Понятие международных отношений. Субъекты международных отношений. Современные принципы функционирования международных отношений. Основные субъекты современных международных отношений

С глубокой древности до настоящего времени международные отношения занимают важнейшее место в политической жизни человека. Политические мыслители разных времен и народов, а также политики вели и до сих пор ведут постоянные поиски путей создания на Земле "вечного мира", "общеевропейского дома", "единого мирового правительства" и т.д. Сегодня мировой порядок зависит от взаимоотношений и взаимодействия более 200 государств, находящихся на разных этажах исторического, экономического, политического и культурного развития.

Под международными отношениями обычно понимают совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, дипломатических, культурных, военных и иных связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества (рис. 18).

Субъектами международных отношений в первую очередь являются государства . Они определяют развитие всех форм международных отношений в силу того, что это единственный субъект, который обладает суверенитетом. Это означает, что данный субъект не признает в отношении себя никакой другой власти, кроме собственной, никаких обязательств, кроме тех, которые взял на себя добровольно или под влиянием особых обязательств. Государство обладает на своей территории всей полнотой политической власти.

В системе международных отношений межгосударственные отношения имеют первостепенное значение. Однако следует отметить, что в современном мире обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях являются межгосударственные и международные организации: двусторонние и многосторонние коалиции, экономические и военно-политические союзы (блоки), региональные организации, международные организации.

Международные организации как субъекты международных отношений более сложные структуры, чем межгосударственные. Они могут быть межправительственными и неправительственными, а также смешанного типа, куда входят и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальные члены.

Рис. 18.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет. Так, если в начале XX в. существовало 20 межправительственных и около 200 неправительственных организаций, то в настоящее время их соответственно около 300 и более 2500.

Деятельность международных организаций носит многосторонний характер. В современных условиях к сфере их деятельности можно отнести проблемы войны и мира, защиты природной среды, проблемы народонаселения и ресурсов, т.е. жизнеобеспечения человечества, проблему преодоления разрыва между экономически развитыми и отсталыми странами, многие другие проблемы.

Первой международной организацией явился Всемирный почтовый союз (ВПС), который возник в 1875 г. и в настоящее время ведет свою работу в Брюсселе, выпускает ежегодники с перечнями всех международных организаций.

Лига Наций стала первой международной организацией, действовавшей в период между мировыми войнами. В Статуте Лиги Наций в качестве основной цели провозглашалось развитие сотрудничества между народами и гарантия их мира и безопасности, однако эта цель оказалось недостижимой. Да иначе и быть не могло, ведь в числе четырех постоянных членов Совета Лиги Наций два были представлены Италией и Японией – странами, которые в союзе с фашистской Германией развязали Вторую мировую войну. Были и другие причины, оказавшие самое негативное влияние на авторитет этой международной организации. Едва ли не главной в их числе была "политика умиротворения", проводимая демократическими странами Запада по отношению к фашистским Германии и Италии. Венцом этой политики стало Мюнхенское соглашение 1938 г., в результате которого была ликвидирована государственная самостоятельность Чехословакии, а затем и других европейских стран. В конечном итоге Лига Наций, разъедаемая внутренними противоречиями стран-участниц, не сумев преградить дорогу агрессорам к очередному захвату новых территорий, не выдержав, таким образом, проверки временем, к концу 1930-х гг. фактически прекратила свою деятельность.

После окончания Второй мировой войны, в октябре 1945 г., возникла новая международная организация – Организация Объединенных Наций (ООП), созданная по инициативе ведущих участников антигитлеровской коалиции на основе добровольного объединения усилий государств в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между ними. Одним из главных органов ООН является Совет Безопасности, которому предоставлено право определять наличие любой угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, делать рекомендации о том, какие меры следует принять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. При этом решения Совета Безопасности считаются принятыми только в том случае, если за них проголосуют его постоянные члены – СССР (теперь Россия), США, Великобритания, Франция и Китай.

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности сделали многое для обеспечения мира, и сегодня их усилиями снижается противоборство враждующих сторон, осуществляются поиски наиболее приемлемых решений, способных предотвратить возникновение конфликтных ситуаций в различных регионах мира. Но достичь желаемых результатов, к сожалению, не всегда удается. Свидетельством тому являются вооруженные конфликты, которые достаточно часто дают о себе знать в различных регионах мира.

С 1949 г. функционирует Совет Европы – межправительственная организация западноевропейских стран, которая в настоящее время расширяется за счет восточно-европейских государств и приобретает значительный политический вес в жизни общества. В начале 1996 г. в состав этой организации была принята и Россия.

В 1975 г. в Хельсинки состоялся завершающий этап Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) с участием руководителей 33 европейских государств, а также США и Канады. Совещание явилось важным шагом на пути упрочения разрядки международной напряженности и налаживания отношений равноправного сотрудничества между государствами. В начале 1990-х гг. произошла институциализация СБСЕ в постоянно действующий орган, которому были предоставлены большие права, вплоть до осуществления необходимых мер в целях пресечения межгосударственных конфликтов и сохранения мира. В декабре 1994 г. состоялась очередная встреча на высшем уровне, на которой было принято решение о переименовании с 1 января 1995 г. СБСЕ в ОБСЕ – Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе .

Одно из важных условий успешного функционирования современных международных организаций состоит в том, чтобы не допустить диктата над ними со стороны того или другого государства или группы стран. Осуществление этого могло бы вызвать стремление других государств создать свои международные организации или союзы, что было бы равносильно возрождению блоковой политики.

При всех возможных обстоятельствах существует одна основополагающая альтернатива в развитии международных отношений: либо мир, либо война – третьего не дано. Поэтому задача политиков, если они сознательно не стремятся к разжиганию противоречий между странами, – использовать в качестве доводов не силовые средства, а переговоры. Такая потребность стала особенно актуальной в наше время, в условиях концентрации большого количества оружия массового поражения и тех видов обычного вооружения, которые по своим характеристикам также представляют немалую угрозу для цивилизации и жизни на Земле. Политические переговоры – единственно разумный способ решения международных проблем, направленный на предотвращение конфликтных ситуаций, укрепление взаимопонимания и сотрудничества. Переговоры могут привести к достижению поставленных целей путем консенсуса или компромисса.

Консенсус (согласие, единодушие) – процедура и метод принятия решений без проведения голосования и при отсутствии формальных возражений со стороны любого из участников переговоров против принятия решений в целом в интересах общего дела.

Если невозможно достижение согласия на основе консенсуса, должен использоваться другой метод – компромисс , т.е. соглашение, достигаемое путем взаимных уступок сторон, придерживающихся противоположных мнений и действий.

Компромисс – это не конец борьбы, а перемирие. При благоприятном исходе дальнейших переговоров компромисс может привести к согласию на основе консенсуса. Но это достижимо при условии, если договаривающиеся стороны будут соблюдать равенство, стремиться к справедливости, найдут общий язык при решении стоящих перед ними проблем.

Субъекты международных отношений – это образования, которые в соответствии с международным правом и договоренностями государств имеют международную правосубъектность (права и обязанности) в этой системе. Важнейшей составной частью международных отношений являются межгосударственные отношения, а соответственно, и государства как их субъекты. В результате колонизации некоторые страны и регионы в Африке, Латинской Америке, Азии, а также в Австралии долгое время не были субъектами международных отношений и превратились в объекты политики ряда стран Европы. Воздействие отдельных государств на международные отношения различно, оно в значительной мере связано с объемом материальных и людских ресурсов, которым данное государство располагает, а также с его внутренней стабильностью. Среди участников международных отношений есть страны, которые называют великими державами. Обычно это определение относилось, прежде всего, к США, СССР, Англии, Франции и Китаю, владевшим ядерным оружием и являвшимся членами Совета Безопасности ООН. В настоящее время в числе великих держав все чаще называют ФРГ, Японию и Индию. В связи с вопросом о межгосударственном аспекте международных отношений необходимо отметить и такой важный фактор, как военностратегический. Примерное равновесие сил в данной области стабилизирует эти отношения, а попытки нарушения такого равновесия оказывают заметное негативное воздействие на межгосударственные отношения и на международные отношения в целом. Другим важным элементом международных отношений являются отношения между региональными межгосударственными объединениями – военнополитическими и экономическими коалициями и союзами, интеграционными организациями. В основе создания таких объединений лежат, как правило, совпадающие интересы и цели государствучастников, стремление использовать соединенную, совокупную силу объединения для достижения своих целей. В таких объединениях обычно выделяется ведущая держава, лидер. Между членами объединения постепенно складываются особые, специфические отношения. На протяжении десятков лет наиболее влиятельными межгосударственными объединениями были Североатлантический блок (НАТО) и Организация Варшавского Договора (ОВД). Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует назвать Лигу арабских государств (ЛАП, Ассоциацию стран ЮгоВосточной Азии (АСЕАН), АзиатскоТихоокеанский совет (АЗПАК), Организацию Африканского Единства (ОАЕ). Субъектом международных отношений и вместе с тем фактором, воздействующим на них, являются также международные экономические объединения, такие как Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), возникшее в 1957 г., и Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), образовавшийся в 1949 г. и функционировавший до начала девяностых годов. Подобные объединения были созданы и на других континентах. Наконец, третьим элементом международных отношений являются всемирные политические правительственные и неправительственные организации. Международная Всемирная правительственная организация выступает от имени государствчленов в качестве особого и самостоятельного субъекта международного права. Наиболее универсальной и важной организацией такого рода является Организация Объединенных Наций (ООН), которая за время своего существования (с 1945 г.) проявила себя в качестве фактора, способного содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов, ослаблению конфронтации между государствами. В систему международных отношений входят и неправительственные организации, например, комитеты по вопросам разоружения в Женеве и НьюЙорке, Комитет по правам человека в Женеве и др. Согласно распространенной в политической науке точке зрения, международные отношения – это, прежде всего, взаимодействия между государствами и их политическими институтами. В настоящее время набирает силу децентрализованное международное сотрудничество между регионами, входящими в состав различных государств. Имеет место и другая тенденция: все большее значение в международных отношениях начинают приобретать трансграничные связи между заинтересованными группами, отдельными лицами при ограниченном содействии и вмешательстве государства. Таким образом, современные международные отношения не сводятся только к межгосударственным связям, и их контактное поле постоянно расширяется. В формировании международных отношений участвуют и различного рода международные конгрессы и конференции, где представители правительств и ученые могут рассматривать и предлагать решения по проблемам международных отношений. Действуют международные суды, куда могут обращаться не только государства, но и отдельные юридические и даже физические лица. Важной тенденцией эволюции мировой политики является возрастание роли в ней международных организаций и институтов, под юрисдикцию которых постепенно переходят многие вопросы, находившиеся ранее исключительно в компетенции национальных государств. Международные организации начинают все активнее выполнять регулятивные функции по отношению к различным сторонам глобального развития. Они агрегируют (объединяют) различные национальные, государственные интересы и трансформируют их в общечеловеческие. Эти организации служат важным каналом для рекрутирования политических лидеров из различных стран в мировую политическую элиту, играющую первостепенную роль в мировой политике.

Еще по теме Субъекты международных отношений:

  1. Тема СУЩНОСТЬ, СУБЪЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  2. 2.3 Договор страхования, взаимоотношения субъектов договора 2.3.1 Субъекты страховых отношений
  3. Г лава28 Особенности договорных отношений в сфере международных экономических отношений и внешнеэкономической деятельности
  4. Вопрос 1. Понятие международных экономических отношений (МЭО), | мирового рынка и международного разделения труда

Международные отношения – это совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, государствами и объединениями государств. Определение международных отношений как многообразие связей предполагает необходимость их классификации – выделения типов, видов, уровней и состояния.
Виды международных отношений рассматриваются:
1) По сферам общественной жизни и содержанию отношений – политические, экономические, военно-стратегические, культурные, идеологические, дипломатические;
2) По взаимодействующим участникам – межгосударственные, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями (ТНК) и др.;
3) Исходя из характера отношений (характера правового регулирования) – как межгосударственные отношения, как межгосударственные отношения негосударственного характера, внутригосударственные отношения, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства, но включенные в сферу международно-правового регулирования (международного частного права).
Состояние международных отношений рассматривается с точки зрения их напряженности: стабильности – нестабильности, доверия – вражды, сотрудничества – конфликта.
В зависимости от числа участвующих в отношениях субъектов или их положения в общественной иерархии выделяют различные уровни международных отношений: высокий, средний или низовой. С учетом геополитического критерия принято выделять глобальный (или общепланетарный), региональный (европейский, азиатский и т.п.), субрегиональные (например, страны Карибского бассейна) уровни.
Понятия «мировая» и «международная политика» отражают события, происходящие на мировой арене. Основные различия между ними заключаются в степени участия нетрадиционных субъектов, в их активности: международная политика представляет собой деятельность, взаимодействие государств на международной арене и включает двусторонние и многосторонние связи между ними в различных областях. Понятие «мировая политика» акцентирует внимание на активной роли в формировании международной ситуации нетрадиционных участников международных отношений.
Участников международных отношений в политической науке обозначают термином «актор» (актер), что предполагает, что каждый из участников играет установленную роль в международной политике, т.е. акцент делается на активном поведении, ведущем к достижению результатов – осуществлению внешнеполитических целей. Участников международных отношений, выполняющих предназначенные им роли, можно назвать агентами. Они сохраняют возможность выбора, их интересы учитываются субъектами международных отношений.
Выделяют два основных вида участников международных отношений: традиционные (основные, первоначальные) и нетипичные:
1. К традиционным участникам относятся, прежде всего, государства, выступающие первичными субъектами международного права. Все государства можно разделить на: сверхдержавы (супердержавы); великие державы; средние державы; малые государства; микрогосударства.
2. В современных условиях в связи с актуальностью экологических проблем, последствиями НТП, развитием коммуникаций все большее значение приобретают негосударственные, нетипичные участники международных отношений – международные организации, транснациональные корпорации, другие общественные силы и движения, действующие на мировой арене.
Международные организации представляют собой постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международного соглашения (устава, статута или иного учредительного документа) для содействия решению международных проблем и развития сотрудничества государств.
Международные организации классифицируются по различным основаниям.
По характеру членства выделяются межгосударственные (межправительственные – МПО) и неправительственные (НПО) организации.
Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств, наличие учредительного международного договора, постоянных органов, уважение суверенитета государств-членов.
Типологии МПО:
· по геополитическому признаку: универсальные (ООН), межрегиональные (Организация Исламская Конференция), региональные (ОБСЕ, СНГ), субрегиональные (Бенилюкс);
· по направлениям деятельности: общецелевые (ООН), экономические (Европейская Ассоциация Свободной торговли – ЕАСТ), военно-политические (НАТО), финансовые (МВФ, Всемирный банк), научно-технические (Международное Агентство по Атомной Энергии – МАГАТЭ), правоохранительные (Международная Организация Уголовной Полиции – «Интерпол») и др.;
· по характеру полномочий: межгосударственные (их цель – организация международного сотрудничества, принимаемые решения адресуются государствам-членам) и надгосударственные (цель которых - развитие интеграции, принимаемые решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов (ЕС) организации);
· по порядку вступления бывают открытые (любое государство по своему желанию может стать их членом) и закрытые (прием в члены осуществляется с согласия первоначальных учредителей).
Особый тип постоянного международного объединения представляет Движение неприсоединения. Его организационная структура имеет признаки, свойственные международным организациям, в то же время, отличаясь от них по ряду показателей (от первых – постоянным характером и решением широкого круга международных проблем, от вторых – отсутствием постоянных руководства, бюджета, штаб-квартиры).
НПО возникают в результате объединения физических и (или) юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств. Такие организации отвечают трем критериям: международный характер их состава и целей; частный, т.е. негосударственный характер учредительства; добровольный характер их деятельности.
В 90-е гг. XX в. большое распространение получили трансрегиональные объединения, включающие международные организации различных географических регионов (ЕС – АСЕАН, ЕС – МЕРКОСУР и др.).
Другими участниками международных отношений, способными вносить определенные изменения в них, являются в настоящее время национально-освободительные, сепаратистские движения, террористические организации (Аль Каида Бен-Ладана, Ирландская республиканская армия – ИРА, Организация освобождения Палестины – ООП), региональные и местные администрации, отдельные лица. Их деятельность нередко порождает феномены «дикой» и «субнациональной» дипломатии – трансграничных связей, осуществляемых без участия государства.

Международные отношения - совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:

  • - Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.
  • - Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.
  • - Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики.
  • - Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.

Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.

Субъекты международных отношений - это такие социальные общности, которые своими практическими действиями решают вопросы, влияющие на судьбы всего человечества. В качестве субъектов международных отношений рассматривают:

  • -национальные государства
  • -международные правительственные и неправительственные (негосударственные) организации;
  • -транснациональные корпорации;
  • -религиозные объединения;
  • -общественно-политические движения.

Международные отношения между их субъектами строятся на двусторонней или многосторонней основе, носят глобальный или региональный характер.

Среди субъектов международных отношений особое место принадлежит государству, так как именно государство презентует на международной арене общество в целом, а не отдельные социальные группы или организации. Государство рассматривается в качестве единственного общенационального института, который имеет легитимные полномочия осуществлять политику на международной арене: объявлять войну, заключать договоры о сотрудничестве и т.д. Поэтому важнейшей составляющей международных отношений являются межгосударственные отношения, которые испытывают на себе влияние мировой экономической ситуации. Влияние отдельных государства на международные отношения различно, оно связано с определением мощи государства, его международной конкурентоспособностью, что определяется экономическим военным потенциалом, природными и трудовыми ресурсами, уровнем развития науки и культуры, достижениями в сфере высоких технологий, уровнем социальной стабильности. Могущество государства является показателем того, какие силы государство имеет в своем распоряжении и какой мерой оно может их использовать в отношениях с другими государствами или негосударственными, отношений есть так называемые сверхдержавы, которые получили такой статус благодаря возможности влиять на условия существования всего человечества; великие державы, которые могут оказывать существенное влияние на мировое развитие; средние державы, которые оказывают серьезное влияние на свое близкое окружение, но такое влияние не выходит на пределы региона; малые державы, которые имеют достаточно сил для обеспечения своего суверенитета, территориальной целостности и независимости, но их влияние на ближайшее окружение слабое; микродержавы, которые не способны защитить свой суверенитет собственными силами.

В основе такого субъекта международных отношений как международные правительственные организации лежат совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать, совокупную силу для достижения своих целей. Важнейшей универсальной организацией является ООН, которая призвана содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов и ослаблению конфронтации между государствами. Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует выделить Организацию Африканского единства, Организация Американских государства, Совет Европы, Европейский Союз, Содружество независимых государств (СНД), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лига арабских государств (ЛАГ) и др. Неправительственные организации, объединяют людей доброй воли различных государств в деле достижения каких-либо общих целей, наиболее распространенными являются различные правозащитные организации вроде Хельсинских групп на территории бывшего Советского Союза. Среди неправительственных ассоциаций следует выделить международные организации ученых, общественных деятелей, политиков: Римский клуб, который объединил представителей различных стран в рассмотрении проблем эффективного природопользования и перспектив мирового развития; сходные цели преследует и Комиссия Улафа Пальме.

Транснациональные корпорации в качестве субъектов международных отношений начали рассматриваться в ХХ веке, что связано с их влиянием и огромными экономическими возможностями, когда, по сути, их деятельность зачастую носит глобальный характер.

Сегодня определяющими тенденциями развития международных отношений являются гуманизация и демократизация. Гуманизация означает переход к такому типу международных отношений, которые в наибольшей мере служат интересам личности, способствуют созданию максимальных возможностей для ее дальнейшего развития и совершенствования, для повышения качества самой ее жизни. Демократизация международных отношений выступает в качестве средства построения гуманного миропорядка.

Понимание системы международных отношений только как "естественного", "предгражданского" состояния не учитывает тенденции к их социализации, игнорирует нарастающие свидетельства преодоления такого состояния и становления нового мирового порядка. С другой стороны, если исходить только из указанной тенденции, то тоже можно придти к ошибочному выводу, не учитывающему, что, несмотря на возрастающую целостность и взаимозависимость мира, на усиливающиеся процессы международной интеграции и сотрудничества различных государств и народов в экономической, политической, социальной и др. областях, международные отношения и сегодня во многом остаются сферой несовпадающих интересов, соперничества и даже противоборства и насилия. Это уже не "джунгли", не "война всех против всех", но и не единое сообщество, живущее по единым законам и в соответствии с общими, разделяемыми всеми его членами, ценностями и нормами. Это, скорее, переходное состояние, когда усиливающаяся тенденция к становлению мирового сообщества не стала необратимой, когда элементы регулирования и "плюрализм суверенитетов", расширение сотрудничества на основе взаимных интересов и совершенствование средств насилия сосуществуют друг с другом, то взаимно уравновешиваясь, то вновь вступая в противоборство

Все это говорит о том, что вышеуказанных критериев по крайней мере недостаточно для определения специфики международных отношений, что они должны быть если не заменены, то дополнены еще одним критерием. Известный французский исследователь М. Мерль, предложивший такой критерий, назвал его "критерием локализации". В соответствии с этим критерием, специфика международных отношений определяется как "совокупность соглашений или потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ". Исходя из факта разделения мира на государства, сохраняющие суверенитет над своими территориальными границами, такое понимание позволяет как учитывать особенности каждого этапа в развитии международных отношений, так и не сводить их к межгосударственным взаимодействиям. В него вполне вписываются и самые различные классификации международных отношений. Обобщая высказанные в этом отношении в научной литературе позиции, можно говорить о различных типах, видах, уровнях и состояниях международных отношений

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и факторы глобализации. Регулирование проблем и последствий процессов глобализации. Причины глобализации товарных рынков. Функции и структура мировых финансовых рынков в условиях глобализации. Роль и значение транснациональных корпораций в мире.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2011

    Понятие, типология и история возникновения международных организаций, их значение в современном мире, характеристике этапов их развития. Юридическая природа международных организаций. Порядок создания и прекращения деятельности международных отношений.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2008

    Характеристика крупных действующих мировых международных группировок, история их создания, цели и задачи, состав и структура, обязанности, исполнительные органы, круг вопросов деятельности, основные функции. Россия в составе мировых организаций.

    реферат , добавлен 23.08.2010

    Анализ процесса глобализации в международных отношениях, его становление и закономерности развития. Роль транснациональных компаний на международной арене. Тенденции и перспективы развития транснациональных компаний, пример их влияния на государство.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2015

    Рассмотрение основных характеристик транснациональных корпораций и изучение их общей структуры. Выявление тенденций данных компаний в современном мире. Анализ воздействия крупнейших транснациональных корпораций на международные экономические отношения.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Аспекты изучения современных международных отношений: понятие, теории, субъекты международных отношений. Современные тенденции развития. Сущность перехода к многополярному мировому порядку. Глобализация, демократизация международных отношений.

    реферат , добавлен 18.11.2007

    Международные финансовые отношения: сущность, виды, функции. Международные валютные операции. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ. Участие России в международных финансовых организациях, вступление во Всемирную торговую организацию.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2008