Илья Ульянов: кем по происхождению был отец Ленина (1 фото). Илья Николаевич Ульянов: биография

Отца Владимира Ильича Ульянова-Ленина можно смело назвать неординарной личностью. Благодаря завидным способностям, благородным устремлениям, честному труду и упорству Илья Николаевич достиг больших успехов, наград и званий. Он был добрым семьянином и настоящим профессионалом своего дела. Отец Ленина дослужился до должности директора народных училищ Симбирской губернии, стал действительным статским советником, что давало ему право на дворянский титул, хотя по рождению он был астраханским мещанином. Впрочем, историки до сих пор спорят о происхождении Ильи Николаевича Ульянова. В его генеалогии, по разным версиям, есть калмыцкие и чувашские корни.

Поборник народного образования

14 (26 - по новому стилю) июля 1831 года в Астрахани в семье портного Николая Васильевича Ульянина и его супруги Анны Алексеевны родился сын Илья. Отец вскоре изменил окончание своей фамилии, и мальчика записали в документах Ульяновым.

Илья рос младшим ребёнком в семье. Брат Василий был старше его на 12 лет, сестры Мария и Федосья - на 10 и 8 лет соответственно.

Поскольку отец этого семейства умер через пять лет после рождения младшего сына, обязанности по воспитанию и образованию Ильи взял на себя его брат Василий, которому тогда было всего 17 лет.

Незаурядные способности мальчика к наукам проявились довольно рано. Из Астраханской гимназии Илья Ульянов был выпущен с серебряной медалью. В 1854 году после окончания Казанского университета он получил степень кандидата математических наук. [С-BLOCK]

Молодой специалист начал работать учителем в Пензе. В возрасте 32 лет он женился на 28-летней Марии Александровне Бланк и перевелся в Нижегородскую мужскую гимназию на должность старшего учителя математики и физики. Этот 1863 год стал по-настоящему поворотным в его жизни.

Успехи Ильи Ульянова были замечены руководством, и уже через три года педагог получил должность чиновника - его назначили инспектором народных училищ Симбирской губернии (сейчас это Ульяновская область). А в 1874 году он получил пост уже директора народных училищ.

Илья Николаевич контролировал деятельность земских школ, приходских, городских и уездных училищ. В его обязанности входило открытие новых учебных заведений, подбор хороших педагогов, решение административно-хозяйственных вопросов, пропаганда всеобщего образования. Особо ратовал отец Ленина за равные права на обучение для всех детей, независимо от их национальности.

Благодаря усилиям Ильи Ульянова расходы местных бюджетов на образование с 1869 по 1886 год в Симбирской губернии возросли в 15 (!) раз. В регионе за это время было построено более 150 новых школ, а количество учеников увеличилось с 10 до 20 тысяч. Повысилось и качество образования.

Звание действительного статского советника Илья Николаевич получил в 1877 году, а незадолго до смерти был награжден орденом Святого Станислава I степени. Умер Ульянов 12 (24) января 1886 года в Симбирске от кровоизлияния в мозг, прожив меньше 55 лет.

Супруга действительного статского советника Мария Александровна, по сведениям некоторых историков, по отцу была еврейкой, а по материнской линии имела немецко-шведские корни. В семье отца Ленина родились восемь детей, двое из которых умерли в младенческом возрасте.

Он был чувашем?

Некоторые историки полагают, что Николай Васильевич Ульянин - отец Ильи Николаевича - был чувашем по национальности. По архивным данным, Астраханский земский суд в 1798 году утвердил список крестьян, прибывших в Нижнее Поволжье. Там значится и Н. В. Ульянин, который ранее был крепостным помещика Степана Брехова из села Андросово Сергачского уезда Нижегородской губернии. Согласно документу земского суда, дед Ленина оставил родные места и перебрался в Астрахань в 1791 году.

В книге «Досье Ленина без ретуши. Документы. Факты. Свидетельства» российский историк Аким Арутюнов пишет, что район нижегородского села Андросово в те времена был населен чувашами. И представителей русской национальности среди крестьян практически не было.

Однако прямых доказательств чувашского происхождения Николая Васильевича Ульянина не сохранилось. Но то, что предки Ленина по отцовской линии были православными христианами, - установленный факт. [С-BLOCK]

В конце XVIII века многие крепостные крестьяне бежали в Нижнее Поволжье от своих помещиков. А поскольку эти земли необходимо было заселять, власти не возвращали беглецов прежним хозяевам. Дедушка Ленина тоже подался в бега. На новом месте он стал работать портным, и в 1808 году получил официальный статус мещанина, что было подтверждено указом Астраханской казённой палаты.

Фамилия Ульянин, образованная от женского имени, свидетельствует о принадлежности к крестьянскому сословию. Такие фамилии часто давали детям дворовых девок, когда отец не мог, например, официально записать ребенка на себя. Поэтому Николай Васильевич предпочёл более приличествующую мещанскому сословию фамилию Ульянов.

Интересно, что в документах сохранилось описание внешности дедушки Ленина по отцовской линии. Астраханский земский суд в приказе от 1799 года указал, что рост Николая Васильевича составлял около 164 см, лицо было белым, глаза - карими, волосы, усы и борода - светло-русыми.

Калмыцкие корни

Главным источником сведений о калмыцких корнях Ленина является писательница Мариэтта Шагинян. Её книга «Семья Ульяновых», изданная в 1938 году, вызвала резкую критику со стороны партийного руководства. Коммунисты обвинили писательницу в искажении фактов, поскольку, по их мнению, любые утверждения о том, что в облике Владимира Ильича Ленина, являющегося гордостью русского народа, есть черты представителя монголоидной расы, имеют идеологически враждебное звучание.

Мариэтта Шагинян писала, что в Астраханском архиве она обнаружила документ, свидетельствующий о том, что Анна Алексеевна (мать Ильи Ульянова) была крещёной калмычкой, её отец - астраханский мещанин Алексей Лукьянович Смирнов - крещёным калмыком, а мать русской (предположительно). Писательница сетовала на то, что сотрудницы архива не разрешили ей снять копию с этого документа. В качестве косвенного доказательства калмыцкого происхождения Ленина она указывала на его узкие карие глаза и азиатскую линию скул, доставшиеся вождю мировой революции от бабушки по отцовской линии.

Известно, что семья Смирновых была зажиточной и уважаемой в городе. Алексей Лукьянович занимал пост мещанского старосты Астрахани, имел солидный дом и множество слуг. [С-BLOCK]

По одним данным, 23-летняя Анна Алексеевна Смирнова вышла замуж за 53-летнего Николая Васильевича Ульянина в 1923 году. Однако в Ревизской сказке (своеобразной переписи населения) за 1816 год они упомянуты уже как супруги. Там же указано, что их первенец Александр умер в возрасте четырёх месяцев от роду в 1812 году. Значит, родители Ильи Ульянова могли пожениться в 1811 году или в начале 1812 года, и на момент свадьбы Николаю Васильевичу было 43 года, а Анне Алексеевне - 24. Супруги жили вполне благополучно в двухэтажном доме в центре Астрахани. Сейчас в этом здании располагается Музей истории города. На первом этаже дома портной Николай Васильевич принимал клиентов, а на втором располагались жилые комнаты.

Что касается калмыцкого происхождения Ленина, то Астрахань, как известно, город многонациональный. Русские начали прибывать в Нижнее Поволжье в XVI веке, а земли эти в те времена были населены в основном ногайцами и калмыками. Некоторые из них принимали христианство. Так что прадед Ленина мог быть и калмыком.

Отдельные исследователи утверждают, что Илья Николаевич потому и отстаивал равные права на обучение для детей всех народностей, что сам относил себя к представителям национальных меньшинств. Лично ему полученное образование помогло сделать карьеру, и он надеялся, что и другим оно поможет выйти в люди.

Посвящается моему преподавателю истории КПСС

в ДГУ им. Шевченко доценту Серищееву Я.М.

Илья Николаевич Ульянов

Вначале, продолжая свою "лениниану" ,от себя лично я хочу сказать, что историю КПСС учу уже более 40 лет, раньше по принуждению, а теперь ради истины и при всем этом замечаю, что с каждым годом нахожу все новые и новые сенсационные темы.

А одолев таким образом огромный объем источников и литературы, я был крайне удивлен, что в научном, литературном и эпистолярном наследии Ленина нет ни одного упоминания об Илье Николаевиче Ульянове- официальном отце В.И. Ульянова (Ленина)

Между тем мать Ленина, Мария Александровна Ульянова (рожденная Бланк), в письмах разным адресатам, не считая писем, отправленных сыном лично ей, упоминается более 200 раз!

Почему так произошло нам совершено не ясно?

В том же Справочном томе к ПСС В.И. Ленина дан указатель иллюстраций

В разделе «Портреты В.И. Ленина и его родных» приведен перечень 20 портретов Ленина и 9 фотографий, на которых он запечатлен в групповом снимке. Кроме этого, в том же разделе отдельно приведен перечень портретов и фотографий М.А., Ульяновой, А.И.Ульяновой - портреты Елизаровой, Д.И. Ульянова, М.И. Ульяновой, М.Т. Елизарова (с собакой) и Н.К. Крупской. Указаны и тома, в которых приведены эти фотографии (6). Словом, в тома сочинений Ленина внесены портреты и фотографии почти всех Ульяновых и близких им людей, кроме Ильи Николаевича. Почему?

Такое положение дел создало у многих современных российских историков ложное мнение, будто этот высоко порядочный, добрый и трудолюбивый человек никакого отношения к Владимиру Ульянову не имел и в его жизни участия не принимал.

И еще один весьма примечательный факт

В Справочном томе (часть 2) к «Полному» собранию сочинений В.И. Ленина приведено свыше три тысяч имен, упоминаемых Лениным в своих сочинениях, письмах, телефонограммах, телеграммах, радиограммах и в разных записках).

Среди них мать Ленина, братья, сестры, их жены и мужья, тети по матери, двоюродные братья и сестры, их жены и мужья, мать и сестра Н.К. Крупской, М.Т. Елизаров и его брат, воспитанник А.И. Ульяновой и М.Т. Елизарова, няня семьи Ульяновых и т.д. В указанном томе нет лишь имени Ильи Николаевича.

И раз такой вот у нас образовался исторический казус-феномен, то я и попробую наверно впервые написать правдивую биографию И.Н. Ульянова.

А вся наша история начиналось в далекой и провинциальной не только по нынешним временам, а и по тем 1830 годам в г. Астрахани.

Там жил некий астраханский мещанин Николай Васильевич Ульянов который по невыясненным причинам умер в 1837 году. И его большая семья осталась без кормильца. Жена Анна Алексеевна, как было принято в то время, была домашней хозяйкой, воспитывала детей, старшему сыну, Василию, было 17 лет, сестрам, Марии и Феодосье, исполнилось 15 и 13 лет, а младшему Илье шел пятый год.

Семью надо было кормить одевать, выдавать девочек замуж. Заботы семьи легли на плечи старшего мужчины. Судя по имеющимся данным, Николай Васильевич не предполагал передавать свое мастерство и свое дело старшему Василию, - портным он не стал. Он был настроен на более яркую карьеру для своего старшего сына, поэтому отправил его в школу, а затем в гимназию, надеясь, что тот выучится и станет приказчиком.

Так и случилось. В 13 лет Василий помогал семье, зарабатывая составлением прошений, всевозможных челобитных для неграмотных мещан и крестьян. Имеется запись на 18-м листе ревизионной сказки: «К сей сказке государственный крестьянин Степан Кургузов », а по безграмотству его, по личной просьбе, мещанский сын Василий Ульянов руку приложил». Записей рукой Ульянова было сделано немало. Василий расписывался и за мещанку Авдотью Скоробогатову, и за вдову Елену Федорову, и за юртовского татарина Вагапа Нуримова. За подобные услуги мальчику платили копейки, но они были подспорьем в бюджете семьи.

По записям Василия Ульянова видно, что в тринадцать лет у него уже сложился канцелярский почерк. Семью без кормильца должен был содержать старший мужчина, и Василий был вынужден бросить школу. На первых порах помогал семье друг Николая Васильевича протоирей Николай Агафонович Ливанов, он и устроил его в компанию «Братья Сапожниковы», которые владели богатейшими астраханскими землями и водами.

Молодые, грамотные и расторопные люди были нужны откупщикам, Василию предложили стать соляным объездчиком. Сапожниковы получили «на откуп» Эльтонские, Басинские, Дарминские, Курочкинские и Алгаринские озера, разделили степь на участки, посадили в каждом по соляному приставу, дали приставу конную стражу.

Конных стражников называли дозорщиками или объездчиками. Среди них был и Василий Ульянов . В одном из номеров «Астраханских губернских ведомостей» за 1841 год есть объявление «О вызове на службу». Там, между прочим, говорилось: «Астраханское соляное правление вызывает желающих, знающих грамоту, к занятию должности вахтеров и соляных объездчиков. Жалование таковым назначается в год 57 рублей серебром».

Усердие Василия было замечено, и толкового, расторопного объездчика Сапожниковы перевели в приказчики, в контору в Астрахани. А.И. Елизарова-Ульянова писала:

«Василий Николаевич Ульянов некоторое время работал соляным объездчиком, а затем приказчиком рыбопромышленной фирмы «Братья Сапожниковы». Соляная контора Сапожниковых размещалась в самом центре Астрахани на Московской улице в нижнем этаже Гостиного двора. Московская улица считалась в то время лучшей в городе.

Будучи еще объездчиком, Василий смог содержать домашнее хозяйство, выдать замуж старшую сестру замуж за вдовца Николая Захаровича Горшкова, почтенного человека.

Купечество было привилегированным, «третьем сословием» после дворянства и духовенства. «Жалованная грамота городам» 1785 г. определила сословные права и привилегии купечества, которое освобождалось от подушной подати, телесных наказаний, а его верхушка и от рекрутчины. Замужество Марии на купце третьей гильдии говорит о неком благополучии в семье Ульяновых, достатке и самое главное о достигнутом Василием положении, которое вызывало уважение.

Василий был общительным и начитанным человеком и пользовался большим авторитетом.

Когда младшему брату, Илье, исполнилось 12 лет, Василий стал ходить по разным учреждениям, чтоб достать документы, необходимые для его зачисления в гимназию.

Осуществить мечту отца – дать детям образование – Василий считал своей обязанностью .

Выходцам из «податного сословия» доступ в гимназию был ограничен. Благодаря большим связям и хлопотам крестного отца, протоиерея Николая Агафоновича Ливанова, удалось устроить мальчика в гимназию .

Не малую роль сыграл и сам статус Василия Николаевича, который он приобрел к этому времени в городе.

В 1842 году были изданы новые правила о взимании платы за обучение. С учащихся брали по три рубля серебром в год.

Эта плата должна была употребляться «на поощрение достойных учителей, на вспоможение бедным и на усиление способов содержания учебных заведений». Все затраты, связанные с обучением, все годы покрывал и оплачивал Василий, Седьмого сентября 1843 года И. Ульянов переступил порог Астраханской мужской гимназии, в которой в основном обучались дети зажиточных купцов, дворян, и среди них Илья считался бедняком.

Ульянову, как «беднейшему ученику, отличающемуся хорошим поведением, способностями и охотою к учению», были вручены в качестве поощрения денежные премии в 1848 и 1849 годах, по 25 рублей.

При переводе в VI класс Илья Ульянов был отмечен похвальным листом и книгою. В ведомости об успехах учеников Астраханской гимназии, поданной в Казанский учебный округ в 1849 году, от учеников VI класса был представлен только один, имеющий по большинству предметов оценку «пять» - Ульянов Илья.

На торжественном вечере 19 июля 1850 в гимназии ему вручили свидетельство и серебряную медаль. Таких успехов не добивался за все время существования гимназии еще ни один ученик.

«Свидетельство

Предъявитель сего, Илья Николаев сын, Ульянов, сын астраханского мещанина, имеющий ныне от роду восемнадцать лет, обучался в Астраханской гимназии с 7-го сентября 1843 года по 10-е июня 1850 г., во всё время учения своего был поведения отличного и в преподаваемых предметах оказал успехи:

В законе божием, священной и церковной истории - отличные,

русской грамматике и словесности - отличные,

математике - отличные,

физике - отличные,

истории - хорошие,

географии - хорошие,

законоведении - отличные.

В языках:

французском - отличные,

немецком - хорошие,

в рисовании, черчении и чистописании - отличные.

В удостоверении чего, с утверждения г. попечителя Казанского учебного округа от 6 июля 1850 года за № 2 875, дано ему, Ульянову, сие свидетельство за надлежащим подписанием и с приложением гимназической печати, но с тем, что ему, Ульянову, происходящему из податного состояния, не представляется тем никаких прав для вступления в гражданскую службу.

Астрахань, июля 19 дня 1850 года.

Директор училищ Аристов.

Директор Астраханской гимназии А.П.Аристов написал в мае 1850 года управляющему Казанским учебным округом ходатайство принять Илью Ульянова в университет на казенный счет:

«Ученик вверенной гимназии, оканчивающий нынешний год курс гимназического учения с весьма хорошими познаниями наук, при отличном поведении, сын астраханского мещанина Илья Ульянов просит моего ходатайства о помещении его на одну из стипендий Астраханского при гимназии пансиона в Казанский университет, для дальнейшего образования.

Ученик Ульянов с самого начала поступления своего в гимназию по окончании полного курса в уездном училище в 1843 году в каждом классе гимназии обучался при хороших способностях с весьма хорошими успехами, при отличном поведении и ежегодно был переводим в высшие классы с похвалою и теперь оканчивает курс гимназического учения с весьма хорошими познаниями всех предметов; но очень недостаточное состояние родного его брата, его воспитывающего, преграждает этому даровитому мальчику путь к дальнейшему образованию умственных способностей в университете; он совершенно беден и круглый сирота.

Принимая участие в судьбе Ульянова и желая со своей стороны подать способы к усовершенствованию его способностей и познаний, я осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Превосходительство, если можно будет, о помещении ученика Ульянова стипендиатом в Казанский университет...».

Прежде всего, Илье пришлось хлопотать перед мещанским сословием Астрахани, чтобы его выписали из податного сословия и предоставили увольнительное свидетельство с обязательством общества принять на себя платеж и отправление рекрутской повинности.

Обязательство оплачивать подати взяла на себя мать Ильи, Анна Алексеевна: «платеж за мещанина Илью Ульянова податей и прочих повинностей впредь до исключения его из мещанского общества обязалась производить бездоимочно мать Ульянова вдова мещанка Анна Алексеевна». Однако городскую думу обязательство матери не устроило, и она потребовала, чтобы мещанское общество взяло платеж податей на себя.

Городской голова не надеялся, что Анна Алексеевна сможет своевременно платить за сына подати. «Да и больна очень». Началась переписка между городской думой и астраханским мещанским обществом.

После взятия дополнительного обязательства по выплате подати Василием Николаевичем астраханская городская дума выдала Илье Ульянову отпускное свидетельство, но вместе с тем сообщила, что он может считаться уволенным лишь до новой переписи лиц «податного сословия». Администрацию университета это не удовлетворяло, и зачисление Ильи Николаевича в университет состоялось 30 сентября 1850 года лишь условно.

Переписка между астраханской думой и Казанским университетом по этому поводу длилась многие месяцы. Лишь 3 февраля 1851 года Илья Ульянов был утвержден в числе студентов. Василий исправно выплачивал все подати, включая налог за рекрутскую повинность, в мещанское общество.

В рекрутском списке мещан Астрахани, «отправляющих рекрутскую повинность натурою» в 1851 году, на странице 290-й значится «Василий Николаев Ульянов, его брат Илья».

В рекрутском списке 1854 года записаны Василий и Илья. Хотя и есть приписка: «Василия Ульянова брат Илья уволен обществом в 1850 году в Императорский Казанский университет для обучения наук, где и теперь находится».

«Податное состояние» мещанина не позволяло Илье претендовать на бесплатное обучение и получение стипендии. На ходатайство директора Астраханской гимназии последовал ответ попечителя Казанского учебного округа, в котором указывалось, что стипендии имеют целью «облегчить лишь чиновникам способы к воспитанию детей.

Но для приема Ульянова, принадлежащего к мещанскому сословию, в число стипендиатов нет достаточного основания»

При поддержке Василия Николаевича Илья пишет прошение на имя ректора И.М. Симонова предоставить ему возможность пройти полный курс обучения за свой счет. «Желая для окончательного своего образования выслушать полный курс наук в Императорском Казанском университете по математическому факультету, осмеливаюсь утруждать Ваше Превосходительство покорнейшей просьбою о принятии меня в число своекоштных студентов, по выдержанию мною установленного для поступления в университет экзамена»

На прошение Ильи Ульянова директор дал указание зачислить Илью Ульянова в университет на свой кошт.

Илья Николаевич сдал экзамены блестяще и сразу же стал подыскивать себе работу домашнего учителя, чтобы частными уроками добывать средства на свое пропитание. Василий Николаевич нес бремя и исправно оплачивал все необходимые расходы за обучение. В первую очередь это говорит о том, что у него было достаточно средств и содержать большую семью, и себя, и обучение. А, во-вторых, говорит о бесконечной вере старшего брата в способности младшего, о его готовности к отречению от благ для себя ради одной великой мечты. Василием можно только восхищаться. При всяком удобном случае Василий Николаевич посылал в Казань деньги и с нетерпением ожидал вестей от студента.

В Казанском университете среди дисциплин видное место занимала математика. Кумиром казанских студентов был Николай Иванович Лобачевский (1793-1856), знаменитый математик, создатель неэвклидовой геометрии, мыслитель и материалист. В Казанском университете он был магистром, профессором с 25-летнего возраста, деканом факультета и ректором. В 1854 году Ульянов окончил университет, получив степень кандидата математических наук за предоставленную им письменную работу на тему «О способе Ольберса и его применение к определению орбиты кометы Клинкерфюса».

Однако кандидат математических наук Ульянов все еще числился в официальных бумагах мещанином. Ульянову как выходцу из мещан необходимо было получить свидетельство Астраханской казенной палаты об исключении его из мещанского сословия. Последовала переписка с Астраханским мещанским обществом.

В ноябре 1854 года пришло свидетельство: «Астраханского мещанина Илью Николаевича Ульянова, окончившего в Казанском университете курс наук и уволенного обществом с обязательством платить за него все подати и повинности до 10-й ревизии, исключить из астраханских мещан с начала будущего 1855 года и о том предписать городской думе и уездному казначейству ».

И только тогда попечитель учебного округа утвердил представление совета университета о выпуске И. Н. Ульянова со степенью кандидата. 13 декабря ректор и декан подписали кандидатский диплом.

Вот такое было время в той «просвещённой Российской империи» за которой так ностальгирует часть нынешних россиян. Трудно было бедному и способному человеку получить образование.

И пример И.Н. Ульянова тому собственно есть лучшая и иллюстрация!

Но продолжим изучение биографии И.Н. Ульянова

«7 мая 1855 года Илья Николаевич, уже выдержавший необходимые обязательные экзамены на звание старшего преподавателя, был назначен в пензенский Дворянский институт .

31 мая 1855 года Лобачевский уведомил пензенского директора, что «кандидат Казанского университета Илья Ульянов, получив из канцелярии попечителя подорожную по казенной надобности, отправился к месту служения 28 сего мая».

Илья Николаевич Ульянов с 1855 по 1863 годы служил старшим преподавателем физики и математики в Пензенском дворянском институте.

Кроме того, по указанию Н.И. Лобачевского он проводил постоянные метеорологические наблюдения, заведовал фундаментальной библиотекой и вел уроки в воскресной школе.

В эти годы Илья Николаевич написал работы «О грозе и громоотводах», «О пользе метеорологических наблюдений и некоторые выводы из них для Пензы».

В Пензе он жил на квартире у своего близкого друга - учителя В.И. Захарова, у которого в то время проживали также воспитанники Пензенской гимназии Н.А. Ишутин и Д.В. Каракозов. (обратите на это факт свое внимание уважаемый читатель. Ибо с ним для И.Н. Ульянова будут связаны далеко не очень приятные события в личной жизни. Если конечно принять на веру те версии, что сейчас публикуются в трудах различных историков РФ.)

В отчете «О состоянии института» за 1858 год, в числе четырех учителей, упоминается И. Н. Ульянов, как выделившийся по способностям и успехам в преподавании. Кроме того, в том же 1858 году он получил за «усердие в преподавании» денежную награду в 150 рублей. Ревизией сенатора Сафонова в 1859 году И. Н. Ульянов отмечен за отличное ведение своего дела.»

И все было бы в жизни И.Н. Ульянова преотлично и его без сомнения ожидало светлое будущее и титул великого русского ученного! Но, вот тут, БЕДА ПОДКРАЛАСЬ НЕЗМЕТНО! А незаметно потому что была спрятана в красивую обёртку!

Летом 1861 года в Пензу прибыл новый инспектор института Иван Дмитриевич Веретенников. Поселился он с семьей, как и его предшественники, в служебной квартире на первом этаже. Держался просто и сердечно.

Он познакомил коллег с женой, Анной Александровной Бланк, женщиной общительной и жизнерадостной.

Она увлекалась литературой, писала стихи, хорошо знала немецкий и французский языки, свободно читала по-английски. Сестру в Пензе навестила младшая сестра Мария Александровна.

К Веретенниковым зачистили молодые педагоги.

В ноябре 1861 года Мария Бланк, потомственная дворянка, познакомилась с учителем физики и математики Ильей Николаевичем Ульяновым. В 1861-1862 годах Мария Бланк неоднократно бывала в Пензе.

Весной 1863 года состоялась помолвка Марии и Ильи! Запомним эту роковую для И.Н. Ульянова дату, ибо на нам очень пригодится когда мы будем изучать биографию самой Марии Бланк. Которая была как показали дальнейшие события не только роковой женщиной, но и злым гением всего семейства Ульяновых.

А вот тогда в 1863 году Илья Николаевич очевидно под прямым влиянием своей невесты -обратился к своему бывшему учителю Астраханской гимназии Тимофееву, который к тому времени был директором училищ в Нижнем Новгороде, с просьбой помочь перебраться в Нижний Новгород и устроиться работать в губернской мужской гимназии.

В том же году Мария Бланк решила экстерном сдать экзамены на звание учительницы начальных школ. Илья Николаевич помогал во время подготовки.

Экзамены Мария сдала успешно. Сохранилось свидетельство, выданное дирекцией самарских училищ.

В нем говорится: «Дано сие дочери Надворного Советника девице Марье Бланк в том, что вследствие поданного ею прошения о желании получить право на первоначальное обучение чтению и письму по Русски, Немецки и по Французски, она была допущена к испытанию в Самарской Гимназии и оказала в Законе Божием, Русском языке, Арифметике, Немецком и Французском языке вполне удовлетворительные сведения. А потому ей, Бланк, и дано право на преподавание вышеупомянутых предметов...».

Из Самары Маша отправилась в Кокушкино . В метрической книге по Лаишевскому уезду Казанской губернии за август 1863 г. содержится запись о том, что

«25 августа старший учитель Нижегородской гимназии Илья Николаевич Ульянов, 32 лет, православного вероисповедания и дочь надворного советника Александра Дмитриевича г-на Бланка Мария Алек¬сандровна Бланк, 28 лет, православного вероисповедания венчались первым браком».

Но «медовый месяц» оказался слишком коротким.

7 сентября там же, в Кокушкино, скончалась крестная мать и воспитательница Марии Александровны Екатерина Ивановна фон Эссен. А через несколько дней молодые уже поднимались пароходом по Волге в Нижний Новгород.

Тут я остановлюсь сам и остановлю внимание читателя! Вот эта деревня Кокушкино Лаишевского уезда Казанской губернии в биографии нашего главного героя В.И.Ульянова - Ленина станет почти перстом судьбы! И место отбывания первой политической ссылки!

Но нам не ясно почему молодые Мария и Илья Ульяновы оказались в Кокушкино и почему там венчались?

И кто такая эта самая Екатерина Ивановна фон Эссен ставшая почему-то крестной матерью и воспитательницей Марии Бланк????

Справка: Екатерина Элеонора Екатерина Ивановна Гроссшопф (фон Эссен)

Умерла: 7 септября 1863, Kokushkino

В 1840 году Анна Ивановна тяжело заболела, умерла и была похоронена в Петербурге на Смоленском евангелическом кладбище.

А заботу о детях целиком взяла на себя ее сестра Екатерина Ивановна фон Эссен, овдовевшая в том же году. Александр Дмитриевич, видимо, и прежде симпатизировал ей. Не случайно родившуюся в 1833 году дочь он назвал Екатериной. После смерти жены они сближаются еще больше, и в апреле 1841 года А. Д. Бланк решает вступить с Екатериной Ивановной в законный брак.

Однако подобные браки - с крестной матерью его дочерей и родной сестрой покойной супруги - закон не разрешал. И Екатерина Ивановна фон Эссен становится его гражданской женой.

В историю российской медицины А. Д. Бланк вошел как один из пионеров отечественной бальнеологии - лечения минеральными водами.

На пенсию он вышел в конце 1847 года с должности доктора Златоустовской оружейной фабрики, дослужился до чина надворного советника, дававшего право на дворянство, и уехал с Урала в Казанскую губернию, где в 1848 году в Лаишевском уезде на его сбережения, а в основном на средства Екатерины Ивановны, было куплено имение Кокушкино с 462 десятинами земли (503,6 га), водяной мельницей и 39 крепостными крестьянами.

4 августа 1859 года Сенат утвердил А. Д. Бланка и его детей в потомственном дворянстве, и они были занесены в книгу Казанского дворянского депутатского собрания.

Вот так Мария Александровна Бланк оказалась в Казани, а затем в Пензе, где познакомилась с Ильей Николаевичем Ульяновым...

Их свадьбу, как до этого и свадьбы других сестер Бланк, сыграли в Кокушкине 25 августа 1863 года.

22 сентября 1859 г. супруги Ульяновы погостив в родовом дворянском гнезде» уехали в Нижний Новгород, куда Илья Николаевич получил назначение старшим учителем математики и физики мужской гимназии.

Формулярный список о службе директора народных училищ Симбирской губернии действительного статского советника Ильи Ульянова.

Из мещан.

По окончании курса в Императорском Казанском Университете со степенью кандидата в 1854 г. Попечителем Казанского Учебного Округа назначен исправляющим должность старшего учителя математики в высших классах Пензенского дворянского Института с 7 мая 1855 г.

Указом Правительственного сената 31 августа 1860 г. произведен в титулярные советники со старшинством с 11 ноября 1855 г.

Указом Правительственного сената 20 февраля 1862 г., произведен в коллежские асессоры со старшинством с 11 ноября 1858 г.

Приказом Г. Попечителя Казанского Учебного Округа перемещен тем же званием в Нижегородскую гимназию 22 июня 1863 г.

Указом Правительственного сената 12 июля 1863 г. за № 157 произведен в надворные советники со старшинством с 11 ноября 1862 г.

Государь император по удостоению Комитета Гг. Министров всемилостивейшее соизволил пожаловать за отлично-усердную службу и особые труды орден Св.Анны 3-й степени. 19 ноября 1865 г.

Указом Правительственного сената от 4 июля 1867 г. за № 155 произведен за выслугою лет в коллежские советники со старшинством с 11 ноября 1866 г.

Приказом Г. Управляющего Министерством Народного Просвещения от 6 сентября 1869 г за № 19 утвержден инспектором народных училищ Симбирской губернии с 1 сентября 1869 г.

Указом Правительственного сената по департаменту Геральдий от 25 ноября 1871 г за № 5326 произведен за выслугу лет в статские советники со старшинством с 11 ноября 1870 г.

Всемилостивейшее награжден за отличную службу орденом Св. Станислава 2-й степени. 22 декабря 1872 г.

Приказом Г. Министра Народного Просвещения от 17 августа 1874 г за № 16 назначен директором народных училищ Симбирской губернии 11 июля 1874.

Всемилостивейшее награжден за отлично-усердную службу чином действительного статского советника 26 декабря 1877г.

Приказом Г. Управляющего Министерством Народного Просвещения от 15 декабря 1880 г. за № 15 оставлен на службе на один год по выслуге 25-летнего срока с 11 ноября 1880 г.

Предложением Г. Товарища Министра Народного Просвещения от 27 апреля 1881 г. за № 6126 назначена ему, за выслугу 25-ти лет, в пенсию полный оклад жалованья одну тысячу р., со дня выслуги 25-летнего срока, сверх содержания на службе с 11 ноября 1880 г.

Приказом Г. Министра Народного Просвещения от 7 декабря 1881 г. за № 10 оставлен на службе на четыре года с 11 ноября 1881 г.

Всемилостивейшее награжден за отлично-усердную службу орденом Св. Владимира 3-й степени 1 января 1882 г.

Да и было за что получать награды. К 1886 г. благодаря энергии и настойчивости инспектора и директора народных училищ И. Н. Ульянова земства, городские думы и сельские общества увеличили отпуск средств на школьные нужды более чем в 15 раз.

Было построено более 150 школьных зданий, а количество учащихся в них возросло до 20 тыс. человек.

И это при том, что качество образования стало соответствовать требуемым стандартам.

Но как часто это бывает СМЕРТЬ подкрадывается к людям незаметно. Не миновала сия чаща и нашего И.Н. Ульянова. В общем жил да был светский генерал. Слуга царю отец учителям!

Но всему свое время и формуляр сухо подводит итог: «Состоя на службе, умер 12 января 1886 г

В возрасте 54 лет Илья Николаевич скоропостижно скончался, от кровоизлияния в мозг. Мария Александровна начала хлопотать пенсию, это прошение было быстро удовлетворено.

Симбирское Дворянское депутатское собрание, «…постановлением 17 июня 1886 г, внесло в третью часть дворянской родословной книги вдову Действительного Статского Советника Ильи Николаева Ульянова Марию Александрову и детей их…», что было утверждено указом императора от 6 ноября 1886 г.

Полученная пенсия составляла 100 рублей в месяц.

Память о И.Н. Ульянове . Известность Илье Ульянову принесли его знаменитые сыновья-революционеры - Александр Ульянов и Владимир Ульянов-Ленин. В честь этого очевидно в СССР и решили знавать:

И вот, казалось бы, мы рассмотрели всю биографию И.Н. Ульянова. Но остался последний хотя и очень важный штрих.

Я его для себя назвал «КУКУШКИНЫ ДЕТИ ».

Такая мысль у меня пришла в голову как после информации о совершении бракосочетания М. Бланк и И. Ульянова в д. Кукушкино (где собственно и начался физиологический процесс рождения первого ребенка супругов Ульяновых - дочери Анны) и открытия современных российских историков о том, что ни один из 8 детей Марии Ульяновой не являлся ребенком И.Н. Ульянова.

Который якобы был пассивным педерастом, ненавидевшим весь женский пол.

Но поскольку, следуя логике современных российских охотников за сенсациями И.Н. Ульянов имел «в Санкт-Петербурге «высоких покровителей» то его чудачества с гомосексуальными отклонениями ему сходили с рук. Карьера и слава росла и мнение о нем как о примерном отце многодетной семьи оставалось непоколебимым до самой его смерти!!! Как это ему удалось, неведомо и до сего дня!

При этом самого И.Н. Ульянова якобы еще и жалеют за злую долю, но вот все грехи, связанные с «нагулянными» детьми и падают на М.А. Ульянову.

Судите сами. Тут математике не хитрая. В 1863 году тридцатидвухлетний И. Н. Ульянов вступает в брак с двадцативосьмилетней Марией Александровной Бланк .

У Ильи Николаевича и Марии Александровны Ульяновых родилось 8 детей, двое из которых умерли в младенчестве:

Но, эти все вопросы с рождением и жизнью каждого из детей И.Н. Ульянова мы разберем в соответствующих главах данной работы. А на этом я заканчиваю данную часть.

В следующей части мы с вами займёмся более сложным вопросом, связанным с изучением крайне запутанной и противоречивой до невозможности биографии М.А. Ульяновой.

Ж. Трофимов, Ж. Миндубаев

Илья Николаевич Ульянов


Годы учения

Астраханского мещанина сын

В далекие годы начала прошлого века астраханцы за новостями шли в Гостиный двор. Там, в сумрачной прохладе арок, в гуще толпы, можно было узнать все и обо всем. Так было и в 1831 году. Новостей хватало. В России царь усмирял холерные бунты. В Варшаве поляки дрались за независимость. В Новгородской губернии бунтовали военные поселенцы. Потолкавшись средь народа, послушав в оба уха, астраханец мотал на ус: в мире неспокойно.

Но у себя дома, слава богу, особых страстей не наблюдалось. Обвалилась ветхая стена в Белом городе. Двух утопленников вынесло на песчаную отмель на Стрелке. На Селении пожар случился.

Остальное - мелочь. На кладбище хоронили отживших, на полицейском дворе секли розгами виновных, в церквах крестили новорожденных.

Своим чередом шла жизнь.

19 июля 1831 года в церкви Николы Гостиного иерей Николай Ливанов крестил второго сына астраханского портного Николая Ульянова. В метрической книге церковный дьячок записал, кто крещен: «…астраханского мещанина Николая Васильевича Ульянина и законной жены его Анны Алексеевны сын Илия».

Фамилия Ульянова писалась в те годы по-разному: Ульянин, Ульянинов, Ульянов. С этой записи начинается документальная фиксация жизни Ильи Николаевича Ульянова. Дьячок указал дату крещения. А родился он 14 (26) июля 1831 года.

Род Ульяновых пошел с Волги, с великой русской реки, имя которой всегда связывалось в сознании народа с волей, с лучшей жизнью, с надеждами на счастье. Родословная семьи уходит корнями в глубинные народные слои, испокон веков живущие трудом рук своих.

Отец Ильи Николаевича, крепостной крестьянин, пришел из Нижегородской губернии в низовья Волги в 1791 году. Двадцатидвухлетний Николай Васильевич Ульянов был отпущен помещиком Бреховым из родного села Андросова на оброк.

В конце XVIII века в Астраханской губернии скопилось слишком много беглых и оброчных («зашедших») крестьян. Большинство из них не имело никакого желания возвращаться к своим господам. Администрация края по требованию помещиков разыскивала и отсылала назад беглых и «зашедших», но те шли на всевозможные уловки, лишь бы не ехать назад.

«При ревизии в Астрахани явились многие из подлых, объявивших о себе, что не знают своих помещиков, ни того, где родились, которых по указу о ревизии выслать оттоль велено, - писала императрица Екатерина II в Астрахань, - а оные подлые люди, по привычке жить кругом Астрахани, от той высылки бегут в Персию и там басурманятся».

Низовья Волги надо было обживать, осваивать. Требовались люди. Стараясь удержать народ от побегов, императрица издает указ: «Тех подлых, кои задержаны будут, бить нещадно батогами с трех раз, и которые из них сознаются, тех высылать к своим помещикам, а которые и с третьего раза в утверждении своем утвердятся, тех приписывать к казенным вотчинам и при рыбных промыслах оставлять».

Битье не помогало. Почти все «пришлые» оставались на новом месте. В том числе и отец Ильи Николаевича. По указу земского суда он был причислен с 1797 года в «астраханское старозашедшее общество». А это означало - прощай, помещик, прощай, рабство! Отныне он «государственный» крестьянин. И хоть теперь нет возврата назад, в родные края, зато впереди свобода!

Поселился он на берегу Волги, в сорока семи верстах выше Астрахани, в селении Новопавловском. Староста добросовестно записал в учетной ведомости приметы новосела: «Ростом двух аршин 5 вершков; волосы на голове, усы и борода светло-русые, лицом бел, чист, глаза карие…»

Но крестьянствовать здесь не довелось, а кормиться «рукомеслом портняжным» в малолюдном бедном селении было трудно. В 1808 году Николай Ульянов перебрался в город и после долгих хлопот указом астраханской казенной палаты был причислен к мещанскому сословию. Вскоре его приняли в цех портных и красильщиков ремесленной управы. Там и стал работать он, не разгибая спины, от зари до зари, добросовестно выполняя строгие правила, гласящие: «Работу производить отличную и прочную и отправлять должность мастера исправно и поспешно…»

Пошла размеренная жизнь.

В 1812 году Николай Васильевич женился на дочери бедного астраханского мещанина Анне Алексеевне Смирновой.

Обзавелся своим домом на Казачьей улице - чуть ли не на том месте, где стоял некогда походный стан Степана Разина, возвращавшегося из персидского похода.

В этом доме и родился у него сын Илья - четвертый ребенок в семье.

Дом на косе

Город низовый - город торговый. Фасад Астрахани - пристани и лабазы, причалы и таможни, склады и базары.

В начале XVIII века на реке Кутум разгружались баржи и расшивы, сюда прятался от волжской шальной волны флот. Картограф 1701 года на чертеже пояснял: «Набережная улица по реке Кутумовой с пристанями для продажи привозных из верховых городов жизненных припасов и причалами, которые от затопления должны быть защищены деревянным обрубом и земляной насыпью…» В конце улицы располагалась «площадь для черпания воды», а на Стрелке, неподалеку от кремля, раскинулся Съестной рынок.

Смотрелись в то время в волжскую гладь стены кремля, выстроенного на Заячьем бугре у слияния двух волжских проток. Но год за годом намывало и намывало песок к стенам из квадратного татарского кирпича, все шире и шире становилась полоса земли, отделяющая крепость от реки. В начале XIX века на ней начали ставить первые постройки. Здесь обосновались трактиры, магазины, живорыбные садки, пакгаузы и соляные биржи. И весь этот район города стал называться Коса - в память об узкой песчаной полоске, некогда лежавшей здесь.

Место лихое, бойкое. Нагромождение харчевен и постоялых дворов, ночлежек и лавчонок, ремесленных заведений и складов. Строился и селился в этой части города и трудовой люд - грузчики, матросы, бондари, маляры, ткачи, плотники, разносчики, писцы, гранильщики, медники, извозчики, «калмыцкого чая варители» и «сит мукосейных мастера».

Всякий здесь обитал народ.

«Коса - это кипучий угол Астрахани, полный особенностей во всех отношениях, до санитарного включительно. На Косе бок о бок живут ужасы нищеты, позора, несчастья и прелести богатства, счастья, славы; голод и обжорство, лохмотья и бархат, шелк, кружева. На Косе рядом со страданиями измученных борьбой за существование льется шампанское. Чтобы поддержать на Косе порядок, требуется очень солидный штат полиции. Чтобы дать ночлег бесприютным обитателям Косы, мало и пяти городских ночлежных домов, а их в Астрахани только два. В одной дешевой столовой не накормишь всех голодных с Косы. Больными с Косы можно переполнить все городские лечебные заведения…» Так свидетельствовал бытописатель Астрахани.


Илья Николаевич Ульянов (14 (26) июля 1831, Астрахань - 12 (24) января 1886, Симбирск), отец Владимира Ильича Ленина , происходил из мещан г. Астрахани, лишился отца в возрасте 1 года и был воспитан старшим братом, Василием Николаевичем, которому и самому горячо хотелось учиться, но не удалось: пришлось после смерти отца поступить на службу, чтобы содержать семью.

Но все, что ему не удалось достичь самому, он решил дать младшему брату, которого содержал в гимназии и послал потом в университет.

Илья Николаевич говорил о детях с чувством глубокой благодарности о брате. Сознание необходимости образования для каждого, усиленной работы над собой для достижения его, почти благоговейное отношение к науке отличали Илью Николаевича всю жизнь и были с детства внушаемы детям.

Воспитанный в трудных условиях, рано взявшийся за уроки, чтобы содержать себя самому и не висеть на шее брата, Илья Николаевич отличался всю жизнь строгим сознанием долга, большой исполнительностью в работе, которую требовал неуклонно от себя и от других, в первую очередь, конечно, от своих детей. Он сам направлял старших вначале их учения, требуя от них неукоснительного исполнения их обязанностей; приучал их к труду. Между прочим, он высказывал опасение, что у сына Владимира привычки к труду не создастся, ибо ему все слишком легко дается; поэтому на развитие трудоспособности: у Владимира он напирал особенно сильно.

Сам чрезвычайно скромный в личной оценке, исполнявший всю свою большую и инициативную работу как должное, - не более того, Илья Николаевич был против "захваливания", как он выражался, и, таким образом, постоянным похвалам Владимиру Ильичу в школе создавался дома полезный корректив.

Личный пример отца имел, как это всегда бывает в воспитании, еще большее значение.

Огромным фактором в воспитании было то, что отец являлся не чиновником, как подавляющее большинство служащих того времени, а идейным работником, не жалевшим трудов и сил на борьбу за свои идеалы.

Дети, не видя его часто по неделям во время его разъездов, рано научались понимать, что дело - это нечто высшее, чему все приносится в жертву. Его оживленные рассказы об успехах строительства в его деле, о новых школах, возникавших по деревням, о борьбе, которой это стоило, - и с верхами: власть имущими, помещиками, - и с низами: темнотой и предрассудками массы, - живо впитывались детьми.

Особенно осталась в памяти его радость, проявляемая всякий раз, когда крестьянский сход постановлял открыть школу или выражал удовлетворение существующей.

Первым сознательным стремлением его старшей дочери было стать сельской учительницей.

В 1863 году Илья Николаевич Ульянов вступил в брак с Марией Александровной Ульяновой (Бланк) .

По убеждениям Илья Николаевич был тем, что определялось словами: мирный народник.

Взяв должность инспектора народных училищ Симбирской губернии, он взялся за организацию нового трудного дела.

Он переписывал в юности некоторые неразрешенные его стихотворения и старшему сыну еще в детские годы отмечал те, в которых преобладали гражданские мотивы, как-то: "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда".

В прогулках по деревенским полям и лесам он напевал детям запрещенные студенческие песни его времени. Как гласят воспоминания его учеников, он был очень чутким педагогом.

Илья Николаевич Ульянов умер, состоя на службе, в январе 1886 года от кровоизлияния в мозг на 55-м году жизни.

Похоронен на кладбище Покровского монастыря г. Симбирска.


Приведено с некоторыми сокращениями

В историю мордовского края яркие страницы вписаны видным педагогом и общественным деятелем России второй половины XIX века - И. Н. Ульяновым.
Вся жизнь Ильи Николаевича прошла в Поволжье: детство в Астрахани, студенческие годы в Казани, общественно-просветительская деятельность - в Пензе, Нижнем Новгороде и Симбирской губернии. Все основные этапы его деятельности связаны с губерниями, которые затем частично вошли в состав Мордовии. Он с интересом знакомился с жизнью нерусских народов Поволжья, с состоянием народного просвещения, активно участвовал в общественно-просветительской жизни края.
Илья Николаевич родился 14 (26) июля 1831 года в г. Астрахань в семье беглого крепостного крестьянина из села Андросово Сергачского округа Нижегородской губернии, рано лишился отца. Благодаря своим выдающимся способностям, а также помощи старшего брата, он закончил уездное училище, а затем и Астраханскую гимназию (1843-1850 гг.).
По ходатайству директора Астраханской гимназии после долгих мытарств Илье Ульянову - выходцу из податного сословия - удается в 1850 году поступить на физико-математический факультет Казанского университета.
Анализ условий жизни, труда и учебы, читательских и научных интересов И. Н. Ульянова, обстановки, сложившейся к тому времени в университете, позволяет сделать вывод о том, что в этот период были заложены основы демократического мировоззрения Ильи Николаевича, его педагогических и научных взглядов.
В декабре 1854 года И. Н. Ульянов получает диплом об окончании университета, а вскоре, после успешной сдачи экзаменов, ему присваивается звание старшего учителя математики и физики. 7 мая 1855 года Н. И. Лобачевский, работавший в то время помощником попечителя Казанского учебного округа, подписал его назначение на должность старшего учителя физики и математики Пензенского дворянского института.
Начинается новый этап в жизни И. Н. Ульянова - этап практической общественно-просветительской деятельности, дальнейшего развития мировоззрения и формирования его педагогических взглядов. Пензенский и Нижегородский периоды его деятельности хронологически охватывают время с 1855 по 1869 год и совпадают с большими социально-экономическими переменами в жизни страны.
Важной составной частью социальной жизни 60-х годов стало мощное общественно-педагогическое движение, которое вызвало небывалый подъем демократической педагогической мысли России. Ведущую роль в этом движении сыграли великие русские революционные демократы Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и др. Во весь голос зазвучали идеи К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, широко развернулось в эти годы общественно-педагогическое движение, создавались журналы по проблемам воспитания, воскресные школы, комитеты грамотности, в которых нашел свое яркое проявление просветительский порыв русской интеллигенции.
В такой атмосфере шел процесс завершения формирования мировоззрения И. Н. Ульянова, окрепли его демократические убеждения, выросло педагогическое мастерство.
Пензенский дворянский институт, где И. Н. Ульянов проработал восемь лет, представлял собой закрытое среднее учебное заведение, предназначенное для обучения и воспитания детей привилегированных сословий. Однако, несмотря на это, передовые демократические общественно-педагогические идеи проникали и сюда, находили своих сторонников и последователей среди педагогов и учащихся института.
Квартира И. Н. Ульянова, где он проживал вместе с учителем словесности В. И. Захаровым, стала местом встреч разночинной интеллигенции и учащейся молодежи. В пензенский период жизни и деятельности И. Н. Ульянов вошел в круг идей «Современника», «Колокола», других прогрессивных изданий того времени, что оказало несомненное влияние на дальнейший процесс формирования его мировоззрения.
И. Н. Ульянов вместе со своими товарищами внимательно следил за развернувшейся борьбой крестьян за свое освобождение. В Пензенской губернии эта борьба приобрела, как известно, особенно острый характер. И. Н. Ульянов и его товарищи «осуждали жестокость властей и мечтали о скорейшем приближении того времени, когда многострадальное крестьянство получит действительное освобождение от крепостных пут».
В стенах института шла борьба двух направлений, двух групп педагогов. Илья Николаевич встал на сторону прогрессивной их части. Его друзьями стали В. И. Захаров, В. И. Логинов, В. А. Ауновский, которые находились под большим влиянием идей революционно-демократической педагогики, стремились внедрить эти идеи в практику своей работы. Позднее В. И. Логинов и В. И. Захаров были лишены права преподавания за революционные взгляды. В. И. Захаров привлекался царскими властями по делу Каракозова, так как ученики Пензенского дворянского института Каракозов, Ишутин, Странден были арестованы за покушение на жизнь Александра II в 1866 году. Фамилия И. Н. Ульянова также фигурировала в деле Каракозова, но «последствий это не имело».
Наряду с педагогической деятельностью Илья Николаевич занимался научными метеорологическими наблюдениями, заведовал метеорологической станцией, написал работы «О пользе метеорологических наблюдений и некоторые выводы из них для Пензы» и «О грозе и громоотводах». Он являлся одним из руководителей и преподавателей Пензенской воскресной школы.
Читая научные труды своего друга ученого-этнографа В. А. Ауновского, встречаясь с мордвой, Илья Николаевич познакомился с жизнью, бытом и обычаями народа, проникся глубоким уважением, искренним стремлением помочь ему выйти из вековой темноты и отсталости.
В Пензе И. Н. Ульянов познакомился с Марией Александровной Бланк, которая летом 1863 года стала его женой.
В 1863 году, в связи с закрытием Пензенского дворянского института, И. Н. Ульянов получает новое назначение и переезжает в Нижний Новгород. Здесь он работает старшим учителем математики и физики в мужской гимназии, преподает планиметрию на землемерно-таксаторских курсах, физику в женском училище первого разряда. Одновременно он исполняет обязанности секретаря педагогического совета в своей гимназии, является членом педагогического совета военной гимназии.
О развитии педагогических взглядов Ильи Николаевича в этот период свидетельствуют многочисленные программы, составленные им, а также статьи, выступления по вопросам преподавания, протоколы педагогических советов. Из этих документов очевидно, что Илья Николаевич умело использовал современные данные науки (физики, математики, географии), учитывал возрастные особенности учащихся, опирался на современные достижения педагогики, психологии и методики. С особым удовлетворением он занимается со взрослыми учениками на двухгодичных землемерно-таксаторских курсах, которые были организованы при мужской гимназии в связи с земельным переустройством, вызванным отменой крепостного права.
С 1869 года начинается новый - Симбирский - период жизни и педагогической деятельности И. Н. Ульянова, период самый длительный, напряженный и плодотворный.
Он назначается вначале на должность инспектора, а с 1874 года - директора народных училищ Симбирской губернии.
В своей деятельности по реорганизации и расширению начального народного образования в губернии И. Н. Ульянов выражал идеалы общественно-педагогического движения, начавшего штурм феодально-сословной системы образования, выражая потребности простого народа в просвещении. Народу была нужна своя школа, воспитание должно было соответствовать условиям жизни, требованиям исторического развития страны. Ответом на эти насущные требования жизни явилась разнообразная и плодотворная деятельность целой плеяды русских педагогов и методистов шестидесятых годов.
Последователи К. Д. Ушинского Н. Ф. Бунаков, В. И. Вахтеров, В. И. Водовозов, Д. И. Тихомиров внесли большой вклад в разработку педагогики, методики обучения, которая была близка по духу И. Н. Ульянову. Он внес в свою систему работы многое из педагогического наследия Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, которые отстаивали бесплатное обучение на родном языке, писали о необходимости преодоления существующего разрыва между умственным и физическим трудом, обучением и жизнью.
Одновременно следует отметить определенную связь взглядов И. Н. Ульянова на просвещение нерусских народов (в том числе и мордовского) с деятельностью и воззрениями Н. И. Ильминского, который был одним из наиболее заметных представителей миссионерского движения в восточной России во второй половине XIX века. Вместе с тем нельзя не учитывать, что его практическая деятельность в области народного образования нерусских народов объективно имела положительное значение. И. Н. Ульянов поддерживал связи с Н. И. Ильминским, однако ему были чужды его русификаторские и националистические воззрения, идеи миссионерства.
И. Н. Ульянов намечает широкую программу переустройства народного образования в Симбирской губернии, в том числе улучшения начального обучения среди нерусских народностей губернии. В нее входили задачи рационального размещения народных училищ не только по русским, но и по мордовским, татарским и чувашским населенным пунктам, улучшения их учебной и материальной базы, привлечения в училища наибольшего количества учащихся, подготовки квалифицированных учителей, внедрения передовых методов обучения и воспитания с учетом национальных особенностей учащихся.
В этих основных направлениях и развивалась вся общественно-просветительская деятельность И. Н. Ульянова, В зависимости от первоочередности задач его усилия концентрировались на одном из этих направлений. Так, если в 1870 году почти 30 процентов всех дел инспектора народных училищ губернии касалось вопросов упорядочения размещения начальных народных училищ, сбора сведений из уездов, в том числе и о начальных народных училищах среди национальных меньшинств, то в 1872 году обращалось особое внимание на подготовку учителей (16% всех зафиксированных дел), на усиление бюджета (14%), на учет и отчетность (25%), а в 1874 году на первое место выступает открытие новых школ (10% всех дел), строительство школьных помещений (12%), снабжение училищ книгами и школьными пособиями (21%) и т. д. Это позволило поэтапно решать назревшие проблемы развития начальной школы.
Упорядочение существующих начальных народных училищ и открытие новых явилось первоочередной задачей Ульянова. На этом пути он встретил значительные трудности. Они заключались в отсутствии средств на открытие училищ, в препятствиях со стороны властей инициативе нового инспектора, в недоверии мордовского населения к школе, в крайней нищете крестьянства.
К началу его деятельности в губернии лишь бывшие удельные и приходские училища находились в более или менее удовлетворительном состоянии. Их насчитывалось 82, или 19 процентов существующих. Состояние народных училищ среди нерусских народов было в значительно худшем положении. В докладе попечителю Казанского учебного округа И. Н. Ульянов сообщает: «Крещеная мордва преимущественно учится в 45 училищах. На Ардатовский уезд падает 18 школ. Прочие школы смешанные, исключая одну в Курмышском уезде в деревне Петряксе, где обучаются татарские мальчики по-русски». Всего же училищ в Ардатовском уезде на 1869 год было 34. И, как сообщалось в отчете уездного училищного совета и в ведомости, к нему приложенной, «лишь 18 училищ из 34 существующих могли более или менее производить обучение детей. Остальные же не могли выполнить предназначенные им роли». Этого количества училищ было, безусловно, мало. Ведь только в Ардатовском уезде в 1870 году проживало 154135 человек, в том числе мордвы - 62904.
Кроме того, и это небольшое количество училищ не имело своих собственных помещений. Так, И. Н. Ульянов отмечал, что в 1869 году в Ардатовском уезде лишь 15 училищ помещалось в отдельных домах, приспособленных для обучения, построенных на средства крестьян.
Решая вопрос об открытии новых школ, он ищет себе союзников среди прогрессивной части земских деятелей, передовой интеллигенции. По его просьбе, например, Ардатовская земская управа представляет свои соображения «О предварительных мероприятиях по открытию начальных народных школ для нерусских народов». Подобные же предложения поступили от Сенгилеевского уездного училищного совета и из других уездов.
Вокруг директора народных училищ постепенно складывается круг прогрессивно настроенных людей, искренне стремившихся помочь делу народного образования. Они на всем протяжении деятельности Ильи Николаевича в Симбирской губернии находились рядом с ним, помогали ему решать многочисленные проблемы народного просвещения в губернии. В их числе инспекторы народных училищ А. А. Красев, В. И. Фармаковский, К. М. Аммосов, В. М. Стржалковский, И. В. Ищерокий, А. И. Анастасиев, И. Я. Яковлев, деятели губернских и уездных земских учреждений В. Н. Назарьев, В. А. Ауновский, А. Ф. Белокрысенко, И. Я. Христофоров, В. В. Черников, передовые учителя Н. А. Языков, А. П. Покровский, В. А. Калашников, И. Н. Николаев, С. В. Преображенский, А. И. Анисимов, П. Е. Петров, П. П. Малеев, А. А. Волков. Рядом с И. Н. Ульяновым бескорыстно отдавали свой труд и знания делу охраны здоровья детей народных школ и его сподвижники - земские врачи. Илья Николаевич всегда опирался на знания и опыт и высоко ценил врачей и общественных деятелей губернии: В. И. Кашкадамова, А. П. Воскресенского, И. П. Корсакова, В. П. Филатова и многих других.
Педагогу приходилось не только вести бесконечную переписку, но и очень часто выезжать в деревни и на местах устраивать все дела, связанные со строительством школьного здания, школьных служб, и многое другое.
Крестьяне, как правило, всегда поддерживали все начинания И. Н. Ульянова. В архивах сохранились приговоры-постановления сельских сходов в Промзино, Канадее, Порецком, Тагае, Солдатской Ташле, Чиберчине, Береговых Сыресях по вопросам школьного дела, в которых крестьяне ходатайствовали об открытии начальных училищ.
Несмотря на трудности, И. Н. Ульянову удавалось ежегодно открывать три-четыре училища среди мордовского населения Симбирской губернии, а в отдельные годы и больше. В 1871 году, например, были открыты училища в селах Резоватово, Барахманский Гарт, Вечкусы, Горки, в 1872 году - в селе Киржеманы, в 1873 году - в селе Талызино, в 1874 году - в селе Семилей, в 1879 году - в селе Луньгинский Майдан, в 1877 году - в селе Курмачкасы, в 1884 году - в селе Мачкасы.
Но в эти годы наблюдается не только процесс открытия новых училищ. Упорядочение сети начальной школы в губернии сопровождалось и их закрытием. В 1871 году были закрыты училища в селах: Чалпаново, Чукалы, Симкино, Паракино, Сайгуши, Папулево, Кайбычево, Шугурово. В 1877 году - училища в Больших Березниках, Кудажлейке, Давыдове. Мотивируя эти действия, И. Н. Ульянов указывал основную причину в «недостатке средств на уплату учителям и по неимении помещений».
И все же число начальных народных училищ с каждым годом увеличивалось. Если проследить за изменением количества училищ в Ардатовском уезде в течение ряда лет, то можно увидеть, что, хотя в отдельные годы и наблюдалось уменьшение, однако заметна явная тенденция к их увеличению.
Если в начале деятельности И. Н. Ульянова в Ардатовском уезде было всего 29 народных училищ, то к 1885 году их число возросло до 42.
Наряду с открытием новых народных училищ среди мордовского населения И. Н. Ульянов проводил большую работу по строительству школьных зданий, их благоустройству, по укреплению школьного бюджета.
В работе по укреплению материальной базы начальных народных училищ, как и в других мероприятиях, И. Н. Ульянов постоянно опирался на крестьянство, «...расположение народа к начальным школам, как рассадникам грамотности,- писал он в одном из своих писем в учебный округ,- видно из постоянного увеличивающегося числа начальных школ и увеличивающегося числа учащихся. Так, в 1877 году, по общему приговору жителей села Курмачкасы и на их средства, выстроено училищное здание, и с января 1877 года училище начало работать. С 28 февраля 1876 года начало свое существование и мужское училище села Кечушево, здание для которого было выстроено также на средства жителей. Кроме того, расположение простого народа к школе можно было видеть и из того, что кроме упомянутых училищ сельскими обществами Ардатовского уезда были выстроены еще два новых дома для училищ: для Ведянского стоимостью в 500 рублей и для Тетюшского стоимостью в 350 рублей. В том же году во многих училищах Ардатовского уезда был произведен значительный ремонт школьных зданий, на который в течение года израсходовано было 806 рублей 40 копеек».
По сведениям инспектора народных училищ Симбирской губернии А. А. Красева, в 1880 году «для Шейн-Майданского училища на средства сельского общества устроен, можно сказать, прекрасный дом с помещением для учителя и необходимыми службами. На жалование учителю, в размере от 180 до 240 рублей, законоучителю, в размере 40 рублей, и на учебные пособия - 30 рублей отпускает земство, а содержание дома берет на себя местное общество». Он же сообщал И. Н. Ульянову в 1882 году, что «училищные здания построены и в мордовских селах: Белоключевском, Среднебарышском, Вырыпаевском Карсунского уезда. Здание Белоключевского училища обошлось крестьянскому обществу в 1097 рублей, а крестьянам среднебарышским - в 1033 рубля».
Инспектор В. М. Стржалковский также отмечал в своем сообщении директору народных училищ, что «для сельского училища в Больших Березниках, которое существовало с 1860 года, в 1871 году было построено училищное здание. Но оно перестало отвечать потребностям крестьян и поэтому в 1884 году в селе было построено новое училищное здание на средства крестьян же».
Эти успехи в строительстве школьных зданий были результатом усилий И. Н. Ульянова, который умел разьяснить крестьянам необходимость создания лучших условий для обучения детей. За годы его работы в губернии процент учебных училищных помещений возрос с 37 в 1871 году до 81 в 1886 году. Все это способствовало повышению всего уровня работы школы.
Важной стороной деятельности И. Н. Ульянова стала попытка обеспечить хотя бы относительную стабильность школьного бюджета. Повышение качества обучения в начальных народных училищах привлекало с каждым годом все больше крестьян в школу, а это способствовало укреплению ее бюджета. За счет всех источников финансирования он с 50264 рублей в 1869 году возрос в 1885 году до 226797 рублей, причем более 50 процентов этих средств давали крестьяне.
Деятельность И. Н. Ульянова по активизации усилий сельского крестьянства во многом способствовала тому, что Симбирская губерния вышла на одно из первых мест в России по степени участия трудового населения в делах школы. Однако она, из-за косности властей, отставала в то же время по другим источникам, пополнявшим школьный бюджет, а именно: по участию казны в губернском школьном бюджете Симбирская губерния в 1886 году стояла на 52 месте, по участию земства - на 34 месте, городских обществ - на 31 месте, сельских обществ - на 19 месте.
Одной из главных сторон просветительской деятельности И. Н. Ульянова была забота о повышении качества обучения, введении в мордовских училищах учебных книг К. Д. Ушинского и Н. А. Корфа, внедрении в школьную практику эффективных методов и приемов обучения, подготовке учительских кадров нового типа. Выступая против бессмысленного заучивания отвлеченных книжных текстов, лротив схоластики в обучении, против всего того, что процветало в старой крепостнической школе, Илья Николаевич ставил задачу развивать мышление школьника, учить его наблюдать жизнь, сравнивать, сопоставлять предметы и явления, делать выводы и применять знания на практике, в повседневной жизни. Благодаря этому в мордовских школах, несмотря на значительные трудности, качество обучения не уступало лучшим русским училищам губернии.
Один из учителей-ульяновцев, А. А. Волков, писал о посещении И. Н. Ульяновым Берегово-Сыресевского двухклассного училища: «И. Н. Ульянов не пошел на урок к учителю, а устроился в соседнем классе за тонкой деревянной перегородкой и оттуда следил за ходом урока. Шел урок чтения. Ученики по очереди читали отрывки из книг. Вдруг И. Н. Ульянов заходит в класс и спрашивает учителя о том, кто читает - русский или мордвин. Оказалось, что мордвин. И. Н. Ульянов даже удивился, с какой легкостью читал мальчик-мордвин, с какой свободой он пересказывал прочитанное, не затрудняясь в подборе слов для выражения своих мыслей на русском языке. Илья Николаевич похвалил меня за добросовестность, проявленную при обучении детей мордовского населения».
И. Н. Ульянов впервые внедрил в работу начальных училищ губернии трудовое обучение. В селах Кабаево, Береговые Сыреси, Мачкасы при его содействии были организованы ремесленные классы, где учащиеся наряду с общеобразовательными предметами обучались ремеслу. Под руководством платных мастеров они изучали плотницкое, слесарно-кузнечное дело. И. Н. Ульянов считал, что учащиеся должны получать такие трудовые навыки, которые они смогут успешно применять в своей повседневной жизни.
Важной стороной практической деятельности И. Н. Ульянова среди мордовского населения была работа по расширению женского образования. Заботясь о первоначальном обучении девочек-мордовок, он рассматривал это обучение как шаг к широкому женскому образованию и ко всеобщему образованию мордовского народа. Ульянов руководствовался в своей практической деятельности известной формулой передовых педагогов-демократов 60-х годов: грамотная мать - грамотная семья, грамотная семья - грамотный народ.
Илье Николаевичу приходилось много и упорно бороться с отсталыми взглядами на обучение девочек. Он часто проводил беседы с крестьянами о женском образовании во время своих инспекторских поездок по уездам и селам Симбирской губернии, обращал на этот вопрос внимание училищных советов, привлекал земские управы.
Педагог проводит ряд мероприятий, направленных на улучшение преподавания рукоделия для девочек в мордовских школах. Он привлекает к преподаванию этих предметов жен учителей. Это позволило значительно увеличить количество девочек-мордовок, обучающихся в школах Симбирской губернии. Так, в Ардатовском уезде их было: в 1872 году - 67, в 1867 году - 85, в 1879 году - 87, в 1886 году - 141. Это примерно десятая часть всех учащихся начальных народных училищ уезда.
Особая роль принадлежит И. Н. Ульянову в воспитании целой плеяды народных учителей - выходцев из трудовой среды. При нем началась работа по подбору кандидатов в учителя из числа наиболее способных детей крестьян, их подготовка на двухгодичных курсах в Симбирске, а затем в Порецкой и в Казанской учительских семинариях.
Постоянная забота Ильи Николаевича об улучшении материального положения учителей, их бытовых условий способствовала привлечению к учительской работе более подготовленных и способных людей, стабилизации учительских кадров. Прогрессивное значение имело и то, что при И. Н. Ульянове были проведены первые учительские съезды, которые явились, по существу, первой попыткой создания системы повышения квалификации учителей.
Широко поставленной И. Н. Ульяновым задаче просвещения служили школьные библиотеки. Призванные снабжать книгами и учебниками прежде всего школу, они вплоть до XX века оставались, как правило, единственными библиотеками в сельской местности, принявшими на себя и функции массовых библиотек для взрослого населения. Они много значили для простого народа, так как окончившие начальные училища ученики из крестьян в большинстве своем не могли продолжать обучение в учебных заведениях повышенного типа, и не только продолжать, но и закреплять приобретенные навыки в чтении за неимением книг, которые были бы им понятны и могли бы привлечь их внимание. Поэтому организация работы школьных библиотек, привлечение в число их читателей взрослого населения из местных жителей являлось важным моментом общественно-просветительской деятельности И. Н. Ульянова. Начиная с 1870 года, Илья Николаевич добивается открытия библиотек уездных училищ для местных жителей в Алатыре, Курмыше, Карсуне, Ардатове и других населенных пунктах. Он лично разрабатывает правила для Ардатовской библиотеки, помогает приобретать книги, стремится направить туда как можно больше прогрессивной литературы. В числе читателей библиотеки постепенно появляются крестьяне из окружающих деревень. Она стала «рассадником знаний и просвещения среди русского и в особенности среди мордовского населения».
Последние годы жизни и деятельности И. Н. Ульянова были омрачены наступлением реакции в народном просвещении. Земские начальные народные училища, открытию и укреплению которых он отдал много сил, повсеместно закрывались, а вместо них открывались церковно-приходские школы. Сам Илья Николаевич подвергался открытой травле, гонениям по службе, ему, по существу, было предложено оставить работу и уйти на пенсию.
Непосильный объем работы, трудности и лишения, перенесенные в молодости, недоброжелательное отношение и травля царскими властями, духовенством оборвали его жизнь в расцвете творческих сил. Он умер 12 (24) января 1886 года на 55-м году жизни. Разнообразной, многогранной и исключительно напряженной была просветительская деятельность Ильи Николаевича Ульянова в мордовском крае. «Шестидесятник» по своим умонастроениям, талантливый организатор, выдающийся педагог-просветитель, честный труженик, Илья Николаевич Ульянов оставил яркий след в истории культуры и просвещения мордовского народа.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?