Леса: характеристика и виды. Сочинение на тему Лето в лесу (Летний лес)

Российская территория простирается на треть материка и для нее характерен, в основном, континентальный климат: все четыре времени года с ярко выраженными летом и зимой. Благодаря различным климатическим условиям и наличию нескольких природных тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степи, полупустыни и пустыни - русская природа невероятно разнообразна.

Для каждого из нас символичны бесконечные просторы и бескрайние луга с пестреющим разнотравьем, березовые рощи с вечерним пением соловья, таежные медведи-рыболовы, душистые ромашковые и васильковые поля с порхающими над ними разноцветными бабочками. Невероятно красивая воспевается воодушевленными ею поэтами и навечно застывает в полотнищах русских и зарубежных художников.

Растения арктической пустыни России

Северную зону, расположенную вдоль берегов Северного Ледовитого океана, занимает арктическая пустыня. Здесь холодно круглый год, а земля покрыта ледником и каменистыми обломками, поэтому растения здесь не слишком многообразны. Обледенелые пустынные поверхности покрыты лишь скудным мхом и лишайником.

И только короткое лето на время раскрашивает сухие склоны небольшими пучками мелких снежной, лисохвоста альпийского, лютика арктического, желтого полярного мака. Многолетние травы имеют морозостойкие корневища, способные выжить в суровых условиях.

Природа российской тундры

Живая природа тундры, простирающейся вдоль Северного Ледовитого океана, представлена мхами и лишайниками, осокой, карликовыми березками и ивами, вороникой и другими растениями. Здесь встречаются: кукушкин лен, ягель, горец живородящий, вереск, багульник и пр. Тундра хороша летом, когда за короткий период растения успевают дружно отцвести и дать семя. А осенью превращается в сизые поляны голубики и оранжевые - знаменитой морошки, с кое-где торчащими между ними шляпками разных грибов.

Природа таежного края

Широкая, бескрайняя полоса тайги расстилается с запада на восток страны, представляя собой удивительное царство вечнозеленых деревьев. Живая природа этого края приспособлена к теплому короткому лету и холодной снежной зиме. Кедр, сосна, ель, лиственница, пихта - эти хвойные деревья стойко переносят сильные морозы.

Густые и сумрачные таежные леса практически не пропускают солнечного света, поэтому здесь не встретить ни травы, ни кустарников. Только пушистый мох сплошным ковром покрывает землю под пологом деревьев, да встречаются дикорастущие ягоды - брусника и черника.

Тайга богата водоемами. На юго-востоке Сибири находится самое глубокое прекрасное озеро Байкал, которое считается одним из семи чудес России. Берега северных рек и озер окружены хороводом лиственных деревьев: рябины, березы, осины, ольхи. Таежные медведи и другие животные любят поживиться сочными ягодами малины и смородины. Редкие открытые лужайки пестрят желтым весенником, оранжевой купальницей азиатской и сиреневым рододендроном, яркими ягодами можжевельника и рябины.

Природа лесов

Растения России, образующие представлены многочисленными травами, кустарниками и деревьями. Верхние «этажи» - это стройные березы, осины, высокие липы, сосны, ели. Относительно мягкие климатические условия позволяют им полноценно развиваться. Дальше к югу русские леса характеризуются большим количеством широколиственных пород деревьев, таких как дуб, клен, липа, вяз.

В теплое время года прогулка в лесной чаще будет незабываемой: радует изобилие сладкой дикой малины, земляники, костяники и калины; можно насобирать лукошко ароматных белых грибов и сыроежек. Густые заросли образуют кусты лещины, бузины, бересклета и крушины. А лесные полянки весной и летом украшены яркими синими колокольчиками, золотистой калужницей болотной, медовым клевером луговым, нежными ландышами, овсяницей, лютиками.

Истинным символом России по праву считается белоствольная береза, которая в некоторых смешанных лесах образует целые рощи. Это очень красивое и необычное дерево своей оригинальной расцветкой обязано наружному слою коры, содержащему особое белое вещество бетулин. Березовая береста служит дереву идеальной защитой от зимних морозов, излишней влаги, а также от вредных микроорганизмов. Весенняя березка способна сквозь толщу коры источать полезный витаминный напиток - березовый сок, который люди научились собирать.

Русские леса - это еще и болота, озера, ручьи, на которых гнездятся местные и перелетные птицы. Настоящей королевой болотистых мест можно назвать белую кувшинку. Вечером ее роскошные цветки закрываются, а длинный стебель-цветоножка скручивается, утягивая их за собой под воду, так что насладиться зрелищем усыпанного кувшинками озера можно только днем.

Растения степи

Русская природа когда-то бескрайних степных областей представляла собой лишь седые, колышущиеся под натиском ветра, волны ковыля. Теперь эти плодородные черноземы в большинстве своем распаханы и засеяны пшеницей, рожью и овощами.

Кажое время года в степи по-своему красиво, но краше всех - весна. Природа в это время оживает веселым разнотравьем, синеющими фиалками, ярко-желтыми и розовыми тюльпанами, а чуть позже - душистым шалфеем. Широкие просторы российских степей пересекают многочисленные речушки, по берегам которых тянутся дубравы и небольшие рощицы из ивы, вяза, ольхи.

Природа пустыни и полупустыни

Самые известные растения России, произрастающие в пустынных районах Прикаспийской низменности и некоторых районах Волгоградской области - это полынь, мятлик луковичный, солянка, хвойник двухколосковый. Естественно, что природа в этих местах не слишком разнообразна, поскольку климат достаточно суровый: засоленные, серо-бурые неплодородные почвы. Для пустынных растений характерны небольшие размеры и мощная корневая система, способная добывать дефицитную влагу из глубоких слоев земли.

Горы

Русская природа невероятно богата в горных областях страны, которые тянутся вдоль южных и восточных границ. Самыми высокими горами являются Кавказские. Остальные хребты и нагорья расположены в Крыму, на Урале, северо-востоке Сибири и Дальнем Востоке. Горный климат заметно меняется в сторону холода в зависимости от высоты. Поэтому нижние склоны покрыты лесостепью с густыми лиственными и смешанными лесами, а чуть выше - только хвойными, включая сосны, ели, пихты, лиственницы.

Высоко в горах растут, в основном, низкорослые травянистые растения, образующие роскошные плавно перетекающие в тундру. Вечные снега искрящимися от солнца шапками покрывают высокие вершины. На подступах к ним растут эдельвейс, барбарис, мак альпийский, горечавка весенняя, бадан и др.

Природные богатства Дальнего Востока

Сказочные прекрасен Дальний Восток, особенно когда приходит весна. Природа дышит свежестью и взрывается яркими красками душистых цветов: на Курилах зацветают огромными цветками ароматные дикие магнолии, а в Уссурийском крае поляны покрывает чудодейственный женьшень.

Растительный мир Дальнего Востока удивляет неповторимостью и контрастом: можно путешествовать по северной хвойной тайге среди вечной мерзлоты и вдруг оказаться окруженным субтропическими лианами и зарослями маньчжурского ореха, а затем - в богатом смешанном лесу, среди шумных дубов, берез и раскидистого орешника.

Русская природа щедро наградила этот край различными видами цветущих трав, среди которых: лимонник, актинидия коломикта, вейгела, пион молочноцветковый, лилейник, заманиха, амурский виноград и др. Многочисленные водоемы - отличное место гнездовья птиц.

На Камчатке растет уникальная каменная береза, а в популярнейшем туристическом месте, Долине гейзеров, словно по невидимым часам сверяются горячие струи подземных вод, с шумом выбрасываясь вверх бурлящими фонтанами.

Можно долго описывать красоту и величие природных ресурсов различных регионов страны, но ясно одно: каждый уголок прекрасен по-своему, он является достоянием нашего государства и может представлять ценность для мирового туризма.

Каждый осенний день одевает деревья в другие одежды… Вчера еще зеленые, сегодня надели золотую парчу клены, покраснело ожерелье калины, повисли с ветвей тяжелые оранжевые гроздья рябины. Под лесом протягивает ладони сирень, будто просит ее сорвать. Синеет созревший терновник, цветут запоздалые цветы одуванчика и розового иван-чая. В старом лесу появились опята, запахло грибами и терпким вином. За каждым легким дуновением ветра падают первые листочки грабов, берез, осин. Дубы с презрением смотрят на них, думают: почему так скоро? Проходит день-другой – и клены медленно оставляют парчовую одежду: укрывают землю листья каштанов, от тонких стволов орешника отрываются мохнатые кружочки, хотя они и все в зелени.

  • Как я люблю утренние осенние туманы,
  • Лес осенью! Что может быть лучше!
  • Или так: Лес шумит

    Лес шумит… Скажешь себе эти два слова – и где бы ты ни был, чтобы не стояло перед твоей душой, – эти два слова овеют тебя чарами, услышишь щекотку ветра на щеке. Зазвучат какие-то голоса невидимые, и сердце заскучает чего-то. Воспетый шум, прекрасный шум! Вечно скорбный и таинственный вечно. Почему зовешь и куда? Почему плачешь вечно и все покоряет? Вот день ясный, украшенный солнцем, просеянный острыми стрелами лучей. День, когда все кажется счастливым, очарованным радостью, как происходят бесконечное свадьбы, заворожен навеки, когда празднует сама природа. А зашумит лес, заговорит 1000 голосов, заплачет 1000 плачей – и бездонная печаль раскроет перед тобой черные глаза, прокричит зловещим карканьем глубина вечной печали, и упадут на душу твою все невыплаканные слезы… То слезы мира целого выпило солнце и насытило ними потом каждый трепещущий листок. Это ветер собирает цветы скорби по далеким осенним полям, по пустыням, солнцем опаленным, по морям забытым, по всем уголкам, где живет и плачет человек. Собрал – и на крыльях принес сюда, разбросал, рассеял по всему лесному пространству и трогает теперь тоскливые струны тоскливой арфы. Лес шумит… Его шум передается полям, его шум входит в города, где печальные деревья встречают его тихими поклонами. И тогда, кажется, что шумит все…

  • бабье лето и… тишину.
  • Например, вот так: Лес осенью.
  • Я люблю смотреть на березу, заснеженную и складную. Она напоминает мне о том, что в мире еще есть чудеса, которые дарят радость и наслаждение. Я знаю, что меня всегда будет волновать красота моей снегурочки-березки! Поверьте, только вы и природа – авторы нового произведения. Но природа только дает материал. Ваша цель – передать не только то, что видят другие, но и то свое, собственное, то, что кроме вас, никто не увидит. Возможно, даже вы сумеете увидеть такое, что не так часто можно наблюдать, встретить, например, как рождается цветок, как просыпаются птицы или еще что-то. Умейте это рассмотреть и передать на бумаге. Вдохните в мертвые слова свою душу, и вы увидите, как изменится ваше творение, как приятно его будет писать, а впоследствии и читать. Перед вами будто появится живая картина природы, та, которую видели только вы. Итак, начнем писать.

  • Как весело, когда шумит лес…
  • Как грустно, когда лес шумит…
  • Молитвенную тишину леса то тут, то там нарушает сухая веточка или еж, который собирает листья в свою хатку на зиму. Где пикнет синичка, ей нежно ответит маленький, белоспинный королек. В поднебесье парит ястреб. Его печальный стон только подчеркивает тишину осени. В лесу грустно, но я люблю эту печаль, ибо она близка моей душе. Осень все больше и больше завоевывает землю. Скоро уже будут стоять голые деревья, скоро совсем не будет слышно пения птиц. Идет она, желтоглазая осень, и ведет за собой зиму в белом меху. И хочется сказать: «До свидания, осень! Здравствуй, зима».

    Вот мы с вами вместе и помечтали, и вместе наблюдали за природой.

    В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в ярко-зеленое убранство, мягкая трава стелется по земле. Воздух напоен запахом трав и разогретой солнцем древесины. А если очутиться в лесу ранним утром, можно наблюдать, как на траву выпадает свежая роса, как распускается множество лесных цветов.

    Лето - ягодная пора в лесу. Земляника, черника, черноплодная рябина, лесная малина и другие полезные дары природы ждут того, кто не поленится и придет в лес с корзинкой. Главное - надо разбираться в ягодах, чтобы не набрать в корзинку несъедобных. Поэтому летом в лес лучше ходить со взрослыми и опытными людьми, как и за грибами осенью.

    Летом в лесу кипит жизнь. По травинкам снуют букашки, в воздухе жужжат дикие лесные пчелы. В чаще нельзя пройти, не запутавшись в клейкой паутине. Это пауки охотятся, раскидывая путину между кустами и деревьями. В лес лучше надевать рубашку и брюки с длинным рукавом: невдалеке от реки может искусать гнус, которого летом развелось видимо-невидимо.

    А по стволу старого дерева бегают цепочкой муравьи, несут к себе домой какую-то микроскопическую еду. В листве деревьях щебечут птицы: дрозды, синицы, соловьи, трясогузки и другие. У них горячая пора: они ловят насекомых, кормят прожорливых птенцов в гнездах.

    Вот мелькнуло что-то за кустом и пропало. Как будто куст сдвинулся с места и убежал! Это заяц-русак, замаскированный под цвета летнего леса. А если с дерева на голову посыпались ореховая шелуха или шляпки желудей, значит, это запасливая белка готовит себе тайничок с едой. Хотя до зимы еще далеко, все лесные жители уже летом готовятся к ней. Они делают запасы еды и нагуливают жирок, пользуясь летним изобилием.

    Прелесть увядающей осенней поры описывалась многими поэтами и прозаиками, есть в этом времени года какая-то особенная, слегка грустная, романтика, которая наталкивает на размышления. Однако не стоит думать, что осень – это исключительно тоскливое явление, которое сопровождают только непрерывные дожи и похолодание. Ведь кроме “мокрой и слякотной осени” существует и всеми любимая “золотая осень”.

    Для того чтобы насладиться прощальной порой и полюбоваться последними яркими красками в ожидании белой зимы стоит отправиться в лес.

    Осенний лес – это удивительное зрелище! Все вокруг наталкивает на мысли, что природа – это художник, в распоряжении которого остались лишь краски двух цветов – желтого и красного. Деревья еще не до конца сбросили умершую листву и стоят, окаймленные кронами цвета заходящего солнца. Если на минуту остановиться и перестать шуметь ботинками по оранжевому покрывалу, то можно услышать, что лес наполняют тысячи звуков. Это прощальный “концерт” из птичьих голосов, суетливого шуршания насекомых и прочих маленьких обитателей, дуновения последнего теплого ветра. Совсем скоро лес погрузится в зимнюю дремоту и его окутает звенящая морозная тишина.

    Если быть внимательным, то можно разглядеть на ветках оставленные птицами гнезда. Большинство пернатых обитателей леса собрались в стаи и отправились в более теплые края, пережидать холода. Изредка среди багряной листвы вспорхнет маленькая желтая синичка или вдали послышится мерный стук дятла – эти лесные птицы остаются зимовать с нами. Совсем большим везением будет увидеть сойку, глухаря или тетерева, а зимующих сов вы не повстречается днем, даже если очень захотите.

    Если выйти на большую поляну, то можно полюбоваться прекрасным природным “гербарием”. Лесные травы, нетронутые ветром или человеком, застыли в безмолвном ожидании. Сухие и безжизненные, они отцвели и осыпали семена на почву уже давно, а теперь грустно шуршат под ногами. Брошенные в мох семена согреются под слоем снега, чтобы с приходом весны прорости новым сочно-зеленым ковром разнотравья. Но сейчас в осеннем лесу зеленых оттенков больше нет, весь он полыхает ярким огнем листвы.

    Возвращаясь с прогулки домой, обязательно возьмите с собой осенние сувениры: упавший желудь, резной кленовый листок. Пусть зимними вечерами эти символы уходящего года напоминают вам о лесе, который спит и видит сны о весеннем солнце, молодой траве и возвращающихся птицах.

    (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



    Сочинения по темам:

    1. Мне очень нравятся картины, над которыми приходится размышлять. «На террасе» И. Шеван­дровой - как раз такое полотно. На картине изо­бражен...
    2. Укрывшись от городской суеты, Георгий Нисский остановил мгновенье и показал настоящую зиму Подмосковья. Февраль. Последний месяц снега, холодов и гололеда....
    3. На картине В. Попкова «Осенние дожди» на крыльце дома стоит человек в черном фраке. В этом человеке любой узнает великого...
    4. Летняя Ночь. Ночной город, горят лишь окна домов, вокруг стоит тишина, не слышно ни голосов людей, ни шума машин. На...

    Многие поэты русской литературы подарили нам возможность общения с природой, с пленительным очарованием русского леса.

    Притягательную силу леса мы чувствуем, читая стихи поэтов XIX и XX веков и рассматривая полотна великого русского живописца Ивана Шишкина.

    У Ивана Алексеевича Бунина есть стихотворение «Детство»:

    Чем жарче день, тем сладостней в бору

    Дышать сухим смолистым ароматом,

    И весело мне было поутру

    Бродить по этим солнечным палатам.

    Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

    Песок – как шелк

    Прильну к сосне корявой –

    И чувствую: мне только десять лет,

    А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

    Кора груба, морщиниста, красна,

    Но так тепла, так солнцем вся прогрета,

    И, кажется, что пахнет не сосна,

    А зной и сухость солнечного лета.

    Настроение у этого стихотворения радостное, приподнятое, и рождается оно, наверное, ясным солнечным утром, когда жизнь кажется бесконечной и прекрасной, обещает новые открытия, и все лучшее кажется еще впереди.

    Картины, представляющиеся в этом стихотворении, все пронизаны светом. Молодая зеленая хвоя весело блестит на солнце, а старая, рыжая, тускло мерцает на сухих ветках, виднеется кое- где среди подлеска: на земле еще можно увидеть почерневшие раскрытые старые шишки. В бору оживленно перекликается бодрая дробь дятла. Мне лес представляется прекрасным Дворцом Природы.

    Не случайно поэт называет его «солнечными палатами». Высокие и прямые сосны, уходящие своими кудрявыми верхушками прямо в синее небо, кажутся величественными колоннами, на которых радостно играют блики солнца. Все стихотворение пронизано солнечным светом и запахом хвои, как и сам сосновый бор. С самых первых строк стихотворения входит в наше воображение свет солнца и запах нагретой хвои. Поэт говорит о «солнечных палатах», лужайках света по всему лесу («Повсюду блеск, повсюду яркий свет»), о нагретых солнцем стволах деревьев («Кора груба, морщиниста, красна, / Но как тепла, как солнцем вся прогрета»), о «зное и сухости солнечного света», о том, как сладостно «дышать сухим смолистым ароматом».

    Создается впечатление праздничности соснового бора. Это впечатление возникает благодаря все тому же солнечному свету, « который предает всему праздничный «блеск».

    Сравнение бора с «палатами», песка с шелком («песок как шелк»), сосен с величавыми «гигантами» создает ощущение чего- то необыкновенно прекрасного, радостного и царственного.

    Лес поражает своим величием и красотой не только И. А. Бунина.

    Великолепным певцом русского леса был замечательный художник Иван Иванович Шишкин. Этот выдающийся живописец был не -превзойденным знатоком родной природы. Русскую природу И. И. Шишкин узнал и полюбил еще в детстве и ранней молодости, бродя по лесам, любуясь из окон отчего дома широкими далями.

    Все произведения художника посвящены русской природе. Он руководствовался твердыми убеждениями, что природа сама по себе, а задача художника состоит в том, чтобы неутомимо и любовно ее изучать, и как можно точнее передавать. Никто до Шишкина не изучал так тщательно, во всех деталях, деревья лесов среднерусской полосы. «Лесной богатырь» - так называли Шишкина товарищи художники. На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Сосновый лес», «Сосны, освещенные солнцем», «Хвойный лес. Солнечный день», «Корабельная роща».

    Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению Бунина: все они пронизаны светом, теплом и радостным мироощущением. Но все же особенно выделяется картина «Хвойный лес. Солнечный день» (1895), «На песчаном грунте. Этюд» (1889 или 1890) и «Сосны освещенные солнцем. Этюд»(1886) Первую («Хвойный лес. Солнечный день») выделяем, потому что именно в ней лес напоминает солнечные палаты в своем выверенном чередовании стройных стволов, которые выстраиваются перед нами, приглашая в глубь леса, на солнечные яркие поляны. Картина, «На песчаном грунте», нравится ощущением свежего чистого хвойного воздуха, который льется сквозь деревья и играет на мягком золотистом песке (невольно вспоминается бунинская строка: «Песок – как шелк»), кажется, будто стоишь в низинке и смотришь на возвышенность, по которой убегают к небу пригретые солнцем веселые сосны. Ну, а «Сосны, освещенные солнцем» настолько объемны, осязаемо, теплы, что хочется прижаться щекой к их коре и почувствовать от тепла, аромата хвои и света головокружительное блаженство и счастье жить. Две высокие сосны, от которых тянутся длинные сочные тени, являющиеся центром всей композиции, кажутся похожими на величественный вход в «солнечные палаты».

    А вот еще одно стихотворение И. Бунина – «В лесу»

    Тропинкой темною лесною,

    Где колокольчики цветут,

    Под тенью легкой и сквозною

    Меня кустарники ведут.

    Здесь полусвет и запах пряный

    Сухой листвы, а вдалеке

    Лес расступается поляной

    К долине мирной и реке.

    («В лесу»)

    Поэтический образ леса в бунинском стихотворении похож на лес, что на картине И. Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»

    Еще один русский поэт, Иван Суриков, воспевает лес, как место, где есть раздолье разноцветным травам, тишине, таинственности. По сути, это гимн лету с его сочной зеленью деревьев, веселым солнцем, душистым чудом земляничных лесных полянок.

    Ярко солнце светит,

    В воздухе тепло,

    И, куда ни глянешь,

    Все кругом светло.

    На лугу пестреют

    Яркие цветы;

    Золотом облиты

    Темные листы.

    Дремлет лес:

    Ни звука –

    Лист не шелестит,

    Только жаворонок

    В воздухе звенит.

    Это стихотворение ярко перекликается с картиной Ивана Шишкина «Опушка лиственного леса», где мы видим душистую лесную полянку, по которой так и хочется побегать, отдохнуть и насладиться свежим лесным воздухом.

    У Афанасия Фета в стихотворении «Дождь» слышится тревожное настроение от приближающейся грозы с ливнем в лесу.

    Качаясь, движется завеса,

    И будто в золотой пыли

    Стоит за ней опушка леса.

    Две капли брызнули в лицо,

    И что - то к лесу подошло,

    По свежим листьям барабанит.

    («Дождь»)

    На картине И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу» мы с тревогой смотрим на темную – синюю грозовую тучу, затянувшую небо. Съежившись под зонтом, бредем вместе с другими людьми под проливным дождем по сырой, размокшей лесной дороге.

    Если в стихотворениях И. Бунина, И. Сурикова А. Фета лес изображен с сочной зеленью деревьев, то в стихотворении М. Лермонтова «На севере диком» видится зимняя, одинокая сосна.

    На севере диком стоит одиноко

    На голой вершине сосна.

    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

    Одета, как ризой, она.

    И снится ей все, что в пустыне далекой

    В том крае, где солнца восход,

    Одна и грустна на утесе горючем.

    Прекрасная пальма растет.

    Стихотворение навевает грустное, печальное и лирическое настроение. Это подчеркивается словами «На севере диком стоит одиноко на голой вершине».

    Мне представляется картина: одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над вершинами северных лесов. В лунном свете серебрится снег. Сосне холодно и одиноко. Эти поэтические строки М. Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И. И. Шишкина на создание картины «На севере диком»

    Художник умело передал настроение, созданное в стихотворении. На картине преобладают холодные тона. Много синего, фиолетового цвета, синевато – зеленых оттенков.

    Если сравнивать сосны, описанные у Бунина, с сосной, созданной воображением Лермонтова, то надо отметить, что бунинские сосны приносят человеку радость, в лесу весело и ярко, везде солнечный свет, блеск. Бунинские сосны хотя и огромны, но величавы, стволы их теплы, приятен их смолистый аромат. Они тесно связаны с прекрасными воспоминаниями детства и лета. Сосна Лермонтова лиричная, грустная, одинокая. От нее веет холодом, тоской и одиночеством. Жалко, что она одна на голой скале. Снег прикрыл, украсил ее, но не принес радости. Человеку тоже было бы очень грустно и одиноко рядом с этой сосной.

    Каждый поэт по-своему показывает нам сосны. Поэтические и художественные образы этих деревьев создают у нас разное настроение. Мы убеждаемся, как воздействует на нас поэтическое слово И. А. Бунина, И. Сурикова, А. Фета. А художник И. И. Шишкин своими картинами усилил звучание поэтических строчек.

    Русский лес в прозе и живописи И. Шишкина.

    Наблюдая за жизнью русского леса, нельзя не вспомнить картину Шишкина «Утро в сосновом лесу» и рассказы Г. Скребицкого, В. Бианки отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Неожиданное знакомство»

    « Ну и потеха! Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка.

    Она, видно, только недавно очнулась от зимней спячки

    Медвежонок тянет к ней лапу, лягушка делает в сторону большой скачок. Мишка принимает это за игру. Он тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой. Так они добираются до ближайшей лужи. Лягушка прыгает в воду, а медвежонок сует туда лапу, отдергивает, трясет его и с удивлением смотрит, куда же делся его новый приятель. Я не могу оторвать глаз - до чего же хорош такой с виду мягонький, толстый, неповоротливый. Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с котенком. Не верится, что это дикий зверь».

    После прочтения этого отрывка представляется веселый, неугомонный и неповоротливый медвежонок. А. И. Шишкин изобразил своих медвежат ранним летним утром, среди могучих сосен. Они вылезли из – под поваленного дерева. Двое из них играют, кувыркаются на поваленном бурей дереве. А третий медвежонок не играет с братьями. Он самый неуклюжий и косолапый. Взобрался на ствол другого поваленного дерева и всматривается вдаль, прислушивается к чему-то. Медвежата, изображенные Шишкиным и Скребицким очень наблюдательны, мы увидели их характеры и повадки зверей.

    А вот как рассказывал о сосновом боре писатель И. Соколов – Микитов, наш земляк. «Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идешь ли, едешь, бывало, по старому сосновому бору – точно высокие, чистые, огромные сосны, возвышаются над головой стволы старых деревьев. Через высокие, унесшиеся в небо зеленые вершины пробиваются лучи солнца. Светлые, золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корой. Пахнет смолой и землей. Тихо в старом сосновом бору, изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кедровые вершины».

    Сосновые боры у И. Соколова – Микитова и И. Шишкина похожи, ибо на картине тоже видно, как солнечные лучи золотят верхушки могучих сосен. Эти деревья высокие и могучие, кажется, что они задевают своими кривыми и раскинутыми ветвями солнце. Прохладно, светло в пустой сосновой чаще.

    Для своей картины «Утро в сосновом бору» И. Шишкин выбрал именно такую глушь, потому что только здесь медвежата могут играть беззаботно, их охраняет дремучий, пустой лес, сюда не ступала нога человека. Первоначально на картине не было медвежат, художник нарисовал их гораздо позже, тем самым он оживил свою картину, она наполнилась не только светом, но еще и звуками. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.

    В «Записках охотника» И. С. Тургенева природа подчиняет человека не только своей загадочностью, не только своим равнодушием, но и своей жизненной силой, здоровьем и мощью. Такова природа в рассказе «Лес и степь», замыкающем цикл. Рассказ о лесе и степи с разнообразными, важными и торжественными событиями в их жизни, со сменой времен года, дня и ночи, зноя и грез - это в то же время рассказ о человеке, чей духовный образ, определяется этой природной жизнью.

    В описании леса Тургенев использует много красок: темно-серое небо; деревья, облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах кранным огнем горят лучины.

    Помимо красок в лесу много разнообразных звуков: слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит, громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за вами и т. д.

    В этом и есть мастерство И. Тургенева. Он умеет «вглядываться и вслушиваться» в природу.

    «Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы!

    Они держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свисток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает - ни солнца нет, ни ветра, ни шуму»

    Такой русский лес, в котором «лепечут статные осины», шевелятся длинные висячие ветки берез и могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы есть и на картине И. Шишкина «Опушка лиственного леса»

    Заключение.

    Мы увидели поэтический и художественный образ леса. Каждый поэт по-своему показывает нам лес, образы деревьев создают у нас разные настроения. Если в стихотворениях И. Бунина, И. Сурикова создается впечатление праздничности от соснового бора, то от стихотворения М. Лермонтова, И. Фета навевает грустным, печальным настроением.

    Своим величием лес поражал и замечательного художника Ивана Шишкина, чьи полотна с изображением усиливают звучание поэтических строк. Мы видим суровые и таинственные, сказочные и дремучие леса, с вековыми и раскидистыми, прямыми и золотистыми соснами.

    В русской литературе и живописи есть еще достаточно много поэтических строк, посвященных лесу, и картин с изображением леса. Я с интересом продолжу наблюдения за тайнами и величием русского леса в поэзии и живописи.