Арабские страны персидского залива. Таможенный союз еаэс

Краткосрочные перспективы для Ближнего Востока выглядят все более неопределенными в свете решения президента США Дональда Трампа выйти из иранской ядерной сделки. Это решение вдобавок к продолжающимся конфликтам в Йемене и Сирии, борьба Саудовской Аравии с Ираном за региональное лидерство осложняет ситуацию в регионе. Однако министры торговли и промышленности из Кувейта и Бахрейна, а также руководители деловых кругов стран Персидского залива считают, что несмотря на все это регион сумел добиться процветания.

Как отмечает американский телеканал новостей бизнеса CNBC в материале War is nothing new to us and we"re prospering despite the conflicts, Middle East ministers say , вчера на Инвестиционном форуме Gateway Gulf в Бахрейне генеральный директор Abu Dhabi Financial Group Джассим Аль Седдики заявил: "Последние 50 лет регион всегда находился в состоянии войны, будь то война в Персидском заливе, израильско-палестинский конфликт, сегодня продолжается война в Йемене, но за этот же период времени ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива) сумел достичь небывалого процветания. Ресурсы у ССАГПЗ превосходные, налоговый режим прекрасный. Пожалуйста, не забывайте, что Южная Корея очень долгое время соседствует с Северной Кореей, и все же процветает в течение последних 30 лет".

Целью форума Gateway Gulf заявлено изучение способов привлечения иностранных инвестиций в Персидский залив, а также рассмотрение проблем, стоящих перед регионом, таких как безработица среди молодежи, процесс диверсификации, активизация участия частного сектора и геополитическая нестабильность. Возможно, самыми бурными событиями последних 10 лет стала "арабская весна", которая продемонстрировала стремление к изменениям, особенно среди молодежи. За последние несколько лет группировка ИГИЛ (запрещена в РФ), возникновение которого частично было обусловлено вакуумом власти в некоторых частях Ирака и Сирии, доминировала в регионе.

Министр промышленности, торговли и туризма Бахрейна Заед аль-Заяни сказал, что инвесторов не ограничивают происходящие события. ”Риск всегда учитывается в инвестициях. Никакие инвестиции в мире не являются полностью безопасными, - сказал он на дискуссионной панели "Восход нового ССАГПЗ". - Когда вы рассматриваете стабильность региона будучи инвестором, вы анализируете не год или два, а тренд и цикл. Со всеми нашими вызовами, со всеми нашими угрозами, со всеми рисками вокруг, ССАГПЗ как регион доказал свою надежность”.

ССАГПЗ - политический и экономический альянс шести ближневосточных стран: Саудовской Аравии, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна и Омана. Несмотря на свое географическое положение, Иран и Ираку, не входят в этот союз.

Экономическая трансформация

Бахрейнский министр Заед аль-Заяни заявил: "В странах ССАГПЗ развиваются стабильные экономики, обусловленные нефтяными доходами, и сегодня диверсификация, по-видимому, является главным пунктом повестки дня”. Бахрейн уже начинал диверсификацию своей экономики в 1960-х и 1970-х годах путем дерегулирования различных отраслей. В рамках этого процесса правительство пытается побудить частный сектор играть ведущую роль в экономических преобразованиях, в то время как директивные органы играют более регулятивную роль.

Халед Насер Абдулла Аль-Рудан, министр торговли и промышленности Кувейта, считает, что сотрудничество правительства с частным сектором является необходимостью: ”Нефть не будет единственным источником дохода, на который можно опираться в будущем, поэтому все эти экономические реформы являются позитивными шагами, предпринятыми странами ССАГПЗ. Ведется также работа по привлечению прямых иностранных инвестиций”.

Представляя частный сектор, исполнительный председатель кувейтской группы Alshaya Мохаммед Алшая сказал, что ключевым элементом экономического успеха остается процент ВВП на душу населения и побуждение населения к тому, чтобы оно тратило больше: ”Никакие инвестиции не могут быть полностью безопасными. Несмотря на нашу историю вызовов и угроз, ССАГПЗ оказался здоровым и развивающимся, и те, кто инвестировал в нас ранее, вернулись и продолжают инвестировать дальше”.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (англ. Cooperation Council for the Arab States of the Gulf; араб. مجلس التعاون لدول الخليج العربي‎‎) – региональная международная организация. В официальном названии организации слово Персидский отсутствует, поскольку арабские государства предпочитают называть этот залив Арабским.

Организация была создана 25 мая 1981 г. Её политика определена в Хартии, ратифицированной в 1982 г. Основная цель организации – координация, сотрудничество и интеграция во всех экономических, социальных и культурных делах. Относительное регулирование было осуществлено в экономических и финансовых вопросах; коммерции, таможне и коммуникациях; образовании и культуре; социальных проблемах и проблемах здравоохранения; СМИ и туризме; в законодательных и административных вопросах. Соглашение также должно стимулировать научный и технологический прогресс в промышленности, сельском хозяйстве и сохранении водных ресурсов. По условиям Объединённого экономического соглашения, тарифные барьеры между шестью государствами были упразднены, и народы Залива свободны в открытии производства и осуществлении контрактов в любом государстве на равных правах. Кроме того, в планах имеется создание объединённых сил обороны для быстрого развертывания. Органы Совета сотрудничества государств Персидского залива включают в себя Верховный совет глав государств, которые встречаются ежегодно, Совет министров, который заседает раз в три месяца. Генеральный секретариат находится в Эр-Рияде, Саудовская Аравия.

В ССАГПЗ входят: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия.

Переговоры о вступлении в ССАГПЗ с 2005 г. ведёт Йемен.

Также к участию в организации приглашена Иордания.

Из арабских государств Персидского залива не является членом ССАГПЗ Ирак.

6 марта 2012 г. шесть членов ССАГПЗ заявили, что Совет сотрудничества стран Залива будет развиваться от регионального блока в конфедерацию.

Во время 29-го саммита стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), который проходил в Маскате, было принято решение о создании единого валютного союза. Создание единого валютного совета рассматривалось как очередной шаг на пути формирования единой финансовой системы. Впоследствии Оман и ОАЭ отказались участвовать в валютном союзе. Остальные четыре страны-члена ССАГПЗ (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и Бахрейн) собираются ввести единую валюту под названием халиджи («заливный») в 2015 г., хотя срок уже неоднократно переносился. Штаб-квартира единого центрального банка будет находиться в саудовской столице Эр-Рияде.

«Щит полуострова» (англ. Peninsula Shield; араб. دِرْعُ الجَزيرَة‎‎) – военная составляющая ССАГПЗ, он предназначен для предотвращения и реагирования на военную агрессию против любой из стран-членов ССАГПЗ.

(ССАГПЗ, Cooperation Council for the Arab States of the Gulf) создан 25 мая 1981 года на встрече глав Бахрейна, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии в Абу-Даби. Его деятельность охватывает сферы политики и экономики, обороны, безопасности, информации, культуры, здравоохранения и образования.

Государства ССАГПЗ обладают крупнейшими запасами энергоресурсов. Их доля в мировых доказанных запасах нефти составляет 40% и они удовлетворяют 25% зарубежной потребности нефти; удельный вес в мировых запасах природного газа составляет 20%; им принадлежат 40% финансовых резервов мира.

Благодаря финансово-экономическому потенциалу своих членов ССАГПЗ оказывает реальное воздействие на расстановку сил в Лиге арабских государств, Организации Исламская конференция и Движении неприсоединения, существенным образом влияет (через ОПЕК и ОАПЕК) на положение дел на мировом рынке нефти.

Согласно Уставу ССАГПЗ, основными целями Совета сотрудничества являются:

— достижение координации, интеграции и взаимосвязи между государствами-участниками во всех областях на пути к их объединению;

— углубление и укрепление взаимных связей, контактов и сотрудничества, существующих между их народами в различных областях;

— разработка одинаковых регламентаций в различных сферах, включая финансово-экономические вопросы; торговлю, таможенные вопросы, коммуникации; образование и культуру; социальную сферу и здравоохранение; информацию и туризм; законодательные и административные вопросы;

— ускорение темпов научно-технического прогресса в промышленности, горном деле, сельском хозяйстве, в области водных и животных ресурсов, создание научно-исследовательских центров, совместных проектов, поощрение сотрудничества на уровне частного сектора на благо их народов.

Руководящим органом ССАГПЗ является Высший совет, в него входят главы государств-членов. Председательствование в нем имеет ротационный характер в соответствии с алфавитным порядком названий государств-участников. Совет собирается на свои регулярные сессии один раз в год. Принято решение о проведении дополнительных консультативных встреч на высшем уровне не реже одного раза в год. Допускается проведение чрезвычайных сессий.

Исполнительный орган — Министерский совет, который состоит из министров иностранных дел государств-участников или министров, их замещающих. Председательствует в нем государство, ставшее председателем последней регулярной сессии Высшего совета.

Министерский совет собирается на свои заседания один раз в три месяца. Допускается проведение чрезвычайных сессий.

Рабочим органом ССАГПЗ является Генеральный секретариат, штаб-квартира которого располагается в Эр-Рияде. Его работу возглавляет Генеральный секретарь, назначаемый Высшим советом из числа граждан государств Совета сотрудничества на трехлетний срок с возможностью единовременного переназначения.

Генеральный секретарь ССАГПЗ — Абдель Латыф бен Рашид аз-Заяни (Бахрейн).

Военная составляющая ССАГПЗ — объединенные вооруженные силы "Щит полуострова". Они предназначены для предотвращения и реагирования на военную агрессию против любой из стран-членов ССАГПЗ.

Основными торгово-экономическими партнерами стран ССАГПЗ являются США , государства ЕС и Япония. Совет практикует заключение соглашений о сотрудничестве с рядом стран и региональных объединений.

Россия поддерживает с ССАГПЗ активный политический диалог по актуальным аспектам региональной и международной проблематики. С ноября 2011 года действует формат стратегического диалога между министрами иностранных дел стран-членов ССАГПЗ и министром иностранных дел России.

Четвертый раунд стратегического диалога Россия — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) прошел 26 мая 2016 года в Москве. Завершается работа над Совместным планом действий в рамках стратегического диалога Россия — ССАГПЗ.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Отправить другу



Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) - это субрегиональное интеграционное объединение, в состав которого входят шесть аравийских нефтедобывающих стран Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Оман и Саудовская Аравия. Решение о создании Совета было принято в феврале 1981 г. в Эр-Рияде на совещании министров иностранных дел этих аравийских монархий.

Как отмечает российский экономист И. М. Батыршин, изначально создание ССАГПЗ было объективно обусловлено политической и экономической слабостью каждой из стран Залива в отдельности, а не высоким уровнем процессов экономической интернационализации. В этот период экономика аравийских монархий не только не отвечала внутренним требованиям в плане укрепления хозяйственных связей, но и нуждалась в значительном стимулировании развития этих отношений.

Сразу же после создания ССАГПЗ было подписано Единое экономическое соглашение, направленное на унификацию экономической политики и хозяйственного законодательства. Это послужило основой для договора 1983 г о создании зоны свободной торговли. В течение последующих 20 лет аравийские монархии оставались на этой начальной ступени хозяйственной интеграции, причем, как это часто бывает, степень либерализации торговли была ограничена разнообразными исключениями, в частности, списком наиболее чувствительных к внешней конкуренции товаров местной обрабатывающей промышленности, которые продолжали облагаться таможенными пошлинами.

Одним из последних достижений на пути интеграции в рамках ССАГПЗ является создание таможенного союза. На первом этапе, старт которому был дан 1 января 2003 г., были унифицированы экспортно-импортные процедуры и обеспечено свободное перемещение местных товаров в рамках экономического блока. Был утвержден единый 5% тариф на товары, импортируемые из третьих стран. К 2006 г., пройдя еще два этапа, завершился трехлетний процесс по отмене всех препятствий на пути свободного перемещения товаров6. Однако договориться о практическом применении единого внешнего тарифа удалось лишь в 2009 г.7 Формирование таможенного союза сильно тормозилось разногласиями между ведущим в экономическом и политическом отношения государством Совета - Саудовской Аравии и Объединенными Арабскими Эмиратами. В отличие от ОАЭ, Саудовская Аравия отстаивала принцип «закрытого регионализма», что предполагало сохранение тарифных и нетарифных барьеров по периметру таможенного союза и запланированных на будущее интеграционных объединений более высокого уровня (общий рынок, экономический и валютный союз).

Показатели объема внутренней торговли, опубликованные после создания таможенного союза, свидетельствуют о значительном росте торговли в рамках арабского блока. В частности, объем экспорта и реэкспорта из ОАЭ государства в другие страны ССАГПЗ вырос в 2003 г. на 33%, в то время как торговый оборот - на 16%. Впервые Саудовская Аравия, Кувейт и Катар возглавили список государств, реэкспортирующих товары из ОАЭ в другие страны мира. Это обстоятельство подчеркивает важность введения таможенного союза. В действительности же, экспорт внутри блока в 1990-2000-е гг. не превышал 8% от совокупного экспорта ССАГПЗ. В 2008 г. эти страны вернулись по данному показателю на уровень 1982 года, то есть к 5,0%. Колебания удельного веса субрегионального экспорта в значительной степени были связаны с динамикой цен на энергоносители. Их взлет в 2000-е гг. привел к повышению удельного веса импорта главных потребителей аравийских энергоносителей развитых стран. По импорту доля внутренней торговли колебалась в 1990-2008 годах в пределах 7-9%, что свидетельствовало о сохранении ориентации аравийских монархий на ввоз товаров из третьих стран в первую очередь это касалось инвестиционных и потребительских товаров из государств членов ОЭСР.

Между тем, эксперты считают планку в 30% (доля внутреннего производства в совокупной тор- говле блока) в качестве индикатора эффективности данного интеграционного объединения. Показа- тельно, что доля внутрирегионального аравийс- кого экспорта, без учета доходов от вывоза нефти, составляет от 33% до 36%. Такая «очистка» внешней торговли от нефти позволяет утверждать, что обрабатывающая промышленность и услуги в значительно большей степени, чем в целом по ЛАГ, ориентированы на рынок аравийского таможенного союза. А это, в свою очередь, говорит об успешности данной субрегиональной интеграционной модели. Главный интеграционный ориентир, намеченный на 2012 г., - создание общего рынка и введение единой валюты.

По мнению экспертов МВФ, валютный союз будет способствовать: усилению координации экономической политики стран ССАГП; снижению транзакционных издержек; увеличению прозрачности цен, что приведет к более стабильному деловому климату и облегчит принятие инвестиционных решений.

Однако до сих пор не установлены такие критерии для перехода к валютному союзу, как цели по инфляции, максимально допустимый уровень соотношения бюджетного дефицита и государственного долга к ВВП. В 2009 г. Кувейт и Оман заявили, что пока не готовы к участию в такого рода объединении. О динамичном формировании субрегионального общего рынка свидетельствует происходящее в настоящее время снятие ограничений на перемещение капиталов и рабочей силы в границах ССАГПЗ. Следовательно, можно сделать вывод о том, что внутри GAFTA формируется автономный субрегиональный общий рынок с включением элементов валютного союза. Это будет способствовать развитию экономики и ВЭС стран ССАГПЗ, но может и обострить отношения с другими странами ЛАГ. Пока нет оснований полагать, что ССАГПЗ пойдет на принятие в Совет других арабских стран (за исключением еще одного аравийского государства Йемена - по политическим соображениям и в качестве меры экономической поддержки последнего). Следует отметить высокие темпы аравийской интеграции Европейскому союзу понадобилось в два раза больше времени, чтобы достичь уровня интеграции, который реализован в рамках Совета на данный момент.

создан в 1981 в составе Саудовской Аравии, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Омана. Катара и Бахрейна. Устав подписан на I совещании глав гос-в-членов С., проходившем в Абу-Даби (ОАЭ) 25-26.05.1981. Офиц. цель С. – развитие сотрудничества и осуществление тесной интеграции и координации между его членами во всех областях. Осн. его органами являются Высший совет – на уровне глав государств, Совет министров, Генеральный секретариат, а также – Комиссия по решению споров. Штаб-квартира С. – в ЭрРияде (Саудовская Аравия). На сессиях Совета министров иностр. дел регулярно рассматриваются вопросы развития обстановки на Ближнем Востоке и в странах Персидского зал. В связи с ирако-иранским конфликтом С. выступил с планом его урегулирования, предусматривающим поэтапное прекращение огня, отвод войск к международно-признанным границам, создание Фонда по эконом. восстановлению Ирака и Ирана. С этим планом министры иностр. дел Кувейта и ОАЭ посетили в мае 1983 Багдад и Тегеран. Положение в Ливане было предметом обсуждения IV (ноябрь 1983) и V (ноябрь 1984) совещании глав госв-членов С. Была признана необходимость незамедлительного вывода израильских войск из Ливана в целях обеспечения его безопасности, суверенитета, не зависимости и территориальной целостности. В ноябре 1981 было подписано соглашение об эконом. сотрудничестве, предусматривающее координацию планов нац. развития, нефтяной, импортно-экспортной, финансовой политики, развитие технического сотрудничества, меры по ликвидации таможенных барьеров, подготовительные мероприятия к введению единой валюты. Все большее внимание отводится вопросам координации в военной сфере и деятельности служб безопасности. Так, изучаются пути возможного создания объединенных вооруженных сил, формирования единого военного командования, совместной подготовки личного состава, унификации вооружений, налаживания военной промышленности стран Персидского зал. Саудовская Аравия подписала в декабре 1981 и феврале 1982 двусторонние соглашения о безопасности со всеми членами С. (за исключением Кувейта), предусматривающие, в частности, взаимную выдачу преступников, совместную подготовку кадров для полиции, координацию работы пограничных служб. В своих заявлениях гос. деятели стран-членов С. отвергают присутствие в р-не иностр. войск, военных флотов и баз, указывают на независимый характер этой организации, отмечают, что она не направлена против третьих стран, и особо подчеркивают положение о том, что страны Залива сами, без вмешательства извне, способны обеспечить свою безопасность, безопасность региона и проходящих здесь морских коммуникаций.