Ввс и пво кубы. Авиация в локальных конфликтах

Участие в Операция в заливе Свиней
Эфиопо-сомалийская война
Гражданская война в Анголе

История

Начало кубинской военной авиации было положено в марте 1915 года , когда в составе армии был создан авиационный корпус (FAEC) .

В 1917 году первая группа кубинских лётчиков была отправлена в США для обучения в авиацентре "Kelly Field" (Сан-Антонио, США), недалеко от Гаваны - началось строительство аэродрома, а из США были получены первые самолёты - четыре учебно-тренировочных Curtiss-JN-4D .

В 1923 году для ВВС в США были куплены первые боевые самолёты: четыре разведчика Vought UO-2 и шесть разведчиков-бомбардировщиков DH.4B .

В 1924 году общая численность военно-воздушных сил Кубы составляла 18 офицеров и 98 нижних чинов .

В 1926 году большая часть аэропланов была уничтожена тропическим ураганом .

В результате реформы военно-воздушных сил 1933-1934 гг., в 1934 году была создана "авиация военно-морских сил" (Fuerza Aérea Naval , FAN)

В целом, в 1920-е-1930-е годы ВВС состояли из небольшого количества боевых, учебно-тренировочных и транспортных самолётов американского производства.

После начала Второй Мировой войны началось увеличение военных расходов на авиацию, в 1941 году была создана Национальная авиационная академия

В 1941-1945 годы военно-воздушные силы Кубы были усилены дополнительными поставками авиатехники из США (всего в 1942-1945 гг. по программе ленд-лиза было получено 45 самолётов) .

В 1947 году военно-воздушные силы Кубы насчитывали 750 человек и 55 самолётов .

В период после подписания в 1947 году в Рио-де Жанейро Межамериканского договора о взаимной помощи , военно-воздушные силы Кубы получали американскую авиатехнику, боеприпасы, вооружение и запасные части в соответствии с договором о военном сотрудничестве.

В 1952 году при заходе на посадку на аэродром в военном городке Колумбия разбился и сгорел истребитель F-47 (погиб пилот Перес Пилото) .

В конце 1952 года на Кубе была открыта постоянная военная миссия ВВС США, в начале 1953 года по программе военной помощи для обучения на пилотов реактивных истребителей в США были направлены 12 кубинских пилотов (их обучение было завершено 31 августа 1954 года) .

В 1954 году при заходе на посадку на аэродром в военном городке Колумбия в условиях шквального ветра разбился и сгорел истребитель F-47 (пилот Альварес Кортина был госпитализирован в тяжёлом состоянии) .

В 1955 году военно-воздушные силы Кубы насчитывали 2000 человек личного состава. В этом же году на вооружение поступили первые реактивные самолёты - четыре T-33A (всего по программе военной помощи из США было получено восемь Т-33) .

В 1955 году морская авиация была включена в состав ВВС .

Также, в течение 1955 года были потеряны ещё два истребителя: при взлёте с аэродрома Колумбия разбился и сгорел F-47 (пилот Альваро Прендес не пострадал) , несколько позднее во время военного парада задымился и упал в море ещё один F-47 (пилот лейтенант Сингаго погиб) .

В апреле 1957 года в Великобритании для ВВС были закуплены первые вертолёты - два "Westland Whirlwind "

По состоянию на октябрь 1958 года, на вооружении армии Кубы имелась следующая военная техника :

  • самолёты: 8 реактивных учебно-тренировочных самолётов T-33 ; 15 бомбардировщиков B-26 ; 15 истребителей F-47D "тандерболт" ; два самолёта De Havilland L-20 "Beaver" ; 8 шт. T-6 "тексан" ; 8 самолётов AT-6C "Harvard"; 10 транспортных самолётов C-47 ; один Douglas C-53 ; 5 шт. лёгких "пайпер" PA-18 ; 5 шт. Piper PA-20 "Pacer"; 4 шт. Piper PA-22 "Tri-Pacer" и один Piper PA-23 "Apache".
  • вертолёты: шесть вертолётов различных типов.

Хотя основу авиапарка военно-воздушных сил Ф. Батисты составляли самолёты американского производства, ещё 17 поршневых истребителей "Hawker Sea Fury " были получены в ноябре 1958 года из Великобритании (из них, по состоянию на 1 января 1959 года, 15 оставались в строю и перешли в состав революционных ВВС правительства Ф. Кастро) .

  • в ходе боевых действий ВВС Кубы потеряли несколько самолётов.

В мае 1961 года из СССР были получены 24 "бывших в эксплуатации" истребителей МиГ-15бис , позднее были получены разведчики МиГ-15Рбис и учебно-тренировочные МиГ-15УТИ .

24 июня 1961 года кубинский пилот Хирон Энрике Каррерас выполнил первый самостоятельный полёт на реактивном истребителе МиГ-15бис .

В ноябре 1961 года были получены восемь МиГ-19 (однако уже в 1966 году все они были сняты с вооружения) .

В марте 1962 года в составе кубинских ВВС была сформирована первая истребительная авиаэскадрилья на МиГ-15бис, в мае 1962 года - вторая авиаэскадрилья на МиГ-15бис .

В июле 1962 года на Кубу прибыли 40 истребителей МиГ-21 -Ф-13 из состава 32-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС СССР (которые были переданы кубинской стороне в апреле 1963 года).

В 1964 году началась замена МиГ-15бис на истребители МиГ-17 и МиГ-17Ф советского и чехословацкого производства (которые оставались на вооружении до 1980-х годов) .

В сентябре 1978 года на Кубу начали поступать МиГ-23 . Всего в 1978-1981 годах получено 40 МиГ-23БН, 12 МиГ-23МФ, 54 МиГ-23МЛ и 4 МиГ-23УБ.

Организационная структура

В задачи DAAFAR входит защита воздушного пространства Кубы, обеспечение тактической и транспортной поддержки Революционной армии и флота, и при необходимости, выполнение задач обслуживания народного хозяйства. В состав ВВС и ПВО входят 2 смешанных истребительно-бомбардировочных соединения, одно транспортное и одно транспортное для обслуживания руководства. По состоянию на 2008 год воздушное пространство Кубы разделено на два округа: западный и восточный, соответствующие штабы расположены в городах Сан-Антонио-де-лос-Баньос (San Antonio de los Baños) и Ольгин (Holguin).
Западный округ прикрывается 2-й бригадой ВВС и ПВО в состав которой входит 1779-е соединение, располагающее смешанной истребительной авиаэскадрильей из 3 оставшихся в строю МиГ-29 и до 10 МиГ-23МЛ. Для решения вспомогательных задач ПВО, например для перехвата медленных низколетящих целей привлекаются три-четыре L-39C, в обычной обстановке они используются в качестве учебно-тренировочных. Для обеспечения базовой подготовки пилотов используются учебно-тренировочные Zlin Z-142.
Восточный округ прикрывается бригадой Cuartel Moncada Guard Brigade. В её состав также входит 1779-е соединение в Ольгине. Задачи ПВО в округе решают несколько истребителей МиГ-21. В округе размещено 3405-е особое транспортное соединение, в задачи которого входит обслуживание руководства государства и 3688-е транспортное соединение, самолёты и вертолёты обоих действуют из Плайа Баракоа (Playa Baracoa) .

Пункты базирования

Кубинскими силами ВВС и ПВО используются следующие авиабазы (по состоянию на 2006 год):

Holguin / Base Area Holguin / Frank Pais AP (ICAO code: MUHG)

ВПП: Rwy 05/23, Размер ВПП: 3238 м (10624 ft) x 45 м (148 ft), Возвышение: 110 м (361 ft).

La Habana / Base Area Playa Baracoa (ICAO code: MUPB)

ВПП: Rwy 02/20, Размер ВПП: 2305 м (7563 ft) x 45 м (148 ft), Возвышение: 31 м (102 ft)

Zona Area Oeste: 2 Brigada «Playa Girón»

Подразделение Тип летательных аппаратов База
Unidad Militar 1779 San Antonio de los Baños
Escuadrón de Caza МиГ-29 San Antonio de los Baños
Escuadrón de Caza МиГ-23МЛ San Antonio de los Baños
Escuadrón de Instrucción МиГ-21, L-39C, Z-142 San Antonio de los Baños
Escuadrón de Helicópteros Ми-17, Ми-24Д San Antonio de los Baños
3405.Regimiento Ejecutivo Playa Baracoa
Escuadrón de Ejecutivo Ан-24, Як-40, Ми-8П, Ил-62/96 Playa Baracoa

Zona Area Oriente: 3 Brigada «Cuartel Moncada»

К 1990-м годам кубинские ВВС оценивались как лучшие в Латинской Америке, как по оснащению, так и по уровню подготовки. После прекращения активного военного сотрудничества с СССР и Россией в 1990-х годах кубинская авиация испытывает значительные трудности. По западным данным, боеготовными являются лишь две истребительные эскадрильи , в полётопригодном состоянии на 2003-2004 годы находились около 20 боевых самолётов, а ежегодный налёт у лётчиков в этот же период не превышал 50 часов .

По данным International Institute for Strategic Studies, по состоянию на 2007 год, численность личного состава DAAFAR оценивается в 8 тыс. чел. В пригодном к полётам состоянии находится 31 боевой самолёт, 12 транспортных самолётов, некоторое количество вертолётов и учебно-тренировочных самолётов, кроме того, указывается, что ещё 179 ЛА находилось на хранении.

Техника и вооружение

По данным британского сайта aeroflight.co.uk состояние авиапарка кубинских ВВС в 2006 году выглядело следующим образом:

Тип Изображение Производство Количество Примечания
Самолёты
Боевые самолёты
МиГ-29 СССР СССР 4
МиГ-23 СССР СССР 24
МиГ-21 СССР СССР 8
Транспортные самолёты
Ан-24 СССР СССР 4
Ан-26 СССР СССР 3
Учебные самолёты
L-39 ЧССР 7
Zlin Z-326 ЧССР 20
Вертолёты
Ми-8 СССР СССР 6
Ми-17 СССР СССР
Россия

15 октября все части ПВО (144 ПУ ЗРК С-75) приступили к несению боевого дежурства по охране воздушных рубежей Республики Куба. По меморандуму командующему ГСВК от 8 сентября 1962 г. 10-я дивизия ПВО была переименована в 27-ю (восточная часть Кубы), 11-я – в 12-ю дивизию ПВО (западная часть Кубы); 32-й гиап получил новое наименование – 213-й истребительный авиационный полк.
Полки фронтовых крылатых ракет преобразованы в отдельные авиационные инженерные полки (оаип): 231-й – западный регион Кубы и 222-й – восточный регион.
Был также рассмотрен вопрос о включении в состав Группы дополнительных авиационных средств. Предполагалось перебросить на остров Свободы еще одну бомбардировочную эскадрилью (10–12 самолетов Ил-28) и ОПРТБ.
Первоначально американская сторона не догадывалась о масштабах советской военной помощи своим кубинским коллегам. Но все тайное рано или поздно становится явным. Поднявшийся в ночь с 13 на 14 октября с авиабазы Эдвардс (Калифорния, США) самолет-разведчик Lockheed U-2Е 4080-го стратегического разведывательного крыла (СРК) Стратегического авиационного командования (САК) ВВС США, пилотируемый майором Р.Хейзером, впервые получил достоверную информацию о наличии на Кубе советских ракет средней дальности с ядерными зарядами.
После обработки и анализа информации утром 16 октября Центральное разведывательное управление США представило результаты аэрофотосъемки президенту США Дж. Ф.Кеннеди. Он потребовал проведения более тщательной воздушной разведки территории Кубы. Всего с 14 октября по 16 декабря 1962 г. экипажи 4028-го СРК САК совершили над островом Свободы 102 разведывательных полета.
Однако советский лидер Н.С.Хрущев вплоть до 26 октября продолжал убеждать американского президента об отсутствии ядерных ракет на острове Свободы. Джон Ф.Кеннеди не поверил официальной Москве и под давлением Пентагона отдал распоряжение к окончательной подготовке военного вторжения на остров. 22 октября президент США объявил блокаду Кубы (директива № 3504), американские вооруженные силы перешли из боевой готовности № 5 в боевую готовность № 3, что обеспечивало возможность немедленно начать боевые действия. Крупные соединения ВМФ взяли остров Кубу в кольцо. Ракетные базы ВС США были приведены в готовность, в воздух поднялось до 25 % стратегических бомбардировщиков Б-52 с ядерными бомбами на борту, на Кубу было запланировано 2 000 самолето-вылетов.
На следующий день впервые в состояние высшей степени боевой готовности № 3 переведены космические силы на мысе Канаверал, а также многочисленные станции слежения на территории США.
Одновременно был отдан приказ о ведении интенсивной круглосуточной разведки территории Кубы. Самолеты Lockheed U-2 4028-го СРК барражировали над островом так низко, что были видны силуэты летчиков в кабинах. Вплотную к границе территориальных вод Кубы приблизились американские сторожевые корабли и корабли радиотехнической разведки. Все говорило о скором начале боевых действий. После выступления американского президента по телевидению Ф.Кастро, как главнокомандующий РВС Кубы, отдал приказ о приведении войск в полную боевую готовность. Позже была объявлена всеобщая боевая тревога и всеобщая мобилизация. Дивизии, укомплектованные по штатам военного времени, занимали заранее подготовленные оборонительные позиции на побережье. В короткие сроки были развернуты 54 кубинские пехотные дивизии, 6 дивизионов реактивной артиллерии, 118 зенитных батарей, к готовности к действию приведены 20 кораблей и 47 боевых самолетов. Общая численность вооруженных сил Кубы доведена до 270 тыс. человек. Территория острова Свободы на случай боевых действий была разделена на три зоны: западную, центральную и восточную (со своим военным командованием). Для усиления обороны советских ракетных позиций из резерва РВС Кубы дополнительно выделено 50 зенитных артиллерийских батарей.
26 октября на совещании у начальника кубинского генерального штаба Ф.Кастро дал оценку сложившейся обстановки и особенно беспрерывным полетам американских самолетов над кубинской территорией, признав за ней право на ответный огонь.
Вечером того же дня командующий ГСВК генерал армии И.А. Плиев провел расширенное заседание военного совета (с участием кубинской стороны), на котором отдал приказ привести все воинские части и соединения Группы в полную боевую готовность.
Удар авиации США по кубинским и советским объектам ожидался в ночь с 26 на 27 октября или с рассветом 27-го. Фидель Кастро в этой связи потребовал сбивать американские самолеты огнем зенитной артиллерии. В свою очередь генерал И.А. Плиев решил задействовать при отражении воздушных налетов «все имеющиеся [в составе ГВСК] средства ПВО». В зенитные части ушла шифротелеграмма, в которой разрешалось применять оружие «в случае явного нападения». Вечером 26 октября (21.00) части ПВО были приведены в готовность к ведению огня, включены все радиотехнические средства. О принятых мерах командующий ГСВК немедленно доложил в Москву: «Мною приняты меры к рассредоточению техники в границах ОПР [огневая позиция ракет] и усилению маскировки. Принято решение в случае ударов по нашим объектам со стороны американской авиации применить все имеющиеся средства ПВО».
Тем временем, вблизи воздушного пространства Кубы американские летчики имитировали массированные налеты с бомбометанием военных и гражданских объектов на острове.
Однако мощное излучение радиолокационного поля включенных советских РЛС оказалось неожиданностью для вероятного противника и привело к прекращению полетов возле берегов Кубы самолетов ВВС США. Было решено произвести дополнительную воздушную разведку боевых порядков советско-кубинской системы ПВО, с привлечением, в том числе, высотных самолетов-разведчиков Lockheed U-2.
27 октября средствами ПВО зафиксировано 8 нарушений воздушного пространства Кубы американскими самолетами. Кубинские зенитчики сбили один истребитель F-104, летевший на малой высоте. В тот же день в 18 ч 20 мин. (по московскому времени) 4-й дивизион майора И.М. Герченова (район г. Банес) 507-го зрп произвел пуск двух ракет Д-13 (ЗРК С-75 «Десна), сбивших на высоте 21 тыс. м U-2 (№ 56-6676).
Пилотировавший его летчик майор Рудольф Андерсон-младший погиб (поражен шрапнелью от взорвавшейся вблизи кабины самолета боевой части ракеты), его тело было позднее передано американской стороне.
Факт уничтожения американского самолета-разведчика руководство РВС Кубы сразу взяло на себя. Только 1 марта 1988 г. в своем интервью американской телекомпании Ф.Кастро признал, что U-2 был сбит советскими ракетчиками.
Команду на уничтожение американского самолета получили командир ракетно-технической базы (РТБ) капитан В.Ф. Горчаков и командир стартовой батареи капитан В.Ореховский. С полученной задачей советские офицеры и их подчиненные справились весьма успешно.
Через несколько часов два самолета фоторазведки ВМС США RF-8А «Крусейдер» подверглись зенитному артиллерийскому обстрелу во время облета Кубы на малой высоте. Один из них получил повреждения, однако звено благополучно вернулось на свою базу.
Помимо зенитных средств, для прекращения полетов американской авиации в воздушном пространстве острова Свободы принимала участие советская истребительная авиация. В октябре 1962 г. парой самолетов МиГ-21 (вследствие запрета на открытие огня по одиночным самолетам) была предпринята попытка перехвата истребителя F-104С «Старфайтер» (479-е крыло тактических истребителей ВВС США). Несмотря на то, что посадить самолет-нарушитель не удалось, советские боевые машины показали свое преимущество в маневренности и технических возможностях.
С целью исключить нагнетание и без того сложной обстановки командование ГСВК ввело полный запрет на боевые столкновения в воздухе для нашей авиации (за исключением отражения начала массированных воздушных налетов на объекты Кубы). Именно это обстоятельство не позволило экипажам наших «МиГов» из состава 2-й аэ 213-й иап атаковать два американских самолета F-101 Voodoo в воздушном пространстве острова в конце октября 1962 г.
Тем не менее, столкнувшись с новыми советскими истребителями, американские летчики не рискнули больше появляться в районе базирования 213-го авиаполка. Несмотря на отсутствие боевых действий в воздухе, американские воздушные силы несли потери. По данным ВВС США в период с 27 сентября по 11 ноября 1962 г. в ходе авиационных катастроф погибло 11 экипажей самолетов РБ-47 (55-е СРК), кроме того, 23 октября при доставке боеприпасов на военно-морскую базу Гуантанамо разбился Боинг С-135В. По невыясненным причинам в районе Кубы до 16 декабря 1962 г. было потеряно еще два Lockheed U-2.
Тем временем командующий ГСВК потребовал ускорить сбор данных по факту уничтожения американского самолета-разведчика (27 октября) и подготовить шифрограмму Министру обороны СССР. На основе ее Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский 28 октября представил официальный доклад Н.С.Хрущеву, где указывалось о правомочности действий советских ракетчиков.
В то же время на высшем государственном уровне предпринимались практические шаги по нормализации разгоравшегося конфликта между СССР и США, исход которого на тот момент никто не мог предсказать. В частности, советская сторона предложила сесть за стол переговоров и прекратить какие-либо провокации с использованием военной силы.
Последовавшие затем советско-американские переговоры привели к снижению уровня опасности ядерной катастрофы. США взяли на себя обязательства не нападать на Кубу взамен на демонтаж и вывод с острова советских стратегических сил.
На последующих этапах переговоров американская сторона неоднократно указывала на угрозы со стороны руководства РВС Кубы вести огонь по американским самолетам, нарушавшим воздушное пространство острова Свободы. В этой связи администрация США заморозила все разведывательные полеты своей авиации в радиусе, досягаемой для кубинской артиллерии. Исключением являлись высотные разведчики U-2, задействованные для контроля выполнения договоренности между СССР и США о вывозе советского «наступательного оружия» с острова Свободы, включая минно-торпедный авиаполк ВМФ (33 самолета Ил-28) и отдельную эскадрилью ВВС (6 самолетов Ил-28).
В соответствии с директивой Министра обороны СССР № 76665 от 28 октября 1962 г. был начат демонтаж стартовых позиций ракет РВСН и отправка большей части подразделений ГВСК в Советский Союз. Со 2 по 11 ноября все ракеты, а с 4 по 6 декабря и бомбардировщики Ил-28, были вывезены с Кубы.
Предусматривалось в течение 3–10 ближайших месяцев передать РВС Кубы оставшееся на острове советское вооружение, военную и специальную технику, в том числе: самолеты МиГ-21, МиГ-15УТИ, Як-12 и Ан-12; вертолеты Ми-4.
Наши летчики-истребители продолжали нести боевое дежурство по охране воздушного пространства Кубы. В каждой из трех эскадрилий 213-го авиаполка на неделю выделялось по 4 дежурных самолета с подвесным топливным баком емкостью 500 л в готовности № 1 в положении «дежурство на аэродроме» в светлое время суток.
Оставшиеся на острове Свободы советские военные специалисты (CВC) приняли активное участие в дальнейшем совершенствовании системы противовоздушной обороны Кубы и подготовки кадров для ВВС и ПВО РВС Республики.
В г. Сан-Хулиане был создан учебный центр, в котором готовился командный и инженерный состав противовоздушной обороны. На базе советских зенитных ракетных дивизионов – сформированы учебные подразделения со сроком обучения 10 месяцев (в 3 этапа).
Переобучение кубинских летчиков на истребители МиГ-21Ф-13 проходило на базе 213-го иап и 425-го обато в течение 4 месяцев. 18 февраля 1963 г. авиаполк получил приказ сосредоточиться в полном составе на аэродроме Сан-Антонио (пригород Гаваны). Эскадрильи, закончив перебазирование в сжатые сроки, продолжили полеты по плану боевой подготовки.
Всего в течение апреля 1963 г. были переучены на МиГ-21Ф-13 двадцать два кубинских летчика из первой группы и восемь – из второй. 12 апреля первый кубинский летчик самостоятельно вылетел на МиГ-21Ф-13. Все кубинские летчики отрабатывали технику пилотирования, групповую слетанность парой, перехваты на средних, больших высотах и в стратосфере, стрельбы по наземным целям из пушек и ракетами.
К концу мая переучивание кубинцев, которое прошло без летных происшествий и предпосылок к ним, в целом завершилось. В результате выполнения программы было подготовлено к боевым действиям днем в простых метеорологических условиях (ПМУ) на всех высотах до потолка самолета, одиночно – 29 летчиков, парой – 26 летчиков.
Специалисты РТВ проходили обучение 5 месяцев в 50-м радиотехническом батальоне в два потока. Специалисты связи обучались в учебном центре по 3-месячной программе.
20 августа 1963 г. на аэродроме Сан-Антонио состоялась торжественная передача авиационной и боевой техники ПВО кубинской стороне при личном участии министра РВС Кубы Рауля Кастро Рус и командующего ВВС Республики Рауля Курбело Моралеса.
В середине сентября советские летчики покинули Кубу и вернулись в Советский Союз. Представителям других родов войск ПВО пришлось немного задержаться.
С активизацией осенью 1963 г. деятельности кубинской оппозиции при поддержке со стороны США на остров Свободы воздушным и морским путем увеличилось количество переброски диверсионных отрядов, оружия и боеприпасов. При попытке проникнуть в воздушное пространство Кубы имели место случаи уничтожения самолетов-нарушителей средствами ПВО. Такая участь с высокой степенью вероятности постигла самолет Beechcraft-55, вылетевший в сторону острова Свобода с аэродрома Форт Лодердейл (Fort Lauderdale, США) 24 сентября 1963 г. с военным грузом на борту.
В сложившейся обстановке руководство РВС Кубы приняло решение провести перегруппировку сил и средств противовоздушной обороны. В ряде провинций были развернуты новые стартовые позиции зенитных ракетных дивизионов. 16 сентября на командном пункте ВВС Республики проведено показательное занятие с участием СВС по вопросам организации боевого управления в угрожаемый период времени. В октябре было завершено строительство командного пункта Западной бригады ПВО в районе г. Бехукаль (провинция Гавана). Одновременно продолжался учебный процесс по подготовке местных кадров ПВО, завершившийся к маю 1964 г. С передачей вооружения, военной и специальной техники начался вывод оставшихся наших военных специалистов в Советский Союз.
В период 1962–1964 гг. усилиями советской стороны было подготовлено 4 580 специалистов ВВС и ПВО РВС Кубы. Вновь сформированы и развернуты органы управления Центральной и Западной бригад противовоздушной обороны, в том числе: 17 зенитных ракетных и 4 технических дивизиона, 2 технических батареи; 1 центральная лаборатория и 2 мастерских по ремонту артиллерийского вооружения; 2 радиотехнических батальона и 7 радиолокационных рот. В составе республиканских ВВС завершено формирование истребительной авиационной эскадрильи и отдельного батальона авиационно-технического обеспечения.
К концу года вся материальная часть советских соединений ПВО была полностью передана кубинской стороне и стала основой системы противовоздушной обороны молодого социалистического государства.

История

Начало кубинской военной авиации было положено в марте 1915 года, когда в составе армии появился авиационный корпус. Долгое время Куба оставалась союзником США и получала американскую авиатехнику. В результате победы революции Куба примкнула к социалистическому лагерю и начала перевооружать свои военно-воздушные силы при помощи СССР. В апреле 1961 года кубинские лётчики сбили несколько самолётов противника во время боёв в заливе Свиней. В 1970-1980-е годы ВВС Кубы участвовали в боевых действиях в Эфиопии и Анголе.

Организационная структура

В задачи DAAFAR входит защита воздушного пространства Кубы, обеспечение тактической и транспортной поддержки Революционной армии и флота, и при необходимости, выполнение задач обслуживания народного хозяйства. В состав ВВС и ПВО входят 2 смешанных истребительно-бомбардировочных соединения, одно транспортное и одно транспортное для обслуживания руководства. По состоянию на 2008 год воздушное пространство Кубы разделено на два округа: западный и восточный, соответствующие штабы расположены в городах Сан-Антонио-де-лос-Банос и Холгуин.
Западный округ прикрывается 2-й бригадой ВВС и ПВО в состав которой входит 1779-е соединение, располагающее смешанной истребительной авиаэскадрильей из 3 оставшихся в строю МиГ-29 и до 10 МиГ-23МЛ. Для решения вспомогательных задач ПВО, например для перехвата медленных низколетящих целей привлекаются три-четыре L-39C, в обычной обстановке они используются в качестве учебно-тренировочных. Для обеспечения базовой подготовки пилотов используются учебно-тренировочные Zlin Z-142.
Восточный округ прикрывается бригадой Cuartel Moncada Guard Brigade. В её состав также входит 1779-е соединение в Холгуине. Задачи ПВО в округе решают несколько истребителей МиГ-21. В округе размещено 3405-е особое транспортное соединение, в задачи которого входит обслуживание руководства государства и 3688-е транспортное соединение, самолеты и вертолеты обоих действуют из Плайа Баракоа.

Формирование соединений ПВО для Республики Куба осуществлялось в строжайшей тайне в соответствии с директивой Министра обороны СССР № 79603 от 13 июля 1962 года .

Отбор в состав подразделений частей вновь формируемых соединений ПВО, несмотря на сжатые сроки, проходил очень тщательно, с учетом состояния здоровья военнослужащих, качества освоения ими воинской специальности, а также их личной дисциплинированности.

Большое внимание уделялось вопросам подготовки вооружения, военной и специальной техники. В этот период дивизионы получили новейшие по тем временам ЗРК С-75 «Десна» (по классификации НАТО — SA-2 Guideline).

Переброску вышеуказанных соединений можно рассматривать как классический пример скрытного перевода войск в высшие степени боевой готовности и совершения оперативного маневра. Уже через 3 дня после постановки задачи первые эшелоны сформированных по штатам военного времени дивизионов убыли в черноморские порты погрузки (гг. Николаев и Феодосия), где было проведено их боевое слаживание, а также осуществлена герметизация военной и специальной техники.

Весь личный состав переодели в гражданскую одежду и рабочую флотскую форму для дезинформации иностранных разведывательных служб о целях и задачах проводимой операции. В ходе следования морских судов военная и специальная техника ПВО и ВВС полностью была закрыта специальными тентами, а личный состав дивизионов и летные экипажи расположены в трюмах судов.

Перед погрузкой в контейнеры (г. Балтийск Калининградской обл.) на самолетах были закрашены все советские опознавательные знаки, при этом на фюзеляжах боевых машин оставлены двузначные бортовые номера 32-го гвардейского авиаполка.

На погрузку одного морского транспорта отводилось до 2-3 суток. Личный состав не имел права самостоятельно покидать пределы погрузочной площадки. Всего для перевозки соединений ПВО было привлечено 12 морских судов водоизмещением 15-17 тыс. тонн , прибывших на Кубу в период с 27 по 31 июля 1962 года.

В кубинских портах, соблюдая строжайшие меры маскировки, подразделения и части ПВО оперативно провели выгрузку боевой техники и, скрытно совершив марш, приступили к оборудованию занятых позиций.

Дислокация советских войск на Кубе в сентябре 1962 г.

Основной их задачей являлось прикрытие советских ракетных комплексов (РК) РВСН Р-12 (SS-4), Р-14 (SS-4) тактических ядерных РК сухопутных войск «Луна» и самолетов-бомбардировщиков Ил-28 с ядерным оружием на борту, размещаемых на острове Свободы, от возможных ударов американской авиации.

Воздушным силам ГСВК надлежало во взаимодействии с сухопутным войсками, силами ВМФ и соединениями кубинских РВС, уничтожать морские и воздушные десанты противника, а также атаковать с воздуха военно-морскую базу США на территории Кубы — Гуантанамо.

Ранее на Кубу была откомандирована группа советских летчиков-асов из авиационного центра Кубинка под командованием командующего ИА ПВО маршала авиации Е.Я. Савицкого. В короткие сроки им предстояло научиться уничтожать быстроходные катера кубинских оппозиционных сил вблизи побережья острова, принять непосредственное участие в военных действиях и передать опыт боевого применения советских истребителей МиГ-15 кубинской стороне. Вскоре, после соответствующих тренировок, советские и кубинские летчики начали отрабатывать полученные навыки непосредственно в ходе уничтожения диверсионных групп противника .

Общее руководство и координацию действий частей и подразделений ПВО на острове Свободы осуществлял генерал-лейтенант авиации С.Н. Гречко, являвшийся одновременно заместителем командующего ГСВК по ПВО. За воздушную группировку ГСВК отвечал Герой Советского Союза генерал-полковник авиации В.И. Давидков (заместитель командующего по ВВС).

При развертывании боевых порядков соединениям ПВО была поставлена конкретная задача — не допустить вторжения в воздушное пространство Республики Куба иностранных самолетов-нарушителей и нанесения воздушных ударов по войскам Группы, кубинским РВС, важнейшим политическим, административным и промышленным центрам, военно-морским базам, портам и аэродромам Республики .

Генерал-майор Мелихов С.И., командир 11-й дивизии ПВО на Кубе (192-1964 гг.) Полковник Шибанов В.И., командир 32-го гв. ИАП Генерал-лейтенант авиации С.Н. Гречко, замком ГСВК по ПВО Герой Советского Союза генерал-полковник авиации В.И. Давидков, замком ГСВК по авиации

Степень реальной угрозы боевого применения ВВС США против острова Свободы была очень высокая. Еще в августе 1962 г. американское военное командование провело на территории штатов Южная и Северная Каролина учения под кодовым названием «Свифт Страйк», где впервые отрабатывались действия в условиях ограниченной войны без использования ядерного оружия. В учениях наряду с сухопутными войсками приняли участие 6 эскадрилий тактической авиации (ТА) и две — разведывательной. Уже 7 сентября того же года командование ТА получило приказ сформировать группу по разработке плана воздушной атаки перед высадкой на Кубу парашютного десанта. Через 11 дней командование ТА начало учения по отработке плана воздушной бомбардировки военных, административных и промышленных объектов Кубы.

Воздушная группировка «сил вторжения» (первый эшелон) США включала в себя 430 истребителей-бомбардировщиков и палубных штурмовиков, второй эшелон — 460 военно-транспортных самолетов . К берегам Кубы в числе других военных кораблей выдвинулись 8 ударных авианосцев, включая: «Энтерпрайз» (с бомбардировщиками-носителями ядерного оружия А-3), «Эссекс» и др.

Командующим Атлантическим флотом США адмиралом Робертом Л.Деннисоном было отдано приказание подчиненным войскам подготовить воздушную атаку против Кубы с готовностью № 1 на 20 октября 1962 года. 6 октября Деннисон получил меморандум от министра обороны США об исполнении директив, касавшихся военного вторжения на Кубу.

Советские специалисты ПВО на позиции кубинской зенитной артиллерии.

Сложившаяся взрывоопасная обстановка потребовала скорейшего приведения советско-кубинской ПВО в состояние полной готовности к отражению массированных воздушных ударов со стороны американской авиации. Однако при ее развертывании возникли определенные трудности. Вследствие большой протяженности районов предполагаемых боевых действий позиции советских зенитных ракетных дивизионов находились на удалении 60-80 километров друг от друга, что не обеспечивало создания сплошной зоны поражения над территорией Кубы .

Более плотная группировка ЗРВ была создана в западной и центральной частях острова, где дислоцировались полки ракет средней дальности Р-12 и основная часть войск советской Группы.

Радиолокационное обеспечение боевых действий ИА и ЗРВ возлагалось на радиотехнические войска ГСВК. Создание единого радиолокационного поля (58 РЛС) должно было обеспечить ведение разведки над всей территорией Кубы на высотах от 50 метров до практического потолка действий РЛС, а также позволяло обнаруживать воздушные цели противника на средних высотах на удалении до 200 километров.

Согласно планам советского военного командования, уничтожение целей в воздушном пространстве между зонами поражения зенитных управляемых ракет возлагалось на 32-й гиап и ИА кубинских ВВС. Гвардейский авиаполк базировался в центре острова на аэродроме Санта-Клара и мог действовать как в западном, так и в восточном направлении. Основные его усилия предполагалось сосредоточить на гаванском направлении и на десантно-опасном участке северного побережья от Варадеро до Кабаньяс. Помимо этого предусматривались действия 32-й гиап по морским десантам в юго-западной оконечности Кубы и в районе о. Пинос.

Советский истребитель МиГ-21Ф-13 в музее Революционных вооруженных сил Кубы.

К концу сентября 1962 г. боевая техника самолетного парка авиаполка (по штату военного времени: 40 самолетов МиГ-21Ф-13, 6«спарок» МиГ-15 УТИ и один связной Як-12М) — была собрана и облетана, а личный состав готов к выполнению боевых задач. На аэродромах полка организовано дежурство самолетов-перехватчиков на случай налетов американской авиации на советские и кубинские военные объекты. Часть воздушных сил была подготовлена для нанесения бомбо-штурмовых ударов по наземным и морским целям противника управляемыми и неуправляемыми ракетами класса «воздух — земля».

Полки ФКР (в каждом — по 8 пусковых установок (ПУ) и ОПРТБ) несли боевое дежурство стартовыми отрядами (всего 16ПУ, 80 КР с ядерными боевыми частями мощностью от 2 до 20 кт) в районах постоянной дислокации и позиционных районах в готовности к ведению огня. Отдельный вертолетный полк (2 эскадрильи: 33 вертолета Ми-4) осуществлял дежурство двумя звеньями в готовности к немедленному вылету.

К 15 октября все части противовоздушной обороны (144 ПУ ЗРК С-75) приступили к несению боевого дежурства по охране воздушных рубежей Республики Куба. По меморандуму командующему ГСВК от 8 сентября 1962 г., 10-я дивизия ПВО была переименована в 27-ю (восточная часть Кубы), 11-я — в 12-ю дивизию ПВО (западная часть Кубы) ; 32-й гиап получил новое наименование — 213-й истребительный авиаполк.

Полки ФКР преобразованы в отдельные авиационные инженерные полки (оаип): 231-й -западный регион Кубы и 222-й -восточный регион.

Был также рассмотрен вопрос о включении в состав Группы дополнительных авиационных средств. Предполагалось перебросить на остров Свободы еще одну бомбардировочную эскадрилью (10-12 самолетов Ил-28) и ОПРТБ.

Обломки сбитого U2 Андерсона. Музей авиации в Гаване.

Первоначально американская сторона не догадывалась о масштабах советской военной помощи своим кубинским коллегам. Но все тайное рано или поздно становится явным. Поднявшийся в ночь с 13 на 14 октября с авиабазы Эдвардс (Калифорния, США) самолет-разведчик Lockheed U-2E 4080-го стратегического разведывательного крыла (СРК) Стратегического авиационного командования (САК) ВВС США,

пилотируемый майором Р.Хейзером, впервые официально получил достоверную информацию о наличии на Кубе советских ракет средней дальности с ядерными зарядами.

После обработки и анализа информации утром 16 октября Центральное Разведывательное Управление (ЦРУ) представило результаты аэрофотосъемки президенту США Дж.Ф. Кеннеди. Он потребовал проведения более тщательной воздушной разведки территории Кубы. Всего с 14 октября по 16 декабря 1962 г. экипажи 4028-го СРК САК совершили над островом Свободы 102 разведывательных полета.

Однако советский лидер Н.С. Хрущев вплоть до 26 октября продолжал убеждать американского президента об отсутствии ядерных ракет на острове Свободы. Джон Ф. Кеннеди не поверил официальной Москве и под давлением Пентагона отдал распоряжение к окончательной подготовке военного вторжения на остров . 22 октября президент США объявил блокаду Кубы (директива № 3504), американские вооруженные силы перешли из боевой готовности № 5 в боевую готовность № 3, что обеспечивало возможность немедленно начать боевые действия. Крупные соединения ВМФ взяли остров Кубу в кольцо. Ракетные базы ВС США были приведены в готовность, в воздух были готовы одновременно подняться до 25% стратегических бомбардировщиков Б-52 с ядерными бомбами на борту и совершить в сторону Кубы 2000 самолето-вылетов.

На следующий день впервые в состояние высшей степени боевой готовности № 3 переведены космические силы на мысе Канаверал, а также многочисленные станции слежения на территории США.

Одновременно был отдан приказ о ведении интенсивной круглосуточной разведки территории Кубы. Самолеты Lockheed U-2 4028-го СРК барражировали над островом так низко, что были видны силуэты летчиков в кабинах. Вплотную к границе территориальных вод Кубы приблизились американские сторожевые корабли и корабли радиотехнической разведки. Все говорило о скором начале боевых действий. После выступления американского президента по телевидению Ф.Кастро, главнокомандующий РВС Кубы, отдал приказ о приведении войск в полную боевую готовность. Позднее была объявлена боевая тревога и всеобщая мобилизация. Дивизии, укомплектованные по штатам военного времени, занимали заранее подготовленные оборонительные позиции на побережье. В короткие сроки были развернуты 54 кубинские пехотные дивизии, 6 дивизионов реактивной артиллерии, 118 зенитных батарей, в готовность к действию приведены 20 кораблей и 47 боевых самолетов. Общая численность вооруженных сил Кубы доведена до 270 тыс. человек. Территория острова Свободы на случай боевых действий была разделена на три зоны: западную, центральную и восточную (со своим военным командованием). Для усиления обороны советских ракетных позиций из резерва РВС Кубы дополнительно выделено 50 зенитных артиллерийских батарей.

26 октября на совещании у начальника кубинского генерального штаба Фидель Кастро дал оценку сложившейся обстановки и особенно беспрерывным полетам американских самолетов над кубинской территорией, признав за островом Свободы право на ответный огонь.

Вечером того же дня командующий ГСВК генерал армии И.А. Плиев провел расширенное заседание военного совета (с участием кубинской стороны), на котором отдал приказ привести все части и соединения Группы в полную боевую готовность.

Удар авиации Соединенных Штатов по кубинским и советским военным объектам ожидался в ночь с 26 на 27 октября или с рассветом 27-го. Фидель Кастро в этой связи потребовал сбивать американские самолеты огнем зенитной артиллерии. В свою очередь генерал И.А. Плиев решил задействовать при отражении воздушных налетов «все имеющиеся [в составе ГВСК] средства ПВО». В зенитные части ушла шифротелеграмма, в которой разрешалось применять оружие «в случае явного нападения». Вечером 26 октября (21:00) части ПВО были приведены в готовность к ведению огня, включены все радиотехнические средства. О принятых мерах командующий ГСВК немедленно доложил в Москву: «Мною приняты меры к рассредоточению техники в границах ОПР [огневой позиции ракет] и усилению маскировки. Принято решение в случае ударов по нашим объектам со стороны американской авиации применить все имеющиеся средства ПВО».

Тем временем вблизи воздушного пространства Кубы американские летчики имитировали массированные налеты с бомбометанием военных и гражданских объектов на острове.

Однако мощное излучение радиолокационного поля включенных советских РЛС оказалось неожиданностью для вероятного противника и привело к прекращению полетов возле берегов Кубы самолетов ВВС США. Было решено произвести дополнительную воздушную разведку боевых порядков советско-кубинской системы ПВО с привлечением в том числе высотных самолетов-разведчиков Lockheed U-2 .

27 октября средствами ПВО зафиксировано 8 нарушений воздушного пространства Кубы американскими самолетами. Кубинские зенитчики сбили один истребитель F-104, летевший на малой высоте . В тот же день в 18 ч. 20 мин. (по московскому времени) 4-й дивизион майора И.М. Герченова (район г. Банес) 507-го зрп произвел пуск двух ракет 13Д (ЗРК С-75 «Десна), сбивших на высоте 21 тыс. метров U-2 (№56-6676) .

Пилотировавший его летчик майор Р.Андерсон погиб (поражен шрапнелью от взорвавшейся вблизи кабины самолета боевой части ракеты) , его тело было позднее передано американской стороне .

Через несколько часов два самолета фоторазведки ВМС США RF-8A «Крусейдер» подверглись зенитному артиллерийскому обстрелу во время облета Кубы на малой высоте. Один из них получил повреждения, однако звено благополучно вернулось на свою базу.

Помимо зенитных средств, для прекращения полетов американской авиации в воздушном пространстве острова Свободы принимала участие советская истребительная авиация. В октябре 1962 г. парой самолетов МиГ-21 (вследствие запрета на открытие огня по одиночным самолетам) была предпринята попытка перехвата истребителя F-104C «Старфайтер» (479-е крыло тактических истребителей ВВС США). Несмотря на то что посадить самолет-нарушитель не удалось, советские боевые машины показали свое преимущество в маневренности и технических возможностях .

С целью исключить нагнетание и без того сложной обстановки командование ГСВК ввело полный запрет на боевые столкновения в воздухе для нашей авиации (за исключением отражения начала массированных воздушных налетов на объекты Кубы). Именно это обстоятельство не позволило экипажам наших «мигов» из состава 2-й аэ 213-й иап атаковать два американских самолета F-101 «Voodoo» в воздушном пространстве острова в конце октября 1962 года .

Тем не менее, столкнувшись с новыми советскими истребителями, американские летчики не рискнули больше появляться в районе базирования 213-го авиаполка . Несмотря на отсутствие боевых действий в воздухе, американские воздушные силы несли потери. По данным ВВС США в период с 27 сентября по 11 ноября 1962 г. в ходе авиационных катастроф погибло 11 экипажей самолетов RB-47 (55-е СРК), кроме того, 23 октября при доставке боеприпасов на военно-морскую базу Гуантанамо разбился Боинг С-135В. По невыясненным причинам в районе Кубы до 16 декабря 1962 г. было потеряно еще два Lockheed U-2.

Тем временем командующий ГСВК потребовал ускорить сбор данных по факту уничтожения американского самолета-разведчика (27 октября) и подготовить шифрограмму Министру обороны СССР. На ее основе Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский 28 октября представил Н.С. Хрущеву официальный доклад, где указывалось о правомочности действий советских ракетчиков.

В то же время на высшем государственном уровне предпринимались практические шаги по нормализации разгоравшегося конфликта между СССР и США, исход которого на тот момент никто не мог предсказать. В частности, советская сторона предложила сесть за стол переговоров и прекратить какие-либо провокации с использованием военной силы.

Последовавшие затем советско-американские переговоры привели к снижению уровня опасности ядерной катастрофы. США взяло на себя обязательства не нападать на Кубу, вывести ракеты из Турции взамен на демонтаж и вывод с острова Свободы советских ядерных сил.

На последующих этапах переговоров американская сторона неоднократно указывала на угрозы со стороны руководства РВС Кубы вести огонь по американским самолетам, нарушавшим воздушное пространство острова Свободы. В этой связи администрация США прекратила все разведывательные полеты своей авиации в радиусе досягаемости кубинской артиллерии. Исключением являлись высотные разведчики U-2, задействованные для контроля выполнения договоренности между СССР и США о вывозе советского «наступательного оружия» с острова Свободы, включая минно-торпедный авиаполк ВМФ (33 самолета Ил-28) и отдельную эскадрилью ВВС (6 самолетов Ил-28).

В соответствии с директивой Министра обороны СССР №76665 от 28 октября 1962 г. был начат демонтаж стартовых позиций ракет РВСН и отправка большей части подразделений ГВСК в Советский Союз. Со 2 по 11 ноября все ракеты, а с 4 по 6 декабря и бомбардировщики Ил-28, были вывезены с Кубы .

Предусматривалось в течение 3-10 ближайших месяцев передать РВС Кубы оставшееся на острове советское вооружение, военную и специальную технику, в том числе: самолеты МиГ-21, МиГ-15УТИ, Як-12 и Ан-12; вертолеты Ми-4.

Наши летчики ИА продолжали нести боевое дежурство по охране воздушного пространства Кубы. В каждой из трех эскадрилий 213-го авиаполка на неделю выделялось по 4 дежурных самолета с подвесным топливным баком емкостью 500 литров в готовности № 1 в положении «дежурство на аэродроме» в светлое время суток.

Оставшиеся на острове Свободы советские военные специалисты (СВС) приняли активное участие в дальнейшем совершенствовании системы противовоздушной обороны Кубы и подготовке кадров для ВВС и ПВО РВС Республики. В г. Сан-Хулиане был создан учебный центр, в котором готовился командный и инженерный состав противовоздушной обороны. На базе советских зенитных ракетных дивизионов сформированы учебные подразделения со сроком обучения 10 месяцев (в 3 этапа).

Переобучение кубинских летчиков на истребители МиГ-21Ф-13 проходило на базе 213-го иап и 425-го обато в течение 4-х месяцев . 18 февраля 1963 г. авиаполк получил приказ сосредоточиться в полном составе на аэродроме Сан-Антонио (пригород Гаваны). Эскадрильи, закончив перебазирование в сжатые сроки, продолжили полеты по плану боевой подготовки.

Всего в течение апреля 1963 г. было переучено на МиГ-21Ф-13 двадцать два кубинских летчика из первой группы и восемь — из второй. 12 апреля первый кубинский летчик самостоятельно вылетел на МиГ-21Ф-13. Все кубинские летчики отрабатывали технику пилотирования, групповую слетанность парой, перехваты на средних, больших высотах и в стратосфере, стрельбы по наземным целям из пушек и ракетами.

К концу мая переучивание кубинцев, которое прошло без летных происшествий или предпосылок к ним, в целом завершилось. В результате выполнения программы переучивания было подготовлено к боевым действиям днем в простых метеорологических условиях (ПМУ) на всех высотах до потолка самолета, одиночно — 29 летчиков, парой — 26 летчиков .

Специалисты РТВ проходили обучение 5 месяцев в 50-м радиотехническом батальоне в два потока. Специалисты связи обучались в учебном центре по 3-месячной программе .

20 августа 1963 г. на аэродроме Сан-Антонио состоялась торжественная передача авиационной и боевой техники ПВО кубинской стороне при личном участии министра РВС Кубы Рауля Кастро Руса и командующего ВВС Республики Рауля Курбело Моралеса.

В середине сентября советские летчики покинули Кубу и вернулись в Советский Союз. Представителям других родов войск ПВО пришлось немного задержаться.

С активизацией осенью 1963 г. деятельности кубинской оппозиции при поддержке со стороны США на остров Свободы увеличилось количество переброски воздушным и морским путем диверсионных отрядов, оружия и боеприпасов. При попытке проникнуть в воздушное пространство Кубы имели место случаи уничтожения самолетов-нарушителей средствами ПВО. Такая участь с высокой степенью вероятности постигла самолет Beechcraft-55, вылетевший в сторону острова Свобода с аэродрома Форт Лодердейл (Fort Lauderdale, США) 24 сентября 1963 г. с военным грузом на борту.

В сложившейся обстановке руководство РВС Кубы приняло решение провести перегруппировку сил и средств противовоздушной обороны. В ряде провинций были развернуты новые стартовые позиции зенитных ракетных дивизионов. 16 сентября на командном пункте ВВС Республики проведено показное занятие с участием СВС по вопросам организации боевого управления в угрожаемый период времени. В октябре было завершено строительство командного пункта Западной бригады ПВО в районе г. Бехукаль (провинция Гавана) . Одновременно продолжался учебный процесс по подготовке местных кадров противовоздушной обороны, завершившийся к маю 1964 года.

С передачей вооружения, военной и специальной техники начался вывод оставшихся наших военных специалистов в Советский Союз.

Командование Центральной и Западной бригад ПВО РВС Кубы со своими советскими коллегами. 4 ноября 1963 г., Сан-Хуан.

В период 1962-1964 гг. усилиями советской стороны было подготовлено 4580 специалистов ВВС и ПВО РВС Кубы. Вновь сформированы и развернуты органы военного управления Центральной и Западной бригад противовоздушной обороны, в том числе: 17 зенитных ракетных и 4 технических дивизиона, 2 технические батареи; 1 центральная лаборатория и 2 мастерские по ремонту артиллерийского вооружения; 2 радиотехнических батальона и 7 радиолокационных рот. В составе республиканских ВВС завершено формирование истребительной авиационной эскадрильи и отдельного батальона авиационно-технического обеспечения