Старший по подъезду или домком? Что надежнее? Домовой комитет

Наши читатели обратились к нам с просьбой рассказать о Домкомах. Например, чем эта система отличается от наличия старосты у дома?

Домовой комитет – это общественное добровольное объединение граждан (нанимателей, собственников жилья) по месту их жительства в многоквартирном доме (домах), в целях совместного решения социальных проблем в жилищной сфере, развития доброжелательных отношений между жителями (соседями), создания комфортной среды проживания, осуществления общественного контроля за содержанием жилых домов, а также содержанием придомовых территорий, объектов благоустройства и озеленения.

Для создания домового комитета необходимо:

1. Провести собрание собственников жилых помещений, на котором составляется протокол о начале создания домкома с указанием основных направлений его деятельности и названия, предполагаемых полномочий, территории действия и количественного состава участников. Затем выбирается инициативная группа.

2. Члены инициативной группы подают в местный совет следующие документы: заявление о создании домового комитета; протокол собрания жильцов; список всех его участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, серии и номера паспорта и домашнего адреса.

3. Провести второе собрание, на котором будет принято Положение о домовом комитете, а также пройдут выборы руководства домкома в составе руководителя, его заместителя (заместителей), секретаря, других членов. Для избрания на эти посты претендентам нужно получить больше половины голосов участников собрания. Голосование на этот раз тайное.

С 18 июня 2012 года начинает действовать федеральный закон, предписывающий собственникам квартир в многоквартирных домах организовывать домовые комитеты. Функция комитетов будет заключаться в представлении интересов жильцов при общении с управляющими компаниями и другими организациями.

Новые правила будут применяться в отношении домов, в которых имеется не менее 5 квартир. Исключение будет сделано для домов, управление которыми осуществляется ТСЖ или другими специализированными потребительскими кооперативами.

Домовые комитеты не будут иметь статуса юридического лица, однако они смогут обеспечивать выполнение принятых на общем собрании жильцов решений, вносить предложения на голосования, а также следить за качеством предоставляемых обслуживающими организациями услуг.

Глава комитета будет договариваться с УК об условиях обслуживания и подписывать соответствующие документы. Помимо этого председатель комитета будет, при необходимости, отстаивать интересы собственников в суде.

Закон не указывает, должна ли как-то вознаграждаться деятельность членов домовых комитетов. Однако устанавливается крайний срок для формирования советов в уже существующих домах - они должны быть избраны до 19 июня 2012 года.

В том случае, если жильцы не смогут определиться с составом домового совета самостоятельно, общее собрание собственников должно быть инициировано органами местного самоуправления в трехмесячный срок.

Жильцы дома – это не только собственники, но и арендаторы. Жилищный кодекс практически исключил арендаторов из процедуры обсуждения и принятия решений. Домовый комитет не является альтернативой какому либо иному способу управления домом — это основа для любого выбранного собственниками помещений способа управления.

Домовый комитет пока не определён Жилищным Кодексом, но гражданам пока никто не запрещает организовываться и действовать совместно без образования юридического лица.

Для легализации домового комитета во взаимоотношениях с обслуживающими организациями, с властью, во взаимоотношениях собственников помещений достаточно определить полномочия и персон домового комитета решением общего собрания собственников помещений:

— домовый комитет необходим для переговоров с обслуживающими организациями и властью;

— домовый комитет необходим для контроля за использование общего имущества дома;

— домовый комитет необходим для получения земельного участка и контроля за его использованием;

— домовый комитет вправе собрать деньги, заказать и оплатить работы от лица собственников помещений.

Таким образом, домовый комитет может всё, что может ТСЖ. Единственное, чего он не может — это стать управляющей компанией дома. Но, если выбрать в качестве способа управления домом непосредственное управление собственниками помещений и поручить домовому комитету от лица всех собственников решать все вопросы согласования услуг и работ, то по сути это будет управление домом домовым комитетом.

В числе функций домкомов – контроль за работой управляющих компаний, в том числе и за тратой денег на текущий ремонт.

По сути, назначение домовых комитетов и старших по дому сходное, вот только обмануть или подкупить домовой комитет куда как сложнее.

Возвращаясь к вопросу читателей, проживающих в Ярославле, стоит отметить, что в Вашем городе действовало Постановление мэра г. Ярославля от 14.02.2001 № 345 (с изменениями от 21.01.2002) «О стимулировании работы старост, председателей домовых комитетов и комитетов общественного самоуправления», согласно которому, указанным лицам предоставлялась скидка в размере 100 % оплаты за содержание и ремонт жилья в пределах 33 кв.м общей площади. В настоящее время данная льгота не действует.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.ДОМОВОЙ КОМИТЕТ «МММ» – общественное добровольное объединение граждан (нанимателей и собственников жилья) многоквартирного дома №… по улице ……… для совместного решения жилищных проблем, осуществления контроля за содержанием, технической эксплуатацией и ремонтами дома №…, а также для контроля за содержанием придомовой территори

1.2. ДОМОВОЙ КОМИТЕТ «МММ» создан в соответствии с решением конференции жителей дома 19.09.2010г. и в соответствии с законом Украины «Об органах самоорганизации населения»

2. ПОЛНОМОЧИЯ ДОМОВОГО КОМИТЕТА

2.1. Защита прав и законных интересов жителей дома.
2.2. Контроль за соблюдением РЭП правил и норм технической эксплуатации дома.
2.3. Участие в комиссиях УЖКХ по осмотру технического состояния дома, внесение предложений по проведению текущего и капитального ремонта, проведение периодических проверок технического состояния дома и его оборудования.
2.4. Проверка качества выполнения работ по текущим и капитальному ремонтам дома.
2.5. Контроль за техническим, санитарным состоянием подвалов, чердачных помещений и других подсобных помещений в доме.
2.6. Участие в работе комиссий и подписание актов, являющихся основанием для снижения размера оплаты жильцами коммунальных услуг.
2.7. Контроль за содержанием придомовой территории.
2.8. Контроль за качеством уборки территории и вывозом мусора.
2.9. Контроль за своевременным рассмотрением РЭП заявлений ДК и принятием по ним конкретных мер.
2.10. Участие в общественных слушаниях по вопросам расчета тарифов в соответствии с действующим законодательством, подписание (ИЛИ ОТКАЗ) протокола данных общественных слушаний.

3.ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ДОМОВОГО КОМИТЕТА

3.1 Представляет интересы жильцов и домового комитета в отношениях с органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их форм собственности и гражданами.
3.2. Организует подготовку и проведение собраний (конференций) жильцов дома и заседаний домового комитета.
3.3. Работает по выполнению решений домового комитета во взаимодействии с УЖКХ города и района.
3.4. Организует контроль за соблюдением правил благоустройства и содержанием территории дома обслуживающей организацией.
3.5. Подписывает решения, протоколы заседаний и другие документы домового комитета.
3.7. Выполняет поручения домового комитета.
3.8. Участвует в заседаниях по вопросам ЖКХ на городском и районном уровнях.

3.3.1. Зачем нужен и как работает ДК
Закон дает воможность ОСН согласно статьи 14 Закона „Об ОСН”, пользоваться многими собственными и делегированными полномочиями, из которых главными для реализации в жилищно-коммунальной сфере являются такие:
— осуществлять контроль качества жилищно-коммунальных услуг, которые предоставляются гражданам в домах на территории деятельности ОСН, а также контроль качества проведенных в этих домах ремонтных работ;

3.3.1.1. Как контролировать работу ЖЭКа
Право ОСН контролировать качество жилищно-коммунальных услуг закреплено Законом «Об ОСН»
Домком может ежемесячно подписывать с ЖЭКом акты выполненных работ по содержанию дома, на основании которых определяется факт выполнения и объемы конкретных работ и соответственно производятся начисления (перерасчет) жильцам.
Согласно Порядка контроля за предоставлением услуг по содержанию дома и сооружений и придомовых территорий, утвержденному последним документом, домовому комитету прежде всего нужно сделать следующее.
Во-первых, предоставить в свою жилищно-эксплуатационную организацию:
заявление о намерении осуществлять такой контроль;
справку о регистрации домового комитета.

Во-вторых, с 1-го числа следующего месяца после подачи этих документов председатель домкома получает право контролировать качество «жэковских» работ и подписывать графики предоставления услуг и акты выполненных работ.
Графики проведения работ и калькуляцию расчета тарифа конкретно по Вашему дому необходимо взять в ЖЭКе.
Базовые же нормативы и показатели жилищных услуг установлены Правилами содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденными приказом Госжилкоммунхоза от 25.08.2005. № 76, и Примерным перечнем услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений домов, сооружений, утвержденным приказом Госжилкоммунхоза от 10.08.2004. № 150.
В третьих, подписывая графики и акты выполненных ЖЭКом работ, нужно не забыть учесть акты-претензии, ранее составленных как домовым комитетом, так и отдельными потребителями. В то же время нужно оценить размеры перерасчета жильцам за неоказанные услуги.
При этом, как правило, легко «просчитать» количество услуг, то есть была услуга или ее не было. В таком случае квартплата должна уменшаться на стоимость работ за количество дней или месяцев, когда они не были предоставлены.
В четвертых, на основе подписанных органом самоорганизации населения актов выполненных работ ЖЭК обязан осуществить начисления за свои, фактически оказанные, услуги жильцам дома.
К сожалению, в реальной жизни часто ЖЭКи игнорируют, несмотря на законодательство, право домкомов проводить контроль их работы, и домовым комитет приходится бороться за право осуществлять свой общественный контроль. Тем не менее, результат всегда зависит от активности самих общественников.

3.3.1.2. Как добиться включения дома в «титульные» списки на ремонт
Домкому, как представительскому органу всех жильцов дома, сам Бог велел побороться за выделение средств из бюджета на ремонт дома, или, проще говоря – за включение Вашего дома в городской, так называемый, титульный список ремонтов.
Во-первых, для этого нужно обратиться в ЖЭК с просьбой составить акт обследования дома, дефектную ведомость, а также, при возможности, и смету работ.
Во-вторых, используя эти документы, обратитесь одновременно с одинаковым текстом заявления (см.образец 4):
— в ЖЭК;
— в районное КП ЖРЭП;
— в горжилуправление;
— в комиссию по вопросам жилищно-коммунального хозяйства городского совета.
В итоге чиновники всех уровней, на которых принимается решение, пораженные Вашей активностью, должны включить Ваш дом в титульный список ремонтов.

Образец 4

Начальнику
управления
жилищного хозяйства
городского совета

Уважаемый _________________________!

В соответствии с Правилами содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденными постановлением КМУ от 17.05.2005 № 76, и Примерного перечня услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений домов, сооружений, утвержденного постановлением КМУ от 10.08.2004 № 150,
на основании актов обследования дома и дефектных ведомостей (прилагаются) просим Вас включить в титульный список ремонтов, производимых за счет городского бюджета 2009 года, проведение ремонтных работ в дома ___по

С уважением,
Председатель ОСН —
домового комитета
по адресу: ул.Паникахи, д.___ И.И.Иваненко

В третьих, если даже и эта активность не помогает, бывалые люди советуют писать жалобу на имя Президента Украины, с тем, чтобы после возвращения Вашего письма из президенсткого секретариата с пометкой «контроль» в горжилуправление, Ваш дом однозначно попал в ремонтный «титул».
В четвертых, домовой комитет может обратиться к депутату городского совета, закрепленному за Вашим округом, чтобы попросить деньги на ремонт еще и у него. За каждым депутатом закреплена определенная сумма (каждый год увеличивается) бюджетных средств, которые он может направлять на нужды жителей своего округа, в том числе – и на ремонт домов.

3.3.1.3. Как проконтролировать ремонт
Когда в Ваш дом пришли долгожданные ремонтники, то домком должен проконтролировать качество проведенного ними ремонта.
Для этого домовому комитету необходимо сделать следующее.
Во-первых, письменно обратитесь в горжилуправление и в ЖЭК с запросом о том, в какие сроки планируется проведение ремонта, кто и в результате чего выбран исполнителем работ, какие работы должны быть произведены и на какую сумму.
Во-вторых, назначьте группу общественных контролеров и разъясните им, что они должны фиксировать в работе ремонтников.
В третьих, если выявлены, например, нарушения последовательности или сокращение объема работ, немедленно составьте акт о выявлении нарушения технологии ремонтных работ и попросите, чтобы под ним поставили свои подписи представители ЖЭКа и ремонтников, после чего обязательно об этих фактах сообщите в горжилуправление.
В четвертых, обязательно присутствуйте во время подписания итогового акта сдачи-приемки выполненных работ. Если у домкома есть замечания, то внесите их в акт. Если ЖЭК не захочет дать Вам такой возможности, то немедленно сообщите о нарушениях в горжилуправление.
Задокументированные в акте нарушения – это простая и легкая возможность заставить строителей доделать недоделанное за свой счет.
Домовой комитет может не только контролировать жилищников и строителей, но и помогать им в содержаниии своего дома и двора, и даже самим их благоустраивать. В компетенцию домкома могут входить разнообразные задачи:
принимать участие в плановых и внеплановых технических осмотрах дома;
осуществлять оперативную связь с ЖЭКом и другими коммунальными организациями в случае аварийных и других ситуаций;
организовывать жителей для проведения ремонтных работ в доме и для благоустройства придомовой территории;
представлять интересы жильцов при переговорах в случае аренды вспомогательных помещений, переводе жилых в нежилые помещения, незаконной застройке придомовой территории;
договориваться с коммерческими структурами, находящимися в доме, о помощи малоимущим соседям;
организовывать проведение домовых совместных праздников.

Для всего этого у домового комитета есть полномочия, и действовать сообща значительно эффективней, чем по одиночке.

3.3.2. Как создать домовой комитет
Что же нужно делать инициаторам создания домового комитета, чтобы создать и легализовать его?
Этап 1. Инициирование создания ОСН
Инициировать создание ОСН может лишь собрание (конференция) жителей по месту жительства при условии, если в нем приняло участие не менее половины жителей соответствующей территории, которые имеют право голоса, то есть жители, которые зарегистрированы по соответствующему месту проживания, достигли 18-ти лет и не признаны судом недееспособными. То есть право голоса при создании органа самоорганизации имеют не только граждане Украины, но и лица без гражданства, граждане других стран.
Шаг 1. Подготовьте собрания и конференцию жильцов
Во-первых, определитесь с территорией, на которой будет создаваться ОСН — ею может быть или дом, или несколько домов. Затем решите — проводить сразу общее собрание жителей по инициированию создания ОСН, или же остановить свой выбор на конференции, ведь очень часто общее собрание жителей даже одного дома провести практически невозможно из-за их низкой активности. Для проведения конференции жителей многоквартирного дома вначале необходимо провести собрания жителей по подъездам или этажам, на которых будут избраны представители на конференции жителей.
Поэтому нужно разбить свой дом на подъезды, в них вполне реально провести общие собрания жителей
Во-вторых, не менее 10-ти жителей дома уведомляют председателя своего районного совета не позднее, чем за 14 дней до их проведения с указанием времени и места проведения, перечня предполагаемых вопросов повестки дня.
Более того, согласно этому же документу, организация проведения собраний жителей возлагается на исполкомы районного совета.
Поэтому смело обращайтесь в свой район с заявлением-уведомлением о проведении собрания жителей по подъездам и конференции по инициированию создания ОСН в доме, и, если нужно, просите их об организационной помощи.
Одновременно развесьте объявления о проведений собраний не позднее 7-и дней до их проведения с указанием даты, времени, места проведения и перечня вопросов, которые предполагается вынести на обсуждение.
В третьих, обратитесь в свой ЖЭК с информационным запросом о количестве жителей, которые на законных основаниях проживают на «территории» дома, или соберите эти данные, проведя обход дома.
Шаг 2. Проведите общие собрания по выдвижению представителей на конференцию
Во-первых, любое собрание начинайте с регистрации его участников. Желательно предварительно заготовить регистрационные листы, в которых участники будут расписываться.
Во-вторых, вначале избирите председателя и секретаря собрания. Решения собрания принимается большинством голосов его участников. Председатель собрания сообщает его участникам информацию о количестве присутствующих. Здесь стоит обратить внимание на вопрос — сколько жителей обеспечивают кворум собрания. Дело в том, что, говоря об общих собраниях жителей по месту проживания, мы имеем в виду два их вида.
Первый — общие собрания жителей вообще.
Кворум на них определяется решениями местных властей, как уже выше упоминалось, он составляет не менее трети всех жителей.
Второй вид — общие собрания (конференции) жителей по инициированию и созданию ОСН. Их кворум определяется уже упомянутым Законом «Об органах самоорганизации населения» и составляет не менее половины жителей.
В третьих, после того, как легитимность, то есть законность, собрания определена, на голосование ставится проект повестки дня. Основной ее вопрос — избрание представителей на конференции жителей дома по инициированию создания и по избранию домового комитета.
Квоту представительства составляет при количестве жителей в доме:
до 400-х – 1 представитель от 10-ти жителей;
более 400-х – 1 представитель от 20-ти жителей.

Все собрание должно быть запротоколировано и подписано его председателем и секретарем.
Шаг 3. Проведите конференцию по инициированию создания домового комитета
После того, как проведены общие собрания по подъездам и избраны представители на конференцию, очередь за самой конференцией.
Процедура проведения конференции сродни общему собранию.
Во-первых, необходимо зарегистрировать всех участников. При этом закон предъявляет жесткие требования к их регистрации — необходимо составить списки участников конференции, в которых указать фамилию, имя, отчество, год рождения, серию и номер паспорта, домашний адрес каждого участника.
Во-вторых, после избрания председателя и секретаря конференции нужно посчитать и огласить количество присутствующих. Как было отмечено выше, для того, чтобы конференция оказалась легитимной, в ней должно принять участие не менее половины делегатов, избранных жителями на предварительных общих собраниях.
В третьих, принимается повестка дня конференции:
принятие решения об инициировании создания в доме органа самоорганизации населения — домового комитета;
утверждение положения о домовом комитете
избрание инициативной группы, члены которой будут представлять интересы жителей — участников конференции в районном совете.

Шаг 4. Получите разрешение на создание домкома в районном совете
Сразу после проведения конференции подайте в райсовет заявление о создании ОСН;
протокол конференции с указанием основных направлений деятельности ДК
список участников конференции с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения и домашнего адреса каждого участника;
протоколы общих собраний жителей, на которых избирались представители на конференцию.

Вопрос о предоставлении разрешения на создание ОСН депутаты должны рассмотреть на своей ближайшей после подачи заявления сессии при участии членов инициативной группы.
Районный совет может не дать «добро» на домком, но только по одной причине – если была нарушена установленная Законом процедура инициирования ОСН.
Этап 2. Избрание органа самоорганизации населения и утверждение Положения об ОСН
Шаг 1. Разработайте Положения о домовом комитете
Основной юридический документ домового комитета — его Положение
В Положении об ОСН в обязательном порядке отразите:
Название и юридический адрес.
Основные задания и направления деятельности.
Права и обязанности членов ОСН — как правило, для руководителя и секретаря они расписаны уже в законе об органах самоорганизации.
Территория, в границах которой действует ОСН.
Срок полномочий домкома и порядок его досрочного прекращения — законом срок полномочий ОСН ограничен сроком полномочий местного совета, который дал разрешение на деятельность домкома, то есть он может быть и меньшим, но, в любом случае с очередными новыми выборами в совет должно произойти и очередное переизбрание самого ОСН.

Шаг 2. Проведите конференцию по избранию домового комитета
После получения от районного совета разрешения на создание ОСН Вы должны созвать уже вторую конференцию (собрание) жителей по месту жительства. Порядок его проведения и принятия решений остается тем же самым, что и для первого собрания.
Во-первых, необходимо вновь проинформировать райсовет о проведении конференции.
Во-вторых, на этой конференции жители должны, утвердить уже упомянутое Положение об ОСН — домовом комитете.
В третьих, необходимо избрать сам орган самоорганизации населения в составе руководителя, одного или более заместителей, секретаря, других членов. При этом участники собрания сами определяют общее количество членов своего домового комитета.
Самое важное в выборах органа самоорганизации населения, что они должны проходить путем тайного голосования, то есть с созданием счетной комиссии и использованием бюллетеней для голосования. Причем, избранным в состав домкома считаются лица, которые получили более половины голосов участников конференции.
Этап 3. Легализация домового комитета
Легализация, завершающий этап создания ОСН, является обязательным мероприятием, поскольку лишь после него орган самоорганизации населения может вступать в правоотношения с местной властью и другими организациями, начинать осуществлять свои полномочия.
Закон определяет два возможных способа легализации ОСН — регистрация и уведомление об учреждении. Последствием регистрации является приобретение ОСН статуса юридического лица с соответствующей гражданской правомочностью и дееспособностью.
Для потребностей представительства интересов всех жильцов регистрация не обязательна, достаточно легализации домового комитета путем уведомления, для чего руководителю домкома нужно направить в исполком своего районного совета письменное уведомление о своем создании с прилагаемыми документами:
копией решения местного совета о предоставлении разрешения на создание домкома;
протоколом собрания (конференции) жителей по месту жительства;
Положением, утвержденным собранием (конференцией) — в 2-х экземплярах;

Получив Ваши документы, исполком райсовета примет решение о легализации домкома, и Ваш ОСН уже сможет официально работа

Методические рекомендациипо организации, деятельности, учету домовых комитетов и взаимодействию с ними территориальных органов и уполномоченных управляющих организаций (Газета "Квартирный ряд" , № 05 (524) от 10 февраля 2005 г.)
Настоящие методические рекомендации разработаны во исполнение п. 4.1 постановления правительства Москвы от 21.09.2004 г. № 651-ПП в целях обеспечения единообразного подхода к работе территориальных органов исполнительной власти и уполномоченных управляющих организаций с домовыми комитетами, разрешения вопросов деятельности старших по подъездам, домам, в которых созданы домкомы, разъяснения порядка создания и деятельности домовых комитетов и взаимодействия их с органами власти и управляющими организациями.
1. Основные понятия и принципы деятельности домового комитета
1.1. Домовый комитет – это общественное добровольное объединение граждан (нанимателей, собственников жилья) по месту их жительства в многоквартирном доме (домах), кондоминиуме, в целях совместного решения социальных проблем в жилищной сфере, осуществления общественного контроля за содержанием, технической эксплуатацией и ремонтом жилых домов, а также содержанием придомовых территорий, объектов благоустройства и озеленения.
1.2. Домовый комитет может быть организован в отдельном многоквартирном доме, группе многоквартирных домов, кондоминиуме в случае отсутствия в них иных объединений жителей (товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, территориальных общин), созданных с целью управления или контроля за управлением, содержанием, эксплуатацией и ремонтом многоквартирных домов, кондоминиумов.
Домовые комитеты могут быть созданы в жилых домах, кондоминиумах, обслуживаемых дирекциями единого заказчика, иными управляющими организациями, уполномоченными органами исполнительной власти.
1.3. Домовый комитет создается по решению жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума.
1.4. Домовый комитет считается созданным с момента принятия жителями решений о создании домового комитета, утверждении его устава и формировании руководящих органов домового комитета с учетом порядка, предусмотренного настоящими рекомендациями (голосования на общем собрании или путем проведения письменного опроса, голосования). С момента принятия указанных решений домовый комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом с учетом настоящих рекомендаций.
1.5. Домовые комитеты могут регистрироваться в порядке, предусмотренном федеральным законом «Об общественных объединениях», и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Учетную регистрацию домовых комитетов независимо от их государственной регистрации осуществляют управы районов с целью мониторинга и обеспечения контроля за предоставлением льгот членам руководящего органа домового комитета.
Для проведения учетной регистрации председатель домкома (или иное уполномоченное лицо) обращается в управу района с заявлением, к которому прикладывается протокол общего собрания жителей с листами регистрации или протокол письменного опроса с приложением опросных листов (бюллетеней для голосования) о создании домового комитета, а также устав.
1.6. Домовый комитет проводит свою работу с привлечением актива жителей и в контакте с иными общественными объединениями граждан (в том числе иными домовыми комитетами и объединениями домовых комитетов), управой района, органами местного самоуправления, управляющей и обслуживающей жилищный фонд организациями. Домовый комитет принимает участие в решении вопросов, непосредственно касающихся жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума, в том числе содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда и благоустройства придомовой территории.
1.7. Домовый комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральным законом «Об общественных объединениях», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, настоящими рекомендациями и принятым уставом домового комитета.
1.8. Устав домового комитета (приложение 1) содержит: наименование, положение о структуре, руководящем органе, указание на территорию, в пределах которой домовый комитет осуществляет свою деятельность, компетенцию и порядок формирования руководящего органа, сроки его полномочий, порядок внесения изменений и дополнений в устав домового комитета, порядок прекращения деятельности домового комитета, перечень задач и функций по осуществлению общественного контроля за содержанием, эксплуатацией и ремонтом жилого дома (домов), кондоминиума и придомовой территории, иных задач, не противоречащих законодательству, порядок проведения общих собраний жителей и заседаний руководящего органа домового комитета, порядок проведения письменных опросов и принятия решений, положения о подотчетности и об ответственности руководящего органа домового комитета перед жителями, а также иные положения, не противоречащие законодательству. Устав создаваемого общественного объединения в наименовании содержит слова «домовый комитет».
Примерный устав домового комитета (приложе-
ние 1) содержит только общие положения по созданию и деятельности домового комитета, в связи с чем редакция устава домового комитета может быть изменена с учетом особенностей территории и предложений жителей.
2. Принятие решения о создании домового комитета, выбор состава его руководящего органа и утверждение устава
2.1. Решение об образовании домового комитета и выборе его руководящего органа принимается гражданами, объединившимися на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе, по месту жительства в многоквартирном доме (домах), кондоминиуме (собственниками, нанимателями или представителями их семей – по одному представителю от каждой семьи), далее – жители, на общем собрании открытым голосованием либо путем проведения письменного опроса (голосования).
2.1.1. Руководящий орган домового комитета (Совет дома, Правление домового комитета) избирается из числа жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума в количестве, равном числу подъездов многоквартирного дома плюс 1 человек, но не более 3 человек (для одноподъездного дома), на срок, установленный уставом домового комитета, но не более чем на 4 года. По истечении указанного срока жители в порядке, предусмотренном уставом домового комитета, переизбирают руководящий орган домового комитета в прежнем или ином составе.
Руководящий орган домового комитета осуществляет руководство текущей деятельностью домового комитета и подотчетен общему собранию жителей дома. Порядок и формы отчетности могут быть определены уставом.
Руководящий орган домового комитета (Совет дома, Правление домового комитета) может быть сформирован из старших по дому и подъездам. При этом утверждение состава руководящего органа домового комитета (Совета дома, Правления домового комитета) также осуществляется согласно п.п. 2.2 или 2.3 рекомендаций.
2.1.2. С момента создания домового комитета институт старших по дому и подъездам упраздняется и все функции института старших по дому и подъездам – первичной структуры общественного объединения граждан (приложение 2 к постановлению правительства Москвы от 26 мая 1998 года № 421) выполняются руководящим органом домового комитета – как коллегиальным органом объединения жителей. Одновременное существование в одном доме института старших по домам и подъездам и домовых комитетов не допускается.
2.1.3. С момента создания домового комитета льготы, предоставляемые старшим по дому и по подъездам, по соответствующему нормативному правовому акту распространяются на членов руководящего органа домового комитета (Совета дома, Правления домового комитета) с учетом ограничений по количеству членов, указанных в п. 2.1.1 рекомендаций. Льготы, предусмотренные соответствующим нормативным правовым актом, предоставляются по распоряжению главы управы района на основании протокола общего собрания (письменного опроса) жителей дома о создании домового комитета и о выборе членов его руководящего органа, после проведения учетной регистрации.
Указанные в настоящем пункте льготы предоставляются после выхода соответствующего распорядительного документа правительства Москвы.
2.1.4. Создание домовых комитетов, а также решение других вопросов, затрагивающих интересы всех жителей многоквартирного дома, осуществляется путем проведения общего собрания жителей дома либо письменного опроса (голосования).
2.2. Проведение собраний по организации и в период деятельности домкома.
2.2.1. Собрания созываются жителями одного дома, группы домов или кондоминиума, руководящим органом домового комитета. В собрании вправе участвовать граждане (собственники, наниматели или представители их семей – по одному представителю от каждой семьи), постоянно зарегистрированные по месту жительства в многоквартирном доме (домах), кондоминиуме, достигшие возраста 18 лет.
2.2.2. При организации общего собрания управы районов предоставляют либо содействуют предоставлению помещений для проведения общих собраний.
Также управы района содействуют предоставлению домовому комитету помещения для работы – проведения собраний, совещаний, конференций и т.п.
2.2.3. Собрания жителей дома, группы домов, кондоминиума рекомендуется проводить, если общее число граждан, имеющих право на участие в собрании, не превышает 100 человек и имеется приспособленное помещение для проведения собрания.
2.2.4. Инициаторами проведения собрания по организации домового комитета и выбору его руководящего органа может быть инициативная группа жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума в количестве не менее 3 человек (далее – инициативная группа), старшие по дому и подъезду, а также орган местного самоуправления и территориальный орган исполнительной власти, действующий на данной территории.
2.2.5. Инициативная группа не менее чем за 10 дней до проведения собрания уведомляет об этом граждан, имеющих право на участие в собрании, а также вправе уведомить главу управы района, муниципалитет муниципального образования и управляющую организацию.
Уведомление направляется в письменной форме. В нем указываются дата, время и место проведения собрания, адреса домов, жители которых участвуют в собрании, предполагаемое число участников, повестка дня, а также персональный состав инициативной группы с указанием фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов.
Инициаторы проведения собрания, используя различные формы, заблаговременно знакомят жителей с материалами, относящимися к вопросам создания и деятельности домовых комитетов, их полномочиям по общественному контролю за предоставлением жилищно-коммунальных услуг и сохранностью жилищного фонда, иным вопросам, выносимым на собрание.
2.2.6. Инициаторы проведения собрания могут провести консультации (обсуждения) с жителями по выносимым на рассмотрение вопросам.
2.2.7. Управа района, управляющая организация, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и муниципалитет могут направить для участия в общем собрании жителей своих представителей.
2.2.8. Собрание по созданию домового комитета открывает один из членов инициативной группы. Для ведения собрания избирается рабочий президиум, состоящий из председателя, секретаря собрания, а также других лиц по усмотрению участников собрания. Председатель и секретарь собрания могут быть избраны из числа уполномоченных представителей органов власти или местного самоуправления. Выборы состава президиума, утверждение регламента проведения собрания производятся большинством голосов участников собрания по представлению инициатора проведения собрания и/или участников собрания.
Собрание правомочно, если в нем участвует не менее 50% жителей, указанных в п. 2.2.1. Списки присутствующих составляет инициативная группа.
Решение собрания о создании домового комитета и выборе его руководящего органа принимается большинством голосов присутствующих на собрании жителей, указанных в п. 2.2.1, открытым голосованием.
Порядок проведения общих собраний домового комитета и принятия решений определяется уставом домового комитета с учетом настоящих рекомендаций.
Голосование ведется по каждому вопросу повестки дня собрания.
Представители органов власти и иные лица, присутствующие на собрании, в голосовании не участвуют.
Секретарь собрания ведет протокол собрания, в котором указываются: номера квартир, подъездов, адреса домов, жители которых участвуют в собрании,
количество жителей участвующих в собрании, инициаторы (состав инициативной группы), дата, время и место проведения собрания, полная формулировка рассматриваемых вопросов повестки дня, фамилии выступивших, краткое содержание выступлений по рассматриваемым вопросам, принятое решение. Список зарегистрированных участников собрания с их подписями и список участвующих в собрании представителей органов власти и иных лиц являются приложением к протоколу.
В случае принятия жителями решения о создании домового комитета в протокол вносятся фамилии, имена, отчества, номера квартир, контактные телефоны избранных членов руководящего органа домового комитета, в том числе председателя домкома (если в соответствии с уставом домового комитета председатель избирается на собрании).
Члены руководящего органа домового комитета могут избрать из своего состава председателя на первом заседании (если уставом домового комитета предусмотрено избрание председателя на заседании руководящего органа домового комитета).
Руководящий орган и председатель домового комитета избираются на срок не более 4 лет.
Протокол зачитывается председателем собрания участникам собрания, подписывается председателем и секретарем собрания.
2.2.9. Порядок проведения собраний домкома определяется уставом (приложение 1).
2.2.10. Уведомление о проведенном собрании, подписанное председателем и секретарем собрания, протокол собрания, содержащий решение о создании домового комитета и устав домового комитета, включая список избранных руководителей домового комитета с указанием контактных телефонов, направляются в управу района для проведения учета и в управляющую организацию.
2.3. Проведение письменного опроса (письменного голосования) жителей.
2.3.1. Решения о создании домового комитета, избрании или переизбрании состава руководящего органа домового комитета, включая председателя, а также по иным вопросам, относящимся к деятельности домового комитета, могут быть приняты на основании проведенного письменного опроса жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума, указанных в п. 2.2.1.
2.3.2. Инициатором проведения письменного опроса жителей по вопросу создания домового комитета может выступить инициативная группа жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума в количестве не менее 3 человек, старшие по дому или подъезду, а также органы власти и местного самоуправления.
2.3.3. Инициативная группа жителей вправе уведомить главу управы района, муниципалитет, управляющую организацию о предполагаемом опросе жителей по вопросу создания домового комитета.
Управа района, уполномоченная управой района организация, муниципалитет оказывают содействие инициативной группе в проведении письменного опроса жителей.
2.3.4. Письменный опрос жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума производится путем применения опросных листов.
Опросный лист должен содержать перечень вопросов для голосования, данные о жителях многоквартирного дома (домов), кондоминиума (№ квартиры, Ф.И.О.), указанных в п. 2.2.1. Голосование осуществляется путем сбора подписей по голосуемым вопросам.
По результатам проведенного письменного опроса составляется и подписывается членами инициативной группы протокол по учету результатов голосования с приложением опросных листов. В протоколе должны быть указаны контактные телефоны членов инициативной группы. Членами инициативной группы подписывается каждый опросный лист.
При проведении письменного опроса решение считается принятым, если за него проголосовали более 25% жителей, указанных в п. 2.2.1. При этом количество опрошенных должно превышать 50% от общего количества жителей дома, указанных в п. 2.2.1, включая отказавшихся от голосования и воздержавшихся.
2.3.5. С целью обеспечения законности и соблюдения прав и интересов всех жителей дома (домов), кондоминиума глава управы района может направить в состав инициативной группы для сбора подписей своего представителя в качестве наблюдателя.
2.3.6. Глава управы района оказывает организационное и техническое содействие в проведении опроса, подготовке бланков опросных листов, а также устава домового комитета.
2.4. Домовый комитет строит свою работу на основе общественного самоуправления в соответствии с уставом, принятым на общем собрании жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума, указанных в п. 2.2.1.
2.5. Прекращение деятельности домового комитета осуществляется по решению общего собрания или письменного опроса жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума, указанных в п. 2.2.1.
2.6. Полномочия домового комитета, предусмотренные настоящими рекомендациями, в полном объеме возникают с момента учетной регистрации домового комитета в управе района.
3. Деятельность домовых комитетов при реализации полномочий по общественному контролю за управлением, содержанием и эксплуатацией жилых домов
3.1. Домовый комитет осуществляет следующие функции по общественному контролю за управлением, содержанием, ремонтом и эксплуатацией многоквартирного жилого дома (домов), кондоминиума:
3.1.1. Участие в подготовке предложений при разработке управляющей организацией и управой района перспективных планов по управлению, содержанию, ремонту и благоустройству, а также мероприятий по улучшению эксплуатации и сохранности жилищного фонда. Осуществление общественного контроля за содержанием, эксплуатацией и ремонтом жилого дома, а также содержанием и благоустройством придомовой территории.
3.1.2. Осуществление общественного контроля качества и объемов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
3.1.3. Содействие организации мероприятий по ресурсоэнергосбережению, а также ремонту объектов общего пользования.
3.1.4. Участие в комиссиях по осмотру жилищного фонда, проверке технического состояния жилого дома и инженерного оборудования, а также профилактическом осмотре кровель и подвалов с целью подготовки предложений о проведении текущего и капитального ремонта. 3.1.5. Осуществление общественного контроля за своевременным и качественным выполнением работ по текущему и капитальному ремонту жилищного фонда, а также проведением работ по благоустройству.
3.1.6. Участие в комиссиях по приемке всех видов работ по содержанию, эксплуатации и ремонту дома (домов), кондоминиума, в том числе по приемке работ по подготовке дома к сезонной эксплуатации, благоустройству придомовой территории с правом подписи в акте приема-сдачи работ. При возникновении разногласий или неудовлетворенности качеством выполненных работ представитель домового комитета вправе отказаться от подписи и записать свое особое мнение в акте приемки-сдачи работ. Особое мнение должно быть рассмотрено на Согласительной комиссии в управе района.
3.2. Домовый комитет вправе запрашивать и получать от управляющей организации информацию о расходах по эксплуатации и ремонту дома и придомовой территории.
3.3. Уполномоченные представители руководящего органа домового комитета вправе принимать участие в заседаниях, совещаниях, проводимых в управе района с правом совещательного голоса по вопросам, затрагивающим интересы жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума.
3.4. Управы районов и уполномоченные управляющие организации информируют домовые комитеты по готовящимся проектам благоустройства придомовых территорий, в целях выявления потребностей жителей и учета их предложений.
3.5. Домовый комитет принимает меры общественного воздействия в отношении жителей, несвоевременно оплачивающих жилищные и коммунальные услуги, нарушающих правила пользования жилыми помещениями и объектами общего имущества дома.
Меры общественного воздействия, осуществляемые домовыми комитетами по месту жительства (предупреждение, общественное порицание, обсуждение проступков и иные) не должны нарушать конституционных прав и свобод граждан.
3.6. Руководящий орган домового комитета информирует жителей о своей деятельности, связанной с выполнением функций по п. 3.1, а также не реже одного раза в год проводит отчетное собрание перед жителями многоквартирного дома (домов), кондоминиума, либо письменный опрос жителей по вопросам деятельности домового комитета и его руководящего органа.
3.7. Домовые комитеты вправе вести регистрационную книгу жалоб и предложений жителей по вопросам эксплуатации, содержания и ремонта, которые рассматриваются на заседаниях руководящего органа домового комитета (Совета, Правления домового комитета) с участием представителей управляющей организации при возникновении разногласий. Отдельные замечания и предложения могут быть рассмотрены на Согласительной комиссии.
3.8. При нарушении председателем или иными руководителями домового комитета действующего законодательства или статей устава они могут быть досрочно переизбраны на общем собрании жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума или путем письменного опроса (голосования).
4. Взаимодействие домовых комитетов и управ районов
4.1. Управы районов обеспечивают выполнение уполномоченными управляющими организациями требований постановления правительства Москвы от 21.09.2004 г. № 651-ПП и настоящих рекомендаций при взаимодействии с домовыми комитетами.
4.2. В целях обеспечения прав домовых комитетов управы районов образуют согласительные комиссии.
4.2.1. Рассмотрению на Согласительной комиссии в управе района подлежат спорные вопросы, связанные с деятельностью домовых комитетов и их взаимодействием с управляющими организациями в рамках постановления правительства Москвы от 21.09.2004 г. № 651-ПП и настоящих рекомендаций.
В случае, если в уставе домового комитета закреплены дополнительные полномочия, не противоречащие действующему законодательству, Комиссией могут быть рассмотрены иные вопросы.
4.2.2. Согласительная комиссия действует на постоянной основе и является коллегиальным органом управы района.
Комиссия создается распоряжением главы управы.
Комиссия состоит из должностных лиц управы района и представителей домовых комитетов и их объединений. Также в состав Комиссии могут входить представители органов местного самоуправления, Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в административном округе, специализированных уполномоченных организаций (Мосжилинспекция, ОАТИ, Госпожарнодзор, СЭС и др.).
4.2.3. Решение Комиссии может быть обжаловано в префектуре административного округа или в судебном порядке.
4.3. Управы районов осуществляют учетную регистрацию домовых комитетов и при предоставлении протокола общего собрания (письменного опроса), в случае если председатель и заместитель председателя были избраны непосредственно на общем собрании (по результатам письменного опроса), и протокола заседания Совета дома, правления, если председатель и заместитель председателя были избраны на данном заседании, выдают указанным лицам удостоверения. Удостоверение подписывается главой управы или его заместителем.
В целях осуществления учетной регистрации домовых комитетов в управе района оформляется журнал учета. В журнале должна быть отражена следующая информация о домовом комитете:
– адрес дома (домов), кондоминиума;
– Ф.И.О. председателя домкома;
– контактный телефон;
– дата создания домкома (дата проведения общего собрания или проведения письменного опроса, голосования);
– дата регистрации домкома;
– учетный номер домкома (учетный номер должен содержать порядковый номер, название управы района, наименование округа).
Также аналогичная информация ведется в управе района в электронном виде.
4.4. Управы районов оказывают домовым комитетам содействие в проведении информационно-разъяснительной работы среди жителей (установка досок объявлений, изготовление информационных материалов и т.п.).
4.5. Управы районов обеспечивают обучение членов домовых комитетов, с последующей аттестацией и выдачей свидетельств о проведенном обучении.
4.6. Главы управ и руководители уполномоченных управляющих организаций назначают день приема (не реже одного в две недели) домовых комитетов.
(Утверждены распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 23.12.2004 г. № 1108)

УСТАВ ДОМОВОГО КОМИТЕТА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Домовый комитет "__________ " создан по решению Общего собрания собственников помещений (представителей) многоквартирного дома, протокол N __ от "___"________ ____ г., расположенного по адресу: ________________, в целях осуществления общественного контроля в сфере управления многоквартирным домом, обеспечения сохранности, содержания и ремонта многоквартирного дома, а также содержания придомовой территории.

1.2. Домовый комитет является общественным добровольным объединением собственников помещений многоквартирного дома для осуществления общественного контроля за содержанием, технической эксплуатацией и ремонтом многоквартирного дома, а также за содержанием придомовых территорий, объектов благоустройства и озеленения.

1.3. Домовый комитет осуществляет общественный контроль за управлением, содержанием, эксплуатацией и ремонтом многоквартирного дома, от имени собственников помещений многоквартирного дома принимает участие в решении вопросов, непосредственно касающихся собственников помещений многоквартирного дома.

1.4. Домовый комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, другими законодательными и нормативно-правовыми актами Российской, настоящим уставом.

1.5. Домовой комитет взаимодействует и сотрудничает с другими органами общественного самоуправления, органами местного самоуправления и т.д.

2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РУКОВОДЯЩЕГО ОРГАНА ДОМОВОГО КОМИТЕТА

2.1. Руководящий орган домового комитета (совет) формируется из числа лиц, избранных на Общем собрании жителей дома или путем проведения письменного опроса в составе ________ (количество человек). В состав домового комитета входят старшие по подъезду.

2.1.1. Руководящий орган домового комитета осуществляет руководство текущей деятельностью домового комитета, исполняет решения, принятые жителями дома, а также представляет интересы домового комитета при взаимодействии с иными организациями и органами власти.

2.1.2. Решения по текущим вопросам принимаются руководящим органом открытым голосованием большинством голосов присутствующих, при равенстве голосов решающим является голос председателя.

2.2. Председатель комитета избирается на первом заседании из числа совета домового комитета сроком не более чем на ________ год.

По истечении указанного срока проводится Общее собрание жителей многоквартирного дома либо письменный опрос жителей по оценке результатов деятельности председателя и по выбору нового председателя (председатель, срок полномочий которого истек, может быть избран на новый срок).

2.3. Председатель комитета:

Организует работу домового комитета;

Готовит и созывает заседания руководящего органа домового комитета;

Организует и контролирует выполнение решений домового комитета;

Оказывает содействие управляющей организации в выявлении фактов самовольного строительства, устройства погребов, самовольной установки гаражей, перепланировки квартир и мест общего пользования, вырубки зеленых насаждений;

Организует контроль за выполнением управляющей организацией своих функций.

2.4. Председатель вправе:

2.4.1. Принимать меры общественного воздействия в отношении собственников помещений многоквартирного дома, нарушающих правила пользования помещениями и объектами общего пользования многоквартирного дома.

2.4.2. Принимать участие в комиссии по приемке всех видов работ по содержанию, обслуживанию и всех видов ремонта многоквартирного дома и благоустройства территории.

2.4.3. Ходатайствовать перед органами власти, управляющей организацией об оказании помощи в ремонте квартир инвалидам Великой Отечественной войны, приравненным к ним категориям лиц и малообеспеченным гражданам. Осуществлять связь с органами социальной защиты по оказанию помощи одиноким и престарелым гражданам, семьям погибших воинов, многодетным семьям, детям, оставшимся без попечения родителей, другим социально незащищенным категориям граждан.

2.4.4. Приглашать собственников многоквартирного дома на заседания руководящего органа домового комитета (совета).

2.4.5. Взаимодействовать и сотрудничать в своей работе с управляющей организацией.

2.4.6. Обращаться по вопросам своей компетенции в органе власти, в соответствующую управляющую организацию.

2.4.7. Участвовать в собраниях собственников многоквартирного дома.

2.4.8. Председатель комитета ежегодно отчитывается перед собственниками многоквартирного дома о работе комитета на Общих собраниях.

2.5. Распределение обязанностей между остальными членами руководящего органа домового комитета производится на заседаниях руководящего органа домового комитета и фиксируется в протоколе.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРАВА И ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОМОВОГО КОМИТЕТА

Домовый комитет:

3.1. Организует собственников многоквартирного дома для участия в проведении мероприятий, направленных на развитие социальной инфраструктуры, сохранность многоквартирного дома и элементов внутридворового благоустройства, поддержание общественного порядка и безопасности.

3.2. Осуществляет общественный контроль за:

Соблюдением собственниками помещений правил пользования помещениями и общим имуществом;

Целевым использованием помещений многоквартирного дома;

Состоянием придомовой территории.

3.3. Участвует в комиссиях по осмотру многоквартирного дома, подъездов, объектов благоустройства на прилегающей территории, сетей подачи тепловой, электрической энергии, газа, воды, канализации при планово-сезонных работах.

3.4. Оказывает собственникам помещений многоквартирного дома помощь в составлении обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, управляющие и другие организации.

3.5. Организует участие собственников помещений многоквартирного дома с их согласия в общественных работах по приведению в порядок подъезда, уборке, благоустройству, по уходу за зелеными насаждениями и озеленению прилегающей придомовой территории, строительству и сохранению спортивного оборудования, детских площадок, мест для отдыха, малых архитектурных форм (оборудования для сушки белья, осветительных опор, скамеек, урн, ограждений), площадок для выгула собак и других работах.

3.6. Проводит работу с собственниками помещений многоквартирного дома по обеспечению образцового содержания подъездов, подвалов, балконов, лоджий, придомовой территории.

3.7. Совместно с должностными лицами управляющей организации и с согласия собственников помещений многоквартирного дома проводит осмотр технического состояния, санитарного содержания жилых помещений, принимает меры к прекращению нарушений общественного порядка в квартирах.

3.8. Рассматривает в пределах своих полномочий обращения собственников помещений многоквартирного дома, в необходимых случаях материалы направляет в органы местного самоуправления и органы власти.

3.9. Поддерживает постоянные контакты с участковым инспектором ОУВД, ГИБДД, комиссией по делам несовершеннолетних. При необходимости сообщает в правоохранительные органы о фактах нарушения общественного порядка, паспортного режима. Совместно с правоохранительными органами организует собственников помещений многоквартирного дома для предотвращения террористической деятельности, распространения наркотиков, случаев вандализма и хулиганских действий.

3.10. Оказывает помощь учреждениям города в развитии физкультурно-массовой работы, воспитании, разумной организации досуга детей и подростков, реагирует на факты их безнадзорности, антиобщественного поведения, а также беспечного отношения родителей к воспитанию детей, ведет воспитательную работу с неблагополучными семьями и подростками.

3.11. Оказывает помощь учреждениям здравоохранения и санитарной службе в проведении профилактических противоэпидемических мероприятий, органам пожарной безопасности в осуществлении мер по обеспечению противопожарного состояния квартир, мест пользования, коммунальных объектов.

3.12. Следит за наличием и сохранностью доски объявлений, размещает на ней необходимые материалы. По возможности, информирует собственников помещений многоквартирного дома о предстоящих перебоях в обеспечении коммунальными услугами, иных важных для собственников помещений многоквартирного дома событиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

3.13. Участвует в заседаниях, совещаниях, проводимых в органе местного самоуправления, с правом совещательного голоса по вопросам, затрагивающим интересы собственников многоквартирного дома, или направляет своих представителей.

3.14. Принимает участие в подготовке предложений при разработке управляющей организацией и органом местного самоуправления перспективных планов по содержанию, ремонту и благоустройству, а также мероприятий по улучшению эксплуатации и сохранности многоквартирного дома.

3.15. Участвует в комиссиях по осмотру многоквартирного дома, проверке технического состояния многоквартирного дома и инженерного оборудования, а также профилактическом осмотре кровель и подвалов с целью подготовки предложений по проведению текущего и капитального ремонта.

3.16. Участвует в комиссиях по приемке всех видов работ по содержанию, обслуживанию и ремонту многоквартирного дома, включая приемку многоквартирного дома к эксплуатации в осенне-зимний период, с правом подписи в акте приема-сдачи работ. При возникновении разногласий или неудовлетворенности качеством выполненных работ представитель домового комитета вправе отказаться от подписи и записать свое особое мнение в акте приемки-сдачи работ.

3.17. Руководящий орган (совет) домового комитета обязан не реже одного раза в год проводить отчетное собрание перед собственниками помещений многоквартирного дома, иными способами информировать жителей о проделанной работе.

3.18. Руководящий орган домового комитета ведет регистрационную книгу жалоб и предложений собственников помещений многоквартирного дома. Замечания и предложения собственников помещений многоквартирного дома рассматриваются на заседаниях руководящего органа (совета) домового комитета с участием представителей управляющей организации и собственников помещений многоквартирного дома, обратившихся с жалобами.

3.19. Осуществление мероприятий, проводимых домовым комитетом осуществляется за счет добровольных взносов собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с целевыми программами домового комитета.

4. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ СОБСТВЕННИКАМИ ПОМЕЩЕНИЙ

МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА

4.1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях, устанавливается Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

4.2. Проводимые помимо годового собрания Общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

4.3. К исключительной компетенции собрания собственников помещений многоквартирного дома относится:

1) избрание руководящего органа (совета) домового комитета;

2) утверждение устава домового комитета, внесение изменений и дополнений в устав домового комитета или утверждение устава домового комитета в новой редакции;

3) утверждение внутренних документов домового комитета, регулирующих деятельность органов домового комитета;

4) принятие решения о реорганизации или ликвидации домового комитета;

5) избрание и досрочное прекращение полномочий членов руководящего органа (совета) домового комитета;

6) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте имущества в многоквартирном доме;

7) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;

8) принятие решений о передаче в пользование имущества в многоквартирном доме;

9) выбор способа управления многоквартирным домом;

10) выбор управляющей организации для управления домом;

11) другие не запрещенные законодательством вопросы.

4.4. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

4.5. Собственник, по инициативе которого созывается Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись, либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

4.6. В сообщении о проведении собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:

1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;

2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);

3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;

4) повестка дня данного собрания;

5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

4.7. Решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных подпунктами 7-9 пункта 3 настоящего раздела решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном Общим собранием собственников помещений в данном доме.

4.8. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.

4.9. Решения, принятые Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения на доске объявлений не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

4.10. Протоколы Общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в руководящем органе (совете) домового комитета.

4.11. Решение собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Уставом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

4.12. Решение собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - путем передачи в место или по адресу, который указан в сообщении о проведении собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

Принявшими участие в Общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.

В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны:

2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;

3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".

4.13. Правом голосования на Общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на Общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.

Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на Общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями п.п. 4 и 5 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.

Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на Общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

Голосование по вопросам повестки дня собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

Голосование по вопросам повестки дня собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.

5. ДОКУМЕНТАЦИЯ ДОМОВОГО КОМИТЕТА

5.1. Председатель домового комитета постоянно ведет следующую документацию:

Журнал протоколов Общих собраний собственников помещений многоквартирного дома.

Журнал протоколов заседаний руководящего органа (совета) домового комитета.

Книгу учета жалоб и предложений собственников помещений многоквартирного дома с отметками о принятых мерах.

Папку с перепиской, включающую вторые экземпляры всех направляемых от имени комитета документов и ответы на эти обращения.

Иные материалы, необходимые в работе.

5.2. Документация домового комитета хранится у Председателя домового комитета или у лица, назначенного руководящим органом (советом) домового комитета.

6. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМОВОГО КОМИТЕТА

6.1. Прекращение деятельности домового комитета осуществляется по решению собрания либо на основании результатов письменного опроса собственников помещений многоквартирного дома, а также по иным основаниям, установленным действующим законодательством.

7. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ

7.1. Внесение изменений в Устав домового комитета производится по решению собрания либо по результатам письменного опроса собственников помещений многоквартирного дома.

ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ ДОМОВОГО КОМИТЕТА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Домовый комитет "__________ (наименование)" создан по решению общего собрания жителей (собственников и нанимателей либо их представителей) многоквартирного дома (домов), кондоминиума (протокол No. ____ от _____ 200 г. (приложение 1), расположенного (расположенных) по адресу: _____________, в целях осуществления общественного контроля в сфере управления жилищным фондом, привлечения жителей к участию в реализации жилищно-коммунальной реформы, обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилищного фонда всех форм собственности, а также содержания придомовой территории, объектов благоустройства и озеленения, малых архитектурных форм, спортивных сооружений.

1.2. Домовый комитет в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21.09.2004 No. 651-ПП является общественным добровольным объединением граждан (нанимателей, собственников жилья) по месту их жительства в многоквартирном доме (домах), кондоминиуме для совместного решения социальных проблем в жилищной сфере, осуществления общественного контроля за содержанием, технической эксплуатацией и ремонтом жилых домов, а также содержанием придомовых территорий, объектов благоустройства и озеленения.

1.3. Домовый комитет в соответствии с Порядком взаимодействия территориальных органов исполнительной власти города Москвы и уполномоченных управляющих организаций с домовыми комитетами, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21.09.2004 No. 651-ПП, и Методическими рекомендациями Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляет общественный контроль за управлением, содержанием, эксплуатацией и ремонтом жилого дома, от имени жителей дома принимает участие в решении вопросов, непосредственно касающихся жителей дома.

1.4. Домовый комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общественных объединениях", Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики", другими законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, постановлением Правительства Москвы от 21.09.2004 N 651-ПП "О домовых комитетах", настоящим уставом.

1.5. Комитет взаимодействует и сотрудничает с другими органами общественного самоуправления, управой района, муниципалитетом муниципального образования, префектурой административного округа, Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РУКОВОДЯЩЕГО ОРГАНА ДОМОВОГО КОМИТЕТА

2.1. Руководящий орган домового комитета (совет дома, правление) формируется из числа лиц, избранных на общем собрании жителей дома или путем проведения письменного опроса в соответствии с порядком, предусмотренным Методическими рекомендациями Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, в составе (количество человек).

2.1.1. Руководящий орган домового комитета осуществляет руководство текущей деятельностью домового комитета, исполняет решения, принятые жителями дома, а также представляет интересы домового комитета при взаимодействии с иными организациями и органами власти (в уставе можно расширить или сузить круг полномочий руководящего органа, дать их закрытый или открытый перечень).

2.1.2. Решения по текущим вопросам принимаются руководящим органом открытым голосованием большинством голосов присутствующих, при равенстве голосов решающим является голос председателя.

2.2. Председатель комитета избирается на первом заседании из числа руководителей (совета, правления) домового комитета сроком не более чем на четыре года (или председатель домового комитета избирается на общем собрании жителей многоквартирного дома, кондоминиума, жилищного комплекса).

По истечении указанного срока проводится общее собрание жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума либо письменный опрос жителей по оценке результатов деятельности председателя и по выбору нового председателя (председатель, срок полномочий которого истек, может быть избран на новый срок).

2.3. Председатель комитета:

Организует работу домового комитета;

Готовит и созывает заседания руководящего органа домового комитета;

Организует и контролирует выполнение решений домового комитета;

Оказывает содействие управляющей организации в выявлении фактов самовольного строительства, устройства погребов, самовольной установки гаражей, перепланировки квартир и мест общего пользования, вырубки зеленых насаждений;

Сообщает в управу района, Государственную жилищную инспекцию, административно-техническую инспекцию о фактах использования жилых помещений для иных целей, в том числе для размещения организаций, а также обо всех нарушениях благоустройства, о самовольном подключении телефонов, самовольной установке антенн.

2.4. Председатель вправе:

2.4.1. Принимать меры общественного воздействия в отношении нанимателей и собственников жилых помещений и проживающих с ними лиц, нарушающих правила пользования жилыми помещениями и объектами общего пользования.

2.4.2. Принимать участие в комиссии по приемке всех видов работ по содержанию, обслуживанию и всех видов ремонта дома и благоустройства территории.

2.4.3. Ходатайствовать перед управой района, управляющей организацией об оказании помощи в ремонте квартир инвалидам Великой Отечественной войны, приравненным к ним категориям лиц и малообеспеченным гражданам. Осуществлять связь с органами социальной защиты по оказанию помощи одиноким и престарелым гражданам, семьям погибших воинов, многодетным семьям, детям, оставшимся без попечения родителей, другим социально незащищенным категориям граждан. Сообщать в управу района о смерти одиноко проживающих граждан.

2.4.4. Приглашать жителей дома на заседания руководящего органа домового комитета (совета, правления) или общие собрания жителей подъезда (дома).

2.4.5. Взаимодействовать и сотрудничать в своей работе с управляющей организацией.

2.4.6. Обращаться по вопросам своей компетенции в управу района, в соответствующую управляющую организацию.

2.4.7. Участвовать в собраниях жителей подъезда (дома).

2.4.8. Председатель комитета ежегодно отчитывается перед жителями дома о работе комитета на общих собраниях.

2.5. Распределение обязанностей между остальными членами руководящего органа домового комитета производится на заседаниях руководящего органа домового комитета и фиксируется в протоколе (приложение 2).

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРАВА И ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОМОВОГО КОМИТЕТА

3.1. Домовый комитет:

3.1.1. Организует жителей дома для участия в проведении мероприятий, направленных на развитие социальной инфраструктуры, сохранность жилого дома и элементов внутридворового благоустройства, поддержания общественного порядка и безопасности.

3.1.2. Осуществляет общественный контроль за:

Соблюдением жителями правил пользования жилыми помещениями и общим имуществом;

Целевым использованием жилых и нежилых помещений;

Состоянием придомовой территории.

3.1.3. Участвует в комиссиях по осмотру дома (домов), подъездов, объектов благоустройства на прилегающей территории, сетей подачи тепловой, электрической энергии, газа, воды, канализации при планово-сезонных работах.

3.1.4. Участвует в осуществлении мероприятий, направленных на снижение потерь тепловой, электрической энергии, газа, воды, осуществляет общественный контроль за сохранностью и утеплением входных дверей в подъездах, фрамуг, приборов отопления, за работой внутриподъездных, подвальных и наружных сетей электроосвещения, видеонаблюдения за подъездами и дворовой территорией, телевизионных антенн и сохранностью почтовых ящиков.

3.1.5. Осуществляет общественный контроль за наличием, сохранностью и освещением номерных знаков на доме, содержанием лифтов, запирающих устройств на входных дверях в подъезд, инженерным оборудованием, чистотой подъездов, полуподвальных и подвальных помещений, чердачных помещений, приямков, придомовой территории, своевременным вывозом бытового мусора, пищевых отходов, металлолома, исправностью кровли, водосточных труб, желобов, открытых ливнестоков.

3.1.6. Оказывает жителям помощь в составлении обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, управляющие и другие организации.

3.1.7. Организует участие жителей с их согласия в общественных работах по приведению в порядок подъезда, уборке, благоустройству, по уходу за зелеными насаждениями и озеленению прилегающей придомовой территории, строительству и сохранению спортивного оборудования, детских площадок, мест для отдыха жителей, малых архитектурных форм (оборудования для сушки белья, осветительных опор, скамеек, урн, ограждений), площадок для выгула собак и других работах.

3.1.8. Проводит работу с жителями по обеспечению образцового содержания подъездов, подвалов, балконов, лоджий, придомовой территории.

3.1.9. Совместно с должностными лицами управляющей организации и с согласия жителей проводит осмотр технического состояния, санитарного содержания жилых помещений, принимает меры к прекращению нарушений общественного порядка в квартире. Сообщает в управу района о квартирах, в которых длительное время никто не проживает. Оказывает содействие органам исполнительной власти и местного самоуправления в организации и проведении учета содержащихся у населения собак, кошек, других видов домашних и диких животных.

3.1.10. Может принимать участие в разрешении конфликтных ситуаций между жителями в квартирах, занятых несколькими семьями, об использовании мест общего пользования и их уборке, о распределении расходов по оплате за коммунальные услуги.

3.1.11. Способствует установлению хороших, добрососедских взаимоотношений между проживающими в подъезде, доме. Рассматривает в пределах своих полномочий обращения жителей дома, в необходимых случаях материалы направляет в компетентные органы района и округа.

3.1.12. Поддерживает постоянные контакты с участковым инспектором ОУВД, ГИБДД, комиссией по делам несовершеннолетних. При необходимости сообщает в правоохранительные органы о фактах нарушения общественного порядка, паспортного режима. Совместно с правоохранительными органами организует жителей дома для предотвращения случаев вандализма и хулиганских действий.

3.1.13. Организует участие жителей в подготовке к конкурсам "Московский дворик", "Улучшаем свое жилище", "Зеленые насаждения" и др., направленным на улучшение содержания жилищного фонда и благоустройство территорий. Представляет к поощрению жителей за образцовое содержание жилищного фонда, участие в общественной работе по месту жительства.

3.1.14. Оказывает помощь учреждениям города в развитии физкультурно-массовой работы, воспитании, разумной организации досуга детей и подростков, реагирует на факты их безнадзорности, антиобщественного поведения, а также беспечного отношения родителей к воспитанию детей, ведет воспитательную работу с неблагополучными семьями и подростками.

3.1.15. Оказывает помощь учреждениям здравоохранения и санитарной службе в проведении профилактических противоэпидемических мероприятий, органам пожарной безопасности в осуществлении мер по обеспечению противопожарного состояния квартир, мест общего пользования, коммунальных объектов.

3.1.16. Следит за наличием и сохранностью доски объявлений, размещает на ней необходимые материалы. По возможности информирует население о предстоящих перебоях в обеспечении коммунальными услугами, иных важных для жителей событиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

3.1.17. Содействует управе района, избранным на этой территории депутатам всех уровней в организации встреч с населением, приеме граждан, помогает участковым избирательным комиссиям в составлении и корректировке списков избирателей, выявлении лиц, которым по состоянию здоровья и иным обстоятельствам во время выборов необходима переносная урна для голосования.

3.1.18. Участвует в заседаниях, совещаниях, проводимых в управе района и муниципальном образовании, с правом совещательного голоса по вопросам, затрагивающим интересы жителей многоквартирного дома (кондоминиума), жилищного комплекса, или направляет своих представителей.

3.1.19. Принимает участие в подготовке предложений при разработке управляющей организацией и управой района перспективных планов по содержанию, ремонту и благоустройству, а также мероприятий по улучшению эксплуатации и сохранности жилищного фонда.

3.1.20. Участвует в комиссиях по осмотру жилищного фонда, проверке технического состояния жилого дома и инженерного оборудования, а также профилактическом осмотре кровель и подвалов с целью подготовки предложений по проведению текущего и капитального ремонта.

3.1.21. Участвует в комиссиях по приемке всех видов работ по содержанию, обслуживанию и ремонту дома (домов, входящих в состав жилищного комплекса, кондоминиума), включая приемку дома к эксплуатации в осенне-зимний период, с правом подписи в акте приема-сдачи работ. При возникновении разногласий или неудовлетворенности качеством выполненных работ представитель домового комитета вправе отказаться от подписи и записать свое особое мнение в акте приемки-сдачи работ.

4. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ЖИТЕЛЯМИ МНОГОКВАРТИРНОГО

ДОМА (ДОМОВ), КОНДОМИНИУМА

Перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания, определяется уставом, при этом указывается процедура голосования с учетом Методических рекомендаций.

5. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДЯЩЕГО ОРГАНА (СОВЕТА, ПРАВЛЕНИЯ)

ДОМОВОГО КОМИТЕТА

5.1. Руководящий орган домового комитета обязан не реже одного раза в год проводить отчетное собрание перед жителями многоквартирного дома (домов), кондоминиума, иными способами информировать жителей о проделанной работе.

5.2. Руководящий орган домового комитета ведет регистрационную книгу жалоб и предложений жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума. Замечания и предложения жителей рассматриваются на заседаниях руководящего органа домового комитета с участием представителей управляющей организации и граждан, обратившихся с жалобами (предложениями).

6. ДОКУМЕНТАЦИЯ ДОМОВОГО КОМИТЕТА

Председатель (секретарь) постоянно ведет следующую документацию комитета:

6.1. Журнал протоколов заседаний комитета.

6.2. Книгу учета жалоб и предложений жителей с отметками о принятых мерах.

6.3. Папку с перепиской, включающую вторые экземпляры всех направляемых от имени комитета документов и ответы на эти обращения.

6.4. Иные материалы, необходимые в работе.

7. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМОВОГО КОМИТЕТА

Прекращение деятельности домового комитета осуществляется по решению общего собрания либо на основании результатов письменного опроса жителей многоквартирного дома, кондоминиума, жилищного комплекса, а также по иным основаниям, установленным действующим законодательством.

8. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ

Внесение изменений в устав домового комитета производится по решению общего собрания либо по результатам письменного опроса жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума.