Международные исследования по оценке качества математического образования. Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования

Вы наверняка что-то слышали из этих хитрых англоязычных аббревиатур, когда читали о школьниках. Но не всегда понимали, что вообще всё это значит, какие такие исследования и что они оценивают. Рассказываем, в каких международных исследованиях участвуют российские школьники и даже учителя. И как они проводятся.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Российские школьники участвуют во многих международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным дисциплинам. Зачем это нужно? Во-первых, участие в международных исследованиях помогает достаточно объективно оценить уровень образования и сравнить его с другими странами. Во-вторых, если исследование проводится на международном уровне, это значит, что для оценки уровня образования используются самые современные мониторинговые технологии. И Россия может использовать этот опыт в проведении собственных исследований на федеральном и региональном уровнях.

1. PIRLS - как школьники читают и понимают тексты

Что проверяют. Как школьники умеют читать и понимать тексты.

Кто участвует. В исследовании участвуют дети, которые оканчивают начальную школу. В России это четвероклассники. Считается, что именно к этому моменту ученики настолько развивают свои навыки чтения и работы с текстом, что они становятся базой для учёбы в средней и старшей школе.

Когда проходит. PIRLS проходит циклично - раз в пять лет. С 2001 года его проводили уже четыре раза. Последний раз в 2016 году. В PIRLS в разное время участвовали от 35 до 50 стран.

В PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) оценивают два вида чтения:

  • чтение для приобретения читательского литературного опыта;
  • чтение для освоения и использования информации.

Для проверки школьникам дают два текста: научно-популярный (информационный) и художественный. Почле чтения дети должны ответить на несколько вопросов к каждому. Вопросы к текстам оценивают четыре навыка:

  • находить информацию;
  • формулировать выводы;
  • интерпретацию и обобщение информации;
  • анализ и оценку содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Понятно, что система обучения и школьная программа могут довольно сильно разниться от страны к стране. Поэтому главная задача организаторов таких исследований - сделать так, чтобы результаты в разных странах были сравнимы между собой. Например, в большинстве стран дети начинают учиться в шесть лет, но в Англии и Новой Зеландии обучение начинается в пять лет, поэтому участие в проекте принимают школьники из пятого класса, а не из четвёртого.

Средний возраст детей, у которых проверяют качество чтения и понимание текста - 10,5 лет. Но в странах Восточной Европы ребята начинают учиться в семь лет, поэтому им в среднем 10,7 -10,9 лет.

Как в PIRLS показывают себя школьники из России . В самом первом исследовании PIRLS-2001 Россия заняла только 16-е место из 35 стран. В конце 2017 года появились результаты последнего исследования PIRLS-2016, в котором российские школьники . Причём это не в первый раз: в 2006 году Россия тоже была лидером. Несмотря на то, что PIRLS проверяет только читательскую грамотность, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов утверждает , что такие высокие результаты у наших четвероклассников означают, что в российская начальная школа - в принципе лучшая в мире.

Пример задания:

«Поиск ответа облегчен тем, что в вопросе и в ответе использованы одни и те же слова: „запасные носки“, „ноги могут промокнуть“. Читателю даже не приходится делать синонимические замены. Российских четвероклассников практически не затрудняет поиск в тексте ответа на вопрос в том случае, когда формулировки вопроса и ответа практически совпадают. Однако неопытных читателей может затруднить необходимость делать самые элементарные синонимические замены при сравнении словесной ткани вопроса и ответа. Найти в тексте ответ на вопрос гораздо легче, если не требуется переформулировать вопрос. В приведённом выше примере такие трудности испытывает около 10% десятилетних читателей во всех странах мира, в том числе и в России».

2. PISA - какой уровень знаний у учеников в средней школе

Что проверяют. Математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность школьников.

Кто участвует. В отличие от PIRLS, в этом исследовании участвуют 15-летние школьники.

Когда проходит. Впервые PISA провели в 2000 году, с тех пор оно проводится каждые три года. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. А всего с 2000 по 2015 год в PISA участвовали от 32 до 74 стран мира.

Исследование PISA позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений за три года. По результатам теста становится понятно, в каком направлении нужно развивать российское образование, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников российских школ.

Тест PISA адаптируется под изменения в сфере образования. Так, в 2012 году участники решали задачи «интерактивного типа», в которых нужно было виртуально обследовать какой-то предмет (например, кондиционер или MP3-плеер) и после этого ответить на вопросы о принципах его работы. А в 2015 году впервые проверяли финансовую грамотность школьников.

Как в PISA показывают себя школьники из России . К сожалению, результаты российских школьников в этом исследовании далеки от первых мест - за всё время Россия ни разу не вошла даже в двадцатку стран по трём показателям. А в последнем тестировании PISA-2015 .

Пример задания на математическую грамотность:

Комментарий эксперта к заданию: «В задании требуется воспринять новую информацию - описание представленной реальной ситуации - и интерпретировать её геометрическую модель, чтобы вычислить длину дуги. Опираясь на пространственное воображение и интуицию при работе с моделью, можно догадаться, что эта дуга составляет ⅙ часть длины окружности двери. Для решения нужно вспомнить (или посмотреть в списке формул) известную учащимся формулу длины окружности. Ответ в пределах от 103 до 105. […]. Подобных задач нет в российских учебниках. Слово „окружность“ не упоминается в тексте задания, и учащимя самим надо сообразить, что именно окружность, разделённая тремя радиусами на три равные части, является моделью вращающейся двери».

Пример задания на читательскую грамотность:

Комментарий эксперта к заданию: «В этом задании школьнику нужно осмыслить и оценить информацию из текста».

3. TIMSS - к ак в начальной и средней школе знают математику и естественные науки

Что проверяют. Основная цель исследования - сравнить между собой качество математического и естественнонаучного образования в начальной и средней школе.

Кто участвует. Ученики 4-х и 8-х классов.

Когда проходит. Каждые четыре года. Такая схема позволяет отслеживать, какие изменения происходят в образовании при переходе из начальной в основную школу и как они влияют на качество образования.

В 2015 году тестирование TIMSS проводилось и среди 11-классников - тогда у старшеклассников, углубленно изучающих точные предметы, проверяли понимание математики и физики.

Бонусом в странах-участницах (кстати, их в разные годы было от 25 до 50) исследуют особенности учёбы. Для этого разработаны специальные анкеты, которые заполняют не только школьники, а ещё учителя и администрация школ. Информация, которую учёные получают из этих анкет, помогает лучше понять результаты основного тестирования и объяснить, что не так с математическим или естественнонаучным образованием в стране.

Как в TIMSS показывают себя школьники из России . Результаты у российских школьников достаточно высокие. В последнем исследовании 2015 года ученики 4-х классов заняли 7-е место по математике и 4-е по естествознанию. Восьмиклассники оказались на 6-м месте по математике и на 7-м в естественных науках. Но при этом рейтинг выявил : большой объём домашних заданий, резкое падение успеваемости в средних классах и недовольство учителей своей работой.

Задание для 4-х классов по математике:

На сегодняшний день одним из важных направлений деятельности НЦОКО является развитие международной связи с ведущими международными организациями в области оценки качества образования.

В целях участия в международных исследованиях TIMSS и PISA по оценке качества образования, НЦОКО при МОН РК заключены международные соглашения с такими организациями как Международная Ассоциация по оценке качества образовательных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement - IEA) и Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co-operation and Development - OECD).

Международное исследование TIMSS, проводится Международной Ассоциацией по оценке качества образовательных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement - IEA). IEA – весьма важное звено в международном образовательном сообществе с уникальной сетью, объединяющей ученых, исследователей и политиков в совместной работе по подготовке и проведению исследований качества образовательных достижений во всем мире. С конца 1950-х годов количество членов IEA возросло с первоначальных 12 членов организации до сегодняшних 68 исследовательских институтов в области образования, начиная от университетов и заканчивая министерствами образования. Партнерами IEA в деле финансирования проектов являются правительства стран-членов Ассоциации, частные организации и другие международные институты, включая Национальный центр США по образовательной статистике, Всемирный банк, Межамериканский банк развития, Программа ООН по развитию для стран арабского мира и Европейская комиссия.

Цикличные исследования, проводимые IEA по основным школьным предметам, привлекают огромное количество стран со всего мира. Многие из присоединившихся к исследованиям IEA страны имеют средний или низкий уровень дохода, чья социальная, политическая и экономическая ситуация отличается от той ситуации, которая сложилась в странах – традиционных участниках исследований IEA. Следовательно, этот факт требует разработки новых методов работы, которые были бы действенными на практике в разных системах. С учетом данных обстоятельств IEA повысило количество обучающих семинаров, которые заключаются во всесторонней поддержке на различных этапах подготовки и осуществления исследования, с использованием соответствующей базы данных и инструкциями по работе с этой базой в условиях своей системы образования.

Результаты исследований IEA представляют не только академическую и практическую ценность, но и, что еще более важно, продемонстрировали обоснованность проведения широкомасштабных и кросс-национальных исследований. Помимо этого, стало ясно, что совместная работа нескольких исследовательских центров может быть весьма плодотворной, и вполне возможно составить тесты и анкеты, которые «работали» бы одинаково хорошо в различной культурной среде. Более того, в результате исследований обнаружено, что влияние языковых различий может быть сведено к минимуму путем точного перевода инструментария.

С тем, чтобы расширить возможности для дальнейшего вторичного анализа данныхIEA организовывает научные конференции, по результатам которых каждые два года издаются специальные материалы, основанные на данных IEA. Первая конференция прошла в 2004 году, на Кипре, затем в 2006 году подобное мероприятие прошло в Вашингтоне и в 2008 году – на Тайване. Кроме того, IEA присуждает 2 премии за высококвалифицированные научные изыскания с использованием материалов IEA: премия Ричарда М. Вулфа (Richard M. Wolf Award) – авторам научных докладов или книг и премия Брюса Х. Чоппина (Bruce H. Choppin Award) – за выдающиеся магистерские или докторские диссертации. Премии рассчитаны на то, чтобы поддерживать и продвигать авторов выдающихся научных разработок, студентов выпускных курсов и начинающих ученых, которые работали с данными IEA.

Международное исследование PISA осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций при участии национальных центров и ОЭСР - Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co-operation and Development - OECD). Работой консорциума руководит Австралийский Совет педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research – ACER). В Консорциум входят также следующие ведущие организации: Нидерландский Национальный институт измерений в области образования (Netherlands National Institute for Educational Measurement – CITO), Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS), Японский Национальный институт исследований в области образования (National Institute for Educational Research, NIER), Американская организация ВЕСТАТ (WESTAT), выполняющая различные исследования по сбору статистической информации.

Международные методы, разработанные в рамках программы PISA, сосредоточены на оценке навыков чтения, счета и научного анализа. Проект PISA направлен на исследование образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста, где оценивается функциональная грамотность подростков в области естественных наук, математики и чтения, их готовность к самостоятельной жизни в обществе.

Анализ проведенных исследований позволяет делать вывод о том, что большинство систем образования не поспевает за быстро меняющейся экономикой и не дает ученикам необходимых навыков. (Такими навыками принято считать способность к критическому, творческому мышлению, способность к совместной работе и способность адаптироваться к постоянно меняющейся технологии, используемой в быту и на производстве).

Реформирование методов оценки знаний крайне необходимо для реализации любых системных изменений в сфере образования, причем сегодня нужны не просто изменения, а преобразования глобального характера. Только они могут вооружить школьников навыками, необходимыми для успеха в мировой экономике завтрашнего дня. «В глобальной экономике главным мерилом успеха в сфере образования становится не просто повышение требований национальных стандартов, а формирование систем образования мирового класса. Именно поэтому все больше стран измеряет успехи и недостатки своей системы образования с помощью разработанных ОЭСР глобальных параметров PISA. Для эффективности данного мероприятия крайне важно непрерывно совершенствовать систему оценок, вводя в нее навыки, имеющие важное значение и для ученика, и для национальной экономики» (из выступления Андреаса Шляйхера, руководителя отдела учебных показателей и анализа ОЭСР).

Международные исследования TIMSS и PISA сосредоточены на нескольких ключевых областях, создающих наибольшие перспективы для трансформации систем образования и оценки знаний. Участие в этих исследованиях позволит Казахстану разработать методологии и новейшие технологии обучения, создавая эффективную обучающую среду и формируя воспроизводимые методы обучения и оценок с помощью информационных и коммуникационных технологий, стимулирующих развитие навыков, необходимых ученикам для успешной работы. В настоящее время НЦОКО проводит анализ успешных экспериментов по развитию и тестированию навыков XXI века и рассматривает возможности широкого распространения полученных результатов.

Источники:

Исследования TIMSS , PIRLS

сайт Международной Ассоциации по Оценке Учебных Достижений - IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement ): http :// www . iea . nl / http :// timss . bc . edu / : http://pirls.bc.edu/

http :// pirls . bc . edu / TIMSS 2007/ idb _ ug . html

http :// timss . bc . edu / pirls 2006/ user _ guide . html

Исследование PISA

сайт Организации Экономического Сотрудничества и Развития - OECD (Organisation for Economic Co - operation and Development ): www . oecd . org

PISA-2000 : http://pisa2000.acer.edu.au/index.php

PISA-2003 : http://pisa2003.acer.edu.au/index.php

PISA-2006 : http://pisa2006.acer.edu.au /

PISA-2009 : http://pisa2009.acer.edu.au /

Исследовательский институт IEA - ETS Research Institute ( IERI ).

Направление деятельности:

    совершенствование методологии исследований;

    подготовка специалистов;

    распространение результатов.

ссылка на сайт: http:// www . ierinstitute . org

Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS (англ. Trends in Mathematics and Science Study) – это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.

Исследование проводится циклично - один раз в четыре года. Впервые было проведено в 1995 году. При этом трижды с 1995 года (последний раз в 2015 году) проводилось «расширенное» исследование (Advanced TIMSS), включающее в себя изучение достижений обучающихся последнего класса школы.

отслеживать тенденции в математическом и естественнонаучном образовании участвующих стран каждые 4 года, когда учащиеся 4 классов становятся учащимися 8 класса. Таким образом, осуществляется мониторинг учебных достижений учащихся начальной и основной школы, а также изменений, происходящих в математическом и естественнонаучном образовании при переходе из начальной в основную школу.

Дополнительно изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах-участницах исследования, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей. Для этого дополнительно к международному тестированию проводится анкетирование учащихся, учителей и администрации школ, участвовавших в исследовании. Полученные данные позволяют выявить факторы, влияющие на результаты тестирования, и объяснить состояние математического и естественнонаучного образования в странах-участницах исследования.

Инструментарий международного исследования TIMSS включает: тесты достижений; анкеты (для учащихся, учителей, администрации образовательного учреждения, экспертов в области образования, наблюдателей за качеством исследования); методическое обеспечение (руководство для национальных координаторов по организации и проведению исследования, руководство по формированию выборки, руководство для школьных координаторов, руководство по проведению тестирования, руководства по проверке заданий со свободными ответами, руководство по вводу данных и др.); программное обеспечение (по отбору классов и учащихся, по вводу данных).

Результаты России в TIMSS:

2003 г.: математика (4 класс) – 9 место, математика (8 класс) – 12 место, естествознание (4 класс) – 9 место, естествознание (8 класс) – 17 место.

2007 г.: математика (4 класс) – 6 место, математика (8 класс) – 8 место, естествознание (4 класс) – 5 место, естествознание (8 класс) – 10 место.

2011 г.: математика (4 класс) – 10 место, математика (8 класс) – 6 место, естествознание (4 класс) – 5 место, естествознание (8 класс) – 7 место.

2015 г.: математика (4 класс) – 7 место, математика (8 класс) – 6 место, естествознание (4 класс) – 4 место, естествознание (8 класс) – 7 место, математика (11 класс) – 4 место, физика (11 класс) – 2 место.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (англ. Programme for International Student Assessment) – тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.

Исследование циклично и проходит раз в три года.

В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году.

Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность. Согласно итогам исследования PISA 2000-2009 лучшее среднее образование в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии, в Европе в десятке лидеров Финляндия и Нидерланды.

Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (англ. Progress in International Reading Literacy Study) – это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.

Исследование проводится циклично - один раз в пять лет, и к настоящему времени проведено четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.

В данном исследовании проверяют знания учащихся, заканчивающих четвёртый класс начальной школы, так как именно четвёртый год обучения считается важной вехой в развитии детей – к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.

В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

1. Чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

2. Чтение с целью освоения и использования информации.

В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

1. Нахождение информации, заданной в явном виде;

2. Формулирование выводов;

3. Интерпретация и обобщение информации;

4. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Кроме того, исследование содержит в себе анкеты не только для выпускников начального звена школьного обучения, но и анкеты для родителей, педагогов младших классов и административного персонала школы.

Результаты России в PIRLS: 2001 г. – 16 место, 2006 г. – 1 место, 2011 г. – 2 место, 2016 г. – результаты в стадии обработки.

Вопрос № 13


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02

Самойлова Марина Ивановна,
заместитель директора
ГОУ «Педагогический колледж № 6»
г. Москва

«Школа России» в контексте требований международного проекта
«Изучение качества чтения и понимания текста»
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)

Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, что помогает выявить различия в национальных системах образования. Международные сравнительные исследования по оценке качества образования имеют большое научное и практическое значение. Совместно с ведущими специалистами мира разрабатываются методики исследований по оценке учебных достижений, по разработке инструментария исследований, по формированию репрезентативной выборки учащихся, по обработке и анализу результатов исследования.
Исследование проводится циклично – один раз в пять лет. К настоящему времени проведено два цикла: в 2001 и в 2006 годах. Цель участия нашей страны - получение ответов на вопросы:
- Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?
- Какими уровнями читательской грамотности владеют российские школьники?
- Любят ли читать учащиеся четвертого класса?
- Как семья способствует развитию грамотности?
- Имеет ли процесс обучения
чтению в России особенности по сравнению с другими странами, если да, то в чем заключаются эти особенности?
- Отличаются ли методы обучения, которые используют наши учителя, от методов, используемых учителями в других странах?

Группы читательских умений, которые были исследованы:
1. Нахождение информации, заданной в явном виде.
2. Интерпретация и обобщение информации.
3. Формулирование выводов.
4. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Используются литературные и информационные (научно-популярные) тексты.
Виды чтения, которые чаще других используются учащимися:
1. Чтение с целью приобретения читательского литературного опыта.
2. Чтение с целью освоения и использования информации.

ГОУ «Педагогический колледж № 6» г. Москва изучил содержание системы учебников «Школа России» на предмет формирования читательских умений, исследуемых PIRLS. Основное внимание уделялось учебникам завершенных предметных линий «Литературное чтение», «Русский язык» и «Окружающий мир», т.к. именно материал данных учебников в первую очередь способствует развитию читательских способностей. Но в процессе работы стало очевидно, что задания, которые формируют данные умения, системно присутствуют также и в учебниках завершенных предметных линий «Математика» и «Технология». Более подробно остановимся на содержании учебников 1-2 классов по предметам литературное чтение, русский язык и окружающий мир.

Нахождение информации, заданной в явном виде
Многие задания, которые есть на страницах учебников завершенной предметной линии «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков способствуют формированию данных умений у учеников начальной школы. Например, после описания особенностей города и села, детям предлагается определить, на какой из фотографий изображен город, а на какой – село. Важно, что дети должны обосновать свой выбор, опираясь на информацию, предложенную в текстах. Вопросы, на которые дети отвечают после чтения, также способствуют нахождению информации, заданной в явном виде.
Пример другого задания: после изучения сезонных явлений в природе нужно определить, какие сезонные изменения могут произойти с объектами, изображенными на рисунках. Достаточно много таких заданий и в учебнике завершенной предметной линии «Литературное чтение» авт. Л.Ф. Климановой. Например, после чтения текста о ежах, предложенного в энциклопедии, и текста Е.Чарушина «Еж» дети должны сравнить информацию, полученную из этих источников. Вопросы, на которые отвечают дети, помогают обратить их внимание на существенные детали, выбрать важную информацию.
На формирование умения находить информацию, заданную в явном виде, направлены такие приемы, представленные в системе учебников «Школа России»:
- вопросы констатирующего характера;
- вопросы поискового и обобщающего характера;
- работа с иллюстрациями (задания на выявление свойств, качеств, классификацию, сериацию и т.д.);
- активизация знаний, полученных в повседневной жизни. Формулирование выводов. Этому способствуют такие задания:
- вопросы обобщающего характера;
- задания на классификацию;
- создание учащимися моделей, схем;
- установление соответствия;
- выбор решения и его обоснование;
- задания на сравнение, сопоставление.

В учебнике «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков после чтения рассказов К.Ушинского «Портрет кошки», В.Гершун «Кошки на работе» и Э.Самусенко «Промокший до нитки» дети должны сделать выводы, какую роль кошки и собаки играют в жизни человека, и составить общий план рассказа о домашнем питомце. Ответ по плану помогает ребенку ясно и четко формулировать свой рассказ. На другой странице находятся такие задания: после знакомства с тем, что такое экономика, учащиеся должны сделать вывод о том, какие отрасли экономики работают, чтобы мы могли утром выпить стакан молока, объяснить, как различные отрасли связаны между собой. После прочтения рассказа академика А.Е.Ферсмана о его коллекции камней и горных пород дети отвечают на вопрос, как человек использует богатства земных кладовых. При этом они должны обобщить полученную информацию и сделать соответствующие выводы.

В учебнике «Литературное чтение» авт. Л.Ф. Климановой учащимся предлагается такое задание, направленное на формирование умения обобщать и делать выводы: обсудите с другом, в чем проявляется творчество читателя, его умение, талант. Предложенные варианты ответов помогают наиболее точно сформулировать свою точку зрения.

В учебнике завершенной предметной линии «Русский язык» авт. В.П.Канакина задание сформулировано предельно ясно: «Сделайте вывод, как в разговорной речи большинство людей используют данные (изучаемые) формы имен существительных. Подготовьте сообщение со своими выводами и представьте его в классе». Интерпретация и обобщение информации. Наиболее полно эти умения формируется у учащихся при выполнении следующих заданий:
- проектная деятельность;
- вопросы поискового характера;
- составление рассказов на основе изученного;
- подготовка сообщений на различные темы;
- составление планов;
- иллюстрирование;
- рассматривание иллюстраций, их сравнение и описание;
- проблемные ситуации, проблемные вопросы;
- подбор названий к текстам, пословиц, отражающих основную мысль текста;
- объяснение слов, подбор лексики в соответствии с заданными признаками;
- загадки, отгадывание и составление;
- классификация, ее обоснование.

В учебнике «Русский язык» авт. В.П.Канакина разработаны проекты, которые учат интерпретировать информацию. Например, после изучения темы «Скороговорки» учащимся предлагается выполнить такую работу: составить книгу «Веселые скороговорки». При этом нужно соблюдать одно условие: в скороговорках должны быть слова с каким-либо шипящим звуком. К каждой скороговорке можно сделать рисунок.

Способность обобщать информацию развивают такие задания: «Рассмотрите с другом рисунки. Как выглядят современные и старинные книги? Что в них общего и чем они отличаются? Составьте план экскурсии по библиотеке и другие подобные задания».
В учебнике «Литературное чтение» авт. Л.Ф. Климанова предлагается задание, составить по рисунку рассказ про цыпленка, придумать окончание этой истории. Формированию способности к обобщению и навыков точной интерпретации информации способствуют ответы на вопросы:
- Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»?
- Как по-другому можно назвать стихотворение? Придумай свое название.
- Какой характер у щенка?
Также способствуют формированию данных читательских умений такие задания: «Обсудить с другом, почему книгу называют собеседником. Разделить высказывания на две группы: о книге и о чтении», «Придумай рассказ, который можно закончить пословицей «Где труд, там и радость».
Ответ на вопрос после чтения рассказа Я.Тайца «Волк»: «Почему Маша сделала вывод, что волку стыдно», также требует умения интерпретировать прочитанный текст.
Как мы видим, задания разнообразны, но при этом они направлены на формирование таких важных читательских умений, как интерпретация и обобщение информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. На формирование данных умений направлены такие задания:
- сравнение двух произведений;
- соотнесение содержания текста с пословицами и поговорками;
- вопросы, помогающие понять мотивы поступков героев;
- подбор синонимов, антонимов, объяснение многозначных слов;
- подбор эпитетов, сравнений;
- толкование слов;
- обоснование умозаключений строчками и словами из текстов;
- сравнение образных оборотов речи;
- рассказ по рисункам;
- составление планов;
- работа со схемами;
- пересказ по ролям, по частям, от лица героя.
Анализ и оценка содержания текста происходит, когда учащиеся объясняют название текста, отвечают на вопрос, кого можно назвать лучшим другом, выясняют, какими качествами должен обладать лучший друг («Литературное чтение» авт. Л.Ф.Климанова). Выполнение такого задания, как: «Сравни рассказ «Лучший друг» и стихотворение «Подарок», соотнеси содержание стихотворения с пословицами», развивает у учащихся способность к анализу и оценке. Помогает выполнить данные задания выбор правильного ответа из двух вариантов. Вопрос, можно ли сказать, что герои произведения настоящие друзья, также работает на развитие аналитических способностей. Анализа содержания текста требует от учащихся выбор, какое произведение небылица, а какое считалка; объяснение, что общего между считалкой и небылицей, что роднит небылицу со сказкой. Выделение существенных отличительных признаков формирует у детей такую мыслительную операцию, как анализ, оценка всегда требует обобщения, и при этом формируется такая операция мышления, как синтез. Ряд других заданий, которые мы можем видеть на страницах учебника «Литературное чтение», направлен на решение тех же задач. А именно: «Можем ли мы сказать, что поэт изобразил зиму как живое существо? Докажи, используя слова из стихотворения», «Можно ли догадаться о настроении людей, встретивших зиму? Как воспринимает зиму поэт? В каких строках это передано особенно ярко?» (отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина «Зима!...Крестьянин, торжествуя…»). На анализ языковых особенностей направлены вопросы: «Как ты понимаешь выражения весна идет сторонкой, слышен голос звонкий?», «Можно ли услышать песенку ручья? Как это удалось поэту?» (А.Блок «На лугу»).
Усвоению образных средств языка способствует задание «Сравни выражения: разбитая посуда, разбитая дружба». Аналогичные задания, направленные на анализ языковых особенностей текста, мы видим довольно часто на страницах учебника литературного чтения. Например:
-подумай, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?
- какие сочетания слов повторяются в стихотворении?
- о ком можно сказать «проснется и заплачет»? Как ты представляешь эту картину?
Для понимания текста важно умение выделять его структурные элементы. Множество заданий в учебнике литературного чтения решает эту задачу. Например: «расскажи сказку по рисункам, озаглавь каждый элемент», «что было в сказке сначала, что – потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи». «Рассмотри картинный план к рассказу «На горке». Проверь, соответствует ли план событиям рассказа. Каких рисунков не хватает? Перескажи текст, используя картинный план. С чего ты начнешь, как продолжишь, чем закончишь рассказ?» «Перескажи рассказ от лица Котьки».

На основании анализа содержания учебников УМК «Школа России» можно сделать вывод, что в них предусмотрено большое количество вопросов и заданий, направленных на формирование читательских умений, исследуемых PIRLS. По итогам исследований был сделан вывод, что система учебников «Школа России» обеспечивает формирование умений, исследуемых PIRLS, т.к. акценты, расставленные авторами учебников в формулировках заданий и упражнений совпадают с умениями, проверяемыми PIRLS и отражают:
приоритет понимания школьником смысла текста над его воспроизведением;
причинно-следственный, аналитический подход учащихся в работе с текстом;
суждения учащихся о прочитанном аргументированы, доказательны, оригинальны;
неформальный, занимательный характер вопросов учащихся;
высокий уровень сформированности сложных (аналитико-синтетических) умений в работе с текстом.

Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования (The Trends in International Mathematics and Science Study, TIMSS) - это периодическое мониторинговое исследование качества и тенденций развития математического и естественнонаучного направления национальных систем образования. Позволяет сравнить уровень и качество математической и естественнонаучной подготовки учащихся средней школы в разных странах мира, а также выявить и сравнить изменения, происходящие в национальных системах образования. Осуществляется Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievements, IEA) в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров. Международным координационным центром исследования является Бостонский колледж (International Study Center, Boston College), США.

Исследование проводится начиная с 1995 года, четырёхлетними циклами, и считается одним из наиболее представительных международных исследований в области среднего образования. Число стран, охваченных программой исследования, постепенно увеличивается. В России данное исследование осуществляется Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской Академии образования (ИСМО РАО) при участии Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а также органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании. Россия принимала участие во всех циклах программы TIMSS. Результаты проведённых исследований стали предметом дополнительного анализа, который провели коллективы Российской Академии образования, Федерального института развития образования и других организаций. Рекомендации и материалы, разработанные в процессе анализа, использовались при разработке государственных стандартов второго поколения, а также ряда измерителей образовательных достижений.

Целью исследования является сравнительная оценка общеобразовательной подготовки учащихся средней школы по математике и естествознанию в странах с различными системами образования, и выявление факторов, влияющих на уровень этой подготовки. Исследование проводится таким образом, что его результаты позволяют отслеживать тенденции в математическом и естественнонаучном направлениях образования каждые четыре года, когда учащиеся 4-х классов становятся учащимися 8-х классов. Дополнительно изучаются особенности содержания математического и естественнонаучного образования в странах-участницах исследования, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, преподавателей, учащихся и их семей.

Методологической основой исследования является концептуальная модель оценки образовательных достижений учащихся, позволяющая проводить анализ взаимосвязи планируемого и реализуемого уровней образования с одной стороны и достигнутым уровнем образования (результатами обучения) с другой стороны.

В рамках данной модели образование рассматривается с позиции трех уровней:

  • Планируемый уровень - социальный заказ учебному заведению. На планируемом уровне формируются официальные цели образования и совокупность педагогических и методических идей, накопленных в обществе, которая отражается в учебных программах и методических пособиях.
  • Реализуемый уровень - реальный учебный процесс учебного заведения. На реализуемом уровне преподаватель учебного заведения формирует планируемое содержание образования в реальном учебном процессе.
  • Достигнутый уровень - результаты обучения в учебном заведении. На достигнутом уровне оцениваются образовательные достижения учащегося, его знания, навыки и отношения.
  • Исследование проводится в соответствии с едиными для всех стран-участниц инструкциями, разработанными Международным координационным центром. Все этапы исследования (от формирования выборки участников исследования, перевода и адаптации его инструментария, проведение тестирования и анкетирования до проверки и обработки данных) осуществляются под непосредственным контролем международных экспертов. В каждой стране назначается Национальный координатор исследования, который определяется в рамках Соглашения о сотрудничестве в области образования между министерством образования страны-участницы и Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений. Тем самым страна гарантирует доступность соответствующей инфраструктуры и ресурсов для проведения сравнительного исследования.

    В качестве основы для разработки инструментария исследования используется специальный рамочный документ «TIMSS Assessment Frameworks and Specifications», в котором определены общие подходы к оценке образовательных достижений обучающихся по предметам естественно-математического цикла и разработке тестовых заданий, описаны виды познавательной деятельности, которые должны продемонстрировать учащиеся при выполнении заданий, перечислены основные факторы, характеризующие учащихся, преподавателей и образовательные учреждения, для анализа которых собирается информация в процессе анкетирования, приведены примеры заданий. При проведении максимально объективного тестирования, на основе которого сравниваются образовательные достижения учащихся разных стран, необходимо учитывать особенности систем образования в странах-участницах исследования. В связи с этим указанный документ разрабатывается специально организованной группой экспертов из стран-участниц и затем проходит экспертизу на соответствие проверяемого содержания учебным программам стран-участниц. Это делается для того, чтобы по результатам международного сравнения страны могли выявить сильные и слабые стороны математического и естественнонаучного образования в своих странах.

    Инструментарий исследования включает:

    • тесты достижений учащихся;
    • анкеты респондентов (учащиеся и преподаватели, администрация учебного заведения, национальный координатор и международный наблюдатель за качеством проведения исследования);
    • методический комплекс (руководства для национальных и школьных координаторов по организации и проведению исследования, формированию выборки, проведению тестирования, проверке заданий со свободными ответами, вводу данных);
    • программный комплекс (международная и национальная базы данных школ, классов и учащихся, результатов исследования).

    Основным компонентом исследования являются блоки тестов, которые разрабатываются на основе следующих принципов:

    • адекватный охват проверяемого содержания и видов учебно-познавательной деятельности;
    • максимальное соответствие их содержания изучаемым материалам стран-участниц;
    • значимость проверяемого учебного материала с точки зрения развития математического и естественнонаучного образования;
    • соответствие заданий возрастным особенностям учащихся;
    • соответствие заданий требованиям, предъявляемым к массовым научным исследованиям;
    • Обеспечение связи тестов всех циклов.

    При оценке образовательных достижений по математике используются задания различного типа (с выбором ответа, с кратким и полным развёрнутым ответом, практические задания). Задания разрабатываются по следующим темам: числа, алгебра, измерения, геометрия, работа с данными. Оцениваются следующие навыки: знания фактов и процедур, использование понятий, решение рутинных проблем, анализ, выдвижение гипотез, оценка, доказательства и другие.

    При оценке образовательных достижений по естествознанию также используются задания различного типа (с выбором ответа, с кратким и полным развёрнутым ответом, практические задания). Задания разрабатываются по следующим темам: Биология. Химия, Физика, География, Окружающая среда. Оцениваются следующие навыки: знания фактов, концептуальное понимание, аналитические способности, умение обобщать, планировать, изучать и другие.

    Дополнительное анкетирование, которое проводится в процессе исследования, предоставляет возможность сбора контекстной информации относительно социально-демографических характеристик учеников и преподавателей, организации учебного процесса по предметам естественно-математического цикла с точки зрения администрации учебных заведений, преподавателей, учащихся и их родителей, социального статуса семей учащихся, типа школы, учебных стандартов и требований, предъявляемых к общеобразовательной подготовке.

    Объективность полученных результатов исследований образовательных достижений учащихся имеет прямую зависимость от проведения процедуры представительной выборки непосредственных её участников. Качественная представительная выборка участников исследования проводится согласно плану Международного координационного центра. Обязательным условием участия страны в исследовании является соответствие характеристик обследуемой совокупности требованиям Стандарта TIMSS.

    Страна с большой территорией делится на страты, которые соответствуют административному делению государства. Для осуществления выборки страт собирается информация о численности учащихся исследуемой совокупности каждого региона. Сводный список регионов и школ составляется с указанием количества учащихся. Международный координационный центр посредством вероятностно-пропорционального метода проводит отбор не менее 150 школ-участниц от каждой страны. Отобранным школам присваивается четырёхзначный идентификационный номер. Одновременно определяются школы, которые могут заменить отобранные учреждения среднего образования в случае нарушения репрезентативности выборки (вследствие непредвиденных обстоятельств). Для каждой из школ определяется по две заменяющих.

    В целях обеспечения сопоставимости результатов исследования в разрезе каждой страны-участницы обязательным является участие не менее 85% запланированного числа учащихся отобранных классов. Каждое действие в формировании выборки учащихся фиксируется в специальных формах, которые направляются в координационный центр TIMSS. Обследуемый контингент исследования - учащиеся 4-х и 8-х классов общеобразовательных учреждений страны составляет его генеральную совокупность. Из общего списка учащихся 4-х и 8-х классов, представленного страной, отбираются по 400 учащихся на 10 вариантов теста (по 4000 учащихся начальной и средней школы). Учащиеся, попадающие под исключение, относятся к исключённой совокупности. Оставшийся контингент участников составляет исследуемую совокупность.