Снеговой человек. Описание снежного человека. Снежный человек в Гималаях

: Вопрос о существовании снежного человека давно волнует людей. Кто-то не сомневается, что эти неисследованные приматы живут рядом с нами, а кто-то считает их выдумкой журналистов, жаждущих сенсаций.

Почему-то принято думать, что серьезные ученые стараются уйти от этого вопроса. Однако это не совсем так.

В самом конце 1950-х годов автор этого материала присутствовал на встрече небольшой группы студентов и преподавателей географического факультета Ленинградского университета со знаменитым норвежским путешественником Туром Хейердалом, еще в 1947 году переплывшим на бальсовом плоту «Кон-Тики» Тихий океан.

Знаменитый ученый-путешественник прилетел в Ленинград по приглашению Российского географического общества, а если говорить конкретно, то Е. В. Максимова - одного из преподавателей университета. Этому русскому ученому незадолго до того удалось открыть и исследовать несколько сравнительно небольших ледников в Джунгарском Алатау.

Один из них он назвал (по праву первооткрывателя) именем Тура Хейердала, другому присвоил имя Ленинградского университета. Знаменитый норвежец прибыл для того, чтобы получить из рук Максимова соответствующие сертификаты о присвоении его имени леднику и встретиться со студентами вуза.

После выступления Хейердала слово взял Максимов. Он рассказал, как были открыты ледники. Но больше запомнилось иное: Евгений Владиславович довольно подробно и обстоятельно рассказал о своей встрече со снежным человеком.

Их палатка стояла на высоте около 3 500 метров у самой границы ледниковой морены, включавшей в себя большое количество гранитных валунов. Выше располагался ледник, ниже - снежные поля, соприкасавшиеся с горным альпийским разнотравьем.

Максимову той ночью не спалось. Сказывалась горная болезнь, вызванная недостатком кислорода и усталостью. Его помощники - студенты - крепко спали в своих спальных мешках, утомленные дневной работой на леднике. Неожиданно за стенками палатки явственно послышался шорох, а затем чьи-то осторожные шаги. Наверное, медведь пожаловал.

Присутствие человека здесь исключалось, настолько отдаленным от жилья было то место. Вскоре шаги затихли, и Максимов наконец уснул. Каково же было удивление студентов и их преподавателя, когда утром они обнаружили на снегу следы, похожие на человеческие. Словно кто-то, специально сняв обувь, ходил босиком.

От палатки следы вели к небольшому продовольственному складу, где под брезентом стояло несколько ящиков с крупами и консервами. Брезент был сброшен. Мешочки с припасами круп и специй перемешаны, рассыпаны. Повариха не досчиталась початой банки с говяжьей тушенкой.

Вскоре ее обнаружили, но уже пустой, на краю ледника. Цепочка следов вела к леднику, а дальше терялась. На той встрече с Хейердалом Максимов продемонстрировал выполненные им черно-белые фотографии следов.

Снимки были крупного формата (24 на 36 см), четкие настолько, что прекрасно просматривались кристаллы крупных снежинок. Большой палец пришельца заметно оттопырен. Для масштаба на отдельных фото был показан ледоруб, на других - горный компас.

Это фото следа йети было сделано в Гималаях Эриком Шиптоном (1951 год).

ОТ КАРЛИКА ДО ГИГАНТА

Тур Хейердал спокойно и с явным интересом рассматривал фотографии. Он тут же высказал предположение, что это след йети, или, как его еще называют, бигфута, что значит «большая нога». Присутствовавшие, знавшие Хейердала не только как отважного мореплавателя, но и как известного географа и этнографа, попросили Тура прокомментировать услышанное.

Норвежец был настолько любезен, что тут же прочитал небольшую лекцию о неизвестных науке гоминоидах.

«В западной прессе, - сказал он, - нередко публикуют статьи о снежном человеке. В зависимости от местообитания его именуют йети, голубяван, алмаст, бигфут. Интерес к этой теме не ослабевает, ибо многочисленные встречи с йети (этот термин употребляется чаще других) убедительно говорят о том, что в природе существует по меньшей мере три типа неведомых науке животных.

Во-первых, это карликовые йети высотой около метра. Это всеядные существа. Они покрыты густой рыжей шерстью, а след их ступни напоминает человеческий. Карликовых йети встречали в Непале, Тибете и Индии.

Второй тип - истинный йети. Именно ему соответствует название . Эти загадочные существа тоже всеядны, а их рост составляет от 1,5 до 2 метров. Отличительный признак этого гоминоида - коническая форма головы, большой безгубый рот, сильно выдающаяся вперед нижняя челюсть и густой коричневато-красный мех, покрывающий все тело, кроме лица. Ступня у этого существа очень широкая. Вполне возможно, что это новый вид орангутана, который приспособился к хождению на двух ногах.

И наконец, третий тип йети - это гигантское существо по имени муте, что значит «огромный», «неуклюжий». Обычное местообитание этого гиганта - высокогорные районы Индии и Непала, Бирмы, Северного Вьетнама и других азиатских стран, включая и Казахстан. Это очень пугливое существо имеет рост от 1,8 до 2,7 метра.

Строение черепа запоминающееся: плоская голова, скошенный лоб, короткие волосы ежиком, непропорционально большие и очень сильные руки, покрытые шерстью черного или серого цвета. След этого йети ближе всех к человеческому. Очень вероятно, что в Джунгарии вы имели дело именно с ним».

Тур Хейердал в те годы проблемой снежного человека не интересовался. Его больше занимал вопрос заселения Полинезии туземцами Южной Америки.

Однако норвежский ученый не сомневался в существовании йети. Эта уверенность основывалась хотя бы на том, что и ему самому, и тем, кто плыл с ним на плоту «Кон-Тики», не раз приходилось наблюдать в океане неизвестные науке загадочные существа.

НАДО УХОДИТЬ, НАЧАЛЬНИК…

Проблемой снежного человека в 1950-е годы занималась как советская Академия наук, так и ряд организаций на Западе. Поводом для проведения комплексных научных экспедиций в СССР послужила докладная записка в Президиум Академии наук, составленная профессором Б. Ф. Поршневым и рядом других ученых. Полевые исследования велись в самых глухих и малоисследованных уголках Памира, Тянь-Шаня, Монголии.

Ученые Англии, Швейцарии, США, Китая и других стран работали в Гималаях, Гоби, на Тибете и иных местах Азии. В нашей стране поиски осуществляли такие известные этнографы, биологи, географы, геологи, топографы, как В. Л. Хахлов, К. В. Станюкович, Р. Ф. Итс и многие другие.

Интересные сведения о йети приводит в своих воспоминаниях кандидат геологоминералогических наук Александр Иванович Шалимов, многие годы проработавший в горных районах Азии. Побывав в 1938 году на Памире, в бассейне ледника Язгулем, Шалимов заметил пять отпечатков следов, сильно обтаявших, но с хорошо видным отстоявшим отдельно большим пальцем.

«Откуда-то издалека, из верховьев долины, донесся странный голос, - писал Шалимов. - Потом он повторился ближе, гортанный загадочный, ни на что не похожий - не то стон, не то рычание. «Снежный человек, - сказал Мир-зо Курбанов (проводник экспедиции), - много их, надо уходить, начальник». Рабочие геологической партии стали бить в металлические предметы, раздувать сильнее огонь костра, чтобы испугать непрошеных гостей».

Это свидетельство Шалимова подтверждает и военный топограф О. Г. Чистовский, проводивший топографическую съемку местности на Памире. Олегу Григорьевичу не раз приходилось видеть следы йети и слышать крик этого загадочного существа.

По словам Чистовского, голос снежного человека похож на вопль разъяренного верблюда. Серьезность отношения ученых к дикому человеку подтверждает и то, что все сведения были систематизированы комиссией Академии наук СССР и опубликованы в сборнике информационных материалов.

ПОХИЩЕНИЕ «НЕВЕСТЫ»

Более полувека назад в одном из живописнейших районов Чаткальского хребта в Киргизии геолог А. П. Агафонов из уст 80-летнего охотника и пастуха Мадьяра услышал удивительный рассказ. Дед пастуха, Мерген, ехал со своей молодой женой берегом Сары-Челека. День был знойный, и молодые люди остановились отдохнуть у горного ручейка. Вскоре Мерген задремал.

Его разбудил душераздирающий крик жены. Стряхнув сон, он увидел громадную обезьяну, в лапах которой отчаянно билась его жена. Смелый киргиз бросился на помощь. Ему удалось догнать похитителя и в тяжелом бою убить йети охотничьим ножом. Жена была невредима, но сильно напугана.

Йети охотится на горных баранов. Фото из Пакистана или Афганистана

Агафонов с большим скептицизмом отнесся к рассказу старого охотника. Тогда Мадьяр показал геологу высушенную кисть руки, извлеченную из сундука, принадлежавшего деду. Кисть, покрытая короткой густой шерстью, являлась семейной реликвией.

Что мог возразить Мадьяру Агафонов? Похожий «сувенир» бережно хранится и в непальском монастыре Пангбоче. Монахи утверждали, что эта кисть принадлежит йети.

С превеликим трудом удалось уговорить их передать кисть на антропологическую экспертизу в один из университетов США. Результаты превзошли все ожидания. Оказалось, что кисть принадлежит неизвестному виду приматов.

Я ВСТРЕЧАЛСЯ С НИМ ДВАЖДЫ

Еще более удивительный пример приводит житель Монголии Цеден. В 1934 году, совершив паломничество в монастырь Барун, он своими глазами видел приколоченную к потолку храма шкуру алмаста (название йети в Монголии и на Тибете).

Лицо обрамляли волосы, свисавшие на длину не менее 30 сантиметров. Монахи рассказали Цедену, что этот алмаст был убит в Гоби знаменитым охотником Мангалом Дурекчи и принесен в дар гению-покровителю буддистского храма. В последний раз монахи этого монастыря видели алмаста в 1951 году. Это было огромное загадочное существо, страшно их напугавшее. Они препроводили приехавших из Китая антропологов в урочище, где, по их данным, жили алмасты.

Китайцам, исследовавшим то место, удалось найти в одной из пещер останки человеко-подобного существа с хорошо сохранившейся кистью.

Вещдок исследовали в Пекине, где признали, что кисть могла принадлежать животному неустановленного вида. То же было сказано и в отношении шерстяного покрытия существа.

В 1970 году английский альпинист Уилланс заявил, что при восхождении на Аннапурну (второй после Джомолунгмы восьмитысячник в Гималаях) он дважды видел йети, а также его следы.

В 1971 году о нападении йети на склад с продовольствием писали участники аргентинской экспедиции на Джомолунгму. Судя по глубине и размерам оставленных им следов, вес йети составил не менее 260 килограммов!

В 1979 году английская экспедиция под руководством Дж. Уайта также обнаружила и сфотографировала следы снежного человека в долине Ханку (Непал). Участники восхождения даже слышали его пронзительный крик, который записали на магнитофонную пленку. Сопровождавшие альпинистов шерпы были согласны с тем, что кричал йети, и потребовали перенести лагерь в другое место. По преданиям непальцев, встреча со снежным человеком предвещает несчастье.

ОДИН ШАНС ИЗ МИЛЛИОНА

Райнхольд Месснер - покоритель всех 14 восьмитысячников планеты - в интервью итальянскому журналу «Панорама» заявил: «Во время похода на Лхоцзе я дважды встречался с йети. Это было в высокогорных лесах. На высоте 4 200 метров я увидел необычное существо, передвигавшееся на двух коротких ногах. Тело его, за исключением лица, покрывала черная густая шерсть.

Ростом оно достигало примерно 2 метров. Вторая встреча произошла ночью, когда йети был замечен вблизи лагеря альпиниста. Неудачи прошлых экспедиций во многом происходили оттого, что ученые не знали конкретных мест, где обитают йети. Я хорошо запомнил район, где встретился с ним и даже шел 3 километра по его следу».

Месснеру так и не удалось отыскать и пленить йети, хотя он дал слово сделать это. Но он не одинок на этом поприще - неудача постигала многих. В их числе такие известные люди, как Тигр снегов непалец Тенцинг и новозеландец Хиллари - покорители Джомолунгмы в 1953 году, англичане Хант и Изард, руководившие экспедициями в Гималаи.

Так в чем же дело? Может быть, снежный человек - выдумка охочих до сенсаций журналистов, ученых и альпинистов? Причина, думается, в другом.

Площадь Гималаев, Тянь-Шаня, Тибета, Гоби, Джунгарского Алатау так велика, что на ней легко разместилось бы несколько Европ. Население же этих территорий не превышает сотых долей европейского. Как и прежде, эта часть Земли плохо изучена.

Сообщения о встрече со снежным человеком поступают уже больше четырех сотен лет, и описывают существ, как волосатых полуобезьян, которые приходят из леса. Случаи наблюдения снежного человека известны по всему миру, упоминания о загадочном существе также встречаются в племенных культурах коренных американцев (индейцы называют существо Саскватч).

Описания снежного человека варьируются по росту, весу и цвету шерсти. Большинство свидетелей встречи с йети утверждают, что рост снежного человека составляет от 7 до 8 футов. Некоторые особи достигают 14 футов, другие - до 5 футов. Цвет шерстяного покрова варьируется от черного до белого, встречаются коричневый и даже красный цвет. По свидетельствам очевидцев, снежный человек неприятно пахнет и весит около 300-800 футов.

В конкретных регионах планеты сообщения о встрече со снежным человеком поступают значительно чаще. Такими местами контактов, например, являются леса Кентукки и Западной Вирджинии. Некоторые охотники утверждают, что встречались с особями «арктического» вида снежного человека на Аляске и в Канаде.

По приблизительным оценкам некоторых энтузиастов, по крайней мере, около 200 особей йети проживают в лесах Северной Америки.

Фото снежного человека

Все доказательства существования снежного человека - спорны. Очень часто предполагаемые фотографии йети оказывались мистификациями, на некоторых были изображены люди, переодетые в костюм обезьяны, некоторые фотографии демонстрируют обыкновенного медведя.

Однако часть из них до сих пор под вопросом - их подлинность или фальшивость так и не доказана.

Два кадра из известного видеролика Паттерсона

Эта фотография была сделана офицером Уайлдом Криком в 1995 году в штате Вашингтон, США

Фотография одной из известных подделок на снежного человека

Снежный человек существует на самом деле?

Подавляющее большинство ученых полагают, что снежный человек не существует. Многие уверены, что йети не более чем миф или легенда, ошибка восприятия или попытка обмана других людей с целью обретения дешевой славы. Периодически некоторые люди делают громкие заявления, что нашли доказательство существования снежного человека - но после оказывается, что это была очередная мистификация или неверное толкование произошедшего. Но не все так однозначно…

Джери Крю демонстрирует слепок ноги снежного человека

На сегодняшний момент не существует ни одной особи снежного человека, которая проживает в неволе (зоопарке, лаборатории или других местах), не было найдено ни шкур, ни скелетов этих существ. Ученые разделяют доказательства существования снежного человека на несколько групп: фотографии, видео- и аудиозаписи, гипсовые слепки ног и образцы волос. Вся подлинность собранных доказательств находится под сомнением. В течение нескольких десятилетий одним из самых убедительных доказательств существования йети была видеопленка 1967 года, которую засняли Р. Паттерсон вместе с Б. Гимлином в Северной Калифорнии. На короткой видеозаписи была изображена самка снежного человека. После смерти Паттерсона в 2002 году, его семья сообщила, что видеозапись являлась чистейшей фальсификацией. Следы, которые были показаны на видео, производились подготовленными гипсовыми следами, а сама самка йети - человек в костюме, который был сшит специально для этого ролика. Разумеется, все заявления его членов семьи о фальсификации так и не были подтверждены вещественными доказательствами.

Однако пленка вызвала столь сильный резонанс в обществе, что еще длительное время оставалась объектом пристального внимания и изучения. Так, в 2010 году сотрудники канала «National Geographic» решили установить точно - возможно ли при наличии всех необходимых средств: гримеров, видеоаппаратуры, специалистов по спецэффектам и игре профессионального актера, создать подобное видео и при этом получить такой же уровень реалистичности, как на пленке Паттерсона.

Конечным результатом эксперимента стал общий вывод всех специалистов, принимавших участие в эксперименте, о том, что, не смотря на достаточное развитие медиа индустрии, очень трудно создать видео подобного качества и уровня реалистичности, не говоря уже о подобном в 1967 году.

С течением времени, все чаще попытки доказать существование снежного человека переносятся в научную плоскость.

Так, следователь Джимми Чилкатт из Департамента полиции штата Техас, специализирующийся на отпечатках пальцев и следах, проанализировал более 150 слепков следов ног йети из коллекции профессора Мелдрума, штат Айдахо.

Чилкатт утверждает, что один из слепков, который удалось получить в 1987 году в Уолла Уолла (штат Вашингтон), убедил его в том, что снежный человек существует. «Текстура отпечатка полностью отличалась от всего, что я когда-либо видел», сказал он. «Я убежден, что этот след не принадлежал человеку или любому из приматов, вид которых известен науке». Текстура следов была примерно в два раза толще, чем у человека и указывала на наличие более толстой кожи.

Мелдрум, тем временем, утверждает, что еще один 180-килограммовый блок гипса, известный как Skookum, также является неопровержимым доказательством существования снежного человека. Слепок был сделан в Национальном заповеднике в штате Вашингтон в сентябре 2000 года. Судя по отпечатку, крупное животное легло на бок, чтобы дотянуться до фруктов, которые росли ниже.

В мире много непознанного и неизученного. Одной из спорных тем для ученых является снежный человек, ведутся споры, кто он такой, откуда появился. Высказываются различные мнения и версии, и каждая из них имеет свое обоснование.

Существует ли снежный человек?

И да и нет, зависит от того, кого и по каким признакам относят к этой категории живых организмов:

  1. Имеется несколько его названий, например, сасквоч, йети, алмасты, бигфут и ряд других. Обитает высоко в горах на территории центральной и северо-восточной Азии, а также в Гималаях, однако достоверное подтверждение его существования отсутствует;
  2. Имеется мнение профессора Б. Ф. Поршнева, что оно является так называемым реликтовым (сохранившимся с древних времен) гоминидом , то есть относится к отряду приматов, куда входит и человек как биологический род и вид;
  3. Академик А. Б. Мигдал в одной из своих статей привел мнение ученого-океанолога относительно реальности Лох-Несского чудовища и снежного человека. Суть его состояла в том, что нет оснований в это верить, несмотря на то, что очень бы хотелось: основа научного подхода состоит в его доказанности;
  4. По мнению палеонтолога К. Еськова, данный субъект в принципе может обитать в определенных природных ареалах. При этом, как считает зоолог, местонахождение существа в таком случае должно быть известно и изучено профессионалами.

Высказывается также точка зрения, что снежный человек является представителем альтернативной ветви эволюции человеческого рода .

Как выглядит снежный человек?

Описания йети не отличаются большим разнообразием:

  • Существо имеет похожее на человеческое лицо с темной кожей, довольно длинные руки, при короткой шее и бедрах, тяжелую нижнюю челюсть, заостренную форму головы. Мускулистое и плотное тело покрыто густыми волосами, которые по длине короче, чем волосяной покров на голове. Длина тела варьируется от обычного среднего человеческого роста и до примерно 3-х метровой высоты;
  • Отмечается большая ловкость при лазании по деревьям;
  • Длина ступни, по имеющимся сведениям, составляет до 40 см в длину и 17-18 и даже до 35 см в ширину;
  • В описаниях встречаются сведения, что ладонь у йети также покрыта шерстью, а сами они похожи на обезьян;
  • В одном из районов Абхазии во второй половине 19 века жила дикая, заросшая волосами женщина по имени Зана, которая имела детей от мужчин из местного населения.

Рассказы о встречах со снежным человеком сопровождаются описанием огромных, заросших шерстью существ, которые наводят страх и ужас, от чего люди могут даже потерять сознание или получить расстройство психики.

Кто такие криптозоологи и чем они занимаются?

Термин образован от слов «криптос», что с греческого переводится как скрытый, тайный, и «зоология» - всем известная наука о животном мире, коим является и человек:

  • В конце 80-х годов прошлого века в нашей стране энтузиастами было создано общество криптозоологов, занимавшееся поиском и изучением снежного человека в качестве особой ветви человекоподобных существ, сохранившихся с древних времен и существующих параллельно с «человеком разумным»;
  • Оно не входит в состав академической науки, хотя в свое время было «приписано» к министерству культуры Советского Союза. Одним из наиболее активных основателей общества была врач М.- Ж. Кофман, участница экспедиции на Памир по поиску снежного человека, организованной по линии Академии наук в 1958 году, и член специальной комиссии, в состав которой входили известные ученые в области геологии, ботаники, антропологии, физики;
  • Огромную роль в разработке вопроса о реликтовых гоминидах сыграл профессор Б. Ф. Поршнев, рассматривавший эту проблему не только с точки зрения палеонтологии, но и включавший сюда мировоззренческий подход, исходя из социальной роли современного человека, в отличие от его чисто биологических функций.

Данное общество существует и поныне, и его члены публикуют свои работы.

Как правильно называть гоминидов?

Название «снежный человек» появилось в 20-х годах прошлого столетия, и по одной из версий, связано с неточностью перевода:

  • Оно совсем не свидетельствует о том, что существо постоянно живет в снегах высокогорья, хотя и может там появляться во время своих передвижений и переходов. При этом пищу находит ниже этой зоны, в лесах и лугах;
  • Борис Федорович Поршнев считал, что данный созданий, относимых к семейству гоминидов, не только нельзя связать со снегом, но и, по большому счету, нет оснований называть человеком в том смысле, как мы его понимаем. Жители районов, в которых проводились исследования, это наименование не употребляют. Ученый вообще считал этот термин случайным и не соответствующим сути предмета изучения;
  • Профессор-географ Э. М. Мурзаев упоминал в одной из работ о том, что наименование «снежный человек» являлось дословным переводом слова «медведь» с некоторых языков народов Центральной Азии. Многими оно понималось в буквальном смысле, что вносило известную путаницу понятий. Это цитирует в своем труде о Тибете Л. Н. Гумилев.

В разных регионах страны и мира у него существует множество местных «имен».

Тема снежного человека в искусстве

Он присутствует в различных преданиях и легендах, является «героем» художественных лент и мультипликационных фильмов:

  • В роли снежного человека в фольклоре северных народов Сибири выступал наполовину фантастический «Бродячий чукча». Коренное и русское население верило в его существование;
  • О диких людях, называвшихся чучунами и мюленами , говорит якутский и эвенкийский фольклор. Эти персонажи носили звериные шкуры, имели длинные волосы, высокий рост и нечленораздельную речь. Они были очень крепкими, быстро бегали, носили с собой лук и стрелы. Могли украсть еду или оленей, напасть на человека.
  • Русский ученый и писатель Петр Драверт в 30-х годах на основе местных историй опубликовал статью об этих, как он назвал, первобытных, людях. При этом его рецензент Ксенофонтов считал, что данная информация относится к области старинных поверий якутов, которые верили в духов;
  • На тему снежного человека было снято несколько фильмов, относящихся к разным жанрам: от ужасов до комедии. К ним относится фильм Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», ряд американских картин, немецкий мультфильм «Переполох в Гималаях».

В государстве Бутана по горам проложен туристический маршрут, именующийся "тропой снежного человека".

Прямо, как в стихах Маршака про неизвестного героя, которого все ищут, но не могут найти. Даже знают, как его зовут - снежный человек. Кто же он такой - только пока точно определить не удается, и существует ли он в принципе.

6 редких роликов про йети

В данном видео Андрей Волошин покажет редкие кадры, доказывающие существование снежного человека:

Снежный человек (также называемый Йети) известное человекоподобное существо, которое, по слухам, встречалось людям в разных горных и лесных районах земли. Множество утверждений энтузиастов о существовании снежного человека пока не нашли ни одного подтверждения. Ученые пришли к мнению, что снежный человек является ничем иным, как реликтовым гоминидом. Это крупное млекопитающее, смешанное с отрядами приматов и человека, очевидно, сохранившееся с давнего времени до наших дней.

Некоторые исследователи полагают, что появлению снежного человека посодействовали (похожую историю приписывают ). По неподтвержденным свидетельствам, Йети отличается от обычного человека более плотным строением тела, заострёнными формами черепа, короткой шеей и массивной нижней челюстью, более длинными руками и короткими бедрами. Подобно обезьянам, снежный человек имеет густой волосяной покров по всему телу, причем волосы на голове длиннее, чем на теле и имеют седой или черный цвет.

Снежному человеку приписывают хорошее лазание по деревьям, также утверждают, что горные популяции Йети обитают в пещерах. Также ученые не исключают, что за снежных людей очевидцы могли принять одичавших людей или людей с неестественным волосяным покровом. Предположительно, местом обитания для снежного человека служит снежная кромка, отделяющая ледники от лесных массивов. В пищу Йети предпочитают использовать грызунов и лишайники, причем перед употреблением в пищу, они потрошат пойманных животных, что подтверждает их близкое сходство с людьми. К людям Йети относятся настороженно, вероятно, из-за дикого образа жизни и приближаются к человеческим поселениям в случае сильного голода. По рассказам сельских жителей, снежный человек, чуя приближающуюся опасность, издает громкий звук, напоминающий лай собаки. Китайские крестьяне утверждают, что снежные люди изготавливают примитивные орудия.

Первые свидетельства очевидцев появились еще несколько веков назад, утверждавших, что снежный человек действительно существует и ведет дикий образ жизни. Массовый интерес к Йети сильно возрос в 20-30-е годы прошлого века, когда репортеры окрестили странное существо «страшным снежным человеком». Пресса даже писала невероятную статью о поимке целого семейства Йети, которых посадили в тюрьму и впоследствии расстреляли. В 20-х годах жители Якутии описывали случай, как в одном местном лесу они встретились с чучунны (так якуты называют снежного человека, означающее отверженный). Это , словно медведь, собирало ягоды и обеими лапами совало их в рот. Один из якутов рассказывал, как «заметив нас, он распрямился и встал в полный рост. Внешне он был очень высоким, приблизительно более двух метров, и одет в оленью шкуру. Огромная голова была вся заросшая, лицо сильно напоминает человеческое, только очень узкий лоб над глазами. У него был широкий подбородок и длинные руки. Босое существо бросилось от нас наутек. Он очень быстро удалялся, делая большие прыжки через каждые несколько шагов».

Исследования Йети

Ученые – криптозоологи неустанно занимаются изучением снежного человека. Они считают, что замечавшиеся человекоподобные создания могут принадлежать к трем и более разным видам. Вообще, задача намеренного наблюдения снежного человека сама по себе чрезвычайно трудная. Это объясняется его исключительной редкостью, бродячим и сумеречно - ночным образом жизни, инстинктами и навыками мизантропа. Кроме того, снежный человек отлично адаптировался к тем условиям ландшафта и образу жизни, которые для обычного человека являются трудными и непривычными. Предполагают, что йети выбирают для своего обитания высокогорные территории, вплоть до границ ледников, что весьма существенно усложняет деятельность ученым. На больших возвышенностях человек испытывает сильный дискомфорт. Это происходит вследствие и разреженного воздуха, поэтому высоко в горах поиски йети приходится вести крайне ограниченно. Определенная сложность в изучении снежного человека состоит также в том, что у них крайне осторожное поведение, их легко спугнуть.

Некоторые исследователи считают, что йети имеют значительно более развитую интуицию, чем у человека. Можно с уверенностью сказать, что животное чутье позволяет им скрыться из виду еще до появления людей. Криптозоологи неоднократно обнаруживали в горных местностях следы снежного человека, однако точных сведений о нахождении жилища этого существа пока нет. Из Центральной Азии и Северной Америки поступает огромное количество фотографий и видео материалов с изображением снежного человека, тем не менее, и в некоторых регионах России люди регулярно встречают странных приматов, порой похожих на . Не так давно Международная группа ученых и исследователей - криптозоологов совершила экспедицию в Азасскую пещеру, которая находится в Сибири. В пещере они собрали неоспоримые доказательства существования йети, которые ученые обещали предоставить общественности в ближайшее время. С того времени, как западные альпинисты стали при восхождениях наталкиваться на большие следы йети, череда поисковых экспедиций не прерывается. Многие люди желают встретить это странное существо. Иногда поступают сообщения и от путешественников, которые встречали снежного человека на склонах.

Кстати, именно в Непале снежного человека стали называть йети, в Тибете его прозвали кангми, что на языке означает «житель скалистых склонов». В 1959 году советская экспедиция отправилась на склоны Памира, где провела девять месяцев. Однако члены этой экспедиции ни разу не повстречали хотя бы следов сасквоча, не говоря уже о самом существе. Но, несмотря на это, специалисты имеют в распоряжении некоторые вещественные доказательства существования снежного громилы. Стоит также отметить, что прозвище снежный человек существу дали в 1921 году, благодаря английскому альпинисту по имени Кенед Говард – Бюри. Во время восхождения на Эверест группе этого английского альпиниста посчастливилось встретиться с этим неизвестным существом. В 1967 году два молодых биолога сняли снежного человека на фотопленку. Этот сюжет стал по-настоящему сенсационным, его подвергли множеству исследований, которые подтвердили, что в кадре не человек, который переоделся в костюм животного, а незнакомое науке существо. По необычной походке волосатого существа ученые окончательно убедились в том, что это не человек. Человек просто физически не сможет так сильно размахивать руками и подпрыгивать при ходьбе. В 1960-е годы экспедиционные работы по поискам йети переместились в основном на Кавказ.

В 1967 году американец Роджер Паттерсон снял на кинопленку женскую особь йети в лесу в Северной Калифорнии, а через некоторое время вылепил несколько гипсовых слепков ее отпечатков. Общественность холодно восприняла этот фильм, после чего его без всякого изучения отвергли и объявили подделкой. В условиях плохой видимости за снежного человека могли принимать и настоящих животных (к примеру, медведи или леопарды), и даже неодушевлённые предметы (игра света и теней, качающиеся растения при ветре). На этом мнении сходятся многие ученые, включая известнейших зоологов. Криптозоологи также высказывают предположение, что те отпечатки следов, которые приписывают снежному человеку, вероятнее всего могут быть следами медведей. Ведь известно, что практически все особи медведей способны ходить на двух задних ногах, поднимаясь практически в вертикальное положение. На больших расстояниях медведи со своей иноходью вполне сошли бы за йети и по виду, и по позе. В качестве отпечатков снежного человека (особенно на снегу) могут фиксироваться отпечатки другого происхождения. Например, знаком механизм создания следов, походящих на отпечатки босых ног большого размера. Снежный барс при ходьбе нередко ставит лапы по одной линии, таким образом, что следы частично перекрываются. В итоге два перекрывающихся следа лап животного внешне почти неотличимы от одного следа крупной ноги. Отсутствие прямых доказательств существования сасквоча порождает множество споров и вопросов. Вполне возможно, что эти дикие существа разумнее, чем предполагают ученые. Просто они по-своему приспособились к необычным для человека условиям. А ведь в горах практически не бывает людей, и вполне вероятно, это создает для снежного человека определенные удобства, особенно если учитывать его дикарский образ жизни.

Йети в разных странах

О снежном человеке существует множество противоречивых данных. Существо оставляет после себя гигантские следы, обгрызает кору елей на большой высоте. Правда, не совсем понятно, как такое рослое и тяжелое существо забирается почти на макушки деревьев (это похоже на повадки медведей). Многочисленные попытки людей поймать йети или снять его на пленку не увенчались успехом. На него устраивали множественные облавы, разжигали специальные костры - приманки, записывали на магнитофон разные крики шимпанзе – ничего не помогло. Но у исследователей имеется одна, действительно стоящая находка. Это экскременты неизвестного животного (или человека?). Их стали нередко находить в тех местах, где побывал “белый” (так его прозвали в Северных частях России, в частности, в Ленинградской области). Эти испражнения ценны уже по той причине, что лабораторный анализ показал: они не принадлежат ни человеку, ни какому-либо известному в этих регионах животному. Очевидцы, кто якобы его видел, упорно твердят, что его рост более 2,5 метров. На Енисее поисковой группе встретился один рыбак, утверждавший, что однажды видел пятиметровую волосатую самку йети. Разумеется, из группы ему никто не поверил. Скорее всего, рыбак попросту приврал, у страха глаза велики.

В дошедших до нас из древности легендах сведения о снежных людях сильно преувеличены. Сохранились сведения, что древние греки называли сасквочей циклопами огромного роста. Весьма занимательно, учитывая то, что у адыгов на Кавказе тоже имеются сказания об одноглазом и одноногом рослом существе. Снежного человека обычно наблюдали с большого расстояния. Очень близко посаженные глаза, горящие к тому же красноватым светом - вполне могло привидеться, что у него один большой глаз. Но почему одноногий? Здесь виновата оригинальная походка йети - подобно канатоходцу, он оставляет после себя одну дорожку следов. Если видишь следы – создается впечатление, будто кто-то прыгал на одной ноге. Исследовательская группа пришла к выводу, что нога у йети имеет больше сходства с ногой человека, нежели с обезьяной. К примеру, у гориллы большой палец ноги сильно оттопырен. А у йети пальцы вместе и все имеют одинаковую длину. Большие пальцы на руках отходят в сторону сильнее, чем у человека, и они более короткие. Исходя из этого, можно утверждать, что йети не может делать сложную работу. А вот ногти плоские, как у людей. Содранную им с деревьев кору ни с чем не спутаешь - по ней будто несколько стамесок прошлось. Звери, которые обдирают древесную кору, всегда оставляют следы острых когтей.

А вот в Китае имеются сведения, что в течение нескольких столетий китайские крестьяне встречали подобное существо, прозванное ими "йерен". Человекоподобный примат "йерен" (в переводе примерно "китайский дикарь") достигает роста около двух метров. Многие из случаев, когда крестьянам в центральной части Китая встречался волосатый примат, остались без внимания властей. До конца восьмидесятых годов западным ученым не предоставляли право доступа в малонаселенные лесные массивы Китая. Но уже тогда было известно, что китайские исследователи накопили богатый фактический материал об этом скрытном существе. Когда право доступа все же было получено, шесть стран, включая США и Великобританию, снарядили отлично оснащенную экспедицию и отправили ее в этот регион, чтобы изучить материалы коллег и, если повезет, взять для синтеза какие-нибудь вещественные доказательства существования "китайского дикаря". Из Китая научная экспедиция привезла несколько волос. Структуру хромосом волос подвергли тщательному анализу, после этого профессор Пуатье заявил: "Нами было установлено, что это животное не подходит ни под одну из известных науке категорий. Это первое доказательство существования новой особи приматов". Китайские ученые, основываясь на своем последнем открытии, пришли к заключению, что названное гигантопитеком существо и жившее, по их мнению, полмиллиона лет назад - задолго до человека – смогло каким-то образом выжить в значительно удаленных от цивилизации регионах. Во Вьетнаме, Индии и Китае во многих местах обнаружены челюсти и почти тысяча зубов этого древнего человека-обезьяны. По утверждению одного ученого, “этот дикарь может быть либо существом, о котором нам ничего не известно, либо гигантопитеком, который невероятным образом смог избежать вымирания в этих местах".

Китаский "йерен" в последние годы весьма заинтересовал западных ученых. В тех же Гималаях до сих пор обитает подобный дикарь, о котором на Западе впервые узнали еще в 1832 году. Любитель приключений и путешественник англичанин Ходтсон долгое время жил высоко в горах вместе с непальцами. Домой он писал, что они видели человекообразное существо с густой шерстью. В Британии полагали, что Ходтсон с богатым воображением мог ошибочно принимать за человекообразное существо бурого гималайского медведя или, может быть, крупную обезьяну лангуру. Но в научном журнале он после описывал, как носильщики-непальцы в страхе убегали от вертикально стоящего бесхвостого существа с густой лохматой шерстью и высоким ростом, которое направилось к ним. Непальцы называли его "ракшас", что на санскрите означает демон. Непальцы рассказывали Ходтсону, что в их истории упоминания о таких дикарях относят к четвертому веку до нашей эры. Как бы то ни было, современные учёные (в большинстве) весьма скептически относятся к возможности существования снежного человека. Свое отношение они объясняют тем, что до сих пор нет такого представителя вида, который живет в неволе, не обнаружено скелетов или хотя бы шкур этой особи. Конечно, имеются отпечатки следов и их слепки, десятки фотографий, аудиозаписи, видеозаписи (плохого качества), но достоверность этих свидетельств под большим сомнением. Единственным более-менее весомым доказательством долгое время служила съемка Роджера Паттерсона 1967 года. Тем не менее, после смерти Рэя Уоллеса в 2002 году, для которого сделали эту съемку, появились противоречивые свидетельства его родственников. Они рассказали, (правда, не предъявляя никаких вещественных доказательств), что вся история со съемкой снежного человека была с самого начала сфальсифицирована. Крупные следы йети делались искусственными формами, а сама киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в костюме гориллы. Еще одна особенность йети - потрясающая способность бесследно исчезать после своей смерти. Ни один зоологический музей в мире до сих пор не может похвастаться тем, что имеет в своей коллекции останки снежного человека. Не находили ученые и палеонтологи и никаких захоронений, которые могло сделать это существо. Почему-то захоронения древних людей находят постоянно, а йети словно испаряется (что довольно странно).

, «Рамаяне» («ракшасы»), фольклоре разных народов (фавн, сатир и силен в Древней Греции, йети на Тибете и в Непале, бьябан-гули в Азербайджане, чучунны, чучунаа в Якутии, алмас в Монголии, иерен, маорен и ен-хсунг в Китае, киикадам и албасты в Казахстане, леший, шиш и шишига у русских, див в Персии (и Древней Руси), дев и албасты на Памире, шурале и ярымтык у казанских татар и башкир, арсури у чувашей, пицен у сибирских татар, сасквоч в Канаде, тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии на Чукотке, бататут, седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве, какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.).

Плутарх писал, что имел место случай поимки сатира солдатами римского полководца Суллы. Диодор Сицилийский утверждал, что тирану Дионисию были присланы несколько сатиров. Эти странные существа были изображены на вазах Древней Греции, Рима и Карфагена.

На серебряном кувшине этрусков, находящемся в Римском музее доисторической эпохи, изображена сценка, когда вооруженные охотники на лошадях преследуют громадного человека-обезьяну. А в псалтыре королевы Марии, относящемся к XIV веку, изображено нападение стаи псов на покрытого шерстью человека.

Очевидцы снежного человека

В начале XV века турки захватили в плен европейца по имени Ганс Шильтенбергер и отослали его ко двору Тамерлана, который передал пленника в свиту монгольского князя Едигея. Шильтенбергер все-таки сумел в 1472 году вернуться в Европу и издал о своих приключениях книгу, в которой, помимо прочего, упомянул и диких людей:

Высоко в горах обитает дикое племя, не имеющее ничего общего со всеми остальными людьми. Шкура этих существ покрыта шерстью, которой нет лишь на их ладонях и лицах. Они скачут по горам, как дикие звери, питаются листвой, травой и всем, что удается отыскать. Местный правитель преподнес Едигею в дар двух лесных людей – мужчину и женщину, захваченных в дремучих зарослях.

Индейцы северо-запада США и Западной Канады верят в существование диких людей. В 1792 году испанский ботаник и естествоиспытатель Хосе Мариано Мосиньо писал:

Не знаю, что и сказать о Матлоксе, жителе гористой местности, приводящем всех в неописуемый ужас. По описаниям, это настоящий монстр: тело его покрыто жесткой черной щетиной, голова напоминает человеческую, но гораздо больших размеров, клыки мощнее и острее медвежьих, руки неимоверной длины, а на пальцах рук и ног – длинные искривленные когти.

Тургенев и президент США лично сталкивались со снежным человеком

Наш соотечественник, великий писатель Иван Тургенев, охотясь в Полесье, лично сталкивался с снежным человеком. Он рассказал об этом Флоберу и Мопассану, и последний описал это в своих мемуарах.



«Будучи еще молодым, он (Тургенев) как-то охотился в русском лесу. Он бродил весь день и к вечеру вышел на берег тихой речки. Она струилась под сенью деревьев, вся заросшая травой, глубокая, холодная, чистая. Охотника охватило непреодолимое желание окунуться в эту прозрачную воду.

Раздевшись, он бросился в нее. Он был высокого роста, силен, крепок и хорошо плавал. Он спокойно отдался на волю течения, которое тихо его уносило. Травы и корни задевали его тело, и легкое прикосновение стеблей было приятно.

Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча. Он быстро обернулся и увидел странное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое – два каких-то мешка, очевидно груди, – болтались спереди. Длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной.

Тургенев почувствовал дикий, леденящий страх перед сверхъестественным. Не раздумывая, не пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом касалось его шеи, спины и ног.

Наконец, молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех ног бросился бежать по лесу, бросив одежду и ружье. Странное существо последовало за ним. Оно бежало так же быстро и по-прежнему повизгивало.

Обессиленный беглец – ноги у него подкашивались от ужаса – уже готов был свалиться, когда прибежал вооруженный кнутом мальчик, пасший стадо коз. Он стал хлестать отвратительного человекоподобного зверя, который пустился наутек, издавая крики боли. Вскоре это существо, похожее на самку гориллы, исчезло в зарослях ».

Как выяснилось, пастушок уже и раньше встречал это существо. Он рассказал барину, что это всего лишь местная юродивая, давно ушедшая жить в лес и совершенно там одичавшая. Тургенев, впрочем, замечал, что от одичания не вырастает шерсть по всему телу.



Встречался с снежным человеком и президент США Теодор Рузвельт. Он включил эту историю, художественно обработав, в свою книгу «Охотник на диких зверей». Действие рассказа происходит в Свекловичных горах, между штатами Айдахо и Монтана. Оттуда, кстати, до сих пор поступают свидетельства о встречах с снежными людьми.

В первой половине XIX века траппер (то есть охотник, ставящий капканы) Бауман и его товарищ исследовали дикое ущелье. Их лагерь постоянно разоряло какое-то громадное существо, передвигавшееся причем на двух, а не на четырех ногах. Нападения происходили либо ночью, либо днем в отсутствие охотников, и потому толком рассмотреть существо не удавалось. Однажды товарищ остался в лагере, и Бауман, вернувшись, нашел его растерзанным. Следы, окружавшие тело, были идентичны человеческим, но выглядели гораздо больше.

Дети снежного человека

Весьма любопытная встреча с бигфутом в 1924 году ожидала лесоруба Альберта Остмана. Он ночевал в спальном мешке в лесу под Ванкувером. Снежный человек схватил его, прямо в мешке положил себе на плечо и понес. Шел он часа три и принес Остмана в пещеру, где, кроме похитившего его йети, еще оказались его жена и двое детей.



Есть лесоруба не стали, а приняли вполне гостеприимно: предложили поесть еловых побегов, которыми снежные люди питались. Остман отказался и неделю продержался на консервах из своего рюкзака, который снежный человек предусмотрительно захватил с собой.

Но вскоре Остман понял, в чем причина такого гостеприимства: его готовили в мужья уже подросшей дочери главы семейства. Представив брачную ночь, Остман решил рискнуть и подсыпал в еду гостеприимным хозяевам нюхательного табака.

Пока те полоскали рты, он со всех ног рванул из пещеры. Многие годы он никому не рассказывал о своем приключении и на вопросы, где пропадал целую неделю, просто отмалчивался. Но когда пошли разговоры про снежных людей, язык у старика развязался.

Женщина йети

Документально подтверждено, что в XIX веке в Абхазии в селе Тхина жила у людей женщина Зана, похожая на снежного человека и имевшая от людей нескольких детей, впоследствии нормально интегрировавшихся в человеческое общество. Вот как описывали ее очевидцы:

Рыжеватая шерсть покрывала ее серовато-черную шкуру, причем волосы на голове были длиннее, чем на всем теле. Она издавала нечленораздельные выкрики, но обучиться речи так и не смогла. Ее крупное лицо с выступающими скулами, сильно выдающейся челюстью, мощными надбровными дугами и крупными белыми зубами отличалось свирепым выражением.

В 1964 году Борис Поршнев, автор книги о реликтовом гоминиде, встречался с некоторыми внучками Заны. По его описанию, кожа этих внучек – звали их Чаликва и Тая – была темной, негроидного типа, жевательные мышцы – сильно развитыми, а челюсти – чрезвычайно мощными.

Поршневу даже удалось расспросить жителей деревни, которые, будучи детьми, в 1880-х годах присутствовали на похоронах Заны.

Русский зоолог К. А. Сатунин, который в 1899 году видел самку реликтового гоминида в Талышских горах на юге Кавказа, обращает внимание на то, что «движения существа были совершенно человеческими».

Снежный человек в плену

В 20-е годы XX века в Средней Азии были пойманы несколько йети , заключены в тюрьму и после безуспешных допросов расстреляны как басмачи.

Известен рассказ надзирателя этой тюрьмы. Он наблюдал за двумя бигфутами , находящимися в камере. Один был молодой, здоровый, сильный, он никак не мог смириться с несвободой и все время бушевал. Другой, старый, сидел спокойно. Они ничего не ели, кроме сырого мяса. Когда кто-то из командиров увидел, что надзиратель кормит этих заключенных только сырым мясом, он его пристыдил:

– Нельзя же так, все-таки люди…

По сведениям людей, участвовавших в борьбе с басмачами, там еще оставалось около 50 подобных субъектов, которые вследствие своего «одичания» опасности для населения Средней Азии и революции не представляли, а вылавливать их было очень трудно.



Известно свидетельство подполковника медицинской службы Советской Армии B. C. Карапетяна, который в 1941 году произвел осмотр живого снежного человека, пойманного в Дагестане. Он описывал свою встречу с йети так:

«Вместе с двумя представителями местных властей я вошел в сарай… До сих пор я вижу, словно наяву, возникшее передо мною существо мужского пола, полностью обнаженное, босое.

Вне всякого сомнения, это был человек, с полностью человеческим телом, несмотря на то что его грудь, спину и плечи покрывала косматая шерсть темно-коричневого цвета длиной 2–3 сантиметра, очень похожая на медвежью.

Ниже груди шерсть эта была реже и мягче, а на ладонях и подошвах ее не было вообще. На запястьях с огрубевшей кожей росли лишь редкие волосы, но пышная шевелюра головы, очень грубая на ощупь, спускалась до плеч и частично прикрывала лоб.

Хотя все лицо покрывала редкая растительность, борода и усы отсутствовали. Вокруг рта также росли редкие, короткие волосы.

Человек стоял совершенно прямо, опустив руки по швам. Рост его был чуть выше среднего – порядка 180 см, тем не менее, он словно возвышался надо мной, стоя с выпяченной могучей грудью. Да и вообще он был гораздо крупнее любого местного жителя. Глаза его не выражали абсолютно ничего: пустые и безразличные, это были глаза животного. Да, по сути, он и был животным, не более того ».

К сожалению, при отступлении нашей армии гоминид был расстрелян.

Снежный человек в Гималаях

Но больше всего прославились снежные люди из Гималаев, реликтовых гоминидов там называют поместному «йети».

Впервые об этих необычных обитателях гор стало известно из записок английских офицеров и чиновников, служивших в Индии. Автором первого упоминания считается Б. Ходжсон, с 1820 по 1843 год полномочный представитель Великобритании при дворе короля Непала. Он довольно подробно описывал, как во время его путешествия по Северному Непалу носильщики пришли в ужас, увидев волосатое бесхвостое существо, похожее на человека.



Несколько буддистских монастырей утверждают, что у них хранятся останки йети, в том числе скальпы. Западные исследователи давно заинтересовались этими реликвиями, и в 1960 году Эдмунд Хиллари сумел получить скальп из монастыря Хумджунг для научной экспертизы.

Примерно в это же время были исследованы реликвии и еще из нескольких тибетских монастырей. В частности, мумифицированная рука снежного человека. Результаты экспертизы многие ставили под сомнение, и находились сторонники версий как подделки, так и непонятного артефакта .

Снежные люди, скрывались в памирских пещерах

Генерал-майор Советской Армии М. С. Топильский вспоминал, как в 1925 году он преследовал со своей частью снежных людей, скрывавшихся в памирских пещерах. Один из пленных рассказал, что в одной из пещер на него и его товарищей напали несколько существ, похожих на человекообразных обезьян. Топильский обследовал пещеру, где и обнаружил труп загадочного существа. В своем докладе он писал:

«На первый взгляд мне показалось, что это действительно человекообразная обезьяна: шерсть покрывала тело с головы до ног. Однако я отлично знаю, что человекообразные обезьяны на Памире не водятся.

Присмотревшись, я увидел, что труп напоминает человеческий. Мы подергали шерсть, подозревая, что это маскировка, но она оказалась натуральной и принадлежала существу.

Тогда мы измерили тело, несколько раз перевернув его на живот и снова на спину, а наш врач тщательно его обследовал, после чего стало очевидным, что и человеческим труп не был.

Тело принадлежало существу мужского пола, ростом примерно 165–170 см, судя по проседи в нескольких местах, – среднего или даже преклонного возраста… Лицо его было темного цвета, без усов и бороды. На висках имелись залысины, а затылок покрывали густые, спутанные волосы.

Мертвец лежал с открытыми глазами, оскалив зубы. Глаза были темного цвета, а зубы – большими и ровными, по форме напоминающими человеческие. Лоб низкий, с мощными надбровными дугами. Сильно выступающие скулы делали лицо существа монголоидным. Нос плоский, с глубоко вогнутой переносицей. Уши без волос, остроконечные, а мочки более длинные, чем у человека. Нижняя челюсть чрезвычайно массивна. Существо обладало мощной грудной клеткой и хорошо развитой мускулатурой ».

Снежный человек в России

Было множество встреч со снежным человеком и на территории России . Самая примечательная, пожалуй, произошла в 1989 году в Саратовской области. Сторожи колхозного сада, услышав подозрительный шум в ветвях, поймали кушающее яблоки некое человекообразное существо, по всем признакам похожее на пресловутого йети.



Впрочем, это выяснилось, когда незнакомец был уже связан: до этого сторожа думали, что это просто воришка. Когда же они убедились, что незнакомец не понимает человеческого языка, да и вообще не слишком похож на человека, они погрузили его в багажник «Жигулей» и вызвали милицию, прессу и власти. Но йети сумел развязаться, открыл багажник и убежал. Когда через несколько часов все вызванные прибыли в колхозный сад, сторожа оказались в весьма неловком положении.

Снежного человека сняли на видео

Собственно, свидетельств о встречах разной близости со снежным человеком сотни. Гораздо интереснее свидетельства материальные. Два исследователя сумели снять в 1967 году снежного человека на кинокамеру. Эти 46 секунд стали настоящей сенсацией в мире науки. Профессор Д. Д. Донской, заведующий кафедрой биомеханики Центрального института физкультуры, комментирует этот короткий фильм так:

«После многократного рассмотрения походки двуногого существа и детального изучения поз на фотоотпечатках с кинопленки остается впечатление о хорошо автоматизированной, высокосовершенной системе движений. Все частные движения объединены в единое целое, в хорошо отлаженную систему. Движения слаженные, повторяются одинаково от шага к шагу, что можно объяснить лишь устойчивым взаимодействием всех групп мышц.

Наконец, можно отметить такой признак, не поддающийся точному описанию, как выразительность движений… Это характерно для глубоко автоматических движений при их высоком совершенстве…

Все это вместе взятое позволяет оценивать походку существа как естественную, без заметных признаков искусственности, характерных для разного рода преднамеренных имитаций. Рассматриваемая походка существа для человека совершенно нетипична ».

Английский биомеханик доктор Д. Грив, весьма скептически относившийся к реликтовым гоминидам, писал:

«Возможность подделки исключается ».

После смерти одного из авторов фильма, Паттерсона, его фильм был объявлен подделкой, но никаких доказательств не было представлено. Стоит признать, что пресловутая желтая пресса в погоне за сенсациями часто не только выдумывает их, но любит и разоблачать прошлые, как мнимые, так и действительные. Не признавать этот фильм документальным пока никаких поводов нет.

Несмотря на множество свидетельств (порою от людей, заслуживающих абсолютного доверия), абсолютное большинство научного мира отказывается признавать существование снежного человека. Причинами служит то, что до сих пор якобы не обнаружены кости диких людей, не говоря уже о самом живом диком человеке.

Между тем ряд экспертиз (о некоторых мы говорили выше) позволял прийти к выводу, что представленные останки не могут принадлежать кому-либо признанному наукой. В чем же дело? Или опять мы сталкиваемся с прокрустовым ложем современной науки?