Цель наблюдения за природой. Наблюдение в природе. Правила наблюдения за зверями

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, мы воспитываем многие положительные качества личности, такие как жизнерадостность, чуткое отношение ко всему живому.

Наблюдение – основное средство познания природы. Оно даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. Наблюдение за расстояниями можно проводить с детьми, начиная с младшей группы, так как уже в этом возрасте они учатся устанавливать взаимосвязи в природе, замечают зависимость роста и развития растения от разных условий. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающих их мир. В задачи, которые я запланировала, входит научить их не только смотреть, но и видеть, какие изменения происходят в природе в течение года.

В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять. Сопоставление имеет место лишь при условии, что образ, отражающий предыдущее состояние объекта, достаточно отчётлив, чтобы его можно было сравнить с особенностями объекта, имеющимися в данный момент. Учитывая, что процесс наблюдения растянут во времени (наблюдать можно один раз в неделю), образ предыдущего объекта в представлении ребёнка может оказаться нечётким, и это не позволит осуществить на должном уровне сопоставление и выявить характер произошедших изменений. В результате наблюдений необходимо фиксировать объект природы (рисовать или фотографировать).

В процессе сопоставления рисунков или фотографий у детей формируется представления о росте и развитии растений.

Чтобы увидеть изменения, происходящие с растениями, необходимо проводить наблюдения регулярно. Это одно из условий наблюдений. Важным также являются выбор объекта и содержание наблюдения. Объектом для нашего наблюдения я выбрала овощные культуры. Они быстро растут и набирают массу, и эти изменения хорошо видны детям. Первым овощем, за которым велись наблюдения, был лук, который легко прорастает в комнатных условиях.

Задача этого наблюдения состояла в том, чтобы показать детям влияние света, тепла, влаги и питательных веществ на рост овощей. Наблюдения проходили в 4 этапа.

  • 1 этап. Рассматривали луковицы вместе с детьми. Обратила внимание на то, что у луковицы верхняя часть узкая, а нижняя – широкая, которая называется донцем, на ней растут корешки, она должна быть в земле. Из верхней части растут зелёные перышки, она должна быть над землёй. Показывать детям, как правильно посадить луковицу в землю.
  • 2 этап. Посадка луковиц в землю. Каждый ребёнок брал одну луковицу и сажал её сам в землю. После этого я показывала детям, как полить луковицу водой. При этом объяснила детям, зачем мы полили растения (влага нужна, чтобы лук пророс)
  • 3 этап. На четвёртый день после посадки у луковиц появились маленькие зелёные пёрышки.
  • 4 этап. В процессе дальнейшего наблюдения дети заметили, что перышки лука подросли, стали длиннее на этом этапе необходимо подвести детей к тому, что для роста растений необходимы все условия: влага, свет, тепло.

Чтобы закрепить у детей понятие о том, что всем растениям для роста необходимы три условия: влага, свет и тепло, летом я проводила наблюдение за свеклой.

Задача данного эксперимента состоит в том, чтобы показать детям, что семя живое, из него вырастает новое растение. А так же показать влияние условий (тепло, свет, влага, воздух, питательные вещества) на рост и развитие растений.

  • 1 этап. Рассмотрели семена свеклы, которые намочили водой для проращивания. Через три дня посмотрели с детьми, что же произошло с семенами. Дети увидели маленькие ростки. Сделали вывод, что семечко живое.
  • 2 этап. Проросшие семена посадили в заранее подготовленную землю. После посадки хорошо полили.
  • 3 этап. Через неделю дети увидели, что в земле появились зелёные расточки. Мы вместе с детьми каждый день утром поливали их и наблюдали, что же дальше произойдёт.
  • 4 этап. Затем наблюдения проводились 1 раз в неделю, чтобы лучше были видны изменения в росте. Дети замечали, что у свеклы увеличились в размере листья. Каждый раз после наблюдения с детьми проводила беседу о том, что овощи так быстро растут потому, что они политы, земля взрыхленная, на улице тепло и светло.
  • 5 этап. Заключительный этап наблюдения. Это сравнения рисунков растений на разных этапах. В процессе наблюдений дети не только понимают взаимосвязь роста растений и природных условий, но и начинают более бережно относиться к растениям.

Аналогичную работу хочу продолжать и в будущем. В старших, подготовительных группах, провести циклические наблюдения в течение года. Так, например, наблюдать за изменениями, происходящими с рябиной в разные времена года (весной, летом, осенью, зимой) в зависимости от условий внешней среды. Весной обращать внимание детей на красоту соцветий рябины - сочетание зеленого и белого цвета. Летом следить за появлением маленьких зелёненьких ягод. А осенью необходимо обратить внимание детей на красоту осенней рябины, на яркость её наряда. Зимой обратить внимание на грозди ярко-красных ягод. Зимой дерево спит, ствол стал темнее, потому что прекратилось сокодвижение, на улице сильные морозы. Также можно провести цикл наблюдений за мать-и-мачехой в течение апреля и мая.

Таким образом, можно сказать, что при правильной организации наблюдение становится не только фактором умственного воспитания, но и нравственного: у ребёнка формируется отчетливые представления о закономерностях в росте и развитии растений, понимание взаимосвязи развития растения и факторов внешней среды, обеспечивающих его выживание. Полученные знания позволяют дошкольникам лучше понимать свойства живого организма, вырабатывать правильное отношение к растениям и животным, самостоятельно проектировать своё поведение по отношению к живому.

Наблюдение – это метод целенаправленного восприятия пpедметов и явлений природы, в процессе которого выясняются отличительные признаки, изменения, происходящие в объектах восприятия. Это активная форма чувственного познания, обеспечивающая наглядно-образное отражение действительности. Наблюдение является наглядно-практическим методом и связано со всеми методами обучения: наблюдение иллюстративного характера (показ картин, таблиц); наблюдение исследовательского характера (постановка опытов).

Наблюдения помогают детям соприкоснуться с природой, открыть ее многообразие, красоту, почувствовать ритм окружающего мира, сделать первый шаг к оценке состояния и к защите природных объектов. Наблюдения должны нацеливать не только на расширение у детей представлений о мире, но и на выработку позитивной системы ценностей и установок по отношению к окружающей среде, на понимание собственных сложных взаимосвязей с природой. Наблюдения развивают эстетические чувства детей, их воображение, фантазию, учат экологической этике.

4.3.3. Разновидности наблюдений и требования к их проведению

По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные, групповые и фронтальные.

По продолжительности – кратковременные и длительные. Кратковременные наблюдения чаще всего проводятся на уроке, во время экскурсий; длительные наблюдения – во внеурочное время. Кратковременные наблюдения в основном нацелены на выявление свойств, качеств, признаков объектов. В ходе длительных наблюдений исследуются процессы развития в природе (рост и развитие растений и животных, сезонные изменения в природе).

В начальной школе используются pазные фоpмы оpганизации наблюдений: на уpоках, экскуpсиях, дома, в уголке пpиpоды и т.д.

Весьма эффективны при организации наблюдений игровые ситуации. Например, можно попросить ребят представить себе, что они – ученые с другой планеты и должны внимательно осмотреть место, где приземлился их космический корабль, чтобы составить представление об обитателях Земли. Или предложить детям стать детективами – исследователями, которым придется заниматься поисками, например, насекомых и следов их деятельности.

Для развития сенсорного восприятия, организуя наблюдения предметов и явлений в самой природе, необходимо привлечь внимание учащихся к запахам, звукам и осязательным ощущениям как к средству получения информации об окружающем мире. С этой целью используют приемы и упражнения, развивающие все анализаторы: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, – например, «наблюдение вслепую». Дети могут работать в парах, играя роли пришельцев из Космоса, исследующих окружающий мир с завязанными глазами, и роботов, помогающих ориентироваться в пространстве. После такого наблюдения детям предлагается обменяться полученными впечатлениями, нарисовать предметы, которые они распознали с помощью каждого из органов чувств. Чем больше анализаторов участвует в наблюдении, тем объективнее и достовернее будут полученные результаты.

Требования к организации наблюдений (Л.Ф. Мельчаков):

· учет психологического уровня развития детей;

· организация активной исследовательской деятельности в ходе наблюдения;

· последовательность в выработке умений наблюдать;

· показ практической значимости наблюдений;

· необходимость фиксации результатов наблюдений в дневниках наблюдений и календарях природы;

· определенная подготовка родителей (необходимо разъяснить, какую помощь должны оказать детям родители, члены семьи в проведении наблюдений; от них прежде всего требуется внимание, заинтересованность, готовность помочь ребенку в этой работе);

· систематизация содержания наблюдений.

Чтобы наблюдения не были эпизодичными и случайными, а представляли собой определенную систему и могли дать желаемые результаты, педагог должен проделать следующую работу:

· определить содержание наблюдений по классам;

· выбрать место наблюдений, установить порядок наблюдений и их сроки;

· психологически и практически подготовить детей к наблюдениям;

· определить цели и задачи наблюдений по отдельным объектам, составить памятки наблюдений;

· подготовить оборудование (снегомерная рейка, гномон, компас, термометры, метр, флажок, барометр и др.);

· подготовить условные знаки, классные и индивидуальные календари наблюдений, тетради, обобщающие таблицы;

· определить приемы обработки информации и формы использования результатов наблюдений на уроках;

· установить связи и закономерности, которые будут изучаться как в процессе наблюдений, так и в процессе анализа результатов.

Для проведения наблюдений от учеников требуются определенные волевые усилия и осознанная их направленность. Необходимым условием организации учебного наблюдения является самостоятельный поиск ответов на поставленные педагогом задачи.

1. Наблюдения за солнцем, его относительным положением на небе в разное вpемя суток и года, местом и вpеменем восхода и захода, и на этой основе – за продолжительностью дня. Hаблюдения сопpовождаются измеpением длины тени от гномона и выявлением зависимости между количеством солнечного излучения и сезонными изменениями в пpиpоде.

2. Наблюдения за погодой (температуpой воздуха, облачностью, осадками, ветpом) в течение суток и года, за интенсивностью осадков и силой ветpа. Установление причинно-следственных связей между погодными явлениями. Исследование закономерностей pаспpеделения снежного покpова, его глубины; свойств снега в зависимости от температуpы воздуха. Определение и сравнение степени загpязнения снега в pазных местах (у доpоги, в паpке, на участке и т.д.). Наблюдение pазличных явлений (pосы, измоpози, гололеда и дp.) и установление их пpичин. Определение и сравнение степени загрязнения воздуха в своем микрорайоне.

3. Наблюдения за фоpмами повеpхности и полезными ископаемыми, динамикой pастительности в зависимости от фоpм pельефа, измеpение высоты холма или глубины овpага, сбоp коллекций полезных ископаемых.

4. Наблюдения за почвенным покровом, сравнение почв pазного состава, измеpение толщины почвенных слоев на обнажении, изготовление макетов почв, исследование водопроницаемости почвы.

5. Наблюдения за водоемами, колебанием уpовня воды по сезонам, исследование источников питания водоемов и некотоpых свойств гpунтовых вод, измеpение степени загpязнения воды в pазных водоемах.

6. Наблюдения за растениями и животными. Hаблюдение за сезонными изменениями, внешними особенностями и жизненными пpоявлениями (pаботой оpганов, фоpмами поведения животных и т.д.); знакомство с компонентами внешней сpеды и выявление зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе тех, котоpые создаются тpудом людей); выявление пpиспособительных взаимосвязей живых оpганизмов со сpедой обитания; знакомство с хаpактеpом взаимоотношений живых существ и человека, со способами ухода и охpаны. Наблюдения сопpовождаются геpбаpизацией соpных или опавших частей pастений, коллекционированием плодов, семян, шишек и т.п.

7. Наблюдения за человеком: за внешними признаками и способами функционирования своего оpганизма; за трудовой деятельностью людей.

8. Наблюдения за природными комплексами: за пpиpодными сообществами (лесным, луговым, водным, полевым и т.д.), составом, хаpактеpными особенностями; выявление отношений между компонентами сообщества, способов хозяйственного использования сообщества, определение экологического состояния.

Содержание наблюдений дифференцируется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. В 1-м классе наблюдения способствуют накоплению фактических данных о природе, формированию умений учебного наблюдения. Во 2-м классе наблюдения в большей степени направлены на выявление причинно-следственных зависимостей между предметами и явлениями природы. В 3-м классе наблюдения ориентированы на установление простейших закономерностей в природе, подводят детей к самостоятельным обобщениям и выводам. В 4-м классе школьники проводят самостоятельные наблюдения, интерпретируют их в соответствии со своим опытом, оформляют результаты.

4.3.5. Технология подготовки и проведения наблюдений

С младшими школьниками

В целом технология проведения наблюдения условно включает 4 этапа.

1. Подготовительный . Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа, ориентирующая на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видели ли они предмет, где видели, каким он был тогда, что они знают о нем); показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта.

На данном этапе учитель указывает цель, задачи, последовательность предстоящего наблюдения, дает задание. Этот этап может непосредственно предшествовать началу наблюдения, а иногда – несколько отставать по времени от начала самого наблюдения.

2. Концентpация внимания на наблюдаемом объекте . Произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный на первом этапе.

Существует ряд приемов, способствующих удержанию произвольного внимания у младших школьников: использование сюрпризности, загадочности, неожиданности; показ и пояснение, демонстрация иллюстраций, постановка пpоблемных вопросов, использование художественных образов, загадок, стихотворений. Все они направлены, в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи вызывают волевые усилия и умственное напряжение ребенка, организуют, направляют и удерживают его внимание на наблюдаемом объекте.

3. Исследование наблюдаемого объекта . Этот этап самый длительный по времени. В результате исследования предмета у детей формируется точное и четкое представление о нем. Задача данного этапа заключается также в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного исследования и помочь их усвоить.

Исследование объекта или явления осуществляется по определенному алгоритму. Сначала он исследуется в целом. Как правило, дети обращаются к исследованию отдельных частей предмета. Учитывая эту особенность восприятия младших школьников, целесообразно подобрать предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла их внимание к целостному восприятию. Первые минуты лучше отвести молчаливому созерцанию предмета. Молчаливое восприятие должно быть не стихийным, а целенаправленным – таким его делает наводящее слово учителя (вопрос, указание). Рассматривая предмет, ребенок имеет возможность высказать о нем то, что знает. Важно уделять этому моменту ровно столько внимания, сколько необходимо, а именно: с одной стороны, удовлетворить желание детей показать, что предмет им знаком, а с другой – не дать возможности отвлечься от темы наблюдения, распылить свое внимание, погасить интерес к объекту.

Далее следует анализ наблюдаемогого предмета, распознавание формы, цвета, размера и других признаков. Учитель направляет внимание ребенка на особенности предмета. Младшие школьники сравнительно легко выделяют части предмета и несколько затруднены в выделении его свойств. Части и свойства предмета являются его признаками, которые ребенок должен вычленить, понять и на этой основе сформировать представление о предмете в целом.

Выделяя существенные признаки, ребенок учится определять принадлежность предмета к той или иной группе, по характерным особенностям отличать его от других однородных предметов. Младшие школьники способны различить несколько признаков в воспринимаемом предмете или явлении. Если предмет малоизвестен детям, то его развернутый анализ проводится при непосредственном участии самого учителя, руководство и помощь которого при этом способствуют большей тонкости анализирующего восприятия.

Учитель направляет внимание детей на выделение тех признаков предмета, которые у него были общими с целой группой однородных предметов. Через восприятие одного предмета дети познают свойства, присущие всем предметам данного рода, в результате чего у них формируется обобщенное представление о типичном строении, окраске, форме и других признаках предмета. По мере усвоения навыков анализа умение наблюдать принимает все более самостоятельный характер.

Затем следует интерпретирующее исследование, раскрывающее не только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях. Цель – отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами. Учитель привлекает и использует в наблюдении детей их личный сенсорный опыт, полученные ими ранее знания (самостоятельно или под руководством педагога).

Чтобы дети смогли полнее запечатлеть обpаз наблюдаемого объекта, используются pазличные пpиемы. Можно пpедложить детям закpыть глаза и обследовать пpедмет с помощью дpугих оpганов чувств (нельзя пpобовать на вкус!); пpедставить пpедмет с закpытыми глазами; имитиpовать движения, звуки наблюдаемых пpедметов и явлений; сpавнить наблюдаемый пpедмет с дpугим; заpисовать объект или pаскpасить (контурный) pисунок и т.д.

4. Заключительный – подведение итогов и закрепление полученных представлений о предметах и явлениях, а также оценка тех способов обследования предметов, которыми дети пользовались.

Как показывает опыт работы, при однократном восприятии даже обученный ребенок не всегда умеет четко выделить отдельные признаки предмета, его части, их названия. Поэтому необходимо повторное наблюдение, способствующее прохождению нервных импульсов теми же путями, по которым они протекали в процессе первичного восприятия.

Правильное построение наблюдений, обучение детей приемам исследования объекта является основой работы по развитию умения наблюдать и pазвитию наблюдательности.

Очень важно в начальной школе проводить наблюдения за природными объектами и явлениями по единому алгоритму.

Обобщенные планы наблюдений природных объектов и явлений

Объекты природы Явления природы
Название объекта Название явления
Внешние признаки объекта Внешние признаки явления. Количественная оценка явления
Местонахождение объекта, условия существования (обитания) Условия, при которых протекает явление.
Функциональные свойства объекта (жизненные проявления) Сущность явления, механизм его протекания.
Связь объекта с окружающими условиями (с другими объектами) Связь данного явления с другими. Причины происхождения явления
Значение объекта в природе и жизни человека Примеры использования явлений человеком
Способы охраны объекта Способы предупреждения вредного воздействия явления.

Наблюдения невозможны без руководства учителя, без его постоянной помощи. Пpи постановке пpактического задания учитель фоpмулиpует учебную задачу и pаскpывает стpуктуpу ее выполнения. Для организации самостоятельных или групповых наблюдений в классе или на экскурсии заранее готовятся инструктивные карточки с алгоритмом.

Например, изучая формы рельефа, школьники наблюдают за оврагом по плану :

1. Измерь шагами протяженность, глубину и ширину (в устье) оврага и отметь на схеме.

2. Какую форму имеют склоны оврага: крутые, пологие, вогнутые, выпуклые, ступенчатые?

3. Есть ли растительность на склонах оврага? Какая?

4. Найди места, где наблюдаются обвалы. Как они влияют на рост оврага?

5. Много ли оврагов в твоей местности?

6. Почему с оврагами нужно бороться?

7. Что делают люди, чтобы остановить рост оврагов?

8. Чем ты можешь помочь взрослым в борьбе с оврагами?

В процессе наблюдений за разными компонентами природы и природными комплексами учитель обращает внимание детей на экологические проблемы, связанные с загрязнением и разрушением природных систем. При наличии лабораторного оборудования младшие школьники могут изучить загрязнение воздуха, воды, снега; участвовать в мониторинге кислотных дождей и т.д.

Так, для изучения степени загрязнения воздуха из плотной бумаги и клейкой ленты, укрепленной липкой стороной вверх, делаются карточки, которые раскладываются на подоконниках в классе, на газонах, на игровых площадках. Через несколько дней их собирают и проверяют, сколько частиц на них налипло. Можно предложить детям: с помощью лупы исследовать состав загрязнения; подсчитать видимые частицы, которые прилипли к ленте, установить их форму и цвет; попытаться определить источники загрязнителей; сравнить, чем отличаются карточки, находившиеся в разных местах, и объяснить причины различий.

Большое внимание уделяется включению в наблюдение элементов игровой, поисковой и творческой деятельности.

«Охота» за насекомыми

Оборудование: лупа, сачок, бумага, карандаши.

Детям предлагается необыкновенная охота: отыскать следы деятельности насекомых. Это могут быть объеденные листья, ходы личинок жуков-короедов под корой деревьев, кладки яиц бабочек и др. После этого дети должны осторожно поймать разных насекомых и рассмотреть их через лупу.

Интересно изучать поведение муравьев. Школьники получают задания: выяснить, где живут и чем питаются муравьи; какой груз несут и каково его назначение; описать их движения, части тела; что они делают, встретив на своем пути препятствие (камень или палку). Выясняется, как себя ведут муравьи, когда встречаются с сородичами. Предлагается подумать, чем похоже поведение муравьев на поведение людей. Можно бросить кусочки пищи (колбасы, хлеба, сахара) и посмотреть, как поведут себя муравьи. Детям предлагается изобразить, как движутся муравьи, зарисовать муравейник.

После наблюдения все насекомые возвращаются в свое сообщество.

Найди свое дерево

Оборудование: повязки на глаза, карточки и фломастеры.

Для учащихся, которые никогда не интересовались деревьями, все они кажутся до скуки одинаковыми. Это занятие помогает увидеть, что каждое дерево на самом деле уникально и, когда его тщательно исследуют, может дать самые разные ощущения.

Дети разбиваются на пары, и одному ребенку в каждой паре завязывают глаза. Затем «зрячий» партнер бережно подводит своего товарища к какому-нибудь дереву, следя, чтобы тот не споткнулся и не упал. Дети с завязанными глазами тщательно ощупывают свои деревья, стараясь запомнить все особенности и характерные черты, по которым они смогут потом найти их.

Учитель управляет деятельностью детей. Примерное содержание вопросов и заданий:

1. Крепко, по-дружески, обхватите ствол дерева. Ваше дерево толстое или тонкое? Прижмитесь к нему носом и глубоко вдохните. У него есть запах?

2. Медленно обойдите вокруг дерева и обследуйте его с помощью ладоней и кончиков пальцев. Какое дерево на ощупь – гладкое или шероховатое? Попадают ли кончики пальцев в какую-нибудь трещину? Чувствуете ли вы сучки или ветки?

3. Обследовав дерево со всех сторон, вытяните руки как можно выше вверх, стараясь нащупать трещины коры и необычные участки ее поверхности. Затем медленно опустите ладони вниз, к основанию ствола, тщательно выискивая мох, который может расти на коре.

4. Найдите место, где ствол выходит из земли. Ощупайте землю руками и определите с помощью пальцев, есть ли вокруг дерева какие-либо растения.

После этого «зрячий» партнер отводит товарища к исходному месту, стараясь вести его извилистым путем, чтобы сделать задачу поиска дерева более сложной (но и более интересной). Повязка снимается, и ребенок ищет дерево, которое он исследовал. Затем партнеры меняются ролями и повторяют упражнение.

Проводится обобщающая беседа. Вопросы направлены на установление экологических зависимостей. Какие живые существа могут обитать в щелях коры дерева? Какие части дерева используются в пищу некоторыми животными? Какие животные обитают на верхушках деревьев?

Что произошло бы, если бы дерево перестало давать семена? Как изменилась бы жизнь животных и птиц? Что произойдет, если с дерева содрать кору? Какие животные существа потеряют кров, если спилить старое дерево?

Далее каждому ребенку предлагается представить и нарисовать себя в образе дерева, ответить на вопросы: если бы ты был деревом, то какое место бы выбрал для жизни? Чего бы ты боялся? Что бы ты любил? С кем бы ты дружил?

ПАМЯТКА

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ»

  • Не откладывайте подготовку к наблюдениям в природе.
  • Не собирайте грибы без ножа, не раскапывайте мох и почву вокруг найденных грибов. Это ведёт к уничтожению грибов. Грибы следует осторожно выкручивать из почвы. При сборе грибов вы должны очень хорошо знать ядовитые и остерегаться их.
  • Не ловите и не убивайте летучих мышей, как это делают некоторые ребята. Оберегайте их.
  • Не забывайте вешать осенью домики и утеплённые дуплянки для зимовки птиц. Бездомные птицы нередко погибают от морозов.
  • Осенью, во время стаения, птиц в некоторых местах собирается особенно много. Некоторые школьники убивают скворцов, грачей и других птиц. Останавливайте их и сами никогда не убивайте птиц и зверей.
  • Не считайте пустым занятием наблюдение за нашими оседлыми птицами. Не забывайте подкармливать птиц.
  • Не уничтожайте землероек. Помните, что землеройки помогают нам бороться с вредными насекомыми, мышами и полёвками.
  • Никогда не лазайте на деревья, у которых есть дупла. В них могут быть белки или летучие мыши. Подкармливайте белок. Они с удовольствием едят сухари, подсолнухи, семена липы.
  • Не забывайте главной задачи – работ по охране природы, даже в однодневных экскурсиях. Следует повсюду искать, а найдя, подробно записывать местоположение объектов природы, нуждающихся в охране.
  • Не забывайте зимой счищать снег с кормушек, а также подсыпать на них корм. С ветвей плодовых деревьев после сильных снегопадов надо отряхивать снег, чтобы он не поломал ветвей.
  • Не пропустите момента вскрытия рек. При этом следует быть очень осторожными и не бегать по тающему льду.
  • Не упускайте ни одного свободного дня для поездок и походов в природу в любое время года. Круглогодичные наблюдения самые интересные и ценные.
  • Не подходите близко к лосям. Это мирные животные, но когда они раздражены, могут оказаться опасными, в частности в конце зимы и весной.
  • Собирая коллекции и ведя наблюдения, не забывайте узнавать названия растений, насекомых, птиц, минералов и т.д.
  • Не топчите дорожки муравьёв при наблюдениях за ними, никогда не разоряйте муравейники.
  • Не упускайте сроков посадки деревьев и кустарников на территории школы, в общественных парках и в других местах, где вы будете принимать участие в озеленении.
  • Не распугивайте птиц с пришкольного участка. Наоборот, желательно привлекать их для борьбы с вредными насекомыми и личинками.
  • Не считайте, что дятлы приносят вред деревьям, когда пьют сок у берёзы. Они выпивают сока очень мало и отверстия делают крохотные, из которых сок быстро перестаёт сочиться. Можно считать, что деревьям это не вредит.
  • Не ломайте цветущие кустарники. Для букетов достаточно срезать ножом аккуратно 1-2 веточки. Подумайте о том, что каждая ветка росла несколько лет, а в букете она через 2-3 дня завянет. Букет же из малого количества веток в вазе выглядит красивее.
  • Не ходите в маршруты без туристской подготовки. Необходимо предварительно познакомиться с маршрутом, выяснить особенности и трудности пути, хорошо подготовиться.
  • Не ломайте молодых деревцов даже на палаточные колышки или для шалаша. Можно собирать для палаток, шалашей, костров сухостой. Для подстилки в палатки необходимы еловые ветки; их можно безболезненно срезать у больших елей с самого низа и не более 1-2 с одного дерева, тогда это не принесёт вреда дереву.
  • Не забывайте, насколько вредны майские жуки и их личинки. Беспощадно уничтожайте их повсюду, как одних из самых злостных вредителей культурных растений и лесов.
  • Не убивайте ужей. Помните, что это безопасные, не ядовитые змеи, и, более того, они очень полезны человеку тем, что уничтожают много мышей, вредных насекомых, слизней и т.д. Не обижайте также ящериц, лягушек и жаб. Все они полезны человеку. Не смешивайте со змеями безногую ящерицу веретенницу, не убивайте её.
  • Если ты нашёл птичье гнездо, не спугивай птицу, если она там есть. Никогда не собирайте коллекции из яиц, чтобы не мешать размножаться полезным птицам. Не трогайте дупел, там могут оказаться гнёзда птиц. Птицу можно напрасно спугнуть, и она забросит своё гнездо. В некоторых дуплах могут жить пчёлы, шершни или даже змеи, от которых можно пострадать.
  • Не считайте кукушку вредной птицей и не позволяйте убивать её. Она полезна тем, что уничтожает громадное количество вредных насекомых и в том числе мохнатых гусениц, которых почти не едят другие птицы.
  • Не считайте всех хищных птиц вредными для человека. На самом деле все эти птицы полезны человеку, так как истребляют множество различных видов мышей.
  • Нельзя быть неосторожными с птицами, насиживающими яйца и кормящими птенцов и кормящими птенцов. Необходимо всегда помнить, что время, проводимое в гнезде, для птиц, как для высиживающей самки, так и для птенцов, самое опасное в их жизни, т.к. в это время они особенно беззащитны.
  • Не порти ножом или топором кору деревьев. Это наносит большой вред дереву. Рассказывайте об этом своим товарищам и останавливайте их.
  • Не путайте жилые норы с заброшенными. Вы будете напрасно спугивать животное, ошибочно считая нору пустой и, наоборот, будете терять время на наблюдение за зверем, которого там нет. Обратите внимание, что нежилая нора обычно зарастает травой, не имеет тропинки из примятой травы, лаз отличается разрушенными стенками.
  • Не забывайте и не ленитесь собирать образцы горных пород и минералов для ваших школьных коллекций.
  • Не бросайте работу по охране природы. Привлекайте всё новых товарищей к этому делу. Помните, как много вы можете сделать полезного для природы.

(по материалам книги «Календарь по охране природы» / Г.В.Арманд-Ткаченко; М.: «Просвещение», 1964г.)

Цель : Выявить степень соблюдения детьми старшего дошкольного возраста правил поведения в природе в практике реального поведения.

Использование наблюдения в реальной обстановке позволит получить объективную и более достоверную информацию. Для фиксации данных предлагаем использовать следующую карту:

Карта наблюдения за соблюдением правил поведения в природе детей старшего дошкольного возраста на прогулке

Критерии для наблюдения Поведение детей
Поведение детей по отношению к растениям.
Поведение детей по отношению к животным.
Поведение детей по отношению к птицам.
Оставляют ли дети после себя на участке мусор (фантики, разовые носовые платки)
Каким образом реагируют на негативные поступки сверстников.
Как реагируют на замечания сверстников.
Как реагируют на замечания воспитателя
Проявляют ли самостоятельность в охране природы и уборке, благоустройстве участка детского сада.

Результаты выполнения детьми данных заданий позволит получить картину своеобразия и уровневых проявлений экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Оценку экологической воспитанности можно осуществить на основе обобщенного показателя , включающего наличие у детей:

проявлений гуманного отношения к животным и растениям: доброжелательности и интереса к ним, стремления осуществлять позитивное взаимодействие с живыми существами, оберегать живое и заботиться о нем;

экологических представлений о животных и растениях как живых существах, сложившихся в природе связях, ценности объектов природы и вытекающих из этого нормах отношения к ним;

практических умений, позволяющих ребенку осуществлять уход за животными и растениями, и проявлять гуманное отношение к ним в деятельности.

Обобщение полученных результатов диагностики

На основе обобщения материалов протоколов обследования детей, возможно, определить примерные уровни экологической воспитанности старших дошкольников старшего. Представим характеристики каждого из уровней, на содержание которых будет удобно ориентироваться педагогу.

Низкий уровень.

Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям, без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно, ребенок может проявлять то небрежность и даже агрессивность к объектам, то отдельные позитивные действия. При этом он действуют неосознанно, механически, подражательно, может присоединяться к неправильному поведению других. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к непривлекательным живым существам.

По собственной инициативе не проявляют желания общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. Не принимают подобные предложения взрослого.

Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностные, часто неадекватные. Живыми считают неживые объекты, не относят растения к живому. Представления о нормах отношения к животным и растениям не дифференцированы. Дети понимают, что в целом нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают, почему, мотивируя необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания или долженствованием («так надо, по-другому нельзя»). Не выполняют правила в собственном поведении в природе.

Дети замечают яркие нарушения правил отношения к природе, не пресекают неправильное поведение, а присоединяются к нему.

Не владеют умениями осуществления ухода за живыми существами.

Средний уровень.

Дети проявляют в целом положительное отношение к природе избирательной направленности. Они бережно относятся, заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное отношение к ним, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются со знакомыми, приятными животными и растениями, проявляют интерес к проявлениям их жизни, состоянию. Во взаимодействии с такими живыми объектами, заботе о них появилась потребность.

К незнакомым или непривлекательным животным и растениям дети относятся настороженно, равнодушно, не замечают их нужды, не обращают внимания на состояние. По собственной инициативе не стремятся к взаимодействию с ними, неохотно принимают предложения взрослого о взаимодействии с подобными живыми объектами.

У детей сложились представления о живом, включающие существенные признаки наряду с несущественными. Дети относят к живому преимущественно животных, выделяя отдельные существенные признаки живого у конкретных животных и растений. Не способны к обобщению по существенным признакам.

Представления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными, дети выделяют отдельные правила взаимодействия с конкретными объектами, применяют их при уходе за ними. Не распространяют известные правила на круг объектов.

Дети замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов – практической пользой, красотой, обеспечением собственной безопасности.

Характерно расхождение вербального и реального отношения к природе.

У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами, но дети действуют не всегда целесообразно. Их увлекает процесс ухода, дети не нацелены на результат. Трудовые действия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого.

Высокий уровень.

Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к широкому кругу объектов, в их поведении не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники с удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят ее необходимость. Испытывают удовольствие оттого, что помогли живому объекту. Сформирована потребность в деятельности с природными объектами.

У детей сформирован широкий круг представлений о природных объектах, представления о живом достаточно существенны. При характеристике животных и растений как живых выделяют ряд существенных признаков. Обобщают группу живых объектов.

Хорошо ориентируются в правилах поведения в природе. Знания о нормах отношения к природным объектам достаточно дифференцированы, дети обобщают правила отношения к кругу объектов и конкретно раскрывают к каждому объекту, имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения.

Вербальное и реальное отношение к природе совпадает. Дети не нарушают норм поведения сами, но не требуют этого от других, не вступают в активную защиту живого. Недостаточная степень активности отношения к природе. Дети теряются в новых условиях, нестандартных ситуациях. Мотивом гуманного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, признание разнообразия ценностей природы, проявление гуманных чувств к живому.

Качественно выполняют уход за живыми существами. В уходе нацелены на результат, понимают его направленность, действуют в основном разумно, но нет вариативности. Не достает инициативы и самостоятельности в осуществлении ухода за животными и растениями

Самый высокий уровень.

Дети гуманно относятся ко всем живым существам, в любых ситуациях, проявляя осознанность, активность и устойчивость отношения. Они отличаются готовностью и стремлением помогать природе, пожертвовать своим покоем ради хорошего состояния живого. Предпочитают деятельность в природе, с ее объектами другим, учитывают при ее осуществлении особенности животных и растений как живых существ. С удовольствием ухаживают за ними, понимая направленность ухода, качественно выполняют все компоненты трудового процесса, достигая важный для живого результат. Проявляют устойчивый интерес к природе. Для многих детей натуралистическая деятельность становится увлечением. Дети проявляют активную позицию: требовательны к себе и к другим, вступают в активную защиту живого, поправляют последствия негативного отношения, пытаются предупредить негативные поступки других. Животные и растения являются для детей субъектами, значимыми другими. Гуманное отношение к ним выступает как проявление нравственной экологической потребности. Дети признают многообразное значение природы для человека, но мотивом гуманного отношения к животным и растениям выступает признание самоценности живого, бескорыстие ребенка, понимание нравственного смысла позитивных поступков в природе.

Использование указанных заданий позволит определить, знание детьми старшего дошкольного возраста правил поведения в природе, их осознанность, умение обосновывать и оценивать поведение в природе, а так же способность следовать им в реальной практике поведения.

Планирование работы по ознакомлению дошкольников

с правилами поведения в природе

посредством художественной литературы

(старшая группа)

Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью.

Методика работы с каждым художественным произведением предполагает 2 этапа:

Ознакомительный» этап

Цель : познакомить детей с содержанием художественного произведения, где обозначены нарушения правил поведения в природе.

Чтение произведения (выразительно, художественно, эмоционально).

Повторное чтение произведения и вовлечение детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил, и возможности их избежать.

Беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации, имеющиеся в книге и подобранные специально. В содержание беседы вопросы структурированы следующим образом: Что произошло? Почему такое случилось? Как нужно было поступить? Что теперь делать? К кому можно обратиться за помощью?

Разучивание рифмованных правил или поэтических произведений.

Деятельностный» этап

Цель: закрепить знания детей о безопасном поведении в природе.

Сюжетное рисование (лепка, аппликация) по содержанию произведения.

Режиссерские игры.

Демонстрация содержания произведения с использованием наглядного материала (настольный, кукольный театр)

Инсценирование детьми произведения или отдельных его эпизодов.

Примерный план работы на год по ознакомлению детей 5-6 лет

с правилами безопасности

в природе посредством художественной литературы

Месяц Название произведения Цель работы Содержание работы
Сентябрь 1. «Хитрые ласки» Г.П. Шалаева 2. « Что нельзя купить» В. Орлова 3. «Наша планета» Я. Аким 4. «Сережа» Роман Сеф Цель: Сформировать представление детей о том, что красота природы бесценна, и ее надо беречь и охранять. Чтение пословиц и поговорок Игра «Откуда берется мусор» Вопросы беседы: 1.Почему нужно беречь и охранять природу? 2. Как человек может обидеть природу?
Октябрь 1. Загадки о ягодах и грибах 2.Сказка «На лесной тропинке» Т.А.Шорыгина 3. «Советы лесной мышки» Т. А. Шорыгина 4. «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» Г.П. Шалаева Цель: знакомство с ядовитыми ягодами, грибами Отгадывание загадок Сюжетное рисование «Прогулка в лесу» Игра «Съедобный грибок положи в кузовок» Вопросы беседы: 1. Назовите ядовитые ягоды и грибы 2Почему нельзя собирать незнакомые грибы и ягоды.
Ноябрь «Наказание за незнание» М.А.Фисенко. 2. «Ландыш» Е.Серова Цель: познакомить детей с ядовитыми растениями, учить детей узнавать ядовитые растения. Чтение стихов Игра « Отыщи опасные растения» Игра «Ядовито или нет» Вопросы к беседе. Какие ядовитые растения ты знаешь?
Декабрь «Осколок стекла» Т.А. Шорыгина 2.« Пожар в лесу» М.А Фисенко Цель: закреплять знания о правилах поведения в лесу во время пожара Заучивание стихотворения «Пожар в лесу» Вопросы беседы: Почему происходят лесные пожары? Как вести себя во время пожара?
Январь Загадки о животных Загадки о насекомых Цель: объяснить детям, что иногда контакты с животными и насекомыми могут быть опасны Повторение правил поведения во время общения с животными и насекомыми. Игра « Отгадай какое это насекомое» Вопросы к беседе: 1.Каких насекомых вы знаете? 2. Где живут насекомые? 3.Почему животные могут быть опасны?
Февраль 1.Волшебные вороны» Т. А. Шорыгина 2. « Не ходи по льду водоема» Г.П.Шалаева, Н.В.Иванова 3. «Зима» М.А.Фисенко Цель: знакомство с правилами безопасности на льду водоема Чтение, Вопросы беседы: 1.Почему нельзя выходить на лед водоема весной и в начале зимы? 2. В каких местах лед может быть не прочным даже в сильные морозы? 3. Что нужно сделать, если лед затрещал под ногами?
Март Загадывание загадок «Гроза» А.Барто 3. «Гроза» В. Лифшиц 4. Пословицы, народные приметы. Цель: дать знания о правилах поведения при грозе Рассматривание репродукций картин: К.Е.Маковского «Дети бегущие от грозы» И.К.Айвазовского «Гроза» Вопросы к беседе. 1. В какое время года бывает гроза? 2. По каким признакам в природе можно догадаться, что будет гроза. 3. Знаете ли вы правила поведения во время грозы?
Апрель 1. Сказка «Добрая Ивушка» Т.А.Шорыгина 2.Как Стобед бросил бутылку, и что из этого вышло. Д. Орлова 3. « Не купайся в запрещенных местах» Г.П. Шалаева, Н.В.Иванова 4. «Не прыгай в воду в незнакомых местах» Г.П. Шалаева, Н.В.Иванова 5. «Как Владик с Катей ходили купаться» М.А.Фисенко Цель: знакомство с правилами поведения на воде Чтение Вопросы к беседе 1.Какие правила поведения на воде вы знаете? 2Почему нельзя купаться в незнакомом месте? 3. Чем опасны шалости на воде? Режиссерские игры
Май «Как неразлучные друзья в воде не тонули» А. Иванов Цель: закрепление знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе Чтение Вопросы к беседе 1.Какие правила безопасного поведения в природе вы знаете? 2. Какие правила нарушали герои?

Транскрипт

1 Наблюдения за живой природой Наблюдения за живой природой проводятся ежедневно. Цель таких наблюдений: - познакомить детей с разнообразием растительного мира, животного мира, мира птиц и мира насекомых; - сформировать представления детей о сезонных изменениях в жизни растений, животных, птиц и насекомых; - показать связь явлений природы и жизни живых организмов; - сформировать общие представления о живой природе (характерные признаки растений, животных, птиц, насекомых); - воспитывать в детях любовь ко всему живому, учить охранять и беречь окружающую среду. Наблюдение за растениями - познакомить детей с разнообразием растительного мира: деревьями, кустарниками, травами; их характерными признаками, частями растений (корень, ствол, листья, ветки, плод, цветок, семена); - сформировать представление о растении как о живом организме, который зависит от света, тепла, воды и почвы, о жизненно важных признаках растений (питание, рост, размножение); - дать представление о сезонном развитии растений, связях растений с животным миром и человеком;

2 - познакомить с влаголюбивыми и засухоустойчивыми, теневыносливыми и светолюбивыми, декоративными и комнатными растениями. Наблюдение за деревьями и кустарниками - формировать представление о том, что дерево и кустарник это растения, у них есть общие существенные признаки и отличительные признаки; - учить отличать различные виды деревьев по кроне, листьям, плодам; - учить сравнивать дерево от кустарника. Содержание: - Обратить внимание на многообразие деревьев и кустарников на участке детского сада и вокруг него; сравнить деревья, которые растут на солнечной стороне и в тени; выявить различия в кроне, строении, коре деревьев. - Рассмотреть листья. - Формировать представления об условиях жизни деревьев (почва, вода, свет, тепло). Отметить, что корень нужен растению, чтобы дышать, питать и держать его; стебель чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья чтобы улавливать свет и дышать. - Сравнить разные деревья по форме ствола, коре, расположению веток на стволах; сравнить дерево и кустарник, выявить существенные и отличительные признаки. - Закрепить в речи названия деревьев и кустарников.

3 - Организовать цикл наблюдений за деревьями и кустарниками: отметить характерные признаки; объяснить, что деревья и кустарники используют для озеленения городов, для очистки воздуха. - Организовать наблюдение за живыми организмами, которые живут на деревьях: птицы, насекомые. - Закрепить у детей бережное отношение к деревьям и кустарникам, правила поведения в природе. Наблюдение за цветами на клумбах - развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью растений (потребность в тепле, воде, свете); - закрепить представления о строении цветка (стебель, листья, цветы, окраска); - учить любоваться растущими цветами; - воспитывать бережное отношение к прекрасным творениям природы, заботиться о растениях; закреплять в речи названия цветов и луговых растений, лекарственных трав. Содержание: - Обратить внимание детей на растительный покров земли; рассмотреть травянистые растения, их внешний вид и разнообразие. - Отметить многообразие цветов: сравнить их по форме, цвету, запаху, строению, отметить характерные признаки. - Объяснить, что не все запахи растений можно ощутить человеку, но насекомые прекрасно распознают эти растения и летят к этим цветам.

4 - Обратить внимание, что перед дождём цветы пахнут сильнее. - Отметить состояние цветов: те цветы, которые не поливали несколько дней, выглядят поникшими, листья опущены к земле; в тени растения растут медленнее, чем на солнце. - Рассмотреть с детьми цветы на клумбе, закрепить в речи детей их названия, учить различать их по величине, форме, цвету. - Закрепить правило не рвать цветы на газонах, клумбах, так как их сажают для красоты. - Рассказать, что многие растения называют «природными часами»: к 5 часам утра открывает свои соцветия цикорий, одуванчик, тюльпан, к 8-9 часам утра открываются соцветия у бархатцев, календулы, вьюнка; некоторые называют «природными барометрами»: по ним можно судить о приближении грозы, дождя, ненастья (маргаритки, ноготки). - Показать детям, что растение меняется (из цветка появляются семена, которые потом распространяются путём приспособлений пушинками, волосками, парашютиками, крючками), ближе к осени листья начинают желтеть, высыхают. - Познакомить детей с лекарственными растениями (ландыш, одуванчик, подорожник, календула, валериана, пион, чистотел и т.д.), отметить, что они не только красивые, но и полезные для человека, их используют при изготовлении лекарственных средств. - Рассмотреть одуванчик, закрепить знание о строении, о его лекарственной пользе; уточнить, почему его называют «луговым солнышком»; когда светит солнце одуванчик как бы копирует его, солнце прячется за тучу и одуванчик тоже спрячется, укроется зелёными листочками, как одеялом. Чтобы в дождь семена его не разлетелись, он сжимается и парашютики удерживаются на месте. - Рассмотреть подорожник (строение его листьев и стебля), объяснить его название растёт у дороги, рассказать о его целебных свойствах (прикладывают при порезах, царапинах). - Рассмотреть цикорий, отметить его красивые голубые соцветия, обратить внимание, что они открываются утром навстречу солнцу, а

5 днём закрываются, солнцелюбивое растение (используют в лечебных целях, добавляют в чай). Наблюдение за насекомыми - формировать познавательный интерес и бережное отношение к насекомым; - закреплять название, размер, особенности внешнего вида, способы передвижения насекомых; - развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; - воспитывать бережное отношение к насекомым; систематизировать представление о значимости насекомых. Содержание: - Объяснить детям, что с наступлением тепла появилось множество различных насекомых, рассмотреть с ними насекомых, отметить их отличительные и характерные признаки, способы передвижения, особенности внешнего вида. - Отметить, что некоторые насекомые прыгают (кузнечик, блохи), бегают (жуки, муравьи), ползают (гусеницы), летают (мухи, комары, бабочки, стрекозы, пчёлы, шмели, осы). - Отметить, что есть полезные для человека насекомые (пчёлы, муравьи, божья коровка) и есть вредители (мухи, тараканы, блохи, тля, комары, некоторые виды бабочек).

6 - Объяснить, какую пользу приносят пчела (сбор мёда, изготовление лекарственных средств), муравьи (изготовление лекарственных средств), божья коровка (защита растений от тли). - Рассмотреть божью коровку: отметить маленькую головку, усики, ножки, крылья; объяснить, что коровками они названы потому, что умеют выделять оранжевое «молочко» - едкую жидкость для отпугивания врагов; для этого они и окрашены так ярко, говоря «Мы не съедобные! Не прикасайтесь!»; рассмотреть на крыльях чёрные точки; божья коровка может быть не только красной, но и жёлтой, коричневой, бронзовой; божья коровка приносят большую пользу человеку, поедая вредных насекомых (тлю, паутинного клеща). - Рассмотреть муравья - строение насекомого, способ передвижения, название дома, муравей считается самым сильным на земле, хорошим строителем; объяснить детям, что муравейники нельзя разорять, нужно беречь их, муравей приносит пользу человеку. - Рассмотреть бабочку: обратить внимание детей на красивых порхающих бабочек на участке; рассмотреть, как они летают или сидят на цветках, сложив крылья; объяснить, что бабочки появляются из гусениц; отметить, что бабочки различаются по величине, по окраске и форме крыльев. Наблюдение за птицами - формировать у детей общие представления о птицах; - познакомить с отдельными видами птиц;- воспитывать заботливое отношение к птицам; -расширить представление о жизни птиц летом; -учить распознавать птиц.

7 Содержание: - рассказать детям, что лето в жизни птиц это пора высиживания птенцов, птицы заботятся о них, добывают корм; - отметить, что птицы отличаются от других живых существ тем, что могут летать, для этого природа их снабдила крыльями, перьями, обтекаемой формой тела; - понаблюдать за повадками птиц ворона любит находиться на толстых ветках деревьев, воробьи на ветках кустов, голуби на крышах; отметить, как птицы передвигаются при приближении людей: стремительно улетают, вспархивают, неторопливо улетают. - Понаблюдать за воробьём: понаблюдать за повадками воробья, рассмотреть внешний вид; отметить, что воробьи живут стайками, но у каждой особи есть гнездо и семья; передвигается воробей прыжками это его отличительная особенность; питается и крошками, и насекомыми, и зернышками; если воробей находит корм, он начинает громко чирикать, созывая своих собратьев. - Понаблюдать за голубем: отметить общий вид голубей маленькая голова и короткая шея, короткие ноги с четырьмя пальцами, длинные крылья; у голубя хорошо развит слух; держатся голуби стайками. - Понаблюдать за вороной: уточнить, что ворона птица двухцветная (туловище пепельно-серое, а всё остальное - чёрное); она целыми днями разыскивает для себя еду, может рыться в мусорных контейнерах, на свалках, когда еда найдена, ворона может съесть её тут же, сидя на заборе или дереве, ворона может даже разорить чужие гнёзда; ворона очень осторожная птица, наблюдательная, чутко реагирует на всё вокруг; отметить её важную походку; ворона не только громко каркает, но умеет подражать собачьему лаю, смеху человека.

8 Наблюдение за животными - продолжать знакомить детей с разнообразием животного мира; - отметить отличительные особенности некоторых животных, как приспособились к разным условиям существования; - воспитывать любовь и бережное отношение к животным. Содержание: - Понаблюдать за кошкой и собакой: уточнить и расширить представление о кошке и собаке (строение тела, повадки), отметить чем похожи кошка и собака, и чем они отличаются; - понаблюдать, как кошка может охотиться за птичками; обратить внимание, как мама-кошка заботится о своих котятах; понаблюдать за игрой котёнка; - закрепить у детей представление о том, что нужно беречь и ухаживать за своим домашним питомцем.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 3» города Аши Челябинской области Конспект НОД Тема: «Насекомые» Возрастная группа: средняя Составила: воспитатель

Посмотри скорей Ребятки! Это божия коровка! Красненький кружочек, Много чѐрных точек. Крылья раскрывает, В небо улетает. Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста

Цель: Ознакомление дошкольников с живой и неживой природой, формирование начал экологической культуры. Задачи воспитания и обучения: 1. Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных

Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста Воспитатель: Сентябриева Х.Я. Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.

Конспект внеурочного занятия «Я исследователь». МБОУ СОШ 1, 1 «Б» класс. Учитель: Мотолова Оксана Владимировна. Тема «Кто такие насекомые?» Обобщение занятия: насекомые маленькие представители живого мира,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 67 Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей младшего дошкольного возраста по О.О.

Тема: «Жуки и бабочки». 2 класс Цели: закрепить знания признаков млекопитающих, птиц и насекомых; познакомить с характерными признаками жуков, их разнообразием и значением в природе; расширить представления

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Технологический колледж 2» Структурное подразделение школа-интернат VIII вида

Бабочка На луговых просторах разнотравья, в степи и на полях в период цветения различных растений всегда можно увидеть множество бабочек. Они ласкают взор человека, являясь украшением природы. Как по цвету,

Познавательный проект «Птицы весной» Участники проекта: Дети Воспитатели Помощник воспитателя Родители воспитанников Цель проекта: формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц

ПРОЕКТ НАСЕКОМЫЕ НАШИ ДРУЗЬЯ. МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД«ЗОРЕНЬКА». КРЕПОВОЙ Н.В. 2014Г. КОГДА В ДУШИСТОМ СОСНЯКЕ ПРИСЯДЕШЬ ЛЕТОМ НА ПЕНЬКЕ, ВНИМАТЕЛЬНО ВГЛЯДИСЬ ВОКРУГ ТЫ МНОГОЕ ЗАМЕТИШЬ, ДРУГ! ПОРХАЕТ ЛЁГКИЙ

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ СТАРШАЯ ГРУППА ОСЕНЬ Главная цель и задачи Объект познания Содержание знаний ЦЕЛЬ: Углублять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных,

Конспект НОД по развитию художественно-продуктивной деятельности в средней группе с использованием нетрадиционной Программное содержание: техники рисования «Бабочка-красавица» Подготовила: воспитатель

Приложение к образовательной программе для умственно отсталых детей ГБОУ СО «СОШ 2» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ЖИВОЙ МИР» обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

МБДОУ «Детский сад «Теремок» Конспект логопедического занятия Тема: «Лето» Старшая речевая группа 2 Проводила: учитель логопед Чайковская Е. Ю. 2016 год Задачи. Коррекционно образовательные: - обобщить

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад 231» Принято на педагогическом совете Утверждаю Протокол 2 Заведующая МБДОУ 231 от 31.08.2016 г. Е.И.Матвеева

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4 п. Хинганск» Дошкольные группы Проект Хинганск, 2015 год Паспорт проекта «Насекомые вокруг нас» Вид проекта: познавательно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 321» городского округа Самара (МБДОУ «Детский сад 321» г.о. Самара) Россия, 443074, г. Самара, ул. Аэродромная,

«Насекомые» (конспект занятия по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 6» Энгельсского муниципального района Саратовской области 413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул.

Тема занятия Цели занятия Используемая литература «Беседа о лете» Д/игра «Не ошибись» Опыт: «Вода нужна всем» сентябрь Обобщить и систематизировать лете по основным, существенным признакам. Уточнить б

Комплексная работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2016 Комплексная работа Фамилия, имя класс 1, СОШ г.(р-на) ВАРИАНТ 1 Прочитай текст. Муравьи А ты знаешь, кто самый сильный на земле? Муравей! Он может переносить

Комплексная работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2016 Комплексная работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2016 Комплексная работа Фамилия, имя класс 1, СОШ г.(р-на) Прочитай текст. ВАРИАНТ 1 Весна в степи Хороша

Т.Наборщикова Весёлая экология учебная тетрадь для 1 класса Здравствуй, дорогой друг! Я приглашаю тебя в увлекательную страну ЭКОЛОГИЮ. Как ты думаешь, с кем дружит дуб? 2 Дом, в котором мы живём 1. Закончи

НОД по ознакомлению с миром природы «Эти удивительные насекомые» (старшая группа). Цели: познакомить детей с разнообразным миром насекомых; развивать внимание, память, воображение; воспитывать интерес

Цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Задачи: 1. Обогащать представление детей о природе, многообразии природного мира, причинах

Пояснительная записка Направленность: «Познавательное развитие.»(ознакомление с миром природы). Цель: Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 99 г. Липецка Перспективный план по ознакомлению дошкольников с участком детского сада в старшей группе Воспитатель

Зимующие птицы. 1. Словарь: 1). Знать некоторых птиц: воробей, голубь, синица, сова, филин, дятел, сорока, ворона, галка, кукушка, скворец, снегирь и др. 2). Знать, чем питаются и какую пользу приносят

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад 27 г.ржева Тверской области Программа работы кружка «Почемучка» в старшей группе (на 2015-2016г.) Автор-составитель программы: воспитатель

Наблюдения за комнатными растениями 1 Цель: продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку,

Наблюдения за зимующими птицами Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?» Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; Учить детей различать птиц по двум - трём

Экологический проект для детей старшей группы «Насекомые». Воспитатель: Елисеева О.С. 2017г Тип проекта: Познавательный. Продолжительность проекта: краткосрочный Участники проекта: Воспитатель, дети старшей

1 Пояснительная записка Данная программа обучения составлена на 2016-2017 учебный год с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. На момент поступления в школу была проведена диагностика

Тема: Насекомые в природе родного края Программное содержание: 1. Развивать представление о многообразии насекомых в родном крае, их приспособленности к условиям жизни; 2. Учить классифицировать насекомых

Пояснительная записка Окружающий мир 3 класс Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена для учащегося 3 «а» класса,со сложным дефектом на основе примерной государственной Программы специальных

Пояснительная записка Цель программы по предмету «Живой мир»: формирование у учащихся элементарных представлений об окружающем мире, живой и неживой природе и природных явлениях. Задачи программы по предмету

Насекомые Первое знакомство Насекомые Насекомые - отдельный класс животных, находящийся внутри надкласса «шестиногие» Учеными описано больше миллиона видов насекомых Насекомые - одни из древнейших животных

Весенние прогулки по экологической тропе. Работа по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию осуществляется круглый год в различных видах детской деятельности. В старшем дошкольном возрасте

Творческий проект «Почему насекомые наши друзья» Вид проекта: творческий; Тип проекта: краткосрочный; Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатель Полушина Э.Ф., родители; Сроки реализации: 1

«Наша планета» Сценарий развлечения для всех возрастных групп, посвященного дню охраны окружающей среды. Ребятки, а вы знаете, что вначале лета отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. А что

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме: «Насекомые» Образовательная область: коммуникация Скрипко Ольга Владимировна Интеграция образовательных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков Образовательная деятельность воспитателя с детьми средняя группа Тема: «В гости к хозяйке луга» 2017 г. Выполнила:

Природа источник познания! Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В. А. Сухомлинский С помощью электронного микроскопа на

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детства и юношества» г.макушино ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МИР ВОКРУГ НАС» Автор-Ионина Ирина Германовна педагог дополнительного

Календарно тематическое планирование совместной работы на лето по теме «Почемучкино лето» с детьми старшего дошкольного возраста недели Образовательная область 1 Ознакомление с Ознакомление с 2 Ознакомление

Проект «Наши друзья насекомые». Составила: воспитатель Новосельцева Наталья Витальевна. Вид проекта: групповой, краткосрочный, исследовательско - творческий. Продолжительность проекта: 1месяц. Образовательная

План-конспект урока окружающего мира, проведенного в 1м классе. Тема: «Кто такие рыбы?» Учитель начальных классов Тимофеева О.В. Цель урока: познакомить с признаком рыб, разнообразием рыб. Задачи: 1. Познакомить

Рисование кляксографией «Дерево волшебницы». Цель: развитие интереса детей к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования. Задачи: О.О. «Познавательное развитие»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 131» комбинированного вида «Насекомые» - итоговая образовательная деятельность (старшая группа) Составила: Войтенко Н.С. Барнаул

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малышок" г. Советский" Консультация для родителей «Прогулки с детьми осенью» Подготовили воспитатели второй младшей группы «Семицветик»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы А.А.Плешакова

Планирование кружковой работы Средняя группа Месяц Тема Задачи Ход занятия Материал Октябрь «Волшебные полоски» 1. Познакомить со свойством полоски (полоска моет принимать различную форму). 2. Познакомить

СОДЕРЖАНИЕ. Пояснительная записка... 3 2. Предметные результаты изучения учебного предмета «Мир природы и человека». 4 3. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»...... 5 4. Тематическое планирование..

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 59 комбинированного вида Акция «Покормим птиц зимой» Группа 11 (старшая) Воспитатель: Щербакова О. В. г. Одинцово - 2017г. Акция

Пояснительная записка Направленность: «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы). Цель: Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать

Отчёт о проведении Дней защиты от экологической опасности с детьми средней А группы в 2014-2015 учебном году. Сентябрь. 1.Дидактические игры с детьми: «Что сажают в огород» (Воронкевич, 128) «Детки, с

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Нерехтская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ Разновозрастная Старшая подготовительная к школе группа 2015 год Съедобное несъедобное. Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах. Материалы:

Рабочая программа дисциплины «Окружающий мир» (для детей с умственной отсталостью) 1 класс Программу составила: Мафуюань Екатерина Геннадьевна, учитель начальных классов г. Колпашево 2016 2017 учебный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14. Развлечение для детей 3-4 года «Наши летние друзья» Составила: Воспитатель: Лютко Л.А. Провели: Воспитатель: Лютко Л.А. Музыкальный

Перспективное планирование по экологическому воспитанию (ознакомление с растительным миром) в младшей группе детского сада ОСЕНЬ (сентябрь-октябрь-ноябрь) Тема Программные задачи Формы работы Наблюдения:

Отдел образования, спорта и туризма Ельского райисполкома Государственное учреждение образования«ясли-сад 2 г. Ельска» Прогулка в средней группе на тему: «Как помочь птицам» 2015г. Подготовила воспитатель

СРЕДНЯЯ ГРУППА. ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 1 КВАРТАЛ. СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ Ежедневно отмечать состояние погоды. Наблюдение за солнцем6 отметить резкое сокращение светового

Интеллектуальная игра для 4 классов «Знатоки природы» План 1. Разминка. Команда получает по 1 вопросу (на выбор). За ответ команда получает 1 балл. 2. Вопросы для команд. Каждая команда выбирает себе вопрос,

Краски лета или летние приключения замечательных детей п. Рощино 2015 год У нас очень интересная игра была. Мы находили задания, делали их и получали новые задания. Задания там были разные и на ум и на