История динозавров. Интересные факты о динозаврах

Серия: "Шпаргалки для мамы.Малый набор"

Чтобы ребенок не вырос ограниченным человеком, Вы должны с раннего возраста познакомить его с жизнью братьев наших меньших. В энциклопедиях и на сайтах интересныефакты из жизни животных разбросаны по всему тексту и пользоваться ими неудобно, особенно вне дома. Покупая "Детям о динозаврах", Вы получаете 50 карточек, на которых приведены изображения и запоминающиеся данные о доисторических монстрах и их повадках Набор карточек удобно хранить дома и брать на природу и в гости. Ребёнок наугад выбирает карточку из набора! Составитель: В. Стельмак.

Издательство: "Лерман" (2013)

ISBN: 0460301058193, 4603010581932

В Лабиринте

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Чтобы ребенок не вырос ограниченным человеком, Вы должны с раннего возраста познакомить его с жизнью братьев наших меньших. В энциклопедиях и на сайтах интересныефакты из жизни животных разбросаны… - Лерман, Шпаргалки для мамы.Малый набор 2013
    560 бумажная книга
    Шпаргалки для мамы Обучающие карточки Детям о динозаврах 3-12 лет Чтобы ребенок не вырос ограниченным человеком, Вы должны с раннего возраста знакомить его с историей нашей планеты. Например, с историей динозавров для детей. Однако, энциклопедия динозавры для детей… - (формат: 275x285, 12 стр.)
    250 бумажная книга
    Дорогие друзья! Вы держите в руках интереснейшую книгу. С её помощью вы совершите путешествие во времени и отправитесь на 250 миллионов лет назад, во времена владычества загадочных и непостижимых… - Владис, (формат: Мягкая бумажная, 24 стр.) 2018
    752 бумажная книга
    Детям о динозаврах. Иллюстрированная энциклопедия Дорогие друзья! Вы держите в руках интереснейшую книгу. С её помощью вы совершите путешествие во времени и отправитесь на 250 миллионов лет назад, во времена владычества загадочных и непостижимых… - Владис, (формат: Мягкая бумажная, 24 стр.) 2018
    630 бумажная книга
    Феданова Ю., Скиба Т. (ред.) Детям о динозаврах. Иллюстрированная энциклопедия Дорогие друзья! . Вы держите в руках интереснейшую книгу. С её помощью вы совершите путешествие во времени и отправитесь на 250 миллионов лет назад, во времена владычества загадочных и непостижимых… - Владис, (формат: Твердая глянцевая, 224 стр.) 2018
    720 бумажная книга
    Даррен Нэйш, Пол Барретт Динозавры. 150 000 000 лет господства на Земле Отзывы Эта богато иллюстрированная, легко и доступно написанная книга привлечет любого, кто интересуется эволюционной биологией. Здесь читатель найдет все: от цифровой реконструкции передвижения… - Альпина Нон-фикшн, (формат: Твердая глянцевая, 224 стр.) Научно-популярная литература 2018
    594 бумажная книга
    Викалетта Я - археолог. Я - зоолог. Я - палеонтолог. Я - путешественник. Веселые приключения кукарак. Кукараки в стране сказок. Кукараки изучают технику. Кукараки в мире животных(количество томов: 8) 2017
    331 бумажная книга
    Я в жизни. Я в профессии. Я в сказке. Я в спорте. Я - архитектор. Я - зоолог. Я - палеонтолог. Я - путешественник (количество томов: 8) "Я в жизни" . Волшебный мир чудесных преображений ждет тебя! Жизнь - это настоящее приключение, полное самых разнообразных занятий! Что ты любишь делать больше всего? Приклеивай красивые наклейки и… - Весь, (формат: Мягкая бумажная, 24 стр.) - 2017
    383 бумажная книга
    Я - археолог. Я - зоолог. Я - палеонтолог. Я - путешественник. Логика. Пространство. Счет. Пословицы и поговорки. Раскрась праздник. Стихотворения (количество томов: 10) Я – археолог! Искать сокровища, разгадывать древние тайны, участвовать в опасных экспедициях - это мечта каждого ребёнка! Познавательная книга 171;Я - археолог 187;познакомит ваших детей с… - Весь, (формат: 275x285, 12 стр.) - 2017
    381 бумажная книга
    Я - археолог. Я - зоолог. Я - палеонтолог. Я - путешественник. Я - архитектор. Я - зоолог. Я - океанолог. Я - путешественник (количество томов: 8) В комплект входят следующие книги. Я – археолог! Искать сокровища, разгадывать древние тайны, участвовать в опасных экспедициях - это мечта каждого ребёнка! Познавательная книга 171;Я -… - Весь, (формат: 275x285, 12 стр.) - 2017
    392 бумажная книга
    Евдокимова К. (сост.) Я – палеонтолог! О чем книгаКакой ребенок не любит разгадывать секреты прошлого? Кого из нас в детстве не манил древний мир и связанный с ним тайны? Познавательная книга "Я - палеонтолог" познакомит вашего ребенка с… - Весь СПб, (формат: Мягкая бумажная, 24 стр.) 2017
    110 бумажная книга
    Ксения Евдокимова Я - палеонтолог О чем книгаКакой ребёнок не любит разгадывать секреты прошлого? Кого из нас в детстве не манил древний мир и связанный с ним тайны? Познавательная книга `Я - палеонтолог` познакомит вашего ребёнка с… - ИГ `Весь`, (формат: Мягкая бумажная, 24 стр.) Занимательно обо всем 2017
    117 бумажная книга
    Мэгги Бейтсон Игры с динозаврами Что вас ждет под обложкой: ИГРЫ С ДИНОЗАВРАМИ - новая книжка 3 в 1. Это и захватывающая история о приключениях Чарли и Эмили, и вынимающиеся фигурки, и объёмные декорации… и все это о динозаврах! Под… - Клевер-Медиа-Групп, (формат: 275x285, 12 стр.) Волшебный театр 3D

    Всё тайное и загадочное всегда привлекает детей. Жажда познания может быть удовлетворена в ходе поисково – исследовательской деятельности. Предлагаю Вам расширить представления детей о динозаврах – самых древних животных нашей планеты. Конечно, же все названия динозавров ребёнку запомнить сложно, но услышать необычные имена этих представителей фауны ему будет очень интересно.

    Что же мы можем рассказать детям о динозаврах? Динозавры жили очень давно, несколько миллионов лет назад, когда ещё не было людей на Земле. Их можно сравнить с крокодилами, черепахами и змеями. Это огромные животные, которые жили и на суше и в воде. Среди них были травоядные и хищники. Динозавры жили во всех частях света, их останки находят до сих пор и собирают скелеты, чтобы люди увидели хозяев лесов и полей, живших миллионы лет назад. Почему они вымерли? До сих пор нет точного ответа на этот вопрос. Одни учёные считают, что на Земле сильно похолодало. Другие специалисты считают, что из космоса упали твёрдые объекты, подняв клубы песка и пыли, что привело к солнечному затмению и смене климата. Третьи доказывают, что динозавры отравились растениями.

    Свои истории сопровождайте просмотром книг, энциклопедий. Поисково – исследовательскую деятельность можно провести и на улице в летний день. Предварительно приготовьте части тела динозавра, вырезав их из линолеума или фанеры. Разместите их в песочнице, присыпав песком. Расскажите ребёнку, что возможно и в ваше песочнице находятся останки динозавров и аккуратно попытайтесь их «найти», используя кисточки, лопатки. Найдя все части тела, предложите ребёнку собрать макет динозавра, а дома нарисовать его или вылепить из пластилина.

    Динозавров можно назвать «звёздами телеэкранов». Снимается много фильмов о временах юрского и мелового периодов, леденящих от ужаса кровь. Такие фильмы старайтесь смотреть без детей. А дошкольнику предложите посмотреть мультипликационный сериал «Поезд динозавров». Почитайте сказки о динозаврах: «Сказка о динозавре по имени Неумеха», «Сказка о летучем динозавре», «Сказка о братьях динозаврах».

    Полученные знания закрепите походом в зоопарк или созданием динозавров собственными руками. Можно сделать блокнот. Из бумаги, сложенной «гармошкой» вырежьте силуэт понравившегося ребёнку динозавра. Листки скрепите степлером. Такой сувенир понравится не только ребёнку, но и его друзьям.

    В дождливую погоду предлагаю сделать панно с динозавром, используя бросовый материал. В данном случае мы возьмём компакт – диск. Такое панно украсит детскую комнату, может послужить подарком, разовьёт творческие способности Вашего ребёнка и станет занимательным досугом не только для ребёнка, но и для взрослых.

    Итак, мастер – класс «Такие забавные динозавры».

    Нам понадобятся картон, цветная бумага, компакт – диск, клей, двусторонний скотч и фантазия.

    1. На альбомном листе нарисуйте эскиз панно.

    2. Перенесите детали на лист цветной бумаги. Для этого приложите эскиз и цветную бумагу к стеклу и обведите части тела динозавра.

    3. Вырежьте обведённые детали. Это может сделать и ребёнок.

    4. Приклейте вырезанные детали на бумагу контрастного цвета, добавьте оформление (глаза, пятнышки, перепонки на ногах) и вырежьте, оставляя кант из контрастной бумаги 2-3 мм.

    5. Обведите на листе картона диск, расчитав его место в соответствии с эскизом. Так, чтобы остальные детали не выходили за рамки основы.

    6. Приклейте части тела динозавра, немного заходя за контур диска.

    Конспект занятия для младших школьников "Путь к динозаврам"



    Миллионы лет назад, задолго до появления человека на Земле, динозавры властвовали на планете.
    Думаю, что Вы согласитесь, динозавры - самые удивительные из всех существ живших на нашей планете, они дo сих пoр вoлнуют вooбрaжение людей, вызывaют их oстрый интерес, особенно у детей. Предложенный материал можно использовать во внеурочной деятельности, как внеклассное занятие по окружающему миру в начальной школе, в виде классного часа. Дети, через разнообразные виды деятельности знакомятся и лучше узнают о времени появления динозавров, об их видах, разнообразии. Через практическую деятельность узнают о людях, которые занимаются изучением этих животных, палеонтологах.
    Материал будет полезен учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования.
    Цель: сформировать представления о далёком прошлом Земли и исчезнувшем мире динозавров.
    Задачи:
    Образовательные:
    -познакомить с далеким прошлым нашей планеты
    -показать, как люди узнают о динозаврах и как это могут узнать дети, раскрыть понятие слова " палеонтология"
    Развивающие:
    развивать логическое мышление;
    развивать воображение, память и речь.
    развивать интерес к познанию природы;
    поощрять самостоятельность «открытия»;
    развивать умения детей видеть отличительные особенности динозавров.
    Воспитательные:
    - воспитать гуманного, социально активного человека, бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человека.

    Ход занятия

    1.Орг.момент
    Мой юный друг!
    Я приглашу тебя в чудесную страну,
    Страны такой ты не встречал на свете.
    Как интересно там поверь,
    Давай, откроем эту дверь!


    2.Введение в тему
    Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в очень далекое прошлое нашей Земли. Но, чтобы узнать для чего мы туда отправляемся, предлагаю выполнить одно интересное дело. Мы займемся раскопками. Но сначала обратимся к словарю: раскопки - работа, направленная на поиски и извлечение чего-либо, скрытого в земле. А вы знаете, кто и зачем проводит раскопки?


    У нас есть две замечательные профессии – археолог и палеонтолог, которые раскрывают и изучают тайны и секреты, скрытые в подземном мире. Но, палеонтологи занимаются изучением животных или растительных окаменелостей, т.е изучают нашу Планету по костям, отпечаткам, окаменелостям., а археологи изучают прошлое человеческой культуры и образа жизни, быт наших предков по предмета, сооружениям и т.п.
    Они ведут раскопки
    В поле и на сопке.
    И в пустыне южной
    И в Сибире вьюжной.
    И во всех частях Земли,
    Что б узнать мы прошлое смогли!

    Итак, мы сейчас проведем свои раскопки, которые помогут нам понять, кем мы станем на время нашего занятия – археологами или палеонтологами.
    Раскопать – значит, приподнять толщу земли, но так, чтобы не потревожить все, что в ней спрятано. Специалисты пользуются разными инструментами – лопатами,кирками,ножами.Но нам предстоит работа полегче,мы будем работать кисточкой. Только надо быть аккуратными и внимательными. Отыщите и соберите все, что зарыто


    (Прим . в коробочках с любым заменителем земли-манка, соль, мелкая крупа, мелкие опилки(по возможности и желанию учителя), спрятаны кости скелета динозавра или отдельные части из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, фабричного изготовления и т.п.)
    -Что вы откопали? Соберите их в единое целое? Что получилось? Значит, кем мы стали на время?
    3. Сообщение темы и целей.
    В начале занятия я сказала, что нас ждет путешествие. Мы с вами проследим весь «Путь к динозаврам». Узнаем, какой была жизнь до появления этих древних животных, попытаемся больше и лучше познакомиться с ними.
    4.Основная часть
    1.Рассказ учителя
    (Прим . рассказ может сопровождаться показом презентации или учитель по ходу своего сообщения дополняет картину нужными изображениями).
    Грозно и неуютно выглядела наша Земля 600 млн лет тому назад. До появления первых динозавров оставалось 400млн лет.То тут,то там грохотали могучие вулканы,а из недр вырывались огненные потоки лавы и текли по бесконечной пустыне.


    Но в теплых и совсем несоленых водах мелководного океана уже появилась жизнь.У самой поверхности в горячих лучах солнца носились бесчисленные рои прозрачных студенистых комочков.Шло время, и вот уже некоторые из них опустились на дно и прочно к нему прикрепились. От них произошли растения. Другие так и остались морскими бродягами. Некоторые вырастили себе прочный домик-панцирь и стали моллюсками.


    На суше все еще пустынно.скалы,песок.тишина.только прибой выбрасывает на берег водоросли,червяков,улиток – всех,кого заставала врасплох океанская волна.Они гибнут без воды под жарким солнцем.Но какие-то водоросли выжили,укоренились.И уже копошатся,прячутся в их корнях маленькие ничтожные червяки.А океан создает первых гигантов.
    Проходили миллионы лет. Менялся климат. Начались засухи. Их сменяли затяжные дожди.Водоемы то растекались,то сжимались в мозаику луж. В борьбе за жизнь побеждал тот,кто в туманной ночи ковылял сквозь заросли, проползал по песчаным дюнам и плюхался в воду.
    Прошло 200 млн лет с тех пор,как первые морские водоросли зацепились за сушу и началось ее завоевание. И вот уже исполинские хвощи и прапапоротники образуют непроходимые чащи.В их листве и сплетении корней кипит праздник жизни.


    Совсем чужим показался бы нам мир тех дней с однообразной зеленью лесов,без цветов,без голосов птиц,без жужжания пчел,без разноцветных порхающих бабочек. Жара и духота гнала бы нас к океану, который по-прежнему безмолвствует.
    Прошло еще 150 млн лет и на арену жизни вступили ящеры. Ящеры эти пока не динозавры.Они еще не слишком громадны,ужасны и удивительны по сравнению с идущими следом динозаврами. Недоброй была Земля.Опасной!


    На Земле,после продолжительного периода влажного тепла,начались суровае времена.Климат становился все холоднее и на суше..На Земле возникают как бы две крайности: Великое оледенение и Великое осушение.Первые пустыни покрыли Землю.Погибли папоротниковые леса и древняя тайга.
    И вот наступила пора динозавров.


    Неприветливой и страшной показалась бы нам Земля в те времена. Повсюду динозавры – большие и маленькие, мирные и хищные, медлительные и быстроногие, на двух или четырех ногах.
    Наверное очень хорошо,что в наше время нет этих древних гигантов –динозавров. Трудно представить, как мы бы сосуществовали рядом с ними.
    Трудно поверить, что потребовались миллионы лет до появление этих животных, а мы прошли этот путь развития за несколько минут.
    Физминутка
    Динозавр устал сидеть,
    Нужно ноженьки погреть.
    Лапы вверх, лапы вниз.
    На носочках подтянись,
    Лапки ставим на бочок,
    На носочках скок-скок-скок.
    А затем вприсядку,
    Чтоб не мёрзли лапки.
    Прыгать динозавр горазд,
    Он подпрыгнул десять раз.

    2. Динозавры.
    Первые найденные при раскопках окаменелые останки, поражавших воображение своими размерами, приписывали несуществующим драконам. Позже был введен термин «динозавр». Слово происходит от греческого (deinos) - «страшный, ужасный» и (sauros) - «ящер».
    Со времени открытия первого динозавра их останки были найдены на всех континентах планеты, включая Антарктиду.
    Чтобы не путаться среди динозавров, ученые давали им «имена-названия». Названия подбирались с особенностями внешнего облика или строения, иногда - с предполагаемым образом жизни или поведением. Некоторым динозаврам давали "имя" по названию места, где они были впервые найдены.
    Давайте попробуем выполнить такую же работу, подберем каждому изображенному динозавру его «имя». Игра «Найди хозяина». (Прим. на доске плакат с изображением некоторых динозавров, на учительском столе карточки с названием. Дети по желанию выбирают карточку, находят его хозяина и прикрепляют под изображением. При выборе опираются на внешний вид или строение динозавра).
    «яйцекрад» -овираптор, "ужасный коготь" – дейноних, "ящер - попугай" - пситтакозавр - "трехрогая морда"-трицератопс, «крышеящер» - стегозавр, «самая большая ящерица» - ультразавр, «ящер с гребнем»-зауролоф.

    "ЯЙЦЕКРАД"

    "КРЫШЕЯЩЕР"

    3.Исчезновение.
    Уж много миллионов лет
    На свете динозавров нет,
    На всей большой планете!
    Никто не знает – почему?
    Наверное, лишь потому,
    Что это их большой секрет!

    В течение 160 миллионов лет эти животные доминировали на планете. Период исчезновения занял около 5 миллионов лет, и вот уже примерно 65 миллионов лет в мире животных они отсутствуют. Ученые доказали, что динозавры вымерли, но до сих пор не названа точная причина. Этот период ученые назвали «великим вымиранием»
    Почему исчезли динозавры?
    Потому, что каши мало ели.
    Мамы их просили: - Съешьте завтрак.
    А они овсянки не хотели.
    Мамы им твердили:
    - Вот вам фрукты,
    Деткам так полезны витамины.
    Но они чихали на продукты.
    И худели их хвосты и спины.
    Становились динозавры-дети
    Меньше,
    Меньше,
    Меньше
    Постепенно.
    А потом их стало не заметить.
    Так они пропали. Совершенно. Сметанин А.

    Как вы поняли, стихотворение шуточное, но по одной из научных версий погибли динозавры из-за того, что попросту не могли найти себе достаточно пропитания, либо появились растения, которые убили ящеров. Считается, что на Земле распространились цветковые растения, которыми и отравились динозавры.
    По другой версии, после падения космического тела по планете прошла мощная ударная волна, в атмосферу поднялись тучи пыли, планету окутали плотные облака, которые практически не пропускали солнечный свет. Соответственно в разы поубавилось количество растительности, которая была источником пищи для травоядных динозавров, а они в свою очередь позволяли выживать хищным ящерам.
    4. Музей
    Мы собрали рюкзаки
    И надели сапоги
    мы собрались не гулять
    А Динозавра отыскать.
    Где же нам его найти?
    Может, в Африку пойти?
    Нет его среди песков,
    Нет среди холодных льдов,
    Нет на дальних островах,
    Нет его и в горах.
    Встретив рыжую лису
    В нашем лесу
    Мы о нем спросили…
    - Нет, - ответила лиса, -
    -Динозавра ищите вы зря.
    -Вымер, бедный, он давно.
    Что нам делать, как тут быть
    -Надо Вам в музей сходить!
    Динозавра мы нашли
    Лишь, когда в музей пришли.

    На сегодняшний день существует огромное количество музеев по всему свету, которые позволяют нам не только увидеть различные скелеты динозавров, но и лучше познакомиться с ними, а также узнать больше о мире, в котором они жили.


    Приглашаю вас на виртуальную прогулку по музею динозавров. (Прим .можно организовать просмотр видео или презентации любого палеонтологического музея с экспозицией динозавров).
    5. Детеныши
    В любой семье на свете
    Есть взрослые и дети:
    У людей – ребята,
    А динозаврики - у динозавра.
    Все дети на свете
    Похожи на мам.
    Ты это, наверное,
    Знаешь и сам.


    Динозаврики были маленькими копиями своих родителей. Они вылуплялись из яиц.


    Некоторые динозавры были очень заботливыми родителями. Они строили гнезда, охраняли свои кладки яиц от хищников и не покидали детенышей, пока они не начинали заботиться о себе сами. Одним из таких был Майазавр –означает «ящер заботливая мама». Когда детеныши вылуплялись из яиц, взрослые майазавры продолжали охранять их и носили им пищу. Родители пережевывали жесткие растения, прежде чем скормить их. Они собирали малышей в детские сады – чтобы те не разбежались.
    У мамы-динозаврихи
    В семействе прибавленье –
    Малютки-динозаврики
    Достойны умиленья!
    Еще вчера динозаврята
    Лежали в яйцах, как цыплята,
    И скучно было там, хоть плачь,
    Яйцо всего... с футбольный мяч!
    Но вот скорлупки развалились,
    Из них степенно появились:
    Лобастик, Бука, Радостёнок,
    А этот шустрый – Пострелёнок.
    Гуськом за мамой, след вослед,
    Отправились глядеть на свет,
    Пришли... Вот динозавров стадо,
    Здесь мама всем представить рада
    Детишек: «Бука, Радостёнок,
    Лобастик... где же Пострелёнок?
    О горе, горе, неужели
    Напали хищники и съели
    Сыночка, крошечку, ребёнка,
    Несчастного динозаврёнка?»
    И мчится стадо, мчится мать
    Пропавшего искать, спасать.
    От топота земля дрожит
    И лес поваленный трещит...
    Вдруг видят, вот он – Пострелёнок,
    Хвостом играет, как котёнок:
    Кружится, силится поймать,
    Но хвост не может свой догнать.
    От пережитого волненья
    У динозавров тут колени
    Ослабли вмиг и подломились –
    Гиганты...в обморок свалились!.. Монт А.

    Чтобы узнать, как выглядели майазавры, мы займемся восстановлением его облика. Ученые это делают с изучения его костей, а мы с вами сделаем следующее. Обведем рисунок по точкам, и получим полное изображение этого динозавра. (Прим . листочки с заданием подготавливаются заранее и раздаются по ходу занятия).


    Игра «Детский сад».
    Детский сад, детский сад!
    Динозаврики шумят.
    1,2,3,4,5-
    Жаль, что всех не сосчитать.
    Мамы за детьми пришли,
    Но своих динозавриков не нашли.

    Вам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. (Прим. карточки с изображением детёнышей и игровое поле с изображением силуэта взрослого на доске).


    Физминутка
    Динозаврику каждый день,
    Поразмяться уж не лень.
    Встанет рано поутру,
    Скачет быстро по двору.
    Головой своей качает,
    Повороты выполняет.
    Оглядится он вокруг
    И на стульчик тихо плюх.

    6.Летающий динозавр
    Ну а сейчас я вас снова приглашаю на раскопки. Палеонтологи нашли отпечаток скелета динозавра.


    Но от времени он практически исчез, чтобы его увидеть, отпечаток надо прокрасить краской.(Прим . рисунок выполнен в технике «фотокопии»-рисование свечой или восковыми мелками).
    Перед вами отпечаток скелета Птерозавра- «летающий ящер»,но не называйте его птицей. Летающие динозавры не были покрыты перьми,а так называемое крыло-это кожные перепонки,натянутые между конечностями.
    Широко раскинув крылья
    Над равниною морской.
    Рассекая воздух встречный
    Ловит рыбу ящер этот.
    В небе он один летает,
    И на землю взор бросает.
    Гордый, сильный и большой
    С доброю он был душой.


    Предлагаю собрать бумажного птерозавра. (Прим .учитель может предложить оригами или детальный сбор,в зависимости от возраста учащихся. Для моих это был самый удобный вид сборки).


    5.Заключительная часть.
    Итак, динозавры –вымершие животные. Но, давайте представим, что появились новые.
    Как на нашем огороде –
    Небывалая напасть:
    Динозавры всюду бродят –
    Негде яблоку упасть!
    Мы и так других не хуже
    В отношении чудес,
    Да ещё любая лужа
    Вроде озера Лох-Несс:
    Мухозавры там летают!
    Жукозавры там живут!
    Хрюкозавры отдыхают,
    Лужевую воду пьют!
    Уткозавры лапы моют
    У крутого бережка,
    Курозавры землю роют –
    Добывают червяка,
    Котозавры колобродят,
    С крыш сигая с ветерком,
    Мышезавры хороводят
    Возле крынки с молоком,
    А у старого базара,
    Где с берёзкою бугор,
    След ноги лягушкозавра
    Обнаружил дед Егор;
    Ох, не зря под месяц новый,
    Не оставив и примет,
    Там пропали две коровы
    И один велосипед! Вайнер Б.



    -Какие животные вдруг стали динозаврами?
    До сих пор ученые находят и продолжают изучать останки этих загадочных животных. В будущем мы получим новые знания о жизни и исчезновении динозавров.
    Когда – то динозавры были,
    Но это было так давно.
    Теперь скелеты стоят в музее
    Или увидеть можно их в кино.

    Предлагаю посмотреть одну из серий мультфильма о динозаврах «Земля до начал времен» Герой этого мультика, очаровательный бронтозаврик Крошки-Ножки и его друзья-динозаврики.


    6.Итог. Рефлексия.
    Окончен урок, и выполнен план.
    Спасибо, ребята, огромное вам.
    За то, что упорно и дружно трудились,
    И знания точно уж вам пригодились.

    Порой создается впечатление, что ребенок приходит в мир взрослых, чтобы напомнить им о динозаврах. Живет себе взрослый: дом, работа, семья, первая улыбка-шаги-слова, и тут - бац: «Пап, а можно мне зауропода?» И уже через пару месяцев взрослый легко отличает овираптора от велоцераптора и знает, чем славен паразауролоф. Есть даже шутка такая: «Если человек знает все названия динозавров, он палеонтолог или четырехлетка».

    Динозавры - это такая благодатная, манящая тема, в которую ребенок в возрасте 3–6 лет вместе с семьей погружается полностью (игры, пазлы, фигурки, книги). А почему бы и нет? Ведь динозавры - это так интересно! Они огромные и нестрашные, потому что вымерли давно. Краткий спецкурс начинающего палеонтолога прилагается.

    Как давно жили динозавры?

    225 млн лет назад, 65 млн лет назад их уже не стало. То есть целых 160 млн лет наша планета принадлежала этим удивительным существам. Это время позже ученые обозначат как мезозой, мезозойская эра, которая, в свою очередь, делилась на три периода: триасовый, юрский и меловой. Кстати, тогда же появились и черепахи с крокодилами.

    Как появились динозавры?

    Что было до динозавров? Первые примитивные живые организмы появились на земле 4,5 млрд лет назад. Жизнь зародилась в воде. Сначала водоросли, потом моллюски, рыбы. Кистеперую рыбу (кстати, ее потомок до сих пор плавает в районе Коморских островов) считают той «переходной точкой», откуда ведется отсчет разделения сухопутных и морских животных. Благодаря своим мощным плавникам рыба передвигалась по дну и выходила на сушу. Именно от кистеперой рыбы пошли первые сухопутные позвоночные организмы, первейшие рептилии, прародители всех рептилий на планете Земля. И человек, по сути, тоже далекий-предалекий потомок кистеперой рыбы.

    Сколько было видов динозавров?

    500 родов, более 1000 видов в настоящее время изучены палеонтологами. Все динозавры делятся на два отряда: птицетазовые и ящеротазовые (современные птицы, как это ни удивительно, произошли от последних).

    Как выглядели динозавры на самом деле?

    Если со скелетами все более-менее ясно, то по поводу расцветки ученые спорят до сих пор. Вполне возможно, серо-буро-зеленые экземпляры, к которым уже привыкло человечество, на самом деле должны быть оранжево-красными, например, да и вообще - любыми.

    Сколько лет жили динозавры?

    10–20 лет - мелкие виды, а крупные представители, по мнению ученых, могли жить 200–300 лет.

    Как называется динозавр с длинной шеей?

    Самый популярный представитель группы зауроподов - диплодок: 29 метров в длину, вес около 16 тонн. Был найден в Северной Америке в конце XIX века. Там же были обнаружены и останки брахиозавра - тоже динозавра с длинной шеей, под 30 м в длину, весом в рекордные 90 тонн.

    Где жили динозавры?

    По всей земле! Останки динозавров найдены на всех континентах, даже в Антарктиде. Особенно много их на территории Северной Америки и Азии, в России основные находки - за Уралом, также в Бурятии, Якутии, Красноярском крае.

    В каких условиях жили динозавры?

    На Земле было жарко и влажно. Буйная растительность, в том числе и папоротники, дожившие до наших дней, не давали проголодаться травоядным. Периодически извергались вулканы.

    Ролик-бонус: как сделать вулкан в домашних условиях.

    Зачем динозавру хвост?

    Хвост позволял отражать нападение, держать равновесие, эффективно прыгать.

    Как исчезли динозавры? Почему они вымерли?

    Точного ответа до сих пор нет, но, вероятно, из-за падения гигантского астероида или сильной вулканической активности климат изменился - стало холоднее, на полюсах образовались ледяные шапки, поменялся химический состав океана, концентрация кислорода в атмосфере уменьшилась втрое, распространились цветковые растения. Как выжить в таких условиях? Зато появились птицы и млекопитающие (и человек, человек!).

    Мультик-песня «Почему исчезли динозавры»

    КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА

    Музеи динозавров

    В Москве это Палеонтологический музей им. В.А. Орлова. Известнейший естественно-исторический музей мира. Адрес: ул. Профсоюзная, 123.
    Сайт: www.paleo.ru

    Парки динозавров

    Самый большой парк «живых» динозавров расположен в Крылатском (ул. Крылатская, 18). Более 20 экспонатов двигаются и рычат, на некоторых можно даже покататься. Участие в раскопках - по желанию.
    Сайт: www.dinoskazka.com

    16 динозавров поджидают посетителей на лесных тропинках в парке динозавров «Эволюция» в «Этномире» (Калужская обл., Боровский р-н, дер. Петрово). Причем круглый год. Мастер-классы и раскопки прилагаются.
    Сайт: www.ethnomir.ru

    Выставки динозавров

    В Центральном детском мире на «Лубянке» (Театральный пр-д, 5), в «Диноклубе» можно посетить выставку динозавров: экскурсия в мезозой и 30 рычащих экземпляров, а также познавательный фильм о зарождении жизни на земле ребенку запомнятся надолго.

    Мультфильмы и фильмы о динозаврах

    «Поезд динозавров» (мультсериал), «Земля до начала времен» (мультсериал), «Диномама» (полнометражный мультфильм), «Хороший динозавр» (полнометражный), «Вася и динозавр» (советская анимация 1971 года), «Приключения Энди с динозаврами» (британский сериал 2014 года про улыбчивого работника палеонтологического музея Энди, который через временной портал увлекательно и находчиво ходит в мезозой).

    «Майлз с другой планеты» и «Маленькие Эйнштейны», серии про динозавров.

    Все знают, что динозавры имели огромные размеры, что у некоторых особей были перья, а также что все они вымерли около 65 миллионов лет назад после падения огромного астероида на полуострове Юкатан, Мексика. Но насколько действительно глубоки ваши познания о динозаврах и мезозойской эре? В этой статье, с научной точки зрения открывается 10 интересных фактов о динозаврах, которые необходимо знать, как взрослым, так и детям.

    1. Динозавры не были первыми рептилиям на Земле

    В первые динозавры эволюционировали в середине позднего триасового периода, около 230 миллионов лет назад, в той части суперконтинента Пангея, который соответствует современному континенту Южная Америка. До этого доминирующими рептилиями были архозавры, терапсиды (зверообразные рептилии) и пеликозавры, а также в течение около 20 миллионов лет после появления первых динозавров, самыми грозными рептилиями на Земле были доисторические крокодилы.

    Лишь в начале юрского периода, 200 миллионов лет назад, динозавры начали отвоевывать право на господство.

    2. Динозавры процветали более 150 миллионов лет

    С максимальной продолжительностью жизни около 100 лет, люди плохо понимают «глубокое время» (термин выражающий концепцию геологического времени). Чтобы отобразить глубину времени в перспективе приведем пример: современные люди существуют лишь в течение нескольких сотен тысяч лет, а человеческая цивилизация зародилась около 10 тысяч лет назад, простое мигание глазом в юрских временных масштабах. Все говорят о том, как быстро и безвозвратно вымерли динозавры, но учитывая 165 миллионов лет их существования, возможно, они были наиболее успешными позвоночными животными, когда-либо обитающими на Земле!

    3. Динозавры делятся на два основных отряда

    Можно предположить, что наиболее логичным было разделить динозавров на травоядных и плотоядных, но палеонтологи имеют на этот счет свое мнение. Они разделяют динозавров на два отряда: ящеротазовые и птицетазовые. К ящеротазовым динозаврам относят плотоядных тероподов и растительноядных зауропод с завроподоморфами, в то время как птицетазовые включают: анкилозавров, цератопсов, стегозавров, пахицефалозавров и орнитоподов.

    Как ни странно, птицы произошли от ящеротазовых, а не птицетазовых динозавров.

    4. Птицы (с большой вероятностью) эволюционировали от динозавров

    Не все палеонтологи убеждены, а также существуют некоторые альтернативные (не получившие широкого признания) теории. Но основная масса доказательств указывает на то, что современные птицы эволюционировали из маленьких, пернатых, динозавров тероподов в конце юрского и мелового периодов. Имейте в виду, что эволюционный процесс зарождения птиц, скорей всего, происходил не однократно. Птицы появлялись несколько раз из разных популяций динозавров, но вероятно лишь одна эволюционная ветвь просуществовала до наших дней. Более подробно о предках современных птиц можно почитать в статье " ."

    5. Некоторые динозавры были теплокровными

    Современные рептилии являются хладнокровными животными, то есть они полагаются на температуру окружающей среды для поддержания внутренней температуры тела, а современные млекопитающие и птицы относятся к теплокровным и способны поддерживают постоянную внутреннюю температуру тела, независимо от внешних условий. Есть твердые аргументы, подтверждающие наличие у отдельных плотоядных динозавров и некоторых орнитоподов теплокровного метаболизма, так как трудно представить хладнокровное животное, ведущее активный образ жизни.

    6. Подавляющее большинство динозавров были травоядными

    Свирепые хищники, такие как тираннозавр рекс и гиганотозавр больше всех на слуху, но неоспоримым является тот факт, что плотоядные суперхищники в любой экосистеме, составляют лишь мизерный процент от числа травоядных животных, которыми они питаются. По аналогии с современными экосистемами Африки и Азии, растительноядные гадрозавры, орнитоподы и (в меньшей степени) зауроподы, вероятно, объединялись в огромные стада, на которые охотились более редкие хищные тероподы.

    7. Не у всех динозавров был слабый интеллект

    Действительно, некоторые травоядные динозавры (например, стегозавры) имели настолько небольшой по сравнению с остальной частью тела мозг, что скорей всего были не намного умней гигантского папоротника. Но плотоядные динозавры крупные и маленькие, начиная от троодонов до тираннозавра рекс, обладал более респектабельным количеством серого вещества относительно размера их тела, так как нуждались в хорошем зрении, обонянии, ловкости и координации, чтобы выслеживать и атаковать добычу. Тем не менее, даже самые умные динозавры по уровню интеллекта сопоставимы с современными страусами.

    8. Динозавры жили в одно время с ранними млекопитающими

    Многие люди ошибочно полагают, что млекопитающие появись после вымирания динозавров, заняв свободные экологические ниши. Однако, ранние млекопитающие жили на протяжении большей части мезозойской эры рядом с завроподами, гадрозаврами и тираннозаврами (как правило, высоко на деревьях или под землей). Они развивались примерно в то же время (в конце триасового периода, из популяции терапсид), что и динозавры.

    Большинство ранних млекопитающих были размером с мышь, но некоторые из них (например, питающийся динозаврами репеномам) вырастали до солидных размеров, около 1 м в длину и массы более 10 кг.

    9. Птерозавры и морские рептилии не относятся к динозаврам

    Может показаться странным, но динозаврами считают только наземных рептилий, имеющих характерные анатомические особенности. Летающие птерозавры, водные плезиозавры, ихтиозавры и мозазавры не относятся к динозаврам, их обобщает лишь тот факт, что все они классифицируются, как рептилии.

    В то время, как многие считают диметродонов динозаврами, на самом деле они относятся к другому виду рептилии, которые процветали десятки миллионов лет до появления первых динозавров.

    10. Не все динозавры вымерли одновременно

    После падения астероида, 65 миллионов лет назад, образовавшаяся взрывная волна не уничтожила сразу всех динозавров, птерозавров и водных рептилий. Скорее всего, процесс исчезновения растянулось на сотни, а возможно и тысячи лет. Глобальное изменение климата, недостаток солнечного света, отсутствие растительности существенно изменили пищевую цепь снизу вверх.

    Некоторые изолированные популяции динозавров, расположенные в отдаленных уголках мира, возможно прожили немного дольше, чем их собратья, и несмотря на множество мифов о динозаврах, вряд ли они дожили до наших дней.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .