Снежный человек другое название. Существует ли снежный человек на самом деле? Как выглядит легендарный криптид

Сообщения о встрече со снежным человеком поступают уже больше четырех сотен лет, и описывают существ, как волосатых полуобезьян, которые приходят из леса. Случаи наблюдения снежного человека известны по всему миру, упоминания о загадочном существе также встречаются в племенных культурах коренных американцев (индейцы называют существо Саскватч).

Описания снежного человека варьируются по росту, весу и цвету шерсти. Большинство свидетелей встречи с йети утверждают, что рост снежного человека составляет от 7 до 8 футов. Некоторые особи достигают 14 футов, другие - до 5 футов. Цвет шерстяного покрова варьируется от черного до белого, встречаются коричневый и даже красный цвет. По свидетельствам очевидцев, снежный человек неприятно пахнет и весит около 300-800 футов.

В конкретных регионах планеты сообщения о встрече со снежным человеком поступают значительно чаще. Такими местами контактов, например, являются леса Кентукки и Западной Вирджинии. Некоторые охотники утверждают, что встречались с особями «арктического» вида снежного человека на Аляске и в Канаде.

По приблизительным оценкам некоторых энтузиастов, по крайней мере, около 200 особей йети проживают в лесах Северной Америки.

Фото снежного человека

Все доказательства существования снежного человека - спорны. Очень часто предполагаемые фотографии йети оказывались мистификациями, на некоторых были изображены люди, переодетые в костюм обезьяны, некоторые фотографии демонстрируют обыкновенного медведя.

Однако часть из них до сих пор под вопросом - их подлинность или фальшивость так и не доказана.

Два кадра из известного видеролика Паттерсона

Эта фотография была сделана офицером Уайлдом Криком в 1995 году в штате Вашингтон, США

Фотография одной из известных подделок на снежного человека

Снежный человек существует на самом деле?

Подавляющее большинство ученых полагают, что снежный человек не существует. Многие уверены, что йети не более чем миф или легенда, ошибка восприятия или попытка обмана других людей с целью обретения дешевой славы. Периодически некоторые люди делают громкие заявления, что нашли доказательство существования снежного человека - но после оказывается, что это была очередная мистификация или неверное толкование произошедшего. Но не все так однозначно…

Джери Крю демонстрирует слепок ноги снежного человека

На сегодняшний момент не существует ни одной особи снежного человека, которая проживает в неволе (зоопарке, лаборатории или других местах), не было найдено ни шкур, ни скелетов этих существ. Ученые разделяют доказательства существования снежного человека на несколько групп: фотографии, видео- и аудиозаписи, гипсовые слепки ног и образцы волос. Вся подлинность собранных доказательств находится под сомнением. В течение нескольких десятилетий одним из самых убедительных доказательств существования йети была видеопленка 1967 года, которую засняли Р. Паттерсон вместе с Б. Гимлином в Северной Калифорнии. На короткой видеозаписи была изображена самка снежного человека. После смерти Паттерсона в 2002 году, его семья сообщила, что видеозапись являлась чистейшей фальсификацией. Следы, которые были показаны на видео, производились подготовленными гипсовыми следами, а сама самка йети - человек в костюме, который был сшит специально для этого ролика. Разумеется, все заявления его членов семьи о фальсификации так и не были подтверждены вещественными доказательствами.

Однако пленка вызвала столь сильный резонанс в обществе, что еще длительное время оставалась объектом пристального внимания и изучения. Так, в 2010 году сотрудники канала «National Geographic» решили установить точно - возможно ли при наличии всех необходимых средств: гримеров, видеоаппаратуры, специалистов по спецэффектам и игре профессионального актера, создать подобное видео и при этом получить такой же уровень реалистичности, как на пленке Паттерсона.

Конечным результатом эксперимента стал общий вывод всех специалистов, принимавших участие в эксперименте, о том, что, не смотря на достаточное развитие медиа индустрии, очень трудно создать видео подобного качества и уровня реалистичности, не говоря уже о подобном в 1967 году.

С течением времени, все чаще попытки доказать существование снежного человека переносятся в научную плоскость.

Так, следователь Джимми Чилкатт из Департамента полиции штата Техас, специализирующийся на отпечатках пальцев и следах, проанализировал более 150 слепков следов ног йети из коллекции профессора Мелдрума, штат Айдахо.

Чилкатт утверждает, что один из слепков, который удалось получить в 1987 году в Уолла Уолла (штат Вашингтон), убедил его в том, что снежный человек существует. «Текстура отпечатка полностью отличалась от всего, что я когда-либо видел», сказал он. «Я убежден, что этот след не принадлежал человеку или любому из приматов, вид которых известен науке». Текстура следов была примерно в два раза толще, чем у человека и указывала на наличие более толстой кожи.

Мелдрум, тем временем, утверждает, что еще один 180-килограммовый блок гипса, известный как Skookum, также является неопровержимым доказательством существования снежного человека. Слепок был сделан в Национальном заповеднике в штате Вашингтон в сентябре 2000 года. Судя по отпечатку, крупное животное легло на бок, чтобы дотянуться до фруктов, которые росли ниже.

Огромный интерес вызывает йети или снежный человек. Об этом существе уже несколько десятилетий ходят разнообразные слухи. Кто такой йети? Ученые могут лишь предположить, так как доказать его существование очень сложно из-за недостатка фактов.

Очевидцы, встречавшие странное существо, подробно описывают его внешность, наводящую страх:

  • чудище, похожее на человека, передвигается на двух ногах;
  • конечности длинные;
  • рост 2 - 4 метра;
  • сильный и проворный;
  • может лазить по деревьям;
  • имеет зловонный запах;
  • тело полностью покрыто растительностью;
  • череп вытянут, челюсть массивная;
  • шерсть белого или коричневого цвета;
  • лицо темное.

  • Кроме того, ученым довелось изучить размер ноги чудища по отпечаткам, оставленным на снегу или земле. Также очевидцы предоставили клочки шерсти, найденные на зарослях, через которые пробирался йети, рисовали его по памяти, пытались сфотографировать.

    Прямые доказательства

    Определить с точностью, кто такой снежный человек, невозможно. При приближении к нему у людей начинает кружиться голова, меняться сознание и подниматься давление. Существа действуют на энергетику человека таким образом, что их просто не замечают. Кроме того, йети внушают всем живым существам животный страх. При его приближении вокруг наступает полная тишина: птицы замолкают, а животные убегают.

    Многочисленные попытки снять существо на видеокамеру оказывались практически безрезультатными. Даже если это удавалось, снимки и видеозаписи были очень плохого качества, несмотря на высококачественную аппаратуру. Это объясняется не только тем, что йети слишком быстро передвигаются, несмотря на огромный рост и плотное телосложение, но и тем, что техника, так же как и люди, начинает выходить из строя. Попытки догнать убегающего «человека» не принесли успеха.

    Те, кто хотел сфотографировать йети, рассказывают, что при попытке посмотреть ему в глаза, человек перестает себя контролировать. Соответственно, снимки просто не делаются, или на них видны посторонние предметы.

    Факт. Очевидцы из разных уголков планеты обрисовывают существа либо женского, либо мужского пола. Это говорит о том, что снежные люди, скорее всего, размножаются обычным способом.

    Кто такой снежный человек на самом деле - не понятно. То ли это инопланетное существо, то ли индивид из древности, сумевший чудом дожить до нашего времени. А может это результат опытов, проводимых между человеком и приматами.

    Где живет снежный человек

    Тибетские древние летописи имеют повествование о встречах буддийских монахов и огромного волосатого чудища на двух ногах. С азиатских языков слово «йети» переводится как «некто, который живет среди камней».

    Факт: первые сведения о снежном человеке появились в печати в 50-х годах прошлого столетия. Авторами этих текстов стали альпинисты, пытавшиеся покорить Эверест. Встреча с йети произошла в гималайских лесах, в которых находятся тропы, ведущие к вершине горы.

    Места, где живет мистическое существо, представляют собой леса и горы. Снежный человек в России впервые зафиксирован на Кавказе. Очевидцы уверяют, как только они увидели огромного примата, он исчез прямо на глазах, оставив после себя небольшое облако дымки.

    Пржевальский, занимавшийся изучением пустыни Гоби, столкнулся с йети еще в XIX веке. Но дальнейшее исследование было прекращено из-за отказа государства выделять деньги на экспедиции. На это повлияли церковнослужители, считавшие йети существом из ада.

    После этого снежного человека видели в Казахстане, Азербайджане и других местах. В 2012 г. охотник из Челябинской области столкнулся с человекоподобным существом. Несмотря на сильный страх, ему удалось заснять чудище на мобильный телефон. Потом йети много раз видели вблизи поселений. Но его приближение к людям пока не нашло объяснений.

    Несмотря на то, что никто не может сказать, кто такой йети, . Это подкреплено не только слабыми фактами, но и верой, которая порой сильнее всех доказательств.

    : Вопрос о существовании снежного человека давно волнует людей. Кто-то не сомневается, что эти неисследованные приматы живут рядом с нами, а кто-то считает их выдумкой журналистов, жаждущих сенсаций.

    Почему-то принято думать, что серьезные ученые стараются уйти от этого вопроса. Однако это не совсем так.

    В самом конце 1950-х годов автор этого материала присутствовал на встрече небольшой группы студентов и преподавателей географического факультета Ленинградского университета со знаменитым норвежским путешественником Туром Хейердалом, еще в 1947 году переплывшим на бальсовом плоту «Кон-Тики» Тихий океан.

    Знаменитый ученый-путешественник прилетел в Ленинград по приглашению Российского географического общества, а если говорить конкретно, то Е. В. Максимова - одного из преподавателей университета. Этому русскому ученому незадолго до того удалось открыть и исследовать несколько сравнительно небольших ледников в Джунгарском Алатау.

    Один из них он назвал (по праву первооткрывателя) именем Тура Хейердала, другому присвоил имя Ленинградского университета. Знаменитый норвежец прибыл для того, чтобы получить из рук Максимова соответствующие сертификаты о присвоении его имени леднику и встретиться со студентами вуза.

    После выступления Хейердала слово взял Максимов. Он рассказал, как были открыты ледники. Но больше запомнилось иное: Евгений Владиславович довольно подробно и обстоятельно рассказал о своей встрече со снежным человеком.

    Их палатка стояла на высоте около 3 500 метров у самой границы ледниковой морены, включавшей в себя большое количество гранитных валунов. Выше располагался ледник, ниже - снежные поля, соприкасавшиеся с горным альпийским разнотравьем.

    Максимову той ночью не спалось. Сказывалась горная болезнь, вызванная недостатком кислорода и усталостью. Его помощники - студенты - крепко спали в своих спальных мешках, утомленные дневной работой на леднике. Неожиданно за стенками палатки явственно послышался шорох, а затем чьи-то осторожные шаги. Наверное, медведь пожаловал.

    Присутствие человека здесь исключалось, настолько отдаленным от жилья было то место. Вскоре шаги затихли, и Максимов наконец уснул. Каково же было удивление студентов и их преподавателя, когда утром они обнаружили на снегу следы, похожие на человеческие. Словно кто-то, специально сняв обувь, ходил босиком.

    От палатки следы вели к небольшому продовольственному складу, где под брезентом стояло несколько ящиков с крупами и консервами. Брезент был сброшен. Мешочки с припасами круп и специй перемешаны, рассыпаны. Повариха не досчиталась початой банки с говяжьей тушенкой.

    Вскоре ее обнаружили, но уже пустой, на краю ледника. Цепочка следов вела к леднику, а дальше терялась. На той встрече с Хейердалом Максимов продемонстрировал выполненные им черно-белые фотографии следов.

    Снимки были крупного формата (24 на 36 см), четкие настолько, что прекрасно просматривались кристаллы крупных снежинок. Большой палец пришельца заметно оттопырен. Для масштаба на отдельных фото был показан ледоруб, на других - горный компас.

    Это фото следа йети было сделано в Гималаях Эриком Шиптоном (1951 год).

    ОТ КАРЛИКА ДО ГИГАНТА

    Тур Хейердал спокойно и с явным интересом рассматривал фотографии. Он тут же высказал предположение, что это след йети, или, как его еще называют, бигфута, что значит «большая нога». Присутствовавшие, знавшие Хейердала не только как отважного мореплавателя, но и как известного географа и этнографа, попросили Тура прокомментировать услышанное.

    Норвежец был настолько любезен, что тут же прочитал небольшую лекцию о неизвестных науке гоминоидах.

    «В западной прессе, - сказал он, - нередко публикуют статьи о снежном человеке. В зависимости от местообитания его именуют йети, голубяван, алмаст, бигфут. Интерес к этой теме не ослабевает, ибо многочисленные встречи с йети (этот термин употребляется чаще других) убедительно говорят о том, что в природе существует по меньшей мере три типа неведомых науке животных.

    Во-первых, это карликовые йети высотой около метра. Это всеядные существа. Они покрыты густой рыжей шерстью, а след их ступни напоминает человеческий. Карликовых йети встречали в Непале, Тибете и Индии.

    Второй тип - истинный йети. Именно ему соответствует название . Эти загадочные существа тоже всеядны, а их рост составляет от 1,5 до 2 метров. Отличительный признак этого гоминоида - коническая форма головы, большой безгубый рот, сильно выдающаяся вперед нижняя челюсть и густой коричневато-красный мех, покрывающий все тело, кроме лица. Ступня у этого существа очень широкая. Вполне возможно, что это новый вид орангутана, который приспособился к хождению на двух ногах.

    И наконец, третий тип йети - это гигантское существо по имени муте, что значит «огромный», «неуклюжий». Обычное местообитание этого гиганта - высокогорные районы Индии и Непала, Бирмы, Северного Вьетнама и других азиатских стран, включая и Казахстан. Это очень пугливое существо имеет рост от 1,8 до 2,7 метра.

    Строение черепа запоминающееся: плоская голова, скошенный лоб, короткие волосы ежиком, непропорционально большие и очень сильные руки, покрытые шерстью черного или серого цвета. След этого йети ближе всех к человеческому. Очень вероятно, что в Джунгарии вы имели дело именно с ним».

    Тур Хейердал в те годы проблемой снежного человека не интересовался. Его больше занимал вопрос заселения Полинезии туземцами Южной Америки.

    Однако норвежский ученый не сомневался в существовании йети. Эта уверенность основывалась хотя бы на том, что и ему самому, и тем, кто плыл с ним на плоту «Кон-Тики», не раз приходилось наблюдать в океане неизвестные науке загадочные существа.

    НАДО УХОДИТЬ, НАЧАЛЬНИК…

    Проблемой снежного человека в 1950-е годы занималась как советская Академия наук, так и ряд организаций на Западе. Поводом для проведения комплексных научных экспедиций в СССР послужила докладная записка в Президиум Академии наук, составленная профессором Б. Ф. Поршневым и рядом других ученых. Полевые исследования велись в самых глухих и малоисследованных уголках Памира, Тянь-Шаня, Монголии.

    Ученые Англии, Швейцарии, США, Китая и других стран работали в Гималаях, Гоби, на Тибете и иных местах Азии. В нашей стране поиски осуществляли такие известные этнографы, биологи, географы, геологи, топографы, как В. Л. Хахлов, К. В. Станюкович, Р. Ф. Итс и многие другие.

    Интересные сведения о йети приводит в своих воспоминаниях кандидат геологоминералогических наук Александр Иванович Шалимов, многие годы проработавший в горных районах Азии. Побывав в 1938 году на Памире, в бассейне ледника Язгулем, Шалимов заметил пять отпечатков следов, сильно обтаявших, но с хорошо видным отстоявшим отдельно большим пальцем.

    «Откуда-то издалека, из верховьев долины, донесся странный голос, - писал Шалимов. - Потом он повторился ближе, гортанный загадочный, ни на что не похожий - не то стон, не то рычание. «Снежный человек, - сказал Мир-зо Курбанов (проводник экспедиции), - много их, надо уходить, начальник». Рабочие геологической партии стали бить в металлические предметы, раздувать сильнее огонь костра, чтобы испугать непрошеных гостей».

    Это свидетельство Шалимова подтверждает и военный топограф О. Г. Чистовский, проводивший топографическую съемку местности на Памире. Олегу Григорьевичу не раз приходилось видеть следы йети и слышать крик этого загадочного существа.

    По словам Чистовского, голос снежного человека похож на вопль разъяренного верблюда. Серьезность отношения ученых к дикому человеку подтверждает и то, что все сведения были систематизированы комиссией Академии наук СССР и опубликованы в сборнике информационных материалов.

    ПОХИЩЕНИЕ «НЕВЕСТЫ»

    Более полувека назад в одном из живописнейших районов Чаткальского хребта в Киргизии геолог А. П. Агафонов из уст 80-летнего охотника и пастуха Мадьяра услышал удивительный рассказ. Дед пастуха, Мерген, ехал со своей молодой женой берегом Сары-Челека. День был знойный, и молодые люди остановились отдохнуть у горного ручейка. Вскоре Мерген задремал.

    Его разбудил душераздирающий крик жены. Стряхнув сон, он увидел громадную обезьяну, в лапах которой отчаянно билась его жена. Смелый киргиз бросился на помощь. Ему удалось догнать похитителя и в тяжелом бою убить йети охотничьим ножом. Жена была невредима, но сильно напугана.

    Йети охотится на горных баранов. Фото из Пакистана или Афганистана

    Агафонов с большим скептицизмом отнесся к рассказу старого охотника. Тогда Мадьяр показал геологу высушенную кисть руки, извлеченную из сундука, принадлежавшего деду. Кисть, покрытая короткой густой шерстью, являлась семейной реликвией.

    Что мог возразить Мадьяру Агафонов? Похожий «сувенир» бережно хранится и в непальском монастыре Пангбоче. Монахи утверждали, что эта кисть принадлежит йети.

    С превеликим трудом удалось уговорить их передать кисть на антропологическую экспертизу в один из университетов США. Результаты превзошли все ожидания. Оказалось, что кисть принадлежит неизвестному виду приматов.

    Я ВСТРЕЧАЛСЯ С НИМ ДВАЖДЫ

    Еще более удивительный пример приводит житель Монголии Цеден. В 1934 году, совершив паломничество в монастырь Барун, он своими глазами видел приколоченную к потолку храма шкуру алмаста (название йети в Монголии и на Тибете).

    Лицо обрамляли волосы, свисавшие на длину не менее 30 сантиметров. Монахи рассказали Цедену, что этот алмаст был убит в Гоби знаменитым охотником Мангалом Дурекчи и принесен в дар гению-покровителю буддистского храма. В последний раз монахи этого монастыря видели алмаста в 1951 году. Это было огромное загадочное существо, страшно их напугавшее. Они препроводили приехавших из Китая антропологов в урочище, где, по их данным, жили алмасты.

    Китайцам, исследовавшим то место, удалось найти в одной из пещер останки человеко-подобного существа с хорошо сохранившейся кистью.

    Вещдок исследовали в Пекине, где признали, что кисть могла принадлежать животному неустановленного вида. То же было сказано и в отношении шерстяного покрытия существа.

    В 1970 году английский альпинист Уилланс заявил, что при восхождении на Аннапурну (второй после Джомолунгмы восьмитысячник в Гималаях) он дважды видел йети, а также его следы.

    В 1971 году о нападении йети на склад с продовольствием писали участники аргентинской экспедиции на Джомолунгму. Судя по глубине и размерам оставленных им следов, вес йети составил не менее 260 килограммов!

    В 1979 году английская экспедиция под руководством Дж. Уайта также обнаружила и сфотографировала следы снежного человека в долине Ханку (Непал). Участники восхождения даже слышали его пронзительный крик, который записали на магнитофонную пленку. Сопровождавшие альпинистов шерпы были согласны с тем, что кричал йети, и потребовали перенести лагерь в другое место. По преданиям непальцев, встреча со снежным человеком предвещает несчастье.

    ОДИН ШАНС ИЗ МИЛЛИОНА

    Райнхольд Месснер - покоритель всех 14 восьмитысячников планеты - в интервью итальянскому журналу «Панорама» заявил: «Во время похода на Лхоцзе я дважды встречался с йети. Это было в высокогорных лесах. На высоте 4 200 метров я увидел необычное существо, передвигавшееся на двух коротких ногах. Тело его, за исключением лица, покрывала черная густая шерсть.

    Ростом оно достигало примерно 2 метров. Вторая встреча произошла ночью, когда йети был замечен вблизи лагеря альпиниста. Неудачи прошлых экспедиций во многом происходили оттого, что ученые не знали конкретных мест, где обитают йети. Я хорошо запомнил район, где встретился с ним и даже шел 3 километра по его следу».

    Месснеру так и не удалось отыскать и пленить йети, хотя он дал слово сделать это. Но он не одинок на этом поприще - неудача постигала многих. В их числе такие известные люди, как Тигр снегов непалец Тенцинг и новозеландец Хиллари - покорители Джомолунгмы в 1953 году, англичане Хант и Изард, руководившие экспедициями в Гималаи.

    Так в чем же дело? Может быть, снежный человек - выдумка охочих до сенсаций журналистов, ученых и альпинистов? Причина, думается, в другом.

    Площадь Гималаев, Тянь-Шаня, Тибета, Гоби, Джунгарского Алатау так велика, что на ней легко разместилось бы несколько Европ. Население же этих территорий не превышает сотых долей европейского. Как и прежде, эта часть Земли плохо изучена.

    Публикации о снежном человеке давно перешли из разряда мировых сенсаций в категорию развлекательного чтива. Еще в 1970 годы известный журналист Ярослав Голованов отмечал, что на йети стоит «клеймо улыбки». А в последние годы практически ни одно журналистское расследование на эту тему не обходится без определенной доли зубоскальства.

    Представители «большой» науки называют исследователей проблемы дилетантами, высокомерно отвергая сделанные ими открытия. Тем не менее, исследования в этой области продолжаются и пополняются все новыми и новыми свидетельствами. Журнал DISCOVERY начинает серию публикаций о снежном человеке и других неизведанных, спорных и вымерших существах.

    Принято считать, что в России исследование снежного человека началось столетие назад. Еще в 1914 году ученый-зоолог Виталий Хахлов, с 1907 года проводивший поиски «дикого человека» и опросы местного населения на территории Казахстана, направил руководству Академии наук письмо, в котором обосновывал существование человекоподобных существ.

    Хахлов дал им видовое название Primihomo asiaticus (первочеловек азиатский) и настаивал на организации экспедиции для обнаружения жизнеспособных особей. Но письмо попало в разряд «не имеющих научного значения», а последовавшие затем события, в том числе и первая мировая война, и вовсе отодвинули решение этой проблемы на многие десятилетия.

    Снежный человек (он же бигфут, йети и саскватч) впервые привлек внимание широкой общественности в 1950 годы, когда альпинисты многих стран стали «осваивать» высочайшие вершины планеты. Чуть более полувека назад, в 1954 году, состоялась первая специальная экспедиция по поискам йети в Гималаях.

    Она была организована британским таблоидом «Дейли мейл» по инициативе и под руководством сотрудника газеты, журналиста Ральфа Иззарда. Толчком к подготовке экспедиции послужили фотографии следов таинственного двуногого существа на снегу, сделанные англичанином Эриком Шиптоном во время подъема на Эверест в 1951 году.

    В высокогорных монастырях были обнаружены свидетельства, доказывающие, что в Гималаях обитают (или, по крайней мере, обитали) огромные человекоподобные существа, покрытые шерстью.

    Иззард очень вдумчиво подошел к сборам экспедиции, занявшим почти три года. За это время он ознакомился со всеми публикациями по теме в библиотеках разных стран, тщательно подобрал специалистов для основного состава экспедиции, договорился о содействии шерпов — коренных жителей высокогорья Гималаев.

    И хотя снежного человека Иззард не поймал (а такая задача тоже ставилась), было зафиксировано множество сообщений о встречах с ним, а в высокогорных монастырях были обнаружены свидетельства, доказывающие, что в Гималаях обитают (или, по крайней мере, обитали) огромные человекоподобные существа, покрытые шерстью. По описаниям местных жителей английский антрополог, сын эмигрантов первой волны, Владимир Чернецкий воссоздал облик йети.

    Уникальная фотография, сделанная во время экспедиции в лесу под Вяткой (Оричевский район) в 200В году: лохматое существо, перемещающееся на двух ногах, засняли с расстояния около 200 метров, после чего оно убежало, оставив гигантские следы.


    В1958 году Академия наук СССР создала «Комиссию по изучению вопроса о снежном человеке» и направила дорогостоящую экспедицию по поискам йети в высокогорья Памира, но, в отличие от Иззарда, не стала утруждать себя какой-либо серьезной подготовкой. Миссию возглавил ботаник Кирилл Станюкович, и среди его коллег не было ни одного специалиста по крупным млекопитающим.

    Стоит ли говорить, что результат оказался удручающим: немалые средства были потрачены, как сказали бы сегодня, на «нецелевые расходы». Нельзя утверждать, что Станюкович совсем уж не оправдал надежд высоких чинов. На основе полученных данных он создал геоботанический атлас высокогорий Памира, но после его экспедиции Академия наук официально закрыла тему изучения снежного человека. С тех пор все поиски йети в нашей стране велись исключительно силами энтузиастов.

    ЙЕТИ НА КИНОПЛЕНКЕ

    Тем не менее, за короткий срок своего существования комиссия успела собрать большое количество сообщений очевидцев о встречах с «жителями гор». Было издано несколько выпусков информационных материалов. Вся работа проводилась под руководством профессора Бориса Порш-нева, основавшего новое направление в науке о человеке и его происхождении — гоминологию.

    В 1963 году с пометкой «Для служебного пользования» тиражом всего в 180 экземпляров вышла его объемная монография «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминидах», в которой Поршнев изложил имевшиеся данные и основанную на них теорию.

    Эти идеи в последующие годы были развиты профессором в статьях научно-популярных изданий и обобщены им в книге «О начале человеческой истории» (1974), увидевшей свет уже после смерти автора. Борис Поршнев умер от сердечного приступа, когда в последний момент издание этого труда было отменено, а набор книги рассыпан.

    В своих трудах Поршнев высказал идею, что «снежные люди» — дожившие до наших дней неандертальцы, приспособившиеся к природным условиям без орудий труда, одежды, огня и, что самое важное, речи как средства общения. Речь, по мнению ученого, — самое важное отличительное качество человека, выделяющее его из остального животного мира.

    В 1960 годы экспедиционная работа переместилась в основном на Кавказ. Основная заслуга в этом принадлежит доктору биологических наук Александру Машковцеву, объехавшему вдоль и попрек несколько регионов Кавказа и собравшему богатый материал.

    Экспедиционную работу возглавила и долгие годы вела Мария-Жанна Кофман. Участники поисков обменивались информацией о полученных результатах на заседаниях семинара по проблеме реликтовых гоминидов, основанного в 1960 году при Государственном Дарвиновском музее в Москве известным натуралистом Петром Смолиным. После смерти Смолина семинар до настоящего времени возглавляет Дмитрий Баянов.

    В то время как в СССР проблема снежного человека обсуждалась с теоретической позиции, в Америке и Канаде произошел серьезный рывок в сфере полевых поисков.

    20 октября 1967 года американцу Роджеру Паттерсону удалось снять на кинопленку женскую особь гоминида в лесу в Северной Калифорнии и сделать несколько гипсовых слепков ее следов. Фильм был холодно встречен научной общественностью, без какого-либо изучения был отвергнут Смитсоновским центром и объявлен подделкой. Паттерсон умер через пять лет от рака мозга, но до сих пор в печати появляются материалы, пытающиеся обвинить его в фальсификации.

    А ведь еще в 1971 году российские гоминологи, среди которых был и ваш покорный слуга, в результате кропотливых исследований признали пленку подлинной. Наше исследование фильма до сих пор остается важнейшим свидетельством его истинности. Американские специалисты только недавно приступили к его серьезному изучению и уже подтверждают выводы, сделанные в СССР почти 40 лет назад.

    ЭКСПЕРТИЗА ИЗУЧАЯ ПЛЕНКУ ПАТТЕРСОНА, РОССИЙСКИЕ (ТОГДА ЕЩЕ СОВЕТСКИЕ) УЧЕНЫЕ СДЕЛАЛИ ВЫВОД, ЧТО ОНА ПОДЛИННАЯ. ОНИ ОБОСНОВАЛИ СВОИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СЛЕДУЮЩИМИ АРГУМЕНТАМИ:

    Исключительная гибкость голеностопного сустава существа, изображенного на пленке, недостижимая для человека.
    Большая, по сравнению с человеком, гибкость самой стопы именно в тыльном направлении. На это первый обратил внимание Дмитрий Баянов. Позже это же подтвердил и американский антрополог Джефф Мелдрам, что и описал в своих публикациях.

    Пятка бигфута выступает назад больше, чем у человека. Это соответствует типичному строению стопы неандертальцев. Для существа большого веса это оправдано с точки зрения рационального приложения силы мышц.

    В Исследовавший фильм доктор наук Дмитрий Донской, бывший тогда заведующим кафедрой биомеханики Института физкультуры, пришел к выводу, что походка существа совершенно не типична для Homo sapiens и практически не может быть воспроизведена.

    В фильме явственно видна игра мышц на корпусе и конечностях, что отвергает предположения о костюме. Вся анатомия тела и особенно низкая посадка головы отличает это существо от современного человека.

    Измерения частоты колебаний рук и сопоставление со скоростью, на которой был снят фильм, свидетельствуют о высоком росте существа (около 220 см) и, учитывая комплекцию, большом весе (превышающем 200 кг).

    КЛАН БИГФУТОВ В ТЕННЕСИ

    В декабре 1968 года два криптозоолога с мировым именем, Айвен Сандерсон (США) и Бернар Эйвельманс (Франция), обследуют замороженный труп волосатого человекоподобного существа. Позже они публикуют отчет в научной печати. Эйвельманс идентифицировал погибшего как «современного неандертальца», продекларировав этим правоту Поршнева.

    Тем временем поиски снежного человека продолжались и в СССР. Наиболее существенные результаты дали работы Марии-Жанны Кофман на Северном Кавказе, поиски Александры Бурцевой на Камчатке и Чукотке; весьма масштабно и плодотворно проходили экспедиции в Таджикистане и на Памиро-Алае под руководством киевлянина Игоря Тацла и Игоря Бурцева, а в Западной Сибири и на Ловозере (Мурманская область) небезрезультатно вела поиски Майя Быкова, Владимир Пушкарев собрал много сведений в Коми и Якутии.

    Экспедиция Пушкарева окончились трагически: в сентябре 1978 года он в одиночку отправился в экспедицию в Ханты-Мансийский округ и пропал без вести.

    В 1990 году поисковые экспедиции практически прекратились в связи с резким изменением общественно-политической обстановки на территории бывшего СССР. Через некоторое время благодаря развитию интернета российские исследователи смогли наладить прочные контакты с европейскими и заокеанскими коллегами.

    В последние годы интерес к йети усилился, появились и новые регионы обнаружения гоминидов. В 2002 году Дженис Картер, хозяйка фермы в штате Теннеси, рассказала в интервью, что рядом с ее владениями уже более полувека обитает целый клан бигфутов. По словам женщины, старейшине «снежной» семьи было около 60 лет, а «знакомство» с ним состоялось, когда Дженис было всего семь лет.

    В следующем номере мы подробнее остановимся на этом удивительном случае и главных действующих героях истории. Вас ждет рассказ об уникальных находках и невероятных открытиях.

    Таинственное существо из Бурганефа действительно похоже на неандертальца

    Дженис Картер встречает бигфута. Рисунок сделан со слов женщины и с точностью показывает пропорции существа и демонстрирует, как проходило их общение.

    Некоторое время назад российские гоминологи случайно наткнулись на информацию, что в 1997 году во Франции на провинциальной ярмарке в городке Бурганеф демонстрировалось замороженное тело «неандертальца», якобы найденное в горах Тибета и контрабандой доставленное из Китая.

    В этой истории много непонятного. Владелец трейлера, в котором перевозилась холодильная камера с «неандертальцем», бесследно исчез вскоре после того, как снимки тела погибшего снежного человека просочились во французскую прессу.

    Исчез и сам трейлер со своим бесценным содержимым, все попытки отыскать его на протяжении 11 лет оказываются тщетными. Фотографии замороженного тела показали Дженис Картер, которая с большой долей вероятности подтвердила, что это не фальсификация, а действительно труп бигфута.

    Несмотря на серьезные трудности, в основном финансового характера, исследования проблемы снежного человека продолжаются. Признание официальной наукой подобных человекообразных существ приведет к серьезным изменениям во многих отраслях знаний, связанных с изучением человека, позволит проникнуть в тайну его происхождения, окажет серьезное влияние на развитие культуры, религии, медицины. Пользуясь терминологией Поршнева, это приведет к научной революции и к коренному перевороту в вопросе определения человека как такового и выделения его из животного мира.


    Необычное сооружение, сделанное из стволов и веток деревьев, обнаруженное в штате Теннеси. Подобные конструкции часто находят в труднопроходимых лесах. Их предназначение пока неизвестно, но, по всей видимости так йети каким-то образом обозначают свою территорию. Игорь Бурцев (на фото) убежден, что в Теннеси проживает огромная семья бигфутов.

    ГИБРИД ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНОГО

    Еще Мишель Нострадамус предупреждал о появлении гибрида человека и животного. Опыты по вивисекции, то есть хирургическом вмешательстве в живой организм в целях создания иного существа, в частности человека (или подобного ему), проводились еще в XIX веке, однако ник чему ни привели.

    О более ранних «исследованиях» такого рода данных нет. По крайней мере, врачи и алхимики Средневековья к подобным экспериментам не прибегали (это был путь на костер инквизиции), довольствуясь попытками выращивания в пробирках гомункулусов.

    Опыты по выведению человекоподобных существ получили широкое (в определенных кругах) распространение в начале 1920 годов. Ученик академика Ивана Павлова, биолог Илья Иванов, начал проводить опыты по скрещиванию человека и шимпанзе методом искусственного оплодотворения. Опыты проводились на добровольцах и продолжались более 10 лет, до смерти Иванова в 1932 году, которая последовала при весьма загадочных обстоятельствах.

    Для чего проводились эти опыты? Причина на первый взгляд проста — возможность создания неких гибридов для работы в тяжелых и вредных условиях и, возможно, для донорства органов. Однако результаты экспериментов неизвестны. Правда, существуют непроверенные данные, что где-то в шахтах заключенные ГУЛАГа встречали волосатых обезьяноподобных людей.

    Но возможно ли создание таких существ и других человекоподобных монстров? Генетики отрицательно отвечают на этот вопрос, так как у человека 46 хромосом, а у шимпанзе — 48, а значит, искусственное (как и естественное) оплодотворение просто невозможно. Но Иванов при воздействии на яйцеклетку вполне мог применять химические вещества, лекарственные препараты, облучение и любые другие сильнодействующие методы. Ведь то, что порой невозможно в природе, вполне возможно в лаборатории.

    ЯПОНСКАЯ ВЕРСИЯ

    Японский альпинист утверждает, что раскрыл тайну снежного человека, и теперь с этой проблемой, десятки лет будоражившей умы искателей загадочных явлений, покончено. После 12 лет исследований Ма-кото Небука сделал вывод, что легендарный йети с Гималаев не что иное, как гималайский медведь (Ursus thibetanus).

    «Реальность редко бывает столь пугающей, как представления о ней», — заявляет улыбающийся Небука, один из ведущих членов Альпийского клуба Японии, на пресс-конференции в Токио, посвященной выходу его книги, где подведен итог многолетних исследований проблемы «снежного человека».

    Помимо уникальных фотографий. Небука занимался и лингвистическими исследованиями. В частности, анализ интервью с жителями Непала, Тибета и Бутана показал, что пресловутый «йети» — это искаженное «мети», то есть «медведь» на местном диалекте. А миф почти стал реальностью из-за того, что тибетцы считают мед ведя-«йети» всемогущим и страшным созданием, обладающим сверхъестественной силой.

    Эти понятия совместились и стали «снежным человеком», объясняет Небука. В доказательство своей позиции он демонстрирует фотографию медведя-«йети», голова и лапы которого хранятся у одного из шерпов в качестве талисмана.

    А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

    Название «снежный человек» — калька с тибетского «метох кангми», как там называют это существо.
    . Ученые, изучающие снежного человека, сходятся во мнении, что срок жизни этого существа составляет 250-300 лет.
    . Криптозоологи располагают не только слепками следов, волосами и экскрементами йети, но и фрагментами его жилища, сооружаемого на земле и на деревьях. Ученые убеждены: чтобы построить конструкцию из сучьев и заделать стены травой, листвой, землей и экскрементами, требуется немалая сила и интеллект.
    . Самую невероятную версию появления снежного человека попытались предложить финские ученые. Они утверждали, что йети — инопланетяне, и, исчезая, они транспортируются на свою планету.
    . В Малайзии йети считают божеством, называют его «Ханту Яранг Джиджи» (в дословном переводе — «дух с широко расставленными зубами»), а в национальном парке Эндау-Ромпин существует даже небольшая часовня со скульптурой бигфута, к которой приходят молиться верующие.
    . Американским Обществом криптозоологи и в Тусоне (штат Аризона) объявлена награда в 100 тысяч долларов США тому, кто найдет и доставит ученым труп снежного человека, и 1 миллион долларов тому, кому удастся поймать его живьем.

    Игорь Бурцев
    Журнал "Discovery" № 5 2009.

    , «Рамаяне» («ракшасы»), фольклоре разных народов (фавн, сатир и силен в Древней Греции, йети на Тибете и в Непале, бьябан-гули в Азербайджане, чучунны, чучунаа в Якутии, алмас в Монголии, иерен, маорен и ен-хсунг в Китае, киикадам и албасты в Казахстане, леший, шиш и шишига у русских, див в Персии (и Древней Руси), дев и албасты на Памире, шурале и ярымтык у казанских татар и башкир, арсури у чувашей, пицен у сибирских татар, сасквоч в Канаде, тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии на Чукотке, бататут, седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве, какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.).

    Плутарх писал, что имел место случай поимки сатира солдатами римского полководца Суллы. Диодор Сицилийский утверждал, что тирану Дионисию были присланы несколько сатиров. Эти странные существа были изображены на вазах Древней Греции, Рима и Карфагена.

    На серебряном кувшине этрусков, находящемся в Римском музее доисторической эпохи, изображена сценка, когда вооруженные охотники на лошадях преследуют громадного человека-обезьяну. А в псалтыре королевы Марии, относящемся к XIV веку, изображено нападение стаи псов на покрытого шерстью человека.

    Очевидцы снежного человека

    В начале XV века турки захватили в плен европейца по имени Ганс Шильтенбергер и отослали его ко двору Тамерлана, который передал пленника в свиту монгольского князя Едигея. Шильтенбергер все-таки сумел в 1472 году вернуться в Европу и издал о своих приключениях книгу, в которой, помимо прочего, упомянул и диких людей:

    Высоко в горах обитает дикое племя, не имеющее ничего общего со всеми остальными людьми. Шкура этих существ покрыта шерстью, которой нет лишь на их ладонях и лицах. Они скачут по горам, как дикие звери, питаются листвой, травой и всем, что удается отыскать. Местный правитель преподнес Едигею в дар двух лесных людей – мужчину и женщину, захваченных в дремучих зарослях.

    Индейцы северо-запада США и Западной Канады верят в существование диких людей. В 1792 году испанский ботаник и естествоиспытатель Хосе Мариано Мосиньо писал:

    Не знаю, что и сказать о Матлоксе, жителе гористой местности, приводящем всех в неописуемый ужас. По описаниям, это настоящий монстр: тело его покрыто жесткой черной щетиной, голова напоминает человеческую, но гораздо больших размеров, клыки мощнее и острее медвежьих, руки неимоверной длины, а на пальцах рук и ног – длинные искривленные когти.

    Тургенев и президент США лично сталкивались со снежным человеком

    Наш соотечественник, великий писатель Иван Тургенев, охотясь в Полесье, лично сталкивался с снежным человеком. Он рассказал об этом Флоберу и Мопассану, и последний описал это в своих мемуарах.



    «Будучи еще молодым, он (Тургенев) как-то охотился в русском лесу. Он бродил весь день и к вечеру вышел на берег тихой речки. Она струилась под сенью деревьев, вся заросшая травой, глубокая, холодная, чистая. Охотника охватило непреодолимое желание окунуться в эту прозрачную воду.

    Раздевшись, он бросился в нее. Он был высокого роста, силен, крепок и хорошо плавал. Он спокойно отдался на волю течения, которое тихо его уносило. Травы и корни задевали его тело, и легкое прикосновение стеблей было приятно.

    Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча. Он быстро обернулся и увидел странное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое – два каких-то мешка, очевидно груди, – болтались спереди. Длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной.

    Тургенев почувствовал дикий, леденящий страх перед сверхъестественным. Не раздумывая, не пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом касалось его шеи, спины и ног.

    Наконец, молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех ног бросился бежать по лесу, бросив одежду и ружье. Странное существо последовало за ним. Оно бежало так же быстро и по-прежнему повизгивало.

    Обессиленный беглец – ноги у него подкашивались от ужаса – уже готов был свалиться, когда прибежал вооруженный кнутом мальчик, пасший стадо коз. Он стал хлестать отвратительного человекоподобного зверя, который пустился наутек, издавая крики боли. Вскоре это существо, похожее на самку гориллы, исчезло в зарослях ».

    Как выяснилось, пастушок уже и раньше встречал это существо. Он рассказал барину, что это всего лишь местная юродивая, давно ушедшая жить в лес и совершенно там одичавшая. Тургенев, впрочем, замечал, что от одичания не вырастает шерсть по всему телу.



    Встречался с снежным человеком и президент США Теодор Рузвельт. Он включил эту историю, художественно обработав, в свою книгу «Охотник на диких зверей». Действие рассказа происходит в Свекловичных горах, между штатами Айдахо и Монтана. Оттуда, кстати, до сих пор поступают свидетельства о встречах с снежными людьми.

    В первой половине XIX века траппер (то есть охотник, ставящий капканы) Бауман и его товарищ исследовали дикое ущелье. Их лагерь постоянно разоряло какое-то громадное существо, передвигавшееся причем на двух, а не на четырех ногах. Нападения происходили либо ночью, либо днем в отсутствие охотников, и потому толком рассмотреть существо не удавалось. Однажды товарищ остался в лагере, и Бауман, вернувшись, нашел его растерзанным. Следы, окружавшие тело, были идентичны человеческим, но выглядели гораздо больше.

    Дети снежного человека

    Весьма любопытная встреча с бигфутом в 1924 году ожидала лесоруба Альберта Остмана. Он ночевал в спальном мешке в лесу под Ванкувером. Снежный человек схватил его, прямо в мешке положил себе на плечо и понес. Шел он часа три и принес Остмана в пещеру, где, кроме похитившего его йети, еще оказались его жена и двое детей.



    Есть лесоруба не стали, а приняли вполне гостеприимно: предложили поесть еловых побегов, которыми снежные люди питались. Остман отказался и неделю продержался на консервах из своего рюкзака, который снежный человек предусмотрительно захватил с собой.

    Но вскоре Остман понял, в чем причина такого гостеприимства: его готовили в мужья уже подросшей дочери главы семейства. Представив брачную ночь, Остман решил рискнуть и подсыпал в еду гостеприимным хозяевам нюхательного табака.

    Пока те полоскали рты, он со всех ног рванул из пещеры. Многие годы он никому не рассказывал о своем приключении и на вопросы, где пропадал целую неделю, просто отмалчивался. Но когда пошли разговоры про снежных людей, язык у старика развязался.

    Женщина йети

    Документально подтверждено, что в XIX веке в Абхазии в селе Тхина жила у людей женщина Зана, похожая на снежного человека и имевшая от людей нескольких детей, впоследствии нормально интегрировавшихся в человеческое общество. Вот как описывали ее очевидцы:

    Рыжеватая шерсть покрывала ее серовато-черную шкуру, причем волосы на голове были длиннее, чем на всем теле. Она издавала нечленораздельные выкрики, но обучиться речи так и не смогла. Ее крупное лицо с выступающими скулами, сильно выдающейся челюстью, мощными надбровными дугами и крупными белыми зубами отличалось свирепым выражением.

    В 1964 году Борис Поршнев, автор книги о реликтовом гоминиде, встречался с некоторыми внучками Заны. По его описанию, кожа этих внучек – звали их Чаликва и Тая – была темной, негроидного типа, жевательные мышцы – сильно развитыми, а челюсти – чрезвычайно мощными.

    Поршневу даже удалось расспросить жителей деревни, которые, будучи детьми, в 1880-х годах присутствовали на похоронах Заны.

    Русский зоолог К. А. Сатунин, который в 1899 году видел самку реликтового гоминида в Талышских горах на юге Кавказа, обращает внимание на то, что «движения существа были совершенно человеческими».

    Снежный человек в плену

    В 20-е годы XX века в Средней Азии были пойманы несколько йети , заключены в тюрьму и после безуспешных допросов расстреляны как басмачи.

    Известен рассказ надзирателя этой тюрьмы. Он наблюдал за двумя бигфутами , находящимися в камере. Один был молодой, здоровый, сильный, он никак не мог смириться с несвободой и все время бушевал. Другой, старый, сидел спокойно. Они ничего не ели, кроме сырого мяса. Когда кто-то из командиров увидел, что надзиратель кормит этих заключенных только сырым мясом, он его пристыдил:

    – Нельзя же так, все-таки люди…

    По сведениям людей, участвовавших в борьбе с басмачами, там еще оставалось около 50 подобных субъектов, которые вследствие своего «одичания» опасности для населения Средней Азии и революции не представляли, а вылавливать их было очень трудно.



    Известно свидетельство подполковника медицинской службы Советской Армии B. C. Карапетяна, который в 1941 году произвел осмотр живого снежного человека, пойманного в Дагестане. Он описывал свою встречу с йети так:

    «Вместе с двумя представителями местных властей я вошел в сарай… До сих пор я вижу, словно наяву, возникшее передо мною существо мужского пола, полностью обнаженное, босое.

    Вне всякого сомнения, это был человек, с полностью человеческим телом, несмотря на то что его грудь, спину и плечи покрывала косматая шерсть темно-коричневого цвета длиной 2–3 сантиметра, очень похожая на медвежью.

    Ниже груди шерсть эта была реже и мягче, а на ладонях и подошвах ее не было вообще. На запястьях с огрубевшей кожей росли лишь редкие волосы, но пышная шевелюра головы, очень грубая на ощупь, спускалась до плеч и частично прикрывала лоб.

    Хотя все лицо покрывала редкая растительность, борода и усы отсутствовали. Вокруг рта также росли редкие, короткие волосы.

    Человек стоял совершенно прямо, опустив руки по швам. Рост его был чуть выше среднего – порядка 180 см, тем не менее, он словно возвышался надо мной, стоя с выпяченной могучей грудью. Да и вообще он был гораздо крупнее любого местного жителя. Глаза его не выражали абсолютно ничего: пустые и безразличные, это были глаза животного. Да, по сути, он и был животным, не более того ».

    К сожалению, при отступлении нашей армии гоминид был расстрелян.

    Снежный человек в Гималаях

    Но больше всего прославились снежные люди из Гималаев, реликтовых гоминидов там называют поместному «йети».

    Впервые об этих необычных обитателях гор стало известно из записок английских офицеров и чиновников, служивших в Индии. Автором первого упоминания считается Б. Ходжсон, с 1820 по 1843 год полномочный представитель Великобритании при дворе короля Непала. Он довольно подробно описывал, как во время его путешествия по Северному Непалу носильщики пришли в ужас, увидев волосатое бесхвостое существо, похожее на человека.



    Несколько буддистских монастырей утверждают, что у них хранятся останки йети, в том числе скальпы. Западные исследователи давно заинтересовались этими реликвиями, и в 1960 году Эдмунд Хиллари сумел получить скальп из монастыря Хумджунг для научной экспертизы.

    Примерно в это же время были исследованы реликвии и еще из нескольких тибетских монастырей. В частности, мумифицированная рука снежного человека. Результаты экспертизы многие ставили под сомнение, и находились сторонники версий как подделки, так и непонятного артефакта .

    Снежные люди, скрывались в памирских пещерах

    Генерал-майор Советской Армии М. С. Топильский вспоминал, как в 1925 году он преследовал со своей частью снежных людей, скрывавшихся в памирских пещерах. Один из пленных рассказал, что в одной из пещер на него и его товарищей напали несколько существ, похожих на человекообразных обезьян. Топильский обследовал пещеру, где и обнаружил труп загадочного существа. В своем докладе он писал:

    «На первый взгляд мне показалось, что это действительно человекообразная обезьяна: шерсть покрывала тело с головы до ног. Однако я отлично знаю, что человекообразные обезьяны на Памире не водятся.

    Присмотревшись, я увидел, что труп напоминает человеческий. Мы подергали шерсть, подозревая, что это маскировка, но она оказалась натуральной и принадлежала существу.

    Тогда мы измерили тело, несколько раз перевернув его на живот и снова на спину, а наш врач тщательно его обследовал, после чего стало очевидным, что и человеческим труп не был.

    Тело принадлежало существу мужского пола, ростом примерно 165–170 см, судя по проседи в нескольких местах, – среднего или даже преклонного возраста… Лицо его было темного цвета, без усов и бороды. На висках имелись залысины, а затылок покрывали густые, спутанные волосы.

    Мертвец лежал с открытыми глазами, оскалив зубы. Глаза были темного цвета, а зубы – большими и ровными, по форме напоминающими человеческие. Лоб низкий, с мощными надбровными дугами. Сильно выступающие скулы делали лицо существа монголоидным. Нос плоский, с глубоко вогнутой переносицей. Уши без волос, остроконечные, а мочки более длинные, чем у человека. Нижняя челюсть чрезвычайно массивна. Существо обладало мощной грудной клеткой и хорошо развитой мускулатурой ».

    Снежный человек в России

    Было множество встреч со снежным человеком и на территории России . Самая примечательная, пожалуй, произошла в 1989 году в Саратовской области. Сторожи колхозного сада, услышав подозрительный шум в ветвях, поймали кушающее яблоки некое человекообразное существо, по всем признакам похожее на пресловутого йети.



    Впрочем, это выяснилось, когда незнакомец был уже связан: до этого сторожа думали, что это просто воришка. Когда же они убедились, что незнакомец не понимает человеческого языка, да и вообще не слишком похож на человека, они погрузили его в багажник «Жигулей» и вызвали милицию, прессу и власти. Но йети сумел развязаться, открыл багажник и убежал. Когда через несколько часов все вызванные прибыли в колхозный сад, сторожа оказались в весьма неловком положении.

    Снежного человека сняли на видео

    Собственно, свидетельств о встречах разной близости со снежным человеком сотни. Гораздо интереснее свидетельства материальные. Два исследователя сумели снять в 1967 году снежного человека на кинокамеру. Эти 46 секунд стали настоящей сенсацией в мире науки. Профессор Д. Д. Донской, заведующий кафедрой биомеханики Центрального института физкультуры, комментирует этот короткий фильм так:

    «После многократного рассмотрения походки двуногого существа и детального изучения поз на фотоотпечатках с кинопленки остается впечатление о хорошо автоматизированной, высокосовершенной системе движений. Все частные движения объединены в единое целое, в хорошо отлаженную систему. Движения слаженные, повторяются одинаково от шага к шагу, что можно объяснить лишь устойчивым взаимодействием всех групп мышц.

    Наконец, можно отметить такой признак, не поддающийся точному описанию, как выразительность движений… Это характерно для глубоко автоматических движений при их высоком совершенстве…

    Все это вместе взятое позволяет оценивать походку существа как естественную, без заметных признаков искусственности, характерных для разного рода преднамеренных имитаций. Рассматриваемая походка существа для человека совершенно нетипична ».

    Английский биомеханик доктор Д. Грив, весьма скептически относившийся к реликтовым гоминидам, писал:

    «Возможность подделки исключается ».

    После смерти одного из авторов фильма, Паттерсона, его фильм был объявлен подделкой, но никаких доказательств не было представлено. Стоит признать, что пресловутая желтая пресса в погоне за сенсациями часто не только выдумывает их, но любит и разоблачать прошлые, как мнимые, так и действительные. Не признавать этот фильм документальным пока никаких поводов нет.

    Несмотря на множество свидетельств (порою от людей, заслуживающих абсолютного доверия), абсолютное большинство научного мира отказывается признавать существование снежного человека. Причинами служит то, что до сих пор якобы не обнаружены кости диких людей, не говоря уже о самом живом диком человеке.

    Между тем ряд экспертиз (о некоторых мы говорили выше) позволял прийти к выводу, что представленные останки не могут принадлежать кому-либо признанному наукой. В чем же дело? Или опять мы сталкиваемся с прокрустовым ложем современной науки?