Педагогические основы организации ученического коллектива. Формирование ученического коллектива в начальной школе

1.Роль коллектива в развитии личности.

2.Понятие о коллективе, его сущность.

3.Стадии формирования коллектива.

4.Пути и средства развития коллектива.

5. Взаимоотношения личности и коллектива.

6. Педагогическое руководство коллективом.

На роль коллектива в развитии личности существуют разные точки зрения:

– коллектив имеет огромное влияние на развитие и формирование личности;

– коллектив не оказывает влияния на развитие личности;

– коллектив отрицательно влияет на развитие личности, так как подавляет её;

– коллектив оказывает незначительное влияние.

Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом советской педагогики, а формирование коллектива целью воспитательной работы. Данный принцип в период отхода от социалистического общества подвергался критике. Его связывали с авторитаризмом, социализмом и советским государством. У Маяковского есть слова: «Единица – ноль, единица – вздор». Критике подвергались и идеи А.С. Макаренко, который внес существенный вклад в развитие теории и практики коллективного воспитания. Начиная с 90-х годов прошлого столетия, произошел решительный отход от идей коммунистического воспитания: прекратили свое существование пионерская и комсомольская организации, различные формы детского самоуправления, школьники меньше стали участвовать в общественно полезном труде. Набиравшая авторитет концепция личностно ориентированного образования многими теоретиками декларировалась как свободная от идей коллективного воспитания, а коллективизм противопоставлялся развитой индивидуальности.

Однако педагогическое наследие А.С.Макаренко является достоянием мировой педагогики. В 1991 году была создана Международная ассоциация Антона Макаренко. В Германии при Марбургском университете с 1968 года работает научно-исследовательская лаборатория «Макаренко-реферат», где изучается его педагогическая деятельность и теоретическое наследие. Немецкие педагоги, вопреки примитивным представлениям, что все сторонники коллективного воспитания – апологеты тоталитаризма, не противопоставляют ценности демократии и коллективные принципы воспитания детей. Более того, они считают, что идеи А.С.Макаренко и сейчас помогают в борьбе против школы, где «демократия доводится до абсурда, до отрицания опыта взрослых, до развала порядка, до превращения учителя в своеобразного Петрушку, который должен развлекать ленивых лоботрясов и даже угодничать перед ними – не дай бог пожалуются на авторитарность.

В США, где свобода и индивидуализм считаются важнейшими ценностями, большое число педагогов обеспокоены атмосферой, царящей в государственных школах, в которых обычным делом стало насилие и унижение слабых, издевательство над учителями, грабежи и даже убийства. Американский педагог Джеймс Каунтс сетует, что американская школа всеми способами культивирует «чувство соревнования», соперничество, стремление к лидерству и расплачивается за это. В поисках преодоления этих проблем американские педагоги приходят к мысли, что в школах необходимо создавать организованные на добровольных началах сообщества, которые объединяли бы школьников на основе совместной деятельности, общих интересов и даже соседства. Отношения должны строиться на основе заботы.

Современные исследования западных экономистов установили, что жизнь в эгоцентрическом обществе дороже, чем в солидарном. В эгоцентрическом обществе меньше помогают слабым, и поэтому больше людей попадают в беду или становятся на преступный путь. Те, у кого в жизни все сложилось хорошо, должны дорого платить за свою безопасность. Общество, культивирующее индивидуализм неизбежно зайдет в тупик.

В условиях нарастающих процессов глобализации все отчетливее видны контуры «сетевого общества».

Коллектив – необходимый фактор воспитания. С развитием общества по пути гуманизма значение коллективных способов сотрудничества людей, их общечеловеческой солидарности будет возрастать. Коллектив, по выражению А.С. Макаренко, – своеобразный «гимнастический зал» для обретения и оттачивания опыта гражданского поведения. Реальная производственная деятельность детей и подростков, когда они станут взрослыми, потребует взаимной зависимости и ответственности в экономических ситуациях, проявления деловитости, организованности, способности согласовывать свои действия с партнерами, управлять трудовым коллективом.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. Почему в воспитании необходимо говорить о коллективе?

Человек существо общественное, только в обществе он может развить свою природу. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей, строить с ними нормальные отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений. Возвратно-оценочные суждения и методы воздействия окружающих людей становятся мощным стимулом для развития в человеке позитивного и торможения негативного.

Ученический коллектив является формой сообщества сверстников, которая наилучшим образом решает воспитательные задачи, т.е. стимулирует развитие личности школьника.

Педагогику интересует вопросы создания коллектива и использовать его возможности для всестороннего развития личности.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун (1905-1911). Одной из таких школ-колоний «Бодрая жизнь» руководил С.Т.Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил его действенность.

Особый вклад в разработку теории и практики воспитания в коллективе внес А.С.Макаренко. Он обосновал концепцию воспитательного коллектива. Последовательное развитие этих идей получило в трудах и опыте В.А.Сухомлинского.

«Для того,чтобы работать с отдельной личностью, нужно её знать и её культивировать. Если в моем представлении отдельные личности будут насыпаны как отдельные горошины, без коллективного масштаба, если я буду подходить к ним без этой коллективной мерки, я с ними не справлюсь» (А.С.Макаренко «Проблемы школьного воспитания»).

«Я глубоко убежден, что цель коммунистического воспитания – человек, а коллектив лишь средство в достижении цели» (В.А.Сухомлинский «О воспитании»).

«Ответственность перед коллективом нельзя привить словами, она воспитывается делами. Чем больше сделает коллектив для ученика, чем острее переживет школьник чувство благодарности за оказанную помощь, тем глубже он ощутит свою связь с товарищами, свою ответственность перед ними. Не добьется успеха тот учитель, который попытается воспитать у учащихся чувство долга перед коллективом только критикой, «прорабатыванием». Критика со стороны воспитателя, товарищей, не будучи подкреплена заботой, помощью, нередко лишь ожесточает школьника» (В.А.Сухомлинский «О воспитании»).,

«Чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему» (А.С.Макаренко).

Ребенок при поступлении в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других, и прежде всего классного коллектива, он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может игнорировать, потому что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение, эффективно осуществлять свою деятельность. Это не означает, что школьник должен пассивно приспосабливаться к сложившимся отношениям.

Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства. Это приводит к формированию таких качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний, самоуважение.

Важна роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. Она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи, чувство коллективного сопереживания.

Дети и подростки естественно объединяются в различные общности в игре, спорте, школьном и дворовом общении. В социальной психологии такие объединения получили название – самовозникающие группы. Основа отношений в них – межличностное общение. В них всегда ярко выделяется лидер. Такие группы легко распадаются, если пропадает общий интерес, иссякают общие разговоры и др. Воспитатель не должен игнорировать такие группы. Но самовозникающие группы не являются коллективом. Детский коллектив – явление педагогическое. Он создается и управляется по определенным педагогическим законам.

Коллективус – (лат.) собирающий, объединяющий– объединение, группа.

Используются два понятия: 1) любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); 2) высокоорганизованная группа людей (в педагогике).

Макаренко определил, что коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива.

В Российской педагогической энциклопедии дается следующее определение: коллектив – социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Уманский Л.И. выделяет критерии коллектива: содержание нравственной направленности группы (единство целей, ценностных ориентаций, мотивов); организационное единство; психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).

В педагогической литературе коллектив – это объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков:

1. Общая социально значимая цель (полезная людям, значимая для других людей), её последовательное развитие.

2. Общая совместная деятельность по достижению общественно значимой цели.

3. Коллективные отношения или отношения взаимной ответственности (органы самоуправления, система поручений и обязанностей, коллективная дисциплина).

4.Демократическое самоуправление, общий выборный руководящий орган – актив.

5. Сплоченность.

6. Взаимопомощь, взаимоответственность, требовательность, доверие, положительные традиции и др.

Эти признаки возникают не сразу и не автоматически. Наращивание их и есть главный предмет заботы классного руководителя по созданию и развитию коллектива. Только высокоорганизованный коллектив успешно выполняет свои социальные функции.

Ученический коллектив, как система, – это часть более сложного объединения воспитательного коллектива. Он включает помимо детского и коллектив педагогов – воспитателей. Это автономная система, которой свойственны процессы самоорганизации, самоуправления. Коллектив выступает субъектом воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

К органам, координирующим и направляющим деятельность коллектива на достижение общих целей, является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач формируется актив и избирается староста. Для осуществления мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы).

Макаренко разработал технологию поэтапного формирования коллектива, определил пути развития коллектива. Сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива; остановка – форма его смерти. Ввел принцип параллельного действия.

Коллектив явление динамичное. Он находится в постоянном развитии. Каждый этап в развитии коллектива отличается рядом признаков. Меняется позиция воспитателя, отношения друг к другу, к общей деятельности и др.

Выделяют стадии развития. По А.С.Макаренко: 1 стадия первоначального сплочения. Организатор коллектива – педагог. В качестве средства, сплачивающего детей выступают единоличные требования педагога. Главные задачи воспитателя – сблизить воспитанников, найти интересные и нужные дела, «проявить» актив, каждому найти поручение. 2 стадия – когда требования педагога поддерживаются активом, помогающим в их реализации. Актив является основным проводником требований к личности. 3 стадия – «расцвет коллектива», когда требует коллектив, складывается система самоуправления, действует общественное мнение, традиции. Коллектив – субъект воспитания. 4 стадия – продолжение третьей стадии (описан в исследованиях Л.И.Новиковой, И.П.Иванова, О.С.Газмана и др.), когда каждый предъявляет наивысшие требования к самому себе. Коллектив превращается в инструмент развития каждого из его членов. Этап гуманистических отношений.

Другой подход разработан А.Н.Лутошкиным, считавшим самым главным свойством коллектива способность к саморазвитию. Для каждой стадии он определил свой образ – символ, отражающий социально-психологическую характеристику межличностных и деловых отношений: «песчаная россыпь» (каждая песчинка сама по себе), «мягкая глина» (материал легко поддающийся воздействию), «мерцающий маяк» (правильно выбран курс, готовность помочь), «алый парус» (устремленность вперед, преданность делу «Один за всех и все за одного», «горящий факел» (живое пламя дружбы, взаимопонимания, ответственность друг за друга).

Л.И.Новикова выделяет следующие стадии: 1. Группа – конгломерат (группа ранее незнакомых детей); 2. Группа – ассоциация (единая жизнедеятельность группы, начало коллектива); 3. Группа – кооперация (организационная структура, сотрудничество, деловое общение); 4. Группа – автономия (внутренне единство, идентификация с группой). Группа – автономия может уйти в сторону к группе – корпорации (лжеколлектив). Противопоставление себя другим группам, достижение цели любой ценой даже за счет других групп. 5. Группа – коллектив.

Развиваясь, коллектив не всегда поступательно идет вперед, он может останавливаться в своем развитии и даже деградировать. Для развития коллектива важное значение имеют обоснованные Макаренко система перспективных линий (ближняя, средняя, дальняя перспективы).

По мере развития коллектива меняется позиция педагога от авторитарно-декларативной до подлинно-демократической, доверительной, позиции старшего друга, советчика, наставника, коллеги по общему делу.

Пути и средства развития коллектива:

1) В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Важно организовать её так, чтобы деятельность сплачивала и объединяла воспитанников.

2) Важнейший фактор становления коллектива – педагогическое требование. Оно вносит дух организованности в деятельность учащихся.

3) Общественное мнение – совокупность общественных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Для выработки общественного мнения – налаживание практической деятельности, проведение организационно-разъяснительных мероприятий.

4) Перспективы: цели и задачи, стоящие перед коллективом. Близкие, средние, дальние (оперативные, тактические, стратегические).

5) Организация самоуправления.

6) Традиции.

7) Принцип параллельного действия.

8) Гласность.

9) Мажорный стиль и тон.

Коллектив может иметь двойную структуру: формальную и неформальную. Задача педагога, работающего с детским коллективом внедрять в сознание и поведение детей идеи толерантности – терпимого отношения к мнениям, взглядам, оценкам, поступкам, образу жизни своих сверстников, соприкасающихся с ними взрослых людей. И самому педагогу быть толерантным. Для этого обеспечивать каждому достойного места в коллективе, подходить с оптимистической гипотезой, сочетать уважение и требовательность, оказание психолого-педагогической поддержки в решении проблем ребенка.

Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых. Как сложатся отношения личности и коллектива зависит как от самой личности, так и от коллектива (уровня его развития). Процесс включения ученика в систему коллективных отношений зависит от индивидуальных особенностей и от индивидуального социального опыта, от отношения учащихся к коллективу и его воздействиям.

Психологи подразделяют людей на две категории: коллективистов и индивидуалистов. Надо ли переделывать природу человека?

В любом коллективе есть группы, связанные с неформальными отношениями. Они также влияют на коллектив. Если позитивные социальные ценности, то способствуют развитию личности. Если негативные, то необходимо координация их влияния на личность. Внимание к коллективу должно быть усилено, так как он среди других средств остается наиболее влиятельным и управляемым.

Педагог должен обеспечить такое взаимодействие ребенка и коллектива когда происходит идентификация его в коллективе (быть со всеми) и обособление (оставаться самим собой).

Тема: Формирование

    Профессиональный принцип формирования ученического коллектива в колледже. Пути укрепления коллектива.Влияние мастера на коллектив учащихся на различных стадиях его формирования.

    Понятие о коллективе, признаки коллектива. Ученический коллектив и этапы его становления. Первичные и общие коллективы, их взаимосвязь. Особенности руководства ученическим коллективом.

«Коллектив» (от лат. collectives - собирательный) рассмат­ ривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ори­ ентации, совместной деятельности и общения»

В числе главных характеристик коллектива выделяют:

внутриколлективную атмосферу, т. е. психологический климат, отношения между членами коллектива;

сплоченность, т. е. взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу;

Взаимопомощь и взаимоответственность, т. е. доброжелательность и бескорыстие, здоровую критику и самокритику, дух соревнования.

Ученический коллектив – это коллектив воспитательный, поскольку в нем происходит накопление учащимися позитивного социального опыта в различных сферах жизнедеятельности, в частности опыта коллективного поведения в позициях:

а) подчинения (ребенок как член общества и член коллектива вынужден принимать правила и нормы взаимоотношений, свойственные тому или иному коллективу);

в) активного противопоставления (ученик, убежденный в своей правоте, занимает активную позицию и не только высказывает свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивает ее перед коллективом);

в) руководства (ученик является членом коллектива и периодически выполняет руководящие функции).

Участие в жизнедеятельности коллектива способствует формированию у ребенка таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость.

Коллектив выступает для каждого воспитанника в качестве арены для самовыражения и самоутверждения себя как личности, ибо только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или непринятие себя как личности.

Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования интеллектуальной и нравственной свободы и упражнения в их проявлении, так как только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и ряд общественно значимых умений и навыков.

Велика роль коллектива и в организации трудовой деятельности, поскольку только в условиях коллектива проявляется взаимоответственность за конечные результаты труда и потребность во взаимопомощи.

Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного коллективного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, способствует эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувство коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Коллектив открывает перед каждой личностью возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности, что реализуется через активное участие студентов в самоуправлении и общественной жизни.

Основные признаки коллектива:

1) общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства;

2) общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый член коллектива должен активно участвовать в соместной деятельности;

3) отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности между членами коллектива в целях достижения цели складываются особые отношения;

4) общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее авторитетный член в органы управления. Важной особенностью является сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность.

А. С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – его смерть.

Он сформулировал основные этапы становления коллектива.

1 этап – становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т. е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяются характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива – педагог, от которого исходят все требования.

2 этап – усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит коллективу пользу, а что вред. Коллектив на данном этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Третий и последующие этапы – расцвет коллектива. Уровень и характер требований – они более высокие к себе, чем к своим товарищам – свидетельствует о уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива – общий опыт, одинаковые оценки событий.

4 этап развития – этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Между этапами развития нет четких границ. Последующий этап не сменяет предыдущий, а добавляется к нему.

В ученическом коллективе можно выделить две структуры:

формальную , представляющую собой дифференцированное единство разнотипных первичных коллективов, которая задается извне педагогами,

неформальную , образующую связи и отношения эмоционально-психологического характера (по признаку симпатии, привязанности и др.), которая возникает стихийно.

Каждый учащийся может входить в одну контактную группу, в несколько групп или не входить ни в одну.

Положение ученика в формальной и неформальной структурах может, как совпадать (лидер и хороший товарищ), так и находиться в противоречии (хороший организатор, но никто не хочет проводить с ним свободное время).

Общеучебный коллектив не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Такое влияние осуществляется только через первичный коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

Первичные коллективы могут иметь следующие модификации:

по времени существования – постоянные или временные;

по характеру деятельности – организованные на основе разнообразной деятельности (грппы, отряды и т. п.);

на основе одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.);

по месту жительства;

по возрастному составу – одновозрастные и разновозрастные.

    Профессиональный принцип формирования ученического коллектива в колледже. Пути укрепления коллектива. Влияние мастера на коллектив учащихся на различных стадиях его формирования.

На первом этапе педагог имеет дело с формальным объе­динением детей. В своей классификации А. Н. Лутошкин сравнил такой коллектив с песчаной россыпью. Ведь, как и песчинки в горсти, детей еще ничто не объединяет. Педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное - заинтере­совать детей в совместной деятельности. Об успешном переходе к следующему этапу можно судить по тому, как дети принимают требования педагога, подчиняются дисциплине.Горсть песка пре­вращается в «мягкую глину»: уже «вылепливаются» взаимосвязи, появляются малые контактные группы, и выделяется актив - ини­циативная группа детей.

Второй этап характеризуется тем, что актив берет на себя часть организаторских функций. Педагог помогает освоить управ­ленческие навыки, распределить обязанности в совместной дея­тельности, наладить общение. Для большинства детей коллектив становится привлекательным сообществом, совместно выраба­тываются нормы жизни, рождается общественное мнение. Но еще не всегда деятельность коллектива успешна, иногда он не может самостоятельно справиться с решением коллективных за­дач. Он похож на «мерцающий маяк», а педагог, как смотритель маяка, должен позаботиться о нем, т.е. взять на себя организа­торскую, коммуникативную и коррекционную функции.

На третьем этапе достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства, все члены коллектива проявляют вза­имную требовательность, заинтересованность в совместной дея­тельности, переживают за успехи и неудачи коллектива . И взрос­лые, и дети - сотрудники в общем деле. Появляется реальная за­щищенность личности в коллективе, создаются условия для само­реализации личности. Коллектив успешно осуществляет свою дея­тельность. Это - «алый парус», который символизирует сбыв­шуюся мечту и ощущение радости. В классификации-аналогии есть еще один образ: такой коллектив - «горящий факел», по­скольку становится примером для других.

Во всех коллективах создаются свои традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают, украшают коллективную жизнь.

Цель, способную увлечь и сплотить коллектив, А. С. Макаренко называл перспективой. Он различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.

Близкая цель опирается на личную заинтересованность.

Средняя перспектива заключается в проекте события. Она должна определяться по времени и сложности.

Далекая – отодвинутая по времени, но наиболее социально значимая цель. Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Развитие коллектива в этих условиях протекает естественно.

Макаренко выдвигал принцип параллельного действия.

Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием воспитателя, актива и всего коллектива. Коллектив может наказать провинившихся слишком сурово, поэтому А. С. Макаренко советовал пользоваться осторожно этим принципом.

Черты сформированного коллектива:

1) мажор – постоянная бодрость;

2) ощущение собственного достоинства;

3) дружеское единение членов;

4) ощущение защищенности;

5) активность к упорядоченному действию;

6) сдержанность в эмоциях.

    Диагностика ученического коллектива.

Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Конечно, во многих учебных заведениях работают психологи, социальные педагоги, действуют психологические службы.

Однако, каким бы квалифицированным специалистом ни был психолог вашего учебного заведения, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.

В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя.

Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психолого-педагогическую подготовку.

Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.

Существует много методической литературы, основываясь на которой классный руководитель может создать свою систему диагностики развития личности учащегося и ученического коллектива. Штатный психолог вашего учебного заведения может выступать в роли координатора и консультанта, а также отслеживать результаты работы и осуществлять необходимую коррекцию.


Система подобных исследований существует далеко не у каждого классного руководителя. Чаще всего они проводятся эпизодически, формально, и не дают ясного представления об особенностях развития отдельного ученика и коллектива в целом. Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

Здесь исследуются личностные особенности, познавательная сфера, интересы и склонности, место ученика в системе межличностных отношений. Результаты диагностики заносятся в социально-психологический паспорт, который отражает уровень развития ученика на каждом этапе.

Во второй части программы отражено изучение классного коллектива: этапы его формирования, уровень сплоченности и эмоционального единства, характер межличностных отношений.

Данные, отражающие уровень развития коллектива на данном этапе, вносятся в социальный паспорт класса.

Третья часть программы направлена на работу с родителями и педагогами-предметниками. Здесь представлены совместные исследования, педагогические консилиумы, тематика родительских собраний, направленных на повышение психологической компетентности учителей и родителей.

Диагностическая деятельность по программе проводится с учетом следующих условий:

– исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка;

– результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии;

– изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения;

– определяются перспективы развития ученика и коллектива;

– исследования носят комплексный системный характер;

– диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения.

    Преобладает подавленное настроение.

    Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

    Конфликтность в отношениях и антипатии.

    В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание.

    Группировки конфликтуют между собой.

    Членами коллектива нравится вместе проводить время. Участвовать в совместной деятельности

    Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

    Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива.

    Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.

    С уважением относятся к мнению друг друга.

    Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.

    Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные.

    Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива.

    В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех, и все за одного».

    В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения.

    Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители.

    К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.

    Коллектив активен, полон энергии.

    Коллектив инертен и пассивен.

    Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе.

    Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.

    Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно.

    Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.

    В коллективе существует справедливое отношение ко всем членами, поддерживают слабых, выступают в их защиту.

    Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»; пренебрежительное отношение к слабым.

Оценки

3-св-во проявляется в коллективе всегда; 2-св-во проявляется в большинстве случаев; 1-св-во проявляется нередко;

0-проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

АТМОСФЕРА в группе (Шкала ФИДЛЕРА)

Ярко

Выражено

Средне

Низко

Плохо

Дружелюбие

Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворенность

делами класса

Неудовлетворенност.

Увлеченность

Равнодушие

Взаимная поддержка

Недоброжелательность

Теплота

Холодность

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

Взаимовыручка

Отсутствие

взаимовыручки

Занимательность

Скука

Успешность

Не успешность

Рассчитывается средний балл для каждого ребенка, для получения информации о его психологическом состоянии в классе и средний балл для каждого отдельного параметра в целом по классу.

Тщательное изучение учащихся и ученического коллектива позволяет проследить весь ход развития личности в процессе воспитания, планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с детьми.

Изучение, знание и правильное использование факторов и закономерностей, формирующих личность ученика, позволяет добиться управляемости этим процессом, прогнозировать и корректировать развитие личности.

Классный руководитель, основываясь на принципах гуманистической психологии, может оказывать помощь ученикам в их учебной деятельности и в общении Конечно необходимо обеспечивать психическую безопасность и комфорт детей, поэтому такая работа должна осуществляться под контролем психолога. Исследовательская деятельность способствует и развитию самого учителя, совершенствованию его отношений с учениками, родителями, окружающими.

Ақмола облысы білім басқармасының

«Туризм және сервис индустриясы колледжі» КММ

Управление образования Акмолинской области

КГУ «Колледж индустрии туризма и сервиса»

Доклад

на тему:

« Формирование ученического коллектива. Педагогическое руководство ученическим коллективом. »

Выполнила: Колесник А.И.

Роль коллектива, его влияние на личность каждого ученика, даже при демократичности общества, образования, школы, является закономерной. Поскольку каждый ученик ежедневно находится в классе, и класс (сознательно или бессознательную мо) влияет на него так же, как трудовой коллектив влияет на рабочего, студенческий - на студента, военный - на солдата.

АС. Макаренко разработал теорию воспитывающего коллектива, основанного на развитии требований к члену коллектива:"Этот путь от диктаторского требования организатора к произвольной требования каждой личности к себе на фоне в требований коллектива, этот путь я считаю основным путем развития детского коллектива", - писал он (Сочинения:. В 7 т -. К, 1954 -. Т5 -. С 137-. С. 137).

Постепенно эта концепция сформировалась в более поздних исследованиях педагогов 60-70-х годов как теория стадий развития детского коллектива, которая является ориентиром для руководителя-педагога, ориентирует его на длительную в перспективу работы с учениками - от 4-5 класса в выпуск.

. Коллектив - это организованная форма объединения людей на основе целенаправленной деятельности. Коллективов много: коллектив рабочих, коллектив служащих, армейский коллектив, педагогический коллектив, детский коллект тив и другие. Признаками коллектива являются: а) наличие общественно значимой целии;

б) ежедневная общественная деятельность, направленная на ее достижение;

в) наличие органов самоуправления г) установление определенных психологических отношений между членами коллектива. Детский коллектив отличается от других типов коллективов возрастным диапазоном, специфической действовали льнистю (учебы), последовательной изменчивостью состава, отсутствием жизненного опыта, требует педагогического руководства. В школе есть такие типы коллективов: а) учебные коллективы: классный, общешкольный, предметных кружков, б) самодеятельные организации: коллективы художественной самодеятельности (хор, ансамбли, кружки) в) общества: спортивные, книголюбов г) разнообразные отряды, объединения по интересам г) временные объединения для выполнения определенных видов работти.

Функции коллектива:

а) организаторская б) воспитательная в) стимулирующая

А. С. Макаренко определил законы жизни детского коллектива - это мажорное настроение, постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию, чувство собственного достоинства, гордость за свой коллектив, представление о его ценность, активность, привычка к сдержанности в словах, проявлениях эмоций, движениях. Основным законом жизни коллектива есть движение, остановка - форма его смертностирті.

Большинство исследователей выделяют три стадии развития детского коллектива:

1. Первая стадия: создание актива. На этом этапе к воспитанникам относятся решительные педагогические требования, понятные по смыслу, с элементами внушения, выбирается из лучших ядро??коллектива. Эту стадию не следует д затягивать, нужно сформировать начальные организаторские навыки активистов, а всех учащихся научить выбирать их. Основные методы работы: личное знакомство классного руководителя с каждым учеником, глубокое в ивчення детей, ознакомление их с едиными требованиями, правилами внутреннего разпорядку и режимом школы, избрание старосты класса и активистов на все должности, инструктирование об их функциях. Эта стадия ори ентовно продолжается учебную четверть, требования детей к себе еще не осознаны, поэтому единственным выразителем общественных требований является педагодагог.

2. Вторая стадия: распространение влияния актива на коллектив. На этой стадии активисты привлекаются к руководству детским коллективом, в них воспитываются ответственность, инициатива, самостоятельность. Лидеры преобраз рюються на реальных главарей, пассивные ученики постепенно вовлекаются в общественную жизнь, усиливается работа педагогов и активистов из перевоспитания педагогически запущенных школьников. Классный руководитель зам осовуе такие методы, как выдвижение через актив перспектив деятельности коллектива, передача активов части своих функций по организации детей: контроль за дежурством по школе или класса, общим столом я в столовой, подготовка к праздникам. Большое значение приобретает процесс передачи школьных традиций в классы, оригинальных и инициативных форм работы. В коллективе продолжается изучение друг друга, поиски товарищей и друзей. Происходит расширение коллектива, формирование в нем чувство ответственности. Эта стадия длится один - полтора года. В начале коллектив будто разделен на три социально-психологические микрогруппы (активисты, пассивные ученики,"ядро сопротивления"- педагогически запущенные дети). В конце второй стадии класс должен достичь психологической и педагогической однородностинорідності.

3. Третья стадия: решающее влияние общественного мнения большинства. Требования ставит коллектив, педагог работает с активом, создает ему авторитет среди учащихся, в актив привлекается как можно больше учащихся

Пути сплочение коллектива учащихся: а) наличие системы перспективных линий б) соблюдение макаренковскую принципа параллельных действий в) укрепление позитивных традиций г) формирование общественного мнения; д) ученическое самоуправление в сплочении г) организация соревнования, е) общие дела; е) взаимная информация о состоянии дел в различных коллективах. Система перспективных линий - это ряд последовательно пост авлених коллективом целей, достижение которых вызывает переход от простого удовлетворения к глубокому чувству долга. Общественное мнение коллектива - наличие общих представлений, суждений, общего понимания значимых для него явлений, событий, предметеів.

На третьей стадии в классном коллективе происходит взаимозаменяемость активистов в разных ролях в классе, создается система передачи функций и опыта, вводится система поручений сводным объединением м учеников или отдельным членам коллектива,

4. Четвертая стадия: самовоспитание как высший тип воспитания в коллективах подростков и старшеклассников. Основная задача на этом этапе - это развитие у учащихся интереса к самовоспитанию, усовершенствования особисты их качеств, черт характера. Педагог инструктирует и консультирует по этим вопросам, постепенно привлекает весь коллектив к самовоспитанию. Основные методы работы: начертание перспективы самовоспитания, убеждение в не чае работать над собой, показ примеров для подражания. Учащиеся должны сами определять, какие личные качества нужно совершенствовать, составлять планы самосовершенствования, включаться в общественно полезные в рабопрацю.

В процессе различных видов деятельности в детском коллективе устанавливаются межличностные связи и взаимоотношения. В сплоченном коллективе они гуманный характер, характер сотрудничества, кооперации, когда несколько п первичных коллективов вступают в непосредственные контакты при реализации совместного практического задания. Это могут быть связи шефства, когда коллектив, который достиг высоких результатов в решении тех или других практических задач, взаимодействуя с другим коллективом, передает ему свой опыт, оказывает помощь и поддержкуку.

Научные исследования выявили три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: а) личность подчиняется коллектива (конформизм), б) личность и коллектив находятся в оптимальных ьних отношениях (гармония) в) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм). В каждой из этих моделей выделяется много линий взаимоотношений, например: коллектив отталкивает личность; личность откидным ае коллектив; сосуществования по принципу невмешательства и т.д.. Каждый вид отношений по-своему влияет на формирование личности в коллективві.

Воспитательное воздействие коллектива на его членов повышается при следующих условиях: а) разумное сочетание педагогического руководства с созданием условий для проявления воспитанниками самостоятельности, инициативы, самодеятельности; б) коллектив вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками, в) контроль за деятельностью членов коллектива переходит в самоконтроль г) коллектив научился терпеливо относиться к недостаткам его членов, прощать и неразумные действия, причиненные обиды г) адекватность выполнения членами коллектива ролей своим реальным возможностям д) своевременное педагогическое вмешательства в формирование отношений между членами коллектива; е) ств орення временных объединений с переводом к ним воспитанников, у которых не сложились нормальные отношения в первичном коллективе; е) изменение характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить ученики в к новым отношениям.

Педагогический коллектив по ученического коллектива должен помочь: а) выработать единые установки, выражавшиеся бы в правилах, законах жизни учебного заведения б) создать систему единых требований в). ВПЧ нестись на тон и стиль взаимоотношений в коллективе г) в подборе, обучении и координации деятельности органов самоуправления г) в планировании, подготовке и проведении запланированных мероприятий д) в координировании мы жособових и деловых отношений в коллектив.

Основным принципом, на котором строятся отношения в коллективе,. А. С. Макаренко рассматривал принцип ответственной зависимости. В. О. Сухомлинский важное значение придавал вопросу гуманизации отношений в колет. Активные. И. П. Иванов считает, что именно в разновозрастных отрядов возникает товарищеское заботы старших о младших, стремление совершенствовать себя и окружающую действительность. Место педагога он видит при этом"Н е за них и без них, а вместе с ними и впереди них"И. П. Щетинин считает, что у ученика необходимо вызвать потребность в активном создании своего лица согласно представление о ней в коллектив в колективі.

Рассматривая коллектив как средство воспитания, по мнению. М. Красовицкого, нужно отбросить такие взгляды советской педагогики: а) политическое вмешательство в жизни школьного коллектива, в содержание его деятельности, б) а абсолютизация каждого положения или элементов опыта. А. Макаренко без учета особенностей времени и критического анализа нашей воспитательной практики в) нереальные и бесперспективные попытки воплощать в прак тика всю систему. А. Макаренко г) положение о том, что коллектив является единственным инструментом воспитания г) коллективная ответственность за поступки отдельной личности д) безусловное подчинение интересов лиц истости интересам коллектива, доведение личности в случае конфликта с коллективом до морального уничтожения; е) о преимуществе коллективного мнения над мнением личности при решении тех или иных вопросов жизненно я коллектива; есть) ограничение свободы ребенка в таких сферах, как участие в определенных воспитательных мероприятиях, как формы и объекты общения, политические взгляды, мировоззренческие и религиозные ценности, хобби и т.д. ж) заорга низованисть жизни детей в школе, попытки опутать учеников такой системой воспитательных мероприятий, чтобы они находились под постоянным педагогическим воздействием протяжении всех учебных и выходных дней д) обсудит юват в коллективе любой поступок лицоби.

Решительно отвергая идеологические искажения принципа воспитания"в коллективе и через коллектив",. М. Красовицкий считает, что важно все же сохранить все лучшее, что оправдало себя в воспитательной практике е идомих педагогов-гуманистов. Это такие положения и подходы: а) главной целью формирования и деятельности детского коллектива является личность, ее способности, интересы, потребности, раскрытие творческого потенциала, б) необходимо сохранить и расширить реальные права ребенка в школьном коллективе, права, за которые всегда боролись прогрессивные педагоги в) важно обеспечить свободу выбора ребенком мировоззренческого, политическими их, религиозных взглядов, ее независимость от официальных школьных ориентиров в этой сфере г) фундаментальной основой коллективистского воспитания остается создание в детском коллективе системы гуманных их взаимоотношений, которые обеспечивают достойное место каждой личности, внимание и уважение к ее мыслям, проблем, забот г) обеспечение свободы каждой личности в коллективе предполагает и определенные ограничения, которые крайне и необходимые для ее нормального функционирования д) важным признаком и условием успешного развития коллектива, безусловно, является признание совместной творческой деятельности, совместного творения добра, забота о окружающей лишний мир, о другом человеке; е) важный принцип воспитания, непременно остается в демократической школе, четко сформулировал. А. Макаренко:"Если кто-нибудь спросит, как бы я мог в краткой формуле в изначиты сущность моего педагогического опыта, я ответил бы: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к немуеї".

Важным элементом концепции коллективистского воспитания является понятие о пути создания воспитывающей коллектива

Проблеме путей, методов формирования детского коллектива уделял большое внимание. А. С. Макаренко, который реализовал свои идеи в тех воспитательных учреждениях, которыми он руководил. Но если. А. С. Макаренко считал прекращение я деятельности смертью коллектива, то. В. О. Сухомлинский видел наибольшую опасность в прекращении, оскудении духовной жизни коллектива. Влияние творческой коллективной деятельности, труда детей на процесс образования ко вого коллектива он обосновал так:"Трудовое вдохновение, радость труда, вдохновения трудовой творчеством - мощная духовная сила, сближает людей, пробуждает у ребенка первое чувство, на основе которого постепенно утвер джуеться гражданское достоинство, чувство потребности в сближении с другим человеком в отдаче ей своих духовных сил, в переживании ответственности за другого человека"Труд, совместная деятельность имеют целью объе соединить детей. Это важнейший путь создания коллектива, без которого все остальные средства остаются бессильным безсилими.

В. О. Сухомлинский считал, что сама по себе работа не покорена высоким нравственным идеалам, не осмыслена учащимися как источника собственного развития, не может иметь воспитательной силы, не укрепляет духовных связей вихов воспитанников. Поэтому он ставил вопросня:

1. О важности"слияние труда и духовной жизни воспитанников"и придавал этому первостепенное значение

2. Организация благотворительных отношений между детской общностью и окружающей средой - это второй путь создания и обогащения духовной жизни коллектива

Первое понятие о коллективе формируется и утверждается, когда дети объединяют свои усилия для того, чтобы вырастить сад или виноград, дубраву или плодопитомник, подготовить несколько десятков квадратных метр ров плодородной почвы или защитить гектар чернозема от эрозии время. В. О. Сухомлинский видел путь воспитания коллектива и личности в борьбе против зла, бескультурье, черствости, равнодушиясті.

3. По. В-третьих, формирование коллектива в понимании. Сухомлинского можно определить так: от раскрытия сущности коллективизма, стимулирования совместных эмоций и сострадания к духовной, нравственной единства, бла агородних традиций и поступковв.

Речь идет прежде всего о вооружении учащихся с первого класса системой нравственных знаний, в частности, касающиеся сущности таких понятий, как коллективизм, индивидуализм, эгоизм и т.д.

Важное значение придавал ВО. Сухомлинский умению учителей убедительно и аргументированно доносить до учащихся основы нравственных знаний, не быть равнодушными информаторами. Учитель воспитывает убеждения только тогда, когда он несет со своим знанием отношение к истине. Изложение нового материала должна быть не бесцветным сообщением, информацией, а обращением к совести, к той грани сознания, на которой, образно к ажучы, формируется отношение (Красовицкий. М. Формирование общественного мнения ученического коллектива -. К, 1979 - с66. - с.66).

4 важных путем развития духовной и нравственной единства детского коллектива является стимулирование коллективных эмоций, переживаний для различных явлений окружающего мира. Даже в наблюдении вместе с д. тьмы явлений природы и впечатлении от них он видел возможность появления атмосферы эмоциональной близости, соединяющий младей.

5 важных путем становления коллектива есть моральное обогащение отношений между учениками на принципах гуманизма и разнообразия. Воспитывать настоящий коллективизм значит научить своих воспитанников видеть в сви и те самое главное - человека, отдавать физические и духовные силы во имя ее счастья и радоститі.

Жизнь даже детской сообщества (коллектива) невозможно без конфликтов, иногда - мелких, а иногда - довольно серьезных, в которых сталкиваются различные моральные позиции, крайности коллективизма и индивидуализма, с зло и добро. В таких условиях больше пользы и личности, и коллектива принесет справедливое решение конфликта, поиск и нахождение истины, победа добра. В таком случае для каждого члена коллектива это будет школой жизненнотя.

6 крупных значение имеет диалог учителя с учеником как индивидуальное воздействие на процесс сплочения коллектива. В. О. Сухомлинский писал:"Все мы делаем для того, чтобы найти путь к сердцу каждого ребенка?. Душа к каждого ребенка это неповторимый мир мыслей, чувств, переживаний. А в школе мы привыкли говорить преимущественно с коллективом. Не от того так часто бывают неудачи в воспитательной работе?ій роботі?..."

Необходимо много знать о взаимоотношениях ребенка и коллектива, чтобы помочь ей вписаться в коллектив не на правах

"винтика", а на собственной индивидуальной основе, с учетом того, что она может внести в процесс его духовного развития, найти то, что мешает ей в этом

Мы нигде не встречаем в. ПО. Сухомлинского советы, чтобы учителя прямым текстом агитировали ученика коллектив, назойливо уговаривали"не отрываться от коллектива"Он предлагал более сложные пути, но на адийниши. Это, в частности, помощь ученику вернуться к коллективу своей лучшей чертой, именно тем, что даст ему возможность обогатить коллектив, быть полезным для него"Духовная жизнь коллектива строится - писал. Сухомлинский, - не только на признании, но и на развитии, укреплении индивидуальности, личного достоинства каждого подростка. Задача воспитателя заключается в том, чтобы заметить в питомцу его. Найк ращи духовные качества или возможности, раскрыть их перед коллективом, дать подростку возможность осмыслить свой вклад в жизнь коллективлективу.

Вышеупомянутые пути создания высокоорганизованной, моральной, духовно богатой детской сообщества (коллектива) снимают по этой проблеме авторитарные наслоения, помогают педагогам в новых условиях глубь бше видеть сложные основы развития коллектива и грамотно, корректно направить этот проце.

Педагог, опираясь на высокие требования коллектива к каждому человеку, на достигнутый уровень развития коллектива, пройденный им путь развития, возрастные и индивидуальные особенности каждого, корректирует самовоспитания я старшеклассников, создает общую мажорную, бесконфликтную атмосфер.

Гуманистические идеи великих педагогов гуманистов актуальны и в наши дни, поскольку основаны на вечных ценностях: добре, справедливости, уважении к личности ребенка и преподавателя.

Я.М. Неверов, выдающийся педагог-гуманист, отдавший развитию образования на Ставрополье много лет, оставил педагогам и воспитанникам «Нравственный кодекс», не утративший значения доныне. «Кодекс» предусматривает разумные, педагогически обоснованные требования к ученикам, воспитывающие сознательную дисциплину, учит нормам общечеловеческой морали, вменяет в обязанности наставников направлять подопечных по пути добра и гуманности, поощрять к труду, внушать любовь ко всему благому и прекрасному. И сам Януарий Михайлович показывал примеры нравственной чистоты и благородства.

Высшей потребностью личности является потребность в самоактуализации - реализации своих возможностей (А.Маслоу). Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, актулизирующейся личностью. Один из главных принципов - безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, в противном случае развивается неприятие ребенком себя, происходит формирование в негативном направлении.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в коллективе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

Методика создания и развития ученического коллектива

Практически каждый учитель стремится к созданию в классе интеллектуально и духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в классном сообществе. Однако не всем удается построить такие отношения в классе, так как иногда у педагога отсутствует целостное и детальное представление о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности членов классного коллектива. Сначала классному руководителю надо определить, какой вид или направление совместной деятельности может стать приоритетным в жизнедеятельности класса. Выбор приоритетного вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, особенностей воспитательной работы предыдущего классного руководителя, типа учебного заведения. Нередко увлеченность классного руководителя спортом, танцами, путешествиями перерастает в общее увлечение членов классного сообщества, и на этой основе создается воспитательная система класса, формируется его индивидуальность. Наряду с приоритетными и другими видами деятельности классному руководителю необходимо представить пути, формы и способы совершенствования общения членов классного сообщества. У нас в школе сложилась добрая традиция: уже в 4 классе дети и их родители знают, кто из учителей старшего звена возьмёт классное руководство в следующем году. А так как я преподаю иностранный со 2 класса, то имею достаточно времени для наблюдения и изучения классного коллектива, для построения парадигмы воспитательной работы с моими будущими воспитанниками.

Классному руководителю важно отчетливо представлять реальное состояние межличностных и деловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, но особенно те учащиеся, которые занимают неблагополучное положение в детском коллективе. Необходимо, чтобы в формируемых представлениях о будущем класса учитель смог определить нишу для самореализации и самоутверждения личности каждого ребенка.

В последние годы педагоги стали больше уделять внимания деловому и неформальному общению учащихся, развитию коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только значительно обогащает воспитательный процесс, но и способствует повышению его эффективности.

Большое место в деятельности классного руководителя должно быть отведено моделированию образа учащегося класса, образа жизнедеятельности классного сообщества, построению в нем деятельности, общения и отношений, представлениям о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности. Очень часто приходится замечать: если основу личности классного руководителя составляют гуманистические ценности, то такие же ценностные ориентации преобладают в классном коллективе; если учитель занимает активную жизненную и педагогическую позицию, то и учащиеся класса отличаются активностью и самостоятельностью. Поэтому система воспитательной работы имеет зачастую и личностную характеристику педагога.

Сплочение коллектива, выступающее не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей, реализуется через ученическое самоуправление. В органы самоуправления должен быть внесён и классный руководитель, так как является членом коллектива. Он также имеет свои обязанности, права, проявляет свою активность, творчество. Развитие навыков самоуправления может осуществляться через систему чередования творческих поручений, которые согласуются с основными видами воспитательной деятельности. Каждый ученик отвечает за работу одного из центров, координирует и направляет работу которых командир, староста класса и классный руководитель. Практическая деятельность в одном из 6 центров способствует становлению самостоятельной и творческой личности.

Через принцип личностно-ориентированного подхода происходит формирование в классе и школе благоприятной среды для развития учащихся. А совместная деятельность и общение членов классного коллектива способствуют возникновению и развитию той неповторимой внутриколлективной атмосферы, того особого психологического климата, благодаря которым отношения между членами ученического коллектива, их взаимопонимание, «чувство локтя» сохраняются на долгие годы. Они расширяют круг знаний учащихся в тех или иных областях науки, помогают формировать определённые отношения к объектам окружающей действительности, вырабатывать материальные и духовные ценности, а также оказывают реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников.

Пристальное внимание важно уделять классным часам. Я их называю «Часом для души». Это определение было дано одним из моих выпускников, который отличался непростым характером. И это особенно ценно. Ведь именно на классном часе можно поговорить на самые разные темы, выслушать другого. На классный час мы приглашаем гостей, готовим викторины, поднимаем и обсуждаем актуальные вопросы …

Учитывая основы гуманистической педагогики, современные требования к воспитанию подрастающего поколения, целью моей воспитательной деятельности является управление процессом развития образованной, целеустремлённой личности, способной к самопознанию, самовыражению, самореализации, к человеколюбию на основе взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Каждый участник воспитательного процесса выполняет свою функцию для достижения единой цели. Здесь может возникнуть вопрос: а согласуется ли гуманистическая педагогика со словом «управление». Управлять для меня значит не руководить, а направлять, оказывать помощь и поддержку. Ведь место педагога внутри воспитательной системы, а не снаружи. И ученик, и учитель определяются активными субъектами воспитательной деятельности. Цели и задачи воспитательной деятельности я реализую, работая по собственной программе «Я - Человек», при помощи которой формирую отношения ребёнка к своему Я: Я - человек. Какой? С какими ценностями? Что мне дорого? Что я могу? Как я могу? Что я должен сделать, чтобы стать лучше, чтобы я был ценен?

Реализация программы подчиняется четырём правилам:

· Не забывай, что ты Человек и ценен прежде всего этим!

· Старайся увидеть в другом Человека в любом его проявлении!

· Помогай другому оставаться Человеком в любых ситуациях!

· Не оценивай что-либо выше Человека!

Ребёнок живёт среди людей и должен быть настроен на волну добра и дружбы, честности и сострадания, толерантности и порядочности. Руководствуясь в своей деятельности принципами гуманистической педагогики, главным для себя считаю - личный пример. Пример активности и тёплого отношения, положительной самооценки и жизнерадостности, сложившейся личности, порядочности, пример отношения к другим. Необходимо также доверие к ребёнку, способность понимать его внутренний мир, его состояние. И всё это в сочетании требовательности к ребёнку, но не жёсткой, а направленной, прежде всего, на саму себя.

Среди задач в работе с классом, направленных на становление и развитие сплоченности детского коллектива я выделяю следующие:

· укрепление классного содружества, главными ценностями которого являются дружба и взаимопомощь;

· создание условий для интеллектуального, нравственного и культурного воспитания учащихся;

· оказание помощи ребёнку в раскрытии его индивидуальности;

· создание атмосферы доверия, оказание помощи в преодолении чувства страха, неуверенности в себе.

От личности способной к самоопределению, самовыражению и самореализации моя задача - развить личность ребёнка до взаимодействия, взаимопонимания, взаимопомощи и взаимоуважения с каждым членом классного коллектива.

В своей деятельности я стремлюсь воспитать у детей чуткость как к глобальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям жителям других стран, так и участливое отношение к делам и заботам родных, близких и просто живущим рядом людей, одноклассников.

Послесловие

Любая профессия накладывает свой отпечаток на внешний облик человека, на его поступки и дела, на его характер. Человек жестокий, властный, эгоистичный не может быть учителем. Но им не может быть и сухой, пассивный, замкнутый только на себе, на своих интересах человек. Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что воспитание - это отношения. От того, как они сложатся с воспитанниками, от того, какую роль будет играть классный руководитель в жизни ребёнка и зависит успешность его деятельности, результативность его воспитательной системы. Взрослея, мы часто забываем своё детство, юность и как следствие перестаём понимать детей, не умеем поставить себя на их место, оценить их точку зрения, привыкнуть к их вкусам. Видя это, дети отдаляются и уже не подпускают к себе. Чтобы этого не произошло надо ставить во главу угла не только своё «Надо», но и «Понимаю». Дети должны чувствовать уважение к их потребностям, интерес к их увлечениям, им нужна не столько опека, сколько дружеские советы, умное руководство, стремление к сотрудничеству, взаимопонимание и духовная поддержка.

Часто класс сравнивают с маленьким оркестром, в котором каждый играет на своём инструменте, каждый имеет свою партию. От того, насколько профессионально классный руководитель исполнит свою роль дирижёра, зависит слаженность работы ученического коллектива и успех. Необходимо быть наблюдательными и внимательными к особенностям характера и поведения учащегося. изучать его как личность, преумножать его достоинства и работать над его недостатками.

Сегодняшнее поколение находится на ступеньку выше предыдущего. Оно более эрудированно, на «ты» с компьютером, с меньшим количеством комплексов. Наши дети другие. Они по-другому выглядят, по-другому ведут себя, по-другому относятся к учебе. И чтобы не возник вечный спор «отцов и детей» важно идти в ногу со временем, применять в своей работе передовой опыт учителей-новаторов, создавать свою систему воспитательной работы с учётом реалий 21 века. Мы должны помочь учащимся найти себя, добиться достойной жизни.

Надежда Константиновна Крупская писала: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек». Но любимым учителем может быть только учитель любящий. Любите детей. Проявляйте чуткость и душевную открытость. А самое главное - будьте личным примером для них, образцом нравственности и порядочности.

Коллектив не самоцель педагогических усилий. Он формиру­ется воспитателем для создания оптимальной среды (воспитатель­ного пространства) как инструмент и помощник в формировании личности воспитанников. Зарождается, крепнет и развивается детский коллектив только в процессе совместной целеустрем­ленной практической просоциальной деятельности, полезной для коллектива, каждого его члена, для других людей.

Технологические правила организации коллективной дея­тельности:

o Гуманистическая, просоциальная, субъективно личностно значимая для каждого члена коллектива цель организуе­мой деятельности.

o Предпочтение коллективным и групповым видам дея­тельности.

o Активное участие каждого.

o Технологическая организованность (время, место, объем действий, порядок их выполнения, оснащенность).

o Сочетание традиционности и вариативности в содержа­Ом и формах.

o Организация сменных отношений взаимной зависимости и взаимного подчинения в групповой деятельности.

o Ориентация на успех и позитивную оценку деятельности каждого члена коллектива.

В процессе такой деятельности создаются и укрепляются коллективные связи, у воспитанников развиваются коллек­тивные навыки и привычки, коллективистское сознание на­ходит свое выражение в поступках, в поведении.

В процессе формирования коллектива педагог использует разнообразные методы и средства, направленные на стимули­рование деятельности всех его членов и его сплачивание. Это прежде всего система требований. Предъявление требований к ученикам должно иметь форму убедительного разъяснения задач, правил, норм совместной жизнедеятельности. Воспитание ученического актива происходит с помощью консультиро­вания, психологической поддержки, обмена опытом, органи­зации и контроля.

Цели, раскрывающие перспективы разви­тия и жизни детского коллектива, ставятся четко и увлека­тельно. А.С. Макаренко называл это системой перспективных линий, организацией завтрашней радости – постановка близких, средних и далеких целей.

Жизненная перспектива является одним из важнейших моментов в развитии человека и коллектива. В ней выражает­ся совокупность культурных и материальных потребностей человека, уровень его развития, весь моральный облик. А.С. Макаренко справедливо считал одной из важнейших пе­дагогических особенностей перспективы то, что, будучи раз­Омутой перед ребенком, как система цели, она увлекает его возможностью достигнуть желаемого результата, вызывает стремление участвовать в построении своего и коллективного будущего, создает радостное настроение и устремленность вперед. Это стремление к удовлетворению сформировавшихся потребностей, желаний, интересов является мобилизующим и направляющим деятельность в определенное социально цен­Ом русло.


Под перспективой в конкретном педагогическом плане по­нимаются такие задачи, цели, дела, которые отвечают вну­тренним потребностям развития личности, группы детей, коллектива в целом, соответствуют уровню развития его членов – их возрастным и индивидуальным особенностям. Перспективы, организуемые с целью создания воспитательно­го коллектива и формирования личности учащихся, имеют некоторые общие характерные особенности:

o увлекательность дел , основанных как на непосредствен­ном детском интересе, так и на радостном, рождаемом в воображении образе совместной коллективной деятель­ности;

o общественно полезная ценность задач, целей, конкрет­ных дел;

o четкая организация процесса достижения перспективы.

Перспективы, цели выбираются самими детьми при помо­щи коллективной «разведки» интересных дел, рассчитанных на участие каждого, на самостоятельные действия, инициати­ву. В результате появляется план конкретных дел.

Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, нахо­дящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Она не требует много времени и усилий для своей реализации. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра, соревнова­ние и т. д. Основное требование к близкой перспективе заклю­чается в том, что она должна опираться на личную заинтересо­ванность: каждый воспитанник воспринимает ее как собствен­ную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близ­кой перспективы – это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ре­бят как приятная близкая перспектива. Но, если коллектив бу­дет ставить перед собой только такие перспективы, развитие остановится и начнется распад коллективных отношений.

Средняя перспектива – более отдаленная цель, требующая не только длительного времени, но и определенных усилий всего кол­лектива по ее достижению. Класс хочет на летних каникулах по­ехать на пароходе по Волге, но не на родительские деньги, а за­работать их самостоятельно.

Дальняя перспектива – перспектива на длительное время.

Чем младше воспитанники, тем большее значение в их жизни имеют близкие перспективы и некоторые средние. Взросление коллектива усложняет систему перспектив его жизнедеятельности.

Задача учителя заключается в том, чтобы организовать систе­му перспектив, систему деятельности, движение коллектива от решения одной задачи к другой, более сложной. Одним из звень­ев такой системы воспитания школьников могут стать коллек­тивные творческие дела (КТД) , включающие коллективную организаторскую деятельность, творческие игры, праздники и т. д. Эти формы организации воспитательной работы способст­вуют целостному, многостороннему развитию воспитанников. Подобная деятельность позволяет объединить усилия воспитан­ников всех возрастных групп, способствует развитию отноше­ний товарищеского межвозрастного содружества.

Принцип параллельного действия: влияние на воспитан­ников через требования актива, принявшего нравственные ценности воспитателя, и общественное мнение. При этом со­храняется и воспитательное влияние педагога. Это возможно в развитом коллективе, требует педагогического мастерства, так как имеется опасность использования общественного мне­ния как грубой силы и давления на отдельную личность.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут исплачивают коллектив традиции, устойчивые формы кол­лективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, положительный опыт деятельности, желания воспи­танников. Они помогают вырабатывать общие нормы поведе­ния, развивают коллективные переживания, коллективные ценности, украшают жизнь. «Ничто так не скрепляет колле­ктив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций… не может быть хорошей школой» (А.С. Макаренко). Формирование общественного мнения в коллективе тесно связано с созданием и укреплением тради­ций. Макаренко считал их наличие характерным признаком третьего этапа развития коллектива. Каждая традиция име­ет свое прошлое, большую или меньшую историю. Создание традиций возможно только при условии, что новые поколе­ния воспитанников поддерживают те начинания и ценности, которые складываются на предыдущих этапах развития кол­лектива. Они имеют определенную, установившуюся, яркую и содержательную форму (традиционные вечера-встречи вы­пускников, последний звонок, празднование Дня знаний и др.). Появление новых традиций обогащает и обновляет коллективный опыт, но «изобретать их надо так, чтобы де­тям казалось, что изобретают они». (А.С. Макаренко). Тра­диции не должны быть застывшей догмой. Отражая про­шлое, они вместе с тем должны быть живыми, нужными и полезными сегодня.

Развитие коллектива и его нормальное функционирование возможно при бодром жизнерадостном тоне и стиле отноше­ний в нем, атмосфере доверия и требовательности, умении критиковать и правильно воспринимать критику, командо­вать и подчиняться. А.С. Макаренко называл такие условия правильного тона и стиля в коллективе:

o мажор – бодрость, радость, красота;

o гордость за свой коллектив и чувство собственного досто­инства;

o дружеское единение членов коллектива;

o активность, проявляющаяся в готовности к упорядочен­ному деловому действию;

o привычка к торможению и сдержанности в словах, движе­ниях, эмоциях;

o высокая, сознательная дисциплина, но несводимая только к торможению, проявляющаяся в движении вперед, в стремлении к чему-то новому, в преодолении трудно­стей.

В отличие от взрослых деятельность детских коллективов должна быть пронизана элементами игры, красочности и роман­тики, характеризоваться целеустремленностью, активностью и инициативой воспитанников.

В практике педагогического управления детским коллективом необходимо соблюдать следующие технологические правила:

1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естест­венным стремлением воспитанников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и само­деятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозиро­вать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответ­ной реакцией воспитанников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необ­ходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно ре­шить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить.

2. Коллектив – динамическая система, он постоянно изме­няется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руко­водство им также не может оставаться неизменным. Начиная, как единоличный организатор на первой стадии, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управ­ления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях вступает в отношения сотрудни­чества с воспитанниками.

3. Высокой эффективности коллективного воспитания пе­дагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей и других воспитателей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и по­стоянную связь с семьей.

4. Приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у них формируются.

5. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходи­мых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не мо­Ом, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.