Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы «Весенний праздник. Внеклассное мероприятие "весеннее настроение"

Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №79 г.о. Тольятти

Внеклассное мероприятие «Здравствуй, Весна!»

Разработала мероприятие:

учитель русского языка и литературы

Коновалова Г.В.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МАРОПРИЯТИЯ


Тема: «Здравствуй, Весна!»

Дата: 04.03.2013

  1. Цель: углубить знания детей о временах года – весне, определить ее особенности в жизни человека, животных, птиц, растений.
  2. Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Расширить кругозор по теме;
  2. Познакомиться с новым литературным материалом.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать;
  2. Воспитывать любовь к природе.

Развивающие задачи:

  1. Развивать способности к переключению уровней мышления;
  2. Развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации.
  1. Оборудование урока: выставка скворечников, электронная презентация по теме мероприятия, музыкальное сопровождение специалиста, музыкальные записи, костюмы, «Модели трех месяцев весны», корзина с печеньем в форме жаворонков.
  2. Необходимое техническое оборудование : компьютер, интерактивная доска, проектор, фотоаппарат, фортепиано, магнитофон.

Ход праздника

Учитель: Сегодня мы отмечаем весенний праздник. Многие писатели и поэты воспевали это время года. (Электронная презентация. Слайд 1. Портреты русских поэтов и писателей: А.А. Фет, Ф.И. Тютчем, В.А. Жуковский, М.М. Пришвин и др.). Весну все ждут, зовут, поют песни-заклички. Где же заклички? Давайте покликаем Весну, позовем!

Ребенок 1. Весна, весна красная!

Ребенок 2. Приди весна с радостью!

Ребенок 3. Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

Ребенок 4. Выходи из-за горы, да до вешней поры.

Ребенок 5. Видело ль ты, солнышко, красную весну?

Ребенок 6. Видело ли, ясное, ты свою сестру?

Учитель. Кажется, стало теплее. Давайте птиц покликаем, чтоб летели да на крыльях весну принесли. (Музыкальное сопровождение «Звуки природы». Слайд 2 - 3. «Иллюстрации, с изображением перелетных птиц: скворцы, ласточки, стрижи, жаворонок и др.»)

Жаворонки, прилетите.

Жаворонки, прилетите,

Холодную зиму унесите,

Теплую весну принесите!

Нам зима-то надокучила,

Без хлебушка замучила,

Холод-стужу напустила,

Всю скотину поморила.

А теперь все вместе позовем Весну и споем украинскую народную песню «Веснянка-закличка». (Музыкальный руководитель аккомпанирует детям на фортепиано)

Стало ясно солнышко припекать, припекать,

Землю словно золотом заливать, заливать.

Громче стали голуби ворковать, ворковать,

Журавли вернулись к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели,

Много цвету вешнего у земли, у земли.

Ой, ты, ясно солнышко, посвети, посвети!

Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!

В класс входит Весна (ее роль исполняет Ченцова Анастасия). (Слайд 4. С изображением пейзажа весны)

Весна.

Я - Весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах растут цветочки.

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Ученик 1 . Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Ученик 2.

Гонимые весенними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

(Дети проводят презентацию трех наглядных моделей выполненных своими руками. Первая модель – март., вторая – апрель, третья – май.).

Ученик 4. В природе бывает три весны.

Весна света - март (рассказывает особенности своей модели).

Ученик 5.

Весна воды - апрель,

Ученик 6.

Весна зеленой травы - май.

Учитель. Ребята, а какие приметы весны вы знаете?

Дети называют приметы весны, а на экране появляются слайды подтверждающие ответ детей Слайд 5- 10.

Дети. В марте: синие облака к теплу или дождю.

Из березы течет много сока - к ненастью.

Ранний прилет журавлей - ранняя весна.

Длинные сосульки - к долгой весне.

Апрель - снегогон, водолей, соковик.

Апрель с водою - май с травою.

Весной береза раньше ольхи лист распустит - лето будет сухое, ольха опередит березу - мокрое.

Май холодный - год хлебородный.

Март сухой да мокрый май - будет каша и каравай,

Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева - лето будет холодным.

Соловьи поют всю ночь - к сухой погоде.

Поздний расцвет рябины - к долгой осени.

Весна. Спасибо, ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали. Знание примет помогало крестьянам определить, какая погода будет летом, осенью, в каждом отдельном месяце. Это позволяло им планировать свою работу, так как в сельском хозяйстве многое зависит от погодных условий.

Учитель. Ребята, на уроках труда каждый из вас сделал скворечник для пернатых гостей. Весна, мы приглашаем всех гостей нашего праздника на выставку, где представлены разные виды скворечников (проходит выставка).

Весна. Птицы - это мои гонцы. Я их выслала вперед. Ребята, а знаете ли вы птиц, которые прилетели к нам на праздник? Угадайте, как их зовут?

К доске выходят дети, изображающие птиц. Они загадывают загадки.

Грач.

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Кто там за плугом носится вскачь?

Черная птица по имени... Жаворонок.

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растенья.

Его и песня, и полет

Вошли в стихотворенья.

Учитель: Затруднились ответить? Тогда послушайте стихотворение В.А. Жуковского об этой птице.

Жаворонок.

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Поет, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны».

Ученик 3.

Эта птица никогда не строит для себя гнезда. Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины.

Скворец.

Ребята, вы меня узнали? Тем, кто не узнал, разрешите представиться.

Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец!

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня...

Ученик 3.

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

А сегодня поглядели -

На ольхе сидит скворец.

Прилетели, прилетели, прилетели наконец!

Дети поют песню Е. Рыбкина на слова Вл. Орлова «Ты лети к нам, скворушка!» (Музыкальный руководитель аккомпанирует на фортепиано. Слайд 11. Иллюстрация с изображением скворца).

Ты лети к нам,

Скворушка.

Принеси нам

Солнышко!

Разбуди весну

Скорей

Звонкой песенкой

Своей!

Через кручи горные,

Через тучи черные,

Ты лети, лети,

Лети -

Не сворачивай

С пути!

Ты лети к нам,

Скворушка -

Шелковое

Перышко!

На березе

Новый дом

Ждет тебя

В краю родном!

Учитель. Весне рады не только птицы, но и все другие лесные жители. Ребята, кто еще в лесу рад приходу весны?

Дети отвечают.

Весна. Пойду, посмотрю, как поживают мои зверушки. Как они зиму провели.

Выходят дети в костюмах и масках зверей. Рассказ каждого ученика сопровождается слайдом 12-16.

Еж. Я спал, похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала. Одними мышками питалась. Ну да изредка кур пощипывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?

Волк.

Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня,

А обед во все лопатки

Припустился от меня.

Вот несчастье, вот беда!

Быстроногая еда!

Лиса . Миша! Расскажи, как ты весну чуть не проспал.

Медведь.

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны.

Еж . И, наверно, видел сны?

Медведь.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит каплет - вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил - кругом вода.

ЕЖ . Заспешил медведь наружу:

Медведь. Заливает - не до сна.

Еж. Вылез он и видит лужи,

Тает снег... Пришла Весна.

Выходят дети в костюмах растений. Рассказ учеников сопровождается слайдом 16-17 с изображением подснежников.

Подснежник 1.

В шапке белоснежной,

В легком пиджачке

Стоит в лесу подснежник

На босой ноге........

Подснежник 2.

Подснежник, подснежник

Проснулся в лесу.

Подснежник, подснежник

Встречает весну

Подснежник 1.

Бедненький подснежник,

Спят еще цветы.

Смотри - в такой одежде

Подхватишь насморк ты!

Подснежник 2 . А вот мне не спится,

Разве тут до сна,

Ведь может заблудиться

Без меня весна.

Ландыш. Я зацветаю в мае

Когда весенний первый

«Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом».

Живу я в тени под дубками. В моих белоснежных цветах кормятся первые насекомые. К сожалению, я стал редким растением и занесен в Красную книгу.

Одуванчик. А я не жалуюсь. Везде расту, где упадут на парашютах мои семена. Корень у меня длинный, крепкий, а вот листья хрупкие. И если листья оторвут, я выживу. Корень-то в земле останется. А любят меня не меньше, чем другие цветы.

Учитель. Губят цветы их красота и людская жадность. Нужно очень бережно к ним относиться, чтобы они радовали нас своей красотой.

Весна. Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне.

Природа отдала приказ -

Салютовать весне.

Приказ - черемухе цвести,

Крапиве быть не злой,

Дождю дорожки подмести

Серебряной метлой,

Чтоб каждый кустик был певуч.

Всем птицам звонче петь,

А солнцу выйти из-за туч

И веселее греть.

Дети поют песню о весне.

Песня о весне (Музыкальный руководитель аккомпанирует на фортепиано)

Опять кружат над крышами

Веселые грачи,

А солнышко над вишнями

Рассыпало лучи.

Весна! Весна!

Я снова лета жду -

Нам всем нужна весна,

Хотя бы раз в году!

На стадионах - маечки

Всех красок и цветов,

А солнечные зайчики

Летят со всех концов.

Весна! Весна!

Я снова лета жду -

Нам всем нужна весна,

Хотя бы раз в году!

Выходит Весна с корзиной печенья.

Весна. В конце нашего праздника я угощу вас печеньем, да не обычным. Оно называется «Жаворонки». Издавна на Руси существовал такой обычай. Как придет весна, запоют птицы, детям пекли вот таких «жаворонков». А они подбрасывали птиц высоко к небу да просили, чтобы те прилетели и весну с собой принесли. (Речь весны сопровождается Слайдом 19-25 с изображением встречи весны на Руси и в современное время).

Весна раздает детям печенье. Дети фотографируются на память.


«ЗДРАВСТВУЙ ВЕСНА»

Цели: Дать представления об изменениях в жизни растений весной, показать связь этих изменений снежной природой; выявить связь между природой и человеком; воспитывать любовь к искусству, поэзии, природе, формировать экологические навыки; развивать внимание, образное мышление школьников.

Ход мероприятия

Учитель 1. (2 кл.) Долго длится зимняя пора в России- уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой ожидаем мы прихода весны. Наступает весна, но робки и неуверенны бывают её первые шаги: то и дело зима даёт знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом.

Учащиеся 4 класса инсценируют стихотворение «Разговор Зимы и Весны»:

(внеклассное мероприятие)

О здоровьице всё справлялася:

Весна. Ой, здорова будь, Зима снежная! Зима. Бью челом тебе, Весна теплая!

Расскажи ты мне без утайки:

Почему тебя привечают все, Меня, Зимушку, проклинают все?

Весна. Потому что ты — больно лютая,

И холодная, и голодная!

Я же — тёплая и приветливая!

Все луга и леса орошаю я,

Все луга и леса оживляю я. Побыла ты, Зима, в гостях у людей

Не пора ли тебе уходить из гостей?

Учитель 2 (4 кл.) И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали ещё один обряд-

заклинание весны, который справляли 22 марта, в день весеннего солнцеворота (или равноденствия),- по хакасскому календарю этот день соответствует Новому году в природе. Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года!

Дети исполняют заклички, сопровождая их разнообразными движениями :

Д. Ау, ау, аукаем,

Весну приаукиваем:

Март, март — солнцу рад;

Апрель, апрель — откроет дверь;

Май, май — сколько хочешь, гуляй!

Учитель 1. Ребята, сегодня мы с вами отправимся встречать весну.

Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят …

— Слышите, какие замечательные слова? Это зажурчал поэтический ручеёк. Он подхватил наш бумажный кораблик и понёс его от столика к столику.

Учащиеся 2-го и 4-го классов читают стихотворения о весне.

— Многие писатели и поэты воспевали это время года. Наш поэтический ручеёк вливается в музыкальный. Послушайте, как Петр Ильич Чайковский выразил в музыке неповторимую красоту природы.

Дети прослушивают аудиозапись пьесы « М арт» из цикла «Времена года».

Учитель 2. В природе бывает три весны: весна света — март, весна воды — апрель, весна зеленой травы — май.

Март заступил на свой пост. В этом месяце наблюдают очень интересное явление на небе — «небесный ледоход»: низкие серые слоистые облака сменяются красивыми белыми кучевыми. Изменяется снег, появляются первые проталины. В марте начинается ледоход на реках.

Ученик 2-го класса читает стихотворение:

Лед идет, лед идет

Вереницей длинной! Третьи сутки напролет

Проплывают льдины. Синий лед, зеленый лед, Серый, желтоватый

К верной гибели идет. Нет ему возврата!

Учителя проводят беседу о том, как опасно выходить на лед весной.

— Тает снег, лед, бегут ручьи, и наступает новый период весны, весна воды — апрель.

Беседа по картине

Учитель 4-го класса организует беседу по картине И.М. Левитана «Весна. Большая вода».

Учитель 2. Этой картине художник придумал не совсем обычное название. Мы постараемся его отгадать, но пока не будем торопиться. Скажите, какое время года здесь изображено и почему?

Дети отвечают.

— Не только весной деревья бывают без листьев, солнышко светит в любое время года, а радостное настроение мы испытываем и при виде первого снега. Итак, как бы вы назвали эту картину?

Дети отвечают.

— Левитан назвал свою картину «Весна. Большая вода». Давайте подумаем: почему он назвал её именно так, а не «Весна. Наводнение»? Очень непростой вопрос, но догадаться можно. Скажите, каждый ли год река разливается так широко? Ответ найдите на картине. Посмотрите на другой берег реки, дальний от нас. Река разлилась так широко, что другой берег тоже затопило. Как вы думаете, что за строения оказались в воде? Почему только они? Очевидно, люди неправильно их построили — слишком близко к воде? Народное ·выражение «большая вода» и означает очень широкий разлив, большое половодье. Красивое название, теперь редко употребляемое.

Как хорошо, что оно сохранилось в названии этой картины! Ребята, скажите: хотелось бы вам сейчас оказаться в том месте, какое нам

показал художник ? Почему? Какого цвета на картине больше всего? А как можно понять, что день солнечный? Ведь самого солнышка здесь нет. Давайте внимательно посмотрим на березки, на их стволы. Какие они? Почему среди молодых березок художник изобразил старое дерево? О чем, по-вашему, старое дерево может рассказывать березкам? Левитан любил природу и умел показать её так, что мы не только ощущаем ее красоту, но и стремимся ее сохранить.

Учитель 1.0т весеннего тепла оттаивает почва. В почве накапливается много влаги. Говорят: «Много снега — много хлеба», «Вода на лугу- сено в стогу». Как вы это понимаете? Температура воздуха уже выше ноля, просыпаются растения. Начинается весна зелени- май.

Ученики 2-го класса исполняют песню о весне.

Учитель 2. После таяния сугробов под лучами яркого солнца весенняя вода добирается до земли, и подснежники пробуждаются от зимнего сна. А расцветут они лишь тогда, когда сугробы растают совсем.

Подснежниками называют цветы, которые расцветают по весне

самыми первыми.

Ученики рассказывают о первоцветах своей местности — это сон-трава, медуница, мать-и-мачеха.

Учитель 1.Ребята, а почему подснежников с каждым годом становится всё меньше и меньше? Что может сделать каждый из нас, чтобы растения не исчезали?

Ученик 4-го класса читает стихотворение Т Собакина.

Ученик 1. Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвешь цветок,

Если ВСЕ: и Я, и ТЫ-

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты …

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только Я и ТЫ-

Если мы сорвем цветы …

Учитель 2. Вестниками весны являются птицы. Не зря в народе говорят: «Увидел грача- весну встречай». А какие еще птицы прилетают в наши края одними из первых? Вы узнаете об этом, отгадав загадки.

Ученик 2.

Он выступает перед нами,

Как молодой весны гонец.

Он рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут его … (Скворец.)

Ученик 3.

Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения.

Его и песня, и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)

Ученик 2-го класса читает стихотворение В.А.Жуковского «Жаворонок».

Ученик 4.

Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный, Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка).

Ученик 5.

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Кто там за плугом носится вскачь? (Грач).

Ученики 4-го класса читают стихотворение.

Не только цветы, но и насекомые, Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят. Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц — не небо,

А море без рыб — не море,

И земля без зверей — не земля.

Учитель 1. Пришла весна. А как же провели зиму лесные зверушки?

Второклассники разыгрывают сценку.

Ёж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую — будто и не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала — одними мышками питалась, ну иногда кур посчитывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?

Волк. Будешь худ с такой едой

Я не ел четыре дня.

Увидал обед у пня,

А обед во все лопатки Припустился от меня.

Вот несчастье, вот беда. Быстроногая еда!

Лиса. Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал! Медведь. Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге,

Спал всю зиму до весны.

Ёж. И, наверно, видел сны?

Медведь. Вдруг, проснулся косолапый, Слышу, каплет, вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил — кругом вода!

Ёж. Заспешил медведь наружу. Медведь. Заливает! Не до сна!

Ёж. Вылез он и видит лужи,

Тает снег, пришла весна!

Учитель 2. Мы сегодня много говорили о признаках весны в природе, о том, какие цветы появляются первыми, какие птицы прилетают весной в наши края. А теперь давайте выделим, какие природные явления характерны для весны.

На доске вывешивается плакат, учащиеся стрелочками указывают на нем природные явления, характерные для весны. В центре круга- иллюстрация на весеннюю тему, вокруг — карточки с признаками различных времен года:

Учитель 1. А итогом нашего занятия станет работа, которую мы выполним вместе. Каждой группе дано определенное задание. Выполнив это задание, вы оформите картину, которую мы назовем «Здравствуй, весна!»

На доску вывешивается чистый лист ватмана. Ученики 2-го класса будут делать из цветной бумаги траву, цветы, тучки; ученики 4-го класса — солнце, деревья, птиц.

Во время работы тихо звучит музыка. Учителя оказывают детям индивидуальную помощь.

Учителя оценивают работу учащихся.

Учащиеся 2-го и 4-го классов вместе поют:

Здравствуйте, реки, Моря, океаны! Здравствуй те, рощи, Леса и поляны!

Все люди планеты, За руки возьмемся,

С прекрасной природой Воедино сольемся!

    появились почки на деревьях;

    медведь спит в берлоге;

    белка запасает пищу;

    тает снег;

    мороз;

    жарко;

    ледоход;

    опадают листья;

    листопад;

    идут дожди;

    метут метели;

    ярче светит солнце;

    журчат ручьи;

    солнце светит, но не греет;

    прохладно;

    земля покрыта снегом .

Припев : Ой, мой лес, мой дивный лес Полон сказок и чудес.

Здесь живут мои друзья.

Берегите их всегда!

Любите природу,

Все люди планеты,

Не дайте погибнуть

В одной все семье мы! Любите ромашку, Кувшинки и мяту, Любите касатку, Улитку и галку.

Припев.

Техника выполнения аппликации

1. солнышко — требуется круг и 10-12 узких полосок бумаги произвольной длины. Каждая полоска накручивается на карандаш, затем аккуратно снимается с него. Один край полоски приклеивается к краю круга, лучики у солнца свободно свисают.

2. березы- ветви берез выполняются· в той же технике, что и лучи солнца. Для изготовления ствола дерева из треугольников склеивается конус, к его вершине приклеиваются ветви, сторона конуса смазывается клеем и приклеивается к ватману.

3. птицы — по трафарету вырезается 5-6 птиц. Края крыльев и середина брюшка смазываются клеем и приклеиваются к ватману, середина крыльев остается свободной.

4. трава — из листа зеленой бумаги вырезаются полоски, разрезаются до половины, при помощи ножниц «завиваются»:

5. тучки — выполняются техникой простой мозаичной аппликации, Т.е. отрывные кусочки бумаги смазываются клеем и приклеиваются на основание плотно друг к дpyгy.

6. цветы — вырезаются элементы цветов (на усмотрение детей) и приклеиваются на общую аппликацию.

совершенствование знаний о признаках весны; развитие творческих способностей учащихся.

Ход мероприятия

Дети:

Четверть третья прошла,

Рады мы по ушки.

И сейчас стоим, поём

Школьные частушки.

* * * * *

Мы таблицу сложения

Взяли да попрятали.

Дайте нам для ускоренья

Микрокалькуляторы.

* * * * *

Двойкам в наши дневники

Не дадим пробраться.

Обещает первый класс

Целый год стараться.

Учитель: Ребята, я поздравляю вас с окончанием самой большой четверти; и приглашаю всех совершить увлекательное путешествие. Сегодня мы отправимся в гости к весне.

Танец «Вальс цветов»

Дети:

Полюбуйся: весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

  1. Слышите? Какие замечательные слова? Это зажурчал поэтический ручеёк. Он подхватил наш бумажный кораблик и несёт его…

Дети:

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Учитель: Многие писатели и поэты воспевали это время года. Наш поэтический ручеёк вливается музыкальный. Послушайте, как П.И. Чайковский выразил в музыке неповторимую красоту природы.

(звучит «Жаворонок»)

Весну все ждут, зовут, поют песни- заклички. Давайте и мы позовём.

(Дети исполняют куплет «Веснянки»)

Весна: Я – весна – красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Учитель: Какие весенние месяцы вы знаете? В природе бывает три весны: весна света – март, весна воды – апрель, весна зелёной травы – май.

Весна: Ребята, а какие приметы весны вы знаете?

О марте

Март – утро весны.

Как в марте зима не злится, а весне покорится.

Синие облака к теплу или дождю.

Из берёзы течёт сок – к ненастью.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Об апреле.

Апрель с водой, май с травою.

Не ломай печей, ещё апрель у плечей.

Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.

О мае.

Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.

Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.

Соловьи поют всю ночь – к сухой погоде.

Поздний расцвет рябины – к долгой осени.

Весна: Спасибо, ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали.

(Песня «Пришла весна»)

Учитель : Ребята, а кто из вас уже сделал домик для птиц? А для чего это нужно?

Весна: Птицы – это мои гонцы. Я их высылала вперёд. Ребята, а знаете ли вы птиц, которые прилетели к нам на праздник?

I группа «Птицы»

Что за весенняя черная птица. Трактору чуть ли на нос не садиться? Кто там за плугом носится вскачь?

(Грач)

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песня, и полёт

Вошли в стихотворения.

(Жаворонок )

Учитель: Затрудняетесь ответить? Тогда послушайте стихотворение В.А.Жуковского «Жаворонок»

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны…

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)

2группа «Животные»

Сценка» Как животные весну встречают»

Волк: Будешь худ с такой едой.

Я не ел 4 дня.

Увидал обед у пня,

А обед во все лопатки

Припустился от меня.

Вот несчастье, вот беда!

Быстроногая еда!

Лиса: Миша! Расскажи, как ты весну чуть не проспал?

Медвед ь: Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге,

Спал всю зиму до весны.

Ёж: И, наверно, видел сны?

Медведь: Вдруг проснулся косолапый,

Слышит: каплет – вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода.

Ёж: Заспешил медведь наружу!

Медведь: Заливает – не до сна

Ёж: Вылез он и видит лужи,

Тает снег… Пришла Весна.

III группа «Растения»

В шапке белоснежной,

В лёгком пиджачке

Стоит в лесу подснежник

На босой ноге.

Ученик: Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

Ученик (в маске скворца):- Ребята, вы меня узнали? Тем, кто не узнал. Разрешите представиться:

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец:

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня……

(Скворец)

Ученики двое (поочередно):

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад, ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Прилетели, прилетели, прилетели – наконец!

Весна: Пойду посмотрю как поживают мои зверушки. Как они зиму провели.

Ёж: Я спал. Похудел.

Белка: У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто бы и не было холодной зимы.

Лиса: А я голодала. Одними мышками питалась. Ну да изредка кур посчитывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?

Подснежник : Подснежник, подснежник

Проснулся в лесу.

Подснежник, подснежник

Встречает весну!

Бедненький подснежник,

Спят ещё цветы.

Смотри, в какой одежде

Подхватишь насморк ты.

Подснежник : А вот мне не спится,

Разве тут до сна?

Ведь может заблудиться

Без меня весна.

Первоцвет: Первоцвет весенний –

Жёлтенький цветок.

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

Первоцвет весенний –

Ключик от весны,

Не тебе ли снятся

Золотые сны?

Учитель: Будь же осторожен,

Не сорви его,

Мягкого, душистого

Друга моего.

Ребята, у детского писателя М.М.Пришвина в произведении «Золотой луг» есть такие слова: «… Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, а человеку – Родина…». И охранять природу, значит охранять Родину.

Наше путешествие подошло к концу.

Звучит песня » Здравствуй, Родина моя»


Внеклассное мероприятие «Весенние нотки». 8 класс

Цели и задачи:

Развивать познавательный интерес к литературе, биологии, географии и музыке.

- в оспитание у школьников любви и бережного отношения к окружающему миру.

Развитие творческих способностей, внимания, воображения

Расширение общего кругозора учащихся.

Личностные результаты:

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Активное включение в общение и взаимодействие с одноклассниками и учителем

Проявление дисциплинированности

Метапредметные результаты:

Формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками,

Развитие умения слушать и слышать собеседника

Форма мероприятия - конкурс . В конкурсе принимают участие команды

Музыкальное оформление: произведенияП.И. Чайковского цикл «Времена Года». Весна. Апрель «Подснежник», Май. «Белые ночи», Никитин Сергей «Вот идет по свету человек-чудак».

Предварительная подготовка:

деление класса на команды, выбор названия, девиза, эмблемы;

при входе учащиеся получают беспроигрышную лотерею …

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, копилки - чаши, жетоны-веснушки, белые листы, цветные карандаши, лотерея, призы.

Внеклассное мероприятие «Веселые нотки» носит развлекательный характер, посвящен приходу весны.

Ход мероприятия

Ученик. Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею? Что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней!

Е.Баратынский

Добрый вечер, дорогие друзья! Рады вас приветствовать на нашем конкурсном мероприятии «Весенние нотки», посвященному приходу весны. Сегодня мы с вами поговорим о весне и обо всем, что с ней связано, сопутствовать нам будут произведения знаменитого русского композитора, какого вы назовете в конце нашего мероприятия.

Тихо звучит мелодия песни Никитина Сергей «Вот идет по свету человек-чудак».

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово весна? (ответы детей)

Весна - чудесная пора! Ярче светит солнце, природа оживает после долгой зимней спячки, щебечут птички, в лужах отражаются солнечные блики.

Так как у нас вами конкурсная программа понадобятся жюри - это две девочки из старших классов.

Домашнее задание

Команды представьте свое домашнее задание: название, девиз, эмблему. А жюри оценит, команды могут получить от 1 до 3 баллов в сою копилку. Копилки - чаши стоят на столах у каждой команды. Балл - это веснушка.

Викторина

Итак, викторина, за каждый правильный ответ - веснушка.

  1. Кто написал стихотворение "Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит…"? А. Плещеев.

Сколько дней продолжается календарная весна? 92.

Назовите первый весенний цветок. Подснежник

Вестниками весны всегда считались птицы. По старинному обычаю на прилёт птиц делали выпечки, называемые жаворонками. Сколько жаворонков надо было испечь каждой хозяйке? 40.

Древнегреческая легенда. Молодой Пан - бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа, спасаясь от его преследования неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название этому кусту - (сирень)

Назовите весенний знак зодиака. Овен.

Главную роль в кинофильме "Весна" сыграла... Л. Орлова.

Журчат ручьи, слепят лучи,

И тает лёд, и сердце тает...

Композитор этой песни - ... И. Дунаевский.

Какой заяц был в книге Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес"? Мартовский.

Что объединяет эти картинки - Ручьи

Масленица

Скворец (Видишь скворца - знать весна у крыльца)

Проталина (место, где ста́ял снег и открылась земля)

Жаворонок полевой (Жаворонок прилетел значит будет тепло)

Звук - … (капели)

Верба (потрясающий и ценнейший медоносом. Весной другие растения не цветут, а шмели и пчелы уже вылетают. Кроме вербы для них нет других источников нектара, поэтому она является настоящей спасительницей для пчелок. И привлекает их не яркое цветение, а сильный аромат нектара и большое количество пыльцы, которой густо облеплены сережки - соцветия вербы.

Звук - … (трель соловья)

Шиповник (Зацвел шиповник, заморозков больше не будет)

О каком растении идет речь

самое распространенное на Земле растение

первенец весны

золотые россыпи весны

лекарственное растение

его добавляют в салаты

из него варят варенье (Одуванчик)

Конкурс «Песни о весне»

Звучит музыка Чайковского «Времена года» Весна. Апрель "Подснежник".

В течение 2-3 минут нужно вспомнить и назвать песни, в которых поется про весну.

Один пример - одна веснушка.

Конкурс рисунков

Звучит музыка Чайковского «Времена года» Весна. Май. Белые ночи.

Изобразите рисунок, с которым ассоциируется у вас название нашего вечера. Жюри оценит ваши рисунки по шкале от 1 до 3 веснушек.

Легенды о цветах.

Послушайте легенду и определите о каком цветке идет речь. Каждый правильный ответ 2 веснушки.

а. Легенда о хризантеме

На Востоке этот осенний цветок называют цветком белого дракона. Есть такая легенда: хитрый и злой белый дракон, желая досадить людям, вздумал посягнуть на само Солнце. Одного лишь не ведал белый дракон: не по силам выбрал себе добычу. Зубами и когтями рвал дракон Солнце, а горячие искры превращались в цветы и падали на Землю. Этот цветок изображен на гербе Японии, на печатях и монетах. И вместе с тем, на Востоке из него готовят салаты и пирожные.

б. Легенды о пионе

В Китае его называют цветком благородства и почета, преподносят друзьям как знак добрых пожеланий. А в Индии и Пакистане его считают символом неуклюжести и глупой гордости. А еще иногда называют его соперником розы. Якобы пытался он однажды перещеголять красавицу розу, если не окраской и ароматом, то хотя бы величиной: пыжился, надувался, да таким и остался.

в. Легенда о лилии

Об этих прекрасных цветах было сложено много историй, мифов и легенд. Ее называют повелительницей цветов. Свое имя она получила от древних слов, означающих "белый-белый". На Руси ее ласково называли ясными очами, солнечной росой. Ее всегда связывали с чистотой и невинностью. Это цветок Франции, ее символ. Во Франции есть даже орден - серебряный цветок на белой шелковой ленте. А в средние века считали, что этот цветок способствует превращению металлов в золото.

г. Легенды о розе

Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой, богиней красоты и любви, и поначалу был он белым, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество, и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах. Лепестками этих цветов усыпали путь возвращающихся с войны победителей. Этот цветок, как орден, вручали за проявленное геройство.

д. Легенды о водяной кувшинке

Эта история приключилась в древней Италии.

Однажды, жила-была, прекрасная Мелинда. И за ней все время следил болотный царь. Глаза царя мерцали, когда он смотрел на красивую девушку, и, хотя он был страшен как черт, все же он стал мужем Мелинды, а заполучить красавицу ему помогла желтая кубышка, олицетворяющая издавна измену и коварство. Гуляя с подругами у болотистого озера, Мелинда залюбовалась золотистыми плавающими цветами, потянулась за одним из них, ступила на прибрежный пень, в котором затаился владыка трясины, и тот увлек на дно девушку. На месте ее гибели всплыли белоснежные цветы с желтой сердцевиной. Этими цветами оказались …

е. Легенды о незабудке

Старейший из известных нам мифов пришел из Древней Греции. Богиня растительного мира Флора одаривала всех своих подопечных чудесными именами, но забыла о неприметном маленьком голубом цветке… И когда богиня проходила мимо, тот прошептал ей вслед: «Не забудь меня…». Именно так и нарекла его Флора, одарив вместе с трогательным именем еще и способностью возвращать каждому, кто взглянет на цветок, память о позабытом доме, любимых и родных.

Стихотворный конкурс

Звучит музыка Чайковского «Времена года». Весна.

Сочините стихотворение, используя рифмы - время2-3 минуты. Жюри оценит ваши стихотворения по шкале от 1 до 3 веснушек.

весна - принесла

девчушки - конопушки

парнишки - передышки

Розыгрыш шуточной беспроигрышной лотереи

Пока жюри подводит итоги, мы с вами проведем шуточную беспроигрышную лотерею

Подведение итогов.

Вот и подошли к концу наши с вами конкурсы, жюри подведет итоги, объявит победителей.

Команда победителей получает сладкие призы

Закончился конкурс,

Закончилась встреча,

Настал расставания час.

Мы все чуть устали,

Но нас согревали

Улыбки и блеск ваших глаз.

До свиданья, друзья!

Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе «Весна идёт! Весне дорогу!» (1-2 класс)


Автор : Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №19, город Краснодар
Цель : формирование представлений о весеннем времени года, о признаках весны.
Задачи: познакомить с народными приметами весны, астрономическим календарём, весенними праздниками;
-создать условия для ознакомления с весенними месяцами и их различиями;
-воспитывать бережное отношение к природе и ценить красоту родной природы;
-познакомить с перелётными птицами родного края;
-развивать умения различать изменения в природе, происходящие весной.
Оборудование: репродукции картин с весенними пейзажами, выставка детских рисунков на тему «Весна-красна», плакат с кроссвордом, картинки «Птицы», слайд-шоу «Весенние пейзажи», аудиозаписи из фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского, жетоны, эмблемы.

Сценарий мероприятия

1. Организационный момент.
Учитель. Как воздух чист! Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой слепит мне очи он.
Как высоко на крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака!
Шумят ручьи, блестят ручьи!
Взревев, река несёт на торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Под солнце самое взвился и в яркой тишине
Незримый жаворонок поёт заздравный гимн…
Ученики. ВЕСНЕ!


Учитель. Сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года, о времени пробуждения природы – весне.
2. Чтение подготовленных учащимися стихотворений.
Ученик 1. Сергей Городецкий «Здравствуй, весенняя первая травка!»
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу? Знаю, y вас там веселье и давка.
Дружно работают в каждом yглy.
Высyнyть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.
Ученик 2. Генрих Сапгир «Тише всех»
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха. И конечно, Бегемот
Тихо так прийти не смог.
Дождь идёт, стучит по крыше.
Ход часов мы тоже слышим.
У часов обычный шаг: тик-так, тик-так.
Но никто из нас не слышал, как листок из почки вышел.
И конечно, и конечно, поутру порою вешней
Вы услышать не могли, как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки, тихо вышли из земли.
Кто там выглянул молчком кверху белым колпачком?
Смотрят Заяц и Зайчиха, как подснежник вышел тихо.
И повсюду тишина. Это так, а не иначе.
Это значит, это значит, тише всех пришла ВЕСНА!


3. Знакомство с народными названиями и приметами весны.
Учитель. Весна - одно из четырёх времён года, после зимы и до лета. Включает в себя три месяца: март, апрель, май.
В марте ещё лежит много снега, но на солнце верхняя часть покрывается коркой и всё больше образуются проталины. Поэтому март называют Протальник.


(Звучит тихая мелодия фортепианной пьесы «Подснежник» П.И.Чайковского)
Учитель. А знаете, что в народе говорят о марте?
Март – февралю-бокогрею меньшой брат.
В марте щука хвостом лёд разбивает.
Март – ветронос, водотёк, грачевник.
Март и снегом сеет, и солнцем греет.
(Демонстрация репродукцииА.К.Саврасова «Грачи прилетели»)
Ученик. К нам вернулись грачи! Слушай их и молчи.
Наступила весна – им теперь не до сна.
В поле выбежал конь, грива – словно огонь.
Наступила весна – и ему не до сна.


Учитель. Какой месяц сменяет март? Что изменится в природе? В апреле день стремительно растет, а солнце еще сильней пригревает, снег стремительно тает и всюду журчат ручьи. Вот и месяцу дали название Снегогон.
Вот что об этом говорит народная мудрость:
Апрельские ручьи землю будят.
Мокрый апрель – хорошая пашня.
В апреле земля преет – ветренно и теплом веет.
(Демонстрация репродукций с весенними пейзажами)
Ученик. Как после мартовских метелей, свежи, прозрачны и легки,
В апреле – вдруг порозовели по-вербному березняки.
Весенним заморозком чутким подсушен и взбодрён лесок.
Ещё одни, другие сутки, и под корой проснётся сок.
И зимний день берёзовый зальётся пеной розовой.


Учитель. Какой же месяц самый цветущий, самый яркий и нарядный?
Ученики. Май.
Учитель. В мае природа пробуждается, цветут деревья, распускаются цветы и растут травы. От того и месяц прозвали Травень.
О мае пишут ласково, и весело. Солнышко греет, земля – благоухает, зацвели сады, не смолкает дружный хор певчих птиц. Это так бодрит и радует!
4. Игровой момент.
А сейчас мы поиграем в игру «Карусели». Повторяйте за мной и двигайтесь, чтобы карусели не сломались.
Еле-еле-еле-еле закрутились карусели.
(Медленно кружатся в правую сторону)
Завертелись каруси еле-еле-еле-еле.
(Медленно кружатся в левую сторону)
А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали и руками помахали.
(Темп речи идвижений постепенно ускоряются. Бег на месте)
Тише-тише, не спешите, карусель остановите.
(Темп движений постепенно замедляется. Шаг на месте.)
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
(На слове «раз-два» все останавливаются, кланяются, хлопают в ладоши, садятся.)
5. Знакомство с астрономическим календарём и народными празниками.
Учитель. А вы знаете, что астрономическая весна наступает позже календарной - во время весеннего равноденствия, 20 марта и продолжается до летнего солнцестояния, 21 июня.
До XVIII века в Московском государстве весна отсчитывалась от Благовещения 25 марта до Рождества Иоанна Предтечи 24 июня.


А весенние праздники отмечали по следующим дням: 1-17 марта - Перелом зимы.
18 марта - 15 апреля - Снеготаяние.
16 апреля - 5 мая - Оживление весны.
6 - 21 мая - Разгар весны.
22 - 31 мая - Предлетье.
(Слайд-шоу «Весенние пейзажи»)
6. Беседа о птицах. Кроссворд.


Ученик. Ветерок у самого лица…
Шлёт весна – красавица гонца.
А гонцом на вороном коне мчится грач! Поёт он о весне!
Учитель. Согласно "Лесному календарю В. Бианки" весна - время массового прилета птиц на родные гнездовья. Первыми прилетают птицы, улетевшие последними, а последними - улетевшие первыми: грачи, скворцы, жаворонки, зяблики, трясогузки, чайки, чибисы, сороки, журавли, горихвостки, дрозды, овсянки, дикие гуси, утки, коршуны, бекасы-кулики, соловьи, ласточки, стрижи, зарянки, кукушки и т.д.
Последними прилетают птицы, имеющие яркое оперенье, - зимородки, варакушки, чеканчики, камышовки, малиновки и другие. Самыми последними прилетают иволги, уже тогда, когда деревья покрываются яркой молодой листвой.
(Демонстрация иллюстраций с изображением перечисленных птиц.)
Кроссворд «Птицы» по картинкам
1. Красногрудая птица, которая любит полакомиться калиной. (Снегирь)
2. Птица, которая кашу варила и деток кормила. (Сорока)
3. Ночная птица. (Сова)
4. Птица, которую часто путают с ласточкой. (Стриж)
5. Кто живёт в скворечнике? (Скворец)
6. Маленькая желтогрудая птичка. (Синица)
7. Конкурс знатоков весны.


Учитель. Предлагаю конкурс. Все желающие отвечают на вопросы и получают жетон за правильный ответ. Победит тот ученик, у которого окажется наибольшее количество жетонов.
Вопросы к конкурсу:
1. Какие деревья носят серёжки? (тополь, берёза, ольха)
2. Как называют раноцветущие растения? (первоцветы)
3. Почему их так называют? (они самыми первыми растут)
4. Как называются домики птиц? (гнёзда)
5. Что помогает распуститься листьям весной? (свет, тепло, влага)
6. Когда в лесу услышишь первые «ку-ку2? (в апреле)
7. Когда прилетит первая ласточка? (в апреле)
8. В каком месяце головки одуванчиков покрываются белым пушком? (в мае)
9. Когда услышишь первый гром? (в мае)
10. В каком месяце цветут ландыши? (в мае)
11. Когда побегут весенние ручейки? (в марте)
(Подведение итогов конкурса. Подсчитываются результаты и определяется победитель, который награждается эмблемой «Знаток весенней природы»)


8. Заключительное слово учителя.
Понравилось ли вам наше мероприятие? Какое настроение у вас преобладало? Как думаете, что вам позволило получить заряд бодрости, радости, здоровья и хорошего настроения? Да, это весна! Вот она какая. Как Волшебница, способная дарить улыбку, веселье, тепло и торжество.
Динь! Дон! Динь! Дон! Это что за нежный звон?
Это пролесок-подснежник улыбается сквозь сон!
Это чей пушистый луч так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей улыбаться до ушей?
Это чья же теплота, Чья такая доброта
Заставляет улыбаться Зайца, кyрицy, кота?
И по какому поводу? Идёт Весна по городу!
И y пyделя- yлыбка!
И в аквариyме рыбка улыбнyлась из водицы.
Улыбка необъятная -До чего приятная!
Вот и полyчается, что не помещается
На одной странице такой длины,Вот такой ширины!
А по какомy поводy?
Идёт Весна по городy!
Весна Мартовна Подснежникова, Весна Апрелевна Скворешникова,
Весна Маевна Черешникова!
Учитель. Спасибо за внимание! Всего самого наилучшего!