Пленарное заседание генеральной ассамблеи оон. Le Figaro: Чему служит Генеральная Ассамблея ООН

Вокруг 73-й сессии Генассамблеи ООН, в которой все государства находятся на равных, складывается отнюдь не праздничная атмосфера. В прошлом она играла значимую роль, однако вот уже не первый год является объектом критики. На фоне агрессивной дипломатии Трампа ее трудности отражают общий кризис многосторонней системы.

Каждый год в сентябре открывается очередная сессия Генеральной ассамблеи ООН, 73-я по счету с момента принятия Устава ООН. Этот центральный для организации институт направлен на дискуссии и служит гарантом равенства между государствами. Он также обозначен в числе «главных органов» ООН в статье 7 принятого в 1945 году устава.

Как бы то ни было, Генеральной ассамблее приходится иметь дело с регулярной критикой. Так, генерал де Голль еще в 1965 году осуждал бурные и возмутительные заседания, на которых невозможно организовать объективное обсуждение. В прошлом году президент США называл ООН «клубом для болтовни и приятного времяпрепровождения». Стоит отметить, что этот храм многосторонней системы пошатнулся, скорее, не из-за критики, а дипломатических методов Дональда Трампа, которые опираются на двусторонние связи и силу. В таких условиях, давайте рассмотрим основные вопросы, которые окружают это ведомство ООН.

Что такое Генеральная ассамблея ООН?

Хотя открытие каждой сессии с выступлением глав государств и правительств привлекает к себе наибольшее внимание СМИ, речь идет вовсе не об одной неделе в году, когда государства-члены ООН собираются, чтобы подвести итоги за прошедший период и найти ответ на стоящие вызовы.

Хотя Генеральная ассамблея не так известна, как Совет безопасности, в ее рамках представители 193 государств-членов ООН ведут дискуссии в формате ежегодных сессий, которые продолжаются с сентября до конца декабря.

В чем ее роль?

Она представляет рекомендации государствам по разным вопросам вроде международного сотрудничества, миротворчества, разоружения, климата, образования и общества, а также выдвигает инициативы, которые призваны подтолкнуть государства в нужном направлении. В частности это касается принятых в 2000 году «Целей развития тысячелетия» (направлены главным образом на борьбу с бедностью) и одобренных в сентябре 2015 года 17 «Целей устойчивого развития». В отличия от СБ, резолюции ГА не носят обязательный характер.

Хотя обсуждение лежит в основе деятельности ГА, ей также поручена эффективная работа ООН. В частности, именно она занимается распределением бюджета, избирает непостоянных членов СБ, а также назначает по его рекомендациям генерального секретаря ООН.

Как она работает?

«Представители действительно любят проводить время в Нью-Йорке. Однако самое важное происходит, скорее, не в кулуарах ООН, а в отелях, где проходят встречи руководства», рассказывает Ален Дежамме (Alain Dejammet), бывший постпред Франции и автор книги «Мировой пожар — что делает ООН?». «Разговоры идут, и это уже хорошо, тем более что наряду с достаточно сдержанными и формальными выступлениями существуют также двусторонние закулисные контакты», — добавляет преподаватель международного права Университета Париж-Нантер Ален Пелле (Alain Pellet).

Ален Дежамме не считает Генеральную ассамблею бесполезной: «Выступления на открытии ежегодной сессии отражают дух времени». «Хотя резолюции и не являются обязательными к исполнению, государства все же ощущают ответственность», — отмечает он, приводя в пример деколонизацию 1950-1960-х годов или недавнее Парижское соглашение по климату, хотя выход США из последнего продемонстрировал пределы возможностей этого процесса.

Залог демократической легитимности?

Особенность ГА в том, что она предоставляет каждому государству один голос и, следовательно, ставит их в равные условия. «Не важно, кто это, Китай или Барбуда!» — восклицает Ален Дежамме. По его словам, этот ооновский орган исторически предоставил право голоса африканским и латиноамериканским странам. Именно поэтому генерал де Голль, который называл ООН некой непонятной штуковиной, все же признал ее пользу во время своего второго президентского срока. «Он констатировал интересное развитие: все больше государств вступали в ООН и начинали противостояние со сверхдержавами», — пишет преподаватель Парижского института политических исследований Морис Ваисс (Maurice Vaïsse). В теории, Генеральная ассамблея позволяет бороться с гегемонией великих держав.

Но можно ли считать ее своеобразным парламентом народов, залогом демократии, как можно подумать из первых слов устава 1945 года: «Мы, народы Объединенных наций…»? «Нет, демократия — это голос на человека. Голос на государство, как в Генеральной ассамблее, всего лишь отвечает требованиям суверенного равенства государств», — уверяет Ален Пелле, добавляя, что ГА также не может считаться парламентом, поскольку не обладает законодательными полномочиями.

Эффективна ли ГА?

«Она была настоящим центром тяжести ООН до начала 1980-х годов», — уверяет Ален Пелле. Как бы то ни было, бывший председатель Комиссии ООН по международному праву, отметил следующее в журнале «Пувуар» в 2004 году: «После окончания холодной войны и начала либеральной глобализации она утонула в застойном словоблудии без связи с действительностью. Она не осталась без козырей, но ей не хватает политической воли». В одном только 2016 году ГА приняла 329 резолюций. «Подавляющее большинство из них остаются незамеченными, причем справедливо», — считает публицист.

Именно такой рост документации под влиянием бюрократической машины лег в основу критики Дональда Трампа и предложений о кардинальных реформах ООН со стороны избранного в 2017 году нового генерального секретаря Антониу Гутерреша. «Общее направление кажется мне позитивным, однако, это, наверное, уже 30 по счету попытка…» — говорил тогда Ален Пелле. По его словам, на фоне действий Дональда Трампа, а также России и Китая «мы наблюдаем в первую очередь возвращение к суверенитету. Позиции многостороннего подхода явно пошатнулись».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Подпишитесь на нас

Важную роль в выполнении многообразных функций ООН играет Генеральная Ассамблея совещательный представительный орган, в котором представлены все государства - члены ООН. Генеральная Ассамблея наделена в соответствии с Уставом ООН рядом весьма важных функций, и прежде всего в рассмотрении кардинальных вопросов мировой политики: укрепления международного мира, смягчения международной напряженности, сокращения вооружений и разоружения, создания условий для развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами в самых различных областях.

В соответствии со ст. 10 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать рекомендации государствам - членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам. Генеральная Ассамблея наделена также полномочиями рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, а также обсуждать широкий круг проблем сотрудничества государств в политической, экономической, социальной, экологической, научно-технической и иных областях и выносить рекомендации по ним.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые открываются в третий вторник сентября, а также специальные и чрезвычайные специальные сессии. В ходе регулярной сессии Генеральной Ассамблеи проводятся заседания пленума Генеральной Ассамблеи, Генерального комитета, Комитета по проверке полномочий и семи главных комитетов: Первого (вопросы разоружения и безопасности), Специального политического (политические вопросы), Второго (экономические и финансовые вопросы), Третьего (социальные и гуманитарные вопросы), Четвертого (вопросы деколонизации), Пятого (административные и бюджетные вопросы) и Шестого (правовые вопросы). Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии. Она включала на первой части 1-й сессии Генеральной Ассамблеи 33 вопроса, а начиная с 20-й сессии включает более 100 вопросов.

Генеральная Ассамблея позволяет осуществлять обмен мнениями и выработку согласованных решений, создает уникальные условия для дипломатических переговоров и консультаций между представителями государств и дает возможность значительному числу глав государств и правительств, а также министров иностранных дел встречаться и обсуждать интересующие их проблемы мировой политики.

Генеральная Ассамблея играет существенную роль в деятельности ООН. Она внесла значительный вклад в разработку и подготовку ряда важных международных документов. В рамках ООН проводится большая работа по дальнейшему прогрессивному развитию и кодификации принципов и норм международного права. Обеспечение этой исключительно важной сферы деятельности ООН прямо предусматривается в ст. 13 Устава ООН, где отмечается, что Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях «содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации».

Каждый член Генеральной Ассамблеи независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/з присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинством в 2/3 голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании. По некоторым важным вопросам, таким как выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, прием новых членов в ООН, назначение Генерального секретаря ООН, приостановление прав и привилегий членов Организации, исключение из Организации ее членов, бюджетные вопросы и другие административно-технические вопросы, Генеральная Ассамблея принимает обязательные решения. По остальным, в том числе связанным с поддержанием международного мира и безопасности, Генеральная Ассамблея принимает резолюции и декларации, имеющие рекомендательный характер.

В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Кроме того, получили право участвовать в качестве наблюдателей Организация освобождения Палестины и представители ряда международных организаций (специализированных учреждений ООН, ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, ЕС и др.).

Совет Безопасности. Один из главных органов Организации Объединенных Наций, состоящий из 15 членов: пять из них - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов - «непостоянные» избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной п. 2 ст. 23 Устава ООН.

Существует особая процедура принятия решений в Совете Безопасности в зависимости от их важности. Решения по процедурным вопросам считаются принятыми, если за них поданы голоса любых девяти членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам Совета проголосовать против какого- либо решения - и оно считается отклоненным. Такая процедура называется наложением вето постоянным членом. Тем самым достигается согласованность действий постоянных членов Совета Безопасности в области поддержания международного мира и

безопасности.

Вместе с тем, начиная с 1971 года, когда Китай не принимал участия в голосовании по резолюции № 305 от 19 декабря 1971 года по кипрскому вопросу, в деятельности Совета Безопасности сложилась практика, вылившаяся в процедуру «неучастия» постоянных членов Совета в голосовании, которая, однако, не расценивается как вето.

Устав ООН закрепляет за Советом Безопасности исключительно большие полномочия в деле предотвращения войны и создания условий для мирного и плодотворного сотрудничества государств. За послевоенный период не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывавшего споры и разногласия между государствами, на которое не обращалось бы внимание Совета Безопасности, причем значительное число их (свыше 165 за послевоенные годы) стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности. Совет Безопасности стал основой механизма коллективного обеспечения исполнения норм международного права.

Совет Безопасности может принимать, согласно Уставу ООН, юридические акты двоякого рода. Как и другие главные органы ООН, Совет может принимать рекомендации, то есть юридические акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми тому или иному государству предлагается сообразовывать свои действия. Рекомендации не налагают на государства юридических обязательств.

Совет Безопасности может также принимать юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Некоторые решения Совета Безопасности, принятые в соответствии с Уставом ООН, в определенных случаях могут являться и юридическими актами, имеющими общее нормоустанавливающее значение.

При этом исключается возможность обжалования или пересмотра принятых Советом Безопасности решений в каком-либо другом органе. Такие решения являются окончательными и не подлежат ревизии. Однако сам Совет Безопасности может пересмотреть свое решение, например, вследствие вновь открывшихся обстоятельств, неизвестных Совету при принятии первоначального решения, или может вернуться к рассмотрению какого-либо вопроса и изменить свои первоначальные резолюции.

Основной формой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций и обязательных решений на протяжении всей его деятельности являются резолюции, которых принято свыше 730. Наряду с этим в практике Совета Безопасности все более заметную роль стали играть заявления председателя Совета, число которых превысило 100.

Устав ООН обеспечивает непрерывное функционирование Совета Безопасности и предписывает «быстрые и эффективные действия» от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН. Согласно правилам процедуры, промежуток между заседаниями Совета Безопасности не должен превышать 14 дней, хотя на практике это правило не всегда соблюдалось.

С 1987 года сложилась новая форма деятельности Совета Безопасности, стали проводиться встречи министров иностранных дел пяти постоянных членов Совета с Генеральным секретарем ООН. Первая такая встреча была проведена 25 сентября 1987 года. Все это свидетельствует о жизнеспособности системы ООН.

Международный Суд. Важное место в структуре ООН занимает Международный Суд, главный судебный орган ООН. Он состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, отвечающих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок девять лет с правом переизбрания. При этом для избрания Советом Безопасности кандидату достаточно получить 8 голосов (все прочие решения требуют большинства в 9 голосов). Кандидатуры для избрания в Суд выдвигаются национальными группами членов Постоянной палаты третейского суда (по 4 члена в каждой группе). Местопребывание Суда - г. Гаага.

Его Статут является неотъемлемой частью Устава ООН, поэтому все государства - члены Организации автоматически являются участниками Статута. Согласно п. 2 ст. 93 Устава ООН Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности определяет условия, согласно которым государство, не являющееся членом ООН, может стать участником Статута Суда. Так, государствами - участниками Статута Суда являются Швейцария и Науру, хотя они и не являются членами ООН. Указанные государства могут участвовать в выборах членов Суда на условиях, определенных резолюцией 264 (III) Генеральной Ассамблеи. Они могут также участвовать в работе Генеральной Ассамблеи в связи с внесением поправок в Статут Суда тем же порядком, что и члены ООН. Поправки к Статуту Суда, согласно резолюции 2520 (XXIV) Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1969 г., вступают в силу для всех государств - участников Статута после того, как они приняты 2/3 голосов участников Статута и ратифицированы в соответствии с их конституционной процедурой 2/з государств - участников Статута.

Устав ООН проводит строгое разграничение компетенции важнейшего политического органа - Совета Безопасности и Международного Суда. Как подчеркивается в п. 3 ст. 36 Устава ООН, Совет Безопасности принимает во внимание, что «споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Суда». Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом. К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Суд обычно проводит пленарные заседания, но он может также, если стороны об этом просят, образовывать более мелкие группы, называемые камерами. Решения, принятые камерами, считаются вынесенными Судом в полном составе. В последнее время Суд стал чаще прибегать к этой процедуре упрощенного судопроизводства.

Государства могут, согласно ст. 36 Статута, в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся: толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства и характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. Вышеуказанные заявления могут быть безусловными, или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств, или же на определенное время.

К настоящему времени менее 1/3 государств - членов ООН заявили о своем согласии с обязательной юрисдикцией Суда в соответствии с п. 2 ст. 36 его Статута, причем многие заявления сопровождаются такими оговорками, которые делают их по существу иллюзорными. За время существования Суда на его рассмотрение государствами было вынесено более 60 споров. Решения Суда считаются обязательными для государств - сторон в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение» (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Помимо судебной Международный Суд осуществляет и консультативную юрисдикцию. Согласно ст. 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности. В настоящее время 4 главных органа ООН, 2 вспомогательных органа Генеральной Ассамблеи, 15 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ (в общей сложности 22 органа) могут запрашивать консультативные заключения Суда.

Международный Суд является важнейшим международно- правовым институтом, способным мирно разрешать споры и разногласия между государствами и реально обеспечивать правопорядок в мире. Международный Суд, согласно Уставу ООН - главный судебный орган ООН, содействующий решению спорных международных проблем. Примеров более, чем достаточно. Так, в 1986 году Международный Суд принял решение относительно незаконности военной и полувоенной деятельности США против Никарагуа и по пограничному спору между Мали и Буркина-Фасо, а также консультативное заключение Суда 1988 года о незаконности закрытия властями США представительства Организации освобождения Палестины при ООН в Нью-Йорке.

Еще по теме Генеральная Ассамблея ООН.:

  1. Генеральная Ассамблея ООН. ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ ЛИЦ И УЛУЧШЕНИЕ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, 1991
  2. Генеральная Ассамблея. Всеобщая декларация прав человека, 1948
  3. Роль системы ООН в развитии многостороннего регулирования МЭО

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс -

После Второй мировой войны основной организацией, от деятельности которой зависит, как бы напыщенно это ни звучало, мир во всем мире, является ООН. В обсуждаются все основные проблемы современности, а стороны конфликтов стараются прийти к консенсусу, предполагая использование дипломатических, а не силовых методов. Какой орган наиболее важный во всей ООН? Генеральная Ассамблея - вот сердце этой небезызвестной организации.

Что это за орган?

Так называется основной форум для совещаний. Его особенность в том, что только здесь все страны мира, имеющие своих представителей в составе ООН, могут обсуждать наиболее острые международные проблемы в многостороннем формате. За что отвечает этот компонент ООН? Генеральная Ассамблея играет важнейшую роль в становлении и развитии международного права.

Как это работает?

Вопросы обсуждаются на сессиях. После каждой из них принимается резолюция по итогам обсуждаемых тем. Чтобы проект этой резолюции получил одобрение, необходимо, чтобы за его принятие высказалось не менее 50% всех делегатов. Следует учесть несколько моментов. Во-первых, что может сделать этот орган ООН? Генеральная Ассамблея выносит резолюции, но обязательной и даже рекомендательной силы они не имеют. Во-вторых, несмотря на это, ни одна из делегаций не может наложить вето на принимаемые решения.

Утверждена Ассамблея была в 1945 году, когда весь мир вздрогнул, окончательно осознав все то горе и ужас, пережитый многими народами во время Второй мировой войны. Исторически сложилось так, что наиболее интенсивная работа ведется в период с сентября по декабрь. В принципе, в случае необходимости члены Ассамблеи могут собираться и в иные периоды, если того действительно требует сложившаяся в мире ситуация.

Так, согласно Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в начале декабря 1948 года, были окончательно закреплены основные нормы общечеловеческих норм этики, морали и гуманизма, которые обязуется соблюдать всякое государство. В частности, в этом документе содержится резкое неприятие любых пыток и унижений общечеловеческого достоинства в отношении пленных военнослужащих.

Для чего нужен этот орган в составе ООН?

Итак, (ООН), резолюция которой может положить конец многим негативным процессам в мире, в своем внутреннем Уставе четко приписывает те функции и полномочия, которые имеет описываемая нами Ассамблея:

  • Наиболее важная ее функция - сообща рассматривать основные принципы поддержания мира и благополучия. Ее рекомендации могут касаться абсолютно любых вопросов, причем не является исключением и сфера вооружений. На основании итогов обсуждения принимается резолюция, которая в некоторых случаях все же может носить рекомендательный характер.
  • Также члены этого органа могут открыто обсуждать любые вопросы, которые так или иначе касаются стабильности мировой геополитической обстановки. Кроме того, Ассамблея может выдвигать рекомендации, за исключением тех случаев, когда затрагиваемый вопрос лежит в поле зрения Совета Безопасности ООН.
  • Специалисты Ассамблеи могут готовить методики исследований и непосредственно их осуществлять, чтобы впоследствии давать более точные и полезные рекомендации. Особенно это касается вопросов развития международного права, а также гарантий соблюдения общечеловеческих норм во всех сферах деятельности правительств мира.
  • Также этот орган может давать развернутые рекомендации для всех ситуаций, неконтролируемое развитие которых чревато серьезными потрясениями и нарушением взаимоотношений между различными нациями.
  • регулярно делится со своим отделением докладами. Ассамблея может обсуждать их, а также выказывать различные замечания, которые принимаются вышестоящими инстанциями.
  • Очень важная задача Ассамблеи заключается в принятии бюджета ООН, а также в определении размеров взносов для каждой страны, члены которой входят в состав данной организации.
  • Назначать Генерального Секретаря, а также выбирать временных членов в Совет Безопасности (по результатам общего голосования).

В каком порядке проходят сессии?

Открывается любая сессия тем, что представители различных стран ведут диспуты по наиболее острым и важным вопросам, которые накопились с момента прохождения последнего заседания. Важно заметить, что при этом каждый может открыто высказать свое мнение и получить емкие и развернутые ответы. Все заседания тщательно записываются для их последующего анализа, на основании которого будут составлены рекомендации.

Для чего вообще все эти проекты рассматривает Резолюция этого органа, посвященная всем наиболее важным общемировым проблемам, на пустом месте никогда не принимается. Все решения ООН могут быть реализованы только по результатам совместных прений, на которых полностью обсуждаются все наиболее важные вопросы.

Только после того как каждая страна реализует свое право голоса на общих прениях, начинается рассмотрение вопросов, стоящих на повестке дня, по существу. Следует учесть, что таковых может быть очень много. Так, на сравнительно недавнем заседании выяснилось, что в повестке дня числится почти 170 пунктов! Как в этом случае ведется обсуждение?

Дело в том, что сама Ассамблея состоит из шести комитетов. Между членами последних распределяются основные вопросы, которые проходят все этапы обсуждения. На одном из последующих пленарных заседаний председателю Ассамблеи вручается предварительный проект резолюции.

Она проходит дополнительное обсуждение. В случае утверждения не менее чем 50% заседающих принимается окончательно. После этого резолюция Генеральной Ассамблеи ООН может быть в некоторых случаях даже передана в Совет Безопасности. Это происходит, если в ней были затронуты особенно важные и злободневные проблемы, которые напрямую угрожают общемировой стабильности.

Какие подразделения представляют шесть дополнительных комитетов?

Так как мы уже затронули этот вопрос, его следует дополнительно расшифровать. Итак, шесть комитетов включают в себя следующие подразделения:

  • Отдел, занимающийся вопросами всемирного разоружения и безопасности. На нем лежат все вопросы, которые так или иначе затрагивают сферы неумеренного применения оружия.
  • Комитет экономических и финансовых проблем. На нем, в частности, лежат проблемы голода и нищеты в странах Центральной Африки.
  • Отдел гуманитарных дисциплин и социальной политики. Пожалуй, одно из наиболее важных подразделений, так как оно занимается вопросами соблюдения прав человека. Кроме того, рекомендации этого комитета чаще прочих принимаются на рассмотрение уже Советом Безопасности. Это значит, что в результате может быть согласована резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, имеющая обязательную для исполнения трактовку.
  • Четвертый отдел - политика и вопросы, так или иначе касающиеся деколонизации. Его компетенция чрезвычайно широка. Помимо урегулирования обычных общеполитических проблем члены данного комитета заняты финансовой и социальной помощью тем государствам, которые раньше являлись колониями каких-то европейских держав.
  • Комитет административных вопросов и бюджета. Здесь в основном занимаются канцелярией, включающей в себя вопросы финансирования, так что права Генеральной Ассамблеи ООН в этом плане чрезвычайно велики.
  • Шестой комитет, он же отдел права. Как нетрудно понять, занят разработкой и принятием норм международного права. Также этот отдел может курировать выполнение своих рекомендаций.

Какие здесь могут приниматься решения?

У каждого государства из состава Ассамблеи есть ровно один голос. Решения особенно важных вопросов, напрямую касающихся стабильности и мира, могут приниматься только при наличии не менее 2/3 голосов «за» или «против». В других случаях резолюции могут утверждаться, исходя из простого количества голосов (но не менее 50%).

Генеральный комитет - состав и основные функции

В состав наиболее важного комитета входят председатель, а также 21 заместитель, которые отвечают как за работу шести дополнительных комитетов, так и за общие организационные и административные вопросы. Раньше этот орган выполнял значительно больше функций, но проведенная реформа Генеральной Ассамблеи ООН значительно сократила их список. Отныне в него входят следующие задачи:

  • Утверждение повестки дня и распределение тем по дополнительным комитетам в том случае, если вопросов слишком много.
  • Общая организация работы и ответственность за проведение всех пленарных заседаний Ассамблеи.

Какова роль этой структуры во всемирной безопасности?

70 Генеральная Ассамблея ООН ознаменовалась выступлением президента Российской Федерации В. В. Путина. В своей продолжительной речи он затронул много крайне важных, но весьма щекотливых вопросов. В частности, президент России неоднократно намекнул, что имеющийся в мире центр «доминирования», главный представитель которого выступал с речью об «исключительности», в последние годы перестал реагировать на решения ООН вообще.

Для чего это было сказано? Всем, кто интересуется политикой последних десятилетий, было понятно, что намекал российский лидер на США. Вторжение во Вьетнам, Ливию, бомбардировки Югославии в начале 90-х годов - все это было совершено или без получения одобрения Совета Безопасности, или же таковое выдавалось «задним числом». Неудивительно, что в последние годы все чаще раздаются мнения о том, что формат Ассамблеи полностью устарел, и вся организация нуждается в полном «демонтаже». Но так ли это на самом деле?

Да, определенные проблемы у организации есть, но они никуда не исчезали со времен Лиги Наций. Большинство стран все же прислушиваются к мнению ООН, претворяют в жизнь ее миротворческие инициативы. Это помогает сохранять мировой порядок и не допускать превращения мелких конфликтов в действительно крупные войны. Так как соотносятся Генеральная Ассамблея ООН и международная безопасность?

Выводы и обзор некоторых проблем

Итак, за все время своего существования (в период с 1944 по 2016 гг.) данную организацию можно с уверенностью назвать наиболее влиятельной во всем мире. Так, декларация Генеральной Ассамблеи ООН не раз смогла предотвратить те конфликты, в которых полностью увязли государства, их первоначально развязавшие. Конечно, не всегда все проходило так удачно. Например, по результатам очередного арабо-израильского конфликта были сделаны следующие выводы:

  • Во-первых, как это ни прискорбно, но в ближайшие десятилетия полное искоренение причин этой войны невозможно, так как в их число входят глубокие внутренние противоречия между всеми народами, населяющими этот регион.
  • Во-вторых, именно этот конфликт постоянно выявляет противоречия как в Ассамблее, так и в Совете Безопасности ООН: с одной стороны, у нации есть право на самоопределение, с другой - народ волен решать территориальные претензии.

На основании этой информации можно сделать вывод, что реализация так называемой дорожной карт», то есть плана разрешения того или иного конфликта, должна учитывать все особенности региона, в котором он развернулся. К сожалению, далеко не все сессии Генеральной Ассамблеи ООН вообще затрагивали эту болезненную проблему.

Очень мешает решить данную задачу еще и то обстоятельство, что стороны конфликта вообще не слишком доверяют решениям ООН. Временами лишь воздействие посредников в лице тех же США или РФ помогают предотвратить серьезные последствия, в то время как к мнению самой ООН арабы с израильтянами практически не прислушиваются. Как может быть найден выход из этой тупиковой ситуации?

Здесь организация должна проявить известную степень гибкости. Предложенные резолюции по израильскому вопросу - это набор компромиссов, принятых странами, которым проблемы в этом регионе вообще безразличны. В столь щекотливой ситуации, как полагают некоторые эксперты ООН, следовало бы прислушиваться не к безликому мнению большинства, а к решениям стран, непосредственно участвующих в этом конфликте.

Катастрофа в Руанде

Также документы Генеральной Ассамблеи ООН свидетельствуют, что в свое время члены организации не придали надлежащего значения событиям, вылившимся в один из самых кровавых конфликтов последнего тысячелетия, в результате которого погибли тысячи людей. Конфликт в Руанде был чрезвычайно сложен по той причине, что в его основе лежали не только религиозные, но и глубокие этнические противоречия.

Причем главным фактором стал как раз этнический вопрос. Сложность была еще и в том, что с самого начала члены Ассамблеи не могли твердо решить, на сторону какой национальности встать. Такие метания были ошибочны в своей сути: следовало немедленно пресечь развязывание конфликта. Когда внутри одной страны противоборствуют две этнические группы, это обычная гражданская война, чреватая огромными жертвами и навсегда разделяющая многие поколения людей, там проживавших.

Кроме того, по непонятной причине оказались совершенно забыты экономические факторы. В частности, уже давно доказано, что при более-менее стабильном росте экономики такого рода конфликты возможны, но своего пика достигают редко (без подпитки извне). Но в Руанде за все 80-е годы экономика стремительно деградировала, постоянно уходя в минус. Опять-таки, в тех условиях следовало действовать срочно, но отчего-то первоначально никаких действий предпринято не было.

Вот мы и узнали, для чего нужна в составе ООН Генеральная Ассамблея.

Тема 10. Органы ООН

Компетенция. Генеральная Ассамблея является самым предста­вительным органом Организации. Она состоит из всех членов Ор­ганизации. Из содержания главы IV Устава ООН можно заклю­чить, что Генеральная Ассамблея является высшим органом Орга­низации. Согласно ст. 15 Устава она получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности. Эти док­лады должны включать отчет о мерах по поддержанию междуна­родного мира и безопасности, которые Совет Безопасности решил предпринять или предпринял. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает доклады других органов Организации.

Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и делать соответствующие рекомендации государствам - членам ООН иСовету Безопасности. Однако ко­гда Совет Безопасности выполняет возложенные на него Уставом ООН функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекоменда­ции, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безо­пасности не запросит об этом.

Генеральная Ассамблея организует также исследования и дела­ет рекомендации в целях:

а) содействия международному сотруд­ничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации;

б) содейст­вия сотрудничеству в области экономической, социальной, куль­туры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Порядок работы. Генеральная Ассамблея собирается на очеред­ные ежегодные сессии и на такие специальные сессии, которые могут потребовать обстоятельства.

Генеральная Ассамблея собирается ежегодно на очередную сес­сию в третий вторник сентября. Генеральный секретарь уведомля­ет всех членов ООН об открытии такой сессии не менее чем за 60 дней. По рекомендации Генерального комитета в начале каж­дой сессии он устанавливает дату закрытия очередной сессии.

Специальные сессии Генеральной Ассамблеи созываются в те­чение 15 дней со дня получения Генеральным секретарем требова­ния от Совета Безопасности или от большинства членов ООН о созыве такой сессии или сообщения большинства членов ООН о присоединении к требованию о созыве.

Чрезвычайные специальные сессии созываются в течение 24 ча­сов с момента получения Генеральным секретарем требования о созыве такой сессии, поступившего от Совета Безопасности и поддержанного голосами любых девяти членов Совета, требова­ния большинства членов ООН, выраженного путем голосования в Межсессионном комитете. Любой член ООН может потребовать у Генерального секретаря созыва чрезвычайной специальной сес­сии. Генеральный секретарь извещает немедленно других членов Организации об этом требовании и запрашивает их, присоединя­ются ли они к нему. Если в течение 30 дней большинство членов ООН присоединится к этому требованию, то Генеральный секре­тарь созывает специальную сессию Генеральной Ассамблеи ООН.


Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем ООН и сообщается ее членам не менее чем за 60 дней до открытия сессии. Она состоит из более чем 100 вопросов.

Однако постоянными пунктами являются следующие вопросы:

а) доклад Генерального секретаря о работе Организации;

б) доклады Совета Безопасности, ЭКОСОС, Совета по опеке, Ме­ждународного суда, вспомогательных органов Генеральной Ас­самблеи и специализированных учреждений;

в) все пункты, о включении которых Генеральная Ассамблея постановила на од­ной из своих предыдущих сессий;

г) все пункты, предложенные любым членом ООН;

д) все пункты, относящиеся к бюджету на следующий финансовый год, и доклад об отчете за истекший фи­нансовый год;

е) все пункты, которые Генеральный секретарь счи­тает необходимым внести на рассмотрение Генеральной Ассамб­леи;

ж) все пункты, предложенные государствами, не являющими­ся членами ООН.

Любой член ООН, любой из ее главных органов или Генераль­ный секретарь могут не менее чем за 30 дней до даты, назначен­ной для открытия очередной сессии, потребовать включения в по­вестку дня дополнительных пунктов.

В предварительную повестку дня специальной сессии вносятся только те пункты, рассмотрение которых предложено в требова­нии о созыве специальной сессии.

Делегации государства - члена ООН на сессии Генеральной Ассамблеи состоит не более чем из пяти представителей и пяти за­местителей и из необходимого делегации числа советников, технических советников, экспертов и лиц, занимающих подобное положение.

Основным органом, определяющим порядок работы сессии Генеральной Ассамблеи, является Генеральный комитет. Он со­стоит из Председателя Генеральной Ассамблеи, 21 заместителя Председателя и председателей семи главных комитетов. На его за­седаниях имеют право присутствовать председатели других коми­тетов и участвовать в прениях без права голоса. Генеральный ко­митет может вносить изменения в принятые Генеральной Ассамб­леей резолюции, но эти изменения могут относиться только к форме, а не к существу. Все такие изменения представляются на рассмотрение Генеральной Ассамблеи.

Английский, испанский, китайский, русский и французский языки являются официальными и рабочими языками Генеральной Ассамблеи, ее комитетов и подкомитетов. Арабский язык является как официальным, так и рабочим языком Генеральной Ассамблеи и ее главных комитетов. Все резолюции и другие документы изда­ются на языках Генеральной Ассамблеи. По решению Генераль­ной Ассамблеи ее документы и документы ее комитетов и подко­митетов издаются и на любом другом языке.

Генеральная Ассамблея может учреждать комитеты, которые она сочтет необходимыми для выполнения ее функций. Наиболее детальное обсуждение вопросов проходит в следующих семи глав­ных комитетах:

в Первом комитете - по политическим вопросам и вопросам безопасности, включая вопросы разоружения (начи­ная с XXXI сессии Генеральной Ассамблеи этот комитет занима­ется в основном вопросами разоружения);

Специальном политиче­ском комитете, которому передаются политические вопросы, вхо­дящие в компетенцию Первого комитета;

Втором комитете - по экономическим и финансовым вопросам;

Третьем комитете - по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры;

Чет­вертом комитете - по вопросам международной опеки и несамо­управляющихся территорий;

Пятом комитете - по администра­тивным и бюджетным вопросам;

Шестом комитете - по право­вым вопросам.

Все главные комитеты проводят в первую неделю сессии выбо­ры своего председателя, двух заместителей председателя и доклад­чика. Председатели главных комитетов не участвуют в голосова­нии, а вместо них могут голосовать другие члены их делегаций.

Резолюции и решения. Генеральная Ассамблея на своих сессиях принимает постановления, решения и рекомендации. Как явству­ет из п. 2 ст. 4 Устава ООН, термином «постановление» обозначаются акты, принимаемые Генеральной Ассамблеей по рекоменда­ции Совета Безопасности. Они, как правило, обращены к государ­ствам-членам и напоминают им об их правах и обязанностях. Акт приема или исключения государств из ООН также оформляется в виде постановления.

Термин «рекомендация» неоднократно встречается в Уставе ООН (ст. 10, 11, 13 и др.). Например, согласно п. 1 ст. 11 Устава Генеральная Ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разо­ружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации членам Организации или Совету Безо­пасности. В ст. 13 Устава ООН говорится о том, что Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в це­лях содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации, а также содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования и т. д. В этой статье Устава ООН указывается, в каких случаях Генеральной Ассамблеей еще делаются рекомендации.

Термин «решение» употребляется в п. 2 ст. 18 Устава ООН. В нем говорится о следующем: решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутст­вующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Эти во­просы включают: рекомендации в отношении поддержания мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасно­сти, прием новых членов Организации, приостановление прав и привилегий членов Организации.

Таким образом, согласно п. 2 ст. 18 Устава решения Генераль­ной Ассамблеи по вопросам поддержания мира и безопасности именуются рекомендациями, а решения по вопросам приема новых членов и другим вопросам в соответствии с п. 2 ст. 4 называются постановлениями.

Все резолюции Генеральной Ассамблеи независимо от наиме­нования и содержания нумеруются по порядку. Номер сессии обозначается римской цифрой. Специальные сессии перед номе­ром имеют букву «S», чрезвычайные - «ES», Все резолюции име­ют свое название.

Невзирая на численность населения все государства-члены - от самых больших (Китай - 1,2 млрд человек) до самых малых (Палау - 16 тыс. человек) - имеют по одному голосу в Генераль­ной Ассамблее.

Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам прини­маются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в го­лосовании членов Ассамблеи.

Согласно п. 2 ст. 18 Устава ООН к важным относятся следующие вопросы:

б) выборы непостоянных членов Совета Безопасности;

в) выбо­ры членов Экономического и социального совета;

г) выборы чле­нов Совета по опеке;

д) прием новых членов в ООН;

е) приоста­новление прав и привилегий членов ООН;

ж) исключение из ООН ее членов;

з) вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки; и) бюджетные вопросы. Перечень этих вопросов является исчерпывающим.

Решения по другим вопросам, включая определение дополни­тельных категорий вопросов, которые подлежат решению боль­шинством в 2/3 голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании.

Государство - член ООН, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса на сессиях Генеральной Ассамблеи. Однако эта санкция применя­ется лишь тогда, когда сумма задолженности такого государства равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных предыдущих года. Генеральная Ассамблея может, однако, разрешить такому государству участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по незави­сящим от него обстоятельствам.

Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по смыслу ст. 11 Ус­тава не носят обязательного характера. Они создают лишь реко­мендации государствам-членам. Таким образом, они содержат нормы так называемого «мягкого» права.

Вспомогательные органы. В соответствии со ст. 22 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочивается учреждать такие вспо­могательные органы, которые она сочтет необходимыми для осу­ществления своих функций. В настоящее время функционируют около 100 таких органов. По правовому статусу их можно объеди­нить в три группы:

а) органы, являющиеся по своему статусу ме­ждународными организациями;

б) постоянные органы;

в) вре­менные органы.

В первую группу входят Программа ООН по окружающей сре­де (ЮНЕП), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программа развития ООН (ПРООН). Они в полной мере соответствуют признакам межправительственных организа­ций, хотя и являются автономными органами Генеральной Ас­самблеи.

Вторую группу составляют, в частности:

Конференция по ра­зоружению (создана в 1961 г., входят более 40 государств),

Коми­тет по использованию космического пространства в мирных целях (создан в 1959 г., входят около 60 государств),

Межправительст­венный комитет по науке и технике в целях развития (создан в 1979 г., является комитетом полного состава),

Всемирный про­довольственный совет (создан в 1974 г., входят около 40 госу­дарств),

Комиссия международного права (учреждена в 1947 г., входят представители более 30 государств),

Комиссия ООН по праву международной торговли (создана в 1966 г., входят 36 госу­дарств).

В третью группу можно отнести вспомогательные органы ad hoc, например Специальный комитет по Уставу ООН и усилению роли Организации (создан в 1974 г.), Специальный комитет про­тив апартеида (создан в. 1962 г.), Специальный комитет по Индий­скому океану (создан в 1972 г.). Они занимаются сравнительно уз­ким кругом проблем, эпизодически собираются на свои заседания и ликвидируются после подготовки соответствующих международ­но-правовых документов или решения проблем, составляющих предмет их деятельности.

Вы знаете, что такое ООН? Генеральная Ассамблея какие функции выполняет? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Генеральной Ассамблеей ООН называют ведущий представительный, директивный и совещательный орган Организации Объединённых Наций, который был учреждён в 1945 году сообразно Уставу ООН. Ежегодная сессия Ассамблеи проводится с сентября по декабрь и в последующие дни в случае необходимости. Это формирование служит форумом для разностороннего обсуждения всего спектра межнациональных вопросов, отражённых в Уставе, и состоит из 193 членов ООН.

Полномочия и функции

Ассамблея также приняла решение на время прервать десятую особую чрезвычайную сессию и уполномочила Председателя ООН возобновить её заседания по просьбе стран-членов.

Кулуарные съезды

Что такое неофициальное заседание Генеральной Ассамблеи ООН? На своей 52-й сессии эта организация предложила новое средство достижения взаимопонимания с помощью обговаривания задачи преобразования ООН в ходе частных пленарных совещаний. Практика проведения таких мероприятий была предложена на последующих конференциях для обсуждения вопросов, касавшихся особой сессии ООН по проблеме ВИЧ/СПИДа, Саммита тысячелетия ООН, укрепления системы ООН и её активизации.

Выборы

Далее мы выясним, для чего нужна резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, а сейчас рассмотрим выборы Председателя ООН и его заместителей. В 2002 году, 8 июля, Ассамблея утвердила постановление 56/509, в соответствии с которым были изменены правила процедуры. Согласно им, а также в результате активизации своего труда, знаменитая организация избрала собственного председателя и его заместителей в 2005 году, 13 июня, то есть за три месяца до открытия конференции. Одновременно были избраны и председатели шести первейших комиссий 60-й сессии.

Согласно резолюции 58/126 ООН, иные должностные лица ведущих комитетов были выбраны в этот же день.

Тотальные дебаты

В 2005 году, с 17 по 23 сентября, были проведены прения Генеральной Ассамблеи. Они предоставили странам-членам шанс высказаться по самым важным межнациональным вопросам. Согласно резолюции 58/126 ООН, на шестидесятой конференции впервые прошли общие прения по теме, предложенной странам-членам утверждённым, но ещё не приступившим к выполнению должностных обязанностей председателем.

Учитывая важность Всемирной встречи 2005 года, проводившейся на высшем уровне, шестидесятая сессия предложила тему «в интересах повышения и укрепления эффективности ООН: последующее выполнение постановлений и деятельность пленарного съезда макроуровня, состоявшегося в 2005 году, в сентябре».

О деятельности организации Генеральный секретарь зачитал доклад перед началом общих дебатов, как это заведено начиная с 52-й конференции.

Резервные органы

Права Генеральной Ассамблеи ООН впечатляют. Эта организация имеет шесть главных комиссий. После окончания общей дискуссии Ассамблея начинает рассматривать основные пункты, стоящие в её повестке дня. Число предметов, которые она должна изучить, очень большое. Именно поэтому Ассамблея разделы дневного плана рассортировывает между своими шестью главными комиссиями в зависимости от их тематики. Те, в свою очередь, обсуждают их, стремясь, по мере возможности, урегулировать различные отношения государств. После этого комитеты представляют Ассамблее проекты решений и резолюций для анализа на одном из пленарных съездов.

В ООН действуют следующие комиссии:

  • Комитет по вопросам международной безопасности и разоружения.
  • Комиссия по финансовым и экономическим вопросам.
  • Комитет по гуманитарным и социальным вопросам и проблемам культуры.
  • Совет по специфическим политическим задачам и дилеммам деколонизации.
  • Комитет по бюджетным и административным вопросам.
  • Комитет по правовым задачам.

Известно, что по единичным пунктам повестки дня, таким как проблемы Палестины и Ближнего Востока, Ассамблея выносит вердикты лишь на своих пленарных собраниях.

Распоряжение

Итак, для чего необходима резолюция Генеральной Ассамблеи ООН? Это письменный акт ООН, в утверждении которого принимают участие все члены Ассамблеи. Для того чтобы он был принят, нужно получить минимум 50% голосов.

Признанные Ассамблеей решения, в отличие от резолюций Совета Безопасности, обязательной силы не имеют, так как отличаются рекомендательным уклоном. При этом наложить на них вето не может ни одно государство. Говорят, что постановления ООН имеют большое политическо-моральное значение.

Тексты этих документов ежегодно согласовываются между делегациями государств-членов в рамках деятельности шести комитетов ООН.

В нынешних постановлениях Генеральной Ассамблеи, как правило, изучаются вопросы мирового развития («Искоренение бедности», «Продовольственная безопасность»), межнациональная деятельность, явления, процессы и даже простые события (разлив нефти в прибрежных водах Ливана).

В тексте решения проявляется подходящий для всех государств уровень восприятия анализируемых проблем и цели совместной работы по решению надлежащих вопросов. Однако достигнуть принципиального общего понимания получается не всегда, как, к примеру, в постановлении о снятии блокады с Кубы, которое ежегодно одобряют подавляющее большинство держав, критикуя выходки США. Если между группами стран или со стороны одного государства имеются принципиальные разногласия, резолюция отправляется на референдум.

В силу самой однобокости природы разностороннего процесса переговоров по тексту постановления с участием стран с несхожими народными нуждами распоряжения ООН редко имеют ориентированно-практическое направление, за исключением «решений-резолюций» о реальных вопросах (бюджет организации, проведение конференций и так далее).

Права ребятишек

Чем ещё знаменита Генеральная Ассамблея ООН? Конвенция о правах ребёнка - это её рук дело. Эта организация утвердила межнациональный правовой документ, фиксирующий права ребятишек в странах-участниках. Эта Конвенция является первым и базовым межнационально-правовым документом неукоснительного тона, предназначенным широкому кругу прав детей. В нём размещены 54 статьи, детализирующие частные права лиц в возрасте от появления на свет до 18 лет (если в соответствии с применяемыми законами дееспособность не наступит ранее) на совершенное развитие своих ресурсов в обстановке, свободной от нужды, голода, эксплуатации, жестокости и иных форм злоупотреблений. Участниками этой Конвенции являются Палестина, Святой Престол и все страны-участники ООН, исключая США.

Права людей

Вы не знаете, для чего была создана Всеобщая декларация прав человека? Генеральная Ассамблея ООН приняла её на третьей сессии постановлением 217 А (III) в 1948 году, 10 декабря. Данный «Межнациональный пакт о правах человека» рекомендован всем странам-членам ООН. Он является первым тотальным определением привилегий, которые имеют все люди.

Декларация состоит из 30-ти статей и является компонентом Межнационального билля о возможностях человека, наравне с Мировым пактом о социальных, культурных и экономических правах, парой Факультативных протоколов, Всемирным пактом о политических и гражданских правах.

Идея

Вы желаете взглянуть на документы Генеральной Ассамблеи ООН? С ними ознакомиться может любой человек, так как в сети на сайте этой организации они доступны каждому. Во время Эпохи Просвещения появились мысли о Естественном праве. На их базе были разработаны и утверждены: Билль о правах в США, Билль о возможностях в Великобритании и Декларация прав гражданина и человека во Франции.

Фаза Второй мировой войны явно продемонстрировала нужду во всеобщем договоре о правах людей. Франклин Рузвельт в 1941 году в своём обращении «О ситуации в стране» призвал поддержать четыре нужные свободы: совести, слова, свободу от страха и от нужды. Это дало новый импульс развитию людских прав как нужному критерию мира и завершению войны.

Когда общественность узнала о зверствах, которые совершали немецкие фашисты, стало ясно, что Устав ООН нечётко определяет людские права. Всеобщее соглашение, которое бы описывало и перечисляло права личности, было необходимо.

Принятие

Декларация Генеральной Ассамблеи ООН - это важный документ, который способен изменить мир. Известно, что текст Всемирной декларации людских прав перед тем, как быть утверждённым, подвергался значительным правкам. Основой будущего документа стал черновик Хамфри, глубоко изменённый Кассеном.

Голосование за него исполнялось постепенно. 23 из 31 статей программы декларации были единогласно приняты. По итогам обсуждения третий параграф был объединён со вторым. В процессе слушаний и постатейного плебисцита выявилась конфронтация западных государств и стран советской коалиции. Глава делегации СССР в ООН Вышинский Андрей Януарьевич утверждал, что, несмотря на некоторые достоинства, проект имеет множество крупных недочётов, главный из которых заключается в юридическо-формальном характере и отсутствии в прожекте каких-либо мер, которые были бы способны содействовать реализации провозглашённых в документе базовых прав и свобод человека.

В последней редакции Всемирная декларация людских прав была одобрена 48 странами (из 58 тогдашних участников ООН) 10 декабря 1948 года на 183-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи в Пале де Шайо (Париж). При голосовании воздержались Украинская ССР, Белорусская ССР, Чехословакия, Союз ССР, Югославия, Польша, Саудовская Аравия и ЮАС. Йемен и Гондурас в нём не участвовали. Первый вариант декларации Канада отвергла, но согласилась с ней при итоговом голосовании.

Социалистические страны отклонили документ по причине отрицания права на свободную эмиграцию, Саудовская Аравия - из-за неприятия свободы вероисповедания и произвольности брака, ЮАС (и предварительно, Канада) - ввиду расистской позиции.

День прав человека

Большие изменения несёт в мир Генеральная Ассамблея ООН. 1948 год - переломный момент в истории человечества. ООН в 1950 году для почёта Декларации учредила праздник День людских прав. Он отмечается 10 декабря. В этом торжестве принимают участие люди, парламенты, правительства, различные религиозные группы и сообщества и, разумеется, сама ООН. Кампании по продвижению Декларации и человеческих прав предпринимаются каждые десять лет.

В 2007 году, 10 декабря, началась операция под названием «Справедливость и человеческое достоинство для всех нас», в которой приняли активное участие все государства-члены ООН, и продолжалась ровно год, до 60-летия.