Карибский кризис: советские ВВС и ПВО на Кубе

С 60-х годов ХХ века Остров свободы был одним из важнейших геополитических союзников СССР, получив значительное количество современной боевой техники. В итоге кубинская армия стала сильнейшей в Латинской Америке как по количеству и качеству вооружений, так и по уровню боевой подготовки, который был продемонстрирован в войнах в Эфиопии и Анголе. Важнейшее достижение ВС Кубы – их победа в Анголе над формально африканской, но фактически англосаксонской армией ЮАР в конце 80-х.

Развал СССР стал для Кубы катастрофой. С того времени ВС страны не получили никакой новой боевой техники, из-за чего очень сильно деградировали. Для исправления ситуации на Кубе наладили производство «гибридов». Например, САУ, ПУ ЗРК и береговые ПКР на шасси Т-55. В свою очередь башни Т-55 устанавливаются на БТР-60П, в итоге получается БМТВ. Аналогичные комбинации проделываются с БМП-1. Апофеозом подобной гибридизации стали фрегаты из рыболовных траулеров. Реального повышения боевой мощи ВС подобная «перестановка слагаемых» не обеспечивает, поскольку сумма остается прежней. Настоящего обновления вооружений не происходит, что ведет кубинскую армию к полной деградации в обозримом будущем.

Сухопутные войска делятся на три армии – Западную, Центральную, Восточную. Западная включает 2-й АК (штаб – в Пинар-дель-Рио, в составе АК – 24, 27, 28-я пехотные дивизии), 70-ю механизированную, 1-ю учебную и 78-ю бронетанковые, 72 и 79-ю резервные пехотные дивизии.

Центральная армия: 4-й АК (Лас-Виллас, 41, 43, 48 пд), 81, 84, 86, 89-я пд, 242-й пехотный полк 24-й пд, 12-й бронетанковый полк 1-й учебной бронетанковой дивизии. Восточная армия: 5-й АК (Ольгин, 50-я механизированная, 52, 54, 56, 58-я пд), 6-й АК (Камагуэй, 60-я механизированная, 63, 65, 69-я пд), 3, 6, 9-ю бронетанковые, 31, 32, 38, 90, 95, 97, 123-ю пехотные дивизии, пограничную бригаду Гуантанамо, 281-й пехотный полк 28-й пд. Большинство дивизий в мирное время являются бригадами, развертывание предполагается лишь в военное время.

На вооружении остается 65 ПУ крайне устаревших ТР «Луна». Танковый парк состоит примерно из 800 Т-55 (еще до 450 на хранении), 400 Т-62, 60 легких ПТ-76 и, возможно, 51 Т-72. Имеется не менее 100 БРМ (до 50 БРДМ-1, 50–100 БРДМ-2), 16 БМТВ БТР-100 (БТР-60 с башней Т-55), 16 БМТВ БТР-73 (БТР-60 с башней БМП-1), от 50 до 60 БМП-1, до 100 БТР-60П, до 100 БТР-40, до 150 БТР-152.

В составе артиллерии от 20 до 40 САУ 2С1 (122 мм), до 40 2С3 (152 мм), не менее 8 САУ БМП-122 (гаубица Д-30 на шасси БМП-1), как минимум по 8 колесных САУ с орудиями М-46, А-19 и Д-20 в кузовах грузовиков. Число буксируемых орудий составляет примерно 500 – до 140 Д-30, до 100 М-30, до 90 А-19, до 190 М-46 до 100 МЛ-20, до 90 Д-20, до 50 Д-1. Как сказано выше, часть этих орудий превратилась в САУ, перестав таким образом быть буксируемыми. Имеется до 2 тысяч минометов (82 и 120 мм), 178 РСЗО БМ-21 и, возможно, некоторое количество устаревших РСЗО (БМ-14-16, БМ-24, М-51). На вооружении состоят несколько сотен ПТРК «Малютка», «Фагот» и до 700 ПТО – порядка 600 ЗИС-2 и 100 самоходных СУ-100.

Войсковая ПВО включает три дивизиона ЗРК «Квадрат» (12 ПУ), около 120 ЗРК малой дальности (60 «Стрела-1», 16 «Оса», 42 «Стрела-10), более 200 ПЗРК (60 «Стрела-2», 50 «Стрела-3», 120 «Игла-1»), до 120 ЗСУ (до 23 ЗСУ-57-2, от 36 до 50 ЗСУ-23-4, не менее 32 ЗСУ на шасси БТР-60, в т.ч. 16 с ЗУ-23-2 и 16 с орудием 61-К), до 900 зенитных орудий (примерно 380 ЗУ-23, 280 61-К, 200 С-60).

Из-за древности техники и упомянутой «гибридизации» установить точное количество боеспособных образцов каждого типа крайне сложно.

ВВС затронуты устареванием ВВТ гораздо сильнее, чем сухопутные войска, поэтому очень близки к полному выбытию. В организационном плане они разделены на три воздушные зоны, в каждую из которых входит по одной авиабригаде: «Запад» (2-я бригада), «Центр» (1-я), «Восток» (3-я).

В настоящее время сохраняют боеспособность не более 40 истребителей: 2–4 МиГ-29 (еще 6–10 на хранении), до 24 МиГ-23, 6–14 МиГ-21. Транспортная авиация полностью свернута. 1 Як-40, до 10 Ан-2, до 18 Ан-26 находятся на хранении. В составе ВВС остаются учебные самолеты чехословацкого производства – до 8 Z-142, до 27 L-39С.

На вооружении имеется четыре боевых вертолета Ми-35 (еще 8 и до 11 Ми-25 на хранении). Многоцелевые и транспортные вертолеты – до 30 Ми-17 (еще примерно 12 на хранении), до 14 Ми-8, 5 Ми-14 находятся на хранении.

В составе наземной ПВО имеется до 42 дивизионов ЗРК С-75 (не менее 144 стандартных ПУ, еще 24 ПУ на шасси Т-55), до 28 дивизионов ЗРК С-125М (не менее 60 стандартных ПУ, еще 36 на шасси Т-55).

В ближайшие годы боеспособность в составе кубинских ВВС сохранят лишь вертолеты Ми-17, вся остальная техника будет списана.

ВМС оказались неспособны содержать большую часть кораблей и катеров советской постройки. Подводный флот состоит в настоящее время из четырех СМПЛ типа «Дельфин» (вариант северокорейских СМПЛ типа «Юго»). Крупнейшие надводные корабли – два фрегата типа «Рио Дамуджи». Они представляют собой бывшие испанские рыболовные траулеры, на которые установлены ПКР П-15У со списанных ракетных катеров и башня сухопутной ЗСУ-57-2. Самым большим «нормальным» боевым кораблем является корвет проекта 1241П.

Остаются на вооружении 6 ракетных пр. 205У и сторожевых катера: 2–3 пр. 205П и 18–30 пр. 1400, 5–8 тральщиков (2–3 пр. 1265, 3–5 пр. 1258).

В отстое, возможно, находятся до 3 ПЛ пр. 641, 1 фрегат пр. 1159, около 12 ракетных и до 9 торпедных катеров, 1–2 тральщика пр. 1265 и до 7 пр. 1258, 1–2 ТДК пр. 771, однако в реальности вряд ли хотя бы один из перечисленных способен вернуться в строй.

В ВМС Кубы имеется морская пехота в составе двух батальонов. Значительным потенциалом обладает береговая оборона. В ее составе имеются ПКРК П-15 (в том числе ПУ этих ПКР, снятые с ракетных катеров и установленные на шасси Т-55), а также орудия А-19, М-46, МЛ-20 (из числа тех, что указаны выше).

Единственным потенциальным противником Кубы являются США, страны Латинской Америки не имеют ни возможностей, ни желания для военного вторжения на остров. Разумеется, потенциалы ВС США и Кубы в настоящее время совершенно несопоставимы. Тем не менее, островное положение, сохраняющийся высокий уровень боевой и морально-психологической подготовки личного состава делают вторжение на Кубу достаточно сложной операцией даже для американских ВС.

Вашингтон пойдет на интервенцию лишь в случае серьезной внутренней дестабилизации на острове. Поэтому нынешняя деградация кубинских ВС пока не приводит к катастрофическим последствиям для страны. Восстановление же их потенциала маловероятно. Россия, безусловно, могла бы поставлять Кубе современную технику, но в нынешней обстановке она не готова делать это бесплатно, а денег у Гаваны нет и не будет. Тем более что началось определенное, хотя и достаточно ограниченное сближение Кубы с США. Это только снижает желание Гаваны тратить отсутствующие деньги на перевооружение.

/Александр Храмчихин, замдиректора Института политического и военного анализа, vpk-news.ru /


23 февраля 1958 года Фидель Кастро со своим братом капитаном Раулем Кастро возглавили отряд 50 бойцов, которые открыли второй фронт революции - "Франк Паис". Вскоре партизанский отряд начал быстро увеличиваться и встал вопрос о снабжении. Дело в том, что повстанцы полностью зависели от поставок из-за рубежа. Кубинский флот господствовал на море и тогда было решено перебрасывать необходимые припасы по воздуху.

Первый самолет повстанцев совершил посадку в партизанской зоне 30 марта 1958 года.

Это был Кертисс С-46 "Коммандо", зарегистрированный как TI-1019C в Коста Рике, нанятый в Майами за две тысячи долларов. По документам оружие предназначалось для коста-риканской армии и состояло из 38 винтовок Маузер, 10 Беретт, нескольких пистолетов-пулеметов М3, 10 пулеметов Рпйнзер и боеприпасов.

Командиром экипажа был Педро Луис Диас Ланц, позже возглавивший Революционные Кубинские ВВС. Лайнер подломали при посадке в районе Циенгуилла. После разгрузки аппарат сожгли, чтобы его нельзя было идентифицировать. Но армейские подразделения вскоре нашли место вынужденной посадки и все таки идентифицировали самолет и его принадлежность.

Первый блин вышел комом, однако революционные вожаки не отказались от идеи создания собственной транспортной (а вскоре и боевой) авиации. 12 апреля 1958 года Рауль Кастро отдал официальный приказ о создании Повстанческих ВВС, которые возглавил Орестес дель Рио Геррера (гражданский летчик с 500 часами налета), которого по этому поводу повысили до звания лейтенанта. Орестес развернул бурную деятельность, собирая по всему партизанскому фронту людей более или менее знакомых с авиацией и закупая самолеты. Вскоре удалось купить один Пайпер РА-20, два Пайпера РА-12 и Сессну 120.

Одновременно занялись созданием и взлетно - посадочной полосы, место для которой определили в районе фермы "Эсмеральда". Аэродром повстанцев первый самолет принял 19 июня 1958 года. Это была Сессна 195, купленная за $5,500. Но уже 20 июня "тандерболты" правительственных ВВС обнаружили полосы. У вечеру ее посетила "Дакота" (N° 210), экипаж которой провел разведку. Следом прилетел F-47 (N° 456), сбросивший 2 500-фунтовые бомбы, а следом B-26 (N° 903), дополнивший картину разрушений шестью 100-фунтовыми бомбами. Для того чтобы оценить огневую мощь стоит добавить, что оба летчика выпустили за 45 минут 1000 патронов.

В 10 часов утра следующего дня атаку повторили F-47 N° 464, B-26 N° 913 и 931 и "Бивер" N° 18, с борта которого сбрасывали бочки с напалмом. Рауль Кастро немедленно лично выехал на место, но его "джип" был расстрелян. Сессну еще ночью пытались перегнать в Майами, но недалеко от Сан Германа остановился двигатель и самолет упал. Экипаж в составе Орестеса дель рио и Гуэллермо Вердагуэра не пострадал. 28 июня дель Рио был повышен до звания капитана.

30 августа одинокий Бичкрафт D-18 смог приземлиться в 20.25 в районе Кайо Эспино, перебросив оружие и боеприпасы отряду Че Гевары. Но посадка была обнаружена правительственными ВВС и через 25 минут машина была сожжена в результате налета "Тандерболтов".

Вскоре лейтенант Эванс Розалес предложил начать производство собственных бомб и мин. Для их производства использовались неразорвавшиеся бомбы правительственных ВВС. Кроме бомб было налажено производство ружейных гранат и мин.

23 августа два F-47 (N° 463 и 471) из Сантьяго де Куба атаковали ВПП повстанцев в районе Майяри Арриба. Но вскоре полоса была восстановлена и вскоре стала основным аэродромом базирования повстанческих ВВС. 22 октября революционно настроенные боевики угнали DC-3 CU-T266 авиакомпании "Cubana". Самолет посадили именно на Майяри Аррибу. Другой DC-3 CU-T8 этой же авиакомпании был угнан 5 ноября.

Интересно, что пассажиры обоих самолетов были отпущены, причем в их числе был и Амадо Кантилло - сын генерал Эуложио Кантилло. Но 12 ноября полоса была обнаружена и В-26-е сожгли оба ДС-3.

Первым боевым самолетом повстанческих ВВС стал Vought Sikorsky OS2U-3 "Кингфишер" FAN N° 50, совершивший 10 ноября 1958 года вынужденную посадку на партизанской территории из-за проблем с двигателем. В официальном коммюнике было написано, что самолет лейтенанта Антонио Баскаро Санчеса был сбит истребителем повстанцев! В реальности на тот момент у Кастро не было ни одного боевого самолета.

Самолет осмотрели, но сразу восстановить не смогли. Только через несколько недель удалось переправить двигатель с разбившегося 29 сентября Бич D-17S.

23 ноября на Маяари Аррибу приземлились два North American F-51 "мустанг". Зенитчики приняли их за вражеские и при посадке обстреляли. Могло быть и хуже, но огонь остановил дель Рио.

Эти "Мустанги", пилотированные Мишелем Ябором и Адольфо Диасом Васкесом были куплены в Майами на деньги "Движения 26 июля". Самолеты были куплены как гражданские и потому не были вооружены. Потому доведение их до боевого состояния затянулось до окончания войны 31 декабря.

25 ноября повстанческие ВВС пополнились Ryan Navion Super-260, угнанный Марио Диасом.
Налеты продолжились и на следующий день.

Следующими боевым самолетом стал North American T-28 "Троян", перегнанный 4 декабря из Майами Хорхе Триана.

4 декабря Рауль Кастро назначил преемником дель Рио Эванса Розалеса, одновременно повысив его до капитана.

Первый боевой вылет новых ВВС был отмечен 7 ноября в районе города Ла Мая, где окопались 200 солдат правительственной армии.

На штурмовку были брошены все наличные силы. В том числе и авиация. 7 ноября 1958 года "Кингфишер", пилотированный Сильвой Таблада с бортстрелком Леонелом Паяном взлетел с Маяари Аррибы для проведения операции, гордо названной "А-001". На их борту было две бомбы.

Когда аппарат появился над городом правительственные солдаты выбежали на улицы с радостными криками, приняв самолет за правительственный. Однако в трех заходах их ликование сменилось ужасом. В результате гарнизон выбросил белый флаг, подведя итог 14 - дневным боям. Повстанцы смогли оседлать стратегически важное шоссе Сантьяго - Гуантанамо.

Другой стратегической акцией стала "Операция А-002", проведенная 19 декабря. В тот день на бомбардировку Сагуа де Танамо взлетел все тот же Таблада на "Кингфишере". Правда, в этот раз его сопровождал Хорхе Триана на Т-28. Хотя на головы солдат было сброшено две бомбы, однако они не взорвались.

Возглавлявший осаду города майор Кастилло потребовал повторения налета и Таблада и Триана в 17:50 повторили налет. На этот раз бомбы вовсе не сошли с направляющих, зато "кингфишер" чуть не был сбит огнем с земли. На следующий день была проведена "Операция А-004", после чего гарнизон сдался.

Таким образом, на 1 января 1959 года Повстанческие ВВС насчитывали 107 человек, из которых 10 летчиков и 6 техников. Кроме того, располагали 14 ВПП и 12 самолетами:

1 Пайпер Pa-12
1 Пайпер Pa-23
1 Сессна-120
1 Сессна - 175
2 Сессна-180
1 Ryan Navion Super-260
1 Vought-Sikorsky OS2U-3 "Кингфишер"
1 North American T-28 "Троян"
2 North American F-51 "Мустанг"
1 Fairchid F-24

За восемь с половиной месяцев существования ВВС выполнили 77 вылетов: 50 - связных, разведывательных и переброска оружия, 4 - переброска людей за границы, 5 - из-за границы, 11 - с военными грузами на Второй фронт и 7 боевых вылета (4 - на бомбардировку и 3 - на эскортирование).

Потери за это время составили 10 самолетов:

1 Пайпер Pa-20 конфискован на Ямайке после в\п 6.05
1 Сессна-182 конфискован в США 12.05
1 Сессна-195 разбился 25.07 недалеко от Сан Германа
1 Aero Commander разбился 16.08 недалеко от Гуантанамо
1 Beechcraft D-18 уничтожен правительственными ВВС 30.08
1 Beechcraft D-17S разбился 29.09
1 Ryan Navion Super 260 конфискован в США 10.10
2 Дуглас DC-3 уничтожены правительственными ВВС 12.11
1 Пайпер Pa-12 списан? ?


(с) Рубен Уррибаррес, http://www.geocities.com/urrib2000/

Энциклопедия самолётов и вертолётов. 2004-2007

До сих пор удивление вызывает факт существования в непосредственной близости от США Республики Куба, ставшей на путь строительства социализма еще в 50-е годы прошлого столетия.


История Кубы очень интересна. И ведется она еще с 1492 года, когда на остров ступила нога знаменитого европейца - Колумба. С тех пор коренным жителям - индейцам таино - приходилось вести борьбу за свою независимость с колонизаторами: сначала с европейскими, а затем свое право на территорию острова заявили США.

С 1952 по 1959 год на Кубе существовала жесткая диктатура Батиста. Кубинские революционеры неоднократно пытались уничтожить уже изжившую себя диктатуру. Режим Батисты надоел и левым, и правым силам, и богатым, и бедным. Желание избавиться от диктаторского режима было усилено открытой связью кубинской власти с американской мафией. Тяжелейшая экономическая и социальная ситуация в стране, отсутствие демократии и возможности учесть интересы недовольных привели к взрыву. Революция на Кубе стала неизбежной. Всеобщее возмущение и привело к успеху революции, возглавленной Ф. Кастро.

Можно уверенно сказать, что революция на Кубе была осуществлена не столько кучкой революционеров, а с помощью народа и тех, кто был у власти (кроме самого Батисты, конечно). США пытались сохранить свое влияние на острове. Так называемая «операция в заливе Свиней» известна как сокрушительное поражение наемников США, нанесенное кубинскими повстанческими отрядами более полувека назад в бухте Кочинос. Сражение длилось всего 72 часа. Кубинцы наголову разбили так называемую «Бригаду 2506», которая состояла из кубинских эмигрантов, подготовленных силами спецслужб США. В «Бригаду 2506» входили 4 пехотных батальона, танковое подразделение, воздушно-десантные отряды, дивизион тяжелой артиллерии и спецотряды - всего 1500 человек. В результате боя практически все интервенты были захвачены в плен или уничтожены.

Кубинцы отстояли свое право жить так, как они хотят. Но им приходилось постоянно быть готовым защищать свою независимость. Кубинцы все это время живут в постоянной готовности отразить военное вторжение на «мятежный» остров со стороны США.

Сегодня, по истечении достаточно длительного срока, можно отметить достижения страны после коренной смены режима. Считается, что у кубинцев самая большая продолжительность жизни среди стран Западного полушария. Куба обладает качественным бесплатным здравоохранением и передовым образованием. Если раньше Куба была поставщиком сахара, то теперь она экспортирует мозги: например, кубинские врачи оказывают высококвалифицированную помощь на разных континентах мира. Трудно сказать, можно ли записать в актив кубинского режима государственное регулирование экономики, но в настоящее время идут преобразования и в этой отрасли: на Кубе разрешены небольшие частные предприятия - парикмахерские, мастерские и производственные кооперативы. Сейчас кубинцы без проблем получают загранпаспорта: многие уезжают из страны, но есть и те, кто возвращается на солнечный остров. Несмотря на большие изменения и укрепляющиеся контакты с внешний миром, кубинский режим не только уцелел, но и укрепился.

Возникает достаточно обоснованный вопрос: почему Соединенные Штаты Америки, диктующие свою волю многим странам мира, с легкостью осуществляющие военное вмешательство в дела суверенных государств, до сих пор не подчинили себе Кубу? Ответ лежит на поверхности - американцы прекрасно осознают, во что им это обойдется. Все эти годы кубинские вооруженные силы, выросшие из повстанческих отрядов кубинской революции, являются самой подготовленной и хорошо вооруженной армией мира. И хотя по численности она уступает многим вооруженным силам других стран, но моральный дух военнослужащих и прекрасная подготовка офицерского состава делает кубинскую армию самой боеспособной.

Комплектуются вооруженные силы Кубы на основе призыва, срок службы составляет 1 год. Служат в армии как мужчины, так и женщины: существуют даже танковые роты и вертолетные полки, в которых служат только женщины.

Остров Свободы давно превращен в неприступную цитадель. Многие отдыхающие на чудесных песчаных пляжах даже не предполагают, что всего в нескольких метрах от их шезлонгов находятся хорошо замаскированные доты и военные сооружения. А в карстовых пещерах, которыми так гордятся кубинцы, обустроены базы хранения боевой техники и подготовленные огневые точки. Кубинские военные воплотили в жизнь эффективный способ консервации боевой техники. 70% имеющегося вооружения размещено на базах хранения и готовы к немедленному применению, причем вместе с сопутствующим оборудованием и снаряжением. Например, танки, САУ, БТР, самоходки и БМП хранятся поротно, вместе с необходимым запасом аккумуляторов и боеприпасов. Хранящейся технике созданы необходимые климатические условия - оптимальная влажность и температура. С этой целью было закуплено современное дорогостоящее оборудование.

Еще в 80-е годы прошлого столетия главнокомандующий Фидель Кастро официально озвучил военную кубинскую доктрину с многозначительным названием «Общенародная война». Реализация доктрины привела к тому, что Куба превратилась в мощнейший укрепрайон и базу, способную обеспечить всеобщую партизанскую войну в случае внешнего нападения. В выполнении поставленных задач по обороне острова участвуют не только вооруженные силы страны, но и мирные жители, которые объединены в территориальные подразделения народной милиции. Сработанность народных сил и регулярной армии настолько велика, что совместно они смогут эффективно противостоять любому агрессору. Кубинцы утверждают, что каждый гражданин страны - будь то военный или штатский, знает, куда и в какой срок он должен прибыть в случае военных действий или угрозы нападения. На Кубе сформированы около 1,4 тыс. зон обороны и рубежей. С таким организованным противостоянием вряд ли сможет справиться агрессор.

Чтобы сохранять высокий уровень готовности отражения любого нападения, на Кубе один раз в несколько лет проводятся общевойсковые учения «Бастион», в которых участвуют военнослужащие и гражданские лица. Количество мирных граждан, участвующих в учении, значительно превышает численность кубинской армии. России (да и не только ей) стоит позавидовать такой организованности и уровню патриотизма каждого гражданина Кубы.

Практически каждый россиянин знает о спецподразделениях «Альфа» и «Вымпел», но на Кубе тоже есть высокопрофессиональные военные подразделения, хотя о них мало что известно. Речь идет о спецназе Кубы - Tropas Especiales "Avispas Negras". Это подразделение еще называют «Черные Осы». Сформировано оно было с целью обеспечения безопасности высшего руководства страны. Изначально в него вошли опытные бойцы, прошедшие службу в странах Латинской Америки и имеющие опыт партизанской и повстанческой борьбы в период уничтожения диктатуры Батисты. С разрешения Фиделя Кастро спецназ «Черные Осы» принимал участие в поддержке революционных движений за границей страны.

Так, в 1975 году кубинский спецназ был переброшен в Анголу на помощь Народному освободительному движению за освобождение Анголы. Это африканское государство было очень лакомым кусочком для США и ЮАР - страна обладала богатыми полезными ископаемыми: алмазами, нефтью, фосфатами, золотом, железной рудой, бокситами и ураном, поэтому они прилагали максимум усилий, чтобы не допустить к власти лидеров промарксистского движения. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что миссия кубинских военных специалистов способствовала выбору Анголой социалистического пути развития.

Кроме того, кубинский спецназ воевал в Эфиопии и Мозамбике, в странах Центральной Америки. Один из кубинских офицеров, воевавший в Эфиопии, говорил, что «Русские советники для эфиопов - всё равно что марсиане. Во-первых, они «фаранджи» (белые), во-вторых, живут почти при коммунизме. Другое дело - мы, кубинцы: среди нас много мулатов, есть негры. Кроме того, совсем недавно мы жили в такой же грязи и безнадёжности, совсем как эфиопы. Поэтому друг друга легко понимаем». И сегодня кубинские военные советники воюют во многих странах мира.

Кубинский спецназ «Черные Осы» специализируется на ведении боевых действий в условиях джунглей. Эксперты признают, что сегодня «Черные Осы» самый лучший спецназ, который может эффективно действовать в условиях тропиков, а уровень подготовки каждого бойца по сложности не имеет аналогов в мире.

Для подготовки спецназовцев такого уровня требуется хорошо оснащенный учебный центр. И такой Центр был открыт в 1980 году в городе Лос Паласиос. Кубинцы дали ему название "Школа" - Escuela Nacional de Tropas Especiales Baragua. На территории Центра, занимающего огромную территорию, построены искусственные водоемы, болота, макет города, сеть подземных коммуникаций и многое другое. Одновременно около 2,5 тысяч курсантов могут проходить переподготовку в этом Центре. И не только «Черные Осы», но и бойцы парашютно-десантных войск, военнослужащие морской пехоты, а также военные из других стран. Преподаватели - не только кубинцы: например, в качестве инструкторов в этом Центре преподают офицеры китайской армии.

Основными дисциплинами в Центре являются тактика ведения боевых действий в джунглях, обучение способам выживания в сложных условиях и скрытного проникновения на территорию противника, методы проведения диверсий, освоение боевых единоборств, снайперское искусство, водолазная и парашютная подготовка, а также овладение навыками ведения информационных и психологических войн. Кстати, именно кубинский офицер Рауль Рисо разработал особый стиль единоборств на базе «каратэ-оперетива», который применялся при подготовке специалистов КГБ СССР и ГРУ ГШ МО СССР, бойцов спецназа «Вымпел» и «Альфа».

Тактика «Черных Ос» основывается на действии одиночек или небольших групп разведчиков-диверсантов, которые в состоянии длительное время находится в автономном режиме при действии на территории противника. Бойцы «Черных Ос» виртуозно владеют всеми видами многих стран мира: будь то АКМС, АКМСН, «Винторез», РПГ-7В, СВД, АС «Вал» или венгерский ADM-65 или чешский CZ 75, или оружие кубинского производства. Куба по праву может гордится своим спецназом.

Вот как описывали тренировки кубинского спецназа «Черные Осы» бойцы советского подразделения «Альфа», прошедшие обучение в кубинском учебном военном центре. Лагерь, располагался в живописной низине, окруженный покрытыми лесами холмами. Преподавание вели асы своего дела. Особенно альфовцы запомнили тренировки на так называемой «тропе Че Гевары». Тропа представляет собой маршрут, проходящий по семи холмам, длина тропы около 8 км. На тропе установлены учебные мины-ловушки, различные по трудности препятствия, растяжки и другие неожиданные сюрпризы для спецназовцев. Форма одежды - шорты и без обуви. Для увеличения нагрузки каждый боец несет с собой болванку весом около 8 кг, имитирующий автомат Калашникова, да еще на пояс закреплялся подсумок с учебными минами. Альфовцы хорошо помнят, что с первой тренировки они вернулись «мертвыми». В дальнейшем преподаватели центра учили курсантов проходить минные заграждения, причем разминировать необходимо было «в слепую» и руками все типы мин, быстро преодолевать заграждения из колючей проволоки, снимать часовых и проникать на аэродромы, склады, к топливным терминалам и т.д.

Ежедневное прохождение «тропы Че Гевары», отработка различных способов передвижения, интенсивная физическая подготовка - обычное обучение для кубинского спецназовца. Перемещение в согнутом положении уже через 15 минут вызывает боль во всех мышцах, а курсанты обязаны ходить так часами. К тому же отрабатывалось это хождение в составе группы: впереди идущий ощупывает ногами землю перед собой, чтобы обнаружить растяжки и мины. Группа идет след в след. Поскольку человеческий глаз реагирует на быстрое движение, группа для большей скрытности движется медленно и плавно, чтобы иметь возможность сразу замереть, если взлетит осветительная ракета. Спецназовцев учат полному слиянию с окружающей средой.

Чтобы освоить все дисциплины в учебном центре кубинского спецназа, требуется огромная воля и, конечно, время.

Чего стоят только ночные передвижения ползком по 12 часов подряд. Задание группы в этом случае - незаметное проникновение на охраняемый объект. Бойцы передвигаются медленно, преодолевая препятствия разного уровня, включая и шумовые маты из тростника, сухие листья, обломки шифера, заграждения из колючей проволоки (проволоку вначале надкусывают, разламывают руками - в этом случае она не издает звука, затем разводят специальными зацепами в разные стороны и обеспечивают проход для выхода). В полной темноте ведущий группы, при нахождении мин, проверяет их на извлекаемость, обезвреживает ловушки, снимает растяжки или обозначает их расположения. В это время группа неподвижно лежит и ждет его команды. Бойцы намазаны грязью или маскирующим составом из трав, оружие тоже обработано, чтобы не было видно бликов.

В процессе обучения бойцы кубинского спецназа, кроме групповых операций, участвуют в комплексных занятиях на различных объектах. Например, учатся ставить магнитную мину на цистерну, оказавшуюся пустой, - ведь при поднесении к ней магнита раздается звук, сравнимый с небольшим взрывом, а в результате задание будет считается проваленным.

При учебном задании на уничтожение батальона, размещенного в казарме, семь бойцов кубинского спецназа незаметно подбираются к объекту и забрасывают в окна казармы толовые шашки, предварительно принесенные в поясных сумках (больсо). Одновременно уничтожаются и вышки с часовыми. Те немногие бойцы противника, которые уцелели после первого удара спецназа, как правило, уже не могут оказать достойного сопротивления.

Взрываются топливные терминалы, самолеты на аэродромах, склады с боеприпасами, а группа спецназа уже ушла с объекта, замаскировав свои походы. Такие тренировки формируют мощь и энергию в каждом бойце.

В учебном центре осваиваются все существующие виды оружия. Кубинские инструкторы учат стрелять по-настоящему: днем, ночью, в движении, на звук, по двигающейся мишени, от бедра, на вспышку и многому другому. Бойцы осваивают уникальный навык стрелять из миномета без опорной плиты (от момента первого запуска до первого разрыва курсанты успевали сделать до 12 выстрелов) - огневой удар получался оглушительным, а расчет своевременно покидал точку стрельбы.

Бойцы также проходят подготовку ведения боевых действий в городских условиях - осваивают тайниковые операции, методы и места базирования, способы передвижения по городу, обнаружение и уход от наблюдения.

Считается, что кубинский спецназ - один из самых лучших по организации засад и похищению людей.

Кубинцы, преподавая самым подробным образом тактику операции, заставляют думать всех участников без исключения. Они считают, что командир или боец сможет принять единственно правильное решение только в том случае, когда он будет знать множество подобных решений, и для этого обучение основано на отработке любых неожиданностей. Вводные для заданий могут быть самыми невероятными. Главной целью обучения является то, что неожиданных вопросов и ситуаций при проведении спецопераций не должно быть. Максимально продумываются все возможные ситуации - только тогда любая операция «обречена» на успех.

Кубинская армия находится в постоянной боевой готовности. А тем временем страна живет, работает, радуется, растит детей - свое будущее. В мире бушует экономический кризис, а Куба реализует социальные программы, укрепляя систему здравоохранения и образования. Кубинская власть вкладывает средства в «человеческий капитал», а значит, у страны есть будущее.

Использованы материалы:
http://forts.io.ua/s423545/#axzz2jmLMcTIQ
http://www.bratishka.ru/archiv/2011/8/2011_8_4.php
http://www.redstar.ru/index.php/news-menu/vesti/iz-moskvy/item/9914-pod-zharkim-nebom-afriki

Вооруженные силы стран мира

ВС Кубы

С 60-х годов ХХ века Куба была одним из важнейших геополитических союзников СССР, получив от него очень значительное количество боевой техники. В итоге кубинская армия стала сильнейшей в Латинской Америке как по количеству и качеству вооружений, так и по уровню боевой подготовки, который был продемонстрирован кубинцами в ходе войн в Эфиопии и Анголе. Важнейшим достижением ВС Кубы стала их победа в Анголе над формально африканской, но фактически англосаксонской армией ЮАР в конце 80-х.

Развал СССР стал для Кубы катастрофой. С того времени ВС страны не получили никакой новой боевой техники, из-за чего очень сильно деградировали. Для исправления ситуации на Кубе ведутся работы по изготовлению новой техники из старой путем создания своеобразных «гибридов». Например, на шасси танков Т-55 создаются САУ, ПУ ЗРК и береговые ПКР. В свою очередь, башни Т-55 устанавливаются на БТР-60П, в итоге получается БМТВ. Аналогичные комбинации проделываются с БМП-1. Неким апофеозом подобной «гибридизации» стало создание фрегатов из рыболовных траулеров. Как несложно понять, реального повышения боевой мощи ВС подобная "перестановка слагаемых" не обеспечивает, настоящего обновления вооружений по-прежнему не происходит, что ведет кубинскую армию, по сути, к полной деградации в весьма обозримом будущем.

Сухопутные войска делятся на три армии – Западную, Центральную, Восточную.

Западная армия включает 2-й АК (штаб – в г. Пинар-дель-Рио; в составе АК - 24-я, 27-я, 28-я пехотные дивизии), 70-ю механизированную, 1-ю учебную и 78-ю бронетанковые, 72-ю и 79-ю резервные пехотные дивизии.

Центральная армия включает 4-й АК (Лас-Виллас; 41-я, 43-я, 48-я пехотные дивизии), 81-ю, 84-ю, 86-ю, 89-ю пехотные дивизии, 242-й пехотный полк 24-й пехотной дивизии, 12-й бронетанковый полк 1-й учебной бронетанковой дивизии.

Восточная армия включает 5-й АК (Ольгин; 50-я механизированная, 52-я, 54-я, 56-я, 58-я пехотные дивизии), 6-й АК (Камагуэй; 60-я механизированная, 63-я, 65-я, 69-я пехотные дивизии), 3-ю, 6-ю, 9-ю бронетанковые, 31-ю, 32-ю, 38-ю, 90-ю, 95-ю, 97-ю, 123-ю пехотные дивизии, пограничную бригаду Гуантанамо, 281-й пехотный полк 28-й пехотной дивизии.

Фактически большинство дивизий в мирное время являются бригадами, развертывание до дивизии предполагается лишь в военное время.

На вооружении остается 65 ПУ крайне устаревших ТР «Луна».

Танковый парк включает примерно 800 Т-55 (еще до 450 на хранении), до 400 Т-62, до 60 легких ПТ-76 и, возможно, 51 Т-72.

На вооружении имеется не менее 100 БРМ (до 50 БРДМ-1, 50-100 БРДМ-2), не менее 16 БМТВ БТР-100 (БТР-60 с башней Т-55), не менее 16 БМТВ БТР-73 (БТР-60 с башней БМП-1), не менее 4 БМД-1, от 50 до 60 БМП-1, до 100 БТР-60П, до 100 БТР-40, до 150 БТР-152.

В составе артиллерии имеется от 20 до 40 САУ 2С1 (122 мм), до 40 2С3 (152 мм), не менее 8 САУ БМП-122 (гаубица Д-30 на шасси БМП-1), не менее 4 САУ (пушка М-46 на шасси танка Т-34/85), как минимум по 8 колесных САУ с орудиями М-46, А-19 и Д-20 в кузовах грузовиков. Число буксируемых орудий составляет примерно 500 - до 140 Д-30, до 100 М-30, до 90 А-19 (122 мм), до 190 М-46 (130 мм), до 100 МЛ-20, до 90 Д-20, до 50 Д-1 (152 мм). Как было сказано выше, часть этих орудий превратилась в САУ, перестав, таким образом, быть буксируемыми. Имеется от 1 до 2 тыс. минометов (82 и 120 мм), 178 РСЗО БМ-21 и, возможно, некоторое количество устаревших РСЗО (БМ-14-16, БМ-24, М-51).

На вооружении состоят несколько сотен ПТРК «Малютка», «Фагот» и до 700 ПТО – до 600 ЗИС-2 (57 мм), до 100 самоходных СУ-100 (100 мм).

Войсковая ПВО включает 3 дивизиона ЗРК «Квадрат» (12 ПУ), около 120 ЗРК малой дальности (60 «Стрела-1», 16 «Оса», 42 «Стрела-10), более 200 ПЗРК (60 «Стрела-2», 50 «Стрела-3», 120 «Игла-1»), до 120 ЗСУ (до 23 ЗСУ-57-2, от 36 до 50 ЗСУ-23-4, не менее 32 ЗСУ на шасси БТР-60, из них не менее 16 с ЗУ-23-2 и не менее 16 с орудием 61-К), до 900 зенитных орудий (до 380 ЗУ-23 (23 мм), до 280 61-К (37 мм), до 200 С-60 (57 мм)).

Из-за очень сильного устаревания техники и вышеупомянутой «гибридизации» установить точное количество боеспособных образцов каждого типа крайне сложно.

ВВС устаревание техники коснулись гораздо сильнее, чем сухопутных войск, поэтому они очень близки к полному прекращению своего существования. В организационном плане они разделены на три воздушные зоны, в каждую из которых входит по одной авиабригаде: "Запад" (2-я бригада), "Центр" (1-я бригада), "Восток" (3-я бригада).

В настоящее время сохраняет боеспособность не более 25 истребителей – до 8 МиГ-23 (до 4 МЛ, до 4 УБ; до 32 МЛ, до 11 МФ, до 20 БН, 1 УБ на хранении), от 6 до 16 МиГ-21 (от 4 до 10 бис, от 2 до 6 УМ; еще от 57 до 63 бис, до 9 МФ, до 20 ПФМ, до 40 Ф-13, от 5 до 9 УМ на хранении). Все 11 наиболее современных истребителей МиГ-29 находятся на хранении.

Транспортная авиация уже полностью свернута, 1 Як-40, до 10 Ан-2, до 18 Ан-26 находятся на хранении.

Остаются в составе ВВС учебные самолеты чехословацкого производства – до 8 Z-142, до 27 L-39С.

На вооружении имеется 4 боевых вертолета Ми-35 (еще 8 и до 11 Ми-25 находятся на хранении). Многоцелевые и транспортные вертолеты – до 30 Ми-17, до 14 Ми-8; 4-5 Ми-14 находятся на хранении.

В составе наземной ПВО имеется до 42 дивизионов ЗРК С-75 (не менее 144 стандартных ПУ, еще 24 ПУ на шасси Т-55), до 28 дивизионов ЗРК С-125М (не менее 60 стандартных ПУ, еще 36 на шасси Т-55).

Уже в ближайшие годы боеспособность в составе кубинских ВВС смогут сохранить лишь вертолеты Ми-17, вся остальная техника будет неизбежно списана.

ВМС оказались не способны содержать большую часть кораблей и катеров советской постройки.

Подводный флот состоит в настоящее время из 4 СМПЛ типа «Дельфин» (вариант северокорейских СМПЛ типа «Юго»).

Крупнейшими надводными кораблями кубинских ВМС являются 2 «фрегата» типа «Рио Дамуджи». Они представляют собой бывшие испанские рыболовные траулеры, на которые установлены ПКР П-15У со списанных ракетных катеров и башня сухопутной ЗСУ-57-2. Самым большим «нормальным» боевым кораблем является корвет пр. 1241П.

Остаются на вооружении 6 ракетных катеров пр. 205У, 2-3 сторожевых катера пр. 205П и от 18 до 30 пр. 1400, 5-8 тральщиков (2-3 пр. 1265, 3-5 пр. 1258).

В отстое, возможно, находятся до 3 ПЛ пр. 641, 1 фрегат пр. 1159, до 12 ракетных катеров (до 5 пр. 205, до 7 пр. 205У), до 9 торпедных катеров пр. 206М, 1-2 тральщика пр. 1265 и до 7 пр. 1258, 1-2 ТДК пр. 771, однако в реальности вряд ли хотя бы один из этих кораблей и катеров способен вернуться в строй.

В ВМС Кубы имеется морская пехота в составе 2 батальонов. Значительным потенциалом обладает Береговая оборона. В ее составе имеются ПКРК П-15 (в т.ч. ПУ этих ПКР, снятые с ракетных катеров и установленные на шасси Т-55), а также орудия А-19, М-46, МЛ-20 (из числа тех, что описаны выше для сухопутных войск).

25 мая 1959 г. авария вертолета H-2 Революционных сил Кубы. Машина пилотируемая командующим ВВС Кубы - майором Педро Луисом Диасом Лансом (родился 8 июля 1926 года в городе Сантьяго де Куба, после падения режима Батисты стал личным пилотом Фиделя Кастро. 29 июня 1959 года, после смещения с поста командующего, совершил побег в США и с октября принял участие в налетах на Гавану!), потерпела аварию на взлете у н.п. Лагуна дель Тесаро. Вертолет, только что доставивший Фиделя в одну из провинций, возвращался на промежуточную базу для дозаправки. В ходе поисково-спасательных работ, которые осуществляли 4 легкомоторных самолета, вертолет H-2 и летающая лодка PBY-4 "Catalina" ВМС Кубы, были повреждены два самолета (вынужденную посадку на болотистой местности 26-го мая совершил один легкий самолет и аварийную посадку "на брюхо" 27-го мая, в аэропорту Сьюдад Либертад, совершила "Catalina", из-за отказа механизма выпуска шасси и повреждений днища корпуса, не позволивших произвести посадку на воду). Эта воздушная поисковая операция стала на редкость не удачной.

28 октября 1959 г. катастрофа самолета Cessna-310 Революционных сил Кубы. Самолет, перевозивший одного из лидеров революции - Камило Сэнфуэгоса, пропал над островным районом Карибского моря. При поисках экипажа и пассажиров были обнаружены брошенные на острове Кайо-Сале два самолета Cessna контрреволюционеров, которые бомбили 15 октября 1959 года Кубинскую электростанцию. Свой самолет найти не удалось и 8 человек считались пропавшими без вести.


19 февраля 1960 г., в 08:45, сбит легкий самолет Piper PA-24-250 Comanche антикубинской оппозиции. Взлет с аэродрома Тамиани во Флориде. Американский частный пилот Роберт Эллис Фрост (Robert Ellis Frost) атаковал сахарные плантации сентраля "Эспанья" в провинции Матансас. После того, как он сбросил первую самодельную зажигательную бомбу, по самолету открыли ружейный огонь. В результате попадания пули во вторую бомбу на борту произошел взрыв. Фрост и находившийся на месте второго пилота Онелио Сантана Роке (Onelio Santana Roque, бывший полицейский режима Батисты) погибли. На месте падения обломков обнаружены документы и карты, позволившие выдвинуть обвинения в преднамеренных враждебных действиях экипажа сбитого самолета с территории США.


21 февраля 1960 г. конфискация самолета B-25 N-7090. Двое бывших служащих кубинской авиакомпании, бежавших после революции в США - Боб Спиннинг и Эдуардо Уайтхаус, купили демилитаризованный бомбардировщик. Взлетев на нем с аэродрома в Вест Палм Бич, они направились в сторону Кубы и сбросили самодельные зажигательные бомбы на плантации в местечке Кохимар и районе Регла. Сразу после возвращения, по требованию кубинцев, самолет был арестован американскими властями. Всего с января по май 1960 года зафиксировано 40 полетов авиации контрреволюционеров над Кубой, в том числе для атаки сахарных плантаций и заводов, доставки оружия и эвакуации представителей павшего режима.


21 марта 1960 г. 6:00 боевая потеря самолета Piper PA-24-250 Comanche F-6137P Антикубинской оппозиции. Американские пилоты Говард Льюис Рэндиквист и Билл Спергаилер, действуя по заданию ЦРУ, взлетели с аэродрома во Флориде и направились в Кубинское воздушное пространство для подбора полковника Домасо Монтисекои. Посадку планировалось совершить у сентраля "Ла Карбонера", но из-за навигационной ошибки самолет оказался над 17-м километром шоссе Матансас-Варадеро и был обстрелян патрулем повстанческой армии Кубы. Автоматным огнем был поврежден двигатель и ранен в ногу один из пилотов, после вынужденной посадки оба американца были арестованы. Несколько позже схватили и Батистовского полковника Мантисекои.



24 марта 1960 г. истребители ВВС Кубы перехватили над столицей и принудили к посадке в Ранчо Бойерос самолет Beachcraft с американской гражданской регистрацией. Летчики Дон Эль Свесон и Линден Блю арестованы и позже были отпущены в результате переговоров.


12 мая 1960 г. боевая потеря легкомоторного самолета Piper «Apache» N4365P Антикубинской оппозиции. Американский пилот Мэттьюз Эдвард Дьюк взлетел с аэродрома в Палм Бич с целью эвакуировать пятерых контрреволюционеров с территории Кубы. Это был его 33-й подобный полет. При заходе на посадку в местечке Мариэль (24 км севернее Гаваны) самолет попал в засаду устроенную Кубинскими моряками и был сбит. Пилот погиб, а его тело было передано американскому дипломатическому представительству.


9 января 1961 г. свой гражданский самолет сбит по ошибке расчетом зенитной установки революционных сил Кубы над Варадеро. Среди трех погибших членов экипажа был второй пилот Эриберто Мартин Гусман, имевший чехословацкое гражданство.


4 марта 1961 г. в районе Баракоа, около Гаваны, потерпел аварию самолет AT-11 с бортовым номером H-156 Антикубинской оппозиции. Экипаж остался жив и покинул место падения (видимо эвакуирован другим самолетом).


23 марта 1962 г. американский сержант Бобби Джой Киси совершил побег на Кубу использовав легкий самолет Piper Commanche. Взлетев с аэродрома в Маратоне он приземлился на полосу Гаванского аэропорта Либертад и попросил политического убежища.


23 августа 1962 г. истребитель P-51D Доминиканских ВВС, пилотируемый летчиком лейтенантом Луисом Альберто Мартинез Ринконом, пропал над морем во время рутинного перелёта в Сарасоту. Из-за сильного ветра самолет уклонился от курса и сместился в сторону Кубы. Предположительно сбит МиГ-ами.


17 июля 1962 г. угон самолета Ан-2 CUE-801 принадлежавший кубинской гражданской компании был угнан летчиком Хулио Вальдесом на аэродром Ки-Уэст. Этот случай стал первым побегом кубинцев на самолете советского производства. Интересно то, что аппарат не вернули, тогда как другой Ан-2 CUE-799 перелетевший на Ямайку 22-го июля был возвращен с подачи США. За 40 лет было совершено не менее 14 побегов и угонов бипланов Ан-2, из них 10 самолетов вернули кубинцам (в т.ч. CUE-799, CUA-1188, CUA-1063, CUT-1094, CUA-1520, CUA-965, CUT-1183) и 3 не вернули (CUE-801, CUE-797, CUE-798), еще один разбился при побеге.


4 сентября 1962 г. во время учебного полета с авиабазы Сьюдад-Либертад, в Гаване, угнан учебно-тренировочный самолет Злин Z-326 Мастер-Тренер №578 ВВС Кубы. После посадки на авиабазе в Кей-Вест летчик-инструктор Жозе Диас Васкез попросил политического убежища в США, а курсант Эдель Рамирес Сантос пожелал вернуться на родину.


27 октября 1962 года боевая потеря самолета U-2 №343 s/n 56-6676 40-28 SWRFP USAF (Laughlan AFB, Texas). Самолет, пилотируемый м-ром Р. Андерсоном, выполнял задание по фотографированию военных объектов развернутых на територии Кубы. Полет проходил на высоте Н=21500 м. В 10:21, когда летчик уже взял курс на свою базу, самолет был поражен тремя ракетами ЗРК С-75. Обломки сбитого разведчика упали у н.п. Банес, а сам м-р Рудольф Андерсон, 1927 года рождения, погиб. Пуск ракет произвел расчет 507-го зрап м-ра Миновича.


8 июля 1963 г. летчик ВВС США Роберто Рамос Мишелена бежал на самолете Т-34 Ментор с авиабазы Тундаль. Посадка произведена на площадке Малекон, рядом со столицей Кубы.


24 сентября 1963 г. катастрофа самолета Beechcraft-55 Антикубинской оппозиции. Американские пилоты Александр Рурк и Джефри Салливан выполняли полет с аэродрома Форт Лодердеил для доставки боеприпасам контрреволюционерам на Кубе. Самолет с задания не вернулся, а оба пилота считались пропавшими без вести. Кубинские власти не сообщали о уничтожении каких либо летательных аппаратов в этот день.


20 марта 1964 г. угон вертолета Ми-4 №20 ВВС Кубы. Сразу после взлета из Гаваны члены экипажа Гильермо Сантос и Андрес Изагуирре застрелили командира вертолета Жозе Гарсиа и изменив курс полетели в сторону США, где совершили посадку на аэродроме Ки-Уэст. В грузовой кабине находился стрелок, который не пытался предотвратить угон.



29 июня 1964 г. на территории Кубы разбился легкий самолет Cessna 205 N8365Z Антикубинской оппозиции, пытавшийся бомбить сентраль Кайбариен в Вилья-Клара. Летчик Луис Диас Лопес погиб, а еще двое человек, находившихся на борту, остались живы и были арестованы (Инес Малагон Сантиэстебан и Луис Веларде Вальдес).


21 мая 1967 майор армии США Ричард Харвуд Пирс, 36 лет, произвел взлет на легком самолете Cessna-150 M8546J с аэродрома в Ки-Уэст и бежал на Кубу. Посадка произведена на аэродроме Либерти в 13:43. На борту так же находился четырехлетний сын перебежчика Ричард младший. После получения политического убежища Пирс лично встретился с Фиделем Кастро в отеле "Хавана Либре". Этот случай стал первым побегом американского военнослужащего на территорию коммунистической Кубы. Кроме всего Пирс занимал высокий пост при командире 4-й армии в авиационном исследовательском центре форт Сам Хьюстон и имел награды за участие во Вьетнамской компании.


29 декабря 1967 18:30 над заливом Кадис зенитная артиллерия Кубы сбила легкий частный самолет Teilorcraft L9467. Летчик Эверетт Джексон (27 лет), гражданин США из Лос-Анджелеса, взят в плен после вынужденной посадки.


5 октября 1969 г. угон самолета МиГ-17Ф №232 1913-й эскадрильи ВВС Кубы. Молодой летчик л-т Эдуардо Гуэрро Хименес в ходе учебно-тренировочного полёта пересек границу и приземлился на американской авиабазе Хомстед. Полет проходил на высоте 10-13 метров, что не позволило радарам вовремя его обнаружить. В момент посадки МиГ-а на той же авиабазе находился самолет "Air Force-1" президента США!


26 июня 1973 г. совершен угон бомбардировщика Canberra B. (I). Mk.52 FAV-1529 39-й эскадрильи ВВС Венесуэлы. Самолет пилотируемый экипажем в составе летчика к-на Аристидеса Гонсалез Салазара и техника серж. Карлоса Росендо Эчарре совершал рутинный тренировочный полет в группе из двух однотипных самолетов над Карибским морем. Летчик неожиданно изменил курс и произвел посадку на кубинской авиабазе Камягуэй, попросив политического убежища. Самолет и техника, не принимавшего участия в угоне, возвратили Венесуэле в июле того же года.


10 июня 1978 г. истребители ВВС Кубы принудили к посадке в Камягуэй легкомоторный самолет Beechkraft Baron частной летной школы "Турсэйр" (Опа Лока, США), после того как он нарушил воздушное пространство страны. На борту находились три человека, включая летчика Ланса Фифе и владельца летной школы Альберта Сакольски, возвращавшиеся в Маями из Колумбии через Арубу.


28 февраля 1980 г. с площадки Тамайами произвел взлёт частный самолет Beachcraft Baron. На борту находились владелец самолета-летчик Роберт Беннет и его приятель Вальтер Кларк, которые собирались достичь местечка Грейтер Инагуа, на Багамских островах. На маршруте у самолета произошел отказ одного двигателя, после чего была выполнена посадка на необитаемом острове в гряде Багамских островов. После оценки повреждений летчик повторно произвел взлёт на одном двигателе и уклонившись от намеченного маршрута пересек воздушную границу Кубы. Перехвачен истребителями МиГ-21 и принужден к посадке в Камягуэй.


август 1981 г. потеря буксируемого аэростата "Толстяк Альберт" ЦРУ. Аэростат, оснащенный аппаратурой помех и радиоразведки, осуществлял пеленгацию сигналов РТС Кубы. Налетевший шквал сорвал его с буксировочного фала и понес в сторону кубинского воздушного пространства. Во избежание попадания специальной аппаратуры в руки противника аэростат был сбит дежурной парой истребителей F-4 "Фантом", над заливом, на траверзе н.п. Кхен Джо.


20 марта 1991 г. угон самолета МиГ-23БН №722 ВВС Кубы. Майор Орестос Лоренсо Перес, 1963 года рождения, выполнявший тренировочный полет на невооруженном самолете, изменил курс, пересек воздушную границу США и произвел посадку на аэродроме Ки-Уэст. Летчик получил политическое убежище, но на этом история с побегом не закончилась. Лоренсо Перес арендовал самолет Cessna-210 и 19-го декабря 1992 года пересек на нем Кубинскую границу. В условленном месте он произвел посадку, забрал на борт свою жену Викторию Лоренсо с двумя детьми, после чего вернулся в США! Успешному осуществлению плана помогло хорошее знание слабых мест ПВО Кубы.


17 сентября 1993 г. угон самолета МиГ-21 №672 ВВС Кубы. Капитан Энио Равело Родригес (32 года) произвел взлет с авиабазы Сан Антонио де Лос Банос на не вооруженном самолете для выполнения рутинного тренировочного задания, в ходе которого самовольно изменил курс и на высоте 20 метров и скорости 800 км/ч пересек границу США. Посадку произвел на аэродроме Ки-Уэст.


24 февраля 1996 г. боевая потеря двух самолетов Cessna 337. Самолеты частной организации "Братья спасатели" действовали в районе Кубы, выполняя поиск плавсредств с незаконными эмигрантами. Всего в парке организации числились 5 самолетов Cessna 337B/C/J и один Cessna 173.В тот день с аэродрома Опа-Лока взлетело 4 самолета "Братьев спасателей", они двумя группами выдвинулись в намеченные зоны патрулирования, которые располагались непосредственно у Кубинской границы.
После обнаружения неопознаных воздушных целей вблизи своей границы Кубинцы подняли в воздух дежурные истребители. В 14:55 с аэродрома Сан Антонио произвели взлет истребитель МиГ-23МЛ и учебно-боевой МиГ-29УБ №900 (231-я эскадрилья, активное пилотирование осуществлял ветеран ангольской компании п-к Лоренсо Альберто Перес Перес). Через 15 минут истребители обнаружили самолет Cessna 337C N24563 в воздушном пространстве Кубы. Летчик МиГ-23МЛ включил БРЛС и осуществлял наблюдение за воздушной обстановкой, а экипаж МиГ-29УБ совершил предупредительный заход на самолет-нарушитель. На поданные сигналы пилот поршневого самолета не отреагировал и продолжал полет в направлении побережья Кубы. Предполагая, что самолет принадлежит наркоторговцам, экипаж МиГ-29УБ выполнил боевой заход и пуском ракеты Р-73 в 15:21 сбил нарушителя. Вскоре, к месту падения напарника подошел самолет Cessna-337B N54855, пилот которого так же нарушил Кубинское воздушное пространство, на предупредительные заходы истребителя не отреагировал и в 15:27 был сбит ракетой Р-73 пущенной истребителем МиГ-29УБ.
В поисках людей находившихся на борту сбитых машин задействованы вертолет Ми-17 ВВС Кубы, самолеты Falcon 20, C-130 и вертолеты HH-60, SA-365 береговой охраны США. Экипажи упавших самолетов состояли из двух человек каждый (Армандо Алеяндре и Марио Де Ла Пена, Карлос Коста и Пабло Моралес), все погибли.


31 июля 2001 года курсант лётной школы в Кей-Маратон Мило Джон Риз (55 лет), в первом же самостоятельном полете, изменил маршрут и перелетел на Кубу. При посадке в 16:47, на пляж в районе Кожимар, его самолёт Cessna-172N N734SP зацепил колёсами шасси бруствер и скапотировал. Лётчик не пострадал и был позже возвращен Кубинскими властями США, где отсидел шесть месяцев за угон воздушного судна.


21 мая 2002 года частный самолет Cessna 150L N5332Q летевший из Кей-Вест (США) в Козумель (Мексика) сбился с курса и совершил вынужденную посадку на территории Кубы у н.п. Сан Антонио Кэйп. пилот и пассажир не пострадали.