Пещера Чокурча: описание. Стоянки первобытных людей в Крыму. Древний Крым: история полуострова от первых людей до медного века

Исторических памятников на Крымском полуострове множество. Они созданы разными народами и принадлежат разным эпохам. Многим из них не одна сотня и даже тысяча лет. Но какой из них самый старый? Ныне ученые выделили одну кандидатуру на это звание. Пещера Чокурча в Крыму – древнейшая в Европе постоянная стоянка первобытного человека.

Где находится Чокурча в Крыму?

Ныне территория, где она расположена, фактически является землей . Совсем недалеко находится областная больница. Для своей стоянки древние люди выбрали берег реки Малый Салгир, что типично, они предпочитали иметь воду поблизости. Однако устье грота выходит на север, что уже нетипично, поскольку так холоднее. Ранее рядом существовала татарская деревня Чокурча, что в переводе значит «яма». Название перешло и на пещерную полость.

Пещера на карте Крыма

Первооткрыватели древней стоянки первобытного человека

Какой срок считать временем появления достопримечательности? По предположениям археологов, люди жили тут более 45 тыс. лет назад. Однако известно об этом стало только в 1927 г., когда С.И. Забнин и П.И. Дворченко (археолог-краевед и геолог) обнаружили в пещере изделия из камня и древние погребения. До того эту «яму» использовали местные татарские пастухи. В довоенное время памятник исследовал Н.Л. Эрнст, но ему не повезло закончить работу – собственный студент написал донос, приведший к аресту ученого.

Дальше дело пошло совсем плохо: в условиях отсутствия контроля в пещере «занимались раскопками» все, кому не лень – пастухи, местные школьники. Огромную роль сыграла и Великая Отечественная война: во время боев и оккупации грот получил значительные повреждения, были потеряны не только ценные вещи на месте, но и многие находки исследователей в музеях Крыма и Украины. Все же в 1947 г. Чокурча была признана историческим памятником мирового значения из-за своей древности.

Сегодня она представляет собой небольшой грот шириной в 5 м и глубиной в 7 м. Ученые полагают, что во времена охотников на мамонтов она была больше – целый тоннель длиной в 15 м. Но затем, вследствие обвала, полость эта существенно уменьшилась. Какой она была в прошлом – сегодня уже не узнать, к сожалению.

Посмертные развлечения неандертальцев

НКВД, гитлеровские захватчики и местные «энтузиасты» не завершили собой список врагов памятника. В послевоенные годы, невзирая на свой высокий статус, он фактически был брошен на произвол судьбы. Правда, у входа установлена соответствующая табличка и заграждение, но первая быстро стала плохо читаемой, а вторую втихаря растащили на металлолом. Местные жители (а район активно застраивался) превратили окрестности исторической памятки в неофициальную мусорную свалку.
Саму же полость облюбовали себе под жилье граждане, уровнем развития несколько уступающие неандертальцам – местные бродяги и алкоголики.

Печальная судьба постигла еще одну находку, известную как Чокурча-2 – это тоже была неандертальцев, ее обнаружили недалеко от пещеры. Произошло это в 1974 г. во время рытья котлована под строительство автобазы. Возможно, новый памятник был даже древнее первого – специалисты отнесли его к эпохе Мустье. Но произошло то, что в СССР пусть не часто, но случалось – ради выполнения производственного плана строительства, археологам не дали провести масштабные раскопки.

Лишь в 2009 г. Симферополь решил вернуть себе памятник мирового уровня. Местные активисты заговорили о необходимости создания туда экскурсионных маршрутов и вовлечении материалов пещеры Чокурча в туристический и научный оборот. Не кто-нибудь, а депутаты местного совета лично выгребли отсюда и погрузили на самосвалы несколько тонн всего того, что оставили после себя алкоголики. Заграждение у входа было восстановлено. Возможно, дальнейшие посмертные приключения неандертальцев будут более веселыми.

Чем интересна пещера Чокурча: включаем воображение

К сожалению, после многих мытарств памятника туристу, посетившему пещеру Чокурча, придется включить воображение. Фото тоже покажут мало примечательного, но дело лишь в разрушительных действиях человека современного. Археологи же уверенно утверждают, что находки на территории этой уникальной достопримечательности Крыма позволяют сделать выводы о производственных навыках древнего населения полуострова,
его верованиях, а также об особенностях природы региона.

Пещера Чокурча в Крыму давала приют охотникам. Климат полуострова в ледниковом периоде не слишком отличался от современного, животный мир тут был очень богат. Ученые обнаружили кости медведей (целых три вида!), гигантских оленей, носорогов, сайгаков, мамонтов, гиен и многих других сохранившихся и вымерших животных. Обнаружены были даже остатки сооружения из костей мамонта. Найдены также изделия из камня (кремня и известняка) и кости (несколько сотен штук). В основном это были скребки и наконечники. Немало древней золы указывало, что население пещеры отапливалось костром и готовило на нем пищу.

Обнаружили археологи и остатки человеческих скелетов, причем покойники были аккуратно уложены в так называемой «позе эмбриона», а рядом с ними обнаружились кости и орудия труда. Таким образом, ученые сделали вывод, что жители пещеры имели свой похоронный обряд, а значит, верили в загробную жизнь. Еще одно свидетельство культурности неандертальцев было обнаружено на своде. Так, под слоем копоти обнаружились вырезанные в камне рисунки – мамонт, рыба и солнце с лучами. Подобные находки – огромная редкость, но, к сожалению, они позже были сильно повреждены.

Как добраться до пещеры?

Не знаете, как добраться до пещеры Чокурча? От автовокзала Симферополя проще всего сесть на маршрутку №88 и выйти на остановке «ул. Луговая», после чего нужно будет пройти пешком около 1 км в восточном направлении, по набережной Малого Салгира.

На машине из центра города доехать можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Луговая, 77, Симферополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.959362, 34.135443.

Ученым известны многие стоянки первобытного человека в Крыму. Пещера Чокурча – самая древняя, но и очень невезучая. Экспонаты оттуда остались лишь в нескольких музеях Симферополя и Одессы. Остается надеяться, что остальное крымское археологическое наследие этой судьбы не повторит. Смотрите в заключении небольшое видео о ней.

Представляет собой полуостров на юге Украины, далеко вклинившийся к югу на 207 км в пределы Черного моря. С востока на запад растянулся на 334 км. Крайняя северная точка находится на побережье Сиваша около села Перекоп, южная - мыс Сарыч (Бараний лоб) расположена недалеко к западу от поселка Форос (40 км западнее Ялты). Надо отметить, что от мыса Сарыч до ближайшей точки на турецком берегу расстояние составляет 263 км. По нему античные навигаторы проложили кратчайший путь через Черное море к малоазиатскому берегу и проходили его за сутки. Крайняя западная точка расположена на мысе Кара-Мрун (Прибойный) на Тарханкутском полуострове (Западная оконечность Крымского полуострова), крайнюю восточную точку полуострова представляет мыс Фонарь на Керченском полуострове. С материком Крым соединяется узким Перекопским перешейком длиной около 30 км и шириной 8-23 км. Площадь полуострова невелика, всего 25880 кв. км, но история его богата событиями. На нем еще до нашей эры формировались и долго существовали самостоятельные государства: Боспорское царство, Малая Скифия и независимые города-полисы (Херсонес). Крым был свидетелем и местом величайших трагических событий: Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг., Гражданская война 1918-1920 гг. и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Крым, благодаря удачному географическому положению и благоприятным климатическим условиям, стал обживаться значительно раньше, чем другие земли современной Украины. На основании данных географических исследований он был обитаем уже в далекие доисторические времена. Археологами здесь также установлены старокаменный век, мезолит, неолит, металлическая эпоха, но все они наступали и завершали свой исторический путь значительно раньше, чем, например, в Приднепровье и примыкавших к нему регионах. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. В пещерах, гротах, под навесами скал в предгорной и гористой части Крыма найдено и исследовано около 20 стоянок людей эпохи раннего палеолита. Среди них самое древнейшее в гроте Киик-Коба у села Курортное Белогорского района. Здесь найдено погребение человека, позволившее антропологам реконструировать и уточнить внешний облик и общее строение тела неандертальца, представителя ископаемых людей, населявших Крым более чем 100 тысяч лет назад.


В 1957 году крымским археологом А.А. Щепинским в предгорном и горном Крыму открыты стоянки древнего человека, на которых найдены орудия труда из кремня. По заключению специалистов ими пользовались 250 тысяч лет назад. До этого самой древней в Крыму считалась стоянка давностью 100 тысяч лет, найденная в гроте Киик-Коба, южнее поселка Зуя Белогорского района, открытая экспедицией Г.А. Бонч-Осмоловского в сентябре 1924 года. Участнику этой экспедиции московскому археологу Е.В. Жирову посчастливилось найти в этом же гроте останки скелетов двух неандертальцев - женщины, захороненной в согнутом положении на боку, и годовалого ребенка также в согнутом «утробном» положении.

В 1977-1978 годах у скалы Ак-Кая, севернее Белогорска, археолог Ю.Г. Колосов с коллегами открыли еще одно захоронение неандертальца. Они стали считать период, к которому относится это захоронение, новой археологической культурой , которую назвали аккайской.

Таким образом, из четырех известных захоронений неандертальцев на территории бывшего СССР три открыты в Крыму. Теперь уже ни у кого нет сомнений, что здесь обитал человек ранее, чем 100 тысяч лет назад. Первые подтверждения этому сделал археолог Г.А. Бонч-Осмоловский, проводя раскопки в 1924 году в верховье р. Зуи в 25 км к востоку от Симферополя. Было найдено около 500 кремневых орудий охоты и труда (рубильца, остроконечники, пластины, изготовленные из камня) и много костных остатков давно вымершего животного мира. По костным остаткам установили, что среди животных, служащих предметом для охоты в то время, были мамонт, носорог, пещерная гиена, первобытный бык, дикая лошадь, гигантский олень, пещерный медведь. В 15 км от Бахчисарая на реке Альме (с. Малиновка), также обнаружена стоянка человека 100-тысячелетней давности.

Найдены стоянки человека 50-тысячелетней давности около Чокурче (в черте г. Симферополя, в долине реки Качи-Качинский навес). Здесь найдены кремневые орудия для охоты и труда первобытного человека: скребки, резцы и кости мамонта, гигантского оленя, лошади, пещерной гиены. Найдены следы, указывающие на то, что человек уже мог добывать огонь.

Заселявшие Крым в период позднего палеолита (30-13 тысяч лет назад) кроманьонцы занимались охотой и рыболовством. Об этом свидетельствуют найденные кости диких животных, обитавших в тот период, и кости лосося, найденные на стоянке Сюрень I у села Танковского Бахчисарайского района.

К периоду мезолита относятся стоянки, найденные в пещере Сюрень I, II в долине реки Бельбек, в нескольких километрах от Гурзуфа, в горах. Найдены скребки, резцы, проколки, ножевидные пластины, изделия из кости.

При раскопках пещеры Мурзак-Коба в Байдарской долине были открыты захоронения кроманьонцев - людей современного физического типа, пришедших на смену неандертальцам.

Ново-каменный век (неолит) в Крыму представлен большим количеством свидетельств этой эпохи. На Ай-Петринской яйле недалеко от Симеиза найдена стоянка Ат-Баш.

Здесь найдено много скребков, ножей, гарпунов, стрел, дротиков, топоров, наконечников для стрел, изготовленных из полупрозрачного, белого и серо-фиолетового камня.

По данным археологических исследований наиболее заселенной в эту эпоху была южная и юго-западная часть Крыма: Симеиз, Гурзуф, Алуштинская, Симферопольская, Севастопольская зоны, и в восточной части Крыма на Керченском полуострове - земли в пределах Феодосии. Здесь найдены остатки поселений и много предметов быта.

Установлено, что неолитическая культура степной части Крыма развивалась в тесных контактах с приазовско-днепровской культурой.

На смену новокаменному веку приходит бронзовый или металлический век. У обитателей Крыма он наступил ранее, чем в других регионах Украины.

Основным хозяйственным занятием обитателей Крыма в этот период было земледелие, скотоводство, а у расселившихся в прибрежной полосе - рыбная ловля.

При раскопках найдено много предметов, относящихся к этой эпохе: мотыги, серпы, каменные зернотерки. При раскопке кургана вблизи Евпатории найдены уникальные находки - пахотные орудия, наподобие сохи. Широкое распространение в этот период имели кремневые шлифованные топоры, молотки из меди и бронзы, ножи копьевидной формы, украшения из кости, бронзы, амулеты. Найдено много керамической посуды с замысловатым орнаментом.

Связи Крыма с внешним миром, особенно степной его части, усиливаются в период меди и бронзы.

В эпоху раннего железа в начале I тысячелетия до н. э. в быту племен, расселенных в степной части Крыма, появляются первые орудия из железа. Скоро железо становится основным материалом для изготовления оружия, орудий труда и предметов домашнего обихода. Первоначально эти предметы завозились с юга из Турции, Римской империи, Малой Азии. Затем стала развиваться своя металлургическая и металлообрабатывающая промышленность. Появились опытные мастера по обработке бронзы, золота и железа.

Неолитическое население горной части Крыма произошло, по мнению ученых, от местного населения эпохи мезолита.

В III и начале II тысячелетий до н. э. на территории Крыма существовало две группы племен, занимавшихся скотоводством, которым, однако, также было известно и земледелие. Одна из них занимала горные районы Крыма, некоторые ученые считают ее коренной, предками которой были проживающие ранее кроманьонцы. Это представители так называемой кеми-обинской культуры. Другая группа племен занимала степную часть Крыма. Обе группы были тесно связаны между собой и с населением Северного Причерноморья и Черноморского побережья Кавказа.

Племена степной части Крыма в начале I тысячелетия до н. э. стали вытесняться и поглощаться (ассимилироваться) пришедшими сюда киммерийцами.

При знакомстве с археологическими эпохами истории человечества невольно возникает вопрос: были ли религиозные верования у первобытного человека? При изучении соответствующей литературы убеждаемся - были! Но какие?

Мы не можем обойти молчанием этот вопрос, ибо религиозные верования оказали огромное влияние на духовную жизнь и формирование человека с его первых шагов по настоящее время. Причины возникновения этих верований - бессилие первобытного человека перед стихийными силами природы, его неудачи в борьбе за свое существование. Развитие человеческого общества привело к повышению способности к абстрагированию, что подтолкнуло к тому, что человек начал искать причины своего бессилия и своих неудач. На помощь приходит воображение, давшее ему фантастическое истолкование различным природным явлениям (гром, молнии и вызванные ею пожары и убийства человека, наводнения и т.п.). Появляется вера в сверхъестественные силы, существование бога, богов; появляются культы и связанное с этим мистическое, благоговейное, то есть глубочайшее почтение, преклонение перед этим «чем-либо» или «кем-либо» сверхъестественным и сверхвоображаемым.

В эпоху мезолита и неолита, а также в периоды бронзовой и ранней железной культур уже существовали сложные религиозные обряды. Правда, на этом этапе развития человека религиозные верования тесно переплетались с мистикой .

В эти эпохи человек был по-прежнему близок к природе и полностью зависел от нее. По-прежнему он был бессилен против стихийных проявлений природы, ее непредсказуемого поведения, приносившего людям то непрерывные дожди и наводнения, то засухи и неожиданные морозы, землетрясения, которые приводили людей в состояние беспомощности и полной растерянности. Все эти явления нагоняли на первобытного человека страх, а нередко и панический ужас. Люди боялись ночной темноты, так как ночью на них чаще нападали хищные звери и враги, а также тяжелых болезней, которые части приводили к смерти, для них было непонятно - человек был полон сил и здоровья, вдруг заболевал и за короткое время умирал. Умерший иногда являлся во сне. Все это было странным и загадочным и наводило на мысль, что умерший не совсем исчез после его смерти, что он есть где-то совсем рядом, если не весь человек, то его тень или что-то подобное ей, то, что потом стали называть «душой», что эта тень или «душа» имеет силу и пришла помочь или покарать.

Незнание явлений природы, окружающей среды и вообще ничего о жизни человека приводит людей того времени к ложному представлению об окружающем их мире, появляется чувство веры в плохих и хороших божеств, в неограниченную силу солнца и огня. Солнце и огонь у них становятся также божествами. В сознании первобытного человека зарождаются признаки религиозных верований в добрые божества и злые духи. В среде того примитивного общества стали появляться люди, которые занимались знахарством, ворожбой и колдовством, могли вызывать добрых и злых духов, могли отогнать темные силы или призвать их, чтобы наказать провинившегося или непонравившегося им человека, могли помочь от недугов или болезней.

Люди верили в то, что они могут умилостивить разгневанных богов, научить их, что надо делать для того, чтобы боги стали к ним добрее и помогли им. Так стали зарождаться шаманы, жрецы и первые священнослужители, которые определяли места для исполнения религиозных обрядов, жертвоприношений, жертвоприношений, которые стали прообразом будущих алтарей и храмов.

Так зародилось язычество, которое часто называют теперь «политеизмом» («многобожием»).

Примечания

Мистика, мистицизм (гр. Mistika - таинственные обряды, таинство) - вера в таинственное, сверхъестественное, сверхчувственное; вера в возможность непосредственного общения человека со «сверхъестественными» силами. (прим. автора)

Рассказы по истории Крыма Дюличев Валерий Петрович

ПЕРВОБЫТНЫЕ СТОЯНКИ

ПЕРВОБЫТНЫЕ СТОЯНКИ

Благоприятные природно-климатические условия Таврики способствовали тому, что уже в глубокой древности человек начинает обживать полуостров. В Таврике, особенно в горном и предгорном районах, были все необходимые условия для жизни древнейшего человека: мягкий и теплый климат, большое количество сухих теплых пещер, наличие источников воды, богатые флора и фауна.

В результате археологических исследований в Крыму было обнаружено большое количество стоянок древнейших людей. Учеными установлено, что человек на территории нашего полуострова проживал начиная с древнекаменного века, более 300 тыс. лет тому назад (в эпоху ашель). В это время климат был сухим и теплым, богатая растительность и большое количество разнообразных животных позволяли с успехом заниматься собирательством и охотой. Найденные кости животных говорят о том, что древнейшие жители Таврики охотились на мамонта, антилопу, оленя, зубра, других животных.

Главному занятию людей того времени - загонной охоте - способствовал рельеф местности - отвесные скалы, пещеры, гроты и т. п.

Большинство стоянок этого времени находилось в юго-западном и юго-восточном районах Крыма. Они располагались на склонах гор, защищенных от холодных ветров и прогреваемых солнцем, вблизи источников и рек, рядом с залежами кремня. На этих стоянках археологами были найдены двусторонне обработанные орудия - ручные рубила длиной до 15-20 см. Человек того времени уже овладел огнем и умел поддерживать его длительное время.

Каждое такое пещерное поселение являлось осенне-зимним обиталищем в укрытых узких долинах горных рек, недалеко от выхода их на пониженные участки рельефа - основные охотничьи угодья.

Подсчеты обжитых площадей в скалистых убежищах, количество и размеры обнаруженных в них очагов и другие данные показывают, что в пещерных поселениях проживали по 2-4 семьи, численностью по 6-7 человек. Примерная плотность населения в Крыму была такова: 1 человек на 60 квадратных километров.

Сравнительно высокая плотность мустьерского населения на единицу площади в Крыму объясняется рядом его преимуществ перед более северными территориями. Крым отличается от них сравнительно мягким климатом, более длительным вегетативным периодом в развитии растений и сезонными скоплениями мигрирующих с севера копытных животных.

В исследованных пещерных стоянках Крыма сохранились слои со следами древнейших культур, залегающие в стратиграфическом порядке, т. е. последовательно снизу вверх, от наиболее древних к поздним. В этих слоях часто заметны линзы очагов с золой и угольками, множество костей животных, ставших охотничьей добычей неандертальцев, вкрапления красной охры, употреблявшейся людьми для татуировки тела.

В 1924 году археологами был открыт грот Киик-Коба. В нем, помимо большого количества различных остатков деятельности древнего человека, были обнаружены и сами части скелетов древних людей. Грот Киик-Коба образовался под воздействием просачивания грунтовых вод и выветривания породы. Размещается грот под карнизом высокого плоскогорья, одного из отрогов Долгоруковской яйлы, на высоте около 90 метров над горной речкой Зуей. Грот хорошо скрыт в лесных зарослях и среди скалистых обвалов. Недалеко от грота вытекает источник, которым; несомненно, пользовались древнейшие люди.

На жилой площади грота, перекрытой нависающим скальным потолком, сохранились и следы древних очагов, в нижнем слое выявлен один очаг, в верхнем - три очажка. Повсюду в границах жилой площади встречается расколотый кремень, каменные орудия труда, кости животных, угольки. Орудия из нижнего слоя более примитивны, чем из верхнего. Это связано, видимо, с тем, что древнейшие обитатели верхнего слоя из грота Киик-Коба хорошо освоили различные способы охоты на крупную и мелкую дичь. Пользуясь дротиком, а возможно и огнем, они широко применяли загонную охоту на обрывах скал. По найденным в гроте костям определено более 110 видов различных животных, в их числе около 50 видов птиц.

Основными промысловыми животными были мамонт, зубр, сайгак, гигантский и благородный олень, шерстистый носорог, дикая лошадь, дикий кабан и др.

В гроте Киик-Коба обнаружена часть скелета женщины, захороненной в несколько согнутом положении, на боку, в специально выдолбленной в скалистом полу яме. Около захоронения женщины был погребен почти годовалый ребенок, тоже положенный в скорченном, «утробном», положении. Подобные захоронения встречаются и на других древнейших стоянках Крыма. Вероятно, у древнейших людей в Крыму уже выработалась определенная обрядность при захоронениях. Очень возможно, что обрядность эта связана с ранними формами религиозных представлений, с идеями возрождения, обратимости. Размещение усопших на месте жилья предполагало сохранение кровнородственной их связи с живущими и отражало отсутствие страха перед умершими или, по древним представлениям, «отошедшими ко сну».

Широкую известность получили и другие стоянки древнейших людей, обитавших в Крыму, в которых были найдены орудия труда, костные останки животных и скелеты людей. К таким стоянкам относятся: Старосельская - близ Бахчисарая, Заскальная - около Белогорска, Волчий грот - недалеко от поселка Зуя, Качинский и Сюреньский навесы - в Бахчисарайском районе, Мурзак-Коба - на речке Черной, Фатьма-Коба - у Байдарской долины и другие.

В среднекаменном веке (мезолит) существенно изменились орудия труда, они представляли собой небольшие кремневые изделия в виде сегментов, трапеций и треугольников. Животный и растительный мир полуострова стал близким к современному. Значительно уменьшилась численность стадных животных. Это видоизменило методы охоты, большую роль стала играть индивидуальная охота. Изобретенный в позднекаменном веке лук стал излюбленным оружием охотников. Основными объектами охоты стали косули и кабаны. В этот период развивается рыбная ловля.

Человеком уже была приручена собака. Археологами обнаружены костные останки свиньи и быка, эти животные в Таврике были приручены раньше, чем на Ближнем Востоке. Постепенно зарождается скотоводство.

Стоянок этого периода в Крыму достаточно много. Наиболее известные Алимовский навес, Кукрек, Фатьма-Коба, Мурзак-Коба, Таш-Аир I, Замиль-Коба I, Сюрень II и др.

Важнейшим признаком новокаменного века (неолит - с V тысячелетия до н. э. до появления металлических изделий) является широкое использование глиняной посуды. Роль скотоводства в это время увеличивается. Собирательство постепенно уступает место земледелию.

В период энеолита и бронзового века (со второй половины IV до начала I тысячелетия до н. э.) ведущими отраслями хозяйства становятся скотоводство и земледелие. Это приводит к увеличению роли мужского труда. Стали развиваться ткачество и прядение.

В бронзовом веке на полуострове развивается целый ряд курганных культур: ямная, кеми-обинская, катакомбная, белозерская, срубная, многоваликовая, сабатиновская. Исследователи утверждают, что эти культуры носят пришлый характер, за исключением кеми-обинской, сабатиновской и белозерской.

Древнейшие люди Крыма в трудном и упорном труде сумели приспособиться и выжить в сложных условиях. Научились изготавливать орудия труда, охотиться, вести хозяйство.

Вопросы и задания

1. Когда на территории Крыма появился первый человек?

2. Чем объясняется высокая плотность населения в Крыму в древние времена?

3. Что находят археологи при раскопках древнейших стоянок людей?

4. Расскажи о стоянке Киик-Коба и ее обитателях.

5. Составь устный рассказ о жизни древних людей Крыма.

Из книги Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей] автора Динин Жаклин

ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ Археология Находки из прошлогоАрхеологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.Люди всегда интересовались

Из книги Повседневная жизнь охотников на мамонтов автора Аникович Михаил Васильевич

Первобытные святилища и «школы» Знания, касающиеся мифической эпохи, а также изображения и ритуалы с нею связанные, считаются в архаическом обществе священными - как и сами события. Священными - это значит тайными, запретными для всех непосвященных, для детей и женщин.

Из книги Бизерта. Последняя стоянка автора Ширинская Анастасия Александровна

Глава XVII От последней стоянки осталось лишь воспоминание Каким оживленным городком была Бизерта в довоенные годы!Дома выходили за пределы города: за квартал Андалузцев, к Корнишу на север; в Зарзуну на юг, где предполагалось строительство рабочего поселка. Новый

Из книги Покорение Сибири. От Ермака до Беринга автора Ципоруха Михаил Исаакович

Первобытные рыболовы Сибири Дальнейшее развитие людей первобытного общества Сибири происходило на фоне окончания последнего оледенения. Исчезают материковые льды, леса наступают на тундры и степи. Это послеледниковое смягчение климата происходило в период от 8 до

Из книги История Австрии. Культура, общество, политика автора Воцелка Карл

Первобытные культуры на территории Австрии /13/ История в австрийских землях начинается с появлением здесь первых людей в эпоху палеолита, приблизительно за 250 тыс. лет до н. э. Эти первые люди древнекаменного века вели жизнь охотников и собирателей: знали огонь,

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Древнейшие стоянки палеолитического человека в Америке Обратимся опять к книге М. Галича «История доколумбовых цивилизаций».«Итак, - пишет исследователь, - несколько племен продолжали свой путь от бескрайних северных просторов к югу в многообещающей надежде на

Из книги Троя автора Шлиман Генрих

Примечание XVII Использование драгоценных металлов на вес в первобытные времена Некоторыми дальнейшими иллюстрациями того, что уже было сказано при обсуждении древних троянских и гомеровских талантов, я в основном обязан прекрасной статье «Деньги», которую написал мой

Из книги Экспедиция в Хиву в 1873 году. От Джизака до Хивы. Походный дневник полковника Колокольцова автора Колокольцов Дмитрий Григорьевич

27-е мая. Сады, в пятнадцати верстах от прежней стоянки В четыре часа утра мы выступили с позиции и следовали прямым путём по направлению к Хиве. Дорога была пересекаема множеством арыков, на которых везде находились мосты. Если бы хивинцы вздумали не только сломать, но

Из книги Археологический словарь автора Матюшин Геральд Николаевич

Из книги Разные человечества автора Буровский Андрей Михайлович

Первобытные неврастеники? То, что мы находим останки людей не в погребениях, а как часть охотничьей добычи – это факт. Но из этого вовсе не следует, что не существовало представлений о загробной жизни и погребального обряда.Существует интереснейшая гипотеза, что сам

Из книги Природа и власть [Всемирная история окружающей среды] автора Радкау Йоахим

II. Экология существования и скрытого знания: первобытные симбиозы человека и

Из книги По страницам истории Кубани (краеведческие очерки) автора Ждановский А. М.

Когда появился в Крыму первый человек? В учебниках пишут, что произошло это великое событие от ста до трехсот тысяч лет назад. Однако ялтинский ученый Сергей Жук поставил официальную науку в тупик, найдя на Южном берегу большие коллекции орудий труда, которым не меньше восьмисот тысяч лет.

неандерталец - ТутКрым
Неандерталец
Они могли принадлежать только питекантропам. Питекантроп - это обезьяночеловек, «человек выпрямленный». В Восточном Крыму таких находок не было.

Известно, что в удобных для жилья пещерах крымских предгорий селились неандертальцы. Неандертальцы (от названия немецкой долины Неандерталь, где впервые в 1856 году были найдены останки такого человека) - древние люди, жившие 250-35 тысяч лет назад.

В Крыму открыты 15 стоянок древних людей, из них несколько - в восточной части. Самая древняя из таких пещер, под карнизом высокого плоскогорья над рекой Зуя, называется Киик-Коба (Пещера дикаря). В 1924 году археолог Г.А.Бонч-Осмоловский обнаружил здесь следы жизни древнего человека: кремневые орудия, золу доисторических костров, кости животных. Этим находкам 100-150 тысяч лет. В открытой к югу пещере люди укрывались от северных ветров, прятались от дождя и снега. Даже совсем нежаркое зимнее солнце понемногу обогревало их неуютное примитивное убежище. Рядом с Киик-Кобой пробивался родник, а в самой пещере археологи нашли погребение женщины и годовалого ребенка.

В 1879 году студент К.С.Мережковский близ села Мазанка обнаружил еще одну пещерную стоянку людей древнекаменного века - «Волчий грот». На территории России это был первый памятник времен древнего палеолита. Палеолит - древний каменный век. Это время эволюции от питекантропа до кроманьонца. Позже следы неандертальцев нашли недалеко от Судака, в Новом Свете, у мыса Меганом.

По остаткам окаменелых костей неандертальцев, обнаруженным в разных странах, можно представить себе облик первых поселенцев Восточного Крыма. Неандерталец был невысок, ходил на коротких ногах, слегка сгибая их в коленях, и для большей устойчивости широко расставлял пятки. Небольшие зоркие глаза его прятались в нависающих надбровных дугах, а по форме нижней челюсти, тяжелой и почти не выступающей, определялась явная способность к речи. Коллективная загонная охота и сложные родоплеменные взаимоотношения (а в племени было 50-100 человек) развивали не только сложный и важный инструмент общения, как речь, но и мозг; в ту пору его объем был 1400см³.

кроманьонец - ТутКрым
Кроманьонец
Постепенно климат в Крыму становился теплее. Ледник отступал на север, а за ним откочевывали привычные к холодам животные. Зато появились новые озера, их заселили водоплавающие птицы. Добывать мясо стало сложнее, охота на мелкую дичь потребовала большей изобретательности, а значит, лучшего развития мозга. Так стал формироваться кроманьонец. Кроманьонцы (по названию грота Кро Маньон во Франции) - люди современного типа. Они жили в Европе 35-8 тысяч лет назад. Он был высок, ходил прямо. В лице его появились тонкие человеческие черты: высокий и широкий лоб без массивного надбровного валика, прямой нос, выступающий подбородок. Он научился мастерски обрабатывать камень, готовить из раздробленной кости острые шила, проколки, наконечники для стрел и дротиков, остроги и гарпуны.

Усложнились не только орудия труда и охоты - изменились общественные и производственные отношения. Возникла родовая матриархальная община, появились зачатки религии, зародились наскальная живопись и миниатюрная скульптура. Люди вышли жить на равнины. Поселки их полуземлянок-полушатров из веток и костей животных располагались вблизи рек, а пещеры служили для них только временными убежищами на случай непогоды или святилищами, где совершались магические культовые обряды.

В эпоху мезолита человек изобрел лук со стрелами, приручил собаку, и охота из коллективной облавы постепенно превратилась в индивидуальный промысел. У одних лучше получалось подстерегать и выслеживать дичь, другие предпочитали добывать с помощью гарпуна или остроги рыбу. А у жилищ, в загонах, подрастали подобранные на охоте жеребята, детеныши горных коз и диких кабанов. Следы таких стоянок обнаружены к северу от Судака и в окрестностях Нового Света.

В пятом тысячелетии до нашей эры начался новый каменный век - неолит. На Керченском полуострове, в степи и в предгорьях Восточного Крыма появились десятки кратковременных, вероятно, сезонных стоянок. Люди жили небольшими поселками в деревянных шалашах, занимались земледелием и загонным скотоводством. Уже одомашнили свиней, коз, овец, лошадей и крупный рогатый скот, а в быту использовали грубую глиняную посуду ручной лепки. Люди еще не перешли к оседлой жизни: весною племена уходили в степи с высокими травами, на ровные, пригодные для земледелия площадки, а на зиму искали приют под навесами скал и

Сегодня повышенную популярность получил запрос в интернете о том, какой народ в Крыму претендует на звание первого и коренного. Постановка вопроса не совсем корректна относительного данного региона, ведь за долгую историю Крым предоставлял свою территорию представителям десятков разных народов, племен. По самому либеральному мнению коренные жители полуострова — это крымчане.

Данное звание может соседствовать с любой другой национальностью, но его первоочередность не подвергается сомнению. Каждый истинный крымчанин понимает, что вне зависимости от страны, к которой в разные эпохи примыкал полуостров, Крым всегда остается самодостаточным и уникальным. Он никогда не растворяется в ином государстве и сохраняет свои традиции и некие особые условия существования.

Тем не менее началась история освоения полуострова тысячелетия назад. Согласно некоторым учебникам, началась от ста до трехсот тысяч лет назад. А по находкам ялтинского ученого Сергея Жука появление человека на полуострове отодвигается на 800 тысяч лет. Ученому удалось обнаружить на Южнобережье целые коллекции орудий труда, возраст которых можно определить лишь приблизительно, и он не меньше 800 тысяч лет.

Подобные орудия относят к эпохе питекантропов — обезьяночеловека, «человека выпрямленного». Такие артефакты были обнаружены только на территории Южного берега.

Другие древнейшие находки относятся к эпохе неандертальцев, которые жили на земле 250-35 тысяч лет назад. Неандертальцев привлекали в Крыму удобные для жизни пещеры предгорий. Само название древнего человека — Неандерталец, произошло от названия немецкой долины Неандерталь, где ученые впервые обнаружили останки такого человека. На данный момент историкам известны 15 стоянок, расположенных на территории полуострова.

Самая древняя пещера-пристанище находится под карнизом высокого плоскогорья у реки Зуя. Стоянка неандертальца получила название Киик-Коба, что переводится как «Пещера дикаря». Первые находки в этой местности были сделаны в 1924 году археологом Г.А. Бонч-Осмоловским. Он обнаружил кремневые орудия, кости животных, золу доисторических костров — следы жизни древнего человека. После соответствующих условий историки заявили, что артефактам около 100-150 тысяч лет. Пещера использовалась неандертальцами в качестве укрытия от северных ветров, дождя, снега. Удачное расположение открытой пещеры позволяло жившим в ней людям согреваться под нежарким зимним солнцем.

Древние люди умели подбирать подходящее жилище, жизненно необходимо было наличие рядом источников воды. Так, недалеко от пещеры Киик-Коба когда-то пробивался родник. В самой пещере археологи обнаружили погребение женщины и годовалого ребенка.

Ранее, в 1880 году студент К.Мережковский проводил собственные исследования в районе Волчьего грота. Ему удалось найти кремневые орудия эпохи позднего палеолита. В 1924 году Бонч-Осмоловский также проводил здесь исследования. Волчий грот близ села Мазанка — первый на территории России памятник времен древнего палеолита. В эту эпоху проходил процесс эволюции от питекантропа до кроманьонца. В последующее время ученые-археологи находили следы неандертальцев в Новом Свете, у мыса Меганом, у Судака.

По находкам, сделанным в разных странах мира, ученые восстановили предполагаемый образ неандертальца — по сути первого жителя Крыма.

Это был невысокий человек, с короткими ногами. Передвигался вертикально, сгибая колени и широко расставляя пятки для обеспечения устойчивости. Надбровные дуги сильно выступали над небольшими глазами, но зрение у неандертальца было прекрасным. Тяжелая и почти не выступающая нижняя челюсть позволяет ученым заявлять о высокой вероятности способности к речи у древнего человека. Неандертальцы жили в социальных группах от 50 до 100 человек, имели сложные родоплеменные взаимоотношения и выживали благодаря загонной охоте. Все это благоприятно сказывалось на постепенном развитии не только речи, но и мозга.

Развитию неандертальцев также помогло изменение климата в Крыму. Отсюда стал уходить ледник, значительно потеплело. Это привело к тому, что привычные звери начали покидать полуостров, двигаясь к привычным снежным ландшафтам, а в Крыму появились новые озера. На водоемах быстро поселились водоплавающие птицы. Птица в принципе меньше тех животных, на которых обычно охотились древние люди. Кроме того, чтобы их поймать надо быть более изобретательным.

Таким образом, неандертальцы начали быстрее развиваться в умственном плане и эволюционировать в кроманьонцев. Данное название было дано человеку, проживавшему 35-8 тысяч лет назад в Европе. Первые следы кроманьонцев были обнаружены у грота Кро Маньон во Франции. К этой эпохе человек уже был достаточно высок, ходил прямо, имел тонкие человеческие черты в лице — прямой нос, выступающий подбородок, широкий лоб, отсутствие массивного надбровного валика. Кроманьонцы научились обрабатывать камень, использовали раздробленные кости для изготовления острог, гарпунов, дротиков, острых шил, наконечников для стрел.

В этот период в социальной жизни древнего человека начала образовываться зачаточная религия, родовая матриархальная община. Отдельные представители кроманьонцев оставили после себя миниатюрные скульптуры, наскальные рисунки. Кроманьонцы уже не жили исключительно в пещерах, используя их только как временные убежища. для постоянного жилья они строили полуземлянки у рек и водоемов. Пещеры и естественные углубления в скалах также использовались кроманьонцами как святилища для совершения магических культовых обрядов. Позже человек изобрел лук для облегчения охоты, приручил собаку. Охота постепенно перестала быть коллективным занятием.

В районе Нового Света и Судака археологи обнаружили стоянки, на которых предположительно древние люди выращивали подобранных жеребят, детенышей диких кабанов и коз, добывали с помощью острог рыбу, выслеживали дичь. На Керченском полуострове обнаружены временные сезонные стоянки времен эпохи неолита.