Несмотря на сильные морозы, ледостав на байкале задерживается. Чихнул — упал: Как пересечь Байкал по льду на велосипеде

В начале марта я сходила в поход по льду Байкала вокруг острова Ольхон. В последние годы этот маршрут набирает популярность, и на нём можно встретить много коммерческих групп. Но мне нравится всё организовывать самостоятельно, и я уверена, что каждый бывалый турист должен погулять по байкальскому льду - такой поход пройти не сложно, главное, иметь опыт горных походов и ночёвок на холоде. Расскажу, как подготовить путешествие и не замёрзнуть.

Зачем ехать на Байкал в такой холод?

Многие люди даже с большим опытом горных и пеших походов считают, что зимний поход на Байкал - это экстрим. Я тоже так думала, пока не попробовала сама. Несколько лет смотрела на красивые фотографии замёрзшего Байкала, которые привозили из походов знакомые, и в этом году решила, что нужно откинуть сомнения и поехать. Это точно стоило того!

Самое красивое, что есть на Байкале зимой - это лёд, он очень красивый и очень разный, за ним и нужно ехать. Говорят, что для каждого вида льда есть своё название. Я не углублялась в теорию, а просто смотрела. Особенно впечатляет чёрный лёд, идёшь по нему и представляешь километровую чёрную бездну под ногами. Есть лёд с пузырьками внутри, а есть с трещинами, продольными и поперечными, на глубине и снаружи. Они играют на свету и искрятся, как будто серебром всё заливает. Около берега видно, насколько лёд прозрачный - внизу можно рассмотреть камни на дне и рыб.




Байкал - живой, он всё время в движении. Пока идёшь, этого не замечаешь из-за постороннего шума, но если остановиться и прислушаться, а лучше даже лечь на лёд, то понимаешь, какая же активная жизнь там, в глубине: что-то постоянно булькает, ухает. Особенно активно он начинает жить во время перепадов температур, например, вечером, когда лёд нагрелся от солнца, а потом резко охлаждается. В это время над Байкалом стоит как будто пушечная канонада от лопающегося льда, а от каждого шага расходятся трещины. Слой льда очень толстый, больше полуметра, и трещины чаще всего возникают в самом верхнем слое, но всё равно поначалу это пугает.

От резких перепадов температур образуются торосы - нагромождения из обломков льда. Я наблюдала только издалека, как они появляются. Это как тектонические процессы в земной коре, только со льдом. Обычно такие столкновения происходят около берега, особенно там, где есть мысы. Ледяные плиты сталкиваются и получаются глыбы льда, торчащие в разных направлениях. Во время их образования под ногами всё начинает трястись, гудеть и булькать - кажется, сейчас эта бездна раскроется и проглотит. У многих во время «льдотрясения» начинается паника - непонятно, что делать и куда бежать, но потом это становится привычным.


Сами торосы очень красивы. Бывают толстые льдины, ярко-голубого цвета, а бывают тонкие и прозрачные, как кусок стекла. Если вы никогда не били посуду во время семейных ссор, можете оторваться на таких льдинах - они очень здорово разлетаются на мелкие осколки.


Несмотря на всю красоту, любоваться торосами приятнее со стороны и лучше не прокладывать через них маршруты, потому что перелезать через них непросто. В тех же местах часто встречаются трещины: от маленьких, которые можно перешагнуть, до огромных, шириной метра три, которые приходится обходить. Если торосов и трещин много, процесс может растянуться надолго. Обстановку с торосами лучше мониторить заранее и стараться избегать мест, где их очень много.

Ещё одно чудо байкальской зимней природы - это наплёски на скалах. Когда лёд на Байкале ещё не встал, но морозы уже держатся, волны накатывают на скалы и замерзают, образуя наледи интересных и неожиданных форм. Это могут быть сосульки в виде еловых веток, ледяные колонны и даже целые гроты.


Когда планировать поездку?

Сезон зимних походов начинается, когда встаёт лёд. Обычно это происходит во второй половине зимы. В этом году, например, ледовую переправу между материком и Ольхоном открыли только 20 февраля, с этого момента по льду можно относительно безопасно ездить на машине. Но в феврале здесь сильные морозы, поэтому для похода лучше выбирать начало или середину марта, когда становится немного теплее. Мы прилетели в Иркутск 3 марта, ночью было -30 °C, а через неделю днём было совсем тепло, и на солнце можно было ходить во флисках.

В конце марта лёд уже тает, образуется много трещин и торосов - идти по такому льду небезопасно и походный сезон закрывается. Мониторить ледовую обстановку удобно на специальном сайте - там можно посмотреть, когда встаёт лёд, где сейчас больше всего торосов и снега. Информация обновляется каждый день.


Как и в чём ходить по льду

Есть три способа пройти поход по зимнему Байкалу: на коньках, на велосипеде и пешком. Больше всего здесь конькобежцев. Встречались люди даже на фигурных и хоккейных коньках, но на мой взгляд, это не очень удобно: можно обморозить ноги, да и перебираться через торосы и трещины в таких коньках невозможно, приходится переобуваться. Самый правильный вариант - туристические скандинавские коньки. Они бывают двух видов: с креплением как у беговых лыж, и с креплением под любой ботинок. Именно так ходит на Байкал большинство организованных групп.

Наша группа шла пешком и тоже была в меньшинстве. Из-за того, что слишком поздно определились с планами, все попытки разыскать коньки оказались безуспешными, в прокате у местных ничего не осталось. Конечно, на коньках скорость выше, но и пешком идти тоже можно, если никуда не спешить.


Главное в пешем путешествии - выбрать правильную обувь. У меня были рыбацкие сапоги с встроенными шипами и обрезиненным низом, они рассчитаны на -40 °C и не промокают. Несколько лет назад мой отец тестировал такие в своём путешествии и остался доволен. Они действительно тёплые и не скользят, но к середине маршрута отбили мне ногти - оказались слишком большими по размеру, не помогли даже дополнительные стельки и носки.

На всякий случай я брала запасные ботинки и ледоступы - шипованные накладки на обувь. Они здорово вгрызаются в лёд, идти было совсем не скользко. Днём шла в этих ботинках, а вечером, когда становилось очень холодно, переобувалась в неудобные, но тёплые сапоги. Вообще обувь - это одна из самых важных вещей в зимнем походе. Здесь легко обморозить ноги, поэтому нужно брать самую тёплую обувь и носки и иметь запасную пару.

О маршруте и ночёвках


Маршрут начинается из посёлка Сахюрта на берегу Байкала, куда мы добрались из Иркутска на заказном транспорте. Перешли через пролив Ольхонские ворота и двинулись вокруг Ольхона с восточной стороны. Восточная часть острова мне показалась самой красивой: совершенно дикие места, нет никакой населёнки вплоть до деревни Узуры, и намного меньше туристов, чем на западе. Очень тихо, спокойно, отвесные скалы спускаются прямо в воду…


Из-за скалистого рельефа приходилось тщательно продумывать ночёвки. Выбраться на берег можно далеко не везде, нужно искать пляжи или какие-то распадки. Ночевать на льду не хотелось, хотя многие группы так делают. С одной стороны, это здорово и красиво, можно сделать необычные фотографии. Но проблема в том, что Байкал живёт не только днём, но и ночью. А спать, когда под тобой всё ухает и булькает, могут только очень спокойные или сильно уставшие люди.

Изначально в планах было проходить по 25 км в день, но по факту получалось около 15. Наша группа не ставила перед собой спортивных целей, мы просто шли в своё удовольствие. Много останавливались, фотографировали, искали креветок, вмёрзших в лёд… Из-за отставания от графика, пришлось пару раз проходить километров по 30 в день, чтобы дойти до места, где можно выйти на берег.

Большая часть ночёвок была в палатках. В посёлке Узуры мы останавливались в отапливаемой юрте, немного просушились и отправились дальше. Ночёвку здесь нужно планировать сильно заранее - это единственное место в восточной части острова, где можно переночевать в тепле, поэтому все туристы идут сюда.


От Узуров недалеко до знаменитого мыса Хобой, самой северной части Ольхона. Сюда часто привозят организованные туристические группы на «буханках» из Иркутска. Днём здесь толпы иностранцев, особенно китайцев - за последние пару лет Байкал стал у них очень популярен. Местные жалуются, что стало шумно и грязно. Но утром и вечером на мысе никого, так что весь Хобой был в нашем распоряжении.

Обогнув мыс Хобой, попадаешь в залив Малое море. Это западная часть острова, и она совсем не похожа на восточную: берег здесь более пологий, нет отвесных скал. Тоже красиво, но по-другому. Здесь есть необычное место - Три брата, скалы разной высоты, на которых мы увидели самые красивые ледяные наплёски и гроты.



Сосульки на скалах «Три брата»

8 марта на Байкале прошёл сильный снегопад и весь лёд оказался закрыт толстым слоем снега. Такие снегопады здесь - редкость. Всем конькобежцам пришлось переобуться и идти пешком. Больше всего не повезло туристам, которые приехали на один день - вместо чёрного льда они увидели белую пустыню.


Наша скорость тоже упала - санки хуже скользят по снегу, чем по льду. В итоге мы не успели полностью обойти Ольхон, дошли только до Хужира, самого большого посёлка на острове. Там переночевали, сходили к скале Шаманка и уехали в Иркутск.


Что ещё посмотреть на Байкале

Если у вас есть ещё немного времени, можно совершить путешествие по Кругобайкальской железной дороге. Это уникальный памятник инженерной мысли, наглядный пример того, как человек преобразовал сложный рельеф под свои нужды. На 90 километров дороги - десятки тоннелей и арочных мостов, сложенных ещё до революции.

По КБЖД ходят 4-5-дневные походы в летнее время, также есть экскурсионные поезда, зимой такая поездка стоит около 7 тысяч рублей. Но по этому же маршруту один раз в сутки идёт местная электричка из одного вагона, которую тут называют «Мотаня», проезд на ней стоит 150 рублей. Разница только в том, что экскурсионный поезд делает больше остановок и потом привозит туристов обратно, а от конечной станции электрички возвращаться нужно самостоятельно. Такое путешествие занимает целый день.

Мы приехали из Иркутска в Слюдянку, там сели на «Мотаню» и пять часов ехали до конечной станции Порт Байкал. Из-за большого количества поворотов и мостов электричка идёт медленно, поэтому путешествие получается довольно медитативным. Она делает всего две остановки, на которых можно выйти и пофотографировать, но в конце вагона есть тамбур с окошком - оттуда в любое время можно наблюдать прекрасные виды. Контингент в электричке собрался любопытный: заботливая кондукторша, местные железнодорожники, туристы-лыжники, французские путешественники и мы. За пять часов пассажиры успевают познакомиться друг с другом, рассказать свои истории - такое возможно только в таком «домашнем» поезде.



Возвращение обратно в Иркутск после этой поездки - целый квест. Станция Порт Байкал, куда приходит электричка, тупиковая. Выбраться из неё можно либо на пароме через реку Ангару в посёлок Листвянка (но паром уходит за одну минуту до прибытия электрички), либо на обратной электричке (которую придётся прождать до глубокой ночи). Остаётся два варианта: либо ночевать в единственной в посёлке гостинице и ждать ночной электрички или утреннего парома, либо переходить Ангару пешком. Там, где Ангара выходит из Байкала, - незамерзающая полынья, приходится далеко обходить её. И делать всё это нужно очень быстро, чтобы успеть на последнюю маршрутку из Листвянки. Мы успели, но нужно было спешить. Получается такое приключение: сначала 5 часов ничегонеделания в электричке, потом быстрый забег за маршруткой. Зато дёшево и интересно.


Ещё один интересный вариант досуга в районе Иркутска - поездка в этнографический музей Тальцы. В нём воссозданы исторические и культурные памятники народов, населявших эти края. Если любите деревянное зодчество - вам точно стоит съездить. Из центра Иркутска сюда легко добраться на маршрутке, идущей в Листвянку, время в дороге около получаса. Музей работает и зимой, и летом, но когда холодно, здесь совсем мало людей, тихо и очень уютно.


Одежда и снаряжение для зимнего Байкала

Перед поездкой я боялась, что буду постоянно мёрзнуть и не смогу нормально спать, поэтому готовилась основательно. В итоге всё прошло вполне комфортно - у нас было 8 или 9 ночёвок в палатке, а этого достаточно, чтобы прочувствовать зимний походный быт.

Снаряжение

На то, чтобы погреться у костра, рассчитывать не стоит. Во-первых, Ольхон - это нацпарк и разжигать костры тут нельзя. Во-вторых, растёт здесь в основном лиственница, она плохо горит. Тем, кто берёт сюда палатки с печкой, часто приходится везти дрова на себе.

У нас были палатки без печки: трёхместная туристическая 4-сезонная и двухместная высотная. У каждого было по два коврика. Как выяснилось, обычных туристических пенок оказалось недостаточно для хорошей теплоизоляции, так что этот вариант не советую, лучше взять что-то посерьёзнее. Знакомый ходит на зимний Байкал с двумя ковриками Therm-a-Rest - пенкой и надувным, такой вариант намного теплее.


Следующий шаг - сложная система спальников. Мы с мужем жили в двухместной палатке, у каждого из нас был свой собственный спальник на температуру комфорта около –11°С (я выбрала модель The North Face Blue Kazoo). Плюс один на двоих большой самосшивный «конверт» из полутора синтетических спальников с температурой комфорта около +5°С, в него мы влезали в своих спальниках. «Конверт» забирал на себя всю влагу и добавлял тепла. Поверх него мы клали самодельный «конденсатник» - тонкий утеплитель размером с площадь палатки. Кто первый вставал, счищал весь иней со стенок палатки маленькой автомобильной щёткой на этот конденсатник и вытряхивал его на улицу. После такой процедуры сверху ничего не капает и ты не трёшься об иней. Пуховый спальник достаточно было проветрить утром на крыше палатки - на Байкале низкая влажность, сохнет всё очень быстро.

Одежда

Я замёрзла только первую ночь, и то со стороны стенки палатки. Потом стала класть пуховку внутрь спальника, и проблема исчезла. Спала в тёплом термобелье, в особо холодные ночи надевала сверху тонкую пуховку.

Очень советую брать пуховые чуни для ног - я не успела их купить, поэтому взяла тёплые шерстяные носки и грелки-самогревы. Это очень полезная вещь, которую стоит обязательно брать «на всякий случай» - пригодятся, когда надо согреть руки или ноги. Кладёшь их в ботинки или перчатки, и они греют около 8 часов.

Обязательно нужна хорошая тёплая пуховка - на стоянках без неё замерзаешь моментально, как только солнце заходит, сразу становится холодно. Нужно несколько пар флисовых перчаток - одна пара всегда будет мокрой, поэтому должны быть запасные сухие. И обязательно тёплые верхонки .

На Байкале часто бывает сильный ветер, поэтому приходится максимально закрывать лицо. Можно брать балаклавы или несколько

Даже если не собираетесь ночевать на льду, берите ледобуры . Если собираетесь - тем более. Мы ночевали на пляже, куда набрызгало много воды - в результате пляж превратился в ледовое поле, и чтобы палатки не унесло, мы крепили их бурами.

И главное, в чём везти всё это снаряжение. Все, кто путешествует по льду, не несут рюкзак на себе, а везут его на санках. Наши рюкзаки весили килограмм по 20, но на санках этот вес вообще не ощущается. Санки могут быть разными, ходят даже с надувными ватрушками. Мы покупали санки на месте, потому что везти их из Москвы неудобно и дорого - пришлось бы брать дополнительное багажное место. В Иркутске есть туристический магазин, где можно купить всё то необходимое, что нельзя провезти в самолёте - санки и зимний газ.

Санки пришлось немного доработать, чтобы закрепить в них рюкзак и иметь возможность переносить всю эту конструкцию на себе, перебираясь через торосы. В такие моменты ощущаешь себя настоящей черепашкой с домиком и панцирем за спиной.

При планировании раскладки нужно понимать, что все продукты замерзают. Например, сыр на морозе порезать невозможно, и если взять большой кусок, он пролежит мёртвым грузом, с ним уже ничего сделаешь. Нужно заранее порезать его на небольшие кусочки. Хорошо, что сало не мёрзнет, в этом его большой плюс, хотя на всякий случай мы и его порезали.

На завтрак и ужин мы готовили каши с сублимированными фруктами и ягодами, крупы с сублимированным мясом и овощами. Обед не готовили: брали чай в термосе и перекус из незамерзающих продуктов: сухофрукты, орехи, козинаки. Сюда нельзя брать конфеты с нугой, типа марса - о них можно сломать зубы. Или, например, кетчуп - он тоже замерзает намертво. А вот сливочное масло оказалось очень удобным: в летних походах оно вечно куда-то норовит вытечь, а здесь сразу замёрзло и проблем с ним не было.

Посуду

Приходится привыкнуть к тому, что воды всегда мало и её нужно экономить. В летних походах обычно рядом есть ручьи, реки, озера. Здесь же нужно научиться умываться тем небольшим количеством воды, что удалось натопить на газу. Помыться, разумеется, никак нельзя, с этим просто нужно смириться.

У меня это первое зимнее путешествие, и после летних походов всё было непривычно. Но большинство страхов не оправдались, я поняла, что человек - живучее существо, многое может выдержать, главное - правильно подготовиться.

Фото Анны Кузьминой и Сергея Егорова

Опубликовано: 10.03.2018 Категория: Авторский очерк / Республика Бурятия / Иркутская область

Самое глубокое озеро в мире – озеро Байкал – привлекает туристов своей первозданной красотой и величественностью. Живописная природа, редкие животные и птицы, обитающие в этом регионе, чистота – это то, ради чего сюда приезжают люди. Туристы посещают города, расположенные на берегу озера, даже в зимние месяцы, чтобы полюбоваться необычным прозрачным льдом с изломами и трещинами. Самое излюбленное место приезжих – поселок Листвянка, где предлагают большое количество экскурсий.

Весной солнце светит ярче, дни становятся длиннее, природа просыпается, просыпается и Байкал. Отдых на Байкале весной в каждый из месяцев различен. В начале весны здесь еще достаточно морозно, озеро покрыто льдом. В апреле начинается оттепель. Тепло становится в мае, в начале месяца лед начинает сходить. Приехав в регион в весенние месяцы, можно насладиться тихим, спокойным отдыхом и увидеть многочисленные достопримечательности, либо стать участником активных маршрутов.

Несмотря на минусовую температуру, отдохнуть на Байкале в марте можно интересно и весело. Это время катания на коньках и лыжах, снегоходах и катере-амфибии, участия в марафоне, изучения примечательных мест.

Погода

Начало марта на Байкале характеризуется минусовой температурой, но она редко опускается ниже -15. Днем достаточно комфортно: светит яркое, теплое солнце, средняя температура – -5-10 градусов. Ночью морознее, до -15. В марте в населенных пунктах на берегах озера выпадает минимум осадков. Нужно быть готовым к сильным холодным ветрам, они здесь не редкость.

Погода на Байкале в конце марта становится более комфортной, температура приближается к 0, в отдельные дни может подниматься до +3 градусов.

Природа

Природа в окрестностях озера необыкновенна и уникальна: горные склоны, луга, водопады, бухты и утесы, пещеры – все это можно увидеть здесь. В марте еще нет зелени, склоны гор покрыты белыми шапками снега, само озеро находится под ледяным панцирем. Однако туристы любят посещать Байкал в марте, потому что именно в это время можно добраться пешком по ледяной толще до самых отдаленных уголков озера.

Благодаря особому климату в регионе и высокой насыщенности кислородом озера многие представители фауны и флоры встречаются только в этом месте. Некоторые виды рыб, такие как голомянка, омуль водятся только в водах Байкала. К редким животным озера относится нерпа, данный вид млекопитающих обитает в морях, и до сих пор неизвестно, как он появился в крупнейшем озере. Многие виды птиц (кулики, лебеди, беркуты, орлы) можно увидеть здесь.

Байкал в марте расцветает. Туристы любят приезжать на озеро, когда начинается весна на Байкале. В это время можно поучаствовать в спортивных фестивалях, посетить весенний Ольхон, побывать на рыбалке, покататься на горных лыжах с крутых склонов, увидеть обледенелые пещеры, стать участником экспедиции на собачьих упряжках и многое другое. Отдых на Байкале в марте имеет своих почитателей.

Поездка на Байкал весной может быть привлекательна для любителей острых ощущений: туры по озеру и суше на снегоходах и квадроциклах не оставят равнодушными любителей красоты и активного отдыха. За неделю путешествия на квадроцикле можно увидеть весенний Байкал во всей красоте: сибирскую тайгу, глубь озера под прозрачным льдом, побывать в нескольких населенных пунктах, пройтись по жемчужине Байкала – острову Ольхон. Путешествие на снегоходе позволит проехать по чистому пухлому снегу и увидеть следы таежных животных и птиц.

Полюбоваться окрестностями озера можно и на собачьей упряжке, почувствовать себя настоящим каюром и проверить выносливость. Погода на Байкале весной располагает к рыбалке. Отсутствие сильных ветров, яркое теплое солнце и прозрачный лед будут способствовать хорошему времяпрепровождению и богатому улову. Самое рыболовное место – вблизи острова Ольхон. На рыбалку можно поехать с опытным инструктором, который покажет все злачные места и расскажет о многих хитростях. После успешного улова можно будет отведать вкуснейшей ухи.

Начало марта на Байкале – идеальное место для катания на горных лыжах и сноуборде. Гора Соболиная в Байкальске отлично подойдет как для новичков, так и подготовленных спортсменов. Во время спуска можно увидеть весенний Байкал и полюбоваться великолепными пейзажами вокруг. Отдых на Байкале в конце марта также можно совместить с посещением горнолыжных склонов.

Самое главное, зачем едут туристы на Байкал марте – это необыкновенной красоты лед: прозрачный, чистый, временами с изломами и трещинами, занесенный снегом. Кроме того, можно посетить пещеры, завешенные громадными сосулями, а также увидеть ледяную «книгу желаний».

Особенности отдыха

Комфортабельный отдых на Байкале в марте наряду с экономичным привлекает сюда разные группы туристов. Приезжие могут остановиться как в дорогих отелях и коттеджах на берегу озера, так и небольших отелях, туристических базах, шале по доступным ценам. В активных турах ночевки часто осуществляют в теплых палатках с печкой, которые устанавливают прямо на льду.

Самый известный среди туристов поселок на озере – Листвянка. Здесь можно остановиться в «Легенде Байкала» и любоваться красотой бескрайнего озера из окна своего номера. Гостиничный комплекс «Крестовая падь» известен среди иностранных туристов.

Гости Листвянки, желающие отдохнуть недорого, могут снять гостевые дома, где приготовят вкусные домашние завтраки. Среди таких Усадьба Демидова, гостевой дом «Малина», Шале Листвянка и прочие.

Листвянка – место, откуда стартуют многие экскурсионные туры. Туристам, предпочитающим активный отдых, лучше начать свой отдых отсюда.

Еще один объект, любимый туристами, – остров Ольхон – самый большой остров Байкала. Сюда едут за тихим, спокойным отдыхом, часто приезжают «дикарями» с палатками. Но палаточный отдых свойственен теплому времени года. В марте лучше остановиться на туристический базах «Ольхон», «Солнечная», «Лада».

Поселки Култук и Утулик, расположенные на берегу озера, также готовы предложить отдых с экскурсионной программой. Отсюда открываются живописные виды на озеро. Расположиться можно в гостевых домах, на базе отдыха «Байкал», на турбазе «Земляничная».

Многие отели и гостевые дома предлагают русскую баню, которая особенно хороша после активных экскурсий в прохладные весенние дни.

Отдых на Байкале в апреле мало чем отличается от мартовского, хотя есть свои нюансы. В это время становится теплее, солнце ярче, менее ветрено. Начало апреля на Байкале – прекрасная возможность покататься на горных лыжах, посетить различные экскурсии, полюбоваться красотой озера в период таяния. Дни становятся длиннее, это значит, что можно посетить больше интересных мест.

Погода

Погода на начало апреля на Байкале морозная, около -3 градусов днем и -6 градусов ночью. Все также дует ветер. К концу месяца температура повышается до +5+7 градусов. Но она может отличаться на несколько градусов в разных местах: так, например, в Листвянке немного теплее, чем на Ольхоне. Снег и дожди в это время – нечастые явления.

Апрель – время, когда начинается весна на Байкале и приходит тепло.

Природа

Байкал в апреле можно описать по-разному. Первая половина месяца характеризуется наличием льда на озере и снега на склонах гор. В конце месяца начинается активное таяние и потепление.

В начале месяца по толще льда на озера еще можно путешествовать на квадроциклах, снегоходах, упряжках и автомобилях, лед на Байкале в конце апреля становится тонким и следует быть осторожным, перемещаясь по нему. Очень часто для экскурсионных туров в апреле выбирают судно на воздушной подушке (Хивус).

Второй весенний месяц также хорош для спусков на горных лыжах и сноубордах с горы Соболиная, с вершины можно увидеть каков Байкал весной. Многие любители активных видов спорта любят бывать на горнолыжных склонах именно в весенние месяцы, когда не нужно кутаться в теплые вещи и укрываться от ветра на подъемниках. Если позволит погода на Байкале весной, можно сделать спуск в купальнике.

Отдых на Байкале весной – это всегда рыбалка на омуля и вкусный обед из свежепойманной рыбы. На рыбалку можно захватить с собой коньки и после улова прокатиться по озеру.

В апреле также можно стать свидетелем гонок на парусных лодках по льду. Особо отважные и подготовленные люди могут заняться айс-дайвингом – погрузиться в весенний Байкал.

Отдых на Байкале в апреле очень зависит от капризов природы. Тепло может прийти в регион рано, а может и задержаться, от этого будет зависеть экскурсионные программы и маршруты.

В апреле горные вершины еще покрыты снегом, а в долинах и лугах начинают распускаться подснежники – здесь они фиолетовые и кремовые, кое-где появляется зеленая травка.

Поездка на Байкал в апреле обязательно должна быть спланирована так, чтобы посетить остров Ольхон. Во время экскурсии можно увидеть удивительные гроты, скалу Любви, гору Жима, пролив Ольхонские ворота, услышать местные легенды, попробовать блюда местной кухни.

Побывав на Ушканьих островах можно сделать фото нерп. В регионе есть несколько термальных источников: Хакусы, в бухте Змеиной, где можно принять полезные ванны под открытым небом.

Особенности отдыха

Отдых на Байкале весной активно развивается. Если раньше туристы стремились сюда только в летние месяцы, то сейчас весенний отдых не менее популярен. Красота природы, могущество ледяного Байкала и разнообразные экскурсионные маршруты способствуют этому. Кроме того всегда можно выбрать подходящий тому или иному человеку вариант размещения.

Палаточные лагеря в апреле еще не пользуются спросом, так как еще достаточно холодно и на Байкале в конце апреля начинают появляться клещи. Поэтому люди отдают предпочтение съемному жилью или отелям.

Комфортный отдых на Байкале весной пользуется спросом также, как в летний период. Можно остановиться в отелях Иркутска, Листвянки, Ольхона, Слюдянки и прочих.

В Иркутске можно расположиться в «Marx Hotel», отеле «Добрый кот», и прочих. Выбор отелей здесь велик, расстояние до Листвянки 65 километров, экскурсии можно заказать в городе.

Те, кто желает остановиться в непосредственной близости от озера и ежедневно видеть Байкал в апреле, размещаются в Листвянке, Слюдянке или других поселках на побережье, либо на острове Ольхон.

Распространен горнолыжный туризм на Байкале весной. Тем, кто приехал покататься на лыжах или сноуборде, лучше остановиться в непосредственной близости – городе Байкальске. Гостиницы «Куршавель», «Sky-let», «Соболиная» и другие будут рады предложить ночлег.

Во время активных маршрутов ночлеги делают как в утепленных палатках, так и в гостевых домах.

Вариантов, где можно отдохнуть на Байкале в апреле, множество, загруженность отелей не такая, как в активный летний сезон и цены значительно ниже.

Отдых на Байкале в мае несколько отличается от мартовского или апрельского. Начинает вскрываться лед, и прогулки по озеру уже невозможны, водные прогулки возможны лишь на катере.

Весенний Байкал, освободившийся ото льда, все также могуч и красив. Это время для спокойного, уединенного отдыха.

Погода

Начало мая на Байкале характеризуется прохладной погодой: несмотря на большое количество солнечных дней и плюсовую температуру, дуют ветра и от озера несет прохладой. На Байкале в конце мая устанавливается теплая погода.

Средняя температура воздуха +10 градусов. Температура в Листвянке на несколько градусов выше, чем на острове Ольхон. Осадков выпадает немного, но возможны дождливые дни. Температура воды после вскрытия ото льда +3+4 градуса.

Природа

Несравненная энергетика озера Байкал в мае просто завораживает. Это время освобождения из ледяных оков. Можно часами наблюдать за проплывающими льдинами и «просыпающимся» Байкалом.

Чистая, прозрачная вода озера – не только предмет для любования, ее можно пить, она обладает лечебными свойствами, оздоравливает организм и повышает иммунитет.

Отдых на Байкале в мае спокойный, неспешный. В это время уже разъезжаются любители активного, экстремального отдыха, горнолыжники, а летний купальный сезон начинается значительно позже.

На Байкал в мае едут люди, желающие подлечиться и отдохнуть. Санатории «Электра», «Горячинск» предлагают программы по лечению и восстановлению здоровья. Санатории построены на базе термальных и минеральных источников.

Активный весенний отдых на Байкале позволит посмотреть «пробуждающуюся» тайгу. В поездке на квадроцикле можно проехаться по лесу и берегу озера. В Баргузинском заповеднике можно увидеть медведей, вышедших из спячки.

Отдохнуть на Байкале в мае можно совершив экскурсию на остров Ольхон. Здесь находится множество достопримечательностей, среди которых скала Шаман-камень, где проводят обряды бурятские шаманы.

Приехав на Байкал в мае, любители рыбалки непременно должны сходить на улов на омуля и другие виды рыб и отведать ухи, приготовленной на костре.

Весенний отдых на Байкале хорош тем, что можно наслаждаться пешими прогулками и быть свидетелем «пробуждения» природы. В мае можно увидеть первые весенние цветы: багульник и подснежники, зеленую травку и появляющиеся листочки на деревьях.

Некоторые отважные, закаленные люди («моржи») на Байкале в конце мая купаются в заливах. Но вода очень холодная и лучше дождаться, когда она прогреется.

Кроме того в отдых на Байкале весной можно включить посещение музеев, прогуляться по старой кругобайкальской железной дороге, побывать в нерпинарии.

Несмотря на освоенность многих мест и развитую инфраструктуру есть еще множество мест, где можно полюбоваться первозданной природой.

Особенности отдыха

Туризм на Байкале весной хоть и не очень активный, но имеет своих почитателей. Расположиться можно в гостиницах, на базах отдыха, в охотничьих домах, усадьбах и даже в национальных юртах кочевников. Начало мая на Байкале еще достаточно прохладное для ночлега в палатке, а в конце месяца есть туристы, приезжающие на уик-енд и разбивающие палатки. Хотя большинство все же, приезжая на отдых на Байкале весной, проживают в более комфортабельных условиях, когда есть крыша над головой и тепло. В каждом из поселков на берегу озера можно найти приемлемое для себя жилье.

«Байкалов острог», построенный в стиле казацкого острога, «Крестовая падь» с номерами различного уровня, деревянный «Байкал» – все комплексы помимо номерного фонда предлагают услуги ресторана.

Туристы с палатками на непродолжительный отдых приезжают на «дикие» пляжи и оборудуют там свой ночлег и досуг. Можно также остановиться в национальной бурятской юрте, в настоящее время такой вид ночлега пользуется большим спросом.

Путешествие на Байкал весной надолго запомнится туристу. Свежий воздух, сибирская тайга, многочисленные экскурсии, активный отдых, необыкновенной энергетики озеро, чистый прозрачный лед – все то, ради чего хочется вернуться в этот край вновь и вновь.

Туризм на Байкале весной активен за счет проведения различных фестивалей, забегов, празднеств, разнообразных маршрутов. Дату поездки необходимо подбирать в зависимости от целей визита. Различные пешие маршруты, поездки на снегоходах, упряжках, квадроциклах, автомобилях по замерзшему озеру лучше планировать на март или апрель. Май – сезон спокойного, уединенного отдыха вдали от городской суеты. Рыбаки будут рады приехать на «сибирскую рыбалку» в любой из месяцев. Посетить санатории и термальные источники в регионе также можно в любое время года.

0


Байкал является самим глубоким озером на нашей планете и одним из крупнейших резервуаров пресной воды. Зимой тут особенно прекрасно. Благодаря прозрачности льда можно увидеть дно вблизи берега и заглянуть в таинственный мрак глубин озера.

Из-за прозрачности на лед боязно выходить, хотя толщина его местами может превышать 1,5 метра. Сквозь байкальский лед можно читать газеты и снимать, как через стекло, портреты людей.

Метровые толщи прозрачного тёмного льда, бирюзовые торосы, ледяные гроты со свисающими сосульками, и, главное, зимний Байкал с высоты птичьего полёта.

По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озёр мира.

Площадь замерзаемой поверхности Байкала - более 30 тысяч км², что примерно равно площади таких стран, как Бельгия или Нидерланды.

Период ледостава протекает с начала января до начала мая.

Байкал замерзает целиком, кроме небольшого участка в 15-20 км протяженностью, находящегося в истоке Ангары.

Кстати, интересно, что в Байкал впадают 336 рек и ручьёв, а вытекает только одна река - Ангара.

К концу зимы толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах - 1,5-2 м.

Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра — вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.

Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели — своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки.

Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих сюда туристов.

Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски.

Благодаря трещинам во льду фауна озера не гибнет от недостатка кислорода.

Горизонтальные трещины пронзают лед на всю толщину.

Застывший воздух, поднимающийся вверх сквозь лед, образует причудливые столбики в поверхностных слоях льда.

Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.

Так как байкальский лед очень прозрачен, и сквозь него проникают солнечные лучи, поэтому в воде бурно развиваются планктонные водоросли, выделяющие кислород.

Ольхон — крупнейший и единственный обитаемый остров озера Байкал. Длина - 71 км, ширина - до 12 км.

С северо-западным берегом озера образует проливы Малое море и Ольхонские ворота.

Недалеко от внешней стороны Ольхона - глубочайшее место Байкала (1642 м).

Гора Жима — самая высокая точка острова

Высота над уровнем моря 1274 м., высота над Байкалом 818 метров.

Мыс Хобой — самая северная точка Ольхона. Хобой в переводе с бурятского «клык»

Находится вблизи самого широкого места Байкала (79,5км).

Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон — Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой.

Скала Три Брата (мыс Саган-Хушун).

Саган-Хушун — «белый мыс» — чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон, протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия — нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками.

Ледяной грот и набрызги (наплески).

Эти наплески на камнях образуются при замерзании озера в самом начале зимы.

Их называют сокуи.

Особенно быстро растет сокуй во время сильных ветров, сопровождаемых метелью, когда ветер выплескивает на сокуй, кроме воды, массу мокрого снега.

Остров Харанцы

Остров Едор («Львиная голова»)

Ледяные сосульки в гроте

Скала Шаманка

Одна из святынь Азии ставшая знаменитым образом Байкала

Двухвершинная скала сложена мрамором и доломитизированным известняком, местами изобилующим блестками графита.

Поверхность скалы покрыта яркими лишайниками красного цвета.

Название мыса «Бурхан» появилось после проникновения в Прибайкалье в конце XVII века тибетского буддизма.

Словом «Бурхан» буряты-буддисты стали называть главное божество Байкала.

А мыс Бурхан со сквозной пещерой в Шаман-скале считался его обиталищем.

Вблизи мыса расположен посёлок Хужир с населением 1,3 тыс. жителей - самый крупный населенный пункт на острове.

В настоящее время основным занятием местных жителей является обслуживание туристических потоков.

Электричество появилось здесь лишь в 2005 году.

Остров Ольтрек и Борга-Даган

Хорошо видны следы от снежных заносов.

Остров Огой

Ступа просветления на вершине острова

Зимой остров Ольхон связан с большой землей ледовой переправой

Её длина составляет чуть больше 10 километров

Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду — плотные наддувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.

Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: «Допустимая грузоподъемность машин 5 т», «Дистанция между машинами 200 м», «Остановка запрещена», «Рекомендуемая скорость 10 км/ч», «Время работы с 9.00 до 19.00».

Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека. Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником.

Поселок Листвянка

Основа экономики посёлка - туризм. Здесь торгуют байкальским омулем и сувенирами.

Отсюда до Иркутска 65 километров.

Самая западная точка Байкала — поселок Култук.

Здесь федеральная трасса из Иркутска М55 разделяется надве транспортные артерии — в тункинскую долину и вдоль восточного побережья озера в областные города Улан-Уде и Читу.

Хамар-Дабан — древнейший массив планеты, протянувшийся с запада на восток более чем на 350 км.

По хребтам Хамар-Дабана проходит граница Иркутской области и Бурятии.

Мраморный карьер

Город Слюдянка

Из города берет свое начало Кругобайкальская железная дорога.

Основной ход Транссибирской магистрали. Ангасольская петля.

Этот дублирующий участок Кругобайкальской железной дороги от Слюдянки до Иркутска был введен в эксплуатацию в 1949 году.

До введения дублирующего участка была другая, теперь историческая, железная дорога, проходящая вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от Слюдянки до посёлка Байкал по южной части Олхинского плато.

В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой (КБЖД) называют ветку длиной 89 км.

На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них - тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок.

По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.

База отдыха Шаражалгай расположена на одной из станций КБЖД

Железнодорожный мост через реку Половинную

Байкальские лимнологи

Лимнология — наука о физических, химических и биологических аспектах озёр и других пресных водоёмов.

Станция лимнологов расположена прямо на льду неподалёку от посёлка Большие Коты

Интерьер станции аскетичен.

Аэростат на льду Байкала используется для метеонаблюдений.

Осталось совсем немного времени до момента, когда на Байкале встанет лёд и заливы Малого моря превратятся в невероятной красоты ледяной мир с зеркальной гладью и уникальными гротами. Кинорежиссер и фотограф Николай Тарханов рассказал The Village, как увидеть эту красоту вблизи, совершив путешествие по льду Байкала на велосипеде. И что нужно предусмотреть, чтобы сделать экстремальную поездку максимально безопасной.

Когда мы молча поехали в сторону цивилизации , наш спаситель аккуратно поинтересовался, не свихнулись ли мы?

Идея проехать по льду Малого моря на велосипеде появилась после того, как на один из дней рождения подарил себе горный велосипед. И однажды, 4 января 2011 года, не раздумывая, набираю номер друга детства, с которым нас объединяют больше сорока лет дружбы, и говорю: «Игорь, я завтра утром еду на Ольхон. На велосипеде. Ты со мной?»

Следующим утром мы загрузили два велосипеда в багажник машины и двинули на МРС. С утра приморозило, но в машине тепло, и поэтому как-то внимание на температуру за бортом не обратили. А надо было бы. На Малое море приехали примерно в час дня, прикрутили к велам колёса, взяли рюкзаки - и вперёд.

Первые несколько километров просто пела душа. Начало года, молодой лёд, чуть припорошенный куржаком, погода около минус двадцати «с хвостиком», впереди около недели выходных и баня, которая ждёт по приезду на Ольхон.

Эта щенячья радость закончилась, когда мы на скорости около 20 км/ч буквально вылетели на чистый лёд. Вот с этого места первой мыслью было: «А чего же мы не купили шиппованую резину?» Я и мой приятель на тот момент были полными дилетантами по зимним ледовым поездкам - о шипах никто и не подумал.

Чихнул - упал . Резко дёрнул руль - упал. Чтобы повернуть «вон туда», закладывай вираж метров в 100

Сложность езды по чистому льду без шипов состоит в том, что лёд - он скользкий. И холодный. А резина при -20 становится совсем пластиковой. И чтобы повернуть «вон туда», надо закладывать вираж метров в 100. Чихнул - упал. Резко дёрнул руль - упал. Через несколько километров реально вымотались и решили на одном из мысов Ольхона немного отдохнуть, выпить чая, перекусить. Было около пяти вечера и к этому моменту мы проехали примерно 8 км за 3,5 часа.

Плавно подступил закат. А вместе с ним и похолодание. Мы двинулись дальше, и скоро стало понятно, что температура упала до минус тридцати или даже ниже. Смазка во всех крутящихся элементов байков попросту начала замерзать. Чтобы было понятно, что это такое: это когда с горки с приличным уклоном ты едешь со скростью пять км/ч и как будто в крутую горку. Полтора или километра от берега до Хадайской горы мы преодолевали, наверное, около часа. Стемнело. Включили фонари, но аккумуляторы через полчаса замёрзли, и дальнейшее движение мы продолжали в полной темноте. Мороз. Ночь. Бескрайнее звёздное небо. И скорость движения - пара километров в час. Было принято решение: «звонок другу». Когда в начале десятого мы кое-как загрузились в «буханку» и молча поехали в сторону цивилизации, наш спаситель аккуратно поинтересовался, не свихнулись ли мы?

О поломках в пути

Наутро мышцы болели так, как никогда прежде. Болело всё. Мы решили доехать до усадьбы Бенчаровых, и что это была за поездка: сидеть на веле было невозможно. Крутить педали - на грани возможного. Держать руль - почти чудо.

Добравшись до усадьбы, зашли выпить чаю. Минут через десять в столовую заходит Никита Бенчаров, здоровается, спрашивает, где я поставил машину, и начинает хохотать, когда узнаёт, что это мы и есть те два дурака на велосипедах ночью, о которых ему несколько раз вечером рассказали водители, которым мы попадались по пути.

Было совершенно понятно, что обратно своим ходом мы не доедем. Поэтому снова «звонок другу», и Игорь Шрамко доставил нас до паромной переправы. Пару-тройку километров до материка мы доехали только потому, что это был путь домой.

После приезда мы с товарищем провели планёрку, сделали кучу выводов, и, так как задача проезда по льду от МРС до Хужира так и не была решена, нашли ещё двух энтузиастов из числа близких друзей. Купили в одном английском интернет-магазине отличную шипованную четырёхрядку, и первого апреля у нас был заезд номер два. Тогда мы и сделали то, что хотели.

Да, было уже труднее ехать, так как апрельский лёд - совсем не то, что январский. Да было трудно тащить сотни метров через гряды торосов велосипеды на себе, да, несколько финальных километров обратного пути мы снова ехали только на энтузиазме. Но, выехав 1 апреля в 13.30 со стороны материка, мы в одиннадцатом часу вечера прибыли в Хужир и утром двинулись обратно, суммарно проехав ровно 100 км. Испытав на обратном пути такую эйфорию, что тут же было принято решение повторить эту поездку на будущий год, по молодому льду.

Третья поездка состоялась только в 2017-м: я попал в дтп и три года с помощью ходьбы и велосипеда терпеливо восстанавливался. Было начало февраля. Мы с другом и единомышленником Игорем и его племянником Максимом выехали пораньше, взяли с собой рюкзаки поменьше (в первую везти на плечах 23 кг было очень утомительно). И в этот раз у меня была ещё одна задача: ехать медленнее, чтобы от МРС до Хужира поискать интересные гроты, которые можно будет поснимать во время двух фотокурсов, которые были назначены на февраль и март.

Лед был идеальный - километры зеркала. И местами складывалось впечатление, что ты не едешь, а летишь над водой. В начале десятого вечера заехали на берег острова на пристани Хужира. И на обратном пути все совпало. Погода. Попутный ветер. Прозрачные поля льда и почти полное отсутствие торосов, которые мы проходили, не спешиваясь. Местами четырёхрядная шиповка давала возможность ехать со скоростью под 30 км/ч! В эту поездку Байкал нам подарил многое. Впечатления. Пейзажи. Тёплое февральское солнце. Около 100 км пути. Песни льда. И полное ощущение полёта.

Поеду ли я снова? Да, при первой же возможности поеду. Я знаю, что у меня есть надёжные друзья, которые поддержат в самых безбашенных идеях. Я знаю, что такое ехать по прозрачному льду толщиной 30, 50, 70 см. Ощущение, которое сложно сравнить с чем-то другим.

Вам точно понадобятся жирный крем для лица и балаклава, тёмные очки, шипованная обувь или шипованные насадки на обувь - это повысит комфорт пешего передвижения по открытому льду.

Термобелье и максимально теплая одежда, чтобы мышцы ног не переохлаждались. Пара шапок - потеплее и полегче. Погода на Байкале может измениться даже в течение дня.

Наколенники. Когда вы в поисках классного кадра ползаете по льду, то в порыве творчества можете не заметить переохлаждения.

Один или два туристических коврика. На остановках они вам ой как пригодятся.

Планируйте график без фанатизма, если нет опыта, и начинайте движение по льду с начала светового дня. Расстояние от МРС до Хужира (по разным траекториям) около 50 км. И если вы выехали днём в комфортные -15 гразусов, то к вечеру может вполне быть -30. Кататься по льду можно и в морозы. Но обязательно уточнять толщину льда. Движение по весеннему льду более энергоёмкое. Лёд не такой ровный, и физических усилий требуется больше.

Если при движении по льду Малого моря понимаете, что погода начинает меняться, к примеру, начинается Сарма, то лучше передвигаться ближе к мысам. Обязательно в процессе езды периодически спешиваться и проходить сотню-другую шагов пешком для стабилизации кровообращения.

Узнайте и запишите номера телефонов людей, которые могут с материка и с острова к вам подъехать. Сообщите своим знакомым, что вы собрались прокатиться по льду. И реально оценивайте физическое состояние, свое и ваших единомышленников. Желание сделать селфи покорителя ледяной пустыни - не тот повод, ради которого стоит затевать такую поездку.

Когда замерзает озеро?

В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, то есть на полное замерзание требуется около месяца. В первую очередь, в конце октября льдом покрываются заливы. Однако в сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колебания. Известны случаи замерзания озера в Лиственничном, например, в начале февраля (1899,1932,1952,1955,1959 гг.). При раннем замерзании толщина льда обычно бывает большей, соответственно, позднее начинается и вскрытие озера. От начала разрушения ледового покрова в южной котловине, которое происходит в апреле, до полного очищения всего водоема в мае-июне проходит также около месяца и больше. Северная часть Байкала замерзает на месяц раньше и на столько же позднее вскрывается

Замерзает ли весь Байкал?

Байкал замерзает целиком, кроме небольшого, в 10-15 км протяженностью участка, находящегося в истоке Ангары. Этот участок не замерзает потому, что в Ангару из Байкала втягиваются водные массы не только с самой его поверхности, а с некоторой глубины (до 50 м и более), на которой температура воды всегда выше точки замерзания (т.е. выше 0 °С). Поэтому в истоке Ангары даже при самых сильных морозах температура воды на несколько десятых долей градуса выше нуля. Требуется некоторое время для того, чтобы, хорошо перемешиваемая течением реки, она охладилась до О °С. За это время водные массы, оставаясь незамерзающими, успевают сплыть вниз по течению Ангары на расстояние 15-20 км. В южной части Байкал покрыт льдом 4-4,5 месяца, в северной - 6-6,5 месяца.

Какие сроки замерзания и вскрытия были на Байкале 100 лет тому назад и каковы они в настоящее время?

С середины XIX в. замерзание Байкала наступает все позже, а вскрытие раньше. Продолжительность ледового покрова сокращается. Если в 1869 г. в районе с. Култук Байкал замерз, по наблюдениям Б. И. Дыбовского, 6 января, в 1870 г, - 2 января, а в 1877 г,- 14 декабря; вскрылся в 1869 г.- 8 мая, в 1870 г,- 13-15 мая, в 1879 г,- 26 мая, то за последние десятилетия крайние сроки замерзания озера наблюдались 6 февраля (при средней дате 9 января), а крайние сроки вскрытия - 17 апреля (при средней дате 4 мая).

Какова скорость нарастания льда в Байкале при замерзании?

Она зависит от температуры воздуха и состояния погоды. В первые 3-4 дня при тихой погоде и температуре воздуха ниже -20 °С лед нарастает по 4-5 см в сутки. На скорость образования льда значительно влияет снежный покров.

Как связаны волнение и льдообразование?

Волнение играет двоякую роль: с одной стороны, оно препятствует образования ледяного покрова, а с другой -ускоряет выхолаживание воды, создает условия для интенсивного ее перемешивания, образования внутриводно-го и донного льда.

Какова наибольшая толщина льда?

Если лед на Байкале образуется при замерзании свободной поверхности воды в бесснежные и малоснежные зимы, то он прозрачен и его толщина достигает 100-110 см. При большом количестве снега толщина льда меньше: 65-70 см в южном количестве снега толщина льда меньше: 65-70 см в южных районах и 90-100 см -в северных. В торосистых местах, где лед нагромождается, его толщина 150-200 см и более.

Как влияет снежный покров на толщину льда?

По наблюдениям Б. И. Дыбовского и В. Годлевского, зимой 1869-1870 гг. соотношение было следующим: при толщине снежного покрова в 0 см толщина льда - 1 м; 1-10 см - 86 см; при 11-20 см - 80 см; при 21-40 см -77 см; при 41-60 см - 60 см; при 61-80 см - 58 см. Это важно знать, в частности, автомобилистам при передвижении по Байкалу, а также рыбакам.

Что такое внутриводный лед и как он образуется?

Внутриводный лед представляет собой кристаллы льда, возникающие в переохлажденной воде. Вода переохлаждается в зоне контакта с холодным воздухом при ветровом волнении или быстром течении и перемешивании на перекатах. При этом частицы переохладившейся воды вовлекаются в толщу или на дно реки прежде, чем успевают превратиться в лед. Процесс кристаллизации завершается у них уже в воде. Образовавшийся таким образом лед постепенно всплывает и образует шугу.

Как образуется донный лед?

При очень низких температурах воздуха и при интенсивном перемешивании воды в озере. Ледяным панцирем на дне покрываются не только камни, но и сваи причалов, рыболовные сети, водоросли и т. п. По мере утолщения ледяная корка всплывает на поверхность, иногда вместе с мелкими предметами, галькой, песком и др. Здесь отдельные ее куски смерзаются, формируется шуга, а постепенно и льдины разных размеров. Последние образуют сначала ледяные поля и, наконец, сплошной ледяной покров. Формы кристаллов донного льда самые разнообразные, так же, как и снежинок в воздухе, но они имеют более сглаженные грани. При тщательном изучении донного льда установлено, что он представляет собой рыхлую губчатую массу, состоящую из коротких тончайших ледяных пластинок из шестигранных кристаллов размеров от долей миллиметра до 1 см в поперечнике.

Что было бы, если бы лед не плавал в воде, а тонул?

Если бы лед тонул, то все водоемы умеренных и высоких широт на Земле оказались бы заполненными им от поверхности до самого дна. Солнце не смогло бы растопить эту массу, вытаивал бы лишь тонкий поверхностный слой. На планете царил бы вечный холод, и она стала бы необитаемой.

Что происходит при выпадении снега на поверхность воды в озере?

Когда снег опускается на воду, температура которой близка к замерзанию, он сбивается при волнении в гряды толщиной 0,5 м. Когда температура воды опускается до точки замерзания, мокрый снег и вода смерзаются и образуется мутный, непрозрачный лед.

Что такое сокуи?

Ледяные наплески на промерзших скалах и камнях, образовавшиеся при замерзании озера. Сокуи имеют самую разнообразную, порой причудливую форму застывших потоков, сталактитов. Толщина льда в сокуях может достигать нескольких десятков сантиметров. При сильном шторме наветренные скалы и камни могут быть покрыты наплесковым льдом целиком, до десятка и более метров в высоту. Обилие сокуев и наплесков на берегу делает его для малых судов почти неприступным. Росту сокуев способствует выбрасываемый волнами лед-шорох. Из шороха также формируются сокуи, наплески, блинчатый лед и колобовник, а иногда ледяные валы. На наветренных сторонах скал высота сокуев может достигать 20-30 м. Особенно часто таким ледовым панцирем покрываются скалы на мысе Кобылья Голова в Малом Море и на Ольхоне, севернее пади Узур.

Что такое шорох?

Шорохом на Байкале называют внутриводный кру-пинчатый лед. Он появляется позднее, чем такие поверхностные формы льда, как забереги, сало, шуга, склянка. Кристаллы шороха имеют игловидную, чечевицеобразную, бобовидную, гороховидную формы размером от 1-2 до 10-20 мм в поперечнике.

Что такое сало?

Плоские тонкие кристаллы льда, еще не смерзшиеся в сплошную корочку. Они образуются на спокойной поверхности воды и являются первым признаком ее охлаждения ниже 0°С. Сроки образования сала определяются тепловым запасом воды. Чем мелководнее и обособленнее район от центральной части озера, тем быстрее вода отдает тепло и тем раньше здесь начинаются эти ледовые явления. При тихой погоде, обычно ночью, кристаллы смерзаются в тонкие корочки. Под влиянием течений и волнения образовавшиеся корочки из смерзшегося сала разламываются, частично втягиваются в толщу воды и образуют рыхлые белесоватого цвета комки - шугу.

Что такое колобовник?

Это окатанная форма блинчатого льда, которая формируется при замерзании озера и разрушении его ледяной кромки волнами. Обычно обломки льдин имеют округлую форму, мутный цвет, часто утолщенные края. После ледостава большие поля из смерзшегося колобовника доставляют немало неприятностей автомобилистам и даже пешеходам. Езда на мотоциклах по такому ледяному покрову - сущее мучение. А между тем ездить на мотоциклах рыбакам, охотникам, да и ученым при зимних исследованиях приходится много

Что такое ледяные наплески, брызговое обледенение?

Они появляются на крутых и отвесных скалах, а также на бортах и палубах судов, их такелаже и представляют большую опасность для судов.

Длительное воздействие снега на различные предметы - деревья, камни, лед, инженерные сооружения. Снег, заметаемый поземкой, шлифует камни, полирует лед. В тех местах, где снежная коррозия проявляется ежегодно, стволы деревьев с наветренной стороны голые, не имеют ветвей, а кроны их приобретают флагообразную форму. Снежная коррозия очень хорошо видна на наветренных частях стволов деревьев на западном побережье Байкала и у верхней границы распространения древесных растений на горных склонах.

Какова мощность снегового покрова на Байкале?

Из-за часто повторяющихся сильных ветров он распределяется очень неравномерно. Вдоль западного берега ледяной покров почти бесснежный, видны лишь отдельные островки застругов в районах торосистых полей. По мере продвижения к восточному берегу толщина снегового покрова возрастает и может достигать 80-100 см.

Почему при таянии снега на льду Байкала почти не бывает луж (слякоти) ?

Лужи на поверхности ледяного покрова образуются до тех пор, пока не произойдет кристаллизация льда. Весной в нем появляются трещины, через которые такая вода уходит в подледное пространство. Когда весь лед превращается в кристаллический - игольчатый, он шумит, - издает шорох. Передвижение по такому льду очень опасно даже для пешеходов.

Что такое парниковый эффект и какова его роль на Байкале?

Термин «парниковый эффект» относят к физическому явлению, основанному на свойстве чистого прозрачного льда пропускать видимую часть света и задерживать отраженную от дна или других частиц, находящихся под ледовым покровом, длинноволновую радиацию.

Особенно заметно проявляется парниковый эффект под ледяной коркой, образующейся на поверхности льда при таянии снега. Снег тает под ней значительно быстрее, потому что она играет ту же роль, что и стекло на парниках. Это ярко проявляется на белесоватом льду. Мутный белесоватый лед задерживает и поглощает лучистую тепловую энергию только в верхнем тонком слое, разрушаясь на крупинки и пластинки постепенно, слой за слоем. При этом большинство пластинок располагается наклонно, как парниковая рама: нижний край их обращен к северу, а приподнятая часть козырька - к югу. Угол наклона примерно соответствует углу падения лучей солнца. Образование таких козырьков, создающих неровную поверхность льда, носит название «шах». При длительном подтаивании льда под козырьками ледяных корок образуются углубления до 10-15 см.

Что такое сублимация?

Испарение снега в зимнее время. В условиях Прибайкалья и Забайкалья, где зимой снега мало, а сухость воздуха и интенсивность солнечной радиации велики, выпадающий снег быстро испаряется. Поэтому на Ольхоне, например, а также вдоль западного берега Байкала скот пасут круглый год. Подобное наблюдается в Забайкалье и в Монголии.

Когда на Байкале происходит наибольшее испарение воды?

Наиболее интенсивно зимой, когда морозы самые сильные, но озеро еще свободно от ледяного покрова. В целом зимнее испарение превосходит летнее в 2-3 раза.

По данным доктора географических наук А. Н. Афанасьева, с поверхности Байкала за год испаряется 10,33 км3, или около 14,6% общего объема расхода воды из Байкала через Ангару.

Были ли айсберги на Байкале?

Вероятно, были, так как на дне Байкала есть остатки конечных морен ледников, спускающихся в озеро. В губах Аяя, Фролиха они расположены на глубине 40-50 м и более.

Что такое становые щели?

Это температурные швы в ледяном покрове. При колебаниях температуры воздуха лед расширяется или сжимается, образуя трещины или торосы. Становые щели возникают после замерзания озера и представляют собой сквозные трещины во льду. В разные годы их местоположение относительно постоянно: они обычно тянутся вдоль берега по кратчайшей прямой между соседними его выступами, расчленяя ледовый покров на ледяные поля до 10-30 км в поперечнике. Линейное расширение или сужение льда при изменении его температуры на 1 °С составляет 70 мм на 1 км льда. Колебания температуры воздуха иногда достигает 20-30 °С в сутки. Таким образом, при ширине Байкала в районе Лиственничное - Танхой в 40 км и перепаде температуры только 10 °С, суммарная ширина щелей составляет 28 м. Но так как лед покрыт снегом неравномерно, а, следовательно, охлаждение или нагревание отдельных ледяных полей также неравномерно, то трещины образуют очень сложную и сильно разветвленную сеть различной длины: от десятков до сотен и более метров. Щели живут, или дышат, то есть их ширина меняется в течение суток. Самая большая ширина становых щелей в одном месте - около 4 м. Но чаще всего они бывают шириной от 0,5 до 1,2 м. Преодолевают их с помощью специальных трапов из толстых двух-трехдюймовых досок или из бревен с дощатым настилом, уложенных поперек щелей.

Что такое торосы?

Нагромождение обломков льда вдоль становых щелей или сквозных трещин. При повышении температуры и сужении щелей лед выдавливается на поверхность и создает торосы. Так как расширение и сужение повторяется, то торосы вдоль щели образуют ярко выраженный ледяной вал. Высота торосов обычно сравнительно невелика -до 1-1,5 м. Но иногда они могут достигать 10-12 м. Время образования торосов определяют по толщине льдин, из которых они образованы. Из тонких льдин торосы образуются в начале ледостава, а из толстых — обычно весной, когда увеличиваются суточные перепады температуры воздуха и начинается прогрев льда весенними лучами солнца.

Как образуются надвиги льда?

Чаще всего весной, когда при подтаивании поверхностных слоев льда и снега растаявшая вода сначала заполняет сухие температурные трещины, а потом в них замерзает. Трещины перестают играть роль температурных компенсаторов, лед становится монолитной массой, а его поверхность при таянии более шероховатой. Во второй половине зимы (с февраля) и весной на Байкале усиливаются ветры. В это время подвижка льда, усиленная еще и ветром, приводит в движение большие ледяные поля. В местах, где возникает сопротивление, или существует препятствие (береговой припай, инженерные сооружения и др.), возникает нагромождение движущейся массы льда - надвиг. Надвиги, возникающие при замерзании озера, бывают из более тонкого льда и меньших масштабов. Они обычно не представляют такой серьезной опасности для инженерных сооружений, как надвиги весенние.

Почему зимой не бывает надвигов льда?

Зимой более устойчивая отрицательная температура, без резких и долговременных перепадов, лед более крепкий. Колебание температуры и происходящие при этом расширения или сужения льда компенсируются трещинами во льду и становыми щелями.

Каковы масштабы и мощность надвигов?

Лед может выжиматься на берег на расстояние до 20-30 м, а его нагромождения при встрече с надежным препятствием - скалой, например, - подниматься на 15-16 м. В 1962 г. В Южном Байкале наблюдали ледяные валы от надвигов высотой до 20—30 м. В 1933 г. такие нажимы льда перекрыли железнодорожное полотно около ст. Танхой и столкнули с рельсов товарный железнодорожный эшелон вместе с паровозом. Весной 1960 г. на судоверфи им. Ем. Ярославского ледокол «Ангара» водоизмещением 1400 т был вытеснен льдом на береговую отмель.

В этом же году в пос. Лиственничном и в порту Байкал надвигами разрушены причальные сооружения. В бухте Сосновка 13 мая 1960 г. при полном штиле подвижкой льда на берег вытеснились камни весом 5-6 т.

Для защиты инженерных сооружений или судов от повреждения ледовыми надвигами вокруг защищаемых сооружений прорубают майну - щель для свободного смещения льда. Ширина майны должна быть не менее полуторной толщины льда. Но не всегда такие предохранительные меры достигают цели. Надвиги иногда бывают такими значительными, что подобные майны не предотвращают их. В таком случае нужны другие, более активные меры. Обычно приходится дробить надвигающийся лед взрывами.

Сила воздействия надвигов льда огромна. Прямых ее измерений, к сожалению, пока не произведено.

Масштабы воздействия надвигов зависят от метеорологических условий - силы ветра, степени повышения температуры при потеплении, а также от размеров пришедших в движение полей. На Байкале они бывают до 200-300 км2, масса льда, приходящая при этом в движение, достигает 180-220 млн. т. Сила инерции такой массы весьма внушительна. Если даже лед перемещается со скоростью 1 см/с, то и в этом случае при толщине льда в 1 м воздействие приобретет огромную силу, а развиваемая мощность сопоставима с мощностью десятков и даже сотен крупнейших гидроэлектростанций. Скорости же перемещения ледяных полей бывают в десятки раз большими (до 0,5-0,6 м/с), следовательно, и сила воздействия такого льда во много раз большая.

Когда на Байкале бывает «артиллерийская канонада»-?

Ежегодно зимой, после замерзания всей акватории озера. Ледяной покров при резком и значительном понижении температуры охлаждается и сокращается. В нем появляются усадочные трещины. Их размер зависит от абсолютной величины и скорости понижения температуры. При меньшем охлаждении возникают многочисленные клиновидные несквозные (сухие) трещины; при значительном охлаждении — сквозные (мокрые) трещины. Растрескивание льда сопровождается шумом и грохотом, который напоминает артиллерийскую канонаду.

Что такое взлом льда и чем он вызывается?

Зимние взломы ледяного покрова на Байкале — явление довольно частое. Из прошлого известны случаи, когда на озере после его замерзания уже открывалась конная переправа, а затем в течение нескольких часов лед разрушался. Например, 13-14 января 1908 г. от с. Бугульдейки до с. Ха-рауз (расстояние около 25 км по льду озера поперек котловины) открылась конная переправа, а 15—16 января лед у западного берега взломало и девять подвод с лошадьми носило на льдинах по озеру в течение пяти суток; 22 человека спаслись с трудом. 19 января озеро снова замерзло, а с 21 января наладилась обычная регулярная переправа. В 1932 г. у пос. Лиственничное (Листвянки) после начала переправы лед толщиной 10-15 см был взломан сильным штормом.

На Байкале взлом льда возможен даже при его толщине свыше 30 см. Происходит это под влиянием жестких штормов типа боры. Такой срывающийся с гор ветер имеет огромную нисходящую силу с мощными, разного направления завихрениями. Под натиском ветра ледяной покров на воде раскачивается, под ним возбуждаются гидравлические волны, которые, в свою очередь, влекут за собой возникновение ледовых волн различных периодов, амплитуд и длин, распространяющихся в разные стороны. При таких волнах возникают силы, превышающие силы сцепления льда. В результате даже монолитный лед, не имеющий сквозных трещин, разламывается.

Какова грузоподъемность льда?

Грузы весом до 15 т могут перевозиться при толщине льда свыше 75 см. Если лед рассечен сухими трещинами, расчетную толщину льда необходимо увеличить на 20 %, а при мокрых трещинах - на 50 %. В 1904 г. между станциями Байкал и Танхой поперек озера была устроена железнодорожная переправа длиной 40 км. На лед укладывались на бревнах металлические рельсы, и по ним конной тягой перевозили с западного на восточный берег железнодорожные вагоны и паровозы. Вес паровозов был около 65 т. Такого концентрированного груза на сквозных трещинах лед не выдерживал, и паровозы приходилось перевозить в разобранном состоянии.

Почему молодой лед прочнее старого?

Молодой лед обычно без трещин, частички его крепко спаяны между собой, и поэтому он значительно прочнее. Сплошной, чистый молодой лед толщиной около 5 см выдерживает тяжесть человека (следует предостеречь любителей кататься по молодому льду - ходить по нему людям разрешается только при наличии 4-5-кратного запаса прочности). Раньше перевозка грузов на санях начиналась вскоре после ледостава при толщине льда 32-35 см. Если учесть, что при сильных морозах лед нарастает до 5 см в сутки, то уже не третий-четвертый день после ледостава часто начиналась переправа конной тягой, а на восьмой-девятый -автотранспортом. Однако в настоящее время, вследствие загрязнения воды и льда, его прочность снизилась.

Весной же переправа заканчивается за две-три недели до вскрытия, а иногда и раньше, хотя лед в это время имеет толщину 50-60 см. Начинается «разыгливание» льда - расчленение его под действием солнечного тепла в несвязанные между собой иглоподобные кристаллы - шестики. Такие длинные кристаллы льда пронизывают сначала часть, а потом и всю толщу льда. Кристаллы льда становятся как бы обособленными. Через такой лед вода при таянии проступает, движение по нему опасно даже для пешехода. Постепенно он расплавляется и ледовый покров исчезает

Что такое пропарины и чем они вызываются?

На Байкале поток тепла из воды ко льду весьма неравномерен, поэтому толщина льда также неравномерна. Лед тонкий там, где поток тепла так велик, что даже при сильных морозах вызывает подтаивание льда. Эти места, где образуются полыньи или лед значительно утоньшается, и называются пропаринами или ключами. Пропарины на Байкале образуются, по В. М. Сокольникову, от пяти причин: от газов, поднимающихся со дна и увлекающих

за собой более теплую воду; течений, подносящих теплую воду; термальных вод; ключевых вод; тепла речных вод в приустьевых участках. Из года в год пропарины встречаются в придельтовых участках рек Селенги, В. Ангары, в Баргузинском и Чивыркуйском заливах, над Академическим хребтом, в районе Ушканьих островов и т. д. При езде по Байкалу на автомашинах, мотоциклах или в туристических походах нужно быть очень осторожным. Районы, где бывают пропарины, лучше обходить либо по суше, либо удаляясь в море на несколько километров. Передвигаться в районах, где возможны пропарины, следует с проводником, хорошо знакомым с местами их образования.

Как обнаружить пропарины?

Открытые пропарины — полыньи — видно на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Но чаще пропарины бывают скрытыми тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно видеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Пропарины видны на аэроснимках и снимках из космоса в инфракрасном свете.

Где раньше всего начинает вскрываться Байкал?

В районе мыса Большой Кадильный. Здесь есть выходы газов, которые поднимают к поверхности более теплые глубинные воды, а они вызывают образование пропарин зимой и таяние льда весной.

Почему у крутых берегов лед тает раньше, чем у пологих?

Крутые, особенно скалистые берега, отражают тепловое солнечное излучение, которое ускоряет таяние льда. Кроме того, на ледяном покрове таких берегов скапливаются выносимые с побережья минеральные пылевые частицы грунта. Более темные, они больше поглощают тепла, нагреваются и также ускоряют таяние льда.