Евразийская интеграция. Евразийская интеграция для России: источник неприятностей или прибыли

Как отразилась евразийская интеграция на основных экономических показателях России?

Марат Шибутов

Евразийская интеграция становится темой новостных публикаций, как правило, в случае возникновения конфликтов или проблем между странами-участницами. Значительно реже упоминается тот факт, что она привела к бурному росту количества российских компаний в Казахстане или увеличению сумм беспошлинных закупок в интернет-магазинах.

Как же именно отразилась евразийская интеграция на основных экономических показателях России? Для оценки возьмем Белоруссию и Казахстан как страны, которые были в Таможенном союзе, Евразийском экономическом пространстве и Евразийском экономическом союзе с самого начала, а значит, взаимное влияние между этими государствами наиболее выражено.

Торговля товарами

Самой упоминаемой сферой экономического сотрудничества является торговля товарами. Однако она зависит от девальвации, мировых цен и востребованности того или иного товара, поэтому значения могут колебаться довольно сильно.

Российский экспорт в Казахстан с 2010 года рос до 2013 года, а затем стал снижаться. Доля в экспорте России весьма небольшая — 2,7−3,3% — однако относительный рост присутствует. При этом на Россию приходится треть казахстанского импорта, что очень много.

Российский экспорт в Белоруссию в среднем в 1,5 раза больше, чем в Казахстан, по абсолютным и относительным цифрам. И доля в белорусском импорте тоже больше — от 40 до 55%, — что говорит о доминировании. Однако если взять несырьевые товары, то тут доля Белоруссии в 1,5 раза ниже казахстанской. Всё дело в поставках в Белоруссию российских нефти, газа и другого сырья, которые составляют от половины до двух третей экспорта.

Отдельно выделим группы товаров российского экспорта, где доля в экспорте Казахстана и Белоруссии больше 20%. Таких групп 63 — почти две трети номенклатуры. Если взять диапазоны, то получается: от 20 до 39% — 34 группы; от 40 до 59% — 22 группы; от 60% и выше — 7 групп. Тут важно, что для производителей этих товаров евразийская интеграция является крайне важным фактором поддержания экспорта — не будет ее, и экспорт упадет. А довольно часто такая продукция производится в моногородах, и от нее зависит благосостояние целых регионов.

Если сравнить сальдо торгового баланса, то для России он будет положительным даже в 2016 году — в случае с Казахстаном это 6 миллиардов долларов, а с Белоруссией — 4 миллиарда долларов США, то есть в целом 10 миллиардов.

Торговля услугами

Помимо торговли товарами есть такая экономическая сфера, как торговля услугами. Несмотря на то, что там объемы составляют не более 20% от торговли товарами, услуги не менее важны по следующим причинам:

  • намного больше использование рабочей силы, это трудоемкие отрасли;
  • это наукоемкие отрасли, особенно если учитывать консалтинг как прикладную науку;
  • тут высока доля малого и среднего бизнеса;
  • это поддержка, кроме науки, еще и культуры;
  • услуги менее зависимы от временных колебаний, чем товары, — тот же ремонт техники просто так не отменишь.

Торговля услугами не менее важна, чем торговля товарами. Конечно, в экспорте услуг страны ЕАЭС занимают небольшую долю — от 8,5 до 10,5%, но это от 4,7 до 6 миллиардов долларов в год. Динамика положительная, особенно учитывая девальвацию того же рубля. Ключевые услуги — это транспортные услуги и поездки.

В импорте доля ЕАЭС ниже в 3−4 раза — всего 2,8−3,8%. Да и в денежных средствах это почти в два раза меньше — от 2,9 до 3,7 миллиарда долларов в год. Это связано с тем, что странам ЕАЭС тяжело конкурировать на рынке услуг для России — их экономики для этого пока слабоваты. Если подвести итоги, то получится, что Россия имеет по торговле услугами устойчивое положительное сальдо от 1,5 до 2,4 миллиарда долларов в год, причем с довольно устойчивым ростом.

Прямые инвестиции

Также важной сферой являются прямые инвестиции. Они долгосрочны и создают основу для более глубокого сотрудничества. Если рассмотреть инвестиции в Россию, то Белоруссия и Казахстан увеличили их с 2010 года по 2016 год с 80 миллионов долларов до 398 миллионов долларов, то есть почти в пять раз. Они — основные инвесторы из СНГ, это 75−85% объема. Правда, в общем потоке это не очень большие цифры.

Что же касается инвестиций из России, то тут цифры в несколько раз больше. В 2010 году российские бизнесмены инвестировали примерно 700 миллионов долларов в Белоруссию и Казахстан, а в 2015 году эта сумма достигла 1 379 миллионов долларов. Но это цифры инвестиций по данным Банка России, следует учитывать довольно сложную методику расчета, куда включены и долги.

Если мы возьмем статистику ЕЭК, где в качестве прямых инвестиций рассматривается только покупка активов, то цифры будут немного отличаться, правда, совсем незначительно. Плюс ЕЭК ведет свою статистику только с 2013 года.

Совместные предприятия

В статистике Белоруссии нет открытых данных по совместным предприятиям, поэтому берем статистику по Казахстану. Количество действующих компаний с российским участием показывает следующую динамику:

на 1 января 2013 года в Казахстане было 5029 действующих компаний с российским участием, из которых 61 крупные, 265 средние, 4703 мелкие;

на 1 мая 2015 года в Казахстане было 5793 действующие компании с российским участием, из которых 66 крупные, 136 средние и 5591 мелкие компании;

на 1 октября 2017 года в Казахстане было всего 7898 компаний с российским участием, малых 7669, средних 157, крупных 72 (всего совместных 23 094).

За почти пять лет количество компаний с российским участием в Казахстане выросло в 1,57 раза: крупных незначительно, количество средних сократилось, а основной прирост пошел за счет мелких компаний. Это, скорее всего, инфраструктура для продвижения российского экспорта и контроля инвестиций. Тем не менее это дает и рабочие места, и налоги, и даже привнесенные технологии, что тоже хорошо — для Казахстана.

Для России это означает расширение ее рынка сбыта товаров и услуг, увеличение экономического влияния и получение прибыли с инвестиций.

Трансграничные операции физических лиц

Важной составляющей экономики являются переводы физических лиц — они отражают объемы помощи родственникам, совершения сделок и других операций. Несмотря на то, что обычно их не рассматривают как значимый показатель, о переводах стоит упомянуть — они отражают реальную включенность людей в экономику. Не секрет, что тот же ВВП имеет весьма опосредованное влияние на личные доходы граждан, можно даже сказать, что никакого — там сложная связь. А вот такие показатели, как трансграничные операции, показывают реальные потоки денег рядовых граждан.

По переводам из России — они в целом растут до 2014 года, а затем показатели снижаются в два раза. То же самое касается и переводов в страны СНГ. Однако переводы в Белоруссию и Казахстан имеют другую динамику: там так же максимум переводов был достигнут в 2014 году — 955 миллионов долларов, однако дальше наблюдается падение — не в два раза, а всего до 744 миллионов, — а затем увеличение до 822 миллионов. Это говорит о большей стабильности заработков (видимо, за счет единого трудового рынка) и о том, что обмен переводами идет среди более обеспеченных граждан.

Что касается переводов в Россию в целом, то тут другая ситуация — с 2013 года они находятся примерно на одном и том же уровне. Для стран СНГ пик был достигнут в 2014 году, затем идет падение.

А вот переводы из Белоруссии и Казахстана только растут — в 2010 году они составляли 757 миллионов долларов, затем постоянно росли до 2015 года, составив 1 718 миллионов долларов. Да и падение в 2016 году было незначительным — всего до 1 296 миллионов долларов. В общем, евразийская интеграция привела к тому, что поток переводов в Россию стал устойчивым и продолжает постепенно расти.

Если говорить о сальдо переводов для России, то оно всегда положительное. Если в 2010 году сальдо переводов с Белоруссией и Казахстаном было 236,5 миллиона долларов, то в 2015 году оно составило уже 974 миллиона. Для России это хороший экономический эффект, особенно на фоне того, что в целом сальдо трансграничных операций для страны отрицательное — переводится из России в два раза больше денег, чем в обратном направлении.

Валюта

Несмотря на то, что общего валютного рынка между странами нет и не предвидится, евразийская интеграция влияет и на валюты. Так как экономика России в несколько раз больше экономик других стран ЕАЭС, вместе взятых, то значит, и влияние рубля в ЕАЭС будет расти.

К сожалению, нет постоянных и достоверных данных по использованию валют в расчетах, но можно на примере Казахстана посмотреть, как обстоят дела с наличным российским рублем. Приблизительный общий оборот наличных рублей в 2017 году составит около 200 миллиардов — 48 миллиардов покупка, 152 миллиарда продажа.

Фактически за семь лет произошел прирост использования казахстанцами наличных рублей в пять раз. Это говорит о возросшей привлекательности российской валюты, а также о том, что казахстанцы активно занимаются торговлей с россиянами, ездят в Россию и тратят там деньги.

Образование

В этой сфере также можно оценить динамику по Казахстану. Итак, сколько казахстанских студентов учится в России:

  • в 2010/2011 учебном году их было 30 699 человек, или 16,4% от общего количества иностранных студентов в России;
  • в 2015/2016 году их было уже 74 тысячи, это больше 25% от общего числа иностранных студентов, обучающихся в России.

Также в России учится около 30 тысяч белорусских студентов.

За пять лет произошел рост численности казахстанских студентов в России в 2,5 раза. И существует тенденция к увеличению показателя. Это также имеет большой положительный эффект для России: помимо «мягкой силы», воспитывающей лояльных к стране образования людей, притока денег за обучение и проживание студентов, существует и эффект миграции молодежи из сопредельных стран. Россия экономит на школьном обучении и получает готового молодого образованного гражданина, скорее всего, довольно активного и мотивированного, как большинство эмигрантов. Приток иностранных студентов позволяет работать вузам в регионах, сохраняя их кадровый и научный потенциал, несмотря на дефицит собственно российских абитуриентов из-за демографической «ямы».

Российская элита и евразийская интеграция

Надо отметить, что в целом российская элита к евразийской интеграции относится равнодушно из-за малого объема рынка стран ЕАЭС, сырьевой направленности и инерционности мышления. Основной двигатель интеграции, помимо президента России, — малый и средний бизнес, который кровно заинтересован в расширении рынка сбыта для своих несырьевых товаров и услуг.

Крупный же российский бизнес пока ЕАЭС как источник возможностей не рассматривает.

Выводы

Учитывая все вышеупомянутое, можно отметить, что для России евразийская интеграция принесла следующие результаты:

  1. положительное сальдо баланса со странами ЕАЭС, причем с постоянным ростом;
  2. устойчивый экспорт и высокую долю экспорта несырьевых товаров в страны ЕАЭС;
  3. положительное сальдо по торговле услугами;
  4. возможность для роста прямых инвестиций, причем в реальный сектор;
  5. бурный рост числа совместных предприятий;
  6. в целом большие перспективы по инвестициям, торговле товарами и услугами, созданию совместных предприятий для малого и среднего бизнеса;
  7. положительное сальдо денежных переводов физических лиц с Белоруссией и Казахстаном;
  8. рост в пять раз использования населением Казахстана российского рубля в наличной форме;
  9. рост образовательной миграции, которая создает рост переводов физических лиц;

10. в целом сохранение научного, культурного и образовательного потенциала России, который оказывается более востребованным за счет сотрудничества в рамках ЕАЭС.

Надо отметить, что положительный экономический эффект от евразийской интеграции — это большой внешнеполитический успех России.

Евразийская интеграция: глобальный аспект

В общемировом историческом контексте экономическая интеграция на евразийском пространстве – это логичный и закономерный процесс. В условиях глобализации и усиления конкуренции во всем мире наблюдается устойчивая тенденция к возникновению и укреплению региональных экономических объединений. С учетом сохраняющихся кризисных явлений в мировой Финансово-экономической системе интеграционные процессы приобретают еще большую актуальность и значимость. Объединенные общими интересами и задачами группы государств более успешно действуют в глобальной экономике, получая реальные конкурентные преимущества.

По пути наращивания многостороннего сотрудничества идут и государства-участники Содружества Независимых государств. Сегодня в соответствии с принципом разноуровневой и разноскоростной интеграции на пространстве СНГ успешно развиваются различные
интеграционные форматы: Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Организация Договора о коллективной безопасности ОДКБ), Таможенный союз (ТС), Единое экономическое пространство (ЕЭП). Они органично дополняют друг друга, создавая широкую платформу партнерства.

Во "главу угла" при этом ставятся интересы наших граждан, задача поддержания и упрочения традиционных связей между странами. Объективным преимуществом нашего объединения являются языковая общность, схожие мировоззренческие и жизненные стандарты, отлаженные производственные модели взаимодействия.

Ядро евразийской интеграции

Как неоднократно подчеркивало руководство нашей страны, евразийская интеграция – стратегический выбор России. При этом особое значение имеет развитие взаимодействия в рамках наиболее комплексных и глубоких интеграционных форматов – Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Именно эти три страны стали ядром евразийской интеграции.

Ориентиры работы Москвы, Астаны и Минска на перспективу зафиксированы в принятой на саммите Высшего Евразийского экономического совета 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции.

Курс на дальнейшее развитие и углубление евразийских интеграционных процессов был подтвержден в ходе состоявшегося 19 декабря 2012 г. в Москве очередного заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.

Таможенный союз и Единое экономическое пространство

В настоящее время выполнены все основные мероприятия по созданию и обеспечению функционирования Таможенного союза. Заработала единая система регулирования во многих ключевых экономических областях. Сформирована единая система внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, ведения согласованной политики в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

С 1 июля 2011 года осуществлен перенос таможенного, санитарного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, транспортного государственного контроля с российско-белорусской и российско- казахстанской границы на внешнюю границу Таможенного союза.
Полностью образована единая Таможенная территория Таможенного союза со свободным перемещением товаров внутри нее и единым подходом ко всем товарам. Устранение административных барьеров существенно облегчает ведение хозяйственной деятельности не только для национальных операторов трех стран, но и для зарубежного бизнеса.

Планомерно идет работа по созданию Единого экономического пространства «тройки». С 1 января 2012 года вступил в силу пакет из 17 соглашений, формирующих договорно-правовую базу ЕЭП. В развитие этого базового пакета до 2015 года предусматривается принять более
пятидесяти международных нормативно-правовых документов, а также внести необходимые изменения в национальные законодательства России, Белоруссии и Казахстана.

Создав Таможенный союз, стороны обеспечили свободу передвижения товаров. Введя в действие пакет международных договоров ЕЭП, обеспечили также предпосылки для свободного движения услуг, капиталов и трудовых ресурсов. В перспективе – выход на осуществление согласованной валютной и макроэкономической политики.

Практические результаты интеграции

Новые интеграционные форматы уже приносят вполне конкретную практическую отдачу. Выражается она не только в цифрах прироста ВВП и взаимной торговли, хотя и они значительны. Например, за первые полгода с начала полномасштабной работы ТС в июле 2011 года объем взаимной торговли государств – участников Таможенного союза вырос
почти на 40%, за январь-сентябрь 2012 г. – на 10%. В целом по государствам ТС/ЕЭП прирост произведенного ВВП за январь-сентябрь 2012 г. составил 4% по сравнению с аналогичным
периодом 2011 года, в т.ч. ВВП России – на 3,8%, Белоруссии – на 2,5%, Казахстана – 5,2%.

Наряду с этим прямым результатом функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства стало улучшение общего инвестиционного климата в странах ТС и ЕЭП, обеспечение более комфортгых условий ведения бизнеса, в том числе малого и среднего, создание новых рабочих мест. По актуальным статданным, количество безработных, состоящих на учете в органах занятости населения на начало октября 2012 г. в целом по странам Таможенного союза и Единого экономического пространства было ниже аналогичного показателя 2011 года на 19,6% (в Белоруссии снижение составило 12,8%, России – 19,1%, Казахстане - 30,5%).

Наднациональный орган евразийского интеграционного проекта

Важным элементом, способствующим углублению евразийской интеграции, является создание Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Комиссия, приступившая к работе с 1 февраля 2012 г. – единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. В соответствии с соглашениями по ЕЭП, а также Договором о Евразийской экономической комиссии на наднациональный уровень ЕЭК передан целый ряд функций и полномочий. К ведению Комиссии перешли вопросы таможенно-тарифного и технического регулирования, установления торговых режимов в отношении третьих стран, конкурентная, макроэкономическая и энергетическая политика, ряд других позиций.

Принципиально важно, что механизм принятия решений в рамках ЕЭК исключает доминирование какого-либо государства-участника Таможенного союза. В ее руководящий орган – Коллегию – входят по три представителя от каждого из государств «тройки». Комиссия становится ключевой структурой на евразийском пространстве. Постепенно государства ТС и ЕЭП будут передавать ей все новые и новые полномочия.

Возможное расширение интеграционного проекта

Российская сторона рассматривает евразийскую экономическую интеграцию как безусловный приоритет своей работы на пространстве СНГ. Продвижение интеграционных процессов в рамках «тройки» не означает стремления дистанцироваться от других стран. Напротив,
евразийский проект с самого начала задумывался как структура, открытая для других государств, прежде всего членов ЕврАзЭС и участников СНГ. При этом важно, чтобы страны, изъявившие желание присоединиться к евразийскому интеграционному проекту, не только разделяли его цели и принципы, но и действительно были готовы к их реализации.

Страны ТС и ЕЭП стремятся к дальнейшему укреплению всестороннего взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, международными интеграционными объединениями с выходом на создание общего экономического пространства. Мы искренне
заинтересованы в том, чтобы ближайшие соседи не ставились бы искусственно перед сложным выбором между «западным» и «восточным» вектором развития, а могли бы участвовать в интеграционных процессах на всем евразийском пространстве.

Для граждан снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров, так называемых «трудовых квот», будет означать возможность без всяких ограничений выбирать где жить, получать образование, трудиться. Кстати, в СССР - с его институтом прописки - подобной свободы не было».

Все это отнюдь не означает восстановления бывшего СССР. Это невозможно по объективным обстоятельствам, да в этом и нет необходимости. Это будет качественно иное равноправное объединение государств, основанное, прежде всего, на общности экономических интересов. Политика в этом случае будет объективно подстраиваться под эти интересы. В такое объединение, вне всякого сомнения, со временем смогут войти и другие государства СНГ.

Под евразийской интеграцией обычно понимают процесс регионального объединения в единое экономическое пространство государств - членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), включающего Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. Оно было создано в 2000 году по решению глав указанных государств с целью «...эффективного продвижения процесса формирования договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определённых в вышеназванных соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с намеченными в указанных документах этапами».

Это решение стало своеобразной реакцией на многолетнюю пробуксовку интеграционных инициатив в СНГ. Тем самым на постсоветском пространстве было образовано интеграционное ядро государств, заинтересованных в снятии пограничных барьеров и формировании единого экономического пространства. Запуск этого процесса не случайно совпал по времени со сменой руководства Российской Федерации. Приход на пост главы государства В.В. Путина повлёк пересмотр отношения России к СНГ. Если при Ельцине Содружество рассматривалось как форма цивилизованного развода бывших советских республик, не желавших жертвовать только что обретённым суверенитетом в пользу любого нового союза, то при Путине эта форма стала наполняться реальным интеграционным содержанием.

К моменту избрания В.В. Путина Президентом России решение о создании ЕврАзЭС полностью соответствовало вызревшей к тому времени концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции. От постсоветского пространства отпали прибалтийские республики, которых вслед за бывшими восточноевропейскими странами СЭВ поглотил Евросоюз. Самоизолировались от интеграции Туркменистан и Азербайджан, выстраивающие свою политику на основе экспорта газа и нефти. Нейтральную позицию занял Узбекистан, руководство которого сделало ставку на относительно автаркичное развитие.

Изменение отношения руководства России к процессу евразийской интеграции - от имитационного к реальному её продвижению - тут же получило поддержку заинтересованных в ней государств, включая Украину. Последняя подтвердила своё участие в формировании Единого экономического пространства с Россией, Белоруссией и Казахстаном, переговоры о создании которого шли параллельно с деятельностью ЕврАзЭС. Украина, Молдавия и Армения присоединились к последнему в качестве наблюдателей.

Вместе с тем интеграционный импульс, данный приходом к руководству Россией В.В. Путина, был в значительной степени выхолощен ультралиберальным правительством Касьянова, которое продолжало сформировавшуюся при Ельцине компрадорскую экономическую политику и проНАТОвский внешнеполитический курс в кильватере США. Последние рассматривают любые формы интеграции постсоветского пространства как для себя недопустимые, трактуя их как восстановление СССР. Соответственно, сторонники этого курса в российском правительстве всячески противодействовали наполнению интеграционных инициатив Президента России реальным содержанием. Придуманный ими ложный тезис о несовместимости одновременного создания Таможенного союза и вступления его потенциальных государств-членов в ВТО при приоритетности последнего блокировал интеграционный процесс на несколько лет.

Ответственные за интеграцию должностные лица либо саботировали этот процесс, либо втягивали глав государств в заведомо нереалистичные инициативы, заканчивавшиеся конфузом и дискредитацией евразийской интеграции. Примером такого шапкозакидательского подхода стала инициатива министров экономики трёх государств по сверхбыстрому созданию единого экономического пространства, оформленная Меморандумом о создании Единого экономического пространства от 23 февраля 2003 года. Взяв заведомо нереалистичные обязательства и сорвав их выполнение, они дискредитировали идею евразийской интеграции, надолго ослабив доверие руководителей государств к новым инициативам.

Подобное противодействие процессу евразийской интеграции оказывают «западники» в руководстве других бывших союзных республик. Их обучение и карьерный рост опекаются соответствующими фондами, политическими структурами и спецслужбами государств НАТО. Последовательное взращивание ими армий грантоедов в СМИ, экспертном сообществе, чиновной и политической среде дало свои результаты - во всех постсоветских государствах сформированы нацеленные на противодействие евразийской интеграции группы влияния. Выращенные на русофобской закваске они истерически бросаются поперек любых интеграционных инициатив российского президента.

Главным направлением геополитики США и НАТО на постсоветском пространстве стал отрыв от интеграционного процесса Украины. Они руководствовались при этом известным тезисом Бжезинского, согласно которому без Украины Россия не в состоянии вернуть себе возможности сверхдержавы. По свидетельству заместителя государственного секретаря США по европейским и евразийским вопросам В. Нуланд на эти цели только из бюджета США было потрачено не менее 5 млрд долл. К этому следует добавить русофобскую деятельность на Украине государств ЕС, особенно Великобритании, Польши, Латвии и Литвы, негосударственных фондов, частных кампаний. Эта деятельность велась энергично и последовательно, сопровождалась систематическим вмешательством во внутренние дела Украины, расстановкой агентов влияния в её органах власти. В 2004 году она привела к государственному перевороту, в результате которого с грубыми нарушениями Конституции и законодательства Украины на должность её президента был посажен В. Ющенко, а ключевые посты в органах государственной власти заняли американские ставленники. Украина, а вслед за ней и Молдавия выпали из интеграционного процесса. Позднее под давлением США из него в 2008 г. вышел и Узбекистан.

Одновременно В.В. Путину пришлось отражать угрозы американских агентов влияния внутри России, делавших ставку на ее регионализацию под видом федерализации, ослабление президентской вертикали под видом демократизации, перевод в международную юрисдикцию месторождений углеводородов путём втягивания России в энергетическую хартию и соглашения о разделе продукции. Борьба за восстановление национального суверенитета в условиях постъельцинской России велась В.В. Путиным фактически на два фронта. При этом, в силу очевидной жизненной важности, внутренний фронт имел намного больший приоритет. Только в конце своего второго президентского срока Президент России овладел инициативой на внешнем фронте, объединив в евразийском интеграционном проекте оставшихся ближайших союзников - Белоруссию и Казахстан. В то время участие Киргизии было уже отягощено её членством в ВТО, члены которого могли существенно осложнить создание Таможенного союза. В свою очередь, без Киргизии было затруднено участие в Таможенном союзе Таджикистана, не имеющего общей границы с формирующейся единой таможенной территорией.

Через семь лет после подписания Договора об учреждении ЕврАзЭС в октябре 2007 года в Душанбе главами трёх из пяти государств был принят Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза и утверждён План действий на 2008-2010 годы по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества . Эти документы определили стратегию и последовательность шагов по созданию Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, которые были совершены в установленные сроки - с 2011 года заработала Единая таможенная территория, а с 2012 года совершён переход к формированию ЕЭП.

Хотя формирование Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС никак не было связано с реакцией на глобальный кризис, его развёртывание объективно способствовало углублению интеграции. В феврале 2009 г. главы государств приняли решение о создании Антикризисного фонда и образовании Центра высоких технологий ЕврАзЭС. Были запущены межгосударственные целевые программы в сфере электронных и инновационных биотехнологий, способствующие формированию заделов модернизации экономики на основе нового технологического уклада. Разработан и реализован совместный план антикризисных мер. Всё это способствовало укреплению доверия между государствами ЕврАзЭС, отладке совместных действий и углублению интеграции.

Глобальный кризис в определённой степени отвлёк внимание геополитических оппонентов от интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Они исходили из того, что следование российского руководства догме о приоритетности ВТО надолго их заблокировало. Только после решения глав правительств трёх государств-членов уже образованного Таможенного союза 9 июня 2009 года о прекращении сепаратных переговоров о присоединении к ВТО и формировании единой переговорной делегации страны НАТО поняли серьёзность этих намерений. Посла ЕС в Москве Франко даже отозвали из-за того, что он просмотрел прорыв в процессе евразийской интеграции и переход правительств России, Белоруссии и Казахстана к самостоятельной внешней политике исходя из общих интеграционных интересов без оглядки на догмат о приоритетном вступлении в ВТО.

Попытки остановить процесс евразийской интеграции предпринимались и после этого. На самых высоких уровнях вновь поднималась тема приоритетности вступления в ВТО. Несколько серьёзных провокаций были организованы в российских СМИ против президента Белоруссии А. Лукашенко, включая заявления представителей творческой интеллигенции против делегирования национального суверенитета наднациональному органу. Однако никакие интриги по срыву процесса интеграции не могли изменить решимости В. Путина, Н. Назарбаева и А. Лукашенко довести его до конца.

К концу 2011 года были реализованы все планы и выполнены все основные мероприятия по обеспечению создания и функционирования Таможенного союза, формированию его договорно-правовой базы и институциональной структуры, единой системы внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, ведению согласованной политики в области технического регулирования, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

Успешная работа по созданию Таможенного союза дала возможность президентам Беларуси, Казахстана и России принять в Минске 27 ноября 2009 года историческое решение - не дожидаясь окончательного завершения строительства Таможенного союза перейти к следующей, более высокой ступени интеграции на пространстве ЕврАзЭС - формированию Единого экономического пространства (ЕЭП). На внеочередной встрече в г. Алматы 19 декабря 2009 года главы трёх государств утвердили План действий по формированию ЕЭП , который предусматривал разработку и подписание в течение двух лет, к 1 января 2012 года, пакета международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП.

Образование Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана означает создание общего рынка товаров с классическими эффектами увеличения масштаба и разнообразия, что способствует повышению эффективности и росту экономического потенциала стран-членов. Как показывают расчёты (Комплексная оценка макроэкономического эффекта различных форм глубокого экономического сотрудничества Украины со странами Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС. Институт народнохозяйственного прогнозирования, 2013 г .) , создание ЕЭП в составе трёх стран дает суммарный интеграционный эффект к 2030 году свыше 750 млрд долл. США в ценах 2011 года, что соответствует дополнительному приросту ВВП каждого из государств-членов на 15-17%. Объём ВВП к 2030 году оказывается на 7% выше по сравнению со сценарием отсутствия интеграции.

Не будет преувеличением сказать, что весь процесс евразийской интеграции направлялся политической волей В.В. Путина и его коллег - президентов Белоруссии и Казахстана. При этом их политическая воля выражала чаяния народов: поддержку создания ТС и ЕЭП в их государствах-участниках выражают, согласно социологическим опросам, 80% населения в Казахстане, 72% в России и 60% в Белоруссии. За пределами ТС доля положительных ответов на вопрос о поддержке ТС и ЕЭП респондентами в Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Молдове и Армении составила 60% и более. На Украине поддержка евразийской интеграции населением составляет более 55% (по данным Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития за 2013 год).

Хотя процесс евразийской экономической интеграции является естественным объединением национальных экономик, столетиями работавших в системе единого рынка, а в советский период - единого народнохозяйственного комплекса, их деградация за постсоветское двадцатилетие существенно размыла интеграционный фундамент. На сегодняшний день доля взаимной торговли в рамках ТС составляет не более 10% совокупного внешнеторгового оборота его государств-членов. Для сравнения: в ЕС эта доля превышает 60%. Из трех государств - членов ТС только для Белоруссии взаимная торговля в рамках ТС превышает объём внешней торговли с любой третьей стороной, составляя 46,4% объёма внешней торговли. На взаимную торговлю приходится 18,2% внешнеторгового оборота Республики Казахстан и 7,5% объема внешней торговли Российской Федерации.

Вместе с тем странам - членам Таможенного союза во взаимной торговле удалось достичь более высокой степени диверсификации товарной структуры, чем во внешней торговле с третьими странами. Большую долю занимает продукция с высокой степенью переработки. Если во внешней торговле 72,6% экспорта пришлись на минеральные продукты, то во взаимной торговле - только 41,1%. Машины, оборудование и транспортные средства занимают 19% объёма взаимной торговли, в то время как доля продаж этих товаров за пределами Таможенного союза составляет лишь 2,4% совокупного экспорта.

Таким образом, опережающий рост взаимной торговли влечёт улучшение структуры внешней торговли всех государств - членов ТС, что отражает взаимодополняемость их экономик и хорошие возможности восстановления и развития кооперации производства и сочетания конкурентных преимуществ. Уже в первый год работы единой таможенной территории объём взаимной торговли государств - членов Таможенного союза вырос на 34,6% по сравнению с 2010 годом, подтвердив значительный положительный эффект евразийской интеграции. За два года этот рост составил более полутора раз, оказавшись больше прогнозируемого.

Этот эффект был достигнут в первые два года функционирования единой таможенной территории. В 2012 году темпы роста взаимной торговли упали вчетверо, а в 2013-м произошло падение её объема на 6%. Парадоксальным образом это падение совпало с углублением интеграции - переходом от Таможенного союза к Единому экономическому пространству, в рамках которого общий рынок товаров был дополнен общим рынком услуг, капитала и труда. Официальные лица списывают это падение на ухудшение мировой экономической конъюнктуры, что едва ли можно считать уместным в условиях продолжающегося роста китайской экономики, ВВП которого увеличилось на 7%, оживления экономики Германии и ряда других крупных европейских стран, являющихся нашими ведущими торговыми партнёрами.

Резкое падение оборота взаимной торговли в 2013 году было вызвано сочетанием объективных и субъективных факторов. Первые связаны с исчерпанием потенциала увеличения торговли после снятия таможенного контроля на границах между государствами - членами ТС. Дальнейший рост торговли требует расширения кооперации и специализации производства в государствах - членах ТС. Для этого требуется наращивание инвестиций в совместные производства товаров с высокой добавленной стоимостью, реализация совместных инвестиционных проектов. Всё это требует укрепления доверия делового сообщества к интеграционному процессу. Этому не способствовала кардинальная реорганизация наднационального органа, предпринятая непосредственно перед возвращением В.В. Путина на пост главы государства.

Начатая в 2012 году реорганизация наднационального органа - замена Комиссии таможенного союза Евразийской экономической комиссией - сопровождалась десятикратным увеличением её численности и снижением ответственности сотрудников, что повлекло бюрократизацию и резкое усложнение процедур принятия решений. Они существенно замедлились, в двадцать раз увеличились расходы в расчете на одно принимаемое решение. Идею реорганизации инициировали высокопоставленные российские чиновники, которые усмотрели в наднациональном органе своеобразный «золотой парашют» на случай исхода из правительства после президентских выборов. Заручившись поддержкой тогдашнего главы российского государства, они добились одобрения белорусского и казахстанского президентов за счёт сдачи большинства российских голосов в правилах принятия решений наднациональным органом.

Уравнивание всех государств - членов ТС в количестве голосов при принятии решений наднационального органа с предоставлением права вето интерпретировалось как подражание опыту ЕС. На самом деле, в отличие от ЕС, в органах которого при принятии решений доминируют международные чиновники, процессом евразийской интеграции руководят национальные правительства, совместную деятельность которых обеспечивает наднациональный орган. Установление в нём равного представительства всех государств - членов ТС соответствует идеологии евразийской интеграции, исходящей из равноправия всех её участников.

Вместе с тем бюрократизация работы наднационального органа повлекла замедление интеграционного процесса. Это не вызывало бы особых проблем в мирных, спокойных условиях, когда есть время на дублирование работ, переговоры, многократное повторение неисполняемых должным образом поручений. Однако современную геополитическую обстановку нельзя назвать мирной.

Под видом Восточного партнёрства продолжается экспансия НАТО на постсоветское пространство в целях ослабления России. Об этом свидетельствует содержание проектов соглашений об ассоциации ЕС с Украиной, Молдавией, Грузией и Арменией, которые предусматривают передачу их суверенных прав регулирования торгово-экономических отношений под юрисдикцию комиссии ЕС, а также их обязательства следовать в кильватере его внешней политики и участвовать под руководством ЕС в урегулировании региональных конфликтов.

Об антироссийском характере внешней политики США и их союзников по НАТО свидетельствует организованная ими русофобская истерия после отказа президентов Армении и Украины от подписания колониального соглашения с ЕС. В отношении последней США предприняли настоящую интервенцию, высадив в Киев профессиональных диверсантов, специализирующихся на организации мятежей. Обученные ими боевики неофашистских организаций едва не взяли штурмом здания президента и правительства Украины. Высокопоставленные должностные лица США, ЕС, Германии, Польши и Литвы открыто провоцировали украинскую оппозицию и их сторонников на Майдане к государственному перевороту.

О готовности применения противозаконных и даже насильственных действий против России свидетельствует не только поддерживаемая США и их союзниками по НАТО перманентная антироссийская и антипутинская кампания, ведущаяся на всем постсоветском пространстве с широким использованием провокаций, насильственным свержением лояльных России законно избранных представителей власти, неофашистских и террористических организаций. Организованная США вооружённая агрессия грузинских вооружённых сил против Южной Осетии является убедительным доказательством готовности НАТО к разжиганию вооруженных конфликтов против России на постсоветском пространстве.

Целью ведущейся против России войны посредством «мягкой» силы, дополняемой в критических ситуациях жёсткими силовыми акциями, является её разрушение, по меньшей мере - недопущение усиления. Последнее мерещится вашингтонскими политиками в процессе евразийской интеграции. Они интерпретируют её как возрождение СССР, запугивая себя призраками новой советской империи, вызывая духов конфронтации двух систем мироустройства прошлого века. Их высказывания по этому поводу свидетельствуют о психополитической неадекватности. Не только сбитый над Вьетнамом лётчик Маккейн продолжает свою войну с СССР на киевском Майдане, но и более респектабельные американские политики опускаются до поросячьего визга, когда речь идёт о расширении евразийской интеграции. Чего стоят вопли бывшего замгоссекретаря США, а ныне главы неправительственной организации Freedom House Д. Кремера с призывом заткнуть рот автору этих строк в ответ на спокойное изложение преимуществ участия в этом процессе Украины?! Или высказывания бывшего госсекретаря США Х. Клинтон, которая, запугивая недавно в Ялте украинских евроинтеграторов российской угрозой, в качестве конкурентных преимуществ Украины объявила наличие запасов сланцевого газа и производство качественного шоколада?!

Дилетантские высказывания американских политиков, путающих Украину с Африкой, указывают на их нежелание даже задуматься о национальных интересах Украины, о судьбе которой они проявляют столь трогательную «заботу». Главный их мотив - блокировать любые формы воссоединения Украины с Россией даже ценой самоуничтожения Украины. К примеру, США и ЕС принуждают официальный Киев к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС на заведомо невыгодных для Украины условиях, чреватых экономической катастрофой (S . Glazyev - The mania of Ukraine " s euromaidan / The national interest , December , 30). Главный смысл этого акта - принятие Украиной обязательств, несовместимых с её возможным членством в ТС.

Хотя участие Украины в ТС является естественным и органичным продолжением общей многовековой истории сотрудничества, опирающегося на многоуровневые кооперационные связи, взаимопереплетение и взаимодополняемость экономик, общность научно-технического потенциала, производственной базы и методов хозяйствования, американские политики и спецслужбы делают всё возможное, чтобы сорвать участие Украины в евразийском интеграционном процессе. Жизненной важности членства Украины в ТС они противопоставляют химеры европейского «цивилизационного выбора». Его нелепость для Киева - матери городов русских и колыбели общей православной традиции, так же как и русского языка, - компенсируется фальсификацией истории, нагнетанием антироссийской истерии, культивированием неофашистских мифологий.

К сожалению, вытащить американских геополитиков из состояния мышления прошлого века ни новые реалии, ни объективный анализ, ни В.В. Путин не могут. Его попытка объясниться в мюнхенской речи в феврале 2007 года вызвала у них лишь раздражение. Они продолжают зловещую традицию Наполеона и Гитлера объединения Европы против России. Современными жертвами этой традиции уже стали разорванная Грузия, обезлюдевшая Прибалтика, разорённая Молдавия, деградировавшая Болгария и миллионы потерявших работу и смысл жизни граждан Восточной Европы. Эта маниакальная русофобия не имеет разумного объяснения в XXI веке. Но мы с ней не можем не считаться.

Из этих реалий приходится исходить при планировании процесса евразийской интеграции. США и их союзники по НАТО будут всемерно противодействовать этому процессу. Вопреки интересам постсоветских государств, даже ценой их разрушения и деградации, они будут продолжать попытки их отрыва от России, блокировать их участие в процессе евразийской интеграции. Шантаж со стороны Госдепа США, угрожающего украинской политической и деловой элите включением в чёрный список противников евроинтеграции с последующим арестом счетов и недвижимости в странах НАТО, организация госпереворотов в той же Украине и Киргизии, перманентное давление на руководство всех стран СНГ - характерные проявления системного противодействия евразийской интеграции.

Россия объективно является основой процесса евразийской интеграции, ослабление её формальных позиций может быть компенсировано усилением идеологической составляющей этого процесса, разделяемой всеми его участниками. Для этого нужно подняться над сугубо экономической составляющей, определяющей в настоящее время смысл этого процесса, расширив его понимание образованием новой целостности и обратившись к философским истокам евразийства. Они были заложены около столетия назад в размышлениях Н.С. Трубецкого , которые в дальнейшем разрабатывались целой плеядой крупнейших русских мыслителей - от Петра Савицкого, Николая Алексеева и Льва Карсавина до Льва Гумилёва.

Хотя В.В. Путин и его коллеги никогда публично не обсуждали идейные истоки евразийской интеграции, этот процесс происходит сегодня в соответствии с той евразийской идеологией, которую представляли упомянутые выше философы - без политического принуждения, на абсолютно добровольной основе, с полным пониманием взаимных выгод и обязательств, при строгом соблюдении суверенитета и равенстве государств - участников интеграционного процесса. Л.Н. Гумилев, чьё столетие мы отпраздновали в 2012 году, говорил о том, что интеграция должна основываться на принципе первичности прав каждого народа на своё устройство. В Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве этот принцип строго соблюдается: объединяются только экономические потенциалы суверенных государств, на этой основе формируется единая система регулирования в рамках переданных на наднациональный уровень функций и полномочий, создаются условия для общей политики развития, включающей промышленную, сельскохозяйственную, энергетическую, транспортную, научно-техническую, образовательную, структурную составляющие.

Важной особенностью процесса евразийской интеграции является её открытый характер. Создание ТС трёх государств сформировало интеграционное ядро, притягивающее не только остальные государства СНГ, но и другие государства Евразии. Принцип полного равенства сторон в принятии решений хоть и ослабил формально позицию России, но увеличил привлекательность участия в ТС и ЕЭП других государств. Этот принцип полностью соответствует идеологии евразийской интеграции и даёт широкий простор для её расширения. Вокруг ТС строится широкая зона свободной торговли, включающая СНГ, Сербию и Черногорию на Западе, Монголию и Вьетнам на Востоке.

В.В. Путин неоднократно говорил о перспективе формирования общематериковой зоны сотрудничества от Лиссабона до Владивостока на основе отношений свободной торговли и взаимовыгодной кооперации. Такая широкая евразийская интеграция, включающая и Европу, и Китай, и Индию, так же как Средний и Ближний Восток, могла бы стать мощным стабилизирующим фактором, способствующим преодолению мирового экономического кризиса и создающим новые возможности для развития.

Думающая и наиболее ответственная часть мирового сообщества осознала, что во избежание новой волны самоистребительной конфронтации и обеспечения устойчивого развития необходим переход к новой мировоззренческой модели, основанной на принципах взаимного уважения суверенитета, справедливом глобальном регулировании и взаимовыгодном сотрудничестве. Россия имеет уникальную историческую возможность вернуть себе роль глобального объединяющего центра, вокруг которого начнётся формирование принципиально иного баланса сил, новой архитектуры глобальных валютно-финансовых и торгово-экономических отношений на началах справедливости, гармонии и сотрудничества в интересах народов всей Евразии.

Главная проблема, однако, заключается в привлекательности образа современной России. Первые места в мире по экспорту газа, вывозу капитала и количеству абортов на душу населения, одно из последних - по условиям подключения к электросетям и ряду других показателей делового климата, высокий уровень коррупции и организованной преступности, включая терроризм, - отталкивают от России потенциальных участников евразийской интеграции. Негативный образ усугубляет российское телевидение, транслирующее на всё постсоветское пространство низкопробные сериалы с культом насилия и разврата, создающее впечатление о России как о причудливой смеси банд Нью-Йорка в период первых переселенцев, диктатуры Хорхе Рафаэля Виделы в Аргентине, Содома и Гоморры.

Пожалуй, самым главным препятствием для присоединения потенциальных участников евразийской интеграции является неустойчивость экономического положения России. На фоне быстро растущих и расширяющих свою экспансию на мировой рынок Китая, Индии, Вьетнама, Бразилии развитие российской экономики выглядит неубедительным. Самое резкое падение основных макроэкономических показателей в ходе глобального кризиса среди крупных стран, продолжающаяся депрессия и деградация научно-производственной сферы, нарастающий вывоз капитала и утечка умов вызывают сомнения в целесообразности участия в ТС и ЕЭП с Россией, на долю которой приходится 85% экономического потенциала объединения. Отсутствие ясной стратегии развития, нарастающее технологическое отставание обрабатывающей промышленности, крайне низкий уровень инновационной активности не вдохновляют на участие в общем пространстве с отсталой и неэффективной экономикой России. Тем более в условиях невозможности использования основного конкурентного преимущества российской экономики - обильных природных ресурсов. Их контроль монополистами, завышающими цены на сырьевые товары, энергоносители, тарифы на электроэнергию, транспортные услуги сверх уровня не только развивающихся, но и развитых стран резко обесценивает преимущества интеграции.

Нельзя не признать, что основная нагрузка разработки и реализации общей стратегии развития ЕЭП ложится на Россию. Однако именно у России не оказалось соответствующих системных предложений. Если в Белоруссии реализуются пятилетние планы развития, в Казахстане осуществляется крупномасштабная индустриализация, спланированная до 2015 года, то у России есть лишь отдельные программы развития некоторых отраслей экономики, не связанные между собой общим стратегическим замыслом. Несмотря на указания В.В. Путина о принятии закона о стратегическом планировании, он до сих пор находится в состоянии второго чтения, отсутствует методология планирования политики экономического развития.

К настоящему времени достигнутые рубежи евразийской интеграции дают основу для работы общего рынка товаров - первой ступени ЕЭП. Следующий этап - создание Евразийского экономического союза (ЕЭС), в отношении содержания которого сейчас идёт дискуссия. В дополнение к общему рынку товаров, услуг, капитала и труда должна формироваться общая стратегия развития, включающая проведение общей промышленной, сельскохозяйственной и научно-технической политики. Их реализация предполагает разработку и реализацию союзных программ развития, что, в свою очередь, потребует формирования бюджета наднационального органа со своими источниками финансирования. Рассматривается целесообразность создания союзных институтов регулирования унифицированных видов госконтроля: ветеринарного, санитарного, фитосанитарного, таможенного.

Хотя по основным этапам процесс евразийской экономической интеграции во многом повторяет опыт Европейского союза, в действительности он уникален. Не только для мирового опыта региональной интеграции, в котором ещё не было примеров воссоединения экономических пространств недавно ещё одной страны. Но и для самих участников этого процесса, привыкших столетиями жить в масштабах единой страны, называвшейся Российской империей, а затем СССР, и впервые пошедших на добровольный процесс делегирования части только что обретённого национального суверенитета наднациональному органу. Уникальность для них заключается в новых формах и в новом содержании интеграции. Впервые она происходит на основе норм международного права, определённых Всемирной торговой организацией, определяется сугубо прагматичными мотивами повышения конкурентоспособности экономик независимых государств, добровольно согласившихся передать свои суверенные права регулирования торгово-экономических отношений на наднациональный уровень. Впервые в деятельности наднационального органа реализована демократическая процедура принятия решений, предусматривающая абсолютное равноправие и единогласие сторон.

Президент России хорошо чувствует границы целесообразности интеграции, определяемые многовековым историческим опытом и современными реалиями. Видит ту тонкую линию, за которой интеграция перестаёт быть органичной и становится конфликтной. Когда синергия объединения в общих интересах подрывается ущемлением интересов одних ради выгод других. Иными словами, когда интеграция превращается в колонизацию.

Евразийская интеграция строится в лучших отечественных традициях, когда сильные помогают слабым, строго соблюдается добровольность и взаимное уважение духовных ценностей и культурного своеобразия объединяющихся наций. Российская империя, а затем и Советский Союз были единственными примерами колонизации большого пространства в интересах не метрополии, а присоединяющихся народов. За счёт неиссякаемых жизненных сил русского народа и производственного центра страны обустраивались окраины, уровень их развития подтягивался к столичному. Это стало очевидно с распадом СССР, когда уровень жизни во всех бывших союзных республиках резко упал и сегодня остаётся существенно ниже российского и многократно ниже московского.

В.В. Путин учитывает этот опыт, включая преступления сепаратистов, крушивших Советский Союз под лозунгами лучшей жизни без центра. Россия естественным образом является главным донором интеграционного процесса. Но не за счёт односторонних пожертвований национальным элитам, а за счёт создания общего синергетического эффекта, когда выигрывают все участники объединения за счёт расширения возможностей и сочетания национальных конкурентных преимуществ. Поэтому он последовательно выдерживает принцип добровольности, не желая брать на Россию избыточные расходы по преодолению сопротивления противников евразийской интеграции, а также руководствуясь известной народной мудростью - насильно мил не будешь.

В этом, пожалуй, главное отличие процесса евразийской интеграции от европейской или североамериканской. ЕС расширяется за счёт поглощения присоединяемых стран своей юрисдикцией. У них не спрашивают мнения относительно условий присоединения. От них требуют только полного подчинения законодательству и директивам ЕС. По сути, это добровольно-принудительная капитуляция или мирная аннексия соответствующих территорий за счёт подкупа и соответствующей идеологической обработки национальных элит присоединяемых стран. Дальше мнением населения этих стран чиновники ЕС не интересуются. Они лишь требуют безоговорочного подчинения, наказывая несогласных санкциями.

В отличие от ЕС, так же как и от американской империи, принуждающей к повиновению другие страны силой оружия и мировой валюты, евразийская интеграция имеет характер добровольного содружества веками живших вместе народов, каждый из которых сохраняет свой национальный суверенитет и обладает равными правами в принятии наднациональных решений. В этом огромный потенциал евразийской интеграции, которая больше соответствует требованиям третьего тысячелетия, чем основанная на силе, деньгах и обмане интеграция стран НАТО.

Принципы евразийской интеграции комфортны для всех стран, желающих сотрудничать на началах равноправия, взаимовыгодности и справедливости. В силу своего исторического опыта, духовных традиций, геополитического значения Россия является естественным центром такой интеграции, которая действительно может охватить территорию от Лиссабона до мыса Дежнёва по широте и от Новой Земли до Шри-Ланки по долготе. Таков потенциал евразийского проекта Президента России, который может стать неоконсервативным ответом на варварскую глобализацию. В том смысле консерватизма, о котором В.В. Путин сказал в своем Послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 г., ссылаясь на Н. Бердяева: «Смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию».

Процесс евразийской интеграции может стать объединением стран и народов, заинтересованных в сохранении своих национальных традиций, духовных ценностей и культурных особенностей при стремлении к освоению передовых технологий ради экономического благополучия. Но реализовать этот проект В.В. Путин сможет только тогда, когда Россия станет привлекательной, образцом справедливого, эффективного и гуманного государственного устройства. Этого нельзя сделать при нынешнем вакууме ответственности власти перед обществом, сочетании коррумпированности и некомпетентности в органах управления, деморализации молодёжи под влиянием антикультуры. Иными словами, чтобы реализовать потенциал евразийской интеграции, нужно вернуть России исторические смыслы и провести технологическую модернизацию экономики - реализовать стратегию опережающего развития на основе нового технологического уклада.

Сергей Юрьевич Глазьев , д октор экономических наук, профессор, академик Российской академии наук, член Национальной академии наук Украины


Кн. Николай Сергеевич Трубецкой «Евразийство и белое движение». - 1919.

На современном этапе политиками и руководителями многих стран осознается необходимость интеграции народов, исторически тесно связанных, и при этом имеется в виду взаимодействие на качественно иной основе — современной евразийской идее, вобравшей в себя наиболее ценное из предшествующих разработок и применимой к современным реалиям . Именно такой концептуальной идеей стал Проект формирования Евразийского Союза государств, выдвинутый Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым в марте 1994 г. в качестве идейной основы интеграционных процессов на пространстве СНГ.

Развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве сегодня в основном связано с евразийским проектом, который получил название ЕврАзЭс. В современной евразийской концепции, выдвинутой Н.А.Назарбаевым, подлинная интеграция предопределяет безусловное соблюдение и уважение суверенитета и независимости государств и их подлинное равноправие. Наиболее перспективной формой многостороннего взаимодействия должно стать формирование Евразийского Союза государств (ЕАС) на основе осознанного волеизъявления заинтересованных стран, стремящихся в максимальной мере сблизиться друг с другом при решении практически идентичных проблем переходного периода.

При многообразии международных организаций, которые появились после распада Советского Союза — СНГ, ЕЭП, ШОС, ГУАМ — на сегодняшний день наиболее действенной и эффективной в экономической сфере является ЕврАзЭс. Основной целью создания ЕврАзЭс является эффективное продвижение процесса формирования Таможенного Союза и Единого экономического пространства, а также реализация других задач, определенных в соглашениях о Таможенном Союзе 1995 г., Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. и Договоре о Таможенном Союзе и Едином Экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., подписанных пятью государствами .

Он призван заниматься интеграцией в сфере экономики. Других таких организаций, которые направлены на решение только экономических задач, не существует. Так, ГУАМ, у которого заявлена большая экономическая составляющая, в основном нацелен на решение политических вопросов. Существует ОДКБ — это военно-политическая организация. Шанхайская организация сотрудничества создана как организация региональной безопасности. В структуре данной организации существует антитеррористический центр, таким образом, сфера ее деятельности предусматривает решение вопросов национальной безопасности, борьбу с реакционными идеологическими течениями.

Современное геополитическое развитие стран Евразии представляет собой сложный процесс взаимодействия политического курса ведущих стран мира и политики, проводимой отдельными государствами. Совокупность объективных процессов и субъективных действий оказывает свое влияние на формирование геополитических координат Евразии и ее региональных процессов. Пространство СНГ, в первую очередь России и Казахстана, является объектом внимания и действий различных сил мировой политики. Будучи евразийским государством, Казахстан первым инициировал евразийский вектор международной политики, который поддержали Россия, Украина, Белоруссия, Кыргызстан и Таджикистан. В условиях развития евразийских интеграционных процессов актуализируются вопросы изучения исторического опыта развития евразийских государств, стремящихся к созданию единой евразийской геополитической модели, основы которой были заложены в евразийском учении.

Евразийская стратегия Президента Н.А.Назарбаева представляет собой уникальный виток в истории развития евразийских народов, насыщенный современными реалиями, перспективами, нередко и противоречиями. Новый подход к изучению и осмыслению истории Евразии в доктрине Президента Республики Казахстан в контексте интеграционных процессов на Евразийском пространстве наполняет ее практическими перспективами, позволяет актуализировать некоторые проблематичные и малоосвещенные вопросы истории евразийского пространства.

На Евразийских форумах, проводимых в республике, Президент Н.А.Назарбаев неоднократно подчеркивал ценность евразийской исторической концепции, которая заключается в смелости, самостоятельности суждений, научной добросовестности, позволившей по-новому взглянуть на историю народов, населяющих Евразию. Евразийское видение и понимание хода исторического процесса на евразийском пространстве позволяют современным ученым представлять дальнейшую картину альтернативного евразийского взаимодействия многих постсоветских республик.

Как показывает мировая практика, только коллективными усилиями переходные общества в состоянии осуществить успешную модернизацию. Продолжающиеся попытки решить эту задачу отдельными странами Содружества в одиночку по-прежнему недостаточно плодотворны и малоэффективны, пока не будет реализована экономическая интеграция на новых условиях. Учитывая различия между странами в уровне развития рыночной экономики, демократизации политических процессов, лидер Казахстана предложил формирование новой интеграционной структуры — Евразийского Союза, не отрицая при этом деятельность СНГ, принимая во внимание поливариантность интеграции, разные темпы, неоднородность и разновекторность в развитии постсоветских государств.

Проект формирования Евразийского Союза государств в процессе своей реализации пережил несколько этапов — от подписания межправительственных соглашений до создания единой экономической зоны, создания Таможенного Союза . В настоящее время происходит активный процесс совершенствования единой законодательной базы, изучаются пути расширения экономической интеграции, прежде всего. За время своего существования ЕврАзЭС не только обрел массу сторонников, но и доказал свою реалистичность, актуальность и жизненность.

Такая организация, как СНГ сегодня больше рассматривается как зонтичная. Заметное пересечение интересов и дублирование задач было у ЕврАзЭС и Организации «Центрально-Азиатское сотрудничество». В связи с этим главы государств ЕврАзЭс приняли решение интегрировать ОЦАС в ЕврАзЭС. Во многом это обусловлено реалиями существующего положения дел этих организаций, их функциональной и содержательной направленностью.

Ведь параллельно решались одни и те же задачи в одном и том же регионе, с одним и тем же количеством участников. В 2004 г. появился замысел по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП), куда бы вошел ряд стран постсоветского пространства. Такое желание, в частности, высказывали представители России, Белоруссии, Казахстана. Но как реально действующая эта структура еще не сформирована, в то время как ЕврАзЭС уже реально существует и проводит активную интеграционную политику. Таким образом, можно с определенной долей уверенности считать, что ЕврАзЭС — единственная организация на постсоветском пространстве, имеющая чисто экономическую направленность и единую экономическую политику.

Первым шагом к единой экономической политике явилось создание зоны свободной торговли. Такая зона на сегодняшний день в рамках Сообщества уже создана, в ней обеспечено свободное передвижение товаров, произведенных на территории государств-участников. Второй шаг — создание Таможенного Союза. Решение этой задачи находится в стадии разработки и организационно-правового оформления. На заседании Межгосударственного совета на уровне глав государств, который состоялся 23 июня 2007 г. в Минске, были подписаны ряд документов и соглашений по Таможенному Союзу. По мнению специалистов, Таможенный Союз позволит разрешить ряд экономических проблем, связанных с перемещением граждан ЕврАзЭс, товарооборотом и т. д.

Для стран-участниц ЕврАзЭс существуют главные факторы экономического объединения. Многое зависит от динамики экономического развития стран. Когда речь заходит о зоне свободной торговли, то стороны просто договариваются о том, что ликвидируют ввозные таможенные пошлины, унифицируют другие методы регулирования, значительную роль при этом имеют вопросы структуры экономики, а вопросы политического вектора выходят на второй план.

Экономика каждой страны развивается по-своему. Некоторые страны используют государственные рычаги в большей степени, некоторые в меньшей. Это не влияет на выработку стратегии о единых правилах. Однако возникают определенные трудности при создании Таможенного Союза. Здесь ситуация усложняется, потому что есть два ключевых элемента — создание единой таможенной территории с единой внешней таможенной границей и некий регулирующий орган, которому делегируются определенные национальные полномочия. Прежде всего, это изменения в тарифах и регулирование тарифной политики. Всю эту деятельность государство передает на межгосударственный уровень, где в дальнейшем все и решается. Другое дело, что сам орган находится под контролем государства, подчиняется определенным правилам. Для этого все законы, относящиеся к сфере таможенного регулирования, должны находиться в высокой степени гармонизации и быть фактически одинаковыми для всех стран. В связи с этим первоочередной задачей является выработка единого законодательного подхода к созданию единого таможенного правового поля. Он получил название «Основы таможенного законодательства».

Если этот документ будет принят, то появятся некие единые правила в области таможенного регулирования всех государств ЕврАзЭС. Сейчас документ находится на стадии рассмотрения, после его одобрения и экспертных проработок руководством ЕврАзЭс он вступит в законную силу. Закон должен пройти согласование и в ЦБ, и в таможне, и на уровне правительства. Помимо единой тарифной политики, вырабатываются меры на стадии Таможенного Союза, такие как: вопрос технического регулирования, технический регламент, определяющий требования к качеству товаров. Это один из обязательных элементов.

В августе было подписано соглашение о едином товарном знаке. Если он присуждается или ставится на товар, это означает, что товар может обращаться на территории ЕврАзЭС без какой-то дополнительной сертификации и лицензирования.

До этого существовал другой порядок. Если, например, произвели лекарства в Белоруссии, а выставили на продажу в России, на них нужно было получить лицензию от российских органов, а в Казахстане — от казахстанских. Теперь лекарству с единым товарным знаком такого повторного лицензирования не потребуется. Это очень важное соглашение, оно значительно облегчает продвижение товаров.

Преимущество члена ЕврАзЭС на товарных рынках заключается в больших возможностях для доступа на рынки. Кроме того, членство дает больше шансов на помощь от партнеров. Так, например, готовится к пуску крупный энергообъект в Таджикистане. Осуществление такого проекта стало возможным только при объединении и консолидации усилий нескольких стран. Для энергетики Таджикистана введение в строй объекта крайне важно.

Важно отметить, что сотрудничество стран-участниц ЕврАзЭс взаимовыгодное. В рамках проекта обсуждался и вопрос создания единой валюты. В программных документах отмечается, в частности, что единая валюта — это финальный акт создания единого экономического пространства и было подчеркнуто, что введение единой валюты не имеет определяющего значения в деле экономической интеграции. Она может быть введена в отдаленной перспективе. Чтобы к этому подойти, нужно решить массу важных и сложных вопросов, создать единое экономическое пространство, что включает в себя много разных аспектов. Например, потребуется согласование некоторых параметров в формировании бюджета, в развитии экономики.

За время существования ЕврАзЭс многие вопросы уже получили практическое воплощение в жизнь, были апробированы и корректируются специалистами стран-участниц. Если оценивать по итогам прошлого года, то присоединение Узбекистана, слияние с Организацией «Центрально-Азиатское сотрудничество» и создание Евразийского банка развития стали неким результатом деятельности этой организации. По всем трем пунктам приняты решения, реализация которых сейчас происходит.

Как отмечал Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, только при коллективных усилиях переходные общества в состоянии осуществить успешную интеграцию . При этом было подчеркнуто, что интеграция в сфере экономики — это создание совместной собственности. Это основа интеграции. Все остальное — взаимодействие и сотрудничество. Нередко можно слышать мнение: дескать, давайте возродим в сфере экономики те связи, которые были на территории Советского Союза. Ведь в них было очень много полезного: при недостатке ресурсов в одном месте их можно взять в другом — то, что называется международным разделением труда. Но при СССР собственность была единой, и тогда сделать это было возможно. Сейчас нет. Поэтому создание единой собственности — это ключ к экономической интеграции. Если мы способны «сдать совместную собственность, мы готовы к интеграции. Для этого у нас должно быть единое или схожее законодательство по вопросам, скажем, организационной деятельности». Сегодня разработан закон о защите инвестиций. Когда инвестор готов вложить свои деньги, он должен быть уверен, что все договоренности будут соблюдаться. Наша задача — создание единой собственности, единой правовой основы, единой тарифной политики. Это главные условия для экономической интеграции, к которой мы стремимся .

Очень актуальной сегодня становится энергетическая политика стран Евразийского сообщества. Энергетическая политика практически любой страны мира в значительной степени определяется наличием или отсутствием на ее территории ресурсного потенциала энергетики. Страны ЕврАзЭС в целом обладают огромным топливно-энергетическим потенциалом, развитой энергетической инфраструктурой и выгодным геополитическим расположением. Это обеспечивает основу для гарантированного энергоснабжения экономики и социальных нужд государств, входящих в сообщество, и возможности для эффективной торговли энергоресурсами на внешних рынках, включая услуги по транзиту. В целом можно констатировать, что государства-члены в определенной степени преодолели последствия системного экономического кризиса после распада СССР и перехода к новым условиям хозяйствования.

Регион отличается выгодным геополитическим расположением — между Европой, СевероВосточной, Центральной и Южной Азией. Чрезвычайно важными в геополитическом плане являются взаимная привязка территорий и распределение ресурсов, в первую очередь энергетических. Три государства ЕврАзЭС (Россия, Казахстан и Узбекистан) располагают большими запасами углеводородного сырья, Киргизия и Таджикистан обладают огромным потенциалом водно-энергетических ресурсов, в то время как Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и Россия являются странами, через территорию которых осуществляется экспорт нефти и газа по магистральным трубопроводам в страны СНГ и на европейский рынок.

Страны ЕврАзЭС заинтересованы в повышении эффективности использования энергии и вследствие этого в обмене технологиями, опытом и в кооперации по производству необходимого оборудования и приборов учета. Создание Единого энергетического пространства ЕврАзЭС призвано решать те экономические задачи, которые не удалось решить в рамках СНГ. Объединение рынков электроэнергии, нефти и нефтепродуктов, а также природного газа и, таким образом, расширение оперативного пространства для инвесторов позволяют последним существенно снижать коммерческие и политические риски, придают дополнительные импульсы темпам роста экономики, позволяют развивать эффективную специализацию национальных экономик и их кооперацию.

На практике торговля энергетическими ресурсами на национальном и международном уровнях ограничена огромным количеством разного рода правил, условий и барьеров. Более того, по разным причинам ряд государств вынужден направлять значительные ресурсы и средства на развитие собственного производства энергии, более дорогой по сравнению с доступной на мировом рынке и даже в соседних странах. Это объясняется целями национальной энергетической безопасности, что зачастую мотивируется стремлением обеспечить развитие и защитить интересы предприятий и компаний собственного национального энергетического комплекса.

Сказанное актуально в отношении стран с переходной экономикой, где для успешного развития энергетики необходимо соблюдение целого ряда условий, которые во многом зависят от проводимой этими странами внутренней и внешней политики в сфере энергетики. К их числу следует отнести:

  • - широкий приток зарубежных инвестиций, требуемых для поддержания в рабочем состоянии и развития топливной, генерирующей и передающей базы энергетики;
  • - наличие надежных источников поставок или рынков сбыта энергоресурсов;
  • - обеспечение безопасного и недискриминационного транспорта и транзита энергоносителей через территории третьих стран;
  • - разработку и осуществление согласованной политической линии на международных рынках энергоносителей и т. д. .

На Сочинском саммите в августе 2006 г. главами государств-членов ЕврАзЭС была поставлена задача разработать концептуальные подходы к формированию общего энергетического рынка государств-членов сообщества. В дополнение к разрабатываемой правовой базе органы ЕврАзЭС реализуют конкретные программы, направленные на обеспечение прогнозируемых уровней энергопотребления и экспортных поставок энергетических ресурсов. Сегодня эти программы поэтапно осуществляются в соответствии с принятым планом формирования общего энергетического рынка стран Евразийского Экономического сообщества .

Прежде всего речь идет о реконструкции и расширении газотранспортной системы САЦ с участием инвестиций и технической поддержки всех государств-членов ЕврАзЭС; развитии СП России и Казахстана на базе Оренбургского ГПЗ; строительстве новых гидромощностей в Таджикистане; развитии системы линий электропередачи между странами-участниками ЕврАзЭС; координации развития проектов по экспорту углеводородного сырья (Европа, прочие страны СНГ, Китай, Иран); развитии деятельности СП по обеспечению топливом атомных электростанций на территории государств ЕврАзЭС (с участием России, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии).

Наибольший вклад в развитие ЕврАзЭс внесли и продолжают вносить, прежде всего, Казахстан и Россия. Это служит еще одним ярким доказательством тесных партнерских взаимоотношений между Казахстаном и Россией. Являясь крупнейшими странами в регионе, обладая экономическим потенциалом, сравнимым с потенциалом самых крупных мировых держав, Казахстан и Россия осуществляют многовекторный политический курс на поддержание национальных приоритетов и сохранение безопасности. Помимо участия в различных международных организациях и проектах, Казахстан и Россия являются основными партнерами в самостоятельном интеграционном проекте — ЕврАзЭс.

Казахстанско-российские отношения в рамках евразийского проекта основываются на осознании необходимости сотрудничества, при соблюдения единой экономической стратегии. Казахстан и Россия сегодня представляют собой ядро интеграционных процессов в СНГ, и именно в России евразийская инициатива Казахстанского Президента была позитивно воспринята. Руководители двух крупных евразийских стран обоюдно высказываются за ведущую роль в процветании своих народов взаимовыгодного сотрудничества на евразийской основе.
Евразийская стратегия Президента Н.А.Назарбаева нацелена на долгосрочные приоритеты взаимовыгодного сотрудничества с евразийскими партнерами на основе уважения суверенитета и поддержания мира и стабильности в регионе. Исходя из этого Генеральный секретарь ЕврАзЭс Т.Мансуров подчеркивает: «наше будущее в мировой политике ХХІ в. будет во многом зависеть от того, сумеем ли мы реализовать наш евразийский статус, утвердившись в мировом сообществе в качестве эффективного политического, экономического и культурного моста между западом и востоком континента. Мы убеждены, что без развития сотрудничества и партнерства Казахстану и России вряд ли удастся эффективно использовать преимущества евразийских государств. Наши отношения ориентированы на дальнейшее углубление взаимовыгодного многопланового сотрудничества, и условия этому благоприятствуют: по всему спектру вопросов наши точки зрения близки или совпадают, что обусловлено не только богатейшей общей историей, но и реальным политическим, экономическим, культурно-гуманитарным, оборонным и научно-техническим сотрудничеством .

Казахстан и Россия сегодня представляют собой ядро интеграционных процессов в СНГ, и именно в России евразийская инициатива Казахстанского Президента была позитивно воспринята. Понимание и совпадение взглядов прогрессивных руководителей обеих стран на евразийский проект способствовали собственно его вхождению в жизнь, а в дальнейшем его популярности, основанной на реалистичности и дальновидном прагматизме.

Вероятно, в перспективе число государств-участников ЕврАзЭС увеличится. Быть членом Сообщества становится выгодно. Интеграция (и это общемировая практика) позволяет быстрее решать многие экономические и социальные вопросы. Сейчас, например, в ЕврАзЭС идет разработка целевых программ, связанных с медицинским оборудованием, новейшими технологиями. Реализовать столь грандиозные проекты стало возможно только при тесном взаимодействии всех стран Сообщества.

Анализ современного состояния и прогноз перспективного развития политической и общеэкономической интеграции в рамках ЕврАзЭС показывают, что Евразийское экономическое сообщество относится к региональной интегрирующейся организации второго типа, что предполагает соответствующее нормативно-правовое обеспечение процесса.
Очевидно, что в нынешних рамках не удастся реализовать в полной мере процедуры и механизмы, аналогичные применяемым в Европейском Сообществе. Наиболее приемлемым представляется нормативно-правовое обеспечение создания единого энергетического пространства в рамках ЕврАзЭС на основе международных взаимоотношений, предусмотренных правилами ВТО, с учетом национальных интересов каждой страны.

Евразийское Экономическое сообщество стало международной экономической организацией, наделенной функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

В современных условиях развития многих политических и экономических процессов, происходящих в странах Европы и Америки, евразийская интеграция крупных постсоветских республик свидетельствует о существовании самостоятельного выбора этих стран в решении интеграционных целей и наилучшего распределения своих экономических и топливно-энергетических ресурсов. Динамичное развитие партнерских отношений стран-участниц евразийского проекта нередко вызывает некоторое недовольство политических кругов США, обеспокоенных проблемами распространения своего контроля над каспийской нефтью и самим регионом. Ни для кого не секрет, что самостоятельная энергетическая политика стран евразийского проекта подвергается острой, иногда необоснованной критике со стороны западных аналитиков и СМИ. Однако приоритеты Евразийского сообщества не вызывают сомнения в их экономической эффективности и важности в обеспечении коллективной безопасности в регионе.

Сложности, возникающие в процессе создания единой законодательной базы и ее реального воплощения в жизнь, свидетельствуют о поисках наилучших вариантов в деле взаимовыгодного партнерства, нередко и в вопросах снятия напряжения по отдельным вопросам, лоббируемым западными политическими кругами. Евразийская интеграция набирает полный ход, и результаты ее деятельности играют важную роль в политической, экономической и культурной жизни огромного региона.

Важность создания ЕврАзЭС сегодня стала очевидной для всех стран-участниц. Основной целью сообщества по-прежнему остается задача достижения такого уровня интеграции, который будет взаимовыгодным, станет способствовать экономическому росту всех стран Сообщества.

Таким образом, развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве, при всем многообразии существующих организаций и договоров, имеет четко ориентированную направленность экономического характера, связанную прежде всего с ЕврАзЭс, а также с проблемами безопасности в регионе, которые, на наш взгляд, несомненно получат еще большее развитие в ближайшем будущем.

Список литературы
1. Договор об учреждении ЕврАзЭС. — Астана, 2000. — С. 3.
2. Назарбаев Н.А. Стратегия независимости. — Алматы: Атамура, 2003. — С. 139.
3. Рапота Г. Только интеграция обеспечит устойчивое развитие и безопасность // Мировая энергетика. — 2007. — № 3.— С. 98.
4. Мансуров Т.А. Казахстанско-российские отношения в контексте евразийской цивилизации // Материалы 15-й Междисциплинарной дискуссии «Будущее России, СНГ и евразийской цивилизации». — М., 2005. — С. 10.