Большая берта орудие. Самые большие пушки в мире. Последний путь «Большой Берты»

Самые большие пушки в истории - от «Базилики» венгерского инженера с крутейшей фамилией Урбан (или это имя?) до крупповской «Доры» с длиной ствола 32,5 м!


1. «Базилика»


Она же - Османская пушка. Была отлита в 1453 году венгерским инженером Урбаном по заказу османского султана Мехмеда II. В тот достопамятный год турки осадили столицу Византийской империи Константинополь и все никак не могли попасть внутрь неприступного города.

Три месяца Урбан терпеливо отливал из бронзы свое детище и наконец представил султану получившегося монстра. 32-тонный великан длиной 10 м и диаметром ствола 90 см мог запустить 550-килограммовое ядро примерно на 2 км.

Чтобы перевезти «Базилику» с места на место, в нее впрягали 60 быков. Вообще же обслуживать султан-пушку должны были 700 человек, в числе которых были 50 плотников и 200 рабочих, делавших специальные деревянные мостки для передвижения и установки орудия. На одну лишь перезарядку новым ядром требовался целый час!

Жизнь «Базилики» была короткой, но яркой. На второй день пальбы по Константинополю ствол дал трещину. Но дело было уже сделано. К этому моменту пушка успела совершить меткий выстрел и пробить брешь в защитной стене. Турки вошли в столицу Византии.

Спустя еще полтора месяца пушка сделала последний выстрел и раскололась окончательно. (На снимке ты видишь Дарданелльскую пушку, аналог «Базилики», отлитый в 1464 году.) Ее создатель к этому моменту был уже мертв. Историки расходятся во мнении, как он погиб. По одной из версий, Урбана убило осколком взорвавшейся осадной пушки (более мелкой, но опять же отлитой им самим). По другой версии, после окончания осады султан Мехмед казнил мастера, узнав, что Урбан предлагал свою помощь и византийцам. Нынешняя международная обстановка велит нам склониться ко второй версии, которая лишний раз доказывает вероломную сущность турок.

2. Царь-пушка


Ну а куда же без нее! Каждый житель России старше семи лет примерно представляет, что это за штука. Поэтому ограничимся лишь самыми краткими сведениями.

Царь-пушка была отлита из бронзы пушечным и колокольным мастером Андреем Чоховым в 1586 году. На троне тогда сидел царь Федор Иоаннович, третий сын Ивана Грозного.

Длина пушки - 5,34 м, диаметр ствола - 120 см, масса - 39 т. Все мы привыкли видеть эту пушку лежащей на красивом, украшенном орнаментом лафете, с покоящимися рядом ядрами. Однако лафет и ядра были изготовлены лишь 1835 году. К тому же стрелять такими ядрами Царь-пушка не может и не могла.

Пока за орудием не закрепилось нынешнее прозвище, его называли «Дробовик российский». И это ближе к истине, поскольку стрелять пушка должна была картечью («дробом» - каменными ядрами, общим весом до 800 кг). Должна, но никогда не стреляла.

Хотя, согласно легенде, один залп пушка все-таки сделала, выстрелив прахом Лжедмитрия, но это не соответствует фактам. Когда в восьмидесятых Царь-пушку отправили на реставрацию, изучившие ее специалисты пришли к выводу, что орудие так и не было доделано. В пушке не оказалось запального отверстия, которое за пять веков так никто и не удосужился просверлить.

Впрочем, это не мешало красоваться пушке в сердце столицы и своим внушительным видом демонстрировать заморским послам мощь русского оружия.

3. «Большая Берта»


Свое прозвище легендарная мортира, выпущенная в 1914 году на заводах старинной литейной династии Круппов, получила в честь Берты Крупп, бывшей в то время единственной владелицей концерна. Судя по сохранившимся фотографиям, Берта действительно была довольно крупной женщиной.

420-мм мортира могла делать один выстрел в 8 минут и посылала 900-килограммовый снаряд на 14 км. Фугас взрывался, оставляя после себя воронку диаметром 10 м и глубиной 4 м. Разлетавшиеся осколки убивали на расстоянии до 2 км. Стены французских и бельгийских гарнизонов к такому подготовлены не были. Союзные войска, сражавшиеся на Западном фронте, окрестили Берту «убийцей фортов». На взятие очередной крепости у немцев уходило не более двух дней.


Всего за годы Первой мировой было произведено двенадцать «Берт», к настоящему времени не уцелело ни одной. Те, что не взорвались сами, были уничтожены во время боев. Дольше всего просуществовала мортира, захваченная в конце войны американской армией и выставлявшаяся до 1944 года в военном музее города Абердина (штат Мэриленд), пока ее не отправили на переплавку.

4. Парижская пушка


21 марта 1918 года в Париже прогремел взрыв. За ним другой, третий, четвертый. Взрывы раздавались с пятнадцатиминутными интервалами, и всего за день их прозвучало 21… Парижане были в панике. Небо над городом при этом оставалось пустынно: ни вражеских самолетов, ни цеппелинов.

К вечеру, после изучения осколков, стало понятно, что это были не авиабомбы, а артиллерийские снаряды. Неужели немцы добрались до самых стен Парижа, а то и вовсе засели где-то внутри города?

Лишь спустя несколько дней французский авиатор Дидье Дора, совершая облет, обнаружил место, откуда стреляли по Парижу. Пушка пряталась в 120 километрах от города. По Парижу стреляла «Труба кайзера Вильгельма» - сверхдальнобойное орудие, еще одно исчадие концерна Круппа.

Ствол 210-миллиметровой пушки имел длину 28 м (плюс 6-метровое удлинение). Колоссальное орудие, весившее 256 т, размещалось на особой железнодорожной платформе. Дальность выстрела 120-килограммового снаряда составляла 130 км, а высота траектории доходила до 45 км. Именно потому, что снаряд двигался в стратосфере и испытывал меньшее сопротивление воздуха, и достигалась уникальная дальнобойность. Снаряд добирался до цели за три минуты.

Пушка, замеченная глазастым летчиком, пряталась в лесу. Вокруг нее располагались несколько батарей орудий малого калибра, которые создавали шумовой фон, мешавший установить точное расположение «Трубы кайзера».


При всей своей внешней ужасности орудие было довольно бестолковым. 138-тонный ствол прогибался от собственного веса и нуждался в поддержке дополнительными тросами. А раз в три дня ствол и вовсе приходилось целиком менять, поскольку больше 65 выстрелов он не выдерживал, слишком уж быстро его стачивали залпы. Поэтому для очередного нового ствола имелся особый набор нумерованных снарядов - каждый следующий чуть толще (то есть чуть больше по калибру), чем предыдущий. Все это сказывалось на точности стрельбы.

Всего по Парижу было произведено около 360 выстрелов. При этом было убито 250 человек. Больше всего парижан (60) погибло при попадании (естественно, случайном) в церковь Сен-Жерве во время службы. И хотя погибших было не так много, весь Париж был напуган и подавлен могуществом немецкого оружия.

Когда ситуация на фронте изменилась, пушку немедля эвакуировали обратно в Германию и уничтожили, чтобы ее секрет не достался войскам Антанты.

5. «Дора»


И снова немцы, и снова фирма «Крупп». В 1936 году Адольф Гитлер настоятельно рекомендовал концерну построить пушку, которая была бы способна разрушить французскую линию Мажино (систему из 39 оборонительных укреплений, 75 бункеров и прочих блиндажей, построенную на границе с Германией). Спустя год спецзаказ фюрера был выполнен и одобрен. Проект был тут же запущен в производство. И в 1941 году суперпушка увидела свет.

«Дора», получившая свое имя в честь жены главного конструктора, была способна пробить броню толщиной в 1 м, 7 м бетона и 30 м обычного твердого грунта. Дальнобойность орудия оценивалась в 35-45 км.

«Дора» даже сегодня ужасает своими размерами: длина ствола - 32,5 м, вес - 400 т, высота - 11, 6 м, каждый снаряд весил 7088 кг. Пушка располагалась на двух железнодорожных транспортерах, и полный вес всей системы достигал 1350 т.

Ужасать «Дора», конечно, ужасала, но тут выяснилось, что применить ее особо негде. Линия Мажино уже год как была взята, форты Бельгии пали. Даже переправить пушку для укрепления Гибралтара не представлялось возможным: железнодорожные мосты Испании не выдержали бы ее веса. Но в феврале 1942 года было решено доставить «Дору» в Крым и начать обстрел Севастополя.

Операция, к счастью, вылилась в пшик. Несмотря на чудовищные усилия фашистской армии, эффект оказался практически нулевой. Более 4000 человек были заняты обслуживанием «Доры». Для орудия была даже проведена специальная километровая железнодорожная ветка. Сложная маскировка и защита позиции осуществлялась с помощью истребителей, дивизиона дымомаскировки, двух пехотных рот и специальных команд полевой жандармерии.

Модель «Доры»

В период с 5 по 26 июня по Севастополю было выпущено 53 снаряда. В цель попало лишь пять, да и те не достигли желаемого эффекта. Операция была свернута, и «Дору» отправили к Ленинграду. Но больше за всю войну она так и не произвела ни одного выстрела.

В апреле 1945-го в лесу под городом Ауэрбахом американские войска обнаружили обломки «Доры». Орудие было уничтожено самими немцами, чтобы оно не досталось наступавшей Красной армии.

Большая Берта - огромная башня с 2 крупнокалиберными пушками, тем не менее, наносящими не cамый большой урон. Может быть уничтожена.

Тактика

Проще всего обойти сзади, т.к. вращается башня медленно. Важно: используйте оружие либо с максимально высоким уроном (и точное), либо скорострельное и точное. По габаритам она - всё же не Воин, так что точность не помешает. И, несмотря на свой вроде невысокий урон, вполне способна убить игрока с 2 залпов, к тому же у снарядов весьма большой радиус взрыва. Да ещё и Бэм будет мешать.

Хороший вариант - Плевун, так как он обладает довольно низкой отдачей и высокой кучностью (о точности речи не идёт, так как ствол от Владоф). Коррозийное оружие на этом этапе обычно не попадается (на первом прохождении), а взрывное позволяет наносить высокий урон по Большой Берте по сравнению с нестихийным оружием.

Используется Бумом и Бэмом.

Игрок может сесть за неё только один раз за прохождение, для того, чтобы выбить ворота и поделить на ноль толпу обычных и безбашенных бандитов.

Обычные бандиты тоже могут сесть за пушку, поэтому не подпускайте их близко.

«Большая Берта» или «Толстушка Берта» (нем. «Dicke Bertha») - немецкая 420-мм мортира. Создатели назвали 420-мм пушку «Толстушка Берта» в честь внучки Альфреда Круппа, «пушечного короля», который и вывел фирму в лидеры. Берта Крупп к тому времени уже была официальной единоличной владелицей концерна.

Военная история располагает огромным количеством запомнившихся фактов, в которые входит и создание вооружений, что и по сей день удивляют простором инженерной мысли и своими размерами. За все время существования артиллерии было создано несколько артиллерийских орудий внушительных габаритов. Из них можно отметить наиболее выдающиеся по размерам:

  • Маленький Давид;
  • Царь-Пушка;
  • Дора;
  • Карл;
  • Большая Берта;
  • 2Б2 Ока;
  • Сен-Шамон;
  • Родмена;
  • Конденсатор.

Маленький Давид

«Маленький Давид», сделанный американцами в конце Второй мировой войны, является экспериментальной моделью мортиры калибром 914 мм. Даже в наше время это самая большая пушка в мире, рекордсмен среди крупнокалиберных.

Царь-Пушка

«Царь-Пушка», создателем которой в 1586 году стал мастер Андрей Чохов, отлита из бронзы и имеет большой калибр890 мм.

На самом деле пушка никогда не стреляла, даже вопреки легендам, говорящим, что из нее сделан выстрел прахом Лжедмитрия. Как показывает детальное изучение орудия, оно не было доделано, а запальное отверстие так и не было просверлено. Ядра, из которых сегодня сделан постамент для «Царь-Пушки», на самом деле не предназначались для стрельбы из нее. Пушка должна была стрелять «дробом», представляющим собой каменные ядра, общий вес которых до 800 килограммов. Именно поэтому раннее ее название звучит как «Дробовик Российский».

Дора

Детище германского завода «Крупп» конца тридцатых годов прошлого века, названное в честь жены главного конструктора, носит название «Дора» и является сверхтяжелым железнодорожным артиллерийским орудием времен Второй мировой войны. Это самая большая пушка немецкой армии.

Калибр ее 800 мм, а ее крупнокалиберный заряд впечатлял разрушениями после выстрела. Однако точностью стрельбы она не отличалась, и много выстрелов сделать не удалось, т.к. затраты на ее использование не оправдались.

Карл

Во Вторую мировую войну своей выдающейся мощностью было суждено отличиться немецкой тяжелой самоходной мортире «Карл», большой калибр которой был ее главной ценностью, и составлял 600 мм.

Царь-пушка (Пермь)

Выполненная из чугуна пермская «Царь-пушка» обладает калибром 508 мм и, в отличие от своей тезки, все-таки является боевым орудием.

Изготовление пушки датируется 1868 годом, а заказ на нее Мотовилихинскому чугунопушечному заводу был выдан Морским министерством.

Большая Берта

Мортира «Большая Берта», обладая калибром 420 мм и дальностью стрельбы 14 километров, запомнилась как крупнейшее артиллерийское орудие Первой мировой войны.

Славится пробитием даже двухметровых бетонных перекрытий, а пятнадцать тысяч осколков от ее осколочных снарядов могли разлетаться до двух километров. Всего «убийц фортов», как еще называли «Большую Берту», было построено не более девяти экземпляров. Имея достаточно большой калибр, орудие способно стрелять с частотой одного выстрела в восемь минут, а для смягчения отдачи служил прикрепленный к станине якорь, который закапывался в землю.

Ока

Советская разработка 2Б2 «Ока», обладая калибром 420мм, за пять минут могла делать один выстрел дальностью двадцать пять километров. Активно-реактивная мина летела в два раза дальше и весила 670кг. Стрельба производилась с использованием ядерных зарядов.

Однако, как показала практика, возможность длительной эксплуатации осложнялась слишком сильной отдачей. Это и послужило причиной отказа поставить орудие на серийное производство, а в металлическом исполнении осталась одна единственная «Ока». Это при том, что выпущено было всего четыре экземпляра.

Сен-Шамон

В мае 1915 года фронт увидел восемь железнодорожных французских пушек фирмы «Шнейдер-Крезо».

За их создание отвечала сформированная французским правительством в 1914 году специальная комиссия, от которой крупные оружейные концерны и получили предложение разработать орудия большого калибра под железнодорожные транспортеры. Особо мощные пушки калибром 400 мм, которые выпустила фирма «Сен-Шамон», приняли участие в боевых действиях немного позже своих предшественниц из «Шнейдер-Крезо».

Родмена

В девятнадцатом веке стали появляться новые виды вооружения в виде бронепоездов и бронированных судов. Для борьбы с ними в 1863 году и была изготовлена пушка-колумбиада «Родмена», обладающая весом 22,6 тонн. Калибр ствола составлял 381 мм. Название пушки взято в честь раннего экземпляра подобного образца.

Конденсатор

Парад, прошедший на Красной площади в 1957 году, примечателен тем, что в колонне войск прошла самоходная артиллерийская установка «Конденсатор» (САУ 2А3).

Немалый калибр (406 мм) и внушительные габариты произвели фурор на параде. У специалистов из других стран зародились подозрения, что на самом деле показанная на параде техника носит исключительно бутафорский характер и имеет своей целью устрашение, но в действительности же это была настоящая боевая установка, которую к тому же отстреляли на полигоне.

Завод Круппа поставлял немецким войскам большую часть инновационных орудий. В ходе Первой мировой войны несколько пушек этого типа прекрасно себя показали на полях Франции и Бельгии. «Большая Берта» - чуть ли не единственный пример удачной конструкции колоссального орудия, оставшегося в истории как самая странная и одна из самых опасных пушек.

  • Основное предназначение

    Эта мортира нужна была для разрушения прочнейших фортификационных сооружений. Вообще, было создано целых два типа «Большой Берты»: полустационарный (тип Гамма) и буксируемый (тип М), с весами в 140 и 42 тонны соотвественно. Всего было выпущено девять мортир такого класса и только четыре из них были буксируемыми.


  • Разрушительная мощь

    Чтобы собрать Большую Берту типа М, инженерам требовалось около 12 часов. Но это время окупалось сторицей разрушительной силой снарядов орудия. Тяжелые снаряды типа М обладали массой в 810 кг и летели на расстояние в 9 километров. Применялось три вида зарядов: фугасные, осколочные и бронебойные - каждый из них был способен просто уничтожить защитников самого укрепленного фортификационного сооружения.


    Опыт Первой мировой

    Большая Берта прекрасно показала себя на полях Первой мировой войны. Французские и бельгийские крепости не могли ничего противопоставить этой разрушительной силе. Немецкие офицеры даже заключали пари, сколько продержится тот или иной форт: редко какой гарнизон выдерживал больше суток постоянного артобстрела.


    Где сражались

    Но эта колоссальная мортира просто не могла стать массовым орудием, уж слишком много денег приходилось тратить на производство одного экземпляра. 9 Больших Берт принимали участие во взятии Льежа (август 1914), битве за Верден (зима 1916) и атаке крепости Осовец (февраль 1915).


    Конец Большой Берты

    Еще в конце Первой мировой войны стало понятно, что время Большой Берты уходит безвозвратно. Монолитный армированный бетон современных укреплений оказался не по зубам массивным снарядам немецкого колосса. Кроме того, стволы Типа М изнашивались довольно быстро, а замена их была очень дорога. По условиям Версальского договора все Большие Берты были уничтожены - два сохранившихся экземпляра были переправлены в США, где в середине 50-х годов отправились на переплавку.

Славин Станислав Николаевич
Из книги «Секретное оружие третьего рейха»

Обычно стоит лишь заговорить в компании "технарей" о сверхбольших пушках, кто-нибудь непременно вспомнит:

А, "Большая Берта"! Она стреляла по Парижу...

Но, как считает доктор технических наук, профессор В.Г. Маликов, в таком суждении есть, как минимум, две ошибки. Во-первых, по французской столице стреляла не "Большая Берта", а "Колоссаль"; во-вторых, "Берта" вообще не могла выплюнуть снаряд на сто с лишним километров. В общем, дело было так...

Ночь на 23 марта 1917 года прошла без воя сирен, возвещавших об очередном воздушном налете. Однако... "в 7 часов утра я услышал сильнейший, как мне показалось, разрыв бомбы, потрясший окна нашей квартиры на Кэ Бурбон, - вспоминал генерал-лейтенант А.А. Игнатьев, в то время военный атташе России во Франции. - Сирены молчали, и мы еще более были удивлены, когда ровно в 7 часов 15 минут раздался такой же удар, а в 7 часов 30 минут - третий, несколько более отдаленный. В это солнечное утро Париж замер от продолжавшихся и никому не понятных сильных разрывов каких-то неведомых бомб". То были снаряды, выпущенные из сверхдальнобойных германских орудий.

Замысел подвергнуть Париж артиллерийскому обстрелу, продемонстрировав тем самым свою военную мощь, и морально воздействовать на французов возник в кайзеровской ставке еще весной 1916 года. По инициативе генерала Э. Людендорфа было решено изготовить крупнокалиберную пушку, которая могла бы достать до Парижа из-за линии фронта, которая проходила тогда в 90 километрах от столицы Франции.

Разработку орудия поручили фирме Круппа, которая в 1914 году изготовила морское орудие, стрелявшее на 56 километров. Для того чтобы поразить Париж, требовалось значительно увеличить начальную скорость снаряда. Как известно, она зависит от длины ствола. Расчет показал суперпушке понадобится ствол длиной не менее 34 метров! Отлить такой ствол оказалось невозможно. Поэтому его решили сделать составным. За пятиметровой зарядной каморой шла состоящая из нескольких частей внутренняя нарезная труба. К ней крепилась шестиметровая гладкостенная дульная часть. От казенника ствол прикрывался 17-метровым кожухом.

Чрезмерно удлиненный, но относительно тонкий ствол весом... 138 тонн прогибался от собственной тяжести. Его даже пришлось поддерживать стальными тросами. После каждого выстрела он колебался 2-3 минуты. По окончании стрельб даже приходилось снимать его с помощью козловых кранов и выпрямлять.

Под воздействием раскаленных газов, образующихся при сгорании 250-килограммового порохового заряда, трения о стенки ствола снаряда массой 118 килограммов диаметр ствола менялся. Если сразу после изготовления калибр суперпушки был 210 миллиметров, то после стрельб увеличился до 214 миллиметров, поэтому последующие снаряды приходилось делать все толще.

На огневую позицию дальнобойный монстр вывозили на железнодорожной платформе-лафете массой 256 тонн, установленной на 18 парах колес. Они же воспринимали и энергию отдачи. С горизонтальной наводкой особых технических проблем не было. А с вертикальной? В том месте, откуда намеревались обстреливать Париж, немцы скрытно забетонировали площадку. И на этой "подушке" сделали поворотный круг для огромной платформы и смонтированного на ней орудия. Его обслуживало 60 комендоров береговой обороны во главе с адмиралом.

Перед каждым выстрелом одни специалисты сперва тщательно обследовали ствол, снаряд и заряд, другие рассчитывали траекторию с учетом данных метеосводок (направление, скорость ветра). Вылетев из ствола, поднятого на 52°30" относительно горизонта, снаряд через 20 секунд достигал высоты 20 километров, а спустя 90 секунд выходил на вершину траектории - 40 километров. Затем снаряд вновь входил в атмосферу и, разгоняясь, обрушивался на цель со скоростью 922 метра в секунду. Весь полет на расстояние 150 километров он проделывал за 176 секунд.

Первый снаряд упал на площади Республики. Всего по столице Франции немцы выпустили 367 снарядов, при этом треть их попала в пригороды. Погибли 256 парижан, 620 человек были ранены, но цели, поставленной Людендорфом, кайзеровское командование так и не достигло. Наоборот, в июле-августе 1918 года союзники предприняли наступление, поставившее Германию на грань поражения.

Правда, из Парижа уехали несколько сот горожан. Поползли слухи о таинственной суперпушке "Большая Берта", названной так якобы в честь жены А. Круппа. Однако, как уже упоминалось, - "Большой (или "Толстой") Бертой" именовали короткоствольную, 420-миллиметровую осадную мортиру, которую германская армия использовала при осаде бельгийской крепости Льеж. А по французской столице вели огонь три сверхдальнобойные 210-миллиметровые пушки "Колоссаль". После заключения перемирия с союзниками пушки демонтировали, спрятали их детали и документы.

Тем не менее произведенный эффект привел к тому, что в Первую мировую войну сверхдальнобойные орудия стали разрабатывать и в других странах. До конца войны французские специалисты успели изготовить тяжелое 210-миллиметровое орудие, установленное на многоосном железнодорожном транспортере. Дальность его огня должна была составить не менее 100 километров. Однако эта сверхпушка так и не попала на передовую - она оказалась настолько массивной, что при перевозке ее не выдержал бы ни один мост.

Английские инженеры предпочли калибр 203 миллиметра. Длина ствола английской пушки составляла 122 калибра. Этого было достаточно, чтобы 109-килограммовые снаряды при начальной скорости 1500 метров в секунду пролетали 110-120 километров.

В России еще в 1911 году военный инженер В. Трофимов предложил Главному артиллерийскому управлению проект тяжелого орудия, снаряды которого поднимались бы в стратосферу и поражали цели на дистанции более 100 километров. Однако проект отклонили. Позже, узнав об обстреле Парижа пушками "Колоссаль", В. Трофимов первым объяснил сущность сверхдальней стрельбы, подчеркнув, что есть основания подозревать немецких инженеров в заимствовании его идей, опубликованных еще до войны.

Так или иначе, но сами немцы не забыли о достигнутом успехе и к началу Второй мировой войны разработали и построили еще несколько сверхдальнобойных орудий. Так, в 1942 году при осаде Севастополя гитлеровцы применили кроме прочих орудий и 800-миллиметровую артиллерийскую систему "Дора". Семитонные снаряды этой пушки пробивали 100-сантиметровую броню. Вес орудия превышал 1350 тонн. Установка передвигалась на платформе с 80 колесами. Расчет составляла команда из 450 солдат и офицеров.

Однако 80 снарядов, выпущенных по героическому Севастополю, не оправдали надежд гитлеровского командования. Орудие вскоре перевезли под Ленинград, где началась знаменитая рельсовая война.

Нашим воинам противостоял сильный и опытный противник. Фронт подошел так близко к Ленинграду, что центр города оказался в радиусе действия гитлеровской дивизионной и корпусной артиллерии. Кроме того, немцы постоянно подвозили к передовой орудия большой мощности калибром до 420 миллиметров. В обстрелах участвовали как германские железнодорожные установки (240-380-миллиметровые), так и их трофейные французские аналоги (305-370-миллиметровые). 15 сентября 1941 года Ленинград находился под огнем 18 часов 32 минуты, 17 сентября - 18 часов 33 минуты.

Артиллерия Ленинградского фронта имела дальность стрельбы всего до 20 километров, так что вся тяжесть противоборства легла на моряков и железнодорожников. Подвижность "рельсовых" батарей и разветвленность местного транспортного узла обеспечили широкий маневр орудиям. При необходимости прокладывались и новые пути.

К лету 1942 года батареи научились открывать огонь уже через минуту после обнаружения вспышки орудий противника. Гитлеровцы тоже не дремали: в начале осады они начинали стрельбу только через 20-25 минут после первых залпов советских пушек с железнодорожных транспортеров, а через год этот промежуток сократился втрое. Но в ответ наша артиллерия ускорила развертывание на огневой позиции и отход с нее. Такого прогресса достигли за счет перехода от последовательного выполнения отдельных операций к параллельному. Делалось все, чтобы обеспечить быстрое движение транспортера по рельсам. В итоге получилась почти 7-кратная экономия (4 минуты вместо штатных 25)! Часто с целью соблюдения маскировки батареи отходили "самоходом".

Открытие огня маскировалось подрывом имитационных взрывпакетов или залпами орудий среднего калибра. Саперы устраивали ложную позицию батареи на 700-900 метров впереди действующей. Первые выстрелы производили с нее, а когда противник, отвечая, "засвечивался", в дело вступал большой калибр.

Подобные тактические "изюминки" приносили неплохие результаты. К 1 октября 1943 года 19-я батарея осуществила 118 выходов на боевые позиции и в 89 случаях подвергалась ответному огню. Немцы выпустили до 1500 снарядов, но ни один транспортер так и не вывели из строя - столь высоким оказалось искусство маскировки! Ну а уже в 1944-1945 годах советские "рельсовые пушки" полностью доминировали. При прорыве блокады Ленинграда зимой 1944-го батареи выпустили по врагу 6798 снарядов. Железнодорожники участвовали в штурме Выборга, обеспечивали десантные операции на островах Финского залива, обстреливали блокированные гарнизоны Мемеля, Либавы и Кенигсберга.

К концу войны бригада железнодорожной артиллерии насчитывала 356-миллиметровых и 305-миллиметровых установок - по 3, 180-миллиметровых и 152-миллиметровых - по 12, 130-миллиметровых - 39. Причем в ходе боев не погиб ни один расчет с орудием калибром более 152 миллиметров...

Столь блестящие результаты не могли не привлечь внимания командования. Разработчики уникальной техники были удостоены надлежащих почестей. Но мало кто сегодня знает, сколько интереснейших образцов осталось на бумаге.

Главное артиллерийское управление (ГАУ) еще в 1931 году выдало наркоматам "Ориентировочное задание на проектирование железнодорожных установок". 8 февраля 1938 года маршал Кулик утвердил тактико-технические требования на "рельсовую" 356-миллиметровую пушку ТП-1 и 500-миллиметровую гаубицу ТГ-1. Проектирование качающейся части обоих орудий поручили Особому техническому бюро УНКВД Ленинградской области, а транспортера - ЦКБ-19, располагавшемуся прямо в знаменитой тюрьме "Кресты". Позже эта "шарага" была переименована в ОКБ-172.

Рабочие чертежи и той и другой системы были подписаны в январе 1940 года. А уже летом 1941-го планировали провести испытания. Но начавшаяся война нарушила планы. Изготовители суперорудий - ленинградский завод "Баррикады" и Новокраматорский механический завод - перешли на выпуск другой продукции. Уже отлитые материальные части ТП-1 и ТГ-1 законсервировали...

Тем более что опыт Второй мировой войны показал не очень хорошие перспективы использования сверхдальнобойной артиллерии. Ту же "Дору" и двух ее сестер при первой же угрозе прорыва ленинградской блокады пришлось вывезти в Германию, где они и были взорваны к концу войны.

Не лучшая участь ждала и другие суперпушки. Так, орудие, предназначавшееся для обстрела Лондона и появившееся на побережье Ла-Манша в начале 1945 года, поначалу обеспокоило союзников. Еще бы! Махина имела длину ствола в 130 метров, а снаряд калибра 150 миллиметров весил 140 килограммов. Однако первый же выстрел закончился разрывом ствола и больше к этой затее не возвращались!

Наконец, в самом конце Второй мировой войны на вооружение вермахта поступило несколько 600-миллиметровых самоходных орудий "Карл". Однако они оказались неповоротливыми, недостаточно эффективными и вскоре были захвачены нашими частями.

Знакомство с трофейными "мастодонтами", возможно, послужило толчком к тому, что в 1951 году ЦКБ-34 начало проектировать 406-миллиметровую железнодорожную установку СМ-Зб. Для расчета ее баллистических характеристик использовали данные аналогичной пушки с недостроенного линкора "Советский Союз". Впервые артиллерийская система имела двойной откат (ствол откатывался по люльке, а верхний станок скользил по нижнему) и специальные приборы управления стрельбой, сопряженные с радиолокатором "Редан-3". Одновременно разрабатывали 305-миллиметровую установку СМ-31, также имевшую двойной откат, и 180-миллиметровое орудие ТМ-2-180.

Но в середине 1950-х годов в связи с новой позицией военно-политического руководства во главе с Н.С. Хрущевым ("ракеты вместо пушек") все работы по железнодорожной, а также морской и береговой тяжелой артиллерии были свернуты. К моменту прекращения финансирования упомянутые установки еще не выпускались, но их чертежи уже готовились для передачи на заводы.

Тем не менее тяжелые "рельсовые пушки" длительное время оставались на вооружении ВМФ. Так, еще до 1 января 1984 года моряки эксплуатировали одиннадцать ТМ-1-180 (8 на Черном море и 3 на Балтике) и две ТМ-3-12 (в финском заливе).

Оба орудия - по экземпляру этих "последних ласточек" отечественной железнодорожной артиллерии - помещены на вечной стоянке, близ форта Краснофлотский (бывшая Красная Горка) под Санкт-Петербургом.