Классный час «Краски Осени»

Классный час :”Осенняя пора очей очарованье.”
Описание материала:
предлагаю вам сценарий классного часа в игровой форме «Унылая пора очей очарованье» для детей 5 класса. Данный материал будет полезен классным руководителям.

Цель: формирование познавательного интереса учащихся, бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Расширить кругозор.
2. Формировать навыки работы в команде.
Организация:
Классный час построен в форме игры.
Дети делятся на 2 команды, которые в процессе мероприятия будут соревноваться между собой.
За каждое верно выполненное задание команды получают жетоны в виде осенних листьев. В конце классного часа полученные жетоны подсчитываются, и определяется команда-победитель.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями), жетоны в виде листьев, листы ватмана, ножницы, клей, цветная бумага, краски или фломастеры

Ход мероприятия:

Наш урок посвящен времени года, про которое А.С.Пушкин говорил:

Унылая пора.

Очей очарованье! (Осень)

И сегодня мы проведем итоги тому, что знаем об осени, осенних изменениям в природе. А кроме того, мы еще сможем и посоревноваться.

Про осень говорят, что она мать-

Осенью кисель да блины;

Осень дождлива да сытна.

А почему такие поговорки народ сложил об осени?

Какие вы еще знаете?

Нам сегодня осень принесла свои гостинцы. Но вы их можете взять только в том случае, если правильно разгадаете загадки:

    Разминка.

    Под землей птица гнездо свила и яиц нанесла. (картофель)

    Был ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (капуста)

    Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)

    В земле сидит, хвост вверх глядит, сахар их нее можно добыть, вкусный борщ сварить. (свекла)

    Маленький, горький, луку брат..(чеснок)

    Я красна, да не девица.

Зелена, да не дубрава.

С хвостом, да не мышь. (морковь)

    В маленьком горшочке кашка сладка. (орех)

    Раунд 1. «Давайте познакомимся».
    Учитель: Для начала, давайте познакомимся с нашими командами. В течение минуты вы должны посовещаться и придумать название для своей команды. Но есть одно условие: название должно соответствовать тематике нашей сегодняшней игры, то есть осени.
    Раунд 2. «Осенняя викторина».
    Командам раздаются карточки с вопросами викторины. В течении определенного времени команды должны посовещаться и написать на карточках ответы. За каждый правильный ответ- один жетон-лист.
    Викторина:
    1. Кого, согласно народной пословице, считают по осени? (цыплят)
    2. Назовите день осеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи одинакова и равна 12 часам? (22 сентября)
    3. Кто такие «хмурень», «грязник» и «грудень» ? (старинные названия месяцев сентябрь, октябрь и ноябрь).
    4. Какой праздник отмечают в западных странах 31 октября? (Хэллоуин)
    5. Как называется период осени с 28 августа по 21 сентября? (Бабье лето).
    Раунд 3. «Музыкальный аукцион».
    Участники команд должны вспомнить строчки песен, в которых звучит слово «осень» и пропеть их. Конкурс проводится по принципу аукциона. Сначала одна команда называет песню и поет её отрывок, затем другая. Побеждает команда, которая последней назовет песню. Повторять песни, нельзя. Если дети не справились заданием, то можно дать другое

пропеть 1-й куплет песни «Голубой вагон», как кукушка (ку-ку)

пропеть 1-й куплет песни «Крокодила Гены», как воробей (чик-чирик)

пропеть 1-й куплет песни «Чунга- чанга», как ворона (кар-кар)

Раунд 4. «Литературный».
Учащимся раздаются карточки с известными стихотворениями об осени, в которых пропущены строки. Задача учащихся вспомнить стихи и дописать недостающие слова.

« Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я …. (пышное природы увяданье)
А.С. Пушкин

«Осень наступила, высохли цветы.
И ….. (глядят уныло голые кусты)
А. Плещеев

"Осень. Сказочный чертог.
Всем открытый для обзора.
Просеки …. (лесных дорог,
Заглядевшихся в озера)
Б.Пастернак

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь …. (день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.)
Ф. И. Тютчев

А) Ласточки пропали,

(А вчера грачи летали да как сеть мелькали

Вон над той горой А.Фет «Осень )

Б) Славная осень,

(Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит. Н Некрасов)

В) Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

(Зашумела у опушек

Ярко – желтая листва. А.Твардовский )

Г) Лес точно терем расписной,

(Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стено,

Стоит над светлою поляной. И.Бунин «Осень»)

Д) Кроет уж лист золотой

(Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу. А.Майков «Осень»)

Раунд 5. Конкурс капитанов «Осенние приметы».
В этом раунде участвуют капитаны команд. Их задача в течение 1 минуты вспомнить и написать на листе как можно больше признаков наступления осени.
Например:
На деревьях желтеют листья
Начинается листопад
Птицы улетают на юг ит.д.
За каждый верный признак капитан получает 1 лист-жетон. Побеждает капитан, набравший большее количество жетонов.
Раунд 6. «Палитра осени».
Командам выдаются листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, краски.
Задача команд: создать, с помощью полученных материалов, панно на тему «Золотая осень».
По завершении конкурса каждая команда представляет свою работу. (Полученные панно можно в дальнейшем использовать для осеннего оформления кабинета).
По окончанию игры команды подсчитывают полученные ими жетоны-листья. Определяется команда – победительница.

ГАПОУ НСО

«Черепановский педагогический техникум»

Конспект классного часа по эстетическому направлению

Дата проведения: 14.102016

Место проведения: МКОУ СОШ №1

Класс: 3 «б»

Учитель: Тайбашева Т.В.

Методист: Цивинская Н.А.

Студент: Радич О.А.

Тема: «Золотая осень»

Цель: обобщить знания учащихся об осени как времени года.

Задачи:

Научить видеть разнообразие природы осенью;

Обобщить знания учащихся об осени как времени года;

Развивать у обучающихся внимание, воображение, наблюдательность, чувство прекрасного, любознательность;

Воспитывать любовь к красоте родного края, природы;

Коррекция мышления.

Формируемые УУД:

Личностные результаты:

    развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

    самостоятельно организовывать свое рабочее место;

    формирование у детей способности самостоятельно формулировать тему и цели занятия.

Коммуникативные УУД:

    участие в диалоге;

    слушание и понимание других;

    сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи).

Познавательные УУД:

    самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Ресурсы: презентация.

2016

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I . Мотивационный этап

Приветствие

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Андреевна и сегодня я проведу у вас классный час.

Приветствие учителя, слушание.

II . Определение темы и постановка цели

III . Актуализация знаний

IV . Изучение нового материала

Ребята, давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящено наше сегодняшнее занятие.

Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья.

(Осень )

Осень, красивое и немного грустное время, так как прошло тёплое лето.

Разная она бывает весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождиком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Но все, же это такое прекрасное, такое чудесное время года.

Осень - одно из четырёх , между и . Осень - переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня, и постепенно понижается температура окружающей среды.

У осени есть три друга – месяцы.

Отгадайте загадки про месяцы и узнайте, как они называются.

Опустел наш школьный сад

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

Сентябрь младший брат осени.
В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну – две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов.

Ребята, а какие грибы вы знаете?

(Подосиновик, опята, волнушки, лисички, поганки, сыроежки, подберёзовик, мухомор)

Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?
(Октябрь)
Октябрь называют вершиной осени. Почему?
(это середина осени) . В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, последним птицам поспешить с отлетом.

Ребята, какие птицы на зиму улетают на юг?

(Перелетные птицы – птицы, улетающие зимой в теплые края) Жаворонок, утки, грач, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, скворец, соловей, цапля.

Действительно, дни и ночи стали холоднее, не только животные, но и люди готовятся к зиме: на полях идет уборка овощей.

Ребята, а какие овощи заготавливают на зиму? (Свекла, капуста, морковь, помидор, лук, картофель)

Поле черно-былым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
Ноябрь – последний месяц осени. В ноябре
небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.

Для каждого месяца существуют свои народные приметы и поговорки. А какие приметы про осень вы знаете?

    Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

    Гром в сентябре предвещает теплую осень.

    В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.

    В сентябре и лист на дереве не держится.

    В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

    Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.

    Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто - жди

    суровую зиму.

    Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень

    Комары в ноябре - быть мягкой зиме.

    Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет.

    В ноябре снега надует - хлеба прибудет.

    В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь

    В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

Ребята, а когда начинается осень?

Первое сентября – это календарное начало осень. А есть астрономическое начало осень. Оно еще называется День осеннего равноденствия. Это 22 или 23 сентября.

Слово «равноденствие» означает, что в эти даты продолжительность дня и ночи во всех точках земли одинакова.

Покров день - день у восточных

славян , отмечаемый1 . Связан с началом осенних традиций , вечерних девичьих и осеннего свадебногосезона - первый по настоящему осенний праздник .

На Руси этот праздник широко отмечался вкрестьянском быту , вобрав в себя многие

обряды древнеславянских осенних

празднеств в ознаменование окончания полевых работ и серьезной

подготовкой к зиме .

В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот

праздник уходит оченьглубоко . Само

название народные верования связывали с

первым инеем , который « покрывал » землю , указывая на близость зимних холодов , хотя точного названия праздника не сохранилось . Примерно с этих дней топили в избах:

начинали работать пряхи и ткачихи .

А теперь, ребята, послушайте приметы, которые связаны с этим днем.

Каков Покров, такова и зима.

Считается, что если журавли к этому дню все улетели, то зима будет ранней. А вот если на Покров дуб и береза полностью сбросили свои листочки, то жди теплой и мягкой погоды в течение всей .

Ребята, а вам нравиться это время года? Почему? Какие чувства у вас вызывает осень? Какое настроение?

А теперь, ребята, нарисуйте осень как вы ее представляете. (Показ рисунков)

Отгадывают загадку, определяют тему занятия.

Слушают учителя.

Отгадывают загадки, слушают учителя.

Работают по теме занятия, отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя.

Рассуждают, отвечают на вопрос.

Слушают рассказ учителя.

Слушают приметы осени.

Отвечают устно, высказывают свое мнение.

Рисуют картину осень.

III . Итог занятия

Ребята, о чем мы сегодня разговаривали?

Какие характерные черты осень?

Какие события? Приметы?

Подводят итог, проводят анализ занятия, отвечают на вопросы.

IV . Рефлексия

Вам понравилось сегодняшнее занятие?

С каким настроением вы закончили сегодняшнее занятие?

Отвечают на вопросы.

Золотая осень – как чудесно звучит это выражение! Классный час на тему осени поможет юным ученикам 1 и 2 и более старших классов научиться отличать это время года от других. Ученики узнают, что происходит осенью с природой и как на эту время года реагируют животных, птицы и люди. Плюс мы сделали для вас презентацию к данному уроку классного часа.


В начале классного чала учитель рассказывает стихотворение про осень.

Классный руководитель:
Взяла осень в руки краски,
Желтую, оранжевую и красную!
«Кистью» замахала,
И деревья все разрисовала!
Краска на траву попала,
И вся трава такой же желтой стала.
И словно золотом вокруг все так сверкает,
Не зря же осень «золотой» называют!

Я не зря начала наш классный час с рассказа стихотворения про осень. Ведь осень – это прекрасное время года. Осень – это волшебное время года. Осень – это необычная сказка, которую нам дарит сама природа.
Многие известные писатели и поэты восхваляли осень в своих стихах, рассказах и поэмах. Они описывали осень как необычное время года, которое ждешь после жаркого и душного лета. Ребята, а какие известные стихи про осень знаете вы?

Ученики называют названия стихотворений про осень и если могут, то рассказывают их. А если они не знают, то учитель сам зачитывает несколько стихов.

Классный руководитель:
Не только писатели, но и сами люди сложили много пословиц, поговорок и народных примет про осень. Какие знаете вы?

Ученики говорят пословицы, поговорки и народные приметы про осень. А учитель им помогает.

Классный руководитель:
А ведь не только писатели посвящали осени свои творения, но и художники запечатлели осень на своих холстах. И многие из этих картин знамениты и по сей день. А вы знаете, какие это картины?

Ученики называют названия картин. Если не знают, то учитель им помогает в этом.

Классный руководитель:
А вы знаете, что происходит с природой осенью? А как осенью себя ведут птицы и звери? Давайте вспомним, а кто не знает, тому поможем узнать.

Ученики и учитель вместе говорят о том, какие изменения происходят в природе и в жизни животных и зверей осенью.
Например, на деревьях желтеют листья, также желтеет трава. А вот рябина наоборот становится красной, ведь она поспевает осенью. С каждым днем тепла становится все меньше и меньше, небо все чаще и чаще затянуто облаками и тучами, часто идет дождь. Ночи становятся заметно холоднее. Многие птицы улетают в теплые края для зимовки (можно перечислить эти птицы). Звери, такие как белка и все грызуны собирают себе на зиму орешки и зернышки, грибы и жёлуди. Бобры стоят и утепляют хатки для зимовки, и также запасаются ветками на зиму для еды.

Классный руководитель:
Вот мы и узнали про осень много интересного и нового. А теперь давайте попробуем поиграть в игру и выяснить, что относится к осени, а что нет.

Игра заключается в следующем:
Детям на экране показываются одновременно четыре рисунка, и дети должны сказать какой или какие рисунки подходят для осени. Например, на экране четыре рисунка: уборка урожая, купание детей в речке, игра детей в снежки и спелая земляника. Здесь правильный ответ – уборка урожая, ведь это собирают осенью. Следующие картинки: зеленые листья, деревья в снегу, желтые листья и цветущие поле маков. Здесь правильный ответ – желтые листья, ведь они желтеют осенью. И так далее, сколько сможете придумать вариантов вопросов.

Классный руководитель:
Вы любите разгадывать загадки? А давайте мы с вами попробуем разгадать загадки про осень и про природные явления, которые происходят осенью. Готовы?

Учитель загадывает ученикам загадки.

Загадка 1.
Весной почки набухают,
Летом листья «расцветают»,
Летом листья зеленеют,
А осенью они…
(ответ: желтеют)

Загадка 2.
Небо хмурится с утра,
Не гуляет детвора.
Серые тучки по небу гуляют,
Нам на землю… посылают.
(ответ: дождь)

Загадка 3.
Осень настала, листья кружат,
Это зовётся?
(ответ: листопад)

Тема: «Времена года. Осень пришла» (экскурсия)

Цели и задачи классного часа

— Воспитывать бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды;

— прививать навыки анализа, наблюдения за изменениями в природе;

— развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Оборудование

Спортивная форма или одежда по предстоящей погоде; обувь, предназначенная для ходьбы; возможны папки для сбора гербария.

Подготовительная работа

Учитель заранее сообщает ученикам о предстоящей экскурсии, говорит о месте ее проведения, напоминает правила поведения. Проводит беседу по следующим вопросам:

— Какого цвета были листья у деревьев летом?

— Какого цвета была трава летом?

— Что вы собирали летом в лесу?

Ход классного часа

Беседа об осени

Учитель:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Пришла волшебница-осень, взмахнула своей волшебной палочкой, и все животные, растения, люди стали готовиться к зиме. Давайте представим, что мы с вами в сказочном сквере, и деревья будто разговаривают с нами.

Расскажи ты нам, береза златоглавая, как осень встречаешь?

Ученица: Я — царица лесов. Обо мне поют песни, складывают сказки, пишут стихи:

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

С. Прокофьев

Осенью я надеваю солнечного цвета сарафанчик как воспоминание о ласковом, жарком лете. Золотым дождем сыплются на землю мои листья-самоцветы. Прислушайтесь к их хороводу, и вы услышите удивительную осеннюю мелодию. (Дети закрывают глаза и слушают.)

Учитель : А как встречает осень елочка? (Ответы детей.)

«...Каждую осень в день елочкиного рождения деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку золотыми рыбками. И стоит елочка счастливая: раскинула лапки, и на ладошках — подарки. Вся в золоте, нарядная, разноцветная...» (Н. Сладков).

Беседа об изменении одежды людей

Учитель: Ребята, а как изменилась наша одежда? Почему? (Наблюдение за прохожими, беседа.)

Действительно, дни и ночи стали холоднее, в огородах убрали овощи, чтобы они не замерзли. А сейчас мы проверим, как ребятишки знают овощи. Слушайте внимательно, отгадывайте старательно.

Красная мышка с белым хвостиком

В норке сидела под зеленым листиком. (Редиска.)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (Картофель.)

Над землей — трава,

Под землей — алая голова. (Свекла.)

Учитель: Молодцы, ребята! А какие овощи вы еще знаете? (Ответы детей.)

Убрали лук, картошку, репу, морковь, одна капуста осталась. У нее, у капусты, 77 одежек — она и холода не боится. А вы, ребята, не замерзли? Давайте погреемся, поиграем в игру «Гуси и волк».

— Гуси! Гуси!

— Га! Га! Га!

— Есть хотите? -Да! Да! Да!

— Так чего ж вы не летите?

Серый волк под горой. Не пускает нас домой.

— Гуси, а как вы готовитесь к зиме? (Ответы детей.)

— А как другие животные готовятся к зиме? (Беседа.)

Учитель:

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

А. Гонтарь

Учитель читает, дети выполняют соответствующие движения.

— А в заключение посмотрим, кто из вас самый наблюдательный?

— Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

—- Кто сушит грибы на деревьях? (Белка.)

— У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (У зайца.)

— Не на все вопросы мы знаем ответы, поэтому и будем изучать окружающий нас мир. Мы должны бережно относиться к природе в благодарность за ее дары. (Обращаем особое внимание на мусор в сквере.)

— Природа готовится к зиме. Волшебница-осень дарит нам сегодня прекрасный букет из листьев. Выберите листочек, который вам больше всего понравится. Этим букетом мы украсим наш класс.

Подведение итогов классного часа

Учитель в краткой беседе еще раз вспоминает с учащимися, о чем шел разговор во время экскурсии, и предлагает подумать: «На каких уроках мы сможем использовать собранные листья?»