Темная сторона вернера фон брауна. Вернер фон Браун - отец американской космонавтики (4 фото)

По физике (1934)

Вернер Магнус Максимилиан фрайхерр фон Браун (нем. Wernher Magnus Maximilian Freiherr von Braun ; 23 марта , Вирзиц , провинция Позен , Пруссия - 16 июня , Александрия , Виргиния , США) - немецкий, а с конца 1940-х годов - американский конструктор ракетно-космической техники , один из основоположников современного ракетостроения, создатель первых баллистических ракет , член НСДАП с 1937 года, штурмбаннфюрер СС . В США он считается «отцом» американской космической программы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ ИСТОРИЯ РАКЕТОСТРОЕНИЯ | Королев VS Браун, Вернер фон

    Королёв Сергей Павлович

    ✪ Битва За Космос-2 серия (Первый спутник)

    ✪ Пришельцы на Луне. Секретные файлы

    ✪ Битва За Космос-3 серия (Гонка на выживание)

    Субтитры

Биография

Вернер фон Браун родился в городе Вирзиц в провинции Позен тогдашней Германской империи (ныне - Выжиск в Польше). Он был вторым из трёх сыновей в семье, принадлежавшей к аристократическому роду, и унаследовал титул «фрайхерр » (соответствует баронскому). Его отец, Магнус фон Браун (1878-1972), был министром продовольствия и сельского хозяйства в правительстве Веймарской республики . У его матери, Эмми фон Квисторп (1886-1959), обе линии предков восходили к королевским семьям. У Вернера был младший брат, которого также назвали Магнус фон Браун. На конфирмацию мать подарила будущему ракетостроителю телескоп, что дало ему толчок к увлечению астрономией .

После Первой мировой войны Вирзиц был передан Польше, а его семья, подобно многим другим немецким семьям, выехала в Германию. Фон Брауны осели в Берлине, где 12-летний Вернер, вдохновлённый рекордами скорости Макса Валье и Фрица фон Опеля, осуществлёнными на автомобилях с ракетными двигателями , вызвал большое смятение на переполненной улице, взорвав игрушечный автомобиль, к которому прикрепил множество петард. Маленького изобретателя забрали в полицию и держали там, пока его отец не пришёл за ним в участок.

Фон Браун был музыкантом-любителем, получил соответствующее образование, мог по памяти играть произведения Баха и Бетховена . Он с раннего возраста научился играть на скрипке и фортепиано и первоначально мечтал стать композитором. Он брал уроки у Пауля Хиндемита , знаменитого немецкого композитора. Сохранилось несколько юношеских сочинений фон Брауна, и все они напоминают произведения Хиндемита.

В 1930 году начал работать над ракетами на жидком топливе в Германии. В 1932 году принят в военную ракетную научную группу Дорнбергера . В 1932-1933 годах на полигоне близ Куммерсдорфа осуществил запуск нескольких ракет на высоту 2000-2500 метров.

Работа над Фау-2 в нацистской Германии

Вернер фон Браун работал над своей диссертацией, когда в 1933 году к власти пришёл Гитлер и НСДАП . Ракетостроение практически немедленно стало важным вопросом повестки дня. Капитан артиллерии Вальтер Дорнбергер , фактически курировавший разработку ракет в рейхсвере , организовал предоставление Брауну от департамента артиллерийского вооружения гранта на исследования. С того времени Браун работал рядом с существовавшим Куммерсдорфским опытным полигоном Дорнбергера для твердотопливных ракет. Ему была присвоена степень доктора физических наук (ракетостроение) 25 июля 1934 года от Берлинского университета за работу, озаглавленную «Об опытах по горению», его куратором был немецкий физик Эрих Шуман . Но это была только открытая часть его труда, полная диссертация, датированная 16 апреля 1934 года, называлась «Конструктивные, теоретические и экспериментальные подходы к проблеме создания ракеты на жидком топливе». Она была засекречена по требованию армии и не публиковалась до 1960 года . К концу 1934 года его группа успешно запустила две ракеты, которые достигли высоты 2,2 и 3,5 км.

В то время немцы были крайне заинтересованы в разработках американского физика-ракетчика Роберта Годдарда . До 1939 года немецкие учёные эпизодически связывались с Годдардом напрямую для обсуждения технических вопросов. Вернер фон Браун использовал схемы Годдарда, публиковавшиеся в разных журналах, и объединил их при строительстве серии ракет Aggregat (A). Ракета A-4 больше известна как Фау-2 . В 1963 году Браун, размышляя над историей ракетотехники, так отозвался о работе Годдарда: «Его ракеты… по сегодняшним меркам могли показаться весьма примитивными, но они оставили заметный след в развитии и уже имели многие элементы, которые используются в самых современных ракетах и космических кораблях» .

В 1944 году, незадолго до того, как нацисты начали бомбардировать Англию при помощи Фау-2 , Годдард подтвердил, что фон Браун воспользовался его работами. Опытный образец Фау-2 улетел в Швецию и разбился там. Кое-какие части от ракеты были переправлены в США, в лабораторию в Аннаполисе , где Годдард проводил исследования для ВМФ Штатов. Видимо, Годдард исследовал обломки ракеты, которая 13 июня 1944 года в результате технической ошибки персонала ушла на неверный курс и разбилась неподалёку от шведского городка Беккебу. Правительство Швеции обменяло обломки неизвестной ракеты англичанам на истребители Спитфайр . В Аннаполис попала только какая-то часть обломков. Годдард опознал те детали ракеты, изобретателем которых он являлся, и сделал вывод, что плод его трудов превратили в оружие .

С момента, когда Общество космических путешествий VFR прекратило в 1933 году свою работу, в Германии не осталось объединений ракетчиков, а новый нацистский режим запретил гражданские опыты по ракетостроению. Ракеты позволялось строить только военным, и для их нужд был построен огромный ракетный центр (нем. Heeresversuchsanstalt Peenemünde ) в деревне Пенемюнде на севере Германии, на Балтийском море . Это место было выбрано отчасти по рекомендации матери фон Брауна, вспомнившей, что её отец любил в тех местах охотиться на уток. Дорнбергер стал военным руководителем полигона, а Браун - техническим директором. В сотрудничестве с люфтваффе центр в Пенемюнде разрабатывал ракетные двигатели на жидком топливе , а также реактивные ускорители взлёта для самолётов. Также там разрабатывали баллистическую ракету дальнего радиуса A-4 и сверхзвуковую зенитную ракету «Вассерфаль» .

После войны, объясняя, почему он стал членом НСДАП, Браун писал:

«От меня официально потребовали вступить в национал-социалистическую партию . В то время (1937 год) я уже был техническим директором военного ракетного центра в Пенемюнде… Мой отказ вступить в партию означал бы, что я должен отказаться от дела всей моей жизни. Поэтому я решил вступить. Моё членство в партии не означало для меня участие в какой-либо политической деятельности… Весной 1940 года ко мне в Пенемюнде приехал штандартенфюрер СС Мюллер и сообщил мне, что рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер прислал его с приказом убедить меня присоединиться к СС. Я немедленно позвонил своему военному начальнику… генерал-майору В. Дорнбергеру . Он мне ответил, что… если я желаю продолжить нашу совместную работу, то у меня нет другого выбора, кроме как согласиться.»

Это утверждение Брауна оспаривается некоторыми биографами, потому что в 1940 году Ваффен-СС ещё не выказывало никакого интереса к работам, проводившимся в Пенемюнде . Также оспаривается утверждение, что людей с положением фон Брауна подталкивали к вступлению в НСДАП и СС . Комментируя своё фото, где он позирует в униформе СС позади Гиммлера , Браун говорил, что надел форму только для того случая. Однако в 2002 году бывший офицер СС в Пенемюнде Ernst Kütbach рассказал Би-би-Си, что фон Браун регулярно появлялся на официальных мероприятиях в эсэсовской форме . Вначале фон Браун получил чин унтерштурмфюрера , впоследствии Гиммлер три раза повышал его в звании, в последний раз в июне 1943 года до штурмбаннфюрера СС. Браун заявлял, что это было автоматическим повышением, уведомление о котором он получал каждый год по почте .

К тому времени английские и советские разведывательные службы были осведомлены о ракетной программе и команде разработчиков в Пенемюнде. В ночь с 17 на 18 августа 1943 года английская бомбардировочная авиация провела операцию Гидра. 596 самолётов взяли курс на Пенемюнде и сбросили на ракетный центр 1800 тонн бомб. Тем не менее, уцелел и сам центр, и основная группа разработчиков. Но в ходе рейда погибли конструктор двигателя Вальтер Тиль (Walter Thiel) и главный инженер Вальтер (Walther), что задержало ход немецкой ракетной программы .

Первая боевая A-4, в целях пропаганды переименованная в V-2 (Vergeltungswaffe 2 - «Оружие возмездия 2»), была выпущена по Великобритании 7 сентября 1944 года, спустя всего 21 месяц после того, как проект был официально принят.

Проводившиеся в то же время эксперименты Гельмута Вальтера с ракетами на пероксиде водорода привели к созданию лёгких и простых реактивных двигателей Вальтера , удобных и для установки на самолёт. Фирме Гельмута Вальтера в Киле рейхсминистерство авиации также поручило создать ракетный двигатель для He 112. И в Нойхарденберге испытания прошли два разных ракетных двигателя: двигатель фон Брауна на этиловом спирте и жидком кислороде и двигатель Вальтера на пероксиде водорода и перманганате кальция в качестве катализатора . В двигателе фон Брауна реактивная струя создавалась в результате непосредственного сжигания топлива, а в двигателе Вальтера использовалась химическая реакция, при которой возникал раскалённый пар. Оба двигателя создавали тягу и обеспечивали высокую скорость . Последующие полёты на He 112 происходили на двигателе Вальтера. Он был более надёжным, проще в управлении и представлял меньшую опасность как для лётчика, так и для самолёта .

Использование рабского труда

15 августа 1944 года Браун написал письмо Альбину Саватцки (Albin Sawatzki), руководившему производством V-2, в котором соглашался лично отобрать работников из концлагеря Бухенвальд , которые, как он якобы признал в некоем интервью 25 лет спустя, находились в «ужасном состоянии».

В книге «Вернер фон Браун: рыцарь космоса» (англ. Wernher von Braun: Crusader for Space ) Браун неоднократно утверждает, что он находился в курсе по поводу условий работников, но чувствовал себя абсолютно неспособным изменить их. Его друг приводит слова фон Брауна по визиту в Миттельверк:

Это было жутко. Моим первым побуждением было поговорить с одним из охранников СС, на что я услышал резкий ответ, что мне надлежит заниматься своим делом или я рискую оказаться в такой же полосатой тюремной робе!… Я понял, что любая попытка сослаться на принципы гуманности будет совершенно бесполезной.

Стр. 44 английского издания

Когда участника команды Брауна Конрада Данненберга в интервью «The Huntsville Times» спросили, мог ли фон Браун протестовать против ужасных условий содержания подневольных работников, он ответил: «Если бы он это сделал, то, я думаю, его могли расстрелять на месте» .

Другие обвиняли фон Брауна в том, что тот принимал участие в бесчеловечном обращении или позволении такого отношения. Ги Моран (Guy Morand), французский участник Сопротивления, бывший пленником в концлагере Дора, в 1995 году засвидетельствовал, что после явной попытки саботажа:

Даже не заслушав мои объяснения, (фон Браун) приказал Майстеру (Meister) дать мне 25 ударов… Затем, решив, что удары не были достаточно сильны, он приказал, чтобы меня выпороли более жестоко… фон Браун приказал перевести мне, что я заслуживаю худшего, что на самом деле я заслужил, чтобы меня повесили… Я считаю, что его жестокость, жертвой которой я стал лично, стала красноречивым свидетельством его нацистского фанатизма.

Biddle, Wayne. Dark Side of the Moon (W.W. Norton, 2009) pp. 124-125.

Другой французский заключённый Робер Казабон (Robert Cazabonne) утверждал, что был свидетелем, как фон Браун стоял и смотрел, как заключённых вешали на цепях подъёмников . Сам Браун заявлял, что он «никогда не видел никакого жестокого обращения или убийств» и только «доносились слухи…, что некоторые из заключённых были повешены в подземных галереях» .

Арест и освобождение при нацистах

По данным французского историка Андре Селье, прошедшего через концлагерь Дора-Миттельбау , Гиммлер в феврале 1944 года принял фон Брауна в своей штаб-квартире Гохвальд в Восточной Пруссии . Чтобы усилить свои позиции в иерархии нацистской власти, Генрих Гиммлер устроил заговор, чтобы при помощи Каммлера взять в свои руки контроль над всеми немецкими программами по вооружениям, включая разработку Фау-2 в Пенемюнде . Поэтому Гиммлер посоветовал Брауну более тесно сотрудничать с Каммлером в решении проблем Фау-2. Однако, как утверждал сам фон Браун, он ответил, что проблемы с Фау-2 чисто технические и он уверен, что решит их с помощью Дорнбергера .

По всей видимости, фон Браун с октября 1943 года состоял под надзором СД . Однажды был получен отчёт о том, как он и его коллеги Клаус Ридель и Гельмут Греттруп вечером дома у инженера высказывали сожаление, что они не работают над космическим кораблём и все они полагают, что война не идёт хорошо. Это расценивалось как «пораженческие настроения». Об этих высказываниях доложила молодая женщина-стоматолог, бывшая одновременно агентом СС . Вместе с ложными обвинениями Гиммлера о симпатии фон Брауна коммунистам и о якобы его попытках саботажа программы Фау-2, и принимая во внимание, что Браун имел диплом лётчика и регулярно летал на предоставленном государством самолёте и, таким образом, мог убежать в Англию - всё это стало причиной ареста фон Брауна гестапо .

Не ожидавший ничего плохого Браун был арестован 14 или 15 марта 1944 года и был брошен в тюрьму гестапо в Штеттине . Там он провёл две недели, не зная, в чём его обвиняют. Только с помощью абвера в Берлине Дорнбергер сумел добиться условного освобождения фон Брауна, а Альберт Шпеер , рейхсминистр вооружений и военной промышленности, убедил Гитлера восстановить Брауна в должности, чтобы программа «Фау-2» могла продолжаться . Шпеер, цитируя в своих мемуарах «Führerprotokoll» (протоколы заседаний Гитлера) от 13 мая 1944 года, пишет, что Гитлер сказал в заключение беседы: «Что касается Б., я вам гарантирую, что он будет освобождён от преследования до тех пор, пока он будет вам необходим, несмотря на общие затруднения, которые могут последовать».

Сдача в плен американцам

В марте, будучи в деловой поездке, Браун сломал левую руку и плечо из-за того, что его шофёр уснул за рулём. Перелом оказался осложненным, но Браун настоял, чтобы ему наложили гипсовую повязку и он мог бы больше не оставаться в больнице. Конструктор недооценил травму, кость стала сращиваться неправильно, месяц спустя ему пришлось снова лечь в больницу, где ему снова сломали руку и наложили повязку по новой .

В апреле войска союзников проникли достаточно глубоко в Германию. Каммлер приказал научной команде сесть на поезд и отправиться в Обераммергау в Баварских Альпах . Здесь они находились под тщательной охраной СС, которой было приказано ликвидировать всех ракетчиков при угрозе попадания их к врагу. Однако фон Браун сумел убедить майора СС Куммера рассредоточить группу по ближайшим деревням, чтобы не стать лёгкой мишенью для американских бомбардировщиков .

2 мая 1945 года, заметив американского солдата из 44 пехотной дивизии, брат Вернера и по совместительству его коллега инженер-ракетчик Магнус догнал его на велосипеде и сказал ему на ломаном английском: «Меня зовут Магнус фон Браун. Мой брат изобрёл Фау-2. Мы хотим сдаться» . После пленения Браун сказал прессе:

«Мы знаем, что мы создали новое средство ведения войны и теперь моральный выбор - какой нации, какому победившему народу мы хотим доверить наше детище - стоит перед нами острее, чем когда-либо прежде. Мы хотим, чтобы мир не оказался бы вовлечённым в конфликт, подобный тому, через который только что прошла Германия. Мы полагаем, что только передав такое оружие тем людям, которых наставляет на путь Библия, мы можем быть уверены, что мир защищён наилучшим образом».

Высшие чины командования США хорошо знали, сколь ценная добыча попалась им в руки: фамилия фон Брауна возглавляла «Чёрный список» - кодовое наименование перечня немецких учёных и инженеров из числа тех, кого американские военные эксперты хотели бы допросить как можно скорее. 19 июля 1945 года, за два дня до запланированной передачи территории в зону советской оккупации, майор американской армии Роберт Б. Стэвер, шеф отдела реактивного движения Исследовательской и разведывательной службы Артиллерийского корпуса армии США в Лондоне и подполковник Р. Л. Уильямс посадили фон Брауна и руководителей его отделов в джип и доставили из Гармиша в Мюнхен . Затем группу перевезли по воздуху в Нордхаузен , а на следующий день - на 60 км юго-западнее, в городок Витценхаузен , находившийся в американской зоне оккупации . Фон Браун ненадолго задержался в центре допросов «Дастбин» (англ. Dustbin , «Мусорный ящик»), где представителей элиты Третьего рейха в области экономики, науки и техники допрашивали английские и американские разведслужбы . Изначально он был завербован для работы в США по программе Операция «Беспросветность» (англ. Operation Overcast ), позднее ставшей известной под названием Операция «Скрепка» .

Карьера в США

Армия США

Послевоенное время

Несмотря на внимание, которое стали уделять власти США после запуска СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году космическим полетам, первым человеком в космосе в 1961 г. снова стал не американец. Полет Юрия Гагарина послужил причиной провозглашения Джоном Кеннеди программной речи, в которой он заявил, что для престижа нации необходимо обеспечить высадку американского астронавта на Луну до 1970 года. Вернер фон Браун стал руководителем лунной программы США.

Немецкие биографы утверждают, что ракеты заинтересовали его ещё в юношестве: он угодил ракетой в лоток с яблоками, потом – в витрину булочной. Начав на полигоне, 20-летний барон в октябре 1932 года уже зачислен в штат Управления вооружений. С той поры всю свою жизнь Вернер фон Браун занимался большими ракетами, умело расправляясь со всеми своими конкурентами.


Версальский договор мешал Германии вооружаться, но ракеты в договоре не оговаривались, и под Берлином в 1930 году был организован полигон "Ракетенфлюг плаце". Тогда и появился там Вернер фон Браун, студент технологического института. Молодой член "Немецкого ракетного общества" был отпрыском старинного рода, предки его ещё в 1699 году были провозглашены баронами. Окружённый хороводом гувернёров и слуг, Вернер провёл детство в родовом имении Обер-Визенталь в Силезии. Немецкие биографы утверждают, что ракеты заинтересовали его ещё в юношестве: он угодил ракетой в лоток с яблоками, потом – в витрину булочной. Начав на полигоне, 20-летний барон в октябре 1932 года уже зачислен в штат Управления вооружений. С той поры всю свою жизнь Вернер фон Браун занимался большими ракетами, умело расправляясь со всеми своими конкурентами.

Браун возглавлял немецкий ракетный центр в Пенемюнде, где и создавалась его знаменитая ракета Фау-2 – "оружие возмездия", как расшифровывал это название Геббельс. Испытания в мае 1943 года прошли успешно, и высокая комиссия из генерал-фельдмаршалов и гросс-адмиралов рекомендовала работы продолжать. Гитлер вызвал Брауна в свою секретную ставку "Вольфшанце" ("Волчье логово") в лесах Восточной Пруссии, просмотрел фильм об этих испытаниях и остался очень доволен. Первая ракета упала в лондонском районе Чизвик 8 сентября 1944 года. Англичане сначала думали, что взорвалась газовая магистраль, ведь воздушную тревогу не объявляли. Но через 16 секунд прогремел второй взрыв. А потом нашли заиндевелый кусок металла, который позволил разгадать, что на Фау-2 применялся жидкий кислород. Немцам удалось в последние годы войны выпустить 1402 ракеты Фау-2, из которых 1054 взорвались в Лондоне...

Весной 1945 года Брауна и его помощников американцы вывезли в США, где он по существу и возглавил все работы по ракетной технике и космонавтике, принимал участие в создании первого американского спутника Земли и больших ракет "Юпитер" и "Сатурн". Наши ракетчики всегда отзывались о немецком конструкторе с должным уважением. Да, он был членом нацистской партии и даже штурмбанфюрером СС.

– Но назовите руководителя проекта масштаба Фау-2, который у нас не был бы членом КПСС! – смеясь говорил мне академик Б.В. Раушенбах. – Королёв прекрасно понимал, что в партию надо вступать обязательно...

Академик В.П. Глушко утверждал, что создание Фау-2 "явилось большим техническим достижением в области ракетостроения". Сергей Павлович Королёв, начав с копии ракеты Брауна, через 11 лет запустил свою легендарную Р-7, открывшую дорогу в космос. Пожалуй, вот на этот десяток лет и обогнал Браун своё время.

Вернер фон Браун умер от рака горла в маленьком городке Александрия неподалёку от Вашингтона 16 июня 1977 года.

Как часто в жизни одного человека могут претворяться исторические или литературные мифы? Думаем однажды, дважды - могут. Но мы хотим рассказать вам, как в жизни одного исторического лица многократно претворялись в жизнь рассказы о литературном герое.

Имя исторического лица - Вернер фон Браун, германский конструктор, сделавшийся известным в Америке и мире, благодаря своему вкладу в области ракетостроения и космических полётов.

Имя второго - Карл Иероним фон Мюнхаузен, герой сказок и рассказов имевший реального исторического прототипа. О них наш рассказ.

Семья. Детство и юность фон Брауна

Вернер Магнус Максимилиан фрайхерр фон Браун родился не рано и не поздно в своей семье. Это к тому, что был он вторым из трёх сыновей Магнуса фон Брауна и Эмми фон Квистроп, происходивших, в свою очередь, из аристократических семей. Местом своего рождения в день 23 марта 1912 года обязан он Вирзицу (Выжиск,польск.) провинции Позен (Познань, польск.), которая на тот момент находилась на территории Пруссии и ещё недолгое время оставалась в составе Германии.

Фрайхерр (фрайгерр - свободный господин, обращение - барон) - один из видов титулованного дворянства в немецкоязычных странах до 1919 года, немецкий аналог титула барон.

Три брата. Вернер в центре

По окончании Первой мировой войны по Версальскому договору земли Восточной Пруссии переходили к Польше. И семьи, которым было ещё что терять, переезжали в Германию. Семья фон Браунов сначала обосновалась в Гумбиннене (Гусев, Калининградская область), где отец был президентом Гумбинненского правительства, а затем в Берлине, где старший фон Браун будет занимать пост министра продовольствия и сельского хозяйства Веймарской республики.

Немного отвлечёмся и расскажем о некоем образе, который юный барон лицезрел в гумбинненской Фридрихшуле.

Уникальная фреска с изображением сцены встречи короля Пруссии Фридриха Вильгельма I с переселенцами из Зальцбурга (ныне Австрия, а на тот момент - Германия) была создана академиком Кёнигсбергской академии художеств Отто Хайхертом в 1912 -1913 годах по заказу правительства города. Поводом для написания картины послужило окончание строительства нового здания Фридрихшуле, гимназии для мальчиков, которая готовилась отметить свое 150-летие. Кроме этого, Гумбиннен вёл подготовку к 200-летию переселения в Пруссию зальцбуржцев, изгнанных со своей родины за приверженность к протестантизму. Прибывшие в Гумбиннен по приглашению короля Пруссии зальцбуржцы обрели новую родину на прусских землях. Фреска впечатляет как своими размерами (16×8 м), так и обилием персонажей. Фреску венчают слова, приписываемые королю Пруссии:

«Мне - новые сыновья, вам - милая Родина».

По европейским меркам безлюдная Восточная Пруссия вообще всегда была краем переселенцев - первая «волна» пришла в XIII - XIV веках вместе с тевтонцами, вторая - в XVI веке, превратив этот край в оплот протестантизма, ну а третья, когда в 1709 -1711 годах Пруссия была поражена чумой, от которой умерло до половины её населения, да и сам край был неспокойный, соседи воинственные, в общем - обезлюдевшие земли надо было срочно заселять. Охотнее всего откликнулись протестанты в окрестностях Зальцбурга, которым «закрутил гайки» тамошний католический епископ, и новой родиной им с 1730-х годах стал Гумбиннен.

Фреску замазали в первые годы советской власти в Пруссии (после 1947 года), и на её месте полвека было изображение Ленина. С тех пор сменилось несколько поколений, о прошлом успели забыть, и когда в колледж в 1990 - 2000 годах вдруг начали приезжать немцы, в том числе бывшие жители Гумбиннена, желающие посмотреть фреску, работники колледжа недоумевали. Однако в итоге фреску спасло качество советской побелки и краски, экспертиза показала её восстановимость, деньги собрали как местные, так и немцы, и в 2006 - 2008 годах фреску расчищали и обновили реставраторы из Петербурга. [ 1 ]

К сюжету этой фрески, как к воспоминанию детства фон Брауна, мы вернёмся в третьей части.

Определённо, юный герой наш был тем, кого обычно называют «вундеркинд», но в самом начале жизни пристрастия его лежали в сфере гуманитарной. Овладев же игрой на скрипке и фортепиано, юный Вернер фон Браун начал брать уроки у известного композитора. Кто знает, может это «музыка сфер» уже звала его к себе? Другой его талант призывал к организации «ватажек» и он был заводилой многих шалостей и проказ сверстников.

Пытаясь привить интерес к учёбе и точным знаниям, баронесса дарит сыну телескоп на конфирмацию.

Конфирмация - у католиков и протестантов (в разных формах): обряд приёма в церковную общину подростков, достигших определённого возраста.

Подарок и прочитанный роман Жюля Верна передают Вернеру неожиданную мечту-идею. Теперь во что бы то ни стало он мечтает о полёте на Луну.

Сменив несколько закрытых учебных заведений, в 1928 году родители перевели его в интернат имени Германа Литца на острове Шпикерог в Восточной Фризии. Здесь он добыл экземпляр книги «Ракета для межпланетного пространства» Германа Оберта. Браун и прежде был очарован идеей космических полётов, а теперь он стал целенаправленно заниматься физикой и математикой, чтобы потом конструировать ракеты.

Герман Юлиус Оберт (1894 - 1989) - один из пионеров мировой космонавтики. В 1908 году окончательно пришёл к выводу о том, что в космос можно выйти только с помощью ракеты. 16-летний гимназист совершенно верно определил и вторую задачу - выбор топлива для ракетного двигателя. До него единственным видом топлива был порох. Герман уже в 1912 году самостоятельно нашёл математическое выражение, которое известно как «формула Циолковского», и использовал его как руководство к решению поставленной задачи. Ему было ясно, что решение невозможно найти при ориентации на твёрдое топливо (на достигнутом к тому времени уровне развития техники). Поэтому он пришёл к мысли о необходимости использовать в качестве топлива смесь водорода и кислорода. Заметим на будущее,что из частиц этих газов состоит молекула воды.

В 1917 году сконструировал жидкотопливную ракету.

В 1923 году издал за свой счёт «Практику межпланетных путешествий», которая переиздавалась с дополнениями до 1984 года.

Эта книга обобщала проведённые им ранее работы и заканчивалась (уже в 23-м году) следующими тезисами:

1 - При современном состоянии науки и техники возможно создание аппарата, который может выйти за пределы земной атмосферы.

2 - В дальнейшем подобные устройства смогут развивать такую скорость, что вместо падения на Землю войдут в межпланетное пространство, преодолев земное притяжение.

3 - Имеется возможность создать такие устройства, которые смогут выполнить подобные задачи, имея на своём борту человека, вероятно, без серьёзного ущерба его здоровью.

4 - При определённых условиях создание таких устройств может стать вполне целесообразным. Такие условия могут возникнуть в ближайшие десятилетия.

Таким образом, труд Оберта очертил исчерпывающе проблематику развития космоса в ХХ столетии и стал настольной книгой для всех «больных» космосом.

Оберт состоял в переписке с Годартом и Циолковским. Прожил долгую жизнь, был научным консультантом многих, в том числе, Вернера фон Брауна, и даже находился в центре НАСА в 1969 году в некий исторический момент.

Замечательная история о боевом коне Мюнхаузена, перерубленном пополам

Мы решили построить повествование о жизни Вернера фон Брауна, опираясь на узнавание в его историях, историй о бароне Мюнхаузене, поскольку можно провести некоторые сравнения. Когда, рассказывая о фон Брауне, мы будем видеть истории, схожие с «Приключениями барона Мюнхаузена», то будем приводить параллельно отрывки из «Приключений». О правомочности таких аналогий - судить читателям. Начнём прямо сейчас.

Итак, Вернера часто перемещали из одного закрытого учебного заведения в другое, и это имело для родителей смысл. Его деловая активность внушала им серьёзные опасения…

В середине 1920-х годов твердотопливные или «пороховые» ракеты уже использовались в качестве сигнальных на морских судах. Видимо, они были в свободной продаже. Начались опыты по конструированию автомобилей, оснащённых такими ракетными двигателями. Пионерами в этом деле были Макс Валье и Фриц фон Оппель.


Лавры первопроходцев лишили сна юного барона.

«Он отправился в Берлин и купил там полдюжины сигнальных ракет. Он привязал ракеты к небольшому фургончику, в котором семейство фон Браун иногда путешествовало по побережью, и отправился на этом транспорте к одной из главных берлинских улиц - к Тиргартен-Аллее. Там он поджёг фитили, соединённые с находящимся в ракетах твёрдым топливом, а точнее с порохом, и модернизированный им автофургон рванул вперёд по улице, оставляя за собой огненные языки пламени. Прохожие были в ужасе от увиденного и шарахались во все стороны. Сам Вернер успел только проводить свое детище взглядом. К счастью, никто из прохожих не пострадал, и полиция, вначале арестовавшая юного изобретателя, вскоре выпустила его, посоветовав министру сельского хозяйства подержать своего отпрыска под домашним арестом». [ 2 ]

В другом источнике, однако, написано,что это был прицеп, то есть, не самостоятельно движущееся средство.

А теперь одна история от Мюнхаузена:

«Конь мой пил и пил не отрываясь. Я с удивлением смотрел на него минут пять или десять, и, когда наконец я обернулся, чтобы взглянуть, не собираются ли уже мои люди, - что я увидел? У бедного животного недоставало половины туловища и задних ног, и вода, вливавшаяся в него спереди, выливалась струей сзади, нимало не освежая моего доброго коня… Пока я раздумывал над этой загадкой, с противоположной стороны площади прискакал мой стремянный и, перемежая свою речь целыми потоками чистосердечных поздравлений и крепких ругательств, объяснил мне, каким образом я очутился один и почему у меня недостаёт половины лошади.

Когда я проник в крепость следом за бегущими турками, в воротах внезапно упала опускная решетка, которая начисто отрезала заднюю часть моей лошади, что, впрочем, не помешало мне гнать перед собой толпу неприятеля и вытеснить его через противоположные ворота.

Выслушав этот рассказ, я погнал половину моей лошади и непостижимо быстрым галопом прискакал назад, к воротам, где нашёл и вторую половину бедного животного, которая также рьяно преследовала бежавших прочь солдат турецкого гарнизона. Искусный лекарь моего отряда сшил вместе обе половины лошади, взяв для этого лавровые побеги, так как ничего иного под рукой не нашлось.

Это, впрочем, оказалось очень кстати, потому что лавровые побеги пустили корни в теле лошади, выросли и образовали лавровую беседку, так что во время этого и следующего походов я, в буквальном смысле, пребывал в тени своих лавров».

Таким образом, у нас напрашивается сравнение, что фургончик либо прицеп - это «вчерашний день» ракетостроения (задняя половина лошади), а передняя половина лошади - это «завтрашний день» космонавтики, который пока ещё не знает, как лететь к звёздам, используя жидкое топливо.

Между детством и Рейхсвером

Весной 1930 года Вернер стал студентом Политехнической школы в пригороде Берлина Шарлоттенбурге.

В конце 1920-х годов по всей Германии, и в её столице в особенности, многие молодые люди были увлечены идеей создания ракет для космических путешествий. Энтузиасты ракетостроения организовали «Общество космических путешествий», которое, по их мнению, должно было помочь им осуществить свою мечту. В Берлине Вернер стал активным членом этого общества. Там же произошло знакомство с Германом Обертом.


На базе «Общества» Оберт сконструировал первый жидкотопливный двигатель для ракеты, испытал его и получил авторскую лицензию. Но финансирования далее не предвиделось и он уехал преподавать в Румынию.

Оставшись без Оберта, его молодые коллеги, не покладая рук, творили новые проекты и искали под них финансирование. Спецы Рейхсвера проявляли интерес, но их не устраивало ни качество предъявленных образцов, ни отсутствие технической документации.

Связи решают всё

По условиям Версальского договора Германия была связана ограничениями и запретами производства нескольких видов вооружения. А вот ракеты были принципиально новой техникой, поэтому военспецы так ухватились за наших энтузиастов.

Юный Вернер фон Браун не смирился с этой неудачей. Он собрал данные об испытаниях ракет и разработках, созданных членами «Общества», и отправился к полковнику Карлу Бекеру, возглавлявшему в те годы отдел баллистики и вооружений Рейхсвера. Бекер встретил Брауна довольно тепло (по материалам автобиографии Бекер был другом старшего фон Брауна) и, выслушав все предложения юного конструктора, предложил группе разработчиков новую сделку. Армия готова была оказать им финансовую поддержку в том случае, если они согласятся продолжить свои работы в условиях строгой секретности. Однако Рудольф Небель, наиболее влиятельный из членов «Общества», стал возражать против этого условия. Он явно не желал, чтобы их творческий коллектив превратился в чисто армейское подразделение.

Узнав об этом, Бекер предложил фон Брауну другой вариант: до получения степени бакалавра продолжать научную работу в Берлинском университете за счёт средств, выделенных Рейхсвером. Сам Бекер был профессором этого университета. При этом темой научной работы фон Брауна должно было стать исследование ракетных двигателей на жидком топливе.

Работа на Рейхсвер

Экспериментальные исследования по теме своей докторской диссертации Вернер фон Браун проводил в военно-исследовательской лаборатории в Куммерсдорф-Вест. О результатах этих исследований юный барон доложил 1 октября 1932 года. Тогда ему было 20 лет. После этого доклада он сразу же был удостоен степени бакалавра. Он сблизился с инженером-механиком Генрихом Гройновом и другим энтузиастом ракетостроения - Вальтером Риделем. Они начали работать под управлением армейского офицера-артиллериста полковника Вальтера Дорнбергера. Вскоре Дорнбергер отдаёт Вернеру технические функции управления, оставляя за собой лишь административные. В таком раскладе тандем сохранился до 1945 года.

Уже находясь в США, Вернер фон Браун так объяснял причины того, что он и его соратники начали работать на нацистов:

«Мы нуждались в деньгах для проведения наших экспериментов, а германская армия была готова нам помочь. Мы решили воспользоваться этой возможностью, совершенно не задумываясь о последствиях, к которым приведёт наше сотрудничество с рейхсвером. Следует также отметить, что в 1932 году идея очередной мировой войны выглядела абсурдной. Нацисты ещё не были у власти, и у нас не было каких-либо причин предполагать, что то, что мы делаем, в будущем будет использовано против человечества. Нас всех увлекало лишь одно - исследование космического пространства. И нашей главной заботой было получить как можно больше от Золотого Тельца, которым в те годы казалась нам германская армия». [ 2 ]

Тридцатого января 1933 года канцлером Германии стал Адольф Гитлер, и с того дня де-факто фон Браун работал уже на нацистов.

Все изыскания, связанные с ракетами, были запрещены частным компаниям и лицам.

Интерес же фон Брауна к космическим путешествиям и его работа на нацистов вовсе не являлись взаимоисключающими. В Германии начала 1930-х годов для того, чтобы финансировать свои космические проекты, фон Брауну не оставалось ничего другого, как создавать ракетное оружие. Более того, если нацисты и поддерживали космические проекты, то лишь потому, что считали запуск космического корабля с человеком на борту ещё одним подтверждением исключительной роли Германии в истории человечества. Именно поэтому нацистские власти в гитлеровской Германии стали спонсором космических программ Вернера фон Брауна.

Все ракеты, созданные фон Брауном и Дорнбергером для германской армии, воплощали в себе всю сумму знаний о космических аппаратах и системах, которые были накоплены немецкими учёными и инженерами к тому времени.

Пять лет очковтирательства

Боевые ракеты в документах назывались «агрегатами».

Во время работы над созданием А-2 фон Браун закончил работу над докторской диссертацией и отправил её рукопись в Берлинский университет. Его диссертационная работа «Конструкторские, теоретические и экспериментальные разработки для решения проблемы создания ракеты на жидком топливе» была одобрена учёным советом университета 27 июля 1934 года и сразу же была отмечена грифом «Совершенно секретно». Она была опубликована лишь после окончания войны. Таким образом, Вернер фон Браун в возрасте 22 лет уже получил докторскую степень и известность в научных кругах Германии. Талант и целеустремленность учёного позволили ему стать лидером в области ракетостроения не только в Германии, но и во всём мире.

В декабре 1934 года фон Браун и Вальтер Дорнбергер, наконец, оправдали ожидания своих армейских спонсоров и осуществили успешный запуск сразу двух ракет А-2. Испытания ракет производились на острове Боркум в Северном море. Обе ракеты достигли заданной высоты около 2 - 3 км над уровнем моря.

Вскоре фон Браун объявляет о создании А-3, которая в отличии от А-2 является управляемой и имеет сложную траекторию. В результате Дорнбергер и фон Браун получили 6 миллионов марок от Вермахта и на 5 миллионов марок больше от Люфтваффе на разработку ракет и реактивных двигателей, а также на строительство новых производственных корпусов и испытательного полигона в удалённом уголке мыса Пенемюнде на острове Узедом в Балтийском море.

Вернер фон Браун был назначен техническим директором секретного объекта и занимал этот пост до тех пор, пока база на Пенемюнде не была превращена в груду развалин после бомбардировок мыса английской и американской авиацией.

К декабрю 1937 опытные ракеты А-3 были готовы. Но их испытания не были удачными. Было принято решение о разработке А-5.

В начале 1939 года Люфтваффе осознало, что его участие в ракетной программе армии - довольно дорогое удовольствие, и решило пойти другим путём. Люфтваффе сохранил за собой лишь свои аэродромы, а всю остальную недвижимость и проблемы с ракетами уступила армии. То, что перешло под контроль армии, стало называться довольно скромно - «Армейское подразделение Пенемюнде».

23 марта 1939 года барону исполнилось 27 лет и в этот же день они с Дорнбергером впервые предстали перед Гитлером, чтобы спасти проект, который с 1934 года ничем не порадовал армию. Дорнбергер рассказал Гитлеру о ракете А-4 (более известной затем как ФАУ-2), которая должна была стать самым мощным оружием Германии.

Работа над ФАУ-2 в нацистской Германии

В феврале 1940 года Гитлер заморозил все проекты по разработке новых видов вооружений, на осуществление которых требовалось более года. Германская армия продолжала разработки ракет на мысе Пенемюнде, задействовав средства с других, менее перспективных проектов. В этой программе принимало участие свыше 4 тысяч высококвалифицированных рабочих и инженеров.


Ракета А-4 была готова к пробному запуску лишь через два с половиной года. Первая управляемая ракета этого типа была запущена с 7-ой стартовой площадки Пенемюнде 13 июня 1942 года. Этот запуск не был успешным.

Через полтора месяца после успешного запуска А-4 ход войны начал меняться явно не в пользу Германии. Летом 1942 года германская 6-я армия столкнулась с упорным сопротивлением советских войск под Сталинградом. Девятнадцатого ноября Красная Армия начала контрнаступление, которое к концу января 1943 года изменило ход войны. Из 330 тысяч солдат и офицеров 6-й армии уцелели лишь 100 тысяч. Все они оказались в плену. После столь огромных потерь, когда многие немецкие семьи лишились отцов, братьев, сыновей и мужей, народ Германии начал осознавать, что Третий рейх просуществует недолго и вся Германия скоро подвергнется массированным бомбардировкам советской, английской и американской авиаций с последующим вторжением войск противников на территорию страны.

Интриги Гиммлера

В мае 1943 года Альберт Шпеер, занимавший важный пост в министерстве вооружения и боеприпасов, вместе со своими советниками стал свидетелем успешного запуска А-4 на мысе Пенемюнде. Через два дня после этого события Шпеер сообщил Дорнбергеру, что тому присвоено звание генерал-майора. Во время испытаний А-4 на Пенемюнде присутствовал и рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Именно он и предложил Гитлеру повысить приоритет разработок ракетного оружия.

Каждое очередное поражение немецкой армии вызывало у Гитлера приступ ярости, смешанной с отчаянием. Теперь ему не оставалось ничего иного, как стать энтузиастом тех проектов, которые по его приказу были заморожены в начале 1940-х годов, когда он считал, что война уже практически выиграна. Седьмого июля 1943 года генерал-майор Дорнбергер получил приказ информировать фюрера о состоянии разработок ракет А-4. Вместе с фон Брауном и Эрнстом Штайнхоффом Дорнбергер отправился в Восточную Пруссию, в городок Растенбург, в окрестностях которого находилась ставка Гитлера, называемая «Волчье логово».

Гитлеру показали этот фильм о новой ракете, который Вернер сопровождал комментариями. В случае, если бы фюрера и сопровождавших его лиц фильм не впечатлил, Браун и его коллеги были готовы повторить запуск А-4 в небо Балтики.

Альберт Шпеер описал выступление фон Брауна и впечатление, произведённое на фюрера такими словами:

«Фон Браун выступал уверенно, без тени робости. В его голосе совершенно отсутствовали нотки юношеского энтузиазма. Свою теорию он изложил настолько чётко и понятно, что, начиная с этого дня, Гитлер стал поклонником гениального учёного».

Когда фон Браун закончил презентацию нового вида оружия, Вальтер Дорнбергер дал некоторые пояснения по поводу его производства. Дискуссия между слушавшими и выступавшими свелась лишь к выяснению того, должна ли А-4 запускаться с передвижных установок или из стационарного подземного бункера. Дорнбергеру больше нравился первый вариант, но фюрер почему-то предпочитал второй. Понятно, что победу в этом споре одержал Гитлер, и он тут же распорядился начать строительство подземных шахт для ракет. А Вальтер Дорнбергер утешился тем, что получил то, о чём давно мечтал - высокое воинское звание.

После встречи за заслуги перед Третьим рейхом был награждён и Вернер фон Браун. Гитлер утвердил его в звании титулярного профессора..

После того как ракетчики оказались под покровительством Гитлера, ими тут же заинтересовались и разведки стран, воюющих с Германией, особенно - британская. В ночь с 18 на 19 августа штаб ВВС Великобритании отправил к мысу Пенемюнде 497 «Стирлингов», «Галифаксов» и «Ланкастеров». Эта операция была санкционирована Уинстоном Черчиллем. В результате массированной бомбардировки предполагалось уничтожить не только саму ракетную базу, но и всех учёных, инженеров и рабочих, трудившихся над созданием ракет. И, конечно же, одной из главных целей были сами ракеты, угрожавшие прежде всего Англии. Воздушный налёт продолжался 45 минут, и после того, как все бомбы были сброшены, мыс был полностью охвачен огнём. Однако выполнить боевую задачу до конца английским пилотам так и не удалось. Большинство немецких учёных и инженеров успели спрятаться в бомбоубежищах. Из 4 тысяч немецких граждан, проживавших на Пенемюнде, включая и членов семей ученых, конструкторов и других специалистов, погибли 178 человек. Погибли также 557 иностранных рабочих, в основном русских и поляков, которых германские власти использовали на подсобных работах. Эти несчастные были заперты в своих бараках в специальном лагере, в южной части базы Пенемюнде.

Прицельное бомбометание англичанам осуществить не удалось, и разрушения оказались не столь сильными. Черчилль и командование британскими ВВС были крайне огорчены. Довольно много ракет «ФАУ-2», находившихся в процессе сборки, не получили каких-либо серьёзных повреждений. Тем не менее налёты могли повториться, и Гитлер приказал перевести производство ракет на секретный подземный завод в горах Гарц в Центральной Германии. Организацию прокладки тоннелей и строительства производственных корпусов Гитлер поручил Гиммлеру (на самом деле Гиммлером уже затыкали бреши в управлении армией).

В феврале 1944 года Гиммлер позвонил фон Брауну и пригласил его в штаб-квартиру СС в Хохфельде, в Восточной Пруссии.

«Я надеюсь, что вы понимаете, насколько важно для нас иметь ракету А-4, - сказал Гиммлер. - Весь немецкий народ надеется, что это чудесное оружие позволит вермахту защитить нашу страну от её врагов… Что касается вас лично, то я представляю, как вам надоели штабные армейские крысы с их бюрократическими закорючками. Почему бы вам не перейти непосредственно под моё подчинение? Вы, несомненно, знаете, что никто не имеет такого влияния на фюрера, как я, и поэтому моя поддержка будет для вас более эффективна, чем усилия всех генералов вермахта вместе взятых».

«Господин рейхсфюрер, - тут же ответил Браун, - я не вижу для себя лучшего начальника, чем генерал Вальтер Дорнбергер. То, что мы не всегда укладываемся в сроки, связано скорее с техническими проблемами, чем с чиновничьей волокитой. Ракета А-4 подобна цветку, и для того, чтобы он распустился, необходим солнечный свет, правильно рассчитанная доза удобрений и добросовестный садовник. То средство, которое предлагаете вы, аналогично жидкому свежему навозу. Такое удобрение, конечно же, очень эффективно, но вполне может и погубить наше нежное растение» [ 11 ].

Говорил он это Гиммлеру, как он это утверждает в своих записках - вопрос, но известно, что барон был покровителем любому проекту и человеку, с которыми его связывал труд, поэтому вряд ли бы он «сдал» своего шефа.

Три недели спустя фон Браун был арестован агентами гестапо. Он и несколько его подчинённых, включая младшего брата Магнуса, обвинялись в измене государственным интересам. Гестапо заявило, что фон Браун и его люди мечту о космических полётах ставят выше важной работы по созданию ракеты «ФАУ-2» для рейха. Арестованных продержали в застенках в Штеттине в течение двух недель, до того момента, пока вмешательство Вальтера Дорнбергера и ходатайство Альберта Шпеера не открыли им путь на свободу.

Фон Браун невольно оказался втянутым в разборки между вермахтом и СС, и после ареста его репутация у нацистов пошатнулась. Даже после освобождения многие из высокопоставленных нацистов были уверены в том, что для него исследования космоса имеют более высокий приоритет, чем служение делу национал-социализма. Но после окончания войны тот случай, когда гестапо объявило фон Брауна врагом Третьего рейха, стал для него спасательным кругом.

В истории с арестом фон Брауна и его коллег есть немало загадочного. Гестаповские палачи обычно не церемонились с арестованными, и даже с генералами вермахта. Обычно их пытали не только с целью выбить признание, но и для того, чтобы получить информацию о реальной подрывной деятельности в Третьем рейхе. Однако с Брауном и его людьми, если верить отчётам гестапо, в тюрьме обращались очень хорошо. В этих отчётах не было ни слова о том, что аресты офицеров вермахта или гражданских служащих, работавших на Пенемюнде, были следствием доносов, написанных фон Брауном или кем-либо из его коллег. Из всего этого можно сделать вывод, что фон Браун и его товарищи были пешками в хитроумной игре, которую Гиммлер вёл против генералов вермахта, и он, конечно же, был заинтересован в том, чтобы защитить фон Брауна и его людей и использовать их при случае ещё раз.

В конце концов Гиммлеру не удалось подчинить своему ведомству заводы и исследовательские лаборатории Пенемюнде, но под его началом оставался завод «Миттельверк», на котором производились ракеты «ФАУ-2». Последующими пусками ракет на мирное население Европы руководили офицеры СС.

«Миттельверк» - самый крупный военный подземный секретный завод в горном массиве Гарц около города Нордхаузен. Его постройка началась в августе 1943 года. Цель - производство ФАУ-2 и турбореактивных двигателей БМВ-03 и ЮМО-004, используемых на истребителях и бомбардировщиках. Серийное производство ракет фактически было - с января 1944 по март 1945, при этом при плане 13500 единиц было произведено 5946. Основной причиной невыполнения плана в отчётах указывался саботаж заключённых, работавших на производстве. В наказание - сотни людей были повешены и расстреляны. В целом же на производстве ФАУ-2 тысячи людей умерли от истощения и невыносимых условий труда. Рядом для нужд завода существовал концлагерь Бухенвальд, но потом были созданы более 40 собственных лагерей (например, Дора-Миттельбау). Важно отметить, что среди всех жертв ФАУ-2 были и немецкие вольнонаёмные рабочие, которые также, как и заключённые лагерей, умирали на производстве от истощения и ужасных условий труда.

Обобщающее заключение по сотрудничеству фон Брауна и его команды с нацистами или «кому война - а кому мать родна»

Прежде мы должны сказать о тех жертвах, которые понесла Западная Европа из-за деятельности фон Брауна за 13 лет работы его коллектива на Рейхсвер, Вермахт и Люфтваффе..

Нацистская пропаганда называла ФАУ-2 «Оружием возмездия». Ракеты направлялись на цели, находившиеся в Париже, Антверпене, Лондоне, других города Британии и Европы. От их взрывов за период с сентября 1944-го по март 1945-го погибло 2724 человека, несколько тысяч было ранено.

Число это в разы меньше, чем число жертв в лагерях и на заводе при строительстве ракет. Каждая человеческая жизнь бесценна, но как измерить вину разработчиков перед человечеством (а она несомненна, поскольку создатели знали как используются их творения), если они создавали не только орудие убийства, но и межпланетную ракету? Об этом мы не упоминали, но баллистическая ракета покидала земную атмосферу во время полёта к цели. Именно А-4 и другие разработки стали впоследствии теми ракетами, которые потом первыми полетели в космос в СССР и США. Возможно, именно благодаря тому, что завод «Миттельверк» попал в советскую зону оккупации, Сергей Павлович Королёв стал главным конструктором института «Нордхаузен» на базе завода.

Вопрос нами заданный о вине барона перед человечеством не так прост, как кажется. Легко его объявить нацистским пособником, исчадием ада и закрыть вопрос. Но нужно помнить, что сама тема нацизма - жупел (ярлык, которым отпугивают людей от какой-то информации). Но Вернер фон Браун, как учёный, ради науки готов был работать на кого угодно и в этом проявляется, конечно, его личное злонравие, его нечувствительность к боли и страданиям тех, кто трудился и умирал на заводах, но это не делает его 100% злодеем, хотя сам он нёс эту грязь работы на нацистов на себе всю жизнь. Но справедливости ради, надо сказать, что таковы в то время были многие учёные. И это проблема в целом всей западной науки, которая в её становлении и развитии вывела этичность за свои рамки. Оттуда многие бесчеловечные эксперименты над людьми (и не только над ними) нацистов и японцев (и не только их). Оценивая деятельность Вернера фон Брауна, нужно дать адекватную оценку всей западной науке. Только в последние годы начало появляться понимание, что некоторые эксперименты неэтичны, а потому не должны проводиться, либо должны находиться другие методы решения поставленных перед наукой задач. Только, когда общеконцептуальная основа культуры (особенно - культуры западной цивилизации) начала трещать по швам, тогда начала изменяться под давлением обстоятельств и нравственная основа науки, начали подниматься вопросы этики науки.

Таким образом, оставим на совести каждого право оценить этот период деятельности фон Брауна и его команды. Отметим, что разработчики, поймав на «хайпе» Гиммлера, а через него - Гитлера, сами того не ведая, приблизили победу над фашистским вермахтом, тратившим усилия и средства на создание «Орудия возмездия». И это не только наше мнение. О такой реакции есть упоминание от имени Бориса Чертока, который, вместе с Королёвым работал в институте «Нордхаузен». [ 10 ]

И чуть под другим углом. Пресловутая гонка вооружений является для конструкторов наилучшим источником финансирования, если свою пользу они сумеют объяснить военным. Об этом и поговорка:

«Кому война - а кому мать родна».

Само по себе ракетостроение вообще изначально избегало жертв человеческими жизнями:

«…То, что в противоположность авиации, бывшей прыжком в неизвестное, где техника пилотирования отрабатывалась со многими жертвами, полёты на ракете оказались менее трагичными, объясняется тем, что основные опасности были предсказаны и найдены способы их устранения» (Герман Оберт).

Но начало космонавтики как американской, так и советской омрачено жертвами завода «Миттельверк».

Полёт на ядре или камикадзе Люфтваффе

«Итак, мы осаждали какую-то крепость, и командующему крайне важно было получить точные сведения о том, что творилось за её стенами… При штабе не было ни одного подходящего человека, которого можно было бы послать в крепость на разведку с надеждой на успех. И когда я обдумывал все затруднения, какие пришлось бы преодолеть, чтобы пробраться через форпост, караулы и крепостные стены, у меня вдруг мелькнула мысль, нельзя ли добиться этого иным способом!.. И вот, не сказав никому ни слова о своём плане, я встал возле одного из самых крупных орудий и внимательно ждал того момента, когда раздастся команда: «Пли!» и канонир поднесёт к затравке фитиль… Как только ядро вылетело из дула, я вмиг вскочил на него, рассчитывая проникнуть на нём в крепость.

Однако пока я летел по воздуху, в голове у меня теснились всевозможные соображения. «Да уж! - думал я. - Туда-то я, положим, попаду; а как выбраться потом оттуда? И что будет со мной в крепости?.. В пылу рвения я не снял даже мундира, поэтому во мне тотчас же признают шпиона и повесят на ближайшем дереве… Нет! Это был бы первый представитель рода Мюнхаузенов, которого постиг бы такой конец!..»

Поэтому я быстро решил воспользоваться первым встречным ядром, брошенным из крепости, как обратным экипажем; а так как вскоре мимо меня летело одно из неприятельских ядер, то я не упустил случая, перепрыгнул со своего ядра на вражеское и таким образом вернулся назад, хотя и ничего не сделав, но зато целым и невредимым.

Мюнхгаузен! - крикнул султан, надрываясь со смеху. - Мюнхгаузен! Хотел бы я видеть эту картину! Это, должно быть, была забавная прогулка!..

Конечно, ваше высочество! - ответил я. - И я рад, что дело кончилось благополучно, потому что я чуть было не погиб. Ядра - страшно гладкие, и мне с трудом удавалось сохранять равновесие. Но счастье - удел молодости!..» [ 3 ]

…А в Люфтваффе была такая барышня - Ханна Райч, лётчик-испытатель и валькирия по-совместительству.

И пишут, что у них с бароном, одно время, был роман, но потом Ханна гораздо круче взяла, говоря по-ихнему, ранверсман сделала. Так вот, она шибко носилась с идеей камикадзе. Под проект даже название выделили - «Эскадрон Леонида». По примеру подвига трёхсот спартанцев. И все крупные мужи Рейха эту идею рубили на корню, и Гитлер рубил… но не запрещал.

И отобрали не триста, а двести добровольцев и говорят: «Вернер фон Браун построил для вас 175 крылатых ракет V-4. Будем учится в кабину залезать»

Ну, они возмущаться стали: «Нас - 200, а ракет - 175! Как так! Давайте в «русскую рулетку» играть, кто не полетит!» А один возьми, да и спроси: «Извините, панове, а катапультироваться будем учиться?» А ему отвечают: «Катапульта не предусмотрена, парашют - невозможен». Спартанцы закисли и пошли самолётов просить. Самолёты им дали, но как-то бездарно они их использовали в мае 45-го. Нужно было свои мосты уже уничтожать. Так только на подрыве одного моста тридцать пять касатиков сгинуло.

Между крокодилом и львом

Когда раскаты советских орудий уже слышны были на острове Узедом, барону пришлось принимать решение, кому сдавать в плен свою команду. По обстоятельствам рождения и вытекающей из него сословной морали выбор падал в пользу Америки, а по соображениям уникальности его технического таланта… опять же на Америку. Вернер знал, в Советской России у него есть двойник - Сергей Королёв. А в США Годдард был уже не у дел и в августе того же года - скончался. Поэтому, решает барон, к нашим звёздам мы полетим через те же тернии вооружений. Работали на «немецкого дракона», теперь предложим свои услуги «англосаксонскому льву». Где наша не пропадала!

«…После короткого отдыха я в одиночестве тронулся дальше и скоро добрёл до бурного потока; я хотел было присесть здесь, как раздавшийся за моей спиной шум заставил меня повернуть голову и осмотреться. И что же я увидел? Здоровенного льва, который уверенно шёл прямо на меня. Не задумываясь над тем, что мой заряд самой мелкой дроби может лишь пощекотать царю зверей ноздри, я схватил ружьё и спустил курок…

Величественный хищник остановился лишь на мгновенье, тряхнул головой и, готовясь к прыжку, испустил грозный рёв. К своему стыду, я должен сознаться: молодой барон Мюнхаузен до того потерял голову, что решил искать спасения в бегстве… Я повернулся, и… - у меня до сих пор ещё дрожь пробегает по телу, когда я вспоминаю этот момент… - в нескольких шагах от меня стоит омерзительный крокодил, уже раскрывший свою страшную пасть, чтобы проглотить барончика!.. Представьте себе, друзья мои, весь ужас моего положения!.. За мной - лев, передо мной - крокодил, слева - бурный поток, справа - пропасть, кишащая ядовитыми змеями. Мне кажется, и с Геркулесом в таком положении случилось бы то же самое, что со мной: я тотчас же потерял сознание и замертво упал на землю, будучи уверен, что мне пришёл конец или на зубах крокодила, или в львиной пасти!

Благодарю вас за участие, которое при мысли о моем незавидном положении, как я вижу, покрыло ваши лица мертвенной бледностью… Однако успокойтесь!.. Спустя несколько секунд я очнулся от сильного, но непонятного звука. Я отважился приподнять голову - и что же вы думаете?.. Разъярённый лев перескочил через меня и попал прямо в пасть крокодила. Голова одного завязла в глотке второго, и оба стараются изо всех сил отделаться друг от друга. Я проворно вскочил на ноги, вытащил нож и одним ударом отсек льву голову, так что его туловище рухнуло возле моих ног. Затем прикладом ружья я ещё глубже забил львиную голову в пасть крокодила, который от этого задохнулся и околел». [ 3 ]

Далее, приходит спасительный звонок от Ганса Каммлера, который предписывает эвакуировать документацию и самим выдвигаться в район завода на юг Германии. Но самое удивительное, что канал связи с заводом на тот период носил название «Мюнхаузен» [ 7 ]. То есть звонит «Мюнхаузен» и голосом Каммлера торопит в лапы американцев, которые наступают на юг…

В марте 1945 года Вернер фон Браун отправился в Берлин на совещание. Но не доехал. Водитель уснул за рулём, машина перевернулась и барон сильно повредил руку. Поэтому, когда он попал к американцам, на руке его была повязка.

Что говорят нам от имени Мюнхаузена?:

«…Я упоминаю об этом деле только потому, что в результате чрезмерного напряжения во время боя моя правая рука так разошлась и непроизвольно продолжала рубить направо и налево даже после сражения, и мне пришлось целую неделю держать её в повязке. Воспользовавшись этим, турки врасплох напали на меня из засады и, безоружного, захватили в плен».

Правда, у Вернера загипсована левая рука.

Но и это ещё не всё.

Поскольку барон сдаёт американцам команду в районе «Миттельверка», они забирают с собой в Америку целые ракеты ФАУ-2 (около ста штук), оставляя Королёву разобранные ракеты и документацию завода, спрятанную в шахте!!! [ 4 ]

Январь 1945-го. Пенемюнде угрожают советские войска. Фон Браун покидает ракетный центр и укрывается на альпийском лыжном курорте, где в начале мая появляются его долгожданные спасители – американцы. К сдаче американцам фон Браун готовился заранее. Накануне эвакуации из Пенемюнде он собрал всех своих инженеров и обратился к ним с просьбой определиться в вопросе о сдаче в плен. По понятным причинам фон Браун и его конструкторы не желали сдаваться советской армии. Они прекрасно знали о зверствах фашистов на русской земле и боялись мести. Поэтому сотрудники фон Брауна приняли решение сдаться американцам.

В один из первых майских дней 1945 года, заметив американского солдата, брат и коллега Вернера фон Брауна Магнус догнал его на велосипеде и обратился на ломаном английском:

«Я Магнус фон Браун. Мой брат – изобретатель Фау-2. Мы бы хотели сдаться».

Сохранился близкий фрагмент интервью Вернера фон Брауна, которое он дал после своего пленения: «Нам известно, что факт создания нами нового ставит нам перед моральным выбором, какой победившей нации мы передадим наше детище. Этот вопрос стоит перед нами острее, чем когда бы то ни было ранее. Мы не хотим, чтобы мир оказался вовлечённым в очередной конфликт. Мы считаем, что передав наше новое оружие
людям, живущим по библейским законам, мы будем уверены, что мир защищён». («Люди, живущие по библейским законам» через несколько месяцев после этого интервью фон Брауна сбросили на Хиросому и Нагасаки атомные заряды. Жертвами двух бомбардировок стали более 250 000 человек. По оценкам подавляющего большинства военных аналитиков, бомбардировка не имела никакого значения в плане завершения разгрома Японии. Бывший нацистский конструктор фон Браун, впрочем, не имел к этому никакого отношения. – Прим. автора).

Вторая мировая война плавно перетекала в войну Холодную. И, поскольку мировая ракетная гонка уже была объявлена нацисткой Германией, а вместе с нею началась и охота за ракетными и ядерными секретами, американцы не стали медлить и уже летом 1945 года перевели группу фон Брауна с ракетами, комплектующими и документацией в Форт Блисс (штат Техас), расположенный в непосредственной близости от ракетного полигона Уайт Сэндз в соседнем штате Нью Мексико. Именно эти места следует считать колыбелью американской ракетной программы.

В течение последующих 15 лет Вернер фон Браун работал в вооружённых силах Соединенных Штатов, создавая управляемые баллистические ракеты V-2, он следил за их запусками на испытательном полигоне Уайт Сэндз в рамках проекта «Гермес» (Hermes), который стартовал менее чем через год после пленения фон Брауна – 16 апреля 1946 г.

В 1950 году конструкторская группа фон Брауна была переведена в арсенал Redstone близ Хантсвилла (штат Алабама) (такое же название носит одна из ракет фон Брауна). Здесь специалисты начали строительство армейской баллистической ракеты Юпитер-С (Jupiter) на базе баллистической «Редстоун».
В 1955 году фон Браун получил гражданство США, а до этой поры конструктор не был представлен широкой общественности, постоянно находясь под наблюдением сотрудников спецслужб.

1960 год стал очередной поворотной датой в судьбе конструктора. Ракетный центр фон Брауна был передан в ведение Управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, NASA и сразу же получил заказ на строительство ракет «Сатурн» (Saturn). Карьера фон Браун продолжала своё стремительное восхождение. Он был назначен первым директором Центра космических полетов (Marshall Space Flight Center) NASA, а также был утверждён в должности главного конструктора ракеты «Сатурн-5» (Saturn V). Именно эта ракета-носитель предназначалась для осуществления пилотируемых полетов на Луну в рамках программы «Аполлон». Кроме того, фон Браун руководил работами над искусственными спутниками Земли «Эксплорер» и корабля «Аполлон».

Бывший нацистский конструктор фон Браун, не пожелавший сдаться СССР, стал одним из ведущих исследователей космического пространства в Соединенных Штатах. Кульминацией карьеры Вернера фон Брауна стал 1972 год, когда его назначили заместителем директора NASA и управляющим космодромом на мысе Канаверал. Однако в этом же году экономика США испытала спад, что стало одной из причин сворачивания лунной программы. Космическому мечтателю, фанату исследования Космоса фон Брауну предложили заняться более выгодными с экономической и военной точек зрения программами запуском технических и разведывательных спутников. По-видимому, конструктор не нашёл общего языка с вышестоящим руководством и был отправлен в отставку. Лунная программа была свёрнута, а о полётах космических кораблей к Марсу – давней цели фон Брауна – человечество продолжает мечтать и по сей день.

Последней должностью фон Брауна был пост вице-президента компании Fairchild Space Industries, которая производила аэрокосмическую технику.
В 1973 году Вернер фон Браун перенёс операцию по удалению раковой опухоли. Однако в 1974 году он ещё продолжал работу над проектом спутника, а всё свободное время отдавал полётам на планере. Но болезнь и старость взяли своё, и в июне 1977 года «ракетный барон» Вернер фон Браун умер.

Гений и злодейство.
Вернер фон Браун – один из основоположников современного ракетостроения, создатель первых баллистических ракет, член НСДАП с 1937 года и штурмбаннфюрер СС. После Второй мировой - ключевая фигура американской космонавтики. Физик и инженер-ракетчик, главный конструктор ракеты-носителя «Сатурн-5», которая в 1967 году вывела на орбиту космический корабль «Аполлон 11», доставивший экипаж на Луну.

1. Семья.
Барон (Freiherr ) Вернер Магнус Максимилиан фон Браун (Wernher Magnus Maximilian von Braun ) родился 23 марта 1912 года в городке Вирзиц (Wirsitz , ныне Wyrzysk, Польша) в Пруссии. Отец Магнус фон Браун занимал пост министра продовольствия и сельского хозяйства в правительстве Веймарской республики, мать, Эмми фон Квисторп, была родом из прусской королевской семьи. В 13 лет, на конфирмацию, именно мама подарила будущему великому ракетостроителю телескоп.
2. Ты вспомни, как всё начиналось.
Первый опыт в ракетостроении оказался не очень удачным – 12-летний Вернер, вдохновлённый рекордами скорости на автомобилях с ракетными двигателями Макса Валье и Фрица фон Опеля, взорвал игрушечный автомобиль, к которому прикрепил множество петард, на переполненной улице. Маленький изобретатель впервые был взят под стражу, его забрали в полицию и держали там, пока его отец не пришёл за ним в участок.


В 1930 году Вернер поступает в Берлинский технический университет, где присоединяется к группе «Общество космических путешествий» (Verein für Raumschiffahrt - «VfR»), принимает участие в испытаниях ракетного двигателя на жидком топливе, позже учится в Швейцарской высшей технической школе Цюриха. Его диссертация от 16 апреля 1934 года называется «Конструктивные, теоретические и экспериментальные подходы к проблеме создания ракеты на жидком топливе» и становится секретной по требованию Вермахта. В конце 1934 года группа под его руководством успешно запускает две ракеты, которые достигают высоты 2,2 и 3,5 километров. С 1937 по 1945 год фон Браун работает на ракетной базе Пенемюнде на берегу Балтийского моря, где участвует в создании так называемого «оружия возмездия».
3. Оружие возмездия.


«Фау-2», (V-2 - Vergeltungswaffe-2, оружие возмездия, другое название: А-4 - Aggregat-4 ) - одноступенчатая баллистическая ракета на жидком топливе. Запускалась вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Максимальная скорость полёта - до 6120 км/ч, дальность полёта достигала 320 км, высота траектории - 100 км. Боевая часть вмещала до 800 кг аммотола. Средняя стоимость - 119 600 рейхсмарок.


Одним из наиболее революционных технологических решений, примененных на Фау-2, стала автоматическая система наведения, не требовавшая постоянной корректировки с земли, координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета и любое отклонение от заданной траектории выправлялось рулями на боковых стабилизаторах.


4. Боевая эффективность.
Оружие возмездия, на которое так уповал Гитлер, и которое должно было навести ужас на жителей Лондона и Антверпена, фактически было бесполезно. Ракета была серьёзно недоработана, а уровень тогдашних технологий не мог обеспечить приемлемой точности, из выпущенных ракет до цели долетала половина, да и та работала по принципу «на кого Бог пошлёт».


В Великобритании от ракетных ударов погибло 2724 человека, то есть каждая ракета, это дорогостоящее чудо немецкой инженерии, убивала по одному-два человека. Однако для гражданского населения ужас этих ракет заключался в другом: об их приближении не могли предупредить сирены воздушной тревоги, «Фау-2» поражали внезапно и являлись фактором деморализации.


На самом деле «Фау-2» нанесла ещё один ужасный урон – её главными жертвами стали те, кто её собирал. Пленные трудились на круглосуточно работавшей подземной фабрике «Миттельверк», многих узников, владевших необходимыми техническими навыками, например, сварщиков свозили из других лагерей. Условия существования узников были ужасающими: людей держали без солнечного света, в антисанитарии, они голодали и недосыпали.


Имелись случаи убийства пленных за попытку саботировать работы: по свидетельствам очевидцев, провинившихся демонстративно вешали на кранах сборочных линий и штурмбаннфюрер фон Браун был свидетелем этих казней.
5. Карьера в SS.


Сам Вернер фон Браун меньше всего походил на наивного простака, бравшего у нацистов деньги ради осуществления светлой мечты о космосе. Он был не только членом нацистской партии, он сделал карьеру в Ваффен СС от унтерштурмфюрера до штурмбаннфюрера (соответствует армейским званиям лейтенанта и майора), он прекрасно знал, что на заводе по изготовлению его ракет работают заключенные из концлагеря.


Он регулярно общался с высшим нацистским командованием, и не надо было большого ума, чтобы понять, на какой режим он работает. Именно фон Браун убедил Гитлера сосредоточить усилия на изготовлении ракеты «Фау-2» и тот факт, что в военном смысле эта ракета оказалась неэффективной, не освобождает её создателя от ответственности – после «Фау-2» в Пенемюнде начали разработку новой, более мощной ракеты, рассчитанной на поражение крупных объектов, но закончить проект просто не успели.


6. Операции «Скрепка».
Весной 1945 года фон Браун и его сотрудники решили сдаться в плен американцам. В июне 1945 года переезд самого шефа и его сотрудников в Америку был одобрен на уровне госсекретаря США, но до 1 октября 1945 года американской общественности ничего об этом известно не было. Спецслужбы «отмыли» фон Брауна от нацизма, он попал в число учёных, для которых Объединённое агентство по целям разведки США (Joint Intelligence Objectives Agency, JIOA ) создало фиктивные биографии и удалило упоминания о воинских званиях, членстве в НСДАП и о связях с нацистским режимом из открытых записей.


В итоге, фон Брауну, лично ответственному за обстрел Лондона, Антверпена, Парижа и гибели заключённых, вместо судебного разбирательства в качестве военного преступника, поручили возглавить американскую космическую программу.
7. Старт космической гонки.
Америке достался фон Браун, Советскому Союзу – сборочный завод «Миттельверк» и несколько уцелевших «Фау», правда без чертежей и расчётов. Как и американцы, русские ракетчики разобрали трофей до винтика и полностью скопировали. Это оказалось не просто, в стране для ракетостроения пришлось создавать современную техническую базу – к примеру, в конструкции «Фау» использовалось более 40 различных сортов резины, в то время как промышленность СССР производила только восемь.


Первая советская баллистическая ракета Р-1 была изменённой модификацией Фау-2, однако последующие Р-2 и Р-5 стали технологическим прорывом, а переработанная Р-7, двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета, стала носителем первых искусственных спутников Земли.
Причём тут фон Браун? Фундаментальные принципы, лежащие в основе ракетной техники, не претерпели существенных изменений за эти 70 лет. Конструкция всех ракетных двигателей остается той же, большинство из них работает на жидком топливе, а в бортовых системах управления по-прежнему применяются гироскопы - все эти решения были впервые внедрены на его разработках. Мы всё ещё продолжаем жить в эпоху «Фау-2».
8. Карьера в США.
После нескольких переездов фон Браун и оставшаяся часть его команды из Пенемюнде обосновались в Форт Блисс, штат Техас, на крупной базе американской армии к северу от Эль-Пасо. Работа продвигалась медленно, любое предложение, касающееся новых идей о ракетах, отвергалось: американцы считали каждый цент. С 1956 года Браун возглавил программу разработки межконтинентальной баллистической ракеты «Редстоун» и космических ракет на его основе - «Юпитер-С», «Юнона» и спутника «Эксплорер».


Толчком к ускорению работ и их финансированию послужил запуск Советским Союзом первого искуственного спутника, только после этого Браун получил разрешение на запуск «Юноны» - спутник попал в космос с опозданием в один год. Именно вариант ракетоносителя «Редстоун» был использован в 1961 г.оду для запуска в космос первого американского астронавта Алана Шепарда.


9. Награды не обошли выдающегося учёного.


А неплохо бы все награды разом смотрелись вместе, да ещё на чёрном мундире?
10. Аполитичный гений.


Когда стало ясно, что Америка может смести целый город одной-единственной бомбой,
некий ученый, обратившись к отцу, сказал: "Теперь наука познала грех".
И знаете, что он сказал? Он сказал: "Что такое грех?"