Конспект викторина о лесе подготовительная группа. Дистанционные творческие конкурсы "город мастеров". «Мы - друзья природы»

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях.

Образовательные: Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.

Развивающие: Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций.

Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка; эмблемы для участников команд; картинки с правилами поведения в лесу; пазлы «силуэты деревьев»; дидактическая игра «С какого дерева лист?»; плоды деревьев: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны; ягодный кроссворд; картинки с грибами съедобными несъедобными; зелёная и красная карточка; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Предварительная работа: разучивание стихов, песен; чтение произведений российских писателей; беседы о растениях, насекомых, птицах и животных, их повадках и особенностях; рассматривание иллюстраций и книг о природе.

Ход деятельности:

Дети заходят в зал и команды занимают свои места.

Воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Сегодня мы собрались в зале, чтобы показать свои знания о природе нашего края, о животных и растениях, об их особенностях. А называется наша викторина «Знатоки природы». Соревноваться будут три команды. Команда «Зайчата», «Лисята» и команда «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания. Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Представляем вам жюри нашей викторины: …

Воспитатель: Девочки и мальчики, лес – это богатство нашей Земли! Это дом для животных, птиц и насекомых. В лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают воздух, радуют своей красотой. Из деревьев человек изготавливает мебель и строит дома. Лес кормит нас грибами, ягодами и орехами.

Воспитатель: Давайте для начала вспомним правила поведения в лесу.

(Воспитатель показывает картинки, а дети объясняют, что не правильно делают мальчики и девочки.)

Физкультминутка.

Воспитатель: Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимать ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседание.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Ребёнок 1: Богатство лесов береги и храни,

Тебе благодарными будут они!

Ребёнок 2: Дерево, зверек, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Воспитатель: Вопросы для всех команд:

  1. Какие деревья называются хвойными?
  2. Почему деревья называются лиственными?
  3. Какие деревья не меняют цвет кроны?
  4. В какое время года деревья меняют окраску листьев?
  5. В какое время года на деревьях распускаются листочки?
  6. У какого дерева ствол белый?

Воспитатель: А сейчас вы должны собрать пазлы и по силуэту определить, что это за дерево и назвать его.

Воспитатель: Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (Каждой команде даётся листов по количеству детей).

Воспитатель: Подвижная игра «Детки с ветки» (Собрать плоды деревьев, которые заданы: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны).

Воспитатель: В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы. Нужны ли нам они, расскажут ребята.

Ребёнок 3: Много трав растет полезных

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Липа, мята, зверобой!

Ребёнок 4: Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!

Соберем не на потеху,

Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник.)

Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля.)

Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)

Какие растения помогут укрепить волосы? (Крапива, лопух, ромашка.)

Какое растение кроме мать-мачехи помогает от кашля? (Ромашка.)

Настой какого растения пьют для возбуждения аппетита? (Одуванчик.)

Чай из какого растения действует успокоительно? (Мята.)

Лекарственное растение от 99 болезней. (Зверобой.)

Какое растение применяют для полоскания при воспалительных процессах полости рта, зубной боли? (Тысячелистник.)

Воспитатель: А теперь предлагаю решить «Ягодный кроссворд».

  1. Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

  1. На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгребаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника.)

  1. На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка -

Ягодка... (морошка)

  1. Что за ягодки на кочке?

Осень им румянит щечки

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится – не даст простудиться.

Наклонись-ка, погляди-ка не поспела ли… (Брусника.)

  1. Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника.)

  1. Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (Малиной.)

Воспитатель: Приглашаю вас совершить путешествие «По страницам сказок».

  1. Какое дерево растёт у лукоморья, в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», по которому кот учёный ходит и сказки рассказывает? (Варианты: сосна, дуб, клён, тополь.)
  2. Из какого цветка, в сказке «Дюймовочка», Ганса Христиана Андерсена, появилась маленькая, маленькая девочка? (Варианты: из колокольчика, из лилии, из тюльпана, из пиона)
  3. Какое дерево, в русской народной сказке «Гуси-лебеди», спрятало и укрыло детей? (Варианты: слива, груша, яблоня, черёмуха.)
  4. За кустами каких цветов, ухаживали Кай и Герда в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»? (Варианты: за кустами роз, за кустами пионов, за кустами хризантем, за кустами астр.)
  5. Под каким деревом белка грызёт орешки и песенки поёт, в сказке «О царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина? (Варианты: под сосной, под елью, под лиственницей, под дубом.)
  6. Из какой травы плела Элиза рубашки для своих братьев, в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»? (Варианты: из папоротника, из багульника, из медуницы, из крапивы.)

Воспитатель: Поиграем в игру «Съедобное – не съедобное» (называются грибы, а дети поднимают зелёную карточку, если гриб съедобный и красную, - если несъедобный).

Воспитатель: В лесу кроме деревьев и других растений, живут разные птицы и животные. Без них трудно представить лес. Все они наши верные помощники и друзья.

Ребёнок 5: Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Ребёнок 6: Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете птиц. На столах лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, мальчики отбирают зимующих, а девочки перелётных.

Воспитатель: «Кто где живёт?» (посмотрев на экране изображение животных, дети называют их жилище).

Ребёнок 7: Милый лес, добрый лес!

Говорим тебе спасибо

За прекрасный воздух твой

За рябину и калину,

За ромашку, зверобой.

Ребёнок 8: На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем взрослые и дети

Дружбой этой дорожить!

Воспитатель: Где бы ни жил человек: в городе или в загородной местности, он всегда окружён растениями и животными. Но к сожалению, люди не всегда бережно относятся к природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реках, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река – дом. Из-за людей некоторые растения и животные навсегда исчезли, а многие стали редкими. А куда занесены редкие виды животных и растений?

Дети: В Красную книгу.

Воспитатель: Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Почему именно красный цвет?

Дети: Сигнал, опасность…

Воспитатель: Да, действительно - красный цвет – сигнал тревоги и запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в эту книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки, в которых охота запрещена.

Воспитатель: Наша экологическая викторина подходит к концу, просим жюри подвести итоги, и выявить победителей.

Ребёнок 9: Любите родную природу -

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша, с тобою

Навеки родная земля.

Ребёнок 10: На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

  • Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.
  • Упражнять в умении различать деревья нашего края на слух по описанию.
  • Узнавать и называть птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их изображению.
  • Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
  • Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
  • Воспитывать любовь к родной природе.

Словарная работа: дикорастущие, культурные, вяз, богомол, боровик, груздь, божья коровка.

Оборудование: магнитная доска с магнитами, буквы для выкладывания ответов на загадки, подставка с зимующими и перелетными птицами, карточки с грибами, картинки с дикорастущими и культурными растениями, карточки с вопросами для двух команд, «загадочные объявления», две картины «Что напутал художник», корзина с шишками, подносы, призы, награды.

Ход мероприятия

Ведущий. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды. Это команда «Волчата» (указывается капитан команды) и команда «Медвежата» (указывается капитан команды). Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Каждый правильный ответ будет оцениваться шишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество шишек и определим победителя игры. Итак, начнем с приветствия команд. Приветствие команд:

1. «Волчата» – пожалуйста:

«Знает мать – волчица
В воспитанье толк:
Многому учиться
Должен серый волк,
Чтобы из волчонка
Вырос поскорей,
Сильный и красивый
Ловкий храбрый зверь!»

2. «Медвежата» – пожалуйста:

«Медведь не запасает
Грибов и ягод впрок,
К зиме он нагуляет
Под шубою жирок.
Забудет все тревоги,
И там, где бурелом,
Уляжется в берлоге
Под сваленным стволом».

Прекрасные приветствия. Молодцы! (По одной шишке.)
Наша викторина продолжается.

Разминка команд. Игра: «Назови быстро».

Команда «Медвежата»: слушайте

  1. Белобокая птица. (Сорока)
  2. Какое растение может нас обжечь? (Крапива)
  3. Новогоднее дерево. (Елка)
  4. Время года, когда просыпается природа. (Весна)
  5. Лошадь в тельняшке. (Зебра)
  6. Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
  7. Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)

Команда «Волчата»:

  1. Дикий родственник свиньи. (Кабан)
  2. Как называется жилище медведя? (Берлога)
  3. Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
  4. Красногрудая птица. (Снегирь)
  5. Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
  6. Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
  7. Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер)

С разминкой команды справились. Переходим к первому заданию. Вы должны на слух по описанию узнать и назвать знакомые вам деревья. По три дерева каждой команде.

Команда «Волчата».

– Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина.)

– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза.)

– Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов. (Черемуха.)

Команда «Медвежата».

– Это дерево легко узнать зимой по стволу почти черного цвета. Его плоды – круглые орешки – висят на ветках почти до весны. А в начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный, целебный мед. (Липа.)

– Шероховатые листочки этого дерева состоят из разных по размеру половинок. Необычна и древесина: твердая, упругая, от воды не коробится, когда высохнет – не трескается. А чурбаки из него получаются и вовсе волшебные: топором не расколешь – вязнет топор в древесных волокнах. (Вяз.)

– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб.)

Второе задание: «Составь букет».

Каждой команде дается по одной нарисованной вазе и набор картинок дикорастущих и культурных растений.

Команда «Волчата» – собирает букет из дикорастущих растений.
Команда «Медвежата»
– собирает букет из культурных растений.

Третье задание: Блиц-конкурс «Назови лишнее слово».

«Медвежата»:

  1. Клен, липа, береза, ель , тополь.
  2. Белка, медвежонок , лиса, волчица.
  3. Стрекоза, комар, муха, щука , кузнечик.

«Волчата»:

  1. Рябина, сосна, черемуха, тюльпан .
  2. , акула, камбала, скумбрия.
  3. Лиса, корова , еж, заяц, волк.

Внимание! Переходим к конкурсу капитанов.

Отгадай загадку и напиши ответ. (Выложить ответ из букв.)

«Волчата»:

У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней? (Лиса.)

«Медвежата»:

В гору бегом
С горы кувырком. (Заяц.)

  1. Помогу всем, у кого сломался будильник! (Петух.)
  2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.)
  3. Я самая обаятельная и привлекательная1 Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! Настоятельно прошу: называть по имени и отчеству! Патрикеевной не называть! (Лиса.)
  4. Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк.)
  5. Тому, кто найдет мой хвост: оставьте себе на память. Я успешно рощу новый! (Ящерица.)
  6. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Змея.)

Так, посмотрим, как капитаны справились со своей задачей. Молодцы. Кладу по одной шишке в ведерки. А сейчас давайте немного отдохнем!

Физкультминутка:

Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Пятое задание. Выбрать зимующих и перелетных птиц.

На подставке.

Воробей, галка, сорока, дятел, синица, сова. Ласточка, соловей, скворец, грач, лебедь, журавль.

«Волчата»: зимующие птицы.
«Медвежата»:
перелетные птицы.

Шестое задание. Назвать по пять насекомых.

Муравей, муха, кузнечик, таракан, пчела, оса, шмель, жук, божья коровка, красный клоп, богомол.

Седьмое задание. «Назови гриб». (По пять грибов.)

Дети вытягивают карточки с изображением грибов и называют их.

Сыроежка, груздь, масленок, рыжик, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, волнушка, опята.

Восьмое Домашнее задание. Рассказы о волке и медведе.

Волк – это хищник. Он может быстро и долго бежать. Большой, мохнатый хвост держит прямо. Это очень опасный и сильный зверь. Волки живут семьями, они хорошие родители. Волки очень любят пить воду, поэтому живут возле речек или ручьев, озер. Волк – это санитар леса, его дом – называется логово.

Медведь: тоже хищник. Это большой и сильный зверь, бегает очень быстро. Ловко лазает по деревьям. Медведь – всеядное животное: ест травы, корни растений, желуди, орехи, мед, насекомых, червяков, птиц, нападает на домашних животных. На зиму забирается в берлогу, спит до весны. Зимой в берлоге рождаются медвежата: 2 или 3.

А сейчас давайте поиграем в игру «Маленькая птичка» .

Надо внимательно следить куда полетит птичка (указательный палец правой руки). Не поворачивая голову, следить одними глазами: вправо, влево, вверх, на нос, вперед. Два раза.

Девятое задание: природа красива в любое время года, поэтому художники любят рисовать ее. Наше следующее задание: рассматривание картин: «Что напутал художник?»

В заключение чтение стихотворения ведущим:

«Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению ,
Паучок – терпению ,
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду .
Учит снег нас чистоте .
Учит солнце доброте .
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе .
(В.Орлов)

Подсчет очков. Награждение медалями. Победила дружба. Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.

Литература:

  1. Веретенникова С.А . «Ознакомление дошкольников с природой»: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» и «Воспитание в дошкольных учреждениях». – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 1980 г.
  2. Чиркова С.В . Родительские собрания: Подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008.
  3. Коломина Н.В . Занятия по экологии в детском саду. ООО «ТЦ Сфера», 2003.

Конспект открытого занятия – викторины

по экологии в подготовительной группе

«Мы - друзья природы»

Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в подготовительной группе.

Cистематизировать представления детей о многообразии природы.

1. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе; Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях; Закрепить правила поведения в природе

2. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Оборудование: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; природоохранительные знаки; эмблемы с изображением ручейка и леса; картинки ручейка и леса для подсчета баллов, зарисовки следов животных,

Дети встают в круг:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнёмся:

«Здравствуйте, гости!»

Ребята, садитесь на места! А я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие под названием – «Мы - друзья природы».

Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите?

А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)

Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)

А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)

Много дубов? (дубрава)

А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)

Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.

1 конкурс.

Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

2)Рыжая кума всех провела (Лиса)

3) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь лесной (медведь)

4) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать. 3.Вопросы:

– Назовите животных, которые зимой впадают в спячку.(медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук)

Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб);

– Назовите перелетных птиц ласточка, утки, грачи, жуавли)

– Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.(воробьи, сороки, вороны)

– Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)

– Что птицам зимой страшнее голод или холод? Почему? (не будет пищи-замерзнут)

– Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов? (кукушка-она подбрасывает свои яйца друим птицам)

Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора бей!)

А сейчас мы с вами маленько отдонем.

4. Динамическая пауза.

Игра «Закончи предложение и покажи движение»

Хитрая, как ….

Быстрый, как…

Голодный, как…

Неуклюжий, как…

Игра «Отгадай и назови»

(Кто) забрался под листья.

(Кто) залез в берлогу.

(Кто) юркнул в дупло.

(Кто) укрылся под кустом.

(Кто) шмыгнул в логово.

(Кто) спряталась в нору.

О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.

5 конкурс

– Как называются больие растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?

– Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям.

– Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.

(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)

Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.

Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)

6 конкурс «Загадки- задачки»

У животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

Наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)

Кто про себя может сказать такое: «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю, ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать? »(лиса)

Про кого говорят так: «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)

8 Задание «Узнай по описанию»

1. Срежешь гриб, и вскоре увидишь – ножка его сразу потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже когда высушишь его. Как называется этот гриб? (белый). Ребенок находит гриб и выставляет его на мольберт.

2. Живут эти грибы на дереве или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. Что за гриб? (опенок) Ребенок работает у мольберта.

3. Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя, но и уничтожать нельзя. Он лечит некоторых животных, а для человека – ядовитый гриб. Что это за гриб? (мухомор).

4.Эти грибы из-за своего цвета названы в честь хитрого лесного животного. (лисички)

Елочки - пенечки

9.А теперь небольшой блиц-опрос:

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

– Для чего на водоёмах зимой делают отверстия во льду. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла). (Вытаскивает жучков и паучков вредных, котоые губят деревья)

– Какое животное называют “кораблём пустыни” (Песок как волны и когда идет верблюд как будто плывет)

– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).

Почему листву нельзя сжигать? (Ухудшают условия существования деревьев и кустарников. Листва – это дом для насекомых. Ущерб здоровью жителей.)

Что такое загрязнение? (Это вредные вещества, которые накапливаются в воздухе)

Что происходит с лесами на нашей планете? (Исчезают.)

10 конкурс.

Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. «Чем был и чем стал.”

Икринка – малёк – рыба.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.

Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы воспитателя. И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе.

В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их.

11 конкурс. Работа с природоохранительными знаками.

Итак, что нельзя делать в лесу?

Не лови красивых насекомых.

Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны

Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу

Не жги костры

Не рви цветы

Не руби деревья

Не ломай ветки

Нельзя брать с собой домой лесных жителей.

Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами. Ну а я вам предлагаю вечером нарисовать правила поведения в лесу.

Ольга Качалка
Сценарий экологической викторины для подготовительной к школе группы «Знатоки природы»

Ведущий 1. Здравствуйте дети, дорогие родители и уважаемое жюри! Мы рады приветствовать вас на экологической викторине «Знатоки природы».

Ведущий 2. Сегодня наши дети продемонстрируют свои знания о природе и докажут, что они являются настоящими друзьями природы.

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду её никому не дадим!

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами!

Сегодня в составе жюри у нас:

Жюри, как видите, у нас достойно уважения.

Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!

А проходить наша викторина будет между тремя командами детей подготовительных к школе групп. Просим все команды подняться на сцену со своими воспитателями. Сегодня три команды будут состязаться за звание лучших знатоков природы. Поприветствуем их аплодисментами.

Дети рассаживаются за столы по командам.

Каждая викторина начинается с визитной карточки, поэтому мы не будем нарушать традицию.

1 конкурс. «Визитная карточка».

Приветствие команд: капитану команды назвать свою команду и девиз.

Слово предоставляется капитану команды «Подснежники».

Слово предоставляется капитану команды «Колокольчики».

Слово предоставляется капитану команды «Одуванчики».

Максимальное количество баллов – 3.

2 конкурс. «Разминка».

Каждой команде по очереди будут заданы вопросы, а вы должны на эти вопросы ответить. Если ответ правильный, то на экране появится изображение. За каждый правильный ответ команде будет начисляться по 1 баллу. Выкрикивать нельзя, баллы будут убирать.

1. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)

2. Сколько ног у паука? (Восемь.)

3. Как называется дом у муравья? (Муравейник.)

Ведущий 1. Вопрос для команды «Колокольчики».

4. Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка.)

Ведущий 2. Вопрос для команды «Одуванчики».

5. Кто свой дом носит на себе? (Улитка, черепаха.)

Ведущий 1. Вопрос для команды «Подснежники».

6. Какого цвета листья на деревьях зимой? (Листьев на деревьях зимой нет.)

Ведущий 2. Вопрос для команды «Колокольчики».

7. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла.)

Ведущий 1. Вопрос для команды «Одуванчики».

8. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.)

Ведущий 2. Вопрос для команды «Подснежники».

9. Какую птицу называют «Лесное радио»? (Сорока.)

Молодцы ребята, с этим заданием вы справились хорошо.

Музыкальная пауза. Команда «Подснежники» исполнит песню «Весенние веснушки».

3 конкурс. Так как деревья – объекты живой природы, которые приносят большую пользу для человечества – выделяют кислород, следующий конкурс о них. Конкурс называется «Я начну, а ты продолжи». За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

1. У дуба жёлуди, а у сосны … шишки.

2. Берёза кудрявая, а сосна … колючая.

3. У рябины листочки, а у сосны … иголки.

4. Осенью берёза стоит золотая, а сосна … зелёная.

5. Осина зимой стоит без листьев, а сосна … в иголках.

6. На яблоне растут яблоки, а на дубе … жёлуди.

Молодцы. Жюри подсчитывает итоги третьего конкурса.

4 конкурс. Для капитанов команд: «Собери целое».

Просим капитанов команд пройти к столам. В конвертах лежит разрезная картинка. Задание: как только начнётся музыка, вы разворачиваете конверт и начинаете собирать разрезную картинку. Кто быстрее соберёт. Баллы: от 3 до 1.

Музыкальная пауза. Команда «Колокольчики» исполнит танец «Земелюшка-чернозём».

5 конкурс. Игра со зрителями.

Загадки о природе и погоде. Кто знает отгадку, поднимает руку. За правильный ответ будет приз.

Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются. (Дождь.)

С неба – звездой, на ладошку – водой. (Снежинка.)

В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт – и всех разбудит. (Солнце.)

Мы лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей артелью строим дом себе под елью. (Муравьи.)

Через поля, через луга встаёт нарядная дуга. (Радуга.)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер.)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём – ищем, ищем – не найдём. (Роса.)

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком, он поделится медком. (Пчела.)

6 конкурс «Разложи правильно».

Участники команды строятся в колонну, под музыку по одному каждой команде надо разложить на столе – картинки. Слушаем внимательно.

Команде «Одуванчики» разложить картинки с изображением домашних животных на правую сторону стола, а картинки с изображениями диких животных на левую сторону стола.

Команде «Подснежники» нужно разложить на правую сторону стола картинки с изображением морских обитателей, на левую сторону стола насекомых.

Команде «Колокольчики» нужно разложить на правую сторону стола разложить домашних птиц, а на другую левую диких животных.

Просим участников команд построиться в колонну, по сигналу начинаем разбирать картинки. Будьте внимательны. За каждую неправильно подобранную картинку убавляется по 1 баллу.

7 конкурс. «Найди ошибку в рассказе». Послушайте задание: сейчас мы прочтём два рассказа. Автор рассказа допустил три ошибки. Вам нужно понять, где допустил ошибки автор, не выкрикивать. После прочтения рассказа вам будет дано время посоветоваться, для того, чтобы определить ошибки. Капитан от каждой команды исправит ошибки в рассказе. Слушайте внимательно первый рассказ.

Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, ёж, белка, лиса – меняют шубки на более теплые и густые. А на полях и в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, отгребают опавшую листву.

Тихо зимой в лесу. И только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Да изредка можно увидеть уток. Накануне выпал снег и хорошо видны следы животных, которые здесь побывали. Вот пробегал заяц.

А чьи это следы? – спросил Петя.

Это, наверное, следы ежа, – сказала Наташа.

Что-то не видно белок, где они? – спросила Таня.

Ты что, не знаешь, что белки зимой спят в своих дуплах? – ответил Петя.

7 конкурс. «Правила поведения в природе».

Участники всех команд строятся в шеренгу. Первой выходит команда «Одуванчики», затем команда «Подснежники», затем команда «Колокольчики».

Ведущий 1. Как только на экране появится картинка, мы зачитаем название правила. Кто знает стих об этом правиле, рассказывает его.

Музыкальная пауза. Команда «Одуванчики» исполнит песню «Солнечная песенка».

Конкурсные мероприятия закончены, жюри подводит итоги.

Ведущий 2. Награждение команд.

Слово для награждения команд предоставляется ___ .

Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить всё живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!

Давайте будем беречь планету –

Во всей Вселенной похожей нету,

Во всей вселенной только одна,

Для жизни и дружбы она нам дана!

Больше информации

наталия карташова
Викторина по экологии для подготовительной группы «Природа вокруг нас»

Викторина по экологии для подготовительной группы .

«Природа вокруг нас »

Программное содержание : обобщить знания детей о живой природе , в форме экологической викторины .

Предварительная работа : показ презентации о жизни зайца и ежа, беседы о жизни животного мира, познавательные игры из серии «природный мир » .

Оборудование : картинки с животными, листки бумаги, карандаши, игрушки животных.

Сегодня у нас с вами ребята необычное занятие, а соревнование. Делимся на две команды. (на столе лежат карточки с рисунками ежей и зайчат, дети выбирают по карточки и формируются команды).

1 КОНКУРС. «Быстро ответь на вопрос»

Команда «Ежей»

Белобокая птица (сорока)

Какое растение может нас обжечь (крапива)

Новогоднее дерево (елка)

Время года, когда просыпается вся природа (весна)

Лошадь в тельняшке (зебра)

Команда «Зайчат»

Дикий родственник свиньи (кабан)

Красногрудая птица (снегирь)

Зверь, который строит на реке платины (бобр)

Жилище медведя (берлога)

Домашний родственник зайца (кролик)

2 КОНКУРС. «Отгадать по описанию дерево»

Команда «Ежей»

Красавица русского леса. Этому дереву посвящено много песен, стихов. С белой кроной и тонкими ветвями. Птиц привлекает «сережками» с семенами. (береза)

Дерево имеет резные листочки. Осенью ветви обсыпаны гроздьями ярких ягод. В зимнее время любят это дерево посещать птицы. (рябина)

Команда «Зайчат»

Праздничное дерево с тонкими иголочками. (елка)

Это дерево могучий богатырь. Даже в сильные ураганы оно крепко «сидит» в земле.

3 КОНКУРС. «Назови лишнее слово» .

Команда «Ежей»

1. белка, медвежонок, лиса, волчица.

2. стрекоза, комар, муха, щука, кузнечик.

3. клен, липа, ромашка, дуб.

Команда «Зайчат»

1. грач, акула, окунь, кит.

2. лиса, корова, еж, заяц, волк.

3. рябина, сосна, черемуха, тюльпан.

Дети должны назвать лишнее слово и объяснить почему.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Мы идем во лесок, будь внимателен дружок (ходьба на месте)

Впереди ручеек, перейти – вот мосток. (идем на носочках)

Пробирайся осторожно – промочить здесь ноги можно. (высоко поднимаем ноги)

Промочить здесь ноги можно, мы попробуем немножко. (прыгаем)

По извилистой дорожке, как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом (присесть)

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути (легкий бег на месте)

Мы пришли с тобой дружок, во дремучий во лесок. (ходьба)

4 КОНКУРС. «Разбери животных»

На столе расставлены игрушки зверей домашних, диких и животные жарких стран.

Первая команда по одному игроку подходит к столу и кладет в пакет одно домашнее животная, а вторая команда должна собрать диких животных.

5 КОНКУРС. «Рассказ о животного своей команды»

Команда «Ежей» . Рассказывает о жизни ежей.

Команда «Зайчат» . Рассказывает о жизни зайчат.

6 КОНКУРС. «Отгадай загадку» .

Команда «Ежей» .

У него из всех зверей хвост пушистей и длинней (лиса)

В одежде богатой, а сам слеповатый (крот)

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец (лось)

Команда «Зайчат» .

Не портной, а с иголками (еж)

Комок пуха, длинное ухо (заяц)

Хозяин лесной, просыпается весной (медведь)

7 КОНКУРС. «Рисуем символ команды» .

Первый игрок своей команды рисует туловище, а остальные дорисовывают животного – символа своей команды : еж и заяц.