В чем причина морских приливов и отливов
В чем причина морских приливов и отливов ? Цикличное повышение и понижение уровня моря, известное нам как приливы и отливы, происходит из-за гравитационной силы, которой Луна оказывает влияние на Землю. Сила тяготения Солнца тоже воздействует на приливы и отливы, но в значительно меньшей степени.
Чтобы ощутить гравитационное влияние Луны на Землю, нужно измерить разницу лунного притяжения в разных точках Земли. Она невелика: ближайшая к Луне точка земного шара притягивается к ней на 6 процентов сильнее, чем наиболее удаленная. Эта разница сил растягивает нашу планету вдоль направления Земля – Луна. А поскольку Земля вращается относительно этого направления с периодом около 25 часов (точнее, 24 часа и 50 минут), по нашей планете с таким же периодом пробегает двойная приливная волна – два «горба» в направлении растягивания и две «долины» между ними. Высота этих «горбов» невелика: в открытом океане она не превосходит двух метров, а максимальная амплитуда приливов в земной коре (на экваторе) составляет всего 43 сантиметра. Поэтому мы не замечаем приливов ни в океане, ни на суше. И только на узкой береговой полосе можно заметить приливы и отливы. Благодаря своей подвижности океанская вода , набегая приливной волной на берег, может по инерции подняться на высоту до 17 метров.
Подобным же образом действует на Землю и Солнце – более массивное, но и более далекое, чем Луна. Высота солнечных приливов вдвое меньше, чем лунных. В новолуние и полнолуние, когда Земля, Луна и Солнце лежат на одной прямой, лунные и солнечные приливы складываются. А в первую и последнюю четверти Луны эти приливы ослабляют друг друга, поскольку «горб» одного приходится на «впадину» другого. Максимальные лунно – солнечные приливы больше минимальных в 3 раза. Те и другие повторяются каждые 14 дней. Лунно – солнечные приливы имеют место также в земной атмосфере, создавая колебания атмосферного давления на поверхности Земли в несколько миллиметров ртутного столба. Лунно-солнечные приливы – явление весьма заметное и важное в жизни Земли. Например, под их влиянием Земля постепенно замедляет свое вращение и продолжительность суток увеличивается (около 0,0016 секунды за 100 лет). Еще сильнее действует земная приливная сила на Луну: она уже давно замедлила свое суточное вращение настолько, что постоянно обращена к нам одной стороной.
Источник
Кондрашов А.П.,
3333 каверзных вопроса и ответа
Где находится пролив Босфор? Чем он интересен? Об этом мы расскажем в нашей статье.
Между Европой и полуостровом в западной части Азии (Малая Азия) находится зона двух проливов: Босфора и Дарданеллы. Расстояние между ними составляет 190 км. Босфор (Стамбульский пролив) соединяет Черное и Мраморное моря. Пролив Дарданеллы соединяет Мраморное и Эгейское моря. Длина этого водного пространства составляет 120 км.
Пролив Босфор для России с давних времен имел важное стратегическое знание.
Возникновение пролива
Геоморфологи (ученые, изучающие рельеф Земли) считают, что водное пространство между морями возникло примерно 7 500 лет тому назад. В те времена Черное и Мраморное моря не соединялись между собой, так как уровень воды был намного ниже по сравнению с настоящим географическим положением.
Во времена ледникового периода огромная масса льда и снега таяла, в результате чего уровень воды значительно повысился, образовав пролив между этими морями. Сейчас Босфор представляет собой затопленное водой углубление земной поверхности длиною более 30 км.
Примечательно, что это единственный пролив в Европе, в котором имеются два течения: верхнее распресненное из Черного моря в Мраморное, и соленое (нижнее), протекающее из Мраморного в Черное. Это природное явление было открыто в 1881 году океанографом и вице-адмиралом Степаном Макаровым.
Легенда, связанная с названием пролива
Босфор имеет множество легенд, предлагающих свои объяснения происхождения названия. Самый распространенный миф, дошедший до нашего времени, гласит, что в Ио (дочь древнегреческого речного бога Инаха) влюбился бог неба и грома Зевс. Жена Зевса Гера (богиня домашнего очага) заподозрила мужа в неверности, и он, для спасения своей возлюбленной от проклятия супруги, превратил Ио в белую корову. Гере понравилось это животное, и она решила забрать его себе. Таким образом Ио стала невольницей, которая была привязана к дереву. Через некоторое время Зевс освободил Ио, но Гера, не смирившись с этим, наслала на нее ядовитую осу. Девушка-корова, спасаясь от укуса, бросилась в воду пролива, который, благодаря легенде, и получил название «коровий брод» или Босфор.
Научное происхождение названия «Босфор»
Историки предполагают, что слово происходит от двух древнегреческих слов. «Бос» переводится как бык или корова, и «порос» - брод, проход. Словосочетание «боспорос» со временем было изменено на «босфорос», а затем на «Босфор», что как мы уже знаем, переводится как «коровий брод».
История Босфора
Мы выяснили, где находится пролив Босфор. Теперь поговорим о его истории. Со времен десятилетней Троянской войны, которая, по мнению историков, проходила в период XIII-XII веков до нашего летоисчисления, Босфор был причиной многих международных военных конфликтов.
После завоевания Стамбула Османской империей в 1453 году турецкие правители на берегах пролива возводили разнообразные укрепления в виде крепостей, вилл и резиденций.
В конце XVII столетия Российская империя закрепилась на побережьях Черного и Азовского морей. В это время и возникла проблема, связанная с проливом Босфор.
Основная причина была в том, что побережье Босфора относилось к Турции, и на протяжении многих веков турецкое правительство в одностороннем порядке решало вопрос о проходе российских кораблей из Черного моря в Средиземное. Это положение было причиной вооруженных конфликтов между Турцией и Россией.
В 1774 году в деревне Кючук-Кайнарджа (сейчас это территория Болгарии) был подписан мирный договор, на основании которого императрица Екатерина II завершила шестилетнюю войну с Турцией (1768-1774) и российские корабли получили право свободного прохода через пролив в Средиземное море. Примечательно, что, согласно договору, Россия могла создать теперь свой Черноморский флот.
После завершения военных действий Первой мировой войны, Босфор становится нейтральной зоной под контролем первой международной организации - Лиги Наций. Сейчас пролив Босфор считается «открытым морем» для всех стран мира. Но Турция сохранила за собой право ограничивать прохождение через него кораблей стран, которые не входят в Черноморскую зону и проход военных кораблей любого государства в мирное время.
Коммуникации современного пролива
Во все времена проход судов через пролив Босфор был связан с трудностями: проход довольно узкий для морских кораблей и имеет извилистую конфигурацию, которая повторяет линию побережья.
Но, благодаря маякам, установленным в большом количестве, в проливе Босфор не было значительных катастроф, связанных с человеческими жертвами. Сейчас берега его соединяются тремя мостами и двумя туннелями.
В 2016 году было завершено строительство автомобильно-железнодорожного моста (1 410 метров), который возвели в северной части водного пространства. Мост носит имя девятого турецкого султана - Селима Грозного. Автомобильное транспортное сооружение через пролив (1 100 метров) было построено в 1988 году и считается вторым висячим мостом, находящимся на высоте 165 м над поверхностью воды.
Первым является мост, который носит название «Босфорский мост». Он был возведен в 1973 году и имеет пролет 1 075 метров. Кроме мостов в данный момент функционируют два подземных сооружения.
Это железнодорожный туннель («Мраморный»), длиною 13,5 км, открытие которого состоялось в 2013 году. И автомобильный. Он был открыт два года спустя. Его длина 14,5 км. Особенностью этого подземного сооружения является то, что 5,5 км проходят под проливом на глубине более 105 метров.
Легенда о проливе Дарданеллы
Древние греки этот пролив называли «Геллеспонт», что в переводе звучит как «море Геллы» и связано с древней легендой, которая гласит, что у сына царя Эола (владыки Эолийских островов) было двое детей - сын Фрикс и дочь Гелла, которые после смерти матери воспитывались злой мачехой Ино.
Когда они повзрослели, то неродная мать решила погубить детей своего супруга. Дочь и сын царя пытались спастись бегством на летающем баране. Во время полета Гелла, не удержавшись за золотую баранью шерсть, упала в море и погибла. С тех пор оно носило ее имя - «море Геллы». Современное название пролив получил благодаря городу Дарданея, который когда-то стоял на берегу пролива Дарданеллы.
История пролива Дарданеллы
В V столетии до н. э. территория пролива была ареной греко-персидских войн. В то время Персидский царь Ксеркс I дал указание построить мост через Дарданеллы, чтобы переправиться войсками для вторжения в Грецию.
Было построено два моста из связанных между собой морских судов: первый мост состоял из 360 кораблей, второй из 314. Благодаря этому, войска Персии прошли с боями по Европе.
В 334 году до нашего летоисчисления пролив был использован войсками Александра Македонского. Они совершили удачную переправу. После чего полководец начал свой исторический поход на Азию.
В конце XVII столетия часть территории побережья Азовского и Черного морей отошла к Российской империи. Использование проливов стало ключевым вопросом международного уровня. Обладание ими - это давнишняя мечта России. Проливы Босфор и Дарданеллы открывали возможность господства над самыми важными морскими коммуникациями.
В 1841 году в Лондоне было подписано соглашение. В нем говорилось, что проход по проливу Дарданеллы военным кораблям в мирное время будет закрыт. В 1936 году в городе Монтре (Швейцария) при участии черноморских стран был заключен договор, в котором отмечено, что проливы (Дарданеллы и Босфор) получают статус «отрытого моря» для кораблей всех стран.
Основное положение Конвенции заключается в том, что за Республикой Турция сохраняется право на закрытие проливов во время любых боевых действий в Евразии. С 2017 года в Турции начались подготовительные работы по возведению подвесного моста через пролив Дарданеллы.
Мост длиною 2 025 метров
Рукотворное сооружение длиною 2 025 метров будет считаться самым длинным мостом в мире. Сейчас несколько специально оборудованных кораблей турецкого флота приступили к бурению морского грунта для установки несущих элементов мостового сооружения.
Строительство моста «Чанаккале-1915» (так будет называться это сооружение) должно быть закончено к 2023 году. Название будущего моста связано с победой военных соединений Османской империи над войсками стран Антанты в 1916 году (Дарданелльская операция).
В заключение предлагаем несколько интересных фактов о проливе Босфор.
- Берега Европы и Азии впервые за всю мировую историю градостроительства были соединены подземным железнодорожным туннелем. Часть его проходит по дну Босфорского пролива.
- Данный проект был предложен архитекторами во времена Османской империи, но осуществить его можно было только в наше время, применив современные технологии.
- При строительстве железнодорожного полотна был обнаружен Византийский порт IV столетия до нашей эры.
- Босфор считается самым узким в мире проливом, который используется морскими кораблями для перехода из Европы в Азию и обратно.
- Ширина пролива Босфор составляет 800-1 700 метров. Средняя глубина 65-70 метров.
Дарданеллы. Интересные факты
А вот занимательные факты о проливе Дарданеллы.
- В 1810 году английский поэт Джордж Байрон переплыл Дарданеллы, и тем самым повторил подвиг древнегреческого героя Леандра, который каждую ночь переплывал пролив, чтобы встретиться со своей возлюбленной Герой, жившей на противоположном берегу. В 2010 году в честь этого события состоялся массовый заплыв по маршруту поэта протяженностью в 1,7 км, а с учетом сноса по течению - 5 км.
- Во время Второй мировой войны Турция не вступала в военные действия (нейтралитет). В это время Дарданеллы был закрыт для всех воюющих стран.
- Правительство Турции призывает пересмотреть соглашение, подписанное в Монре в 1936 году.
- Это связано с увеличением в последнее время аварий танкеров с нефтяной продукцией, которая в случае повреждения корабля загрязняет воды пролива.
- В 2011 году турецким археологом Растимом Асланом во время раскопок на территории древнего города Канаккале, на дне пролива было обнаружено поселение, существовавшее примерно 5 тысяч лет тому назад.
- Берега Дарданеллы имеют крутой извилистый рельеф. Это геологи объясняют тем, что в древности на месте пролива было русло реки, которое затопили воды Эгейского моря в результате понижения части суши, относительно уровня водяной оболочки Земли.
Британские острова отделены от остального континента нешироким каналом между Северным морем и Атлантическим океаном. Мы собрали несколько интересных фактов об этом узком перешейке.
Пролив между Францией и Британскими островами мы знаем как Ла-Манш – это французское название. А англичане называют его Английским каналом – the English Channel , тем самым как будто заявляют свои права на него. В большинстве других стран используются названия, заимствованные из французского: например, по-испански «эль Канал де-ла-Манча».
Самое узкое место пролива Ла-Манш – Дуврский пролив или Па-де-Кале: с одной стороны находится город Дувр, с другой французское побережье региона О-де-Франс. Ширина пролива в этой части составляет всего 37 км: противоположная сторона отлично видна в хорошую погоду.
Ла-Манш образовался относительно недавно по геологическим меркам: всего 200 тысяч лет назад. В те времена в районе Северного моря было озеро, ограниченное ледником. Воды озера прорвались из-за ледника и вызвали огромное наводнение, в результате которого перешеек между современными Великобританией и Францией был смыт.
Ла-Манш имел важную защитную функцию для Британии. Хотя ширина пролива небольшая, и его можно было преодолеть даже на древних кораблях (до островов доплывали и римляне, и норманы, и Вильгельм Оранский), путешествие это было довольно сложным. Сильные течения, приливы, шквалистые ветра, густые туманы погубили многие корабли.
Опытные пловцы могут преодолеть Па-де-Кале вплавь. Первым, кто переплыл пролив без спасательного жилета, был британец Мэттью Уэбб, которому понадобилось почти 22 часа. Рекорд по времени поставил австралийский пловец Трент Гримси в 2007 году – всего 7 часов. Удивительно то, что за всю историю пролив переплыло меньше человек, чем покорило Эверест: всего около тысячи людей.
Из-за течений и погоды температура воды в Ла-Манше не поднимается выше 18 градусов даже летом, а обычно в теплые месяцы держится в районе 15-16 градусов. При этом зимой пролив не замерзает – даже у берегов не образуется лед. Это объясняется теплым течением Гольфстрим.
Под Па-де-Кале построен Евротоннель, который соединяет Великобританию и Францию – города Дувр и Кале. Его длина составляет 51 километр, 39 из которых лежат под водой. Это третий по длине железнодорожный тоннель в мире. Его даже включили в список современных чудес света.
Теперь вы знаете о Ла-Манше не меньше, чем англичане. Главное не забывайте правильно его называть по-английски – the English Channel, ведь легко забыться и произнести французский вариант, а британцам вряд ли это понравится.
Транспортный переход через Керченский пролив — идея, которую пытались реализовать десятки лет назад. В связи с этим, в данный период к стройке века приковано максимально внимание. Сейчас строительство объекта приблизилось к наиболее важному этапу — транспортировке арок на фарватерные опоры.
Однако данная процедура полностью зависит от погодных условий в проливе, которые имеют свои особенности.
Историческая справка о гидрометеорологии Керченского пролива
Акватория Керченского пролива в гидрометеорологическом отношении относится к хорошо изученным. Исследования начали проводиться еще с конца XVIII века, а систематические наблюдения начались в 1873 году после организации морского гидрометеорологического поста в порту Керчи. С 1927 года наблюдения стали выполняться на морской гидрометеорологической станции Тамань. Об этом сообщает Информационный центр «Крымский мост».
В 1922-1928 годах экспедиционные работы в Керченском проливе проводились Азово-Черноморской промысловой экспедицией, а в 1928-1932 годах Азово-Черноморской рыбохозяйственной станцией. В 1946-1958 годах регулярные экспедиционные работы в проливе выполнял Азово-Черноморский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии.
С 1944 года на северном побережье Керченского пролива работает морская гидрометеорологическая станция I разряда Опасное (Жуковка), а с 1950 года в южной части пролива – пост Заветное.
В 1960-1991 годах экспедиционные наблюдения выполняли суда Гидрометслужбы. С 1992 года число систематических экспедиционных исследований открытых частей пролива снизилось, особенно в начале периода, что обусловлено, прежде всего, экономическими проблемами причерноморских государств, выходом из строя и утратой практически всего научно-исследовательского флота.
В 2014 году в Керченском проливе возобновились гидрометеорологические изыскания в интересах проекта строительства Крымского моста. Эту работу провели специалисты Государственного океанографического института им. Н. Н. Зубова.
Характеристики ветрового режима в Керченском проливе оценивались по наблюдениям на морских гидрометеорологических станциях (МГ) и постах (МГП) – Опасное (севернее трассы моста, 69-летний период наблюдений – 1945-2013 годы), Керчь (118-летний период наблюдений – 1891-2013 годы), Заветное (южнее трассы моста, 63-летний период наблюдений – 1950-2013 годы) и Тамань (с 1939 по 2013 годы).
Южная часть Азовского моря характеризуется наибольшим среднегодовым числом дней со скоростью ветра более 10 м/с и 15 м/с. Наибольшая повторяемость штормов приходится на период февраль-март, а наименьшая – на август-сентябрь.
Керченский пролив считается районом с умеренной штормовой деятельностью. Среднемноголетние значения скорости ветра здесь составляют от 4,2 м/с до 5,2 м/с в зависимости от района пролива.
Абсолютный максимум скорости ветра в 28 м/с (при порывах до 33-34 м/с) фиксировали на гидрометеостанции Керчь в феврале 1946 года, в марте 1949 года, в январе 1954 года и в октябре 1969 года. Станция Заветное в октябре 1987 года фиксировала ветер скоростью в 30 м/с.
В целом наибольшие величины скорости ветра отмечаются в феврале. Шторма скоростью 20 м/с наблюдаются в Керчи только с октября по январь.
В летний сезон ветровая активность значительно снижается. Максимум штилевых условий наблюдается, как правило, в весенний и осенний сезоны на станциях Керчь (10-11 % от времени наблюдения) и Заветное (7-8 % от времени наблюдения).
Средняя скорость ветра в августе на станции Керчь за период наблюдений с 1891 по 2013 годы составляла 4,4 м/с. В сентябре за тот же период – 4,5 м/с. Самая высокая среднемесячная скорость ветра в эти месяцы составляла 7 м/с – это было в 2012 году.
Однако усиление ветра до штормовой силы возможно в любой период года и в любом районе Керченского пролива. Так, в августе 1945 года станция Керчь фиксировала ветер скоростью 17 м/с, в сентябре 1948 года – 25 м/с.
Максимальные порывы ветра в августе фиксировались в 1979 году (до 20 м/с) и в сентябре – в 1906 году (до 25 м/с).
Максимальная средняя скорость ветра за период инженерно-гидрометеорологических изысканий в рамках проекта строительства Крымского моста на станции Опасное составила 15 м/с, Керчь – 16 м/с, Тамань – 14 м/с. Максимальная средняя скорость ветра на острове Тузла за три периода полевых наблюдений составила 17,2 м/с.
За 11 месяцев наблюдений было выделено 19 штормовых периодов. Наибольшее усиление в летний период наблюдалось 20-21 июня 2014 года, когда через исследуемый район проходил глубокий циклон с юга, а средняя скорость ветра достигала 16,8 м/с.
Для наблюдений за изменениями погоды и планирования работы в акватории осенью 2015 года для строителей Крымского моста были установлены три метеостанции – со стороны Керчи и Тамани. Приборы измеряют семь базовых метеопараметров в автоматическом режиме круглые сутки. Информация поступает в штабы строительства на обоих берегах пролива.
За это время самым сложным по метеоусловиям оказался октябрь 2016 года, когда количество штормовых часов достигло 447 (более 18 суток, в том числе когда штормовое предупреждение действовало 13 суток подряд). Максимальные порывы ветра фиксировались в ноябре 2015 года и составили тогда 30 м/с.
Август 2016 года был относительно спокойным: количество штормовых часов составило 127 (около 5 суток), в сентябре фиксировалось 219 часов с ветром выше 10 м/с – это примерно 9 суток. Максимальные порывы ветра в августе и сентябре 2016 года не превышали 19 м/с.
В целом на данный момент можно отметить, что 2016 год был более ветреным, чем 2017-й. За январь – июль прошлого года зафиксировано в общей сложности 1525 штормовых часов, а за тот же период в этом году – на 12 % меньше (1343 часов).
Штормовые условия ограничивают применение высотной техники (например, строительных кранов). В то же время гидрометеорологические условия Керченского пролива хорошо изучены проектировщиками Крымского моста еще на стадии разработки проекта и учтены в графиках производства работ. Стройка продолжается вне зависимости от погоды, но ведется с учетом ограничений по метеоусловиям.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .