Первый спутник

в фотографиях

Запуск ракеты-носителя Спутник. Выход человечества в космос.

Стартовая площадка: ракета-носитель 8К71-ПС (Р-7) со Спутником-1.

Старт ракеты-носителя Р-7 с ИСЗ-1. РГАНТД.

Сборка "ПС-1".

"Простейший спутник первый". Процесс сборки.

Компоненты спутника.

Запуск спутника.

Заключительная проверка всех систем.

Внутренняя компоновка ИСЗ-1. РГАНТД.

Головной отсекатель и последняя ступень ракеты-носителя (кадр из учебного фильма).

Общий вид спутника.

Компоновочная схема ИСЗ-1. 1957 г. РГАНТД.

Копия первого в мире искусственного спутника Земли в Национальном музее авиации и космонавтики (National Air and Space Museum), Вашингтон.

Государственная комиссия, руководившая подготовкой пусков Первого и Второго искусственных спутников Земли. 3 ноября 1957 г. РГАНТД.

Слушая сигналы Спутника.

Радиолюбитель Roy Welch из Далласа (США) проигрывает на магнитофоне другим радиолюбителям записанные им сигналы первого советского спутника.

Почтовая марка СССР с изображением Спутника-1.

Почтовая марка, посвящённая 10-летию запуска 1-го спутника Земли - ИСЗ на околоземной орбите. Солнечная галактика - Дата 24 июня 1967.

Почтовый блок в честь 25-летия запуска первого в мире искусственного спутника Земли. СССР 1982 год.

Юбилейная марка "100 лет со дня рождения К.Э. Циолковского" с надпечаткой о запуске первого в мире спутника. Почта СССР 1957.

Памятник создателям первого советского искусственного спутника Земли. Установлен в 1958 году у метро "Рижская" в Москве. Скульптор Ковнер.

Внутри спутника. Макет, М 1:1.

Металлический ключ блокировки, последний оставшийся элемент от первого спутника. Блокировал соединение батарей и передатчика до запуска ракеты. Экспонат Национального музея авиации и космонавтики (National Air and Space Museum), Вашингтон. При выходе на орбиту уже другой предохранитель был отключён и Спутник начал подавать сигнал.

В честь 40-летия запуска спутника, 3 ноября 1997 года, с космической станции "Мир", космонавтами был запущен вручную "Спутник 40" - модель в размере 1/3 первого спутника. Спутник был сделан российскими и французскими студентами.

Примеры первых памятных значков, выпущенных в честь запуска советского спутника №1.

Художественный маркированный конверт посвящённый запуску спутника. Почта СССР, 1957.

Почтовая карточка ГДР, 1981-1983 год, из серии 48 почтовых карточек со штемпелями "25 лет космической эры". (нем. Geschichte der Raumfahrt Vom Feuerpfeil zu Sputnik 1).

Памятная медаль "В честь запуска в СССР первого в мире искусственного спутника Земли 4 октября 1957. Академия наук СССР".

Первая и четвертая страницы обложек журналов "Радио", №12, 1957 и №1, 1958.

Ракета-носитель "Спутник". Слева видны три спутника, которые она выводила на орбиту земли.

Форма радиосигналов первого ИСЗ.

Радиолюбители - призеры журнала "Радио" за научно ценные наблюдения за первыми ИСЗ. "Радио", 1958, №1.

Картина А. Соколова "Свершилось!".

Звуки спутника

(0:14) Запись сделана в Чехословакии

(2:28) Запись сделана в Вашингтоне

(0:23) Запись сделана в Германии

Спутник передавал сигналы в виде телеграфных посылок (т.н. "бипов") длительностью около 0,3 секунды.
Радиоволны шли на двух частотах 20,005 и 40,002 МГц.

Частота сигналов и пауза определялись 2 датчиками:
- давления, порог срабатывания: 0,35 атм
- температуры, порог срабатывания: +50 °С и 0 °С

Радиопередатчики работали в течение двух недель.



Интересные факты:

☆ 30 января 1956 г. вышло постановление о выводе на орбиту в 1957-1958 гг. «Объекта „Д“» - спутника с научной аппаратурой. 200-300 кг научной аппаратуры должна была разработать Академия наук СССР.
14 января 1957 г. Советом Министров СССР утверждена программа лётных испытаний Р-7. И Королёв отправил докладную записку в Совет Министров, написав, что 2 ракеты могут быть готовы, в спутниковом варианте, в апреле - июне 1957, "и запущены сразу же после первых удачных пусков межконтинентальной ракеты".
В феврале на полигоне шли строительные работы, а две ракеты уже были готовы. Королёв, понимая, что аппаратура для спутника будет делаться ещё долго, послал правительству неожиданное предложение:
Имеются сообщения о том, что в связи с Международным геофизическим годом США намерены в 1958 году запустить ИСЗ. Мы рискуем потерять приоритет. Предлагаю вместо сложной лаборатории - объекта «Д» вывести в космос простейший спутник.

☆ После того как Спутник начал подавать сигналы, начался анализ поступивших телеметрических данных. Оказалось:
- Один двигатель "запаздывал", но не менее, чем за секунду до контрольного времени, всё-таки вышел на штатный режим (и старт не был автоматически отменён).
- На 16-й секунде полёта система управления подачи топлива перестала работать, начался повышенный расход керосина, центральный двигатель отключился на 1 секунду раньше расчётного времени. Отключись он немного раньше и первая космическая скорость могла быть не достигнута.

☆ Многие СМИ того времени писали что спутник можно было наблюдать на небе невооружённым глазом, на самом деле его нельзя было так просто увидеть. А звёздочка, которую видело большое количество людей, была второй ступенью - центральным блоком ракеты (весом 7,5 тонн), он также вышел на орбиту и двигался пока не сгорел.

☆ Советское правительство передало модель "Спутника-1" в дар ООН, модель размещена во входном зале Штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

☆ В честь 40-летия запуска первого спутника, 4 ноября 1997 года, космонавтами с орбитальной станции "Мир" был вручную запущен "Спутник-40" (модель сделанная российскими и французскими студентами, в масштабе 1:3).

☆ В 2003 году копию "Спутника-1" пытались продать на аукционе eBay. По оценкам некоторых исследователей, в Советском Союзе было изготовлено от четырёх до двадцати моделей (точных копий), для тестирования, демонстраций и дипломатических подарков. Точное количество моделей никто не может назвать, т.к. это было засекреченной информацией, тем не менее многие музеи мира уверяют что у них аутентичная копия.

Эта статья представит читателю такую интереснейшую тему, как космическая ракета, ракета-носитель и весь тот полезный опыт, который это изобретение принесло человечеству. Также будет рассказано и о полезных грузах, доставляемых в космическое пространство. Освоение космоса началось не так давно. В СССР это была середина третьей пятилетки, когда окончилась Вторая мировая война. Космическая ракета разрабатывалась во многих странах, однако даже США обогнать нас на том этапе не удалось.

Первые

Первой в удачном запуске ушла из СССР космическая ракета-носитель с искусственным спутником на борту 4 октября 1957 года. Спутник ПС-1 удалось вывести на околоземную орбиту. Нужно отметить, что для этого понадобилось создать шесть поколений, и только седьмого поколения космические ракеты России смогли развить нужную для выхода в околоземное пространство скорость - восемь километров в секунду. Иначе невозможно преодолеть притяжение Земли.

Это стало возможным в процессе разработок баллистического оружия дальнего радиуса, где применялось форсирование двигателя. Не следует путать: космическая ракета и космический корабль - это разные вещи. Ракета - средство доставки, а корабль крепится на неё. Вместо него там может быть что угодно - космическая ракета может нести на себе и спутник, и оборудование, и ядерную боеголовку, что всегда служило и до сих пор служит сдерживанием для ядерных держав и стимулом к сохранению мира.

История

Первыми теоретически обосновали запуск космической ракеты русские учёные Мещерский и Циолковский, которые уже в 1897 году описали теорию её полёта. Значительно позже эту идею подхватили Оберт и фон Браун из Германии и Годдард из США. Именно в этих трёх странах началась работа над задачами реактивного движения, создания твёрдотопливных и жидкостных реактивных двигателей. Лучше всех эти вопросы решались в России, по крайней мере твёрдотопливные двигатели уже широко использовались во Второй мировой войне ("Катюши"). Жидкостные реактивные двигатели лучше получились в Германии, создавшей первую баллистическую ракету - "Фау-2".

После войны команда Вернера фон Брауна, прихватив чертежи и разработки, нашла приют в США, а СССР вынужден был довольствоваться небольшим количеством отдельных узлов ракеты без какой бы то ни было сопроводительной документации. Остальное придумали сами. Ракетная техника развивалась стремительно, всё более увеличивая дальность и массу несомого груза. В 1954 году началась работа над проектом, благодаря которому СССР смог первым осуществить полет космической ракеты. Это была межконтинентальная двухступенчатая баллистическая ракета Р-7, которую вскоре модернизировали для космоса. Она получилась на славу - исключительно надёжная, обеспечившая множество рекордов в освоении космического пространства. В модернизированном виде её используют до сих пор.

"Спутник" и "Луна"

В 1957 году первая космическая ракета - та самая Р-7 - вывела на орбиту искусственный "Спутник-1". США чуть позже решили повторить такой запуск. Однако в первую попытку их космическая ракета в космосе не побывала, она взорвалась на старте - даже в прямом эфире. "Авангард" был сконструирован чисто американской командой, и он не оправдал надежд. Тогда проектом занялся Вернер фон Браун, и в феврале 1958 года старт космической ракеты удался. А в СССР тем временем модернизировали Р-7 - к ней была добавлена третья ступень. В результате скорость космической ракеты стала совсем другой - была достигнута вторая космическая, благодаря которой появилась возможность покидать орбиту Земли. Ещё несколько лет серия Р-7 модернизировалась и совершенствовалась. Менялись двигатели космических ракет, много экспериментировали с третьей ступенью. Следующие попытки были удачными. Скорость космической ракеты позволяла не просто покинуть орбиту Земли, но и задуматься об изучении других планет Солнечной системы.

Но сначала внимание человечества было практически полностью приковано к естественному спутнику Земли - Луне. В 1959 году к ней вылетела советская космическая станция "Луна-1", которая должна была совершить жёсткую посадку на лунной поверхности. Однако аппарат из-за недостаточно точных расчётов прошёл несколько мимо (в шести тысячах километров) и устремился к Солнцу, где и пристроился на орбиту. Так у нашего светила появился первый собственный искусственный спутник - случайный подарок. Но наш естественный спутник недолго находился в одиночестве, и в этом же 1959-м к нему прилетела "Луна-2", выполнив свою задачу абсолютно правильно. Через месяц "Луна-3" доставила нам фотографии обратной стороны нашего ночного светила. А в 1966-м прямо в Океане Бурь мягко приземлилась "Луна-9", и мы получили панорамные виды лунной поверхности. Лунная программа продолжалась ещё долго, до той поры, когда американские космонавты на ней высадились.

Юрий Гагарин

День 12 апреля стал одним из самых знаменательных дней в нашей стране. Невозможно передать мощь народного ликования, гордости, поистине счастья, когда объявили о первом в мире полёте человека в космос. Юрий Гагарин стал не только национальным героем, ему рукоплескал весь мир. И потому 12 апреля 1961 года - день, триумфально вошедший в историю, стал Днём космонавтики. Американцы срочно попытались ответить на этот беспрецедентный шаг, чтобы разделить с нами космическую славу. Через месяц состоялся вылет Алана Шепарда, но на орбиту корабль не выходил, это был суборбитальный полёт по дуге, а орбитальный у США получился только в 1962-м.

Гагарин полетел в космос на космическом корабле "Восток". Это особая машина, в которой Королёв создал исключительно удачную, решающую множество всевозможных практических задач космическую платформу. Тогда же, в самом начале шестидесятых, разрабатывался не только пилотируемый вариант космического полёта, но был выполнен и проект фото-разведчика. "Восток" вообще имел множество модификаций - более сорока. И сегодня эксплуатируются спутники из серии "Бион" - это прямые потомки корабля, на котором совершён первый полёт человека в космос. В этом же 1961 году гораздо более сложная экспедиция была у Германа Титова, который целые сутки провёл в космосе. Соединённые Штаты смогли это достижение повторить только в 1963 году.

"Восток"

Для космонавтов на всех кораблях "Восток" было предусмотрено катапультное кресло. Это было мудрым решением, поскольку одно-единственное устройство выполняло задачи и на старте (аварийное спасение экипажа), и мягкую посадку спускаемого аппарата. Конструкторы сосредоточили усилия на разработке одного устройства, а не двух. Это уменьшало технический риск, в авиации система катапульт в то время уже была отлично отработана. С другой стороны, огромный выигрыш во времени, чем если проектировать принципиально новое устройство. Ведь космическая гонка продолжалась, и её выигрывал с довольно большим отрывом СССР.

Таким же образом приземлился и Титов. Ему повезло опуститься на парашюте около железной дороги, по которой ехал поезд, и его немедленно сфотографировали журналисты. Система посадки, которая стала самой надёжной и мягкой, разработана в 1965 году, в ней используется гамма-высотомер. Она служит и до сих пор. В США этой технологии не было, именно поэтому все их спускаемые аппараты, даже новые Dragon SpaceX не приземляются, а приводняются. Только шаттлы являются исключением. А в 1962 году СССР уже начал групповые полёты на космических кораблях "Восток-3" и "Восток-4". В 1963 году отряд советских космонавтов пополнился первой женщиной - Валентина Терешкова побывала в космосе, став первой в мире. Тогда же Валерий Быковский поставил не побитый до сих пор рекорд длительности одиночного полёта - он пробыл в космосе пять суток. В 1964 году появился многоместный корабль "Восход", США и тут отстали на целый год. А в 1965-м Алексей Леонов вышел в открытый космос!

"Венера"

В 1966 году СССР начал межпланетные перелёты. Космический корабль "Венера-3" совершил жёсткую посадку на соседнюю планету и доставил туда глобус Земли и вымпел СССР. В 1975-м "Венере-9" удалось совершить мягкую посадку и передать изображение поверхности планеты. А "Венера-13" сделала цветные панорамные снимки и звукозапись. Серия АМС (автоматические межпланетные станции) для изучения Венеры, а также окружающего космического пространства продолжает совершенствоваться и сейчас. На Венере условия жёсткие, а достоверной информации о них практически не было, разработчики ничего не знали ни о давлении, ни о температуре на поверхности планеты, всё это, естественно, осложняло исследование.

Первые серии спускаемых аппаратов даже плавать умели - на всякий случай. Тем не менее поначалу полёты удачными не были, зато впоследствии СССР настолько преуспел в венерианских странствиях, что эту планету стали называть русской. "Венера-1" - первый из космических аппаратов в истории человечества, предназначенный для полёта на другие планеты и их исследования. Был запущен в 1961 году, через неделю потерялась связь от перегрева датчика. Станция стала неуправляемой и смогла сделать только первый в мире пролёт вблизи Венеры (на расстоянии около ста тысяч километров).

По стопам

"Венера-4" помогла нам узнать, что на этой планете двести семьдесят один градус в тени (ночная сторона Венеры), давление до двадцати атмосфер, а сама атмосфера - девяносто процентов углекислого газа. А ещё этот космический аппарат обнаружил водородную корону. "Венера-5" и "Венера-6" многое поведали нам о солнечном ветре (потоки плазмы) и его структуре вблизи планеты. "Венера-7" уточнила данные о температуре и давлении в атмосфере. Всё оказалось ещё сложнее: температура ближе к поверхности была 475 ± 20°C, а давление выше на порядок. На следующем космическом аппарате было переделано буквально всё, и через сто семнадцать суток "Венера-8" мягко привенерилась на дневной стороне планеты. На этой станции был фотометр и множество дополнительных приборов. Главное - была связь.

Оказалось, что освещение на ближайшей соседке почти не отличается от земного - как у нас в пасмурный день. Да там не просто пасмурно, погодка разгулялась по-настоящему. Картины увиденного аппаратурой просто ошеломили землян. Помимо этого, был исследован грунт и количество аммиака в атмосфере, измерена скорость ветра. А "Венера-9" и "Венера-10" смогли показать нам "соседку" по телевизору. Это первые в мире записи, переданные с другой планеты. А сами эти станции и теперь искусственные спутники Венеры. На эту планету последними летали "Венера-15" и "Венера-16", которые тоже стали спутниками, предварительно снабдив человечество абсолютно новыми и нужными знаниями. В 1985 году продолжением программы стали "Вега-1" и "Вега-2", которые изучали не только Венеру, но и комету Галлея. Следующий полёт планируется в 2024 году.

Кое-что о космической ракете

Поскольку параметры и технические характеристики у всех ракет отличаются друг от друга, рассмотрим ракету-носитель нового поколения, например "Союз-2.1А". Она является трёхступенчатой ракетой среднего класса, модифицированным вариантом "Союза-У", который весьма успешно эксплуатируется с 1973 года.

Данная ракета-носитель предназначена для того, чтобы обеспечить запуск космических аппаратов. Последние могут иметь военное, народнохозяйственное и социальное назначение. Эта ракета может выводить их на разные типы орбит - геостационарные, геопереходные, солнечно-синхронные, высокоэллиптические, средние, низкие.

Модернизация

Ракета предельно модернизирована, здесь создана принципиально иная цифровая система управления, разработанная на новой отечественной элементной базе, с быстродействующей бортовой цифровой вычислительной машиной с гораздо большим объёмом оперативной памяти. Цифровая система управления обеспечивает ракету высокоточным выведением полезных нагрузок.

Кроме того, установлены двигатели, на которых усовершенствованы форсуночные головки первой и второй ступеней. Действует другая система телеизмерений. Таким образом повысилась точность выведения ракеты, её устойчивость и, разумеется, управляемость. Масса космической ракеты не увеличилась, а полезный выводимый груз стал больше на триста килограммов.

Технические характеристики

Первая и вторая ступени ракеты-носителя оснащены жидкостными ракетными двигателями РД-107А и РД-108А от НПО "Энергомаш" имени академика Глушко, а на третьей ступени установлен четырёхкамерный РД-0110 от КБ "Химавтоматики". Ракетным топливом служат жидкий кислород, являющийся экологически чистым окислителем, а также слаботоксичное горючее - керосин. Длина ракеты - 46,3 метра, масса на старте - 311,7 тонн, а без головной части - 303,2 тонны. Масса конструкции ракеты-носителя - 24,4 тонны. Компоненты топлива весят 278,8 тонн. Лётные испытания "Союза-2.1А" начались в 2004 году на космодроме Плесецк, и прошли они успешно. В 2006-м ракета-носитель произвела первый коммерческий полёт - вывела на орбиту европейский метеорологический космический аппарат "Метоп".

Нужно сказать, что у ракет разные возможности вывода полезной нагрузки. Носители есть лёгкие, средние и тяжёлые. Ракета-носитель "Рокот", например, выводит космические аппараты на околоземные низкие орбиты - до двухсот километров, а потому ей по силам нагрузка в 1,95 тонн. А вот "Протон" - тяжёлого класса, на низкую орбиту он может вывести 22,4 тонн, на геопереходную - 6,15, а на геостационарную - 3,3 тонны. Рассматриваемая нами ракета-носитель предназначена для всех площадок, которыми пользуется "Роскосмос": Куру, Байконур, Плесецк, Восточный, и работает в рамках совместных российско-европейских проектов.

На сегодняшний момент наука шагнула далеко вперед, а ученые смогли создать огромное многообразие самых разнообразных машин, приспособлений и устройств. Космическая техника не отстает в этом направлении, и порою простому человеку трудно понять, чем отличается один вид оборудования от другого. Например, в чем различия ракеты от спутника? Разберемся более подробно в этой теме.

Спутник представляет собой созданный человеком космический аппарат, который выпущен на орбиту планеты и вращается там достаточно длительное время. Для чего человеку запускать искусственный спутник в космическое пространство? Ответ прост – для изучения самых разнообразных природных явлений и процессов. Так, некоторые спутники связаны с изучением различных галактик, других планет Солнечной системы и иных космических объектов, другие – с исследованием поведения животных вне привычной среды их обитания, третьи – для фиксации изменений климатических условий на планете, четвертые — для трансляции телевидения и так далее. Но какой бы тип искусственного спутника ни рассматривался, основная их функция – собирать или получать какую-либо информацию и передать полученные для дальнейшего анализа.

Спутник

Ракета является искусственно созданным объектом, который двигается за счет какой-либо силы. Соответственно, каждый такой объект имеет специальные двигатели, самым распространенным из которых является химический. Смысл его действия заключается в том, что особое ракетное топливо окисляется в камере сгорания, а выделяющаяся при этом энергия дает ракете возможность двигаться. Назначение ракет можно свести к трем основным позициям, наиболее известной из которых является военное дело, то есть эти механизмы используются для нанесения какого-либо удара по противоборствующей стороне. Но, кроме этого, ракеты используются также и в качестве транспортного механизма, когда, например, в космическое пространство необходимо доставить какой-нибудь груз. И третьей целью создания такого типа устройств является возможность их использования для изучения метеорологических и геофизических изменений на планете.


Ракета

Итак, спутник и ракета – это научные труды и действия многих ученых, но цель создания этих механизмов различна. Спутники призваны изучать различные процессы, происходящие на поверхности Земли и в космическом пространстве рядом с ней. В свою очередь ракеты призваны не только исследовать различные природные явления, но также служить военному делу или доставлять необходимые грузы в определенные точки. Спутники не обладают каким-либо двигателем для передвижения (хотя иногда встречаются небольшие двигатели для корректировки орбиты), а ракеты имеют специальное устройство, способное придавать им реактивную силу для перемещения в пространстве.

Выводы сайт

  1. У спутников только одна цель – исследование, в то время как у ракет их три – исследование, транспортировка и оборона.
  2. Ракеты передвигаются при помощи энергии, возникающей при сгорании топлива, а спутники двигаются под действием скорости, которую им придали первоначально.

После войны но инициативе ряда развитых стран начинается разработка и оснащение армий новым оружием-боевыми ракетами дальнего радиуса действия. Наша страна, вынесшая на своих плечах основное бремя самой страшной и разрушительной в истории человечества войны, вынужденная восстанавливать разрушенное войной хозяйство, не могла в то же время пренебрегать своей обороноспособностью. Создать невиданную доселе технику предстояло своими силами, и вот в мае 1946 года на базе артиллерийского завода № 88 в Подлипках создается Государственный союзный научно-исследовательский институт (НИИ-88) по ракетному вооружению с проектно-конструкторской и производственной базой. В августе 1946 года начальником и главным конструктором 3-го отдела специального конструкторского бюро, где должны создаваться мощные баллистические ракеты, назначают С. П. Королева.


РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ "ЭНЕРГИЯ" им С.П. КОРОЛЕВА


В 1947 г. в составе НИИ-88 создан отдел систем управления, который возглавил Борис Евсеевич Черток. В 1936 г. командование германского вермахта перевело работы по баллистическим ракетам из-под Берлина на армейский исследовательский центр Пенемюнде, создаваемый на островах Балтийского моря. Строительство центра началось в 1936 г. В 1937 г. в нем поселились первые 90 сотрудников. Техническим руководителем центра назначается Вернер фон Браун, ставший впоследствии одним из ведущих специалистов США по ракетной технике. Разработки, исследования и испытания шли параллельно со строительством, которое в основном было закончено за три года. Фирму, осуществляющую строительные работы, возглавил будущий президент ФРГ Генрих Любке.

РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ "ЭНЕРГИЯ"


В Европе шла подготовка к войне, но ни одна из разведок союзных стран не представляла себе истинных целей и масштабов работы в Пенемюнде. В центре проектировались ракеты, имелись производственные цеха и испытательные стенды, установка для запуска баллистических ракет и катапульта для пусков самолетов-снарядов «Фау-1». В Пенемюнде работало около 15 тысяч человек. Здесь были разработаны «Фау-1», «Фау-2» (А-4), испытаны в полете ракеты А-3, А-5, начата разработка двухступенчатых ракет А-6 - А-10, испытаны противосамолетные ракеты «Вассерфаль» и «Тайфун».
К концу войны Германии удалось создать управляемую баллистическую ракету дальнего действия А-4, или «Фау-2», способную перебросить около 1 т взрывчатки на расстояние 270 км за 5 мин. Двигатель «Фау-2» работал на жидком кислороде и 75-процентном этиловом спирте, развивал силу тяга 0,25 МН (25 тс). Ракета имела несовершенную конструкцию и малую точность полета. Американцы, захватившие несколько сот ракет А-4, с помощью основных участников их разработки развернули в США широкую программу исследований. За рубежом были уверены, что обескровленному войной советскому народу еще долго не удастся самостоятельно решить проблему создания мощных управляемых ракет.
Однако 10 декабря 1948 года успешно стартовала и, пролетев около 300 км, попала в заданную цель баллистическая ракета дальнего действия Р-1 на жидком топливе, копия ракеты «Фау-2», созданная под руководством С. П. Королева. А вскоре в ОКБ Королева был разработан вариант ракеты Р-1, специально предназначенный для запуска по вертикальной траектории и получивший обозначение В-1А. Стартовая масса ракеты около 14 т. Высота подъема до 100 км. На ракете установлен ЖРД РД-100. Высотная ракета В-1Б отличааась отделяемой головной частью и двумя закрепленными на корпусе «мортирами». В них находились контейнеры с аппаратурой геофизического института (ГеоФИАН) для взятия проб воздуха на большой высоте.
В 1950 г. в составе НИИ-88 создано особое КБ-1 под руководством С. П. Королева. В том же году была создана баллистическая одноступенчатая ракета Р-2 с прицельной дальностью 600 км. В 1951 г. она принята на вооружение.

БОЕВЫЕ РАКЕТЫ

ПЕРВЫЕ РАКЕТЫ ОКБ-1 (НАЧАЛО ПУТИ)

ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ



В июне 1951 года принято решение об организации в Днепропетровске нового завода по ракетостроению с передачей ему серийного изготовления ракет Р-1, а в дальнейшем ракет Р-2 и Р-5.
В 1953 г. проведены первые пуски ракеты Р-5 с дальностью полета 1200 км, ее модификация - носитель атомного заряда - положила начало созданию ракетно-ядерного щита СССР.
Первая оперативно-тактическая ракета Р-11 на долгохранящемся топливе была создана в 1953 г. Она имела такие же характеристики, как Р-1, но массу в несколько раз меньшую, а также принципиальные преимущества в эксплуатации.


В 1958 г. ведение работ по этой тематике передано КБ, руководимому В. П. Макеевым, в городе Миасс на Урале. Крупнейшим мероприятием в научной жизни послевоенного периода стал Международный географический год. проходивший с 1 июля 1957 года по 31 декабря 1958 года. К этому времени в нашей стране под руководством С. П. Королева были созданы новые ракеты, во всех отношениях превосходящие ракету В-1А. Они и послужили основой для разработки геофизических ракет второго поколения.
В 1956 г. из НИИ-88 выделилось ОКБ-1, ставшее самостоятельной организацией под руководством С. П. Королева.
Первый пуск построенной на базе ракеты Р-2 геофизической ракеты В-2А был осуществлен 16 мая 1957 года. При этом полезный груз массой 2200 кг был поднят на высоту более 200 км и успешно возвращен на Землю.
С 1958 г. начинается третий этап систематических исследований верхней атмосферы до высот более 500 км при помощи геофизических ракет В-5А, В-5В. Эксперименты С помощью ракеты В-5А дали ценнейший материал для разработки систем, обеспечивающих жизнедеятельность и спасение человека в космическом полете.

МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА Р-7


21 августа 1957 года совершила первый успешный полет межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, разработанная коллективом Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) под руководством главного конструктора Сергея Павловича Королева. Выдающийся организаторский талант, настойчивость и воля С. П. Королева способствовали созданию мощной кооперации научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, обеспечивших необходимые научные исследования и разработку систем, агрегатов и приборов нового по своей концепции изделия ракетной техники. Задуманная и эксплуатируемая как боевая ракета, Р-7, получившая индекс 8К71, обладала энергетическими возможностями, позволявшими вывести в космос на околоземную орбиту головную часть весом до 1400 кг. Поэтому после успешных пусков ракеты 8К71 как баллистической она была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли.
История создания ракеты Р-7 началась задолго до ее первого старта - в конце 40-х - начале 50-х гг. Тогда по результатам разработок одноступенчатых баллистических ракет Р-1, Р-2, Р-3 и Р-5. которыми руководил Сергей Павлович Королев, стало ясно, что для достижения территории потенциального противника на другом континенте необходима значительно более мощная составная многоступенчатая ракета, идея которой была предложена еще К. Э. Циолковским.
Техническая реальность создания таких ракет и достижения с их помощью не только больших дальностей полета, но и выведения на орбиты ИСЗ полезных грузов впервые в нашей стране была понята Михаилом Клавдисвичем Тихонравовым. В 1947 г. он организовал в НИИ артиллерийских наук группу, которая начала проводить систематические исследования возможности создания составных баллистических ракет. Он же предложил создавать такие ракеты на основе «пакета» одноступенчатых ракет. Полученные этой группой результаты в конце 1947 г. были доложены Сергею Павловичу Королеву и академику Анатолию Аркадьевичу Благонравову, который в то время руководил всеми работами по исследованию верхних слоев атмосферы. Оба ученых сразу поняли всю важность этих результатов и открываемые ими перспективы.
С. П. Королев принял решение провести эскизное проектирование мощной составной ракеты (получившей индекс Р-7). В мае 1954 года вышло постановление Правительства, в котором официально перед ОКБ-1 была поставлена задача создания баллистической ракеты, способной нести термоядерный заряд на межконтинентальную дальность. Одновременно была создана комиссия во главе с генерал-лейтенантом Василием Ивановичем Вознюком, которая должна была рассмотреть вопрос о строительстве специальною испытательного полигона. На новом полигоне должны были быть предусмотрены районы падения всех отделяемых частей такой ракеты и необходимый для отработки точности стрельбы полигон падения ее головных частей. Комиссия остановила свои выбор на местности в районе станции Тюра-Там Кзыл-Ординской области, ставшей затем космодромом Байконур, а соответствующие полигоны падения были запланированы в Акмолинской области (для отработанных ступеней ракеты) и на полуострове Камчатка (для головных частей ракеты). Уже в июне 1955 года военные строители под командованием генерала Георгия Максимовича Шубникова начали работы на территории будущего космодрома.
Непосредственно конструирование ракеты Р-7 началось в ОКБ-1 в 1953 г. Новые мощные двигатели для Р-7 параллельно разрабатывались в ОКБ-456, руководимом Валентином Петровичем Глушко. Систему управления проектировали Николай Алексеевич Пилюгин и Борис Николаевич Петров, стартовый комплекс - Владимир Павлович Бармин. К работе был привлечен и ряд других организаций.
Работы по созданию первой межконтинентальной ракеты возглавил Сергей Павлович Королев. Они должны были проходить в три этапа; с января 1954 по март 1957 года - отработка конструкции в НИИ и на заводах; с марта 1957 по июль 1958 года - летно-конструкторские испытания; с сентября 1958 по ноябрь 1959 года - зачетные государственные испытания.
Коллективу конструкторов предстояло решить ряд сложных задач, связанных в первую очередь с проблемой разделения ступеней, надежным запуском второй ступени, решением проблем низкочастотных колебаний корпуса ракеты. Кроме этого, необходимо было разработать новую конструкцию головной части, которая могла бы совершать вход в атмосферу со скоростями, близкими к первой космической. Довольно сложной оказалась задача обеспечения синхронизации и одновременного опорожнения баков различных ракетных блоков.
Опыта создания двухступенчатых ракет к тому времени практически не было ни в нашей стране, ни за рубежом, кроме экспериментальных пусков в США в 1948-1950 гг. двухступенчатой жидкостной ракеты по проекту «Бампер». На этой ракете в качестве первой ступени использовалась доработанная ракета «Фау-2», а в роли второй ступени - небольшая экспериментальная ракета с вытеснительной системой подачи. Эти пуски подтвердили принципиальные преимущества двухступенчатых ракет. Часто можно услышать мнение, что ракета Р-7 была создана на основе немецкого опыта ракетостроения. Действительно, наши первые ракетчики многому научились у немцев. Ракета Р-1 была копией немецкой «Фау-2». Ракеты Р-2, Р-5 явились развитием Р-1. Это была школа. Немецкую школу «Фау-2» прошли и американцы.
Ракета Р-7 явилась экзаменом на зрелость. Это яркий пример самобытного, творческого подхода к решению сложнейших задач, которые до этого даже не возникали в технике. В ней отчетливо проявились черты «королевской» школы в отечественном ракетостроении. Для проведения летных испытаний на созданном полигоне была сформирована специальная войсковая часть, которая 15 мая 1957 года с площадки № 1 произвела первый пуск «семерки» (так неофициально стали называть новую ракету). Он оказался неудачным: один из боковых блоков отстыковался за десять секунд до срока, вследствие чего возник пожар в хвостовом отсеке. Очередной пуск, запланированный на 11 июня 1957 года, не состоялся из-за неисправности двигателя центрального блока - на старте вследствие попадания влаги «замерзли» кислородные клапаны. Пуск 12 июля 1957 года тоже оказался аварийным из-за неисправности системы управления - ракета упала в 6 км от старта. И только попытка 21 августа 1957 года была успешной: головная часть долетела до Камчатки и упала в заданном районе.
Параллельно с работой над ракетой шла разработка и первого искусственного спутника Земли, возможность запуска которого с помощью двухступенчатой ракеты была просчитана еще в конце 1953 г. группой М. К. Тихонравова. Первый простейший спутник был сделан очень быстро, буквально за месяц, и уже 4 октября 1957 года был осуществлен его успешный запуск. Большой вклад в реализацию этой идеи внес Мстислав Всеволодович Келдыш, бывший в те годы президентом АН СССР.
Первые «семерки» были изготовлены в подмосковном Калининграде - на заводе № 88, который являлся опытным производством ОКБ-1. Возможности опытного завода были ограничены, поэтому в феврале 1958 года ведущий конструктор «семерки» Дмитрий Ильич Козлов получил назначение в г. Куйбышев для организации на базе авиационного завода № 1 (ныне завод «Прогресс»), на котором изготавливались бомбардировщики, серийного производства ракет Р-7. И уже в декабре 1958 года со сборочной линии завода сошли первые серийные изделия.
Для модернизации изготавливаемых заводом ракет на территории завода № 1 С. П. Королев в июле 1959 года создал специальное конструкторское бюро (отдел 25), ставшее родоначальником будущего ЦСКБ. Изготовленные заводом № 1 серийные межконтинентальные ракеты поступили на вооружение вновь созданных ракетных войск стратегического назначения. В течение 1958-1959 гг. ОКБ-1 провело модернизацию ракеты Р-7. Усовершенствованная ракета Р-7А получила индекс 8К74. Завод начал серийное производство нового изделия с III квартала 1960 г. Ракета 8К74 находилась в эксплуатации до 1967 г.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ "СПУТНИК"



ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЖРД РД-107

1 - Рулевые камеры;
2 - Узел поворота рулевой камеры;
3 - Трубопроводы окислителя рулевых камер;
4 - Трубопроводы горючего рулевых камер;
5 - Основные камеры;
7 - Парогазо-генератор;
8 - Турбина;
9 - Насос окислителя;
10 - Насос горючего;
11 - Датчик давления системы регулирования тяги;
12 - Главный клапан окислителя;
13 - Трубопроводы окислителя основных камер;
14 - Главный клапан горючего;
15 - Трубопровод горючего основной камеры;
16 - Пуско-отсечный клапан перекиси водорода;
17 - Редуктор давления;
18 - Насос перекиси водорода;
19 - Воздушный редуктор с электроприводом;
20 - Насос жидкого азота;
21 - Дроссель системы опорожнения баков с электроприводом

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ "СПУТНИК"


ДВИГАТЕЛЬ ВТОРОЙ СТУПЕНИ РД-108


МБР Р-7 имела стартовую массу 278 т и обеспечивала доставку головной части (ГЧ) массой 5.4 т на дальность до 8800 км. Модификация Р-7А оснащалась более легкой ГЧ, массой 3.0 т, которую она «забрасывала» на дальность 12500 км при стартовой массе ракеты 275 т. Боевое дежурство данных МБР было организовано и на севере страны, в Архангельской области, недалеко от железнодорожной станции Плесецк. Ракета Р-7А требовала 14 часов подготовки на технической позиции и 9 часов на старте, поэтому она не удовлетворяла все возрастающим требованиям по боеготовности и в качестве боевой просуществовала недолго. Однако идеи, заложенные в конструкцию ракеты, оказались настолько плодотворными, что вот уже более 40 лет РН, созданные на ее основе, являются основным транспортным средством выведения космических аппаратов как научного, так и военного назначения. На базе ракеты Р-7 создано несколько ее модификаций. Первой среди них является РН «Спутник», с помощью которой на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли. Фактически это была ракета Р-7 с доработанной системой управления. Спутник (ПC-1) выполнен в виде шара диаметром 58 см, массой 83.6 кг. В октября 1957 года в эфире зазвучали позывные первого спутника, началась космическая эра человечества.