Где протекает сура. Исток реки сура село сурские вершины барышский район ульяновская область

Сура - один из самых живописных притоков средней Волги. Стекая с Сурской шишки - самой высокой части Приволжской возвышенности - на юг, река затем разворачивaется к северу и пролагает себе путь к Волге по холмистой лесостепи.

(чувaшский Сaр, горномарийский Шур) - правый приток реки Волги, длина 828 км, площадь бассейна 67,5 тыс. км². Берёт начало на Приволжской возвышенности и течёт по ней сначала на запад, затем в основном на север. Протекает по Ульяновской, Пензенской областям, Марий Эл, Мордовии, Чувашии, Татарстану. Длина в пределах Ульяновской области около 150 км. Протекает через Барышский, Инзенский, Карсунский, Сурский районы Ульяновской области. В пределах этой же области река принимает 10 притоков (самый крупный - река Барыш). Характерные особенности реки - стремительное течение, извилистое русло, песчаные косы и крутые берега. Ширина реки в половодье более 1 км, в межень - до 100 м. Глубина на перекатах - до 1 м. В низовьях сплавная и судоходная, но выше поселка Сурское суда ходят нерегулярно. В реке водится стерлядь, карась, густера, линь и др. Первоначальный исток реки располагался на юго-восточной окраине села Сурские Вершины (бывшее Большие Сурки) Барышского района, но из-за истребления лесов и создания плотины все родники заилились. В настоящее время Сура фактически начинается в 1,5-2 км от прежнего истока. Здесь растут высокоствольные сосновые леса, на склонах во многих местах пробиваются роднички, которые питают верховья Сура. Используется для промышленного водоснабжения. Питание преимущественно снеговое. Половодье в апреле - мае. Замерзает в ноябре - декабре, вскрывается в конце марта - апреле.

На Суре расположены города Сурск, Пенза, Алатырь, Ядрин, деревня Новая Слобода, в устье - пристань Васильсурск.

Левые притоки Суры
Алатырь, Имза, Пьяна, Уза, Шукша, Кутля.

Правые притоки Суры
Алгашка, Барыш, Бездна, Инза, Кумашка, Киря.

Плавaние по Суре обычно начинают в Пензе. Можно начать сплав и выше, от Индерки (ст. Сюзюм), однако до верховьев Суры добираться труднее, а от платформы Пионерская (вблизи ст. Чаадаевка) до Канаевки берега Суры довольно плотно заселены (железная дорога проходит рядом с рекой), после же Канаевки на протяжении несколько десятков километров река представляет собой водохранилище, из которого Пенза снабжается водой.

От железнодорожного и автодорожного вокзалов в Пензе до берега реки около 1 км. Через 2 км - плотина, требующая обноса (по правому берегу). Здесь ширина Суры 30 - 40 м, русло песчаное, до Грабово река петляет в луговой пойме, лее далеко. Затем долина сужается; особенно красив гористый правый берег, поросший преимущественно сосновым лесом, который иногда образует песчано-каменистые обрывы. Такой характер река сохраняет на протяжении примерно 100 км (это ее наиболее живописная часть, Сурские Жигули); препятствий нет, течение довольно быстрое. Можно закончить путешествие у ст. Сура железной дороги Сызрань - Рузаевка - Москвa (где правый приток Суры, р. Инза, протекает в 300 м от станции), поскольку ниже такого удобного места для пересадки на железную дорогу не будет.

Еще несколько десятков километров Сура очень красивa, однако в районе Б. Березников долина реки расширяется, берега понижаются, лесов становится меньше, а от пос. Сурское на реке начинается местное судоходство.

Плавaние заканчивaется на левом берегу Суры, в старинном чувaшском городе Алатырь. Здесь до железнодорожной станции (дорога Рузаевка - Казань) около 2 км.

Координаты: 53°01"24.6"N 45°22"59.1"E

Река Сура (чувaш. Сaр, горномар. Шур) - правый приток р. Волги, длина 828 км, площадь бассейна 67,5 тыс. км². Берёт начало на Приволжской возвышенности и течёт по ней сначала на запад, затем в основном на север. Протекает по Ульяновской, Пензенской областям, Марий Эл, Мордовии, Чувашии, Татарстану.

Исток реки Сура утвержден памятником природы (ООПТ) решением Ульяновского облисполкома № 204 от 8 мая 1988 г. Сура - вторая по величине река Ульяновской области. Ее характерные особенности - стремительное течение, извилистое русло, песчаные косы и крутые берега. Все это можно увидеть в миниатюре и вблизи ее истока, где река с давних пор текла под защитой леса. Из архивных материалов известно, что еще в конце прошлого века река Сура брала начало вблизи села Сурские Вершины (иначе Большие Сурки), которое тогда относилось к Сызранскому уезду Симбирской губернии (сейчас это Барышский район Ульяновской области). Река тогда вытекала из двух родников, и потом ручеек протекал 500-600 метров по земельным угодиям этого села по направлению с севера на юг и далее входил в Тимошкинскую лесную дачу, по восточной границе которой тек около 10 км. Главнейшими источниками реки Суры в этой даче были «Семь ключей» и речка Кармола, при впадении которой Сура приобретала характер многоводной реки.

Многократное исследование истоков Суры с 1970 г. подтвердило, что действительно исток ее был на юго-восточной окраине с. Сурские Вершины, но сейчас его фактически там нет. Объясняется это тем, что леса вокруг сильно истреблены, а сохранившиеся сильно изрежены и утратили свое водоохранное значение. В самом логу, где располагались родники, раньше было много ивняка, росли ветлы, которые были в значительной степени вырублены. Но, главное, в логу была создана плотина и появился водоем, в результате все родники оказались заиленными. В дальнейшем плотину прорвало, но и после этого положение мало изменилось. Родники лишь слегка пробились, и сейчас по логу течет лишь слабый, едва заметный ручеек, и местами имеются мочажины с почти стоячей водой, заросшие ряской. Это нельзя считать настоящим истоком реки. И только в 1,5-2 км от прежнего истока, где начинается лес, можно видеть настоящую лесную речку, скрытую зарослями ивняка, черемухи, черной смородины, а над водой свешиваются крупные листья папоротника страусника. Здесь был произведен замер воды (в исследованиях по расходу воды в истоках рек принимала участие Э.А. Часовникова). Он оказался равным 10 литров в секунду. Этот участок и можно считать в настоящее время фактическим истоком Суры, который находится в относительно благополучном состоянии. Здесь на склонах водоразделов и на самих водоразделах растут на отложениях палеогена, богатых грунтовыми водами, хорошие высокоствольные сосновые леса зеленомошники, имеющие большое водоохранное значение. На склонах во многих местах пробиваются роднички, которые питают верховья Суры, а в одном месте в основное русло впадает ручеек, вытекающий из лесного болота, питаемого подземными водами. После этого основное русло становится значительно шире. Всюду вода в верховьях Суры очень чистая.

Однако важнейшей задачей следует считать восстановление первоначального истока Суры у с. Сурские Вершины. Для этого необходимо расчистить заиленные родники и посадить вокруг влаголюбивые кустарники и деревья - различные виды ив и черную ольху. Также нужно облесить прилегающие склоны водоразделов, а на самом водоразделе создать более сомкнутые и более сложные по структуре сосновые леса, которые могли бы более эффективно выполнять водоохранную роль.

Координаты: N53° 23.560" E46° 56.574"

Одной из самых священных рек Руси, русского народа считалась река Сура. И у этой реки есть не один адрес. Одна Сура – приток священного Днепра, другая – приток священной Волги-матушки. Много и других примечательных мест, связанных с именем Сура.

Исследователь Сурожской Руси, Русколани С.Ляшевский в труде «Русь доисторическая» (с опорой на исследования известных американских профессоров русского происхождения С.Я.Парамонова и Н.Ф.Скрипника) отмечает, что «Сура» означает «солнце». У него же находим, что сура – жертвоприносимый напиток.

Летописец Нестор, касаясь времен языческих, повествует о том, что русы собирались для молитвы у родников вместо храмов: «Пьют суру во славу богов наших».

Позднейшие пришельцы на волжскую Суру – мордовские поселенцы. Пензенский исследователь М.С.Полубояров записал мордовскую легенду, рожденную не ранее XVIII века:

«В давние времена эрзяне жили не здесь, а в другом каком-то месте. Прослышали они, что около Волги земли богатые и свободные. И решили переселиться на Волгу. Пришли, а там уже все занято другими народами. Старики стали совет держать: назад возвращаться или еще где-нибудь попытать счастья? Ночевали на берегу какой-то реки. Никто не знал ее названия. Один старый человек и говорит: «Пойдемте-ка вдоль этой реки. Она, как большой палец, направление указывает». Послушались этого совета. От Волги поднялись вверх и нашли свободные земли… Здесь и поселились. А реку назвали Сур. По-эрзянски «сур» означает «палец».

Как это мордва пришла на реку, крупный приток Волги, где «уже все занято другими народами» и «никто не знал ее названия»? Это вряд ли. Мордва весьма сообразительный народ. То, что знали настоящую Суру, подтверждает и наличие в мордовской кухне напитка «сура». Сура она и есть сура, а не какой-то палец. Из санскрита известно и слово «квасура»; видимо, квас и сура напитки родственные.

«Сурья» – на санскрите (древнейший письменный язык брахманской религии; индоевропейская семья языков) означает солнце. На санскрите «Сурабахи» – богиня в образе чудесной коровы, способной давать вместо молока золото, драгоценные камни и прочие ценности. На санскрите же «Сура-деви» есть опьяняющий напиток, который олицетворяет богиню Сурабахи. Отсюда и русское слово «сура», используемое волхвами в магических обрядах, а народом по тому же поводу и как питие. Топонимы «сура» связаны с таинствами волхвов, их стезя уклоняться в дремучие чащи для исполнения обрядов поклонения богам.

Есть река Сура в бассейне Северной Двины. Река Суров течет в Могилевской области Белоруссии. Большой Сурень и Малый Сурень – в Башкирии.

Другая Сура (возможно, первая на Русской равнине) впадает в Днепр, у днепровских порогов, в месте, где все пропитано русским духом и верованиями Древней Руси. Нынешнее название реки Мокра Сура. Есть тут и остров Сурский, и порог Сурский. У Мокрой Суры два притока – Камышеватая Сура и Сухая Сура, что подчеркивает устойчивость данного гидронима в этом районе. Помимо того на правобережной Украине существуют реки: Сурша, Сура Столповая, две Суржи и Сурка.

Мест поклонения древнерусским богам на территории Украины и Белоруссии много. Имена древних капищ унаследовали старинные города. В бывшей Витебской губернии стоит такой город на стрелке рек Двина и Каспля. Есть Сурож под Гродно на реке Нареве. Была деревня Суражичи на реке Ипуте, с 1781 года город Сураж. Некоторым топонимам не одна тысяча лет. Селения Сура известны в Архангельской и Пензенской областях, Сурава – в Тамбовской, Сураж – районный центр в Брянской, Суринск – в Самарской. И разнесено вплоть до Алтая, где Суркаш, и Приморского края, где Сурагиевка. Есть Сургуты и Сургоди…

Где русские люди, там и «сура», «сураж». Уже давным-давно нет в Альпах славянской Ретии, где истоки рек Дунай, Рона, Рейн, Адиж, но и тут до сих пор есть урочище, давшее название селению Сура (Sura). Да еще в некоторых ущельях Альпийских гор третье тысячелетие живут несколько десятков тысяч славян – остатки славной Ретии.

Из труда византийского писателя Прокопия «О постройках», написанного в 560 году (ж. «Вестник древней истории», 1939 г., 4), известно о крепости Сура во Фракии.

Для древнего росса глушь и охота дороже золотой узды

Тут же, в Крыму, с древнейших времен известен русский город Сурож. По стране с древней, богатой культурой прокатились орды готов, гуннов, татаро-монголов; Сурожскую Русь уничтожили. А память осталась.

В Крыму появились государственные формирования готов, Византии, позднее – осколок Золотой Орды, ханство крымских татар, вассала Турции.

Однако имя Сурож сохранилось и в быту, и в церковном православном языке… Из ряда источников, в том числе из «Степенной книги», известно о святом архиепископе Стефане Сурожском. Приход звался не каким-то, а на старинный лад – сурожским.

В давние времена греки и позднее итальянцы основали на Черноморском побережье немало городов-колоний. Торговые греки звали бывший Сурож созвучным именем Сугдея. Вытеснившие греков генуэзцы-итальянны в XIV веке именовали город по-своему, но тоже созвучно – Солдайя.

Только вот русские, включая летописцев, звали город по-прежнему – Сурож. В 852 году новгородский князь Бравлин совершил поход в Крым, что запечатлел летописец: «И ходиша славяне из Новгорода князь Бровалин и воеваша греки и повоеваша греческую землю от Херсона и до Керчева и до Сурожа…»

Еще раз отметим устойчивость старинных преданий, что порой крепче бумаги и наскальных изображений. Уже давно в Крыму нет Су рожи-город а, а московских и иных купцов, которые вели торговлю с крымскими городами, и в XIV веке, и в начале XVI века звали «сурожане», «гости-сурожане». Так и писали в документах, в летописях. Торговые люди ехали не с генуэзской Солдайи, а с Су рожи, как в древности.

В русских летописях XII века и Азовское море зовется Сурожским. Азовским оно стало, видимо, с постройкой турками Азовской крепости.

Сура, Су раж, Сурож, Сурожская Русь – это не созвучия, а попадание в имя поклонников Солнца, пьющих священную Суру.

Ныне на месте крымского города Сурож поселок городского типа Судак. И живут там русские люди. Точно солнце совершило очередной круговорот… Впрочем, тут видим старую истину: русские всегда приходят (или возвращаются) туда, откуда им исходит угроза. Русские, как форель, плывут против течения. Если только их разбудить. И совсем нелишне об этом повторить и вспомнить.

В 1717 году во время набега кубанских горцев и крымских татар на территорию, сегодня закрепленную за Саратовской, Пензенской, Ульяновской областями, были сожжены, стерты с лица земли более сотни русских, мордовских и чувашских селений. Тысячи и тысячи людей погибли. Десятки тысяч проданы в рабство в Крым, Бухару, Турцию, в Египет…

1717 год – время петровской Российской империи, когда уже под Полтавой разгромлена шведская армия, на 1709 год считавшаяся сильнейшей в Европе, читай в мире. Но даже в это время азиатская привычка к работорговле не угасла, хищничество работорговцев имело невероятный размах. Такое не остается без последствий. В результате в XIX веке с Кубани в Турцию выселилось пятьсот тысяч горцев, а из Крыма – около шестисот тысяч крымских татар.

Только вот названия Русь, Сурож в Крым не вернулись. Это недоработка дореволюционных деятелей…

Остатки крымских татар энкавэдэшники выселили в годы Второй мировой войны. Этого госчиновники не боялись, а вернуть исторические названия даже при Хрущеве и его преемниках боялись страшно. Не надо нас бояться. Русские люди мирные, если их не трогать.

Как чиновники ни старались, а полностью стереть из народной памяти Суру и Сурожь не получалось. И мы не вправе отказываться от нашей истории.

У священной реки Сура есть приток, священная река Алатырь. Об этом в следующей главе.

Истоки реки Суры - Сурские Вершины.

Барышский район, Ульяновская область.
Широта: 53°23′1″N (53.383667).
Долгота: 46°56′18″E (46.938375).
согласно Яндекс.Картам

Река Сура - или, как ещё её называют, «младшая сестра» Волги - второй по величине правый приток самой известной водной артерии России, берёт своё начало в Ульяновской области, в селе с многоговорящим названием Сурские Вершины. Именно отсюда, из небольшого ручейка (по официальной версии) и начинает свой долгий, растянувшийся на 841 километров, путь до устья, главная река Сурского края - Пензенской области. А так же одна из самых значимых рек республик Мордовия, Чувашия и Марий-Эл, Ульяновской и Нижегородской областей.

Поэтому, именно, из Сурских Вершин, от истоков и далее, по пятидесяти мостам, расположенным на всём протяжении течения Суры, и началась наша мини-экспедиция, получившая название « ». Во время которой, мы, четверо участников данного путешествия - Владислав, Анатолий, Даниил и я, не только познакомились со всеми сооружениями, где-либо соединяющими два берега Суры, но и в очередной раз убедились в том, что река, давшая название Сурскому краю, действительно, интересная, изменчивая, разнофактурная, но, главное, конечно же, очень и очень красивая. Особенно, в багряных красках ранней осени.

Село Сурские Вершины в Барышском районе Ульяновской области - место начала Суры, носит статус официальных истоков реки, с одной стороны оправдано, с другой стороны - пожалуй, нет. Так, как определить 100% точно - из какого конкретно родника зарождается наша любимая водная артерия, ныне, невозможно. Более того, в самом селе есть как минимум два подпруженных дамбами водоёма, которые с определённой долей достоверности могут претендовать на то, что это и есть сурские истоки (или, точнее сказать "надистоки"). А ведь, согласно архивным данным, родники, сливающиеся воедино и дававшие некогда начало Суре, так, вообще, находились не в Сурских Вершинах, а несколько выше села, в лесу. Но, лес вырубили, ручьи перекрыли дамбой, родники заилили и теперь, истоки Суры обозначены там, где обозначены.

А именно, в топкой низинке, что располагается за крайнем домом, по левую сторону от старого магазина в центре деревне. Если не знать, где это место конкретно и не спрашивать у местных, то, пожалуй, отыскать начало Суры сразу не получится. С высоты склона, если не подойти поближе, родник, обозначенный как официальные истоки реки, просто напросто не виден. Однако, после относительно недавней реновации источника, найти в Сурских Вершинах Суру-родник стало проще.

Теперь, место истоков, вместо ветхого покосившегося колодца, обозначает будочка из синего поликарбоната с яркой красной крышей. И раз, во время поисков, в овраге мелькнуло что-то красное, то значит исток Суры строго перед вами.

Как видно, по сопровождающим будочку табличкам, руку к благоустройству истоков Суры приложили представители Кадетской школы по делам ГО и ЧС №70 г. Пензы и, наверное, некие депутаты о "Единой России", решившие, скромности ради, остаться неизвестными.

Их совместными стараниями место, где из земли бьёт родник, заключили в бетонное кольцо. А над ним соорудили деревянный настил и поставили сборный, на винтах, домик-тепличку. Которая не только закрывает колодец-источник от непогоды, но и выступает заметным ориентиром для желающих отыскать сурские истоки.

У нас с собой подручного материала или инструмента, для дальнейшего благоустройства родника-Суры, к сожалению, не было. Поэтому, на память мы разместили в уголке информационного стенда свою экспедиционную наклейку.

В честь начала путешествия от истоков к устью. И, так сказать, в качестве талисмана "на удачу" для реализации всех целей, поставленных перед данной поездкой.

Потом, сделали фото с нашими экспедиционными флагами на фоне родника, набрали в пробирку для анализов первой сурской воды, выпили той же сурской воды, но уже из стаканов и отправились на поиск первого моста через Суру.

Ведущего на другую сторону оврага, в котором согласно нынешним официальным данным и берёт начало главная водная артерия нашего Сурского края. Забегая вперёд, могу сказать, что первый мост через Суру оказался весьма забавным, в плане инженерной мысли, сооружением. Однако, подробно о нём и о том названии, которое этой деревянной коннструкции мы совместо дали, читайте в следующем посте на тему .

А пока - скан-схема истоков Суры. Родник (снизу, слева), который, собственно, и обозначен, как Сурские истоки, выделен красной точкой. Выше, хорошо видна дамба-плотина, собирающая воду из родников севернее села. Ещё одна подобная дамба есть северо-западнее деревни. И обе они, что самое интересное, согласно, Яндекс-Картам подписаны как... Сура. Это к вопросу о том, какие истоки Суры считать истинными истоками.

Видео-бонус:

Полный КАТАЛОГ всех мостов СУРЫ смотрите