Как формируются институты гражданского общества. Институты гражданского общества в российской федерации

Одной из целей российских реформ является построение гражданского общества. Но мало кто из "простых смертных" может толком объяснить, что это такое. Выдвинутая идея, как отмечается в печати, звучит привлекательно, но малопонятно для подавляющей части населения. Сразу возникает вопрос: а что, разве наше общество не гражданское?

Словосочетание "гражданское общество" условно, так как "негражданского", а тем более "антигражданского" общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, в силу его незрелости, примитивности, неразвитости; во-вторых, потому что там вообще не было таких понятий, как "гражданин", "гражданство".

Не могло быть, строго говоря, гражданским и рабовладельческое общество, поскольку оно не признавало значительную часть своих членов в качестве свободных и равноправных. Рабы были не субъектами, а объектами притязаний со стороны себе подобных. То же самое можно сказать о феодальной системе с его крепостничеством. Но это внешняя, формальная сторона вопроса.

По существу же термин "гражданское общество" приобрел в научной литературе свое особое содержание и в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости. Иначе говоря, под этим понятием понимается общество, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Это более высокая ступень в развитии социальной общности.

За эпитетом "гражданское", несмотря на его условность, стоит обширное и богатое содержание. Смысл данного феномена многогранен и неоднозначен, толкуется учеными по-разному. Однако ясно, что не всякое общество, состоящее из граждан, является гражданским, подобно тому как не любое государство, где действует право, можно назвать правовым. Например, советское общество никогда не было и не могло быть ни правовым, ни гражданским, равно как и российское еще не стало таковым. Но сегодняшняя Россия провозгласила эту цель.

Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось, тем не менее, для нашей науки относительно новым и неразработанным. Сама эта идея весьма слабо распространена в широких массах, в общественном сознании. Гораздо больше утвердилась идея правового государства. Гражданское общество не нашло четкого отражения в новой российской Конституции, которая даже не содержит этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней все же закреплены (частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность и др.).

Как уже отмечалось, Россия провозгласила цель построения гражданского общества и правового государства. Следовательно, их пока еще нет. Однако общие контуры возводимого здания ясны, известны основные элементы (узлы, блоки, несущие конструкции). Но одно дело - проект, другое - его реальное воплощение в жизнь. Сложился пока только некий идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления. К тому же реализация замысла осуществляется в труднейших условиях российской действительности.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов , лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество - не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в основном функции "по ведению общих дел" (К. Маркс). Его задача - "не мешать" нормальному течению экономической жизни.

Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание "гражданин" в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус "подданных", крепостных был унизительным или по крайней мере ущемленным, не говоря уже о положении рабов.

В то же время звание "гражданин" выражало чувство долга, ответственности, служение народу, обществу ("Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". - Н.А. Некрасов). Следует различать гражданство и гражданственность - это разные понятия. Особенно возвысила титул гражданина Великая французская революция, идеи которой воплотились в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу.

Однако собственников сегодня в России не более 25%, следовательно, средний класс (основа гражданского общества) еще не сложился, нормального рынка нет. Государство и право по-прежнему регулируют значительную часть общественных отношений, закрепляют принципы организации общества, социального строя. Как отмечается в литературе (В.Е. Чиркин), идея гражданского общества в свое время призвана была подчеркнуть его независимость от абсолютного, полицейского государства, "очертить круг таких отношений, куда власть не может вмешиваться". Иными словами, "раздельное" существование государства и общества немыслимо. Другой вопрос - какие взаимоотношения должны быть между ними, каков характер государства.

Именно в этом смысле гражданское общество противостоит политико-идеологическому, а тем более - авторитарно-бюрократическому, основанному на командных методах управления. Ключевую роль в нем играет семья как исходная модель и опорный институт социального жизнеустройства. Гегель считал семью первым базисом государства, вторым - сословие. Да и Маркс писал, что "в действительности семья, гражданское общество составляют необходимые предпосылки государства".

Составными элементами структуры гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность - таковы краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества. В этих приоритетах речь не идет о том, чтобы всех поголовно и в обязательном порядке сделать собственниками - многие этого просто не желают, но такая возможность для каждого должна сохраняться. В этом корень вопроса.

Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности. Собственность "есть наличное бытие свободы, она сама по себе - существенная цель" (Гегель). При этом важно, чтобы класс собственников формировался не криминальными путями, как в современной России, а в процессе нормального цивилизованного развития.

Рынок - самоорганизующаяся система, но это вовсе не значит, что государство не может участвовать в отлаживании и совершенствовании этого механизма. Оно должно создавать и уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами (индивидуальными и коллективными). Государство - мощный фактор формирования и поддержания рыночной среды.

Суммируя все изложенное и учитывая высказанные в литературе мнения, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.

В то же время гражданское общество и правовое государство - не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы. Ведь государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.

Становление гражданского общества в России - магистральная и долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий. Для этого необходимо, чтобы сформировались те предпосылки, о которых говорилось выше. Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход осуществляемых ныне реформ ведет в конечном счете к достижению указанной цели.

Из Конституции Российской Федерации мы знаем, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Как известно, демократическое государство направленно на удовлетворение интересов и потребностей граждан. Но, чтобы в полной мере удовлетворять потребности граждан, государство должно своевременно получать информацию о настроении населения. Наибольшую эффективность в этом вопросе поможет достичь действие институтов гражданского общества. Однако, стоит заметить, что зачастую это возможно без вмешательства власти, то есть силами людей, объединившимися для реализации своих идей и интересов.

Отметим, что это важнейший аспект в рамках гражданского общества. Рассмотрим институты гражданского общества в Российской Федерации в различных сферах жизни общества.

Социальная сфера включает в себя объединения граждан, образованные для реализации социально-экономических прав человека: трудовые коллективы, профсоюзы, общества инвалидов, общества взаимопомощи, различные благотворительные организации и т.д.

Не стоит забывать, что семья - один из самых важных институтов гражданского общества. Это сфера отношений социальной системы, где человек находится постоянно, то есть проводит большую часть своей жизни. Во многом семья человека, атмосфера в ней, цели семьи, ее материальное благополучие во многом определяют дальнейшую жизнь человека в обществе, его активную деятельность и как следствие влияют на достижения и успехи всего гражданского общества. Семья - основополагающая демографической политики всего государства - залог существования всего государства. Семья - первичная социальная структура, в которой начинают закладываться основы общественного поведения человека в обществе, происходит необходимое воспитание для дальнейшего существования в этом самом обществе.

Что же касается экономической сферы гражданского общества, то для нее характерна широкая сеть организация, образованная группой отдельных лиц и негосударственными предприятиями (финансовыми, промышленными, торговыми и др.), которые сегодня в демократических государствах составляют большинство. Отметим, что различные ассоциации и объединения, носящие как коммерческий характер, так и некоммерческий. К таким организациям можно отнести в том числе и экономические субъекты (например, общества с ограниченной ответственность, акционерные общества или другие хозяйственные общества), включая их объединения, которые являются некоммерческими организациями, главной целью которых считается защита интересов экономических субъектов.

Такие институты, как негосударственные средства массовой информации, органы общественного самоуправления, общественно - политические организации и движения, любые виды общественной активности граждан (например, забастовки, митинги, демонстрации, собрания) все это без исключения действует в политической сфере гражданского общества. Среди этой сферы отдельно выделим политические партии, поскольку в этом случае у граждан Российской Федерации есть «право на объединение в политические партии, создание на добровольной основе политических партий в соответствии со своими убеждениями, вступать в политические партии, либо воздерживаться от вступления в политические партии, участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также беспрепятственно выходить из политических партий».

Что же касается духовной сферы общества, то она призвана в целях обеспечения свободы мысли, слова, возможности публично высказывать свое мнение, а также в целях обеспечения самостоятельности и независимости различных творческих объединений. Духовная сфера жизни непрерывно связана с образом жизни людей, их духовным совершенствованием, творчеством и нравственностью. В этой сфере нередко встречаются общественные объединения деятелей культуры, творческие союзы, образовательные союзы, религиозные организации, объединения по интересам.

Особого внимания заслуживает информационная сфера гражданского общества. Благодаря бурному развитию сети Интернет происходит процесс глобализации, при котором происходит проникновение информации во все сферы жизни общества и переплетение всех институтов гражданского общества и их взаимовлияние.

Субъектами гражданского общества, которые действуют в информационной сфере, считаются негосударственные средства массовой информации. Они играют существенную роль в государстве и гражданском обществе. Средства массовой информации - «четвертая власть», которая знает абсолютно все.

Средства массовой информации доводят до гражданского общества основные направления деятельности власти, об их попытках ограничить чьи- либо права в обществе, а также о незаконных действиях отдельных представителей власти. Считается, что именно через средства массовой информации гражданское общество осуществляет контроль над деятельностью всего государства, благодаря СМИ идет поддержание обратной связи между гражданским обществом и государством, при этом доводя до сведения власти об отношении общества к действиям представителей власти, проблемам граждан, их объединений, а также тех, кто нуждается в помощи государства.

Одним из важнейших условий функционирования гражданского общества является наличие у граждан необходимой ценности - свободы. Определяется это как запрет вмешательства государства в частную жизнь граждан.

С ценностью свободы, как известно, тесно связан и принцип уважения к закону. Как сказал М. Бакунин - «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека».Свобода же, которая никак не подкреплена законом - вседозволенность, способная породить не цивилизованные отношения гражданского общества, а «войну всех против всех».

Для наиболее эффективного исследования институтов гражданского общества их принято классифицировать по специфике и сфере осуществляемой деятельности:

1. В сфере оказания квалифицированной юридической помощи (нотариат, общественные объединения адвокатов, адвокатура).

2. В политической сфере (политические партии).

3. В социально - экономической и культурно сферах (общественные движения, общественные фонды, некоммерческие общественные организации, профессиональные союзы. Средства массовой информации и др.).

Отдельно выделим категорию институтов, которые не относятся к гражданскому обществу, но действуют на его стороне в целях поддержания функционирования гражданского общества - институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Совет при Президенте Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями, Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Общественный Совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

Интересно, что в институтах гражданского общества заложено внутреннее противоречие. В них доминирует частный интерес, развивающий социальную и экономическую активность граждан, позволяющий им осознавать свои права и интересы, личной индивидуальности, и приводящий при этом возникновение конкуренции и противостояния в негосударственных сферах, таких как социальная, экономическая, культурная. Вот это противоречие как раз и становится движущей силой для развития гражданского общества и прогресса государства.

Гражданское общество также состоит из общественных организаций и ассоциаций, функционирующими в соответствии со своими целями и задачами, акцентируя свое внимание на проблемах общества.

Как правило, подобные организации объединяются в рамках реализуемых проектов. Многие из таких организаций являются некоммерческими, что, в свою очередь, позволяет им получать всевозможную поддержку со стороны благотворительных фондов, а также иметь налоговые льготы.

Благотворительные фонды, ориентируясь на направление своей политики, способны влиять на деятельность некоммерческих организаций. Они постоянно следят за реализацией проектов, ведут мониторинг, а также находят всевозможные технологии, которые упрощают их работу.

Так, например, в Российской Федерации существует множество различных фондов, чья деятельность особо заметна.

Приведем в пример несколько таких организаций:

· Фонд развития Дальнего Востока:

«Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона создан по инициативе Президента РФ и Председателя Правительства РФ.

Фонд является государственным финансовым институтом развития, обеспечивающим гибкий подход к структурированию и финансированию проектов. Осуществляет инвестиции в создание новых предприятий и объектов инфраструктуры, которые обладают значимым социально- экономическим эффектом для развития экономики региона.

В своей деятельности Фонд взаимодействует с Полпредством Президента РФ в ДФО, Минвостокразвития и акционером -- Внешэкономбанком, являясь важным элементом единой системы государственного управления, созданной для ускоренного развития макрорегиона».

· Фонд содействия инновациям:

«Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) - государственная некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного учреждения, образованная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. №65

Основные задачи Фонда:

Проведение государственной политики развития и поддержки в научно- технической сфере

Создание и развитие инфраструктуры поддержки

Содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования научно-технического потенциала РФ

Финансовая, информационная и другая помощь

Вовлечение молодежи в инновационную деятельность

Привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства».

· Фонд региональных социальных программ («Наше будущее»).

«Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» создан в 2007 году для реализации долгосрочных социально значимых программ и проектов, где могут быть применимы принципы социального предпринимательства.

Социальное предпринимательство - это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости.

Социальный бизнес находится на стыке традиционного предпринимательства и благотворительности. В частности, социальное предпринимательство берет от благотворительности социальную направленность деятельности, а от бизнеса - предпринимательский подход».

Фонд «Подари Жизнь»:

«Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь»

Учрежден 26 ноября 2006 года актрисами Диной Корзун и Чулпан Хаматовой. Является юридическим лицом.

У фонда нет филиалов, отделений и представителей в регионах России. Есть два партнерских фонда, один зарегистрирован в Лондоне -- GiftofLife, а второй в США -- Podari.Life.

История Фонда: Фонд возник не с нуля. Его первыми сотрудниками стали те, кто много лет в качестве волонтеров помогал врачам лечить детей, а детям лечиться. Когда-то понятия «жалость, милосердие, доброта» считались проявлениями слабости и говорить о них вслух было не принято. Конечно, всегда были люди, которые помогали своим близким и друзьям, но благотворительности как движения - многочисленного и направленного на помощь совсем незнакомым людям, попавшим в беду, - такой благотворительности не было».

· Фонд Развития Промышленности:

«Фонд развития промышленности основан для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения. Фонд создан в 2014 году по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ путём преобразования Российского фонда технологического развития.

Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий».

Для реализации новых промышленных проектов Фонд на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 500 млн рублей, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.

· Некоммерческая организация «Фонд развития многонародов»:

«В 2014 году Президентом России Владимиром Путиным и Правительством Российской Федерации была поставлена стратегическая задача - обеспечить развитие российских моногородов в первую очередь через диверсификацию их экономики, создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций».

Стоит отметить, что все эти Фонды открыты для общественности. Совершенно любой гражданин Российской Федерации может высказать свое мнение, помочь или просто наблюдать за деятельностью неравнодушных граждан. Наблюдается положительная динамика развития Фондов.

«На 17 июня 2016 г. Минюстомбыло зарегистрировано 227 тыс. 397 некоммерческих организаций, в том числе в Москве - 33,8 тыс., в Московской обл. - 15 тыс., Санкт-Петербурге - 12,2 тыс., Свердловской обл. - 6,6 тыс., Краснодарском крае - 6,5 тыс., Татарстане - 5,5 тыс., Башкирии - 5,2 тыс. Впоследствии 4 тыс. 253 организации были исключены из числа НКО в связи с прекращением деятельности.

Президент РФ Владимир Путин, выступая 1 октября 2015 г. на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, заявил, что "в НКО трудятся более 670 тыс. человек"».

Одной из главных задач любого демократического государства в современном мире является достижение консенсуса между гражданами. Это возможно только в том случае, если соблюдены интересы различных социальных групп и есть возможность достижения гражданского согласия. Основную роль в скреплении и соединении государственных и личных интересов играет гражданское общество. Это понятие достаточно широкое, и мы в данной статье попытаемся в нем разобраться.

Что такое гражданское общество

Очень часто развитие самого государства напрямую зависит о того уровня, на котором находится гражданское общество. Чтобы разобраться в сущности этого понятия, необходимо дать определение. Гражданское общество - это система общественных отношений и институтов, которые не являются государственными. Сюда можно отнести формальные и неформальные структуры, обеспечивающие условия для политической и социальной деятельности человека.

Кроме того, гражданское общество - это еще удовлетворение и реализация различных потребностей и интересов личности, социальных групп и объединений. Оно обычно существует в двух измерениях: социальном и институциональном.

Если говорить о социальной составляющей, то это исторический опыт, который как бы очерчивает пределы возможных действий всех участников политического процесса. Опыт может быть как коллективным, так и индивидуальным. Он определяет поведение личности на политической арене, образ мыслей и некоторые другие стороны межличностных отношений.

Если представить себе, что гражданское общество - это институциональное измерение, тогда его можно охарактеризовать как совокупность организаций, которые выражают интересы различных слоев населения. К тому же стараются их реализовать независимо от государства.

Таким образом, понятие гражданского общества достаточно широкое, и разные политологи по-разному его интерпретируют.

Принципы гражданского общества

Любое общество имеет свои убеждения, гражданское в этом плане - не исключение. Оно функционирует, опираясь на следующие принципы:

Признаки гражданского общества

Общество не зависит от государства и имеет свои развитые экономические, политические, правовые и культурные отношения между своими членами, поэтому для него характерны определенные признаки. Основными являются следующие:

  • Сознание людей находится на высоком уровне.
  • Имеет место материальная обеспеченность, которая строится на владении собственностью.
  • Все члены общества между собой имеют тесные связи.
  • Есть подконтрольная государственная власть, которая представлена наемными работниками, имеющими соответствующие компетентность и способности по решению проблем общества.
  • Власть является децентрализованной.
  • Некоторая часть власти передается органам самоуправления.
  • Любые конфликты в обществе должны решаться нахождением компромиссов.
  • Имеет место настоящее чувство коллективности, обеспеченное осознанием принадлежности к одной культуре, нации.
  • Личность общества - это человек, который ориентирован на духовность и созидание всего нового.

Также стоит упомянуть, что в признаки гражданского общества можно и нужно еще включить развитую демократию. Без нее невозможно построить современный социум. Практически в любом государстве общество имеет свои отличительные характеристики.

Структура гражданского общества

Общество отличается также тем, что имеет свою структуру, в которую обязательно включены общественные организации и институты. В их задачу входит обеспечение и создание условий для реализации интересов граждан и потребностей целых коллективов.

Кроме этого, структура гражданского общества включает и некоторые подсистемные элементы, к которым можно отнести:

  • Национальные движения и нации.
  • Классы.
  • Социальные слои общества (например пенсионеры, студенты).
  • Политические партии или движения.
  • Общественные движения, носящие массовый характер (например профсоюзные организации, защитники окружающей среды, защитники животных и т.д.).
  • Религиозные организации.
  • Общественные организации (любители собак, общество трезвенников или любителей пива).
  • Различные союзы или ассоциации, в которые могут входить предприниматели, банкиры.
  • Общество потребителей, к которому можно отнести всех нас.
  • Любой коллектив на производстве, в учебных заведениях.
  • Семья является ячейкой нашего общества, поэтому это тоже часть его структуры.

Часто так бывает, что даже выдающиеся личности могут выполнять функции отдельного элемента общества. К таким можно отнести следующих: А. Сахаров, А. Солженицын, Д. Лихачев и другие.

Функции гражданского общества

Любая организация, объединение выполняют свои определенные функции. Это относится и к гражданскому обществу. Среди основных функций можно выделить следующие:

  1. Производство норм и ценностей, которые утверждает государство своими санкциями.
  2. Образование той среды, в которой идет формирование индивида.
  3. Создание условий для свободного развития личности на основе разнообразных форм собственности.
  4. Регулирование и контролирование всех структур общества и их взаимоотношений между собой с помощью гражданского права. Это позволяет избегать или преодолевать различные конфликты и вырабатывать определенную политику в интересах всего общества.
  5. Защита прав каждого человека и его интересов путем создания разветвленной системы юридических механизмов.
  6. Масштабное самоуправление во всех сферах общественной жизни.

Взаимоотношения общества и государства

Государство и гражданское общество осуществляют постоянное взаимодействие. Общество обращается к государству со своими инициативами, предложениями, интересами и требованиями, чаще всего требующими поддержи, и прежде всего материальной.

Государство, в свою очередь, идет навстречу по-разному, это могут быть:

  • Рассмотрение инициатив и их поддержка или неодобрение.
  • Выделение средств для развития организаций или фондов.

Практически в любом государстве в структурах власти имеются органы, которые занимаются связями с общественностью. Эта взаимосвязь может быть в разных формах, например, регистрация новых организаций и оказание им помощи, создание условий для материальной поддержки.

Кроме специальных органов имеется еще одна форма контактирования общества и государства. Это когда представители гражданского общества являются членами комиссий, советов, которые работают в правительстве. Например, депутаты, эксперты и узкие профессионалы, владеющие ценной информацией, которая касается развития социума.

Если детально рассмотреть взаимодействие общества и государства, то можно сделать определенные выводы:

  1. Гражданское и правовое общество является мощным рычагом в системе ограничения стремления политической власти к господству. Для этого используется участие в избирательных кампаниях. А также формирование общественного мнения с помощью независимых средств информации.
  2. Гражданское общество постоянно нуждается в государственной поддержке. Именно поэтому многие представители организаций принимают активное участие в работе госорганов. Несмотря на то что большинство организаций являются самообразующимися и независимыми, они все равно взаимодействуют с государством в разных формах.
  3. Оно имеет острую заинтересованность в хороших отношениях с обществом.

Понятие гражданского общества слишком широкое и масштабное, но оно обязательно подразумевает тесное взаимодействие с госорганами. Для демократического государства очень важно, чтобы эти взаимоотношения были доверительными и тесными, только так можно иметь экономическую и политическую стабильность.

Гражданское общество и его институты

Как мы уже выяснили, главным элементом любого общества является человек. Поэтому все группы и организации должны способствовать всестороннему развитию личности и реализации ее интересов.

Институты гражданского общества можно разделить на несколько групп:

  1. Организации, в которых личность получает все необходимое для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, например, в еде, пище, жилье. Это могут быть профсоюзные организации, производственные или потребительские союзы.
  2. Ко второй группе институтов относятся семья, церковь, спортивные организации, творческие союзы. В них индивид удовлетворяет свои духовные потребности, физические.
  3. Политические партии и движения удовлетворяют потребности в управленческой деятельности.

Таким образом, реализацию всех интересов граждан осуществляют институты гражданского общества. Границы этих прав и свобод как раз и составляют его главные черты.

Характерные черты современного гражданского общества

Для сегодняшнего времени характерно гражданское общество, которое имеет следующие характеристики:

  • Нет пока целостной и единой системы гражданских структур. Также можно говорить о слабой правовой защите граждан.
  • В обществе можно видеть разделение людей на бедных и богатых, элиту и простой народ, представителей власти и всех остальных.
  • Слабая социальная основа общества. По подсчетам средний класс занимает от 16 до 30 % всех граждан.
  • Не имеют яркой выраженности объединяющие культурные ценности: уважение к личности, солидарность, доверие и другие.
  • Граждане в большинстве случаев пассивны и не желают принимать участие в политической и общественной жизни государства.
  • Организации или слабо, или неэффективно воздействуют на органы власти.
  • Еще находится на стадии формирования правовая основа гражданского общества.
  • На облик общества в целом влияет и историческое развитие, и современные особенности.
  • Сейчас еще нельзя назвать процесс формирования гражданского общества в России завершенным. Это очень длительный путь. Многие граждане просто не осознают роль общества в жизни государства и их собственной.

Большой проблемой на данный момент является отчуждение многих организаций, групп, институтов от государства.

Глобальное открытое общество

Глобальное гражданское общество - это уже международная сфера проявления инициатив граждан, их объединение на добровольной основе в организации. Эта сфера не поддается вмешательству и регламентации со стороны государства. Такое общество является основной базой для развития цивилизации и неким регулятором не только экономики, но и политики во всех мировых странах.

Открытое глобальное общество имеет свои признаки:

  1. Осуществляется быстрая смена чиновников на основе общественного мнения.
  2. Это же можно сказать и про элиту общества.
  3. Наличие доступных средств массовой информации, которые не подвержены государственной цензуре.
  4. Наличие социальных сетей, в которых граждане могут оказывать влияние друг на друга.
  5. Общественное мнение находится в зависимости от оценок граждан.
  6. Все права и свободы реализуются реально, а не только на бумаге.
  7. Самоуправление находится на высоком уровне.
  8. Государство ведет правильную социальную политику.
  9. Вес в обществе имеет и средний класс.
  10. За государственными структурами осуществляют контроль общественные организации.

Таким образом, можно сказать, что глобальное общество - это то, в котором государство не доминирует в отношениях граждан.

Общество и его развитие

Если говорить про развитие гражданского общества, то можно смело сказать, что оно еще не закончено. Это касается не только нашей страны, но и всех остальных мировых государств.

Большинство политологов утверждают, что формирование гражданского общества началось еще в античные времена, например, в Греции, Риме существовали отдельные элементы общества. Шло развитие торговли, ремесла, это привело к появлению товарно-денежных производств, которые получили свое закрепление в римском частном праве.

Если говорить о европейских регионах, то можно выделить несколько этапов в развитии общества:

  1. Первый этап можно отнести к 16-17 векам. В это время начали появляться политические, экономические, идеологические предпосылки для развития гражданского общества. Это бурное развитие промышленности, торговли, разделение труда, развитие товарно-денежных отношений, идеологический переворот, становление культуры и искусства.
  2. Второй этап начинается с 17 и продолжается до 19 века. Этот период ознаменовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах в виде капитализма, который основывался на частном предпринимательстве.
  3. 20 век - это начало третьего этапа развития, который продолжается и до настоящего времени.

Если говорить о развитии гражданского общества в России в настоящее время, то можно отметить ряд особенностей:

  • У нас в обществе недостаточно развита политическая культура.
  • У многих граждан отсутствует социальная ответственность.
  • Изначально Россия принадлежала к тем странам, которые больше ориентируются на государство, чем на общество. Такие стереотипы достаточно трудно поддаются корректировке.
  • Нет мощного общественного слоя, который бы сумел руководить социальным движением, поэтому основная роль в этом отводится государству.

Становление гражданского общества - это длительный и практически непрерывный процесс, в котором принимают активное и равноправное участие как граждане, так и государство. Если удастся сформировать современное правовое гражданское общество, то и государство будет вынуждено подчиниться законам и служить на благо граждан.

Л. Ю. ГРУДЦЫНА,

доктор юридических наук, доцент,

директор Института правовых исследований и инноваций

Финансового университета при Правительстве РФ, Почетный адвокат России

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Демократическое государство призвано удовлетворять интересы и потребности своих граждан, для чего необходимо информировать государство об интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и средствами самого государства. А это эффективно лишь при действии через институты гражданского общества, но в то же время зачастую возможно и без вмешательства государства, силами самих людей, объединившихся для реализации своих интересов. Это – важнейшая функция объединений в рамках гражданского общества.

Экономический компонент гражданского общества определяется наличием различных форм собственности – частной, государственной, муниципальной и т. д., которые, согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, «признаются и защищаются равным образом». В соответствии с этим за каждым членом общества признается право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Важной гарантией права частной собственности является конституционное положение о том, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Рыночные отношения – основа современной экономики – невозможны без плюрализма форм собственности и широкого класса частных собственников. Именно рыночные отношения составляют экономическую базу гражданского общества, стимулируя развитие инициативности, предпринимательства граждан. Рыночные отношения – наиболее приспособленная к функционированию в рамках гражданского общества экономическая система. Только экономически состоятельный индивид способен в полной мере осознать и реализовать свои права и свободы, действовать в рамках объединений гражданского общества в защиту своих прав и свобод, оказывать влияние на государственную политику, осознанно участвуя в политической жизни, деятельности политических партий, выборах и референдумах.

В экономической сфере функционирует широкая сеть организаций гражданского общества, образованных индивидами и негосударственными предприятиями (промышленными, торговыми, финансовыми и др.), которые в современных демократических государствах составляют большинство. Следует подчеркнуть, что гражданское общество составляют объединения и ассоциации, которые носят как коммерческий, так и некоммерческий характер. Такими организациями могут быть и сами экономические субъекты (акционерные общества , общества с ограниченной ответственностью , иные хозяйственные общества), и их объединения, являющиеся по российскому законодательству некоммерческими организациями , а потому ставящими перед собой задачу – не извлекать прибыль, а защищать интересы экономических субъектов.

Социальная сфера гражданского общества включает объединения граждан, созданные для реализации их социально-экономических прав: профсоюзы, благотворительные организации, общества взаимопомощи , общества инвалидов, трудовые коллективы и т. д.

Семья – один из важнейших институтов социальной системы гражданского общества, та сфера отношений, где человек проводит бόльшую часть своей жизни. Семья, ее цели, степень материального благополучия, духовные отношения ее членов во многом определяют жизнь человека, его общественную активность, влияют на успехи и достижения всего гражданского общества. Семья – основа демографической политики общества и государства и, следовательно, залог существования государства. Семью можно рассматривать как первичную социальную структуру, в которой происходит воспитание будущих членов общества, закладываются основы общественного поведения человека.

В политической сфере гражданского общества действуют такие его институты, как общественно-политические организации и движения, различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки), органы общественного самоуправления по месту жительства, негосударственные средства массовой информации . Среди общественных объединений в данной сфере следует выделить политические партии. Конституционный Суд РФ относит все политические партии к гражданскому обществу в силу добровольности их формирования и того, что их деятельность тесно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти.

Однако это не совсем так. Партии ставят одной из своих основных целей завоевание и осуществление политической власти. При этом политическая партия, получившая и осуществляющая власть в государстве, автоматически становится его частью, поскольку она формирует из своих членов органы государственной власти, проводит через них свою политику, на время нахождения у власти становящуюся государственной политикой. Действительно, в условиях многопартийности только политические партии (иногда их десятки), не находящиеся у власти, в полной мере отвечают критериям субъектов гражданского общества. Однако в демократических государствах нередка ситуация, когда законодательную и исполнительную власть осуществляют разные партии. В любом случае к субъектам гражданского общества могут быть отнесены лишь партии, не находящиеся у власти.

Гражданское общество может существовать только в государстве, в котором создана многопартийность. Интересно, что в той или иной степени выпадение политической партии из сферы гражданского общества пока не грозит России, с ее несформированной партийной системой. Для России характерно образование партий из лиц, уже осуществляющих власть, и создание «партий власти», которые существуют до тех пор, пока их лидеры находятся у власти, и распадаются по мере ослабления «административного ресурса».

Некоторые авторы (например,) к числу элементов системы гражданского общества относят местное самоуправление, которое в научной литературе понимается как способность местного сообщества управлять собственными делами. В силу этого местное самоуправление – институт публичной власти, через который местное сообщество осуществляет разнообразную деятельность по решению вопросов местного значения на основе принципов самоорганизации и ответственности. Однако первичным элементом гражданского общества следует признать человека, вторичным – объединение людей, сообщество (группу).

Процесс образования местного сообщества в России имеет особенности. Чаще всего он связан с протестом против действий государственной власти. Когда внешнего давления на граждан нет, не происходит и их объединения. Такие процессы в большей мере характерны для крупных городов, где разобщенность жителей выше, чем в деревнях.

Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность публично высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений. Она тесно связана с образом жизни людей, их нравственностью, творчеством, духовным совершенствованием. В этой сфере существуют общественные объединения деятелей культуры, образовательные, творческие союзы, объединения по интересам, религиозные организации.

Значительную роль в этом процессе сыграло принятие в 1993 г. Конституции РФ, согласно ст. 14 которой Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Через четыре года конституционная норма о светском государстве практически дословно была воспроизведена в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 01.01.01 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях » с дополнением, касающимся того, что не должно и вправе делать государство:

Не вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания ;

Не возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления ;

Не вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону от 01.01.01 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

Обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется (государством посредством законодательного установления определенных гарантий) свобода совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В преамбуле Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается особая роль православия в истории России , в становлении и развитии ее духовности и культуры; указывается, что в равной степени уважаются христианство, ислам, буддизм , иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Действительно, Россия – государство многонациональное, что предопределило наличие в нем нескольких конфессий, в духовной жизни его общества представлены практически все мировые религии и ряд менее из­вестных религиозных учений. Вместе с тем православие, заимствованное князем Владимиром в Вос­точной Византии, являлось ведущей религией в России. В настоящее время эта тенденция хотя и ослаблена (свою роль и значение для верующих обрели ислам, буддизм, иудаизм и другие религии), но продолжает существовать. Православие (христианство кафолическое, вос­точного исповедания) было направлено на создание Русского централизованного государства и объединение народа вок­руг великокняжеской власти, в силу чего православие превратилось в доминирующую религию преимущественно сла­вянского и иного населения России, атрибутивно связанную с пра­вящей властью.

В последние годы можно отметить положительную тенденцию пристального внимания Русской Православной Церкви к вопросам, связанным с правами человека. По мнению Уполномоченного по правам человека в РФ В. Лукина, «в России далеко не все благополучно с правами человека, и здесь открывается очень широкое поле для единства и сотрудничества Церкви и общества. Необходимо обсуждать эту серьезную проблему с таким расчетом, чтобы Русская православная церковь с ее великими традициями глубокого духовного размышления привнесла свой вклад в этот процесс». Вместе с тем ценности веры, святынь, Отечества для большинства православных христиан стоят выше, чем права человека, даже право на жизнь.

Гражданское общество наиболее успешно формируется в светском государстве, в котором ни одна религия не провозглашается официальной или обязательной. Отделение церкви от государства должно предусматривать нейтралитет государства в вопросах веры, невмешательство органов государственной власти во внутрицерковные дела и соответственно невмешательство церкви в дела государства. Свобода религии как элемент свободы совести подразумевает право человека выбирать и исповедовать любую религию.

См., напр.: Нерсесянц В. С. Вопросы правопонимания в контексте прав человека, сложности и противоречия в обеспечении прав человека в национальной, экологической, демографической, миграционной сферах // Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2001. № 5. С. 90; Морщакова Т. Г. Права человека буквально по Жванецкому // Известия. 2002. 10 декабря; Рудинский Ф. М. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы // Право и жизнь. 2000. № 31.

См.: Политическая наука. М.: Международные отношения, 1994. С. 62.

См.: Гражданское общество в России // Социс. 1991. № 3. С. 34.

См., напр.: Петренко К. Проблемы общественных организаций накануне Форума НКО // Поговорим о гражданском обществе. Институт Фонда «Общественное мнение», 2001. С. 79.

См.: Взаимодействие государственной власти и формирующегося гражданского общества в современной России: Дисс. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2006. С. 52.

См.: Указ. соч. С. 62.

См.: Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1999. С. 135.

См.: Бойцова В. В, Конституционное право в российской правовой системе // Общественные науки и современность. М.: Наука, 1993. Серия 6.

См.: Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 20–22.

См.: Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования / Под ред. . М., 1981. С. 3, 4.

См., напр.: Гражданское общество: теория, история, современность. М., 1999; Канетти Э. Масса и власть. М., 1997; Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М., 1998; Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998; Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996; Будь лицом: ценности гражданского общества. В 2-х томах. Томск, 1993; Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство // Мировая
экономика и международные отношения . 1991. № 9; Граждан­ское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6; Одинцо­ва А. В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право. 1992. № 8; Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. № 3.

См.: Гражданское общество: истоки и современность / Научн. ред. проф. . СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2000. С. 16.

См.: Seligman А . The Idea of Civil Society. N.-Y., 1992.

См.: Habermas J. Strukturwendel der Offentlichkeit. F. a.Main. 1990.

См.: Дарендорф Р. После 1989. Мораль, революция и гражданское общество. М., 1998. С. 89.

См.: Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995. С. 105–111.

См., напр.: Позитивистская теория права в России. М., 1978. С. 14; Гражданское общество: сущность и основные прин­ципы // Правоведение. 1995. № 3. С. 34.

См.: Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 9.

См.: , Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций: В 9 тт. Т. 2. Основы конституционного строя Российской Федерации. М., 2007. С. 269.

Одной из главных задач любого демократического государства в современном мире является достижение консенсуса между гражданами. Это возможно только в том случае, если соблюдены интересы различных социальных групп и есть возможность достижения гражданского согласия. Основную роль в скреплении и соединении государственных и личных интересов играет гражданское общество. Это понятие достаточно широкое, и мы в данной статье попытаемся в нем разобраться.

Что такое гражданское общество

Очень часто развитие самого государства напрямую зависит о того уровня, на котором находится гражданское общество. Чтобы разобраться в сущности этого понятия, необходимо дать определение. Гражданское общество - это система общественных отношений и институтов, которые не являются государственными. Сюда можно отнести формальные и неформальные структуры, обеспечивающие условия для политической и социальной деятельности человека.

Кроме того, гражданское общество - это еще удовлетворение и реализация различных потребностей и интересов личности, социальных групп и объединений. Оно обычно существует в двух измерениях: социальном и институциональном.

Если говорить о социальной составляющей, то это исторический опыт, который как бы очерчивает пределы возможных действий всех участников политического процесса. Опыт может быть как коллективным, так и индивидуальным. Он определяет поведение личности на политической арене, образ мыслей и некоторые другие стороны межличностных отношений.

Если представить себе, что гражданское общество - это институциональное измерение, тогда его можно охарактеризовать как совокупность организаций, которые выражают интересы различных слоев населения. К тому же стараются их реализовать независимо от государства.

Таким образом, понятие гражданского общества достаточно широкое, и разные политологи по-разному его интерпретируют.

Принципы гражданского общества

Любое общество имеет свои убеждения, гражданское в этом плане - не исключение. Оно функционирует, опираясь на следующие принципы:

Признаки гражданского общества

Общество не зависит от государства и имеет свои развитые экономические, политические, правовые и культурные отношения между своими членами, поэтому для него характерны определенные признаки. Основными являются следующие:

  • Сознание людей находится на высоком уровне.
  • Имеет место материальная обеспеченность, которая строится на владении собственностью.
  • Все члены общества между собой имеют тесные связи.
  • Есть подконтрольная государственная власть, которая представлена наемными работниками, имеющими соответствующие компетентность и способности по решению проблем общества.
  • Власть является децентрализованной.
  • Некоторая часть власти передается органам самоуправления.
  • Любые конфликты в обществе должны решаться нахождением компромиссов.
  • Имеет место настоящее чувство коллективности, обеспеченное осознанием принадлежности к одной культуре, нации.
  • Личность общества - это человек, который ориентирован на духовность и созидание всего нового.

Также стоит упомянуть, что в признаки гражданского общества можно и нужно еще включить развитую демократию. Без нее невозможно построить современный социум. Практически в любом государстве общество имеет свои отличительные характеристики.

Структура гражданского общества

Общество отличается также тем, что имеет свою структуру, в которую обязательно включены общественные организации и институты. В их задачу входит обеспечение и создание условий для реализации интересов граждан и потребностей целых коллективов.

Кроме этого, структура гражданского общества включает и некоторые подсистемные элементы, к которым можно отнести:

  • Национальные движения и нации.
  • Классы.
  • Социальные слои общества (например пенсионеры, студенты).
  • Политические партии или движения.
  • Общественные движения, носящие массовый характер (например профсоюзные организации, защитники окружающей среды, защитники животных и т.д.).
  • Религиозные организации.
  • Общественные организации (любители собак, общество трезвенников или любителей пива).
  • Различные союзы или ассоциации, в которые могут входить предприниматели, банкиры.
  • Общество потребителей, к которому можно отнести всех нас.
  • Любой коллектив на производстве, в учебных заведениях.
  • Семья является ячейкой нашего общества, поэтому это тоже часть его структуры.

Часто так бывает, что даже выдающиеся личности могут выполнять функции отдельного элемента общества. К таким можно отнести следующих: А. Сахаров, А. Солженицын, Д. Лихачев и другие.

Функции гражданского общества

Любая организация, объединение выполняют свои определенные функции. Это относится и к гражданскому обществу. Среди основных функций можно выделить следующие:

  1. Производство норм и ценностей, которые утверждает государство своими санкциями.
  2. Образование той среды, в которой идет формирование индивида.
  3. Создание условий для свободного развития личности на основе разнообразных форм собственности.
  4. Регулирование и контролирование всех структур общества и их взаимоотношений между собой с помощью гражданского права. Это позволяет избегать или преодолевать различные конфликты и вырабатывать определенную политику в интересах всего общества.
  5. Защита прав каждого человека и его интересов путем создания разветвленной системы юридических механизмов.
  6. Масштабное самоуправление во всех сферах общественной жизни.

Взаимоотношения общества и государства

Государство и гражданское общество осуществляют постоянное взаимодействие. Общество обращается к государству со своими инициативами, предложениями, интересами и требованиями, чаще всего требующими поддержи, и прежде всего материальной.

Государство, в свою очередь, идет навстречу по-разному, это могут быть:

  • Рассмотрение инициатив и их поддержка или неодобрение.
  • Выделение средств для развития организаций или фондов.

Практически в любом государстве в структурах власти имеются органы, которые занимаются связями с общественностью. Эта взаимосвязь может быть в разных формах, например, регистрация новых организаций и оказание им помощи, создание условий для материальной поддержки.

Кроме специальных органов имеется еще одна форма контактирования общества и государства. Это когда представители гражданского общества являются членами комиссий, советов, которые работают в правительстве. Например, депутаты, эксперты и узкие профессионалы, владеющие ценной информацией, которая касается развития социума.

Если детально рассмотреть взаимодействие общества и государства, то можно сделать определенные выводы:

  1. Гражданское и правовое общество является мощным рычагом в системе ограничения стремления политической власти к господству. Для этого используется участие в избирательных кампаниях. А также формирование общественного мнения с помощью независимых средств информации.
  2. Гражданское общество постоянно нуждается в государственной поддержке. Именно поэтому многие представители организаций принимают активное участие в работе госорганов. Несмотря на то что большинство организаций являются самообразующимися и независимыми, они все равно взаимодействуют с государством в разных формах.
  3. Оно имеет острую заинтересованность в хороших отношениях с обществом.

Понятие гражданского общества слишком широкое и масштабное, но оно обязательно подразумевает тесное взаимодействие с госорганами. Для демократического государства очень важно, чтобы эти взаимоотношения были доверительными и тесными, только так можно иметь экономическую и политическую стабильность.

Гражданское общество и его институты

Как мы уже выяснили, главным элементом любого общества является человек. Поэтому все группы и организации должны способствовать всестороннему развитию личности и реализации ее интересов.

Институты гражданского общества можно разделить на несколько групп:

  1. Организации, в которых личность получает все необходимое для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, например, в еде, пище, жилье. Это могут быть профсоюзные организации, производственные или потребительские союзы.
  2. Ко второй группе институтов относятся семья, церковь, спортивные организации, творческие союзы. В них индивид удовлетворяет свои духовные потребности, физические.
  3. Политические партии и движения удовлетворяют потребности в управленческой деятельности.

Таким образом, реализацию всех интересов граждан осуществляют институты гражданского общества. Границы этих прав и свобод как раз и составляют его главные черты.

Характерные черты современного гражданского общества

Для сегодняшнего времени характерно гражданское общество, которое имеет следующие характеристики:

  • Нет пока целостной и единой системы гражданских структур. Также можно говорить о слабой правовой защите граждан.
  • В обществе можно видеть разделение людей на бедных и богатых, элиту и простой народ, представителей власти и всех остальных.
  • Слабая социальная основа общества. По подсчетам средний класс занимает от 16 до 30 % всех граждан.
  • Не имеют яркой выраженности объединяющие культурные ценности: уважение к личности, солидарность, доверие и другие.
  • Граждане в большинстве случаев пассивны и не желают принимать участие в политической и общественной жизни государства.
  • Организации или слабо, или неэффективно воздействуют на органы власти.
  • Еще находится на стадии формирования правовая основа гражданского общества.
  • На облик общества в целом влияет и историческое развитие, и современные особенности.
  • Сейчас еще нельзя назвать процесс формирования гражданского общества в России завершенным. Это очень длительный путь. Многие граждане просто не осознают роль общества в жизни государства и их собственной.

Большой проблемой на данный момент является отчуждение многих организаций, групп, институтов от государства.

Глобальное открытое общество

Глобальное гражданское общество - это уже международная сфера проявления инициатив граждан, их объединение на добровольной основе в организации. Эта сфера не поддается вмешательству и регламентации со стороны государства. Такое общество является основной базой для развития цивилизации и неким регулятором не только экономики, но и политики во всех мировых странах.

Открытое глобальное общество имеет свои признаки:

  1. Осуществляется быстрая смена чиновников на основе общественного мнения.
  2. Это же можно сказать и про элиту общества.
  3. Наличие доступных средств массовой информации, которые не подвержены государственной цензуре.
  4. Наличие социальных сетей, в которых граждане могут оказывать влияние друг на друга.
  5. Общественное мнение находится в зависимости от оценок граждан.
  6. Все права и свободы реализуются реально, а не только на бумаге.
  7. Самоуправление находится на высоком уровне.
  8. Государство ведет правильную социальную политику.
  9. Вес в обществе имеет и средний класс.
  10. За государственными структурами осуществляют контроль общественные организации.

Таким образом, можно сказать, что глобальное общество - это то, в котором государство не доминирует в отношениях граждан.

Общество и его развитие

Если говорить про развитие гражданского общества, то можно смело сказать, что оно еще не закончено. Это касается не только нашей страны, но и всех остальных мировых государств.

Большинство политологов утверждают, что формирование гражданского общества началось еще в античные времена, например, в Греции, Риме существовали отдельные элементы общества. Шло развитие торговли, ремесла, это привело к появлению товарно-денежных производств, которые получили свое закрепление в римском частном праве.

Если говорить о европейских регионах, то можно выделить несколько этапов в развитии общества:

  1. Первый этап можно отнести к 16-17 векам. В это время начали появляться политические, экономические, идеологические предпосылки для развития гражданского общества. Это бурное развитие промышленности, торговли, разделение труда, развитие товарно-денежных отношений, идеологический переворот, становление культуры и искусства.
  2. Второй этап начинается с 17 и продолжается до 19 века. Этот период ознаменовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах в виде капитализма, который основывался на частном предпринимательстве.
  3. 20 век - это начало третьего этапа развития, который продолжается и до настоящего времени.

Если говорить о развитии гражданского общества в России в настоящее время, то можно отметить ряд особенностей:

  • У нас в обществе недостаточно развита политическая культура.
  • У многих граждан отсутствует социальная ответственность.
  • Изначально Россия принадлежала к тем странам, которые больше ориентируются на государство, чем на общество. Такие стереотипы достаточно трудно поддаются корректировке.
  • Нет мощного общественного слоя, который бы сумел руководить социальным движением, поэтому основная роль в этом отводится государству.

Становление гражданского общества - это длительный и практически непрерывный процесс, в котором принимают активное и равноправное участие как граждане, так и государство. Если удастся сформировать современное правовое гражданское общество, то и государство будет вынуждено подчиниться законам и служить на благо граждан.