Основная часть трудовых ресурсов работает. Трудовые ресурсы

Трудовые ресурсы как экономическая категория обозначают трудоспособную часть всего населения страны, способную в силу интеллектуальных и психофизиологических характеристик заниматься производством материальных благ или услуг. К этому относятся все занятые в экономике люди, а также те, кто не занят в ней, но способен трудиться.

Трудовые ресурсы предприятия (персонал) - это совокупность всех физических лиц, которые состоят с предприятием как с юридическим лицом в регулируемых договором найма отношениях.

От качества трудовых ресурсов предприятия зависит результат его деятельности и конкурентоспособность. Понятие «трудовые ресурсы предприятия» отражает его потенциал. Характерно, что в отличие от других только эта группа может требовать от работодателей изменения условий работы и оплаты, а также сотрудники предприятия могут добровольно отказываться от выполнения работ и увольняться по собственному желанию. Поэтому использование трудовых ресурсов предприятия должно быть максимально эффективным и продуманным.

Трудовые ресурсы предприятия обладают двумя ключевыми характеристиками: структурой и численностью.

Количественная характеристика этих ресурсов определяется списочной (количество на определенную дату по документам), среднесписочной (за определенный период) и явочной (явившихся на работу в определенное время) численностью.

Качественная характеристика персонала зависит от квалификационной подготовки работников и их соответствия занимаемым должностям. оценить гораздо сложнее, чем количественные, поскольку единого понимания качества труда сегодня фактически не выработано.

Структура трудовых ресурсов определяется по совокупности отдельных групп работников, которые объединяются по определенному признаку. Выделяют промышленно-производственный и непромышленный персонал.

Промышленно-производственные ресурсы предприятия участвуют в непосредственном производстве (рабочие цехов, аппарата заводоуправления, научных отделов и пр.).

Непромышленные (непроизводственные) ресурсы заняты в обслуживании сферы производства. К этой группе относят работников, занятых в бытовой и социально-культурной сфере (подсобные хозяйства, медицинские, жилищные службы, школы и т.д.).

Все сотрудники предприятия подразделяются на ряд категорий.

Руководители осуществляют управление предприятием. Трудовые ресурсы предприятия высшего уровня - директора и их заместители. Среднее звено представлено начальниками смен, цехов, участков. Низовой уровень представляют мастера, бригадиры.

Специалисты заняты в цехах и службах заводоуправления, они занимаются инженерной подготовкой, разработкой технологий, организацией производства и т.д. Все специалисты подразделяются по уровням. Высший уровень представлен главными специалистами, начальниками управлений, секторов и их заместителями. Средний - экономистами, юристами, инженерами и т.д. Низовое звено - младшие специалисты, распределители работ, техники, т.д.

Рабочие непосредственно заняты в производстве. В зависимости от характера участия рабочих в производственном процессе их можно разделить на основных и вспомогательных.

Служащие занимаются производства (чертежники, счетоводы, делопроизводители).

Структуру можно рассматривать и анализировать по таким признакам, как профессиональная структура (соотношение профессий и специальностей), квалификационная (соотношение работников различных квалификационных уровней или степени профессиональной подготовленности), половозрастная, по стажу (общему или на данном предприятии), по уровню образования среднее специальное, общее среднее, неполное среднее или начальное).

Трудовые ресурсы — это часть населения, способная работать (в соответствии с трудовым законодательством).

В их состав включают:
  • трудоспособное население в трудоспособном возрасте (мужчины от 16 до 59 лет включительно, женщины от 16 до 54 лет включительно за минусом инвалидов);
  • работающих подростков до 16 лет и лиц старше трудоспособного возраста.

Отличие трудовых ресурсов от других видов ресурсов предприятия заключается в том, что каждый наемный работник может отказаться от предложенных ему условий и потребовать изменения условий труда, может, наконец, уволиться с предприятия по собственному желанию.

От трудовых ресурсов следует отличать понятие «кадровый потенциал» предприятия. Кадровый потенциал предприятия — это важнейшая интегральная характеристика персонала, представляющая собой его максимальные возможности по достижению целей предприятия и выполнению поставленных перед ним задач.

Трудовые ресурсы — важнейший элемент производительных сил

Трудовые ресурсы — важнейший элемент . Демографические факторы выступают функцией социально-экономического развития и оказывают большое влияние на экономический рост. При оценке воздействия динамики народонаселения важное значение имеют не только общая численность и прирост населения, но и его возрастная структура, отраслевая занятость, уровень образования и профессиональной подготовки, т. е. качество рабочей силы.

Наиболее высокие темпы прироста населения сохраняют страны Африки, Латинской Америки (более 1%), соответственно увеличится их доля в мировом населении. В 2004 г. население 10 крупнейших (по численности населения) стран составило (в млн. чел.): Китай — 1300, Индия -1070, США — 290, Индонезия — 220, Бразилия — 175, Пакистан — 148, Бангладеш — 143, Россия — 143, Япония — 127, Нигерия — 120.

Отраслевая структура занятости населения напрямую соотносится со структурой производства ВВП. Так, в подавляющая часть населения занята в секторе услуг (60-70%), меньше — в промышленном производстве (25-35%) и в сельском хозяйстве (2-5%). В новых индустриальных странах это соотношение занятых по отраслям и сферам хозяйства составляет 45-55, 20-25 и 10-25%. В большинстве , особенно в наименее развитых, значительная часть населения занята в сельском хозяйстве — от 30% и более, в промышленности — 15%, в сфере услуг — 35-45%.

Качество трудовых ресурсов существенно влияет на темпы и качество экономического роста. Производительный потенциал рабочей силы, помимо психологических и физических качеств работников, включает ряд параметров, определяющих его пригодность и способность к высокопроизводительному труду. Это уровень общего и специального образования, накопленные и передаваемые из поколения в поколение производственный опыт и нормы культуры поведения. Понятно, что производительный потенциал трудовых ресурсов той или иной страны во многом определяется социально-экономической политикой государства.

Анализ наличия, движения и использования трудовых ресурсов

Рассмотрим влияние трудовых ресурсов на объем выпуска продукции. При прочих равных условиях объем продукции будет тем больше, чем больше численность рабочих и чем выше .

Основными задачами анализа трудовых ресурсов являются:

  • рассмотрение показателей численности рабочей силы, ее движения, состава, структуры и квалификационного уровня рабочих, использования рабочего времени, трудоемкости продукции, а также определение влияния изменения численности рабочих на объем выпуска продукции;
  • изучение показателей производительности труда, их динамики, определение влияния отдельных факторов на изменение производительности труда, расчет влияния изменения производительности труда на объем выпуска продукции, выявление резервов повышения производительности труда.

Источниками информации для анализа трудовых ресурсов служат ф. .№5 годового отчета "Приложение к балансу", статистическая отчетность ф. №1-т, "Отчет о численности, заработной плате и движении работников", штатные расписания, данные табельного учета и др.

1.1 Понятие, сущность и содержание трудовых ресурсов

Одной из важнейших проблем развития нашей страны в современных экономических условиях является модернизация экономической и социальной тжизни страны в различных сферах народного хозяйства Российской Федерации.

Мировые экономические кризисы 1998 и 2008 годов, а также начавшийся в 2014 году национальный экономический кризис, не обошли стороной российскую экономику и еще более усугубили ее состояние.

Для модернизации экономики необходима не просто «рабочая сила», а именно «человеческие ресурсы», мотивированные, способные к обучению и развитию своего трудового потенциала. Российский менеджмент на всех уровнях управления должен осознать, что для этого необходимо вкладывать инвестиции в человеческий капитал работников, способствующие формированию мотивации труда, в свою очередь ведущей к повышению производительности и эффективности труда, что является необходимым условием перехода к устойчивому экономическому росту страны.

С экономических позиций к ресурсам относятся совокупность отдельных элементов, прямо или косвенно участвующих в процессе производства или оказании услуг. Поэтому важнейшей особенностью категории «ресурсы» является непосредственная связь с процессом производства, т. е. ресурсы в процессе использования принимают форму факторов производства.

Экономические ресурсы – это те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в процесс производства и оказания услуг. В экономической науке ресурсы подразделяют на четыре группы: природные, материальные, трудовые и финансовые.

В результате развития представлений о человеке как субъекте экономических отношений, возник ряд экономических категорий, таких как «рабочая сила», «личный (личностный) фактор производства», «трудовой потенциал», «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «человеческий фактор производства». Эти экономические категории сходны по своему содержанию, хотя каждая из них имеет свою смысловую особенность. При этом каждую из данных категорий современная экономическая литература трактует по-разному:



Таблица 1. Научные подходы к определению человека как субъекта экономических отношений

Автор Определение
Категория «рабочая сила»
С.Г. Землянухина рабочая сила – это фактор производства во всех способах производ- ства, совокупность физических и умственных способностей, способ- ностей к творческому труду
В.В. Толочин рабочая сила – это способность человека к труду в определенной общественной форме, находящаяся в потенциальном, не деятельном состоянии
Б.В. Хохлов рабочая сила – это совокупность физических, духовных и интеллек- туальных способностей человека
Категория «личный (личностный) фактор производства»
Г.М. Зущина, Л.A. Костин личный фактор – это качественные характеристики рабочей силы и ее производительность, которая зависит от мотивированности рабо- чей силы и ее удовлетворенности трудом
Р.А. Эльмурзаева личностный фактор – это единство природных данных, полученных знаний и приобретенного опыта, является источником получения прибыли для организации и выступает условием экономического, культурного развития общества
Категория «трудовой потенциал»
Ю.Г. Одегов трудовой потенциал – это предельная возможность участия работни- ков в производстве, которая определяется их психофизиологическими особенностями, уровнем профессиональных знаний и накопленного опыта, ресурсная категория, которая показывает, насколько полно быть использован трудовой ресурс работника
Б.Д. Бреев трудовой потенциал – это способность работников к труду, опреде- ляемую их образованием, квалификацией и другими качествами, не- обходимыми для реализации целей производства
Категория «трудовые ресурсы»
Н.И. Воронова трудовые ресурсы – это все экономически активное население стра- ны
В.А. Вайсбурд трудовые ресурсы – это количественная характеристика той части населения (человеческих ресурсов), которая обладает способностью к труду, не учитывающая различий в трудовых навыках и знаниях людей
Категория «человеческие ресурсы»
К.К. Колин человеческие ресурсы – это специфический и важнейший из всех видов экономических ресурсов, это работники, которые имеют оп- ределенные профессиональные знания и навыки, которые могут быть использованы в трудовом процессе
Н.М. Римашевская человеческие ресурсы – это совокупность различных качеств людей, определяющих их способность к производству материальных и ду- ховных благ
Категория «человеческий фактор производства»
В.В. Григорьева человеческий фактор производства – главный компонент общест- венного развития, который образуется при участии людей в процес- се создания материальных и духовных ценностей
В.В. Каюченко человеческий фактор производства – это система физиологических, психологических, социально-психологических свойств и возможно- стей человека, которые проявляются при взаимодействии между людьми и оказывают существенное влияние на эффективность об- щественного труда

Мотивированные и способные к высокопроизводительному труду человеческие ресурсы не могут быть реализованы без достойной оплаты труда, в то же время, в период проведения рыночных реформ произошло ослабление социальной и стимулирующей функций заработной платы, и такая ситуация во многих областях экономики сохранилась и в настоящее время. Оплата труда работников, по сути, превратилась в минимальную стоимость рабочей силы.

Базовым элементом национальной экономики являются трудовые ресурсы.

Однако в последнее время термин «трудовые ресурсы», который характеризует население в масштабах всей страны, применительно к хозяйствующим субъектам, коммерческим и некоммерческим организациям, рассматривается как человеческие ресурсы. Рассмотрим тенденцию изменения сущности данных понятий.

Понятие «трудовые ресурсы» сформулировал в работе «Наши трудовые ресурсы и перспективы хозяйственного строительства» академик С.Г. Струмилин в 1922 году.

В наиболее общем виде трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств, способна производить материальные блага или услуги.

Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве.

Трудовые ресурсы - часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно полезной деятельностью.

По мнению профессора А.И. Рофе,«под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности».

В дипломной работе будем использовать определение, «трудовые ресурсы – это население страны установленного законодательством возраста, обладающее рабочей силой и способное к общественно полезной деятельности в различных сферах национальной экономики».

Из данного определения вытекает необходимость объяснения ряда понятий, составляющих его.

Под установленным законодательством возрастом понимается трудоспособный возраст, установленный российским законодательством в пределах 16 – 59 лет для мужчин, и 16 – 54 года для женщин. В последнее время в европейских странах наблюдается тенденция увеличения порога пенсионного возраста, целесообразность такого изменения в нашей стране мы обсудим ниже. Также существует возможность работы по найму и лиц более молодого, чем 16 лет возраста, с согласия одного из родителей или попечителей. Эти лица также относятся к занятым.

В соответствии с действующим законодательством существует ряд категорий населения, относящихся к трудоспособному возрасту, но не занятых в общественном производстве. Это инвалиды I и II групп, неработающие пенсионеры, лица получающие пенсию в более раннем возрасте по различным основаниям. Такие категории граждан в соответствии с методикой Международной организации труда (МОТ) называются «экономически неактивным населением», составляющее по данным Росстата на 2013 год – 35963 тыс. чел. Средний возраст таких граждан составляет 43,2 лет. В то же время, особенно в настоящих условиях мирового экономического кризиса, было бы неверным полагать, что экономически неактивное население, как указанные категории граждан, так и учащиеся очных форм обучения, не работают и не производят общественно-полезных благ. Подавляющее большинство занято в общественном производстве, и это вызывает необходимость изменения методологии в статистическом учете работающего населения страны. Кроме того, существуют так называемые виды «теневой деятельности», (совсем не обязательно носящей криминальный характер), которая не учитывается и в составе ВВП. В США были предприняты попытки учета теневых видов деятельности при расчете ВВП методом потока доходов, но в отечественной методологии национального счетоводства пока изменений не произошло. Таким образом трудовые ресурсы по классификации МОТ включают в себя экономически активное население по данным на 2013 год - (75528,9 тыс. чел.), подразделяющееся на занятых общественно-полезной деятельностью (71391,5 тыс.чел) и безработных (4137,4 тыс.чел) и экономически неактивное население, о котором было сказано выше.

Кроме того, существует количество людей, не занятых в национальной экономике, которая также включает в себя безработных и осуществляющих поиск работы (учитываются только лица, официально зарегистрировавшиеся в службе занятости по месту регистрации, что также не дает возможности осуществить точный статистический учет данной категории) и лица, не ищущие работу и прекратившие ее поиск, т.е. добровольные безработные. К этим последним относятся как представители богатых и сверх госсударственный богатых классов общества, так и представители беднейших слоев населения страны, по сути, не имеющие определенного места жительства, и ведущие маргинальный образ жизни: по данным МВД РФ они составляют около 4 млн. чел.

Также среди проблем современного российского рынка труда следует отметить тенденцию к депопуляции населения, приведшую к сокращению трудоспособного населения страны с 146,9 до 143,0 млн. чел. за период с 2000 по 2012 гг. Несмотря на то, что в 2013 году численность населения страны достигла 143,6 млн. чел., по прогнозам онлайн-журнала «Труд за рубежом», к 2015 г. трудовые ресурсы страны сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му - на 18-19 миллионов. Пик сокращения численности трудоспособного населения («демографическая яма») прогнозируется в 2016- 2017 гг., когда среднегодовая убыль населения будет превышать 1 млн. человек .

За период с 1992 по 2009 гг. миграционный прирост компенсировал почти на 50% естественную убыль населения России, составившую за указанный период 12,9 млн. человек. В 2013 году миграционный прирост превысил естественную убыль населения на 4 %.

Однако, в России существует проблема так называемой «утечки мозгов», обуславливающая приток работников с низким уровнем квалификации и отток высококвалифицированных работников. Численность иностранных работников, работающих в России, имеет тенденцию к увеличению (в 2010 году - 1014 тыс. человек, в 2013 году - 1149 тыс. человек). Причем, большинство работников - выходцы из Турции, Китая и стран СНГ.

Рассматривая миграционные процессы в федеральных округах, необходимо отметить следующее. По данным сайта института демографии ГУ ВШЭ, самым значительным уровнем естественного прироста (+8,7 %) отличается Северо-Кавказский федеральный округ, миграционная убыль для которого составила –1,4%. Причем, для Северокавказского региона характерна внутренняя миграция в рамках округа. Среди наиболее привлекательных регионов для миграции населения следует выделить Центральный и Южный федеральный округ. В ЮФО наблюдается сочетание естественной убыли населения и миграционного прироста, а наиболее привлекательным для миграции субъектом Южного федерального округа является Краснодарский край. Таким образом, миграционный прирост может выступать фактором компенсации прогнозируемой естественной убыли населения.

Наличие трудовых ресурсов характеризуют определенные группы показателей:

1. Структура трудовых ресурсов, дающая представление об их распределении по целой группе признаков, таких как демографические (пол, возраст, образование, профессия, место жительства и др.); занятость по сферам и видам экономической деятельности, регионам; религиозная, национальная, языковая принадлежность и некоторые другие. Изучение структуры по многим из перечисленных признаков дает основания для планирования количества рабочих мест в отраслях и регионах национальной экономики с учетом состояния и развития рынка труда. Важное место играет учет структуры по образованию, характеризующей профессиональное развитие и квалификационный рост трудовых ресурсов.

2. Численность трудовых ресурсов, определяется как:

где, Т - численность трудовых ресурсов, Ртр - численность населения в трудоспособном возрасте; Ринв – численность неработающего населения того же возраста, в соответствии с установленным государством правовыми нормами; Рпен – работающие лица пенсионного возраста; Рмол – работаюшие подростки до 16 лет.

Наряду с понятием «трудовые ресурсы» часто используют термин «человеческие ресурсы», и также эти понятия смешивают. Понятие «человеческие ресурсы» в науке и практике было принято в 60 - 70-е гг. XX века, но традиционного понимания ресурсов не содержит. Определяется эта новая тенденция в управлении персоналом, стратегическим подходом к управлению рабочей силой, приобретенной на рынке труда. В современных условиях знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, мотивационные потребности работников любой организации являются очень актуальным нематериальным активом, не менее значимым, чем финансовый капитал и материальные ресурсы. Это означает, «что интересам организации соответствует приобретение рабочей силы и ее внутрифирменная подготовка до необходимых качественных и структурных параметров, привитие ей корпоративного духа и организационной культуры».

Концепция «человеческих ресурсов», получившая широкое распространение в США с середины 1970-х годов, подразумевает, что персонал такой же важный фактор производственной деятельности, как и финансовые, материальные, технологические и другие ресурсы, участвующие в процессе создания продукции (выполнения работ, услуг). Компания в процессе своего развития может как увеличивать, так и сокращать этот ресурс, в зависимости от выбранных методов стратегического управления персоналом и организации труда. Американские специалисты в области управления считают такой подход к управлению персоналом более гуманистическим чем традиционные технологии кадрового менеджмента, так как одной из важнейших функций управления персоналом в этих условиях становится его развитие, предполагающее непрерывный процесс обучения, планирование карьерного роста, а не только простое удовлетворение потребности предприятия в кадрах в соответствии с имеющимися вакансиями.

На основе анализа существующих определений понятия «трудовые ресурсы», а также рассмотрев различные подходы к выделению структуры трудовых ресурсов, определим трудовые ресурсы как совокупность реальных и потенциальных работников, т.е. лиц, имеющих возможности и способности заниматься трудовой деятельностью на данной территории (предприятии), в том числе учащиеся, пенсионеры, самозанятые и иностранные трудовые мигранты.

Основными направлениями повышения эффективности использования трудовых ресурсов в рамках конкретного предприятия являются рационализация подбора и расстановки кадров, стимулирование высвобождения работников; устранение малопроизводительного ручного труда; его автоматизация и механизация.

трудовые ресурсы

экономически активное, трудоспособное население, часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

трудовые ресурсы

понятие отечественной экономической науки, близкое по значению к экономически активному населению. Включает население трудоспособного возраста (мужчин 16-59, женщин 1654 лет), обладающее необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве, а также занятое население моложе и старше трудоспособного возраста.

Трудовые ресурсы

часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. В Т. р. включают как занятых, так и потенциальных работников.

Социалистическое государство, в отличие от капиталистического, планомерно использует Т. р., обеспечивая полную занятость населения. Отсутствие безработицы ≈ крупнейшее социальное завоевание трудящихся социалистических государств.

В СССР в практике планирования и учёта к Т. р. относят: население в трудоспособном возрасте, то есть мужчин 16≈59 лет, женщин 16≈54 лет (за исключением неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп и лиц, получающих пенсии по старости на льготных условиях на 5≈10 лет ранее, ≈ работники вредных производств, некоторых видов искусств и многодетные матери с 4 и более детьми); мужчин 60 лет и старше; женщин 55 лет и старше, а также подростков в возрасте до 16 лет, работающих в государственном секторе хозяйства и в общественном производстве колхозов.

Подавляющую часть Т. р. страны составляет население в трудоспособном возрасте. В составе работников за пределами трудоспособного возраста свыше приходится на мужчин и женщин пенсионного возраста. Мера их участия в общественном производстве во многом связана с потребностями народного хозяйства в рабочей силе и системой материального поощрения. Труд подростков используется главным образом в колхозах и совхозах в период напряжённых с.-х. работ.

Изменение численности Т. р. зависит от естественного движения населения ≈ его рождаемости и смертности. При прочих равных условиях быстрому росту населения соответствует быстрый рост Т. р. и наоборот. Однако на Т. р. изменение рождаемости сказывается лишь через 16 лет; соотношение численности поколений, вступающих в трудоспособный возраст и переходящих в пенсионный возраст, тоже меняется. Поэтому удельный вес населения трудоспособного возраста во всём числе жителей страны колеблется: в 1926 он составил 52,1%, в 1939≈53,6%, в 1959≈57,4%, в 1970≈54%, в 1975≈56,3%.

Важное значение для характеристики Т. р. имеет состав их по возрасту и полу. Удельный вес работающих в каждой возрастной группе характеризуется (по данным переписи 1970) следующими данными:

Возрастные группы

Удельный вес рабо-

тающих в обществен- ном хозяйстве, в %

60 лет и старше

В населении трудоспособного возраста преобладают (1975) женщины, что является прямым следствием Великой Отечественной войны 1941≈45. В 1959 женщин 16≈54 лет было больше, чем мужчин 16≈59 лет, на 9,6 млн. человек, в 1970≈ на 2,5 млн. Женщины составляют свыше половины всех рабочих и служащих.

Полная занятость населения достигается непрерывным ростом общественного производства, обеспечивающим удовлетворение потребности людей в работе.

Уровень занятости населения повышается. В 1960 работало в общественном хозяйстве и обучалось 78% Т. р. страны, в 1975 ≈ свыше 90%.

Планирование использования Т. р. решает и такие задачи, как неуклонный рост эффективности труда и обеспечение народного хозяйства рабочей силой. Рост эффективности труда как фактор социально-экономического развития в современных условиях приобретает особенно большое значение. На первый план выдвигается модернизация производства, расширение и систематическое совершенствование профессиональной подготовки работников, высвобождение и перераспределение рабочей силы между отраслями народного хозяйства и предприятиями. Повышаются требования к качеству труда. В расчёте на 1000 работников в 1939 было всего 123 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием, в 1959≈433, в 1970≈653, в 1975≈751. Быстро расширяется подготовка высококвалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях, дающих наряду с рабочей профессией среднее образование (см. Профессионально-техническое образование).

Решая задачу обеспечения народного хозяйства рабочей силой, социалистическое государство заблаговременно устанавливает источники рабочей силы для комплектования ею новых предприятий, определяет масштабы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов и осуществляет их распределение в народном хозяйстве, планомерно воздействует на перемещение жителей из сельской местности в городскую и из одних районов в другие.

Важным инструментом планирования использования Т. р. является баланс трудовых ресурсов .

Лит.: Литвяков П. П., Научные основы использования трудовых ресурсов, М., 1969; Костаков В. Г., Литвяков П. П., Баланс труда, 2 изд., М., 1970; Основные проблемы рационального использования трудовых ресурсов в СССР, отв. ред. Е. Л. Маневич, М., 1971; Трудовые ресурсы и научно-техническая революция, под ред. К. И. Микульского, М. ≈ Берлин, 1974.

В. Г. Костаков.

Википедия

Трудовые ресурсы

Трудовые ресурсы - часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно-полезной деятельностью.

Трудовые ресурсы - та часть населения, обладающая физическим развитием и интеллектуальными способностями, необходимыми для трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники.

Понятие «трудовые ресурсы» сформулировал в одной из своих статей академик Струмилин С. в 1922 году. В зарубежной литературе этому понятию соответствует термин «людские ресурсы».

Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население , занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном крестьянском хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную.

Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ - верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста. Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством.

В современных условиях основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооруженных сил в связи с сокращением численности армии; вынужденные переселенцы из стран Балтии, Закавказья, Средней Азии. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.

Абсолютный прирост определяется на начало и конец рассматриваемого периода. Обычно это год или более длительный отрезок времени.

Темп роста исчисляется как отношение абсолютной численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода.

Количественная оценка тенденций состояния и использования трудовых ресурсов позволяет учитывать и определять направления повышения их эффективности.

Трудовые ресурсы имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые измеряются абсолютными и относительными показателями, а именно: - среднесписочная и среднегодовая численность работников; - коэффициент текучести кадров; - доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, в общей их численности; - средний стаж работы по отдельным категориям работников; - доля работников отдельных категорий в общей их численности.

Среднесписочная численность работников за год определяется путём суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы и деления полученной суммы на 12. Среднесписочная численность работников за месяц рассчитывается путём суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на число дней.

Среднегодовая численность работников определяется путём деления отработанного времени работниками хозяйства за год на годовой фонд рабочего времени. Одним из главных качественных показателей трудовых ресурсов является их половозрастная структура. В литературе используется несколько отличающиеся подходы к выделению возрастных групп. Так, наиболее часто используется такая квалификация: трудовые ресурсы в трудоспособном возрасте, а также младше и старше трудоспособного. В статистических сборниках часто используется двухгрупповая классификация: трудоспособного возраста и старше трудоспособного. Иногда используется более детализированная, например, десятиуровневая шкала: 16-19 лет, 20-24 года, 25-29 лет, 30-34 года. 35-39 лет. 40-44 года, 45-49 лет, 50-54 года, 55-59 лет, 60-70 лет.

В экономической литературе и практике управления человеческими ресурсами используются различные понятия для их обозначения: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, рабочая сила, экономически активное население, экономически неактивное население, персонал, работники, кадры, трудовой потенциал, человеческий капитал и др. Установим их особенности и области применения.

Носителем трудовых отношений в обществе является работающая часть населения, а также та его часть, которая хотела бы работать, но по различным причинам не работает. Именно они входят в понятие трудовых ресурсов.


Трудовые ресурсы – это социально-экономическая категория,

характеризующая функционирующую и потенциальную рабочую силу общества


демографическом: трудовые ресурсы являются частью населения страны, в составе которого определяются их количественные границы;

экономическом : трудовые ресурсы включают экономически активное (занятые в общественном производстве и ищущие работу) и часть экономически неактивного населения (не занятые в общественном производстве по каким-либо причинам, но желающие работать, а также не желающие работать);

социальном: трудовые ресурсы определяют преобладающие социально-экономические отношения общества и формируют его социальную структуру.

Если понятие «трудовые ресурсы» строго позиционировано, так как служит для обозначения характеристик рабочей силы, связанных только с трудовой деятельностью, то термин «человеческие ресурсы » имеет более широкий смысл, поскольку дополнительно включает в состав комплекса характеристик населения блок различных личностных качеств, таких как духовность, нравственность, совестливость и т.д.

Близким к понятию «трудовые ресурсы» является понятие «рабочая сила», который был введен классиками экономической теории как термин, определяющий рабочую силу как главную составную часть производительных сил общества. Под рабочей силой они понимали совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости. Из данного определения следует, что «рабочая сила» трактуется двояко. С одной стороны, определение отражает совокупность физических и духовных способностей к труду независимо от того, принимает человек участие в труде или нет. Главной характеристикой здесь является наличие трудоспособности. С другой стороны – понятие «рабочая сила» служит для отражения общественной формы проявления способностей человека, т.е. его потенциальная трудоспособность становится на деле осуществляющей себя рабочей силой, рабочим.


Рабочая сила – все трудоспособные члены общества

как занятые в общественном производстве (активная часть), так и незанятые, но желающие участвовать в нем (потенциальная часть ресурсов).


Главное отличие содержания данного термина от термина трудовые ресурсы в том, что рабочая сила как экономическая категория имеет определенное качественное содержание, но лишена количественных рамок, установление которых было реализовано введением понятия трудовые ресурсы в связи с необходимостью определения количества и состава этого вида ресурсов в целом по стране и в отдельных регионах. Наряду с термином «рабочая сила» с 1922 г. в нашей стране стал применяться термин «трудовые ресурсы», предложенный академиком С.Г. Струмилиным, который в качественном аспекте является синонимом понятия рабочая сила, но дополнительно отражает количественные границы населения в связи с трудовой деятельностью.

На основе установленных в стране границ трудоспособного возраста все ее население можно представить состоящим из трех поколений:

– дети и подростки, еще не вступившие в рабочий возраст (моложе трудоспособного возраста);

– лица, находящиеся в трудоспособном возрасте;

– пожилые люди, старше трудоспособного возраста.

Основу трудовых ресурсов составляет второе поколение. Определенная часть людей трудоспособного возраста никогда не работала или перестала работать из-за плохого состояния здоровья (инвалиды 1 и 2-й группы).

Нижней границей рабочего возраста в нашей стране является возраст 16 лет, определенный с учетом становления физиологических возможностей человека и возможностей получения начальной профессиональной подготовки. Во многих странах в настоящее время нижней границей рабочего возраста является 14 лет. С этого возраста молодежь учитывается официальной статистикой как возможная рабочая сила.

В соответствии с законом «О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации» в настоящее время верхняя граница рабочего возраста в нашей стране установлена для мужчин – 60 лет, а для женщин – 55 лет. Кроме того, для некоторых видов профессиональной деятельности, связанных с высокими психофизиологическими нагрузками на организм человека, пенсионная планка ниже на 5-10 лет и более. Раньше уходят на пенсию женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8 лет, матери инвалидов с детства, воспитавшие их также до 8 лет. В реальной жизни некоторые из пенсионеров продолжают работать и поэтому учитываются в составе трудовых ресурсов.

Верхняя граница трудоспособного возраста во многих странах Запада поднята до 65 лет. Обусловлено это деформацией возрастной структуры общества в связи со снижением уровня рождаемости. Вместе с тем государство заинтересовано в максимальной реализации человеческого капитала за счет увеличения продолжительности трудовой деятельности. Но использование работников старше определенного возраста не является выгодным для работодателя в силу того, что производительность и интенсивность труда работника растут до определенного возраста (40-45 лет), а затем начинают снижаться; кроме того ими руководит нежелание брать на себя обязательства по пенсионному обеспечению. Наблюдается тенденция повышения правительством в законодательном порядке верхней границы рабочего возраста. Например, возраст выхода на пенсию для мужчин и для женщин в Ирландии составляет 70 лет; в Норвегии – 67 лет; в США, Канаде, Испании, Германии, Нидерландах – 65 лет; в Швейцарии для мужчин – 65 лет, а для женщин – 62 года; в Англии, Бельгии, Италии – для мужчин – 65 лет, для женщин – 60 лет.

В соответствии с указаниями Госкомстата РФ расчет численности трудовых ресурсов производится по формуле:

Ч тр. рес.=Ч нас. тр. возр. – Ч нр инв.1-2 гр – Ч нр пенс. льгот +Ч раб. пенс + Ч раб. подр, (2.1)

где Ч нас.тр.возр – трудоспособное население в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет);

Ч нр инв.1-2гр – неработающие инвалиды 1 и 2-ой групп;

Ч нр пенс.льгот – неработающие мужчины и женщины, получающие пенсию на льготных условиях;

Ч раб.пенс – фактически работающие мужчины и женщины старше трудоспособного возраста;

Ч раб.подр – фактически работающие подростки моложе 16 лет.

Из формулы следует, что численность населения в трудоспособном возрасте не соответствует численности трудовых ресурсов.

Процесс возобновления количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов называется воспроизводством трудовых ресурсов и включает в себя стадии (фазы) формирования, распределения и использования.

Фаза формирования трудовых ресурсов включает естественное воспроизводство населения (носителей рабочей силы); приобретение самой способности к труду посредством системы общего, специального и высшего образования, профессиональной подготовки; восстановление и развитие способностей к труду. Экономическую основу фазы формирования при воспроизводстве трудовых ресурсов составляет объем материальных средств, который необходим работнику для поддержания и развития жизни его и членов его семьи.

Фаза распределения трудовых ресурсов включает распределение и перераспределение совокупной рабочей силы по сферам приложения труда, видам занятости, отраслям народного хозяйства и регионам страны в соответствии со спросом и предложением региональных и внутренних рынков труда.

Фаза использования трудовых ресурсов включает организацию трудовой деятельности, в процессе которой непосредственно реализуется рабочая сила как совокупность интеллектуальных и физических способностей к труду; а также обеспечение занятости трудоспособного населения, желающего реализовать свой трудовой потенциал в общественно полезной работе, приносящей доход работнику.

Процесс воспроизводства трудовых ресурсов является постоянным и обусловлен воспроизводством населения.

Использование трудовых ресурсов характеризуют качественные и количественные показатели. К качественным показателям относятся: структура трудовых ресурсов по групповым признакам: полу, возрасту, уровню образования, профессиям, национальности и языку, религиозным убеждениям, общественным группам, месту жительства, занятости в определенных секторах экономики, сферах деятельности, регионах и др. Кроме того данные структурные показатели рассматриваются в динамике за ряд лет. Количественные изменения численного состава трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный рост (прирост) численности, темп роста и темп прироста.

Одной из важных сторон изучения трудовых ресурсов с позиции их распределения и рационального применения является учет региональных особенностей их формирования и использования, позволяющий оценить эффективность политики государства и региональных административных органов в сфере социально-трудовых отношений на региональном уровне.

Согласно международным стандартам 1993 г. трудовые ресурсы подразделяются на экономически активное и экономически неактивное население. Экономически активное население (Э.а.н .) – часть населения страны, обеспечивающая предложение рабочей силы. Э.а.н. на текущий период в странах с рыночной экономикой определяется как рабочая сила.

и для личного пользования.


По категориям к Э.а.н. относятся: а) лица наемного труда – рабочие и служащие; б) самостоятельные работники; в) помогающие члены семьи на семейных предприятиях; г) лица, временно неработающие по объективным причинам (болезнь, отпуск и пр.); д) учащиеся, совмещающие работу с учебой на режимах неполного рабочего дня; е) ученики и лица, проходящие профподготовку на производстве, получающие стипендию или заработную плату. По количеству отработанного за определенный период времени Э.а.н. подразделяются на занятых, безработных или частично занятых.

Экономически неактивное население – часть трудоспособного населения страны, не входящая в состав рабочей силы и включающая лиц, занятых любой другой полезной деятельностью, кроме участия в общественном производстве, либо не желающих в нем участвовать


К этой категории относятся: а) учащиеся и студенты, обучающиеся на дневных отделениях; б) лица, ведущие домашнее хозяйство (в т.ч. осуществляющие уход за детьми, инвалидами и т.п.); в) отчаявшиеся найти работу; г) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода; д) пенсионеры.

Рассмотренные понятия, описывающие ресурс труда, относятся к макроуровню (стране, регионам, отраслям), тогда как для определения данного вида ресурса на микроуровне применяются такие термины, как «персонал», «кадры», работники» , трактовка которых приведена в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Определение понятий для обозначения работников

Продолжение табл. 2.1

*) введено в 1992 г., в замену понятий рабочие и служащие

Для формирования вывода о сложившихся воззрениях относительно целесообразности используемых на микроуровне понятий проведем обзор литературных источников, посвященных изучению области применения понятий «персонал», «работники», «кадры», элементам их идентичности и отличий. В исходной позиции, определенной действующим Трудовым Кодексом, применяемый термин «работники» ориентирован на правовое регулирование труда и трудовых отношений. Широкое использование понятия «персонал» в настоящем связываем с постепенным включением его в описание трудовой сферы предприятия в прошлом, а именно, с укоренившейся в статистике терминологией, применяемой при делении всех работающих на крупном предприятии на две категории: промышленно-производственный персонал (ППП) и непромышленный персонал. Авторы учебников по управлению персоналом и монографий, исследующих проблемы этой сферы (В. Адамчук, Э. Воронина, А. Егоршин, Е. Маслов, Ю. Одегов, И. Оганесян, О. Ромашов, С. Самыгин, М. Сорокина, Л. Столяренко, коллектив специалистов Института труда и др.), используя даже в названии книг термин «персонал», по большей части проводят аналогию между понятиями персонал, работники и кадры, при этом не давая пояснений относительно особенностей их использования. Приведенное Г. Меликьяном и Р. Колосовой определение персонала как совокупности работающих как по найму, так и собственников, трудовой потенциал которых соответствует производственному и обеспечивает эффективную хозяйственную деятельность, представляется не вполне корректным, т.к. не включает необходимого на наш взгляд уточнения относительно работающих собственников. Подчеркнутая авторами необходимость наличия трудового потенциала персонала определенного уровня, а также эффективности их деятельности представляется не вполне логичной, так как данное положение на практике не всегда наблюдается и в этой ситуации не ясна возможность использования понятия «персонал».

Применение авторами Т. Базаровым и Б. Ереминым для определения персонала как аналога человеческих ресурсов организации, понятия, являющегося более емким по сравнению с первым, представляется не вполне корректным, т.к. термин «человеческие ресурсы» отражает совокупность социокультурных характеристик и личностно- психологических свойств людей в обществе. Однако употребление термина «человеческие ресурсы» в данном случае подчеркивает особые характеристики кадрового состава предприятия, включающего способность к творчеству и потенциальные возможности развития работников, его культуру, нравственность и т.д.

Необходимость комплексного исследования работников, в том числе их личностных, социальных, психофизиологических, биологических характеристик привела к укоренению категории персонал в экономике и управлении предприятия. Приведенные в таблице используемые в настоящем терминология и определения являются основой для широкого применения понятий на практике и в теории. Так, термин «персонал», имеющий преимущественное применение в литературе по управлению кадрами, используется и нами для обозначения работников предприятия, имея в виду их качественные характеристики.

Относительно остальных из перечисленных выше понятий считаем, что выбор конкретно обозначенной терминологии зависит от размеров и организационной культуры предприятия, его стратегических целей и уровня деятельности по управлению персоналом. Мы разделяем мнение авторов по поводу того, что использование разных названий для характеристики объекта исследования определяется глубиной понимания и изучения, аспектом восприятия, существующими традициями, историческим развитием связанных с ним явлений и точкой зрения исследователей этой проблематики.

Далее будем использовать термины «кадры», «персонал», «работники» с учетом широты конкретно выделенной проблемы и имеющихся традиций той или иной сферы деятельности. В рамках предприятия производится классификация работников по категориям. На основе классификатора профессий и должностей все занятые на предприятии подразделяются по категориям: рабочие, руководители и специалисты.

Существуют устоявшиеся показатели, определяющие количественный состав работников предприятий и отрасли. К количественной информации о персонале относятся: общая численность (списочная, средняя, явочная и т.п.), ее структура по видам трудовой деятельности, разрядам, специальностям, квалификациям, возрасту, полу, а также трудозатраты, текучесть кадров, коэффициент приема и т.п. С течением времени наблюдается расширение количества анализируемых показателей. Однако даже в этом достаточно проработанном вопросе имеются формальные решения. Так, в количественная характеристика персонала сводится к показателю численности работников. Хотя, например, в режиме часто имеющего место неполного использования рабочего времени (сокращенный рабочий день или неполная рабочая неделя) или совмещения индивидами двух и более работ такой показатель не может дать полного представления о затратах времени, а значит и количестве трудовых ресурсов. Для более точного учета объема труда большинством авторов предлагается производить расчет его в человеко-часах, но при этом возникает проблема сопоставимости данных по разным объектам в связи с неточным учетом рабочего времени и разной напряженностью труда персонала. Это последнее уточнение существенно усложняет задачу количественного анализа численности.

Еще более сложным является описание и анализ качественных характеристик персонала. Необходимость качественного совершенствования кадров согласуется с их развитием и адаптацией к быстро меняющимся условиям для повышения их трудовой отдачи, а также задачами общего повышения уровня жизни работников. Для этого применяются такие обобщенные понятия, как трудовой потенциал, человеческий капитал, а также частные, например, профессионализм, квалификационный уровень, которые, в свою очередь, включают отдельные компоненты качеств. Рассмотрим первые два понятия, используемые для обозначения обобщенной качественной характеристики персонала.

Начиная с 80-х годов ХХ века термин «трудовой потенциал » вошел в научную и практическую сферу экономики нашей страны, что было обусловлено требованием повышения интенсивности использования рабочей силы. В тот период уровень развития трудового потенциала регулировался непосредственно государством. Следует констатировать, что понятие трудового потенциала первоначально было предложено для масштабов общества, а далее перенесено на уровень предприятий, их подразделений и индивидов. Продолжающееся до сих пор увлечение исследователей [например, 69, 84] изучением проблем трудового потенциала персонала однозначно ориентирует практиков на его наращивание, что структурно не всегда представляется экономически целесообразным.

В зависимости от объекта анализа состав компонентов трудового потенциала персонала предполагает индивидуальные оценки работников (образование, квалификация, опыт, здоровье, социальные характеристики и т.п.), коллективные как сумму индивидуальных, а также комплексные коллективные (психологический климат в коллективе, особенности в связи с национальным составом и т.д.). Рассмотрим состав индивидуальных качественных характеристик работников как базового уровня в системе их воспроизводства. Анализ состава компонентов трудового потенциала индивида показал, что исследователи наполняют его по-разному (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Состав трудового потенциала работника

*) Каждый компонент включает от 6 до 8 элементов трудового потенциала.

Как следует из таблицы, в числе основных компонентов, входящих в понятие трудового потенциала, авторы отмечают здоровье, образование, а далее, по частоте включения, профессионализм, организованность и т.д. В последнее время наблюдается тенденция расширения набора компонентов, входящих в комплекс качественных характеристик трудового потенциала персонала. Многообразие качеств трудовых ресурсов приводит к сложности их описания. Возникает вопрос об оценке общего уровня всех качеств, присущих индивиду и составляющих его потенциал.

С экономической точки зрения расширение анализируемого состава качественных характеристик работника для выявления его возможностей делает выводы более аргументированными, но приводит к значительному увеличению трудоемкости обоснования решений. Вместе с тем, только декларирование роста трудового потенциала мало что дает экономике предприятия, а кроме того приводит к неудовлетворенности работников неполным его использованием.

Теория трудового потенциала достаточно освещена в современных отечественных изданиях по экономике и социологии труда, а также управлению персоналом. Исследователи предлагают методики качественной характеристики трудовых ресурсов на всех уровнях управления. Их вклад в развитие рассматриваемого концепта неоспорим, так как экономическая жизнь предъявляет все новые требования к качествам персонала. Вместе с тем, выявленная психологами кумулятивность отдельных характеристик работника, обусловливающая их взаимозаменяемость в трудовом процессе, а также зависимость способностей индивида к определенной деятельности от его жизненных ценностей, формирующих уровень его потенциальной мотивированности, приводит к необходимости особых подходов к формированию и оценке характеристик работников. Эволюция комплекса качественных характеристик работников, вызванных требованиями производства, приводит со временем к замене одних на другие, включению в общий состав новых компонентов. Так, современная актуализация повышения мотивированности работников приводит к введению блока качеств, отражающих их мотивационное состояние.

В составе другого направления изучения качеств работников базовым понятием является «человеческий капитал ». Следует отметить, что данная терминология является международной и насчитывает около 100 лет. Ее возникновение связано с именем А. Маршалла, который впервые высказал суждение относительно того, что «самый ценный капитал – это тот, который вложен в человеческие существа».

Теория человеческого капитала в современной ее трактовке получила распространение за рубежом во второй половине ХХ века. Ее суть сводится к тому, что работник или работодатель вкладывает средства в те компоненты развития, которые принесут материальную отдачу в будущем. В данном случае индивид идентифицируется как сугубо рациональное существо. В качестве компонентов человеческого капитала, приносящих результат индивиду в виде заработной платы, а предприятию в виде конкурентоспособности на рынке производства товаров или услуг, выступают знания, квалификация, здоровье, миграция и др. Основным аргументом в пользу правомерности данной теории, выдвигаемым ее приверженцами, является соответствие уровня образования населения (а следовательно, и затрат на обучение) состоянию экономики ряда развитых стран. Однако на практике такая связь, как уже подчеркивалось выше, не однозначна.Втеории человеческого капитала выделилась самостоятельная ее ветвь, связанная с экономическим обоснованием целесообразности инвестиций в развитие персонала. Математическое описание экономических явлений, характерное для исследований, проводимых учеными США, позволило провести расчеты отдачи инвестиций в отдельные компоненты человеческого капитала (общее и специальное образование, миграцию) .

До 90-х годов отечественные специалисты достаточно осторожно относились к теории человеческого капитала и даже критиковали ее. С началом перестройки появились исследования (например, И.А. Никатиной, И.А.Майбурова), в основу которых положена рассматриваемая теория.Существуют различные методикиопределения потенциальной стоимости трудовых ресурсов, чаще основанные на затратах при получении образования. Так, по одной из них , накопленный Россией человеческий капитал достаточно высок и его объем в 2001г. составлял 57% по отношению к производственному капиталу. Несомненна практическая польза проводимых обоснований инвестиций в отдельные составляющие качественной характеристики индивида. Однако реализация их как эффективных действий связана с полнотой информации обо всех будущих котировках качеств индивидов в трудовых процессах, что часто плохо прогнозируемо на практике.