Умер один из создателей студии Ghibli‍. Японские мультики Хаяо Миядзаки: список, описание и отзывы

Хаяо Миядзаки – один из самых известных и титулованных аниме-режиссеров. Добившись мирового признания, он возвел японскую анимацию на пьедестал и установил очень высокую планку для семейных мультфильмов. Младшее поколение называет его добрым сказочником, ведь все работы Миядзаки наполнены радостью и волшебством.

Детство Хаяо Миядзаки

Хаяо Миядзаки родился в городке Акэбоно-те, расположенном в Бунке-ку – одном из 23 специальных районов Токио. Отец, Кацудзи Миядзаки, был авиационным инженером в семейной компании Miyazaki Airplane, принадлежавшей его старшему брату. Во время войны завод изготовлял штурвалы для истребителей A6M Zero, возможно, поэтому Хаяо с детства трепетно относился ко всему, что летает. Со старшим на два года братом Арито он часами рисовал разные самолетики и часто представлял себя их пилотом. Позже к «авиационным» забавам присоединились и младшие братья – Ютака и Широ.


Семья Миядзаки была довольно богата и могла жить комфортно даже во время войны, ведь работавшие в сфере военной промышленности отец и дядя Хаяо получали огромную прибыль. Но производство компании Miyazaki Airplane несколько раз переносили в условно безопасные районы Японии, поэтому семья Миядзаки часто переезжала.


Когда Хаяо было 3 года, семью эвакуировали в город Уцуномия в префектуре Тотиги. Здесь маленькие сыновья Кацудзи впервые ощутили, что такое война – они пережили ночные авианалеты и страшную бомбардировку города. Когда им в спешке пришлось покидать временное пристанище, Хаяо на всю жизнь запомнил хаос и крики людей, а также цвет ночного неба, окрашенного многочисленными пожарами.


Семья переехала в городок Канума в той же префектуре Тотиги, но через некоторое время вернулась в Уцуномию. После войны семью Миядзаки ждала новая беда – серьезно заболела мама, Ёсико Миядзаки. В 1947 году врачи поставили ей диагноз – болезнь Потта, туберкулёз позвоночника. Кацудзи искал лучшие больницы Японии для прикованной к постели жены, поэтому Миядзаки снова были вынуждены переезжать с места на место. Но все врачи только разводили руками, и Кацудзи вынужден был забрать жену домой.

Творческий процесс Хаяо Миядзаки

Мальчики по очереди ухаживали за мамой, и в это время Хаяо очень сблизился с ней и увлекся литературой. А в 1956 году случилось чудо – мама встала на ноги. Она еще четверть века опекала своих мальчиков – мужа и подросших сыновей.


Из-за частых переездов Хаяо поменял множество школ. В начальную школу он поступил в Уцуномии, где учился с 1 по 3 класс, потом семья переехала в Токио в район Сугинами, и мальчик 4 класс учился в начальной школе района Омия. С 5 класса Миядзаки посещал школу в Эйфуку, потом снова перевелся в среднюю школу Омии, а с 1958 года учился в школе Тотоямы.


Именно тогда он впервые увидел первое цветное полнометражное аниме Hakujaden, или «Легенда о Белой Змее». До этого школьник уже прочитал иллюстрированные рассказы японских мангак Фукусиме, Ямакава и Тэдзука Осаму – их печатали в журналах для мальчиков. Но воспроизведение манги на экране – это было что-то совсем другое, невероятное и захватывающее. Хаяо «влюбился» в главную героиню Пай-Нян и мечтал в будущем создать что-то похожее.


Школьник начал осуществление мечты с создания собственной манги, но когда он написал первое произведение, то с ужасом осознал, что просто копирует стиль своего кумира Тэдзука. К тому же он не умел рисовать людей, ведь с детства увлекался только самолетиками. Хаяо сжег свое творение и начал создавать свой собственный стиль.


После окончания школы Тотоямы Миядзаки поступил в престижный университет Гакусюин, где изучал политику и экономику. В своей диссертации он затронул проблемы японской промышленности. Параллельно Хаяо присоединился к университетскому клубу по изучению детской литературы, где познакомился с произведениями западных авторов.

Карьера Хаяо Миядзаки

Сразу же после окончания университета в апреле 1963 года Миядзаки получил должность художника-фазовщика на киностудии Тоэй. Первым фильмом, для которого Хаяо рисовал промежуточные кадры, стал Wan Wan Chuushingura («Верные слуги-псы»). Условия труда на киностудии не устраивали молодого амбициозного парня, поэтому он собрал группу единомышленников и создал Профсоюз молодых аниматоров. Организация боролась за права работников студии Тоэй, добивалась повышения зарплат и введения социальных льгот. Это приносило много проблем Хаяо, но юный художник никогда не уступал свои принципам.


В 1965 году, во время работы над фильмом «Gulliver no Uchuu Ryoko» («Путешествие Гулливера по ту сторону Луны»), Миядзаки заявил, что оригинальный финал точно не придется по душе зрителям. Он добился разрешения переписать концовку, чем обратил на себя внимание руководства. После инцидента молодому аниматору начали доверять более значимую работу, кроме того, его взял в ученики известный художник Ясудзи Мори.


В 1968 году началось сотрудничество молодого аниматора с именитым режиссером Исао Такахата, который пригласил Хаяо на должность главного раскадровщика, концептуального художника и дизайнера нового проекта под названием Taiyo no Ouji Horus no Daibouken («Принц севера»). Но уже через 10 дней после выхода фильма руководство Тоэй сняло картину с проката, мотивировав это тем, что проект оказался коммерчески провальным.


Несмотря на явно предвзятое отношение руководства студии, Миядзаки продолжал работу. В этот период он принял непосредственное участие в создании таких легендарных аниме, как Nagagutsu o Haita Neko («Кот в сапогах»), Sora Tobu Yureisen («Летучий голландец»), Doubutsu Takarajima («Остров сокровищ животных»).

Фантастические пейзажи аниме студии Ghilbi

В 1969 году увидела свет первая манга Хаяо Миядзаки – Sabaku No Tami, которую молодой автор подписал псевдонимом Сабуро Акицу.


В 1971 году Хаяо наконец распрощался со студией Тоэй и вместе с Еити Отабэ и Исао Такахата организовал собственную студию A Pro. Начинать с нуля оказалось непросто, и уже через несколько месяцев Миядзаки и Такахата пришли работать в TMS Entertainment (ранее Tokyo Movie Shinsha), где вместе создали шесть эпизодов сериала Lupin III («Люпин Третий»). В этом же году Хаяо сопровождал президента Tokyo Movie в Швецию, чтобы получить там права на экранизацию «Пеппи Длинный Чулок» Астрид Линдгрен. Аниматоры ехали не с пустыми руками – у них уже была готова раскадровка некоторых эпизодов о веселой девочке, однако автор книги не приняла предложение японцев. Но Миядзаки не остался без работы, он стал главным аниматором сериала Panda Petit Panda («Панда большая и маленькая»), поставленного Такахатой.


В 1973 году троица Миядзаки – Такахата – Отабэ перешла работать на анимационную студию Zuiyo Enterprises, впоследствии переименованную в Nippon Animation. Здесь Хаяо проявил себя как превосходный режиссер, сняв аниме Mirai Shonen Conan («Конан – мальчик из будущего»).


В 1979 году он вернулся на студию TMS, чтобы срежиссировать очередную часть сериала Lupin III– Lupin III: The Castle of Cagliostro («Люпин III: Замок Калиостро). В 1982 году увидела свет еще одна манга авторства Миядзаки – «Навсикая из Долины ветров». Ее напечатали в журнале Animage, принадлежащем издательскому дому Tokuma Shoten. Вскоре автор получил предложение от руководства издательства на экранизацию своего произведения. Хаяо согласился, и в качестве продюсера привлек свое неизменного партнера Такахату.


Успех анимационного фильма вдохновил Миядзаки, и в его планах появились еще несколько экранизаций собственных произведений. Во время работы над новыми проектами Миядзаки и Такахата предприняли еще одну попытку создать свою студию. В 1985 году вместе с редактором журнала Animage Тосио Судзуки они организовали анимационную студию Ghibli, название которой сегодня знакомо каждому японцу и любителям аниме по всему миру.


В стенах Studio Ghibli и увидели мир новые картины Хаяо – Tenku no Shiro Rapyuta («Небесный замок Лапута»), Tonari no Totoro («Мой сосед Тоторо»), Hepburn: Majo no Takkyubin («Ведьмина служба доставки»), Kurenai no Buta («Порко Россо») и Mimi wo sumaseba («Шепот сердца»), которая стала первым аниме от Ghibli с использованием компьютерных технологий и озвучкой в системе Dolby Digital. Каждое аниме Миядзаки открывало зрителям двери в сказочный мир, давая взрослым возможность снова научиться мечтать и прививая детям важность дружбы, взаимопомощи и гармонии с окружающим миром.


В 1995 году Миядзаки начал масштабную работу над фильмом Mononoke- hime («Принцесса Мононоке»), который после выхода стал самым кассовым фильмом за всю историю кинопроката в Японии. В 1998 «Принцесса Мононоке» принесла Хаяо премию Японской киноакадемии в номинации «Лучший фильм года».


После грандиозного успеха аниматор взял тайм-аут. Во время отпуска Миядзаки наблюдал за играми дочерей своих друзей. Они вдохновили его на написание сценария Sen to Chihiro no Kamikakushi («Унесенные призраками»). В 2001 году свет увидел одноименный анимационный фильм, наполненный фирменной «миядзаковской» атмосферой дружелюбия и волшебства.


Проект принес студии Studio Ghibli более $300 миллионов прибыли. Аниме «Унесенные призраками» было удостоено множества премий – от награды Японской киноакадемии до приза Берлинского кинофестиваля и премии «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм».

Интервью Хаяо Миядзаки и Юрия Норштейна

Хаяо Миядзаки знал, что его шедевр являлся одним из фаворитов Американской киноакадемии, но на вручение «Оскара» не приехал, объяснив свое отсутствие твердой политической позицией: «Я не хотел посещать страну, которая бомбила Ирак».


В 2004 году Миядзаки добавил в копилку своих шедевров экранизацию фэнтези Дианы Уинн Джонс «Ходячий замок». Фильм был номинирован на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. В 2005 году Хаяо Миядзаки удостоился специального приза Венецианского кинофестиваля за совокупный вклад в киноискусство.


В 2008 в мировой прокат вышла «Рыбка Поньо на утесе», вольная экранизация «Русалочки» Андерсена. Фильму было присуждено 5 премий: две награды Венецианского кинофестиваля, две премии Японской академии и приз Asian Film Awards в категории «Лучший композитор», врученный автору музыкального сопровождения к фильму – Дзе Хисаиси.


В 2013 году Хаяо Миядзаки начал работу над картиной «Ветер крепчает», ставшей первым мультфильмом для взрослых в фильмографии режиссера. В основу сюжета легла одноименная манга авторства Хаяо, опубликованная в 2009 году в журнале Model Graphix. Работать над лентой для аудитории, отличной от привычной, было сложно. Миядзаки рассказывал, что даже его любимое занятие – наблюдать за игрой ребят из детского сада, расположенного на территории студии Ghibli, – не помогало ему понять, что от него ждут зрители. «Ветер крепчает»: последний полнометражный фильм Хаяо Миядзаки

Впоследствии Хаяо и Акэми вместе работали над аниме «Путешествие Гулливера по ту сторону Луны» и «Кот в сапогах».

В январе 1967 года у пары родился первенец Горо, а через два года на свет появился второй сын, Кейсуке Миядзаки. После рождения детей Акэми ушла с работы, чтобы посвятить себя семье.


Старший сын пошел по стопам отца и стал аниматором. В 2006 году на студии Ghibli он выпустил фильм «Сказания Земноморья» по циклу произведений Урсулы Ле Гуин. Хаяо сам пытался несколько раз получить разрешение автора на экранизацию ее романов, но каждый раз получал отказ. Во время работы над аниме отношения отца и сына были крайне натянуты, а после выхода картины Ле Гуин выразила разочарование полученным результатом. Автор пожалела, что не доверила работу старшему Миядзаки.

Хаяо Миядзаки и его «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе

В 2015 году в СМИ появилась информация, что Хаяо Миядзаки начал работу над первым в своей карьере мультфильмом с использованием компьютерной 3D-графики. Это будет десятиминутная короткометражка про гусеницу Боро, а премьера мультфильма запланирована на 2018 год.


Я очень люблю работы режиссера Миядзаки. Они наполнены такой сильной энергетикой ЛЮБВИ ко всему живому, что невозможно остаться равнодушным. Его фильмам присуща глубочайшая мудрость, яркость и утонченность которая обязательно коснется Вашего сердца. Эти фильмы можно смотреть множество раз, открывая для себя новую грань красоты и добра.

Миядзаки Хаяо (Miyazaki Hayao )

Миядзаки Хаяо (р. 5.01.1941, Токио ) - один из крупнейших режиссеров в истории аниме.

В годы войны отец Миядзаки владел небольшой фирмой, в которой изготавливались элементы хвостового оперения знаменитых истребителей серии A6M (американское название - "Zero ") корпорации "Мицубиси" . Поэтому с детства мальчик бредил авиацией и обожал все летающее.

Военные поставки были в Японии очень выгодным делом. Поэтому после войны семья Миядзаки не бедствовала, в отличие от многих и многих их соседей и соотечественников. Возникший в результате комплекс вины позднее привел Миядзаки к социалистическим идеям.

Увиденный Миядзаки в 1958 году первый японский полнометражный аниме-фильм "Легенда о Белой Змее" перевернул всю его жизнь. Молодой человек, и до этого проявлявший склонность к рисованию, загорелся анимацией. Он также пробовал свои силы в создании манги, но его первые опыты юношу совершенно не удовлетворили.

В 1963 году Миядзаки начал работать аниматором в "Toei Douga ". Первым фильмом, в котором он работал фазовщиком, был полнометражный фильм "Верные слуги-псы" (1963), "животная" экранизация классического сюжета о 47 самураях, отомстивших за своего хозяина. Режиссером этого фильма был Сиракава Дайсаку .



Однако по-настоящему свой талант Миядзаки удалось проявить в фильме "Космические путешествия Гулливера" (1965), режиссером которого был Курода Масэо . Миядзаки все еще работал фазовщиком, однако он предложил несколько изменений в сценарий фильма и возглавил работу по анимированию измененных им сцен. Талантливого аниматора заметило начальство и начало поручать ему все более ответственные задания.

Огромный вклад в обучение и продвижение по службе молодого аниматора внес видный аниматор и художник Мори Ясудзи , ставший учителем для целого поколения молодежи "Toei Douga ".

Во время работы в "Toei Douga " Миядзаки познакомился и подружился с Такахатой Исао . Вместе они создали и возглавили (Миядзаки был председателем, а Такахата - вице-председателем) профсоюз молодых аниматоров студии "Toei Douga " и добивались повышения зарплаты и различных социальных льгот. В те времена Миядзаки разделял многие марксистские идеи, хотя и никогда не был коммунистом.

Политическая и профсоюзная борьба принесла Миядзаки и Такахате множество проблем. Так, их первый совместный полнометражный фильм "Похождения солнечного принца Холса" [Taiyo no Ouji Horus no Daibouken ] (1968), режиссером которого был Такахата, главным раскадровщиком - Миядзаки, а ведущим художником - Мори, был снят с проката руководством "Toei Douga " через десять дней после выхода на экраны. После этого начальство обвинило Такахату в "коммерческом провале фильма", понизило его в должности и создало обоим друзьям и их коллегам совершенно невыносимые условия работы.

Тем не менее, Миядзаки продолжал работать. Так, он принял участие (в качестве раскадровщика) в создании полнометражных фильмов "Кот в сапогах" (1969) режиссера Ябуки Кимио и "Корабль-призрак" (1969) и "Животные на Острове Сокровищ" (1971) режиссера Икэды Хироси . В лучших фрагментах этих фильмов легко различима рука и дизайны Миядзаки.



В 1969 году Миядзаки под псевдонимом Акицу Сабуро опубликовал в газете "Shounen Shoujo Shinbun " свою первую мангу "Люди пустыни" . Однако в те годы его опыты с мангой продолжения не получили.

В 1971 году Миядзаки и Такахата, а также их коллега Отабэ Ёити создали собственную студию, которая получила название "A Pro ". Их мечтой была экранизация классической книги Астрид Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок", однако этот проект провалился, так как обладатели прав на книгу не дали согласия на аниме-экранизацию.

В конце концов неудавшиеся "бизнесмены" перешли на работу на студию "TMS ", где начали работать над ТВ-сериалом "Люпен III" (1971-1972), режиссерами которого и стали Такахата и Миядзаки. Во время работы над этим сериалом они познакомились со своим будущим другом и коллегой Кондо Ёсифуми .

В 1972 году Миядзаки написал сценарий для короткометражного фильма "Большая панда и маленькая панда" , режиссером которого стал Такахата. Этот небольшой, но весьма популярный фильм вышел на волне "панда-бума" в Японии начала 1970-х. Связан этот бум был с появлением в токийском зоопарке двух панд, специально привезенных из Китая.

В 1973 году Миядзаки и Такахата перешли на работу на студию "Zuiyo Enterprise ", которая позднее была переименована в "Nippon Animation ". Здесь они приняли участие в создании нескольких ТВ-сериалов - экранизаций американской и европейской детской классики. Их первой значительной работой на новом месте стал ТВ-сериал "Хейди - девочка Альп" (1974). Такахата был его режиссером, а Миядзаки - ведущим дизайнером.

В 1978 году Миядзаки наконец-то представился случай проявить себя на "Nippon Animation " в качестве самостоятельного режиссера. Он написал сценарий и поставил свой первый ТВ-сериал "Конан - мальчик из будущего" (1978), созданный по мотивам книги Александра Кэя "Невероятный прилив" . При этом он использовал только образ мира, описанный в книге, а также несколько персонажей из нее - сюжет он полностью переработал.

В 1979 году Миядзаки вернулся на студию "TMS ", чтобы поставить свой первый самостоятельный полнометражный фильм "Люпен III: Замок Калиостро" [Lupin III: Cagliostro no Shiro ], многие годы называвшийся лучшим аниме в истории Японии.

После всех этих свершений Миядзаки вернулся к своей старой мечте о карьере мангаки. В 1982 году журнал "Animage " начал публикацию манги Миядзаки "Навсикая из Долины Ветров" (1982-1994).

Animage", компания "Tokuma Shoten ", предложила Миядзаки экранизировать "Навсикаю из Долины Ветров" . Согласившись на это предложение, Миядзаки привлек Такахату в качестве продюсера и нанял студию "Topcraft ", ранее работавшую как субподрядчик американской студии "Rankin-Bass ".

В 1984 году фильм вышел на экраны и стал сенсацией в мире аниме. Успех вдохновил Миядзаки, и в 1985 году для создания своего следующего фильма они с Такахатой основали студию "Studio Ghibli" .

За время работы в "Studio Ghibli " Миядзаки как режиссер снял: "Небесный замок Лапута" , "Наш сосед Тоторо" , "Ведьмина служба доставки" , "Порко Россо" и видеоклип на песню J-POP группы "Chage&Aska" "На старт!" (1995).

В 1997 году, после выхода очередного шедевра "Принцесса-мононокэ" Миядзаки объявил о своем уходе из коммерческой анимации и студии "Studio Ghibli ". Он заявил, что собирается заняться экспериментальными некоммерческими анимационными проектами.

Однако коммерческая анимация оказалась слишком сильным "наркотиком", чтобы от нее можно было так просто отказаться. Поэтому в 2001 году Миядзаки выпустил новый полнометражный фильм "Сэн и Тихиро, унесенные духами" .

Параллельно работе на студии "Studio Ghibli " Миядзаки продолжал публиковаться как мангака. Так, его манга "Эпоха гидропланов" (1990) послужила основой сценария "Порко Россо".

Миядзаки - художник поколения "шестидесятников", при этом режиссер семейных фильмов. Поэтому в его творчестве важнейшую роль играют гуманистические и общечеловеческие идеи, в том числе и концепция экологии. При этом Миядзаки умеет не опошлить эти идеи, не свести их к констатации очевидностей, а аниме - к их пересказу. Миядзаки умеет построить захватывающую зрителей историю, как правило, не очень привязанную к японской культуре, а потому интересную не только в Японии, но и за ее пределами.

В Японии творчество Миядзаки встречается повсюду. В любой сувенирной лавке, специализированном магазине или универмаге можно увидеть плюшевых Тоторо, брелоки с демоном огня, зажигалки с роботами, портреты героев. К этому дополняется лицензионная продукция в виде одежды, обуви, косметики и всевозможных изделий.

Мультики Хаяо Миядзаки, список которых будет представлен, обладают особой магией, перенося зрителя в воображаемый мир. Связана визуализация идей и сюжетов автора со студией, которую он создал.

Статья ответит на самые значимые вопросы:

  • О чем думал автор, создавая свои творения?
  • в первую очередь?
  • Что думают о творениях Миядзяки его поклонники?
  • Будут ли сняты новые мультфильмы автором или его последователями на студии «Гибили»?

Студия «Гибили»

Все мультфильмы Хаяо Миядзаки были выпущены студией «Гибили», история которой началась с 1983 года с появления аниме «Навсикая из долины Ветров». Официально студия появилась в 1985 году.

Название компания получила благодаря любви Миядзяки к авиации и творчества Антуана де Сента-Экзюпери. Габили - это название самолета, который должен был лететь над Африкой. Свое название он получил из-за горячего ветра в пустыне.

Студия была создана с целью производства высококачественного аниме. Создателями управляло желание вдохнуть свежее дыхание в мир японской анимации, и у них это получилось.

Однако все меняется. Так случилось и с «Гибили». В 2013 году главный автор выпустил прощальную работу «Ветер крепчает» и ушел из компании. Сегодня на студии создаются короткометражки и рекламные ролики.

Полнометражные мультфильмы

Основатель студии создавал в своих творениях неповторимые миры, которые притягивали зрителей со всех сторон нашей планеты. Он один из первых, кто стал активно использовать компьютерные технологии при создании анимации. За время существования компании в свет вышло множество неповторимых произведений.

Мультики Хаяо Миядзаки (список):

  • «Мой сосед Тоторо»;
  • «Ведьмина служба доставки»;
  • «Еще вчера»;
  • «Порко Россо»;
  • «Помпоко»;
  • «Шепот сердца»;
  • «Принцесса Мононокэ»;
  • «Унесенные призраками»;
  • «Возвращение кота»;
  • «Ходячий замок»;
  • «Воспоминания Марни»;
  • «Сказания Земноморья»;
  • «Ветер крепчает».

Короткометражные мультфильмы

Наиболее известные короткие мультики Хаяо Миядзаки (список):

  • «Большая панда и маленькая панда» (два выпуска);
  • «Великий детектив Холмс»;
  • «Время Ибларда».

Работы при участии Хаяо Миядзаки

Некоторые свои работы основатель «Гибили» создавал с Исао Такахатой. По жанрам как и предыдущие работы автора, очень разнообразны. Встречаются среди них комедии, фэнтези, приключения, повседневность, сказка, фантастика, драма.

Совместные с Такахатой мультики Хаяо Миядзаки (список):

  • «Принц Севера»;
  • «Люпен»;
  • «Хулиганка Тиэ»;
  • «Виолончелист Госю»;
  • «Кот в сапогах»;
  • «Летающий Корабль-Призрак» и другие.

5 самых запоминающихся картин

Если человеку понравится хотя бы одно творение известного японского создателя аниме, велика вероятность, что этот же человек полюбит все мультфильмы Хаяо Миядзаки. Какие же произведения стоит посмотреть в первую очередь, чтобы понять мир известного мультипликатора и увлечься его творчеством? Подборка 5 лучших аниме, которые создал Хаяо Миядзаки.

Список мультиков с кратким описанием сюжета:

  • «Навсикая из долины Ветров» - одна из первых работ мультипликатора. Главной героиней является девочка Навсикая, она же дочь правителя деревни, сохранившейся на развалинах мира после апокалипсиса. В ней заложен особый дар: она умеет общаться с природой, поэтому может спасти остатки человечества.
  • «Мой сосед Тоторо» - легендарное аниме про двух сестер, которые переезжают в деревню. Там у своего дома они знакомятся с добродушным лесным духом. Он развлекает девочек воздушными экскурсиями и помогает встретиться с их мамой, лежащей в больнице.
  • «Принцесса Мононоке». Сюжет проникновенного аниме завязан на борьбе юного принца с проклятием. Мультипликатор создал загадочную страну, в которой люди воюют с лесными обитателями. Принц встречает дочь волчицы Мононоке, и его судьба зависит от того, способен ли он будет разрешить конфликт между человеком и природой.

  • «Унесенные призраками» - аниме, получившее в 2001 году «Оскар». По сюжету родители с девочкой, переезжая в новый дом на машине, заблудились. Они попали в пустынный город. Поев там блюда на пиру, родители превратились в свиней, а испуганная девочка попадает в дом к злой колдунье. Дочь должна понять, как избавить родителей от чар и найти выход из царства призраков.
  • «Ходячий замок» повествует о юной девушке, которую злая ведьма заточила в тело старухи. Она знакомится с могущественным волшебником, которому служит демон огня. Девушка и демон хотят избавить от чар, но все не так просто.

Отдельного внимания достойна последняя работа автора - «Ветер крепчает». Она является наиболее реалистичной его картиной. Сам автор в своем интервью замечает, что эта лента рассчитана не для детей, поскольку при ее создании он не представлял их себе в качестве зрителей. А для Миядзаки это важно, поскольку автор при работе всегда должен представлять себе лица тех, для кого создает мультфильм. Без этого успех невозможен.

В токийской больнице в четверг, 5 апреля, на 83-м году жизни скончался от ракового заболевания один из важнейших мультипликаторов Японии и всего мира Исао Такахата.

Может быть, он не так известен широкой публике, как Хаяо Миядзаки, но его вклад в развитие анимации невозможно переоценить.

В 1985 году Такахата вместе со своим другом основал студию «Гибли»,

которая произвела на свет целый ряд полнометражных анимационных фильмов за авторством ее двух основателей.

Если буквально каждое произведение Миядзаки становилось живой классикой, то работы Такахаты не всегда получали всемирное признание, хотя на территории Японии фильмы его имеют такую же популярность, как у его более знаменитого друга и коллеги.

Самой известной картиной Такахаты стала «Могила светлячков», выпущенная в один год с «Моим соседом Тоторо» Миядзаки. Оба фильма уже в год выхода были закуплены японскими школами как часть программы исторического и эстетического воспитания.

«Могила светлячков» описывает жизнь подростка Сэйты и его младшей сестры Сэцуко ближе к концу Второй мировой войны. Дети, живущие в Кобе, теряют в результате бомбежки свою мать, в то время как их отец несет службу на флоте. Фильм повествует о попытках детей выжить самостоятельно в голодные годы войны, постоянно прячась от бомбежек.

Картина быстро стала классикой антивоенного кино.

Известный американский кинокритик внес «Могилу светлячков» в список лучших фильмов о войне,

отметив, что анимация смотрится выигрышно по сравнению с художественным фильмом, так как «не воспроизводит реальность, а изменяет и упрощает ее, таким образом донося до зрителя идеи, а не форму».

Картина оставляет после себя очень тяжелое впечатление, наглядно показывая все несчастья и тяготы войны, и несет ясную гуманистическую идею. Многие зрители, делясь впечатлениями после проката, называли «Могилу светлячков» лучшим фильмом, который не хочется пересматривать.

В студии «Гибли» Такахата снимал анимационные фильмы в различных жанрах, включая комедийную картину «Мои соседи Ямада» и мелодраму «Еще вчера».

Его последней лентой стало «Сказание о принцессе Кагуя» 2013 года — экранизация традиционной японской сказки. Картина была номинирована на премию «Оскар» в категории «лучший анимационный полнометражный фильм».

«Принцесса Кагуя» отличается необычным стилем рисовки, имитирующим акварельную живопись.

Еще приступая к работе над «Кагуей», Такахата объявил, что это будет его последним фильмом. Он завершил свою карьеру по-настоящему красивой, глубокомысленной и умной работой.

Такахата родился 29 октября 1935 года небольшом городе Удзиямада. В 1959 году окончил Токийский университет по специальности «французская литература» и начал искать работу в анимации. В 60-х годах он познакомился с Миядзаки. Будущие легенды мировой анимации быстро подружились и начали работать в тандеме. После ряда проектов друзья приняли решение основать свою собственную студию, чтобы не зависеть от продюсеров и снимать авторский материал.

Первоначальная идея принадлежала Миядзаки, который первым делом посвятил в нее Такахату, и тот без раздумий согласился.

Студия «Гибли» стала знаменитой на весь мир благодаря фильмам обоих режиссеров. Конечно, по популярности Миядзаки обошел своего коллегу, сняв ряд бессмертных произведений — «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Принцесса Мононоке», «Унесенные призраками», «Ходячий замок».

Последним фильмом студии является совместная франко-японская работа «Красная черепаха», режиссером которой выступил де Вит. Известно, что Миядзаки еще в 2010 году лично утвердил де Вита на этот проект. Картина получила специальную премию «Особый взгляд» на Каннском фестивале в 2016 году. Продюсером «Красной черепахи» выступил Такахата.

Правильное написание его фамилии иероглифами 宮﨑, но из-за технических ограничений часто иероглиф 﨑 заменяется аналогичным 崎 .

Некоторые свои произведения Миядзаки выпускал под псевдонимами Сабуро Акицу (яп. 秋津 三朗 Акицу Сабуро: ) или Тэрэкому (яп. 照樹務 ).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Как снимает Хаяо Миядзаки

    ✪ Ветер крепчает - Русский трейлер

    ✪ Ходячий Замок Официальный Трейлер 1 (2004) - Хаяо Миядзаки, Аниме

    ✪ Унесённые Призраками Официальный Трейлер 1 (2001) - Руми Хираги, Хаяо Миядзаки

    ✪ Мэри и ведьмин цветок - Русский трейлер (дублированный) 1080p

    Субтитры

    Откуда берутся волшебные существа в мирах Хаяо Миядзаки? Как в его творчестве сочетаются экологический активизм и любовь к технике и авиации? Правда ли, что его фильмы нарисованы акварелью? Почему он работает над ними без сценариев? Попробуем ответить на эти и некоторые другие вопросы в нашем видео. Взрослые становились главными героями у Миядзаки всего дважды. В последнем на данный момент полнометражном фильме автора «Ветер крепчает» мы видим взросление и становление изобретателя истребителя Zero Дзиро Хорикоси. Но даже к концу фильма он уже состоявшийся, но все еще довольно молодой авиаконструктор. И только заглавный герой «Порко Россо» - по-настоящему взрослый, можно даже сказать, потрепанный жизнью… Чуть не сказал человек, но нет, персонаж. Летчик со свиным, простите, рылом вместо человеческого лица. Однако это уже по всем параметрам фильм-исключение в карьере автора. Остальные истории Миядзаки выстроены вокруг детей и совсем юных существ. Чаще всего девочек. Классическая героиня Миядзаки умна, смела, скромна, решительна - сам он не раз говорил, что в анимации не хватает: а) героинь и б) героинь, чьи истории не крутились бы вокруг романтической влюбленности. В этом смысле его вполне можно назвать феминистом, раз за разом создающим образ девочки, девушки, молодой женщины, преодолевающей преграды. Способной справиться со сложной ситуацией. Стать инженером-механиком. Править страной. Биться за правое дело. Но не меньше, если не больше героинь и героев Миядзаки запоминаются персонажи второго и третьего планов. Откуда берутся эти удивительные существа? Часто у них обнаруживается более или менее явный источник. Обычно в японской мифологии и фольклоре, где сверхъестественные существа самого разного рода объединяются в понятие «ёкаи». Это может быть и монстр, и божество, и животное-оборотень, и дух. Например, как эти безмолвные, словно сложенные из камушков маленькие наблюдатели в «Принцессе Мононоке» Это кодама - духи деревьев. Но если сама идея таких духов берется из фольклора, то визуальное воплощение - это уже работа фантазии Миядзаки. То же можно сказать и про духа леса в том же фильме. Днем он похож на собирательный образ воплощения природных сил. Ночью он дайдарабочи - исполинская сущность, способная свернуть горы, еще один ёкай. Он и жизнь, и смерть. В «Моем соседе ТОторо» появляются в чем-то родственные кодама маленькие черные пылинки, которых зовут сусуватари, что можно примерно перевести как «блуждающая сажа». Они тоже ёкаи, но придуманные Миядзаки, а не позаимствованные из фольклора. Сусуватари появляются и в «Унесенных призраками», где оказываются работниками инженерных служб бань Юбабы. Ну и три главные иконы Миядзаки и студии «Гибли». Первой пусть будет Безликий. Из множества фантастических существ - ведьм, драконов, превращенных людей, забавных лягушек в кимоно и прочего населения «Унесенных призраками» - он, пожалуй, самый запоминающийся. Потеря лица как потеря сущности и маска как ее утаивание или подмена - это распространенный фольклорный сюжет, который не свести к одной конкретной версии. Миядзаки вновь не копирует в этом образе нечто конкретное, но создает свое магическое опасное создание. Другой узнаваемый образ - Котобус. Его источниками могут быть, с одной стороны, японские бакэнэко - кошки-оборотни, подобные лисам-оборотням кицунэ и енотовидным оборотням тануки. А с другой - Чеширский кот Льюиса Кэрролла. Миядзаки никогда не замыкался на японской культуре. И, наконец, тот, кто стал де-факто логотипом или маскотом студии «Гибли» - сам Тоторо. Это имя в разных вариациях носят сразу несколько существ. Помимо О-Тоторо, то есть буквально Большого Тоторо, в мультфильме появляются Чу-Тоторо, то есть средний, и Чиби-Тоторо - маленький, соответственно. Эти Тоторо - тоже духи леса, но чуть более общительные, чем тот, что в «Принцессе Мононоке». Ну а само слово это - то, как Мэй, маленькая героиня мультфильма, произносит tOroru - так в японском трансформировалось знакомое нам слово «тролль». И все эти существа - силы природы, в сложном взаимодействии с которыми оказывается человек. Результат этой влюбленности в мир виден почти в каждом кадре. Но природа - это не только покой и единение с миром. Она может быть и страшной силой. Однако если разрушительное начало природы, в сущности, нейтрально, то негативное влияние человека на среду обитания показано иначе. Два фильма режиссера посвящены техногенным катастрофам и их последствиям. В «Навсикае из Долины ветров» мы видим мир через столетия после глобальной семилетней войны. Люди ютятся в городах, а вокруг - мутировавшие леса. В «Принцессе Мононоке» время и место действия - полумифическая Япония прошлого. Но конфликт удивительным образом похож: люди и их техника против природы и ее духов. И даже в «Унесенных призраками» автор весьма наглядно демонстрирует ту же, в сущности, проблему. Миядзаки рассказывает, что эпизод с велосипедом основан на реальном опыте, когда он организовал чистку русла замусоренной речки. Конечно, Миядзаки не единственный мастер анимации, которого заботит этот конфликт. Более того, поговаривают, что экологическим активизмом Миядзаки заразил сооснователь студии «Гибли» Исао Такахата. Вот кадры из его «Войны тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко». Люди и их техника против природы и ее духов. И тематически, и визуально этот фильм, на первый взгляд, близок работам Миядзаки, но из этого не следует делать вывод о том, что стиль Миядзаки тождественен стилю студии. В других работах Такахата будет искать и находить совсем другие визуальные решения, постоянно экспериментируя с техникой рисунка. В то время как Миядзаки, скорее, постоянно совершенствует свой узнаваемый взгляд на мир. Все работы этого автора словно существуют в единой экосистеме. Цветовые схемы новых мультфильмов оказываются в согласии с предыдущими. Мир эволюционирует, в нем происходят изменения, но в то же время они не должны менять мир до неузнаваемости. Персонажи проживают новые жизни, но словно все друг другу родня. Детальный второй план оказывается не менее важен, чем первый. А природа завораживает потому, что ее роль гораздо больше, чем быть средой для героев и событий. Тут можно было бы сделать вывод, что мы считаем Миядзаки поборником традиционного образа жизни и противником технического прогресса, но это, разумеется, не так. С очарованностью природой в нем сочетается любовь к технике и уважение к инженерам, конструкторам и изобретателям. Как в «Небесном замке Лапуте», где фигурируют удивительные роботы. Как в «Ходячем замке» - замечательном образчике стимпанка, для оживления которого Миядзаки прибег к компьютерной анимации, которой всегда чурался. И как в «Принцессе Мононоке», где властительница Железного города несет природе разрушение, но только потому, что искренне пытается сделать жизнь опекаемых ею людей лучше. И, конечно, особенно наглядна любовь Миядзаки к авиации, пронесенная через годы. Воплощается она не только буквально, как в «Порко Россо» или «Ветер крепчает». И не только в названии студии, позаимствованном у названия самолета ВВС Италии времен Второй мировой. Полеты - важная составляющая анимации вообще. Не только у Миядзаки, но он выводит их на новый уровень. Именно авиация подводит к вопросу, который режиссер задает себе и своему герою Дзиро Хорикоси. Как можно ненавидеть войну и разрушение, но в то же время любить самолеты, в том числе несущие смерть? Как бы банально это ни звучало, но Миядзаки не в последнюю очередь снимает про баланс, про необходимость мирного сосуществования природы и человека с его меняющими мир идеями. В случае Миядзаки, как и подобает большому художнику, вопрос «Как снимает?» тесно связан с вопросом «Что снимает?». Когда говорят о том, как сделаны анимационные фильмы студии «Гибли», первым делом вспоминают приверженность традиционной анимации. Миядзаки и его коллеги продолжают рисовать от руки, очень осторожно внедряя компьютерные технологии в свой процесс. Визуально мультфильмы Миядзаки производят впечатление оживших акварелей. В результате многие полагают, что именно акварелью они и нарисованы. Это не совсем так, хотя именно акварель лежит в основе работы Миядзаки. Сооснователь студии использует ее для эскизов (набросков, скетчей) и раскадровок, над которыми он трудится собственноручно. В самих же мультфильмах фоны, которые часто называют акварельными, выполнены близкой к гуаши плакатной краской. Собственно, различия между красками, которые использует студия «Гибли», и тем, что мы могли бы обобщенно назвать гуашью, доступны только специалистам, но выступим осторожно. Итак, леса, холмы, поля и луга нарисованы на бумаге, и поверх них, как это заведено в классической анимации, слоями ложится целлулоид, на который переносятся движение людей и предметов. Миядзаки водит своих художников на крышу студии, чтобы смотреть на небо, а потом получается так. И в конечном результате мы видим детальный статичный фон, проплывающие с разной скоростью облака, людей, животных, машины - все это рождается в сочетании слоев. Это традиционная анимация, возможность успеха которой Миядзаки доказывает годами. Раскадровки Миядзаки - это не промежуточный этап между сценарием и собственно фильмом. Они полностью заменяют ему сценарии. Приступая к новой работе, Миядзаки берет исходное произведение, решает, о чем будет его следующий мультфильм в общих чертах, и приступает к раскадровке, по ходу которой и рождается история. Он не мыслит сюжетами и тем более диалогами - он мыслит героями в движении, оживающими образами. Это может прозвучать как художественное преувеличение или красивые слова, но посмотрите, как Миядзаки по ходу работы над раскадровкой выясняет, как долго будет длиться тот или иной рисуемый им момент на экране. Он буквально прокручивает его в голове перед мысленным взором, как сказали бы на уроке литературы. С секундомером в руке. И затем переносит увиденное на бумагу. Так при помощи карандашей и акварельных красок рождается каждая сцена в деталях - с монтажными склейками, сменами ракурсов, фазами движения и заданной длительностью планов. Это подводит нас к еще одной теме, которую хотелось бы затронуть. В анимации даже более явно, чем в кино, воплощается принцип движущихся картинок. Казалось бы, здесь нет места статике, кадр должен заполняться движением. Слева направо. Справа налево. Вверх. И вниз. И Миядзаки прекрасно умел и умеет это движение организовывать и переносить на экран. Но не менее важны для понимания его эстетики и этики моменты, когда он останавливает движение. Поиск гармонии может быть выведен на более высокий уровень обобщения. Миядзаки, как по-настоящему большой автор, снимает одновременно и про самое частное, семейное, локальное, и про самое общее, про принципы устройства мироздания. Про конфликт между движением и остановкой, между жизнью и смертью. Свойственен ли Миядзаки дидактический пафос? Учит ли он зрителя жить? Пожалуй, да. Он не скрывает, что снимает для детей. И не просто, чтобы развлечь их, но чтобы показать то, что по-настоящему важно. И поэтому, кстати, скептически отзывается о своем «Порко Россо» - нуаре про летчиков с элементами «Касабланки». Говорит, что оступился и снял мультфильм для взрослых. Зато претендовавший на роль подведения итогов жизни «Ветер крепчает» вполне можно рассматривать как историю про взросление и компромисс между мечтой и реальностью. И совсем неудивительно, что Миядзаки снова возобновил существование студии после очередного заявления об уходе на покой, чтобы работать над мультфильмом с названием «Как ты живешь?». Это экранизация книги для подростков 1937 года. Говорит, что хочет оставить внуку своего рода нравственное завещание.

Биография

Ранние годы

Хаяо Миядзаки родился в городе Акэбоно-тё, расположенном в одном из 23 специальных районов префектуры Токио - Бункё-ку , был вторым из четырёх братьев. Отец, Кацудзи Миядзаки, во время войны был директором «Миядзаки Эйрплейн», фабрики по изготовлению деталей к самолётам A6M Zero , и Хаяо с детства полюбил летающие устройства . Хозяином фабрики был брат отца. Мать страдала туберкулёзом позвоночника. В период с 1947 по 1955 она часто находилась в различных больницах, из-за чего семье приходилось много переезжать. В 1958 году, будучи в последнем классе старшей школы Тоётама, Миядзаки увидел в кино анимационный фильм Hakujaden (рус. «Легенда о белой змее» ). По его собственным словам, именно с этого момента он твёрдо решил стать аниматором. Проявляя интерес к рисованию, Миядзаки также пробовал рисовать мангу, однако не был удовлетворён первыми результатами .

В 1963 году закончил престижный Университет Гакусюин , факультет политики и экономики . В университете входил в клуб по изучению детской литературы. В этом клубе изучались, в основном, западные детские книги. В апреле 1963 года получил работу фазовщика в Toei Animation , и первым фильмом, над которым он работал в этой должности, стал Wan Wan Chuushingura . После работы над фильмом Gulliver no Uchuu Ryokou руководство студии заметило талант Миядзаки в анимации и стало поручать ему более ответственную работу ; Миядзаки также удалось добиться разрешения переписать концовку данного фильма . Обучением Миядзаки занимался известный художник и аниматор Ясудзи Мори .

Работая в Toei, Миядзаки познакомился с Исао Такахатой, и они стали друзьями. Вместе они создали профсоюз молодых аниматоров, председателем которого стал Миядзаки. Профсоюз добивался повышения зарплаты и введения социальных льгот для аниматоров, что принесло множество проблем Миядзаки и Такахате. Так, например, анимационный фильм Taiyo no Ouji Horus no Daibouken , режиссёром которого был Такахата, а главным раскадровщиком - Миядзаки, спустя десять дней после выхода был снят с проката руководством студии Toei, которое затем обвинило Такахату в том, что фильм оказался коммерчески провальным, и понизило его в должности .

Несмотря на тяжёлые условия труда, Миядзаки продолжал работать на студии Toei. Он участвовал в создании полнометражных фильмов Nagagutsu o Haita Neko (1969), Sora Tobu Yureisen (1969) и Doubutsu Takarajima (1971). В 1969 году была опубликована первая манга Миядзаки Sabaku No Tami (где он подписался под псевдонимом «Сабуро Акицу»). В 1971 году Миядзаки вместе с Такахатой и Ёити Отабэ создали собственную студию A Pro, однако затем перешли на работу в TMS Entertainment , где начали работу над сериалом Lupin III . В 1973 году Миядзаки и Такахата устроились на анимационную студию Zuiyo Enterprises, впоследствии переименованную в Nippon Animation . В 1978 году Миядзаки впервые проявил себя в качестве режиссёра, сняв сериал Mirai Shonen Conan . В 1979 году он вернулся на студию TMS, где стал режиссёром фильма Lupin III: The Castle of Cagliostro , причисляемого к числу лучших аниме в истории Японии .

Studio Ghibli

В 2008 году Хаяо Миядзаки выступил режиссёром фильма «Рыбка Поньо на утёсе ». После этого он был соавтором сценариев для двух фильмов студии, а в 2014 вернулся как режиссёр картины «Ветер крепчает ». Фильм частично основан на биографии Дзиро Хирокоси, конструктора японского самолета времен Второй мировой войны Mitsubishi A6M Zero , и касается таких тем, как пацифизм, верность призванию, трудности творческой личности в материалистичном мире и тяжесть морального выбора.

На пресс-конференции в Токио в сентябре 2013 года, во время работы 70-го Венецианского кинофестиваля , в конкурсной программе которого участвовала картина «Ветер крепчает», Миядзаки заявил о завершении своей карьеры в качестве режиссёра .

Творчество

В творчестве Хаяо Миядзаки важную роль играют гуманизм, а также экологические концепции, взаимоотношения человечества с природой и технологиями . Кроме того, в фильмах Миядзаки находит отражение его любовь к идее полета и летательным аппаратам - они присутствуют практически во всех его полнометражных работах . Как правило, в его фильмах нет ярко выраженных злодеев, а сталкиваются персонажи со сложными мотивациями, и показывается убежденность каждого. Также важное место в творчестве режиссёра занимает детское любопытство и ощущение чуда. Во многих фильмах Миядзаки главным героем является девочка или девушка, храбрая и независимая.

Графика фильмов Миядзаки отличается реалистичностью и большой точностью. Многие критики особо отмечают внимание к деталям и освещению в пейзажах и фонах Миядзаки.

Музыку к большинству фильмов написал Дзё Хисаиси . Композитора и режиссёра связывает давняя дружба со времен «Навсикаи».

Кроме того, он автор нескольких манг . За свою мангу «Навсикая из долины ветров » Миядзаки в 1994 году удостоился награды Японской ассоциации мангак .

В Японии фильмы Миядзаки имели огромные кассовые сборы и встретили большой успех у критиков. Фильм «Унесённые призраками » стал самым прибыльным фильмом в Японии за всю историю, «Принцесса Мононокэ » и «Ходячий замок » также имели огромный успех. Пресса часто называла Миядзаки «японским Диснеем» . Несмотря на это, до выхода в 2002 году фильма «Унесённые призраками» за пределами Японии Миядзаки был известен мало. За него он получил «Золотого медведя» - высшую награду Берлинского кинофестиваля в 2002 году и премию «Оскар» в 2003 году.

В одном из своих интервью на вопрос «Кем из режиссёров вы восхищаетесь?», Хаяо Миядзаки ответил, что считает Юрия Норштейна (автора мультфильма «Ёжик в тумане ») замечательным художником . Миядзаки также признается, что в тяжелый для него момент, когда он всерьез раздумывал о том, стоит ли продолжать карьеру в анимации, на него произвел сильное впечатление советский мультипликационный фильм «Снежная королева» режиссёра Льва Атаманова , показав, что мультипликационные персонажи могут играть так же, как и живые актеры, а рисованные фильмы могут трогать так же, как и другие формы искусства .

В 2005 году Миядзаки получил специальный приз Венецианского кинофестиваля за совокупный вклад в киноискусство . В ноябре 2014 года был удостоен почетной Премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе . В том же году был включен в «Зал славы научной фантастики» .

Семья

Социальная позиция

В июле 2015 года, отвечая на вопросы журналистов, Миядзаки осудил стремление правительства Абэ переинтерпретировать конституцию Японии, заявил, что считает необходимым признать вину Японии во время Второй мировой войны, а также сказал, что считает для страны необходимым избавиться от атомной энергетики .

Ранее в феврале 2015 года выразил своё мнение по поводу происшествий в редакции Charlie Hebdo, сказав, что публикация карикатур стала причиной случившегося. «Я думаю, что неправильно рисовать карикатуры на тех, кому поклоняются люди другой культуры. Не надо было этого делать, вместо этого, для начала сделайте карикатуры на политиков своей страны» - сказал Миядзаки .

Манга и другие графические работы

  • Кот в сапогах (яп. 長靴をはいた猫 Нагагуцу о хаита нэко ) -
  • Люди пустыни (яп. 砂漠の民 Сабаку но тами ) - - (под псевдонимом Сабуро Акицу)
  • Драгоценный остров животных (яп. どうぶつ宝島 До:буцу такарадзима ) -
  • Моей сестрёнке (яп. 妹へ Имо:то э ) - шестистраничная графическая поэма, опубликована в 1982 году в книге о ранних работах Миядзаки и Оцуки «Мир Хаяо Миядзаки и Ясуо Оцуки».
  • Навсикая из Долины Ветров (яп. 風の谷のナウシカ Кадзэ но тани но Наусика ) - -
  • Коллекция набросков Миядзаки Хаяо (яп. 宮崎駿イメージボード集 Миядзаки Хаяо имэ:дзи бо:до сю: ) -
  • Путешествие Сюны (яп. シュナの旅 Сюна но таби ) -
  • Век летающих лодок (яп. 飛行艇時代 Хико:тэй дзидай ) - (часть Записных книжек Хаяо Миядзаки, 15-тистраничная манга, на основе которой снимался Порко Россо)
  • Записная книжка Хаяо Миядзаки (яп. 宮崎駿の雑想ノート Миядзаки Хаяо но дзассо: но:то ) - графические статьи, печатавшиеся в журнале Model Graphix с по 1992 годы и выпущенные отдельным томом в 1992 году .
  • Покрытые грязью тигры (яп. 泥まみれの虎 Доромамирэ но тора ) - - .
  • Возвращение Ганса (яп. ハンスの帰還 Хансу но кикан ) - .

Фильмография

Режиссёр, сценарист, раскадровщик

  • Конан - мальчик из будущего (яп. 未来少年コナン Мираи сё:нэн Конан ) , аниме -сериал,
  • Панда большая и маленькая - полнометражный аниме-фильм
  • Люпен III: Замок Калиостро (яп. ルパン三世カリオストロの城 Рупан сансэи Кариосуторо но сиро ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Навсикая из Долины Ветров (яп. 風の谷のナウシカ Кадзэ но тани но Наусика ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Великий детектив Холмс (яп. 名探偵ホームズ1 青い紅玉(ルビー)の巻 ) , аниме -фильм, , студия Tokyo Movie Shinsha
  • Великий детектив Холмс (яп. 名探偵ホームズ ) , аниме -сериал, , кей-аниматор, сценарист, студия Tokyo Movie Shinsha
  • Небесный замок Лапута (яп. 天空の城ラピュタ Тэнку: но сиро Рапюта ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Мой сосед Тоторо (яп. となりのトトロ Тонари но Тоторо ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Ведьмина служба доставки (иногда «Служба доставки Кики») (яп. 魔女の宅急便 Мадзё но таккю:бин ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Порко Россо (яп. 紅の豚 Курэнай но бута ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Sora Iro no Tane (яп. そらいろのたね ) , ТВ-спэшл,
  • Nandarou (яп. なんだろう ) , ТВ-спэшл,
  • On Your Mark - музыкальный клип на одноимённую песню группы Chage and Aska,
  • Принцесса Мононоке (яп. もののけ姫 Мононокэ Химэ ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Унесённые призраками (яп. 千と千尋の神隠し Сэн то Тихиро но Камикакуси ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Koro no Daisanpo (яп. コロの大さんぽ ) , короткометражный аниме -фильм,
  • Kujira Tori (яп. くじらとり ) , короткометражный аниме -фильм,
  • Ходячий замок (яп. ハウルの動く城 Хауру но Угоку сиро ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Рыбка Поньо на утёсе (Ponyo on the Cliff by the Sea) (яп. 崖の上のポニョ Гакэ но уэ но Понё ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Со склонов Кокурико (Kokurikozaka kara) (яп. コクリコ坂から Кокурико-Дзака Кара ) , полнометражный аниме -фильм, - сценарист
  • Ветер крепчает (Kaze tachinu) (яп. 風立ちぬ Кадзэ: тачину ) , полнометражный аниме -фильм,
Сорежиссёр
  • Люпен III (яп. ルパン三世 Рупан сансэи ) , аниме -сериал, - - эпизоды 7,8,10,11,13-23 (в паре с Исао Такахатой).
  • Новый Люпен III (яп. 新ルパン三世 Син Рупан сансэи ) , аниме -сериал, - - эпизоды 145, 155 (под именем Цутому Тэруки).
Эскизы фонов, компоновка
  • Хайди, девочка с Альп (яп. アルプスの少女ハイジ Арупусу но сё:дзё Хайдзи ) , аниме -сериал, (режиссёр Исао Такахата , адаптация книги Джоанны Спири «Хайди »).
  • Три тысячи ри в поисках матери (яп. 母をたずねて三千里 Хаха о тадзунэтэ сандзэн ри ) , аниме -сериал, (режиссёр Исао Такахата , в основу легла часть романа «Сердце» Эдмондо де Амичиса).
  • Anne of Green Gables (яп. 赤毛のアン Акагэ но Ан ) , аниме -сериал, (режиссёр Исао Такахата , адаптация книги Люси Мод Монтгомери).
Концепция, сценарий, раскадровка, эскизы фонов, ключевая анимация Сценарий, раскадровка, продюсирование, монтаж
  • Помпоко: Война тануки (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Хэйсэй тануки гассэн Пон Поко ) , аниме
  • Шёпот сердца (яп. 耳をすませば Мими о сумасэба ) , аниме -фильм, (режиссёр Ёсифуми Кондо).
  • Возвращение кота (яп. 猫の恩返し Нэко но Онгаэси ) , полнометражный аниме -фильм, (режиссёр Хироюки Морита)
  • Ариэтти из страны лилипутов (яп. 借りぐらしのアリエッティ Каригураси но Ариэтти ) , полнометражный аниме -фильм, (режиссёр Хиромаса Ёнэбаяси)
Консультации, ключевая анимация, раскадровка, эскизы фонов
  • Животные на острове сокровищ (яп. どうぶつ宝島 До:буцу такарадзима ) , аниме -фильм, .
Ключевая анимация, раскадровка, эскизы фонов
  • Большое приключение Холса, Солнечного принца (яп. 太陽の王子 ホルスの大冒険 Тайо: но о:дзи Хорусу но дайбо:кэн ) , аниме -фильм, (режиссёр Исао Такахата).
Организация, ключевая анимация, раскадровка
  • Али-баба и сорок разбойников (яп. アリババと40匹の盗賊 Арибаба то ёндзю:бики но тодзуку ) ,