Генеральная ассамблея оон страны. История создания Организации Объединенных Наций. Какова роль этой структуры во всемирной безопасности

Генеральная Ассамблея ООН – главный директивный, совещательный и представительный орган Организации Объединенных Наций. Состав Ассамблеи формируется из представителей всех государств членов ООН. На сегодняшний день в состав Организации Объединенных Наций входят 193 государства, каждое из которых представлено своей делегацией на заседаниях Генеральной Ассамблеи. Сессии Ассамблеи проходят в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

История создания Организации Объединенных Наций

Идея создания международной организации, главной задачей которой было поддержание мира и безопасности зародилась во время Второй мировой войны. Первым шагом к созданию ООН стало подписание Соединенными Штатами Америки и Великобритании документа, в котором были изложены основные принципы международной безопасности. Он был подписан 14 августа 1941 года президентом США Ф. Д. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем на военно-морской базе Арджентия в Ньюфаундленде. Документ получил название Атлантической хартии.

Вскоре к Атлантической хартии присоединились 26 стран входящих в антигитлеровскую коалицию. 1 января 1942 года ими была подписана декларация Объединенных Наций, в которой выражалась поддержка основным пунктам хартии.

На московской конференции, проходившей с 19 по 30 октября 1943 года, представители СССР, США, Великобритании и Китая подписали декларацию, в которой призывали создать международную организацию, которая занималась решениями проблем мировой безопасности. Вопрос по созданию такой организации также поднимался на встрече руководителей стран-союзников 1 декабря 1943 года в Тегеране.

С 21 сентября по 7 октября 1944 года на заседаниях проходивших в Вашингтоне, дипломаты СССР, США, Великобритании и Китая договорились о структуре, целях и функциях новой организации. 11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции Сталин, Черчилль и Рузвельт высказались о готовности создать «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности».

Итогом этой договоренности стала Конференция прошедшая в Сан-Франциско 25 апреля 1945 года. На этой конференции делегаты от 50 стран подготовили Устав новой организации. 24 октября 1945 года Устав ООН был ратифицирован странами – постоянными участниками Совета Безопасности (СССР, США, Великобритания, Китай, Франция) и таким образом была создана Организация Объединенных Наций.

Первое заседание Генеральной Ассамблеи ООН состоялось 10 января 1946 года в Центральном зале Вестминстерского дворца в Лондоне. На ней присутствовали делегации 51 государства. Первая резолюция Генеральной Ассамблеей была принята 24 января 1946 года. Она касалась мирного использования атомной энергии и ликвидации ядерного и другого оружия массового поражения.

Динамика увеличения стран-членов ООН

Структура Генеральной Ассамблеи ООН

Генеральная Ассамблея была учреждена в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций в 1945 году. Руководит Ассамблеей председатель, который выбирается голосованием. Также методом голосования выбирается 21 заместитель председателя. При голосовании каждое государство-участник ООН имеет 1 голос. Председатель и его заместители избираются на одну сессию и выполняют свои обязанности в течение той сессии на которой они были выбраны. Действующий председатель Генеральной Ассамблеи ООН – Сэм Кутеса (Уганда).

Каждая новая сессия Генеральной Ассамблеи ООН начинается с решения организационных вопросов, после чего начинаются общие прения. В ходе проведения общих прений представители всех государств имеющих членство в ООН получают возможность высказать свою позицию на тему международных вопросов. Как правило, общие прения проходят 7 дней, после чего Ассамблея переходит к решению вопросов стоящих на ее повестке. Поскольку вопросов, находящихся в рассмотрении Генеральной Ассамблеи ООН очень много, для оптимизации ее работы были созданы специальные комитеты. Комитеты разделены по тематике вопросов и занимаются непосредственным их обсуждением. После чего резолюции вынесенные комитетами рассматриваются на пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН. На сегодняшний функционирует 6 главных комитетов:

  • Первый комитет рассматривает вопросы посвященные разоружению и международной безопасности. Действующий председатель комитета - Кортни Рэттри (Ямайка);
  • Второй комитет рассматривает вопросы касающиеся экономической и финансовой деятельности. Действующий председатель комитета – Себастьяно Карди (Италия);
  • Третий комитет рассматривает вопросы связанные с социальными и гуманитарными проблемами, а также рассматривает вопросы культуры. Действующий председатель комитета – София Мескита Боргес (Тимор Лешти);
  • Четвертый комитет занимается рассмотрением политических вопросов, которые не входят в юрисдикцию других комитетов. В их числе вопросы деколонизации и деятельности БАПОР (Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ). Действующий председатель комитета – Дурга Прасад Бхаттараи (Непал);
  • Пятый комитет рассматривает административные и бюджетные вопросы Организации Объединенных Наций. Действующий председатель комитета –Франтишек Ружечка (Словакия);
  • Шестой комитет рассматривает вопросы международного права. Действующий председатель комитета – Тувако Натэниел Манонги (Танзания);

Помимо шести основных комитетов функционируют комитет по проверке полномочий и генеральный комитет. Комитет по проверке полномочий насчитывает 9 членов, назначаемых Генеральной Ассамблеей в задачу которых входит проверка полномочий представителей государств-членов ООН.

Генеральный комитет занимается организационными вопросами Ассамблеи. В его задачу входит оказывать содействие Председателю в составлении повестки дня для каждого пленарного заседания, устанавливать очередность рассматриваемых вопросов и координировать работу основных шести комитетов. Кроме этого, генеральный комитет предоставляет рекомендации по дате закрытия сессии Генеральной Ассамблеи. В состав комитета входит председатель, 21 его заместитель и руководители шести основных комитетов.

Кроме комитетов, действуют другие вспомогательные органы, решающие более узкий круг вопросов. Вспомогательные органы подразделяются на советы, комиссии и рабочие группы. Советы и комиссии делятся на исполнительные и консультационные. На сегодняшний день действуют Исполнительные совет Детского фонда ООН, Исполнительные совет Мировой продовольственной программы, Исполнительный совет Программы развития ООН в области народонаселения. К консультационным органам относятся Совет по вопросам разоружения и консультационная комиссия БАПОР. Кроме этого, в структуре Генеральной Ассамблеи функционируют:

  • Комиссия международного права. Занимается вопросами прогрессивного развития международного права и его кодификацией;
  • Комиссия ООН по праву международной торговли. Занимается вопросами содействия унификации права международной торговли;
  • Комиссия по разоружению;
  • Комиссия по международной гражданской службе. Занимается вопросами создания единой международной гражданской службы путем применения общих норм и методов в отношении персонала;
  • Комиссия по миростроительству. Занимается вопросами предотвращения военных конфликтов;
  • Комиссия ревизоров. Оказывает независимые аудиторские услуги.

Рабочие группы создаются Генеральной Ассамблеей в соответствии с принятыми резолюциями и решениями на пленарных заседаниях. Группы подразделяются на группы открытого состава и специальные рабочие группы. К группам отрытого состава относятся группы рассматривающие вопросы: защиты прав пожилых людей, финансового положения ООН, импорта и экспорта обычных видов вооружений и пр. Специальные рабочие группы занимаются вопросами: активизации деятельности Генеральной Ассамблеи, обеспечению мира в Африке, координации встреч на самом высоком уровне касающихся экономического развития государств и пр.

Задачи и функции Генеральной Ассамблеи

Генеральная Ассамблея ООН является наиболее представительным органом этой организации, так как в нее входят делегации всех стран-членов ООН. По своей сути Генеральная Ассамблея является консультационным международным органом. Ведь в отличие от резолюций Совета Безопасности ООН, резолюции Генеральной ассамблеи носят не обязательный, а рекомендательный характер.

Но в то же время, принятые Ассамблеей резолюции имеют большое морально-политическое значение для международных отношений. Нынешний Пан Ги Мун заявил, что хотя резолюции Генеральной Ассамблеи не носят обязательный характер, ООН в своей работе будет руководствоваться их положениями.

Такое заявление Пан Ги Муна связано в первую очередь с тем, что на резолюцию Генеральной Ассамблеи не налагается . Это отличает резолюции ГА от резолюций Совета Безопасности ООН. Хотя решения СовБеза являются обязательными к выполнению для всех стран-участниц ООН, резолюция может быть принята только в том случае если ни один из постоянных участников Совета Безопасности не проголосовал «против». Резолюции Генеральной Ассамблеи принимаются при условии 50% большинства при голосовании. При рассмотрении особо важных вопросов, для принятия положительного решения, необходимо согласие 2/3 делегатов.

Генеральная Ассамблея ООН является форумом для обсуждения всех проблем международной политики прописанных в Уставе организации. Согласно действующего Устава, Генеральная Ассамблея призвана выполнять следующие функции:

  • Обсуждение вопросов касающихся поддержания мира и безопасности, вопросов разоружения. Вынесение рекомендаций по этим вопросам;
  • Обсуждение и вынесение рекомендаций по вопросам касающихся организации и Устава ООН.
  • Организация исследований в областях международного права и международного сотрудничества в различных областях. Содействие осуществлению прав и свобод человека;
  • Вынесение рекомендаций по мирному урегулированию конфликтов;
  • Рассмотрение и утверждение бюджета ООН;
  • Избрание и утверждение представителей в руководящие органы ООН.

Кроме этого, Генеральная Ассамблея ООН может принимать необходимые меры, в случае когда имеется угроза безопасности мира, а Совет Безопасности ООН не может принять решение из-за его ветирования одним из своих постоянных членов. Это прописано в резолюции «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 года.

Порядок работы Генеральной Ассамблеи

Генеральная Ассамблея ООН является сессионным органом. Сессии бывают ежегодные очередные и внеочередные специальные. Очередные сессии Генеральной Ассамблеи начинаются в третий вторник сентября. При этом Генеральный секретарь извещает всех участников, как минимум за 60 дней до начала заседаний. Также Генеральным секретарем составляется предварительная повестка дня очередной сессии и любая из стран-участниц имеют право не менее чем за 30 дней до открытия сессии внести на рассмотрение дополнительные пункты.

На первом заседании в обязательном порядке проводятся выборы Председателя Генеральной Ассамблеи ООН, его заместителей, глав шести основных комитетов, а также оговаривается дата закрытия сессии.

Внеочередные сессии Ассамблеи созываются Генеральным Секретарем ООН по требованию Совета Безопасности или в случае получения от большинства членов ООН уведомлений о созыве такой сессии. Направить уведомление о созыве внеочередной сессии может любой член ООН, а Генеральный Секретарь обязан известить других участников. Сессия созывается, если в течение 30 дней большинство участников дадут свое согласие на проведение заседаний.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Важную роль в выполнении многообразных функций ООН играет Генеральная Ассамблея совещательный представительный орган, в котором представлены все государства - члены ООН. Генеральная Ассамблея наделена в соответствии с Уставом ООН рядом весьма важных функций, и прежде всего в рассмотрении кардинальных вопросов мировой политики: укрепления международного мира, смягчения международной напряженности, сокращения вооружений и разоружения, создания условий для развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами в самых различных областях.

В соответствии со ст. 10 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать рекомендации государствам - членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам. Генеральная Ассамблея наделена также полномочиями рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, а также обсуждать широкий круг проблем сотрудничества государств в политической, экономической, социальной, экологической, научно-технической и иных областях и выносить рекомендации по ним.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые открываются в третий вторник сентября, а также специальные и чрезвычайные специальные сессии. В ходе регулярной сессии Генеральной Ассамблеи проводятся заседания пленума Генеральной Ассамблеи, Генерального комитета, Комитета по проверке полномочий и семи главных комитетов: Первого (вопросы разоружения и безопасности), Специального политического (политические вопросы), Второго (экономические и финансовые вопросы), Третьего (социальные и гуманитарные вопросы), Четвертого (вопросы деколонизации), Пятого (административные и бюджетные вопросы) и Шестого (правовые вопросы). Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии. Она включала на первой части 1-й сессии Генеральной Ассамблеи 33 вопроса, а начиная с 20-й сессии включает более 100 вопросов.

Генеральная Ассамблея позволяет осуществлять обмен мнениями и выработку согласованных решений, создает уникальные условия для дипломатических переговоров и консультаций между представителями государств и дает возможность значительному числу глав государств и правительств, а также министров иностранных дел встречаться и обсуждать интересующие их проблемы мировой политики.

Генеральная Ассамблея играет существенную роль в деятельности ООН. Она внесла значительный вклад в разработку и подготовку ряда важных международных документов. В рамках ООН проводится большая работа по дальнейшему прогрессивному развитию и кодификации принципов и норм международного права. Обеспечение этой исключительно важной сферы деятельности ООН прямо предусматривается в ст. 13 Устава ООН, где отмечается, что Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях «содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации».

Каждый член Генеральной Ассамблеи независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/з присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинством в 2/3 голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании. По некоторым важным вопросам, таким как выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, прием новых членов в ООН, назначение Генерального секретаря ООН, приостановление прав и привилегий членов Организации, исключение из Организации ее членов, бюджетные вопросы и другие административно-технические вопросы, Генеральная Ассамблея принимает обязательные решения. По остальным, в том числе связанным с поддержанием международного мира и безопасности, Генеральная Ассамблея принимает резолюции и декларации, имеющие рекомендательный характер.

В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Кроме того, получили право участвовать в качестве наблюдателей Организация освобождения Палестины и представители ряда международных организаций (специализированных учреждений ООН, ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, ЕС и др.).

Совет Безопасности. Один из главных органов Организации Объединенных Наций, состоящий из 15 членов: пять из них - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов - «непостоянные» избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной п. 2 ст. 23 Устава ООН.

Существует особая процедура принятия решений в Совете Безопасности в зависимости от их важности. Решения по процедурным вопросам считаются принятыми, если за них поданы голоса любых девяти членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам Совета проголосовать против какого- либо решения - и оно считается отклоненным. Такая процедура называется наложением вето постоянным членом. Тем самым достигается согласованность действий постоянных членов Совета Безопасности в области поддержания международного мира и

безопасности.

Вместе с тем, начиная с 1971 года, когда Китай не принимал участия в голосовании по резолюции № 305 от 19 декабря 1971 года по кипрскому вопросу, в деятельности Совета Безопасности сложилась практика, вылившаяся в процедуру «неучастия» постоянных членов Совета в голосовании, которая, однако, не расценивается как вето.

Устав ООН закрепляет за Советом Безопасности исключительно большие полномочия в деле предотвращения войны и создания условий для мирного и плодотворного сотрудничества государств. За послевоенный период не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывавшего споры и разногласия между государствами, на которое не обращалось бы внимание Совета Безопасности, причем значительное число их (свыше 165 за послевоенные годы) стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности. Совет Безопасности стал основой механизма коллективного обеспечения исполнения норм международного права.

Совет Безопасности может принимать, согласно Уставу ООН, юридические акты двоякого рода. Как и другие главные органы ООН, Совет может принимать рекомендации, то есть юридические акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми тому или иному государству предлагается сообразовывать свои действия. Рекомендации не налагают на государства юридических обязательств.

Совет Безопасности может также принимать юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Некоторые решения Совета Безопасности, принятые в соответствии с Уставом ООН, в определенных случаях могут являться и юридическими актами, имеющими общее нормоустанавливающее значение.

При этом исключается возможность обжалования или пересмотра принятых Советом Безопасности решений в каком-либо другом органе. Такие решения являются окончательными и не подлежат ревизии. Однако сам Совет Безопасности может пересмотреть свое решение, например, вследствие вновь открывшихся обстоятельств, неизвестных Совету при принятии первоначального решения, или может вернуться к рассмотрению какого-либо вопроса и изменить свои первоначальные резолюции.

Основной формой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций и обязательных решений на протяжении всей его деятельности являются резолюции, которых принято свыше 730. Наряду с этим в практике Совета Безопасности все более заметную роль стали играть заявления председателя Совета, число которых превысило 100.

Устав ООН обеспечивает непрерывное функционирование Совета Безопасности и предписывает «быстрые и эффективные действия» от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН. Согласно правилам процедуры, промежуток между заседаниями Совета Безопасности не должен превышать 14 дней, хотя на практике это правило не всегда соблюдалось.

С 1987 года сложилась новая форма деятельности Совета Безопасности, стали проводиться встречи министров иностранных дел пяти постоянных членов Совета с Генеральным секретарем ООН. Первая такая встреча была проведена 25 сентября 1987 года. Все это свидетельствует о жизнеспособности системы ООН.

Международный Суд. Важное место в структуре ООН занимает Международный Суд, главный судебный орган ООН. Он состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, отвечающих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок девять лет с правом переизбрания. При этом для избрания Советом Безопасности кандидату достаточно получить 8 голосов (все прочие решения требуют большинства в 9 голосов). Кандидатуры для избрания в Суд выдвигаются национальными группами членов Постоянной палаты третейского суда (по 4 члена в каждой группе). Местопребывание Суда - г. Гаага.

Его Статут является неотъемлемой частью Устава ООН, поэтому все государства - члены Организации автоматически являются участниками Статута. Согласно п. 2 ст. 93 Устава ООН Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности определяет условия, согласно которым государство, не являющееся членом ООН, может стать участником Статута Суда. Так, государствами - участниками Статута Суда являются Швейцария и Науру, хотя они и не являются членами ООН. Указанные государства могут участвовать в выборах членов Суда на условиях, определенных резолюцией 264 (III) Генеральной Ассамблеи. Они могут также участвовать в работе Генеральной Ассамблеи в связи с внесением поправок в Статут Суда тем же порядком, что и члены ООН. Поправки к Статуту Суда, согласно резолюции 2520 (XXIV) Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1969 г., вступают в силу для всех государств - участников Статута после того, как они приняты 2/3 голосов участников Статута и ратифицированы в соответствии с их конституционной процедурой 2/з государств - участников Статута.

Устав ООН проводит строгое разграничение компетенции важнейшего политического органа - Совета Безопасности и Международного Суда. Как подчеркивается в п. 3 ст. 36 Устава ООН, Совет Безопасности принимает во внимание, что «споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Суда». Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом. К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Суд обычно проводит пленарные заседания, но он может также, если стороны об этом просят, образовывать более мелкие группы, называемые камерами. Решения, принятые камерами, считаются вынесенными Судом в полном составе. В последнее время Суд стал чаще прибегать к этой процедуре упрощенного судопроизводства.

Государства могут, согласно ст. 36 Статута, в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся: толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства и характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. Вышеуказанные заявления могут быть безусловными, или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств, или же на определенное время.

К настоящему времени менее 1/3 государств - членов ООН заявили о своем согласии с обязательной юрисдикцией Суда в соответствии с п. 2 ст. 36 его Статута, причем многие заявления сопровождаются такими оговорками, которые делают их по существу иллюзорными. За время существования Суда на его рассмотрение государствами было вынесено более 60 споров. Решения Суда считаются обязательными для государств - сторон в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение» (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Помимо судебной Международный Суд осуществляет и консультативную юрисдикцию. Согласно ст. 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности. В настоящее время 4 главных органа ООН, 2 вспомогательных органа Генеральной Ассамблеи, 15 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ (в общей сложности 22 органа) могут запрашивать консультативные заключения Суда.

Международный Суд является важнейшим международно- правовым институтом, способным мирно разрешать споры и разногласия между государствами и реально обеспечивать правопорядок в мире. Международный Суд, согласно Уставу ООН - главный судебный орган ООН, содействующий решению спорных международных проблем. Примеров более, чем достаточно. Так, в 1986 году Международный Суд принял решение относительно незаконности военной и полувоенной деятельности США против Никарагуа и по пограничному спору между Мали и Буркина-Фасо, а также консультативное заключение Суда 1988 года о незаконности закрытия властями США представительства Организации освобождения Палестины при ООН в Нью-Йорке.

Еще по теме Генеральная Ассамблея ООН.:

  1. Генеральная Ассамблея ООН. ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ ЛИЦ И УЛУЧШЕНИЕ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, 1991
  2. Генеральная Ассамблея. Всеобщая декларация прав человека, 1948
  3. Роль системы ООН в развитии многостороннего регулирования МЭО

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс -

После Второй мировой войны основной организацией, от деятельности которой зависит, как бы напыщенно это ни звучало, мир во всем мире, является ООН. В обсуждаются все основные проблемы современности, а стороны конфликтов стараются прийти к консенсусу, предполагая использование дипломатических, а не силовых методов. Какой орган наиболее важный во всей ООН? Генеральная Ассамблея - вот сердце этой небезызвестной организации.

Что это за орган?

Так называется основной форум для совещаний. Его особенность в том, что только здесь все страны мира, имеющие своих представителей в составе ООН, могут обсуждать наиболее острые международные проблемы в многостороннем формате. За что отвечает этот компонент ООН? Генеральная Ассамблея играет важнейшую роль в становлении и развитии международного права.

Как это работает?

Вопросы обсуждаются на сессиях. После каждой из них принимается резолюция по итогам обсуждаемых тем. Чтобы проект этой резолюции получил одобрение, необходимо, чтобы за его принятие высказалось не менее 50% всех делегатов. Следует учесть несколько моментов. Во-первых, что может сделать этот орган ООН? Генеральная Ассамблея выносит резолюции, но обязательной и даже рекомендательной силы они не имеют. Во-вторых, несмотря на это, ни одна из делегаций не может наложить вето на принимаемые решения.

Утверждена Ассамблея была в 1945 году, когда весь мир вздрогнул, окончательно осознав все то горе и ужас, пережитый многими народами во время Второй мировой войны. Исторически сложилось так, что наиболее интенсивная работа ведется в период с сентября по декабрь. В принципе, в случае необходимости члены Ассамблеи могут собираться и в иные периоды, если того действительно требует сложившаяся в мире ситуация.

Так, согласно Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в начале декабря 1948 года, были окончательно закреплены основные нормы общечеловеческих норм этики, морали и гуманизма, которые обязуется соблюдать всякое государство. В частности, в этом документе содержится резкое неприятие любых пыток и унижений общечеловеческого достоинства в отношении пленных военнослужащих.

Для чего нужен этот орган в составе ООН?

Итак, (ООН), резолюция которой может положить конец многим негативным процессам в мире, в своем внутреннем Уставе четко приписывает те функции и полномочия, которые имеет описываемая нами Ассамблея:

  • Наиболее важная ее функция - сообща рассматривать основные принципы поддержания мира и благополучия. Ее рекомендации могут касаться абсолютно любых вопросов, причем не является исключением и сфера вооружений. На основании итогов обсуждения принимается резолюция, которая в некоторых случаях все же может носить рекомендательный характер.
  • Также члены этого органа могут открыто обсуждать любые вопросы, которые так или иначе касаются стабильности мировой геополитической обстановки. Кроме того, Ассамблея может выдвигать рекомендации, за исключением тех случаев, когда затрагиваемый вопрос лежит в поле зрения Совета Безопасности ООН.
  • Специалисты Ассамблеи могут готовить методики исследований и непосредственно их осуществлять, чтобы впоследствии давать более точные и полезные рекомендации. Особенно это касается вопросов развития международного права, а также гарантий соблюдения общечеловеческих норм во всех сферах деятельности правительств мира.
  • Также этот орган может давать развернутые рекомендации для всех ситуаций, неконтролируемое развитие которых чревато серьезными потрясениями и нарушением взаимоотношений между различными нациями.
  • регулярно делится со своим отделением докладами. Ассамблея может обсуждать их, а также выказывать различные замечания, которые принимаются вышестоящими инстанциями.
  • Очень важная задача Ассамблеи заключается в принятии бюджета ООН, а также в определении размеров взносов для каждой страны, члены которой входят в состав данной организации.
  • Назначать Генерального Секретаря, а также выбирать временных членов в Совет Безопасности (по результатам общего голосования).

В каком порядке проходят сессии?

Открывается любая сессия тем, что представители различных стран ведут диспуты по наиболее острым и важным вопросам, которые накопились с момента прохождения последнего заседания. Важно заметить, что при этом каждый может открыто высказать свое мнение и получить емкие и развернутые ответы. Все заседания тщательно записываются для их последующего анализа, на основании которого будут составлены рекомендации.

Для чего вообще все эти проекты рассматривает Резолюция этого органа, посвященная всем наиболее важным общемировым проблемам, на пустом месте никогда не принимается. Все решения ООН могут быть реализованы только по результатам совместных прений, на которых полностью обсуждаются все наиболее важные вопросы.

Только после того как каждая страна реализует свое право голоса на общих прениях, начинается рассмотрение вопросов, стоящих на повестке дня, по существу. Следует учесть, что таковых может быть очень много. Так, на сравнительно недавнем заседании выяснилось, что в повестке дня числится почти 170 пунктов! Как в этом случае ведется обсуждение?

Дело в том, что сама Ассамблея состоит из шести комитетов. Между членами последних распределяются основные вопросы, которые проходят все этапы обсуждения. На одном из последующих пленарных заседаний председателю Ассамблеи вручается предварительный проект резолюции.

Она проходит дополнительное обсуждение. В случае утверждения не менее чем 50% заседающих принимается окончательно. После этого резолюция Генеральной Ассамблеи ООН может быть в некоторых случаях даже передана в Совет Безопасности. Это происходит, если в ней были затронуты особенно важные и злободневные проблемы, которые напрямую угрожают общемировой стабильности.

Какие подразделения представляют шесть дополнительных комитетов?

Так как мы уже затронули этот вопрос, его следует дополнительно расшифровать. Итак, шесть комитетов включают в себя следующие подразделения:

  • Отдел, занимающийся вопросами всемирного разоружения и безопасности. На нем лежат все вопросы, которые так или иначе затрагивают сферы неумеренного применения оружия.
  • Комитет экономических и финансовых проблем. На нем, в частности, лежат проблемы голода и нищеты в странах Центральной Африки.
  • Отдел гуманитарных дисциплин и социальной политики. Пожалуй, одно из наиболее важных подразделений, так как оно занимается вопросами соблюдения прав человека. Кроме того, рекомендации этого комитета чаще прочих принимаются на рассмотрение уже Советом Безопасности. Это значит, что в результате может быть согласована резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, имеющая обязательную для исполнения трактовку.
  • Четвертый отдел - политика и вопросы, так или иначе касающиеся деколонизации. Его компетенция чрезвычайно широка. Помимо урегулирования обычных общеполитических проблем члены данного комитета заняты финансовой и социальной помощью тем государствам, которые раньше являлись колониями каких-то европейских держав.
  • Комитет административных вопросов и бюджета. Здесь в основном занимаются канцелярией, включающей в себя вопросы финансирования, так что права Генеральной Ассамблеи ООН в этом плане чрезвычайно велики.
  • Шестой комитет, он же отдел права. Как нетрудно понять, занят разработкой и принятием норм международного права. Также этот отдел может курировать выполнение своих рекомендаций.

Какие здесь могут приниматься решения?

У каждого государства из состава Ассамблеи есть ровно один голос. Решения особенно важных вопросов, напрямую касающихся стабильности и мира, могут приниматься только при наличии не менее 2/3 голосов «за» или «против». В других случаях резолюции могут утверждаться, исходя из простого количества голосов (но не менее 50%).

Генеральный комитет - состав и основные функции

В состав наиболее важного комитета входят председатель, а также 21 заместитель, которые отвечают как за работу шести дополнительных комитетов, так и за общие организационные и административные вопросы. Раньше этот орган выполнял значительно больше функций, но проведенная реформа Генеральной Ассамблеи ООН значительно сократила их список. Отныне в него входят следующие задачи:

  • Утверждение повестки дня и распределение тем по дополнительным комитетам в том случае, если вопросов слишком много.
  • Общая организация работы и ответственность за проведение всех пленарных заседаний Ассамблеи.

Какова роль этой структуры во всемирной безопасности?

70 Генеральная Ассамблея ООН ознаменовалась выступлением президента Российской Федерации В. В. Путина. В своей продолжительной речи он затронул много крайне важных, но весьма щекотливых вопросов. В частности, президент России неоднократно намекнул, что имеющийся в мире центр «доминирования», главный представитель которого выступал с речью об «исключительности», в последние годы перестал реагировать на решения ООН вообще.

Для чего это было сказано? Всем, кто интересуется политикой последних десятилетий, было понятно, что намекал российский лидер на США. Вторжение во Вьетнам, Ливию, бомбардировки Югославии в начале 90-х годов - все это было совершено или без получения одобрения Совета Безопасности, или же таковое выдавалось «задним числом». Неудивительно, что в последние годы все чаще раздаются мнения о том, что формат Ассамблеи полностью устарел, и вся организация нуждается в полном «демонтаже». Но так ли это на самом деле?

Да, определенные проблемы у организации есть, но они никуда не исчезали со времен Лиги Наций. Большинство стран все же прислушиваются к мнению ООН, претворяют в жизнь ее миротворческие инициативы. Это помогает сохранять мировой порядок и не допускать превращения мелких конфликтов в действительно крупные войны. Так как соотносятся Генеральная Ассамблея ООН и международная безопасность?

Выводы и обзор некоторых проблем

Итак, за все время своего существования (в период с 1944 по 2016 гг.) данную организацию можно с уверенностью назвать наиболее влиятельной во всем мире. Так, декларация Генеральной Ассамблеи ООН не раз смогла предотвратить те конфликты, в которых полностью увязли государства, их первоначально развязавшие. Конечно, не всегда все проходило так удачно. Например, по результатам очередного арабо-израильского конфликта были сделаны следующие выводы:

  • Во-первых, как это ни прискорбно, но в ближайшие десятилетия полное искоренение причин этой войны невозможно, так как в их число входят глубокие внутренние противоречия между всеми народами, населяющими этот регион.
  • Во-вторых, именно этот конфликт постоянно выявляет противоречия как в Ассамблее, так и в Совете Безопасности ООН: с одной стороны, у нации есть право на самоопределение, с другой - народ волен решать территориальные претензии.

На основании этой информации можно сделать вывод, что реализация так называемой дорожной карт», то есть плана разрешения того или иного конфликта, должна учитывать все особенности региона, в котором он развернулся. К сожалению, далеко не все сессии Генеральной Ассамблеи ООН вообще затрагивали эту болезненную проблему.

Очень мешает решить данную задачу еще и то обстоятельство, что стороны конфликта вообще не слишком доверяют решениям ООН. Временами лишь воздействие посредников в лице тех же США или РФ помогают предотвратить серьезные последствия, в то время как к мнению самой ООН арабы с израильтянами практически не прислушиваются. Как может быть найден выход из этой тупиковой ситуации?

Здесь организация должна проявить известную степень гибкости. Предложенные резолюции по израильскому вопросу - это набор компромиссов, принятых странами, которым проблемы в этом регионе вообще безразличны. В столь щекотливой ситуации, как полагают некоторые эксперты ООН, следовало бы прислушиваться не к безликому мнению большинства, а к решениям стран, непосредственно участвующих в этом конфликте.

Катастрофа в Руанде

Также документы Генеральной Ассамблеи ООН свидетельствуют, что в свое время члены организации не придали надлежащего значения событиям, вылившимся в один из самых кровавых конфликтов последнего тысячелетия, в результате которого погибли тысячи людей. Конфликт в Руанде был чрезвычайно сложен по той причине, что в его основе лежали не только религиозные, но и глубокие этнические противоречия.

Причем главным фактором стал как раз этнический вопрос. Сложность была еще и в том, что с самого начала члены Ассамблеи не могли твердо решить, на сторону какой национальности встать. Такие метания были ошибочны в своей сути: следовало немедленно пресечь развязывание конфликта. Когда внутри одной страны противоборствуют две этнические группы, это обычная гражданская война, чреватая огромными жертвами и навсегда разделяющая многие поколения людей, там проживавших.

Кроме того, по непонятной причине оказались совершенно забыты экономические факторы. В частности, уже давно доказано, что при более-менее стабильном росте экономики такого рода конфликты возможны, но своего пика достигают редко (без подпитки извне). Но в Руанде за все 80-е годы экономика стремительно деградировала, постоянно уходя в минус. Опять-таки, в тех условиях следовало действовать срочно, но отчего-то первоначально никаких действий предпринято не было.

Вот мы и узнали, для чего нужна в составе ООН Генеральная Ассамблея.

ООН, 12 сен — РИА Новости. В ООН открывается 72-я сессия Генеральной ассамблеи — главного совещательного органа всемирной организации. В ближайшие две недели с трибуны ООН выступят лидеры 193 стран-членов организации, а также представители Палестины и Ватикана, имеющих статус государства-наблюдателя, и ЕС.

Новая сессия, председателем которой ранее был избран глава МИД Словакии Мирослав Лайчак, откроется в 15.00 (22.00 мск). После этого традиционно объявляется минута молчания для молитвы или размышления.

Программа на год

В течение года на рассмотрение ГА ООН вынесут около 160 вопросов, среди них развитие Африки, контроль над наркотиками, борьба с международным терроризмом, содействие правосудию и развитию международного права, координация гуманитарной помощи, защита прав человека, ликвидация расизма и расовой дискриминации, а также административные вопросы, согласование бюджета ООН и финансирование текущих миротворческих операций ООН.

В блоке вопросов по поддержанию международного мира и безопасности будет обсуждаться положение в Центральной Америке, на Ближнем Востоке, вопрос о Палестине, положение в Афганистане, кипрское урегулирование, и ряд других. Также будет обсуждаться ситуация с экономической, торговой и финансовой блокадой США против Кубы.

Один из наиболее широких пунктов повестки дня — разоружение. Здесь отдельно выделены вопросы о совместных действиях в целях полной ликвидации ядерного оружия, договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии, меры по недопущению приобретения террористами оружия массового поражения, предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве, сокращение военных бюджетов.

В ходе нынешней сессии также будет обсуждаться возможность предоставления Евразийскому экономическому союзу статуса наблюдателя в Генеральной ассамблее.

Председатель Генассамблеи Мирослав Лайчак намерен созвать 26 сентября встречу высокого уровня в честь Дня полного отказа от ядерного оружия.

Неделя высокой политики

С 19 по 25 сентября состоится общеполитическая дискуссия высокого уровня, для участия в которой соберутся главы государств, правительств и внешнеполитических ведомств. В это же время в штаб-квартире ООН пройдут тематические заседания и несколько сотен двусторонних встреч.

Согласно предварительному списку участников, распространенному департаментом общественной информации ООН, в первый день на трибуну Генассамблеи поднимутся президент США Дональд Трамп, для которого это будет первое выступление в ООН, а также главы Армении, Афганистана, Бразилии, Израиля, Польши, Узбекистана, Франции и других стран. В последний день запланировано выступление министров иностранных дел, в том числе КНДР и Сирии.

Россия будет представлена на министерском уровне. Глава российского МИД Сергей Лавров, согласно распространенной программе, выступит в четверг, 21 сентября.

Основной темой общеполитических дебатов Лайчак заявил совместную работу над тем, чтобы обеспечить людям на планете достойную жизнь.

Кроме глобальных вопросов лидеры с трибуны Генассамблеи ООН традиционно поднимают темы, важные непосредственно для их стран. Так, ожидается, что президент Украины Петр Порошенко 20 сентября затронет вопросы размещения миротворческой миссии в Донбассе. В правительстве Молдавии намерены обсудить в ООН вывод иностранных военных с территории страны.

Трамп и реформа ООН

Трамп, который выступит с трибуны ООН 19 сентября, намерен приступить к работе еще накануне. 18 сентября он планирует обсудить с мировыми лидерами реформу ООН.

Ранее сообщалось, что на встречу будут приглашены мировые лидеры, которые подпишут декларацию из десяти пунктов с призывом к генеральному секретарю ООН Антониу Гутеррешу "начать эффективную реформу" ООН. Как сообщил официальный представитель генсека Стефан Дюжаррик, "генеральный секретарь рад участвовать во встрече".

"Ясно, что нужна поддержка США и других государств-членов, которые заинтересованы в реформе", — сказал он журналистам в понедельник. Кто примет участие в организованной Трампом встрече, пока не сообщается.

Во время общеполитических дебатов Эфиопия (страна-председатель Совета безопасности ООН в сентябре), организует 20 сентября открытые дебаты в Совбезе по реформе миротворческой деятельности ООН.

В 2016 году тогда президент США Барак Обама провел на полях Генассамблеи саммит по вопросам беженцев. За политику и ряд высказываний по отношению к беженцам и мигрантам Трамп неоднократно подвергался критике в США, а также в Европе и странах, которых коснулись ограничительные меры Трампа.

Генеральная Ассамблея ООН - ГА (General Assambly of the UN) является главным совещательным органом ООН и состоит из предста­вителей всех государств - членов ООН. Она уполномочена обсуждать любые вопросы в рамках Устава ООН или относящиеся к полномочи­ям и функциям любого из органов ООН и делать соответствующие ре­комендации. Решения Ассамблеи хотя и не имеют обязательной юри­дической силы для правительств стран-участниц, играют важную роль, поскольку выражают мнение мировой общественности. Генеральная Ассамблея определяет политику ООН и ее программу, утверждает бюд­жет, созывает и организует конференции, вырабатывает основные на­правления деятельности и проводит различные кампании.

Генеральная Ассамблея задумывалась как форум, на котором на­циям мира должна быть предоставлена широкая возможность «обсуж­дать любые вопросы или дела в пределах Устава». Это крупнейший и наиболее представительный, но не самый полновластный орган ООН, поскольку Ассамблея не имеет полномочий заставить провести в жизнь свои решения. Принятые Ассамблеей резолюции, в отличие от решений Совета Безопасности, не имеют обязательной силы, при этом ни одна из наций не может наложить на них вето.

Генеральная Ассамблея контролирует деятельность Экономиче­ского и социального совета, Совета по опеке, а также специальных уч­реждений; на нее возлагаются также ключевые электоральные обязан­ности. Совместно с Советом Безопасности Ассамблея избирает Гене­рального секретаря и судей Международного суда; она же принимает решения о приеме в ООН новых членов. Ассамблея избирает десять непостоянных членов. Наконец, она определяет размеры взноса каж­дого государства - члена ООН в бюджет Организации.

В соответствии с Уставом функции и полномочия Генеральной Ас­самблеи сводятся к тому, чтобы:

Рассматривать и формулировать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы в области разоружения и регулирования вооружений;

Обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, за исключением тех случаев, когда спор или си­туация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;


46 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

Обсуждать и за тем же исключением давать рекомендации по лю­бым вопросам в пределах Устава или по вопросам, касающимся полно­мочий и функций любого органа Организации Объединенных Наций;

Проводить исследования и готовить рекомендации в целях со­действия международному политическому сотрудничеству, развития международного права, осуществления прав и основных свобод чело­века; содействовать международному сотрудничеству в экономиче­ской, социальной областях, в сфере культуры, образования и здраво­охранения;



Получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;

Рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединен­ных Наций и определять размеры взносов отдельных членов;

Избирать непостоянных членов Совета Безопасности, членов
Экономического и социального совета и подлежащих избранию чле­
нов Совета по опеке; совместно с Советом Безопасности участвовать в
избрании судей Международного суда и, по рекомендации Совета
Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Решения на Генеральной Ассамблее главным образом принимают­ся простым большинством голосов. Однако те из резолюций, которые в соответствии с Уставом касаются ключевых вопросов (миротворче­ские резолюции и избрание новых членов), должны приниматься большинством в две трети голосов.

Ежегодно в сентябре собирается очередная сессия Генеральной Ассамблеи, но, кроме этого, Ассамблея может собираться на специаль­ные сессии по требованию Совета Безопасности, большинства членов Организации Объединенных Наций или одного члена Организации при согласии большинства других. Чрезвычайные специальные сессии могут быть созваны в течение 24 часов с момента поступления требова­ния Совета Безопасности, одобренного любыми девятью членами Со­вета, или по требованию большинства членов Организации Объеди­ненных Наций.

В начале каждой очередной сессии Ассамблея проводит общие прения, где часто выступают главы государств и правительств. В ходе них государства-члены выражают свои мнения по широкому кругу международных вопросов.

Большинство вопросов обсуждается в ее шести главных комитетах:

Первый комитет (вопросы разоружения и международной безо­пасности);


2.1. Структура ООН. Основные органы 47

Второй комитет (экономические и финансовые вопросы);

Третий комитет (социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры);

Четвертый комитет (специальные политические вопросы и во­просы деколонизации);

Пятый комитет (административные и бюджетные вопросы);

Шестой комитет (правовые вопросы).

О роли и значении ГА в развитии мирового сообщества свидетель­ствуют следующие факты.

Принятая в 1950 г. резолюция «Единство в пользу мира» значитель­но повысила роль Генеральной Ассамблеи. Эта резолюция утверждала право Ассамблеи собираться немедленно в случае чрезвычайных об­стоятельств, когда не мог действовать Совет Безопасности, и предла­гать соответствующие коллективные меры, включая использование вооруженных сил. Резолюция учредила состоявшую из 14 представите­лей различных государств Военную комиссию по перемирию для на­блюдения за развитием опасных ситуаций в любой части мира и при­звала все государства - члены ООН создать специальные контингента вооруженных сил, предназначенные для использования по требова­нию Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. Расширив свои полномочия, Ассамблея оказалась в состоянии удержать под кон­тролем несколько кризисных ситуаций: военное вторжение Китая в Корею в 1950 г., Суэцкий кризис 1956 г. и советское вторжение в Венг­рию в том же году, Ливанский кризис 1958 г., кризис в Конго в 1960 г. Поскольку деколонизация привела к расширению политической базы Ассамблеи, вопросами безопасности стал заниматься в основном Со­вет Безопасности.

США, как правило, удавалось добиваться большинства на Гене­ральной Ассамблее при голосовании по жизненно важным вопросам. В 1960 - 1970-х гг. в связи с усилением афро-азиатско-арабского блока США стало труднее добиваться необходимого большинства, поэтому им пришлось увеличить политическое, экономическое и дипломати­ческое давление на страны третьего мира.

Решения Ассамблеи, как и решения Совета Безопасности, в из­вестной мере отражают соотношение сил, сложившееся за рамками ООН. Даже принятый на Ассамблее политический принцип «одно го­сударство т- один голос» не способен преодолеть неравенства в пред­ставлении политических, военных и экономических интересов раз­личных стран. Достижению прочного большинства часто способство­вало закулисное лоббирование, иногда принимавшее формы взяток и угроз.


48 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

На счету Генеральной Ассамблеи немало достижений, но есть и от­кровенные провалы. В 1956 г. ей удалось восстановить статус-кво на Ближнем Востоке после Суэцкого кризиса и в ходе его разрешения создать новый эффективный инструмент для сохранения мира - Чрезвычайные вооруженные силы ООН. Однако ГА не смогла пред­принять эффективных действий, чтобы остановить вторжение СССР в Венгрию в 1956 г. и в Чехословакию в 1968 г. Она не смогла оказать влияние и на ход войны во Вьетнаме; На Ближнем Востоке даже про­арабский настрой Ассамблеи после войны 1967 г. не способствовал пе­реговорам между Израилем и соседними государствами.

Однако деятельность Ассамблеи не ограничивалась ведением дис­куссий. Так, в сфере международного права под эгидой Генеральной Ассамблеи было учреждено Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1948 г. весомым вкладом Ассамблеи явились Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о геноциде. Гене­ральная Ассамблея приняла также три исключительно важных согла­шения по контролю над вооружением: в 1966 г. Договор о космическом пространстве, в 1968 г. Договор о нераспространении ядерного оружия и в 1971 г. Договор об использовании морского дна. В 1974 г. она стала инициатором организации Университета Организации Объединенных Наций (УООН) со штаб-квартирой в Токио и учредила его региональ­ные отделения по всему миру. Возникновение афро-азиатского-араб­ского блока, названного «Группой 77», в котором превалировали в ос­новном неприсоединившиеся страны, заставило США усомниться в целесообразности политического принципа Ассамблеи «одно государ­ство - один голос». Вопрос заключался в следующем: должна ли гло­бальная сверхдержава принимать решения органа, в котором равные с ней права имеют государства, представляющие крошечные страны подчас с неграмотным населением, неразвитой экономикой и небое­способной армией? США, которым предписывалось на 2.5% содержать бюджет ООН, все больше раздражал тот факт, что такое же право голо­са имеет и страна, взносы которой в бюджет данной организации со­ставляют менее 0,1%. Поэтому американцы стали выдвигать нефор­мальные предложения относительно введения «взвешенного голосо­вания» с учетом реальной политической силы того или иного государства. Но все эти предложения упирались в невозможность оп­ределить критерии политического веса. Поэтому был сохранен прин­цип «одно государство - один голос», несмотря на опасность того, что сверхдержавы станут игнорировать Ассамблею, действуя либо вне ра­мок ООН, либо только через Совет Безопасности.

В структуре Генеральной Ассамблеи экономическими аспектами занимаются четыре комитета, каждый из которых решает вопросы, от-


2.1. Структура ООН. Основные органы 49

носящиеся к его компетенции, и несет ответственность перед Гене­ральной Ассамблеей.

1. Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Economic
and Financial - Second Committee).

2. Комиссия ООН по праву международной торговли -
ЮНСИТРАЛ (UN Commission on International Trade Law -
INCITRAL).

3. Комиссия по международному праву - КМП (International Law Commission - ILC).

4. Комитет по инвестициям (Investment Committee).

В рамках этих комитетов подготавливаются рекомендации и выра­батываются резолюции для представления на пленарные заседания Ге­неральной Ассамблеи. Любой член ООН имеет право быть представ­ленным в каждом из комитетов. Каждый комитет избирает своего председателя. Решения принимаются большинством голосов присут­ствующих членов и голосующих.

Совет Безопасности ООН

Совет Безопасности ООН - СБ (Council of Safety of the UN) дейст­вующий политический орган ООН, накоторый, согласно Уставу ООН, возложена ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирно­го урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и вос­становления международного мира.

На основании Устава только Совет Безопасности ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использовани­ем Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности, такие, как определение задач и функций вооруженных сил, их соста­ва и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также вопросы руководства операциями и оп­ределение порядка их финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить и потребовать от членов ООН применения мер, не связанных с ис­пользованием вооруженных сил, таких, например, как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными, он упол­номочен предпринимать действия, связанные с использованием


50 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут включать в себя демонстрацию, блокаду, операции вооружен­ных сил членов ООН.

Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предприни­мает действия превентивного или принудительного характера.

Совет делает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН относи­тельно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного суда ООН и может принять меры для ис­полнения решения этого Суда, которое то или иное государство отка­залось выполнить. Согласно Уставу Совет может принимать помимо рекомендаций юридически обязательные решения, выполнение кото­рых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. За все время существования ООН не было практически ни одно­го важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывающего споры и разногласия между государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, при­чем значительное число их стало предметом рассмотрения на заседа­ниях Совета Безопасности.

В Совет Безопасности входят пять постоянных членов - Велико­британия, Китай, Россия (де-факто наследник СССР), США и Фран­ция и десять членов, избираемых на Генеральной Ассамблее на двух­летний срок, повторное переизбрание не допускается. Непостоянные члены избираются из следующих регионов: пять из Африки и Азии, один из Восточной Европы, два из Латинской Америки и два из Запад­ной Европы, а также остальных регионов, включая Австралию и Кана­ду (табл. 2.1). Совет Безопасности организован так, чтобы он мог функционировать непрерывно, а представитель каждого из его членов должен постоянно находиться в штаб-квартире ООН. Председательст­во в Совете предоставляется каждому члену в течение одного месяца, ротация председателей происходит в соответствии с расположением их имен по английскому алфавиту.

Для принятия решений требуется не менее девяти голосов, вклю­чая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам проголосо­вать против какого-либо решения - и оно считается отклоненным. В этом случае говорят о наложении вето постоянным членом. Воздер­жание постоянного члена не рассматривается как вето.


2.1. Структура ООН. Основные органы

Таблица 2.1. Члены Совета Безопасности в 2004 г.

Страна Дата истечения срока членства
Алжир 31 декабря 2005 г.
Ангола 31 декабря 2004 г.
Бенин 31 декабря 2005 г.
Бразилия 31 декабря 2005 г.
Германия 31 декабря 2004 г.
Испания 31 декабря 2004 г.
Китай Постоянный член
Пакистан 31 декабря 2004 г.
Российская Федерация Постоянный член
Румыния 31 декабря 2005 г.
Соединенное Королевство Великобри- Постоянный член
тании и Северной Ирландии
Соединенные Штаты Америки Постоянный член
Филиппины 31 декабря 2005 т.
Франция Постоянный член
Чили 31 декабря 2004 г.