Новая карта льдов и прогноз ледовой обстановки и погоды в азовском море. Ледовая обстановка в азовском море

Такой тяжелой на Азовском море не было с 1965 года. Специалисты Росгидромета, отмечают, что этой зимой на Азовском море сложились аномальные ледовые условия.

Порт «Кавказ», коса Чушка, Керченский пролив, Темрюкский район Краснодарского края РФ (фото командира экипажа вертолета Ми-8 М. С. Журбе)

В 2011–2012 гг. в Азовском море сформировались аномально тяжелые ледовые условия, сообщают из Центра ледовой гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета, - Всю акваторию занимали обширный припай с толщиной льда до 55 см и сплошной всторошенный дрейфующий лед с преобладанием однолетнего тонкого (толщина 30–70 см). Отсутствие достоверного долгосрочного прогноза ледовой обстановки и недостаточное внимание судовладельцев к данным мониторинга ледяного покрова в период его формирования привело к тому, что на 17 февраля 2012 г. в российских портах Азовского моря оказались заперты 65 судов, а в центральной части моря – 20 судов. Большинство этих судов по ледовым ограничениям не могли двигаться даже в сопровождении ледоколов. На входе в Керченский пролив со стороны Черного моря 93 судна ожидали ледокольной проводки. Из них только 40 судов имели соответствующий ледовый класс.

Росморречфлот обратился в ААНИИ с просьбой принять участие в обеспечении операций по выводу оказавшихся в тяжелом положении судов. В соответствии с этой просьбой специалисты ААНИИ начали осуществлять прием и обработку спутниковых снимков ледового покрова Азовского моря, составление обзорных ледовых карт, проведение авиационных ледовых разведок и разработку навигационных рекомендаций по ледокольной проводке судов, попавших в ледовый плен.

Подобная тяжелая ледовая обстановка в Азовском море возникает крайне редко и последний раз отмечалась в 1965 г.

Сегодня, по информации из Ситуационного Центра, в Азовском и Черном морях отмечается следующая обстановка:

Азовское море

Осадки в виде снега и дождя, местами сильные осадки. Ночью и утром туман, гололёд, налипание мокрого снега. Ветер северо-восточный 6-11 м/с, днём порывы до 14 м/с. Температура воздуха ночью 2…-3°С, днём 1…6°С. В море лёд, днём подвижка, торошение, сжатие и дрейф льда.

Чёрное море

Местами осадки в виде снега и дождя, в районе Анапа-Туапсе сильные осадки; налипание мокрого снега, гололёд. Ветер северо-восточный 12-14 м/с, порывы до 17 м/с, в Новороссийске ночью и утром до 23 м/с. Температура воздуха ночью -1…5°С, днём 0…7°С; в районе Сочи ночью 4…9°С, днём 9…14°С. Высота волн 0,5-1,0 м, местами до 1,5 м, днём в районе Сочи до 1,8 м. В районе Джубга-Сочи зыбь от юго-запада.

Осложнение ледовой обстановки в Азовском море фиксируют спутники дистанционного зондирования Земли. Согласно оптическим и радиолокационным снимкам, принятым и обработанным в ИТЦ «СКАНЭКС» 2 февраля, вся акватория Азовского моря покрыта льдом . Устойчивые низкие температуры привели к замерзанию, в том числе Керченского пролива. На снимке RADARSAT-1 от 2 февраля выявлены более 50 судов, которые сконцентрированы в южной части пролива со стороны Черного моря.

Специалисты Центра «Север» Арктического и Антарктического НИИ на основе спутниковых изображений составляют обзорные ледовые карты.

- Более трети акватории Азовского моря занимает серый лёд толщиной до 15 сантиметров, около 50% - нилас 5-10 см, остальную часть - лёд до 5 см. Для сравнения в конце января серый лёд покрывал лишь около 25% акватории, а треть занимали начальные виды льда, - сказал заместитель начальника Центра «Север» ФГБУ «ААНИИ» Юрий Быченков .

«Пока проблем для движения судов не возникает, но у «Капитана Белоусова» - единственного в Украине ледокола - работы прибавилось. Из-за того, что из-за льдов затруднено движение судов в Керченском проливе, ледоколу придется обеспечивать проводку судов уже не до Бердянска, а до Керчи», - передаёт региональная газета «Приазовский рабочий» .

Для сравнения в феврале 2011 г. большая часть акватории Азовского моря была полностью свободна ото льда. Об этом свидетельствуют данные, полученные со спутника RADARSAT-1 18 февраля 2011 г.

Спутниковый мониторинг ледовой, экологической и судовой обстановки в Азовском и Черном морях проводит ИТЦ «СКАНЭКС», работая с оптическими и радиолокационными снимки в режиме прямого приёма. Специалисты центра «Север» ААНИИ на основе космоснимков составляют ледовые карты.

Инженерно-технологический Центр (ИТЦ) «СКАНЭКС» входит в группу «Проект поддерживают» портала ГИС-Ассоциации

Инженерно-технологический Центр (ИТЦ) «СКАНЭКС» (www.scanex.ru) предоставляет интегрированные решения на рынке ДЗЗ:
- прием на сеть собственных станций УниСкан™ и распространение (http://catalog.scanex.ru) данных Terra/MODIS, Aqua/MODIS, IRS-1D, Resourcesat-1 (IRS-P6), Cartosat-1 (IRS-P5), Cartosat-2, SPOT 2, SPOT 4, SPOT 5, Formosat-2, EROS A, EROS B, RADARSAT-1, ENVISAT-1;
- распространение данных Landsat 4/5/7, ASTER, TerraSAR-X, IKONOS, GeoEye-1, QuickBird, WorldView-1/2, ALOS,
- разработка и поставка универсальных аппаратно-программных комплексов Алиса-СК™ (L-диапазон) для приема метеоданных NOAA, MetOp, FengYun и УниСкан™ (X-диапазон) для приема и обработки данных с разрешением до 0.7 м (www.scanex.ru/ru/stations);
- разработка и поставка программ обработки изображений Земли из космоса ScanMagic®, ScanEx Image Processor®, ScanEx SPOT Processor®, ScanEx SAR Processor®, ScanEx ENVISAT ASAR Processor® (www.scanex.ru/ru/software);
- создание геопорталов с использованием изображений Земли из космоса (www.kosmosnimki.ru);
- выполнение тематических проектов с использованием данных ДЗЗ;
- предоставление оперативного доступа к данным датчиков MODIS через Интернет (http://eostation.scanex.ru);
- реализация некоммерческих проектов по популяризации использования спутниковых снимков Земли в образовании, экологии, туризме и др. (www.transparentworld.ru).


См. также:
- 31.07.2012 ИТЦ «СКАНЭКС»: результаты спутникового мониторинга загрязнений Черного и Азовского морей в первой половине 2012 г.
Каталог Организаций:
- СКАНЭКС
- ААНИИ
Каталог Оборудования:
- RADARSAT (Канада)

Разделы, к которым прикреплен документ.

4 февраля 2014 года - после длительного перерыва, вызванного неблагоприятными условиями для космической съемки - н аучно-исследовательский центр космической гидрометеорологии "Планета" (РФ) опубликовал новые карты ледовой обстановки в Азовском море и Керченском проливе:

5 февраля 2014 года в Азовском море и Керченском проливе возобновились ледокольные проводки, которые не проводились с 26 января на выход из портов Азовского моря из-за низкого уровня воды в портах и Таганрогском заливе, на вход - по погодным условиям в центральной и южной части Азовского моря.

В Керченском проливе проводки ведут украинский ледокол прибывший из Мариуполя, и российский .

Ледокол Капитан Демидов начал проводку на вход в Азовское море каравана из 18 судов в составе:

на Ростов-на-Дону:

1.​ ВФ Танкер-18
2.​ Бореалис
3.​ Мех.Парамонов
4.​ Кристалл
5.​ Модус
6.​ Карделен
7.​ ВФ Танкер-12
8.​ Санар-2 ;

9.​ НАТАЛИ 1
10.​ СОРМОВСКИЙ 116
11.​ ВОЛГО ДОН 203
12.​ ПРЯЖА
13.​ АМУР 2515
14.​ ВФ ТАНКЕР 5

на Таганрог

15.​ ВФ Танкер-4
16.​ Глория
17.​ СВЛ Либерти
18.​ Олимпия

Одновременно с этим ледокол выполняет проводку по Керченскому проливу до порта Кавказ:

1. Амур-2517
2. СВЛ Прайд
3. Герой России Пятницких

В Таганрогском заливе работают российские ледоколы и . Они выполняют проводку каравана на выход из Азовского моря в составе 30 судов:

из Ростова:

1.​ ВФ Танкер-6
2.​ ВФ Танкер-7
3.​ Санар-1
4.​ Кап.Абакумов
5.​ Санар-3
6.​ Оптимафлот
7.​ А.Кадыров
8.​ Орель-4
9.​ В-Б-216
10.​ Тюмень-1
11.​ Неонила
12.​ Карел
13.​ Араз Ривер
14.​ Чална
15.​ В-Д-235
16.​ Волжский-49 ;

Из Азова:

1.​ ОМСКИЙ 207
2.​ ОМСКИЙ-102
3.​ РАПИДА
4.​ ВФ ТАНКЕР 15
5.​ НИК ПСОМИАДИ
6.​ БЕРРА ДЖИ
7.​ АРВИН
8.​ РИРОЙЛ 2
9.​ РУСИЧ-3
10.​ СЭЙЛПРАЙД
11.​ БРАЗЕРС-2;

Из Таганрога:

1.​ Мех. Ерохин
2.​ Кап. И.Викулов
3.​ Волга-4002..

Слой льда в Азовском море около 10 см, но восточный ветер несет лед в акваторию портов из Таганрогского залива, толщина торосов достигает 40 см.

В связи с ледовой обстановкой в Азовском море осложнена работа портов Мариуполь и Бердянск. Это привело к переадресации большого количества железнодорожных вагонов с грузами в порты Черного моря и в Керченский порт, сообщает пресс-служба порта.

KAPITAN BELOUSOV: Тип судна: Icebreaker. Год постройки: 1953. Gross Tonnage: 3333, Тоннаж судна: 1446 t. Флаг: Ukraine . IMO: 5181598

Строитель : «Хольстрем Хисталахти», «Вяртсиля», Хельсинки (Финляндия). Спущен на воду 15.12.1953 г. С 1954 г. в Мурманском морском пароходстве. Впоследствии передан Азовскому морскому пароходству, а в 2004 г. - Мариупольскому морскому торговому порту.

Дизель-электроход. Водоизмещение 5360 т, длина 83,16 м, ширина 19,4 м, высота борта 9,5 м, осадка 7 м, мощность силовой установки 12000 л.с., скорость 16,5 узлов, 4 гребных винта (по 2 в носу и корме), дальность плавания 8760 миль, автономность плавания 28 суток. Экипаж 56 чел. В 2009 году Мариупольским торговым портом осуществлена реновация ледокола, в ходе которой были установлены 6 новых дизель-генераторов фирмы «Caterpillar».

KAPITAN DEMIDOV: Тип судна: Ледокольное судно река-море типа «Капитан Евдокимов», проект 1191. Год постройки: 1984. Строитель:Wartsila Helsinki Shipyard. Длина и ширина: 77 m X 17 m. Осадка: 2.8 m. Gross Tonnage: 1791, Тоннаж: 372 t. Записанная скорость (Макс/Средн): 12.9 / 8.3 knots. Флаг: Russia . Позывной: UEVK. IMO: 8027286, MMSI: 273332600


KAPITAN MOSHKIN: Тип судна: Tug/ice breaker. Ледокольное судно река-море типа «Капитан Евдокимов», проект 1191. Год постройки: 1986.

Строитель: Wartsila Helsinki Shipyard. Длина и ширина: 77 m X 16 m. Gross Tonnage: 1791, Тоннаж судна: 824 t. Записанная скорость (Макс/Средн): 9.9 / 9.9 knots.Флаг: Russia . Позывной: UIFR. IMO: 8410160, MMSI: 273420570

KAPITAN CHUDINOV : Тип судна: Ледокольное судно река-море типа «Капитан Евдокимов», проект 1191.

Год постройки: 1983. Строитель: Wartsila Helsinki Shipyard. Длина и ширина: 76 m X 16 m. Осадка: 2.8 m. Gross Tonnage: 1791, Тоннаж судна: 400 t. Записанная скорость (Макс/Средн): 12.6 / 8.8 knots.

Флаг: Russia . Позывной: UFVI. IMO: 8027248, MMSI: 273458320

Использованы данные Штаба ледовых операций Таганрогского морского порта

BSNews при подготовке материалов
проекта «Сегодня в портах Черного и Азовского морей»
используются данные

www.marinetraffic.com , www.shipspotting.com

сокращение (мв) или (LT) = местное время

Порт "Кавказ", коса Чушка, Керченский пролив, Темрюкский район Краснодарского края РФ (фото командира экипажа вертолета Ми-8 М. С. Журбе) В зимний период 2011 2012 гг. в Азовском море сформировались аномально тяжелые ледовые условия, сообщают из Центра ледовой гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета, — Всю акваторию занимали обширный припай с толщиной льда до 55 см и сплошной всторошенный дрейфующий лед с преобладанием однолетнего тонкого (толщина 30 70 см). Отсутствие достоверного долгосрочного прогноза ледовой обстановки и недостаточное внимание судовладельцев к данным мониторинга ледяного покрова в период его формирования привело к тому, что на 17 февраля 2012 г. в российских портах Азовского моря оказались заперты 65 судов, а в центральной части моря — 20 судов. Большинство этих судов по ледовым ограничениям не могли двигаться даже в сопровождении ледоколов.

На входе в Керченский пролив со стороны Черного моря 93 судна ожидали ледокольной проводки. Из них только 40 судов имели соответствующий ледовый класс.

Росморречфлот обратился в ААНИИ с просьбой принять участие в обеспечении операций по выводу оказавшихся в тяжелом положении судов. В соответствии с этой просьбой специалисты ААНИИ начали осуществлять прием и обработку спутниковых снимков ледового покрова Азовского моря, составление обзорных ледовых карт, проведение авиационных ледовых разведок и разработку навигационных рекомендаций по ледокольной проводке судов, попавших в ледовый плен.

Подобная тяжелая ледовая обстановка в Азовском море возникает крайне редко и последний раз отмечалась в 1965 г.

Сегодня, по информации из Ситуационного Центра, в Азовском и Черном морях отмечается следующая обстановка:

Азовское море

Осадки в виде снега и дождя, местами сильные осадки. Ночью и утром туман, гололёд, налипание мокрого снега.

Ветер северо-восточный 6 -11 м/с, днём порывы до 14 м/с. Температура воздуха ночью 2 ...-3 °С, днём 1 ...6 °С. В море лёд, днём подвижка, торошение, сжатие и дрейф льда.

Чёрное море

Местами осадки в виде снега и дождя, в районе Анапа-Туапсе сильные осадки; налипание мокрого снега, гололёд. Ветер северо-восточный 12 -14 м/с, порывы до 17 м/с, в Новороссийске ночью и утром до 23 м/с. Температура воздуха ночью -1 ...5 °С, днём 0 ...7 °С; в районе Сочи ночью 4 ...9 °С, днём 9 ...14 °С. Высота волн 0,5 -1,0 м, местами до 1,5 м, днём в районе Сочи до 1,8 м. В районе Джубга-Сочи зыбь от юго-запада.

Порт "Кавказ", коса Чушка, Керченский пролив, Темрюкский район Краснодарского края РФ (фото командира экипажа вертолета Ми-8 М. С. Журбе) В зимний период 2011 2012 гг. в Азовском море сформировались аномально тяжелые ледовые условия, сообщают из Центра ледовой гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета, — Всю акваторию занимали обширный припай с толщиной льда до 55 см и сплошной всторошенный дрейфующий лед с преобладанием однолетнего тонкого (толщина 30 70 см). Отсутствие достоверного долгосрочного прогноза ледовой обстановки и недостаточное внимание судовладельцев к данным мониторинга ледяного покрова в период его формирования привело к тому, что на 17 февраля 2012 г. в российских портах Азовского моря оказались заперты 65 судов, а в центральной части моря — 20 судов. Большинство этих судов по ледовым ограничениям не могли двигаться даже в сопровождении ледоколов.

На входе в Керченский пролив со стороны Черного моря 93 судна ожидали ледокольной проводки. Из них только 40 судов имели соответствующий ледовый класс.

Росморречфлот обратился в ААНИИ с просьбой принять участие в обеспечении операций по выводу оказавшихся в тяжелом положении судов. В соответствии с этой просьбой специалисты ААНИИ начали осуществлять прием и обработку спутниковых снимков ледового покрова Азовского моря, составление обзорных ледовых карт, проведение авиационных ледовых разведок и разработку навигационных рекомендаций по ледокольной проводке судов, попавших в ледовый плен.

Подобная тяжелая ледовая обстановка в Азовском море возникает крайне редко и последний раз отмечалась в 1965 г.

Сегодня, по информации из Ситуационного Центра, в Азовском и Черном морях отмечается следующая обстановка:

Азовское море

Осадки в виде снега и дождя, местами сильные осадки. Ночью и утром туман, гололёд, налипание мокрого снега.

Ветер северо-восточный 6 -11 м/с, днём порывы до 14 м/с. Температура воздуха ночью 2 ...-3 °С, днём 1 ...6 °С. В море лёд, днём подвижка, торошение, сжатие и дрейф льда.

Чёрное море

Местами осадки в виде снега и дождя, в районе Анапа-Туапсе сильные осадки; налипание мокрого снега, гололёд. Ветер северо-восточный 12 -14 м/с, порывы до 17 м/с, в Новороссийске ночью и утром до 23 м/с. Температура воздуха ночью -1 ...5 °С, днём 0 ...7 °С; в районе Сочи ночью 4 ...9 °С, днём 9 ...14 °С. Высота волн 0,5 -1,0 м, местами до 1,5 м, днём в районе Сочи до 1,8 м. В районе Джубга-Сочи зыбь от юго-запада.