Проект по экологии в старшей группе. Мы и деревья

В октябре 2013 года в ЦПКиО им. С.М.Кирова стартовал благотворительный экологический проект «Посади дерево». Каждый житель или гость города, учреждение или общественная организация могут внести свой вклад в сохранение уникального объекта культурного и природного наследия - Дворцово-паркового ансамбля Елагина острова, создавая и поддерживая тем самым экологически чистую окружающую среду в самом центре города. Парк – это живой организм, который проходит периоды развития, расцвета и увядания. Поэтому ему постоянно необходимы уход и забота. Подарив дерево, вы способствуете восстановлению утраченных исторических посадок, возвращая парку его былое величие и красоту.

Первые 20 деревьев из исторического ассортимента Елагина острова были подарены парку компанией PepsiCo и посажены 22 октября 2013 года. Это липа мелколистная, лиственница сибирская, клён остролистный, дуб черешчатый. Администрация парка с благодарностью приняла этот дар.

19 сентября 2014 года участники пробега «Балтийский диалог – 2014» подарили парку еще 8 лиственниц, которые были высажены в тот же день на южной набережной Елагина острова, на месте утраченных исторических деревьев. Всем легкоатлетам, принявшим участие в акции, были вручены именные свидетельства с указанием персонального номера дерева. Посадка лиственниц и праздничный концерт стали преддверием пробега по странам Балтии, стартовавшего 20 сентября на Дворцовой площади.

Всем кто желает принять участие в проекте «Посади дерево» необходимо прислать заявку со своими подробными контактными данными на с пометкой «Деревья». Сотрудники отдела садово-парковых работ свяжутся с вами, предоставят перечень наименований деревьев, исторически произраставших в парке и необходимых к восстановлению, требования, предъявляемые к саженцам, согласуют время и место посадки. Сама посадка деревьев проходит под руководством специалистов отдела садово-парковых работ.

Всем участникам благотворительного экологического проекта «Посади дерево» выдаются свидетельства, в которых указываются имя дарителя, порода дерева, место и время посадки. Каждому посаженному дереву присваивается свой персональный номер. Имена всех дарителей вносятся в реестр участников проекта «Посади дерево», с которым можно ознакомиться на нашем сайте.

Администрация парка выражает благодарность всем участникам проекта «Посади дерево» за их неравнодушие любовь к городу и парку.

Правила участия в благотворительном экологическом проекте «Посади дерево».

    С участниками благотворительного экологического проекта «Посади дерево» заключается Договор дарения.

    Всем участникам благотворительного экологического проекта «Посади дерево» выдаются свидетельства, в которых указываются фамилия дарителя (или семья) или название компании, порода дерева, место и время посадки. Каждому посаженному дереву присваивается свой персональный номер.

    Имена всех дарителей вносятся в реестр участников благотворительного экологического проекта «Посади дерево», с которым можно ознакомиться на нашем сайте.

    Порода сажаемого дерева, место и время посадки предварительно согласовываются с сотрудниками парка.

    Посадки, в связи с биологическими особенностями роста и развития растений, лучше проводить ранней весной (апрель, май) или в осенний период, начиная со 2- половины августа.

    Требования к посадочному материалу:6.1. для посадки в Парке Елагина острова используются саженцы из специализированных питомников;

    6.2. саженцы должны быть с комом земли, высота саженца не менее 3,5 м, диаметр штамба не менее 4,5 см. Для некоторых пород деревьев, по предварительному согласованию, возможно изменение требований; 6.3. саженцы должны иметь симметричную крону, очищенную от сухих и поврежденных ветвей, прямой штамб, здоровую, нормально развитую корневую систему с хорошо выраженной скелетной частью; на саженцах не должно быть механических повреждений, а также признаков повреждений вредителями и болезнями. 6.4. приобретение саженца происходит в присутствии специалиста парка.
  1. Посадочное место подготавливается сотрудниками парка, участник проекта производит торжественную посадку дерева.

    Участниками проекта также оплачиваются затраты, связанные с подготовкой посадочного места (земля, удобрения, материалы для подвязки).

    Посадка деревьев проходит под руководством специалистов отдела садово-парковых работ.

    Самостоятельный уход за деревьями невозможен. Проведение мероприятий по подкормкам осуществляется сотрудниками парка согласно агротехническим срокам и нормам.

Карта экологического проекта «Посади дерево»


Приложение№4

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "НАШЕ ДЕРЕВО "

Исследовательская деятельность в природных условиях.

2012год

Паспорт проекта

1. Тема: «Наше дерево»

2. Тип проекта: проектно - исследовательский

3. Характер проекта: творческо-исследовательский

4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители ДОУ

5. По количеству участников: групповой

6. По продолжительности: долгосрочный

7. Предмет исследования: деревья Вологодской области .

Актуальность:

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Проблема:

1.Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных

2.Дерево - прекрасный объект для наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.

3.Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

4.Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.

Цели проекта:

Выяснить представления детей о деревьях;

Заинтересовать проблемой;

Провести наблюдение за изменениями жизни деревьев в разные сезоны года;

Поддерживать естественный интерес ребенка к природе;

Сформировать исследовательские способности в процессе изучения;

Задачи:

Обучающие:

Формировать у детей представление о деревьях;

Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

Развивать умственные операции сравнения и обобщения;

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;

Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Ожидаемые результаты:

Продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

Формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности ;

Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.

План действий:

1.Постановка цели;

2.Поиск формы реализации проекта;

3.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5.Определение направлений поисковой практической деятельности;

6.Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;

7.Работа над частями проекта, его коррекция;

8.Коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

Цель: формирование экологической грамотности ребенка.

Задачи:

1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).

2) Охрана и укрепление здоровья детей.

3) Воспитание любви к родному краю.

Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование и лепка, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями.

Задачи, стоящие перед педагогом и детьми.

1. Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.

2. Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и придумать подходящее для него имя.

3. Выяснить, растут ли такие деревья в ваших лесах или это «пришелец» из других мест? Если да, то где его родина?

4. Задание детям: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, сказать свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно прошелестит в ответ.

2. Исследовательский:

Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях.

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?

5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?

6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?

7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?

8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем селе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

3. Заключительный:

Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

1. Создание детьми и родителями газеты «Наше дерево».

2. Изобразить свое дерево.

3. Посадка деревьев.

4. Занятие «Наше Дерево»

МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа» города Рязани

Проект по экологии на тему:

Экологическая акция: « Посади своё дерево».

Выполнила:

Громова Т.,

ученица 9А класса

Преподаватель:

Ганаева Т. Ю.

Рязань 2015

План.

    Введение;

    Актуальность темы;

    Цель;

    Основной материал;

    Заключение;

    Список литературы.

1

Введение

С каждым годом количество зеленых насаждений на планете неуклонно уменьшается. Этому способствуют промышленные вырубки, лесные пожары, засуха. Несмотря на то, что леса являются возобновляемым ресурсом, скорость их вырубки слишком высока и не покрывается скоростью воспроизводства. Ежегодно уничтожаются миллионы гектаров лиственных и хвойных лесов. На фоне тотальной урбанизации особенно печальная ситуация складывается в городах. Всё это я наблюдаю в моём городе Рязани. Мои родители, бабушки и дедушки рассказывали мне, что город Рязань был «зелёным городом». Как это было и как город выглядит сегодня??






Сегодняшняя Рязань действительно отличается от старой малым количеством зелёных насаждений.

2

Узнала из прессы, что в наш город приезжал Николай Дроздов.

Знаменитый ученый и телеведущий, доктор биологических наук Николай Дроздов назвал экологическую обстановку в Рязанской области «довольно напряженной». Об этом он заявил на с городскими эко-активистами в пятницу, 4 сентября 2015 года, связав такую ситуацию с развитым промышленным производством.

«В области развито машиностроение, металлообработка. Большой объем составляют такие тяжелые для экологии промышленные отрасли, как нефтепереработка и электроэнергетика», - отметил Дроздов. К основным загрязнителям региона он отнес РНПК и Рязанскую ГРЭС.

По его мнению, действующей в области программы по улучшению экологической обстановки недостаточно для исправления ситуации. «Нужно привлечь неравнодушных людей с каждого города, села и объединить тех, кто любит свой родной край, кто думает о нем и кто готов позаботиться об экологии», - заявил Дроздов.

Эта статья меня очень огорчила, и захотелось найти еще больше информации об экологии моего города. На сайте «Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации» я обнаружила печальный рейтинг Рязани:

4

Как мы видим, Рязань находится на 66 месте из 94 городов. Город относится к худшим по категории «Использование территорий». Это очень печально, но это действительно так. К примеру, возьмем знаменитый курортный поселок Солотча и близ лежащие вокруг него озера, которые были воспеты Паустовским в его книгах. Отличное место для отдыха – чистый воздух, сосновый бор. В последние годы здесь ведется массовая вырубка реликтовых сосен и строительство жилых домов.

Например, летом 2013 г. вся Рязань была возмущена варварским уничтожением 50 вековых сосен в Солотче на участке с кадастровым № 62:29:0150005:0110. На запрос жителей Солотчи в администрацию Рязани о правомерности строительства на землях городских лесов (что запрещено Лесным кодексом РФ) был получен ответ. Этот участок находится в муниципальной собственности Рязани. В 2007 году он был предоставлен вместе с соснами, на нем растущими, в долгосрочную аренду для строительства индивидуального жилого дома (сейчас там строится уже 3-й дом) жительнице Рязани Верясовой Марии Федоровне, 1929 года рождения. После незаконной вырубки сосен участок передан в субаренду другой гражданке. Информация была опубликована в газете «Рязанские ведомости». Вырубка леса продолжается по настоящее время.

На фото: участок леса в п.Солотча оформленный до вырубки на нём более 50 реликтовых сосен, на арендатора Верясову М.Ф.

Что же вы делаете, взрослые люди? Почему не думаете о будущем?

Также экологическими проблемами области являются сильное загрязнение воздуха, водных объектов и почв, существенные недостатки в обращении с отходами, вырубка, негативное воздействие состояния окружающей среды на здоровье населения. С 2006 года значительно ухудшилось качество воздуха, которым дышат Рязанцы. Тогда показатель загрязнения воздуха составил 17,8 единиц, при том, что индекс свыше 14 единиц считается очень высоким. Сейчас, в основном, благодаря контролю, за валовыми выбросами загрязняющих веществ в воздух, эти показатели удалось снизить до 7-9 единиц. Проблемы с атмосферой в Рязани достаточно значительны. Каждый рязанец может и сам это наблюдать. Стоит только выехать ненадолго за пределы города, и по возвращении обязательно почувствуешь в воздухе тяжелый химический запах. Обычно наши органы чувств привыкают к нему, потому мы его и не замечаем. Все мы помним события 2010 года, когда горели леса и торфяники. В городе просто невозможно было находиться. Тогда, погибли большие площади рязанских лесов, а ведь это легкие Рязанской атмосферы.

Ученые всего мира уже давно бьют тревогу – состояние водных ресурсов на Земле ухудшается с каждым днем. Подобная тенденция прослеживается по всему миру, и, если проблема не будет решена в ближайшее время, неизвестно, к чему это приведет. Как ни печально, но «глобальный водный кризис» не обошел стороной и Рязанскую область, воды которой таят в себе ряд совсем «не сказочных опасностей». Проблемы с водными ресурсами в нашем городе огромны. Рязанская область считается одной из наиболее обеспеченных водными ресурсами в нашей стране. При этом по данным последних заборов воды из питьевых источников Рязанской области, в частности из реки Оки, вода в них не соответствует санитарным правилам и нормам СЭС.

Тем не менее, к нам в пользование поступает вода, подвергшаяся жесткой чистке и фильтрации.

Все это свидетельствует о том, что Ока сейчас переживает не лучшие времена, хотя это далеко не новость. И з внутренних водоемов Рязани наиболее загрязненной является река Трубеж, в которой отмечено превышение норм нефтепродуктов, фенола, меди, марганца, соединений азота. Одна из причин сильного загрязнения Трубежа поступление неочищенных сточных вод Московского округа Рязани. Состав вод Трубежа не лучшим образом сказывается на качестве окской воды, в которой, в результате, также повышается содержание нефтепродуктов, фенолов и токсичных элементов. Более-менее благоприятна ситуация с рязанским озерным массивом, который находится под охраной не только экологических организаций, но и общественных объединений, а также органов культурного и туристического развития города. Исключение составляет разве что Ореховое озеро, где справиться с загрязнением берегов практически невозможно, даже несмотря на регулярные «рейды чистоты» и проходящие на территории озера субботники. Состояние воды в регионе, несмотря на усилия различных органов по защите окружающей среды, ухудшается с каждым днем. Это чревато во многих планах: бытовом, культурном, экономическом и так далее. Как показывает практика, законодательное регулирование проблемы оправдывает себя лишь на малую часть, поэтому перед Рязанской областью стоит первостепенная задача поиска новых средств разрешения сложившегося кризиса. В противном случае, мы рискуем превратиться в маленькую российскую Африку, где дефицит пресной воды станет печальной нормой.

В городе происходит строительство многоэтажных домов на месте парков.

Очень страшная статистика!

Что мы, дети, можем сделать для спасения нашей Родины?

Мы решили провести в школе экологическую акцию под названием «Посади своё дерево»

Главные цели акции:

*восстановление и увеличение количества лиственных деревьев;

* воспитание бережного отношения к лесам района;

*привлечение учащихся школы и родителей к лесопосадкам, как способу улучшения качества экологической обстановки в нашем регионе.

7

Основная часть

Важнейшим природным богатством Рязанской области является залегающий мощным пластом высококачественный торф. Хотя последнее обстоятельство накладывает на регион огромную ответственность: на торфяниках области нередко случаются сильнейшие лесные пожары, последний из которых бушевал в 2010 году . Такие пожары бывают не каждый год, но при наличии северо-западного ветра Рязань может полностью затянуть дымом от торфяников. Чтобы этого больше не произошло, нужно посадить в наших хвойных лесах такие лиственные деревья, как дуб, тополь, каштан, вяз и другие, тем самым сделать его смешанным.

Во-первых, древесина дуба, например, содержит большое количество влаги, что будет способствовать снижению скорости распространения огня и это позволит пожарным быстрее его затушить.

Во-вторых, лиственные деревья хорошо очищают воздух, поглощают вредные вещества.

Каштан.



Одно взрослое дерево каштана очищает от поступающих выхлопных газов пространство объемом до 20 тыс. м3. При этом в отличие от многих других деревьев, каштан разлагает ядовитые вещества почти без ущерба для своего здоровья.

8

Тополь.

Тополь - это спасение для экологически неблагоприятной местности. Среди городских деревьев тополь занимает ведущее место в очищении атмосферного воздуха, являясь своего рода воздушным дворником. По количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода тополю нет равных. У этого дерева есть и масса других великих достоинств. Тополь хорошо поглощает шум, устойчив к загрязнению воздуха, особенно выхлопными газами от машин и отходами от заводов. Тополиная листва приглушает звуковые волны и увлажняет воздух в 10 раз больше, чем ель. Тополь насыщает воздух озоном, выделяя в атмосферу большое количество фитонцидов и ароматических масел. Гектар тополей вырабатывает кислорода в 40 раз больше, чем гектар хвойных деревьев. Кислорода, который выделяет одно взрослое дерево за сутки, хватит для дыхания 3 человек в течение этого времени. При этом один автомобиль за 2 часа работы сжигает столько кислорода, сколько один тополь синтезирует за 2 года. Кроме того, тополь успешно увлажняет воздух вокруг себя. Особым достоинством тополя является его неприхотливость и жизнестойкость: он выживает вдоль автомагистралей и рядом с дымящими заводами. Липы и березы в этих условиях гибнут. Раздражающую многих проблему тополиного пуха можно решить заменой черного тополя «непушащими» видами – серебристым и белым.


9

Дуб.

Представители дуба широко используются в озеленении населенных пунктов, дворов городских многоэтажек и сельских домов. Рощи, аллеи, одиночные экземпляры дуба украшают парковые зоны. Крупные листья выделяют много фитонцидов, очищающих воздух.

Также хорошо справляются с поглощением вредных веществ из воздуха шиповник, сирень, акация.




10

Подсчитано, что гектар лиственных деревьев задерживает в год до 100 т пыли и взвешенных в воздухе твердых частиц. Хотя хвойные деревья не так успешно улавливают пыль, как лиственные, они вырабатывают фитонциды – биологически активные вещества, подавляющие патогенные микроорганизмы. К тому же хвойные растения очищаютвоздух в течение всего года, а не только в теплое время. Березы тоже вырабатывают фитонциды, однако эти деревья, как и липы, лучше сажать подальше от автодорог и «грязных» производств – они не так жизнестойки, как тополя или каштан. Необходимо 10 деревьев, чтобы нейтрализовать вред от 1 автомобиля.

Мы, ученики 9А класса, изучили физиологические особенности некоторых деревьев и решили собрать семена каштана и дуба для выращивания саженцев. Затем мы провели инструктаж о правильности выращивания их и раздали семена учащимся школы. Весной планируем высадить наши молодые деревья.


Инструктаж по посадке желудя:



    Подготавливаем плоды к посадке. Желуди перед посадкой нужно промыть проточной водой, а лучше с мылом, чтобы очистить их от плесени и бактерий. Это нужно для того, чтобы проросшее молодое дерево не заболело.

    Земля. Дуб любит плодородные лесные почвы, поэтому не сможет расти в песчаных и глиняных. Землю для будущего дерева можно принести из леса или набрать там же, где дуб сбросил эти желуди. Для него также подойдет рассадная земля из магазина. Ее можно перемешать с прошлогодней листвой, это пойдет только на пользу прорастающему желудю.

    Процесс посадки . Желуди можно посадить каждый в отдельный горшок, несколько в одно ведро или сразу в землю на улице. Если попробовать вырастить дуб из желудя в домашних условиях, то будет намного интереснее наблюдать за его прорастанием. При посадке следует учесть, что корневая система дуба развивается очень быстро. Поэтому горшок для желудя должен быть просторным. Вырастить дуб из желудя можно двумя способами: положить желудь в блюдечко, на влажную марлю и ждать его прорастания, а потом пересадить в горшок; сразу посадить будущее дерево в уютное кашпо. Желудь нужно сажать только в горизонтальном положении. Горшок необходимо заполнить землей на 2/3, положить желудь и засыпать землей до верха горшка.

    Уход и полив. Дуб любит воду, поэтому желудь нужно поливать ежедневно, до появления ростка. После необходимо просто следить за влажностью земли. Землю в горшке иногда можно даже и прорыхлить для скорого прорастания.

    Прорастание. На прорастание уходит примерно месяц или два.

    Достаточно долго, но первым делом развивается корневая система, а потом уже появляется росток.

12

    Закалка. Молодое деревце держать в домашних условиях можно два года. Для того, чтобы успешно вырастить дуб из желудя, необходимо его закалять. Это нужно для того, чтобы после пересадки в открытый грунт акклиматизация не затянулась на длительное время. Деревце нужно иногда выносить на открытый воздух, например, на балкон, чтобы оно привыкало к «заквартирному» климату.

    Пересадка в открытый грунт . Благоприятное время для пересадки саженца - весна, когда подросшее деревце еще не распустило листву. Почва для пересадки должна быть плодородной. Подготавливать ямку для посадки не нужно, достаточно проделать в земле отверстие с помощью колышка. После этого в ямку сажают деревце, аккуратно опуская в нее корни. Свободное пространство засыпают землей.

    Пересадка. После пересадки нужно следить за влажностью почвы и поливать деревце по мере ее высыхания. Также нужно очищать почву от сорняков. На первую неделю-две можно создать тень для ствола, но макушку должно освещать солнце. Это состояние является самым благоприятным для роста дуба. Деревце может скинуть листья, но это не значит, что саженец не прижился. Он должен привыкнуть к новомуклимату.

Инструктаж по посадке каштана:

    Проведите процедуру стратификации . Для этого поместите плоды каштана во влажную холодную среду. Например, в контейнере пересыпьте их крупным речным песком и поставьте на нижнюю полку холодильника или в холодный подвал дней на 10;

    Посадка каштана в горшок. Обработанные плоды высаживайте на глубину 2-3 см (не глубже трех диаметров плода). Проросший каштан нужно посадить в горшок с землей (почва должна быть удобренной и влажной) и поставить в прохладное место до наступления весны. Слишком сильное заглубление замедлит прорастание, а слишком высокое приведет к пересыханию посадочного материала. Подойдет погреб или любое неотапливаемое помещение, только чтобы температура воздуха не опускалась ниже, чем +5оС;

    Совет. Высаживать ростки каштанов можно в конце весны. Желательно выбрать не солнечный день, чтобы было не слишком жарко;

    Закалка. Для закаливания саженцев за 2 недели до даты высадки

13

    желательно выносить горшки с молоденькими каштанами на улицу и оставлять на 1-2 часа. С каждым днем время нужно увеличивать, чтобы растения быстрее адаптировались;

    Совет. Перед посадкой ваши молодые каштаны должны находиться на улице сначала целый день, а потом оставьте саженцы на сутки.

    Выбор места. Для посадки молодых саженцев нужно выбрать подходящее место. Это может быть хорошо освещенный участок, освобожденный от построек и высоких растений. Очень важно в период активного роста обеспечить растению много света, поэтому рядом с домом и хозпостройками лучше каштан не высаживать. Необходимо обеспечить съедобному каштану условия роста, максимально приближенные к естественным, поэтому по рекомендациям специалистов, в радиусе 5 км не должно быть высоких насаждений, препятствующих проникновению солнечного света на крону деревьев. Также важно, чтобы взрослые деревья не затеняли молодые саженцы.

    Почва. Почву для посадки каштанов лучше выбирать плодородную, идеальный вариант – плотный чернозем. Если земля будет песчаная или глинистая, то корни могут преть и закисать в воде.

    Пересадка в открытый грунт. Для посадки необходимо выкопать квадратную яму, шириной 50- 60 см. Теперь приготовьте плодородную смесь, смешав перегной с субстратом и добавив доломитовую муку. Проверьте кислотность почвы, она должна быть от 5.0 до 6.0, не выше. Если почва кислая, добавьте в нее известь. Если вы видите, что почва плохо пропускает влагу, необходимо обеспечить дренаж, добавив в подготовленную яму слой песка (не более 15 см).

    Питательная смесь. Перемешиваем питательную смесь и заглубляем в яму саженец. Придерживаем молодое деревцо рукой и аккуратно накрываем слоем земли. Можно уплотнить землю вокруг каштана руками, а потом полить водой. Установите подпорку, чтобы деревцо быстрее укоренилось, поскольку корневая система еще не достаточно хорошо развита, при сильных ветрах дерево может упасть и погибнуть.

    Выращивание. После посадки весной, на протяжении теплого времени года подкармливать растение не нужно, вносить удобрения лучше всего с наступлением осени. Это может быть нитроаммофоск (на ведро воды 15 г). А еще через год, весной рекомендуем обогатить почву такой смесью: возьмите ведро воды, добавьте 15 г мочевины и 1 кг коровяка. Перемешайте все компоненты, чтобы у вас получился жидкий раствор. Внесите в почву под молодое деревце.

    Ухаживание. После посадки и пока каштан не окрепнет, необходимо обеспечивать растению постоянный полив, но только в засушливое время. Если осадков выпадает достаточно, то чрезмерное переувлажнение почвы может губительно сказаться на росте съедобного каштана.

14

    Чтобы насытить почву кислородом, старайтесь рыхлить землю, а область приствольного круга присыпать слоем торфа или древесными щепками, слоем до 10 см. Каждую весну необходимо срезать поврежденные и сухие ветки.


15

Заключение

Лес – один из основных типов растительного покрова земли, источник самого древнего на земле материала – древесины, источник получения полезных растительных продуктов, среда обитания животных. Мы должны его беречь, потому что без леса и растений на Земле не будет жизни, так как в первую очередь лес является источником необходимого нам кислорода. Но почему-то, об этом мало кто вспоминает, рубя лес на продажу и пытаясь нажиться на этом. Человечеству необходимо осознать, что вырубка леса - это ухудшение состояния окружающей среды. Оно является большой угрозой для нашего будущего. Можно лишь предложить всем беречь лес и окружающую его природу:

    не засорять леса бытовым и промышленным мусором, стихийными свалками;

    перестать многочисленные строительства в лесных зонах дач, коттеджей, дорог, в том числе стихийные и неконтролируемые;

    не повреждать и губить леса в результате промышленного загрязнения;

    бесконтрольно самовольно не рубить деревья на хозяйственные нужды;

    охранять от лесных пожаров;

    более интенсивно работать по восстановлению лесов после вырубок;

    стараться приостанавливать естественную гибель старых лесов и др.

    расширять площади зеленых насаждений в городах.

История человечества знала немало печальных примеров, когда неразумная вырубка лесов, варварское использование природных ресурсов превращало некогда живой уголок в безжизненную пустыню, в которой нет места и устроившему это бедствие человеку.

Приведенные выше данные показывают, что состояние окружающей среды в Рязанской области - неблагополучное, и заметно отражается в состоянии здоровья населения. Я призываю всех рязанцев проявить сознательность и активность в борьбе за экологию нашей Родины, и посадить хотя бы по одному лиственному дереву.

Собственные фотоматериалы.

17

В последнее время государство уделяет огромное значение практической охране природных богатств нашей необъятной Родины. Важное место отводиться бережному и разумному отношению к визитной карточке нашей страны – лесным угодьям. Мы живём в степной зоне нашей страны и, поэтому для нас вопрос охраны лесных насаждений является приоритетной и первостепенной задачей.

Постепенно мы становимся экологически образованными людьми и главная задача нашего поколения – воспитать достойную смену, которая будет смело решать вопросы взаимоотношений человека и природы.

В МБОУ Николо- Березовской СОШ более 25 лет функционирует детская экологическая организация «ГУРАН», которая осуществляет научно-исследовательскую и практико-ориентированную деятельность. На базе этой организации созданы разнообразные экологические отряды, одним из действующих является отряд «Зелёный патруль».

Работа отряда «Зелёный патруль» нашей школы достойный пример бережного отношения детей к лесу, к каждому её деревцу и правильному уходу за ним. Задачи и цели, поставленные в рамках работы этого отряда, дают свои результаты: ребята активно участвуют в практической работе; посильно восстанавливают объекты леса; ведут просветительскую работу среди населения; совместно с жителями посёлка проводят акцию «Посади своё дерево!». И самое главное, ребята в живой природе соприкасаются с живыми объектами, чувствуют их, наблюдают за ними, то есть путём наблюдений каждый ребёнок приходит к определённым выводам. На практике применяют свои знания, умения, тем самым формирует навыки бережного отношения к лесу, роще, парку и другим экологическим объектам. А это, есть неоспоримая и ведущая форма познания природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект «Посади дерево»

Паспорт проекта:

Основные разработчики

Адамова С.А.

География проекта

Николо-Березовское сельское поселение, х. Николовка Милютинский район, Ростовская область.

Основные целевые группы, на которые направлен проект

Учащиеся и педагоги МБОУ Николо- Березовской СОШ

Цель проекта

Организация и проведение природоохранных мероприятий, пропаганда рационального природопользования и посильное воспроизводство природных ресурсов зелёных насаждений населённого пункта.

Задачи проекта

1. Изучение и охрана природных богатств нашей Родины: лесов, зверей, птиц; борьба с эрозией почв; охрана зелёных насаждений.

2. Посадка деревья, кустарники и их охрана, привлечение жителей населённого пункта к озеленению местности;

2. Проведение пропагандистско-просветительской работы.

Сроки реализации проекта

С 2008 года, проект долгосрочный

Ответственный за реализацию проекта

Учитель биологии и химии – Адамова С.А.

Социальное партнерство

Маньковское лесничество Селивановского лесхоза Ростовской области (куратор – Перебейнос М.А.)

Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Деятельность членов отряда «Зелёный патруль» направлена на созидание и восстановление богатств нашей местности: создание фитозоны, сохранение зелёных насаждений, охрана лесов, борьба с пожарами и вредителями зелёных насаждений. Массовое вовлечение учащихся является более удачной формой привлечения подрастающего поколения в дела охраны леса и природы в целом.

2. Изготовление и размещение 30 кормушек (различной конструкции), посадка несколько сот саженцев деревьев лесных пород, создание и размещение предупреждающих знаков для туристов леса, расселение семейств муравьёв и т.д.

3. Перспективной и заслуживающей внимания является идея создания в нашей школе «Лесной республики» (девиз которой «Берегите лес – чудо из чудес»). Каждому классу будет выделена зона действия в лесу (часть Николовского леса 20 га). Каждый класс должен выполнить ряд задач:

Очистить территорию от мусора, сушняка;

Уничтожение вредителей деревьев и кустарников;

Изучение биологии и экологии растений и животных данной экосистемы.

4. Создание на базе школы эколого-краеведческого музея, в котором собрать коллекции насекомых леса, растений леса (гербарии).

Пояснительная записка к проекту:

В последнее время государство уделяет огромное значение практической охране природных богатств нашей необъятной Родины. Важное место отводиться бережному и разумному отношению к визитной карточке нашей страны – лесным угодьям. Мы живём в степной зоне нашей страны и, поэтому для нас вопрос охраны лесных насаждений является приоритетной и первостепенной задачей.

Постепенно мы становимся экологически образованными людьми и главная задача нашего поколения – воспитать достойную смену, которая будет смело решать вопросы взаимоотношений человека и природы.

В МБОУ Николо- Березовской СОШ более 25 лет функционирует детская экологическая организация «ГУРАН», которая осуществляет научно-исследовательскую и практико-ориентированную деятельность. На базе этой организации созданы разнообразные экологические отряды, одним из действующих является отряд «Зелёный патруль».

Работа отряда «Зелёный патруль» нашей школы достойный пример бережного отношения детей к лесу, к каждому её деревцу и правильному уходу за ним. Задачи и цели, поставленные в рамках работы этого отряда, дают свои результаты: ребята активно участвуют в практической работе; посильно восстанавливают объекты леса; ведут просветительскую работу среди населения; совместно с жителями посёлка проводят акцию «Посади своё дерево!». И самое главное, ребята в живой природе соприкасаются с живыми объектами, чувствуют их, наблюдают за ними, то есть путём наблюдений каждый ребёнок приходит к определённым выводам. На практике применяют свои знания, умения, тем самым формирует навыки бережного отношения к лесу, роще, парку и другим экологическим объектам. А это, есть неоспоримая и ведущая форма познания природы.

Актуальность проекта:

Охрана лесных насаждений учащимися нашей школы является приоритетной задачей, которая предусматривает природоохранные мероприятия, рациональное использование и посильное воспроизводство природных ресурсов лесных насаждений населённого пункта. Огромную работу по охране лесных и других растений выполняет экологический отряд «Зелёный патруль» - верный защитник растений и животных, часовой леса, страж родной природы. Девиз членов этого отряда – «Зелёный патруль» всегда на посту».

Отряд «Зелёный патруль» - это лаборатории для закрепления знаний по биологии, ботанике, зоологии, химии, математике; база для проведения исследовательских работ с опорой на природные объекты (лес, рощу, муравейник, представителей флоры и фауны разных экосистем).

Члены «Зелёного патруля» пропагандируют определённые правила поведения в лесу, организуют повсеместное изучение экологии и биологии леса, воспитывают у каждого школьника любовь к родной природе и желание её оберегать, а в случае опасности – постоять за неё. Основным объектом исследования является северо-западная часть Николовского леса и природные объекты экологической тропы. Деятельность членов отряда «Зелёный патруль» определяется Положением, утверждённым Советом школы МБОУ Николо- Березовской СОШ Милютинского района РО.

Положение о работе отряда «Зелёный патруль»

Цели и задачи отряда «Зелёный патруль»:

  1. Охрана природных богатств нашей Родины: лесов, зверей, птиц; борьба с эрозией почв; охрана зелёных насаждений;
  2. сажают деревья, кустарники и охраняют их;
  3. Члены отряда «Зелёный патруль» борются с теми, кто нарушает Закон об охране природы;
  4. Привлекают жителей населённого пункта к озеленению местности;
  5. Члены отряда «Зелёный патруль» проводят просветительскую работу о пользе зелёных насаждений, флоре и фауне лесов, рощ, парков.

Структура отряда «Зелёный патруль»:

  1. Главное в работе – практико-ориентированная и природоохранная деятельность, охватывающая всех учащихся, начиная с 5 класса по 11 класс (участие в работе отряда добровольное);
  2. Работой отряда руководит командир, избранный ребятами; штаб из 7 командиров дозора, который утверждается экологическим отделом детской организации «ГУРАН»;
  3. Командир отряда распределяет дозоры, проводит сборы членов отряда «Зелёный патруль», составляет планы и графики работ, ведёт отчётную документацию, держит постоянную связь с различными организациями и социальными партнерами;

Знаки различия членов отряда «Зелёный патруль»:

Члены отряда «Зелёный патруль» имеют отличительную деталь: зелёные галстуки и эмблему.

Разделы работы отряда «Зелёный патруль»:

  1. Производственные занятия.
  2. Учебная, опытническая и исследовательская деятельность.
  3. Культурно-массовая, спортивная работа и отдых.

Объекты исследования отряда «Зелёный патруль»:

  1. Насаждения общего пользования (северо-западная часть Николовского леса, рощи, парки, дубравы)
  2. Насаждения ограниченного пользования (дендропарк, фитозона)
  3. Насаждения индивидуального пользования (сады)
  4. Насаждения специального пользования (защитные лесные полосы).

Основные формы и методы работы отряда «Зелёный патруль»:

1. Экскурсии в природу (объекты – лес, роща, лесопосадки, школьный дендропарк);

2. Таксация лесных насаждений.

4. Фенологические наблюдения и опытническая работа.

5. Но основным содержанием работы отряда «Зелёный патруль» является практическая помощь – уход за лесом, рощей и лесопосадками, примыкающими к экологическим стоянкам; охрана флоры и фауны этих объектов.

6. Неотъемлемой частью работы членов ЗП является – заготовка даров леса.

7. К числу наиболее эффективных дел в работе отряда «Зелёный патруль» относим пропаганду охраны лесов – распространение листовок, плакатов, рисунков и проведение массовых мероприятий.

План работы

отряда «Зелёный патруль» по направлениям:

Производственная деятельность

Мероприятия

Уход за лесными насаждениями на стоянке «Роща»

Провести очистку дендропарка

Высадить саженцы лесных пород на фитозоне (сосна, ясень, вяз)

Заготовить черенки древесно-кустарниковых пород

Провести уход за лесопосадками, примыкающими к экологическим стоянкам

Выполнить работы по закреплению оврагов

Выполнить работу по уходу за зелёными насаждениями

Изготовить и отремонтировать скворечники, синичники, кормушки и развесить их

Заготовить корма для птиц

Проводить раскладку кормов в кормушки

Провести учёт муравейников, обеспечить охрану и расселение

Проводить работы по охране зелёных насаждений, птиц, муравейников, охране леса от пожаров.

Учебная, опытническая и исследовательская деятельность

Мероприятия

Проводить теоретические занятия по лесоводству, экологии, биологии и типологии.

Проводить тематические экскурсии и походы в лес, рощу, лесопосадки, с целью изучения флоры и фауны этих объектов

Изучить тематику и методику проведения опытнической и исследовательской работы

Проводить фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Изготовление гербарий, коллекций семян и насекомых

Составить карту лесов, рощ населённого пункта

Каждому члену отряда «Зелёный патруль» подготовить отчет-презентацию по результатам проектно-исследовательских работ (согласно плану).

Провести научную конференцию по итогам работы отряда «Зелёный патруль»

Культурно-массовая, спортивная работа и отдых

Мероприятия

Провести экологический флешмоб «Берегите лес, чудо из чудес»

Проводить встречи с работниками Маньковского лесничества Селивановского лесхоза РО

Проводить пропагандистско-просветительские мероприятия среди учащихся школы и местного населения

Подготовить выступление художественной самодеятельности по теме охраны природы и показать в школе

Проводить чтение газет, научной и познавательной литературы о природе, лесе, флоре и фауне этих природных объектов

Провести конкурсы на лучшего знатока о лесе, лучшего дизайнера фитозоны, знатока лекарственных трав и ягод

План работы отряда «Зелёный патруль»

Мероприятия

Сроки исполнения

1 четверть

1. Общее собрание членов отряда «Зелёный патруль» на тему «Перспективы в озеленении территории школы саженцами лесного происхождения»;

2. Рассмотрение и утверждение плана проведения акции «Посади своё дерево» по озеленению территории школы саженцами лесных пород деревьев;

3. Проведение акции «Посади своё дерево»;

4. Рейды по проверке качества выполнения работ;

5. Оформление стенда отряд «Зелёный патруль»;

6. Экскурсия в лес и природные объекты;

7. Сбор даров леса (плоды, лекарственные травы, составление гербариев)

8. Чтение по классам книг и статей о природе, лесе, рощах.

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь-октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

2 четверть

1. Заседание штаба: рассмотрение плана на 2 четверть; обсуждение плана «Синица»;

2. Наблюдение за растениями в зоне действия ЗП;

3. Проведение операции «Синица» - изготовление кормушек, подкормка птиц;

4. Организация выставки «Лесные звери зимой»;

5. Экскурсия в зимний лес, рощу;

6. Беседы по классам «Пернатые друзья и зима»;

7. Оформление стенда «Говорит отряд «Зелёный патруль».

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

3 четверть

1. Заседание штаба: рассмотрение плана на 3 четверть; подведение итогов операции «Синица»;

2. Рапорт командиров дозоров по проведению акции «Посади своё дерево»;

3. Обсуждение проведения праздника «День птиц»;

4. Наблюдение и уход за объектами школьного дендропарка;

5. Проведение беседы «Пернатые друзья леса»;

6. Проведение праздника «День птиц»;

7. Оформление стенда ««Говорит отряд «Зелёный патруль».

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Март

Март

4 четверть

1. Заседание штаба: рассмотрение плана на 4 четверть;

2. Проведение весенних работ в зонах действия ЗП – трудовой десант;

3. Рейды по экологическим стоянкам;

4. Проведение опытно-практических работ;

5. Подготовка и проведение массового мероприятия «Мой лес» и «День Земли»;

6. Оформление стенда «Говорит отряд «Зелёный патруль».

Апрель

Апрель-май

Май

Май

Апрель-Май

Май

Летние каникулы

  1. Заседание штаба: летние задания дозорам;
  2. Уход за лесными насаждениями в зонах действия ЗП;
  3. Рейды по охране памятников природы, лесных насаждений;
  4. Проведение опытно-практических работ в лесу, роще;

Июнь-август


Безусловно, одним из условий жизни на нашей Земле является наличие кислорода. Данный элемент дают нам растения, в большинстве своём – деревья. Именно поэтому леса называют «лёгкими» планеты. Всем известно, что количество деревьев за последние столетия значительно уменьшилось, что не могло не сказаться на качестве воздуха, которым мы все дышим. Когда речь идёт о восстановлении природы, в первую очередь имеется в виду восстановление плодородного слоя земли, который, в свою очередь, напрямую зависит именно от количества деревьев на земельном участке и вокруг него.

Лес даёт нам всем силы жить. Деревья, будучи служебными духами природы, служат каждому из нас в отдельности и всем биологическим видам в целом. В наших с вами силах помочь им в этом.

Проект «Посади Дерево» задуман как вариант нашего вклада в восстановление лесов и лесопосадок. В Московской области у нас есть природный земельный участок. Уникальность данного участка в том, что он окружен с трёх сторон лесом и с одной стороны полем, ближайшие соседи находятся в 300 метрах от нас.

Главная дорога имеет ответвление в нашу сторону. До участка строится отдельная дорога, вдоль которой есть возможность посадить деревья в несколько рядов. Кроме этого, часть деревьев можно посадить в ближайшей кромке поля и вокруг земельного участка, укрепив тем самым лесополосу.

Общеизвестно, что дерево растёт достаточно медленно. Максимальный прирост у многих деревьев составляет не более 50 см. в год. Сейчас есть технология, когда пересаживают деревья в возрасте 5, 10, а иногда и 15 лет. Существуют уже специальные питомники «крупномеров», которые и готовы помочь нам в посадке таковых деревьев.

Друзья, соратники и попутчики, предлагаем всем, кто посчитает для себя возможным и целесообразным, принять участие в этом нашем проекте и посадить своё дерево около указанного выше земельного участка. В настоящее время принято решение на посадку берёз высотой от 1,5 до 3-4 метров.

Как принять участие в проекте? Очень просто.

Вы вносите денежный эквивалент в размере стоимости выбранного саженца дерева (в настоящее время один саженец берёзы высотой 4-5 метров стоит в пределах 5 т.р.) простым перечислением на наш расчетный счет. Мы организуем совместную доставку саженцев на участок и посадку выбранных деревьев. При желании Вы можете сами выбрать и приобрести деревья, а также привезти и посадить их.

Сделаем ВМЕСТЕ Наш Мiръ гармоничней!

"... Дерево корнями глубоко зарывается в землю, а своими листьями и цветами устремляется к небесам. Оно стоит себе, не двигаясь, прямое, высокое, независимое, никому не подчиняется, ни в ком не нуждается. Оно стоит молча, разве что иногда шепнет что-то на ветру своими ветвями и листьями. Его молчание умиротворяет всех, кто остановится и прислушается к нему. И хотя оно никому не подчиняется и ни в ком не нуждается, оно всем предлагает тень от солнца, укрытие от дождя, цветы и листья для услаждения глаз и других целей, а также питательные плоды. Дерево только дает и ничего не просит взамен. Оно дает бескорыстно, совершенно не заботясь о том, что мы сделаем с его дарами. Оно отдает свои плоды, и ему все равно - съедят ли их люди, звери, птицы или насекомые, или же их используют для украшения, или же они сгниют, или же дадут жизнь другим деревьям. Дерево ни к кому не привязано. Оно день и ночь трудится, чтобы питать плоды, а когда те поспевают, они больше не нужны дереву, и оно их отдает, не требуя, чтобы их использовали так, а не иначе. Деревья неуклонно растут и всегда ищут света. Они никогда не ищут темноты. Они разумно используют любую доступную им энергию и пространство, чтобы получать все больше и больше света. Некоторые деревья на протяжении сотен лет были свидетелями развития цивилизации, и теперь их мудрость проявляется в спокойствии и красоте, излучаемых ими..." (Современная Притча).