Виды физкультурных занятий в доу по фгос. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду - файл n1.doc

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 3 «Петушок»

городского округа Стрежевой.

Консультация для воспитателей

Разные виды физкультурных занятий

Составитель: инструктор по Ф.К. Титова М.И.

МБДОУ ЦРР детский сад №3 «Петушок».2010г

Организация, содержание и методика проведения традиционных занятий физкультурой подробно представлена в учебниках и пособиях (Кенеман а.В.,Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.). Традиционное классическое занятия состоит из трёх частей:

Вводная часть включает в себя упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке – различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств. В основную часть входят:

Общеразвивающие упражнения (принципы подбора, чередования и методика подобно освещена в пособии Г.П. Лескова и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду).

Основные движения (система работы над ними представлена в книге Е.Н. Вавилова.Учите бегать, прыгать, лазать, метать).

Подвижная игра, способствующая закреплению двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей.

Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние.

Такова структура классического физкультурного занятия. Однако постоянное использование только данной структуры зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие к снижению их результативности. Поэтому в практике работы возникли некоторые нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывать уровень двигательной активности и полоролевой принцип подбора движений.

Использование термина «нетрадиционный» это не значит, что супер оригинальный или супер инновационный подходы к их содержанию. Нетрадиционность в данном случае предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесение некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:

На каждом физкультурном занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;

Обучение основным движениям должно осуществляться по тём этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

Изходя, из своего опыта работы, я применяю следующие варианты проведения физкультурных занятий:

Занятия по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру физзанятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывать уровень их компетентности.

Тренировочные занятия – закрепление определенных видов движений. Оно обеспечивает возможность многократного повторения движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура физкультурного занятия может быть несколько изменена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной нагрузки.

Как вариант тренировочного занятия может быть использовано занятие, построенное на одном движении. Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнения в основных движениях отбирается только один из видов(например лазание), и дети упражняются в разных его видах: ползание по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т.д. При планировании такого занятия важно продумать последовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышщ. Поэтому нецелесообразно использовать этот же вид движения в водной части занятия и подвижной игре.

Круговая тренировка – способ организации физических занятий. Используемый в основном в работе со старшими дошкольниками. Принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть занятия проводится в традиционной форме. Во время, отведенное для общеразвивающих упражнений и основных движений, и организуется собственно круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарём в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Например, для группы детей в 20 человек можно приготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи пролёты гимнастической лестницы, скамейки и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. Каждый ребенок встает к какому-либо пособию и упражняется на нём в течении 2-х минут. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнется круг. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможность детям проявить творчество и инициативу, самим придумывая способы выполнения упражнений.

В основной части круговой тренировки могут быть использованы тренажеры и массажёры. Этот вид занятий условно можно назвать, как занятия на тренажёрах.

Занятия, построенные на подвижных играх, целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т.к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой и средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть занятия должна обеспечить снижение нагрузки.

Занятия, построенные на музыкально-ритмических движениях, нравятся детям и успешно применяются для создания бодрого настроения у детей и обеспечения более тесной взаимосвязи в работе музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Вводная часть такого занятия, как правило, состоит из разного вида ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения чаще проводятся в виде ритмической гимнастики. После неё целесообразно предложить детям музыкальные игры и танцы, закончив их хороводом или медленными танцевальными движениями, чтобы снизить нагрузку.

Для обеспечения более дифференцированного подхода при обучении и закреплении основных движений встаршей и подготовительной группах могут быть использованы занятия по карточкам. После проведения вводной части и общеразвивающих упражнений каждый ребенок получает индивидуальную карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняется данному ребенку, и указана последовательность выполнения движений. По сигналу педагога дети упражняются в первом, изображенном на карточке виде движения, через 2 минуты переходят к следующему упражнению и т.д. виды основных движений и их количество зависит от уровня подготовленности детей и степени нагрузки, полученной в общеразвивающих упражнениях. На индивидуальных карточках могут быть изображен предмет, с которым ребенку предлагается выполнить упражнения. Это позволяет педагогу предлагать отдельным детям выполнять упражнения с палкой для профилактики нарушений осанки, с гантелями для развития силы: девочкам с лентами, мальчикам выбрать снаряд по желанию.

Наряду с проведением в течении года оздоровительной работы, целесообразно проводить занятия - походы. От обычной ходьбы они отличаются длительностью проведения – от 1,5 до 3-х часов в которые включается время привалов, отдыха игр, наблюдений и т.д..

Отправляясь в мини-поход с некоторыми его атрибутами (рюкзаками, бутербродами, фляжками с чаем), в первую часть пути дети проходят несколько медленнее. Чтобы ввести организм в режим нагрузки, темп ходьбы может быть несколько увеличен. Но очень важно следить за состоянием детей. Перед привалом темп также снижается. В процессе движения организуются промежуточные остановки (для наблюдений, сбором природного материала и просто подышать воздухом леса) можно предложить немного попить.

На участке детского сада также возможно проведение занятий с элементами спортивного ориентирования. Для таких занятий целесообразно использовать полосу препятствий, а заканчивать рекомендуется игрой или эстафетами.

Кроме выше перечисленных занятий, проводятся еще и контрольно диагностические занятия. Оно может быть построено в виде «отбора в школу космонавтов» для чего дети проходят как бы проверку на силу, выносливость, умение выполнять основные движения.

Планируя физкультурные занятия, педагог должен помнить, что основная их цель:

Научить детей правильно и красиво двигаться,

Развивать их физические способности,

Воспитывать моральные качества,

Помочь освоить элементы техники выполнения движений.

Именно это, а не погоня за нетрадиционностью, должно определять выбор вида занятия, формы его содержания и проведения.

Медико-педагогический контроль физического воспитания дошкольников

Для характеристики физического развития и состояния детей ДОУ используют основные показатели, которые в водятся в годовые отчеты, анализ работы по физическому воспитанию.

Показатель здоровья детей (ПЗ)

ПЗ = Число детей | группы здоровья х 100

Число детей ||| ,|V групп здоровья

Осуществляя медико-педагогические наблюдения, медицинская сестра должна ознакомиться с планом и содержанием физкультурного занятия, проверить, соответствует ли оно требованиям программы для детей донного возраста, состоянию их здоровья и уровню физической подготовленности.

Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах:

ОП= Полезное время

Продолжительность занятия

Умножаем на 100%

Общая плотность занятия должна составлять не менее 90%.

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности (ДА) она должна составлять не менее 70-85%. В зависимости от задач конкретного занятия и его содержания моторная плотность может меняться от 60 до 85% особенно в младших возрастных группах

Моторная плотность =Время, затраченное на движения

Общее время занятия Умножаем на 100%

Используемая литература

1.Г.П. Лескова и др. (Общеразвивающие упражнения в детском саду).

2.Кенеман А.В.,Хухлаева Д.В. (Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.).


Галина Бузулукова
Консультация «Физкультурные занятия - одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной ценности, чем здоровье детей, а, следовательно, приоритет должен быть отдан решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем.

Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.

Физкультурные занятия являются одной из основных форм систематического обучения, воспитания и физического развития детей. В детском саду можно использовать как традиционную, так и нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий . Физкультурные занятия в детских садах , проходящие по традиционной форме , состоят из трех частей. Вводная часть включает упражнения, подготавливающие организм к нагрузке – различные виды ходьбы, бега, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки. В основную часть физкультурного занятия входят общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, способствующие закреплению двигательных навыков, дающие возможность развивать эмоционально-волевую сферу детей. Заключительная часть, как правило, предполагает проведение упражнений, подвижных игр разной степени подвижности.

В практике работы инструкторам по физкультуре необходимо использовать некоторые нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий , позволяющие постоянно поддерживать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности детей.

Нетрадиционность, в данном случае, предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятий , оставляя неизменным главное : на каждом занятии физкультуры должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка.

Обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам : обучение, закрепление, совершенствование. Содержание и методика проведения занятия должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.

В работе с детьми следует активно использовать сюжетные физкультурные занятия , построенные на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру физкультурного занятия , мы придумываем интересный для детей сюжет, способствующий реализации задач физкультурного занятия . Тематика таких занятий соответствует возрастным возможностям детей : «Репортаж со стадиона» , «Цирк» , «Поездка на дачу» , сказочные сюжеты – «В гости к Колобку» , «Теремок» , «Буратино» .

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей. Образ подталкивает к выполнению подражательных движений, которые любят дошкольники. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях. На таких занятиях дети раскрываются с неожиданной стороны. Проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или наоборот беспомощность, скованность.

Следующий вид физкультурного занятия , которое хорошо использовать в работе с дошкольниками – тренировочное занятие . На тренировочном занятии закрепляются основные виды движений. Такие занятия обеспечивают возможность многократно повторить движения, потренироваться в технике его выполнения.

Традиционная структура физкультурного занятия может быть несколько нарушена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении оптимальной физической нагрузки. Как вариант тренировочного занятия можно использовать занятия , построенные на тренировке детей в одном виде основных движений.

Физкультурное занятия в форме круговой тренировки . Принцип организации такого занятия достаточно прост . Вводную и заключительную часть мы проводим в традиционной форме . В течение времени, отведенного для выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений, мы организуем собственно круговую тренировку. Например, для группы детей в 20 человек мы готовим 4 группы предметов : скакалки, мячи, гимнастические лестницы, скамейки по 5 каждого вида и располагаем их в определенной последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия , дает возможности детям проявить творчество и инициативу.

Занятия , построенные на подвижных играх, используются для снятия напряжения у детей после интеллектуальной нагрузки. Такие занятия предназначены для закрепления основных движений в новых условиях. Они обеспечивают положительные эмоции у детей.

Также в практику можно включать музыкально-ритмические занятия . Ценность таких занятий в том , что они имеют большое оздоровительное значение. Музыкальный ритм организует движения, создает хорошее настроение, вызывает положительные эмоции, усиливает воздействие физических упражнений на организм, способствует повышению работоспособности , бодрости, здоровья, тонуса нервной системы. Эти занятия нравятся детям . Они обеспечивают тесную взаимосвязь между инструктором по физкультуре и музыкальным руководителем.

Оздоровительные занятия с детьми в детском саду, проводятся не по принуждению, а с учетом желания и интереса детей. В оздоровительные занятия включаются элементы массажа и самомассажа, специальные упражнения, направленные на улучшение работы функциональных систем организма. Так же на таких занятиях используются приемы релаксации, психомышечной тренировки, которые включают в себя определенные специфические упражнения, тренинги. В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация. С помощью определенных приемов (контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание) дети учатся произвольно напрягать и расслаблять свои мышцы. Такая тренировка начинается с вводной части, в которой педагог создает игровую ситуацию, а дети принимают основную позу (положение) для занятия . Далее следует разминка, во время которой дети под команду ведущего выполняют упражнения на чередование напряжения и расслабление мышц. Например, ребенок медленно сжимает пальцы рук в кулак, напрягая мышцы рук и одновременно производя вдох, после чего это напряжение и дыхание задерживается на 1-2 секунды. Затем на фоне медленного выдоха сбрасывает мышечное напряжение, разжав пальцы рук, и прислушивается к ощущению расслабления. Физкультурная разминка состоит из 5-6 упражнений для рук, ног, туловища, шеи, и лица.

После разминки педагог произносит вслух «формулы самовнушения » , а дети проговаривают их про себя. Используются два вида этих формул : сначала для покоя, отдыха, а затем для активности, бодрости, положительных эмоций. Успокаивающие словесные формулы произносят спокойным голосом, в замедленном темпе, активизирующие – слегка повышенным голосом, в более быстром темпе. После каждой фразы педагог должен делать паузу, давая детям возможность повторить сказанное, выполнить необходимое действие.

Например, расслабление : Я расслабляюсь… и успокаиваюсь…

Мои руки расслаблены, как жидкое тесто… теплые, как под струей теплой воды… неподвижные.

Мои ноги теплые… неподвижные…

Мое тело расслаблено… теплое… неподвижное

Моя шея расслаблена, теплая… неподвижная…

Мое лицо расслаблено… теплое… неподвижное…

У меня состояние приятного покоя…

Мое дыхание легкое… и спокойное…

Я отдыхаю… и набираюсь сил…

Активизация :

Мои мышцы отдохнули…

Я буду со всеми приветливым и бодрым…

Мое дыхание становится глубоким… становится чаще…

Я уверен в себе… я хорошо отдохнул…

Я бодр и силен…

У меня радостное настроение…

У меня хорошее самочувствие…

Свежесть и бодрость наполняют меня…

Правильное педагогическое оформление , соблюдение методики, учет возрастных особенностей, широкое использование игр, имитационных движений, применение дидактических принципов имеет большое значение при разработке таких занятий . Точное дозирование физической нагрузки на занятии , с учетом их продолжительности, количества повторений отдельных упражнений, темпа, ритма, амплитуды движений, правильном чередовании упражнений с паузами отдыха, в сочетании с педагогическим мастерством инструктора по физкультуре , умеющим регулировать эмоциональный фактор дает высокий оздоровительный и воспитательный эффект.

Все эти виды занятий , на наш взгляд, дают положительный результат. Планируя физкультурные занятия , педагог должен помнить, что основная их цель – научить детей правильно и красиво двигаться, помочь освоить определенные движения. Именно это должно определять выбор вида занятия , формы его проведения .

  • Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду (Документ)
  • Практические занятия - конспекты занятий для дошкольников (Лабораторная работа)
  • Лабораторная работа - Отчёт по практике (Лабораторная работа)
  • Рыжова Н.А. Материалы курса Экологическое образование в детском саду (Документ)
  • Практика по логопедии в детском саду (Дипломная работа)
  • Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду (Документ)
  • Авдонина Е.В. Интегрированные занятия в детском саду (Документ)
  • Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с ОНР (Документ)
  • Ковригина Т.В., Косьяненко М.В., Павлова О.В. (составители) Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Комаровой (Документ)
  • n1.doc

    ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

    ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

    В ДОУ основной и наиболее рациональной формой обучения детей основным движениям являются занятия, эффективность которых во многом определяется пониманием их значимости, уме­нием четко ставить программные задачи.

    Для каждого занятия обозначаются оздоровительные, образова­тельные и воспитательные задачи. Оздоровительные задачи направлены на:


    • охрану и укрепление здоровья детей;

    • улучшение их физического развития;

    • функциональное совершенствование и повышение работоспо­собности организма ребенка;

    • закаливание;

    • совершенствование координации движений дошкольников;

    • развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной систем детского организма.
    Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме и роли физиче­ских упражнений в его жизнедеятельности, а также способах укреп­ления собственного здоровья.

    Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физиче­скими упражнениями.

    Одновременное взаимосвязанное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач будет способствовать сохранению и укреплению психофизического здоровья детей, рас­ширению их двигательного опыта.

    Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов: обучение (первоначальное разучивание), закрепление (углублен­ное разучивание) и совершенствование навыка. А эффективность обучения во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.

    На первом этапе - обучения или первоначального разучивания - ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). С этой целью используются показ, объяснение и практи­ческое опробование. Показ воспитателя должен быть технически правильным, красивым, доступным и образным. А объяснение - чет­ким, кратким, выразительным. Вследствие этого у детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями.

    Задача второго этапа - закрепления - создать правильное пред­ставление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко выполнять их. На этом этапе значительное место отводится имитации, зрительным и звуковым ориентирам. Словесные методы в работе с детьми младшего дошкольного возраста используются в виде коротких указаний и сопровождаются показом, что помогает педагогу уточнить технику выполнения движений.

    Задача третьего этапа - закрепление приобретенного умения, перевод его в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях. На данном этапе продолжается совершенствование техники движений. Задачи этого этапа реализуются посредством подвижных игр, вариатив­ного использования одних и тех же движений, разнообразного инвентаря, литературных произведений, иллюстраций и т.п. Как показывает практика, с детьми младшего дошкольного возраста совершенствовать определенное умение можно как при выпол­нении одного движения, так и в гармоничном согласовании его с другим движением. Такой прием вызывает определенный инте­рес у детей и огромное желание заниматься физкультурой. Вместе с тем такой прием позволяет обеспечивать более высокую мотор­ную плотность за счет максимально сниженных простоев детей. От детей данного возраста невозможно добиться такой четкости и ритмичности выполнения упражнений, которая характерна для старших дошкольников. Поэтому младшие дошкольники компенсируют это подражанием движений взрослого и своих сверстников, а также своей эмоциональностью и желанием нако­пить двигательный опыт.

    Таким образом, методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, этапов обучения, возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также сложности и характера упражнений.

    Задачи в предлагаемых ниже конспектах занятий также указаны в соответствии с этапами освоения движений, независимо от после­довательности движений в занятии.

    Начиная со второй младшей группы физкультурные занятия про­водятся со всеми детьми одновременно. Общая продолжительность занятия с детьми данной возрастной группы - 15 минут.

    Наличие трехчастной формы (вводная часть, основная, заклю­чительная) позволяет педагогу рационально распределить учебный материал и обеспечить постепенный подъем и снижение физиче­ской нагрузки.

    Вводная часть - это разминка, целью которой является подготов­ка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Упражнения данной части занятия направлены также на мобилизацию внимания детей. Содержание вводной части вклю­чает построения, перестроения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плос­костопия, подвижные игры, игровые упражнения. Заканчивается вводная часть ходьбой и дыхательным упражнением.

    Продолжительность вводной части для детей второй младшей группы - до 1,5 минуты.

    Содержание основной части занятия разнообразно. Это упраж­нения общеразвивающего характера (ОРУ) из различных исход­ных положений (и.п.) с предметами или без них, а также основ­ные виды движений (ОВД) и подвижная игра. Вариативность содержания основной части определяется формой проведения занятия (см. таблицу с. 7). В этой части сочетаются более интен­сивные упражнения с менее интенсивными, чем и обеспечива­ется оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм младшего дошкольника. Почти все упражнения взрослый показывает сам. Но некоторые из них может показать ребенок, особенно во втором полугодии. Использование раз­нообразного (стандартного и нестандартного) оборудования и инвентаря позволяет сделать комплексы упражнений более инте­ресными и показать младшим дошкольникам варианты одного и того же упражнения.

    Основные виды движений планируются по 2-3 вида на одно заня­тие. Условием, обеспечивающим освоение детьми двигательных навыков, является подбор основных видов движений для каждого занятия с учетом их физиологической сочетаемости и постепенно­го усложнения. Это достигается двукратным повторением каждого занятия в течение недели (иногда с небольшими изменениями) и подбором основных движений, которые на этапе закрепления или совершенствования выступают средством не только стимуляции нагрузки, но средством оживления двигательного опыта детей.

    Подвижная игра (сюжетная или бессюжетная) является заверша­ющим аккордом в плане эмоциональной и физической нагрузки.

    Продолжительность основной части - 12-13 минут.

    Таким образом, разнообразная и увлекательная по содержанию основная часть занятия позволит педагогу эффективно реализовать поставленные задачи.

    В заключительной части необходимо привести организм ребенка в относительно спокойное и ровное состояние. Этому будут спо­собствовать: ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения на расслабление и релаксацию, пальчиковая гимнасти­ка, игра малой подвижности (хороводная) и т.п. Продолжительность заключительной части - до 2 минут.

    Формы проведения занятий по физкультуре, предлагаемые ниже, разнообразны, и все они носят игровой, увлекательный характер (см. таблицу).

    Формы физкультурных занятий




    Название

    Структура физкультурного занятия

    Вводная

    Основная

    Заключительная

    1.

    Игровые.

    Игра средней подвиж­ности (разминка).

    2-3 игры с разными видами движений (последняя - боль­шой подвижности).

    Игра малой под­вижности.

    2.

    Учебно-тренировоч­ные.

    Разные виды ходьбы, бега, прыжков, разми-ночный бег.

    Общеразвивающие упражнения, основ­ные виды движений, подвижные игры.

    Успокоительная ходьба (мало­подвижная игра), дыхательные упражнения и т.п.

    3.

    Сюжетные.

    Любые физические упражнения, знакомые детям, органично соче­таемые с сюжетом занятия, подобранные с нарастанием физиче­ской нагрузки к середине занятия и снижением ее к концу.

    4.

    Комплексные.

    Построение занятия по типу 1-3, но с включением заданий на закрепление знаний по другим разделам Программы: ознакомле­нию с окружающим, развитию речи и т.д.

    В младшей группе используются преимущественно комплексные, сюжетные, игровые, а также сюжетно-игровые занятия, в которых сюжетная линия органично проходит через различные игры. Такой подход при выборе формы проведения прежде всего основан на том, что игра в этом возрасте для детей является ведущим видом их деятельности и усвоение программного материала в игре, сюже­те, комплексе с другими элементами (развитие речи, математика, познание окружающего мира и т.п.) будет наиболее рациональным и эффективным. Учебно-тренировочные занятия используются в меньшей степени.

    Игровые занятия - это вид занятий, основной составляющей которых являются игры. Их проведение целесообразно после заня­тий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, а также для обеспечения положитель­ных эмоций. Вместе с тем придерживаться четкого правила, что занятие игрового типа должно состоять только из подвижных игр, не стоит. Помимо игр оно может включать упражнения игрового характера (мышки вышли на прогулку, медвежонок умывается, сол­нышко потягивается и т.д.), при проведении которых посредством эмоционально окрашенной речи педагога, тона, стиля общения с детьми занятие будет носить игровой характер.

    Сюжетные занятия представляют собой мини-спектакль, разы­грываемый детьми с помощью различных физических упражнений. Структурными составляющими его могут быть подвижные игры раз­личной степени подвижности, игры, представленные в виде мини-сказок, а также упражнения, гармонично отражающие сюжетную линию занятия, сказочные (несказочные) персонажи и т.п. Данные занятия будут способствовать не только накапливанию детьми дви­гательного опыта, но и расширению кругозора детей, развитию их познавательных психических процессов.

    Комплексные занятия - занятия, в ходе которых педагог имеет возможность решить посредством физической культуры задачи дру­гих образовательных областей (математика, развитие речи, позна­ние окружающего мира, безопасность и т.п.). А содержание таких образовательных областей дошкольной педагогики, как матема­тика, ознакомление с окружающим, развитие речи и т.д., неред­ко настолько объединено, взаимосвязано и взаимообусловлено с содержанием физического воспитания, что единственно верный и необходимый путь - это объединение их в комплекс, ведущий к состоянию связанности отдельных частей, к их сближению в еди­ное целое. Поэтому в комплексных занятиях указаны задачи этих образовательных областей.

    Также в работе с младшими дошкольниками используются учебно- тренировочные занятия. Занятия этой формы целесообразно про­водить при обучении дошкольников наиболее сложным для них видам движений (метание, бросание, подлезание) или технически небезопасным (лазание, упражнения с гимнастической палкой и т.п.).

    Вместе с тем четкой системы в последовательности проведения вышеописанных форм занятий автор не придерживается, мотиви­руя это тем, что выполнить поставленные оздоровительные, обра­зовательные и воспитательные задачи можно в игровой форме через содержание занятия любой формы.

    Автор придерживается мнения, что для усвоения движений деть­ми 3-4 лет необходимо не просто их повторение, а повторение, не удаленное во времени, поэтому содержание занятий на каждой неделе повторяется дважды с небольшими усложнениями, которые указаны в конце каждого занятия. Это позволит педагогу закрепить предложенный на первом занятии материал, а также поддерживать у детей интерес к занятию и решить поставленные задачи. Задачи оздоровительного и воспитательного характера в конспектах не ука­зываются, потому что являются общими для всех занятий и не тре­буют, в отличие от задач образовательных, подробного описания к каждому занятию.

    Таким образом, учитывая поэтапность (обучение, закрепление, совершенствование), программные задачи решаются посредством всех представленных форм физкультурных занятий через игровые методы и приемы.

    Развитию физических качеств у детей младшего дошкольного воз­раста на занятиях уделяется также большое внимание. Основными физическими качествами принято считать ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость. При выполнении любого упражне­ния в той или иной степени проявляются все физические качества, поэтому в задачах каждого занятия они не указаны.

    Структурные части предлагаемых физкультурных занятий вклю­чают также различные дополнительные компоненты, среди кото­рых дыхательная и пальчиковая гимнастики, психогимнастика, упражнения для релаксации.

    Целесообразность внедрения специальных дыхательных упраж­ нений (Приложение 2), проводимых в увлекательной стихотвор­ной игровой форме, обеспечивается тем, что в результате ее использования осуществляется полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхатель­ная мускулатура в целом. Кроме кислородного питания с помо­щью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка младшего дошкольного возраста. Педагог, объясняя выполнение определенного дыхатель­ного упражнения, показывает его, а в дальнейшем корректирует выполнение его детьми. Вместе с тем название самого упражне­ния («Хлопушка», «Задуй свечу», «Здравствуй, солнышко!» и т.п.), эмоционально представленное педагогом, способствует тому, что дети в своем воображении рисуют то, что им предстоит выразить дыханием, руками, плечами и т.п. И поэтому достигается благо­приятный оздоровительный эффект от проведения данных упраж­нений на физкультурных занятиях.

    В содержании занятий представлены также психогимнастические упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Их использование позволяет снизить у детей эмоциональное напряжение, в результате чего происходит коррекция эмоциональной сферы. Для детей данного возраста используются достаточно простые мимические и пантомимиче­ские упражнения, задания, направленные на развитие коммуни­кативных способностей, памяти, внимания, на выражение отдель­ных качеств и эмоций. Упражнения психогимнастики предпола­гают выполнение детьми определенных ролей, проигрывание ими различных воображаемых ситуаций, обучение умению выражать свои эмоции. В содержание упражнений могут входить задания на воспроизведение мимики при различных эмоциональных состоя­ниях, передача жестов, элементы пантомимы, выразительных дви­жений. Как правило, педагог объясняет задание, побуждает пред­ставить ситуацию, напоминает об аналогичных случаях, чувствах и эмоциях, которые дети переживали в то время, и предлагает выра­зить это в мимике, жестах или движениях. Возможно использовать показ отдельных элементов, однако не стоит злоупотреблять им, так как это может привести к простому подражанию без «прожи­вания» чувств и эмоций, заложенных в содержании упражнения или этюда. Очень важны в этой ситуации положительный настрой детей, наличие игровой мотивации и доброжелательная оценка взрослого.

    Целесообразность использования в содержании занятий пальчи­ковых гимнастик (Приложение 1) обусловлена слабым развитием мелких групп мышц у младших дошкольников. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику, отмечают большое стиму­лирующее значение функции руки. В частности, исследованиями российского ученого М.М. Котовой установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. Поэтому, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благо­приятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает руку ребенка к дальнейшему обучению в школе (рисование, письмо). С детьми дошкольного возраста пальчиковые гимнастики прово­дятся в рифмованной стихотворной форме и носят увлекательный характер. Дети с удовольствием запоминают и воспроизводят текс­ты гимнастик, развивая при этом не только речь, но и иные психи­ческие процессы (память, мышление, воображение).

    При использовании релаксационных приемов как компонента заключительной части занятия важно придерживаться постепенно­го перехода в состояние расслабления. Большинству детей младшей группы свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональ­ность, двигательное беспокойство. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать вни­мание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специ­ально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, t это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая взрослому, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспри­нимают эти задания, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело пада­ют, если их приподнять, у некоторых появляются зевота, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

    Реализация задач физического воспитания находится в тесном единстве с реализацией задач нравственного, умственного, эсте­тического воспитания. На занятиях по физическому воспитанию у дошкольников младших групп педагог целенаправленно формирует положительные черты характера, нравственные качества посредством использования разнообразных методов, среди которых: убеждение, поощрение, похвала, порицание, положительный пример других детей и свой личный, разъяснение, беседа. Накопление морального опыта и его закрепление на занятиях по физическому воспитанию осуществляются в подвижных играх под руководством педагога.

    При обучении физическим упражнениям происходит развитие и психических процессов. Давая различные задания, педагог спо­собствует проявлению у детей активности, самостоятельности, сообразительности, находчивости, предлагая, к примеру, двум детям придумать, как пролезть в обруч двоим, стоящим рядом, и т.п. Использование подвижных игр, проведение упражнений в имитационной форме способствуют закреплению у детей знаний об окружающей действительности (виды труда, способы передви­жения людей, повадки животных и птиц в природе и т.п.).

    Эстетическое воспитание осуществляется в процессе занятий, когда педагог обращает внимание детей на красивую, правильную осанку кого-либо из детей, опрятную спортивную форму, а также образцовый показ упражнения, вызывая тем самым у детей эсте­тическое удовольствие и желание выполнить движение с такой же легкостью, изяществом.

    Создание педагогом благоприятного психологического климата, правильный подбор упражнений и рациональная методика их про­ведения, использование музыкального сопровождения, жизнера­достное настроение взрослого будут способствовать воспитанию у детей положительных эмоций.

    Особое внимание следует уделять речи педагога, ее эмоциональ­ной окраске, тембру, выразительности. В конспектах занятий, приведенных ниже, подробная речь педагога приводится только в тех случаях, когда это связано с игровым сюжетом или она сугубо ситуативная для данного занятия.

    Участие воспитателя, его роль в проведении занятия. Это могут быть осуществление страховки детей при выполнении отдельных движе­ний, работа со второй подгруппой при подгрупповом способе орга­низации основных движений и т.п. Ведущая роль на всех занятиях принадлежит инструктору.

    Таким образом, на занятиях по физическому воспитанию с млад­шими дошкольниками педагог осуществляет оздоровление, обуче­ние, воспитание
    и развитие посредством использования различных методов и приемов,
    оборудования, уделяя при этом значительное внимание аспектам
    нравственного, умственного, эстетического воспитания.
    Сюжетное занятие «В гостях у сказки «Колобок»

    Учишь детей:


    • ходить по залу врассыпную, мелким шагом, с перешагиванием через шнур, на четвереньках с опорой на стопы и ладони;

    • убегать от догоняющего.
    Закреплять умение:

    Подражать повадкам известных насекомых.

    Оборудование: кубики-ориентиры для ОРУ - по одному для каж­дого ребенка; шнуры 1 длиной 30-35 см - 15-17 шт., шапочки волка, зайца, лисы, медведя; игрушка зайца, медведя, волка, лисы; диск (кассета) с записью ритмичной музыки.


    Содержание движений

    Речь педагога

    Методические рекомендации

    Дозировка

    Вводная часть

    Дети заходят в зал и становятся вокруг инструктора,у кото­рого в руках игрушка или шапочка с изобра­жением Колобка.

    - Мы сегодня с вами, ребята, отправляемся в гости в сказку «Колобок». Вам всем знакома эта сказка. А начинается она... Подскажите-ка мне. (Ответы детей.) Правильно, с того, что испекла баба по просьбе деда Колобок. А Колобку не сиделось на окошке - вот он и покатился куда глаза глядят. Давайте и мы все вместе покажем, как все про­исходило в этой сказке.

    Общая дозировка части -1 мин.

    Ходьба:

    Обычным шагом

    за педагогом по залу;


    Катится Колобок, катится по дорожке.

    Дети идут стайкой за инструктором.