Армения готова отвернуться от россии – нато надежнее. Нож в спину рф – армения поворачивается к нато

Ереван готовится вступить в Таможенный Союз; соответствующий договор в Армении собираются подготовить уже к первому июня. Для небольшой республики это короткий путь к экономическому процветанию. ТС для нее — выгодный партнер, который укрепит слабую экономику и обеспечит приток инвестиций вкупе с гигантским рынком сбыта. А для России это важная стратегическая площадка в регионе.

В последнее время в Армении идет много диспутов о том, куда движется страна. Этот вопрос интересует всех, от политиков до домохозяек. Собственных ресурсов для того, чтобы справиться с экономическими проблемами, нет. Необходимо выбирать системную модель экономического сотрудничества, которая позволит реанимировать порядком ослабевшую экономическую систему.

«Дорожная карта в целом одобрена»

Пока Запад медитирует на «возможный провал» Таможенного Союза, Армения набирает обороты на пути к вступлению в ТС. Как заявил накануне председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, до первого июня Еревану поручено подготовить проект соответствующего договора. Из 126 пунктов "дорожной карты" по присоединению к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Армения выполнила 111, а остальные 15 будут включены в сам договор о присоединении. Работа, которая проведена закавказской республикой по реализации "дорожной карты", в целом одобрена.

В Ереване тоже не видят серьезных преград на пути в Таможенный союз. По словам председателя постоянной комиссии по внешним сношениям Национального Собрания Артака Закаряна, основная часть мероприятий в рамках «дорожной карты» по присоединению Армении к ТС выполнена, и сейчас ведется работа над окончательным документом.

Но не все так однозначно. Нерешенный карабахский конфликт может помешать быстрому вступлению Армении в триумвират. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже позволил себе резкий выпад по этому поводу. Но армянские политологи в унисон говорят, что мнение тяжеловеса Назарбаева не станет помехой для членства Армении в ТС.

«В политике нет друзей, а есть только интересы»

Сейчас маленькая Армения готовится смело нырнуть в гигантский, величиной чуть ли не с материк, Таможенный союз. Между тем, долгое время вопрос о вступлении в ТС был для Еревана скорее политическим, нежели экономическим. Когда республика собиралась ратифицировать проект Европейского Союза «Восточное партнерство», в Москве на нее посматривали косо. Армянские государственные деятели вслед за британским премьером Уинстоном Черчиллем твердили, что «в политике нет друзей, а есть лишь интересы», в соответствии с которыми существуют противники и союзники. Однако армяно-российские отношения ощутимо охладели.

Ложку дегтя во взаимоотношения двух стран подлил и «АрмРосгазпром», заявивший о повышении цен на «голубое топливо» для Армении. Окончательно страсти закипели после того, как Россия продала оружие Азербайджану.

Не зря, видимо, в начале сентября 2013 года президент Армении Серж Саргсян полетел в Москву. После того как Ереван заявил о вступлении в Таможенный союз, оказалось, что между лидерами двух стран никаких разногласий нет. Вот и получается, что в итоге Ереван предпочел безопасность и дешевый газ.

Следует признать, что Армения для стран ТС - это слабый экономический партнер. Для них она интересна прежде всего в силу своего геополитического положения, как форпост России в Закавказье.

Вступать? Обязательно!

Сегодня экономика Армении катится вниз. Резко сокращаются инвестиции. Благосостояние народа падает. Согласно рейтингам международных организаций, капиталы из Армении не просто уходят, а убегают. Рецепт спасения один - интеграция.

Вступление республики в ТС, как считают эксперты, будет способствовать привлечению российских инвестиций. Помимо этого, товары армянских производителей смогут осваивать безграничные просторы триумвирата. Например, продукции швейной отрасли светит колоссальный российско-казахстанско-белорусский рынок сбыта, тогда как на американском или западноевропейском рынках очень даже неплохой одежде с лейблом Made in Аrmenia не приходится серьезно рассчитывать на успех.

Вступление в ТС - это короткий и выгодный путь к экономическому процветанию Армении. На сегодняшний день Россия - основной экономический партнер Еревана. Объем российских инвестиций в экономику с 1991 года составил около трех миллиардов долларов. Львиная доля товарооборота также приходится на РФ.

Таким образом, Армении наиболее выгодно сотрудничество со странами бывшего Союза. Однако в этой выигрышной партии есть свои недостатки.

Камень преткновения

Вступление Армении в Таможенный союз не дает покоя наиболее беспокойной части местной оппозиции. Активно упражняясь в популистской риторике, оппозиционеры стараются повернуть спор в политическую плоскость.

На днях на площади Свободы в Ереване опять собирались недовольные. Несколько десятков митингующих выступали против вступления Армении в Таможенный союз. Идейным вдохновителем и организатором митинга стал недавний кандидат в президенты Паруйр Айрикян. Этого политика в шутку называют «жертвой российского империализма и отцом армянской демократии». Он - открытый сторонник европейской, а не евразийской интеграции.

Однако подобным «гигантам мысли» лучше всего удается надувать щеки и кричать на площадях. Им остается лишь мутить воду в надежде поймать в грязной луже рыбку личных интересов.

Суровые будни союзников

Конечно, противников вступления в Таможенный союз предостаточно не только в Армении. В начале формирования этого объединения и в России, и в Беларуси, и в Казахстане были свои недовольные. Однако сторонников решительного шага по расширению Таможенного союза все же везде больше. И самое главное: лидеры четырех государств именно сейчас достигли консенсуса о приеме Армении в полноправные члены элитарного клуба России и ее ближайших друзей. Со всеми причитающимися преференциями.

Правда, порой царскую долю бальзама на душу евразийской интеграции портят суровые будни союзников. У всех на слуху постоянные конфликты стран-членов ТС из-за молока, мяса, предоставления кредита в рублях. Буквально на днях разразился новый скандал. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев возмутился, что прилавки местных магазинов завалены белорусским мясом. Да и на последнем заседании Евразийского экономического совета, как сообщают СМИ, не прошло все гладко. Президенты даже не вышли на совместную пресс-конференцию.

«Центр экономического притяжения»

«Таможенный союз только формируется, - говорит заведующая сектором экономического развития Института экономики Российской академии наук Елена Кузьмина. - Да, есть споры. Есть и проблемы. Но все они решаются. Бывает, что некоторые страны триумвирата пытаются демпинговать. К примеру, подобная история случилась в Беларуси. Но когда члены ТС пригрозили судебными исками, подобной практике пришел конец».

Эксперт отмечает: можно бесконечно рассуждать о причинах той или иной страны вступить в Таможенный союз, но у каждой страны свой выбор. «Никого на аркане в ТС не тянут. Да и насильно мил не будешь. Скажу только, что Единое экономическое пространство - это центр экономического притяжения. Таможенная интеграция выгодна всем», - подчеркнула Кузьмина.

0

С осени ушедшего года активизировались переговоры о вступлении Армении в Таможенный союз (Беларусь, Казахстан и Россия) и далее — в Единое экономическое пространство. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития оценил возможный экономический эффект для этого закавказского государства от такого интеграционного шага. Интеграция Армении в ТС — ЕЭП является предпочтительной при выборе любой стратегии экономического развития республики, говорится в докладе ЦИИ ЕАБР.

При развитии экономики страны за счет расширения внутреннего спроса Армения крайне заинтересована в соглашениях, гарантирующих свободу передвижения трудовых ресурсов и капитала, что обеспечит стабильное финансирование торгового счета платежного баланса, отмечают авторы доклада. При выборе экспортно ориентированного сценария перед Арменией открывается ряд возможностей:

  • достижение темпов роста ВВП, гарантирующих более высокий уровень жизни и конвергенцию доходов;
  • доступ на емкий и защищенный рынок ЕЭП;
  • приток инвестиций в экспортные сектора, ориентированные как на рынок ЕЭП, так и на внут­ренний рынок;
  • решение проблемы транспортного тупика Армении;
  • решение стратегических задач в энергетике.

Эффект роста ВВП

В процессе интеграции с ТС дополнительный прирост может составить 2% (в 2015 г. прогнозируется прирост примерно на 200 млн долл. с учетом того, что интеграция влияет и на темп рос­та капитала). С учетом приближения цен на минеральные продукты к ценам в ТС дополнительный прирост ВВП может составить 4% через два года (прирост примерно 400 млн долл.).

Строительство новой атомной электростанции, железной дороги на Иран, коридора «Север — Юг», открытие железнодорожного сообщения с Россией через Грузию еще более увеличат темпы роста ВВП, повысив при этом экономическую безопасность Армении и обеспечив долгосрочную экономическую устойчивость.

Только краткосрочный торговый эффект в 140 млн долл. за один год от снижения цен на газ сопоставим с приростом ВВП на 146 млн долл. в долгосрочном периоде в результате ассоциативного соглашения с ЕС, считают аналитики ЕАБР.

Транспорт

Транспортное положение Армении можно считать тупиковым, отмечается в докладе, так как страна полностью зависит от транзита грузов через территории Грузии и Ирана, однако сама существенной роли в обеспечении грузоперевозок для своих соседей не играет, что резко повышает уровень односторонней зависимости Армении от соседних стран. Реализация проектов по строительству автомобильного коридора «Север — Юг», строительство железной дороги Иран — Армения, открытие железной дороги Армения — Грузия — Россия:

  • создаст сильный коммуникационный узел регионального и международного значения;
  • создаст надежную транспортную связь между странами ТС и рынками Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии;
  • станет фактором, притягиваю­щим Армению и Грузию к ТС;
  • станет первым международным транспортным проектом на Южном Кавказе, ориентированным на поддержку евразийской, а не европейской интеграции.

Без решения транспортной проблемы интеграция Армении в ТС и ЕЭП не даст максимального положительного эффекта ни для самой республики, ни для интеграционной «тройки».

Вступление Армении в ТС несет в себе определенные выгоды с точки зрения транспорта не только для Армении, делают вывод эксперты.

Энергетика

Логика развития энергетичес­кой отрасли Армении заключается в попытках достичь двух основных целей: обеспечить энергетическую безопасность страны и увеличить техничес­кие возможности для наращивания экспорта электроэнергии. Причем в долгосрочной перспективе основным направлением такого экспорта будут не постсоветские страны, а Иран, говорится в исследовании.

Сегодня стратегический интерес Армении в сфере энергетики нацелен на реализацию новых энергетических проектов, так как именно они будут гарантировать стабильность системы и увеличат объем экспорта, в том числе в случае закрытия Армянской атомной электростанции. Среди этих проектов:

  • строительство нового энергетического блока на Армянской атомной электростанции мощностью 1000 MВт;
  • строительство пятого энергетического блока на Разданской ТЭС мощностью 440 MВт;
  • инсталляция новой газовой турбины мощностью более 200 MВт на Ереванской ТЭС;
  • строительство новых гидро­электростанций;
  • строительство ветряных ферм общей мощностью более 200 MВт.

Миграция

Миграция находится под влиянием безвизового режима, разницы между ВВП на душу населения в Таможенном союзе и Армении и величины армянской диаспоры. Существенный рост производства в ТС при том же уровне производства респуб­лики приводит к росту объемов поступающих в страну трансфертов, 85% которых направляются из России. За 2012 г. трансферты из России составили сумму, равную 64,5% государственного бюджета Армении. Квартальный рост объе­ма трансфертов оценивается в 9 млн долл., годовой — около 36 млн долл., что увеличивает величину трансфертов из ТС в Армению ежегодно примерно на 3%, прогнозируют аналитики ЕАБР. При этом препятствия­ми для трудовой миграции из Армении в Евросоюз остаются отсутствие полноценной возможности свободного передвижения людей, сложности трудоуст­ройства, финансовые, языковые проблемы.

Таможенные тарифы

Сравнение таможенных тарифов Армении и Таможенного союза позволяет экспертам сделать вывод, что Армении придется существенно повысить уровень защиты. Повышение уровня таможенных пошлин приведет к сокращению дефицита бюджета и переориентации торговли.

Возникнут проблемы в рамках ВТО. Средневзвешенный применяемый импортный таможенный тариф Армении является одним из наиболее низких среди используемых членами ВТО. Он составляет по ставке режима наибольшего благоприятствования 2,7% (в Таможенном союзе 7,6% в 2013 г., 6,9% — в 2014-м, 6% — в 2015 г.). При этом Армения не использует тарифные квоты, 73% тарифных линий не облагаются пошлинами, а почти все остальные являются предметом десятипроцентной пошлины. Средневзвешенный связанный тариф Армении составляет 8,5% (у России — 10%). Во многих сферах, в частности в торговле услугами, торговый режим даже более либерален, чем зафиксировано в обязательствах Армении перед ВТО. Разрешение противоречий в рамках ВТО потребует торговых переговоров, стороной в которых консолидированно выступят страны Таможенного союза.

Подводя итог, аналитики ЦИИ ЕАБР замечают, что у интеграции Армении в ТС — ЕЭП есть ряд структурных преимуществ, которые укрепят экономичес­кие позиции Армении и повысят ее стабильность. Насколько удастся реализовать этот потенциал, во многом зависит от успеха в решении ключевых проблем: транспорта, энергетики, железнодорожного и автомобильного экспорта через Грузию, легализации и отсутствия ограничений в трудовой миграции, а также повышения инвестиционной привлекательности страны. Участники ТС, в свою очередь, заинтересованы в развитии железнодорожных и автомобильных транспортных коридоров, а также электросетей в направлении Южной Азии и Ближнего Востока, заключают эксперты.

ПИИ России в Армению

Компания-инвестор

Объект инвестирования

Год начала проекта

Стоимость на конец 2012 г., млн долл.

«Газпром»

5-й блок Разданской ТЭС

Интер РАО ЕЭС

100% ЗАО «Электрические сети Армении»

Интер РАО ЕЭС

100% ОАО «РазТЭС» (Разданская ТЭС — 4 блока)

80% ЗАО «К-Телеком»

«ВымпелКом»

100% ЗАО «Арментел»

«Газпром»

80% в «АрмРосгазпром»

100% — 1 акция в ЗАО «Южно-Кавказская ­железная дорога»

«Тройка Диалог»

ЗАО «Америабанк»

«Прометей Сити», ­




«Закнефтегазстрой»




Группа ВТБ

100% ЗАО «Банк ВТБ (Армения)»

Газпромбанк

100% ЗАО «Арэксимбанк»

100% ЗАО «РУСАЛ АРМЕНАЛ»

– Тигран Суренович, в самой Армении неоднозначно относятся к вступлению в Таможенный союз. При этом зачастую противниками проекта выдвигается версия о принудительном вступлении страны в эту структуру. Что дает Армении вступление в Таможенный союз? На каких направлениях в первую очередь будет сконцентрировано внимание?

– Естественно, что к вступлению в Таможенный союз (ТС) не только в Армении, но и за рубежом отнеслись неоднозначно. Присоединение Армении к ТС и Единому экономическому пространству (ЕЭП) – это самостоятельный, осознанный и взвешенный выбор, предполагающий полноценное участие в интеграционном образовании, в котором объединены наши ближайшие политические союзники, страны – участники ОДКБ и наши основные экономические партнеры.

Вступление Армении в ТС и ЕЭП, прежде всего, снимает все технические барьеры доступа к огромному рынку ТС, который является традиционным для армянских товаров и производителей. Мы прогнозируем также увеличение объема прямых инвестиций в армянскую экономику с учетом новых реалий.

Находясь на перекрестке цивилизаций, Армения может также стать хорошей платформой для выстраивания экономических контактов между странами ТС и ближневосточного региона.

Правительство Армении уже несколько лет реализует проект по развитию экспортоориентированных отраслей промышленности. С вступлением в ТС я вижу существенный потенциал роста в легкой (текстильной, обувной), пищевой, фармацевтической отраслях промышленности. Армения имеет достаточно конкурентное преимущество также в финансовой сфере и в области информационных технологий, которая является одной из быстрорастущих отраслей нашей экономики.

Правительство также прилагает усилия по восстановлению химической промышленности, и здесь очень важным толчком для развития станет привлечение российских инвестиций. В Армении еще сохранились традиции и технологии по производству каучука, который является одним из базовых продуктов для производства композитных материалов и на который имеется устойчивый спрос на мировом рынке.

– В какие сроки предполагается реализовать этот проект?

– Создана рабочая группа по присоединению Армении к ТС и ЕЭП во главе с членом коллегии (министром) Евразийской экономической комиссии Т.Д. Валовой. В состав рабочей группы входят представители четырех стран, а также эксперты Евразийской экономической комиссии. Рабочая группа подготовила план мероприятий («дорожную карту») по присоединению Армении к ТС и ЕЭП. В нем сформулированы те шаги, последовательная реализация которых приведет к полноправному вступлению Армении в ТС и ЕЭП.

Мы надеемся, что этот план в ближайшее время будет утвержден. Он создаст юридическую основу для проведения всех необходимых переговоров для присоединения Армении к ТС и ЕЭП.

Правительство Армении провело интенсивную подготовительную работу по 22 направлениям. Уже подготовлены многие законодательные акты, ведется перевод на армянский язык нормативных документов ТС и ЕЭП, изучается институциональная база ТС и многое другое. И как отметил президент РФ Владимир Владимирович Путин во время официального визита в Армению, мы продвигаемся быстрыми и успешными темпами.

Проделанная нами работа позволяет предположить, что мы будем готовы к присоединению к ТС в ближайшем будущем.

– Оппонентами присоединения Армении к ТС выдвигается проект альтернативного сотрудничества с ЕС. Возможно ли одновременное развитие отношений Армении с ЕС и Таможенным союзом?

– Президент Армении Серж Азатович Саргсян 3 сентября в Москве заявил, что Армения намерена продолжить конструктивный диалог с Европейским союзом (ЕС). На саммите в Вильнюсе в конце ноября 2013 года Армения и ЕС выступили с совместным заявлением, в котором подтвердили готовность сторон к продолжению сотрудничества во всех областях, представляющих взаимный интерес. Многие реформы, осуществленные за прошедшие 5 лет, были реализованы при поддержке ЕС и сегодня дают ощутимый результат. Для нас очень важно продолжение уже начатых реформ, для реализации которых необходима техническая и финансовая поддержка ЕС.

– Ускорит ли решение вопроса восстановления железнодорожного сообщения с Россией вступление Армении в ТС? Или эта проблема лежит в политической плоскости?

– Ни для кого не секрет, что для Армении ситуация в регионе не самая благоприятная. Закрытая граница с Азербайджаном, блокада, осуществляемая со стороны Турции с 1993 года, а также международные санкции против нашего южного соседа Ирана существенно ограничили возможности развития внешнеторговых отношений Армении. Единственный транспортный коридор, предоставляющий доступ к европейским, российским и азиатским рынкам, проходит через Грузию. Поэтому для Армении очень важно участие во всех транспортных проектах, способствующих расширению географии грузопотоков и снижению затрат на перевозку грузов. Восстановление железнодорожного сообщения или создание новых железнодорожных путей, кроме геополитической, имеет также и финансовую составляющую. У нас есть надежда, что вопрос железнодорожного сообщения с Россией будет решен. Но на сегодняшний день мы работаем с теми реалиями, которые имеем.

– Что ожидает воздушный рынок Армении – либерализация армянского неба или национальный авиаперевозчик?

– Правительство Армении либерализовало рынок воздушных сообщений. Мы провели тщательный анализ с привлечением Фонда национальной конкурентоспособности Армении и экспертов консалтинговой компании «McKinsey».

На основе данного анализа правительством Армении была разработана и принята политика «открытого неба», в основе которой лежит либерализация и создание конкурентных условий в сфере воздушных перевозок. В течение нескольких недель после принятия данного решения мы начали фиксировать постепенное снижение цен на авиабилеты, а также расширение географии авиаперевозок, и этот процесс будет продолжаться в будущем. Уверен, что многие из наших соотечественников уже ощущают позитивные изменения цен на авиабилеты.

– Что необходимо для того, чтобы наши соотечественники не уезжали из своей страны? Какие программы предусматривается реализовать в этом направлении?

– Решение вопроса миграции находится в центре постоянного внимания правительства. Наши граждане уезжают в основном из-за отсутствия рабочих мест, дающих высокий заработок. Поэтому решить эту проблему можно лишь путем создания необходимого количества высокооплачиваемых рабочих мест, что и является основным приоритетом правительства. С целью решения данной задачи проводится комплекс мероприятий в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, имеющих потенциал роста. Правительство сегодня предлагает широкий спектр инструментов поддержки предпринимательства, в том числе и малого и среднего бизнеса, включая льготы по НДС, льготное финансирование инвестиционных проектов, проектов технологического обновления, участие в капитале и многое другое. В основу государственной политики заложен принцип государственно-частного партнерства. Для правительства Армении приоритетным является также сектор информационных технологий. В течение последних лет мы фиксируем двузначный экономический рост в этой отрасли. Многие транснациональные компании уже имеют свои лаборатории и офисы в Армении, а в 2014 году в Гюмри начнет функционировать технопарк, в работе которого заинтересованы многие местные и зарубежные компании. Кроме этого, с 1 января 2014 года в Армении начнет функционировать накопительная пенсионная система. 275 000 молодых людей, которые родились после 1 января 1974 года, возьмут на себя ответственность за собственное пенсионное обеспечение и каждый месяц будут обязаны перечислять 5% от своей зарплаты на накопительные счета. Государство со своей стороны будет удваивать эту сумму, чтобы в пенсионном возрасте они смогли получать достойную пенсию. Действующая пенсионная система, базирующаяся на принципе солидарности поколений, не может обеспечить рост пенсий в ближайшем будущем, поскольку через несколько лет на одного работающего гражданина Армении будет приходиться 4 пенсионера. Чтобы избежать в будущем постоянного повышения подоходного налога, мы создали новую пенсионную систему, которая базируется на принципе справедливости и ответственности. Ответственный гражданин Армении – это залог благосостояния и гарант будущего развития Армении.

– Что бы Вы пожелали нашим читателям, соотечественникам, проживающим за пределами Армении?

– Армения сейчас живет в новых реалиях, и прежде всего я хотел бы пожелать, чтобы наши соотечественники вернулись на родину и смогли реализовать свои цели и планы у себя дома, в Армении. Желаю, чтобы в этом быстро меняющемся мире проживающие за рубежом армяне сохраняли свою национальную идентичность.

Сегодня нам, как никогда, необходимо объединить свои усилия, чтобы Армения стала одним большим домом для всех, кто считает себя армянином.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех наших соотечественников и читателей вашей газеты с Новым годом и Рождеством Христовым.

Желаю всем мира, здоровья и благополучия!

Беседу вел
Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:

5 4 3 2 1
Всего проголосовало 40 человек
Комментируют

    Арам,Москва - предшественнику 2014-02-08 22:40:07

    Все сказано в заголовке,если вокруг Самвела много честных людей,значит и он такой же честный.Поговорка-"Скажи кто твой друг,и я скажу кто ты."Побольше бы таких ребят в Армении,может быть и мы вернемся.

  • Карен Хараз, --- 20 лет живу в США 2014-02-07 23:19:00

    Прав господин Анисонян.Мы обязаны уважать друг друга,никто это не сделает за нас и пока в Армении не будет работать закон для всех,от простого водителя до крупного чиновника,все разговоры останутся разговорами.

Интервью
  • Самвел Саргсян: Я оптимист, и вокруг меня много честных людей

    О порядочности и достоинстве, о том, помогают ли эти качества в бизнесе, и о лучшей в мире гостинице с армянским акцентом рассказывает Самвел Саргсян, председатель совета директоров строительно-реставрационного концерна «Лусине», московской гостиницы «Арарат Парк Хаятт» и ереванской «Хаятт Плейс Ереван».

    Григорий Анисонян 6391

  • Армения примет полноценное участие в интеграционных процессах Таможенного союза

    Интервью премьер-министра Республики Армения Тиграна Саркисяна газете «Ноев Ковчег»

Армения в 2015 году вступила в ЕАЭС, а еще раньше, в 1992 году, - в ОДКБ, получив торговые преференции и военную помощь от России. Но недавно выяснилось, что приоритетом Еревана стали европейская интеграция и сотрудничество с НАТО. И тут Москва, судя по всему, уже не повторит ошибок, допущенных на Украине .


Нагорный Карабах: компромисс найден?

Планы Армении изменились

В нынешнем году Ереван заявил о желании ассоциироваться с ЕС и подготовил проект для подписания. Еще раньше Армения вступила в программу индивидуального партнерства с НАТО (Individual Partnership Action Plan, IPAP), план которого на 2017-2019 годы (пятый по счету) был утвержден в апреле. Он предусматривает консультации с альянсом по региональной безопасности, разработку военной доктрины Армении, усовершенствование процесса оборонного и бюджетного планирования, а также участие в миротворческих миссиях военного блока в Косово и Афганистане. На последних саммитах НАТО армянская делегация присутствовала в качестве наблюдателя.

Это выглядит уже не попыткой усидеть на двух стульях, а прямым предательством России. Впору сказать: "Пойдите и попросите НАТО решить ваши проблемы с Турцией и Азербайджаном".

Обижаться надо на самих себя

Собственная "многовекторность" не мешала Еревану обижаться на многовекторность России - налаживание экономических отношений с Турцией, планы принятия Анкары в ЕАЭС, продажу оружия Азербайджану. И это при том, что Баку платит России живыми деньгами, а Ереван приобретает оружие у России на ее же кредит, то есть берет взаймы.

Надо же, господа, как-то соразмерять свое желание всюду поспеть и свои возможности небольшой региональной страны! И понять, что ЕАЭС (Евразийский экономический союз) и ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) - это не бывший СССР в одном флаконе и не кормушка, а интеграция через соревнование и взаимопомощь.

Хочется также напомнить армянским друзьям, что именно Владимир Путин (а не Ангела Меркель) в апреле остановил наступление азербайджанских войск в Нагорном Карабахе. Россия исторически доказала свое хорошее отношение к армянам. Вспомним хотя бы, что именно продвижение российской армии на помощь самообороне города Ван в 1915 году помогло спасти 200 тысяч армян от геноцида со стороны Османской империи. А чего стоит признание этого геноцида в 1995 году - на 20 лет раньше, чем это сделала Германия?!

Если бы армянская сторона хорошо подумала, то ей стало бы ясно, что сближение России с Турцией надо не осуждать, а приветствовать - по очень простой причине: Москва и Анкара сближаются не столько в политическом, сколько в экономическом плане, и Ереван может от этого выиграть. Ведь ее граница с Турцией закрыта, так почему бы не попросить Путина посодействовать смягчению позиции Эрдогана?

Надо делать шаг в опровержение нового курса

Похоже, здравый смысл все же берет верх. Армения, как сегодня сообщает портал news.am, отказалась принимать участие в учениях Agile Spirit 2017, которые проводятся в Грузии странами-партнерами НАТО из США, Румынии, Украины, Болгарии, Латвии и Румынии (кстати, Азербайджан их бойкотирует). Военнослужащие Армении и представители вооруженных сил страны не прибыли на церемонию открытия учений. "Без комментариев", - заявил ТАСС пресс-секретарь министра обороны Армении Арцрун Оганесян.

А вот его заместитель Артак Закарян сказал, что военно-политическая дипломатия Армении полностью соответствует внешней политике республики, поэтому "вообще непонятно, почему Армения была указана в числе участников учений".

"Участие Армении в учениях НАТО изначально оговаривалось, как часть многовекторной политики", - сказал "Правде.Ру" Арман Бошян, председатель Ереванского геополитического клуба. - Однако я считаю, что в условиях глобального обострения в Сирии, в условиях санкционной войны эта политика себя оправдать не может. С учетом того факта, что Армения является членом ОДКБ, членом Евразийского экономического союза, нам надо более конкретно определить, куда мы идем, и какие отношения выстраиваем в военной сфере".

"Мне кажется, что Армения должна более активное участие принимать в сирийской операции, потому что, там речь идет не только о сирийцах, но и о судьбе христиан, и с НАТО и Турцией нам не по пути", - уверен Арман Бошян.

По вопросу евроассоциации Еревана Москве тоже надо занять твердую позицию: в Россию хлынет европейская подсанкционная продукция через Армению, которая будет зарабатывать на транзите, а РФ - терять имидж и внутренний рынок.

Таможенный союз действует на основании Договора о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.

Создание Таможенного союза, как написано в Преамбуле Договора, отражает необходимость координации подходов входящих в него государств при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Данная организация создана для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе.

Участниками Таможенного союза на данный момент являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Однако, Таможенный союз открыт для присоединения к нему любого государства. Такая возможность прямо предусмотрена в ст. 63 Договора.

В настоящее время о возможности вступить в Таможенный союз и присоединиться к Договору о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. заявила Армения.

Как отмечают эксперты (информация сайта www.vesti.ru) «Армения готова вступить в Таможенный союз, даже не имея общих границ с его участниками. Товарооборот Армении с Россией составляет чуть больше миллиарда долларов в год. Цифра почти незаметная на фоне других участников союза. Товарооборот России и Казахстана – 24 миллиарда долларов. С Белоруссией - в два раза больше. Особой экономической выгоды от вступления в Таможенный союз Армения не получит…

Скорее, решение Еревана - это политическая победа России в создании общего евразийского пространства, особенно на фоне натянутых отношений с Украиной и Белоруссией.

Причиной вступления Армении в Таможенный союз эксперты сайта www.vesti.ru называют так же стоимость энергоносителей. Весной 2013 г. «пришла новость о повышении цены на газ для Армении со 189 до 270 долларов за тысячу кубометров.

Участникам Таможенного союза Россия продает газ по 150 долларов.

Но есть и другие причины для сближения с Россией и Белоруссией. "Это вопрос безопасности. Дело в том, что Армения граничит на западе с Турцией, с которой ее связывают давние противоречия. А на востоке - граница с Азербайджаном, где не урегулирован конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Поэтому Армения заинтересована в сотрудничестве с Россией с точки зрения политики", - отмечает Станислав Савинов».

По информации экспертов сайта www.vedomosti.ru «Экономическая выгода Армении, перед которой, как перед Казахстаном, не стояла проблема китайского ширпотреба, будет в том, что российские предприятия начнут, наконец, модернизацию принадлежащих им в стране предприятий, теперь ее будут политически мотивировать….

Всего, по данным В.В.Путина, в Армении работают около 1300 российских компаний. О первом проекте В.В.Путин объявил вчера в присутствии Саргсяна: РЖД готова инвестировать вармянскую железную дорогу около 15 млрд. руб. Серьезной оппозиции это решение в армянском обществе не встретит, там, наоборот, сетуют на недостаточное присутствие России…».

Основанием для присоединения к Договору о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. согласно ст. 63, является:

  • признание новым участником принципов Договора;
  • готовность принять на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора.

Поскольку Таможенный союз направлен на формирование Единого экономического пространства, оно предполагает, что на территории присоединяющейся Стороны будут функционировать однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, будет существовать единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно - кредитная, валютно - финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Общий принцип присоединения к Договору установлен в ст. 63. Он состоит в том, что заинтересованная Сторона направляет соответствующую просьбу в Межгосударственный Совет через депозитария.

Примечание

Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества является высшим органом Евразийского экономического сообщества и действует в соответствии с Положением о Межгосударственном Совете Евразийского экономического сообщества, утв. Решением № 3 от 31 мая 2001 г.

Депозитарием принимаемых Межгоссоветом документов и решений является Интеграционный Комитет.

Конкретные условия присоединения к Договору третьего государства определяются соответствующим решением Межгосударственного Совета.