Арабы шииты. Численность шиитов в мире в нынешнее время

Шииты — представители одного из двух направлений ислама; чтут только коран, отвергают устные предания (сунны), не признают первых трех халифов Абу Бакра, Умара, Усмана и их наследников в качестве преемников пророка Мухаммеда. Шииты считают, что его преемником должен был стать Али ибн Абу Талиб, зять Мухаммеда, женатый на дочери Мухаммеда Фатиме, а затем верховенство мусульманской общиной следовало передавать потомкам Али.

Шииты и сунниты

Пророк Мухаммед скончался 8 июня 632 года в своём доме в Медине. Тут же стал вопрос о преемнике. Пока семья усопшего горевала и готовилась к похоронам, в одном из кварталов Медины собралась группа сподвижников Мухаммеда и выбрали его заместителем Абу Бакра, бывшего тестем пророка. 23 августа 634 года Абу Бакр тоже умер, но предварительно рекомендовал своим преемником Умара (или Абу Хафса Умара ибн аль-Хаттаба аль-Адавия), тот правил мусульманской общиной до 644 года и, умирая, назвал Усмана (Абу Амр Усмана ибн Аффана аль-Умави аль-Кураши) следующим халифом. Между тем, в 632 году, возвращаясь из своего последнего паломничества в Мекку, пророк Мухаммед в местечке Гадир Хумм, находящееся между Меккой и Мединой, заявил, что Али — его наследник и брат и те, кто принял его, Мухаммеда, в качестве пророка, должен признать пророком и Али. Так что шиты следуют за своим Пророком.

Отличие шиитов от суннитов

Мусульмане-шииты считают преемником пророка Мухаммеда его двоюродного брата и зятя, мужа его дочери Фатимы Али. Мусульмане-сунниты присягнули трем первым халифам Абу Бакру, Усману и Умару и считают их законными преемниками Пророка.

Святой Али

«Когда любимый зять пророка Мухаммеда, святой Али, вставал на намаз (молитву), его не могло отвлечь и светопреставление. В одном из сражений, Али был поражён стрелой, которая вошла ему в ногу до кости. Врач сказал ему: «Тебе надо дать дурманящее, снотворное лекарство, только тогда можно вынуть железный наконечник стрелы из лодыжки. Иначе эту боль невозможно перенести». Али ответил: «Какая нужда в снотворном? Подождите, пока я приступлю к намазу». Согласно уговору, врач рассёк ногу у Али и вынул наконечник стрелы. Перевязал рану. Закончив намаз, Али спросил у врача: «Ну, ты извлёк стрелу?» — «Да извлёк». Али заметил: «А я и не почувствовал».

Страны, где шиитов большинство

  • Азербайджан
  • Бахрейн

В Ливане шиитов около 35%, в Афганистане — примерно 19%, в Кувейте — 30%

ИГИЛ — это сунниты

Сражение при Карбале

Оно произошло 12 октября 680 года в 100 км. от Багдада близ города Карбала. Участвовали приверженцы внука святого Али Хусейна ибн Али и армия халифа Язида I (второго исламского халифа из династии Омейядов). У Хусейна было мало воинов и потому он бой проиграл, причем в нем погибли многие члены его семьи. Шииты и в наше время отмечают этот день, скорбят по имаму Хусейну и остальным погибшим членам семьи Пророка, делают надрезы себе на теле в качестве готовности пожертвовать собой ради шиитского ислама.

Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие — за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба. Так впервые разделился ислам.

Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны "назначенные Богом" имамы — Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников — от Бога. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает "сторонники, приверженцы".

Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне (дополняющем Коран своде правил и устоев, основанных на примерах из жизни Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками) ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию — но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название "суннизм".

В 632 году, всего через два года после своего избрания, халиф Абу-Бакр скончался, назначив своим преемником Умара ибн Хаттаба. Через 12 лет, в 644 году, Умар был убит в Медине, и его сменил Усман ибн Аффан из влиятельного арабского рода Омейадов. Еще через 12 лет, в 656 году, был убит и он, и четвертым халифом избрали того самого Али. Но правитель Сирии и родственник Умара Муавия обвинил Али в причастности к убийству прежнего халифа, его поддержали знатные роды молодой империи. Началась длительная гражданская война и раскол Халифата. В 661 году Али закололи отравленным кинжалом в мечети Куфы.

После смерти Али власть захватил Муавия. Он заключил мирный договор с сыном Али, имамом Хасаном, по которому после его смерти власть должна была перейти к Хасану. Через несколько лет Хасан умер и новым имамом стал его младший брат Хусейн. А в 680 году умер Муавия. Он передал престол своему сыну Язиду, отменив выборность халифов и превратив этот институт в обычную наследственную монархию. Имам Хусейн не признал власть Язида. Противостояние длилось недолго и закончилось катастрофой для Хусейна и его сторонников. В том же 680 году, 10 октября, он с семьей и ближайшими сторонниками после изнурительной осады был атакован в Кербеле (Ирак) войсками халифа под командованием бывшего сторонника Али некоего Шимра. В этой битве был убит сам Хусейн, двое его сыновей, в том числе, шестимесячный младенец, несколько родственников и почти все сторонники.

Бойня в Кербеле возмутила всю умму. А для шиитов имам Хусейн стал мучеником за веру и самым почитаемым из имамов. Город Кербела, где похоронен имам, считается для шиитов самым священным местом после Мекки и Медины. Ежегодно шииты почитают его память в ходе траурных церемоний Ашура. Известен шокирующий обычай "шахсей вахсей". По улицам проходят траурные шествия, в них принимают участие мужчины, которые под барабанную дробь в знак скорби бьют себя цепями. Шрамы и раны, полученные при этом, считаются знаком религиозного благочестия. Одетые в черное женщины стоят вдоль дороги, голосят и бьют себя в грудь. В старом Иране принято проносить по улицам чучело льва. Приводимое в движение актером, чучело время от времени неуклюжим движением загребало солому и сыпало ее себе на голову, что символизировало опечаленную нацию, посыпающую голову пеплом. Впрочем, с точки зрения европейца, при этом достигался очень комический эффект.

В Иране в дни Ашуры на площадях до сих пор представляют тазийе — уникальные религиозные мистерии, посвященные как гибели имама Хусейна, так и предшествовавшим ей событиям. Этой традиции более тысячи лет, и тазийе стали таким же национальным символом для Ирана, как театр Кабуки — для Японии. Каждому персонажу полагается не меняющиеся веками костюм и имидж. Имам Хусейн одет в зеленое — символ святости, как и другие "святые" герои, и его лицо закрыто покрывалом. Главный отрицательный герой Шимр одет в красное — символ смерти и предательства. В тазийе актер не играет, а "изображает" своего героя. Это не актерское действо, а труд во славу Божию, в память и во славу почивших святых. Именно поэтому актер, играющий Шимра, может по ходу мистерии проклинать злодейства своего героя и жаловаться на то, что ему приходится играть такую ужасную роль.

Как писал Евгений Бертельс в своей книге "Персидский театр", "значительное затруднение составляет подыскать актеров на роли злодеев. Публика уже перестаёт различать, где театральное действо, а где повседневность, и вмешивается в представление, желая придать историческим событиям новый оборот. От этого исполнителям некоторых ролей приходится очень туго, зачастую их избивают до того, что по окончании торжеств им долгое время приходится отлеживаться. Предвидя такой печальный исход, они стараются предотвратить его и пытаются исполнить роль как можно менее реалистично, прерывая речи разными восклицаниями и осыпая проклятиями свои собственные злодейства. Но это мало помогает, накопившаяся в зале энергия ищет исхода и, за неимением другого объекта, невольно обрушивается на несчастных Омаров и Шимров".

С гибелью имама Хусейна институт имамов не исчез. Его сын Зайн аль Абидин уцелел во время бойни в Кербеле, признал власть Омейадов и продолжил династию. Имамы не имели политической власти, но обладали колоссальным духовным влиянием на шиитов. Последний, одиннадцатый имам, Хасан аль Аскари, умер в 873 году, и "мусульманские Меговинги" прекратили свое существование. Согласно шиитскому преданию, у Хасана остался сын Мухаммад, "двенадцатый имам", который в пятилетнем возрасте был скрыт Богом и существует до сих пор. Этот скрытый имам должен явиться в качестве Мессии (Махди), его возвращения часть шиитов (так называемые двунадесятники) ждет до сих пор. Имамом в народе называли аятоллу Хомейни — лидера иранской революции 1979 года, установившей в стране шиитский теократический режим.

Для суннитов шиитское понимание функции имама как посредника между Богом и человеком — ересь, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам — с их точки зрения, обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет богословскими познаниями, руководитель мечети, а институт духовенства у них лишен мистического ореола. Сунниты почитают первых четырех "праведных халифов" и не признают династию Али. Шииты признают только Али. Шииты почитают высказывания имамов наряду с Кораном и Сунной.

Различия сохраняются и в интерпретации суннитами и шиитами шариата (исламского закона). Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его со стороны мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

В современном мире сунниты составляют большую часть мусульман, шииты — чуть более десяти процентов. Шииты распространены в Иране, Азербайджане, некоторых районах Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана и в арабских странах (за исключением Северной Африки). Главным шиитским государством и духовным центром этого направления ислама является Иран.

(англ.) русск. , большинство бангашей (англ.) русск. и часть оракзаев (англ.) русск. . К исмаилитскому течению шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана - памирские народы (кроме части язгулемцев).

Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению ислама принадлежат проживающие в Республике Дагестан таты , лезгины селения Мискинджа , а также азербайджанские общины Дагестана . Кроме того шиитами является большая часть проживающих в России азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют до 85 % населения).

Ветви шиизма

Преобладающим направлением в шиизме являются имамиты, среди которых произошёл раскол на шиитов-двунадесятников (иснаашаритов) и исмаилитов. Аш-Шахрастани называет следующие секты имамитов (бакириты, навуситы, афтахиты, шумайриты, исмаилиты-вакифиты, мусавиты и иснаашариты), в то время как другие ересиографы (аль-Ашари , Наубахти) выделяют три главные секты: катиты (впоследствии ставшие иснаашаритами), шуккариты и вакифиты .

В настоящее время отношения между двунадесятниками (а также зейдитами) и другими шиитскими течениями иногда принимают напряжённые формы. Несмотря на сходные моменты в вероучении, фактически это разные общины. Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники , зейдиты) и крайних (исмаилиты , алавиты , алевиты и др.) . Вместе с тем, с 70-х годов XX века начался обратный постепенный процесс сближения умеренных шиитов и алавитов и исмаилитов.

Шииты-двунадесятники (иснаашариты)

Шииты-двунадесятники или иснаашариты являются преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространённое в Иране , Азербайджане , Бахрейне , Ираке и Ливане , а также представленное и в других странах. Этим термином обозначают шиитов-имамитов, признающий последовательно 12 имамов из рода Али.

Двенадцать имамов
  1. Али ибн Абу Талиб (умер 661) - двоюродный брат, зять и сахаб пророка Мухаммеда, муж его дочери Фатимы, четвёртый и последний праведный халиф.
  2. Хасан ибн Али (умер 669) - старший сын Али и Фатимы.
  3. Хусейн ибн Али (умер 680) - младший сын Али и Фатимы, погибший мученической смертью в битве при Кербеле против армии халифа Йазида I.
  4. Зайн-аль-Абидин (умер 713)
  5. Мухаммад аль-Бакир (умер 733)
  6. Джафар ас-Садык (умер 765) - основатель одной из исламских правовых школ - джафаритского мазхаба.
  7. Муса аль-Казим (умер 799)
  8. Али ар-Рида (или Имам Реза), (умер 818)
  9. Мухаммад ат-Таки (умер 835)
  10. Али ан-Наки (умер 865)
  11. аль-Хасан аль-Аскари (умер 873)
  12. Мухаммад аль-Махди (Махди) - имя последнего из 12 Имамов. Махди в исламе - это как Мессия, который в возрасте пяти лет ушёл в сокрытие. Это сокрытие, по убеждению шиитов-имамитов, продолжается и поныне.
Пять основных столпов веры

Шиитское вероучение базируется на пяти основных столпах:

Исмаилизм

Исмаилиты являются приверженцами мусульманской шиитской секты. В отличие от иснаашаритов (двунадесятников) они последовательно признают семь имамов до Джафара ас-Садыка, но после него возводят имамат не к Мусе аль-Казиму, а к другому сыну Джафара - Исмаилу, который умер раньше своего отца .

В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидских исмаилитов, признававшей скрытых имамов, и карматов , считавших, что имамов должно быть семь. В конце XI - начале XII веков карматы прекратили существование.

Территория Фатимидского халифата на фоне современных границ стран Азии и Африки.

В X веке в Северной Африке образовалось обширное исмаилитское государство Фатимидов .

После падения Фатимидов духовный центр другой исмаилитской ветви - мусталитов, переместился в Йемен, а в XVII веке - в индийский город Гуджарат , где осела их большая часть . Тогда же они разделились на даудитов (большая часть мусталитов), перебравшихся в Индию, и сулайманитов, оставшихся в Йемене .

В XVIII веке персидский шах официально признал исмаилизм течением шиизма.

Друзы

Друзы - этноконфессиональная группа мусульман (хотя некоторые исламские авторитеты полагали, что друзы настолько далеко отошли от остальных исламских течений, что потеряли право считаться мусульманами), являющаяся ответвлением исмаилитов. Секта возникла в начале XI века под влиянием проповеди ряда проповедников-сторонников египетского исмаилитского правителя Хакема среди исмаилитов Египта, Сирии и Ливана.

Название секты восходит к имени миссионера Дарази (ум. 1017 г.), которого сами друзы считают отступником, предпочитая называться ал-муваххидун (унитарии, или исповедующие единобожие) . Существовали династии правящих эмиров среди друзов, такие как Мааны , Шихабы и.т.д. В 1949 году была основана Прогрессивно-социалистическая партия Ливана, основу которой составили друзы .

Алавиты

Карта расселения алавитов на территории Сирии, Ливана и Турции.

В основе их догматов можно найти духовные традиции многих учений и верований: исмаилизма, гностического христианства, шиизма, доисламских астральных культов, греческой философии . Все алавиты делятся на привилегированную группу «хасса» («посвящённые»), которые являются обладателями священных книг и особых знаний, и основную массу - «амма» («непосвящённые»), которым отводится роль послушников-исполнителей.

Являлись основным населением Государства Алавитов . К алавитам принадлежит семья Асадов, президенты Сирии Хафез Асад и его сын Башар Асад .

Зейдиты

Зейдиты представляют ветвь «умеренных» шиитов, распространённую на северо-востоке Йемена ; также одна из ветвей - нукватиты, распространены в Иране.

Зейдиты образовались в VIII веке. Зейдиты принимают законность халифов Абу Бакра, Омара и Османа, что отличает их от иснаашаритов (двунадесятников) и исмаилитов . От остальных шиитов они отличаются ещё и тем, что отрицают учение о «скрытом имаме», практику «такыйя» и.т.д.

Зейдиты образовали государства Идрисидов , Алавидов и.т.д, а также установили власть на части территории Йемена, где их имамы правили до революции 26 сентября 1962 года.

Другие течения

Ахл-е Хакк или Йарсан - крайнешиитское эзотерическое учение, коренящееся в месопотамских течениях гулата , и распространённое на западе Ирана и востоке Ирака преимущественно среди курдов .

Среди шиитов есть ещё одно течение - навуситы, полагающие, что имам Джафар ас-Садик не умер, а ушёл в гайбу .

Кайсаниты

Основная статья: Кайсаниты

Исчезнувшая ветвь - кайсаниты, сформировались в конце VII века. Они провозгласили имамом сына Али - Мухаммада ибн аль-Ханафии , но поскольку тот не был сыном дочери пророка, то большая часть шиитов отвергла этот выбор. По одной версии своё название они получили по прозвищу аль-Мухтара ибн Аби Убайда ас-Сакафи - Кайсан, руководившего восстанием в Куфе под лозунгом защиты прав аль-Ханафии и отмщения за кровь имама Хусейна, по другой версии - от имени начальника гвардии аль-Мухтара Абу Амра Кайсана. Течении кайсанитов распалось на ряд сект: мухтариты, хашимиты, байаниты и ризамиты. Общины кайсанитов прекратили своё существование в середине IX века.

Истоки шиизма

О возникновении шиитского течения нет общепринятого мнения. Одни считают, что оно возникло ещё во времена пророка, вторые - после его смерти, третьи относят зарождение шиизма ко временам правления Али, другие - к периоду после его убийства. Как замечает С.М. Прозоров «эти расхождения связаны с тем, что авторы, называя шиитами приверженцев "Али, не дают четкого определения этого термина и не учитывают изменение его содержания» . И.П. Петрушевский считает, что шиизм сложился в религиозное течение в промежуток времени от гибели Хусейна в 680 году до утверждения у власти династии Аббасидов в 749/750 г. и в этот же период в нём начались расколы . При жизни самого пророка первыми, кого называли шиитами, были Сальман и Abu Dharr, Мигдад и Аммар .

Правопреемство Али

Инвеститура Али в Гадир Хумм.

Возвращаясь из своего последнего паломничества, пророк Мухаммед, в местечке Гадир Хумм , находящееся между Меккой и Мединой , сделал заявление в адрес Али. Мухаммад заявил, что Али его наследник и брат и те, кто принял пророка как мавла (англ.) русск. , должен принять Али как его мавла. Мусульмане-шииты считают, что тем самым пророк Мухаммед объявил Али своим преемником . Суннитская традиция признаёт этот факт, но не придаёт ему большое значение, в то время как шииты торжественно отмечают этот день как праздник . Кроме того, согласно хадису thaqalayn, пророк сказал: «Я оставляю среди вас две ценные вещи, если будете держаться их, никогда не заблудитесь: Коран и мой род ; они никогда не отделятся до дня ofjudgment» . В качестве доказательства имамата Али, шииты приводят ещё один хадис о том, как Мухаммед, призвав своих ближайших родственников и соплеменников, указал на Али, который тогда ещё был мальчиком, сказав: «Это мой брат, мой восприемник (васи) и мой заместитель (халифа) после меня. Слушайтесь его и повинуйтесь ему!» .

Пророк Мухаммед скончался 8 июня 632 года в своём доме в Медине. После его смерти собралась группа ансаров, чтоб решить вопрос о преемнике. При избрании нового главы общины ряд лиц (сахабы Абу Зарр ал-Гифари, Микдад ибн ал-Асвад и перс Сальман ал-Фариси) выступили сторонниками прав Али на халифат, но их тогда не стали слушать . Сам Али и семья Мухаммеда в это время были заняты подготовкой похорон пророка . Итогом же собрания стало избрание «заместителем посланника Аллаха» - халифом расули-л-лахи , или просто халифом одного из сподвижников пророка - Абу Бакра . По кончине Абу Бакр рекомендовал Умара в качестве своего преемника, и община единодушно присягнула ему . Умирая, Омар назвал имена шести наиболее уважаемых ветеранов ислама и велел им выбрать из своей среды нового халифа. Среди названных им были Али и Усман ; последний и стал новым халифом. Первых трёх халифов шииты считают узурпаторами, лишивших власти единственного законного обладателя - Али, а хариджиты , напротив, считают праведными халифами только Абу Бакра и Умара . Порой первых халиф, начиная с Абу Бакра, пытались представить за «президентов», избранных демократичным путём. Английский исследователь Б. Льюис заметил, что не только второй, но уже и «первый халиф... Абу-Бекр был избран путём, который, согласно нашей точке зрения, может быть назван coup d"etat (т.е. государственный переворот - прим.). Второй, Омар, просто принял на себя власть de facto, вероятно, по предуказанию своего предшественника» .

Халифат Али

Территории под контролем халифа Али Территории под контролем Муавии I Территория под контролем Амра ибн аль-Аса

Апогеем же противостояния с Муавией стала Сиффинская битва . Сражение складывалась неудачно для Муавии, победа склонялась к Али. Положение спас наместник Египта Амр аль-Ас, предложивший приколоть на копья свитки Корана. Сражение было остановлено. Али согласился на третейский суд, но он окончился безрезультатно. Недовольные его нерешительностью, часть сторонников Али отошли от него и образовали третье мусульманское течение - хариджитов , которые выступили как против Али, так и против Муавии. Ю. Велльхаузен называл партии шиитов и хариджитов «религиозно-политическими партиями оппозиции» Омейядам .

В 660 году в Иерусалиме Муавия был провозглашён халифом . В январе 661 года Али был убит хариджитом в мечети Куфы . В течение последующих лет после убийства Али преемники Муавии проклинали память Али в мечетях и на торжественных собраниях, а последователи Али отплачивали тем же трём первым халифам, как узурпаторам, и «собаке Муавии» .

Хасан

Хусейн: трагедия в Кербеле

Договор между Хасаном и Муавии был решительно отвергнут Хусейном. Он отказался присягать Муавии, но тот, по совету Хасана, не стал его принуждать . После смерти Муавии власть перешла к его сыну Йазиду I, которому Хусейн также отказался присягнуть. Куфийцы немедленно принесли присягу Хусейну в верности и призвали его к себе. В окружении своих родственников и ближайших людей Хусейн двинулся из Мекки в Куфу. В пути ему пришло известие, что выступление в Ираке подавлено, но тем не менее Хусайн продолжил свой путь. В местечке Найнава отряд Хусейна численностью 72 человека столкнулся с 4-тысячной армией халифа. В упорном сражении они были перебиты (многие из убитых были членами семьи Пророка Муха́ммад), в том числе и сам Хусейн, остальные взяты в плен. Среди погибших более двадцати человек являлись ближайшими родственниками Хусейна и соответственно членами семьи пророка, из которых два сына Хусейна (Али аль-Акбар (англ.) русск. и Али аль-Аскар (англ.) русск. ), шесть братьев Хусейна по отцу, три сына имама Хасана и три сына Абдуллаха ибн Джафара (англ.) русск. (племянник и зять Али), а также три сына и три внука Акила ибн Абу Талиба (англ.) русск. (родной брат Али, двоюродный брат и сахаб пророка) . Голову внука пророка отослали к халифу Йазиду в Дамаск.

Гибель Хусейна способствовало религиозному и политическому объединению приверженцев рода Али, а сам он стал не только символом шиитского движения, но и значительнейшей фигурой всего мусульманского мира . Среди шиитов Хусейн считается третьим имамом. День его гибели отмечают глубочайшим трауром .

История

Эпоха Аббасидов

В начале X века на территории Ифрикии (современный Тунис) вспыхнуло восстание исмаилитов («крайние шииты») во главе с Убейдаллахом , объявившим себя потомком Али и Фатимы. Он стал основателем обширного в Северной Африке исмаилитского государства Фатимидов .

Новое время

XX век

Крупные волнения между шиитами и суннитами произошли в январе 1910 года в Бухаре . Глава правительства Бухарского эмирата кушбеги Астанакула, мать которого происходила из Ирана, предоставил разрешение открыто справлять в городе Ашуру, допускавшееся до этого лишь в границах иранского квартала. Однако суннитская толпа начала издеваться над шиитскими обрядами и осыпала насмешками процессию шиитов, когда те проходили по главным улицам Бухары. Итогом стало нападения озлобленных иранцев на толпу, результатом чего стала гибель одного бухарца. Вслед за тем начался погром шиитов, которым пришлось бежать в Новую Бухару под охрану русских войск. При помощи царских войск удалось приостановить погром, но столкновения между суннитами и шиитами ещё какое-то продолжались вне города. В результате этой суннитско-шиитской резни погибли около 500 бухарцев и иранцев .

Для укрепления взаимопонимания и формализации диалога между последователями двух ветвей ислама (шиизма и суннизма) в мае 2011 года в Джакарте при поддержке индонезийского правительства был учреждён Суннитско-шиитский богословский совет .

Джафаритский мазхаб

Джафаритский мазхаб - школа исламского права (фикха), которой следуют шииты-двунадесятники . Основатель джафаритского толка - имам Джафар ибн Мухаммад ас-Садик , почитаемый шиитами-двунадесятниками как шестой непорочный имам из числа двенадцати безгрешных носителей вилаята (руководства, обусловленного приближенностью к Богу).

В XVIII веке джафариты получили отдельное место для молитвы (макам или мусалла) в ограде ал-Ка"бы наравне с последователями других суннитских богословско-правовых школ .

Общество

Праздники

Мусульмане-шииты, как и сунниты, отмечают

  • День рождения пророка Мухаммеда (12 раби ал-авваль)
  • Ночь его вознесения на небо и начало его пророческой миссии (с 26 на 27 раджаба)
  • Праздник жертвоприношения курбан-байрам (10 зу-ль-хиджжа).
  • Как и все мусульмане они также соблюдают пост рамадан .

Кроме общих праздников, у шиитов есть и свои праздники :

  • День рождения имама Али (13 раджаба)
  • День рождения имама Хусейна (3 шабана)
  • День рождения имама Резы (11 зу-ль-каада)
  • День рождения имама Махди (15 шабана)
  • Праздник Гадир Хумм, связанные с событием в местечке Гадир Хумм во время последнего паломничества пророка Мухаммеда.

Не меньшее значение шииты придают и траурным датам, связанные со смертью пророка (28 сафара) и гибелью шиитских имамов: дни Ашура (с 1 по 10 мухаррама), связанные с гибелью имама Хусейна, день ранения имама Али (19 рамазана) и день его смерти (21 рамазана), день смерти имама Джафара ас-Садика (1 шавваля) .

Святые места

Святыми местам для мусульман-шиитов, также как и для всех остальных мусульман, являются Мекка и Медина. В то же время широко почитается мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле и мечеть имама Али в Эн-Наджафе.

Среди других почитаемых мест кладбище Вади-ус-Салаам в Эн-Наджафе, кладбище Джаннат аль-Баки в Медине, мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), Мечеть Казимия в Казимия и мечеть Аль-Аскари в Самарре (Ирак) и др.

Атаки на святые места шиитов

Святые места шиитов нередко становились объектами нападений, либо подвергались разрушению. Аббасидский халиф аль-Мутаваккиль в 850/851 году распорядился разрушить гробницу имама Хусейна и окружающие постройки, а также запретил их посещения. He also ordered that the area be irrigated and sown. Однако после его смерти гробница имама Хусейна была восстановлена . В конце X века основателем династии Газневидов эмиром Себуктегином , враждебно относившемся к шиитам, были разрушены мавзолей восьмого имама Резы и прилегающая к ней мечеть, но в 1009 году мавзолей был восстановлен его сыном султаном Махмудом Газневи . 20 апреля 1802 года ваххабиты совершили набег на Кербелу, осквернив, разрушив и разграбив усыпальницу имама Хусейна, вырезали тысячи шиитов, в том числе стариков, женщин и детей . В 1925 году ихваны (военное ополчение первого правителя и основателя Саудовской Аравии Ибн Сауда) разрушили могилы имамов на кладбище Джаннат аль-Баки в Медине .

Во время шиитского восстания на юге Ирака в 1991 году против режима президента Саддама Хусейна , вспыхнувшего вследствие поражение иракской армии в Войне в Персидском заливе, пострадала усыпальница имама Хусейна в Кербеле, где в подавлении восстания участвовал зять президента Хусейн Камель . Стоя на танке возле гробницы имама Хусейна, он крикнул: «Твоё имя Хусейн и моё тоже. Давай посмотрим кто из нас сейчас сильнее», приказав затем открыть огонь по ней. Примечательно, что в том же году, будучи поражённым опухолью головного мозга, он вернулся в Кербелу просить прощение у святого . В феврале 2006 года был осуществлён взрыв в Золотой мечети (Мечеть Аль-Аскари) в Самарре, в результате которого обрушился золотой купол святыни

Примечания

  1. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1991. - 315 с. - ISBN 5-02-016941-2 - с.298.
  2. Shīʿite . Encyclopædia Britannica Online (2010). Архивировано
  3. . Pew Research Center (October 7, 2009). Архивировано из первоисточника 28 мая 2012. Проверено 25 августа 2010.
  4. Mapping the Global Muslim Population: A Report on the Size and Distribution of the World"s Muslim Population . - Pew Research Center, 2009.
  5. Religions . CIA . The World Factbook (2010). Проверено 25 августа 2010.
  6. Quick guide: Sunnis and Shias (англ.) , BBC (6 December 2011).
  7. International Religious Freedom Report 2010: Lebanon (англ.) , U.S Department of state (November 17, 2010).

    Оригинальный текст (англ.)

    However, the most recent demographic study conducted by Statistics Lebanon, a Beirut-based research firm, indicate 27 percent of the population is Sunni Muslim, 27 percent Shi"a Muslim, 21 percent Maronite Christian, eight percent Greek Orthodox, five percent Druze, and five percent Greek Catholic, with the remaining seven percent belonging to smaller Christian denominations.

  8. Major Attacks in Lebanon, Israel and the Gaza Strip (англ.) , The New York Times .
  9. FIELD LISTING:: RELIGIONSA . Central Intelligence Agency (CIA) . The World Factbook on Afghanistan.

    Оригинальный текст (англ.)

    Afghanistan: Sunni Muslim 80%, Shia Muslim 19%, other 1%
    Kuwait: Muslim (official) 85% (Sunni 70%, Shia 30%), other (includes Christian, Hindu, Parsi) 15%)

  10. Country Profile: Afghanistan, August 2008 (англ.) , Library of Congress – Federal Research Division .

    Оригинальный текст (англ.)

    Virtually the entire population is Muslim. Between 80 and 85 percent of Muslims are Sunni and 15 to 19 percent, Shia. The minority Shia are economically disadvantaged and frequently subjected to discrimination.

  11. А.В. Логинов Национальный вопрос в Афганистане // Расы и народы. Вып. 20.. - М .: Наука, 1990. - С. 172.
  12. Anees al-Qudaihi . Saudi Arabia"s Shia press for rights (англ.) , BBC (24 March 2009).
  13. Religion . Administrative Department of the President of the Republic of Azerbaijan - Presidential Library. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Религия. Управление делами Президента Азербайджанской Республики - Президентская библиотека
  14. Имамиты (рус.) , .
  15. Идейные течения и расхождения в исламе
  16. John Malcolm Wagstaff. The evolution of middle eastern landscapes: an outline to A.D. 1840 . - Taylor & Francis, 1985. - Т. 50. - С. 205. - ISBN 0856648124 , 9780856648120

    Оригинальный текст (англ.)

    After several false starts and the virtual elimination of the Safavid family itself, the Safavids were able to defeat the Ak-Koyünlu in 1501, take over their capital of Tabriz and dominate Azerbaijan. One of the first acts of the victor, Shah Ismail I (1501-24), was to declare the "Twelver" form of Shiism to be the state religion, despite the predominance of Sunni Muslims in the newly acquired territory. A conversion campaign was launched.

  17. Н.В. Пигулевская, А.Ю. Якубовский, И.П. Петрушевский, Л.В. Строева, А.М. Беленицкий. История Ирана с древнейших времён до конца XVIII века. - Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1958. - С. 252.
  18. Конституции государств Азии: в 3 т. - Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: Норма, 2010. - Т. 1: Западная Азия. - С. 243. - ISBN 978-5-91768-124-5 , 978-5-91768-125-2
  19. «Вопросы идеологии с точки зрения шиизма» стр.12 автор Мухаммад-Риза Музаффар
  20. «Основы вероубеждения» Макарим Ширази, «Основные принципы религии для всех» Урок первый. Реза Остади
  21. Исмаилиты (рус.) , Исламский энциклопедический словарь .
  22. Гордон Ньюби. Краткая энциклопедия ислама. - ФАИР-ПРЕСС, 2007. - С. 200. - ISBN 978-5-8183-1080-0
  23. Ислам: Энциклопедический словарь. - Наука, 1991. - С. 111. - ISBN 5-02-016941-2
  24. Heneghan, Tom . Syria"s Alawites are secretive, unorthodox sect , Reuters (23 December 2011).
  25. Гордон Ньюби. Краткая энциклопедия ислама. - ФАИР-ПРЕСС, 2007. - С. 39. - ISBN 978-5-8183-1080-0
  26. Гордон Ньюби. Краткая энциклопедия ислама. - ФАИР-ПРЕСС, 2007. - С. 95. - ISBN 978-5-8183-1080-0
  27. Краткая энциклопедия ислама. - М .: ФАИР-ПРЕСС, 2007. - С. 86. - ISBN 978-5-8183-1080-0 , 1-85168-295-3
  28. Ислам: Энциклопедический словарь. - Наука, 1991. - С. 298. - ISBN 5-02-016941-2
  29. Александр Игнатенко Расколотая умма в ожидании Судного дня // Отечественные записки . - 2003. - В. 5 (13). - С. 31-33.
  30. ал-Хасан ибн Муса ан-Наубахти Шиитские секты / Пер. с араб., исслед. и комм. С.М. Прозорова. - М .: Наука, 1973. - С. 18.
  31. И.П. Петрушевский Ислам в Иране в VII-XV веках (курс лекций). - Изд-во Ленинградского университета, 1966. - С. 242.
  32. Muhammad Husayn Tabatabai Shi"ite Islam. - State University of New York Press, 1975. - С. 57, прим. 1. - ISBN 0-87395-390-8

    Оригинальный текст (англ.)

    The first designation to have appeared during the lifetime ofthe Holy Prophet of God was shi’ah, and Salman, Abu Dharr. Miqdad and ’Ammar were known by this name. See Hadir al’alam al-islami, Cairo, 1352, vol. I, p.188.

  33. ʿAlī (Muslim caliph) (англ.) , Encyclopædia Britannica .
  34. Краткая энциклопедия ислама. - М .: ФАИР-ПРЕСС, 2007. - С. 74. - ISBN 978-5-8183-1080-0 , 1-85168-295-3
  35. Muhammad Husayn Tabatabai Shi"ite Islam. - State University of New York Press, 1975. - С. 60, прим. 15. - ISBN 0-87395-390-8

    Оригинальный текст (англ.)

    In the famous hadith of thaqalayn the Prophet says, "I leave two things of value amidst you in trust which if you hold on to you will never go astray: the Quran and the members of my household; these will never he separated until the Day ofjudgment." This hadith has been transmitted through more than a hundred channels by over thirty-five of the companions of the Holy Prophet. (’Abaqat, volume on hadith-i thaqalayn; Ghayat al-maram, p.211.)

  36. С.М. Прозоров Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти // Ислам. Религия, общество, государство. - М .: Наука, 1984. - С. 206.
  37. И.П. Петрушевский Ислам в Иране в VII-XV веках (курс лекций). - Изд-во Ленинградского университета, 1966. - С. 39.
  38. Ислам: Энциклопедический словарь. - Наука, 1991. - С. 241. - ISBN 5-02-016941-2
  39. Ислам: Энциклопедический словарь. - Наука, 1991. - С. 268. - ISBN 5-02-016941-2
  40. Л. И. Климович. Ислам. - Наука, 1965. - С. 113.
  41. И.П. Петрушевский Ислам в Иране в VII-XV веках (курс лекций). - Изд-во Ленинградского университета, 1966. - С. 44.
  42. Энциклопедическій лексикон. - Санкт-Петербург, 1835. - Т. 1. - С. 515.
  43. The Encyclopaedia of Islam. - Brill, 1986. - Т. 3. - С. 607. - ISBN 90-04-08118-6

    Оригинальный текст (англ.)

    A number of hadiths mention the affectionate Phrases which Muhammad is said to have used of his grandsons, e.g., "whoever loves them loves me and whoever hates them hates me" and "al-Hasan and al-Husayn are the sayyids of the youth of Paradise" (this statement is very important in the eyes of the Shl"is, who have made of it one of the basic justifications for the right of the Prophet"s descendants to the imamate; sayyid shabab al-dianna is one of the epithets which the Shi"is give to each of the two brothers); other traditions present Muhammad with his grandsons on his knees, on his shoulders, or even on his back during the prayer at the moment of prostrating himself (Ibn Kathir, viii, 205-7, has collected a fair number of these accounts, drawn mainly from the collections of Ibn Hanbal and of al-Tirmidhi).

  44. Большаков О.Г. История Халифата. - Наука, 1989. - Т. 3. - С. 90-97.
  45. Большаков О.Г. История Халифата. - Наука, 1989. - Т. 3. - С. 145.
  46. Большаков О.Г. История Халифата. - Наука, 1989. - Т. 3. - С. 103.
В последние десятилетия ислам вывинулся в первые ряды международного политического процесса в качестве не только религии, но и идеологии. Причем настолько серьезно, что сегодня воспринимается в качестве одного из важнейших факторов мировой политики. Будучи второй крупнейшей религией мира, ислам неоднороден. Мы постарались прояснить некоторые главные составные части ислама, названия которых у всех на слуху.

Кто такие сунниты?

Сунниты - в буквальном смысле этого слова - мусульмане, которые руководствуются "сунной" - сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка.

Суннизм - доминирующая ветвь ислама. "Сунна" объясняет священную книгу мусульман - Коран - и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование "сунне" главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких либо модификаций.

В некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. Например, при талибах в Афганистане уделялось особое внимание даже характеру одежды и размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта регламентировалась в соответствии с требованиями "сунны".

Кто такие шииты?

В отличие от суннитов, у шиитов толкование предписания пророка возможно. Правда, только теми, кто имеет на это особое право.

Шииты представляют собой вторую по значению и численности сторонников ветвь ислама. Само слово в переводе означает "приверженцы" или "партия Али". Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда одному из его родственников - Али бин Аби Талибу. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка.

Раскол произошел практически сразу после смерти Мухаммеда. Борьба за власть в халифате в итоге привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербелы (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов.

В наше время, в так называемый день ашуры (по мусульманскому календарю - в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, когда участники процессии наносят себе удары цепями и саблями.

Чем отличаются сунниты от шиитов?

После смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али - имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом.

Для суннитов такое понимание чуждо, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам, с их точки зрения, - это обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет паствы знанием ислама в целом и "сунны", в частности.

Столь большое значение, придаваемое шиитами роли Али и имамов, ставит под вопрос место самого пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что шииты позволили себе внести в ислам "недозволенные" новшества и в этом смысле противопоставляют себя шиитам.

Кого в мире больше - суннитов или шиитов?

Доминирующей силой в 1,2-миллиардной "умме" - мусульманском населении мира - являются сунниты. Шииты представляют не более 10% от общего числа мусульман. Вместе с тем последователи этой ветви ислама составляют абсолютное большинство населения Ирана, больше половины населения Ирака, значительную часть мусульман Азербайджана, Ливана, Йемена и Бахрейна.

Несмотря на относительную малочисленность, шииты представляют серьезную политическую силу, особенно на Ближнем Востоке. По мнению аналитиков, внутри исламского мира - несмотря на призывы к мусульманскому братству - существуют реальные условия сектантского раскола, поскольку шииты считают себя несправедливо обойденными в истории.

Кто такие ваххабиты?

Ваххабизм - учение, появившееся в исламе относительно недавно. Это учение в рамках суннизма создал в середине XVIII века религиозный деятель Саудовской Аравии Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб.

Основа ваххабизма - идея единобожия. Сторонники этого учения отвергают все новшества, привнесенные в ислам - например, поклонение святым и имамам, как это делают шииты - и требуют строгого поклонения исключительно Аллаху, как это было в период раннего ислама.

Несмотря на крайность взглядов, ваххабиты проповедовали братство и единство мусульманского мира, осуждали роскошь, добивались социальной гармонии и следования принципам морали.

Учение аль-Ваххаба поддержали в свое время многие аравийские шейхи. Но с получением поддержки рода Саудов, которые боролись за объединение Аравийского полуострова под их властью, ваххабизм стал религиозно-политическим учением, а в дальнейшем - официальной идеологией Саудовской Аравии, а также ряда арабских эмиратов.



Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, посланному как милость для миров, а также его семье, сподвижникам и тем, кто последовал за ним искренне вплоть до Судного дня.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульмане в взаимной любви, оказании милости и снисходительности подобны единому телу. Если одна его часть будет болеть, на эту боль откликается все тело бессоницей и жаром» (Муслим).

Положение суннитов в Иране

В Иране живет более 20 млн. граждан-суннитов. Большинство из них проживают во внешних провинциях Ирана – Хорасан, Курдистан, Белуджистан, Хормазкан, Бушер, Туркменсахра, в районе Тавалиш и Анбаран, в секторе Джейлан и др. Центральная часть Ирана в подавляющей мере населена шиитами.

Сунниты и до Иранской революции не обладали положением, каким обладали шииты, в политике, экономике и культуре.

Сунниты поддержали революцию Хомейни. Однако сразу после утверждения власти аятоллы, буквально через несколько месяцев, для наших братьев начались испытания в Иране. Руками нового государства были убиты многочисленные ученые. Также стала применяться грязная политика шиитизации в суннитских регионах.

Ущемление суннитов в Иране выражается в следующем:

1) Шииты свободны в распространении своего мазхаба и вероучения и в остальных своих делах. У суннитов нет ничего из этого. Более того, государство старается заменить суннизм шиизмом, ибо они понимают – распространение вероучения суннизма означало бы неверность вероучения шиизма для тех, кто полагает обратное.

2) С момента своего появления до сегодняшнего дня государство – как внутри страны так и за пределами – заявляет о свободе суннитов в разъяснении своего вероучения, о равенстве и одинаковом положении, об отсутствии разделения между суннитами и шиитами. Все это ни что иное как вероломство. За этой завесой они проводят свою политику нейтрализации суннизма.

3) Сунниты не имеют право разъяснять в пятничных проповедях свое вероучение, в то время как шииты обладают полной свободой, в том числе имеют право очернять суннитов в своих проповедях.

4) Шиитские ученые и члены спецслужб присутствуют на пятничных молитвах суннитов для контроля над тем, что говорит имам в хутбах, дабы там не прошло ничего, что противоречит официальной политике страны.

5) Сунниты имеют право говорить в проповедях об исламе лишь в общих чертах, делать наставления, не связанные с верой суннитов. Если имам выйдет за пределы этих границ, он сразу же обвиняется в ваххабизме, называется человеком который распространяет ваххабизм. По таким обвинениям было посажено в тюрьмы огромное количество ученых.

6) Все СМИ «с пеной у рта» заняты распространением шиитского мазхаба, их вероучения. Их ученые используют все возможные средства, подвластные им. У суннитов же нет ничего из этого.

7) Учёные-сунниты, пропавшие без вести в Иране:

Шейх Абдунасир Сабханий,

шейх Абдухакк (Кудратулла) Джаъфари,

шейх АбдулВаххаб Сиддики,

шейх-доктор Али Музафарьян,

шейх-доктор Ахмад Мирин Саяд Балуши,

шейх-аллама Ахмад муфтийзаде,

шейх Яр Мухаммад Кахрузий,

шейх Фарук Фарсад,

шейх Карий Мухаммад Рабиий,

шейх Али Дахравий,

шейх Абдусаттар Карданзаде,

шейх Мухаммад Салих Дияий,

шейх Абдулмалик Муллазаде,

шейх Абдунасир Джамшидзах,

шейх-доктор Абдул Азиз Казими,

шейх Шариф Саидьяни,

шейх Джалалудин Раиси,

шейх Муджахид-кади Бахман Шукури,

шейх Муса Кармьюр,

шейх Мухаммад Умар Сарбази,

шейх Ниъматулла Тавхиди,

шейх Абдул Хаким Хасан Абади,

шейх Нуруддин Гариби,

шейх Муртада Радамхари,

шейх Салих Хасрави,

шейх Абдул Азизи Аллах Яра,

шейх Абдулатиф Хайдари,

шейх Сайд Ахмад Сайд Хусайни,

шейх Хабибулла Хусейн Бер,

шейх Ибрагим Даминий,

шейх Кади Дадурахман Касаркандий,

шейх Абдулкудус Малазахий,

шейх Мухаммад Юсуф Сахрабий, Шамсуддин Каями,

— а также многие другие члены организаций «Суннитское исламское движения в Иране», «Организация Центральный совет суннитов», «Коран», «Мухаммадия». Суннитские ученые и студенты находятся в постоянной опасности. Каждый день от рук режима страдает суннит.

Многие ученые и молодежь сидит в хомейниских тюрьмах, в то время как единственным их преступлением было то, что они являются суннитами, отстаивающими свое вероучение и отстраняющимися от всех нововведений и «чудес», распространяемых в стране.

9) Общеизвестный факт, что суннитам запрещено строить свои мечети и учебные заведения в тех регионах, где имеется численное большинство шиитов. Например в столице страны – Тегеране, в Исфахане, Язиде, Ширазе и других больших городах. И это несмотря на то, что в одном Тегеране проживают около миллиона суннитов. Они не имеют в столице ни одной мечети, где можно было бы молиться. У них там нет ни одного центра, где можно было бы собираться. В то же время в Тегеране существуют многочисленные христианские церкви, еврейские синагоги, храмы огня зороастрийцев и т.п. Все они строят свои культовые сооружения и учебные заведения.

Наглым образом строятся хусейниские зияраты даже в селах, где нет ни одного шиита, кроме чиновничьего аппарата. Сегодня Иранское государство официально постановило о запрете на строительство суннитской мечети в Тегеране, в Машхаде и Ширазе.

10) Разрушенные и закрытые суннитские мечети и учебные заведения:

Мечеть-медресе им. шейха Кадира Бахаш Билуджи в Белуджистане,

суннитская мечеть в Хиштбир в провинции Ардабиле,

мечеть Канарик в Джабхар Белуджистане,

мечеть в г. Машхаде расположенной по улице Шахриюр 17,

мечеть Хуснин в г. Ширазе,

мечеть в Сердешде,

мечеть Наби в г. Биджнурид,

медресе им. имама Абу Ханифы в г. Забиль,

разрушена джума-мечеть им. шейха Файда распологавшейся на улице Хосрови в г. Машхаб при Хоросане. Территория мечети была превращена в сад для детей династии Сефевидов, а также в автомобильную стоянку. При разрушении этой мечети были убиты более 20 человек вставших на защиту дома Аллаха, который был построен 300 лет назад. Предлогом для ее разрушения были различные обвинения: то, что это мечеть «зла» (масджиду дирар); что она была построена без разрешения государства; под предлогом того, что имам и учителя в медресе являются ваххабитами, а также под предлогом необходимости расширения улицы.

Все это были лишь предлоги чтобы скрыть замыслы шиитов и ослабить суннитов, подавить их активность, склонить их перед шиитской верой. Но от Аллаха лишь помощь!

11) Суннитам запрещают в обладании культурными, социальными, политическими правами. Например, запрещено печатать и издавать суннитские книги, журналы, газеты. Запрещено участвовать в аппаратах управления, кроме как тем немногочисленным лицам, которые угодны режиму. Существует запрет на распространение суннитских книг по вероучению, таких как «Путь суннитов», «Книга Единобожия», книг Ибн Тайимии, Ибн аль-Кайма, Ибн Абдуль Ваххаба.

Существует цензура на издаваемые религиозные книги любых авторов. Они должны пройти рафидитскую проверку в специальном министерстве. Горе же тому, кто из проповедников заикнется что запрещено обращаться за помощью к могилам, выступит против язычества или же будет хорошо отзываться о праведных халифах – Абу Бакре, Умаре, Усмане (да будет доволен ими Аллах), матери правоверных Айше или затронет другие вопросы вероучения, противоречащие шиизму.

12) Идет политика заселения шиитами районов, населенных преимущественно суннитами, дабы изменить соотношение проживающего населения в регионе. Для этого они специально скупают земли у суннитов. Именно так в свое время поступали еврее в Палестине.

Обрисовывая общую картину, можно сказать следующее: государство всячески старается подавить какое бы то ни было проявление суннизма в стране. Нам необходимо знать, что грубая шиитская власть не гнушается убийствами и покушениями, а затем старается скрыть свои преступления, показывая крокодильи слёзы. Так они поступали со многими учеными, после чего выражали сожаление в связи с их смертью. Знайте: сокрытие (тукия) и лицемерие (нифак) – это одно из важнейших основ их мазхаба. Так установилось со времен становления шиизма. Аллах им судья.

Вместе с тем, что мы упомянули, – о преследовании, политических, культурных, религиозных запретов для суннитов – несмотря на все это сунниты крепнут в приверженности своему пути и поклонению. Этот процесс только растёт с каждым днём. Всевышний Аллах сказал: «А те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, куда они вернутся» (Сура «Поэты», аят 227).

Примечание переводчика: «Ввиду специфики собственных имен и географических названий имена могут быть немного искажены при переводе. Тут важны сами факты (надеюсь, читатель поймёт нас). Не забывайте делать дуа за мусульман во всем мире!»