. Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группи¬руются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными Цветами.

Труд. Заливка цветной водой постройки на участке.

П/и: "Не оставайся на полу", "Встречные перебежки". Ходьба на лыжах.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Фигуры". "Я знаю…"

Пальчиковая гимнастика "Мороз".

Самостоятельная игровая деятельность. Игры в снежки.

№ 34 Наблюдение за тополем

Цель – формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

Беседа
Осыпает зима
Серебром тополя
И седеют они,
Не успев постареть,
И пурга, как туман,
Между ними, шаля,
Завывая свистит,
Словно плеть!
Что делают зимой деревья? Хорошо им или плохо зимой? Как мы можем помочь пережить холодную зиму? В каком состоянии находятся деревья зимой? Оказывается, холодный сезон является для растения засушливым периодом: корни получают очень мало воды. Листья же продолжают ее испарять. Осенний листопад помогает выжить растению. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Листопад - старение и опадение листьев накануне зимы.

Труд. Расчистка дорожки к дереву, украшение ее, утепление ствола у корней снежным покровом.

П/и: "Два мороза", "Кони". Метание снежков правой и левой рукой в определенном направлении.

Индивидуальная работа.

Пальчиковая гимнастика "Тополек".

Самостоятельная игровая деятельность. Сбор веток на участке малышей.

№ 35 Домашние животные зимой

Цель – закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).

Беседа
Домашних животных я очень люблю:
Кормлю, берегу и ласкаю.
Собаку и кошку, козу и свинью
Друзьями своими считаю.
Помощники наши - корова, баран
И конь вороной темногривый
Живут с нами рядом, привязаны к нам,
Доверчивы, миролюбивы.
Каких домашних животных вы знаете? Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы? Почему животных перестали выгонять на пастбища? Как люди ухаживают за домашними животными? Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой. Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные. Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время? Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?

Труд. Расчистка дорожки к кормушке.

П/и: "Медведи и пчелы". "Совушка". Выполнение упражнений на сохранение равновесия.

Индивидуальная работа.

Дидактические игры. "Плавает, летает". "Что я загадала".

Пальчиковая гимнастика "Собака".

Самостоятельная игровая деятельность. Катание на санках.

№ 36 Наблюдение за снегопадом

Цель – формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде.

Беседа
Снег из тучи прилетел,
Лечь на землю захотел.
Ищет места - не найдет,
Задержался у ворот.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются
в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег - это очень много снежинок. Почему скрипит снег? Где образуются снежинки? Почему? Какой на ощупь снег? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить? Почему? Что такое снег? Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые). На что похожи снежинки? Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

Труд. Уборка участка от снега.

П/и: "Гуси-лебеди", "Кто лучше прыгнет?". "Хоккей".

Индивидуальная работа.

Дидактические игры. "Цифры". "Похожи-не похожи".

Пальчиковая гимнастика "Снег идет".

Самостоятельная игровая деятельность. Помощь малышам на участке.

№ 37 Наблюдение за елью на участке

Цель – уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

Почему ель относят к хвойным деревьям? Что является основным признаком хвойных деревьев? Сравните деревья, в чем их различия? Какое дерево искусственное? Как вы узнали, какое дерево живое? Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы), у нее нет корней, она не растет. Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.

Новогодние деньки,
Снег морозный, колкий.
Загорелись огоньки
На пушистой елке.
Шар качнулся расписной,
Бусы зазвенели.

Труд. Расчистка дорожек от снега; строительство горки для ка¬тания кукол на саночках.

П/и: "Лиса в курятнике", "Самолеты". "Донеси мешочек".

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Парочки". "Звери, птицы".

Пальчиковая гимнастика "Зеленая елочка".

Самостоятельная игровая деятельность. Катание на санках.


№ 38 Наблюдение за зимующими птицами

Цель – закреплять знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; воспитывать желание заботиться о них и охранять.

Беседа
Вновь разгулялась вьюга,
Срывает снежные шапки.
Совсем замерзла пичуга,
Сидит, поджимая лапки.

Каких птиц называют зимующими? Чем они питаются? Каких зимующих птиц вы знаете? Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края? Как человек может помочь зимующим птицам? Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семена¬ми и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыс¬кивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам - си¬ничкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

Труд. Сбор снега для постройки зимнего городка.

П/и: "Кто быстрей по дорожке?". "Прыгуны". Улучшение техники бега (естественность, легкость, энер¬гичное отталкивание).

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Назови". "Угадай число".

Пальчиковая гимнастика "Птички".

Самостоятельная игровая деятельность. Катание на лыжах.

№ 39 Наблюдение за березой зимой

Цель – формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не заде¬вать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Беседа

Стоит березка в пелеринке,
Звенит на ветках бахрома.
Чем легче, тем нежней снежинки,
Тем холодней стоит зима!

Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются. Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют. Как чувствуют себя деревья зимой? Что с ними происходит? В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.) Как вы узнали березу?

Труд. Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.

П/и: "Кому флажок?", "Эстафета с обручами". Пролезание в обруч.

Индивидуальная работа.

Дидактические игры. "Резвый мешочек". "Кому что".

Пальчиковая гимнастика "Березка".

Самостоятельная игровая деятельность. Игры со снегом.

№ 40 Наблюдение за солнцем

Цель – продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы - мороза; формировать интерес к неживым объектам природы.

Беседа

Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей!
Приласкай и обогрей!

Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне - на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зи¬мой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

Труд. Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур.

П/и: "Пустое место", "Сделай фигуру". Элементы хоккея.

Индивидуальная работа.

Дидактические игры. "Кто где стоит". "Фигуры".

Пальчиковая гимнастика "Солнце".

Самостоятельная игровая деятельность. Игра с льдинками.

Цель –обращать внимание на то, что снежинки бывают раз​личными по форме; учить сравнивать, развивать познавательную активность детей.

Беседа

Что за звездочки сквозные

На платке и рукаве, Все сквозные, вырезные

А возьмешь - вода в руке?

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Понаблюдайте за снегом, какой он? Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки? Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор. Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке? Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бывает.)

Исследовательская деятельность

Понаблюдать, где быстрее тает снег - на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

Труд. Постройка лабиринта.

П/и: "Два мороза", "Волк во рву". Ходьба "змейкой" между предметами.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Пройди осторожно".

Пальчиковая гимнастика "Снежинки".

Самостоятельная игровая деятельность. Игры в снежки.

Приложение 10

Работа в уголке экспериментирования

Структура детского экспериментирования

    Проблемная ситуация

    Целеполагание (что нужно сделать)

    Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)

    Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)

Приложение 11

Нод Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.

Опыт № 3

Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.

Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?

Опыт № 4

Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать отпечаток следа утенка, а потом собачки или птицы.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.

Опыт № 5

Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки пчелки приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку.

Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются кувшинки?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему идет дождь?

4. Почему остались следы на песке?

5. Почему пчелы летят на цветы?

Конспекты занятий в книге О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»:Санкт- Петербург «Детство-Пресс» 2006 год.

Приложение 12

Прогулка: Наблюдение за сосульками

Цель –знакомить со свойствами воды, различными ее состоя​ниями; способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.

Беседа:

Шаловливые сосульки

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз.

Надоело им свисать,

Стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон

- Кап-кап! Дон-дон !

Ребята, обратите внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома. Откуда произошло слово «капель»? Постойте тихонько и послушайте, как падают капли. Пусть каждый ребенок рассмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит, какая она - гладкая, шершавая и т.д. Предложите ребятам посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно? Прозрачная она или нет? На что похо​жа сосулька? Пусть дети выскажут свои предложения: поче​му она такой формы, как образуется острый кончик? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? (Когда капелька стека​ет по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.) Что растет вершиной вниз? (Сосулька.) Есть примета: длинные сосульки - к долгой весне.

Труд. Заготовка талой воды для поливки комнатных растений.

Подвижные игры: "Мы - капельки", "Живой лабиринт".

Индивидуальная работа . Дидактические игры. "Правильно скажи". "Кто чем питается".

Пальчиковая гимнастика "Сосульки".

Самостоятельная деятельность. Игры с выносным материалом.

Приложение 13