Джеймс Бонд: актеры, сыгравшие роль, и интересные факты. Как родился джеймс бонд

16 ноября 2010, 16:44

Он всегда красив, остроумен, сексуален. Швыряется деньгами, ездит на самых дорогих машинах, говорит на всех языках мира, всё знает. Умеет тоже всё. Ах, да- любая женщина готова продать душу дьяволу за то, чтобы провести в его постели хоть какое-то время. Всё это Бонд. Джеймс Бонд. Такое совершенство мужского поло было дозволено сыграть всего 6 актёрам (были ещё два- Барри Нельсон, Дэвид Найвен в неофициальных фильмах 1954 и 1967, но про них потом отдельным постом). Портрет Бонда, сделанный его автором, Яном Флемингом Бонд № 1. Шотландский. Шон Коннери Сыграл в фильмах про Бонда: 1."Доктор Ноу".(1962) 2."Из России с любовью".(1963) 3."Голдфингер".(1964) 4."Шаровая молния".(1965) 5."Вы живете лишь дважды".(1967) 6."Бриллианты навсегда".(1971) Этот Бонд- ироничный стервец. Совсем не англичанин, радикальный шотландец, Коннери всё- таки очень нравился самому Яну Флемингу. И никто после него не мог так элегантно укладывать женщин в постель (у Крейга это вообще какой-то пользовательский инстинкт), улыбаться глазами, пить "водку-мартини" и направлять пистолет. Для многих это самый любимый Бонд. Но уж точно для всех- самый первый. И, может в делу не относится, но, сэр Коннери, как же Вы умеете красиво состариться! Бонд № 2. Проходящий. Джордж Лэзенби Фильм: "На секретной службе Ее Величества".(1969) Где-то между фильмами с Шоном Коннери затесался Джордж Лэзенби. Австралийский актёр стал самым незаметным Бондом. Он даже разговаривает не своим голосом (его дублирует Джордж Бейкер). Насколько я помню, его ввели на одну серию, потому что Бонду сделали какую-то пластическую операцию. Он также оказался самым сентиментальным- Бонд за всё время плакал только один раз, глазами Джоржда. В любом случае, этот фильм у Лезенби был самым ярчайшим мгновением в карьере. Бонд № 3. Рыжий. Роджер Мур. Фильмы: 1."Живи и дай умереть".(1973) 2."Человек с золотым пистолетом".(1974) 3."Шпион,который любил меня".(1977) 4."Лунный гонщик".(1979) 5."Только для ваших глаз".(1981) 6."Осминожка".(1983) 7."Вид на убийство".(1985) Эх, написала, вначеле "рыжий", чтобы не написать "каменный". То ли Коннери навсегда уже №1, то ли Мур и на самом деле статуя. Этот Бонд, пожалуй, самой аристократичной внешности: из плюсов- умение ходить в смокинге и поднимать одну бровь. Из минусов, скорее всего то, что он инграл Бонда 12 лет и уж очень заметен его почти преклонный возраст в последних фильмах. Бонд должен быть "вроде как под 40 лет", а не "точно за 50". И ещё, для меня, у него какой-то разрыв в характере персонажа: слишком правильный агент и слишком не по-джентельменски (даже по сравнению с другими Бондами) относится в женщинам. Бонд №4. Красивый. Тимоти Далтон Фильмы: 1."Дневные всполохи".(1987) 2."Лицензия на убийство".(1989) Любой человек, помнящий советскую эстраду, каждый раз вздрагивает, кода видит этого Бонда, а особо непрозорливые спрашивают: "Как туда затесался Александр Серов?" Этого Бонда выбирали сугубо по внешним данным. Это, наверное и сыграло злую шутку: всегда слабо верится, что он выстрелит, что он способен бросить эту женщину и спасти мир. Кстати, Далтон вообще мог не сыграть Бонда: уже на "Живые огни" приглашали Броснана, но он, почему-то, отказался. Для меня этот Бонд- никакой, но почти все остальные разделились на 2 потивоборствующих лагеря. Но ведь у Бонда не в красоте дело, правда?.. Бонд №5. Sex-x-x-x... Пирс Броснан Фильмы: 1."Золотой глаз".(1995) 2."Завтра не умрет никогда".(1997) 3."И целого мира мало".(1999) 4."Умри,но не сейчас".(2002) Поскольку этот пост- моё личное мнение, то Броснан будет именно Sex. И хоть Коннери в сердце моём навсегда, но этот Бонд так смотел на Холли Берри!.. За этот прищур ему можно простить то, что он слишком "отшлифован", слишком аккуратен и слишком медленно бегает. И ещё, хоть опять же к Бонду это отношения не имеет, ну нравится мне, как он относится в своей жене! Вот он- настоящий мужчина. Бонд №6. Жестокий. Дэниэл Крейг Фильмы: 1. "Казино Рояль" (2006 г.) 2. "Квант милосердия" (2008 г.) Этот Бонд не улыбается (максисмум- намёк на улыбку), только мстит. Женщины (кроме одной, и на том спасибо)- расходный материал. И пусть я безнадёжный романтик, но ведь Бонд- это не машина какая-то. Может, конечно, не он такой, а жизнь такая. Но крейговский Бонд уже не человек. Был Бонд милым мерзавцем, стал Бонд жестоким гадом. Простите меня поклонники Крейга (я ж не про него, а про последнего Бонда...) И, в конце, интересные факты по Бонда. Всего в 22 фильмах агент 007 занимался сексом, ни много ни мало, 81 раз! 20 раз – в номере гостиницы. 2 раза – в своей квартире в Лондоне. 15 раз – в месте, которое предлагала девушка. 2 раза – в непонятных местах. 3 раза – в вагоне поезда. 2 раза – вовсе в сарае. 2 раза – в лесу. 2 раза – в палатке. 3 раза – на больничной койке. 2 раза – прямо в самолете. 1 раз – на подводной лодке. 1 раз – в собственном автомобиле. 1 раз – на айсберге. 25 раз – в воде. Также стоит отметить, что среди первых 62 девушек Бонда 31 были брюнетками, 25 блондинками и 4 – темнокожими. Кроме того, все они настонали фразу «О, Джеймс!» в общей сложности на 16 минут. Интересные факты- взяты

Рождение героя

Джеймса Бонда придумал бывший журналист Ян Флеминг , в годы войны с нацизмом служивший личным помощником шефа разведки британского королевского флота . После публикации первой книги, - Казино Рояль, Флеминг рассказал коллеге по Sunday Times, что интерес к написанию романа появился после того, как он прочёл во время войны в архиве разведывательной службы о приключениях Сиднея Рейли .

Прототипы Бонда

Уилфрид «Биффи» Дандердейл : Молодым офицером служил в России. В 1930-х начальник разведуправления в Париже. Друг Флеминга. Рассказывал, что Флеминг заимствовал его истории.

Порядковый номер Бонда - 007 - по одной из версий Флеминг позаимствовал у английского шпиона Джона Ди , который подписывал свои секретные донесения королеве Елизавете I глифом , изображающим два кружка и угловую скобку, похожую на цифру семь. Глиф обозначал то, что донесения предназначались исключительно для глаз монарха.

Таким образом и появился на свет офицер британской спецслужбы MI6, командор запаса Королевского военного флота и кавалер Ордена Святого Михаила и Святого Георгия Джеймс Бонд. Его родителями стали Эндрю Бонд, шотландец из Аргайла , и Моник Делакруа из швейцарского кантона Во . Национальности родителей Бонда были упомянуты в книге «». Относительно же даты рождения Джеймса Бонда нет единого мнения; в биографии Джона Пирсона упоминается 11 ноября 1920 года . В то же время в книге «Казино Рояль» указано, что Бонд купил машину в 1933 году , и стал опытным игроком в предвоенные годы. Ещё через две книги, в «Лунном гонщике», Бонд сообщает, что ему около 35-ти лет, в то время как сюжет относится к 1954 году . В «Живи только дважды» также сказано, что Джеймс Бонд родился в год Крысы ( / или /).

В новелле «На секретной службе Её Величества» упоминается фамильный девиз семьи Бондов: «Orbis non sufficit» («И целого мира мало»). Однако, вместе с тем отмечено, что семья Бондов с таким девизом - это не обязательно те самые Бонды, к которым относится Джеймс.

К своей работе и своему герою Флеминг относился без почтения. В разговоре с американским писателем-детективщиком Раймондом Чандлером Флеминг самокритично говорил: «Если у кого-то есть хоть грамм ума, то он вряд ли станет всерьёз рассуждать о таком герое, как Бонд». Тем не менее это не помешало ему написать полтора десятка историй, разошедшихся тиражом около 40 миллионов экземпляров. Непритязательные фантазии упали на благодатную психологическую почву пика холодной войны . К тому же читатели нашли в герое и его приключениях то, чего человек в обыденной жизни лишён: калейдоскоп экзотических стран и мест, обаяние и мужская сила, перед которыми не устоит никакая красавица, способность уйти от любой погони, пить не пьянея и другое.

Хотя Джеймс Бонд и является секретным агентом МИ6, он несколько раз появлялся в кадре в своей официальной военной форме коммандера ВМФ Великобритании.

Оружие Бонда

Ян Флеминг признавал сам, что не разбирается в оружии. Во время войны он получил служебный карманный FM. В руки своего героя он вручил не более мощную 6,35 мм Беретту, пока специалист по оружию Geoffrey Boothroyd не написал ему письмо с замечанием и советом. В результате Бонд поменял оружие на Walther PPK (Polizei-Pistole-Kriminal), - удачную модель завода Вальтер, выпускаемую с 1931 года. В благодарность Флеминг дал имя для эксперта по оружию "Q" "майор Boothroyd".

В 1980-х завод Walther пожелал извлечь максимум рекламной прибыли от бондианы для новых моделей оружия. С 1997 по 2006 у Бонда Walther P99 . В "Кванте милосердия " от 2008 Walther PPK вернулся.

В рекламе фильма от 1963 Шон Коннери стоит с известной гримасой на лице и с длинноствольным пистолетом в руке. Эта фото заставило посмеяться бесчисленное количество спортсменов-стрелков. На фото не всем известный Walther PPK , а обычный пневматический пистолет, стреляющий на десяток метров. При съёмках рекламы фотограф Дэвид Харн осознал, что надо вручить в руки Бонда Вальтер, как в книге, но поскольку никто из присутствовавших на месте не разбирался в оружии, срочно был приобретён в детском отделе Harrods пневматический Walther Luftpistole 53. Ошибку заметили, когда было уже слишком поздно - плакат был отдан в печать. Этот игрушечный пистолет был продан в 2010 на аукционе Christis за 277 000 фунтов.

Вещи Джеймса Бонда

В стиль Джеймса Бонда с самого начала входят самые лучшие костюмы и вещи. В качестве ручных часов был выбран Rolex. Когда часы для съёмок не удалось одолжить у фирмы, а бюджет фильма не позволял их купить, продюсер Альберт Брокколи снял с руки свой Rolex. Другие марки часов Бонда: Seiko, Bretling и Omega. Костюмы были поначалу от Antony Sinclair. Пирс Броснан оделся в итальянский Brioni . После того как Brioni отказался одевать Дениэла Крейга в свои костюмы, выбор продюсеров пал на - костюмы и смокинги от Tom Ford .

Напитки Джеймса Бонда

Сухой мартини, в глубоком бокале.
- Oui, monsieur.

Секунду, это ещё не всё. Три доли джина Gordon, одна водки, половина Kina Lillet. Взболтай это хорошо пока всё ледяное, затем длинную тонкую корочку лимона. Понятно?

A dry martini, he said. One. In a deep champagne goblet.

Oui, monsieur.
- Just a moment. Three measures of Gordon’s, one of vodka, half a measure of Kina Lillet. Shake it very well until it’s ice-cold, then add a large thin slice of lemon-peel. Got it?

Certainly, monsieur. The barman seemed pleased with the idea.

Gosh, that’s certainly a drink, said Leiter.»

Первый фильм о Джеймсе Бонде

Первой попыткой экранизации книг о Джеймсе Бонде стал эпизод в американском телесериале «Кульминация!» («Climax!»), вышедший на экраны в 1954 году . Эпизод был снят по мотивам первой книги Флеминга «Казино „Рояль“» , роль «Джимми Бонда» исполнил американский актёр Барри Нельсон . Ян Флеминг хотел пойти дальше и предложил известному британскому кинопродюсеру Александру Корде экранизировать ещё одну книгу - Живи и дай умереть или Лунного гонщика , однако Корда это не заинтересовало . 1 октября 1959 года Флеминг объявил, что напишет оригинальный киносценарий о Бонде для ирландского кинопродюсера Кевина МакКлори. К работе над сценарием был также привлечён известный сценарист Джек Уиттингэм . На место режиссёра планировалось пригласить Альфреда Хичкока , а на роль Бонда - Ричарда Бартона , однако позже от их кандидатур отказались . Вскоре выяснилось, что МакКлори не в состоянии обеспечить финансирование и фильм пришлось закрыть. Флеминг использовал сценарий для своего очередного романа Шаровая молния () .

Актёры, сыгравшие Джеймса Бонда

Шон Коннери (1962-1967; 1971; 1983)

Воплощением всех этих качеств стал первый Бонд - шотландец Шон (Томас) Коннери . В начале 1960-х он был малоизвестен. Но оба продюсера видели его в двух разных голливудских лентах. Кроме того, газета «Дейли экспресс» получила от читателей 6 миллионов ответов на вопрос, кого бы те хотели видеть в роли Бонда. Конечно, больше всего голосов получили звезды - Ричард Бартон, Гари Купер и другие, но и Коннери был в десятке после показа сериала «Анна Каренина» с его участием. Веско прозвучало и мнение жены Брокколи Даны о сексапильности молодого актёра. Ну и походка, конечно, сыграла свою роль: для человека атлетического склада она была необычно мягкой, «кошачьей». Согласно контракту Коннери подряжался сыграть в 5 картинах серии. Его гонорар за «Доктора Но» был определен в скромную сумму 6 тысяч фунтов.

Сам Флеминг был против Коннери. Шотландцу не хватало «обтёсанности», полагал создатель Бонда, который частенько вслед за другими завистниками называл Коннери за глаза «водилой». (Коннери - сын водителя грузовика, и сам в молодости подрабатывал этим делом.) Но Брокколи не хотел чрезмерной интеллигентности, ему виделся образ «среднеатлантического парня», приемлемого для американского зрителя. Ленты о Бонде принесли Коннери деньги, славу и творческие мучения. Дважды он давал слово, что больше не возьмется за эту роль, и дважды нарушал его. В 1971 году в «Бриллиантах навсегда» его соблазнили баснословным по тем временам гонораром в 1,25 миллиона долларов и долей в 12,5 % от прокатных доходов. В 1983 году причины участия в его последнем бондовском фильме "Никогда не говори «никогда» были скорее не материальные. Постаревший, вынужденный сниматься в парике, Коннери словно хотел доказать, что лучшего Бонда быть не может.

Одновременно он упорно стремился показать, что чего-то стоит и за рамками бондовских похождений. В 1986 году Британская академия киноискусства присудила ему звание «лучшего актёра» за роль в ленте «Имя Розы», а в 1987 году он получил «Оскара» как «лучший актёр второго плана» в фильме «Неприкасаемые». В июле 2000 британская королева пожаловала сэра Коннери рыцарским титулом.

По мнению зрителей, Коннери - лучший Бонд из всех. К слову, он единственный лауреат премии «Оскар» из всех шести исполнителей Бонда.

В первом фильме про Агента 007 сыграл в возрасте 32 лет. Официально завершил карьеру в роли Бонда в возрасте 41 года, а неофициально в возрасте 53 лет.

Суммарный бюджет фильмов с участием Шона Коннери: 31 миллион 800 тысяч долларов. Суммарные кассовые сборы: 631 миллион 600 тысяч долларов. Суммарный гонорар Шона Коннери: 18 миллионов 310 тысяч долларов (примерно 2 615 000 долларов за 1 фильм).

Шон Коннери, благодаря участию в бондиане, получил 8 премий и 2 призовых места из 13 номинаций:

  • Признание «Laurel Award» за участие в фильме в жанре action - «Доктор Но» (3 место).
  • Премия «Laurel Award» - лучший новичок (фильм «Доктор Но»).
  • Премия «Laurel Award» за фильм в жанре action - «Голдфингер».
  • Признание «Laurel Award» - звезда года (3 место). (фильм «Голдфингер»)
  • Премия «Laurel Award» за участие в фильме в жанре action - «Шаровая молния».
  • Номинация «Laurel Award» - звезда года (7 место). (фильм «Шаровая молния»)
  • Номинация «Henrietta Award» - мировой кинофаворит. (фильм «Шаровая молния»)
  • Номинация «Golden Laurel» - звезда года (11 место). (фильм «Живёшь только дважды»)
  • Премия «Золотой Глобус» - мировой кинофаворит (мужчина). (фильм «Бриллианты навсегда»)
  • Премия «Henrietta Award» - мировой кинофаворит (мужчина). (фильм «Бриллианты навсегда»)
  • Премия «Hasty Pudding Theatricals, USA» - человек года. (фильм «Никогда не говори „никогда“»)
  • Премия «Apex» за главную мужскую роль в фильме жанра action. (фильм «Никогда не говори „никогда“»)
  • Премия «Hasty Pudding Theatricals Award» - человек года. (фильм «Никогда не говори „никогда“»)

Любимые фильмы Шона Коннери со своим участием: «Из России с любовью» 1963 года и «Шаровая молния» 1965 года.

На русский язык Шона Коннери озвучивали Сергей Колесников и Владимир Антоник (фильм «Бриллианты навсегда»).

Джордж Лэзенби (1969)

Роджер Мур за участие в бондиане получил 3 премии:

  • Премия «Bambi» - награда немецкого телевидения (фильм «Живи и дай умереть»).
  • Премия «Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA» - самый популярный международный исполнитель.
  • Премия «Henrietta Award» мировому кинофавориту (фильм «Мунрейкер»).

Любимый фильм Роджера Мура со своим участием - «Шпион, который меня любил» 1977 года.

На русский язык Роджера Мура озвучивали Олег Семисынов (фильмы «Живи и дай умереть» и «Только для твоих глаз»), Сергей Колесников (фильмы «Человек с золотым пистолетом», «Лунный гонщик», «Осьминожка» и «Вид на убийство») и Александр Рахленко (фильм «Шпион, который меня любил»).

Тимоти Далтон (1986-1989)

Темноволосый, рослый и плечистый валлиец Тимоти Далтон (род. 21 марта ) с запоминающимися зелеными глазами и характерным углублением на подбородке, не особенно-то и рвался на роль Бонда. Он уже подростком знал, чего хочет в жизни, и получил хорошее актёрское образование. Успешно играл в Королевском шекспировском театре, и критика ставила его в один ряд с такой знаменитостью, как Ричард Бартон . Но и отказываться от роли суперагента Далтон не стал. Его Бонд в «Искры из глаз» (1987) и «Лицензии на убийство» (1989) несет многие черты зрелого актёрского дарования самого Далтона: минимизация секса и насилия, практически отказ от юмора. В то же время Далтон как бы снова очеловечил своего героя, сделав его менее зависимым от технических хитростей и спецэффектов и придав ему некий внутренний стержень. Кто-то оценил это. Например, в «Бондовской энциклопедии» Стивена Рубина говорится, что Далтон воссоздал Бонда, каким того видел Флеминг. «Тот Бонд пил и убивал, но только ради того, чтобы выжечь яд в своем организме, яд жестокости мира и его немыслимых перегрузок».

Далтон снялся в двух картинах о Бонде. На 1991 год планировался выпуск третьего фильма «Собственность леди», однако из-за судебных споров продюсеров производство фильма было остановлено. Далтон ждал несколько лет и даже поначалу отказался от роли Ретта Батлера в мини-сериале «Скарлетт» (1994), чтобы участвовать в съёмках новой картины о Бонде. Но время шло, а производство фильма не начиналось. И тогда Далтон даёт своё согласие на съёмки в «Скарлетт». Позднее, когда Альберт Брокколи и MGM решили всё-таки продолжить сериал о Бонде, был написан сценарий фильма «Золотой глаз». Роль Бонда вновь предложили Далтону, но он отказался. Тимоти объяснял это тем, что устал ждать эту роль в течение пяти лет. Тогда продюсеры обратились к Пирсу Броснану, который уже был однажды претендентом на роль агента 007. Броснан с радостью согласился и стал Бондом № 5. «Мне показалось, что с моих плеч свалилась огромная тяжесть, - рассказывает Тимоти Далтон о том, как он увидел афишу, на которой был изображен Броснан в роли Бонда. - Я почувствовал настоящую свободу. Джеймс Бонд отпустил меня, я вновь мог стать собой».

Единственный Бонд, который не был номинирован ни на одну премию. Однако, Тимоти Далтон получил высокие гонорары: $3 млн за фильм «Искры из глаз», $5 млн за фильм «Лицензия на убийство». Также ему предлагали $6 млн за фильм «Собственность леди» (позже переименованный в «Золотой глаз»).

В первом фильме про Агента 007 сыграл в возрасте 41 года. Официально завершил карьеру в роли Бонда в возрасте 42 лет.

Суммарный бюджет фильмов с участием Тимоти Далтона: 70 миллионов долларов. Суммарные кассовые сборы: 347 миллионов 400 тысяч долларов. Суммарный гонорар Тимоти Далтона: 8 миллионов долларов (примерно 4 000 000 долларов за 1 фильм).

Любимый фильм Тимоти Далтона со своим участием - «Лицензия на убийство». Из «чужих»: «Доктор Но», «Из России с любовью» и «Голдфингер» (все с Шоном Коннери).

На русский язык Тимоти Далтона озвучивали Владимир Герасимов (фильм «Искры из глаз») и Андрей Градов (фильм «Лицензия на убийство»).

Пирс Броснан (1995-2002)

Агент 007 в четырёх последующих фильмах серии («Золотой глаз», 1995; «Завтра не умрет никогда», 1997; «И целого мира мало», 1999; «Умри, но не сейчас», 2002) - это ирландец Пирс Броснан (родился в 1953 году). Хоть он и начал свою трудовую жизнь лондонским таксистом, его никогда не оставляло чувство, что самой судьбой ему предначертано сыграть Бонда. Он женился на Кассандре Харрис, которая играла в картине «Только для ваших глаз ». Во время съемок в 1981 году Пирс Броснан познакомился и с Роджером Муром, и с Альбертом Брокколи. "Всю обратную дорогу домой, - смеется актёр, - я без конца на все лады повторял: «Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд». В 1986 году предначертание судьбы едва не исполнилось. В выборе между Далтоном и Броснаном Брокколи остановился на ирландце. Но тот, как назло, был связан контрактом с американской телекомпанией «Эн-би-си». Так роль ушла к Далтону. Правда, о Броснане сразу же вспомнили, когда стало ясно, что у Далтона пропал интерес к роли, а у продюсеров - к Далтону. Потом станет известно, что Брокколи связывался с Мелом Гибсоном и сулил ему 15 миллионов. К счастью для Броснана, Гибсон ответил, что роль Бонда ему слишком скучна. Броснан же согласился без промедления за десятикратно меньший гонорар. Друзья вспоминают: «Пирс был счастлив беспредельно. Только одно отравляло его радость - любимая Касси не дожила до этого дня». (Кассандра Харрис скончалась от рака в 1991 году.) Многие считают образ Бонда, созданный Броснаном, «таким, каким и должен выглядеть великий агент 007 в наши дни». «Он играет замечательно, - отозвался о работе собрата по цеху Бонд № 1 Шон Коннери. - И меня поражает, что и после Броснана они ещё собираются снимать новые фильмы про Бонда». Броснан недавно объяснил, почему он хочет расстаться со своим героем. «Роль мне нравится, но мне уже 50. Не хочу, чтобы люди видели, как я старею, как талия становится толще, а волосы жидкими». Некоторые эксперты видят в откровениях Броснана своего рода кокетство и считают, что он вполне ещё может изменить свое решение. Заслужил звание «Лучшего Бонда после Коннери», так как Броснан является самым успешным Джеймсом Бондом.

Пирс Броснан является самым кассовым и самым высокооплачиваемым Джеймсом Бондом из всех.

В первом фильме про Агента 007 сыграл в возрасте 42 лет. Официально завершил карьеру в роли Бонда в возрасте 49 лет.

Суммарный бюджет фильмов с участием Пирса Броснана: 467 миллионов долларов. Суммарные кассовые сборы: 1 миллиард 546 миллионов долларов. Суммарный гонорар Пирса Броснана: 41 миллион 100 тысяч долларов (примерно 10 275 000 долларов за 1 фильм).

Пирс Броснан за участие в бондиане получил 5 премий из 10 номинаций и 1 раз номинировался на антипремию «Золотая малина»:

  • Номинация «MTV Movie Award» за лучшую драку (вместе с Фамке Янссен) в фильме «Золотой глаз».
  • Номинация «Saturn Award» лучшему актёру за роль в фильме «Золотой глаз».
  • Премия «Walk of Fame» - звезда этой награды (фильм «Завтра не умрет никогда»).
  • Премия «Saturn Award» за роль в фильме «Завтра не умрет никогда».
  • Номинация «European Film Awards» За европейский вклад в мировое кино (фильм «Завтра не умрет никогда»).
  • Премия «Blockbuster Entertainment Award» Любимому актёру боевика за роль в фильме «И целого мира мало».
  • Премия «Empire Award» лучшему актёру за роль в фильме «И целого мира мало».
  • Номинация «Золотая малина» за худшую экранную пару (вместе с Дэнис Ричардс) в фильме «И целого мира мало».
  • Премия «Career Achievement Award» Пирсу Броснану за участие в фильме «Умри, но не сейчас».
  • Номинация «Saturn Award» лучшему актёру за роль в фильме «Умри, но не сейчас».
  • Номинация «Audience Award» лучшему актёру за роль в фильме «Умри, но не сейчас».

Также Пирс Броснан получил 1 премию за компьютерную игру:

  • Премия «Glow Award» за озвучивание в игре главного героя (Джеймса Бонда).

Любимый фильм Пирса Броснана со своим участием - «Умри, но не сейчас». Из «чужих»: «Из России с любовью» с Шоном Коннери и «Только для твоих глаз» 1981 года с Роджером Муром.

На русский язык Пирса Броснана озвучивали Владимир Антоник и Валерий Соловьёв (фильм «Умри, но не сейчас»).

Дэниел Крэйг (2006-н.в.)

Среди поклонников бондианы имеется значительное количество противников Дэниела Крейга в роли Бонда. Критика касается стиля актерской игры, личностных качеств Крейга (в частности, недостаточной мужественности) и даже цвета его волос (первый блондин среди всех артистов, игравших Бонда)

На русский язык Дэниела Крэйга озвучивал Валерий Соловьёв («Казино „Рояль“», «Квант милосердия», и «007: Координаты «Скайфолл»»).

«Джеймс Бонд 24» / Bond 24 (2014)

«Джеймс Бонд 25» / Bond 25 (2016)

Почётные награды и номинации фильмов о Бонде

Шон Коннери

  1. «Доктор Но» 1962 г.
    • Премия «Золотой Глобус» - многообещающий новичок (Урсула Андресс)
  2. «Из России с любовью» 1963 г.
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - лучшая песня («From Russia with Love»)
    • Премия «BAFTA» - лучшая операторская работа (Тед Мур)
  3. «Голдфингер» 1964 г.
    • Премия «Оскар» - лучшие звуковые эффекты (Норман Уонсталл)
  4. «Шаровая молния» 1965 г.
  5. «Живёшь только дважды» 1967 г.
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучшая работа художника (Кен Адам)
  6. «Бриллианты навсегда» 1971 г.
    • Номинация на премию «Оскар» - лучший звук (Гордон К. МакКаллум, Джон В.Митчелл, Ал Овертон)
  7. «Никогда не говори „никогда“» 1983 г.(неофициальный фильм)
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - лучшая женская роль второго плана (Барбара Каррера)

Джордж Лэзенби

  1. «На секретной службе Её Величества» 1969 г.
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - многообещающий новичок (Джордж Лэзенби)

Роджер Мур

  1. «Живи и дай умереть» 1973 г.
    • Номинация на премию «Оскар» - лучшая песня («Live and Let Die»)
  2. «Человек с золотым пистолетом» 1974 г.
    • Премия «Golden Screen» - United Artists (distributor)
  3. «Шпион, который меня любил» 1977 г.
    • Номинация на премию «Оскар» - лучшие декорации
    • Номинация на премию «Оскар» - лучшая песня («Nobody Does It Better»)
    • Номинация на премию «Оскар» - лучший оригинальный саундтрек
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - лучшая песня («Nobody Does It Better»)
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - лучший саундтрек
  4. «Лунный гонщик» 1979 г.
    • Номинация на премию «Оскар» - лучшие визуальные эффекты
  5. «Только для ваших глаз» 1981 г.
    • Номинация на премию «Оскар» - лучшая песня («For Your Eyes Only»)
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - лучшая песня («For Your Eyes Only»)
  6. «Осьминожка» 1983 г.
  7. «Вид на убийство» 1985 г.
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - лучшая песня («A View to a Kill»)

Тимоти Далтон

  1. «Искры из глаз» 1987 г.
    • Номинация на премию «Сатурн» - лучший фильм
  2. «Лицензия на убийство» 1989 г.

Пирс Броснан

  1. «Золотой глаз» 1995 г.
  2. «Завтра не умрёт никогда» 1997 г.
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - лучшая песня («Tomorrow Never Dies»)
    • Номинация на премию «European Film Awards» - выдающиееся достижение в мировом кино (Пирс Броснан)
  3. «И целого мира мало» 1999 г.
    • Номинация на премию «Сатурн» - лучший фильм
    • Премия «Empire Award» - лучший актёр (Пирс Броснан)
  4. «Умри, но не сейчас» 2002 г.
    • Номинация на премию «Золотой глобус» - лучшая песня («Die Another Day»)
    • Премия «Cinescape Genre Face of the Future Award» - лучший новичок (Розамунд Пайк)
    • Номинация на премию «Сатурн» - лучший актёр (Пирс Броснан)
    • Номинация на премию «Сатурн» - лучший актёр второго плана (Тоби Стивенс)
    • Номинация на премию «Сатурн» - лучшая актриса второго плана (Хэлли Берри)
    • Номинация на премию «Сатурн» - лучший фильм

Дэниел Крэйг

  1. «Казино „Рояль“» 2006 г.
    • Премия «BAFTA» - лучший звук
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучшая мужская роль (Дэниел Крэйг)
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучший адаптированный сценарий
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучшая работа оператора
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучший монтаж
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучшие визуальные эффекты
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучшая работа художника-постановщика
    • Номинация на премию «BAFTA» - премия имени Александра Корды за самый выдающийся британский фильм года
    • Номинация на премию «BAFTA» - премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму
  2. «Квант милосердия» 2008 г.
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучший звук
    • Номинация на премию «BAFTA» - лучшие визуальные эффекты
Русское название Оригинальное название Год Джеймс Бонд Режиссёр Бюджет Кассовый сбор
1 «Доктор Ноу » Dr. No Шон Коннери Теренс Янг $1 900 000 $59 567 035
2 «Из России с любовью » From Russia with Love $4 000 000 $78 896 765
3 «Голдфингер » Goldfinger Гай Хэмилтон $6 000 000 $124 881 062
4 «Шаровая молния » Thunderball Теренс Янг $10 600 000 $141 195 658
5 «Живёшь только дважды » You Only Live Twice Льюис Гилберт $19 500 000 $111 584 787
6 «На секретной службе Её Величества » On Her Majesty’s Secret Service Джордж Лэзенби Питер Р. Хант $12 000 000 $81 974 493
7 «Бриллианты навсегда » Diamonds Are Forever Шон Коннери Гай Хэмилтон $17 200 000 $116 019 547
8 «Живи и дай умереть » Live and Let Die Роджер Мур $17 000 000 $126 377 836
9 «Человек с золотым пистолетом » The Man with the Golden Gun Роджер Мур $17 000 000 $97 572 000
10 «Шпион, который меня любил » The Spy Who Loved Me Льюис Гилберт $34 000 000 $185 438 673
11 «Лунный гонщик » Moonraker $71 000 000 $210 308 099
12 «Только для твоих глаз » For Your Eyes Only Джон Глен $68 000 000 $195 312 802
13 «Осьминожка » Octopussy $67 500 000 $187 493 619
14 «Вид на убийство » A View to a Kill $70 000 000 $152 427 960
15 «Искры из глаз » The Living Daylights Тимоти Далтон $80 000 000 $191 285 897
16 «Лицензия на убийство » Licence to Kill Тимоти Далтон $82 000 000 $156 167 015
17 «Золотой глаз » Golden Eye Пирс Броснан Мартин Кэмпбелл $108 000 000 $348 895 621
18 «Завтра не умрёт никогда » Tomorrow Never Dies Роджер Споттисвуд $210 000 000 $339 340 102
19 «И целого мира мало » The World Is Not Enough Майкл Эптед $220 000 000 $361 832 400
20 «Умри, но не сейчас » Die Another Day Ли Тамахори $240 000 000 $431 971 116
21 «Казино Рояль » Casino Royale Дэниел Крэйг Мартин Кэмпбелл $192 000 000 $594 239 066
22 «Квант милосердия » Quantum of Solace Марк Форстер $200 000 000 $586 090 727
23 «007: Координаты «Скайфолл»» Skyfall Сэм Мендес $200 000 000 $708 370 000

Затраты на фильм и кассовые сборы (без учёта инфляции)

Название Бюджет
Маркетинг (реклама)
Кассовые сборы в США
Кассовые сборы в мире
(исключая США)
Доход студии от продаж DVD, VHS
и аксессуаров (США и мир)
Кассовые сборы в мире
(без инфляции
на сегодняшний день)
1 «Доктор Ноу » $1 900 000 $1 000 000 $16 067 035 $43 500 000 $22 100 000 $425 488 741
2 «Из России с любовью » $1 000 000 $1 000 000 $24 796 765 $54 100 000 $29 400 000 $555 909 803
3 «Голдфингер » $3 000 000 $3 000 000 $51 081 062 $73 800 000 $49 600 000 $868 659 354
4 «Шаровая молния » $5 600 000 $5 000 000 $63 595 658 $77 600 000 $56 600 000 $966 435 555
5 «Живёшь только дважды » $9 500 000 $10 000 000 $43 084 787 $68 500 000 $44 000 000 $720 388 023
6 «На секретной службе Её Величества » $7 000 000 $5 000 000 $22 774 493 $59 200 000 $32 400 000 $513 445 231
7 «Бриллианты навсегда » $7 200 000 $10 000 000 $43 819 547 $72 200 000 $45 700 000 $617 520 987
8 «Живи и дай умереть » $7 000 000 $10 000 000 $35 377 836 $91 000 000 $61 400 000 $785 677 477
9 «Человек с золотым пистолетом » $7 000 000 $10 000 000 $20 972 000 $76 600 000 $37 000 000 $426 826 774
10 «Шпион, который меня любил » $14 000 000 $20 000 000 $46 838 673 $138 600 000 $79 800 000 $666 367 656
11 «Лунный гонщик » $31 000 000 $40 000 000 $70 308 099 $140 000 000 $210 300 000 $624 527 272
12 «Только для ваших глаз » $28 000 000 $40 000 000 $54 812 802 $140 500 000 $88 350 000 $481 005 579
13 «Осьминожка » $27 500 000 $40 000 000 $67 893 619 $119 600 000 $81 800 000 $405 873 493
14 «Вид на убийство » $30 000 000 $40 000 000 $50 327 960 $102 100 000 $68 200 000 $316 186 616
15 «Искры из глаз » $30 000 000 $50 000 000 $51 185 897 $140 100 000 $70 200 000 $362 876 056
16 «Лицензия на убийство » $32 000 000 $50 000 000 $34 667 015 $121 500 000 $60 000 000 $271 586 451
17 «Золотой глаз » $58 000 000 $50 000 000 $106 429 941 $242 465 680 $145 600 000 $499 954 330
18 «Завтра не умрёт никогда » $110 000 000 $100 000 000 $125 304 276 $214 035 826 $147 400 000 $465 588 535
19 «И целого мира мало » $120 000 000 $100 000 000 $126 943 684 $234 888 716 $175 000 000 $504 705 882
20 «Умри, но не сейчас » $140 000 000 $100 000 000 $160 942 139 $271 028 977 $206 500 000 $546 490 272
21 «Казино Рояль » $150 000 000 $120 000 000 $167 445 960 $426 793 106 $79 389 671 $640 803 677
22 «Квант милосердия » $200 000 000 $100 000 000 $168 368 427 $417 722 300 $43 109 784 $586 090 727
ВСЕГО $1 019 700 000 $905 000 000 $1 553 037 675 $3 325 834 605 $1 833 849 455 $12 252 408 491
  • Всего расход студий на съёмки и рекламу Бондианы составили $1 924 700 000, а прибыль (кассовые сборы и пр.) составила $6 712 721 735.

Неофициальные фильмы

Эти фильмы были сняты не на студиях United Artists / MGM

  • «Казино Рояль » - 1954 - Бонда играет Барри Нельсон
  • «Казино Рояль » - 1967 - Бонда играют Питер Селлерс и Дэвид Нивен
  • «Никогда не говори „никогда“ » - 1983 - Бонда играет Шон Коннери

Игры о Джеймсе Бонде

  • 007 Legends (PC, PS3, Xbox 360, Wii U)
  • GoldenEye 007: Reloaded (PS3, Xbox 360, Wii)
  • James Bond 007: Blood Stone (PC, PS3, Xbox 360, NDS)
  • James Bond 007: Quantum of Solace (PC, PS3, PS2, Xbox 360, Wii, NDS)
  • James Bond 007: From Russia With Love (PS2, PSP, Xbox, Gamecube)
  • GoldenEye: Rogue Agent (PS2, Xbox, Gamecube, NDS)
  • James Bond 007: Everything or Nothing (PS2, XBOX, Gamecube, Gameboy Advance)
  • James Bond 007: NightFire (PC, MAC, PS2, XBOX, Gamecube, Gameboy Advance)
  • James Bond 007: Agent Under Fire (PS2, Xbox, Gamecube)
  • 007 Racing (PS1)
  • 007: The World is Not Enough (PS1, N64, Gameboy Color)
  • 007: Tomorrow Never Dies (PS1)
  • James Bond 007 (Gameboy)
  • James Bond 007: The Duel (Sega Mega Drive, Sega Master System, Sega Game Gear)
  • James Bond Jr. (NES, SNES)
  • James Bond: The Stealth Affair (PC, Amiga, Atari ST)
  • The Spy Who Loved Me (C64, Amstrad CPC, Atari ST, Spectrum)
  • 007: Licence to Kill (PC, C64, MSX, Spectrum)
  • Live and Let Die (C64, Amstrad CPC, Amiga, Atari ST)
  • James Bond 007: The Living Daylights (C64, Amstrad CPC, BBC Micro)
  • James Bond 007: Goldfinger (PC, Apple II)
  • James Bond 007: A View to a Kill (PC, Apple II)
  • James Bond 007 (C64, Colecovision, Atari 2600, Atari 5200)

Книги о Джеймсе Бонде

Пародии и аналоги

  • Агент 00X

См. также

  • Фильмы о Джеймсе Бонде

Библиография

Образу Джеймса Бонда посвящена книга Андрея Шарого и Натальи Голицыной «Знак 007: Джеймс Бонд в книгах и на экране» (2010)

МЕНЯ СТАЛО НЕОЖИДАННОСТЬЮ узнать, на какой самолёт купил мне билет Уркхарт. Он единственный из сотрудников обладает чувством юмора (которое считает неприемлемым для употребления в том сером, похожем на морг, здании на Риджентс-парк, где работает) и, заказывая для меня билет, он, конечно, знал, на какой именно он рейс. Самолёт должен был покинуть аэропорт Кеннеди в 16.00, направляясь к Бермудам. О чём мнене сообщил Уркхарт, так это о том, что он был специальным предложением для новобрачных, направляющихся отдыхать в свой медовый месяц.

Два часа по прилёту из Лондона я провёл в зале ожидания аэропорта Кеннеди, в окна которого бил настоящий Нью-Йоркский дождь со снегом, в эту холодную январскую субботу. А теперь три часа должен был провести в обществе людей, совершающих свой первый брачный полёт. Розы, калифорнийское шампанское - всё это было не для меня.

«Добро пожаловать на борт, дамы и господа! Вас приветствует „Пан Америкэн” - самая опытная авиакомпания в мире, капитан и экипаж которой желают вам приятного полёта в этом поистине незабываемом в вашей жизни путешествии!» Вежливый смех. Чьи-то восторженные аплодисменты. И сидя в своём месте у прохода, я стал волноваться по поводу

моего

Предстоящего путешествия.

Г де заканчивалось чувство юмора старины Уркхарта?

Между мной и иллюминатором сидела молодая пара, всецело поглощённая друг другом. Он был в тёмно-сером, она - в розовом. Никто из них ничего не говорил. Их молчание было тревожащим, будто в неодобрение моей так называемой миссии.

Подали обед - четыре блюда в пластиковой упаковке - триумф космической эры. Уплетая своего цыплёнка по-мэрилендски с хрустящей корочкой, я внезапно испытал острую тоску. Однако ещё в Лондоне Уркхарт сказал, что по прибытию на место назначения обо мне позаботятся. Там это умеют делать довольно хорошо.

Я выпил, потом ещё, и пока большой самолёт гудел в ночном небе, совершая свой путь к тропикам, я попытался восстановить в уме события, предшествовавшие этому полёту.

Всё началось два года назад - после того как я опубликовал мою книгу «Жизнь Яна Флеминга». После неё я получил множество писем - от японцев, занимающихся баллистикой, от французских подростков-бондофилов, от шведов - любителей детективов, а также от дипломированных американцев, пишущих свои диссертации на тему триллеров. Я постарался ответить всем. Но было одно письмо, которое поставило меня в затруднительное положение. Оно было из Вены, от женщины, подписавшейся как Мария Кюнцлер.

Письмо было длинным, немного сентиментальным, и написанным фиолетовыми чернилами. В ней говорилось о довоенной зиме, проведённой с Яном Флемингом на горнолыжном курорте в Кицбюэле. В моей книге я не придал особого значения этому периоду жизни Флеминга, описав его лишь вкратце. Флеминг побывал на этом курорте несколько раз, и впервые это произошло в 1920 году, когда он провёл там время с парой по фамилии Форбес-Деннис (г-жа Форбес-Деннис оказалась, кстати, писательницей Филлис Боттом). Теоретически Флеминг изучал там немецкий язык, хотя на практике большую часть своего времени он наслаждался горами и местными девушками. Из письма следовало, будто бы мисс Кюнцлер была одной из них. Её информация о Флеминге казалась подлинной; в своём письме она упоминала о друзьях из Кицбюэля, у которых я когда-то брал интервью для своей книги. Но больше всего я был озадачен, когда прочёл последний абзац её письма. Звучал он следующим образом: «Теперь вы можете понять то возбуждение, которое чувствовали мы все, когда симпатичный юноша Джеймс Бонд появился в Кицбюэле. Оказалось, что ему довелось побывать в доме Яна в Итоне - и это несмотря на то, что он был намного моложе Яна. Уже в то время Джеймс занимался своего рода шпионской деятельностью, и Ян, который любил разыгрывать людей, использовал это по отношению и к Джеймсу, выуживая у него, таким образом, нужную ему информацию. Джеймс был очень зол на него за это».

Прочтя это, я, конечно же, решил, что мисс Кюнцлер была немного не в себе, по крайней мере, она явно украсила факты домыслами. Я вежливо поблагодарил её за письмо и написал, что её анекдот о Джеймсе Бонде приятно меня позабавил.

Здесь я должен сразу же оговориться, что в процессе написания «Жизни Яна Флеминга» я ничуть не сомневался в том, что Джеймс Бонд - это и есть Ян Флеминг, и Ян создал этот образ из своих мечтаний и воспоминаний своего детства. Я знал Флеминга лично в течение нескольких лет, причём тех самых лет, когда он писал свои первые книги о Бонде. В то время мы вместе работали в «Санди Таймс», и в романах о Бонде я нашёл множество параллелей между героем и его автором. Флеминг даже наделил Бонда своими личными качествами - предпочтениями в одежде, еде, даже в том, как он выглядел. Именно поэтому, когда я представлял себе лицо Джеймса Бонда, то видел Флеминга (а не Шона Коннери).

Однако существовали и некоторые факты, шедшие вразрез с тем, что Бонд - это Флеминг. Несмотря на то, что сам Флеминг это отрицал - категорически. Речь шла о том, что чем внимательнее вы читали книги, тем больше начинали замечать факты, относящиеся к жизни Джеймса Бонда

вне сюжетной линии

Детали о его семье, любовных похождениях, некоторые проблески школьной карьеры, а также дразнящие упоминания о его ранней шпионской деятельности. В более чем тринадцати книгах о Джеймсе Бонде все эти моменты укладываются в удивительно последовательную картину. Именно это и породило слухи о том, что Флеминг писал образ своего героя с какого-то реального прототипа - агента, с которым столкнулся во время несения службы в разведке британского флота во время войны.

Одна теория состояла в том, что «настоящий» Джеймс Бонд был капитаном королевской морской пехоты, личность и подвиги которого вдохновили Флеминга. Другая - в том, что Флеминг тщательно изучил карьеру двойного британского агента Джеймса Мортона, тело которого было обнаружено в отеле «Шеферд» в Каире в 1962 году. Были и другие слухи. Однако никакие из них не выдерживали критики, и не могли заставить меня изменить своё отношение к тому, что Джеймс Бонд - это и есть Ян Флеминг. Тогда я получил второе письмо от таинственной мисс Кюнцлер из Вены. Оно прибыло спустя приблизительно три месяца после того, как я написал ей ответ, и в нём мисс Кюнцлер извинялась за задержку, сославшись на проблемы со здоровьем. (По всем данным, на тот момент ей было около шестидесяти пяти). На сей раз письмо было более коротким. В нём указывалось, что последний раз мисс Кюнцлер видела Джеймса Бонда на празднике в Кицбюэле в 1938 году. Также она добавила, что он написал ей несколько писем после праздника, и всё. Когда ей станет лучше, она найдёт их и перешлёт мне, приложив к ним и некоторые фотографии. И несомненно, должны быть люди, знавшие Джеймса Бонда в Итоне. Почему бы мне не связаться с ними? Я ответил ей немедленно, прося выслать мне указанные письма. Ответа не последовало.

Я написал ей ещё несколько раз - опять безуспешно. Тогда, следуя её совету, я решил проверить возможные свидетельства относительно юного Бонда в Итоне. Флеминг объявился в Итоне осенью 1921 года. Данных о возрасте Джеймса Бонда у меня не было, кроме, разве что, высказывания мисс Кюнцлер о том, что он был моложе Флеминга. Я проверил все данные за двадцатые годы. Отдельные Бонды мне попадались, но ни одного из них не звали Джеймсом, и никто из них не побывал в старом доме Флеминга. Было ясно, что мисс Кюнцлер ошибалась, однако заинтригованный, я решил проверить и тридцатые годы. Неожиданно я

обнаружил

Некоего Джеймса Бонда, который был записан в пансион Слейтера* осенью 1933-го.

//одно из общежитий Итонского колледжа - здесь и далее - прим. перев.//

Он числился в списке более двух лет, после чего исчез из него в 1936-ом, весной. Сам по себе этот факт ещё не доказывал утверждения мисс Кюнцлер, но и пройти мимо него я уже не мог. Джеймс Бонд, побывавший в Итоне, определённо существовал, но он казался мне слишком молодым, чтобы быть знакомым с Флемингом. Было маловероятным, чтобы человек его возраста мог быть связан с Секретной службой к 1937 году. Попытавшись разузнать побольше об этом пареньке, я потерпел неудачу. Секретарша в школьном офисе сказала мне, что данных на него нет - ни о нём, ни о его семье. Она порекомендовала мне связаться с Обществом выпускников Итонского колледжа. Я связался с ними, но вновь безуспешно. Всё, что они смогли мне предложить - это список некоторых ровесников Бонда.

Ян Флеминг родился в богатой и знатной семье 28 мая 1908 года. Имел возможность получить самое престижное образование. Но из Итона, школы, которая с 1440 года поставляла Британии премьер-министров, его выгнали за связь с какой-то девицей. В Сандхерстском военном колледже Флеминг тоже долго не задержался - пошел в самоволку, и его поймали. Он написал рапорт об отчислении, так и не получив офицерского звания.
Яну постоянно ставили в пример отца и старшего брата. Отец - майор Валентайн Флеминг, погибший во время первой мировой войны в сражении на Сомме, был близким другом Уинстона Черчилля. Некролог, подписанный самим британским политиком, был опубликован в «Таймс». Брат Питер, с отличием окончивший Итон и Оксфорд, был известным журналистом.
Ян Флеминг в юности отличался только спортивными достижениями. Ему неплохо давались языки (он изучил немецкий, французский и даже русский). Хотел стать дипломатом. Но на экзаменах получил «неуд» по английскому.
Мать, используя связи, устроила сына в агентство Рейтер. Там он смог удовлетворить свою страсть к приключениям. В 1933 году журналистская судьба забросила его в Москву, где тогда судили шестерых английских инженеров, которых ОГПУ обвинило в шпионаже. Считается, что тогда Флеминг и начал выполнять поручения английской разведки. В том же году он принимает предложение войти партнером в банковское предприятие и покидает Рейтер. Но через пять лет, в 1938-м, Флеминг снова в качестве корреспондента (теперь уже газеты «Таймс») посещает Москву с делегацией во главе с министром внешней торговли в правительстве Н. Чемберлена.
Начав работать в банковский среде, Флеминг сразу же поселился в самом фешенебельном районе Лондона. Стал устраивать великосветские рауты, коллекционировать книжные раритеты и волочиться за красивыми женщинами. Но следить за биржевыми котировками ему вскоре наскучило. Авантюризм взял верх, и в мае 1939 года Ян Флеминг поступил в военно-морскую разведку.
Флеминг провел «на секретной службе Ее Величества» всю вторую мировую войну. Он участвовал в эвакуации с континента короля Албании, ездил в США координировать действия с союзниками, руководил операцией по розыску секретных лабораторий, где немцы разрабатывали ракеты ФАУ.
Но особую любовь начальства Флеминг завоевал благодаря своему литературному дару. В сочинении докладов и отчетов ему не было равных. Благодаря блестящему стилю и продуманной композиции они читались как захватывающий детектив. А еще коммандер Ян Флеминг славился буйной фантазией, помогавшей придумывать самые немыслимые спецоперации. В 1942 году он был приглашен разрабатывать концепцию Управления стратегических служб - американской военной разведки. За что получил именной револьвер с надписью: «За особые заслуги».
А заслуги у Яна Флеминга действительно имелись. Когда в ходе войны произошел перелом и войска союзных держав начали наступление на оккупированные немцами территории, Флеминг придумал план, соответствовавший требованиям изменившейся ситуации. Он предложил набрать десантно-диверсионный отряд морской пехоты, своего рода «стервятников от разведки», который пойдет вместе с передовыми войсками с целью захвата книг, содержащих ключи к вражеским кодам и шифрам, и другой важной документации прежде, чем немцы успеют все это уничтожить. План был одобрен. Отряд получил официальное наименование «штурмовой отряд 30» или просто «отряд 30».
Успех превзошел все ожидания. К концу войны «отряд 30» собрал многочисленную «коллекцию» секретных документов и технических устройств. Но все же самой большой их удачей был захват первой немецкой подводной лодки, рассчитанной на одного человека. Судно доставили в Лондон и с гордостью показали командующему флотом. Поначалу он думал, что это просто игрушка, но потом заглянул в перископ, где увидел мертвого немецкого моряка-подводника, которого люди Флеминга забыли вытащить из лодки.
Война закончилась. «Отряд 30» был расформирован, а Флеминг вернулся к гражданской жизни. Свою работу в военно-морской разведке он всегда вспоминал с восторгом. Ему нравился мир шпионажа - все эти хитрые приемы, тайные операции и сложные технические приспособления. Он еще долго носил с собой свою любимую «шпионскую штучку»: перьевую ручку, которая стреляла цианидом, ядовитым газом.
Флеминг знал, как ему использовать свой разведывательный опыт в мирное время. Эта идея пришла к нему во Франции, куда он ездил на встречу со своим «отрядом 30». Они сидели у какой-то дороги, жевали сухой паек, и один из бойцов спросил, чем Флеминг думает заняться после войны.
«Я напишу книгу. Шпионский роман. Самый лучший из всех шпионских романов», - ответил Флеминг.
Именно так он и сделал…
В последний год войны его занесло на Ямайку на одну из военно-морских конференций. Здесь не было бомбежек, беженцев, продуктовых карточек и комендантского часа. Горы фруктов и море рома - это был настоящий рай. И Флеминг решил, что рай этот будет принадлежать ему. Привыкший серьезно относится к своим слабостям и непременно их исполнять, Флеминг после окончания войны приобрел на Ямайке небольшое бунгало Goldeneye («Золотой глаз») - так впоследствии будет называться один из романов о Джеймсе Бонде. В этом доме и родился агент 007. Первый роман «Казино «Рояль» был написан в 1953 году. С тех пор Флеминг пускался в опасные авантюры только в мечтах и только вместе со своим героем Джеймсом Бондом.
Кстати, это имя Флеминг позаимствовал у известного ученого-орнитолога, автора книги «Птицы Вест-Индии». Полному тезке агента 007 это принесло одни неприятности. Ему стали звонить девицы с сомнительными предложениями, атаковали журналисты. Жена профессора написала Флемингу письмо. В ответ писатель извинился и пригласил чету Бондов к себе на Ямайку. На таможне багаж профессора Бонда придирчиво осмотрели и спросили, нет ли у него при себе оружия.
Флемингу было 45-ть, когда первый роман про Джеймса Бонда увидел свет. За год он разошелся тиражом семь тысяч экземпляров. А еще через год права на его издание купило американское издательство «Макмиллан».
Произведения Флеминга стали издаваться многомиллионными тиражами в мягкой обложке и в новом для того времени карманном формате. Их читали в поездах и самолетах, на пляже и в постели перед сном.
Романы английского писателя стали частью американской массовой культуры. В 1961 году президент США Джон Кеннеди признал, что в свободное время читает Флеминга, а его любимый роман - «Из России с любовью».
Во многом успеху Флеминга способствовало то, что он относился к своему творчеству со здоровым цинизмом. «Книги пишут ради славы, удовольствия или денег,- говорил он. - Я пишу ради удовольствия и денег».
Флеминг выпускал по одному роману в год. Его гонорары росли. После романа «Бриллианты навек» (1956) писатель купил замок XVIII века в Кентербери, недалеко от Лондона. А после продажи прав на экранизацию романа «Из России с любовью» (фильм появился в прокате в 1963 году) Флеминг приобрел крупное поместье в графстве Уилтшир - настоящий дворец и две тысячи акров земли.
И только после экранизации романов к Флемингу пришла настоящая слава.
За тридцать пять лет, прошедших с момента премьеры, вышло восемнадцать фильмов про Бонда. Последний - «Завтра не умирает никогда» - в 1997-м, через 33 года после смерти Флеминга.
Он умер 12 августа 1965 года от инфаркта, вернувшись с заседания гольф-клуба. Десять лет бешеной славы и сумасшедших гонораров доконали бравого разведчика.
К 100-летию со дня рождения Яна Флеминга, 17 апреля 2008 года, в лондонском Имперском военном музее открылась выставка под названием «Только для ваших глаз: Ян Флеминг и Джеймс Бонд». Кураторы выставки отмечали, что, несмотря на все их усилия, им не удалось отделить автора от его героя, настолько тесно переплелись правда и вымысел в жизни разведчика и писателя Яна Флеминга.

Прессу читала Оксана Сергеева-Маленькая