SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое

122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика»

Годы производства: 1969- 1991 гг.

Выпущено: более 10 000 шт.

122-мм СГ 2С1 «Гвоздика» - установка, созданная на базе многоцелевого гусеничного транспортера МТ-ЛБу и вооруженная гаубицей 2А31, по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам, полностью унифицирована с орудием, которым оснащена буксируемая 122-мм гаубица Д-30.

Корпус машины сварен из стальных плит, максимальная толщина которых достигает 20 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия, осколков снарядов и мин малого калибра. Самоходка «держит» 7.62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния 300 м. В стенках обоих бортов корпуса размещены по три последовательно соединенных между собой топливных бака общей емкостью 550 литров. В качестве двигателя у 2С1 использован V-образный восьмицилиндровый четырехтактный дизель ЯМЗ-238Н Ярославского моторного завода. В целом компоновка гаубицы аналогична 152-мм САУ 2С3 «Акация».

2С1 поступала на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков. Предназначение «Гвоздики» - уничтожение и подавление живой силы и огневых средств пехоты, разрушение укреплений полевого типа, проделывание проходов в минных полях и проволочных заграждениях, борьба с артиллерией, минометами и бронетехникой противника.

Обычный боекомплект гаубицы ограничивается боеприпасами трех типов: осколочно-фугасными (35 шт.), дымовыми и несколькими бронебойно-кумулятивными (5 шт.) снарядами со стабилизирующим оперением; максимальная дальность стрельбы обычным фугасным снарядом составляет 15 200 метров. В случае применения активно-реактивных снарядов дальность выстрела возрастает до 21 900 метров.

«Гвоздика» авиатранспортабельная, то есть ее можно перевозить на самолетах Ан-12, Ил-76, Ан-124. Для уменьшения высоты САУ опорные катки со второго по седьмой при перевозке могут с помощью специальных устройств приподниматься и закрепляться.

2С1 «Гвоздика» в свое время поступила на вооружение всех армий стран Варшавского договора (кроме Румынии).

Сегодня гаубица состоит на вооружении армий СНГ, в том числе в белорусской армии. В последнее время в целях совершенствования установки для нее был разработан снаряд с лазерным наведением «Китолов-2». Этот снаряд может с высокой степенью вероятности поражать неподвижные и движущиеся цели.

Корпус «Гвоздики» используется для создания безбашенных машин разведки, управления огнем, радиационной и химической разведки, радиолокационного наблюдения, разминирования и штабных машин. Производство СГ 2С1 прекращено в 1991 году, но выпуск вспомогательных боевых машин на ее шасси продолжается.





Тактико-техническая характеристика

Боевая масса 15.7 т
Боевой расчет 4 чел.
Калибр 122 мм
Габариты 7260х2850х2725 мм

Двигатель

V-образный, 8-цилиндровый, дизельный ЯМЗ-238Н, мощностью 300 л.с.

Бронирование:

- лоб корпуса

- лоб башни

15 мм

20 мм

Вооружение 122 мм гаубица 2А31
Боекомплект 40 выстрелов
Скорострельность 4-5 выст./мин

Дальность стрельбы:

- осколочно-фугасный снаряд

- активно-реактивный снаряд

15 200 м

21 900 м

Максимальная скорость:

- по шоссе

- по пересеченной местности

- на плаву

60 км/ч

26-32 км/ч

4.5 км/ч

Запас хода по шоссе 500 км
Преодолеваемый подъем 35°
Преодолеваемая стена 0.7 м
Преодолеваемый ров 3.0 м

Тактико-технические характеристики

Расчет, человек

4

Масса, кг

Габаритные размеры: дл. х шир. х выс., м

7,3 х 2,85 х 2,4

Силовая установка

8-цил. ЯМЭ-23Н

Мощность двигателя, л/с

Максимальная скорость движения, км/ч

Запас хода, км

Угол преодолеваемого откоса, град

Высота преодолеваемо препятствия, м

Ширина преодолеваемого рва, м

В период после окончания Второй мировой войны Советский Союз уделял особенное внимание развитию буксируемой артиллерии, в то время как страны НАТО развивали главным образом самоходную артиллерию. Хотя ее создание и эксплуатация достаточно дороги, она имеет ряд преимуществ перед буксируемой артиллерией, подвижность на пересеченной местности, полная броне защита расчета и боеприпасов, возможность установки системы РХ6 защиты, возможность быстрого разворачивания на позиции. Советский Союз продолжал конструировать специализированные противотанковые пушки, пока в 1974 году на параде в Польше не была впервые продемонстрирована 122-мм самоходная гаубица, которая уже с 1972 года состояла на вооружении СССР и Польши. В классификации НАТО она получила обозначение М1974, а в Советском Союзе - «Гвоздика» индекс 2С1. Эта артиллерийская система применялась в Алжире, Анголе, Болгарии, Кубе, Чехословакии, Эфиопии, ГДР и других странах. Гаубица по лицензии производилась в Болгарии и Польше. Она состоит на вооружении в бывших советских республиках. В Советской Армии «Гвоздика» состояли на вооружении в количестве 36 гаубиц в каждой мотострелковой и 72 гаубицы в каждой танковой дивизии.

САУ «Гвоздика» конструктивно сходна с самоходная гаубица M109, находившейся на вооружении США. Двигатель, трансмиссия и место механика водителя находятся в передней части корпуса, а полностью закрытая башня - в задней. Машина имеет регулируемую подвеску, состоящую из семи опорных катков, расположенного спереди ведущего колеса и расположенного сзади направляющего колеса, на машину не устанавливаются поддерживающие колеса. При движении по заснеженной или болотистой местности стандартные гусеницы шириной 400 мм для снижения давления машины на грунт могут быть заменены на гусеницы шириной 670 мм. Стандартное оснащение машины включает в себя систему РХ6 защиты, а также полный комплект приборов ночного видения для командира и механика-водителя. Самоходная гаубица «Гвоздика» является машиной-амфибией, скорость передвижения в воде составляет 4,5 км/ч.

В башне САУ «Гвоздика» установлена модернизированная версия стандартной 122-мм буксируемой гаубицы Д-30. Угол вертикального наведения орудия составляет +70°, склонение -3°, ход башни на 360° по горизонтали. Башня и орудие имеют электроприводы с возможностью ручного управления. Орудие снабжено двухкамерным дульным тормозом, системой продувки канала ствола и полуавтоматическим затвором вертикального скольжения, штанга крепления орудия в походном положении расположена на корпусе.

Гаубица может вести огонь, используя фугасный снаряд весом 21,72 кг на дальность 15300 м, возможно также использование химических, осветительных, дымовых и кумулятивных снарядов. Последние поражают танки, прожигая танковую броню на глубину до 460 мм при 0° отклонения на расстоянии 1000 м. На дальности до 21900 м могут применяться фугасные снаряды АРС. 2С1 «Гвоздика» может также использовать наводящийся по лазерному лучу артиллерийский боеприпас «Китолов-2» на дальность 12000 м. Обычный боекомплект состоит из 40 снарядов: 32 фугасных, шесть дымовых и два кумулятивных. Считается, что прибойник орудия обеспечивает повышенный темп стрельбы (5 выстрелов в минуту), а также позволяет заряжать орудие при любом угле вертикального наведения. Шасси гаубицы 2С1 «Гвоздика» является аналогичным шасси МТ-Л6 и используется для большого количества машин управления и разведки, химической разведки и минных заградителей.

К моменту начала серийного производства САУ 2С1 на вооружении стран НАТО уже находились различные 105-мм самоходные артиллерийские установки аналогичного класса, созданные в 1950-х–1960-х гг., например, американская M108 или британская FV433. Пусть читателя не смущает разница в калибрах, связано это с тем, что 122-мм гаубицы существовали только в России, а на Западе для гаубиц дивизионного звена общепринятым был калибр 105 мм. К тому же осколочно-фугасное действие у цели советских 122-мм снарядов и западных 105-мм снарядов было сопоставимо. Так, приведенная площадь поражения открыто расположенной живой силы в положении лежа у 122-мм снаряда 53-ОФ462 составляла 310 м 2 , а у фугасного 105-мм снаряда M1 - 285 м 2 . Только в начале 1970-х гг. на вооружение 122-мм гаубиц 2С1, Д-30 и М-30 поступили новые боеприпасы 3ОФ24, начиненные более мощным взрывчатым веществом, благодаря чему их эффективность увеличилась примерно в 1,5 раза.

Модернизированная САУ 2С34 «Хоста» с 120-мм нарезной пушкой-минометом 2А80-1.
Принята на вооружение ВС РФ в 2008 г.

С вышеупомянутыми заграничными ровесниками и можно сравнить «Гвоздику». На момент принятия на вооружение САУ 2С1 превосходила своего американского конкурента M108 по дальности стрельбы осколочно-фугасным снарядом - 15,2 км против 11,5 км, но существенно проигрывала в максимальной скорострельности - 4–5 выстрелов в минуту против 10 выстрелов в минуту. Обе самоходки были плавающими, но 2С1 была легче на 5 т и плавала самостоятельно, а для M108 пришлось разрабатывать индивидуальное плавсредство (шесть надувных прорезиненных контейнеров). Максимальные скорости движения 2С1 и М 108 были примерно одинаковы - 60 и 56 км/ час, соответственно. Однако запас хода у советской машины благодаря дизельному двигателю был существенно больше - 500 км против 350 км. Кроме основного вооружения, М 108 имела и вспомогательное - 12,7-мм зенитный пулемет на командирской башенке, тогда как САУ 2С1 оборонительного пулемета не имела вообще.

САУ 2С1 (справа) одной из воинских частей КСИР во время смотра после учений.
Иран 2009 г.

Британская САУ FV433 Abbot («аббат») построенная на базе универсального гусеничного шасси FV430, была вооружена 105-мм орудием X24. Заряжание орудия раздельное полуавтоматическое - снаряд досылался в канал ствола механизмом заряжания, заряд вкладывался заряжающим. В результате скорострельность САУ Abbot достигала 12 выстр./мин, у 2С1 - 4–5 выстр./ мин. Со снарядом L31 массой 16,1 кг максимальная дальность стрельбы составляла 17 км, у 2С1 - 15,2 км. В качестве вспомогательного вооружения на башне САУ был установлен 7,62-мм пулемет «Брен». По подвижности английская САУ уступала 2С1, имея максимальную скорость по шоссе 48 км/ч (у 2С1 - 60 км/час) и запас хода - 390 км (у 2С1 - 500 км). Для преодоления водных препятствий Abbot был вынужден применять индивидуальное плавсредство - водонепроницаемый брезентовый кожух, его крепили по периметру верхней плиты корпуса, натягивая на раздвижной каркас.

Таким образом, к бесспорным преимуществам САУ 2С1 по сравнению с ее современными зарубежными аналогами можно отнести высокую маневренность и сравнительно небольшую массу, позволяющие применять 2С1 совместно с плавающими БМП и БТР. Недостатками САУ 2С1 можно считать низкую скорострельность, отсутствие зенитного пулемета, ограниченный правый сектор обзора у механика водителя.

Технические характеристики САУ 2С1 «Гвоздика»

Экипаж, чел.

Высота, м

Ширина, м

Максимальная скорость:

по шоссе, км/ч

на плаву, км/ч

Запас хода по шоссе, км

Вооружение

122-мм гаубица Д-32 (2А31)

Боекомплект, снарядов

Тип пушки

нарезная гаубица

Дальность стрельбы, км

Двигатель

Мощность двигателя, л. с.

Бронирование

противопульное

Боевой путь самоходных гаубиц 2С1 начался в Афганистане. Правда, тактика их применения в афганской войне отличалась от той, для которой они, собственно, разрабатывались, - 2С1 вели огонь не с закрытых позиций, а использовались как штурмовые орудия. Например, в операции по захвату базовых районов Хаки-Сафед и Шингар батареи 2С1 выдвигались за атакующими штурмовыми группами, уничтожая пункты сопротивления противника огнем прямой наводкой. Подобная тактика, опробованная еще во время Второй мировой войны, существенно снижала потери личного состава. На сложных участках местности при сопровождении штурмовых групп для огневой поддержки также задействовались специально выделенные резервные батареи 2С1.

В 1986 г. САУ 2С1 использовались в ходе наступления в провинции Кандагар. Батальонам, выдавливавшим засевших в «зеленке» моджахедов, оказывал дополнительную огневую поддержку специально выделенный взвод самоходных гаубиц. В ходе наступления этот взвод САУ уничтожил семь огневых точек противника, еще девять огневых точек было уничтожено двумя взводами 82-мм минометов. В целом можно сказать, что, учитывая сложные условия Афганистана, первое боевое применение САУ 2С1 оказалось вполне успешным.

САУ 2С1 на автотранспортере в Дамаске.
Сирия, сентябрь 2012 г.

САУ 2С1 на понтоне, военные соревнования «Открытая вода».
Россия, 2016 г.

После распада СССР самоходные гаубицы 2С1 участвовали практически во всех конфликтах, вспыхнувших на его обширной территории. Так, например, 2С1 применялись в Приднестровье в ходе вооруженного конфликта между войсками непризнанной Приднестровской республики (ПМР) и вооруженными силами Молдовы. Причем решения об оказании помощи ПМР не только техникой, но даже огнем вверенных им артиллерийских подразделений офицеры 14-й армии принимали иногда даже без согласования с начальством. Так, 20 июня 1992 г. «в первой половине дня в учебном центре 59-й мотострелковой дивизии подполковник «Н» и майор «В» самостоятельно вывели батарею 122-мм самоходных гаубиц 2С1 (на тот момент в батарее насчитывалось всего четыре орудия) и открыли огонь, уничтожив сосредоточение живой силы и техники армии Молдовы в районе телевышки (Гербовецкий лес) и возле поста ГАИ на трассе Кишинев - Бендеры».

Использовали 2С1 и в Карабахе, и в ходе гражданской войны в Таджикистане, и во время грузино-осетинских конфликтов. В 2007 г. Грузия располагала 35 САУ 2С1, а после войны августа 2008 г. в Грузию было поставлено еще 12 САУ 2С1 из Болгарии.

Российские федеральные войска активно применяли 2С1 в двух чеченских кампаниях. Так, например, самоходные гаубицы 2С1 морской пехоты осенью 1999 г. осуществляли артиллерийскую поддержку 100-й дивизии особого назначения внутренних войск России. Известно, что в 1992–1993 гг. чеченским сепаратистам удалось захватить несколько САУ «Гвоздика» вместе с боекомплектом, которые они задействовали против федералов.

С 1979 г. осуществлялись поставки САУ 2С1 в Ирак. До 1989 г. в эту страну было отправлено 150 самоходок, которые позволили существенно нарастить мощь иракской артиллерии, активно применявшейся в ходе Ирано-иракской войны 1980–1988 гг. Справедливости ради нужно отметить, что СССР поставлял вооружение обеим сторонам этого конфликта. САУ 2С1 применялись иракскими военными не только против иранских войск, но и против сил международной коалиции во время их сухопутной наступательной операции по освобождению Кувейта - «Меч пустыни». Правда, в этом случае САУ 2С1 особо себя не проявили, впрочем, как и вся иракская армия. Силам коалиции удалось в ходе предварявшей наземное наступление широкомасштабной воздушной атаки - «Буря в пустыне» - практически полностью разрушить систему управления и снабжения иракских войск. О применении САУ 2С1 в ходе вторжения коалиционных сил в Ирак в 2003 г. практически ничего неизвестно.

В настоящее время небольшое количество САУ 2С1 имеется в армии Ирана, по всей вероятности, эти самоходки были захвачены у Ирака во время войны 1980–1988 гг.

В 2011 г. в ходе гражданской войны в Ливии САУ 2С1 использовались правительственными войсками против повстанцев. В больших количествах САУ 2С1 поставлялись в Сирию. Но за годы гражданской войны самоходки правительственных войск не раз попадали в качестве трофеев в руки различных оппозиционных сил (включая Фронт ан-Нусра и ИГИЛ), так что теперь их применяют по обе стороны фронта.

Судя по некоторым сообщениям, САУ 2С1 использовалась и повстанцами-хуситами во время боевых действий в Йемене - в эту страну было поставлено 25 САУ.

Возвращаясь к европейскому континенту, можно упомянуть, что САУ «Гвоздика» использовались во время югославских войн всеми участниками противостояния. Армии Югославии в 1982–1983 гг. было поставлено из СССР 100 единиц 2С1, которые затем достались образовавшимся на территории бывшей Югославии государствам.

Несмотря на надежность и неприхотливость САУ 2С1, их значительный возраст дает о себе знать, и некоторые страны - эксплуатанты этих самоходок уже подыскивают им замену. В их числе, например, Финляндия, которая на сегодняшний день располагает 72 САУ 2С1 (в финской армии имеют обозначение PSH 74). В июле 2016 г. Министерство обороны Финляндии сообщило, что ведет переговоры о приобретении в Южной Корее 155-мм самоходных гаубиц К9 Thunder. Согласно неофициальным источникам, планируется приобрести около 50 гаубиц К9 с соответствующим количеством боеприпасов. Общий бюджет закупки составляет около 100 миллионов евро.

Министерство обороны Украины еще в 2013 г. приняло решение о снятии САУ 2С1 с вооружения Сухопутных войск как устаревших. Если в 1992 г. Украина располагала 563 САУ 2С1, то к 2014 г. их оставалось 312 единиц (по данным «Military Balance - 2014»). В 24-й, 30-й, 72-й и 93-й механизированных бригадах артиллерийские дивизионы были уже полностью расформированы, в других частях - находились на различных стадиях расформирования. К весне 2014 г. 159 САУ было отправлено на базы хранения, еще 12 самоходных гаубиц 36-й отдельной бригады береговой обороны после аннексии Крыма РФ так и не были возвращены Украине.

С началом боевых действий на Донбассе большинство украинских САУ 2С1 вернули в строй, но подготовка экипажей для них затянулась. В результате значительная часть САУ 2С1 попала на фронт только осенью 2014 г. Известно, что, по крайней мере, пять САУ 2С1 51-й отдельной механизированной бригады были захвачены противником в 2014 г. на Иловайском направлении.

За долгие годы службы САУ 2С1 у этой удачной машины было не так уж много модификаций. Да и те в основном появились уже после окончания ее серийного производства и были направлены на то, чтобы поддержать машину на современном уровне.

Так, например, в Польше была разработана модификация - 2C1T Goździk с улучшенной системой управления огнем TOPAZ производства WB Electronics (эта же система устанавливалась на 152-мм самоходной пушкегаубице Dana-Т). Более кардинальную модернизацию 2С1 поляки предложили в 2009 г. - в новой Rak-120 заменили родное 122-мм орудие на 120-мм миномет с автоматом заряжания. Боекомплект установки составлял 60 выстрелов.

Похожая модернизация САУ была проведена в России. Здесь в 2003 г. разработали вариант самоходки, получивший обозначение 2С34 «Хоста», принятый на вооружение Вооруженных сил Российской Федерации в 2008 г. Первые серийные 2С34, передали в войска, вероятно, в 2010 г.

Модернизация САУ 2С1 в вариант 2С34 осуществлялась на пермском ОАО «Мотовилихинские заводы». На машине вместо 122-мм гаубицы устанавливалась 120-мм нарезная полуавтоматическая пушка-миномет 2А80-1 с дульным тормозом, а также современная автоматическая система управления наведением и огнем (АСУНО) 1В168-1 со вспомогательным вооружением - 7,62-мм пулемет ПКТ на командирской башенке.

Современная пушка-миномет 2А80, позволяет вести огонь снарядами повышенного могущества, всеми видами 120-мм оперенных мин советского/российского производства, а также 120-мм высокоточными управляемыми снарядами. Орудию были обеспечены вертикальные углы наводки от –2° до +80°, а установка АСУНО позволила автоматизировать управление его наведением в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Также машина получила автоматическую систему топопривязки и ориентирования.

После модернизации эффективность боевого применения САУ 2С34 «Хоста» по сравнению со старой 2С1 возросла примерно в 3 раза. По информации разработчика, этот результат был достигнут благодаря повышению прицельной скорострельности с 4–5 выстр./ мин до 7–9 выстр./мин (унитарный выстрел, автоматическое восстановление наводки), увеличению могущества боеприпасов до 2 раз, улучшению режима ведения огня (охлаждение ствола, наличие индикатора перегрева ствола, исключение загазованности), улучшению условий обитаемости расчета, уменьшению времени подготовки первого выстрела.

Известно, что САУ «Хоста» входили в состав самоходно-артиллерийской батареи 1-го мотострелкового батальона 21-й отдельной мотострелковой бригады в Тоцкое (Оренбургская область).

Технические характеристики САУ 2С34 «Хоста»

Экипаж, чел.

Бронирование

противопульное

Силовая установка

дизельный двигатель жидкостного охлаждения ЯМЗ-238Н

Мощность, л.с.

Удельная мощность, л.с./т

Максимальная скорость:

по шоссе, км/ч

на плаву, км/ч

Запас хода (по шоссе), км

Вооружение

120-мм нарезная пушка 2А80-1; 7,62-мм пулемет ПКТМ

Дальность стрельбы, км

Боекомплект

40 выстрелов 120-мм

В последнее время появилась информация о попытке модернизации 2С1 и на Украине. Для этой цели в начале 2016 г. Министерство обороны Украины отправило три САУ 2С1 «Гвоздика» на Харьковский тракторный завод. По информации руководства завода, у 2С1 «заменят устаревшие средства связи, электрооборудование, установят современную отечественную систему навигации, которая существенно уменьшит время, необходимое на подготовку экипажа к стрельбе. Также будут капитально отремонтированы боевой модуль и вооружение». Предусматривается замена двигателя - вместо ЯМЗ будет установлен один из европейских образцов (предварительно планируется дизель Volvo). Предполагалось, что уже летом 2016 г. обновленные «Гвоздики» пройдут практические испытания. Однако пока этого не произошло.

Кроме модернизации самой самоходки, велись работы и по совершенствованию 122-мм боеприпасов, использовавшихся 2С1. Так, еще в 1997 г. был разработан активно-реактивный осколочно-фугасный 122-мм снаряд с готовыми нарезами, с которым максимальная дальность стрельбы 2С1 увеличивалась с 15,2 до 21,9 км.

Также для увеличения максимальной дальности стрельбы в Хорватии был создан 122-мм артиллерийский снаряд M95 с зарядом super charge, благодаря которому снаряд разгоняется до 718 м/с и улетает на 17,1 км.

Учитывая интерес к внедрению высокоточных артиллерийских боеприпасов с наведением на цель на конечном участке траектории, подобные снаряды были разработаны и для 2С1. В 2002 г.у в России был принят на вооружение комплекс управляемого вооружения «Китолов», разработанный Тульским конструкторским бюро приборостроения, включавший корректируемые осколочно-фугасные снаряды с пассивной головкой самонаведения (принимает отраженный сигнал от подсветки цели лазерным целеуказателем-дальномером) калибров 120 и 122 мм.

САУ 2С1 «Гвоздика» может вести огонь 122-мм осколочно-фугасными снарядами «Китолов-2М» на максимальную дальность 13,5 км. Длина снаряда - 1 190 мм, масса - 28 кг, из которых на боевую часть приходится 12,25 кг, масса взрывчатого вещества - 5,3 кг. Вероятность поражения целей - не менее 0,8. Управление снарядом на траектории его полета реализуется при помощи аэродинамических рулей, оснащенных специальным приводом, работающим за счет энергии набегающих потоков воздуха. Головки самонаведения для боеприпасов «Китолов-2» производятся ОАО «ЛОМО».

В отличие от обыкновенных артиллерийских снарядов того же калибра, которые эффективны только при стрельбе по площадям, «Китолов-2М» позволяет поражать конкретные одиночные цели, ведя огонь с закрытых огневых позиций без предварительной пристрелки. Однако для этого невдалеке от цели должен находиться наблюдатель-наводчик с лазерным устройством подсветки. Это делает наводчика уязвимым, особенно при наличии у противника датчиков лазерного облучения (подсветка цели должна осуществляться в течение десятка секунд). Существенную роль играют и погодные условия, - например, при низкой облачности снаряд может просто «не успеть» навестись на отраженный луч.

В общем, несмотря на то, что еще в 1990 гг. САУ 2С1 считалась устаревшей, «срывать копыта» (как говорил герой старого советского фильма «Экипаж») и отправлять ее в окончательную отставку время пока еще не пришло. «Гвоздика» продолжает находиться на вооружении армий России и других стран СНГ, а также с успехом эксплуатируется во многих государствах дальнего зарубежья.

Было очевидно, что послевоенной Советской армии также были необходимы самоходные гаубицы, способные, в отличие от буксируемых, не отставать от танков в ходе быстрых, сокрушительных ударов и стремительных рейдов по тылам противника. Соответственно, с конца 1940-х гг. в СССР велись исследовательские работы по определению возможного облика будущих самоходных гаубиц. Правда, шли они ни шатко, ни валко, а тем временем армия эксплуатировала парк САУ еще военного выпуска. Ситуация еще ухудшилась с приходом к власти Н. С. Хрущева, который бросил все ресурсы страны на создание ракетной техники. Казалось, что время артиллерии и танков безвозвратно прошло, а все задачи на поле боя можно решить с помощью ракетного оружия. Развитие ствольной артиллерии практически остановилось — в ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны) даже отсутствовал специальный отдел, занимавшийся соответствующими вопросами.

Буксируемая 122-мм гаубица Д-30 (на первом плане) и самоходная 122-мм гаубица 2С1 «Гвоздика» (на заднем плане)

Тем временем на Западе самоходная артиллерия продолжала развиваться и совершенствоваться. Правильность такого подхода наглядно продемонстрировал боевой опыт армии Израиля. В многочисленных конфликтах 1950-х-1960-х гг. израильская армия для огневой поддержки своих механизированных частей применяла различные типы несамоходных артиллерийских орудий, однако вскоре стало очевидным, что такая артиллерия не успевает за высокомобильными силами, движущимися по пустыне. Поэтому в Израиле начался массовый переход на самоходную артиллерию — было приобретено большое количество старых американских 105-мм самоходных гаубиц «Прист», превращались в самоходки и танки-старички «Шерманы», с которых снимались башни, а вместо них в открытых рубках устанавливались гаубицы.

В США к началу 1960-х гг. была завершена разработка целой линейки самоходных орудий — 105-мм самоходной гаубицы М108, 155-мм самоходной гаубицы М109, 175-мм самоходной пушки М107 и 203-мм самоходной гаубицы М110. В Великобритании в 1964 г. была принята на вооружение 155-мм самоходная гаубица Abbot, а Франция заменяла свои 105-мм самоходные гаубицы Мк 61 более мощными 155-мм АМХ-13F3.

К середине 1960-х гг. серьезное отставание СССР от стран НАТО в создании самоходно-артиллерийских систем стало вопиющим. Однако работы по созданию самоходной артиллерии в СССР смогли возобновить только после отставки Н. С. Хрущева.

В 1965 г. под Львовом, были проведены масштабные армейские учения, в ходе которых применялись артиллерийские установки времен Второй мировой войны. Их результаты наглядно показали несоответствие находящихся на вооружении Советской Армии самоходных артиллерийских установок требованиям современного боя. Необходимо было наверстывать упущенное. Усилиями НТК ГРАУ, которым в то время руководил генерал-лейтенант А. А. Григорьев, уже в 1965 г. была разработана концепция новых типов самоходных установок. Советскую армию предлагалось оснастить линейкой артсистем различного назначения, начиная со 122-мм гаубицы и заканчивая 203-мм орудием и 240-мм самоходным минометом. Тактико-технические требования к будущим САУ различного назначения подготовил НИИ-3 Сухопутных войск. Итогом всех этих работ стало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 609-201 от 4 июня 1967 г. В соответствии с ним для ликвидации отставания советской самоходной артиллерии от стран НАТО для сухопутных войск Советской Армии создавалась целая гамма различных САУ, в том числе 122-мм САУ 2C1 «Гвоздика» (2С2 «Фиалка» для ВДВ), 152-мм САУ 2СЗ «Акация», 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан». Они должны были обладать сопоставимой с танками и БМП мобильностью и обеспечивать постоянную огневую поддержку наступающих мотострелковых и танковых подразделений. Позже за этими смертоносными машинами с названиями нежных садовых растений закрепилось прозвище — «цветочная серия».

Батарея САУ 2С1 на огневой позиции. Машины стоят в отрытых укрытиях

Проработка конструкции 122-мм САУ началась в профильном Всесоюзном научно-исследовательском танковом и дизельном институте (ВНИИ-100). Рассматривалось три варианта. Один — на базе шасси «Объекта 124» (созданного еще в 1947 г. для самоходки СУ-100П и имевшего для своего времени превосходные маневренные качества, позже это шасси использовалось в зенитном ракетном комплексе «Круг»). Второй — на базе многоцелевого транспортера-тягача МТ-ЛБ, выпускавшегося ХТЗ (о МТ-ЛБ мы рассказывали в НиТ №№ 5, 6 2014г.). И последний вариант — на базе только что запущенной с серийное производство боевой машины пехоты БМП-1. В качестве вооружения для всех вариантов была принята 122-мм гаубица с баллистикой буксируемой гаубицы Д-30, находящейся на вооружении и хорошо себя зарекомендовавшей.

По результатам работ было выяснено, что шасси «Объекта 124» имеет избыточные грузоподъемность и массу, соответственно такой САУ практически невозможно было обеспечить плавучесть, а возможность форсировать водные преграды вплавь было одним из требований военных. Шасси МТ-ЛБ не хватало устойчивости при стрельбе, а уровень нагрузок на ходовую часть превышал допустимые пределы. Самым оптимальным вариантом представлялось шасси боевой машины пехоты БМП-1, однако большая потребность армии именно в БМП и довольно высокая стоимость такого шасси поставили крест на такой возможности. К тому же подобный вариант не поддерживал и Главный конструктор БМП-1 П. П. Исаков.

Задняя дверь в корпусе 2С1, через которую загружается боекомплект

В результате пришлось остановиться на шасси многоцелевого транспортера-тягача МТ-ЛБ. Но не обычного, а с удлиненной ходовой частью, имевшей не 6, а 7 опорных катков. Такое шасси уже ранее прорабатывалось на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ им. С. Орджоникидзе) для размещения командно-штабных машин различного уровня и установки различных комплексов вооружения, получив внутризаводское обозначение «изделие 10» (впоследствии было принято на вооружение под наименованием МТ-ЛБу). Использование удлиненной ходовой части позволило не только снизить нагрузку на опорный каток и улучшить ходовые качества (увеличилась плавность хода) — более вместительный корпус дал возможность оптимизировать компоновку боевого отделения.

Полученные во ВНИИ-100 наработки и легли в основу опытно-конструкторских работ над 122-мм самоходной гаубицей «Гвоздика» (индекс ГРАУ — 2С1). Главным разработчиком 2С1 был назначен ХТЗ (завод относился к Министерству сельскохозяйственного машиностроения СССР, и как тут не вспомнить старый анекдот о «мирном советском тракторе, ответным огнем с которого был уничтожен вражеский танк»). Артиллерийской частью занималось ОКБ-9 (Уралмаш) под руководством главного конструктора генерал-лейтенанта Ф.Ф. Петрова. Здесь для самоходки испытали опытную гаубицу Д-12, которой после доработок был присвоен внутризаводской индекс Д-32 (индекс ГРАУ — 2А31).

Благодаря тому, что шасси и пушка не разрабатывались «с чистого листа» удалось построить новую 122-мм САУ в весьма сжатые сроки. Уже в августе 1969 г. первые четыре опытных машины поступили на полигонные испытания. Но здесь конструкторов ожидал весьма неприятный сюрприз, едва не кончившийся трагически. После проведения серии из восьми выстрелов экипаж, находившийся в боевом отделении, получил сильное отравление продуктами сгорания пороховых зарядов, его пришлось госпитализировать. Это стало результатом высокой загазованности боевого отделения. При стрельбе из буксируемых гаубиц Д-30 на открытом пространстве данной проблемы не возникало — пороховые газы уносились в сторону ветерком, однако в стесненном, замкнутом объеме боевого отделения просачивающиеся туда после выстрела пороховые газы представляли реальную опасность для экипажа. Положение не спасало и установленное на стволе гаубицы эжекционное устройство.

ТТХ проектов 122-мм самоходной гаубицы,выполненных ВНИИ-100

Объект 124

Объект 765

Экипаж, чел.

Боевая масса, т

Марка орудия

Боекомплект, выстр.

1 x 7,62-мм ПКТ

1 x 7,62-мм ПКТ

1 x 7,62-мм ПКТ

Марка двигателя

Мощность двигателя, л. с.

Максимальная скорость

по шоссе, км/ч

Запас хода по шоссе, км

За снижение загазованности взялись с разных сторон. Конструкторы машины рассматривали различные варианты улучшения вентиляции боевого отделения — увеличенный эжектор, улучшенную вентиляцию, устройство выброса гильз. Артиллеристы же занялись самим орудием. В соответствии с приказом Министерства оборонной промышленности СССР от 11 декабря 1967 г., для самоходки 2С1 была разработана модификация гаубицы Д-16 с картузным заряжанием (порох вкладывался в камору без гильзы — в зарядном картузе). Д-16 получила полуавтоматический поршневой затвор (на Д-32 стоял клиновой) и заряды в картузах вместо гильз. Однако испытания выявили неудобство работы с пеналами зарядов, кроме того, не лучшим образом работал новый пневматический досылатель. Поэтому появился модернизированный вариант гаубицы — Д-16М. На нем был увеличен объем каморы для размещения большего заряда и использовался снаряд с улучшенной аэродинамикой. В результате дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом увеличилась на 3 км (до 18 км).

Результаты работ над картузными вариантами 122-мм гаубицы были рассмотрены и проанализированы в 3 ЦНИИ в рамках НИР «Развитие». Вывод был неутешительным — так как разработать и наладить выпуск надежных и безопасных зарядов в жестком картузе или сгорающей гильзе в то время было нереально, то дальнейшие работы над гаубицей Д-16 были признаны нецелесообразными и в 1972 г. эту тему закрыли.

Проблему загазованности боевого отделения 2С1 в конце концов удалось решить за счет применения более мощного эжектора и гильз с улучшенной обтюрацией (обтюрация — обеспечение герметизации канала ствола при выстреле). После завершения всех видов испытаний и устранения замечаний 14 сентября 1970 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 770-249 самоходная гаубица 2С1 была принята на вооружение. Надо сказать, не все это приветствовали — отдельные высокопоставленные советские военачальники из Главного бронетанкового управления (ГБТУ) возражали против серийного производства САУ, считая, что САУ — это «испорченный» танк, и предлагая направить освободившиеся средства на производство танков. Чтобы поставить точку в этом споре, были даже организованы специальные учения в Прикарпатском ВО, в ходе которых сравнивалось поражение типичных целей дивизионом самоходных орудий и взводом танков.

Серийное производство САУ 2С1 началось на ХТЗ в 1971 г. и продолжалось до конца 1991 г. Кроме СССР, 2С1 выпускались по лицензии в Польше с 1971 г. и в Болгарии с 1979 г. Специалисты ХТЗ оказали большую помощь болгарам в налаживании производства САУ, за что завод в 1975 г. даже был награжден высшим болгарским орденом — орденом Димитрова. САУ болгарской сборки попадали и в некоторые артиллерийские части Советской армии, правда, по воспоминаниям служивших на них артиллеристов качество их изготовления все же уступало советским, и, соответственно, их надежность была хуже. Всего за годы производства было изготовлено более 10 тыс. самоходок 2С1.

Боевой путь самоходных гаубиц 2С1 начался в Афганистане — взвод 2С1 из состава 395-го мсп
совершает марш по руслу реки Андараб, провинция Баглан, 1984 г.

В Советской армии самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» начала поступать на вооружение артиллерийских дивизионов танковых и мотострелковых (на БМП) полков для замены буксируемых 122-мм гаубиц М-30 и Д-30. Дивизион состоял из трех батарей, в каждой из которых было по шесть самоходок, всего 18 САУ, а общее число их в дивизиях первого эшелона могло достигать 54. Помимо сухопутных войск 2С1 поступали на вооружение морской пехоты ВМФ. САУ «Гвоздика» была авиатранспортабельной - ее могли брать на борт самолеты Ан-12, Ил-76 или Ан-124. При перевозке самолетом для уменьшения высоты самоходку можно было заставить «присесть» — приподняв и закрепив с помощью специальных устройств ее опорные катки. Озаботились и возможностью десантирования 2С1 парашютным способом. Для этого в 1972 г. была принята на вооружение парашютная платформа 4П134, которая имела полетную массу с грузом до 20,5 т. Система в составе платформы 4П134, парашютной системы ПС-9404-63Р и САУ 2С1 прошла полный цикл испытаний, но на вооружение ВДВ так и не поступила, так как специально для десантников была готова 122-мм САУ 2С2 «Фиалка».Иракская САУ захваченная силами международной коалиции в ходе сухопутной наступательной операции
по освобождению Кувейта — «Меч пустыни», 1991 г.

Каково же было внутреннее устройство «Гвоздики»? Самоходная гаубица создавалась по башенной схеме, с задним расположением боевого отделения. Кроме боевого отделения, имелось еще два — управления и моторно-трансмиссионное. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в передней части корпуса по правому борту, слева от него находилось отделение управления с местом механика-водителя и органами управления шасси.

Корпус машины, сваривался из стальных броневых катаных листов, толщиной до 20 мм. Это обеспечивало экипажу защиту от пуль и осколков. Броня «держала» винтовочную пулю Б-32 калибра 7,62 мм с расстояния 300 м. Корпус был полностью герметичен, что позволяло машине преодолевать водные преграды вплавь. Движение на плаву осуществлялось с помощью перемотки гусениц. САУ могла преодолевать водные преграды шириной до 300 м при высоте волны до 150 мм.

Основное вооружение машины — 122-мм гаубица Д-32 была установлена в башне. Ее ствол оснащался двухкаморным дульным тормозом и эжекционным устройством для продувки канала ствола. Гаубице обеспечивались углы обстрела по вертикали в диапазоне от — 3 до +70° и круговой обстрел в горизонтальной плоскости. Перевод гаубицы из походного положения в боевое занимал не более 2 минут. Боекомплект САУ составлял 40 выстрелов. Обычно это были 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов, но могли также использоваться и другие боеприпасы: химические, агитационные, дымовые, осветительные. Снаряды могли оснащаться различными типами взрывателей. Боекомплект внутри машины располагался следующим образом: 16 снарядов вдоль боковых стенок корпуса и 24 — вдоль боковой и задней стенок башни (здесь обычно хранились снаряды для кумулятивных боеприпасов). Для облегчения заряжания гаубицы был предусмотрен механизм досылания электромеханического типа. Прицельная скорострельность при стрельбе с использованием выстрелов из боеукладки, прямой наводкой составляла 4-5 выстр./мин, а при стрельбе с изменением угла возвышения орудия падала до 1,5-2 выстр./ мин. При стрельбе снарядами, складированными на грунте, их подача внутрь боевого отделения осуществлялась через большую кормовую дверь с помощью транспортировочного устройства (лоток, установленный в кормовой части корпуса на поперечных направляющих).

Слева от орудия в башне располагалось место наводчика с прицельными приспособлениями, а позади него — командира САУ. Справа от орудия — сиденье заряжающего. Для предохранения экипажа машины от ударов откатными частями гаубицы во время стрельбы ее казенная часть отделялась от экипажа неподвижным и откидным ограждениями.

Над местом командира на крыше башни была установлена поворотная башенка с люком. Система управления огнем САУ включала комбинированное прицельное приспособление ТКН-3Б, которое можно использовать в любое время суток, а также двух перископических прицелов ТНПО-170А. Все они размещались в командирской башенке. Наводчик располагал панорамным прицелом 1ОП40 (использовался для стрельбы с закрытых позиций) и прицелом ОП5-37, который применялся во время стрельбы прямой наводкой.

В движение САУ 2С1 приводил V-образный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238В Ярославского моторного завода, мощностью 300 л. с. Коробка передач имела 11 передних скоростей и две задние.

Продолжение следует

Самоходная гаубица Гвоздика предназначена для подавления и уничтожения живой силы, артиллерийских и миномётных батарей, а также для разрушения дзотов, обеспечения проходов в минных полях и полевых заграждениях.

САУ 2С1 «Гвоздика»

Советская 122-мм полковая самоходная гаубица. Создана на Харьковском заводе имени Серго Орджоникидзе.

Главный конструктор шасси - А. Ф. Белоусов, конструктор 122-мм орудия 2А31 - Ф. Ф. Петров.

История создания

После окончания Великой Отечественной войны на вооружении Советского Союза состояли в основном противотанковые и штурмовые САУ, а в западных странах и США уже имелись САУ, предназначенные для ведения огня с закрытых позиций. ПОявилась тенденция на замену буксируемой артиллерии на самоходную. Незаменимость самоходных установок в локальных конфликтах стала очевидна, поэтому в период с 1947 по 1953 год были проведены изыскания по созданию новых самоходных гаубиц, однако в 1955 году по указанию Н. С. Хрущёва большинство работ по самоходной артиллерии было прекращено. Некоторое время спустя Министерство обороны СССР пришло к выводам, что стратегическая ядерная война маловероятна, так как приведёт к уничтожению обеих воюющих сторон. При этом более реальными могли стать локальные конфликты с использованием тактических ядерных вооружений. В таких конфликтах самоходная артиллерия имела неоспоримое преимущество перед буксируемой.

С отставкой Н. С. Хрущёва разработка самоходной артиллерии в СССР была возобновлена. В 1965 году на базе Львовского полигона советскими войсками были проведены масштабные учения с применением артиллерийских установок времён Великой Отечественной войны. Результаты учений показали несоответствие имевшихся на вооружении самоходных артиллерийских установок требованиям современного боя. С целью ликвидации отставания советской самоходной артиллерии от артиллерии стран НАТО в 1967 году выходит постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 609-201 от 4 июля. В соответствии с этим постановлением была официально начата разработка новой 122-мм самоходной гаубицы для сухопутных войск Советской армии.

Предварительно ВНИИ-100 выполнил научно-исследовательскую работу по определению облика и базовых характеристик новой САУ. В ходе исследований были проработаны три варианта САУ. Первый - на базе шасси «Объекта 124» (в свою очередь, созданного на базе СУ-100П), второй - на базе многоцелевого транспортёра-тягача МТ-ЛБ, третий вариант на базе боевой машины пехоты БМП-1. Во всех вариантах основным вооружением являлась 122-мм гаубица с баллистикой Д-30. По результатам работ было выяснено, что шасси «Объекта 124» обладает избыточной грузоподъёмностью и массой, к тому же САУ лишится возможности форсировать водные преграды вплавь. Шасси МТ-ЛБ обладало недостаточной устойчивостью при стрельбе и не имело необходимого уровня допустимых нагрузок на ходовую часть машины. Наиболее оптимальным являлось шасси боевой машины пехоты БМП-1, однако П. П. Исаков добился запрета на использование БМП-1 в качестве базового шасси. Поэтому использовать в качестве базового было решено удлинённую и модифицированную базу многоцелевого транспортёра-тягача МТ-ЛБ. Полученные проработки легли в основу ОКР под наименованием «Гвоздика» (индекс ГРАУ - 2С1). «Гвоздика» должна была поступить на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков для замены 122-мм гаубиц М-30 и Д-30.

Таблица ТТХ аванпроектов 2С1, выполненных во ВНИИ-100

База Объект 124 МТ-ЛБ Объект 765
Экипаж, чел. 4 4 4
Боевая масса, т. 22,2 15,842 15,164
Марка орудия Д-30 Д-30 Д-30
Возимый боекомплект, выстр. 100 60 60
Пулемёт 1 х 7,62-мм ПКТ 1 х 7,62-мм ПКТ 1 х 7,62-мм ПКТ
Боекомплект пулемёта, патр. 2000 2000 2000
Марка двигателя В-59 ЯМЗ-238 УТД-20
Тип двигателя дизельный дизельный дизельный
Мощность двигателя, л. с. 520 240 300
63-70 60 65
Запас хода по шоссе, км. 500 500 500

Основным разработчиком 2С1 был назначен Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе, гаубица 2А31 (внутризаводское обозначение Д-32) создавалась в ОКБ-9. В августе 1969 года первые четыре опытные САУ Гвоздика 2С1 поступили на полигонные испытания. Испытания обнаружили высокую загазованность боевого отделения. Одновременно, подобная ситуация складывалась и со 152-мм дивизионной самоходной гаубицей 2С3. В то же время для обеих самоходных артиллерийских установок были разработаны картузные варианты гаубиц. На базе 2А31 была создана 122-мм гаубица Д-16 с картузным заряжанием. Вместо клинового затвора, цепного досылателя и зарядов в гильзе в Д-16 применялся поршневой затвор, пневматический досылатель и картузные заряды. Но испытания показали, что недостатки у новой гаубицы Д-16 аналогичны, так как пламенность выстрелов осталась той же, при этом сохранилась та же кучность и дальность стрельбы. Помимо этого, было выявлено неудобство при работе с пеналами зарядов, а также конструктивные недостатки пневматического досылателя, в результате этого, скорострельность оставалась на уровне базового орудия. Последующее совершенствование конструкции Д-16 привело к созданию модернизированного образца под индексом Д-16М, который показал рост дальности стрельбы осколочно-фугасным снарядом до 18 км, благодаря увеличенной каморе и применению более мощных картузных зарядов.

В 1971 году 3 ЦНИИ в рамках НИР «Развитие» рассмотрел и провёл анализ результатов работ по картузным вариантам 122-мм и 152-мм гаубиц. Несмотря на полученные показатели, 3 ЦНИИ дал заключение о нецелесообразности ведения дальнейших изысканий по картузному варианту гаубицы 2А31. Главной причиной стало отсутствие на тот момент технического решения, позволявшего создать и ввести в эксплуатацию надёжные и безопасные заряды в жёстком картузе или сгорающей гильзе. Научно-технический задел по проведённым исследованиям было рекомендовано использовать при создании новых 122-мм осколочно-фугасных снарядов с улучшенной аэродинамической формой. Проблема же загазованности боевого отделения САУ 2С1 была решена другим способом, а именно, применением более мощного эжектора и гильз с улучшенной обтюрацией. В 1970 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 770-249 от 14 сентября, после доработок, самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика» была принята на вооружение Советской армии. В 1972 году прошла государственные испытания и была принята на вооружение парашютная платформа 4П134, обладавшая полётной массой с грузом до 20,5 т. На этой платформе при помощи пятикупольной парашютной системы ПС-9404-63Р планировалось осуществлять десантирование самоходных гаубиц 2С1. Система в составе платформы 4П134, парашютной системы ПС-9404-63Р и САУ 2С1 прошла полный цикл испытаний, но на вооружение ВДВ не поступила в связи с разработкой 122-мм самоходной гаубицы 2С2 «Фиалка».

Модификации

Сравнительная таблица ТТХ различных модификаций САУ 2С1

2С1 2С1М 2С1М1 2С34 RAK-120
Страна- разработчик СССР Польша Россия Россия Польша
1970 1971 2003 2008 опытная
Боевая масса, т. 15,7 15,7 15,7 16 16
Индекс орудия 2А31 2А31 2А31 2А80-1
Калибр орудия, мм 121,92 121,92 121,92 120 120
Длина ствола, клб. 35 35 35
Углы ВН, град -3...+70 -3...+70 -3...+70 -2...+80 +45...+85
Возимый боезапас, выстр. 40 40 40 40 60
Минимальная дальность стрельбы ОФС/ОФМ(миномётная мина), км 4,2/- 4,2/- 4,2/- 1,8/0,5 -/0,5
Максимальная дальность стрельбы ОФС/ОФМ, км 15,2/- 15,2/- 15,2/- 13/7,5 -/12
Максимальная дальность стрельбы АР(активно-реактивный снаряд) ОФС, км 21,9 21,9 21,9 17,5 -
Максимальная дальность стрельбы УАС (высокоточное оружие), км 13,5 13,5 13,5 12 10
- - - 7,62 -
Модель двигателя ЯМЗ-238 SW-680T ЯМЗ-238 ЯМЗ-238 SW-680T

Серийное производство

Серийное производство началось в 1971 году и закончилось в конце 1991 года, кроме СССР, САУ 2С1 выпускалась по лицензии в Польше с 1971 года и Болгарии с 1979 года. В процессе выпуска польский вариант «Гвоздики» модернизировался. Вариант 2С1М Gozdzik оснащался дизельным двигателем SW680T, новыми опорными катками и изменёнными гидродинамическими щитками для движения по воде. САУ 2С1 болгарского производства поступали на вооружение Советской армии и, кроме худшего качества изготовления, ничем не отличались от советского образца 2С1. Всего за годы производства было изготовлено более 10 000 единиц 2С1. После прекращения производства, в Польше и России были разработаны модернизированные варианты. В России разработана модернизированная версия 2С1М1 с установкой АСУНО 1В168-1, в Польше разработана версия 2C1T Gozdzik с установкой АСУНО TOPAZ. В 2003 году разработано, а с 2008 года поступило на вооружение Российской армии самоходное артиллерийское орудие 2С34 «Хоста», представляющее модернизацию САУ 2С1, гаубица 2А31 была заменена на орудие 2А80-1. Кроме того, на башенку командира установлен 7,62-мм пулемёт ПКТ. В 2008-2009 годах польским военно-промышленным комплексом создана опытная модернизация САУ 2С1 под обозначением Rak-120. Орудие 2А31 было заменено на 120-мм гладкоствольный миномёт, оборудованный автоматом заряжания. Возимый боекомплект увеличен с 40 выстрелов до 60, однако какие-либо данные о начале серийного производства этой модификации отсутствуют.

Кроме базовых модификаций, произведённых в СССР и Польше, существуют другие версии САУ «Гвоздика». В Румынии в 1980-х годах создан вариант САУ 2С1, получивший обозначение Model 89. От 2С1 он отличается базовым шасси. Вместо модифицированной базы МТ-ЛБ использовано шасси БМП MLI-84. В 1996 году Иранским военно-промышленным комплексом была изготовлена, а с 2002 года запущена в массовое производство 122-мм самоходная гаубица Raad-1 (араб. Гром-1). От 2С1 иранская САУ отличается базовым шасси, вместо МТ-ЛБ используется иранская БМП Boragh.

Конструкция

Броневой корпус и башня

Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» выполнена по ставшей классической для самоходной артиллерии башенной схеме. Корпус машины сварен из стальных броневых катанных листов, полностью герметичен и позволяет осуществлять преодоление водных преград вплавь. Корпус разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. В передней части корпуса по правому борту расположено моторно-трансмиссионное отделение. Слева от него находится место механика-водителя с органами управления шасси. В средней и кормовой частях корпуса располагается боевое отделение. На крыше корпуса на шариковый погон установлена сварная башня с вращающейся корзиной боевого отделения. В башне установлено орудие, а также места экипажа. По правому борту размещается сидение заряжающего, а также укладки под гильзы с зарядами, по левому борту в передней части башни установлено сидение наводчика и прицельные приспособления. За наводчиком размещено место командира САУ, оборудованное поворотной башенкой, установленной на крыше башни. В нише башни установлены две укладки с зарядами и снарядами для кумулятивных боеприпасов. В кормовой части корпуса установлены укладки под снаряды и заряды основного орудия. Подача в укладки может осуществляться с грунта через специальный кормовой люк. Бронирование САУ 2С1 обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту экипажа. Толщина листов корпуса и башни достигает местами 20 мм.

Вооружение

Основным вооружением САУ 2С1 является 122-мм гаубица 2А31. Орудие полностью унифицировано по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам со 122-мм буксируемой гаубицей Д-30. Ствол 2А31 состоит из трубы, казённика, эжектора и дульного тормоза. Длина трубы составляет 4270 мм. На внутренней части ствола на длине 3400 мм выполнено 36 нарезов с прогрессивной крутизной начиная от 3 град57 и заканчивая 7 град10. Длина зарядной каморы составляет 594 мм. Полная масса ствольной группы - 955 кг. Затвор орудия вертикально-клиновой, оснащён полуавтоматическим механизмом повторного взведения. На клине установлен лоток с удержником, который предотвращает выпадения снаряда из ствола на больших углах возвышения, а также облегчает ручное заряжание. При открытии затвора, удержник автоматически утапливается в клин и не препятствует экстракции гильзы. Полная масса затворной группы составляет 35,65 кг. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката веретённого типа заправленного жидкостью «Стеол-М» или «ПОЖ-70» и пневматического накатника, заправленного азотом или воздухом. Для стравливания давления при работе в различных температурных диапазонах, на тормозе отката установлен компенсатор пружинного типа. Цилиндры тормоза отката закреплены в казённике орудия. Максимальная длина отката составляет 600 мм. Труба орудия скреплена с люлькой, состоящей из двух обойм. В передней обойме находится кожух с закреплёнными цилиндрами противооткатных устройств. В средней части расположены крепления для бронемаски с цапфами. К задней части люльки смонтировано ограждение. На правой щеке для командира имеется механизм блокировки ручного спуска орудия, на левой - система рычагов с ручным спуском. Между щёками установлена откидная часть ограждения с электромеханическим механизмом досылания.

Средства наблюдения и связи

Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени, в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3Б с прожектором ОУ-3ГА2, а также два призменных перископических прибора наблюдения ТНПО-170А. Место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом 1ОП40 для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП5-37 для ведения огня по наблюдаемым целям. В правой части башни, перед люком заряжающего установлен вращающийся прибор наблюдения МК-4. Место механика водителя оборудовано двумя призменными приборами наблюдения ТНПО-170А с электрообогревом, а также прибором ночного видения ТВН-2Б для вождения в ночных условиях. Перед местом механика-водителя находится смотровое стекло с электрообогревом и защитной броневой крышкой.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123М. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи Р-124.

Двигатель и трансмиссия

В 2С1 установлен V-образный 8-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель ЯМЗ-238Н жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом мощностью 300 л.с..

Трансмиссия механическая, двухпоточная, с двумя планетарно-фрикционными механизмами поворота. Имеет шесть передних и одну заднюю передачу. Максимальная теоретическая скорость движения на шестой передней передаче составляет 61,5 км/ч. На задней передаче обеспечивается скорость движения до 6,3 км/ч.

Ходовая часть

Ходовая часть 2С1 представляет собой модифицированное шасси многоцелевого транспортёра-тягача МТ-ЛБ. Для того чтобы ходовая часть могла обеспечить заданные параметры, конструкция ходовой МТ-ЛБ подверглась существенной переработке. По сравнению с базовой машиной в ходовую часть введена дополнительная пара опорных катков. Таким образом, ходовая часть состоит из семи пар обрезиненных опорных катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней - ведущие. Гусеничная лента состоит из мелких звеньев с шарнирами, соединёнными пальцами. Ширина каждого трака 350 мм при шаге 111 мм. Подвеска Гвоздики - индивидуальная торсионная. На первом и седьмом опорных катках установлены двусторонние гидроамортизаторы.

Самоходные артиллерийские установки и боевые машины

2С8 «Астра» - опытный 120-мм самоходный миномёт. Проектировался для оснащения батальонов сухопутных войск Советской армии. Работы по этой машине были прекращены в связи с созданием нового нарезного полуавтоматического орудия 2А51. В июле 1977 года на межотраслевом совещании было подписано решение о закрытии работ по самоходному миномёту «Астра» и подготовке решения об открытии новой работы по созданию 120-мм самоходного артиллерийского орудия 2С17 «Нона-СВ».
-2С15 «Норов» - опытная 100-мм самоходная противотанковая пушка. Предназначалась для борьбы с танками противника. В результате затягивания и переноса сроков первые опытные образцы были готовы только к 1983 году. К моменту завершения испытаний на вооружении стран НАТО находили уже более совершенные танки, против которых 100-мм противотанковая пушка 2С15 была малоэффективна. Поэтому работы были закрыты, а САУ на вооружение принята не была.
-2С17 «Нона-СВ» - опытное 120-мм самоходное артиллерийское орудие. Проектировалось как замена самоходному миномёту 2С8. Однако в связи с началом работ по созданию более совершенного автоматизированного САО 2С31 работы по 2С17 были закрыты.
-9П139 «Град-1» - гусеничный вариант боевой машины полковой РСЗО «Град-1». Разработка проводилась в Государственном конструкторском бюро компрессорного машиностроения Министерства авиационной промышленности СССР под руководством главного конструктора А. И. Яскина. Машина была спроектирована в 1974 году. В 1976 году была принята на вооружение, а затем была создана небольшая серийная партия машин. Полномасштабное производство боевых машин 9П139 планировалось организовать в Болгарии, однако серийное производство освоено не было.

Инженерные и специализированные машины

УР-77 «Метеорит» - установка разминирования, проделывания ходов в противотанковых минных полях во время боя. Серийно производилась с 1978 года взамен УР-67.
-«Объект 29» - многоцелевое гусеничное лёгкое шасси, отличается от базового шасси 2С1 элементами электрооборудования и размещением ЗИП.
-2С1-Н - многоцелевой транспортёр-тягач, изготавливается на базе гусеничных шасси САУ 2С1, в процессе капитального ремонта. Предназначается для перевозки людей и грузов в закрытом салоне.

Иностранные

БМП-23 - болгарская боевая машина пехоты с установкой 23-мм пушки 2А14 и ПТРК 9К11 «Малютка» в двухместную башенку. Машина базируется на шасси МТ-ЛБ с использованием компонентов шасси САУ 2С1.
-LPG - (Lekkie Podwozie Gаsienicowe - Лёгкая гусеничная машина) машина управления огнём артиллерии. Эта гусеничная машина используется для управления САО «Krab» и «Rak», а также в качестве медицинской машины и машины поддержки.
-ХТЗ-26Н - снегоболотоход украинского производства на базе демилитаризованного шасси 2С1. Предназначен для монтажа специального оборудования и работы в условиях бездорожья.
-ТГМ-126-1 - транспортная гусеничная машина на шасси 2С1 украинского производства.

Боевое применение САУ Гвоздика

Боевое крещение самоходная гаубица 2С1 приняла во время войны в Афганистане. Тактика применения сводилась к выдвижению батарей 2С1 вслед за штурмовыми группами и уничтожению обнаруживаемых огневых точек противника огнём прямой наводкой. Подобная тактика существенно снижала потери советских войск. Во время сопровождения на сложных участках местности огневая поддержка осуществлялась специальным резервными батареями 2С1. Командование батареями 2С1 осуществляли командиры и артиллерийские взводы, обеспечивавшие усиление мотострелковых батальонов и рот. Одним из самых известных эпизодов применения для 2С1 стала операция по захвату районов Шингар и Хаки-Сафед. В 1986 году 2С1 использовались во время наступления на противника в провинции Кандагар. Взводы самоходных гаубиц осуществляли огневую поддержку батальонов. Всего в ходе наступления взвод САУ 2С1 уничтожил 7 целей противника. В целом по результатам первого боевого применения САУ 2С1 хорошо себя зарекомендовали.

Во время Первой чеченской кампании САУ 2С1 применялась федеральными войсками РФ, кроме того, известен факт захвата в период с 1992 по 1993 год чеченскими сепаратистами нескольких САУ «Гвоздика» с боекомплектом. Во время Второй чеченской кампании применялись федеральными войсками. Так, например, самоходные гаубицы 2С1 морской пехоты осенью 1999 года осуществили артиллерийскую поддержку 100-й дивизии особого назначения внутренних войск России.

«Гвоздики» использовались приднестровской гвардией в июне 1992 года во время Приднестровского конфликта. В 1990-х годах 2С1 применялась в югославских войнах различными сторонами конфликта. В 2014 году в ходе вооружённого конфликта на востоке Украины САУ 2С1 использовались как войсками Украины, так и ополченцами республик ДНР и ЛНР.

В начале ирано-иракской войны Ираку из СССР были поставлены САУ 2С1 и 2С3, которые составили основу иракских артиллерийских группировок. В 1991 году во время операции «Буря в пустыне» САУ 2С1 применялись иракскими войсками. В целом опыт применения Ираком артиллерии (в том числе самоходных гаубиц 2С1 и 2С3, а также РСЗО БМ-21) оценивался как негативный, что способствовало, в свою очередь, появлению мифа, что советская артиллерия неэффективна. Однако при оценке действий иракской артиллерии не принималось во внимание, что система управления войсками и оснащение артиллерийских группировок иракских сил не соответствовали советским стандартам того времени. В 2011 году в ходе гражданской войны в Ливии САУ 2С1 использовались правительственными войсками.

Оценка машины

Сравнительная таблица ТТХ 2С1 с артиллерийскими системами следующего поколения
2С1 2С18 2С31
Год принятия на вооружение 1970 опытная 2010
Боевая масса, т. 15,7 18,7 19,08
Экипаж, чел. 4 4 4
Калибр орудия, мм 121,92 152,4 120
Марка орудия 2А31 2А63 2А80
Тип орудия гаубица гаубица пушка-гаубица-миномёт
Углы ВН, град. -3...+70 -4...+70 -4...+80
Углы ГН, град. 360 360 360
Возимый боезапас, выстр. 40 70
Минимальная дальность стрельбы ОФС (осколочно-фугасный снаряд), км. 4,2 4,0 0,5
Максмиальная дальность стрельбы ОФС, км. 15,2 15,2 13,0
Масса ОФС, кг. 21,76 43,56 20,5
4-5 6-8 8-10
Калибр зенитного пулемёта, мм - 7,62 7,62
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 70 70
4,5 10 10
Запас хода по шоссе, км 500 600 600

В 1970-е годы Советским Союзом была предпринята попытка перевооружения Советской армии новыми образцами артиллерийского вооружения. Первым образцом стала самоходная гаубица 2С3, представленная общественности в 1973 году, за ней последовали: 2С1 в 1974 году, 2С4 в 1975 году, и в 1979 году были представлены 2С5 и 2С7. Благодаря новой технике Советский Союз существенно повысил живучесть и маневренность своих артиллерийских войск; кроме того, по оценкам западных специалистов, именно самоходные гаубицы 2С1 и 2С3 позволяли реализовать военную доктрину СССР по уничтожению средств доставки ядерного оружия ещё до того, как командование сил НАТО успеет принять решение о его использовании.

Сравнительная таблица ТТХ 2С1 с зарубежными аналогами
Франция АМХ-105В США М-108 Великобритания FV433 Китай Тип 85 Япония Тип 74
Начало серийного производства 1970 1960 1962 1964 1975
Боевая масса, т 15,7 17 20,97 16,56 16,5 16,3
Экипаж, чел. 4 5 5 4 6 4
Калибр орудия, мм 121,92 105 105 105 121,92 105
Длина ствола, клб 35 30 30 35
Углы ВН, град. -3...+70 -4...+70 -6...+75 -5...+70 -5...+70
Углы ГН, град. 360 360 360 360 45
Возимый боезапас, выстр. 40 37 86 40 40 30
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 15,2 15 11,5 17 15,3 11,27
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км 21,9 15 21,0 14,5
Максимальная дальность стрельбы УАС, км 13,5 - - - - -
Масса ОФС, кг 21,76 16 15 16,1 21,76 15
Боевая скорострельность, выстр/мин. 4-5 до 8 до 10 до 12 4-6
Калибр зенитного пулемёта, мм - 7,5/7,62 12,7 7,62 - 12,7
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 60 56 48 60 50
Максимальная скорость на плаву, км/ч 4,5 - 6,43 5 6 6
Запас хода по шоссе 500 350 350 390 500 300

К моменту начала серийного производства САУ 2С1 на вооружении стран НАТО уже находились 105-мм самоходные артиллерийские установки аналогичного класса. Французские AMX-105B на базе лёгкого танка AMX-13 представляли собой закрытые САУ с круговым обстрелом. Машины были оборудованы механизмом заряжания, благодаря чему обеспечивалась максимальная скорострельность до 8 выстрелов в минуту (против 4-5 у 2С1). Для стрельбы применялись 16-и килограммовые фугасные снаряды с начальной скоростью 670 м/с и максимальной дальностью стрельбы 15 км, однако эти САУ были изготовлены лишь небольшой серийной партией и широкого распространения не получили. Английские САУ FV433 изготавливались на базе универсального гусеничного шасси FV430. Аналогично 2С1, FV433 представляла собой легкобронированную самоходную гаубицу с круговым обстрелом. Для стрельбы используются 105-мм осколочно-фугасные снаряды L31 массой 16,1 кг и максимальной дальностью стрельбы в 17 км (против 15,2 км у 2С1). Помимо осколочно-фугасных, могут также применяться шрапнельные снаряды L42 массой 10,49 кг, осветительные L43, а также дымовые снаряды L37, L38 и L41. Заряжание САУ раздельное полуавтоматическое - снаряд досылается в канал ствола механизмом заряжания, заряд вкладывается заряжающим. Скорострельность САУ FV433 может достигать 12 выстрелов в минуту (против 4-5 у 2С1). По подвижности и запасу хода на марше английская САУ уступает «Гвоздике», обеспечивая максимальную скорость по шоссе 48 км/ч и запас хода 390 км. К моменту принятия на вооружение 2С1 серийное производство FV433 было уже закончено.

В Китае предпринимались попытки создания аналога 2С1, под обозначением Тип 85 (иногда фигурирует под обозначением Тип 54-II). Самоходная гаубица представляла собой шасси бронетранспортёра Тип 85, на которое устанавливается верхний станок гаубицы Д-30, при этом углы наведения ограничены от -22,5 до +22,5 градусов по горизонту. В 1990-е Тип 85 был заменён на закрытую САУ Тип 89, выполненную по типу 2С1. В 1975 году в Японии было начато производство 105-мм САУ Тип 74, однако выпуск был непродолжительным и составил всего 20 единиц, после чего по аналогии с США было решено сконцентрироваться на изготовлении 155-мм артиллерии.

На Ближнем Востоке египетские и сирийские войска для восполнения пробела в самоходной артиллерии использовали шасси устаревших танков Т-34, на которые устанавливалась гаубица Д-30. Эрзац-САУ получила наименование Т-34/122. По сравнению с 2С1, Т-34/122 была в два раза тяжелее и не могла преодолевать водные препятствия вплавь, угол горизонтального наведения был ограничен 12 градусами, однако при этом возимый боезапас составлял 100 выстрелов. С началом поставок 2С1 в Сирию из СССР, САУ Т-34/122 были вытеснены сначала из элитных подразделений, а потом и вовсе были отправлены на хранение.

Назначение и внешний вид 2С1 напоминают её аналог - самоходную гаубицу M108. На момент принятия на вооружение в 1970 году 2С1 превосходила M108 по основным параметрам: дальности стрельбы ОФС (15,2 км против 11,5), запасу хода (500 км против 350), скорости движения (60 км/ч против 56), была легче на 5270 кг, но при этом максимальная скорострельность гаубицы 2А31 составляла 4-5 выстрелов в минуту против 10 у M103. Однако производство M108 к моменту принятия на вооружение САУ 2С1 уже было закончено, так как Министерство обороны США сочло возможности по дальнейшей модернизации 105-мм гаубиц ограниченными, а саму машину неоправданно дорогостоящей, и предпочло сосредоточиться на изготовлении 155-мм самоходной гаубицы M109. Осколочно-фугасное действие у цели 122-мм снарядов приблизительно равнялось 105-мм снарядам. Приведённая площадь поражения открыто расположенной живой силы в положении лёжа у 122-мм снаряда 53-ОФ-462 составляла 310 кв.м. против 285 кв.м. у фугасного 105-мм снаряда M1. В начале 1970-х годов на вооружение 122-мм гаубиц 2С1, Д-30 и М-30 поступили новые боеприпасы 3ОФ24. Вместо тротила в качестве взрывчатого вещества был использован состав A-IX-2, благодаря чему эффективность снарядов 3ОФ24 по сравнению с 53-ОФ-462 была увеличена в 1,2-1,7 раза. С 1982 года на вооружение 122-мм гаубичных систем поступил снаряд 3ОФ56 и 3ОФ56-1 повышенного могущества.

Из положительных качеств, западными специалистами отмечается высокая маневренность и сравнительно небольшая масса САУ, позволяющая осуществлять применение 2С1 совместно с плавающими БМП и БТР. Кроме того, в отличие от самоходных гаубиц США, на 2С1 имеется прицел прямой наводки, а в боекомплект входят кумулятивные боеприпасы для борьбы с бронетехникой противника. Из недостатков отмечалось слабое бронирование корпуса, которое позволяет защищать экипаж только от лёгкого стрелкового оружия и осколков снарядов, отсутствие зенитного пулемёта на командирской башенке, ограниченный правый сектор обзора у механика водителя, а также раздельно-гильзовое заряжание, ограничивающее автоматизацию процессов заряжания.

После перехода полевой артиллерии стран НАТО на единый калибр 155 мм советские мотострелковые полки стали существенно проигрывать по огневому могуществу соответствующим западным соединениям, поэтому для замены полковых 122-мм гаубиц Д-30 и 2С1 была начата разработка новых 152-мм гаубиц 2А61 и 2С18. Однако серийное производство новых образцов полковой артиллерии так и не было начато. Вместо этого были развёрнуты работы по созданию 120-мм универсального самоходного артиллерийского орудия 2С31. Несмотря на то, что САУ 2С1 к 1990-м годам устарела, ряд государств продолжил её использование. В России и Польше разработана программа модернизации устаревших САУ 2С1 с переводом их на калибр 120 мм.

Операторы

Современные

Азербайджан - 46 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Алжир - 140 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 145 единиц
-Ангола - некоторое количество, по состоянию на 2014 год
-Армения - 10 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Белоруссия - 198 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 239 единиц
-Болгария - 48 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 686 единиц
-Вьетнам - количество и статус неизвестны
-Демократическая Республика Конго - 6 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Йемен - 25 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Казахстан - 120 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Киргизия - 18 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Республика Конго - 3 единицы 2С1, по состоянию на 2014 год
-Куба - 40 единиц 2С1 и 2С3, по состоянию на 2014 год
-Польша - 290 единицы 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 533 единицы 2С1
-Россия:
-Сухопутные войска России - 2200 единиц 2С1, из них 1800 на хранении, по состоянию на 2014 год
-Морская пехота России - 95 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Пограничные войска России - 90 единиц 2С1, 2С9 и 2С12, по состоянию на 2014 год
-Румыния - 6 единиц 2С1 и 18 единиц Model 89, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 48 единиц 2С1
-Сербия - 67 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 75 единиц 2С1
-Сирия - 400 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Судан - 51 единица 2С1, по состоянию на 2014 год
-США - 19 единиц 2С1 поставлены в период с 1992 по 2010 год, точное назначение поставок неизвестно, официально поставлялись для обучения; возможно, с целью изучения конструктивных решений
-Туркмения - 40 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Узбекистан - 18 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Украина:
-Сухопутные войска Украины - 300 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Морская пехота Украины - 12 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Уругвай - 6 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Финляндия - 36 единиц 2С1 (используются под обозначением PsH 74), по состоянию на 2014 год
-Хорватия - 8 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 30 единиц 2С1
-Чад - 10 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Эритрея - 32 единицы 2С1, по состоянию на 2014 год
-Эфиопия - некоторое количество, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 82 единицы 2С1
-Южная Осетия - 42 единицы 2С1 и 2С3, по состоянию на 2008 год
-Южный Судан - 12 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год.

Бывшие

Афганистан - всего поставлено 15 единиц 2С1
-Босния и Герцеговина - 24 единицы 2С1, по состоянию на 2013 год
-Венгрия - более 153 единиц 2С1 на хранении, по состоянию на 2010 год
-ГДР - 374 единицы 2С1 поставлено из СССР в период с 1979 по 1989 год
-Грузия - 20 единиц 2С1, по состоянию на 2008 год
-Египет - всего поставлено 76 единиц 2С1
-Зимбабве - всего поставлено 12 единиц 2С1
-Ирак - 50 единиц 2С1 поставлено из СССР в период с 1979 по 1980 год, ещё 100 единиц 2С1 поставлено в период с 1987 по 1989 год. С 2006 года сняты с вооружения
-Ливия - некоторое количество 2С1, по состоянию на 2013 год, всего поставлено 162 единицы 2С1
-Словакия - 1 САУ 2С1 на вооружении и 45 единиц на хранении, по состоянию на 2010 год, всего поставлена 51 единица 2С1
-Словения - всего поставлено 8 единиц 2С1
-Того - всего поставлено 6 единиц 2С1
-ФРГ - 372 единицы 2С1 получены после объединения с ГДР. Из них: 228 единиц продано в Швецию на запчасти для МТ-ЛБу, 72 единицы 2С1 проданы в Финляндию, 50 единиц использовано в качестве мишеней на полигонах, 11 единиц продано в США, остальные, возможно, на хранении или подверглись демилитаризации
-Чехия - всего поставлено 49 единиц 2С1
-Чехословакия - 150 единиц 2С1 поставлено из СССР или ПНР в период с 1980 по 1987 год
-Югославия - 100 единиц 2С1 поставлено из СССР в период с 1982 по 1983 год, перешли к образовавшимся после распада государствам
-НДР Йемен - 50 единиц 2С1 поставлено из СССР в 1989 году