Неживая и живая природа
Ответы к стр. 24 - 25
Задания
1. Вспомни, что относится к природе.
Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Солнце, воздух, вода, растения, животные - всё это объекты природы.
2. Что необходимо растениям и животным для жизни?
Животные - живые существа. Они растут, развиваются, приносят потомство. Животные питаются, передвигаются, строят жилища. Животным необходимы для жизни пища, воздух, вода, тепло и свет. Растение - живое. Оно растёт, развивается, приносит потомство. Каждое растение когда-нибудь умирает. Но многие растения живут очень долго. Растениям необходимы для жизни вода, воздух, свет и тепло.
- Рассмотри фотографии на с. 24 - 25. На какие две группы можно разделить объекты природы, изображённые на них?
Все объекты природы можно разделить на две большие группы: живую и неживую природу.
- С помощью фишек разного цвета обозначь, что относится к неживой, а что - к живой природе.
Солнце, камень (полезные ископаемые), облако, сосульки
- это НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
.
Дерево, человек, бабочка, медведь
- ЖИВАЯ ПРИРОДА
.
- С помощью книги "Энциклопедия путешествий. Страны мира" приведи примеры объектов неживой и живой природы разных стран.
Венгрия:
Австрия:
Греция:
Объединённые Арабские Эмираты:
Аргентина:
- Подумайте, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы.
ЖИВАЯ ПРИРОДА: растёт, питается, дышит, умирает, приносит потомс тво.
Все, что мы видим вокруг нас, все, что нас окружает и при этом не создано руками человека - это живая и неживая природа. Она отличается большим разнообразием явлений и процессов. Узнаем, каковы особенности природы, и чем живая природа отличается от неживой.
Живая природа
Все объекты живой природы обладают важными качествами: они рождаются, растут, питаются, дышат, передвигаются, умирают. Для жизни им необходима пища, тепло, вода, воздух. К живой природе относится не только человек, но также животные, растения и даже микроорганизмы. Исследованием объектов живой природы занимается очень обширная и важная наука - биология.
- Микроорганизмы
Задолго до того, как на нашей планете появились животные, ее уже населяли крошечные, незаметные глазу организмы: бактерии, грибы, вирусы. Они могут существовать практически в любых условиях, где есть хотя бы немного воды. Главная особенность всех микроорганизмов - способность очень быстро размножаться.
Рис. 1. Бактерии
- Растения
Мир растений очень большой и разнообразный. Без них на Земле не было бы жизни, ведь растения вырабатывают самый важный для дыхания газ - кислород. Также они поглощают вредный углекислый газ, который очень плохо влияет на здоровье человека и климат планеты.
Растения - это важный источник пищи для человека и животных. Но нужно быть очень внимательным, так растения бывают съедобные (фрукты, орехи, злаки, овощи) и несъедобные (цветы, декоративные кустарники травы).
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
- Животные
К животным относятся все звери, птицы, земноводные, насекомые нашей планеты. За всю историю Земли какие-то животные исчезали, какие-то очень сильно менялись.
Много лет назад хозяевами нашей планеты были динозавры - огромные ящеры, которые не знали себе равных. Но из-за резкого изменения климата почти все они вымерли, и только немногие представители древних животных смогли приспособиться к новым условиям обитания.
Животные могут быть хищными и травоядными, домашними и дикими. Они приспосабливаются к тем условиям, где живут, и животных можно отыскать в любой точке земного шара, от знойных пустынь до ледяной Арктики.
Рис. 2. Белый медведь
- Человек
Конечно же, к объектам живой природы относится и человек. Благодаря своему интеллекту, находчивости и разумному планированию своей деятельности ему удалось покорить себе всю планету. Но, точно так же, как животные, растения и микроорганизмы, он не может прожить без пищи, воздуха, воды.
Неживая природа
К объектам неживой природы относят воздух, воду, почву, минералы. Они были первыми при создании нашей планеты, и именно потому объекты неживой природы часто называют первичными.
Они могут находиться в трех состояниях:
- твердое (камни, горы, песок, лед);
- жидкое (вода, облако, туман, нефть);
- газообразное (пар, воздух).
С объектами неживой природы не происходят никакие изменения в течение многих десятков и сотен лет. Они не дышат, не размножаются и не питаются. Их размер может увеличиться или уменьшиться, они могут передвигаться в пространстве, но только под влиянием внешних факторов. Поскольку они не рождаются, то никогда и не умирают.
Некоторые объекты неживой природы могут менять свое состояние. К примеру, вода может быть твердой в виде льда, привычной всем жидкой и газообразной в виде пара. Но она никуда не исчезает и не появляется из ниоткуда.
Таблица “Признаки живой и неживой природы”
Связь живой и неживой природы
Рассмотрев примеры живой и неживой природы, можно сделать вывод, что на нашей планете все взаимосвязано, и все находится в гармонии друг с другом. Живые существа не могли бы существовать без объектов неживой природы. А если бы не было растений и животных, Земля выглядела бы как безжизненная пустыня.
Мне кажется, я даже помню, когда впервые задалась вопросом, что можно считать живым существом . Мне лет пять, я сижу на скамейке возле магазина и от скуки обдираю листья с растущего рядом самшитового куста. И моя мама, шлепающая меня по рукам: «Не трогай, куст живой, ему больно!». Правда, осмысленно разобраться, , я попыталась намного позже, лет так в двенадцать.
Живая и неживая природа: чем различаются
Главная разница между живым и неживым заключается в том, что неживая природа статична , неизменна. Вода, камень, воздух, магматические породы – они изменяются исключительно под влиянием внешней среды, но внутренняя их структура остаётся неизменной .
Жизнь же предполагает постоянное развитие - причём проявляющееся не только внешне, но и предполагающее изменение самой структуры организма. Любая жизнь на Земле развивается в виде разнообразных цепочек молекул, состоящих из нуклеиновых кислот . Эти цепочки - ДНК - являются своего рода программой, в соответствии с которой атомы складываются не в мёртвый статичный элемент природы, а в живой организм, способный существовать, развиваться, передавать по наследству накопленный опыт.
Как можно определить живое существо
Таким образом, учёные нашли несколько признаков, помогающих понять, что относится к неживой природе, а что - к живой . Существует пять признаков, которые есть только у представителей «жизни»:
- В любом живом организме происходит обмен веществ, или, по-научному, метаболизм (который проявляется в дыхании, пищеварении, сне, росте).
- Они имеют более сложную внутреннюю структуру , чем предметы неживого мира.
- В отличие от неживого, живая природа живо реагирует на любые изменения внешней среды, она способна эволюционировать .
- Любой живое существо проходит несколько обязательных этапов: эмбриональное (или иное, происходящее до отделения от «родителя») развитие ; рождение ; рост ; размножение ; и смерть . Кстати, делиться на себе подобных могут даже простейшие одноклеточные организмы – например, вирусы , амёбы .
- И, наконец, в живом организме всегда присутствует некоторая неравномерность в строении тела - полоски на шерсти, родинки, неравное количество присосок на щупальцах… В то время как элементы неживой среды всегда идеально симметричны (взгляните на снежинку, каплю воды или песчинку под микроскопом).
Примеры неживой природы
Всё, не обладающее «жизнью», можно условно разделить на три категории:
- компоненты неживой природы (атмосфера, вода, литосферные плиты, снег и т.д.);
- объекты, в которых прекратились процессы метаболизма (мёртвое животное, засохшее растение);
- и синтетические вещества , созданные людьми (пластик, полиэтилен, асфальт).
Самое любопытное, что многие полезные ископаемые (например, нефть ) можно отнести сразу к двум видам! Ведь это, как считают геологи, - разложившиеся останки древних животных, превратившиеся в горючее вещество под воздействием давления и огромных температур.
Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (например, Солнце, Луна, горы, почва, радуга, вода, небо и т.д.).
Признаки живой природы — рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).
Дома выполнять задания-игры на данную тематику:
Найти и распечатать картинки живой/неживой природы и предложить ребенку сортировать фотографии, очень хорошо пригодятся картинки из Мира на Ладошке (про животных, жителей морей, природные явления и т.д.)
Провести Физминутку:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше
Поговорить, о каком живом объекте природы вы говорили, назовите признаки, по которым этот объект отнесли именно к живой природе. Обсудите, какой неживой объект был в стихе (ветер).
Обсудить разные живые/неживые объекты и разобрать, почему они к таковым относятся (обсуждать по рисункам). Обыграть и рассмотреть различные ситуации с объектами природы, например, рассказать ребенку, что камень упал и раскололся на 2 части, живой он или нет? Нет. Но ведь был 1, а стало 2? Объяснить, почему такое деление не считается размножением. Камень – это тело природы. А тела в природе могут изменяться. Или вода в реке движется, а ведь она неживая. Движется из-за перепада высот.
Послушайте звуки природы и определите звуки живой природы (пение птиц, квакание лягушек и т.д.) и неживой, шум дождя, вой ветра. Можно подобрать картинку с изображением под звук.
Рассказать, что дерево – объект живой природы, а бревно или стол из дерева — неживой. Вывод: это предметы, сделанные из объектов природы. Сделать лото: объект природы – вещь, полученная из объекта природы.
Воробей живет под крышей,
В теплой норке – домик мышки,
У лягушки дом – в пруду,
Домик пеночки – в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
— он у мамы под крылом.
Назовите объекты живой/неживой природы. Поговорить о роли природы в нашей жизни. Вывод: природа – дает одежду, питание, материалы для жилья, хорошее настроение.
Отобразить свое настроение на листочках различных деревьев.
Прочитайте стихотворение, найдите на картинках объекты, указанные в нем, определите, что относится к живой/неживой природе
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо, светло-голубое,
Солнце светит золотое
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и леса,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг природа.
2. Возьмите картинки с изображением живой/неживой природы, дополните картинками с изображением домов, машин, одежды, игрушек и т.д. Попросите ребенка разложить на стопочки живая природа, неживая и все остальное в третью стопочку. Когда задание будет выполнено, спросите его, как он думает, что объединяет картинки в третьей стопочке. Если ребенок не сможет сразу ответить, подведите его к мысли, что все, что он отложил в отдельную стопку – это то, что сделал человек: построил дом, сшил одежду, создал транспортное средство и т.д.
Посмотрите, чем жизнь человека в городе отличается от жизни на природе. Обсудить, как сделанные человеком вещи помогают ему в жизни ( ex : одежда защищает от холода, автомобиль помогает быстро передвигатьсяи т.д.).
Задания- игры (для детей умеющих говорить). Такие игры прекрасно подходят для поездки в транспорте, когда карточки не разложишь:
— вы называете предмет из мира человека, ребенок описывает, для чего этот предмет создан (можно еще дополнить из каких веществ – дерево, стекло, металл, пластмасса и т.д.);
— вы просите назвать как можно больше предметов, созданных для того, чтобы сделать человека быстрее (самолет, автомобиль, поезд, самокат и т.д.);
— сильнее (грузовик, экскаватор, подъемный кран и т.д.);
— красивее (девочкам нравится, и список длинный – помада, духи, расческа …);
— улучшить зрение (очки, бинокль, микроскоп).
— можно фантазировать и придумывать предметы с сочетанием разных свойств (например, летающий холодильник для доставки мороженного)
Игра в 12 вопросов (с сайта Лены Даниловой) (вы можете выбрать любое число, но мои дети играют и настаивают на 12). Кто-то загадывает предмет (обязательно имя существительное, в единственном числе – вот и повод поговорить о грамматике). Второй, задавая вопросы, пытается угадать задуманное.
Если вы научите ребенка группировать предметы, то и рассказать он сможет о чем угодно, опираясь на признаки групп ы. В ходе игры учите правильно ставить вопросы, каждый новый вопрос должен сокращать число предметов в группе. С самыми маленькими начните игру втроем, папа задумал предмет, а вы вдвоем отгадываете. Например, задумано слово ромашка.
1 вопрос – предмет из мира человека? Нет (делаем вывод – это мир природы) 2 вопрос – предмет относится к живой природе? Да (будем выбирать из групп, принадлежащих живой природе)
3 вопрос – это животное? Нет (тогда продолжаем перечислять неназванные группы живой природы – растения, грибы)
4 вопрос – это растение? Да (теперь покажем, что и эту группу можно разделить на деревья, кусты, травянистые растения) и т.д..
Предложите малышу пофантазировать. Пусть ребенок представит, что он попал в сказочную страну. Пусть ребенок закроет глаза, а вы расскажите ему побольше об этой стране (здесь все зависит от фантазии мамы). Жители этой сказочной страны (можно даже придумать ей название) никогда не слышали о Земле, где живете вы с вашим малышом. Предложите ребенку самому рассказать о вашем доме, природе. Пусть в своем рассказе ребенок расскажет о том, какая природа, животные есть вокруг (живая /неживая природе) и о том, что смог сделать человек и какую пользу приносит это людям, живущим в его «стране».
Если ребенок плохо говорит, то с помощью игрушки (обитателя волшебной страны) задавайте наводящие вопросы, возьмите игрушку с собой на прогулку и пусть ребенок вживую познакомит ее с вашей «страной». Покажет, какие деревья растут, какие вокруг летают птички, растут цветы, какие дома, машины построил человек и т.д.
Цель такого упражнения: развить фантазию, образное мышление, умение группировать явления и понятия.
Предложите ребенку что-нибудь самому изобрести. Пусть это будут самые фантастические изобретения, главное, что бы ребенок сам их придумал и рассказал для чего они. Можно попробовать сделать некоторые из них (если это возможно) или нарисовать, слепить и т.д.
Поговорите с малышом о важности бережного отношения к природе.
Люди, оглянитесь-ка вокруг!
Как природа истинно прекрасна!
Ей нужна забота Ваших рук,
Чтобы красота ее не гасла.
Что шепчет парк…
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно.
И так трагично больно мне.
Редеет парк, редеет глушь,
Редеют ёловые кущи…
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином…
Но вот пришли на двух ногах
Животные – и по долинам
Топор разнес свой гулкий взмах.
Я слышу, как, внимая гуду
Убийственного топора,
Парк шепчет: “Вскоре я не буду…
Но я ведь жил – была пора…”
Основная мысль стихотворения в том, что человек собственными руками уничтожает парк, прекрасный уголок природы. И стоит задуматься всем живущим на Земле, что, уничтожая природу, мы губим и свою жизнь, так как мы являемся частью природы.
Щади зверей и птиц,
Деревья и кусты.
Ведь это все слова,
Что царь природы ты.
Ты только часть ее,
Зависимая часть.
Что без нее и мощь твоя
И власть?!
Пришвин “Синий лапоть”, “Лесной хозяин”, “Кладовая солнца”.
Паустовский “Заячьи лапы”, “Мещерская сторона”.
Астафьев “Зачем я убил коростеля”, “Белогрудка”, “Хвостик”