Россия разрабатывает загадочный беспилотный ударный самолет. Беспилотник: обзор российских и зарубежных беспилотных летательных аппаратов (бпла)

Робот не может причинить человеку вред или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
- А. Азимов, Три закона роботехники


Айзек Азимов ошибался. Совсем скоро электронный «глаз» возьмет человека на прицел, а микросхема бесстрастно прикажет: “Огонь на поражение!”

Робот сильнее пилота из плоти и крови. Десять, двадцать, тридцать часов непрерывного полета - он демонстрирует неизменную бодрость и готов к продолжению миссии. Даже когда перегрузки достигнут страшных 10 «же», наполняя тело свинцовой болью, цифровой дьявол сохранит ясность сознания, продолжая невозмутимо счислять курс и следить за противником.

Цифровому мозгу не требуется обучение и регулярные тренировки для поддержания квалификации. Математические модели и алгоритмы поведения в воздухе навечно загружены в память машины. Простояв десятилетие в ангаре, робот в любой момент вернется в небо, взяв штурвал в свои крепкие и умелые «руки».

Их час еще не пробил. В вооруженных силах США (лидера в данной области техники) беспилотники составляют треть парка всех находящихся в эксплуатации летательных аппаратов. При этом лишь 1% БПЛА способны применять .

Увы, даже этого хватает с избытком, чтобы посеять ужас на тех территориях, что отданы под охотугодья для этих безжалостных стальных птиц.

5 место - General Atomics MQ-9 Reaper (“Жатка”)

Разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой около 5 тонн.

Продолжительность полета: 24 часа.
Скорость: до 400 км/ч.
Потолок: 13 000 метров.
Двигатель: турбовинтовой, 900 л.с.
Полный запас топлива: 1300 кг.

Вооружение: до четырех ракет “Хэллфайр” и две 500-фунтовые управляемые бомбы JDAM.

Бортовое радиоэлектронное оборудование: радиолокатор AN/APY-8 с режимом картографирования (под носовым обтекателем), электронно-оптическая прицельная станция MTS-B (в сферическом модуле) для работы в видимом и ИК-диапазонах, со встроенным целеуказателем для подсветки целей для боеприпасов с полуактивным лазерным наведением.

Стоимость: 16,9 млн. долл.

К настоящему времени построено 163 БПЛА “Рипер”.

Наиболее громкий случай боевого применения: в апреле 2010 в Афганистане ударом БПЛА MQ-9 “Рипер” был убит третий человек в руководстве «Аль-Каиды» Мустафа Абу Язид, известный как Шейх аль-Масри.

4 место - Interstate TDR-1

Беспилотный бомбардировщик-торпедоносец.

Макс. взлетный вес: 2,7 тонны.
Двигатели: 2 х 220 л.с.
Крейсерская скорость: 225 км/ч,
Дальность полета: 680 км,
Боевая нагрузка: 2000 фн. (907 кг).
Построено: 162 ед.

«Помню охватившее меня возбуждение, когда экран зарябил и покрылся многочисленными точками - мне показалось, что система телеуправления дала сбой. Через мгновение я понял, это стреляют зенитки! Скорректировав полет дрона, я направил его прямо в середину корабля. В последнюю секунду перед моим взором мелькнула палуба - настолько близко, что я мог разглядеть детали. Внезапно экран превратился в серый статичный фон… Очевидно, взрыв убил всех находившихся на борту».


- Первый боевой вылет 27 сентября 1944 г.

“Проект Опцион” предусматривал создание беспилотных торпедоносцев для уничтожения японского флота. В апреле 1942 года состоялось первое испытание системы - «беспилотник», дистанционно управляемый с борта летящего в 50 км самолета, вышел в атаку на эсминец «Уорд». Сброшенная торпеда прошла точно под килем эсминца.


Взлет TDR-1 с палубы авианесущего корабля

Ободренные успехом, руководство флота рассчитывало к 1943 году сформировать 18 ударных эскадрилий в составе 1000 БПЛА и 162 командных “Эвенджеров”. Однако японский флот вскоре был разгромлен обычными самолетами, и программа потеряла приоритет.

Главным секретом TDR-1 была малогабаритная видеокамера конструкции Владимира Зворыкина. При весе 44 кг она обладала возможностью передачи изображения по радиоканалу с частотой 40 кадров в сек.

“Проект Опцион” потрясает своей смелостью и ранним появлением, но у нас впереди еще 3 удивительные машины:

3 место - RQ-4 “Глобал Хок”

Беспилотный самолет-разведчик с макс. взлетной массой 14,6 тонны.

Продолжительность полета: 32 часа.
Макс. скорость: 620 км/ч.
Потолок: 18 200 метров.
Двигатель: турбореактивной с тягой 3 тонны,
Дальность полета: 22 000 км.
Стоимость: 131 млн. долл (без учета затрат на его разработку).
Построено: 42 единицы.

Беспилотник оснащен комплектом разведывательного оборудования HISAR, подобным тому, что ставится на современные разведчики U-2. HISAR включает в себя РЛС с синтезированной апертурой, оптическую и тепловую камеры, а также спутниковый канал передачи данных со скоростью 50 Мбит/сек. Возможна установка дополнительного оборудования для ведения радиотехнической разведки.

Каждый БПЛА имеет комплекс защитных средств, включающий станции предупреждения о лазерном и радарном облучении, а также буксируемую ловушку ALE-50 для отвода выпущенных по нему ракет.


Лесные пожары в Калифорнии, снятые разведчиком "Глобал Хок"

Достойный преемник разведчика U-2, парящий в стратосфере, распластав свои огромные крылья. Среди рекордов RQ-4 полеты на большое расстояние (перелет из США в Австралию, 2001 г.), самое продолжительный полет среди всех БПЛА (33 часа в воздухе, 2008 г.), демонстрация дозаправки беспилотника беспилотником (2012 год). К 2013 году суммарный налет RQ-4 превысил 100 000 часов.

На базе “Глобал Хока” создан беспилотник MQ-4 “Тритон”. Морской разведчик с новым радаром, способный обследовать за сутки 7 млн. кв. километров океана.

“Глобал Хок” не несет ударного вооружения, но заслуженно попадает в список самых опасных дронов, за то что слишком много знает.

2 место - X-47B “Пегас”

Малозаметный разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой 20 тонн.

Крейсерская скорость: 0,9 Маха.
Потолок:12 000 метров.
Двигатель: от истребителя F-16, тяга 8 тонн.
Дальность полета: 3900 км.
Стоимость: 900 млн. долл. на научно-исследовательские работы по программе X-47.
Построено: 2 концепт-демонстратора.
Вооружение: два внутренних бомботсека, боевая нагрузка 2 тонны.

Харизматичный беспилотник, построенный по схеме “утка”, но без использования ПГО, роль которого выполняет сам несущий фюзеляж, выполненный по технологии “стелс” и имеющий отрицательный угол установки по отношению к воздушному потоку. Для закрепления эффекта нижняя часть фюзеляжа в носовой части имеет форму, подобную спускаемым аппаратам космических кораблей.

Год назад X-47B повеселил публику своими полетами с палуб авианосцев. Сейчас этот этап программы близится к завершению. В перспективе - появление еще более грозного дрона X-47C с боевой нагрузкой свыше четырех тонн.

1 место - “Таранис”

Концепт малозаметного ударного БПЛА от британской компании BAE Systems.

О самом дроне известно немного:
Дозвуковая скорость.
Технология “стелс”.
Турбореактивный двигатель с тягой 4 тонны.
Облик, напоминающий российский экспериментальный БПЛА “Скат”.
Два внутренних отсека вооружений.

Что же такого ужасного в этом “Таранисе”?

Целью программы является отработка технологий для создания автономного малозаметного ударного дрона, который позволит наносить высокоточные удары по наземным целям на большой дальности и автоматически уклоняться от средств поражения противника.

До этого споры о возможном “глушении связи” и “перехвате управления” вызывали лишь сарказм. Теперь они полностью утратили смысл: “Таранис”, в принципе, не готов к общению. Он глух ко всем просьбам и мольбам. Робот равнодушно ищет того, чей облик попадает под описание врага.


Цикл летных испытаний на австралийском полигоне Вумера, 2013 г.

“Таранис” - всего лишь начало пути. На его базе планируется создание беспилотного бомбардировщика-штурмовика с межконтинентальной дальностью полета. Кроме того, появление полностью автономных дронов откроет дорогу к созданию беспилотных истребителей (т.к. существующие дистанционно управляемые БПЛА не способны вести воздушный бой, ввиду задержек в их системе телеуправления).

Британские ученые готовят достойный финал всему человечеству.

Эпилог

У войны не женское лицо. Скорее, не человеческое.

Беспилотная техника - это полет в будущее. Она приближает нас к извечной человеческой мечте: перестать наконец рисковать жизнями солдат и отдать ратные подвиги на откуп бездушным машинам.

Следуя эмпирическому правилу Мура (удвоение производительности компьютеров каждые 24 месяца), будущее может наступить неожиданно скоро…

10 - Fire Scout/Sea Scout от корпорации Northrop Grumman

Беспилотный летательный аппарат RQ-8A Fire Scout, построенный на базе лёгкого пилотируемого вертолёта Schweizer Model 330SP, способен проводить разведку и следить за целью, неподвижно оставаясь в воздухе на протяжении более чем 4 часов на расстоянии почти 200 километров от места запуска. Взлёт-посадка производится вертикально, а контроль над аппаратом осуществляется через навигационную систему GPS, что позволяет Fire Scout работать в автономном режиме и управляться через наземную станцию, которая может контролировать 3 БПЛА одновременно. Улучшенная версия, Sea Scout, способна нести высокоточные ракеты класса «земля-воздух». Для армии Соединённых Штатов разработана ещё более усовершенствованная модель, MQ-8, полностью соответствующая критериям боевой автоматизированной системы следующего поколения. США планирует закупить до 192 таких аппаратов для армии и флота.

9 - RQ-2B Pioneer

Проверенный временем аппарат RQ-2B Pioneer (производства совместного, американо-израильского предприятия Pioneer UAV) состоит на вооружении морской пехоты, военно-морского флота и армии Соединённых Штатов с 1986 года. Pioneer способен днём и ночью на протяжении 5 часов проводить разведку и наблюдение, захватывать цель на автоматическое сопровождение, обеспечивать поддержку корабельного огня и производить оценку разрушений в ходе всей военной операции. Аппарат может взлетать как с корабля (с помощью ракеты или катапульты), так и с наземной взлётно-посадочной полосы. В обоих случаях посадка производиться с помощью специального тормозного механизма. Длина его составляет 4 с лишним метра, размах крыла - 5 м. Высотный потолок достигает отметки 4,5 км. Взлётный вес аппарата составляет 205 кг. К тому же, Pioneer может нести 34-килограмовую полезную нагрузку либо из оптических и инфракрасных сенсоров, либо оборудования для обнаружения мин и химического оружия.

8 - Scan Eagle от Боинга

18-килограмовый Scan Eagle, cпроектированный на базе БПЛА Insight от компании Insitu, может патрулировать обозначенную область более 15 часов на скорости чуть ниже 100 км/ч на высоте около 5 км. Аппарат с полезной нагрузкой до 5,9 кг может быть запущен с любой местности, в том числе и с кораблей. Как заявляет корпус морской пехоты США, Scan Eagle, размах крыла которого составляет 3 м, невидим для вражеских радаров и едва слышен на расстоянии более чем 15 метров. Контроль над аппаратом осуществляется через GPS, а максимальная скорость достигает 130 км/ч. Вмонтированная в носовую часть универсальная турель в карданном подвесе оснащается либо оптической камерой с запоминающим устройством, либо инфракрасным сенсором.

7 - Global Hawk от Northrop Grumman

Самый большой в мире беспилотный летательный аппарат RQ-4 Global Hawk стал первым БПЛА, сертифицированным Федеральным авиационным агентством США, что позволяет Global Hawk летать по составленным специально для него планам полётов и использовать гражданские воздушные коридоры в Соединённых Штатах без предварительного уведомления. Вероятно, благодаря этой разработке развитие беспилотной гражданской авиации значительно ускорится. RQ-4 с успехом долетел из США в Австралию, выполнив по пути разведывательное задание, и вернулся обратно через Тихий океан. Как видно, дистанция полёта данного БПЛА впечатляет. Цена одного Global Hawk, включая затраты на освоение, составляет 123 млн долларов. Аппарат способен взбираться на высоту 20 км и оттуда проводить разведку и наблюдение, почти в реальном времени обеспечивая командование высококачественными снимками.

6 - MQ-9 Reaper от General Atomics

Специально для ВВС США был разработан беспилотный летательный аппарат класса MQ, где “M” означает многофункциональность, а “Q” - автономность. Reaper был спроектирован на основе ранней и крайне успешной разработки, Predator, компании General Atomics. Кстати, сначала Reaper был назван “Predator B”. ВВС США используют этот аппарат в Афганистане и Ираке преимущественно для поисково-ударных действий. MQ-9 Reaper способен нести ракеты AGM-114 Hellfire и бомбы лазерного наведения. Максимальный взлётный вес аппарата составляет 5 т. На высоте до 15 км скорость достигает 370 км/ч. Максимальная дальность полёта - 6000 км. В качестве полезной нагрузки 1,7 т может быть современный комплекс видео и инфракрасных сенсоров, радиометр (совмещённый с РЛС с синтезированной аппаратурой), лазерный дальномер и целеуказатель. MQ-9 может быть разобран и загружен в контейнер для доставки на любую авиабазу США. Каждая система Reaper, в которую входит 4 аппарата, оснащённых сенсорами, стоит 53,5 млн долларов.

5 - AeroVironment Raven и Raven B

RQ-11A Raven, разработанный в 2002-2003 гг, является главным образом полуразмерной версией AeroVironment Pointer 1999 года, но благодаря более совершенному техническому оснащению аппарат теперь несёт на борту управляющее оборудование, полезную нагрузку и такой же модуль системы навигации GPS. Сделанный из кевлара каждый 1,8-килограмовый Raven стоит порядка 25000-35000 долларов. Рабочая дистанция RQ-11A составляет 9,5 км. Аппарат может оставаться в воздухе на протяжении 80 минут после взлёта на крейсерской скорости 45-95 км/ч. Версия Raven B весит немногим больше, но имеет более высокие ТТХ, более совершенные сенсоры и способен нести лазерный целеуказатель. Однако Raven и Raven B часто при посадке разбиваются на части, но после ремонта они снова готовы к «бою».

4 - Bombardier CL-327

Если посмотреть на Bombardier CL-327 VTOL, то становится ясно, почему его часто зовут «летающим орехом», однако, несмотря на столь смешное прозвище, CL-327 является крайне функциональным БПЛА. Он оснащён турбовальным двигателем WTS-125, мощность по валу которого - 100 л.с. CL-327, максимальный вес которого при взлёте составляет 350 кг, может проводить обследование местности, патрулировать границы, а также применяться как ретранслятор и принимать участие в военно-разведовательных миссиях и операция по борьбе с наркотиками. Аппарат может неподвижно оставаться в воздухе почти 5 часов на расстоянии более 100 км от места запуска. Полезная нагрузка составляет 100 кг, а высотный потолок - 5,5 км. На борту могут находиться различные сенсоры и системы передачи данных. Управление аппаратом осуществляется с помощью GPS или инерционной системой навигации.

3 - Yamaha RMAX

Минивертолёт Yamaha RMAX, чуть ли не самый распространённый гражданский БПЛА (около 2000 единиц), способен выполнить самые различные задачи, начиная от орошения полей и заканчивая исследовательскими миссиями. Аппарат оснащается двухтактным поршневым двигателем Yamaha, но потолок высоты программно ограничен и достигает всего 140-150 м. В качестве полезной нагрузки RMAX может нести как обычные, так и видеодиакамеры для проведения исследований, однако действительно большую популярность он заработал среди фермеров за эффективное распыление веществ для борьбы с вредителями на рисовых и других плантациях в Японии. Кроме того, RMAX отлично проявил себя в апреле 2000 года, позволив близко рассмотреть процесс извержения горы Усу на о. Хоккайдо. Эта операция стала также первым опытом автономного удалённого контроля за вертолётом вне зоны видимости.

2 - Desert Hawk от Lockheed Martin

Desert Hawk, первоначально разрабатывавшийся в соответствии с требованиями ВВС США для защиты и контроля за воздушными объектами, поступил в производство в 2002 году. Сделан аппарат из надёжного материала, пенополипропилена. Толкающий пропеллер приводится в действие электромотором. Запуск Desert Hawk производится двумя людьми с помощью амортизирующего 100-метрового троса, который присоединяется к аппарату и затем просто отпускается. Нормальная высота для данного БПЛА составляет 150 м, но, между тем, максимальный потолок достигает 300 м. Осуществляя контроль за летательным аппаратом через систему GPS и запрограммированные точки маршрута, военные активно используют Desert Hawk в Ираке для патрулирования заданных областей. Маршрут может быть скорректирован прямо во время полёта посредством наземной станции управления, которая может контролировать 6 БПЛА одновременно. Крейсерская скорость Desert Hawk составляет 90 км/ч, а рабочий диапазон - 11 км.

1 - MQ-1 Predator от General Atomics

Средневысотный БПЛА с большой продолжительностью полёта для изоляции района боевых действий, обладает способностью проведения боевой разведки. Крейсерская скорость Predator составляет приблизительно 135 км/ч. Дистанция полёта достигает более чем 720 км, а высотный потолок - 7,6 км. MQ-1 может нести две лазерных ракеты AGM-114 Hellfire. В Афганистане он стал первым в истории БПЛА, уничтожившим военные силы противника. Система Predator в полном комплекте включает в себя 4 летательных аппарата, оснащённых сенсорами, наземную станцию управления, первичную спутниковую линию передачи данных и около 55 человек персонала для круглосуточного обслуживания. 115-сильный поршневой двигатель Rotax 914F позволяет разогнаться до 220 км/ч. MQ-1 может взлетать с жёстких взлётно-посадочных полос размерами от 1500х20 м. При этом для взлёта необходимо, чтобы аппарат находился в зоне видимости, хотя спутниковое управление обеспечивает загоризонтную связь.

Каждый человек находится в центре каких-нибудь событий. Изменения в политике, экономики и других сферах государства влияют на его благополучие, также на всех остальных. Вашему вниманию www.griffon.media/news представлены свежие новости мира. Заходите и читайте. Будьте в курсе всех событий.

По утверждениям специалистов, беспилотные летательные аппараты имеют неоценимо важное значение для современной военной авиации. Появление беспилотников (БПЛА), или дронов, как их еще называют, изменило тактику проведения боевых действий. «Беспилотный бум» произошел в конце 70-х XX века. Общепризнанными лидерами в мировом производстве дронов являются американцы.

Об использовании БПЛА в России серьезно задумались только в 2008 году. Основанием для этого стал грузинский конфликт. После событий в Грузии стали очевидными все преимущества, которые может дать использование беспилотников. Информация о военных БПЛА России представлена в статье.

Знакомство с аппаратом

Аббревиатура БПЛА расшифровывается как «беспилотный летательный аппарат». Она указывает на то, что для управления этим воздушным судном пилот не нужен. Регулировать движение БПЛА можно дистанционно: с самолета, с земли или из космоса.

О классификации

Сегодня для нужд авиации выпущено огромное количество различных беспилотников. Каждой модели присущи свои особенности конфигурации и характеристики компонентов. Как утверждают специалисты, в России производителем БПЛА пока не выработаны стандарты для изготовления дронов. Это, в свою очередь, привело к отсутствию требований к беспилотнику. Классифицировать БПЛА можно, используя следующие параметры:

  • Дизайн.
  • Тип старта.
  • Целевое назначение.
  • Технические характеристики.
  • Тип питания силовой установки.
  • Навигационные характеристики и радиочастотный спектр.

Типы дронов

Беспилотные летательные аппараты, представленные на мировом авиационном рынке, бывают:

  • Неуправляемыми.
  • Дистанционно управляемыми.
  • Автоматическими.

В зависимости от габаритов, беспилотники подразделяются на несколько групп:

  • Микродроны. Их вес не превышает 10 кг. Такие воздушные суда рассчитаны на одночасовой полет.
  • Мини-дроны. БПЛА весят в пределах 50 кг. В воздухе могут находиться от 3 до 5 часов.
  • Миди. Масса такого дрона - около тонны. Он способен преодолевать 15-тичасовые перелеты.
  • Тяжелые. Масса таких аппаратов превышает тонну. Из всех вышеперечисленных типов эти дроны считаются самыми совершенными. Для межконтинентальных перелетов подходят именно тяжелые БПЛА.

В России отсутствует производственная база, ориентированная на коммерческий или потребительский рынок.

О достоинствах беспилотников

В отличие от пилотируемых самолетов и вертолетов, беспилотным летательным аппаратам присущи следующие сильные стороны:

  • В БПЛА снижены габаритные характеристики, чего нельзя сказать о традиционных летательных аппаратах (ЛА).
  • Производство беспилотников менее затратно.
  • У военного командования имеется возможность использовать БПЛА в боевых условиях, не подвергая риску жизнь пилота. Ввиду относительной дешевизны устройства, при необходимости им не жалко «пожертвовать».
  • Поскольку БПЛА способны передавать полученную информацию в реальном времени, их можно использовать в разведывательных целях.
  • Дроны обладают высокой боеготовностью и мобильностью. Для их запуска нет необходимости поднимать весь летный состав.
  • Из нескольких БПЛА можно сформировать небольшие мобильные комплексы.

О недостатках

Несмотря на наличие неоспоримых достоинств, беспилотные летательные аппараты не лишены некоторых недостатков. Слабыми сторонами БПЛА являются:

  • В отличие от традиционной авиации, для беспилотников в недостаточной мере продуманы такие нюансы, как посадка и спасение летательного аппарата.
  • Дроны значительно уступают управляемым самолетам и вертолетам в таком параметре, как надежность.
  • В мирное время эксплуатация беспилотников ограничена.

Задачи дронов на «гражданке»

БПЛА появились сразу после создания первых самолетов. Однако производство беспилотников было поставлено на поток лишь в 1970-х годах. Как вскоре оказалось, при помощи данных устройств можно производить аэрофотосъемку, мониторинг различных объектов, геодезические исследования, а также доставлять покупки на дом.

Области применения БПЛП

В России беспилотные летательные аппараты предназначены для выполнения следующих задач:

  • Мониторинга и охраны государственных границ.
  • Разведки и выявления террористической угрозы.

Беспилотники широко используются военными в ходе проведения спецоперации в Сирии. Применяются беспилотники также и в сельском хозяйстве. При помощи БПЛА осуществляется аэрофотосъемка и осмотр нефтепроводов. Как утверждают авиационные специалисты, гражданская сфера в использовании БПЛА в России (дронов) занимает только 30%.

Об использовании в армии

Направление для производства БПЛА в России задано военными. Армейским командованием дроны используются преимущественно для выполнения разведывательных задач. Именно в данном направлении работают основные производители БПЛА в России. В последние годы, кроме разведывательных беспилотников, начали выпускать ударные дроны. К отдельной группе принадлежат дроны-камикадзе. Кроме того, некоторые модели БПЛА приспособлены для радиоэлектронной борьбы с противником, для ретрансляции радиосигналов. Беспилотники также могут подавать целеуказания для артиллерийских орудий. Во время военных учений в России БПЛА используются как относительно недорогие воздушные мишени. Дешевое производство дронов позволяет при выполнении военными важных задач жертвовать этими беспилотными аппаратами.

О первых моделях российских дронов

По сравнению с Израилем и США, Россия в производстве БПЛА сегодня значительно проигрывает. Многих россиян интересует вопрос о том, какими же беспилотными летательными аппаратами располагает военная авиация их страны. Одной из первых, еще советских, моделей считается беспилотник «Пчела-1Т».

Свой первый полет БПЛА совершил в 1990 году. Его задача: осуществлять корректировку стрельбы с артиллерийских орудий «Смерч» и «Ураган». Сегодня данная модель состоит на вооружении России. БПЛА «Пчела-1Т» рассчитан на радиус действия до 60 тыс. м. Вес аппарата составляет 138 кг. Для старта дрона предусмотрены специальная установка и ракетные ускорители. Посадку беспилотник совершает при помощи парашюта. «Пчела-1Т» использовался российской армией во время чеченского конфликта. В ходе военных действий данный БПЛА России совершил десять вылетов. Две модели были сбиты боевиками. Как утверждают авиационные специалисты, сегодня данный образец устарел.

Еще одним разведывательным российским беспилотником старого образца является модель «Дозор-85». После успешно пройденных в 2007 году испытаний, военными была заказана первая партия из 12 беспилотников. Предназначается «Дозор-85» для пограничников. Масса аппарата составляет 85 кг. В воздухе БПЛА данной модели может пребывать не более 8 часов.

О воздушном судне 2007 года выпуска

«Скат» является разведывательно-ударным БПЛА России. Спроектирован летательный аппарат в опытно-конструкторском бюро Микояна и Гуревича и ОАО «Климов». Местом показа БПЛА стал авиасалон МАКС-2007. Аппарат был представлен в виде полноразмерного макета. Министерством обороны РФ в качестве главного разработчика ударного БПЛА России был АКХ «Сухой». Вскоре, как заявил генеральный директор РСК «МИГ» Сергей Коротков, проектировочные работы по беспилотнику были прекращены. Причиной этого стало недостаточное финансирование проекта. Однако, как заявил гендиректор, по состоянию на 2015 год производство беспилотника было снова возобновлено. Проект финансируется Министерством промышленной торговли России. Предназначается беспилотный аппарат для ведения разведки. Кроме того, при помощи авиабомб и управляемых ракет с этого аппарата можно осуществлять обстрел наземных целей.

Размер БПЛА составляет 10,25 м. Высота беспилотника - 2,7 м. Дрон оборудован трехопорным шасси и одним двигателем ТРДД РД-5000Б, для которого предусмотрено плоское сопло. Вес БПЛА - не более 20 тыс. кг. Воздушное судно способно транспортировать боевую нагрузку до 6 тыс. кг. Беспилотник оборудован четырьмя точками подвески. Местом их расположения стали внутренние бомбоотсеки. Дрон способен развивать максимальную скорость 850 км/ч. Рассчитан на преодоление 4-х км дистанций. Показатель боевого радиуса составляет 1200 км.

О российско-израильском проекте

2010-й стал годом подписания между российским военным ведомством и израильской компанией IAI контракта на изготовление беспилотников. Согласно договору, машины собираются на авиастроительных предприятиях РФ. За основу был взят дрон израильского производства Searcher 1992 года выпуска. В России БПЛА был улучшен и переименован в «Форпост». Взлетная масса дрона составляет 400 кг. Показатель дальности полета не превышает 250 км. Для аппарата предусмотрены спутниковая навигационная система и тепловизионные камеры.

Другие модели

С 2007 года разведывательная деятельность осуществляется авиационными моделями БПЛА «Типчак». Стартовая масса воздушного судна составляет 50 кг. Продолжительность полета дрона не превышает двух часов. Для БПЛА предусмотрены обычная и инфракрасная камеры.

В 2009 году российская компания «Транзас» выпустила БПЛА «Дозор-600». Воздушное судно является многоцелевым дроном. Впервые оно было представлено на выставке МАКС-2009. Эксперты считают, что данный беспилотник - это аналог MQ-1В Predator. Однако о точных характеристиках американского БПЛА достоверных сведений нет. В дальнейших планах российских авиаконструкторов оборудовать радиолокационную систему видеокамерой и тепловизором. Также для беспилотника разрабатывается система целеуказаний. Используя «Дозор-600», военные осуществляют разведку и наблюдение в прифронтовых зонах. Информация, указывающая на ударные возможности данного беспилотника, пока отсутствует.

В военной авиации России используются модели БПЛА «Орлан-3М» и «Орлан-10». С помощью данных аппаратов осуществляются: разведка, поисковые работы и целеуказание для залпового огня из артиллерийских орудий. Внешне обе модели «орланов» очень похожи. Небольшие различия заключаются в их взлетной массе и дальности полета. Для старта обоих беспилотников применяется специальная катапульта. Посадка БПЛА выполняется при помощи парашюта.

О новом БПЛА России

Для нужд военных авиастроительной компанией Zala Aero Group была создана новая модель беспилотного летательного аппарата, которая известна как Zala 421-08. Главный руководитель проекта: Захаров А.В. Основная задача БПЛА: осуществлять наблюдение, корректировать залповый огонь из артиллерийских орудий. Кроме того, при помощи беспилотника можно производить оценку ущерба. Как утверждают специалисты, отличительной особенностью данного воздушного судна является возможность выполнять видео- и фотонаблюдение с небольшого удаления. Для дрона применена схема «летающее крыло». Для беспилотника предусмотрены:

  • Планер с автопилотом.
  • Органы управления.
  • Силовая установка.
  • Питающая бортовая система.
  • Съемные блоки, содержащие целевую нагрузку.
  • Система, которая отвечает за посадку с использованием парашюта.

Корпус беспилотника оборудован специальными миниатюрными светодиодными светильниками. Благодаря им беспилотник не теряется в ночное время суток. Для машины также предусмотрена автоматическая парашютная посадка. Видеоканал работает в радиусе 15 км, аудио - 25 км. Беспилотник обладает небольшой продолжительностью полета - всего 80 минут. Размах крыла - 81 см. Показатель максимальной высоты полета составляет 3600 м. Запускается дрон с катапульты. Посадка осуществляется при помощи парашюта или специальной сети. Воздушное судно оборудовано электрическим двигателем тянущего типа. Дрон обладает скоростью от 65 до 130 км/ч. Показатель максимальной взлетной массы составляет 2,5 кг. Эксплуатация беспилотника возможна в температурном режиме от -30 до +40 градусов, а также при максимально допустимой скорости ветра 20 м/с. Летательный аппарат оборудован специальным модулем, с помощью которого сопровождение цели осуществляется автоматически.

Об «Охотнике-Б»

Авиационными конструкторами компаний «Сухой» и «МиГ» ведутся проектировочные работы по изготовлению современной модели БПЛА России. 2017-2020 годы - такие сроки отведены конструкторам для создания воздушного беспилотного судна. В документации дрон значится как «Охотник-Б». В российских СМИ бывшим руководителем Объединенной авиастроительной корпорации заявлялось, что главным разработчиком дрона считается компания «Сухой», а корпорация «МиГ» выступает в данном проекте как соисполнитель. По мнению ведущего российского эксперта в области беспилотных систем Дениса Федутинова, БПЛА внешне ничем не будет отличаться от разведывательно-ударных аппаратов, которые производят США и технологически развитые европейские страны. При изготовлении беспилотника российскими конструкторами была применена схема «летающее крыло». На данный момент более детальной информации о будущем летательном аппарате не имеется. Известно, что «Охотник-Б» будет принадлежать к типу тяжелых дронов, а его летные и боевые характеристики будут максимально приближены к параметрам X-47В, выпускаемого американской компанией Northrop Grumman. Для российского беспилотного судна будут возможны дозвуковые скорости, радиус его действия составит 4 тыс. м. Планируется вооружить «Охотник-Б» разнообразной целевой нагрузкой, в том числе и ударной. Как заявил эксперт, масса нагрузки составит не менее двух тонн. В 2018 году запланированы летные испытания. На вооружение России беспилотник поступит не ранее 2020 года.

О производителях

Компаниями «Геоскан Аэро», Tranzas, Armair и Zala Aero (дочерней фирмой концерна «Калашников») ведутся проектировочные работы по созданию беспилотных воздушных судов для экономического и военного сектора страны.

Разработкой нового российского беспилотника занимаются авиационные специалисты на заводе Туполева. Продукция данных компаний востребована как в военной и промышленной, так и в коммерческой отраслях. При помощи БПЛА, выпущенного Zala Aero, сегодня мониторят трубопроводы, водоемы, государственные границы, заповедники. С использованием дронов проводят оперативно-розыскные мероприятия. Машины, производимые «Геоскан Аэро», применяются преимущественно в коммерческом секторе. С их помощью осуществляются фото- и видеосъемка и доставка заказчику различных товаров.

В данной статье будут рассмотрены основные существующие беспилотники России , дан краткий анализ состояния отечественной сферы создания БПЛА, перспектив внедрения беспилотников в российских силовых структурах.

БЕСПИЛОТНИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЕ

Беспилотники как средство ведения современной войны «дебютировали» в 1982 г. над долиной Бека в ходе войны между Сирией и Израилем. Сирия имела сильную эшелонированную систему ПВО, выстроенную советскими военными специалистами. Даже для израильской авиации, которая к тому времени была оснащена современной американской техникой и получила солидный боевой опыт в предыдущих войнах, это был серьезный противник. Однако израильтяне, применив БПЛА, сумели вскрыть расположение сирийских ЗРК. По данным, полученным с беспилотников, израильские самолеты нанесли мощный удар по сирийской ПВО в долине Бекаа. В результате 18 зенитно-ракетных батарей сирийцев было уничтожено.

С того времени БПЛА значительно усовершенствовались, а их функциональность и роль в боевых действиях постоянно возрастают. Более подробно о боевом применении БЛА можно почитать здесь.

Сейчас сфера строительства БПЛА переживает «бум». Создается широкая номенклатура машин – от стратегических аппаратов до мини-БПЛА, рассчитанных на индивидуальное применение военнослужащим на поле боя. Беспилотность также рассматривается как необходимое свойство боевых самолетов 6-го поколения. То есть каждый истребитель 6-го поколения уже должен будет создаваться в двух вариантах: пилотируемом и беспилотном. Но здесь речь идет о сложных дорогостоящих машинах с ударными возможностями. В то же время уже и относительно небольшие БЛА, помимо разведывательных функций, РЭБ и т.п. получают ударные возможности, сопоставимые с возможностями истребительной и штурмовой авиации.

В настоящее время армия, не имеющая в своем составе достаточного количества БПЛА и не умеющая эффективно применять их, уже не может считаться современной. К сожалению, в сфере создания и применения беспилотников Россия пока еще значительно отстает от передовых в военно-техническом отношении государств, и прежде всего, США и Израиля. Следует вспомнить, что в 80-е гг. СССР был одним из лидеров в сфере разработки беспилотных аппаратов, правда, советский ВПК ориентировался на создание крупных аппаратов типа разведывательного Ту-143 «Рейс». Однако в девяностых и нулевых все эти разработки были утрачены, и Россия в сфере создания беспилотников откатилась буквально в «каменный век». Отсутствие современных разведывательных БПЛА было, в частности, одной из проблем, затруднявших действия российской армии в «Пятидневной войне» с Грузией. Однако сейчас российское военно-политическое руководство стремится наверстать упущенное в этой сфере. Российская промышленность уже имеет определенные наработки по БПЛА.

Итак, чем же в настоящее время располагает Россия в сфере беспилотников? Достаточно показательна в этом отношении выставка «Интерполитех-2012».

БЕСПИЛОТНИКИ РОССИИ НА ВЫСТАВКЕ «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2012»

Международная выставка полицейской и военной техники «Интерполитех» проводится с 1992 г. Ее целевой аудиторией являются МВД, ФСБ и Погранслужба.

В 2012 г. на выставке достаточно широко были представлены беспилотники отечественного производства. Следует заметить, что ударные БПЛА в России пока не производятся. Беспилотники России создаются как аппараты с функциями боевого обеспечения: разведка, обеспечение связи, радиоэлектронная борьба и т.д. Именно такие БПЛА были представлены на «Интерполитехе-2012».

Одна из ведущих российских компаний в сфере создания БПЛА – ZALA AERO – представила разработанный на базе радиоуправляемой модели беспилотный комплекс «Серафим» . Летательный аппарат выполнен по схеме «шестикоптера» (вертолет с шестью винтами). Комплекс состоит из автомобиля с управляющим компьютером, системами GPS и связи, а также 6 БПЛА. Он применяется в МВД России, в частности, в ГИБДД, для поиска угнанных автомобилей. Стоимость комплекса – 15 млн. рублей, а одного аппарата – 500 тыс. Вес аппарата 1,2 кг, его запуск осуществляется с руки. Питание – электрическое, заряда аккумулятора хватает на 15-30 мин. полета. Оптика «Серафима» способна различить нужный автомобиль на расстоянии до 500 м. Аппарат управляется на расстоянии до 5 км от автомобиля с аппаратурой.

Более крупная машина, выполненная уже по схеме классического геликоптера, - «Горизонт Эйр S-100» производства ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону). Правда, этот беспилотник можно назвать российским лишь условно. В России производится лишь отверточная сборка этих машин. Фактически это астрийский БПЛА Camcopter S-100.

БПЛА "Горизонт Эйр S-100"

Его взлетный вес – до 200 кг. Это чисто разведывательный аппарат, но с весьма серьезными возможностями. В состав разведывательной аппаратуры входят дневные/ночные видеокамеры на гиростабилизированной платформе, датчик с синтезирвоанной апертурой, лазерный сканер, мультиспектральный поисковый прибор, радиолокатор обнаружения наземных целей. Главный транспортный отсек беспилотника рассчитан на 50 кг полезной нагрузки. Есть еще дополнительные точки крепления. Состав авионики аппарата может быть расширен, например, аппаратурой опознавания «свой – чужой». Полет программируется по путевым точкам и затем выполняется автоматически с помощью инерциальной и спутниковой систем навигации. В случае утраты связи с аппаратом он возвращается в исходную точку. Минимальная длительность полета – 6 часов. Управление осуществляется с двух компьютеров: один отвечает за маршрут движения, второй – за разведывательную аппаратуру. Дальность передачи данных с БПЛА S-100 – 180 км. Крейсерская скорость – 100 км/ч, максимальная – 220 км/ч. В 2011 г. данный комплекс уже прошел испытания на море и в горной местности. Возможно, в будущем он будет включен в автоматизированный комплекс контроля береговых участков границы «Рубеж». Также технические характеристики аппарата S-100 позволяют думать о его доработке в ударный беспилотник.

БПЛА «Сокол» самолетного типа, выполненный по схеме «биплан», может нести до 2,5 кг полезной нагрузки при взлетном весе. В состав оборудования входит дневная камера или тепловизор и цифровая ли аналоговая линия связи. Дальность полета в пределах прямой видимости – 50 км, продолжительность полета – 4 ч, потолок – 4000 м, крейсерская скорость – 70 км/ч.

Мини-БПЛА «Воздухоплаватель» разработки КБ «Луч» (г. Рыбинск), выполненный по схеме «летающее крыло», оснащен электродвигателем и толкающим винтом. Данный БПЛА создавался не как «свободное творчество» разработчиков, а по конкурсу, объявленному НПО «Специальная техника и связь» МВД России. Старт беспилотника осуществляется при помощи катапульты с резиновым шнуром, а посадка – на парашюте. БПЛА разработан в двух вариантах: весом 5,1 и 3,8 кг. В первом варианте продолжительность полета – 3 ч, во втором – 2 ч. Радиус действии более 30 км, скорость 50-120 км/ч, потолок 3000 м. Беспилотник несет курсовую ТВ-камеру и линию связи. В будущем в его системе управления планируется реализовать функцию автоматического предупреждения столкновения с объектами по ходу движения за счет облета преград. Высокая маневренность аппарата позволяет это сделать. Это повышает живучесть беспилотника при использовании в городе и на местности со сложным рельефом.

Белорусский БПЛА «Гриф-1» пока находится в стадии испытаний. На выставке был представлен его прототип. Это достаточно крупный БПЛА со взлетным весом более 100 кг, продолжительностью полета 8 ч и максимальной скорость 200 км/ч.

Компания ЭНИКС из Казани представила на выставке малоразмерную воздушную мишень E-95 . Она предназначена для имитации маневрирующих дозвуковых целей: крылатых ракет, БПЛА. Аппарат оснащен пульсирующим реактивно-воздушным двигателем. Запуск осуществляется с буксируемой пневматической катапульты, посадка –на парашюте. БПЛА может летать в диапазоне скоростей – 200-300 км/ч на высотах 100-3000 м. Полезной нагрузкой являются мишени: уголковый отражатель, линза Люнеберга, дымовой трассер. Без средств увеличения радиолокационной заметности БПЛА E-95 примерно соответствует крылатой ракете, с уголковым отражателем – обычному «нестелсовому» беспилотнику или большой управляемой авиабомбе, с линзой Люнеберга площадь рассеивания увеличивается до уровня истребителя 3-го или 4-го поколения. Комплекс может обеспечивать одновременный полет четырех мишеней.

РОССИЙСКИЕ И ИЗРАИЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ БПЛА

В настоящее время ситуация с внедрением БПЛА в Вооруженных силах России не совсем понятная. С одной стороны, известно об определенных наработках в этой сфере, с другой стороны, руководство Вооруженных сил критически оценивает достижения отечественной оборонной промышленности.

По состоянию на 2009 на вооружении ВС РФ состояли БПЛА «Стриж» и «Рейс», значительно устаревшие. Более-менее эффективным российским беспилотником оставалася лишь комплекс артиллерийской разведки «Типчак» с дальностью действия 40 км, и то, лишь потому, что призван был решать достаточно узкий круг задач.

В 2009-2010 г. Минобороны РФ потратило на разработку российских беспилотников 5 млрд. руб. В апреле 2010 замминистра обороны РФ генерал-полковник В. Поповкин заявил, что желаемого результата достичь не удалось, и представленные российской промышленностью образцы существенно уступают иностранным аналогам, ни один из представленных образцов не выдержал программу испытаний. Такое же мнение озвучил в 2009 г. командующий ВВС России генерал-полковник А.Зелин. «Принимать на вооружение такие беспилотники – это преступление», - сказал он.

В 2010 г. компания «Оборонпром» подписала с израильской компанией IAI контракт, согласно которому в Россию были поставлены комплектующие для сборки БПЛА. Сообщалось, что сборочное производство планируется начать в Татарстане. Также с 2012 г. сборочное производство БПЛА по израильской лицензии должно было начаться на Уральском заводе гражданской авиации. Однако не совсем понятно, как Россия может получить передовые технологии военного назначения от Израиля, деятельность военно-политического руководства которого находится под контролем США.

РОССИЙСКИЕ ТАКТИЧЕСКИЕ БЕСПИЛОТНИКИ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Собственно российские беспилотники разрабатывались рядом КБ: ОКБ «Яковлева», ОКБ МиГ и «Климов» (проект «Скат», ныне закрытый), ОКБ «Сухой» (тяжелый ударный БПЛА), ОКБ «Сокол», «Транзас».

На сегодняшний день наиболее «доведенными до ума» военными беспилотниками России являются «Орлан-10» разработки компании «Специальный технологический центр» и «Дозор-600» разработки компании «Транзас».

«Орлан-10» является тактическим разведывательным беспилотником малого радиуса действия. Его взлетная масса 14 кг, из них масса полезной нагрузки – 5 кг. Беспилотник оснащен двигателем внутреннего сгорания, работающем на обычном бензине А-95. Старт осуществляется с разборной катапульты, посадка – на парашюте. Максимальная скорость – 150 км/ч. Аппарат отличает значительная продолжительность полета – 16 ч. Максимальная дальность – 600 км. «Орлан-10» успешно прошел Государственные испытания и получил высокую оценку руководства Сухопутных войск и ВДВ. Серийное производство аппарата планируется начать в 2014 году.

«Дозор-600» относится к тяжелым разведывательно-ударным БПЛА. По боевым характеристикам и тактическому применению он, вероятно, сопоставим с американским MQ-1B. Взлет и посадка аппарата осуществляются по-самолетному. Основу полезной нагрузки должны составить: РЛС, видеокамера, тепловизор и фотокамера. При соответствующей доработке «Дозор-600» сможет выполнять и ударные функции. В настоящее время аппарат находится в разработке. Неизвестно, пойдет ли «Дозор-600» в серию, или наработки по нему будут использованы для создания каких-то других, возможно, еще более крупных БПЛА.

БПЛА "Дозор-600"

В то же время роль БПЛА в Вооруженных силах России еще до конца не определена. С одной стороны, в последние годы российские разработчики проявляли определенный интерес к теме БПЛА, включая тяжелые ударные беспилотники, с другой – в ноябре 2013 г на совещании, посвященном развитию российских ВВС Президент РФ В. Путин заявил, что масштабного, сравнимого с другими странами, использования беспилотников в ВС РФ не будет. В. Путин отметил, что беспилотники – «это не компьютерная игра, а серьезные боевые комплексы». В то же время, по его словам, использование беспилотников имеет хорошую перспективу.

Может показаться, что глава государства сказал две взаимоисключающие вещи. На самом деле, скорее всего, он имел в виду отказ от ударных беспилотников – с этими функциями отлично справляются пилотируемая авиация и крылатые ракеты. Действительно, жизнь это не компьютерная игра, и с моральной, да и военной точки зрения является сомнительным доверять принятие решения на поражение «цели» автоматизированному комплексу. Уже известно немало случаев ошибочного применения оружия против мирных жителей американскими беспилотниками в Афганистане и Пакистане. В то же время беспилотники России в качестве средств разведки и целеуказания имеет хорошие перспективы в Вооруженных силах.

(Подготовлено по материалам журнала «Оружие», сети Интернет для http:// www. modernarmy. ru)

Пять лет назад общим местом при обсуждении вопросов развития отечественных систем с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) было существенное отставание России от технологически развитых стран мира. За прошедшие годы российскими заказчиками, среди которых Министерство обороны России занимает первое место, было сделано многое для исправления ситуации. В части БЛА малого класса ситуация была достаточно быстро исправлена - военные начали активно закупать те системы, которые российские разработчики создали в инициативном порядке. Однако в том, что касается более тяжелых беспилотных систем, потребовались серьезные усилия для начала работ по тематике. С учетом незавершенности имеющихся проектов эти усилия должны быть продолжены и в будущем. Известно, что российскими предприятиями в интересах Министерства обороны нашей страны ведется ряд работ по созданию перспективных беспилотных авиационных систем. Это проект тактического БЛА, два проекта средневысотных БЛА большой продолжительности полета, проекты высотных аппаратов и разведывательно-ударного БЛА малой заметности. Кроме того, планируется модернизация БЛА тактического класса «Форпост».

Собранные тактические БЛА «Форпост» (IAI Searcher Mk II) в цеху ОАО «Уральский завод гражданской авиации». Екатеринбург ,

Тактические беспилотники

Что касается комплекса «Форпост», то он представляет собой систему Searcher MkII разработки израильского концерна Israel Aerospace Industries, собираемую по лицензии заводом УЗГА в Екатеринбурге. Первоначально закупки данных комплексов представлялись вынужденной мерой. Однако, похоже, комплекс пришелся по душе российским военным - в прошлом году появилась информация о заказе еще одной партии данных систем. Планы дальнейших закупок, по-видимому, могут вылиться в поставки еще примерно 50 систем со 150 аппаратами соответственно. Чтобы обезопасить себя от политических рисков, рассматривается вопрос о модернизации и глубокой локализации комплекса. Сообщалось, что обновленный БЛА будет тяжелее оригинала - его взлетная масса составит около 500 кг против 436 кг у оригинальной версии. Повышение массы потребует переработки конструкции самого планера. Кроме того, известно, что на беспилотнике планируется установить бортовые системы отечественного производства.


Предположительно опытный образец БЛА «Корсар» разработки АО «КБ «Луч» (Рыбинск)

Одним из чисто российских проектов в области тактических беспилотных систем является комплекс «Корсар». Система, которая, по-видимому, должна стать аналогом американского БЛА Shadow, создается входящим в состав концерна «Вега» рыбинским КБ «Луч». Основными задачами этого БЛА станут разведка и наблюдение в радиусе до 50 км. Предполагаемый внешний облик БЛА стал известен в сентябре 2015 г. Взлетная масса аппарата - около 200 кг. Параллельно с разработкой БЛА в Рыбинске создавалась площадка для серийного производства данных систем и заявлялось, что первые аппараты должны быть изготовлены в конце 2016 г., а выход производства на проектную мощность был намечен на конец 2017 г.

БЛА MALE-класса


Беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета «Орион»

Также в России ведутся работы по созданию двух комплексов БЛА, относящихся к так называемому MALE-классу, т. е. к средневысотным аппаратам большой продолжительности полета (medium altitude long endurance). Первоначально сообщалось, что эти БЛА будут иметь взлетную массу порядка 1 и 5 т. Близость по размерности к американским Predator и Reaper дала повод предполагать также и их функциональную близость. Одной из двух упомянутых систем является комплекс со средневысотным БЛА, который в интересах Министерства обороны создает группа «Кронштадт». Контракт на разработку был подписан в октябре 2011 г. По имеющимся данным, масса аппарата составляет около 1,2 т, а максимальная полезная нагрузка достигает 300 кг. Сообщалось, что БЛА будет способен находиться в воздухе до 24 часов. Весной 2016 г. в прессе появились сведения относительно того, что были начаты испытания данного БЛА на базе ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском. Начало аэродромных испытаний говорит о том, что проект перешел через важный рубеж. Вместе с тем до его полного завершения, очевидно, потребуется еще существенное время.


Беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета «Альтаир»

Систему с более тяжелым БЛА «Альтаир», также относящимся к классу MALE, в рамках темы «Альтиус» c 2011 г. разрабатывает казанская компания ОКБ им. Симонова (ранее именовалась ОКБ «Сокол»). Двухдвигательный цельнокомпозитный БЛА представляет собой высокоплан с размахом крыла чуть менее 30 м с V-образным хвостовым оперением. Беспилотник оснащен двумя авиационными дизельными двигателями RED A03/V12 взлетной мощностью около 500 л.с. Дальность полета летательного аппарата составляет 10 тысяч км, а продолжительность полета - до 48 часов, предполагаемая крейсерская скорость 250 км/час (исходя из мощности движков и размаха крыльев), заявленный потолок - до 15 км. В июле, по сообщению официальных лиц из правительства Республики Татарстан, начались летные испытания этого беспилотника. По словам премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова, серийное производство должно начаться в 2018 г. С учетом нынешнего статуса проекта это выглядят излишне оптимистично.

Разведывательно-ударный аппарат


Предполагаемый внешний вид БПЛА «Охотник»

С 2012 г. работы по проекту тяжелого разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата в рамках темы «Охотник» ведутся компанией «Сухой». Михаил Погосян, тогда возглавлявший компанию, говорил, что проектирование комплекса должно было стать первой совместной работой соответствующих подразделений компаний «Сухой» и МиГ. По известным данным, БЛА будет иметь взлетную массу около 20 т. Ближайшим зарубежным аналогом данного БЛА видится американский аппарат X-47 разработки компании Northrop Grumman. В 2014 г. заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии России Олег Бочкарев сообщил, что первый полет БЛА ожидается в 2018 г. Впрочем, опыт зарубежных компаний, начавших соответствующие разработки еще в начале 2000-х, дает основания считать, что, даже если получится поднять аппарат в воздух в срок, полная реализация проекта - вопрос весьма отдаленной перспективы.

Высотные системы


Предполагаемый внешний вид высотного беспилотного самолета - демонстратора ОКБ ЭМЗ им. Мясищева

Один из проектов по созданию российского высотного БЛА находится в работе, в ней принимают участие ЦАГИ и ЭМЗ им. Мясищева. Проектирование аппарата, который должен стать демонстратором технологий, ведется в рамках темы «Обзор-1». Детали данного проекта не разглашаются. Можно предположить, что речь не идет о каком-то нетрадиционном решении, скорее возможна параллель с американским высотным БЛА большой продолжительности полета Global Hawk. Сообщалось, что до конца 2015 г. КБ ЭМЗ им. Мясищева должно разработать конструкторскую документацию и в 2016 г. приступить к постройке первого прототипа. Даже при благоприятных условиях это будет весьма длительный проект.


БПЛА «Сова» на испытаниях

Еще один высотный БЛА - «Сова» разрабатывает компания «Тайбер» при поддержке Фонда перспективных исследований (ФПИ). Это так называемый псевдоспутник - аппарат, способный длительное время барражировать над заданным районом на высотах выше коммерческого авиатрафика. Питание электродвигателям БЛА обеспечивают панели солнечных батарей, как в случае с БЛА Zephyr компании Airbus, выкупившей данную разработку у компании QinetiQ. В июле успешно завершились летные испытания прототипа БЛА с 9-метровым размахом крыла и взлетной массой около 12 кг. Аппарат выполнил полет продолжительностью свыше двух суток. Начало летных испытаний второго прототипа комплекса «Сова» с размахом крыла 28 м запланировано на сентябрь 2016 г.

Как отметили в ФПИ, беспилотник поможет решить проблемы обеспечения длительного мониторинга в северных широтах, а также удовлетворить растущие телекоммуникационные запросы в различных сферах деятельности.

Как видно из краткого перечня проектов, Минобороны России параллельно контролирует выполнение множества НИОКР в области БЛА. Действуя «по всему фронту», военные пытаются формировать максимально полную линейку соответствующих аппаратов. Данная задача, очевидно, труднореализуема в силу объективных причин, включая отсутствие достаточных компетенций по данной тематике, технологические и кадровые проблемы, финансовые сложности. Это делает почти неизбежным сдвиг сроков «вправо», по некоторым проектам весьма существенный. Однако если работы по созданию высотного БЛА стратегического класса и тяжелого разведывательно-ударного аппарата наверняка потребуют значительного времени, то российские аналоги американских БЛА Shadow, Predator и Reaper (на которые у американских военных приходится основная нагрузка) обещают появиться во вполне обозримой перспективе.