Знакомство дошкольников с картинами известных художников. Занятие в старшей группе. «Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин». план-конспект занятия (старшая группа) на тему. Фотография и картина…

Задачи:

«Познавательно-речевое развитие»:

— закрепить у детей понятие «космос», «солнечная система»;

— уточнить знания о планетах солнечной системы;

— развивать память, зрительное и слуховое внимание, мышление, любознательность;

— развивать первоначальные навыки экспериментирования;

— закрепить умение четко, кратко отвечать на поставленные вопросы, подбирать родственные слова;

— совершенствовать умение составлять короткие рассказы по схеме;

«Коммуникативно-личностное»:

— побуждать детей включаться в совместную со взрослым деятельность;

— развивать умение работать в небольшой группе;

— воспитывать чувство патриотизма, гражданственности;

«Художественно-эстетическое развитие»:

— обогащать творческий потенциал ребёнка.

Материал: презентация «Космос и мы», глобус, материалы для экспериментальной деятельности, диктофон.

Ход НОД:

Орг. момент.

Дети стоят в кругу.

Пальчиковая гимнастика «Приветствие»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Вхождение в тему (Звучит космическая музыка)

— Ребята, вы хотите узнать, о чём мы сейчас будем беседовать?

Тогда расставьте буквы по порядку и узнаете нашу тему.

ССМОКО (космос)

3 6 4 2 1 5

— Что такое космос? (ответы детей)

(мир, вселенная, порядок)

На экране слайд с изображением космического пространства.

Игра «Вырасти дерево»

(подбор родственных слов) .

КОСМОС

КОСМОНАВТ КОСМОДРОМ КОСМИЧЕСКИЙ

КОСМОЛОГИЯ КОСМОПОЛИТ

— Подходит слово «ракета»? (нет) Почему? (ответы детей)

Космология – наука, изучающая космос, вселенную.

Космополиты – животные, растения, обитающие в разных частях земного шара (н-р: воробьи, дятлы)

Игра «Доскажи словечко».

Космический … скафандр, полёт, спутник, камень…

Космическая … ракета, скорость, еда, планета, комета, музыка…

Космические … тела, пришельцы…

Космическое … пространство, путешествие…

Музыкальная физминутка.

В космическом пространстве нет земного притяжения, изобразим это стоя на одной ноге.

(стоя на одной ноге, дети выполняют различные движения)

Экспериментальная деятельность.

— Я предлагаю вам сделать свой микрокосмос… в обычной стеклянной баночке.

— Для этого нам понадобится вата, глицерин, пищевые красители, блёстки и вода.

В баночку поместить немного ваты, добавить глицерин, блёстки, вылить немного окрашенной воды.

Затем снова добавить ваты, глицерина, блёсток и немного воды другого цвета.

Цвета в ней красиво переходят друг в друга, почти не перемешиваясь.

Просмотр презентации «Космос и мы»

1 слайд.

— С давних времён люди мечтали летать. Придумывали сказки, в которых герои летали… на чём? (на метле, в ступе, на ковре, в туфлях и т. д.)

2 слайд.

— И, конечно, мечтали о полётах в неизведанный и манящий космос.

3 слайд.

В необъятных просторах вращается наша Земля. Она одна из планет солнечной системы.

Солнечная система — это Солнце и все космические тела (планеты, спутники, кометы, метеориты, косм пыль, вращающиеся вокруг него)

Как вы думаете, что такое Солнце? (раскалённый шар, ближайшая к нам звезда)

Какое солнце? (горячее, жгучее, ласковое, доброе)

4 слайд.

Планет всего 9 и они все разные.

(разучивание стихотворения)

По порядку все планеты назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий, два - Венера,

Три - Земля, четыре - Марс.

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,

Семь - Уран, за ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом,

И девятая планета под названием Плутон.

А. Хайт

5 слайд.

Звёзды – огромные газовые шары, излучающие свет и тепло.

6 слайд.

Самым первым космическим пассажиром была в 1957 г. собака Лайка.

В 1958 году отправились в полёт Белка и Стрелка.

7 слайд.

В 1961 г. на космической ракете «Восток» отправился в полёт первый человек, Ю. А. Гагарин.

8 слайд.

В полёте он находился 1ч 48 мин. Облетел нашу планету 1 раз.

В годы войны в г. Заводоуковск была эвакуирована ленинградская лётная школа, в ней учились:

М. М. Комаров – выдающийся испытатель космических кораблей, дважды герой Советского Союза.

Л. С. Дёмин – советский космонавт, герой Советского Союза.

9, 10, 11 слайд.

Так выглядит наша планета из космоса. Большая её часть покрыта водой. Землю окружают слои воздуха (атмосфера)

12 слайд.

Живя на космических станциях, космонавты ведут свои исследования.

Изучают вселенную, растения, вещества в невесомости, климат Земли и т. д.

Через спутник мы получаем информацию о погоде, телевидение, мобильную связь; они помогают кораблям совершать плавания, людям прокладывать маршруты, изучать планеты и другие космические тела; делать фотографии любой точки Земли, следить.

13 слайд.

— Кто это? (предположения детей: инопланетянин)

Сейчас мы узнаем!

Послание на диктофоне:

— Мы,Инопланетяне, заблудились в космическом пространстве и случайно попали на вашу планету. Мы ничего о ней не знаем. Расскажите, нам очень-очень интересно. А мы с вами поиграем.

Составление предложений

о нашей планете, стране, области, городе, детском саде; работа с глобусом.

Подвижная игра «Четыре стихии».

— Инопланетяне могут научить вас своему языку. Повторяйте за мной:

Пти-пту-пто-пта

Кта-кти-кту

Фта-фту-фты

Сю-си-сё

Тма-тмо-тму-тмы

Кте-ктё-ктю-ктя

Речевая музыкальная разминка:

Пили-тили, пили-тили,

Пилитимчики гостили

У весёлых Пиличилей.

Пили чай, печенье ели.

Кто-то пролил сладкий чай,

Пилитимчик, не скучай!

— Пилитимчики быстро выучили русский язык, но часто делают ошибки. Послушайте, как они говорят некоторые слова, найдите лишние звуки:

(слова на звёздочках, звёзды дети ищут по группе)

телесвизор

равтобус

телемфон

лампат

чайкник

мутюг

пылдесос

— Какое слово лишнее? (автобус)

— Пилитимчики много узнали о нашей планете, весело поиграли с нами, им нужно возвращаться домой.

Итог.

— Какая игра вам больше понравилась? Что нового узнали сегодня?

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нету!

Сегодня мне бы хотелось предложить Вашему вниманию конспект тематического занятия, посвященное Дню Космонавтики во второй младшей группе детского сада.

Дети по своей природе очень любопытны, их притягивает всё таинственное и неизвестное, поэтому данная тема вызовет положительные эмоции у воспитанников. Сейчас, в возрасте 3-5 лет, современные дети интересуются космическими кораблями, инопланетянами, но знания у них поверхностные, основанные на просмотрах не всегда достаточно познавательной и понятной информации для их возраста. Порой Космос у них ассоциируется со Звездными войнами, пиратами, т.е. агрессией, которая транслируется в СМИ.

Цель: формирования элементарных знаний о космосе, звездах, космонавтах, названии планет Солнечной системы, существующем в России празднике – День авиации и космонавтики посредством интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материалы: демонстрационный материал о космосе (фото, иллюстрации).

Предварительная работа: просмотр наглядных пособий с изображением телескопа, изготовление телескопа (раскрашивание втулки от бумажных полотенец).

1.Образовательные:

  • Пояснить смысл слов «космонавт», «космический корабль», «космодром», «невесомость», «скафандр», «сила притяжение земли», «Солнечная система», «звезда», «астроном».
  • Развивать умение использовать в речи новые слова, побуждать детей отвечать на вопросы.

2. Развивающие:

  • Развивать мелкую и крупную моторику,
  • способствовать формированию эстетического вкуса
  • создавать условия для эмоционального отклика при ознакомлении с новыми знаниями
  • приобщать к чувству ритма, прослушивая стихотворения, развивать память и речь

3. Воспитательные:

  • Формировать умение общаться, договариваться со сверстниками в процессе совместной деятельности
  • Способствовать формированию уважения к людям интересных и опасных профессий, помочь осознать важность их труда для общества и человека.

Ход занятия:

В: Ребята, нам пришло письмо, пишет его Лиза Барбоскина (герой известного мультсериала «Барбоскины»), она очень расстроена, так как её брат Дружок хочет стать космонавтом и полететь в космос, а она не знает, кто такой космонавт и на чём можно полететь туда.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такой космонавт? (ответы детей)

В: Правильно, это человек, совершивший полёт в космос на космическом корабле.

В: А вы хотите стать космонавтами, и отправится в космическое путешествие? Тогда нам нужен скафандр – это специальная защитная одежда для работы в открытом космосе, ведь там нет воздуха и очень, очень холодно:

ИГРА «Космонавт»:

Я хочу стать космонавтом! (руки на пояс)

Надеваю я скафандр (имитация одевания)

Полечу я на ракете (руки поднять вверх и соединить над головой)

И открою все планеты (сделать большой круг руками)

В: Ребята, первый человек, который полетел в Космос, был наш с вами соотечественник — Юрий Гагарин, а перед полетом человека в космосе побывали собаки по имени Белка и Стрелка и через сутки благополучно вернулись на Землю.

В: Юрий Гагарин 12 апреля в 1961 году облетел нашу планету Земля, где мы живём, на космическом корабле «Восток-1» , а уже со следующего года, по предложению второго лётчика- космонавта страны- Германа Титова, в нашей стране стали отмечать праздник День авиации и космонавтики ежегодно.

В: читает стихотворение В. Степанова «Юрий Гагарин», дети все вместе повторяют его несколько раз (затем дети становятся в кружок):

В космической ракете, (двигаются по кругу, держа друг друга за руки)

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог. (поднимают руки вверх)

Поёт об этом песни (руки подняты вверх, покачивают телом)

Весенняя капель: (опускают руки и держатся за руки)

Навеки будут вместе (сходятся в центр)

Гагарин и апрель!

В: Так, юные космонавты, на чём мы полетим в космос?

Д: На ракете!

В: А где же нам взять ракету, ведь у нас есть только модули, а космического корабля нет.

Дети предлагают построить ракету (на стенде висят иллюстрации с изображением ракеты).

ИГРА «Построй ракету»

Воспитатель:

С Земли взлетает в облака

Как серебристая стрела.

Летит к другим планетам

Стремительно …

Дети:. (ракета)

В: Верно, космонавты летят в космос на ракете (космическом корабле), а откуда она взлетает, вы знаете? Запуск ракеты происходит с космодрома, это специально отведенное и оборудованное место, откуда запускают ракеты в космос (показать фото).

В: А теперь, возьмите в дорогу, по вашему мнению, всё самое необходимое и приготовьтесь к полёту.

В: (Дети садятся на ковер вокруг построенной ракеты). 5, 4, 3, 2, 1 – ПУСК!

Ждут нас быстрые ракеты

Для полета на планеты.

На какую захотим –

На такую полетим!

В: Ребята, а как вы думаете, космонавт должен иметь отменное здоровье, быть бесстрашным, сильным, умным, ведь ему приходится работать в необычных условиях, в невесомости. Как вы думаете, что это такое – невесомость? (Ответы детей). Давайте подумаем, что же это такое?

(Воспитатель показывает фото космонавтов в зоне невесомости).

В Космосе на человека не действует сила притяжения земли, за счет которой мы стоим крепко на ногах и не падаем, там силы притяжения нет, поэтому космонавты не могут стоять на ногах, они как бы «плавают», но только не в воде, а в воздухе.

ИГРА «Невесомость»

Воспитатель предлагает детям встать с ковра и подпрыгнуть вверх как можно выше.

В: Пока, ребята, вы в воздухе, вы не чувствуете вес своего тела. Еще невесомость на Земле можно почувствовать, когда находитесь в лифте, в момент начала его движения вниз, когда прыгаете на батуте, когда едите на машине и попадаете резко в ямку.

Воспитатель:

У ракеты есть водитель (руки поднять вверх и соединить над головой)

Невесомости любитель, (руки расставить в стороны и покачать корпусом)

По- английски астронавт, (руки разводят в стороны и пожимают плечами)

а по – русски… (Космонавт) (руки на пояс)

Дети имитируют движения космонавтов в космосе, плавно двигают руками, «плывут в воздухе»

В: А теперь давайте посмотрим, какие предметы вы взяли с собой в космическое путешествие. (Дети показывают ложки, вилки, одеяло, фрукты)

В: Ребята, а вот есть ложкой и вилкой в космосе не получится. Как вы думаете, почему, наверное, из-за невесомости, да? Положить еду в тарелки тоже не получиться, потому что она разлетится по всему космическому кораблю, т.к. нет силы притяжения земли. Поэтому космонавты берут еду в специальных тюбиках, похожие на зубную пасту. И на подушках тоже спать не получится, она просто улетит из-под головы. Кроватей в космосе тоже нет. Космонавты спят в специальных спальных мешках, которые крепятся к стенкам ракеты (Воспитатель показывает фото).

В: Ребята, давайте поиграем в игру «Завтрак для космонавтиков».

ИГРА «Завтрак для космонавтиков».

Дети едят фруктовое пюре из упаковки дой-пак известной фирмы по производству детского питания. Юным космонавтикам надо всего лишь надавливать на пакетик и кушать пюре самостоятельно, не проливая на себя ни капельки, предварительно открутив крышечки.

В: Ну, вот, ребята мы подкрепились! Понравился вам завтрак космонавтов? Теперь садимся в ракету и полетим назад в садик.

Дети соединяют руки над головой «летят» несколько кругов по комнате, сопровождая свой полёт характерными звуками и приземляются каждый на свой «космодром» — стульчик.

В: Вот мы и прилетели на землю. А теперь мы оказались в лаборатории, приготовьте свои телескопы для наблюдений (это специальный прибор, который позволяет наблюдать за звездами, очень сильно увеличивая и приближая изображение) теперь мы будем астрономами (ученые, которые наблюдают за небесными телами: звездами, планетами, т.е за тем, что происходит в космосе).

Воспитатель раздает втулки от бумажных полотенец, предварительно раскрашенных детьми в разные цвета.

В: Астрономы, сейчас вы будите наблюдать за планетами через телескоп, а я вам буду показывать планеты нашей Солнечной системы на фланелеграфе.

ИГРА «Изучаем планеты»

В: Ребята, все планеты нашей Солнечной системы вращаются вокруг солнца (прикрепите круг желтого цвета, а дальше по ходу чтения стихотворения прикрепляйте на стенд остальные планеты разного цвета и размера).

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон. (А. Хайт)

В: Ребята, а хотите сделать макет нашей Солнечной системы? Только как нам его сделать, можете мне подсказать? У нас есть клей картон, макеты планет (вырезанные кружочки разного цвета), фотография – образец Солнечной системы.

АПЛИКАЦИЯ «Планеты Солнечной системы»

Материалы:

черный или темно синий картон, клей, ватные палочки, красная, желтая, голубая гуашь, заранее вырезанные из цветной бумаги круги –планеты:

Меркурий- маленький коричневый круг;

Венера – круг побольше розового цвета;

Земля – голубой круг, еще немного большего размера;

Марс – круг красного цвета по размеру как розовый круг;

Юпитер – серый по размеру как голубой;

Сатурн – белый с кольцом по размеру как серый;

Уран – синий, размер как у голубого;

Нептун – фиолетовый, как синий;

Плутон (по желанию, т.к. сейчас ученые склоняются к общему мнению, что Плутон не является планетой) – белый по размеру как коричневый.

Ход работы:

  1. Клеим солнце – желтый круг.
  2. Вокруг солнца наклеиваем другие планеты.
  3. Вокруг одной из планеты (Сатурн) наклеиваем заранее вырезанное колечко.
  4. Ватными палочками предложенных цветов делаем точечки – это звездочки.

В: Ребята, а вы поздно вечером смотрите в небо? Что вы там видите? Наверно звезды, луну, да? А вы знаете, что раньше в древности люди думали, что звезды — это серебряные гвозди, вбитые в небо, а на самом деле — это раскалённые газовые шары, и наше Солнышко, которое так ярко светит летом, тоже – звезда. А цвет звезды зависит от температуры её поверхности. Так, самые горячие звезды – это звезды с голубым или белым цветом, менее горячие излучают желтый цвет, а просто горячие – красный. Давайте мы нарисуем с помощью ватных палочек разноцветные звездочки, и у нас получится замечательная картина космоса.

В: Ребята, Лиза Барбоскина очень переживает и волнуется за своего брата Дружка как нам успокоить ее, показать как интересно в космосе, как красиво? Посмотрите, какие вы картинки про космос сделали, а вы хотите показать ей? Давайте мы сделаем выставку и покажем всем и Лизе Барбоскиной и вашим родителям, и бабушкам, дедушкам.

(На следующий день оставить письмо от Лизы Барбоскиной и прочитать его деткам, когда они придут в садик:

«Дорогие ребята, я вам очень благодарна за ваши красивые работы, теперь я вижу, почему мой брат Дружок так хочет полететь в космос, ведь там, так интересно и красиво. Спасибо вам большое!!! Лиза Барбоскина»)

В: Ребята понравилось вам наше сегодняшнее приключение? Какие новые слова вы узнали? Помните, в какие игры мы сегодня играли? Что вам больше всего запомнилось? Построить ракету получилось у вас сразу или были какие-то трудности? А как вы думаете, если бы не было таких замечательных профессий как космонавт, астроном знали бы люди так много о космосе?

Название: Конспект комплексного тематического занятия «Космос» для детей второй младшей группы
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, игровые занятия, 2 младшая, средняя группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 466 «Жемчужинка»
Месторасположение: Нижегородская область, город Нижний Новгород

Наталия Острогина
Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с художниками-иллюстраторами» (из опыта работы)

Из всего многообразия видов графики нам для работы по воспитанию детей доступнее всего книжная графика – иллюстрация к детским книгам. Иллюстрация - это особая область искусства, связанная с изобразительным толкованием литературных произведений.

Область исскуства, в которой художник должен подчинять творчество тому, что задумал, что задумал автор произведения. Это даже труднее, чем писать большие картины. Ведь ограничений много – вплоть до размера рисунка. Вот почему мы должны даже самых маленьких знакомить с этими художниками , воспитывать уважение к их работе , к их профессии.

А дети, даже самые маленькие, любят рассматривать картинки в книгах.

В нашей стране много замечательных художников работающих в книжной графике . Есть те, кто отдает лишь ей часть своего времени, своего творчества, а есть художники , полностью посвятившие себя этому виду искусства.

В детском саду мы знакомим детей с творчеством Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Ю. Коровина, А. Пахомова, Е. Рачева, В. Лебедева, В. Конашевича. У каждого из них есть любимая тема, в которой они работают . У Ю. Васнецова и Е. Рачева – тема сказок, народной шутки, скоморошества. Е. Чарушин – один из лучших анималистов стране. Его любимая тема – животные, их мир, жизнь, ощущения. А. Ф. Пахомов любил рисовать детей, это его самая любимая тема, и, конечно он один из самых лучших иллюстраторов произведений Л. Н. Толстого о детях. Ю. Конашевич и В. Лебедев отлично иллюстрируют произведения советских писателей : К. Чуковского, С. Я. Маршака и т. п.

Все эти художники с большой буквы , т. к. это их заслуга – впервые открывать ребятам прекрасный мир живописи.

Образы детей, птиц, животных в изображении этих художников необычайно выразительны привлекательны. То трогательны, то смешны, всегда привлекают симпатию детей.

Любой художник , изображая тот или иной предмет, те или иные события, выражает свое отношение к тому, что он изображает. Именно в этом заключается воспитательная сила искусства .

Образы зверей, птиц, детей, людей вообще из наших лучших художников – иллюстраторов полны теплоты, сочувствия к тем, кто добродушен, беспомощен, весел, бесхитростен, храбр, самоотвержен. Образы же хитрых, лживых, трусливых, жадных ясно раскрываются в оценке их художником , в его отношении к ним.

Просмотр таких иллюстраций к сказкам и рассказам, хорошо знакомым ребятам , беседы о том, что это за люди, что за звери, какие они, как характеризуется их художник , как он относится к тому или иному герою, всегда увлекают детей. Такие просмотры – беседы не только эстетически воспитывают ребенка , они подводят его к этической (нравственной) оценке героев и событий. Подводят через впечатления от художественной выразительности образов, эмоционально воспринимаемых детьми . А дети эмоциональнее, чем взрослые люди, они всегда сопереживают.

Каждый из названных художников самобытен . Они всегда работают в своей манере , их всегда отличишь.

Например, Ю. Васнецов примитивист в изображении животных, но их сказочность, красочность одежды заставляет запомнить, вглядеться, узнать у него всегда цветной фон, много декора в народном стиле. Е. Рачев изображает животных более реально, ближе к натуре, хотя и подчеркивает их сказочность красивой одеждой в народном стиле. У него реальны предметы быта пейзажа, нет цветного фона. А ведь оба художника работают по сказочным темам . Е. Чарушин тоже рисовал животных. Но как? Он – реалист. И настолько изучал мир наших младших братьев, что не просто изображал, а давал характер, подчеркивая позой, мимикой реакцию, их на какое – либо событие, явление. Они нам близки – они наши младшие братья.

Художники нам помогают в воспитании . Помогают различать добро и зло, правильно оценить их : помогают воспитывать любовь к животным , заинтересовать детей жизнью, протекающий рядом с нами, помогают растит людей, неравнодушных к окружающему, не эгоцентристов. Как же мы знакомим детей с творчеством художников – иллюстраторов ? Какие же иллюстрации соответствуют уровню восприятия трехлетних детей ?

В первую очередь дети знакомятся с иллюстрациями произведений, которые знакомы им по первой младшей группе или прочитаны недавно на занятии.

Это рисунки Е. Чарушина или В. Васнецова к русским народным сказкам «Курочка ряба» , В. Конашевича к стихотворению А. Барто «Игрушки» , иллюстрации Ю. Васнецова к русским народным потешкам (сборники «Небылицы в лицах» , «Радуга – дуга» , «Ерши – малыши» ).

Во 2- ой младшей группе учить замечать яркость цветов образцов в картинках, иллюстрациях. Вызвать эмоциональную отзывчивость на картинку, иллюстрацию – новые задачи. Иллюстрации Васнецова, Сутеева – используются во 2- ой младшей группе. При решении этой задачи воспитателю необходимо отобрать иллюстрации, на которых были бы изображены предметы, домашние животные, дикие, которыехорошо знакомы детям . Дети должны знать потешки, сказки, иллюстрации к которым созданы рисунки. Воспитателю самому чётко представлять то, что является средством выразительности в иллюстрации (цвет, форма, композиция, линия) . Например, «Петушок» - Чуковского (Сутеев) выразительность : поза петушка – тянется, будит, композиция – главный петушок, на переднем плане, выше всех – ближе всех к солнышку; ритм цвета – жёлтый петушок, солнышко, окно, забор, лес; декоративность отдельных элементов (перышки у петушка) .

При рассматривании иллюстраций воспитатель располагает детей вокруг себя (дети могут, как сидеть, так и стоять не за столом) . Каждый ребенок должен хорошо видеть не только саму иллюстрацию, которая может привлечь детей ярким цветовым решением и возможностью рассматривания отдельных деталей (содержание произведения должно хорошо быть знакомо детям ). Во 2- ой младшей группе рассматривание иллюстраций можно проводить в начале занятий по изобразительной деятельности в течение 2 – 4 минут. Содержание картины, должно быть, соответствовать занятию. Вначале воспитатель предлагает детям полюбоваться картиной (начало занятия может быть организовано и как сюрпризный момент : прислали картину, подарили, принесли).

Затем воспитатель должен спросить : нравится или нет картина? Почему нравится (солнышко красивое, петушок большой, домов много) . Воспитатель спрашивает , как можно больше детей. После этого воспитатель говорит сам , что ему нравится на этой картине (а мне больше всего нравится солнышко, оно сияет, переливается. А кто радуется солнышку? Петушок. Какой петушок? Красивый. Красивые перышки на солнышке горят. Что делает петушок? Где живет петушок? В деревне, в красивом домике).

Картину повесить в доступном для восприятия месте (после рассматривания) .

Через несколько дней воспитатель может повторно рассмотреть с детьми эту картину (отдельно детали и дополнить содержание конкретными высказываниями детей). Можно использовать приёмы – вхождение в картину. Нельзя иллюстрацию использовать в качестве образца.

Иллюстрации, картинки демонстрируются по мере надобности на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.

Например, иллюстрация Ю. Васнецова к потешке «Пошёл котик на Торжок» вызовет у детей интерес нарисовать следы, которые котик оставил на снегу, дорожке, по которой он идёт. Иллюстрации В. Сутеева («Цыпленок и утенок» ) – помогут ребятам справиться с заданием вылепить цыплёнка. Воспитатель обращает внимание детей на внешний облик цыплёнка, форму головы, туловища.

Средняя группа.

Продолжается знакомство с иллюстрациями к произведениям детской литературы с художниками Васнецовым , Лебедевым, Коровиным, Рачевым. Одно занятие в месяц проводится по ознакомлению с искусством . Иллюстрации рассматриваются в процессе самостоятельной детской художественной деятельности , на занятиях по ознакомлению с окружающим , по рисованию, лепке, аппликации. Так, перед чтением рассказа Л. Н. Толстого «Умная галка» - уместно рассмотреть репродукцию рисунка А. Пахомова.

Интересны и иллюстрации В. Лебедева к стихотворению С. Маршака «Усатый – полосатый» .

Мысль писателя разворачивается графически, дополняя интересными деталями. Скажем на примере иллюстраций Ю. Васнецова к руск. нар. сказке «Волк и козлята» , к потешке «Пошел котик на Торжок» .

Первый рисунок представляет дом козы в дремучем лесу, окруженный высокими елями, обсаженный кустарниками рябины. При повторном рассматривании иллюстрации воспитатель обращает внимание на новые детали. Второй рисунок привлечет нарядностью, красочностью. Вот стоит пушистый кот в розовых узорчатых сапогах, с розовым бантом на шее. Он несет большую румяную и, наверное, душистую и вкусную булку. На лапках сапожки. Не случайно кот так тепло, ведь на дворе зима : снег лежит на заборе, кружатся снежинки вокруг горящего фонаря, будто водят хоровод, украшая веточки кустов. Снег кажется голубым. Воспитатель развивает внимание , любознательность, умение обобщать, делать выводы.

Можно предложить детям попытаться сравнить по тематике рисунки, например, В. Лебедева к сказке С. Маршака «О глупом мышонке» . Автор прямо не говорит о том, что мышонка съела кошка. Зато художник представляет мрачную, темную норку, свалившуюся свечку, перевернутый матрац и черные тучи за окном, закрывшие луну.

Старшая группа.

Продолжается знакомство с книжной графикой . Детям представляется возможность посмотреть иллюстрации, выполненные разными художниками , обращать внимание на различие в манере изображения животных (художники Ю . Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин) . Детей этого возрастного возраста можно познакомить и с иллюстрациями , выполненные в черно – белом цвете. В часы, отведенные на художественную деятельность (2 – 3 занятия, воспитатель может рассказать о творчестве какого – либо художника , например А. Пахомова (желательно показать портрет) . Воспитатель напоминает , что с рисунками художника А . Пахомова дети уже познакомились в средней группе , воспитатель показывает книгу Л . Н. Толстого «Рассказы о детях» , желательно, чтобы дети вспомнили содержание одного – двух рассказов, нашли знакомые иллюстрации . Воспитатель рассказывает о А . Пахомове, затем рассматриваются иллюстрации к недавно прочитанной русск. нар. сказке «Бабушка, внучка, курочка» . Каждая фигурка – характер, образ : бабушка – идет, согнувшись, и, наверное, шаркает ногами, ей и пустое- то ведра тяжело нести. Девочка бежит вприпрыжку, коса от бега взметнулась вверх. А у курочки ножки короткие, чтобы успеть за веселой внучкой, она даже голову вытянула, торопится. Внимание детей обращается на позы, выражение лиц; сначала спокойные, веселые, потом испуганные. Если дети будут внимательно разглядывать, то кто – нибудь догадается : все они нарисованы карандашом.

В конце занятия, ранее прочитанные книги, иллюстрированные А. Пахомовым устанавливаются в книжном уголке; иллюстрации к произведениям С. Маршака «Мяч» , «Рассказ о неизвестном герое» , В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» .

Начиная со старшей группы детей, знакомят с произведениями живописи, картинами, репродукциями русских и российских художников – портретом , пейзажем.

Воспитатель учит детей видеть , как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года : яркость золотой осени, прозрачность зимы. Дети овладевают не только видеть и понимать содержание картин, но и чувствовать, что хотел передать художник – радость , грусть. В ходе рассматривания воспитатель рассказывает о средствах выразительности. Например, как художник расположил деревья , чтобы все поняли, что лес дремучий (картина Шишкина «Утро в сосновом бору» , как художник передал утренний рассвет, влажную траву. Можно организовать рассматривание картин 2 -3 художников с изображением того же времени года, чтобы дети могли находить сходство и различие в их творческой манере. Иногда можно использовать музыку, что усиливает восприятие образа . При знакомстве с портретом надо обратить внимание на то, как художник передает настроение человека. В течение года в группе целесообразно выставлять выставки репродукций на тему «Портреты» .

Подготовительная группа.

В подготовительной группе так же закрепляется представления детей по живописи и графике, знакомство с иллюстрациями художников : В. Конашевича, Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Чарушина, Е. Рачева. Занятия строятся по- разному : целиком посвящается одному художнику (например, Е. Чарушину, или сравниваются два художника , отличающиеся по творческой манере.

Рассматриваются иллюстрации одного художника . Обращается внимание на средства, используемые для характеристики образа. Затем рассматриваются иллюстрации другого художника , резко отличающего от первого (например, рисунки В. Конашевича и Е. Рачева) .

Есть такой прием : дети вспоминают знакомую сказку (например, «Царевну – лягушку» , характеризуют героев, комментируют события. Только после этого иллюстрации различных художников (И. Билибина, К. Кузнецова, Т. Ерёмина) .

По мере того как у детей накапливаются новые впечатления, новые знания, можно предложить, во время рассматривания книг поиграть в викторину (с подгруппой) «Угадай, кто нарисовал иллюстрацию к этой сказке» . Для этого педагог подбирает книги, уже прочитанные и рассмотренные ранее и незнакомые , но иллюстрированные известными детям художниками . Какова же методика знакомства детей с художниками иллюстраторами . Читают текст, беседуют по - прочитанному, рассматривают иллюстрации. А перед этим нужно обязательно создать материальную базу : подборку книг с их иллюстрациями, буклеты, ширмы. Знакомство с портретами , рассказы о жизни художников . Работа проводится на занятиях и в свободное время. Работать надо фронтально , и подгруппами, и индивидуально. Все занятия закрепляются последовательно. Например : если даете лепку по сказке «Три медведя» , обязательно вносим иллюстрации картины Ю. Васнецова. Делаем аппликацию по этой же сказке – снова нам помогают иллюстрации этого художника . Читаем русск. нар. сказки и обязательно используем картины – иллюстрации Ю. Васнецова и Е. Рачева. Рассматриваем персонажей в различных ситуациях. А затем закрепляем все на занятиях рисования. Детям очень нравится изображать животных в сказочной обстановке, в человеческой одежде. Нужно давать много иллюстративного материала. Проводить знакомство с народным фольклором в стихотворной форме : загадки, потешки, пословицы, поговорки, считалки – и опять первые помощники – художники – иллюстраторы , работающие в этой области , например, Ю. Васнецов.

Знакомя ребят с творчеством художников – иллюстраторов , нужно обращать внимание на особенности этой профессии, даже рассказывать детям, чем работают художники : тушью и пером, карандашами, углем, акварелью, гуашью, белилами. Рассказывать детям даже о печатной графике (например, литографии Е. Чарушина) . Они, литографии, уже больше по размеру. Рассказать, как художник вырезает свои изображение на специальном камне, а потом переносит его в красках на листы бумаги, придавливая.

Рассказывая о труде художников , мы воспитываем уважение к этой профессии, по сути дела это наши коллеги.

И конечно, не только с художниками – иллюстраторами знакомят детей , вводя их в мир исскуства. Мы познакомим их с творчеством И . Левитана, Юона, Пластова, Грабаря (пейзажная живопись, с художниками , работающими в натюрморте .

Каков же итог этой работы ? Дети знакомятся не только с миром чистого, прекрасного, они воспитываются нравственно . Сюда входят эмоциональная отзывчивость, доброта, гуманное отношение к животным, растениям и много – много другого. Что нам и нужно.

Каким должен быть рисунок ребенка-дошкольника? Соответствует ли рисунок ребенка его возрасту? Как различить проявления индивидуальных особенностей и признаки отставания в развитии? Материал консультации поможет ответить на все вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно- оздоровительного развития воспитанников №24 «Искорки»

Маленькие художники, или что нужно знать
об особенностях рисования дошколят

Подготовила

Воспитатель высшей категории

Шаповалова Валентина Петровна

Г. Зеленогорск

«Маленькие художники, или что нужно знать
об особенностях рисования дошколят»


Рисование - самый распространенный вид детского творчества. Уже в возрасте 8-9 месяцев здоровый карапуз способен создать свой первый шедевр. Рисование для детей - увлекательная игра, возможность самовыражения, один из способов познания окружающего мира. Считается, что до трех лет рисование - это отражение новых открытий. Ребенок учится соотносить палочку у него в руках со следом, оставленным ей на бумаге, он любит экспериментировать с цветами, смешивать их (если покажет взрослый), рисуя то все в красном цвете, то в зелёном цвете.
По мере взросления ребенка меняются и его рисунки. Психологи доказали, что рисование отражает эмоциональное состояние ребенка, уровень его развития. Именно поэтому психологи для диагностики различных нарушений в развитии ребенка, для выявления проблем используют проективные тесты (
"Моя семья" , "Дом, дерево и человек", " Человек", "Нарисуй свой страх" и так далее). Рисование также применяется и в коррекции, например, для преодоления страха, тревожности.

Каким должен быть рисунок ребенка-дошкольника? Соответствует ли рисунок Вашего ребенка его возрасту? Как различить проявления индивидуальных особенностей и признаки отставания в развитии?

· В возрасте около года начинается период хаотических каракулей. Малышу нравится оставлять след на бумаге.

· 1-2 года. Ребенок уже может управлять своей рукой и следить за результатом. Он начинает повторять "следы", может исписать ни один лист похожими каракулями. Малыш уже стремится подражать письму взрослых, с помощью каракулей и закорючек "пишет" письма.

· 2-2,5 года. Ребенок обнаруживает, что у листа есть границы, теперь нарисованное им не выходит за край бумаги.

· 3 года. С этого возраста ребенок начинает выражать в процессе рисования свои эмоции, с помощью закорючек, точек, линий он может рассказать целую историю, появляется замысел. Рисунки еще примитивны, чаще всего изображается один предмет или объект. Ребенок при изображении чего-либо сосредоточен на отдельных частях, а не предмете в целом, т.е. кошка может изображаться в виде овала, «усов» и «хвоста». Главное, чтобы малыш мог объяснить, что же он изобразил. Замысел может легко меняться, т.е., начав рисовать машину, в конце ребенок заявляет, что это дом. Чаще всего в этом возрасте дети рисуют: дом, человека, кошку, собаку, машину - здесь многое зависит от кругозора. В основном изображаются простые геометрические фигуры, но уже могут появиться и детали: усы у кошки, глаза у человека, руль у машины, хоть они и могут быть нарисованы не там, где «должны быть». Реалистичность рисования, как и точное соответствие цветов (морковка может быть синей, собака – красной) вовсе не главное для этого возраста.

· 4-5 лет. Ребенок большое внимание уделяет деталям. Особенности изображения – нет объема (рука изображается в виде палочки), несоответствие величины (человек ростом с дом, кошка больше слона), появляется сюжет (изображаются несколько фигур, которые взаимодействуют). Если ребенок в пять лет изображает человека с пальцами на руках, глазами, ушами, с различением пола по одежде (платье, брюки, шляпы), то он отлично развивается!

· 5-6 лет. Тем для рисования множество, новые впечатления, праздники, все изображается на бумаге. Ребенок с удовольствием рисует и старые сюжеты, и новые. Могут создаваться иллюстрации к сказкам, к историям, к собственной жизни. Теперь ребенок стремится нарисовать предмет так, чтобы он был узнаваемым окружающими, начинает пользоваться общими шаблонами (самые распространенные – изображение домика, солнышко в углу листа), следит за соответствием цвета (солнышко должно быть желтым). Ребенок начинает учитывать пропорции, пытается отобразить объем, движение. Рисунки часто исправляются или начинаются заново.

· 6-7 лет. Ребенок любит рисовать окружающую его действительность, начинает создавать собственные истории, стремится передать настроение, движение, объем, особенности одежды. Фигуры на листе уже не выстраиваются в один ряд, как раньше, кто-то находится ближе, кто-то дальше, выше, ниже. Рисунок уже не напоминает схему – это КАРТИНА!

· После семи лет развитие изобразительных навыков, как правило, происходит под руководством взрослых, из игры превращаясь в занятие, учебу.

Рисунок является творчеством, познавательной игрой и отражением внутреннего мира ребенка, если ребенок рисует САМ, без помощи и указаний взрослого.
Приведенные выше признаки развития рисования как игры примерны, всегда нужно учитывать особенности ребенка, его интересы, кругозор, развитие моторики. Но если рисунки Вашего ребенка сильно отличаются от предложенных норм, стоит задуматься и обратить внимание на уровень развития мышления, воображения малыша. Не зря при поступлении в школу проводятся такие тесты, как рисунок человека, это хороший показатель общего развития ребенка.


Сегодня вашему вниманию представляем двадцать картин, которые достойны внимания и узнаваемости. Эти картины написали знаменитые художники, и их должен знать не только тот человек, кто занимается искусством, но и просты смертные люди, так как искусство красит нашу жизнь, эстетика углубляет наш взгляд на мир. Дайте должное место в своей жизни искусству…

1. «Тайная вечеря». Леонардо Да Винчи, 1495 - 1498

Монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Создана в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Считается, что в этой картине скрыто множество секретов и намёков - например, есть предположение, что образ Иисуса и Иуды списаны с одного человека. Когда Да Винчи писал картину, в его видении Иисус олицетворял добро, в то время как Иуда был сущим злом. И когда мастер нашёл «своего Иуду» (пьяницу с улицы) оказалось, что, согласно историкам, этот пьяница за несколько лет до этого послужил прототипом для написания образа Иисуса. Таким образом, можно сказать, что эта картина запечатлела человека в разные периоды его жизни.

2. “Подсолнухи”. Винсент Ван Гог, 1887 год

Название двух циклов картин нидерландского художника Винсента ван Гога. Первая серия выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам. Вторая серия выполнена через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Две парижских картины приобрёл друг ван Гога Поль Гоген.

Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе – сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.

3. “Девятый вал”. Иван Константинович Айвазовскии?, 1850 год.

Одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее.

Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них - девятый вал - готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

Созданная в 1850 картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I.

4. «Маха обнажённая». Франциско Гойя, 1797-1800 гг.

Картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная около 1797-1800 годов. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха - испанская горожанка XVIII-XIX веков, один из излюбленных объектов изображения художника. «Маха обнажённая» является одним из ранних произведений западного искусства, изображающих полностью обнаженную женщину без мифологических или отрицательных коннотаций.

5. “Полет влюблённых”. Марк Шагал, 1914-1918 гг.

Работа над картиной «Над городом» началась ещё в 1914, а последние штрихи мастер нанёс только в 1918 году. За это время Белла из возлюбленной превратилась не только в обожаемую супругу, но и мать их дочери Иды, навсегда став главной музой живописца. Союз богатой дочери потомственного ювелира и простого еврейского юноши, чей отец зарабатывал на жизнь, разгружая селёдку, иначе как мезальянсом не назовёшь, но любовь была сильнее, и поборола все условности. Именно эта любовь и окрыляла их, вознося к небесам.

Карина изображает сразу две любви Шагала – Беллу и дорогой сердцу Витебск. Улицы представлены в виде домиков, разделённых высоким тёмным забором. Не сразу зритель заметит козла, пасущегося в левой стороне от центра картины, и простого мужика со спущенными штанами на переднем плане – юморок от живописца, вырывающийся из общего контекста и романтического настроения работы, но в этом весь Шагал…

6. “Лицо войны”. Сальвадор Дали, 1940 год.

Картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1940 году.

Картина была создана по дороге в США. Впечатленный трагедией, разыгравшейся в мире, кровожадностью политиков, мастер приступает к работе еще на пароходе. Находится в Музее Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме.

Потеряв всякую надежду на нормальную жизнь в Европе, художник из любимого Парижа уезжает в Америку. Война накрывает Старый Свет и стремится захватить весь оставшийся мир. Мастер еще не знает, что пребывание в Новом Свете на протяжении восьми лет сделают его по-настоящему знаменитым, а его работы – шедеврами мировой живописи.

7. «Крик». Эдвард Мунк, 1893 год

«Крик» (норв. Skrik) - созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет.

Красное, огненно горячее небо накрыло холодный фьорд, который, в свою очередь, рождает фантастическую тень, схожую с неким морским чудовищем. Напряжение исказило пространство, линии сломались, цвета не согласуются, перспектива уничтожается.

Многие критики полагают, что сюжет картины – плод больной фантазии психически нездорового человека. Кто-то видит в работе предчувствие экологической катастрофы, кто-то решает вопрос о том, какая именно мумия вдохновила автора на эту работу.

8. «Девушка с жемчужной серёжкой». Ян Вермеер, 1665

Картина «Девушка с жемчужиной серёжкой» (нидер. «Het meisje met de parel») написана около 1665 года. В данное время хранится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды, и является визитной карточкой музея. Картина, получившая прозвище голландской Моны Лизы, или Моны Лизы Севера, написана в жанре Tronie.

Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужиной серёжкой» 2003 года, огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужиной серёжкой».

9. «Вавилонская башня». Питер Брейгель, 1563 год

Известная картина художника Питера Брейгеля. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет.

Картина находится – Музей истории искусств, Вена.

В Библии есть рассказ о том, как жители Вавилона попытались выстроить высокую башню, чтобы добраться до неба, но бог сделал так, что они заговорили на различных языках, перестали понимать друг друга, и башня осталась недостроенной.

10. «Алжирские женщины». Пабло Пикассо, 1955 год

«Алжирские женщины» - серия из 15 полотен, созданная Пикассо в 1954–1955 годах по мотивам живописи Эжена Делакруа; картины различаются по присвоенным художником литерам от А до О. «Версия О» была написана 14 февраля 1955 года; какое-то время она принадлежала известному американскому собирателю искусства XX века Виктору Ганцу.

Картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» была продана за $180 млн.

11. «Новая планета». Константин Юон, 1921 год

Русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат Сталинской премии первой степени. Член ВКП с 1951 года.

Это удивительная, созданная в 1921 году и совсем не характерная для художника-реалиста Юона, картина “Новая планета” – одна из ярких работ, воплотивших образ перемен, которыми во втором десятилетии XX века стала Октябрьская революция. Новый строй, новый лад и новый образ мышления только что зародившегося советского общества. Что ждет теперь человечество? Светлое будущее? Об этом тогда еще не думали, но то, что Советская Россия и весь мир вступает в эпоху перемен очевидно, как и стремительное рождение новой планеты.

12. «Сикстинская Мадонна». Рафаэль Санти, 1754 год

Картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения.

Огромное по размерам (265 ? 196 см, так обозначен размер картины в каталоге Дрезденской галереи) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Существует гипотеза, что картина была написана в 1512-1513 годах в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн, и последующего включения Пьяченцы в состав Папской области.

13. “Кающаяся Мария Магдалина”. Тициан (Тициано Вечеллио), написанная около 1565 году

Картина, написанная около 1565 года итальянским художником Тицианом Вечеллио. Принадлежит Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Иногда дата создания указывается как «1560-е годы».

Моделью картины стала Джулия Фестина, поразившая художника копной отливающих золотом волос. Готовое полотно сильно впечатлило герцога Гонзага, и он решил заказать его копию. Позже Тициан, меняя фон и позировку женщины, написал еще пару подобных работ.

14. «Мона Лиза». Леонардо Да Винчи, 1503-1505 гг.

Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, (итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo ) - картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503-1505 года.

Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» - автопортрет художника.

15. “Утро в сосновом лесу”, Шишкин Иван Иванович, 1889 год.

Картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один.

Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным.

16. «Не ждали». Илья Репин, 1884-1888 гг.

Картина русского художника Ильи Репина (1844-1930), написанная в 1884-1888 годах. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Картина, показанная на XII передвижной выставке, входит в повествовательный цикл, посвященный судьбе русского революционера-народника.

17. «Бал в Мулен де ла Галетт», Пьер Огюст Ренуар, 1876 год.

Картина, написанная французским художником Пьером Огюстом Ренуаром в 1876 году.

Место где находится картина – Музей д’Орсе. Мулен де ла Галетт это недорогой кабачок на Монмартре, где собирались студенты и трудовая молодежь Парижа.

18. «Звёздная ночь». Винсент Ван Гог, 1889 год.

De sterrennacht - картина нидерландского художника Винсента Ван Гога, написанная в июне 1889 года, с видом предрассветного неба над вымышленным городком из восточного окна жилища художника в Сен-Реми-де-Прованс. С 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Считается одной из лучших работ Ван Гога и одним из самых значительных произведений западной живописи.

19. «Сотворение Адама». Микеланджело, 1511 год.

Фреска Микеланджело, написанная около 1511 года. Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы.

«Сотворение Адама» - одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

20. «Поцелуй в звёздном небе». Густав Климт, 1905-1907 гг.

Картина австрийского художника Густава Климта, написанная в 1907-1908 годах. Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым», последнее произведение автора в его «золотом периоде».

На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые. Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов. Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.

Источник – Википедия, muzei-mira.com, say-hi.me

20 картин, которые должен знать каждый (история живописи) обновлено: 23 ноября, 2016 автором: сайт