Источники финансирования терроризма. Новые полномочия ФСБ

Террористическая деятельность включает в себя финансирование заведомо террористической организации или террористической группы, или иное содействие им.

Финансирование террористической деятельности организации, подразумевает преднамеренное снабжение террористов материальными средствами (прямое и завуалированное, наличное и безналичное).

В России выделяют два вида финансирования террористической организации – внутреннее и внешнее.

К внутренним источникам относят:

· финансовую и материальную помощь со стороны коммерческих структур, находящихся под контролем криминальных групп;

· средства, поступающие от выкупа похищенных людей;

· производство и оборот оружия, наркотиков и психотропных веществ;

· расхищения бюджетных денежных средств;

· подделка и реализация денежных знаков России и иностранных государств.

К внешним источникам финансирования относятся:

· средства, поступающие от этнических диаспор;

· финансовая помощь от экстремистских международных организаций, общественных фондов и иных организаций, находящихся в Саудовской Аравии, Судане, Иордании, Пакистане, Турции, Великобритании, США, Польше и некоторых других странах.

Органами безопасности России установлено около 50 зарубежных неправительственных организаций и других структур, причастных к финансированию чеченских сепаратистов, а также установлено 18 банковских счетов за границей, используемых для этих целей в том числе в Нью-Йорке и Лондоне.

Известны факты, когда террористические организации в России финансировались за счёт производства и реализации контрофактных товаров. В 2000 году был ликвидирован завод по производству пиратских компакт-дисков, который являлся источником финансирования чеченских боевиков. Средний доход данной преступной группировки оценивался в 700 тыс. долл. США и использовался для закупки взрывчатых веществ и оружия, организации террористических актов.

Такой «экономически оформившийся» терроризм способен уже к серьёзной самостоятельной деятельности, и не только в масштабах «своей» страны. Однако сегодня развёртывание такой деятельности возможно лишь при наличии структур для «отмывания» денег – в виде контролируемых банков, фирм, производственных предприятий. «Отмывание» чаще всего осуществляется в кризисных зонах мира, где ослаблен государственный финансовый контроль. По этой причине Россию, к сожалению, относят к числу крупнейших «прачечных» мира.



В 2007 году разоблачена подпольная международная криминальная финансовая структура «Хавала», филиалы которой имелись в России. Впечатляет размах криминальных финансистов: только за четыре месяца общий оборот этой организации (банка) составил 4 млрд. рублей «отмытых» денег. Основными клиентами «российской» «Хавалы» били крупные наркоторговцы. Системой отмывания денег московского филиала этой структуры вполне могли пользоваться террористические организации для финансирования крупных терактов, например, в Москве и на юге России. Очевидно, что через эту финансовую наркопрачечную проходили деньги террористов.

В современных условиях особенностью организации внешнеэкономических операций является обязательный учёт возможного «отмывания терроризма», то есть анализ возможной модели отмывания денег той или иной организацией.

Отмывание денег можно описать как «устойчивую» вредоносную и всё поглощающую деятельность, которая приводит к далеко идущим последствиям и результатам». В результате «отмытые» деньги могут стать, и часто становятся, источником финансирования террористических актов.

Но здесь необходимо учитывать и то, что главной целью деятельности по отмыванию денег является «стирка» больших объёмов грязных денег. Террористическая же деятельность способна оперировать и небольшими суммами. Согласно официальным данным, бомбардировка острова Бали обошлась террористам в 19 тысяч фунтов стерлингов, которые не составило бы большого труда поместить в мировую банковскую систему. Американские власти полагают, что терракт 11 сентября 2001 года обошёлся в 200 тысяч долларов США. Незадолго до трагедии террористы снимали наличность с кредитных карт в обычных банкоматах. Но для этого они должны были, как минимум, сначала открыть банковские счета, чтобы потом ими воспользоваться. Далее, согласно традиционной модели отмывания денег, главной целью является полное отделение очищенной наличности от её первоначального источника (стадия интеграции).

Противодействие финансированию террористической деятельности – комплекс сложных мероприятий, определяемых, в первую очередь, пониманием масштаба и содержания противодействия терроризму. Эти мероприятия связаны с прогнозированием, предупреждением и отражением угроз терроризма.

В 2001 году в России принят специальный закон, направленный на противодействие финансированию терроризма: Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Он является реальным, активно функционирующим механизмом вмешательства государства в процессы денежной «подпитки» террористической деятельности.

Убедительной формой участия внешнеторговых организаций предупреждения террористической деятельности является своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных формах, лицах, конкретных фактах.

Например, переговоры по заключению контрактов международной купли-продажи должны начинаться с изучения деловых интересов компаний и предприятий с которыми заключается сделка. Обязательно изучение официальной позиции «нечистоплотных» государств, фирм – партнёров или банков, участвующих в возможном финансировании террористической деятельности или «отмывании» денег террористических организаций.

Организация Объединенных Наций (комиссия FATF) опубликовала документ «Особые рекомендации по выявлению террористических фондов», в котором указаны рекомендации:

Каждая страна должная отнести финансирование терроризма, террористических актов и организаций к категории тяжких преступлений. Главное требование: «все юрисдикции (государства) обязаны противостоять финансированию терроризма, даже если подобные деяния имеют место в юрисдикциях, отличных от тех, где происходит отмывание денег»;

Отчётность о подозрительных операциях, имеющих отношение к терроризму: два ключевых элемента «подозрения» и «достаточных оснований для подозрения». Докладывать о подозрительной деятельности обязаны банки и финансовые учреждения небанковского профиля (конторы биржевых маклеров, участники прямых экспортных и импортных операций, службы перевода денежных средств и др.);

Альтернативные механизмы переводов денежных средств. Три главных элемента данной рекомендации по очистке необходимости таких систем денежных переводов, как чёрный рынок по обмену денег: юрисдикции должны требовать лицензирование или регистрации от организаций, предоставляющих такие услуги; все эти системы обязаны следовать рекомендациям комиссии FATF; юрисдикции должны иметь возможность к применению санкций по отношению к таким системам, если их владельцы не имеют лицензии или регистрации;

Юрисдикции должны наблюдать за деятельностью организаций, чтобы предотвращать все возможные случаи использования последних в целях финансирования терроризма.

Что нужно делать, чтобы вовремя выявить и предотвратить отмывание денег террористическими организациями? Существует ряд предложений:

Узнавайте фирмы – партнёры (предприятия), следуя обязательным процедурам сбора информации. Организация, которая не соблюдает фундаментальных правил проверки, после заключения контракта международной купли – продажи становится особенно уязвимой. Нельзя забывать, что современные преступники располагают своими способами «убеждения» и «воздействия». Также известно, что террористы всё чаще прикрываются чужими именами, которые никаким образом не связаны с терроризмом. Нельзя недооценивать важность процедур сбора информации (в начале подготовки внешнеторговой сделки или же в процессе);

Отслеживайте подозрительные финансовые операции;

Докладывайте и анализируйте всю доступную информацию правоохранительным органам.

Предупреждение террористической деятельности и терроризм в целом представляет собой исключительно сложную задачу, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами. Следовательно, такие причины и должны быть объектом профилактического вмешательства. При всём этом терроризм неискореним, поскольку является разновидностью «извечного и не умирающего спутника человека – убийства». Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или своей социальной или национальной группы. Невозможно представить себе, чтобы больше не рождались люди, которые путём террора решили свои корыстные задачи, причём не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства. Цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать распространяться терроризму и вовремя выявлять террористическую угрозу.

В целом в России необходима грамотная превентивная политика по борьбе с терроризмом. Предупреждение (противодействие) должно заключаться в выявлении, устранении нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют. Профилактика террористической деятельности должна осуществляться на до преступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения.

Бороться с терроризмом должно государство, но победить его может только общество. Террористов можно и нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет только тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими.

Помощь каждого гражданина страны в борьбе с терроризмом может выражаться по разному: внимательно следить за происходящим вокруг, не оставаться безучастными к чужому горю, помогать как жертвам теракта, так и правоохранительным органам.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём заключается стратегическая цель государственной политики противодействия терроризму?

2. Назовите основные принципы борьбы с терроризмом.

3. Какие меры обеспечивают предупреждение террористической деятельности?

4. Назовите основные правовые акты Российской Федерации, обеспечивающие антитеррористическую деятельность.

5. Назовите основные мероприятия системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

6. Перечислите основные задачи федеральной антитеррористической комиссии Российской федерации.

7. Источники финансирования террористической деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Проявление терроризма в России в конце XX - начале XXI в. Хронология осуществления террористических актов

1995 год
14 июня г. Буденновск, Ставропольский край захват заложников в больнице, погибли 166 человек, ранены более 400 человек
1996 год
9 января г.Кизляр, Республика Дагестан нападение и захват заложников, погибли 78 человек, ранены несколько сот человек
16 ноября г.Каспийск, Республика Дагестан взорван девятиэтажный дом, где проживали семьи российских пограничников, погибли 68 человек, в том числе 21 ребенок
11 июня г. Москва взрыв в вагоне на станции метро «Тульская», погибли 4 человека, ранены 14 человек
28 июня г.Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика взрыв автобуса на городском автовокзале, погибли 8 человек, ранены 23 человека.

После подписания Хасавюртовских соглашений в августе 1996 г. территория Чеченской Республики была превращена лидерами экстремистов в террористический анклав, в котором не действовали никакие законы, кроме криминальных, а также искаженных шариатских. Систематический характер приобрели набеги и грабежи как на территории самой Чеченской Республики, так и в сопредельных ей Ставропольском крае и Республике Дагестан.

Процветало заложничество, принявшее массовый характер и ставшее основным промыслом бандформирований. Число заложников, находящихся в плену у террористов, по различным оценкам, составило от 1700 до более 2000 человек. Сумма выкупа колебалась от 10 тысяч до 1 млн. долларов США и более.

С вооруженным вторжением террористических формирований в Республику Дагестан фактически началась эскалация террористической угрозы на всей территории России. Об этом свидетельствует хронология наиболее масштабных терактов в период проведения контртеррористической операции 1999-2001 гг.:

1999 год
19 марта взрыв на Центральном рынке г. Владикавказа, погибли 64 человека, получили ранения более 100 человек
4 сентября г. Буйнакск, Республика Дагестан взорван пятиэтажный жилой дом, в котором жили семьи офицеров 136-й бригады Минобороны России, погибли 64 человека, из них 23 ребенка, ранены 146 человек
В ночь с 8 на 9 сентября г. Москва в результате взрыва дома № 19 на улице Гурьянова погибли более 90 человек, получили ранения около 200 человек
13 сентября г. Москва в 5 часов утра взорван жилой дом № 6 по Каширскому шоссе, погибли свыше 120 человек, в том числе 13 детей
16 сентября г. Волгодонск Ростовская область взрыв девятиэтажного жилого дома, погибли 18 человек, из них двое детей, госпитализированы 85 человек, общее число пострадавших составило 310 человек
2000 год
2 июля г. Аргун, Чеченская Республика проживали челябинские милиционеры, погибли 25 человек, получил ранения 81 человек
9 июля г.Владикавказ, Республика Северная, Осетия - Алания взрыв на Центральном рынке, погибли 6 человек, получили ранения 16 человек
8 августа г. Москва взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади, погибли 12 человек
12 октября в результате взрыва, начиненного взрывчаткой грузовика, у здания Октябрьского РОВД погибли 15 человек, ранены 18 человек
8 декабря г. Пятигорск, Ставропольский край в результате взрыва на автостоянке Верхнего рынка погибли 4 человека, получили ранения 45 человек
9 декабря с. Алхан-Юрт, Чеченская Республика в результате взрыва начиненного взрывчаткой автомобиля у мечети погиб 21 человек, ранены 50 человек
2001 год
5 февраля г. Москва взрыв в подземном вестибюле станции метро «Белорусская-кольцевая», пострадали 200 человек
24 марта г. Минеральные Воды, Ставропольский край около Центрального рынка взорван автомобиль ВАЗ-2103, начиненный 50 килограммами тротила, погиб 21 человек, ранены более 50 человек
19 августа г. Астрахань в результате взрыва на вещевом рынке погибли 8 человек, ранены 70 человек
10 ноября г. Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания в результате взрыва на рынке «Фаллой» погибли 5 человек, получили ранения 66 человек

Военно-силовая составляющая контртеррористической операции 1999 - 2001 гг. явилась точкой отсчета, предопределившей ликвидацию сепаратистского режима и его пособников на территории Чеченской Республики. И все же, несмотря на успех этой операции, главная цель -обеспечение безопасности населения региона от террористической угрозы так и не была достигнута. Напротив, рассредоточившиеся банды экстремистов сделали террор своим основным оружием в дестабилизации обстановки в регионе и других жизненно важных центрах страны. Сам же терроризм принял систематический и целенаправленный характер. Об этом свидетельствует следующая хронология терактов в 2002-2005 годах:

2002 год
8 апреля г. Грозный, Чеченская Република подорван автобус с чеченскими омоновцами, погибли 18 человек, ранены около 20 человек
28 апреля г. Владикавказ, Республка Северная Осетия -Алания в теракте на Центральном рынке погибли 10 человек, ранены 40 человек
6 августа с. Шатой, Чеченская Республика в результате подрыва на фугасе автобуса с чеченцами, служившими в местной комендантской роте, погибли 9 человек, ранены 7 человек
10 октября г. Грозный, Чеченская Республика при взрыве в здании Заводского РОВД погибли 25 милиционеров, ранены 7 милиционеров
23 октября г. Москва захват в заложники более 900 зрителей в Театральном центре на Дубровке, при освобождении погибли 129 заложников
27 декабря г. Грозный, Чеченская Республика взрыв двух грузовиков у Дома правительства, погибли 83 человека, в том числе женщины и дети, получили ранения более 200 человек
2003 год
12 мая ст. Знаменская, Чеченская Республика взорвано здание районной администрации и отдела Управления ФСБ России по СКВО, погибли более 40 человек, ранены более 70 человек
14 мая с. Илисхан-Юрт, Чеченская Республика террористка-смертница подорвала себя в толпе во время религиозного праздника, погибли 18 человек, получили ранения 145 человек
5 июня г. Моздок, Республика Северная Осетия -Алания взрыв автобуса с военнослужащими на аэродроме, погибли 18 человек
5 июля г. Москва во время проведения рок-фестиваля «Крылья» подорвали себя две террористки-смертницы, погибли 16 человек, ранены 20 человек
1 августа г.Моздок, Республика Северная Осетия -Алания террорист-смертник полностью разрушил военный госпиталь, погибли 52 человека, получили ранения более 80 человек
5 декабря г. Ессентуки, Ставропольский край в результате взрыва в электричках погибли 38 человек, ранены 160 человек
9 декабря г. Москва две террористки-смертницы подорвали себя у гостиницы «Националы), погибли 6 человек, ранены 14 человек
2004 год
6 февраля г. Москва взрыв в поезде московского метро, следовавшем по перегону между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», погиб 41 человек, получили ранения около 250 человек
В ночь с 21 на 22 июня Республика Ингушетия в результате диверсионно-террористической акции и нападения на органы внутренних дел погибли 79 человек
31 августа г. Москва теракт у станции метро «Рижская», погибли 10 человек, получили ранения более 30 человек
23 августа взрыв самолетов Ту-134 и Ту-154, погибли 90 человек
1 - 3 сентября г. Беслан, (Республика Северная Осетия -Алания) захват заложников в средней школе № 1, погиб 331 человек, в том числе 186 детей, получили ранения 472 человека, были признаны потерпевшими 1395 человек.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие и сущность финансирования терроризма

Терроризм - политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror -- страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение»

Финансирование терроризма - это деятельность, направленная на предоставление или сбор средств (в т.ч. денежных) с целью их последующего использования для подготовки и совершения террористического акта террористом либо террористической организацией.

Подобные, но более выверенные и детализированные с точки зрения права, определения понятия "финансирование терроризма" можно найти в нескольких источниках, например в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года. Содержится таковое и в документе, именуемом "Типовое законодательство об отмывании денег и финансировании терроризма", который был подготовлен 1 декабря 2005 года Управлением ООН по наркотикам и преступности (United Nations Office on Drugs and Crime- UNODC) совместно с Международным валютным фондом (International Monetary Fund -IMF).

Упомянутые определения имеют скорее правовую природу и важны, прежде всего, для юридической квалификации финансирования терроризма как преступления. При этом финансирование терроризма преимущественно понимается в узком смысле, лишь в контексте подготовки и совершения террористического акта. Учитывая, что создание террористической организации, т.е. организации, специально созданной для осуществления террористических актов, в определённом смысле является подготовкой к ним, законодательство многих стран под финансированием терроризма понимает в том числе и финансирование террористических организаций.

Тем не менее, даже беглый анализ террористической деятельности, осуществляемой террористическими организациями, показывает, что она, как правило, имеет несколько компонентов, таких как идеологическая подготовка, "боевая" подготовка, непосредственно террористический акт, освещение теракта в СМИ и даже материальная помощь семьям лиц, которые осуществили теракт. Каждый из этих компонентов нуждается в финансировании, а вот методы, способы, каналы и источники могут существенно разниться между собой. Например, для идеологической подготовки в духе религиозной ненависти используются средства определённой религиозной организации. После этого, лица, готовые пожертвовать собой в силу сформированных религиозных убеждений, направляются для дальнейшей "боевой" подготовки, которая финансируется формально другими лицами и иными способами.

Для донесения до общественности своих целей, усиления эффекта террористической деятельности, нередко используются политические или общественные организации, имеющие собственные источники финансирования. Эти организации не имеют видимых связей с террористами, но действуют с ними согласовано в публичной сфере и СМИ. Истории известны подобные примеры. Так, в 1988 году в Великобритании были введены ограничения на предоставление радио- и телеэфира представителям Ирландской Республиканской Армии и деятелям партии "Шинн Фейн", которая, как считалось, действовала в координации с ИРА. Европейская комиссия по правам человека в 1994 г. большинством голосов отклонила поданную журналистами жалобу на эти ограничения.

Таким образом, для эффективной борьбы с терроризмом необходимо широкое понимание термина "финансирование терроризма". Такой подход поможет расширить комплекс мер противодействия финансированию террористической деятельности и будет способствовать повышению эффективности борьбы с терроризмом в целом.

2. Основные формы и источники финансирования терроризма

Источниками финансирования терроризма могут быть преступления. Например, считается, что организация Революционные вооружённые силы Колумбии -- Армия народа (исп. Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia - Ejйrcito del Pueblo), отнесенная США и Европейским Союзом к числу террористических, имеет значительные источники самофинансирования в виде доходов от выращивания коки и похищения людей. Афганское движение "Талибан" также финансировалось за счет доходов от выращивания опиумного мака.

Немецкая террористическая организация Фракция Красной Армии (RAF -- нем. Rote Armee Fraktion), активно действовавшая на территории ФРГ в 1960-1970 гг., самофинансировалась за счет ограблений банков. Известно, что члены этой организации только за один день, 29 сентября 1970 года, ограбили три западноберлинских банка на общую сумму 217499 марок.

Однако, кроме доходов от преступлений, террористическая деятельность может финансироваться и за счет легальных источников, таких как доходы от бизнеса, личные сбережения, пожертвования на благотворительные цели, а иногда и средства государств, поддерживающих терроризм. финансирование терроризм легализация административный

Пожертвования на благотворительные цели являются основой финансирования для террористических организаций исламского толка. Это обусловлено религиозными причинами. Ислам поощряет благотворительность, а одним из его пяти столпов является закят - обязательное ежегодное пожертвование на благотворительные и религиозные цели. Также существует нерегулярный и добровольный вид пожертвований, именуемый садака. Пожертвования могут направляться на помощь бедным, неимущим и людям, оказавшимся в чужой стране без средств к существованию (т.н. "путники"); укрепление веры, поддержку лиц, ведущих джихад или осуществляющих любые усилия для распространения ислама, в т.ч. на строительство мечетей, выпуск религиозной литературы и другой печатной продукции, религиозное обучение и т.п.

Сбором пожертвований занимаются различного рода благотворительные организации и фонды, которые и оперируют собранными средствами в дальнейшем. Часть из этих средств используется для финансирования террористической деятельности.

3. Связь финансирования терроризма с отмыванием денег

Для отмывания денег используются, в сущности, те же методы, которые применяются для сокрытия источников и назначения денег, предназначенных для финансирования терроризма. Средства, используемые для поддержки терроризма, могут поступать из легитимных источников и (или) от криминальной деятельности. Тем не менее, утаивание источника финансирования терроризма, независимо от того, является ли он легитимным или криминальным, имеет важное значение. Если источник может быть скрыт, то он остается доступным для финансирования будущих террористических акций. Аналогичным образом, террористам необходимо скрыть назначение этих денежных средств, чтобы такая финансовая активность оставалась незамеченной.

По этим причинам ГФМ рекомендует, чтобы каждая страна признала преступный характер финансирования терроризма, террористических актов и террористических организаций, а также признала такие деяния исходными правонарушениями, предшествующими правонарушениям, связанным с отмыванием денег. И, наконец, группа ГФМ указывает, что восемь «Специальных рекомендаций» в сочетании с «Сорока рекомендациями» по борьбе с отмыванием денег представляют собой правовую основу для предотвращения, обнаружения и пресечения как отмывания денег, так и финансирования терроризма.

Для принятия мер по борьбе с финансированием терроризма страны также должны расширять свои правовую базу, предназначенную для борьбы с отмыванием денег, распространяя ее действие на некоммерческие организации (в особенности на благотворительные учреждения), чтобы предотвратить возможность прямого или косвенного использования таких организаций для финансирования или поддержки терроризма. В рамках усилий по борьбе с финансированием терроризма также требуется рассмотрение альтернативных механизмов пересылки или перевода денег, таких как «хавала» (прим. нелегальная система перевода денег за границу, распространенная в мусульманских и азиатских странах). В рамках этих усилий также следует планировать меры для предотвращения использования подобных систем в целях отмывания денег и финансирования терроризма.

Основное различие между отмыванием денег и финансированием терроризма заключается в том, что в последнем случае источники средств могут быть как легитимными, так и криминальными. К числу таких легитимных источников могут относиться пожертвования, денежные или имущественные дары, предоставляемые таким организациям, как фонды или благотворительные учреждения, которые в свою очередь используются для поддержки террористических актов или террористических организаций. В результате этого различия для борьбы с финансированием терроризма требуются специальные правовые нормы. Однако в том случае, если средства для финансирования терроризма поступают из незаконных источников, борьба с подобными правонарушениями может уже предусматриваться имеющейся в стране правовой базой для борьбы с отмыванием денег, в зависимости от того, какие правонарушения, предшествующие отмыванию денег, предусмотрены такой правовой базой.

4. Понятие легализации преступных доходов

Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем -- придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.

5. Причины и условия легализации преступных доходов

К важнейшим причинам деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:

ѕ сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;

ѕ создание видимости законности получения доходов

ѕ сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания;

ѕ уклонение от уплаты налогов;

ѕ обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;

ѕ создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

6. Полномочия уполномоченного органа при применении мер административной ответственности

Уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные или налоговые органы в соответствии с их компетенцией.

Уполномоченный орган издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, на срок до 30 суток в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

По решению суда на основании заявления уполномоченного органа операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работники уполномоченного органа при исполнении настоящего Федерального закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Список использованных источников

1 Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансирванию терроризма» от 07 августа 2001 года;

2 Гаухман Л.Д. Максимов С.В. “Уголовно-правовая охрана финансовой сферы: новые виды преступлений и их квалификации” 2010;

3 Уголовное право в вопросах и ответах. Учебное пособие / Отв. ред. проф. B.C. Комиссаров. М., 2010;

4 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2010;

5 Лопашенко Н.А. Глава 8. Преступления в сфере экономической деятельности / Под ред. А.И. Рарога. М., 2010

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и характеристика терроризма, его связь с преступностью и новыми технологиями. Трансформация терроризма в современном обществе под влиянием глобализации и этнополитических процессов. Современные формы и тенденции международного терроризма.

    реферат , добавлен 20.05.2016

    Понятие и классификация терроризма. Финансовые источники терроризма. Терроризм как террористическая деятельность, как в рамках отдельно взятого государства, так и в мировом масштабе. Государственная политика борьбы со всеми проявлениями терроризма.

    реферат , добавлен 01.10.2010

    Понятие международного терроризма, основные причины его проявления и история развития в обществе, современное состояние и нормативно-правовые акты, регламентирующие борьбу. Место и роль терроризма в Палестино-Израильском конфликте, главные организации.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2014

    Понятие, сущность и специфические черты международного терроризма, его виды и основные причины. Взаимосвязь внутренних вооруженных конфликтов и международного терроризма. Создание и террористические действия ИГИЛ (Исламского государства Ирака и Леванта).

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Проблема терроризма в различных ее проявлениях. Распространение терроризма и исламского радикализма на Ближнем Востоке. Экстремизм в исламе как политическое движение. Мероприятия по пресечению деятельности исламистов на территории зарубежных стран.

    реферат , добавлен 06.03.2011

    Характеристика терроризма, как одного из вариантов тактики политической борьбы, связанной с применением идеологически мотивированного насилия. Условия возникновения международного терроризма, его основные формы и методы. Отношение к терроризму в обществе.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Понятие и виды международного терроризма. Роль ООН и РФ в борьбе с международным терроризмом. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Основные типы терроризма. Международно-политическая опасность мирового терроризма. Необходимость сотрудничества государств в защите их общих интересов. Практика и примеры экстремистской деятельности террористических организаций и отдельных террористов.

    презентация , добавлен 12.12.2012

    Политические, социальные, экономические и религиозные причины возникновения терроризма; его виды. Исследования влияния исламской религии на политические отношения арабских стран и остального мира. Факторы влияния терроризма на международные отношения.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2014

    Сложившаяся после Второй мировой войны система коллективной безопасности в Европе. Порядок финансирования и расходования бюджетов организации ОБСЕ и блока НАТО, минимизация возможного развития конфликтов, международного терроризма и экстремизма в регионе.

Средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;..."

Источник:

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 20.07.2012) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Финансирование терроризма" в других словарях:

    Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма - (ЕАГ) региональная группа по типу ФАТФ, государствами участниками которой являются Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Статус наблюдателя в ЕАГ предоставлен 12 государствам и 17… … Википедия

    Информационный Центр Изучения Терроризма - Местоположение Рамат ха Шарон, Израиль Руководитель Реувен Эрлих Образование 2001 Официальный сайт … Википедия

    Информационный центр изучения терроризма - Неправительственная организация Информационный Центр Изучения Терроризма им. Меира Амита מרכז המידע למודיעין ולטרור על שם אלוף מאיר עמית (иврит) Дата основания … Википедия

    Информационный центр изучения терроризма им. Меира Амита - Неправительственная организация Информационный центр разведывательной и антитеррористической информации им. генерала Меира Амита מרכז המידע למודיעין ולטרור על שם אלוף מאיר עמית (иврит) Дата основан … Википедия

    Группа «Эгмонт» - Группа «Эгмонт» неформальное объединение подразделений финансовой разведки (ПФР) мира. Содержание 1 … Википедия

    Специальные рекомендации ФАТФ - по борьбе с финансированием терроризма – девять рекомендаций, которые были разработаны в дополнение к 40 действующим после террористической атаки в США 11 сентября 2001 года. Задача специальных рекомендаций – создание основы для системы выявления … Банковская энциклопедия

    Содействие террористической деятельности - деяние, являющееся преступным согласно статье 205.1 Уголовного кодекса РФ. Под содействием понимается склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение преступлений террористического характера (террористический акт, захват заложника,… … Википедия

    Апрель 2010 года - ← Март 2010 года Май 2010 года → 1 апреля Капитанами регентами Сан Марино на предстоящие полгода избраны христианский демократ Марко Конти и лидер Союза умеренных Глауко Сансовини. В Индии началась перепись населения. Попытка переворота в… … Википедия

    Уголовное право - Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний,… … Википедия

    Силантьев, Роман Анатольевич - Роман Силантьев Дата рождения: 15 сентября 1977(1977 09 15) (35 лет) Место рождения: Москва, Россия Страна … Википедия

Книги

  • Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма. Практическое руководство для банковских специалистов , Пьер-Лоран Шатен, Джон Макдауэл, Седрик Муссе, Пол Аллан Шотт, Эмиль ван дер Дус де Вильбуа. Отмывание денег и финансирование терроризма основные проблемы, с которыми приходится бороться множеству государств мира. Основную роль в этой борьбе играет эффективный надзор за финансовыми… Купить за 1123 грн (только Украина)
  • Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма: практическое руководство для банковских специалистов , Пол Аллан Шотт. Отмывание денег и финансирование терроризма – основные проблемы, с которыми приходится бороться множеству государств мира. Основную роль в этой борьбе играет эффективный надзор за финансовыми…

10 лет назад, 6 марта 2006 года, президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О противодействии терроризму". Документ заменил федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 1998 года и был направлен не только на пресечение, но и на предупреждение терроризма во всех его формах и проявлениях. Чуть ранее в том же году была создана координационная межведомственная структура - Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Российский и зарубежный опыт антитеррористической деятельности показал, что борьба с терроризмом не может быть эффективной, если лишь реагировать на совершенные преступления. Надо активно формировать условия, при которых к минимуму должны быть сведены как сама возможность совершения террористического акта, так и его последствия

Николай Патрушев

В интервью "Российской газете" Патрушев определил главные отличия закона 2006 года от предыдущего:

  • Закон дает понимание, что противодействие терроризму - это не только деятельность спецслужб, а целый комплекс мер, реализация которых возлагается на многие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах их полномочий.
  • Впервые прописан конкретный правовой механизм, позволяющий привлекать Вооруженные силы РФ для борьбы с терроризмом, в том числе и за пределами страны.
  • Четко установлена персональная ответственность должностных лиц за принятие решений, связанных с осуществлением мер по противодействию терроризму.

Патрушев подчеркнул, что противодействие терроризму состоит из трех основных направлений: профилактика терроризма, борьба с ним, минимизация и ликвидация его последствий.

В профилактике терроризма и ликвидации его последствий предстоит задействовать все органы власти и местного самоуправления, выявлять и ликвидировать источники, перекрывать каналы, по которым идет финансирование террористической деятельности. Очень важно формировать такие социально-экономические условия жизни, которые препятствовали бы созданию среды, обеспечивающей террористические организации людскими ресурсами. Не менее актуально формировать в обществе негативное отношение к террористическим актам

Николай Патрушев

директор ФСБ (1999-2008 гг.), интервью "Российской газете" от 21.03.2006

Как менялось российское антитеррористическое законодательство и каким образом государство противостоит экстремистам сегодня – в материале ТАСС.

Что предшествовало реформе

Поводом для реформирования системы противодействия терроризму в России стал теракт в Беслане (Республика Северная Осетия - Алания), совершенный в начале сентября 2004 года. 16 сентября Путин подписал указ "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", согласно которому Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ и профильные министерства и ведомства должны были разработать новую концепцию антитеррористической безопасности в стране. Эта концепция и была отражена в нормативных актах, принятых в 2006 году.

Трагедия Беслана

1 сентября 2004 года боевики захватили более 1 тысячи учащихся школы №1, их родственников и учителей. 2 сентября после переговоров с экс-президентом Республики Ингушетии Русланом Аушевым бандиты отпустили 25 женщин и детей. 3 сентября в школе началась стрельба и взрывы, это вынудило начать штурм. Большинство заложников были освобождены, 335 человек погибли. Среди погибших 186 детей, 17 учителей и сотрудников школы, 10 сотрудников ФСБ России, два сотрудника МЧС. Боевики были уничтожены, выжил лишь один - Нурпаши Кулаев (в 2006 году приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение из-за моратория на исполнение смертных приговоров). Ответственность за теракт взял на себя международный террорист Шамиль Басаев (ликвидирован в 2006 году).

Продолжение

Среди терактов до Беслана:

  • В июне 1995 года чеченские боевики напали на город Буденновск Ставропольского края. Погибли 146 человек.
  • В ноябре 1996 года прогремел взрыв в девятиэтажном жилом доме в центре Каспийска, погибли 68 человек, среди них был 21 ребенок.
  • В марте 1999 года жертвами взрыва на городском рынке Владикавказа стали 53 человека.
  • В сентябре 1999 года были подорваны жилые дома в Москве и Буйнакске. В результате взрыва в Москве в ночь с 8 на 9 сентября по улице. Гурьянова погибли 94 человека; взрыв 13 сентября на Каширском шоссе унес жизни 121 человека. От взрыва в Буйнакске погибли 64 человека.
  • В октябре 2002 года в Москве 40 чеченских террористов захватили в заложники зрителей в театральном центре на Дубровке, где в это время шел мюзикл "Норд-Ост". С захватчиками более двух суток велись переговоры об освобождении заложников. 26 октября спецслужбы РФ взяли центр штурмом и освободили более 750 заложников, погибли 130 человек.

Первый закон о борьбе с терроризмом

"Борьба с террором в 1990-е годы шла по восходящей. Это политическое и криминальное одновременно явление трансформировалось в серьезную угрозу национальной безопасности. Все чаще фиксировались похищения людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этноконфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация и т.д. Требовалось срочное переосмысление вставшей во весь рост проблемы, не только в правовой, но философской, этической, лингвистической, географической, технической, других ее ипостасях", - рассказал ТАСС по противодействию терроризму Николай Ковалев, занимавший в 1996-1998 годы пост директора ФСБ России.

Отдельный закон "О борьбе с терроризмом" впервые появился в России в 1998 году, напомнил он. Информационной поддержкой законодателям, по словам Ковалева, стали антитеррористические правовые акты, уже принятые зарубежными государствами:

  • британский закон "О предупреждении терроризма" (1974, 1976 годы)
  • немецкий – "О борьбе с терроризмом" (1986 год)
  • французский – "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" (1986 год)
  • американский – "О борьбе с терроризмом и применении смертной казни" (1996 год).

К моменту принятия антитеррористического закона Россия присоединилась к Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. и Европейской конвенции о пресечении терроризма от 27 января 1977 г.

В итоге в российском законе впервые подробно описывались такие понятия как терроризм, террористическая деятельность, террористическая акция, террорист, террористическая группа, террористическая организация, контртеррористическая операция, заложник и другие.

В федеральном законе от 2006 года был учтен восьмилетний опыт противостояния терроризму и внутри государства, и на международной арене.

Терроризм обозначили как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями, связанную с устрашением населения и (или) с иными формами противоправных насильственных действий

Николай Ковалев

депутат Госдумы, спецпредставитель парламентской ассамблеи ОБСЕ

Борьба с финансированием терроризма

Комплексный подход антитеррористической политики подразумевает и экономические меры противодействия. Еще с августа 2001 года в России действует закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

"Террористические группировки не способны эффективно функционировать без финансовой подпитки. Деньги нужны террористам для приобретения оружия, взрывчатых веществ, амуниции, питания, перемещения, проживания, организации террористических актов и т.д. Для добывания денежных средств террористы вступают либо в союз с организованной преступностью (наркотерроризм и пр.), либо сами добывают финансы криминальным путем. В любом варианте они становятся распорядителями "грязных" денег, поэтому, чтобы пустить их в легальный оборот, не привлекая внимания, террористы вынуждены заниматься их отмыванием", - ответил Ковалев на вопрос о необходимости принятия этого закона.

Борьба с финансированием терроризма осуществляется в первую очередь Федеральной службой по финансовому мониторингу (ФСФМ).

"В основе деятельности финансовых разведчиков лежит принцип приоритетного использования банковских структур для целей борьбы с отмыванием преступных доходов. Так как именно банковская система, особенно в эпоху глобализации финансовых услуг, наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием преступных доходов. ФСФМ поддерживает тесные контакты с риэлтерскими структурами, т.к. ощутимая часть преступных денег легализуется путем приобретения недвижимости", - объяснил парламентарий.

Международный валютный фонд оценивает общий объем денежных средств, отмываемых во всем мире, в 2-5% от мирового валового национального продукта. По данным двадцатилетней давности, это составляло примерно от $590 млрд до $1,5 трлн. Не думаю, что названная сумма за прошедшие годы сократилась. Элементарный анализ перечня документов ООН, ШОС, СНГ, ОДКБ по проблемам борьбы с терроризмом и его финансированием свидетельствует о том, что острота проблемы возрастала год от года

Николай Ковалев

депутат Госдумы, спецпредставитель парламентской ассамблеи ОБСЕ

Отдельный разговор - современные электронные платежные инструменты, к примеру, электронные кошельки или платежные терминалы.

Ковалев напомнил об истории, произошедшей в Красноярском крае в 2013 году, когда исламистами в соцсетях собирались деньги якобы на помощь пострадавшим "сестрам по вере".

"Для сбора средств террористы выложили в открытый доступ номер карты Сбербанка ("с нашего счета деньги будут перечисляться на счет "сестер", и будут отчеты"), мобильный телефон и номер "Яндекс-кошелька". В случае отсутствия денег предлагалось помочь "сестрам" продуктами или одеждой, для этого требовалось отправить личное сообщение исполнителю акции. В итоге террористам быстро удалось собрать свыше одного миллиона рублей. Причем деньги расходовались вовсе не на помощь вдовам, а на подкуп чиновников, занимающихся делами задержанных или осужденных террористов", - рассказал Ковалев.

Для противодействия подобной практике в России с 2011 года действует федеральный закон "О национальной платежной системе".

Ковалев признал, что выявлять правонарушителей непросто - "деньги переводятся в разные концы света моментально, а практика международных запросов, самой оперативной работы требуют соблюдения формальностей: языкового перевода, сбора доказательств и дополнительных материалов, что играет на руку махинаторам". Тем не менее, их все же регулярно задерживают, "о чем свидетельствует практика ФСБ России на местах".

Международные союзы

Для коллегиального противостояния финансированию терроризма заключаются международные союзы. В частности, Россия состоит в Группе разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF), поддерживает отношения с группой подразделений финансовых разведок "Эгмонт" и комитетом экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов.

"Работа ФСФМ ведется с четким ориентиром на установки Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и других международных документов аналогичного толка, подписанных и ратифицированных Российской Федерацией", - напомнил Ковалев. Среди ключевых документом он отмечает резолюцию Совета Безопасности ООН от 17 декабря 2015 года – документ обязывает государства бороться с источниками финансирования террористов посредством, в частности, замораживания активов.

Обновление стратегии нацбезопасности

31 декабря 2015 года Владимир Путин утвердил обновленную стратегию национальной безопасности РФ, в которой проблема терроризма ставится второй по значению среди основных угроз государственной и общественной безопасности.

В документе прописаны пути противодействия распространению радикальной идеологии, ее пропаганды в средствах массовой информации. Подчеркивается значимость повышения защищенности от террористической угрозы критической инфраструктуры, личности, общества и государства в целом

Николай Патрушев

секретарь СБ РФ

Новые полномочия ФСБ

Накануне, 30 декабря 2015 года, также были подписаны поправки в закон о Федеральной службе безопасности, устанавливающие порядок применения оружия, спецсредств и физической силы сотрудниками ФСБ. В законе предусматривается право сотрудников спецслужб брать отпечатки пальцев при пересечении границы РФ у лиц, которые, по данным ведомства, могут быть завербованы для участия в террористической деятельности.

По оценке Ковалева, новые полномочия ФСБ вполне отвечают мировым тенденциям в сфере борьбы с терроризмом и базируются на результатах практической деятельности, прежде всего, антитеррористических подразделений.

"В ряде зарубежных государств, допустим, в Израиле, где террористические угрозы довлеют над обществом с момента обретения государственного суверенитета, акт терроризма приравнивается к военным действиям. Например, сразу, как только становится известно место жительства террориста, туда выдвигается бульдозер и бронемашина для уничтожения дома, в котором преступник проживал. Жилище террориста сравняют с землею сразу же, к исходу одного дня. Делается это для того, чтобы террористы, горячо любящие свой очаг, но бессердечно разрушающие очаги других людей, остались без крыши над головой, почувствовали себя в роли жертвы, ощутили, что и на них есть управа", - привел пример парламентарий.

По его мнению, уточнение функций сотрудников органов безопасности по использованию различных спецсредств понятно и абсолютно оправдано.

"Спецслужбы обоснованно прогнозируют продолжение скрытного "перетекания" боевиков ДАИШ (арабское название запрещенной в России террористической группировки ИГ – прим. ТАСС) из Сирии и Ближнего Востока в различные государства, в том числе, и в Россию с террористическими намерениями. - сказал депутат. - Поэтому подобные права это, кроме всего прочего, профилактический барьер для въезжающих в Россию граждан, могущих быть причастными к противоправной деятельности".

Работа продолжается

В конце 2015 года председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая сообщила о подготовке нового антитеррористического пакета законопроектов, который будет учитывать международную практику. Принимаемые депутатами инициативы "всегда проверяются временем", отметила парламентарий.

Не намерены "закручивать гайки" и до бесконечности расширять полномочия спецслужб, подчеркнула председатель верней палаты российского парламента.

В настоящее время финансирование терроризма рассматривается как весьма уязвимое звено его организации, поэтому все большее внимание уделяется финансовому аспекту борьбы с террористической угрозой.

Так, в докладе России о выполнении резолюции 1373 СБ ООН о борьбе с международным терроризмом говорится, что «финансирование терроризма – самое его уязвимое место. Надежно перекрыть каналы его финансовой политики – значит нанести сокрушительный удар по всей инфраструктуре терроризма ». Страны – участницы ЕС заявили о том, что перекрытие ресурсов финансирования терроризма является одной из ключевых задач Европейского Союза. В совместном заявлении Президента РФ В.В. Путина и Председателя Европейского Совета Г. Верхофстадта на саммите Россия – ЕС в Брюсселе, состоявшемся через 3 недели после атак на Нью-Йорк и Вашингтон, говорится о необходимости решительно действовать в целях блокирования любого источника финансирования терроризма.

В современных условиях особая роль в борьбе с финансированием терроризма в нашей стране отводится Комитету финансового мониторинга России, данный комитет является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. К основным задачам комитета России отнесены сбор, обработка и анализ информации, документов, сведений и иных материалов об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, нотариусы, адвокаты, аудиторские компании обязаны сообщать сведения об операциях, которые носят запутанный характер, превышают определенную сумму для осуществления государственного контроля. Неисполнение этой обязанности влечет административную ответственность по данной статье КоАП РФ.

Письмом от 17 августа 2004 года № 100-т Центробанк РФ довел сведения об Отчете ФАТФ о типологии отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в 2003-2004 гг. Так, в письме указано, что на пленарном заседании Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), состоявшемся 25 - 27 февраля 2004 г. в г. Париже (Франция), по итогам анализа международного опыта в области противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма принят отчет, в котором рассматриваются наиболее часто используемые схемы и методы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Внимание акцентировалось на следующих проблемах: безналичные переводы, некоммерческие организации и их связь с финансированием терроризма, уязвимые места страхового сектора с точки зрения отмывания преступных доходов, влиятельные политические лица и лица, оказывающие профессиональные услуги по правовым и финансовым вопросам.

Безналичные переводы представляют собой быстрый и эффективный способ перемещения преступных доходов, поэтому они могут быть использованы для финансирования терроризма. Сложные схемы безналичных переводов могут быть применены для преднамеренного сокрытия источника и места назначения денежных средств, предназначаемых для финансирования терроризма. В настоящее время безналичные переводы, осуществляемые для целей финансирования терроризма, могут быть выявлены с помощью ограниченного количества показателей, к которым, прежде всего, относятся: источник и место назначения денежных средств, а также имена физических лиц, являющихся сторонами по операции, в случаях, когда эта информация является доступной. Во время обсуждения была признана необходимость определить перечень дополнительной информации для выявления подозрительных операций.

Рассмотрение вопроса о неправомерном использовании некоммерческих организаций для целей финансирования терроризма показало, что изменение пути следования весьма незначительного объема денежных средств может представить собой потенциально серьезную проблему финансирования террористической деятельности. Были определены несколько групп некоммерческих организаций, и в каждой группе выявлены связанные с ней риски. Несмотря на то, что в большинстве государств в отношении некоммерческих организаций применяются меры регулирования и надзора, в целях снижения риска неправомерного использования некоммерческих организаций для финансирования терроризма необходимо выработать дополнительные меры. Эксперты пришли к выводу, что для уменьшения рисков финансирования терроризма необходимо разработать и усилить механизмы и способы обмена информацией. Повсеместно признается, что некоммерческие организации играют исключительно важную роль в социальной и финансовой сфере общества, и очевидно, что никто не ставит этот факт под сомнение. Тем не менее, объем денежных средств и других активов, задействованных в благотворительном секторе, сам по себе означает, что направление даже очень небольшой доли этих средств на поддержку терроризма представляло бы собой серьезную проблему. Поэтому международное сообщество должно уделять внимание проблеме недостаточности информации о том риске, которому подвергается сектор некоммерческих организаций, с точки зрения возможности использования его террористами.

Многие некоммерческие организации особенно уязвимы перед злоупотреблениями, связанными с финансированием терроризма, некоммерческие организации пользуются доверием общества, имеют доступ к значительным источникам денежных средств и часто имеют высокий оборот наличных денежных средств. Кроме того, некоторые некоммерческие организации имеют разветвленную сеть подразделений во многих странах, которая обеспечивает основу для внутренних и международных финансовых трансакций, зачастую в сферах, наиболее уязвимых, с точки зрения, использования их для финансирования террористической деятельности. Неправомерное использование некоммерческих организаций для целей финансирования терроризма может осуществляться различными способами. Прежде всего, некоммерческие организации используются террористами и террористическими организациями для сбора денежных средств. Часто (но не всегда) эти организации обращаются за получением статуса благотворительной организации и освобождаются от налогов. Некоторые некоммерческие организации используют довольно агрессивные методы сбора средств, иногда пытаясь получить денежные пожертвования от широких слоев общественности, а в некоторых случаях фокусируя внимание на определенных целевых группах, в частности, внутри конкретных этнических или религиозных общин.

Подтверждено существование целого ряда уязвимых мест для отмывания преступных доходов в страховом бизнесе. Недостаточное регулирование этой отрасли открывает широкие возможности ее использования лицами, отмывающими преступные доходы. В целом данная отрасль считается наиболее всего уязвимой на заключительной стадии цикла отмывания преступных доходов (стадии "интеграции"). Как показывают наблюдения, уровень выявления операций по отмыванию преступных доходов в сопоставлении с размером самой индустрии в целом очень низкий. Это наблюдение, вероятно, потребует дальнейшего углубленного изучения специфики рисков отмывания преступных доходов в каждом секторе, которые формируют отрасль страхования.

В прессе часто появляются сообщения о новых разоблачениях политических деятелей, заподозренных в участии в финансовых преступлениях (особенно связанных с коррупцией). Влиятельные политические лица, замешанные в преступной деятельности, зачастую скрывают незаконно полученное имущество посредством сети компаний - "оболочек" и оффшорных банков, расположенных за пределами своей страны. Влиятельные политические лица часто используют посредников или членов своих семей для перемещения или хранения принадлежащего им имущества. Методы, используемые влиятельными политическими лицами для сокрытия имущества, аналогичны тем, которые применяются при отмывании преступных доходов. Финансовые организации могут выявить потенциальную незаконную деятельность влиятельных политических лиц, используя процедуры повышенной должной осмотрительности, такие же, как и применяемые в целях борьбы с легализацией преступных доходов.

Лица, осуществляющие отмывание преступных доходов, при проведении финансовых операций все чаще пользуются услугами профессиональных консультантов. Тенденция к привлечению различных высококвалифицированных специалистов по правовым и финансовым вопросам для участия в схемах по легализации преступных доходов была ранее установлена ФАТФ и продолжается в настоящее время.

В Российской Федерации формируется механизм государственного контроля за финансовыми операциями, которые могут быть использованы для финансирования террористической деятельности. Для этих целей принят Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" . Согласно п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, исчерпывающий перечень которых установлен подп. 1 - 4 п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в Комитет финансового мониторинга России не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю. Также обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Обязанность по сообщению информации об определенных сделках возложена, также на нотариусов, адвокатов, организации, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги.

Данные организации в соответствии с правилами внутреннего контроля обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операции или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Центробанк РФ довел до сведения кредитных организаций опубликованный в США список организаций и лиц, подозреваемых в причастности к финансированию терроризма. Одним из основных финансовых источников подпитки терроризма является незаконный оборот оружия и наркотиков.

Хотя национальное законодательство России придает большое значение борьбе с финансированием терроризма, но однако, в Федеральных законах «О борьбе с терроризмом» (1998 г.) и «О противодействии терроризму» (2006 г.) борьба с финансированием терроризма не детализирована . В первом из упомянутых законов в понятие террористической деятельности включалось «финансирование заведомо террористической организации или террористической группы» (ст. 3) без уточнения, что считать «заведомо». Во втором - в трактовке финансирования терроризма сделан даже шаг назад: здесь при определении терроризма говорится: «террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта...». Определение, что именно считать финансированием теракта, отсутствует. Из неясных соображений сужено понимание финансирования терроризма: из понятия террористической деятельности исключена ситуация, когда спонсор финансирует не конкретный теракт, а террористическую организацию как таковую.

Обобщая анализ финансирования терроризма, можно сформулировать следующие практические рекомендации для России . Во-первых, для эффективной борьбы необходимо отслеживать хотя бы в общих чертах структуру притока финансовых ресурсов, поступающих террористам, чтобы концентрировать удары, прежде всего по самым главным потокам усиливая по возможности и более мелкие «ручейки». Во-вторых, для сокращения притока финансов из зарубежных стран необходимо активно популяризировать в западных СМИ информацию о чеченском терроризме как элементе международного исламского терроризма, ломая имидж чеченских сепаратистов как «борцов за независимость» и добиваясь внесения их организаций в международные списки террористических организаций, чье финансирование строго запрещено. В-третьих, для сокращения притока финансов из стран Востока следует вести работу с чеченской диаспорой и с мусульманскими государствами, добиваясь создания легальных, прозрачных для контроля каналов сбора пожертвований на нужды чеченского населения и мусульман России. В-четвертых, в долгосрочной перспективе важнейшим методом борьбы с финансированием терроризма должна стать борьба с теневой экономикой как питательной средой финансирования терроризма. В-пятых, ввиду приоритетной важности борьбы с финансированием терроризма в системе антитеррористических мероприятий целесообразно внести в Федеральный закон «О противодействии терроризму» специальный раздел, посвященный борьбе с финансированием терроризма, либо даже принять специальный Федеральный закон «О борьбе с финансированием терроризма», введя в него расширенную трактовку этого понятия (финансирование не только конкретного теракта, но и организации, признанной террористической). Финансирование терроризма представляет собой тип финансовых преступлений с разрушительными эффектами, которые скрываются за, казалось бы, безобидными финансовыми трансакциями и обладают способностью, в конечном счете, дестабилизировать общество. Террористы часто осуществляют свою неправомерную деятельность через свои сети посредством и при содействии скрытых структур финансовой поддержки. Важно устранить изъяны легальной финансовой системы, которые используются для отмывания преступных доходов и поддержки террористической деятельности.

Возможно принимать во внимание, что вопрос финансирования терроризма будет играть значительную роль в международных отношениях ближайшего времени. Во-первых, вследствие того, что финансирование терроризма - самое уязвимое его место, и, следовательно, борьба с финансированием терроризма - это один из немногих способов противодействия ему на практике. Во-вторых, в свете современной ситуации в западной экономике возможно использование борьбы с финансированием терроризма в качестве внеэкономического инструмента контроля над международной финансовой системой. И в настоящее время просматриваются попытки использования борьбы с финансированием терроризма в политических целях руководством США, что не может не вызывать озабоченности.