Сценарий экологического праздника «Лес – наш зелёный дом. Конкурсная программа для детей на тему: природа – «Лес – наш друг»

ДЕНЬ ЛЕСА
сценарий экологического праздника

«Рыбе вода, птице воздух,
зверю лес, степь, горы.
А человеку нужна родина.
И охранять природу –
значит охранять свою родину»

М.Пришвин

1-я ВЕДУЩАЯ : Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, наши зрители! Все мы с вами живем в великой огромной стране - России.

Услышу ль шум в полдневный час

Журчанье ль струй средь камушков у брода.

О, люди, мыслю я. У всех у нас

Есть мать одна по имени Природа!

У ней для всех хватает доброты…

И мы живём, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты –

Поля, луга, леса, моря и реки.

Три клада у Природы есть: вода,

Земля и воздух – три её основы.

Какая бы ни грянула беда,

Целы они – всё возродится снова.

«Зелёный друг» - так пишем мы подчас

И говорим про лес. И в час досуга

Мы навестить всегда готовы друга.

В лес. В лес! И он одаривает нас

Всем, чем богат. Там травы до колен.

А там грибы… Не сбейся только с круга.

Но честно ль это: всё забрать у друга

И ничего не дать ему взамен? (С. Викулов)


2-я ведущая : Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Надеемся, что после нашего праздника ваши сердца отзовутся, и вы будете беречь окружающую среду нашего села, заботиться о природе нашего края.

Лес не только для нашей забавы,

Он богатство России.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой

Может вырасти дуб в три охвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж, сколько орехов и ягод!

Сердцу любо, коль знать, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

1-я ведущая :

Есть просто храм,

Есть храм науки, а есть еще природы храм –

С лесами, тянущие руки

Навстречу солнцу и ветрам

Он свет в любое время суток

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

2-я ведущая :

Все богатства русского пейзажа

В полное владенье нам даны:

Вьюжных зим серебряная пряжа,

Кружева зелёные весны.

Летний полдень в поволоке зноя,

Вечер, заглядевшийся в ручей.

Узорочье луговин цветное,

Тёплый воск желтеющих полей.

Расписные крылья листопада

Над бездонной синевой озёр.

Всё это твоё, и сердце радо

Целый мир влюбить в родной простор.

(Н. Рыленков)

1-я ВЕДУЩАЯ : Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

Сегодня мы с вами проводим викторину «Знатоки леса»,а примут в ней участие три команды:команда пятого класса, объединенная команда 6и 7 классов и команда восьмого класса. А оценивать их знания будет наше жюри:председатель жюри Байкина З.Х., Муртазинова Р.Р,Хабибуллина Г.Г.-члены жюри.

Итак наш первый конкурс это «Приветствие»:каждая команда называет свои название и девиз и демонстрирует свою эмблему.

Второй конкурс «Разминка»

Каждой команде зачитываются по 10 вопросов на которые нужно очень быстро ответить.

1 команда

  1. У каких деревьев осенью листья красные? (клен, рябина)
  2. Какое дерево дает сладкий сок? (береза, клен)
  3. Кто зимой и летом одним цветом? (ель, сосна)
  4. Какое хвойное дерево сбрасывает свои иголки осенью? (лиственница)
  5. Сколько лет живет дуб? (300-400)
  6. Когда цветет сирень: весной или летом? (весной)
  7. У этого дерева «дрожащие» листья (осина)
  8. Растет ли дерево зимой? (нет)
  9. Цветы какого дерева дают самый лучший мед? (липа)
  10. Это дерево называют «плакучим» (ива)

2 команда

  1. Цветок для гадания (ромашка)
  2. Миллион этих цветов подарил художник певице (роза)
  3. Найти цветок этого растения с пятью лепестками к удаче (сирень)
  4. Как в народе называют цветок календулы? (ноготки)
  5. В какой позе любят сидеть йоги? (лотос)
  6. Как называется цветущее дерево вишни в Японии? (Сакура)
  7. Из цветков, какого растения делают красный чай (гибискус, каркаде)
  8. Цветок – символ французских королей (лилия)
  9. Самый большой цветок (раффлезия)
  10. Это лекарственное растение называют кошачье травой (валериана)

3 команда

  1. За этим цветком отправила злая мачеха падчерицу в сказке «Двенадцать месяцев»? (ландыш)
  2. Из какого цветка появилась Дюймовочка? (тюльпан)
  3. Что никак не мог сделать Данила – мастер (Каменный цветок)
  4. Что обещал привести купец младшей дочери Аленушке (Аленький цветочек)
  5. На поле этих цветов уснула Элли по пути к Изумрудному городу (мак)
  6. По приданию цветок этого растения указывает на клад (папоротник)
  7. На этом дереве в ларце смерть Кащеева (дуб)
  8. Продолжите. Ромашки спрятались, поникли … (лютики)
  9. К какому цветку обращались со словами «Лети, лети, лепесток через запад на восток? (цветик-семицветик)
  10. Цветок, упавший на лапу Азора (роза)

3 конкурс «Удивительные деревья»

На экран с помощью проектора выведены названия деревьев.Команды должны записать на листочках названия тех деревьев, которые действительно существуют.

4 конкурс «Литературный»

Команды должны вспомнить и назвать как можно больше литературных произведений,в которых упоминаются растения.(деревья и цветы)

5 конкурс –домашнее задание «Защита газет о лесе».

А пока жюри подводит итоги игры,мы с вами посмотрим презентацию о лесе.

Сценарий экологического мероприятия

«День леса»

Подготовила:

Абайдулина Ю.Г.-учитель биологии

МКОУ «Маляевская ООШ»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Войди в лес другом!

сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила

воспитатель

Джумагазиева Ж.З.

г. Покачи

Цель мероприятия:

Расширить и углубить знания детей о лесе, о правилах поведения в природе;

Воспитывать заботливое отношение к природе;

Ведущий: – Сегодня приглашаем вас совершить вместе с нами путешествие по нашим милым, дорогим, лесным тропинкам и лугам. А какой получится эта прогулка, грустной или весёлой, радостной или печальной, каждый ответит себе сам.

Фон музыки.

Любитель природы : -1

Я люблю побродить по зелёной стране,

Здесь друзей заводить очень нравится мне.

На сюрпризы горазд молчаливый народ

И за то, что отдаст, ничего не берёт.

В той стране – благодать!

Удивительный свет!

Вот бы нам разгадать,

В чём тут главный секрет.

Загляни-ка со мной

В эту славную жизнь

И с зелёной страной навсегда подружись!

Л.П.- 2

Тропинки, тропинки – дорожки лесные!

Куда вы? Куда вы бежите, родные?

Тропинки, тропинки – морщинки земли.

Откройте, тропинки, мне тайны свои.

Оба почти вместе: «Ой, здесь кто - то есть!».

Лесничий: – Здравствуйте ребята! Куда путь держите? Нужна ли вам моя помощь?

Ребята – Мы пришли за лесными тайнами и хотим их разгадать.

Лесничий : – Тогда я тот, который может вам помочь!

Ребята – Вы кто?

Лесничий: – Я лесничий!

Л.П. - 1-

Подожди Паша, я про него даже стихотворение знаю.

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели.

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг – лесничий!

Лесничий: – Лес - чудесное творение природы! Немногое может сравниться с ним красотой. Красивы наши леса, величественны и самобытны в любое время года, в любую погоду. Красота русского леса воспета во многих произведениях искусства. Вот послушайте.

Слайды

1. РУССКИЙ ЛЕС – это первые проталины и первый туман над ожившей землей, это первые лужицы весенней воды на зимней лесной дороге и прозрачные от мартовского снега березовые рощи.

2. РУССКИЙ ЛЕС – это крики грачей, это первый весенний дождь, белое половодье цветущей черемухи, первая соловьиная трель и нежные лесные фиалки на краю болотной низинки.

3. РУССКИЙ ЛЕС – это медовый запах цветущей липы, это поля ромашек и клевера. 4. РУССКИЙ ЛЕС – это прощальные крики журавлей над пустыми осенними полями.

4. РУСССКИЙ ЛЕС – это кружева инея на деревьях, негромкий голосок желтогрудой синицы, не покинувшей свой лес даже в холодную зимнюю пору.

5. У каждого леса свои краски, своя музыка, свои голоса. Они меняются от весны до зимы, но они остаются для нас на всю жизнь именно такими, какими мы их запомнили с детства.

6. Ребята! Давайте скажем хором. Дети читают с экрана. Показать слайд «Много леса – не губи!», «Мало леса - береги», «Нет леса – посади!»

Л.П. -1 – И в правду говорят – без леса никуда! Лес он добрый. И всем становится теплее: людям, животным, птицам.

Л.П.1 – Ребята, а сейчас давайте мы с вами поиграем и попробуем ответить на мои вопросы о деревьях.

Бывает ли у деревьев лишние ветви? /Да – нижние/

Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? /В дуплах жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнезд, не стало и птиц. Молодой лес погибает от вредных насекомых/

Как называется лес, в котором растут только ели и сосны? /Хвойный/

Л.П.1 – Молодцы, ребята! Со всеми вопросами справились.

Лесная Фея:

Я – Фея утренней зари.

Лишь солнце небо озарит –

Спешу к лесам, полям, лугам,

Чтоб снова жизнь проснулась там.

(Появляется Лесовичок)

Фея :

Ой, Лесовичок? И ты на праздник пришёл?

Лесовичок :

Здравствуй, Фея! Конечно, как же я мог не прийти на свой праздник

Я ведь житель лесной и знаю всё, что происходит в моих владениях.

Лесовичок:

Солнца луч блеснул в листве

И прошелся по траве,

Разбудил он все вокруг,

Оживились лес и луг.

Фея:

Вот зашевелились птицы,

Им давно уже не спится.

Перышки свои встряхнули,

В небо с веточек вспорхнули.

Лесовичок:

Вот букашки и стрекози,

Бабочки, жуки и мошки –

Ожил весь лесной народ,

Все танцует и поет.

Фея: Испуганно.

Что-то странное творится.

Шумно и жутко, и вовсе невесело.

Я ничего не пойму.

Ой! Сюда кто-то идёт.

Надо спрятаться.

(Уходят. Лесные жители танцуют. Раздается громкая музыка. Входят туристы).

1-й турист:

Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес – рукой подать!

Закупили все подряд:

Пищу, спички, лимонад!

2-й турист:

Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит.

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он все вместит!

Лес ведь он – ничей!

Хором: Ничей!

3-й турист:

Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают.

Жги и лей, руби и бей!

4-й турист:

Урны нет! Неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!

1 -й турист:

Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем!

В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

2-й турист:

Мы цари! Молчи, Природа!

Все здесь наше – лес и воды!

(Включают громкую музыку, танцуют, бросают мусор. Цветы вянут).

Появляются Фея и Лесовичок.

Лесовичок (стучит палкой) :

Что за шум в лесу моем?

Что случилось, не поймем!

Кто здесь все переломал,

Разбросал и ободрал?

Фея:

Все так изранено в лесу, как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул какой-то живоглот,

Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.

От этой черствости людской болит душа моя.

Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.

Лесовичок:

За такое поведение –

Вас судить – мое решение!

4-й турист:

Что ты, что ты, Лесовичок!

Мы не знали, пожалей!

Лесовичок: А, ну-ка, мои помощники, жители лесные, научим горе-туристов, как нужно вести себя в лесу. Познакомим их с нашими правилами.

Выходят лесные жители читают правила.

Слайды:

Правило 1-е: Не сбивайте грибы,

Даже не съедобные.

Помни, что грибы очень

Нужны в природе.

Правило 2-е: Что за странные замашки

Появились у ребят.

Ягоды с кустами вместе

Рвут ребята всё подряд!

Правило 3-е: В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору березы.

И капли сока, точно слезы

Текли прозрачною слезой.

Правило 4-е: Нор звериных, птичьи гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется рядом с нами

Правило 5-е: Я должен над цветами наклониться

Не для того, что рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Правило 6-е: Лес – не только для нашей забавы,

Он – богатство страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Ежик:

Мой друг, когда ты входишь в лес,

Один или с толпой,

Будь с рюкзаком ты или без –

Закон для всех простой:

Коль хочешь слушать леса звук,

Так помолчи и не кричи,

Зверей и птиц полно вокруг,

Пугать их нет причин.

Белка:

А если ты захочешь есть –

Лес даст тебе дрова:

Сухие, как трава.

Лес одарит тебя водой,

Из речки можно пить,

Ты руки мой перед едой

И воду кипяти.

Ландыш:

Костер залей, а мусор весь

Зарой и дерном заложи.

Оставив грязь, мы портим лес,

А лес – есть наша жизнь.

Когда домой направишь шаг,

С тобой уйдет отряд ребят.

Ты оглянись, пусть будет так,

Как было до тебя.

1-й турист : Спасибо вам, лесные жители, мы будем выполнять эти правила.

2-й турист : Ребята, давайте приведем в порядок лесную поляну. (Прибирают и уходят).

Фея: Как хорошо стало вокруг. Чисто! Теперь можно и игру провести с ребятами. Лесовичок, помоги мне. Ребята мы будем зачитывать стишки, а вы заканчивать одним словом.

Игра со зрителями. Лесовичок и Фея.

Лето – чудная пора,

Детвора кричит… (Ура)!

Нам и реки, и леса

Дарят летом… (чудеса)

Кто же чудо совершил,

Лето в сказку… (превратил)?

Сделал кто весь мир таким:

Звонким, радостным… (цветным)?

Стала вся Земля кругом

Ярким, красочным… (ковром).

Где под куполом небес

Зеленеет пышно… (лес).

А вокруг цветут цветы

Небывалой… (красоты).

Вот, приветствуя ребят,

Колокольчики… (звенят).

Как приятно бегать вам

По ромашковым… (лугам)!

Словно солнечные зайчики,

Золотятся… (одуванчики).

В мир добра и красоты

Превращают мир… (цветы).

Ведущий – Входи в природу другом, хозяином, но не жестоким, не равнодушным, а заботливым, внимательным, добрым и чутким.

Ведущий - Вот и подошла к концу наша прогулка по лесным тропинкам. Русский лес… Редкому человеку не дарит он радости! И никто не может сказать, что он знает лес – так велико это чудо природы.

Лесная фея -

Я Лесная фея. Мой лес

Полон сказок и чудес.

Прошу я вас, ребята,

Губить мой лес не надо!

Все - выходят на сцену: поют песню.

Песня: «Ты береги нас». Стихи Е. Шкловского. Музыка М. Протасова.


Сценарий праздника «День дерева»

Ведущий.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.

Ребята, разгадав загадку вы узнаете, чему будет посвящено наше занятие.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

Сколько деревьев в лесу! И березы, и осины, и сосны, и ели, и клены.

Какую пользу приносят людям деревья?

Прежде всего деревья – это основной источник кислорода на планете. Кроме того, люди используют в своих целях их плоды и древесину.

Деревья – это основной источник кислорода на планете

Плоды многих деревьев – орехи и фрукты – человек употребляет в пищу. Древесину, из которой состоит ствол дерева, люди используют для строительства и изготовления различных предметов. Из сосны, бука и многих других пород дерева делают мебель; самая красивая и прочная мебель получается из так называемых благородных пород, таких как дуб, орех, красное и черное дерево. Из коры некоторых деревьев делают пробку – хороший теплоизолирующий материал, который можно использовать для утепления пола и стен. Кора некоторых других деревьев содержит дубильное вещество танин, которое используется для выделки кож. Из стволов каучукового дерева добывают сок, из которого делают резину.

В парфюмерии используют пахучие экстракты цветов и древесных соков. Целлюлоза, из которой состоят древесные стволы, используется для изготовления бумаги. Из растительных волокон, получаемых из листьев и коры некоторых деревьев, делают нитки и веревки.

Почему бывает листопад

1. Как красив осенний лес. Деревья стоят как барышни на балу. Так хочется подольше видеть эту красоту.Но очень скоро все листья окажутся на земле.

2. Деревья освобождаются от листвы не сразу, не вдруг, а постепенно. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения.

3. Перво – наперво листья начинают желтеть, хотя никто не добавлял в соки желтой краски. Желтая краска находится в деревьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен, он забивается более сильным – зеленым.

4. Зеленый цвет листьям придает особое вещество – хлорофилл. Но работает он только на свету. Поэтому летом, когда солнце светит долго – листья зеленые.

5. А осенью удлиняются ночи. Солнышко меньше светит и хлорофилл разрушается. Зеленый цвет в листьях убывает, а желтый становится заметней.

6. Но осенью листья не только желтые, но и красные, багряные, оранжевые. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

7. Когда же листья начнут опадать? Деревьям никто не говорит, когда нужно сбрасывать листву. Они чутко ощущают смену дня и ночи. Дни становятся короче и дерево начинает оттягивать из листьев в ствол питательные вещества.

8. В основании черешка, в том месте, где листья прикрепляются к ветке, появляется пробковый слой. Он отделяет черешок от ветки, их соединяет лишь несколько волоконцев. Еще вчера листья не мог сорвать даже сильный ветер, а сегодня они падают сами.

9. Почему деревья сбрасывают листья? Деревьям нужно очень много воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Теряя листья деревья защищаются от зимней засухи.

10. Кроме того, нужен листопад дереву и в лечебных целях. Вместе с водой дерево вытягивает из земли минеральные соли. Излишки накапливаются в листьях. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.

11. Есть и третья причина для листопада. Он защищает тонкие, хрупкие ветви дерева от тяжести снега.

Викторина: « Знаешь ли ты деревья?»

    Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза)

    Кто из лесных обитателей любит березовый сок? (Дятел, бабочка, шмель, муравей.)

    Какое дерево живет дольше других деревьев? (Дуб)

    Как называют плоды дуба? (Желудь)

    Какие лесные жители едят желуди? (Кабан, медведь, лось, белка, бурундук)

    Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина)

    Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну, хвойные)

    Кто из лесных жителей любит лакомиться семенами шишек? (Белка, дятел и др.)

    Какое дерево называют поющим? (Ель) Почему?

    Какие деревья называют медоносами? (Липа, клен, ива, рябина,др.)

    Кто любит полакомиться корой осины и яблони? (Зайцы)

    Какое дерево часто сажают в городе? (Тополь)

Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)

Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён.)

Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёзу.)

Какое дерево цветёт первым, а какое – последним? (Ольха и липа.)

У каких деревьев осенью листья красные? (У клёна и рябины.)

Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)

Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и берёзовые.)

Отгадай загадки:

1.В сенокос - горька,
а в мороз - сладка,
Что за ягодка? (Калина.)

2.Ягоды не сладость,

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А друзьям угощенье. (Рябина)

3. Белые овечки
Бегают по свечке. (Верба.)

4. На лесной опушке
Стоят подружки,
Платьица белёны,
Шапочки зелены. (Берёза.)

5. Кудри в речку опустила
И о чём - то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива.)

6. Зимой и летом
Одним цветом. (Ель.)

7. Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок? (Лиственница.)

8. Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют
И галдя, его клюют. (Рябина.)

9. Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина.)

10.В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пёстрая придёт
На зубок он попадёт. (Орех.)

11.Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза.)

12.Осенью на ветке

Подрастают детки

Все без глаз, без рук,

Без ножек –

Каждый как зеленый ежик. (Каштан.)

Стоит летом золотая,

Сладким медом налитая.

(Липа)

Весною кудри завила

Нежные, пушистые

И стоит белым – бела

(черемуха) душистая

« Назови автора».

1. Назовите художника, который написал следующие картины: «Сосны, освещенные солнцем», «Корабельная роща», «Еловый лес», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали», «Дождь в дубовом лесу». (И. Шишкин)

2.И. Левитан очень любил писать осень. Он создал проникновенные картины природы и в ее образах раскрыл настроения и переживания человека. Вспомните его картины и назовите их. («Золотая осень», «Осенние листья»)

3.«Люблю отчизну я...
Люблю ее лесов безбрежных колыханье. ..» (М.Ю. Лермонтов)

4.Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И.А. Бунин «Листопад»)

Стихи (дети зачитывают заранее выученные стихи)

Берёза Сергей Городецкий

Когда, лазурью светозарной

Рождённая, сочилась лень

Из каждой ветки благодарной.

Кипучих волн озёрных.

Тянул, смеясь, весёлый Лель

Лучи волосьев чёрных.

(Михаил Юрьевич Лермонтов)

На голой вершине сосна,

Одета, как ризой, она.

Прекрасная пальма растёт.

Ива Анна Ахматова

А я росла в узорной тишине,

Я лопухи любила и крапиву,

И, благодарная, она жила

Есенин

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

«Черёмуха (С. Есенин)»

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Первый лист Фёдор Тютчев

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны берёзы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым...

Давно им грезилось весной,

Весной и летом золотым, -

И вот живые эти грёзы,

Под первым небом голубым,

О, первых листьев красота,

Омытых в солнечных лучах,

С новорождённою их тенью!

И слышно нам по их движенью,

Что в этих тысячах и тьмах

Не встретишь мёртвого листа.

Рисование на бумаге деревьев. Каждый ребенок рисует на ватмане одно дерево. Когда каждый нарисует по дереву, в итоге получается на рисунке целый лес. Детям объясняется, как важна их роль в природе. С детьми обсуждается, что если каждый посадит хотя бы одно дерево, будет огромная польза.

Ведущий:

Пусть Земля родная наша

Год от года будет краше.

Мы не гости на планете,

Помните об этом, дети.

Научитесь мир беречь!

Счастья вам! До новых встреч!

После праздника все выходят на пришкольный участок, чтобы посадить деревья и кустарники.

Стихи

Берёза Сергей Городецкий

Я полюбил тебя в янтарный день,

Когда, лазурью светозарной

Рождённая, сочилась лень

Из каждой ветки благодарной.

Белело тело, белое, как хмель

Кипучих волн озёрных.

Тянул, смеясь, весёлый Лель

Лучи волосьев чёрных.

"На севере диком стоит одиноко..."

(Михаил Юрьевич Лермонтов)

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

Ива Анна Ахматова

А я росла в узорной тишине,

В прохладной детской молодого века.

Я лопухи любила и крапиву,

Но больше всех серебряную иву.

И, благодарная, она жила

Со мной всю жизнь, плакучими ветвями

Есенин

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

«Черёмуха (С. Есенин)»

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила. Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре. А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей. Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит. Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Первый лист Фёдор Тютчев

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны берёзы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым...

Давно им грезилось весной,

Весной и летом золотым, -

И вот живые эти грёзы,

Под первым небом голубым,

Пробились вдруг на свет дневной...

О, первых листьев красота,

Омытых в солнечных лучах,

С новорождённою их тенью!

И слышно нам по их движенью,

Что в этих тысячах и тьмах

Не встретишь мёртвого листа.

Сценарий экологического праздника «Лес – наш зелёный дом»

(Для учащихся младших классов и детей старшей группы детского сада)
Цель : привлечения особого внимания у школьников и воспитанников детского сада к проблемам сохранения, восстановления и сохранения российских лесов.
Задачи : - вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, желание взаимодействовать с природой
Слайд 1.

Ведущий 1 . Здравствуй, лес. Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе и серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы cвои.


Слайд 2.

Ведущий 2 . Ребята, чем же нам дорог лес? Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен? (Лес – наше богатство; там, где лес – всегда чистый воздух; лес – дом для зверей и птиц; лес – это кладовая, отдающая свои дары.)
Ведущий 1. Нет ничего милее:

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.


Ведущий 2. Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит


Ведущий 1 . Дааа! Хорошо в лесу!

Сейчас я вам загадаю загадки о лесе и его обитателях.

Знаешь ты лесных зверей?

Назови их поскорей!


Слайд 2.

Ведущий 2. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее………(лиса)


Слайд 4.

Ведущий 1. Он, как елка, весь в иголках,

Ловит ловко страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей.

Он в лесу живет, но вхож

И в сады - отважный……..(ёж).


Слайд 5.

Ведущий 2. В сосне – дупло

В дупле – тепло.

А кто в тепле

Живет в дупле? (Белка)


Слайд 6.

Ведущий 1. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)


Слайд 7.

Ведущий 2. Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой,
Словно девочки-подростки.
Белоствольные … (Берёзки).

Слайд 8

Ведущий 1 . К речке дерево склонилось,
А склонившись, удивилось:
- Как же я красива!
Я – речная…(Ива).

Ведущий 2 . Наблюдала я в бору интересную игру:
На поляне под сосной, прыгал весь народ лесной. Хотите, ребята, с нами поиграть?
Ведущий 1. Слушайте внимательно и запоминайте. Мы вас попробуем запутать, но вы будьте начеку.
Ведущий 2. Если в тексте ошибемся, вы потопайте ногами.
Ведущий 1. Ну, а коль порядок со словами, вы похлопайте в ладоши. Все понятно? Начинаем игру.
Ведущий 2. Птички певчие поют: гав-гав-гав. (Топают.)
Ведущий 1. Колокольчики звенят: хрум, хрум, хрум. (Топают.)
Ведущий 2. Лает лисица возле норки: мяу, мяу,мяу. (Топают.)
Ведущий 1. Жук на дереве жужжит: жу-жу-жу. (Хлопают.)
Ведущий 2. Утки серые кричат: кря-кря-кря! (Хлопают).
Ведущий 1. Волчонок серенький кричит: му-му-му! (Топают.)
Слайд 9.

Ведущий 2 . Задает вопрос 1-му: « А ты сможешь ответить на такой вопрос?»

Ведущий 1. Пришла зима! Наступил долгожданный декабрь, и зацвела одинокая дикая яблоня, а потом ещё 3 рябины. Сколько зацвело деревьев?

Не знаю, наверное - 4. Нет, не правильно. Ребята, помогите сосчитать.


Слайд 10.

Ведущий 2. У кошки две правые ноги, две левые ноги, две ноги сзади, две ноги спереди. Сколько ног у кошки всего?

Ведущий 1. Я думаю, что -8

Ведущий 2. Нет, не правильно. Ребята, помогите

Слайд 11.

Ведущий 1. На полянке у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов
Сколько крот нашел грибков? (3)
Слайд 12.

Ведущий 2. Ползло четыре паука
И от них уползает муравей.
Сколько насекомых?
Отвечайте поскорей. (5)
Ведущий 1. Ребята а сейчас я предлагаю вам отдохнуть

Ведущий 2. Повторяйте за нами, делаем все вместе
Как у наших у зверят
Лапки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топанье ногами.)
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопки в ладоши.)
А потом вприсядочку (Приседания.)
Пляшут звери рядышком. (Прыжки на месте.)
А как пустятся бежать – (Бег на месте.)
Никому их не догнать!
Ребята. А вам нравится гулять в лесу?
Ведущий 2. А вы знаете о том, что всем людям нужно знать правила поведения в лесу. И необходимо соблюдать их?

Ведущий 1. Вы знаете эти правила?

Ведущий 2. Лес - родной дом для многих животных, птиц, насеко­мых. Без зверя, без птицы и лес не лес. Он дает им и кров, и пищу. В глухих уголках леса устраивают берлоги медведи. В дуплах деревь­ев находят пристанище белки. Под пнями роют норы бурундуки. В кро­нах деревьев и зарослях кустарни­ков строят гнезда многие лесные птицы... Жизнь в лесу не замирает ни на минуту. Даже ночью и даже зимой... Но особенно красив лес в мае и... в сентябре.

Ведущий 1. Весной в лесу все зеленеет и сверкает в лучах солнца. Кукушки уже вовсю кукуют, бабочки кружатся, жуки жужжат, жаворонки заливаются, со­ловьи, дрозды... Муравьи снуют, торо­пятся... А уж воздух какой в лесу - не надышишься! Человек весной тоже стремится в лес. Природой полюбоваться и воздухом надышаться. Но есть и такие…., а впрочем, посмотрите сами…
Сказка «Лесные спасатели»
(Звучит музыка леса. На сцену с двух сторон выходят два дерева: Берёза, Дуб и Ёлка. Они идут осторожно, оглядываются/. Встречаясь на середине, сталкиваются, пугаются, затем оглядывают друг друга и заводят разговор):

Дуб: Ты кто? И что так дрожишь, как берёзовый лист на ветру?

Береза: Я и есть берёзка (Скромно, потупив глазки, чуть кокетничая). И дрожу я от страха. А ты кто?

Дуб: Я – дуб (гордо). Видишь, какой я могучий и сильный (красуется, делает движения, как культурист) и мне всё нипочём. А ты кто? (обращение к ёлке)

Ёлка: А я – ёлочка, лесная красавица.

(Слышится шум, грохот. Дуб от испуга приседает, а берёзка ещё больше начинает дрожать)

Дуб: Что это?

Береза: Не знаю. Похоже нечисть в наших лесах разбушевалась.

Дуб: Я слышу кто-то идёт. Замри! (Деревья замирают, распустив ветки)

(На сцену под музыку выходит лиса, прогуливается, //Танец лисы//, рвёт цветы. Раздаётся выстрел. Лиса замирает. Звучит музыка. Из-за кулис через всю сцену стремительно скачет заяц. Делает пару кругов вокруг деревьев, прячется за лису, закрывает глаза и страшно дрожит. Лиса делает шаг в сторону, ошалело смотрит на зайца).

Лиса: Эй, косой, ты, что, вообще страх потерял?

Заяц: (осторожно смотрит по сторонам). А… кто здесь?

Лиса: (Щелкает пальцами перед его носом): За-а-а-а-яц!!! (Растягивая слово, привлекая внимание) Что с тобой?

Заяц: Т-т-т-там, Ра-ра-раз-бой- ники!

Лиса: Ты, что ушастый (Крутит у виска пальцем) , какие разбойники в нашем лесу?

Заяц: Ст-стр- стра-ашные!!

(Раздаётся выстрел: грохот, шум. Заяц, сжавшись от страха, убегает за берёзку).

Лиса: ДА-а-а!!! Странно! Спрячусь-ка и я, посмотрю, что дальше будет!

(Лиса прячется за дуб. На сцене под музыку появляются два современных хулигана. Они вбегают с двух сторон к центру зала. //Танец с ружьями// Внешний вид – боевой. Улюлюканье и пальба во все стороны. Встречаются на середине, перед деревьями)

Первый хулиган: Ты видел, видел, как этот косой драпанул!

Второй хулиган: Только пятки сверкнули! Э-эх, жалко промахнулись!

Первый хулиган: Ну, ничего, мы его ещё догоним, облаву устроим!

Второй хулиган: Смотри, какая поляна хорошая. Давай отдохнём, что-то я проголодался!

Первый хулиган: Давай. Пикник устроим. Деревьев здесь много, веток наломаем. Большой костёр разведём.

(Звучит песня «Во поле берёзка стояла» на чув. Языке первые слова поёт берёзка, на русском - хулиганы)

Берёзка:

Во поле берёзка стояла

Во поле кудрявая стояла

Лю-ли-лю-ли-стояла

Лю-ли-лю-ли-стояла

Хулиганы:

Я пойду, пойду погуляю,

Белую берёзку заломаю

Лю-ли заломаю,

Лю-ли заломаю.

(Ломают ветки берёзки и разжигают костёр. Едят чипсы и пьют фанту, пакеты и бутылки кидают вокруг)

Второй хулиган: Ох, эта береза, чуть глаза не повыколола.

Первый хулиган: А меня елка всего исцарапала.

Второй хулиган: Классный пикник получился!

Первый хулиган: Как мне нравится на природе отдыхать. Кругом птички поют, деревья радостно шелестят, зайцы скачут. (Зевает ). А давай-ка мы поставим капкан, может кто и попадётся! (Идёт ставить капкан Около того дерева, где лиса спряталась)

Второй хулиган: Славно мы повеселились, может часок-другой поспим.

(Хулиганы садятся спиной друг к ругу. Ружья кладут на колени и засыпают. На край сцены украдкой выходят лиса и заяц).

Лиса: Как же можно это есть?(показывая, на чипсы)

Заяц: Как такое можно пить? (показывая, на бутылку с газ-водой)

Лиса: Смотри, заяц, кругом разбитые бутылки.

Заяц: Ведь из - за них может загореться лес, могут животные пораниться.

Заяц Ой, как страшно, они нас убьют и съедят. Что же нам теперь делать?

Лиса: (С осторожностью обходит капкан) Не боись, лопоухий, со мной не пропадёшь. Я, между прочим, агентесса лесной безопасности (Лиса достаёт рацию. Заяц поражённо, перестав дрожать, смотрит на неё. Лиса говорит в рацию): Метла, метла, Я – рыжая, нужна помощь, как меня слышите. (Раздается звук рации)

Заяц: Ну, что?

Лиса: Всё в порядке, сейчас будут! (Слышен звук музыки с сиреной. На сцене появляются три спецназа. На голове – банданы. Хулиганы просыпаются)

Бабки - Ёжки (хором): Руки за голову. Вы – арестованы!

1-ый Хулиган: Что???

2-ой Хулиган: За что??? (Лесные спасатели связывают верёвкой хулиганов. Ружья передают лисе с зайцем.)

1 Бабка - Ёжка: Ну, всё, операция успешно завершена, можем клиентов паковать и грузить.

2 Бабка - Ёжка: А пока вы их держите на мушке, чтобы они не сбежали. (Лиса и заяц встают с двух сторон от хулиганов, передёргивают затво.

Хулиганы (Вместе, глядя на лесных спасателей) : Вы, кто?

1 Бабка - Ёжка: Мы –Бабки – Ёжки - Лесные спасатели.

(По очереди поют песню «Лесных спасателей», на мотив «Частушки Бабок - Ёжек» пританцовывая):

Растяни меха гармошка,

Э-эх, играй наяривай

Спой-ка песню Бабка - Ёжка,

Спой, не разговаривай

Отдохнуть турист решил

Куст ракиты подпалил

Лес в огне, турист – в дыму

Кто поможет здесь ему?

Вместе:

Мы спасатели лесные,

Бабки – Ёжки удалые

Пожар можем потушить,

Чтобы лес мог долго жить

Зима лютая придёт

С собой голод принесёт.

Зайцы, белки да ежи

Кто поможет им прожить?

Вместе:

Мы спасатели лесные,

Добрые и удалые

Всех накормим мы зверей

К нам спешите поскорей.

Первый хулиган: А за что вы нас так?

Второй хулиган: Что мы плохого сделали?

1 – я Бабка - Ёжка: Э- э, милок! В лес заповедный пришли,

2 - я Бабка - Ёжка: Шумите, лесных зверей пугаете,

3 - я Бабка - Ёжка Костры в неположенном месте разжигаете, деревья ломаете

Вместе: А природу беречь и любить надо. Ведь лес – это наша жизнь!!!

Хулиганы: Мы больше не будем. Простите нас! Мы тоже научимся беречь природу и заботиться о животных, птицах и рыбах!

развязывают хулиганов, дарят им мётлы и говорят:

Бабки – Ёжки : Вот это ваше оружие. Пусть леса будут чистыми и зелёными.
ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ

На мотив «Птица счастья»

1. На планете нашей голубой

Есть то место, где живём с тобой,

Родина моя – Красноярский край

Будем мы всегда беречь тебя:

Здесь растут и ёлка и сосна,

И берёзка белая моя,

Дуб, осина, клён

Все деревья в нем

Край чувашский –

Я в тебя влюблён!!!

ПРИПЕВ: Лес – зелёный наш дом

Где птицы летают, и звери кругом

Чтоб всем здесь дышалось легко

Мы будем беречь лес – Богатство своё


После сказки…
Правила поведения в лесу (слайды 13 -25)

Сценарий праздника «Дерево дружбы».

Ведущая: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычный праздник - «Дерево дружбы».

К нам на праздник пришли ученики школы № 6

Я слышу шаги , наверное, к нам ещё кто-то спешит.

заходит Лесная Фея.

Лесная Фея: Здравствуйте, я Лесная Фея.

В чаще я густой живу,

К людям редко выхожу.

Моё царство всех чудесней:

Шум листвы и птичьи песни,

Мягкие перины мха

И журчанье ручейка.

По лесу весь деньброжу,

Охраняю тишину

И со всем лесным народом

Разговаривать могу.

Ребята, я случайно услышала, что у вас сегодня праздник - День посадки дерева Дружбы. И я решила проверить, не мои ли вы владения разоряете. У меня каждое деревце под присмотром, о каждой берёзке, о каждой ёлочке забочусь, за каждым дубком и липой ухаживаю.

Ведущая: Нет, Лесная Фея, наши ребята никогда не портят леса и не берут ничего без спроса. Деревья для посадки нам подарили школьники. Наши дети любят, берегут природу и много про неё знают. Даже самые маленькие ребята могут рассказать стихи о природе.

Лесная Фея: Правда? Я с удовольствием послушаю.

Дети читают стихи про деревья, цветы и насекомых.

А ещё мы умеем водить хоровод и петь песни. Вставай в хоровод вместе с нами.

Лесная Фея: с удовольствием……

Хоровод под музыку«Во поле берёза стояла»

Сегодня речь мы поведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом,

Где мы с рожденияживём.

Ещё о том пойдёт сегодня речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Ведущая. Как вы думаете, где воздух чище: в городе или в лесу?

Дети. Воздух в лесу чище, чем в городе.

Ведущая. Почему? Дети. В лесу нет машин, заводов. Там много деревьев, которые очищают воздух от пыли и грязи, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В городах воздух загрязняют выхлопные газы машин. Заводские трубы выбрасывают в воздух вредные вещества.

Ведущая. Так, может быть, нам всем переехать жить в лес? Как вы думаете, сможет ли всё человечество уйти из городов и поселиться в лесах? (Нет.) Что надо сделать, чтобы воздух в городах стал чистым и безопасным для человека?

Дети. Надо конструировать машины, которые не загрязняют воздух, сажать деревья и кустарники, разбивать парки и скверы.

Проводится разминка «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги - это корни,

Их расставим шире,

(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)

Чтоб держали дерево, (Ставят один кулак на другой.)

Падать не давали, Из глубин подземных Воду доставали.

(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)

Наше тело - прочный ствол.

(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)

Он чуть - чуть качается

(Покачиваются из стороны в сторону.)

И своей верхушкой (Складывают ладони шалашиком.)

В небо упирается. (Поднимают соединённые руки над головой.)

Наши руки - ветви - (Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)

Крону образуют. (Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно, (Качают головой.)

Если ветры дуют. (Качают поднятыми руками.)

Ведущая. Как вы думаете, где можно взять деревца для посадки?

Дети. Можно выкопать саженцы в лесу, вырастить их из семян деревьев. Если поставить в воду веточку дерева и дождаться появления корней, можно посадить её в землю.

Воспитатель. В каждом городе есть специальная служба, которая занимается выращиванием саженцев в питомнике.

Вот посадки, так посадки:

Деревца растут на грядке.

Здесь деревья просто крошки:

Можно ель прикрыть ладошкой,

А дубок вместе с корнями

Поместился бы в кармане.

В какое время годалучше всего высаживать деревья и почему?

Дети. Деревья надо сажать весной или осенью. В это время на деревьях нет листьев, в стволе и ветках не происходит сокодвижение, поэтому саженцы лучше приживаются на новом месте.

Воспитатель. Да, сейчас весна - самоеудобное время для посадки деревьев. Не случайно во многих странах мира весной люди отмечают праздник - День дерева. В этот день сажают молодые деревья.

Школьники приготовили для вас подарок: привезли из леса саженцы и выкопали лунки для их посадки.

Давайте сделаем территорию нашего детского сада ещё красивее.

Пусть Земля родная наша

Год от года будет краше.

Мы не гости на планете,

Помните об этом, дети.

Научитесь мир беречь!

Счастья вам! До новых встреч!

Дети и взрослые выходят на участок дошкольного учреждения и высаживают деревья.