Основные признаки зимы. Развитие речи Тема: «Зима» Цель: Формировать представления детей о признаках зимы; учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать

ПРИРОДА ЗИМОЙ

ПРИЗНАКИ ЗИМЫ

Что может сравниться по красоте и великолепию с белоснежной зимой? Все живое прячется, дожидаясь тепла. Деревья оголяются, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают неторопливо. Все становится белым, чистым, светлым.

Что делает зиму такой неповторимой?

Снег - не только украшение зимы. Укрывая землю, словно ковром, он защищает растения от переохлаждения. Как именно? Между снежинками есть воздух. Снежное покрытие не дает земному теплу выйти, а мороза - пробраться к грунту.

Какие признаки зимы, кроме снега, можно еще наблюдать?

У зимы есть еще одна драгоценная украшение - иней. Миллиарды иголочек инея одевают скромные скверы в серебряную бахрому. Красиво серебрится иней на ветвях берез и рябины.

Подумай, в чем сила зимы.

Еще одним признаком зимы является трескучие морозы. Они заковывают реки в лед, строят ледяные мосты, разрисовывают окна неповторимыми узорами.

День зимой разный! Утро - тихое, неслышное, морозный, со снежным скрипом. А вечер - длинный-длинный.

Морозные узоры на стекле

Прочитай стихотворные строки. О какое зимнее явление рассказывает автор? Приходилось ли тебе наблюдать за ним?

Метет метелица, метет,

Завіяла порог.

На белую снежную постель

Зимний вечер лег...

Лидия Компаниец

Как еще называют метелицу?

Словарик. Иней, снег, мороз, метелица.

Проверь себя

1. После какого времени года наступает зима?

2. Назови основные признаки зимы.

3. Назови признаки зимы, о которых не говорилось в тексте.

Напиши сказку про зиму. Подумай, кто в ней будут главные герои. Используй в сказке явления природы, характерные для этой поры года.

Для любознательных

Раньше думали, что снег - это замерзшие капельки воды. Считали, что падает он из тех же туч, что и дождь. Ныне ученые разгадали тайну рождения снежинок.

Водяной пар поднимается очень высоко над землей, где царит сильный холод, и здесь из нее образуются крохотные льдинки-кристаллики. Они постепенно растут и превращаются в удивительные шестиугольные звездочки - снежинки.

Всем привет. Листья опали с деревьев, на лужах хрустящий ледок, не слышно щебетания птиц – эти главные признаки зимы в живой природе говорят, что скоро зима. Хотите узнать, что происходит в природе на пороге зимы? Как готовятся к зиме деревья, птицы, звери, насекомые, рыбы? Удивить своих друзей знаниями о живой природе?

Как часто кто-нибудь спрашивает: — Когда же наступит зима? Надоела эта осенняя слякоть…

Процитируйте из Пушкина: — В тот год стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа..., ответьте — На самом деле приметы зимы уже повсюду в природе.

Уметь определить наступление зимы в природе, можно лишь наблюдая, за изменениями в природе, где все взаимосвязано — зима и лето, весна и осень.

Первые признаки зимы могут определить все живые существа.

Еще далеко до холодов и нет снега с морозами, но уже понятно, что зима на пороге.

  1. День становится короче, ночи длиннее и холоднее, косые лучи солнца не могут прогреть землю днем.
  2. Облака свисают низко, становятся тяжелыми, печально-серыми, заполняют все небо.
  3. Воздух влажный и холодный.
  4. На лужах появляется ледяная корка.

Как встречают зиму растения

Основные признаки близкой зимы демонстрируют деревья и кустарники. В ожидании холодной зимы, деревья не только сбрасывают листву, под их корой к зиме уплотнилась и прибавилась за лето пробковая ткань, которая держит внутри ствола тепло, как двойной стеклопакет.

Сбрасывают листву, заботясь о себе: под покровом из прошлогодней листвы корни будут меньше мерзнуть. Деревья зимой и кустарники «засыпают», чтобы не тратить силы и питательные вещества на жизнедеятельность.

Какие признаки приближающейся зимы видны в травянистых растениях?

  • — Однолетние растения отмирают, сбрасывая семена в землю. Будущей весной, в прогретой земле, семена, пролежавшие всю зиму под снегом, вновь дадут растению жизнь.
  • — Многолетние растения все лето запасают питательные вещества в корневищах. Желтеет и тускнеет их яркая летняя зелень. Некоторые травы сохраняют цвет, даже плоды (брусника и клюква).

Как готовятся птицы к холодам

Нелегко птицам в холода, не хватает кормов. Чтобы выстоять и пережить мороз, птице нужно съедать столько еды, сколько весит она сама.

Смолкают птичьи разговоры в лесах, тихо и безжизненно без их гомона. Разлетелись пернатые на юга в поисках богатых едой угодий. Многие перемещаются поближе к домам людей (синицы и снегири).

«Опушились» и заготовили корма морозостойкие виды птиц.

Ночуют и ищут корм в холода птички стаями и стайками, зимой пташке одной нельзя: вместе и от хищников проще оберегаться и пропитание искать.

Что делают звери в преддверии морозов

Самые характерные признаки происходят в мире животных, ожидающих наступление морозов. Зная о наступлении зимы, многие животные впадают в зимнюю спячку — это приспособительный механизм некоторых видов животных и растений во время зимы и морозов. Способ не умереть с голода.

Во время спячки или оцепенения температура тела животных снижается, пищеварение прекращается, ритмы сердца редкие, дыхание слабое. Медведи устраивают себе теплые и уютные берлоги. В спячку впадают и другие животные: барсуки и ежи, еноты и бурундуки, хомяки и сони, летучие мыши и змеи, лягушки и ящерицы.

Кто меняет цвет, утепляет шубку? Кто из зверей не ждет теплой погоды зимой?

  1. Заяц меняет цвет шкурки с серой на белую теплую обновку.
  2. Белки надевают зимние наряды: их летние рыжие сарафаны легко рассмотреть на серых стволах деревьев, потому они сереют, таким способом маскируются от хищников.
  3. И хищники маскируются, защитный окрас позволит успешнее охотиться. Песцы из темно-серых становятся белоснежными. Горностаи и ласки белеют.

Шубы у зверей становятся богаче не только в плане окраски, но растет к зиме, ближе к коже, густой короткий подшерсток, он и греет в зимние морозы.

Как выживают зимой насекомые

Наступления зимы дожидаются и насекомые, готовятся к ней еще с лета.

Глубоко под землей спрятались муравьи, закрыли входы в дом, не видно их. Муравьи сбиваются в кучки и экономно поедают летние запасы еды, пережидая зиму.

Осы и пчелы запечатывают соты, сбиваются в рои, закрывают воском все щели гнезд. Питаются запасом меда.

Мухи, бабочки и жуки только почуют: зимние признаки — прячутся под кору деревьев, забиваются в щели, пережидают морозы в состоянии подобной спячке зверей, это состояние еще называют анабиоз.

Как живут подо льдом рыбы и подводные обитатели

Температура воды в реках и водоемах с каждым днем понижается, намерзает лед – понятно подводным жителям: наступает по времени года зима. Под слоем льда становится темно и не хватает кислорода. Все обитатели выработали рефлексы, помогающие пережить зимнюю пору.

Раки роют норы в берегах рек и ведут малоактивный образ существования, а самки раков еще и вынашивают в это время икру.

Наступления зимы ждут все водные обитатели. Все лето накапливают рыбы жир, а зимой экономно его расходуют.

  • - Есть такие виды рыб (карп и линь, сом и карась), которые отправляются в это время в зимовальные ямы, где бок о бок греются, находясь в полусонном состоянии.
  • - Активные хищники (щука, окунь и судак), образа жизни не меняют и в зимнее время.

Как человек встречает зиму

Человек тоже объект живой природы, поэтому готовятся и ждут наступления зимы люди, стараются наблюдать и учится у природы.

  1. Приобретают и одевают подходящую одежду.
  2. Дома и окна утепляют различными способами.
  3. Запасы еды и дров заготавливают.

Приметы зимы друг другу в поговорках передают:

  • Год кончается, а зима начинается.
  • Шубка зимой не шутка.
  • В ноябре зима с осенью борется.

Зима — трудное время для всего живого в природе. Морозы, труднодоступные корма, короткий световой день, — все это заставляет животных, птиц, насекомых приспосабливаться и выживать.

Известно, что в особенно трудные времена животные жалеют друг друга. К примеру, травоядные рыбы сбиваются в стаи и стоят бок о бок в зимовальных ямах все холодное время, а хищные рыбы не трогают их, таков .

Люди тоже заботятся о меньших собратьях: устраивают кормушки у своих домов для птичек и в лесах для зверей, бурят в озерах лунки, чтоб рыбам был приток кислорода. Тогда и летом будет веселее под птичий гомон и рыбалка удачнее.

Надеюсь вам понравился мой краткий обзор самых главных признаков зимы в живой природе. Напишите пожалуйста какие еще признаки зимы вы знаете в комментариях. Мне будет очень интересно о них узнать. А на сегодня это все. Разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Материал подготовила Нестерова М.Н.

воспитатель I кв.категории

Дошкольникам о зиме.

Зимушка-зима…. Это самое холодное время года.

Зимние месяцы – декабрь, январь и февраль.

Декабрь год заканчивает и зиму начинает

Январь - начало года и зимы середина.

Февраль – самый короткий месяц в году. Февральские дни – солнечные, светлые, но холодные и морозные. В феврале уже заметно прибавляется день.

Какие изменения происходят в неживой природе зимой?

С наступлением зимы становится все, холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи.

В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель, оставляя после себя заносы и сугробы.

Растения зимой

Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь.

Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться.

Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве - всего 10° мороза. Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь.

Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы.

Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, ветреница дубравная, продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла расцветают.

Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях - клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.

Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но, несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки. Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

Птицы зимой.

Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена. Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.

Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.

Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть.

Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой.

Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах.

Звери зимой

Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть.

Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.

Не просыпается только медведь - ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг.

К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.

Не только зимний мороз, но и голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание надо запасать еще с осени.

Регламентированная деятельность с детьми 3-4 лет

"Зима и ее признаки".

Совместная деятельность воспитателя с детьмии с использованием современных образовательных технологий, в процессе которой, расширяется кругозор детей, совершенствуются представления детей о зиме. как времени года; развиваются психические процессы: внимание. восприятие, память мышление. речь; соверщенствуются конструктивные умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №85.

Фрунзенский район,

Санкт – Петербург

Воспитатель высшей квалификационной категории

Генералова Ирина Александровна.

Регламентированная деятельность

С детьми младшей группы(3-4года)

«Зима, её признаки».

Цель: познакомить с признаками зимы, развивать воображение, запоминание 1 слова из пары названных, развитие внимания, конструирование из палочек, счёт до 3-х, составление мнемотаблицы по сюжету, развивать умение запоминать сюжет.

Игровая обучающая ситуация . Воспитатель держит в руках картину с зимним лесом и предлагает сегодня совершить путешествие в лес. Дети должны тепло одеться. По взмаху «волшебной палочки» дети выполняют воображаемое одевание: кофта, рейтузы, носки, сапоги, шапка, шуба. Дети сами говорят педагогу, что нужно «надеть». Воспитатель предлагает теперь присесть на «ковёр-самолёт», который унесёт всех в зимний лес. Закрыли на минутку глазки, открыли - мы в лесу. Дети сидят слушают.

Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то, что летом. Но иногда выскочит на полянку белый пушистый зайчик. Выскочит, встанет столбиком, послушает, всё ли спокойно кругом, посмотрит - да и дальше в лес убежит.

Но вот с севера подул студёный ветер, с неба посыпались снежинки из серой тучки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой. Вот и я поймала снежинку. Дети, давайте будем передавать её друг другу. Воспитатель передаёт воображаемую снежинку одному ребенку, тот подставляет ладошки и передаёт воображаемую снежинку другому и т. д. В итоге воображаемая снежинка попадает опять к воспитателю, который опускает её на землю. Это упражнение на воображение. Педагог напоминает о том, что в лесу холодно и, видит домик. Предлагает детям «зайти» в дом, обогреться. В домике топится печь. Представим себе, как в домике тепло, подставляем ручки к печке. Тепло от ручек разливается по всему телу, у нас покраснели щёчки, ушки, нос. Глазки увидели зайчика (новая игрушка). Зайчик очень рад гостям, хочет поиграть. Воспитатель объясняет, что будет произносить слова парами. Уточнить у детей: пара - это сколько?

Игра: Из двух слов нужно запомнить оба, но если педагог говорит одно слово - нужно произнести второе из пары слов при ответе.

Слова парами: Например: зима – снег. воспитатель говорит зима , дети должны вспомнить слово снег.

  1. улица - холод
  2. дети - шубы
  3. белый - чёрный
  4. санки-горка
  5. ветер - метель
  6. туча - снежинки
  7. сугробы - сапоги
  8. лёд – коньки
  9. снеговик - снегурочка

Ну, вот, мы и обогрелись, давайте пойдём на нашу полянку, да и зайчика возьмём. Дети, пока мы были в доме, смотрите, кто появился на полянке. Воспитатель показывает картину - коллаж, где нарисован зимний лес, снеговик под елью, на ветке сидит снегирь, а на стволе - дятел, вдалеке видны 4 ёлочки. (Беседа по картине «Времена года»№ 1)

Дети молча рассматривают картину. Затем воспитатель задаёт вопросы:

Какое время года нарисовал художник?

Почему вы так решили?

Какого цвета больше всего на картинке?

Почему больше всего белого?

Вам нравится, когда зимой выпадает много снега?

Хорошо, когда зима снежная? А почему?

Каких птиц вы видите? (снегирь, дятел)

А может это воробей? Что у них разное?

А может это ворона? Какого цвета дятел?

Как можно сказать о его цвете одним словом (пестрый) что делает дятел? (обратить внимание детей на длинный клюв и объяснить, что так он добывает пищу из-под коры дерева)

Как стучит дятел? А как чирикает воробей? Как каркает ворона?

Как воет вьюга?

А на каком дереве сидят птицы?

Какое дерево мы украшаем на Новый год?

А кто ещё изображён на этой картине? (снеговик) А из чего он сделан? Сколько комков снега пошло на этого снеговика? -А что ещё понадобилось? -А комки разные или одинаковые по величине?

А из какого снега можно слепить снеговика? Подсказать, что липкий снег - это сырой. А если не слипается, рассыпается в руках - значит сухой снег, -а зачем мы лепим снеговика? Вы любите это делать? Какое у нас настроение, когда мы слепим снеговика? (хорошее, у нас появляется улыбка). Давайте все улыбнёмся.

А что ещё можно слепить из снега? (крепость, домик, кролика)

Давайте и мы с вами «слепим кролика». Дети встают в кружок (физкультминутка).

Стихи имитируют движениями. Все вместе произносят стихотворение. Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом,

И как раз вместо глаз -

Угольки нашлись у нас

Кролик вышел как живой:

Он с хвостом и головой

За усы не тяни

Из соломинок они.

Ребята, смотрите, какие игрушки спрятались под ёлочкой.

Дети сидят на ковре, перед ними на стол выставляются игрушки (они лежат

накрытые «снегом» под ёлочкой).

Игрушки:

  1. собачка (синий цвет)
  2. ёлочка (большая) деревянная
  3. зелёная прямоугольная призма - «ёлочка» (дети называют зелёный кирпичик) по высоте меньше ёлочки
  4. зайчик резиновый
  5. «морковка» (красная треугольная призма)
  6. жёлтый кубик (пенёк)
  7. рыжий бельчонок (белочка)
  8. гриб большой
  9. гриб маленький 10.чёрная ворона

Давайте рассмотрим эти игрушки.

Воспитатель просит детей назвать каждую игрушку, её цвет, величину, на что похожи (прямоугольная и треугольная призма, кубик - ассоциативный метод запоминания). Педагог рассказывает детям сказку (предлагает сюжет для запоминания игрушек).

Собачка пошла гулять в лес. В лесу она увидела большую ёлочку и маленькую. Под маленькой - сидел зайчик и ел морковку. А за пеньком сидела белочка и ела большой грибок и маленький. Вдруг, прилетела ворона и всех испугала.

А теперь проверим, как вы запомнили сказку. Я буду прятать игрушки, изменять их расположение пока ваши глазки будут закрыты. А когда откроете глазки, будете давать ответ.

Воспитатель убирает, например, белочку. Дети дают ответ, что пропало. Педагог спрашивает, где место игрушки?

Дети должны дать точный ответ: между пеньком и большим грибком. Слова: рядом и около не дают точного ответа. Можно, например, поменять местами зайчика и бельчонка.

Дети должны дать точный ответ: они поменялись местами. Можно маленький грибок поставить перед (за) белочкой. Дети должны сказать, что маленький грибок встал перед (за) белочкой.

Педагог делает 3 раза пропажи игрушек, 2 перестановки местами и по 1 разу изменяет расположение перед(за) другой игрушкой.

Наступает момент вспомнить про нашего зайчика. Он захотел съесть морковку. Воспитатель предлагает детям пройти за столы и сделать (сконструировать) из палочек морковку. Перед каждым ребёнком лежит по три палочки. На фланелеграфе представлена картинка - конструкция морковки Воспитатель вместе с детьми считает по картинке сколько нужно палочек? Дети считают, один, два, три. А сколько у вас палочек? Дети считают один, два, три, значит одинаково количество. Можем сделать для зайчика морковку. Обратите внимание, носик должен смотреть на вас - поясняет воспитатель. Молодцы, вот сколько морковок у нас получилось. Давайте расскажем стихотворение про зайчика, (сопровождение движениями - физкультминутка)

Дети выходят из-за столов. В это время палочки убираются помощником воспитателя и перед каждым ребёнком раскладывается полоска из 5 клеточек и 5 карточек-вариант мнемотаблицы.

Физкультминутка:

Жил-был зайчик - серые ушки

Отморозил зайчик носик на опушке

Отморозил щёчки, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и сухо,

Волка -нет,

И дают морковку на обед.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Обращает их внимание на новое задание. Начинает объяснять, разбирать символы - значки на мнемотаблице (висит фланелеграфе) Дети могут и сами догадаться, что обозначает каждый рисунок. Как они думают: что здесь нарисовано?

Заготовка на каждого ребёнка, каждую картинку нужно положить на своё место, начинать раскладывать нужно с жёлтой клетки.

После разбора картинок воспитатель рассказывает сказку. Снежинка упала на ёлочку, под которой сидел зайчик и ел морковку. Зайчик испугался и убежал. Затем мнемотаблица убирается. Дети раскладывают картинки, воспитатель помогает, напоминая сказки После выполнения, сверить работы с показанной мнемотаблицей. Дети, настало время прощаться с нашим зайчиком. По взмаху волшебной палочки мы оказались опять в детском саду. Занятие можно закончить сюрпризным моментом, например, зайчик угостил детей конфетами, которые лежат в мешке и т. д.


Углубить знания детей о зиме и зимних месяцах, о её характерных признаках; развивать наблюдательность; учить детейобразно мыслить, анализировать увиденное и услышанное, делать определённые выводы; прививать любовь у природе и бережное отношение к ней.

Планируемые результаты: научится распознавать зимние отличительные особенности в природе, выучить зимние месяцы, грамотно и лаконично отвечать на поставленные учителем вопросы.

Оборудование: репродукция И. Шишкина «Зима»; проигрыватель; карточки со словами для игры «добавь по смыслу».

Предварительная работа: подготовить карточки, репродукцию, композицию Вивальди «Времена года».

План урока:

I. Организация класса.
II. Повторение пройденного материала.
III. Знакомство с новой темой.
IV. Новый материал.
V. Физминутка.
VI. Закрепление.
VII. Итог.
VIII. Домашнее задание.

* В изображении картина И. Шишкина "Зима"

Ход урока

I. Организационный момент. Сосредоточить детское внимание приветствием друг с другом.

Встаньте, дети, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь.
После чего дети тихо садятся за парты.

II. Повторение прошлой темы. Задать несколько вопросов по пройденному материалу и проверить домашнее задание. Можно оценить активных и старательных детей.

III . Знакомство ребят с новой темой и предстоящей работой на уроке.
Урок начинается с прослушивания композиции Вивальди «Времена года». Учитель просит детей закрыть глаза послушать мелодию. Далеезадаются вопросы: О чём думали? Что представляли? Объявляется тема урока и представленные задачи. Дорогие дети, зима -это прекрасное время года, которое дарит нам много красивых красок, морозных и весёлых деньков, семейных праздников. И сегодня мы поговорим именно об этой красавице-поре.

IV. Новая тема

Зима пришла

Зиму издавна воспевали в песнях, сочиняли про неё сказки, писали стихи и композиции. А как иначе, ведь зима - это самая сказочная и прекрасная пора года. Все мы помним зимние забавные игры и весёлых снеговиков. Давайте рассмотрим репродукцию русского художника И. И.Шишкина «Зима». Обратите внимание, какие краски используются для изображения зимы? Какой запах можно почувствовать зимой? Какие эмоции у вас вызывает зима? Почему? Учитель предлагает детям сыграть в игру «добавь по смыслу». Учащимся показывается карточка со словом, их задача придумать «зимнее» словосочетание.

  • Зима (снежная, белоснежная);
  • Мороз (трескучий, сильный);
  • Снежинка (многогранная, искристая);
  • Метель (снежная, южная);
  • Лед (крепкий, скользкий);
  • Снег (блестящий, скрипучий).
  • Сугроб (высокий, пушистый)
  • Снегирь (красногрудый, шустрый)

Похвалить детей, и коллективно составить рассказ про зиму, употребляя как можно больше эпитетов, сравнительных оборотов. Оценивание.

Зимние месяцы

Учитель предлагает детям отгадать загадки (про зимние месяцы).

Декабрь

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей, короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт -
Мы встречаем Новый год.

Добавляем, что в древности декабрь называли студень, спрашиваем какими ещё праздничными днями он богат, какие особенности присуще именно этому месяцу. (День святого Николая, Католическое Рождество, Новый год)


V Физминутка.

У маленьких детишек ёлочка большая. (становятся на носочки и тянутся руками вверх)
Огоньками, шариками ёлочка сверкает. (сжимают и разжимают кисти рук)
Ай да ёлочка, погляди, погляди. (хлопают)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (руки над головой, ладони вправо влево)
Не коли нас, ёлочка,
Веточкой лохматой (грозят пальчиком),
Убери иголочки дальше от ребяток. (прыгают)

Январь

Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это?
Добавляем, что раньше январь называли сечень, спрашиваем об отличительных особенностях месяца, о праздниках. (Рождество, Старый новый год, Крещение)

Февраль

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
на деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?
Февраль называли лютый, вспоминаем в чём отличия месяца и его праздники. (День святого Валентина, День защитника Отечества). Похвалить детей, закрепить название месяцев и предложить вспомнить народные приметы, выяснить для чего они нужны людям, привести пример из жизни.

  • В августе собираем, а зимой поедаем.
  • Сани готовятся летом, а телега зимой.
  • Зима - не лето, в шубу одета.
  • В зимней шубке и морозы - шутка.
  • Зима бездельника заморозит.
  • В декабре год кончается, а зима начинается.
  • Зимой и поморозит и санкам ходу даст.
  • Если утром закричали синицы - быть морозу.
  • Бежит вьюга по снегу, а следу нету.
  • Если февраль начался хорошей погодой - быть ранней и пригожей весне.

VI. Закрепление пройденного материала

  1. С каким временем года мы сегодня познакомились? (зима)
  2. Подберите эпитеты к слову «зима»
  3. Какие месяцы зимы вы запомнили? (декабрь, январь, февраль)
  4. Что особенного в каждом месяце?
  5. Кто вспомнит древние названия месяцев?
  6. С каким художником мы сегодня познакомились, назовите его работу.(И. И. Шишкина «Зима»)
  7. Какую композицию мы прослушали? Кто автор? (Вивальди «Времена года»)
  8. Давайте вспомним, какие явления зимней природы мы знаем? (Оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь)
  9. Какие праздники отмечают в каждом месяце?
  10. В какие игры можно играть зимой?
  11. Какие праздники празднуются в вашей семье?

VII . Подведение итогов, поблагодарить детей. Выяснить, понравился ли им урок, что именно. Закончить урок отрывком стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Оценить учащихся, выставить оценки в дневники и журнал.

VIII . Задание на дом - вырезать снежинку для конкурса и придумать четверостишие про зиму.