Крестный отец. «Крестный отец» Карло Гамбине: каким был прототип Вито Корлеоне

Карло Гамбино, заслужившего почетное звание "босса боссов", называют самым выдающимся мафиози ХХ века. Это с него Марио Пьюзо списал образ Вито Корлеоне — "крестного отца" всех времен и народов. Это он стал членом Коза Ностра уже в 19 лет, и это он умер редчайшей для мафиозного босса смертью — в своей собственной постели от сердечного приступа.

После того, как Лаки Лучано оставил американскую криминальную сцену — сначала его упрятали в тюрьму, а позже депортировали в Италию, — во всем Нью-Йорке остался только один человек, способный возглавить местную мафию. И Вито Дженовезе, и Джо Боннано, и Кармине Галанте — все они мнили себя достойными преемниками Лучано, однако королем суждено было стать только Карло Гамбино.

Персонажем он был довольно противоречивым. В криминальном мире его многие считали трусом, а Джо Боннано так и вовсе сравнивал с белкой в человеческом обличье и уличал в лакействе. Когда еще был жив Альберт Анастази, босс семьи Гамбино до 1957 года, он держал Карло в качестве мальчика "подай — принеси" и особо с ним не церемонился. "Однажды я видел, как Альберт страшно разозлился на Карло, — вспоминает Боннано. — Он поднял руку и почти ударил его. Другой бы не стерпел такого публичного унижения, но Карло ответил лишь подобострастной усмешкой".

Впрочем, Карло, похоже, сам предпочитал, чтобы его воспринимали неправильно. Он любил прикидываться этаким тихоней, обычным покупателем, пришедшим на рынок за фруктами, и, казалось, всегда был готов подставить другую щеку. "Гамбино был как змея, которая сворачивается и притворяется мертвой, пока опасность не минует", — говаривал начальник нью-йоркских детективов Альберт Сидман. Однако в кругу своих Гамбино требовал неукоснительного соблюдения всех тонкостей криминального этикета. Сам он, к примеру, пожимал руку двумя разными способами. Если Карло клал свою ладонь под ладонь визави, это значило, что к знакомству он относится формально. Если же рука Гамбино оказывалась сверху, это значило, что собеседника приняли.

Когда в конце 1950-х годов Вито Дженовезе решил занять лидирующую позицию среди нью-йоркских мафиози, он обратился за помощью именно к Гамбино — от него требовалось содействие в устранении Альберта Анастази. В этом случае Гамбино встал бы во главе семьи Анастази и вассалом Дженовезе. У Гамбино, впрочем, были свои планы: он согласился разработать план убийства Анастази, однако вместо этого начал обдумывать способ устранения самого Дженовезе.

В 1957 году Анастази расстреляли во время посещения парикмахерской, и главным оказался Дженовезе. Он еще не знал, что те, от кого Гамбино надумал избавиться, недолго наслаждаются властью. За несколько месяцев Дженовезе достиг вершины, не без помощи Гамбино, и тут-то его и поймали федеральные агенты — опять же, не без помощи Гамбино: это он организовал сделку по продаже наркотиков на сумму 100 тысяч долларов, на которой попался его бывший соратник. Дженовезе получил 15 лет тюрьмы и скончался, так и не выйдя на свободу.

Так Карло Гамбино оказался лидером сильнейшей семьи в Нью-Йорке. Он прибрал к рукам весь Манхэттен, вернул контроль над бизнесом по сбору и вывозу мусора, а также усилил контроль над бруклинским портом. Заниматься наркотиками своим подчиненным Гамбино строго-настрого запретил — слишком опасным был этот бизнес.

К концу 1960-х годов клан Гамбино считался самым могущественным из всех пяти мафиозных семей в Нью-Йорке. Он не только управлял правления своим кланом, но и оказывал существенное влияние на жизнь других семей. Правда, здоровье Гамбино оставляло желать лучшего: в 1970-х годах он старался реже выходить из дома. Там он и скончался 15 октября 1976 года во время просмотра телепрограммы в возрасте 74 лет.

Похоронили "босса боссов" на кладбище Сент-Джонс в районе Куинс. На церемонию прощания пришли более двух тысяч человек, в том числе полицейские, судьи и политики.


Мусорный бунт под Неаполем

» и основанного на нём фильма Фрэнсиса Форда Копполы . Фамилию Корлеоне Вито получил при въезде в США, когда регистратор ошибочно вписал в графу "Фамилия" место рождения Дона. Он возглавлял один из самых могущественных кланов итало-американской мафии - семейство Корлеоне.

Вито Корлеоне
Vito Corleone

Марлон Брандо в роли дона Корлеоне на обложке первого фильма кинотрилогии
Создатель Марио Пьюзо
Произведения Книги:
Крёстный отец
Фильмы:
Крёстный отец
Крёстный отец 2
Игры:
The Godfather: The Game
The Godfather II
Пол мужской
Дата рождения 7 декабря
Дата смерти 29 июля (63 года)
Семья Отец: Антонио Андолини
Мать: Сигнора Андолини
Брат: Паоло Андолини
Жена: Кармела Корлеоне
Дети Сыновья: Сантино Корлеоне, Фредерико Корлеоне , Майкл Корлеоне , Том Хаген (приёмный)
Дочь: Констанция Корлеоне
Прозвище Крёстный отец, Дон Корлеоне
Должность глава клана Корлеоне
Род занятий пенсионер, бывший гангстер
Прототип Карло Гамбино, Фрэнк Костелло
Роль исполняет Марлон Брандо ,
Роберт Де Ниро

Марлон Брандо и Роберт Де Ниро , сыгравшие старшего дона Корлеоне в первом и втором фильмах кинотрилогии о семействе Корлеоне, - единственная пара актёров, удостоенных премии «Оскар » за исполнение роли одного и того же персонажа (но в разные годы его жизни).

В фильме «Крёстный отец»

В начале первой части кинотрилогии 53-летний дон Вито выдаёт замуж свою дочь. Нью-йоркский гангстер Солоццо предлагает ему инвестировать своё состояние в наркобизнес , пророча, что именно за этим будущее. Дон Вито, сохраняя рудименты патриархальной морали, отказывается, аргументируя тем, что растеряет всех друзей-политиков, если начнет заниматься наркобизнесом.

Разочарованный Солоццо подсылает к Корлеоне киллеров . Тяжело раненый, дон Вито передаёт управление семейным бизнесом старшему сыну Сантино, а после его гибели - младшему Майклу. В конце фильма (1955 год) 63-летний дон Вито умирает, от сердечного приступа, играя с внуком в саду. Его место во главе клана занимает Майкл Корлеоне.

За исполнение роли гангстера свой второй «Оскар» получил Марлон Брандо (принять статуэтку отказался).

В фильме «Крёстный отец 2»

Вито Андолини родился 7 декабря 1891 года в сицилийском городе Корлеоне . В этой местности Италии действуют безжалостные законы сицилийской мафии - от рук местного мафиозного клана погибли отец, старший брат и мать Вито. Чтобы спасти от неминуемой смерти Вито, его родственники отправили 9-летнего ребёнка одного в Нью-Йорк . Вито отставал в развитии и не разговаривал, поэтому таможенники вместо фамилии в оформленных документах по ошибке вписали название города, из которого приехал Вито.

Во втором фильме трилогии показано, как Вито тяжело и честно трудится в бакалейной лавке в манхэттенском районе трущоб «Маленькая Италия », чтобы прокормить свою семью. Однажды местный мафиози дон Фануччи приводит к хозяину лавки, в которой работает Вито, своего племянника и заставляет взять его на работу. В результате Вито оказался безработным и был вынужден искать новое занятие.

Случайно он помог спрятать оружие начинающему гангстеру Клеменца. Тот, чтобы отблагодарить Вито, грабит квартиру и «дарит» Вито дорогой персидский ковёр . Вито видит, насколько легко можно получить очень дорогую вещь. Одновременно Вито начинает задумываться, почему местные итальянцы, платя дань Фануччи, не только не получают от него ничего взамен, но часто подвергаются унижениям и побоям.

Вито решает заняться новым делом. После физического устранения Фануччи Вито занимает его место, однако ведёт дела совершенно по-другому. Вито обеспечивает справедливость, защищает лояльных к нему итальянцев. На контрасте с предыдущим «доном» Вито получает одобрение и уважение местных итальянцев.

Для легализации своих криминальных доходов Вито Корлеоне создаёт фирму по торговле оливковым маслом . Якобы по делам фирмы возвращается в Корлеоне, чтобы отомстить убийце родителей.

За исполнение роли молодого дона Вито премии «Оскар » за лучшую роль второго плана был удостоен 30-летний Роберт Де Ниро . Он стал к тому моменту самым молодым актёром, получившим «Оскар».

Кинофильм «Крестный отец» – известнейшая американская криминальная драма, что вышла на экраны в 1972 году. Это произведение снято режиссером Френсисом Фордом Копполой, он же совместно с Марио Пьюзо являются авторами сценария. Данная картина удостоено высшей награды академии Оскара сразу в трех номинациях. Мировая премьера картины состоялась 15 марта 1972 года. Этот фильм, что положил начало самой известной криминальной саге, прочно вошел в классику мирового кинематографа.

Рецензия фильма Кресный отец (1972):

Бриллиант кинематографа, сверкающий на фоне тусклых будничных фильмов, гениальное кино, не зря получившее своих Оскаров, но заслужившее больше статуэток, в нем прекрасно все - от музыки до титров, великое шедевральное произведение! Пьюзо, гений пера… Вы поверили? Разумеется, восхищения наши - дело последнее, и уж разумеется такой их окрас - неискренен. Случайных читателей эпитеты волнуют мало, потому никаких хвалебных возгласов, интересует нас в первую очередь разбор фильма и его героев. Пристегните ремни.

Во избежание путаницы, основные рассмотренные персонажи:

  • Дон Вито Корлеоне - Крестный отец, глава влиятельной итальянской семьи в Америке.
  • Сонни Корлеоне - старший сын Вито.
  • Фредо Корлеоне - средний сын Вито.
  • Майкл Корлеоне - младший сын Вито.
  • Том Хайгин - советник Вито.

I. О людях

Дети своих богов

Чересчур рвется в бой, срисовав свой будущий образ с собственного отца и пытаясь этот образ догнать раньше времени, ощущает себя приемником главенства над семьей, и старается оправдать придуманные им же чужие на него надежды, действенный и амбициозный, но неопытный и с горячей головой - все это черты портрета Сонни, неотъемлемого сына семьи, нацеленного на участие в бизнесе и решении важных вопросов.

Отстранившийся сын семьи - Майкл - герой войны, который вернулся со службы в вечные объятия отца, он говорит о нелегальном бизнесе родных «Это они, но не я», налаживает отношения со своей женщиной, присутствует на свадьбе сестры и ходит в кино. Какое-то время Майкл комфортно подвешен между собственным Я и семейным единством, он нейтрален к деятельности своих родных, хотя уважает и любит их. Не отрицает позиций семьи, просто не выказывает желаний жить бок о бок с законами итальянского бизнеса в Америке. У Майкла иное прошлое, нежели у его родных, потому и иное виденье настоящего, где он оказывается вхожим в круг властного и самобытного клана.

Сумбурная несдержанность и рьяное чтение традиций Сонни, скорее пропасть между ним и отцом, нежели связующее их звено. В то же время отстраненность от традиций Майкла роднит его с главой семейства. Сонни изначально преступник и в этом похож на Вито, но он совсем нерасчетлив и недальновиден, а потому не может достигнуть понимания своей ответственности - того, что так крепко объединяет Вито с Майклом. Сонни, стремясь к отцу, так и остается сыном, романтик семьи, но не ее разум.

А Майкл, будучи далеким от отца, одиноким в своей семье, тем самым примыкает к нему очень близко. Майкл, изначально отказываясь от преступного пути, все же чувствует восхищение способностью отца вести дела методом кнута и пряника, быть хозяином положения. Допущение преступления - важный фактор в его совершении. А восхищение преступлением?

Сколь показательна и нередка ситуация, когда семью объединяет несчастье. Переход Майкла от Себя к Родне происходит, разумеется, после покушения на его отца и возникновения угрозы для остальных членов семьи. Сонни в сердцах распаляется, много кричит и стучит кулаками по столам, а Майкл берет на себя роль главы, он решает справиться со сложившимися проблемами, не перекладывая ответственность на чужие плечи. Сильное решение - принести жертву тем, за кого чувствуешь ответственность, перенимая их нелегкую ношу.

Майкл не остается в стороне, хотя сложившаяся ситуация лично для него неопасна. Не Майкл ищет защиты семьи, но семья принимает его защиту. Способность бросить все, что было дорого, подвергнуть себя риску ради клана - это стало серьезным заявлением Майкла на лидерство. Вито дарует свое одобрение тому, кто не хотел, но оказался должен. И именно ему позднее передает ответственность за семью и бизнес.

Фредо Корлеоне сыграл роль некого дополнения характеров. В отличие от интуитивного и преданного Сонни, он отвергал традиции и избегал семьи. В отличие от одинокого и мыслящего Майкла, оказался слаб для ответственности и заботы. Своего рода, Фредо - человек, демонстрирующий, чем отличается наследник семьи от ее отступника.

Три отпрыска бога в его мире находят свои дороги. Чей-то путь оказывается краток и обрывается пропастью, чей-то долог, но очень тернист, а чей-то ведет совсем не в ту сторону. Благо, кинофильм Крестный отец»не страдает акцентированием на неправильности жизненных приоритетов, он показывает характеры героев в непростых условиях, неизменность коих задана по умолчанию.

Бог своей семьи

Не приверженец, как может показаться, традиций, и несправедливый судья. Вито Корлеоне заносчив, претенциозен, он вовсе не стремится к миру с прочими влиятельными семьями Нью-Йорка, как не стремился к равенству ни с кем из своих партнеров и друзей. Понимание дружбы Вито, искажено пониманием благодарности, дружбой он зовет оказание услуги в ответ на оказание услуги, проявлением дружбы считает искреннюю просьбу друга, на которую сам никогда не пошел бы первым. Вито выслушивает просьбы, но после этого отдает приказы. Вито комфортно только тогда, когда ситуация полностью в его руках, но он не агрессивен, он тонко-харизматичен, тактичен со всеми, кто недоволен его главенством.

Речь Дона Корлеоне на встрече глав семей представляет его понимающим, дружелюбным, но не ослабляет тех тисков, в которых Вито держит всю систему разделения властей. Когда главы семей предлагают ему отдать некоторые сферы влияния, он спрашивает их «Разве я когда-нибудь отказывал в услуге?». Он готов делиться всем, чем обладает, но никому не позволить обладать этим самостоятельно. А его рабочий кабинет - как церковь, куда приходят на исповедь грешники, замаливающие свои грехи.

Мужчины, жалуясь Дону на жизненные неурядицы и несчастья, похожи здесь на плачущих детей, прибежавших к своему кормильцу и защитнику. Это отречение чужих правил стремлением самому правила создавать без оглядок на традиции, возведение себя на престол связывает Вито и Майкла. Оба они любят семью, любят как несмышленого слепого щенка, которого нужно кормить и оберегать, оба они хотят видеть мир своим, а не себя, миру принадлежащими.

Вторая часть трилогии о «Крестном отце» представляет собою сочетание двух историй - молодости Вито Корлеоне, начало его пути восхождения, и созревание Майкла Корлеоне, его жизнь во главе семьи. В этих историях просматриваются параллели, но куда больше связующих звеньев я нашел между персонажами Вито в первой части и Майкла во второй, Майкла в первой части и Вито во второй. Соответственно сравнивая, Вито и Майкл очень схожи, правя семейным кланом, у Майкла та же претенциозность и заносчивость, то же благоразумие и решительность, - а молодые Майкл и Вито наделены одинаковой волей к победам. Молодой Вито объясняет и раскрывает свой постаревший персонаж из первой части, в то время как Майкл создает свой персонаж, в первой части уже объясненный.

Consigliere

Некровный сын чужого бога, незаменимая часть семьи. Не ее разум, как может показаться, не воин, а ее эрудиция. Том Хайген - юрист, дающий советы, в детстве найденный на улице, согретый и отныне преданный клану Корлеоне. Он чувствует себя обязанным, отчасти потому, что таковыми себя должны чувствовать все, кому помог Вито. Благодарность Тома есть его стимул к работе, потому ему столь тяжело отходить, даже на время, от дел, в которых он мог бы помочь. Американец с сицилийскими привычками - персонаж как минимум интересный.

Женщины для богов

Образ женщины в «Крестном отце» лишен возможности выбора. Три сына Вито были вольны, стать теми, кем хотели, его же дочь являлась только чьей-то женой, без своих амбиций. Женщины не посвящены в дела семьи, не допущены до бизнеса и не имеют права задавать вопросов на эту тему. Семья с одной стороны, бизнес с другой. Мужчина находится между этими стихиями, подвергая семью смертельному риску из-за бизнеса, но в бизнес ее не пропускающий. Мужчина требует от женщины неоправданного зачастую доверия и невмешательства в принятие решений, от которых может зависеть ее жизнь. Шовинистские итальянские традиции сделали женщин «Крестного отца» рабынями, а традиции бизнеса - вдовами.

II. О сюжете

Интересное сочетание фильма о судьбах с фильмом одной истории. Кинофильм «Крестный отец» , по сути, рассказывает об обычном эпизоде из жизни нескольких влиятельных семей, с позиции одной из них. В устоявшемся бизнесе и разделенным между Отцами влиянием, появляется новый источник дохода - наркоторговля. Она сулит фантастические доходы и обещает тем, кто согласится ей заняться, возможность единоличной власти. Однако, у этого нового бизнеса есть ряд недостатков: неся прибыли, он отпугивает политиков и полицию, которых купить окажется вовсе не так легко, как в случае с игорными домами или алкоголем. К тому же, некоторым главам семейств претит продажа смертельного порошка. «Это грязный бизнес» (с).

Ситуация складывается в противодействие, одни семьи негативны по отношению к наркобизнесу, и стремятся сдерживать его, дабы не разориться, другие семьи видят в наркобизнесе будущее и готовы заняться им вплотную. Кто-то остается в стороне, кто-то вступает в войну. Небезынтересный персонаж - Турок, наркоделец - подозрительно похожий на Ефима Шифрина, служит катализатором в бойне, подталкивает тех, кто желает заняться с ним бизнесом к устранению тех, кто хочет его бизнес в Америке ограничить. Хрупкий мир нарушен дуновением власти и алчности. «Я человек нового поколения» (с).

В трехчасовой экранизации данной истории, облаченной в аутентичные (скорей всего) итальянские традиции, Пьюзо и Коппола сумели показать не только и не столько историю войны семей, сколько историю людей семьи. Притом, что история войны не кажется какой-то, не дополненной или не раскрытой, здесь все на своих местах, оптимально вплетено в неспешный сюжет, насыщенный жестокой атмосферой логичных убийств, когда ничего личного, просто бизнес. Просто деньги.

Я, кажется, забыл похвалить игру актеров, режиссуру? Ну да бог с ними.

Лучший фильм о мафии.

Правила жизни Вито Корлеоне

  • Первейшая обязанность человека - оставаться живым. А уже потом следует то, что люди именуют честью.
  • Если ты проявляешь щедрость, то придай этой щедрости личную окраску.
  • В день свадьбы дочери ни один сицилиец не может никому отказать в просьбе. И ни один сицилиец не упустит такого случая.
  • Если мужчина не стал своим детям настоящим отцом, он не мужчина.
  • Дружба - это все. Дружба превыше таланта. Сильнее любого правительства. Дружба значит лишь немногим меньше, чем семья. Никогда этого не забывай.
  • У каждого из нас найдется что рассказать о своих невзгодах. Я этого делать не собираюсь.
  • Меня тянет повозиться в саду - делать домашнее вино, когда нальются гроздья.
  • Он деловой человек. Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться.
  • Я человек суеверный, стыдно признаться, но что поделаешь.
  • Один законник с портфелем в руках награбит больше, чем сто невежд с автоматами.
  • Никогда не сердись, никогда не угрожай и заставь человека рассуждать здраво. Главное искусство состоит в том, чтобы не замечать ни оскорблений, ни угроз и подставлять левую щеку, когда тебя ударят по правой.
  • Иной долг способен сломить самую крепкую силу.
  • Ничто мне так не чуждо в этой жизни, как беспечность. Женщины и дети могут позволить себе жить беспечно, мужчины - нет.
  • Людям, которых любишь, говорить «нет» нельзя - во всяком случае, часто. В этом весь секрет. Когда же все-таки приходится, то твое «нет» должно прозвучать как «да». Или добейся, чтобы они сами сказали это «нет». И не жалей на это времени и усилий.
  • С теми, кто воспринимает несчастный случай как личное оскорбление, несчастные случаи не происходят.
  • Что творилось бы на земле, если б люди, вопреки всяким доводам рассудка, только и знали, что сводили друг с другом счеты? Разве не в этом проклятье Сицилии, где мужчины так заняты кровной местью, что им некогда зарабатывать хлеб для семьи.
  • Я рассуждаю по старинке.
  • Всегда лучше, если друг недооценивает твои достоинства, а враг - преувеличивает твои недостатки.
  • Месть - это блюдо, которое вкуснее всего, когда остынет.
  • Мы не юристы, чтобы выдавать друг другу заверенные ручательства. Мы - люди чести.
  • Знай меру .
  • Одно дело виски , азартные игры, даже женщины - то, чего требует душа у многих и что запрещено отцами церкви и государства. И совсем другое - наркотики.
  • Как знать , не станет ли кто-нибудь из детей моих внуков губернатором или даже президентом - здесь, в Америке, нет ничего невозможного.
  • Жизнь так прекрасна.
  • Будь я всесилен, я явил бы больше милосердия, чем Господь.

Реальным прообразом для легендарного Вито Корлеоне был глава сицилийской мафии в США Карло Гомбино. Он не был похож на классического гангстера с буйным нравом и револьвером за поясом. Карло отличался спокойным характером и доброжелательностью, а достигнуть власти и заслужить прозвище «Крестного отца» ему помогла врожденная хитрость и звериное чутье опасности.

Карло Гомбино – трус и мальчик на побегушках

В Нью-Йорк Карло Гомбино попадает в 19 лет. Парень был из семьи, принадлежавшей к «достопочтенному обществу». Именно так сицилийцы называли представителей «Коза Носты». Попав в огромный город, Карло присоединяется к преступной организации, в которую уже входил его родной дядя Джузеппе, занимающийся нелегальной продажей алкоголя, азартными играми, грабежами, рэкетом, воровством.

Гамбино сблизился с так зваными «новыми мафиози» - молодыми итальянцами, которым не нравились порядки, установленные старшим поколением. Они выступали за криминальное сотрудничество с итальянцами не сицилийского происхождения и еврейскими бандитами. Как и дон Карлеоне из «Крестного отца», Карло отличался нетипичным для вспыльчивых сицилийцев спокойным и уравновешенным характером.

Многие «коллеги» воспринимали вежливость и бесконфликтность Гамбино за трусость и даже обвиняли его в лакействе. Известный мафиози Джо Бонано презирал Карло и сравнивал его с белкой, рожденной в человеческом обличии. Гангстер вспоминал, что босс Альберто Анастази использовал Гомбино, как мальчика на побегушках, а на все унижения тот отвечал лишь услужливой улыбкой.

Начало восхождения

Карло Гамбино притворялся простачком, и сам создавала себе имидж незаметного тихони. Он был хитрым и внимательным человеком, который понимал, что действовать удобней из тени, не привлекая к себе внимания. Лучше всего характер гангстера охарактеризовал детектив Альберт Сидман, который говорил: «Гамбино был как змея, которая сворачивается и притворяется мертвой, пока опасность не минует».

В результате внутренних разборок в семье Мангано лидерство захватывает Альберто Анастази, а Карло Гамбино становится вторым человеком в клане. За буйный характер нового босса называли «Безумный шляпник» и часто его необдуманные действия подставляли под удар все мафиозные семьи. В 1957 году Анастази расстреляли в парикмахерской. Босс был убит в результате сговора, между Вито Джованезе и Карло Гомбино и убрали «Безумного шляпника» с молчаливого согласия боссов других семей.

Лидером группировки становится Джованезе, а вторым номером неприметный тихоня Гомбино. В 1959 году Вито Джавонезе арестовала полиция. Гангстер получил 15 лет тюрьмы, в которой он и умер. Как оказалось, ловушка была организована Гомбино, который за 100 000 тысяч долларов подкупил свидетельствующего в суде наркодиллера. Теперь главой клана становится Карло, а семья называется его именем – Гомбино.

Босс всех боссов

Окружающие начинают обращаться к Гомбино не иначе как «Дон Карло» или «Крестный отец». Подручные Карло подминают под себя Манхеттен, захватывают прибыльный мусорный бизнес, берут под контроль бруклинский порт и городские профсоюзы. Наступает так званная «Эра Гамбино». Под влияние бывшего мальчика на побегушках попадает Бостон, Чикаго, Майами, Лас-Вегас, Лос-Анджелес, Сан-Франциско.

Важной статьей дохода организации становится игорный бизнес. При этом Карло остается ревностным католиком. Босс посещает церковь, запрещает своим людям заниматься сбытом наркотиков и порнографии. Больше всего «Дон Карло» ценил семью. Все главные посты в организации занимали его братья, кузены, племянники и прочие родственники. Своих детей он женил на детях других криминальных боссов.

Свободное время Кестный отец предпочитал проводить с семьей, в числе которой был женатый на его дочери брат легендарного Фрэнка Сенатры. Власть Гамбино в криминальном мире была огромна. Путем многоходовых комбинаций ему удавалось устранять конкурентов и даже ставить во главе других мафиозных семей своих людей. В семье Гомбино числилось 300 активных членов, а ежегодный доход составлял пол миллиарда долларов.

Выглядел «Дон Карло», как милый дедушка с доброй улыбкой, однако полиция знала, что за непримечательной внешностью скрывается решительный человек с железной волей. Круглые сутки дом Гомбино находился под слежкой спецслужб. «Крестный отец» знал, что его прослушивают, и он всегда шифровал свои послания. Например: один из подручных спросил у дона – стоит ли покупать лапки лягушки.

Босс ответил на вопрос кивком головы. На следующий день, провинившийся перед семьей Гомбино человек, был найден убитым. ФБР так и не удалось арестовать «Дона Карло», и только в молодости он отсидел два года. Глава мафии умер в возрасте 74 лет в своей постели, что для человека его занятия большая редкость. На похороны Карло Гомбино пришли тысячи людей, среди которых было немало судей, полицейских, политиков и криминальных конкурентов.

23 сентября 2016, 16:38

Фильм снят по мотивам романа Марио Пьюзо «Крёстный отец» (The Godfather, 1969).

В январе 2008 года компания McFarlane выпустила 16-ти сантиметровую фигурку Дона Корлеоне.

По некоторым сведениям, на роль Вито Корлеоне также претендовал Фрэнк Синатра.

Марио Пьюзо (на фото ниже) был полностью разорен, когда подписывал контракт с «Random House» на издание «Крестного отца».

Студия Paramount приобрела права на экранизацию романа еще до того, как он был опубликован. В распоряжении студии был лишь 20-страничный план романа. Книга Пьюзо затем стала бестселлером, разойдясь тиражом 10 миллионов экземпляров. Сам писатель как-то признался, что все свои знания о мафии он почерпнул из других книг.

Место режиссёра фильма было сначала предложено Серджио Леоне, но тот отказался. Впоследствии Леоне сожалел о своём решении и в 1983 году решил снять столь же масштабный фильм «Однажды в Америке» (на фото ниже).

Кинокомпания Paramount Pictures до начала съёмок хотела отобрать проект у Копполы и передать его режиссёру Элии Казану (режиссеру "Трамвая желание" (на фото ниже), но Брандо сказал, что тоже уйдёт, если уволят Копполу.

На разные роли в фильме рассматривались: Уоррен Битти, Ален Делон, Берт Рейнолдс, Роберт Редфорд, Дастин Хоффман, Джек Николсон, Роберт Де Ниро, Лоуренс Оливье и другие. Но Коппола отверг все эти кандидатуры.

Во время съёмок Брандо носил специальную капу, чтобы его челюсть выглядела как челюсть бульдога.

Ленни Монтана, который играл Луку Брази, был профессиональным борцом, прежде чем стать актером. Он настолько нервничал, что постоянно сбивался во время диалога с Брандо во время сцены в кабинете крестного отца. Поскольку у Копполы не было времени переснимать эту сцену, он добавил новую, где Лука Брази репетирует свой разговор с Вито Корлеоне и поясняет свое заикание волнением.

Слово «коппола» (итал. coppola) обозначает традиционную сицилийскую шляпу, такие шляпы можно увидеть в некоторых «итальянских» сценах фильма.

Корлеоне (итал. Corleone) - это название горной сицилийской деревушки, многие годы служившей убежищем для мафиози.

Композитор Нино Рота был номинирован на «Оскар» за лучшую музыку к фильму, но номинацию отменили, когда выяснилось, что он не писал новой музыки для фильма целиком, а переработал отрывки из старой (из фильма «Фортунелла», 1958).

Музыка из "Фортунелла"

Музыка из "Крестного отца"

Прототипом Вито Корлеоне являлся знаменитый гангстер Джозеф «Джо» Бонанно (на фото ниже).

В 2006 году по фильму вышла компьютерная игра с одноименным названием.

Аль Мартино, который сыграл в фильме Джонни Фонтейна, вне фильма также был эстрадным певцом и сам исполнил песню к фильму "Speak Softly Love". В некоторых источниках говорят, что фигура Фонтейна была во многом основана на собственных приключениях Мартино. Однако большинство зрителей посчитало, что за ней стоит Фрэнк Синатра.

Песня в исполнении Аль Мартино "Speak Softly Love" к "Крестному отцу".

Съёмки фильма проходили в течение четырёх месяцев в середине 1971 года.

По словам Аль Пачино, слезы Марлона Брандо в сцене в госпитале были настоящими.

Джеймс Каан и Аль Пачино лишь на 10 лет младше актрисы Морганы Кинг (на фото ниже), которая сыграла их мать, а Джон Казале - на 5 лет.

Считается, что одной из сцен, в которой показывают жестокость Дона Корлеоне, является сцена, в которой он предлагает избить человека, при этом нежно поглаживая кошку, сидящую у него на коленях. Но дело в том, что никакой кошки не было в сценарии. Эта кошка бродила по съемочной площадке и запрыгнула на колени к Марлону Брандо как раз перед началом съемок.

Фильм занимает первое место в списке среди 10 лучших гангстерских фильмов по версии Американского института кино (AFI).

Френсис Форд Коппола загорелся идеей снять фильм после прочтения книги. По его словам, если бы он пришёл с этой идеей в студию Paramount на 4 месяца позже, то ему бы не доверили съемки этого фильма. Кинокомпания изначально отнеслась к проекту как к небольшой гангстерской драме и не ожидала большого успеха. После того, как начались съемки, продюсеры были недовольны тем, что фильм превращается в драму со множеством диалогов. Они хотели гангстерский фильм со множеством стрельбы, поэтому постоянно угрожали уволить Копполу. Спустя полгода книга Марио Пьюзо обрела большую популярность, а фильм стал ожидаемым проектом. Кинокомпания не решилась менять режиссёра посреди съемок.

При утверждении кинопроекта студия Paramount выдвинула требование не привлекать к съемкам Брандо. К тому времени он был известен своими выходками на съемочной площадке, а также проблемами с алкоголем. На роль крестного отца пробовалось несколько актёров, но лучшую игру показал именно Брандо. Студия вынуждена была согласиться с этим фактом.

По словам Марио Пьюзо, персонаж Джонни Фонтейна не был основан на факте из биографии Фрэнка Синатры, по слухам получившего роль в фильме Фреда Циннемана «Отныне и вовеки» (1953) вследствие давления на продюсера картины со стороны мафии. Но впоследствии это стало стереотипом, неоднократно опровергаемым биографами Фрэнка Синатры.

«Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться», - фраза, которую Вито Корлеоне говорит своему крестнику певцу Джонни Фонтейну, стала культовой, и по сей день используется во многих криминальных фильмах. В «Крестном отце» дон Корлеоне произносит эту фразу в ответ на жалобу Фонтейна, который не может получить роль в кинофильме. Вито же обещает, что глава студии даст Джонни эту роль.

«Веревочки марионеток»

Коппола отчаянно отстаивал знаменитый логотип.
Студия изначально хотела изменить знаменитый и знаковый сегодня логотип с «веревочками марионеток» (который впервые был создан графическим дизайнером С. Нилом Фуджита для романа). Коппола настаивал на сохранении логотипа, потому что писал сценарий совместно с автором романа Марио Пьюзо.

Paramount желал сэкономить. Режиссер настаивал на сохранении временных рамок и места развития сюжета. Чтобы снизить затраты на реквизит, Paramount попросил Копполу модернизировать сценарий таким образом, чтобы сюжет развивался в 1972 году, а также снять кино в Канзас-Сити, а не в более дорогом Нью-Йорке. Коппола убедил продюсеров в том, что фильм нужно снимать в Нью-Йорке по событиям, происходящим после Второй мировой войны.

Режиссерская установка была не выходить из образа. Коппола проводил импровизационные репетиции, во время которых приглашал актеров на семейный ужин. При этом они должны были находиться в образе своего персонажа.

Всего в фильме показано 18 трупов, включая лошадь. Голова лошади в постели была настоящей. Это был не муляж - отрезанную голову принесли с местной бойни. Сцена с отрубленной головой животного в кровати главы киностудии Джека Уолтса стала не только классикой кинематографа (сцена повторялась, копировалась и пародировалась несчетное количество раз), но и перекочевала в реальную жизнь. После выхода фильма итальянские гангстеры начали подкладывать головы лошадей, козлов и ослов неуступчивым людям, как знак предупреждения.

В картине используется особый язык преступного мира Америки, который после выхода фильма стал понятен для большинства людей. Также фильм породил новые приметы и знаки; например, апельсин в фильме является признаком смерти: каждый раз, когда в кадре появляются эти фрукты, кто-то погибает.

В книге у Майкла и Кей Корлеоне было 2 сына, а в фильме - сын и дочь.

Большинство актеров, исполнивших роль в «Крестном отце», были до этого неизвестны. Особенно показателен в этом плане пример Аль Пачино; изначально студия не хотела брать актера на роль ввиду его неизвестности. Продюсеры всеми силами пытались заставить Френсиса Форда Копполу уволить Пачино со съемок фильма. Просматривая отснятый материал, они постоянно задавали режиссеру один и тот же вопрос: «Когда же он, наконец, начнет ИГРАТЬ?» Только увидев сцену, в которой Майкл Корлеоне убивает комиссара полиции, они поняли гениальную режиссерскую прозорливость Копполы.

Аль Пачино предпочитал съемки по старинке. Он по-настоящему ударил себя, чтобы выглядеть естественно при дальнейших съемках (ранее его персонажа по сюжету ударили кулаком в лицо).

Роберт Де Ниро пробовался на роль Сонни, но Коппола счел, что его личность была слишком жестокой для этой роли. Де Ниро позже появился в качестве молодого Вито Корлеоне в «Крестном отце 2» и выиграл приз за лучшую мужскую роль второго плана.

Чтобы добавить ощущения реальности в свадебных сценах (а также потому, что у него было всего два дня для съемки), Коппола полностью импровизировал во время этих сцен.

Сцена, в которой Санни избивает Карло, снималась в течение 4 дней и потребовала 700 статистов.

Фрэнсис Форд Коппола в фильме чередует сцены семейных церемоний со сценами бандитских разборок, что делает сагу более динамичной, напряженной. Одна из самых жестоких сцен фильма, где показывается расправа над главами пяти семей, чередуется со сценой крещения сына Карло и Конни.

Резиденция Корлеоне была настоящей и находилась на Стейтен-Айленд.
Резиденция была выставлена на продажу в 2014 году чуть менее чем за 3 млн долларов.

В 1972 году, когда «Крестный отец» вышел на экраны, он побил все возможные рекорды популярности. При бюджете в 6 миллионов долларов в прокате сага собрала около 270 миллионов; первый фильм саги получил 3 «Оскара» и 5 «Золотых глобусов», второй фильм получил шесть «Оскаров» и шесть «Золотых глобусов». Третий фильм саги, несмотря на 7 номинаций, ни одной награды не получил. Но, на мой взгляд, все три части "Крестного отца" замечательные.