«Дошкольники познают мир нефти» Экологический проект

  • Развивать у детей самостоятельность мышления, гибкость и осмысленность в практическом применении знаний.
  • Учить детей выделять новые незнакомые качества, свойства природных объектов, по-новому смотреть на то, что раньше казалось обычным и хорошо знакомым.
  • Формировать практические навыки, стремление к экспериментированию, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действия человека.
  • Активизация словаря: геолог, полезные ископаемые, нефть, нефтяники, лаборатория, опыты, свойства.

Оборудование: 2 больших колбы с водой и нефтью, по 2 колбочки маленькие на каждого ребёнка, палочки, пакет молока, бумажные салфетки, пипетки, пуховые птичьи перья.

Ход занятия

Ребята.как называется страна, в которой человек родился?

Игра "Доскажи словечко".

Живём мы в радостном краю,
И знать его должны мы -
Страну свою:::.(Россию)

Как называется город,в котором мы живём?

(-Мы живём в г. Губкинский)

В честь кого назван наш город?

(- Наш город назван в честь геолога Михаила Губкина.)

Кто такие геологи?

(-Это люди, которые ищут полезные ископаемые:нефть, газ и др.)

Ребята,а где находится наш город Губкинский?

(-Город Губкинский на севере России, на Ямале, в ЯНАО)

Как переводится с ненецкого языка слово - Ямал?

(- Ямал на ненецком языке означает - " край земли")

Ребята, как вы думаете, почему говорят " Ямал - удивительный край"?

(- Потому, что у нас самые длинные северные ночи зимой и белые ночи летом)

(-На Ямале можно увидеть северное сияние.)

(-Наш северный край - Ямал богат нефтью и газом)

Дети, кто является главной трудовой силой нашего города, люди каких профессий?

(- В нашем городе трудятся газовики, нефтяники, строители:..)

Ребята, отгадайте загадку:

Без него не побежит.
Ни автобус, ни машина,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (бензин)

А из чего делают бензин?

(-Бензин делают из нефти)

Молодцы,ребята, правильно. На нефтеперерабатывающих заводах из нефти делают бензин и ещё много других предметов из той части нефти,что остаётся. Пройдите посмотрите на выставку различных предметов. Нефть применяется при изготовлении ластмассы,резины. Эти предметы: игрушки, резиновые сапоги, калоши, камеры и покрышки для велосипеда,автомобильные шины, нитки, искусственные ткани - всё

это производится с использованием нефти.

Ребята, а вы видели нефть?

Сегодня мы с вами познакомимся с нефтью поближе, рассмотрим её и проведём с ней некоторые опыты. Давайте мы с вами пройдём в нашу лабораторию.

Ребята, как вы думаете, какого цвета бывает нефть? (ответы детей)

А теперь посмотрите на это замечательное вещество, которое добывают на наших месторождениях.

Опыт 1. Цвет нефти.

На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.

Вывод: Нефть чёрного цвета.

Опыт 2. Запах нефти.

2 колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. Предложить детям понюхать колбочку с водой и колбочку с нефтью. Выяснить,какие эмоции возникают при этом у детей. Почему?

Вывод: Нефть имеет запах.

Опыт 3. Прозрачность.

2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.

В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему?

В колбочке с водой мы видим палочку,а в колбочке с нефтью - нет.

Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет.

Опыт 4. Жидкость.

2-е колбочки: 1-я с нефтью, 2-я - пустая. Перелить нефть в пустую колбочку.

Нефть льётся? Почему?

Вывод: Нефть - жидкое вещество, по этому нефть качают насосами из глубин земли.

(Физкультминутка)

Мы качалки, мы насосы - дети приседают

Нефть качаем, мы качаем - руки вытянуть вперёд,согнуть в локтях

И по трубам, и по трубам -руки прямые в стороны,

На заводы отправляем. - плавные движения руками

Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.

2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна,потому,что она не не смешивается и не растворяется.

Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется.

Опыт 6. Маслянистость нефти.

Капнуть детям на указательный палец левой руки каплю воды, на правую каплю нефти. Дети растирают между пальцами одной руки воду, а другой нефть, высказывают свои ощущения при растирании.

Вывод: Нефть скользкая, маслянистая. а вода - нет.

Опыт 7. Птицы и нефть.

Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом, потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко в верх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит.

Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.

Опыт 8. Нефть и растение.

Что будет, если черенки комнатного растения поставить в колбочку с водой и в колбочку с нефтью. (Объяснения, рассуждения детей)

Молодцы, ребята! Я тоже так думаю, что в стакане с нефтью растение расти не сможет. Поэтому при добычи нефти необходимо соблюдать осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни, не будет растительности (травы, цветов, деревьев), животных. Эта земля долгое время будет мёртвой. Это - экологическая катастрофа.

Буровые мастера
И строители дорог!
Как земля наша щедра!
Нефть - её горючий сок,
Газ - её горючий дух!
Если нефтью Обь залить -
Язь, прости! Осётр, прощай!
Можно ль родину любить,
Не щадя родимый край?
Пусть же будут нефть и газ,
Лес и речка с серебром!
Чтобы внуки, вспомнив нас,
Помянули нас добром!
(Ю. Шесталов)

Транскрипт

1 «Дошкольники познают мир нефти» Экологический проект Э. САДРЕТДИНОВА, кандидат психологических наук, доцент, заведующий МБДОУ; О. ЛУКЬЯНОВА, старший воспитатель; Л. МИННУЛЛИНА, музыкальный руководитель; Г. ВАХИТОВА, воспитатель по обучению татарскому языку; А. АРЗЯКОВА, К. БУЗИКОВА, Л. ХАФИЗОВА, Г. АХАТОВА, воспитатели, МБДОУ «Детский сад 113 комбинированного вида», Советский район, г. Казань, Республика Татарстан dovosp.ru «Дошкольное воспитание» 30 Актуальность проекта. В современной системе образования используется интегрированный подход, при котором ребенок получает единое и комплексное образование с детского сада и до окончания школы. Экологический проект в ДОО является одной из новейших практик, всесторонне развивающих личность ребенка. Экологическое образование и воспитание в детском саду невозможны без использования элементов игры; этот факт обусловлен особенностями психики детей. Экологический проект в детском саду способствует правильному формированию социальной адаптивности, возможности в полной мере и на практике понять основы устройства и функционирования природы и окружающего мира, эмоционально чувственного опыта общения с ними. Экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своем мироощущении расстояние от «Я природа» до «Я и природа». Все это позволило сформировать цель проекта и его задачи. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий (ИКТ). Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя увлекательные Познавательное развитие ДВ

2 для подрастающего поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносить пользу окружающему миру. Цели проекта. Становление и развитие начал экологической культуры у детей комплекса личностных качеств, обеспечивающих ответственное, осознанное (ценностное) отношение к природе, готовность и умение правильно взаимодействовать с ней. Задачи проекта Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами нефти. Сформировать представления о свойствах нефти. Актуализировать знания детей об использовании нефти человеком. Познакомить с понятиями «нефть», «нефтепереработка», «нефтепродукты». Познакомить с профессиями рабочих, занятых в геологии и переработке нефти; с историей добычи нефти в Татарстане. Обеспечить условия для развития экологического сознания. Рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии объектов природы, способствовать формированию осознанного правильного отношения к планете Земля и к человечеству как к части природы. Формировать понимание необходимости экономного расходования природных ресурсов; бережного, хозяйственного отношения к своему дому (эколого экономическое воспитание дошкольников). Знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями; потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры. Сроки реализации проекта: ноябрь апрель. Вид проекта: информационно аналитический. Проблемная задача: нефть ее польза и вред для людей и планеты Земля. Участники, партнеры проекта: сотрудники ДВ ДОО, дети 5 6 лет и их родители, сотрудники Татарского геолого разведывательного управления. Этапы реализации проекта 1 й этап (аналитический) Задачи этапа. Определить цели проек та. Формировать экологическое сознание, экологическую культуру. Работа с детьми 1. Обсуждение цели проекта по теме «Нефть польза и вред для людей и планеты Земля». 2. Обсуждение плана мероприятий по реализации проекта. 3. Подбор картинок с изображением нефти; детской и энциклопедической литературы о нефти и нефтедобыче. Создание дидактических игр, лэпбука. 4. Подготовка презентации «О нефти». 5. Создание альбома об истории добычи нефти в Татарстане (с рисунками детей). 6. Просмотр мультфильма «Приключения Нефтяшки и ее друзей» (интернет приложение). 7. Создание макета «Нефтяная вышка». 8. Подготовка листовок «Чистый воздух». 2 й этап (организационный) Задачи этапа. Разработать проект, создать экологическую лабораторию в фойе детского сада. Привлечь родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме. Разработать план работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведение экологических акций. Работа с родителями 1. Поиск информации о нефти, ее добыче, нефтяных вышках, о способах использования продуктов переработки нефти. 2. Рассказ о работе нефтяников (на нефтяных вышках, в лабораториях и т.п.). 3. Сбор материалов для экологической лаборатории детского сада. 4. Подбор материалов для лэпбука «Нефть». Познавательное развитие 31

3 5. Изготовление макета «Откуда в папиной машине бензин?». 6. Пошив костюмов для кукол (инженернефтяник, бурильщик, водитель, сварщик, лаборант). 7. Подбор материалов и иллюстраций о нефтедобыче в Татарстане. Работа педагогического коллектива 1. Подбор информации по теме проекта. 2. Подготовка оборудования для проведения экспериментов. 3. Составление плана конспекта познавательных бесед «Что такое нефть?», «Откуда берется нефть?», «Продукты нефтепереработки», «Профессии людей, которые заняты в нефтедобыче». 4. Составление конспектов занятий по экспериментированию «Свойства нефти» (приложение 1). 5. Изготовление авторских дидактических игр по теме проекта (приложение 2). 6. Создание сценария сказки «Путешествие Нефтяных капелек» (приложение 3). 3 й этап (практическая деятельность) Задачи этапа. Формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также основ экологического образования через проведения экологических акций. Способы реализации проекта 1. Познавательное занятие «Свойства нефти». 2. Экспериментальная деятельность в экологической лаборатории. 3. Экскурсия в геологический музей ТГРУ г. Казани. 4. Участие в экологических акциях МБДОУ «Новая жизнь пластиковых бутылок», «Собери батарейки», «Чтобы дольше жили книжки» (сбор макулатуры), «Аллея здоровья» (посадка туи на территории МБДОУ). 5. Творческий конкурс «Макет по нефтедобыче». 6. Встреча с работниками Татарского геолого разведывательного управления г. Казани. 7. Авторские дидактические игры по теме проекта. 8. Сюжетные игры с куклами в рабочей одежде с использованием макета по нефтедобыче. 4 й этап (заключительный) Задачи этапа. Обобщение опыта и определение результатов практической деятельности. Продукты проекта Макеты в экологической лаборатории. Стенд «Геология нефти». Лэпбук. Исследовательские работы. Авторские дидактические экологические игры. Экскурсия в геологический музей ТГРУ г. Казани Встреча с работниками ТГРУ 32 Познавательное развитие ДВ

4 Макеты в экологической лаборатории Итоги проекта Авторские дидактические игры Развлечение инсценировка «Путешествие Нефтяных капелек». Вручение памятных подарков. Приложение 1 «Нефть и ее свойства» Экспериментирование в средней группе ДВ Сюжетные игры с куклами Коллекции видов нефти, ископаемых. Буклет «История большой нефти». Лабораторные или опытнические зоны в группах. Куклы в рабочей одежде людей, занятых в нефтедобыче. Подбор познавательных материалов с использованием ИКТ о нефти на CD. Цели. Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания. Задачи. Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольников, прививать интерес к познанию окружающего мира. Развивать интеллектуально творческий потенциал личности: умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать; учить ставить вопрос (выделять проблему). Воспитывать самостоятельность и инициативность. Воспитывать любовь к живому, взаимопомощь. Формировать самосознание ребенка, уверенность в собственных силах; учить смело высказывать свои суждения. Познавательное развитие 33

5 Материалы и оборудование. Карточки с изображением методов исследования, с темами исследований; колбы с водой и нефтью; пипетки, трубочки, тарелочки, птичьи перья, иллюстрации. Содержание Воспитатель. Сегодня мы с вами будем учиться проводить самостоятельные исследования так же, как это делают взрослые ученые. Кто знает, что такое исследование? Кто слышал это слово? (Ответы.) Исследование это значит получение новых знаний о том, что мы исследуем. Кто из вас хочет сегодня стать исследователем? Предмет нашего исследования нефть. Наша задача получить как можно больше новых сведений о нефти. Его работа непростая Нефть добывать из под земли. Без нефти мы, я точно знаю, Ступить и шагу б не могли. Из нефти делают бензин Для мотоциклов и машин. Из нефти делают дороги, Куда ступают наши ноги. Представьте, и не только это Нам с вами нефть одна дала. Без нефти не было бы света, Без нефти не было б тепла. Автобусы тогда б не шли И самолеты б не летали, Когда б нефтяники не стали Нефть добывать из под земли. (Г. Шалаева) О людях какой профессии говорится в стихотворении? Кто добывает нефть? (Дети отвечают. Воспитатель показывает макет буровой вышки.) Как называется это сооружение? (Буровая вышка.) Для чего она служит? (Такие вышки нужны для добычи нефти.) Рассказ воспитателя о нефти В давние давние времена бóльшая часть Земли была покрыта водой. Много много лет погибшие растения и животные падали на дно морей. Из остатков этих живых существ Макет буровой вышки и получилась нефть маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом. (Показ иллюстраций, нефти в колбе.) Когда моря отступили, нефть оказалась глубоко под землей. Люди научились ее добывать, делая в земле глубокие скважины (показывает иллюстрацию), и перерабатывать. Из нефти получают топливо, например бензин и керосин, и еще много нужного для людей: резину, линолеум, пластмассу, краски, лак. Дидактическая игра «Что делают из нефти?» Из картинок в лэпбуке (например, краска, стол, телефон, пластилин, молоток, линолеум, резина, цветок) дети выбирают те, на которых изображен то, что сделано из нефти. Воспитатель. Давайте пройдем в лабораторию и проведем опыты с нефтью. Опыт 1. Какого цвета нефть? На белую салфетку воспитатель пипеткой капает нефть. Дети рассматривают каплю и делают вывод: нефть черного цвета. 34 Познавательное развитие ДВ

6 спрашивает, что будет с нефтью, если ее налить в воду. Выслушивает предположения детей. Наливает нефть в воду, дети рассматривают колбу, с помощью воспитателя делают вывод: по воде расплываются пятна, значит, нефть не смешалась с водой и не растворилась в ней. Дидактическая игра «Что делают из нефти?» Опыт 2. Запах нефти Воспитатель дает детям поочередно поню хать нефть в колбе. Они делают вывод: нефть имеет запах. Опыт 3. Прозрачность В одной колбе вода, в другой нефть. В обе колбы воспитатель кладет по палочке. Спрашивает, в какой из колбочек видна палочка, а в какой нет? Почему? (В колбе с водой мы видим палочку, а в колбе с нефтью нет.) Вывод: вода прозрачная, а нефть нет. Опыт 4. Можно ли растворить нефть в воде? В одной колбе вода, в другой нефть. В воду наливают молоко и размешивают. Вывод: молоко в воде размешалось. Воспитатель Опыт 5. Птицы и нефть Воспитатель предлагает детям внимательно проследить за тем, как будет лететь птичье пуховое перышко. Подбрасывает перо, дети наблюдают за его полетом. Затем обмакивает перышко в нефть. Промокнýв излишки нефти салфеткой, снова подбрасывает перо. Обращает внимание детей на то, что перышко быстро падает вниз, а не летит. Вывод: перья от нефти слипаются, птица теряет способность летать и становится легкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения, потому что грязные слипшиеся перья не согревают ее тело. Воспитатель спрашивает, что дети узнали на занятии, подводит итог: нефть приносит огромную пользу человечеству, но может приносить и вред. (Окончание следует.) ДВ Познавательное развитие 35


Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области гимназии «Образовательный центр «Гармония» городского округа Отрадный Самарской области «Детский

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида 20» Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе «Спасательная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ Город древний, город славный Лучше в мире не найти. Ни в своей стране, ни в

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад 44 Проект «Удивительное под ногами» (Знакомство детей со свойствами камней и песка) Старшая группа Воспитатели: Теряева

Проект «Организация опытно - экспериментальной деятельности» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГР.) ТЕМА «ВОДА ЭТО ЖИЗНЬ» ВОСПИТАТЕЛЬ: КОРОТКАЯ С.С. «живая вода» АКТУАЛЬНОСТЬ Дети дошкольного возраста по природе своей

МБДОУ «Детский сад «Светлячок» с. Никитовка» Красногвардейского района Социально-экологический проект Автор: воспитатель Кашкина И.А. Актуальность: нашему обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта «кормушка для птиц» Зотикова Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 36» ПРОЕКТ «Проектно-исследовательская деятельность в экологии» для детей старшего дошкольного возраста Разработала:

Березникова Татьяна Васильевна, Воспитатель, МБДОУ 127, г. Мурманск МИНИ-МУЗЕЙ «РОДНОЙ КРАЙ» В ДЕТСКОМ САДУ (из опыта работы) В современном обществе музеи являются хранителями духовного опыта человечества.

МКДОУ Детский сад 443 «Дельфинчик» ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» Авторы проекта воспитатели 7 старшей группы Антонова Екатерина Сергеевна и Голопятина Наталья Владимировна ПАСПОРТ ПРОЕКТА. Вид проекта: исследовательско

ПРОЕКТ по ПДД «Жители страны дорожной». Подготовили Закирова Г.А. Диева И. В. Актуальность проекта -Актуальность данного проекта обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного

МБДОУ детский сад 59 комбинированного вида в г.одинцово Московской области Информационно-практико-ориентированный проект «Птицы на кормушке» в группе старшего дошкольного возраста Вид проекта: групповой,

Проект «Земля наш общий дом» Цель проекта. Развивать элементарные представления о планете Земля. Задачи проекта. 1. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего

ПРОЕКТ «Наши зеленые друзья» Выполнила: МитюшкинаЕ.А. Выбор темы проекта В начале весны, воспитанник нашей группы, Миша, Принес маленький отросток зигокактуса или декабриста. Дети тут же окружили его и

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 357 комбинированного вида «Золотая рыбка» Проект «Волшебница вода» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Возраст детей: 4-5 лет.

Тематическое планирование «Ознакомление с родным краем» (Подготовительная группа) Сентябрь Тема «Мой город-бугульма» Цель: закрепить представление детей о городе, в котором живем, историей возникновения

Презентация проекта «Первые стихи» по произведениям А.Л. Барто 1-2 младшая группа «Кроха» Руководитель проекта Методист: Кудрявцева А.П. Участники проекта: воспитатели группы: Истепанова Ж.А., Алхасова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОАННИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 5 НОВОАННИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 403952, Россия, Волгоградская область, город Новоаннинский,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 29 «Журавушка» Экологический проект «Лекарственные растения вокруг нас» Подготовила воспитатель Арефьева Анна Анатольевна г. Сургут

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 246 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Экологический практикоориентированный проект «Юные защитники природы» Выполнила

Утверждаю: и.о. заведующей МКДОУ детский сад 4 «Светлячок» г. Минеральные Воды _ Н.В.Михайленко План работы по ПДД на 2015-2016 учебный год «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». (Ознакомление

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» поселка Перово» (МБДОУ «Д/с «Золотой петушок») Конспект совместной деятельности педагога

Педагогический проект Тема: «Капелька» Разработчик: Казанцева Е.И. воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» 2014г «Капелька» Срок реализации: краткосрочный Вид проекта: познавательноисследовательский

ГБОУ ШКОЛА 2000 Дошкольное отделение, здание 4 ПРОЕКТ: «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги» воспитатель Оганесян Анна Варанцовна воспитатель Шулятьева Людмила Ивановна старший воспитатель Завязкина

МБДОУ «Детский сад 165» Проект «Моя малая родина-барнаул» Чернова Ю.С. Степанова И.В. Тип проекта: информационно-творческий Участники проекта: дети, педагоги, родители ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Познакомить детей с

Описание проекта «Солнечная система Тип проекта: познавательно творческий Вид проекта: групповой (старший дошкольный возраст) долгосрочный (01.12.2011г. - 12.04.2012г.) Участники проекта: дети, воспитатели

Экология. Педагогический проект Проект в ДОУ «Мы любим природу». Проект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста. Ребенок исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения

Солуянова Нина Анатольевна старший воспитатель Макарова Надежда Ивановна воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад 19» Республика

Проектная деятельность в младшей группе «Снеговичок» Актуальность проекта: Вопрос экологического воспитания и образования детей становится актуальным в настоящее время. Экологическая грамотность, бережное

Тема: «Кладовая земли» Паспорт проекта Срок реализации: 3 месяца (сентябрь, октябрь, май). Тип проекта: информационно- практико ориентированный. Вид проекта: фронтальный (с группой детей и их семьями)

Проект «Живая душа природы» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье Автор проекта: Чемакина В.С., МБДОУ «Детский сад 12» г. Торжок, Тверская область Аннотация Потребительское

Тема недели: «Осень. (Домашние животные и птицы)». Тема НОД: «Птичий двор» Возраст детей: 3-4 лет. Время проведения: октябрь 2015г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 Информационно практический проект «Все работы хороши выбирай на вкус» Воспитатель: Беликова М.В. Ноябрь 2015г Труд становится

Проект Малая Родина Тема: Творческо исследовательский проект по развитию нравственно патриотического воспитания «Моя малая родина - мой поселок» для детей старшей группы с ОНР. Актуальность проекта: «Любовь

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 13 «Радуга» ИНН 0318009037 КПП 031801001 ОГРН 1020300817712 Адрес г. Гусиноозерск, ул. Ключевская 13, тел.

Проект «Хлеб всему голова». Познавательноисследовательский. Средняя группа. Участники проекта: Воспитатели: Каверова Галина Егоровна Беликова Татьяна Николаевна Жигалкина Татьяна Ивановна Дети родители

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 87 «Улыбка» Экологический проект «Деревья наши верные друзья» в подготовительной логопедической группе 6 «Умники и умницы» Воспитатели:

Инновационные технологии в детском саду Из опыта работы воспитателя филиала МБДОУ детского сада 3 «Золотой ключик» Малиной И.В. Наш педагогический коллектив детский сад интенсивно внедряет в работу инновационные

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 8 «Аленушка». ПРОЕКТ Опытно-экспериментальная деятельность детей с водой. воспитатель подготовительной группы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНКА» Проект Тема: «Птицы наши друзья!» Группа: «Гномики» Автор составитель: Кривохижина Л.С. Воспитатель первой

Проект по использованию в изодеятельности разных материалов «Золотая рыбка». Автор проекта Киселева О.Н., воспитатель МКДОУ 63 «Сказка» Продолжительность проекта краткосрочный (ноябрь 2014 г.) Тип проекта

Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 «Эрудит» Познавательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу» Разработал проект: Филиппова Н.С., воспитатель группы

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района». РАССМОТРЕНО на Методическом совете 20 г. Протокол

«Ранняя профориентация и ознакомление с железнодорожным транспортом детей старшего дошкольного возраста»

«Ханты и манси коренные жители Югры» с коренными народами севера: ханты и манси. Формировать представление детей о духовной жизни коренных жителей фотографии, Сибири. Воспитывать интерес к видеозапись.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД 34 2011 г. Планета Земля наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя

Проект.Тема: «Волшебная вода». Средняя группа. Вид проекта: познавательно-исследовательский Цель: формирование познавательного интереса к природе. Занкина Ирина Викторовна Воспитатель МБДОУ «Детский сад

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОСМОС». Старшая группа МБОУЦО 98 учебный корпус «Росток». Составители: Парамонова Ю.С. Бибик О. В. Тип: обучающий творческий игровой. Продолжительность: краткосрочный Участники:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида 20» «Самодельная дидактическая кукла как средство развития детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель

Программное содержание:

Познакомить детей со свойствами нефти (жидкость тёмного цвета и резким запахом; в воде не растворяется, а расплывается по поверхности воды; хорошо горит); основная функция нефти – топливо для различных средств передвижения.

Помочь детям понять, как загрязнение водоёмов и лесов нефтью влияет на водоплавающих птиц, рыб и зверей; помочь увидеть, насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности.

Учить детей рассуждать, делать предположения и выводы, отстаивать собственную точку зрения.

Развивать мышление, воображение, речь детей.

Активизировать словарь детей словами: нефть, жидкая, резкий запах, расплывается, топливо, водоплавающие.

Оборудование: пробирки с нефтью, салфетки, пипетки, пластмассовые стаканы с водой, спички, нефть в тарелочке, иллюстрации скважин, игрушки из пластмассы, пластилин, свечи, перья птиц, стаканы с водой и нефтью, мыльница, порошок, полотенца.

Ход занятия:

Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед невод и вытащил…Впрочем вы эту сказку знаете. В стародревние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы он закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не с одною тиною морскою, а как вы думаете с чем?

Закинул бы невод второй раз – выловил бы рваный башмак …

В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка не простая, а золотая.

Но вот чудо: не стала бы просить: отпусти меня, старче в море! Лучше брось меня в аквариум с чистою водою, отслужу тебе за это любую службу. Не хочу быть рыбкой нефтяною, а хочу остаться рыбкой золотою!

Ребята, как вы думаете, почему рыбка не захотела в море?

Знаете ли вы чем богат наш край?

Сегодня мы будем говорить о нефти, её свойствах.

Возьмите пробирки с нефтью рассмотрите её и определите какая нефть.

Опыт с нефтью в пробирках.

Теперь определите цвет нефти.

Имеет ли нефть запах?

Что произойдёт с салфеткой, если на неё капнуть нефть?

Вывод: нефть жидкая.

Опыт: определение нефти на ощупь.

Попробуйте нефть на ощупь. Какая она? Растворяется нефть в воде?

Горит ли нефть?

Вывод: Нефть густая маслянистая жидкость, тёмного цвета, с резким запахом в воде не растворяется, хорошо горит, непрозрачная.

Нефть – это богатство нашего края. Добыть нефть нелегко: она встречается глубоко под землёй. Её выкачивают буровыми установками нефтяники.

Специальными машинами они бурят глубокие отверстия-скважины, по которым нефть поднимается на поверхность земли. Из неё получают бензин и другое топливо, которое приводит в движение автомобили самолёты.

Из нефти изготавливают пластмассу, пластилин…

Иногда на нефтепроводах случаются аварии: рвутся трубы и нефть заливает озёра, реки, леса, землю. Как вы думаете, что происходит в это время с обитателями природы?

Давайте на опыте проверим, хорошо ли будет животным жить на залитой нефтью территории. Возьмите пробирку с нефтью и влейте ее в стакан с водой. А теперь представьте себе, что вместо стакана с водой – озеро. Найдите на столе перо, рассмотрите его, какое оно? Подбросьте перышко и внимательно рассмотрите за его плавным полетом. А теперь обмакните перо в нефть, лишнюю жидкость уберите о край банки, подкиньте его, посмотрите, как оно быстро «камнем» падает вниз. Когда водоплавающая птица садиться на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность отталкивать воду, а значит птица не может взлететь и становится легкой добычей хищника. Давайте попробуем очистить, отмыть, запачканное нефтью перо (мыло, порошок). Отмылось перо? Могут ли в природе птицы использовать моющее средство? Что произойдёт с птицами, попавшими в воду, загрязненную нефтью? Могут ли рыбы жить в водоемах загрязненных нефтью?

Вывод: Разливы нефтью предоставляют большую опасность для живой природы.

Запасы нефти не бесконечны. С каждым годом их становиться меньше. Люди, которые добывают нефть, должны следить, чтобы нефть не разливалась на большие расстояния. Если случаются аварии, их последствия должны быстро устраняться.

На местах, загрязненных нефтью ничего н растет, а птицы и звери обходят их стороной. Называются эти места мертвыми.

Итог: О чем мы сегодня говорили на занятии?

Какая же нефть?

Какого цвета?

С каким запахом?

Зачем добывают нефть?

Что из нефти делают?

Как загрязнение водоемов и лесов нефтью влияет на водоплавающих птиц, рыб и зверей?

Опыт № 1. Изучение физических свойств нефти.

Задание: описать внешний вид нефти в пробирке: цвет, запах, состояние.
Вывод: Нефть –маслянистая жидкость обычно темного цвета, с резким своеобразным запахом.

Слайд 11 . (Презентация 1)

Опыт № 2. Растворимость нефти в воде.

1. В пробирку с водой добавить 2–3 капли нефти и встряхнуть; сделать вывод о плотности нефти и растворимости.

2. Потрясите пробирку, поднесите к свету и посмотрите. Дайте пробе постоять некоторое время.

(Не появился ли осадок? Если да, то предположите, что собралось на дне.)

Запишите свои наблюдения.

Вывод: Нефть нерастворима в воде и попадая в нее, нефть растекается по поверхности.

Слайд 12 . (Презентация 1)

Опыт №3. Горючесть нефти.

Обмакнуть ватную палочку в нефть и зажечь.

Вывод: нефть горит.

Свойства нефти я узнал, а как же из неё получается бензин?

Слайд 14. (Презентация 1)

Опыт № 4. Предложите способ очистки водоема от нефтяной пленки, полученной из опыта № 3.

Решение: можно использовать декантацию, как способ очистки веществ, можно собрать нефтяную пленку пористым веществом (например, пенопластом).

Слайд 15. (Презентация 1) Всем известно, что от нефти сильно страдают птицы. Почему?

Думаю, что на этот вопрос нам поможет ответить следующий эксперимент.

Слайд 16. (Презентация 1)

Опыт № 5. Исследуйте, какое действие оказывает нефть на перья птиц.

Порядок выполнения эксперимента:

Покройте

Опыт 1. Цвет нефти.

На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.

Вывод: Нефть чёрного цвета.

Опыт 2. Запах нефти.

2 колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. Предложить детям понюхать колбочку с водой и колбочку с нефтью. Выяснить,какие эмоции возникают при этом у детей. Почему?

Вывод: Нефть имеет запах.

Опыт 3. Прозрачность.

2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.

В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему?

В колбочке с водой мы видим палочку,а в колбочке с нефтью - нет.

Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет.

Опыт 4. Жидкость.

2-е колбочки: 1-я с нефтью, 2-я - пустая. Перелить нефть в пустую колбочку.

Нефть льётся? Почему?

Вывод: Нефть - жидкое вещество, по этому нефть качают насосами из глубин земли.

(Физкультминутка)

Мы качалки, мы насосы - дети приседают

Нефть качаем, мы качаем - руки вытянуть вперёд,согнуть в локтях

И по трубам, и по трубам -руки прямые в стороны,

На заводы отправляем. - плавные движения руками

Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.

2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна,потому,что она не не смешивается и не растворяется.