Международные организации список и для чего созданы. Международные организации, их классификация и правовой статус

Всемирная торговая организация (ВТО) - преемница с 1995 г. действовавшего до этого Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, подписано в 1947 г.; в начале 90-х гг. в нем участвовали свыше 150 стран).

Пакет документов по созданию ВТО включает также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.

Ныне наиболее важной задачей ВТО служит либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности эта организация исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - региональная экономическая группировка, созданная в 1960 г. Первоначальный ее состав включал в себя Австрию, Великобританию, Данию (до 1973 г.), Норвегию, Португалию (до 1983 г.), Швейцарию, Швецию.

На более позднем этапе к этой организации присоединились Исландия, Финляндия и Лихтенштейн. В 1991-1993 гг. соглашения о свободной торговле были подписаны с Турцией, Чехословакией, Израилем, Польшей, Румынией, Венгрией и Болгарией. Согласно соглашению о Европейском экономическом пространстве (вступило в силу в 1994 г.) страны-члены ЕАСТ стали его участниками (исключение при этом составили Швейцария и Лихтенштейн).

Европейские сообщества (ЕС) - обобщающее название трех региональных интеграционных группировок Западной Европы: Европейского экономического сообщества (ЕЭС, создано в 1957 г.), Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.), а также Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом, 1958 г.).

После прохождения участниками этих организаций ряда ступеней развития интеграционных процессов наиболее заметным событием стало принятие Единого европейского акта (1986 г.), четко обозначившего идею создания Европейского союза.

Европейский союз (ЕС) - интеграционное объединение, созданное на основе Европейских сообществ в 1993 г. согласно Маастрихтскому Договору (1992 г.). Первоначально в ЕС имели членство 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Франция. По соглашениям 1994 г. к союзу присоединились (1995 г.) еще три страны: Австрия, Финляндия и Швеция.

Продолжая развивать идеи создания единой Европы (так называемой "Европы без границ"), эта группировка стремится к формированию политического, экономического и валютного союза стран-участниц.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD) - представляет собой созданный в 1964 г. орган Генеральной Ассамблеи ООН.

Важнейшей задачей ЮНКТАД является содействие развитию международной торговли.

Международная Ассоциация развития (MAP) - специализированное учреждение ООН; создана в 1960 г. как филиал Международного банка реконструкции и развития. MAP осуществляет предоставление займов прежде всего развивающимся странам на несколько более льготных, чем МБРР, условиях.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - кредитный орган, обладающий статусом специализированного учреждения ООН. МБРР был основан в 1944 г., но деятельность начал осуществлять с 1946 года, предоставляя средне- и долгосрочные кредиты. Членство в этой организации предоставляется только членам МВФ.

МБРР имеет филиалы: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. В совокупности с его филиалами МБРР иногда именуют Мировым банком.

Международный валютный фонд (МВФ) - финансовая организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН.

МВФ основан в 1944 году (Бреттон-Вудс, США), а операции осуществляет с 1 марта 1947 года. Важнейшими задачами Фонда являются содействие развитию валютно-финансовых отношений между странами-членами, поддержание валютных курсов, оказание кредитной помощи в целях выравнивания платежных балансов.

Членами Фонда ныне являются около 180 государств, в том числе Россия (с 1992 года) и другие страны СНГ.

Организация объединенных наций (ООН) - международная организация, членами которой ныне являются свыше 180 стран.

ООН создана в 1945 г. с целью поддержания и укрепления мира, безопасности и развития международного сотрудничества, в том числе в экономической сфере. Ряд ее главных органов и специализированных учреждений играют заметную роль в современных международных экономических отношениях.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) - международная межправительственная организация. Создана в 1960 г. в целях защиты интересов основных нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки, координации добычи и экспорта нефти, а также согласования цен на этот энергоноситель.

Членство в ОПЕК имеют 13 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор.

В 70-гг. ОПЕК неоднократно повышала и вводила единую продажную цену на нефть. Однако существенно увеличившаяся нефтедобыча в странах, которые не являются членами этой организации, снизила роль ОПЕК в мировой добыче и торговле нефтью.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - организация наиболее развитых в экономическом отношении стран мира; создана в 1960 г. в целях координации их экономической и социальной политики. К 1997 году число ее членов возросло до 29-ти (последним из них в ноябре 1996 г. стала Республика Корея).

ОЭСР на данном этапе не является интеграционным объединением типа ЕС. Эта организация сосредоточивает свою деятельность на разработке рекомендаций странам-участницам по внешнеэкономическим проблемам, существенно не затрагивая при этом вопросы их внутреннего социально-экономического развития.

"Парижский клуб" - межправительственная организация стран-кредиторов, членов МВФ. Группа ведущих промышленно развитых государств образовала этот "клуб" в 1961 г. с целью создания условий для заимствования у него финансовых средств странами-членами МВФ в случае нехватки ресурсов фонда в кризисных ситуациях.

"Парижский клуб" начал свою деятельность в 1962 г. в рамках Генеральных соглашений о займах с МВФ.

"Римский клуб" - международная общественная организация, созданная в 1968 г. с целью изучения основных аспектов развития человечества в эпоху НТР. "Клуб" сыграл важную роль в привлечении внимания мирового сообщества к глобальным проблемам современной цивилизации, порожденным противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия человека на окружающую среду.

Экономические комиссии ООН - пять региональных экономических комиссий, деятельность которых осуществляется под руководством Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС). Это - Европейская экономическая комиссия (ЕАК, создана в 1947 г.), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО, 1947 г.), Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА, 1948 и 1951 гг.), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА, 1958 г.), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭКЗА, 1974 г.).

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) - один из основных органов ООН, несущий наряду с Генеральной Ассамблеей ООН и под ее руководством ответственность за выполнение функций ООН в экономической и социальной сферах.

Совет является органом, руководящим и координирующим деятельность учреждений ООН в этих областях. В рамках ЭКОСОС проводится обсуждение вопросов международной экономической и социальной политики, разработка основополагающих рекомендаций правительствам государств-членов ООН и учреждения ее системы.

Основные международные организации и их роль в системе международных отношений.

Для понимания сущности международных политических отношений необходимо определение основных субъектов мировой политики. В политологической литературе чаще всего выделяют четыре основных субъекта, которые играют су­щественную роль в системе международных отношений: нацио­нальные государства, межгосударственные объединения, между­народные правительственные организации и внегосударственные (неправительственные) организации и движения. Кратко остановимся на их характеристике.

Национальные (суверенные) государства выступают в системе международных отношений в качестве главных субъектов внешнеполитической деятельности. На международной арене они входят в различные отношения между собой, определяют формы конкретных взаимосвязей и взаимодействий в рамках мирового сообщества, на региональном уровне, а также на двусторонней основе. Нередко те или иные аспекты международной политики даже персонифицируются с конкретными политическими руководителями отдельных стран: наполеоновские войны, доктрина Монро, план Маршалла для послевоенной Европы и т.д.

Межгосударственные объединения представляют собой коалиции государств, военно-политические блоки (например, НАТО), интеграционные организации (ЕС), политические ассоциации (Лига арабских стран, Движение неприсоединения). Это объединения на межгосударственной основе, играющие в современной политике весьма важную роль.

Международные правительственные организации – особый тип объединений, куда входят представители большинства стран мира, нередко имеющие несовпадающие политические ориентации и интересы. Такие организации создаются для обсуждения проблем, имеющих всеобщее значение, и для координации деятельности мирового сообщества (ООН, ЮНЕСКО и др.).

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация – это объединение государств, в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств-членов.

Любая межправительственная организация должна обладать, по крайней мере, шестью признаками.

Во-первых, она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.

Кроме того, любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовных организаций.

Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами-членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.

Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

Следующим важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия. Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, т.е. обладает автономной волей, отличной от воли государств-членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами-членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеназванными признаками, считается международной межправительственной организацией.

Например, Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949 г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществлении идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Деятельность Совета Европы сконцентрирована на таких проблемах, как правовое обеспечение прав человека, содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности, поиск совместных решений социальных проблем, развитие политического партнёрства с новыми демократическими странами Европы и др.

Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещание отраслевых министров и Секретариат. Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-членов, и является высшим органом Советы Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно 2 раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств-членов Совета Европы. Членами Совета Европы являются 40 государств. Штаб-квартира организации находится в Стамбуле.

Современные международные организации делятся на два основных типа: межправительственные и неправительственные организации. Роль и тех и других значительна, и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни.

Международной неправительственной организацией считается любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. Возникли они в начале 19 в., а в настоящее время их насчитывается около 8000. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами. К примеру, комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в различных областях.



Негосударственные (неправительственные) международные организации и движениятакже являются активными субъектами политики. В их число входят международные объединения по­литических партий (например, христианских, коммунистических, социалистических – Социнтерн), профессиональных союзов (Всемирная федерация профсоюзов, Международная конфедерация свободных профсоюзов и др.), молодежи, студентов, пацифистские движения и т.д.

Особую роль в последнее время начинают играть нефор­мальные международные движения и организации, такие, как «народная дипломатия», «зеленые» и др. К негосударственным международным организациям в современной литературе относят также многонациональные корпорации, церковно-религиозные объединения и ряд других, которые, не являясь организациями политического характера, тем не менее, оказывают существенное воздействие на международные политические процессы.

Следует обратить особое внимание на те субъекты междуна­родной политики, которые играют деструктивную роль и могут создавать угрозу нормальному развитию международных отно­шений, подрывать как международную, так и национальную безопасность. Таковыми, во-первых, являются государства, про­возглашающие претензии на мировое господство, а также строящие свою внешнюю политику на базе захватнических и реваншистских устремлений. Во-вторых, деструктивными субъектами между­народной политики являются международные террори­стические группы и организации, транснациональные объединения наркобизнеса, интернациональные мафиозные структуры, масонские организации, некоторые международные религиозные объединения. Отношения между субъектами политики на международной арене строятся и развиваются на различной основе. Это могут быть отношения сотрудничества и борьбы, взаимной поддержки и конкуренции. Особое значение в мирном разрешении между­народных конфликтов имеет политика разумных компромиссов, учитывающих обоюдные интересы государств.

Поскольку над государствами - первичными субъектами этого права - нет и не может быть верховной власти;

  • наделение ряда организаций управленческими функциями не означает передачу им части суверенитета государств или их суверенных прав. Международные организации не обладают суверенитетом и обладать им не могут;
  • обязательность непосредственного исполнения государствами-членами решений международных организаций основывается на положениях учредительных актов и не более;
  • ни одна международная организация не вправе вмешиваться во внутренние дела государства без согласия последнего, ибо иное означало бы грубое нарушение принципа невмешательства во внутренние дела государства с вытекающими для такой организации негативными последствиями;
  • обладание «наднациональной» организацией полномочиями на создание действенных механизмов контроля и принуждения к соблюдению обязательных правил является всего лишь одним из качеств правосубъектности организации.
  • Признаки международной организации:

    Любая международная организация должна обладать, по крайней мере, следующими шестью признаками:

    Создание в соответствии с международным правом

    1) Создание в соответствии с международным правом

    Этот признак, по существу, имеет решающее значение. Любая международная организация должна быть создана на правомерной основе. В частности, учреждение любой организации не должно ущемлять признанные интересы отдельного государства и международного сообщества в целом. Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонения от которой недопустимы и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

    Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок. Международный договор или любое из его постановлений недействительны, еслиих исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным.

    Учреждение на основе международного договора

    2) Учреждение на основе международного договора

    Как правило, международные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.).

    Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации. Например, Европейский союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций.

    Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию.

    Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности

    3) Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности

    Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной области.Они призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ и др.).

    Международные организации становятся посредниками между государствами-членами. Государства зачастую передают в организации для обсуждения и решения наиболее сложные вопросы международных отношений. Международные организации как бы оттягивают на себя значительное количество вопросов, по которым до этого отношения между государствами имели непосредственный двусторонний или многосторонний характер. Однако не любая организация может претендовать на равное с государствами положение в соответствующих областях международных отношений. Любые правомочия таких организаций являются производными от прав самих государств. Наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т. д.) международные организации выступают в качестве органа сотрудничества по специфическим проблемам международных отношений.

    Наличие соответствующей организационной структуры

    4) Наличие соответствующей организационной структуры

    Этот признак является одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы подтверждает постоянный характер организациии тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества.

    Межправительственные организации имеют:

    • штаб-квартиры;
    • членов в лице суверенных государств;
    • необходимую систему главных и вспомогательных органов.

    Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными органами являются советы. Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (генеральный директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.

    Наличие прав и обязанностей организации

    5) Наличие прав и обязанностей организации

    Выше подчеркивалось, что права и обязанности организации производны от прав и обязанностей государств-членов. От сторон и только от сторон зависит, что данная организация обладает именно таким (а не иным) комплексом прав, что на нее возложено выполнение данных обязанностей. Ни одна организация без согласия государств-членов не может предпринять действий, затрагивающих интересы своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5 «С») Устава МАГАТЭ запрещает агентству при выполнении своих функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.

    Самостоятельные международные права и обязанности организации

    6) Самостоятельные международные права и обязанности организации

    Речь идет об обладании международной организацией автономной волей , отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. Последним в известном смысле не важно, каким образом организация реализует порученные ей мероприятия или уставные обязанности в целом. Именно сама организация как субъект международного публичного и частного права вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю .

    Таким образом, международная межправительственная организация - это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее членов.

    Классификация международных организаций

    В числе международных организаций принято выделять:

    1. по характеру членства:
      • межправительственные;
      • неправительственные;
    2. по кругу участников:
      • универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);
      • региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);
      • межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;
    3. по компетенции:
      • общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);
      • специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), подразделяются на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;
    4. по характеру полномочий:
      • межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;
      • надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;
    5. в зависимости от порядка приема в международные организации:
      • открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;
      • закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);
    6. по структуре:
      • с упрощенной структурой;
      • с развитой структурой;
    7. по способу создания:
      • международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;
      • международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

    Юридическая основа международных организаций

    Основанием функционирования международных организаций служит суверенное волеизъявление государств, учреждающих их, и их членов. Такое волеизъявление воплощается в заключаемом этими государствами международном договоре, который становится одновременно как регулятором прав и обязанностей государств, так и учредительным актом международной организации. Договорная природа учредительных актов международных организаций закреплена Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями 1986г.

    В уставах международных организаций и соответствующих конвенциях обычно четко выражена мысль об их учредительном характере. Так, в преамбуле Устава ООН провозглашается, что правительства, представленные на конференции в Сан-Франциско, «согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим утверждают международную организацию под названием «Объединенные Нации»…».

    Учредительные акты служат юридической основой международных организаций, они провозглашают их цели и принципы, и служат критерием правомерности их решений и деятельности. В учредительном акте государства решают вопрос о международной правосубъектности организации.

    Помимо учредительного акта существенное значение для определения правового статуса, компетенции и порядка функционирования международной организации имеют международные договоры, затрагивающие различные аспекты деятельности организации, например, те договоры, которые развивают и конкретизируют функции организации и полномочия ее органов.

    Учредительные акты и другие международные договоры, служащие правовой основой создания и деятельности международных организаций, характеризуют и такую сторону статуса организации, как осуществление в качестве юридического лица функций субъекта национального права. Как правило, эти вопросы регламентируют специальные международно-правовые акты.

    Создание международной организации – проблема международная, которая может быть решена только посредством координирования действий государств. Государства путем согласования своих позиций и интересов, определяют совокупность прав и обязанностей самой организации. Координация действий государств при создании организации осуществляется ими самими.

    В процессе же функционирования международной организации координация деятельности государств приобретает иной характер, так как используется при этом специальный, постоянно действующий и приспособленный для рассмотрения и согласованного решения проблем механизм.

    Функционирование международной организации сводится не только к отношениям между государствами, но и между организацией и государствами. Эти отношения, в силу того, что государства добровольно пошли на определенные ограничения, согласились подчиняться решениям международной организации, могут иметь субординационную сущность. Специфика таких субординационных отношений заключена в том что:

    1. они зависят от координационных отношений, т.е., если координация деятельности государств в рамках международной организации не приводит к определенному результату, то субординационные отношения не возникают;
    2. они возникают в связи с достижением посредством функционирования международной организации определенного результата. Государства соглашаются на подчинение воле организации в силу осознания необходимости считаться с интересами других государств и международного сообщества в целом, ради сохранения такого порядка в международных отношениях, в котором они сами заинтересованы.

    Под суверенным равенством следует понимать юридическое равенство. В Декларации 1970г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, говорится, что все государства пользуются суверенным равенством, они имеют одинаковые права и обязанности, независимо от различий экономического и социального, политического или иного характера. Применительно к международным организациям этот принцип закрепляется в учредительных актах.

    Указанный принцип означает:

    • все государства имеют равные права на участие в создании международной организации;
    • каждое государство, если оно не является членом международной организации, имеет право на вступление в нее;
    • все государства-члены имеют одинаковые права на постановку вопросов и их обсуждение в рамках организации;
    • каждое государство-член имеет равное право представлять и защищать свои интересы в органах организации;
    • при вынесении решений каждое государство имеет один голос, существует мало организаций, которые работают по принципу так называемого взвешенного голосования;
    • решение международной организации распространяется на всех членов, если в нем не оговорено иное.

    Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии.

    · По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.

    · По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства. Организация американских государств).

    · Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции . Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например. Всемирный почтовый союз. Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д.

    · Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС).

    · С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО.



    Современные международные организации.

    Международной организацией считается постоянное объединение, которое создается на основе соглашения международного характера. Целью объединения является содействие решению тех проблем, которые оговариваются в соглашении. Международные организации бывают межгосударственного характера - действующие на уровне правительств государств, и неправительственного характера. Также различают международные организации всемирного и регионального характера. Существуют еще классификации по роду деятельности, по характеру полномочий, по кругу участников, международные клубы и т. д.

    Всемирная торговая организация (ВТО). Является организацией глобального значения. Основана в 1995 году. Целью является упорядочение правил международной торговли. На 2008 год в ВТО насчитывала 153 страны-участницы. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). ВТО создана на базе ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле). Согласно уставу, ВТО может урегулировать только торгово-экономические вопросы.

    Всемирный фонд охраны дикой природы . Общественная международная организация. Основана в 1961 году. Работает во всех направлениях, которые касаются сохранения, исследования и восстановления окружающей среды. Штаб-квартира находится в Гланд (Швейцария).

    Гринпис. Организация основана в 1971 году. Является независимой общественной организацией. Цель - сохранность окружающей среды, решение глобальных экологических проблем. Принципы Гринписа не позволяют принимать финансовую помощь на государственном и политическом уровне. Организация существует за счет пожертвований сторонников. Штаб-квартира в Ванкувере (Канада).

    Европейский Союз (ЕС). Организация Европейских государств, созданная в 1993 году на базе трех организаций, две из которых входят в него и сейчас - ЕЭС (европейское экономическое сообщество - теперь Европейское сообщество), ЕОУС (европейское объединение угля и стали - прекратила существование в 2002 году), Евратом (европейское сообщество по атомной энергетике). Это уникальная организация, которая являет собой нечто среднее между международной организацией и государством. Имеет общий рынок, общую валютную систему и т. д. Сфера деятельности касается многих направлений - экономика, политика, валюта, рынок труда и т. д. На 2007 год в состав ЕС входило 27 государств.

    Лига Арабских Государств (ЛАГ). Организация создана в 1945 году. Цель - объединение арабских и дружественных им государств для сотрудничества в разных сферах, в том числе и касающихся обороны. Штаб-квартира находится в Каире (Египет). В состав входит более 20 государств, в том числе и признанное не всем мировым сообществом государство Палестина.

    Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (Международный Красный Крест). Неправительственная организация. Это гуманитарное движение, объединяющее более 100 миллионов сотрудников и добровольцев по всему миру. Главная цель движения - дословно «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле». Состоит из Международного Комитета Красного Креста (штаб-квартира в Женеве), Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и Национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Организация создана на базе общества Красного Креста, известного еще с 1863 года и впоследствии переименованного в Международный Комитет Красного Креста (МККК).

    Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Действующий устав принят в 1956 году. Интерпол создана на базе международного центра регистрации преступников (1923). Деятельность организации ведется в сфере борьбы с общеуголовной преступностью (поиск пропавших ценностей, преступников, пропавших без вести людей и т. д.), она никаким образом не касается других сфер (политики, экономики, обороны и др.), хотя для расследования преступлений организация может воспользоваться сведениями об этих сферах. По количеству стран-членов Интерпол идет на втором месте после ООН - на начало 2009 года 186 государств. Штаб-квартира находится в Лионе (Франция).

    Организация Исламская Конференция (ОИК). Международная исламская организация. Создана в 1969 году. Цель - сотрудничество между мусульманскими государствами в различных сферах, совместное участие в деятельности на международной арене, достижение стабильного развития стран-участниц. Штаб-квартира находится в Джидде (Саудовская Аравия). На начало 2009 года в состав входило 57 государств.

    Организация Объединенных Наций (ООН). Межгосударственная организация, созданная в 1945 году странами антигитлеровской коалиции. Цель организации - поддержание мира между государствами, укрепление мира, развитие и безопасность международных отношений, развитие международного сотрудничества в различных сферах. В состав ООН входят шесть главных органов (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Секретариат, Международный Суд и Совет по Опеке). Существует множество различных структурных подразделений ООН и различных организаций, работающих под эгидой ООН в разных сферах международной деятельности. Штаб-квартира большинства основных подразделений ООН находится в Нью-Йорке (США), но есть и филиалы в разных частях мира. На 2007 год ООН насчитывала 192 государства-члена. Является самой крупной международной организацией.

    Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Существует с 1975 года. Является наиболее крупной региональной организацией мира, которая занимается вопросами безопасности. Цель - предотвращение и урегулирование конфликтов в регионе, ликвидация последствий конфликтов. На 2008 год в состав ОБСЕ объединяла 56 государств, которые находятся не только в Европе, но и в Центральной Азии и Северной Америке.

    Организация Североатлантического Договора (НАТО). Является международным союзом военно-политической направленности. Создана в 1949 году по инициативе США. Основная цель - безопасность и свобода всех стран-членов в соответствии с принципами ООН, как в Северной Америке, так и в Европе. Для достижения своих целей НАТО использует военный потенциал и политическое влияние. Штаб-квартира находится в Брюсселе (Бельгия). В 2009 году в состав НАТО входило 28 государств.

    Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Организация межправительственного уровня, созданная в 1960 году по инициативе Венесуэлы. Цель - контроль мировой нефтяной политики, стабилизация цен на нефть. ОПЕК устанавливает ограничения на объемы производства нефти. Штаб-квартира находится в Вене (Австрия). На 2009 год в составе ОПЕК было 12 стран.

    Совет Европы (СЕ). Региональная европейская организация политической направленности. Создана в 1949 году. Цель - построение единой Европы. На начало 2009 года в составе было 48 стран. Штаб-квартира находится в Страсбурге (Франция, на границе с Германией).

    Содружество Наций (Британское Содружество Наций). Официально учреждено в 1931 году. В состав входят Великобритания и почти все ее бывшие колонии и доминионы. Часть входящих в состав государств признают главой государства Королеву Великобритании. Штаб-квартира находится в Лондоне. Цель - добровольное сотрудничество во многих направлениях, основное из которых является экономическое.

    Содружество Независимых Государств (СНГ). Организация создана в 1991 году бывшими республиками СССР. Основными целями являются сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, в том числе создание общего экономического пространства. Постоянно действующий орган СНГ - Исполком СНГ находится в Минске (Белоруссия). Межпарламентская Ассамблея СНГ находится в Санкт-Петербурге (Россия). В данный момент живейший интерес к деятельности СНГ проявляют Монголия и Афганистан, имеющие статусы наблюдателей.

    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС - крупнейшее в мире экономическое объединение, на участников которого приходится около 60 % мирового ВВП и примерно половина объёма мировой торговли. Цели организации - укрепление сотрудничества между странами Тихоокеанского региона и обеспечение в нем условий свободной открытой торговли. АТЭС было образовано в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Первоначально высшим органом Сотрудничества были совещания на уровне министров, но позже стали проводиться и встречи лидеров государств. Так как в организацию входят не только страны, но и территории (Гонконг и Тайвань), его участников принято называть «экономиками АТЭС».

    Большой Восьмеркой называют 8 наиболее промышленно развитых стран мира (на их долю приходится около 60% мирового ВВП). Восьмерка не является официальной международной организацией, ее решения не имеют юридической силы, но, тем не менее, ежегодный саммит лидеров стран Восьмерки является одним из важнейших политических событий. Сам термин "Большая Семерка" появился в русском языке из-за неверной трактовки сокращения "G7": вместо "Group of Seven" ("группа семи") журналисты расшифровали его как "Great Seven" ("большая семерка").

    Первое совещание лидеров промышленных стран состоялось в 1975 году (без участия Канады) и впоследствии такие встречи стали регулярными. В 1992 году к странам-участницам присоединилась Россия, после чего Семерка превратилась в Восьмерку.

    Вопросы и задания:

    1. Дайте определение понятию «международная организация».

    2. Когда и почему появились первые международные организации.

    3. Запишите в тетрадь классификацию международных организаций.

    4. Заполните таблицу «Современные международные организации»

    Как правило международные организации разделяют на две основные группы:

    1. Межгосударственные (межправительственные). Они учреждаются группой государств на основе международного договора. В рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран членов этих организаций.

    Цель – привести к некоторому общему знаменателю внешнюю политику участников по вопросам их деятельности.

    2. Международные неправительственные. Возникают путем объединения физических и юридических лиц, деятельность которых вне рамок официальной внешней политике государств.

    Еще одна классификация:

    v По кругу, составу участников

    § Универсальные

    § Региональные

    v По функциональному назначению

    § Специальной компетенции

    v По порядку вступления новых членов

    § Открытые

    § Закрытые

    v По характеру полномочий

    § Наднациональные

    § Созданные, чтобы привести к общему знаменателю политику нескольких государств по какому-л. вопросу.

    #1 – ООН: межгосударственная, универсальная, общая, открытая, наднациональная.

    #2 – green pieces: неправительственная, универсальная, специальной компетенции, открытая, наднациональная.

    Межгосударственные организации оказывают гораздо более ощутимое воздействие на международно-политическое развитие, потому как главными действующими лицами на международной арене остаются государства. Однако число международных неправительственных организаций больше, чем межгосударственных, и на протяжении многих лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения их числа (в 1998 году около 6 тыс. таких организаций), что является следствием глобализации мировой системы.

    Масштабы, характер и степень воздействия межгосударственных организаций на международно-политическую жизнь различны. Деятельность некоторых из них имеет особое значение для современных международных отношений, в их числе ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС, Совет Европы, СНГ и др.

    Деятельность основных организаций:

    ООН - создана в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности, развитие сотрудничества между государствами. В настоящее время ООН объединяет 192 государства (кроме Ватикана). ООН занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии:

    · ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.

    · Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений, по которому сверяют другие международные договоры и соглашения.

    · Под покровительством ООН существует большое число других межправительственных организаций.

    · ООН наделена исключительно важной компетенцией - решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.

    Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, где размещены пять из шести ее главных органов.

    Генеральная Ассамблея: собирается ежегодно на регулярные сессии (а также на специальные и чрезвычайные сессии); решения принимаются простым большинством голосов (каждое государство имеет 1 голос), не являются обязательными для стран-участников, но имеют для мирового сообщества значительный авторитет.

    Совет Безопасности состоит из 15 членов, 5 из которых (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай) постоянные и обладают правом «veto». Остальные избираются Генеральной Ассамблеей на два года. Решения принимаются большинством голосов (9 из 15). Совет Безопасности обладает исключительно широкими правами, включая право вводить экономические санкции и принимать решение о применении вооруженных сил при возникновении угрозы миру и безопасности.

    Экономический и Социальный Совет занимается экономическими и социальными вопросами в рамках ООН (организует обсуждение, проводит исследования, конференции, готовит доклады, вырабатывает рекомендации по проблеме). В его состав (ежегодно обновляемый на одну треть) входят 54 государства, избираемые Генеральной Ассамблеей.

    Совет по опеке был создан для того, чтобы содействовать установлению независимости и самоуправлению 11 подопечных территорий, существовавших к моменту образования ООН. Функционирование этого органа было фактически приостановлено, когда в 1994 г. последняя из них обрела независимость.

    Секретариат выполняет административные функции (число сотрудников более 15 тыс. человек из разных стран), его возглавляет Генеральный Секретарь ООН, который играет важную политическую роль в деятельности организации и назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

    Международный Суд размещается в Гааге (Нидерланды), состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на девятилетний срок по критериям компетенции, которые рассматривают спорные вопросы только между государствами и только при их обоюдном согласии, решения Суда обязательны к исполнению. За время существования Суда на его рассмотрение было передано свыше 70 споров между государствами и запрошено свыше 20 консультативных заключений.

    В ООН входят также 14 специализированных учреждений ООН - межправительственных организаций универсального характера (например, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Некоторые из них возникли задолго до создания ООН (Международная организация труда, Почтовый Союз). Самыми влиятельными из этих 14 учреждений и вообще очень влиятельными в мире являются 3 организации:

    · МБРФ (банк реконструкции и развития)

    · МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергии – контроль за распространением ядерной энергии)

    К числу этих 14 можно добавить еще 4, которые официально не имеют статуса специализированных учреждений, но действуют под эгидой ООН на основе спец. соглашений. # ЮНЕП – программа ООН по окружающей среде, ПРООН – программа развития ООН.

    Вывод: ООН в настоящее время потерял былую власть и влияние. Последний генеральный секретарь Пан Ги Мун подписал соглашение, и теперь по сути ООН является подчиненной структурой НАТО в военном плане. Теперь есть три варианта:

    · Полностью отказаться от ООН, реформировать, создать принципиально другую структуру.

    · Оставить все как есть, время само все расставит.

    · Провести модернизацию ООН. Усилить обязательность для государств – членов.

    Организация Североатлантического договора НАТО – военно-политический союз, создан на основе Североатлантического договора (был подписан в 1949 г. в Вашингтоне двенадцатью государствами – США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Канада, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия.

    Его суть – оказание участниками помощи друг другу в случае вооруженного нападения на одного из них). В настоящее время НАТО включает 26 стран и обеспечивает их взаимодействие в военно-политической области. Как военный союз это наиболее развитая структура из всех существующих в Европе. Высшей политической инстанцией Союза является Североатлантический совет, который определяет направления деятельности НАТО. Сессии проводятся дважды в год на уровне министров иностранных дел. Военная организация НАТО включает в себя десятки разнообразных командований, комитетов, агентств, различных элементов общей военной инфраструктуры. Основная часть вооруженных сил стран-участников находится под их управлением и передается союзу только в случае войны, однако некоторые воинские формирования выделены в распоряжение интегрированной командной структуры и в мирное время. В целом военный механизм НАТО представляет собой уникальное явление.

    ЕС - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе.

    Уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

    Включает Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту.

    Основные цели Союза: 1. введение европейского гражданства; 2. обеспечение свободы, безопасности и законности; 3. содействие экономическому и социальному прогрессу; 4. укрепление роли Европы в мире. Главной сферой интеграционного развития в рамках ЕС была и остается экономика. В этом плане центральная задача состоит в формировании унифицированного экономического пространства, в котором все действующие лица, как физические, так и юридические, были бы поставлены во всех странах ЕС в равные условия независимо от своей национально-государственной принадлежности. Основные направления политики ЕС определяется на проводимых дважды в год встречах глав государств и правительств (сессии Европейского совета). Совет принимает решения на основе «диалога» с Комиссией - главным исполнительным органом ЕС.

    Особенностью ЕС является существование Европейского парламента, депутаты которого (626 человек) избираются прямым голосованием. По объему полномочий Европейский парламент нельзя считать аналогом национальных законодательных органов, однако роль его в разработке интеграционной политики растет.

    Суд ЕС играет важную роль в формировании специфического «права сообщества».

    Каждый сотрудник любой структуры ЕС обязан руководствоваться только интересами сообщества в целом (а не интересами страны, которую он представляет в. Сам факт существования Европейского союза, с одной стороны, оказывает колоссальное воздействие на трансформацию взаимоотношений между участвующими в нем государствами, с другой стороны, ЕС становится все более заметной единицей в системе глобальных международных отношений, позволяющая государствам-членам «говорить одним голосом» и придающая ЕС характер самостоятельного действующего лица на международной арене.

    Это проявляется и в ООН, и на многих международных конференциях и переговорах, и в связи с различными проблемными международно-политическими ситуациями.

    В 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, предусматривающее, в частности, и развитие политического диалога между сторонами. Еще одна проблема, стоящая на повестке дня ЕС, - активизация военно-политической интеграции. Реализация этой линии планируется через Западноевропейский союз (ЗЕС), который должен стать своего рода «военной рукой» Европейского союза, а со временем превратиться в его составную часть.

    Таким образом, происходит расширение как круга участников интеграционного объединения, так и его функциональной сферы. Общая тенденция представляется достаточно очевидной - ЕС превращается в важнейший структурный элемент политической и экономической организации континента.

    Содружество независимых государств. СНГ - межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Содружество Независимых Государств возникло как непосредственный результат распада СССР. Участниками этого объединения являются 12 государств - бывшие союзные республики СССР, за исключением прибалтийских. В 1993 году принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.

    Пост председателя СНГ переходит по очереди от одного главы государства к другому. Постоянно действующий орган СНГ - Исполком СНГ в Минске (Белоруссия). Межпарламентская ассамблея СНГ - занимается принятием законодательных актов, а также приведением законодательств СНГ под мировые стандарты.СНГ не стало ни механизмом прямого или косвенного становления унитарного государства, ни инструментом интеграции (подобного тому, который происходит в рамках ЕС). В более общем плане СНГ можно охарактеризовать как институциональную инфраструктуру многостороннего взаимодействия между независимыми государствами, возникшими на территории бывшего СССР, хотя это взаимодействие имеет лишь вспомогательный характер по отношению к их двусторонним связям, которые несут гораздо большую нагрузку.

    В целом можно сказать, что СНГ выполнило функцию минимизации негативных издержек процесса станоления независимых государств на территории бывшего СССР и имеет шанс превратиться в межгосударственное объединение с устойчивой и авторитетной позицией. Но пока оно в гораздо большей степени представляет собой поле выявления различных (и зачастую несовпадающих) интересов стран-членов, нежели эффективный механизм их сплочения. Реальная роль этой организации даже в международно-политическом развитии внутри постсоветского геополитического пространства остается маргинальной. Выявление и реализация возможностей СНГ в плане воздействия на современные международные отношения - все еще дело будущего.