Где похоронен влад листьев. Владислав Листьев: биография, семья и дети, личная жизнь, журналистская карьера, трагическая смерть

1 МАРТА исполнилось 8 лет со дня убийства Влада ЛИСТЬЕВА. Его смерть стала еще одним звеном в цепи несчастий, которые преследовали семью Листьевых. А началось все с самоубийства его отца.

Самоубийство

— ПОНАЧАЛУ в семье у моего родного брата Коли Листьева и его жены Зои все складывалось хорошо, — рассказывает тетя и крестная Влада Листьева Надежда Ивановна . — Николай очень ждал рождения сына, хотя и боялся этого момента: врачи сказали, что роды могут убить его жену. И все действительно чуть не закончилось плачевно: малыша пришлось тащить щипцами. После этого у маленького Владюши несколько лет оставались следы на висках.

Отец в сыне души не чаял. Даже когда с женой начались разлады и Коля нашел себе женщину на стороне, он все равно не ушел из семьи, говорил: «Для меня нет ничего важнее сына, поэтому я останусь рядом с ним». Но быть рядом с сыном не получилось. У Николая на работе начальство обнаружило недостачу, он решил, что обвинят его, и поступил очень глупо — покончил с собой. Во время ужина он сказал жене: «Знаешь, я выпил дихлорэтан». Видимо, тогда он сам не понимал, что сделал. Зоя тут же вызвала «скорую», Колю отвезли в Склифосовского, но помочь ему было невозможно: врачи установили, что доза, которую выпил Николай Листьев, запросто могла бы убить десятерых человек.

Влад в то время был уже довольно взрослым (учился в десятом классе), поэтому смерть отца переживал очень тяжело. А когда мать привела в дом отчима-пьяницу, Владюша, чтобы не страдать и не видеть, как новый «папа» ее спаивает, женился и ушел жить в новую семью.

Первая любовь — первая печаль

СО СВОЕЙ первой женой Еленой Есиной Влад познакомился на спортивных сборах: он тогда профессионально занимался легкой атлетикой и после распределения попал с ней в одну группу. Лену он любил безумно. И если бы не ее характер и скандалы, которые она устраивала каждый день, Влад бы никогда с ней не развелся. И не было бы ни второй жены Татьяны, ни третьей — Альбины. Возможно, не было бы и его смерти, но…

Срывы у Лены начались после смерти их первого ребенка: он родился очень слабеньким и умер еще в роддоме (потом врачи сказали, что после этого у Лены началась шизофрения). Влад пытался переключиться на спорт, но результаты, которыми восхищались все тренеры, падали с каждым соревнованием. Лена очень любила собирать дома шумные компании, Владу тоже приходилось сидеть с гостями до поздней ночи. Он перестал высыпаться. В итоге во время Олимпиады в 1980-м он не попал в олимпийскую сборную. Тогда он ушел с головой в учебу. Отказавшись от поездки за границу, пошел на практику в Гостелерадио. Преподаватели были удивлены таким поступком — не каждому студенту предлагают бесплатную стажировку на Кубе, а Влад уже тогда понимал, что для него выгоднее и перспективнее. В работе он мог просчитать все ходы, но в семейной жизни у него так ничего и не получалось.

Однажды мне позвонила Зоя и в слезах стала рассказывать: «Ночью мне показалось, что в доме кроме меня есть еще кто-то. Я открыла глаза, а передо мной сидит Влад в тапочках, тренировочных брюках и плаще». Оказалось, что Владюша посреди ночи в чем был, в том и ушел от Лены. Она была беременна вторым ребенком, но его даже это не остановило. Что произошло, знали только они. Влад старался не вспоминать о своей жене, но она сама напоминала о своем существовании. Писала жалобы в комсомольскую организацию, в университет, в Гостелерадио, требовала, чтобы помогли вернуть отца тогда уже родившейся дочке Валерии. Но Владюша не вернулся, девочку не признал и никогда больше не видел: сомневался, что это его ребенок. Хотя, когда я посмотрела на фотографию Леры, то сразу заметила в ней сходство с отцом.

Неудавшаяся смерть

В УНИВЕРСИТЕТЕ он встретил свою вторую жену — Татьяну, она училась на филологическом факультете. В новой семье снова начались скандалы. Там парадом командовала Танина мама. Она постоянно предъявляла претензии по поводу маленькой зарплаты Влада, а когда тот стал зарабатывать больше, ей стало не нравиться, что он слишком много времени проводит на работе.

В 1982 г. у Тани и Влада родился сын Владик. У малыша была диспепсия, ему назначили операцию, во время которой врачи сделали что-то не так, и ребенка парализовало. Влад бегал по всем больницам с этим месячным полуживым крохой, который постоянно плакал от боли. Но помочь никто не смог. Смерть маленького Владика потрясла всю семью. Малыш ушел из жизни тяжело, ему тогда было всего четыре годика. Во время болезни гриппом он ослеп и оглох. А однажды ночью поперхнулся во сне, не смог откашляться и задохнулся. Похоронили Владика рядом с дедушкой, Николаем Листьевым.

На пути в вечность

ЗА ПЬЯНСТВО Влада чуть было не выгнали с работы, но его защитили Сергей Лапин и Эдуард Сагалаев. Они знали о семейной трагедии Влада и не позволили его уволить. От выпивки же его спасла новая любовь — Альбина Назимова. Их познакомили коллеги-телевизионщики. Альбина, узнав про то, что вместе с Владиславом она получила еще и головную боль из-за его постоянных загулов, не оттолкнула, а буквально за шкирку вытащила Влада из многолетнего запоя. Когда он не приходил после работы, она узнавала через друзей, где он и с кем, ехала туда и силой увозила домой. Если бывшие жены требовали, чтобы он меньше работал, она, наоборот, заставляла его сидеть на работе с утра до ночи. Поэтому половина того, что сделал Влад на телевидении за эти годы, его популярность и безумные рейтинги, — заслуга Альбины. И хотя после убийства стали ходить разные слухи о том, что Влад собирался бросить Альбину, я в это не верю, именно рядом с ней он обрел душевный покой. Конечно, если бы у них был еще и общий ребенок, тогда это была бы идеальная для Влада семья, но Альбина не могла иметь детей.

Когда начались угрозы в связи с его назначением гендиректором ОРТ, она тоже пыталась его спасти, вытащить из паутины, защитить. Мы все говорили ему: «Зачем тебе это надо, ведь ты не юный максималист, чтобы так рьяно бороться за правду». Но он не изменил своих позиций, хотя и чувствовал, что его блокируют со всех сторон. Телохранителей он нанимать не хотел, потому что все-таки верил, что его никто не тронет. Но в тот день, 1 марта 1995 года, собираясь уходить из «Останкино», он сказал кому-то из друзей: «Знаешь, я очень боюсь идти домой». Альбина на похоронах тоже сказала: «Он знал, куда едет».

…Мать Владислава Зоя Листьева погибла через полтора года так же нелепо, как и ее сын. Ее сбил несущийся на предельной скорости автомобиль, когда она переходила дорогу.

Валентина ОБЕРЕМКО

«Влад Листьев: убитый символ»

В день рождения журналиста и телеведущего Владислава Листьева, убитого 1 марта 1995 года, Первый канал показал о нем документальный фильм

Мы не успели оглянуться, как все, связанное с деятельностью Листьева, превратилось в часть безвозвратно ушедшей эпохи. Листьев стал символом первого поколения постсоветских журналистов, а вместе с тем символом свободы слова и самовыражения в прежде закрытом обществе.

Волею судеб Листьев открыл эпоху громких заказных убийств, в большинстве случаев принципиально нераскрываемых. Тем самым Листьев закрыл эпоху наивной эйфории, в состоянии которой до общественного сознания долго не доходит, что свобода штука амбивалентная и что за свободу всегда надо чем-то расплачиваться...

Как молоды мы были

А начиналось все совсем не трагически.

Ветер общественных перемен быстрее всего превратился в мощный, революционный в каком-то смысле вихрь телеэфира. Новые интонации, новые формы, новые темы, новые лица. Все откровенно несоветское и даже антисоветское по духу, по эстетике, по личностному наполнению. Владислав Листьев оказался одним из первых профи новейшей формации.

Будучи выпускником факультета журналистики МГУ, он смотрелся как выпускник какого-нибудь Кембриджа или Оксфорда. Казалось, он буквально влетел в отечественный телеэкран откуда-то с Запада по телемосту. В Листьеве не было советской «квадратности» и тяжеловесности, которые зачастую отличали у нас облеченных властью или идеологической ответственностью публичных персон, будь то партийный деятель или телеведущий.

Листьев казался физически легче и динамичнее не в силу какого-то особого телосложения, но в силу отсутствия внутренних оглядок на партийный официоз, на линию партии.

Сокращение длинного имени до краткого Влад было ответом на эстетический «заказ» времени, жившего отторжением всего слишком по-советски косноязычного, медленного и монументального. Владу было проще поспевать за общественными переменами и потрясениями.

Городу и миру

Он не чувствовал себя обязанным государственному аппарату.

Если в Листьеве читались какие-то внутренние обязательства, то, скорее перед эпохой, перед остальным свободным миром и перед профессией. Листьев говорил от себя, с сознанием собственного права представлять общественное мнение.

Листьев мог быть серьезным и ироничным, мог балансировать на грани разных жанров подачи любого материала. В нем само собой жило авторское начало, пафос яркой оригинальной интерпретации, азарт провокационности. Он словно испытывал степень открывающейся свободы слова и мышления - и уровень готовности аудитории принять эту свободу и ею воспользоваться.

С именем Листьева связаны самые популярные тогда программы: «Тема», «Взгляд», «Поле чудес». В перестроечные времена, когда развлекательность западного образца еще не сделалась валовым продуктом, сами развлекательные передачи нового типа воспринимались как нечто священное и не менее серьезное, чем острая публицистика или трансляции политических заседаний.

Несмотря ни на какую лицензионность и работу по зарубежным лекалам, эти программы казались «нашими», выстраданными, обладающими политической актуальностью, запалом сопротивления советскому укладу.

Листьев был одним из первых, кто приучал страну к тому, что говорить - и говорить публично - можно абсолютно обо всем. Главная проблема - как это делать, что вкладывать в избранные темы для обсуждения.

Так, один из шокирующих выпусков «Темы» был посвящен проблемам изменения пола. Сейчас такой разговор в эфире был бы обычным трепом о полускандальных, полуинтимных, полунаучных явлениях - ничего серьезного. А тогда, у Листьева, в «подкорке» программы слышался манифест тотальной свободы индивида строить свою судьбу, в том числе управлять своим телом так, как это необходимо его психофизике, а не подгнившим морально-идеологическим устоям.

Смерть на миру

Сейчас про конец 1980-х и начало 1990-х думается с ностальгической печалью и почти удивлением.

Очень хорошо помню день, когда вдруг стало известно о том, что Листьева застрелили в подъезде собственного дома. Я в то время работала в журнале «Театр», который влачил жалкое существование. В редакции, тем не менее, намечалось небольшое торжество, уже не важно, по какому поводу. Пока собирались, говорили только об убийстве. Потом уселись за длинным накрытым столом (сопротивление пустоте прилавков) и почтили вставанием память Листьева.

Казалось, что произошло нечто, впрямую, как факт личной биографии, касающееся всех, направленное и на нас в том числе. Единство политических установок, общий пафос неприятия уходящего и возбужденность политическими перипетиями - вот что было самым важным.

Мысленно мы объединялись со звездами журналистики в бурном эмоциональном переживании исторического слома. И никому не приходило в голову обратить внимание на то, что Листьев сделал стремительную и блистательную карьеру не только как творческая личность, но и как деловой человек, почти телемагнат, - став первым генеральным директором ОРТ и президентом телекомпании «ВиД».

Никому не могло взбрести в голову признать, что жизнь Листьева была далека от нашей по очень многим параметрам. И что он один из первопроходцев по необъятной и по-своему опасной стране - не только Свободы в высшем смысле слова, но многих свобод и грандиозных возможностей вкушать эти свободы.

В то время как подавляющее большинство его поклонников, обычных граждан, несут на своих плечах тяготы экономического кризиса, если не сказать катастрофы. То было время, когда все ощущали неимоверные трудности выживания, но еще не заметили всерьез жестокого расслоения не только общества в целом, но и самого слоя интеллигенции.

Тогда заказные убийства воспринимались более нервно. Убитым больше сострадали, быть может, понимая, что не каждому такая смерть грозит. Теперь, когда наступила эпоха терроризма, информацию об очередном заказном убийстве «отживаешь» быстрее. Потому что понятно, как много шансов у любого обыкновенного человека - не бизнесмена, не звезды, не политика - стать безымянной и бесславной жертвой чьей-то политической игры, произвола.

Судьба человека как такового беспокоит все больше. Рядовые граждане из заинтересованных телезрителей и «неозарплаченных» работников (какими они были в перестройку) превращаются в потенциальных пешек политического насилия, которым слишком часто напоминают об их новой роли.

Тогда еще мы не отдавали себе отчет, что вся сфера массмедиа превращается не только в самостоятельную четвертую власть, но в грандиозное пространство коммерции. Сейчас то телевидение вспоминается как великое явление нашей антисоциалистической революции и неподцензурного творчества.

Ему на смену пришло коммерческое вещание, конечная цель которого всегда - получение прибыли. Звезды журналистики были разновидностью политиков и философов в одном лице. Теперь они прежде всего акулы шоу-бизнеса.

Владислав Листьев не дожил до всего этого, и потому его имя окружено романтическим ореолом. Молодой, талантливый, столько успевший - и столько не успевший.

Тем более что убили его в 38 лет - он совсем чуть-чуть не уложился в классически роковые 37.

Деловая газета «Взгляд»

«Погиб ни за что»

Владислав Листьев возглавил "первую кнопку" в непростое для телеканала время. У него было громадье планов. Если бы журналисту удалось осуществить задуманное, то, возможно, в России было бы совсем другое телевидение. 10 мая Владу Листьеву могло бы исполниться 50 лет. В юбилей первого генерального директора "Общественного российского телевидения" Lenta.Ru сравнила его концепцию с тем, что получилось в итоге.

Телеканал для народа

Необходимость серьезных реформ в Российской государственной телерадиокомпании "Останкино" стала очевидной к концу 1993 года. Хроническая нехватка госсредств (в 1994 году из требуемых 1,3 триллиона рублей телекомпания получила только 320 миллиардов) мешала каналу развиваться. Проблему попытались решить, предоставив редакциям право самостоятельно зарабатывать деньги. Однако облегчения это не принесло - работать с рекламодателями журналисты не умели. В итоге, на телевидении широкое распространение получили заказные материалы (или "джинса"). За них коммерческие структуры и партии платили куда охотнее: один такой сюжет обходился заказчику в 5-20 тысяч долларов. Предприниматель Борис Березовский утверждал, что в "Останкино" даже существовал некий общий фонд, в которой стекались средства от "джинсы" из разных редакций. Из этого фонда якобы оплачивались нужды сотрудников телекомпании: лечение, отдых и прочее.

Довольно скоро низкое качество программ стало предметом постоянной головной боли для руководства канала. Хотя рейтинги "Останкино" в прайм-тайм и оставались стабильно высокими, после итоговой программы новостей зрительскую аудиторию первый канал удерживать перестал. Официозу, растолковывающему правительственную точку зрения, вроде программ "Из первых рук", "За кремлевской стеной", Nota Bene, россияне предпочитали развлекательные передачи и художественные фильмы по другим каналам. Проблему программного продукта канал решил просто: передачи и фильмы закупались по бартеру - в обмен на рекламное время.

Существуют противоречивые данные о том, кто первым предложил акционировать "Останкино". По одним данным, это сделала Ирена Лесневская - основательница продюсерского центра REN TV, на базе которого позднее был создан одноименный телеканал; по другим - гендиректор телекомпании "ВИД" Александр Любимов. По словам Лесневской, сначала она предложила возглавлявшему тогда "Альфа-банк" Петру Авену профинансировать создание нового коммерческого канала на базе ВГТРК. Однако Авена эта идея якобы не увлекла, и он поделился ею с Борисом Березовским, возглавлявшим тогда "ЛогоВАЗ" и Автомобильный всероссийский альянс.

Проект Александра Любимова предлагал создание на "первом канале" народного телевидения. Как объяснял тогда "Коммерсант", народное телевидение представлялось Любимову акционерным обществом открытого типа, куда должны были войти прежде всего заинтересованные министерства и ведомства. Чиновникам следовало подобрать под проект коммерческие структуры. В качестве кандидатов предлагались банки "Империал", "Столичный", "Кредобанк", а также "ЛогоВАЗ", "ЛУКОЙЛ", "Газпром", "ЮКОС" и ряд других крупных банков и компаний. Отдельный пакет предлагалось выделить инвесторам из стран СНГ. На заключительном этапе план Любимова предусматривал проведение эмиссии акций для народа.

Именно эта концепция, утверждал "Коммерсант", была взята за основу Борисом Березовским в начале 1994 года. По словам предпринимателя, учредителями должны были стать солидные компании, заинтересованные в создании нового телевидения и стабильных условий для развития бизнеса в России. Много лет спустя, правда, предприниматель фактически опроверг эту информацию. В номере журнала "Власть" за 4 апреля 2005 года Березовский заявил, что ОРТ изначально создавался как "мощнейший инструмент политической борьбы", "независимый от государства телевизионный канал". Этот инструмент, по словам Березовского, был необходим для борьбы с коммунистами, которые после проигрыша на выборах в Думу в 1993 году должны были попытаться взять реванш.

Энергичному предпринимателю удалось добиться своего - в ноябре Борис Ельцин подписал Указ о создании "Общественного российского телевидения". В числе его акционеров были "ЛогоВАЗ" и "Объединенный банк", принадлежащие Борису Березовскому, банк "МЕНАТЕП" Михаила Ходорковского, банк "Национальный кредит" Олега Бойко, банк "Столичный" Александра Смоленского, "Альфа-банк" Михаила Фридмана и Петра Авена, компания "Микродин" Александра Ефанова. Интересы государства в ОРТ должны были представлять Шамиль Тарпищев от Госкомспорта и Национального фонда спорта, Анатолий Чубайс от Госкомимущества, Виталий Игнатенко, возглавлявший тогда ИТАР-ТАСС, и Александр Яковлев, возглавлявший тогда "Останкино". При этом 51 процент акций созданного АО оказались под контролем государства, 49 процентов - частного капитала.

"Отбросить пристрастия"

Владислав Листьев был назначен генеральным директором ОРТ в январе 1995 года. Как писали тогда "Известия", вместе с ним в администрацию ОРТ пришла команда молодых тележурналистов, прошедших сквозь суровую школу идеологизированного государственного телевидения. "Они привыкли действовать и мыслить самостоятельно и умело противостоять любому давлению сверху", - утверждала газета. В интервью "Известиям" в январе 1995 года Листьев объяснил, во что должно было превратиться "Останкино". По словам менеджера, в результате реформ должна была появиться "общественная телекомпания", независимая от власти. При этом Листьев собирался "отбросить пристрастия, руководствоваться только качеством, только журналистским и художественным уровнем программ", а также их рейтингами.

В конце марта 1995 года в прессе была обнародована сетка вещания, над которой работал Листьев. В ней большое внимание уделено документальным программам и социальному вещанию. Предусматривались программы для детей дошкольного возраста, школьников и даже социально незащищенных слоев, передачи об СНГ. Концепция Листьева предусматривала создание телевидения общественного не только по названию, но и по сути. "Через пару месяцев это будет другое телевидение", - обещал в январе 1995 года Листьев.

Задуманные Листьевым реформы предусматривали не только перетряску программного продукта. Одним из первых шагов Листьева на новом посту стал мораторий на рекламу на ОРТ. Это была временная мера. По словам Игоря Шабдурасулова, с самого начала участвовавшего в проекте, мораторий преследовал две цели: расчистить эфир от "левой" рекламы и привлечь внимание к новому каналу как зрителей, так и новых "цивилизованных" рекламодателей.

Когда создавалось ОРТ, размещением рекламы на первом канале занимался консорциум рекламных агентств "Реклама холдинг". В него входили Premier SV, "Максима", "Остер", "ЛогоВАЗ-пресс", "ИнтерВИД", Video International и само "Останкино". При этом ведущую роль в холдинге играло Premier SV Сергея Лисовского. Понимая необходимость сотрудничества с ОРТ, Сергей Лисовский с декабря начал вести переговоры с Борисом Березовским. Сторонам так и не удалось договориться. Лисовский был готов заплатить за рекламное время 120 миллионов долларов, однако Березовский требовал на 50 миллионов долларов больше.

Листьев также готовил серьезную перетряску в рядах кадровых останкинцев. Он собирался уволить около 50 процентов сотрудников. За счет них остальные должны были получить существенную прибавку к зарплате. Эта мера, по мысли менеджера, должна была искоренить существующую на канале практику взяток.

Инструмент влияния

Первого марта 1995 года, на 34-й день директорства, Влада Листьева убили. Российским правоохранительным органам так и не удалось расследовать убийство журналиста. Ежегодно в начале марта Генпрокуратура дает понять, что "расследование этого преступления не прекращалось ни на минуту", однако его организаторы, исполнители и мотивы до сих пор не названы. В прошлом году Генпрокуратура сообщила, что следствие считает наиболее перспективной версию о том, что убийство Листьева связано с его деятельностью в должности генерального директора телекомпании.

Не оправдали надежд россиян и новые руководители телеканала - после смерти журналиста ОРТ стало развиваться совершенно в другом направлении. Сначала "первая кнопка" попрощалась с идеей стать народной компанией по перечню акционеров. Еще до начала вещания вышла из проекта "Ассоциация независимых телепроизводителей", в которую входили "ВИД", REN TV и ATV. Позднее за ассоциацией последовали и другие акционеры. Во второй половине 1990-х годов Борису Березовскому удалось взять под контроль 49 процентов акций ОРТ. Любопытно, что в это время за рекламу, по информации "Власти", отвечал Сергей Лисовский, с которым Березовскому никак не удавалось договориться до смерти Листьева.

Уже в середине 1990-х телеканал фактически порвал с журналистикой, превратившись в инструмент влияния. Во время предвыборных кампаний середины 1990-х ОРТ участвовало в пиар-кампании против коммунистов, позднее помогало Березовскому бороться за "Связьинвест". Летом 1999 года ОРТ начинает новую информационную войну - с правительством Примакова и политическим движением "Отечество - Вся Россия". Следующим объектом для атаки становится Владимир Гусинский. После инаугурации Владимира Путина начинается кампания против Кремля. В 2001 году Борис Березовский продал свои акции Роману Абрамовичу (официально эта информация не подтверждалась). После этого "первая кнопка" занимается исключительно госпропагандой.

    Листьев Владислав Николаевич - Он с детства увлекался спортом, занимался легкой атлетикой (кандидат в мастера спорта по легкой атлетике). Был чемпионом СССР по бегу на 1 000 м среди юниоров. Окончил школу интернат спортивного профиля. К тому времени у Влада умер отец, и они… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Род. 1957, ум. (убит) 1995. Тележурналист. В разные годы был ведущим популярных телепередач: "Взгляд" (1987 1990), "Поле чудес" (1990 1991), "Тема" (1991 1993), "Час пик" (1994 95). Листьев, Владислав… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1957 95), российский тележурналист. Ведущий популярных телепрограмм «Взгляд» (1987 90), «Поле чудес» (1990 91), «Тема» (1991 93), «Час пик» (1994 95). Убит в подъезде собственного дома. Его убийство вызвало широкий общественный резонанс … Энциклопедический словарь

    - (1957 95) российский тележурналист. Ведущий популярных телепрограмм Взгляд (1987 90), Поле чудес (1990 91), Тема (1991 93), Час пик (1994 95). Убит в подъезде собственного дома. Его убийство вызвало широкий общественный резонанс … Большой Энциклопедический словарь

    Владислав Николаевич Листьев - родился 10 мая 1956 г. в Москве. Он с детства увлекался спортом, занимался легкой атлетикой (кандидат в мастера спорта по легкой атлетике). Был чемпионом СССР по бегу на 1 000 м среди юниоров. Окончил школу интернат спортивного профиля. К тому… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Владислав Николаевич Листьев Дата рождения: 10 мая 1956 года Место рождения … Википедия

Телевизионный центр Останкино никогда не был просто телевидением. Он был властителем умов, главным дозором страны, а в начале девяностых — политической трибуной как кандидатов в президенты России, так и олигархов, первыми понявших, что именно информация правит миром. Мир к середине девяностых стал абсолютно криминальным. Телеведущие и продюсеры гибли друг за другом, но никому это не было уроком. Тамаз Топадзе, Глеб Бойкий, Олег Слабынько... Список можно продолжить.

Решение об акционировании ОРТ (он же «Первый канал») возникло в недрах Кремля. Инициатором был Борис Березовский. Его главные ставки — политическое влияние и деньги от рекламы. И то, и другое зависело от Владислава Листьева. Советский и российский телеведущий и журналист, первый генеральный директор ОРТ понимал, что могут быть разные исходы в той борьбе, в которую он включился.

Ранняя биография

Родился десятого мая 1956 года в Москве. Его отец работал на заводе, мама сначала училась в техникуме, а потом начала работать в одном из научно-исследовательских институтов чертежницей. Он окончил школу-интернат спортивного общества «Спартак». Молодой человек стал кандидатом в мастера спорта и чемпионом СССР по бегу на километр среди юниоров. Влад Листьев работал инструктором спортивного общества «Спартак». Срочную службу проходил в Таманской гвардейской дивизии под Москвой.

Журфак МГУ

С самого детства он не планировал заниматься журналистикой, но писал небольшие заметки на спортивную тему. Поступить на факультет журналистики МГУ в те годы было далеко не всем под силу. На журфаке учились в основном дети из семей, в которых международные связи была фамильным делом. Попасть в эту элитарную компанию Листьеву помог факультет рабочей молодежи, необыкновенное обаяние и коммуникабельность.

Во время учебы в университете Влад Листьев (фото в молодости ниже) был спортивным организатором и бригадиром на «картошке». Студенты помогали совхозу «Бородино» собирать урожай в сентябре и октябре. В длительную командировку направляли студентов первого курса международного отделения и весь второй курс. Листьев окончил факультет журналистики в 1982 году, получив специальность «литературный сотрудник телевидения».

Начало карьеры

В 1982 году нескольких выпускников пригласили в молодежную редакцию центрального телевидения. Тогда на телевидении можно было увидеть славных работниц фабрик, которые говорили, что хорошо зарабатывают, получают квартиры, а по вечерам отдыхают, смотрят кино. Это было слишком скучно, тем более для молодежной аудитории. Перестройка изменила страну. Эта страна нуждалась в новом телевидении.

Первая программа «Взгляд» вышла в эфир второго октября 1987 года. В программе телепередач значилась как музыкально-развлекательная, но уже через три месяца «Взгляд» стал символом новых свобод перестройки. Рабочие материалы программы невозможно смотреть без смеха. Молодые журналисты были неопытными и смущенно чувствовали себя в кадре. С ними пришлось много работать. Но творческая биография Влада Листьева только начиналась.

Программа «Взгляд»

Популярность «Взгляда» была неоднозначной и скандальной. Через десять лет «Огонек» позиционировал ведущих — Листьева, Захарова, Мукусева, Политковского и других — как народных героев, олицетворявших перемены внутри страны. Зрители спрашивали, какого года Влад Листьев, потому что молодой ведущий заинтересовал многих женщин.

На программу активно приглашали тех людей, которые раньше не появлялись на телевидение. Начинали с критики Сталина, потом пришел Марк Захаров, который предложил вынести Ленина из Мавзолея. Вся страна вместе с ними училась говорить не шепотом на кухне, а вслух: в СССР все-таки есть секс, рок-н-ролл жив, у капитализма может быть человеческое лицо...

Именно «Взгляд» показал публике «Наутилус Помпилиус», «Кино» и ДДТ, открыл советский рок и литературу неравнодушных людей. Телеведущие критиковали советскую систему, первыми подняли вопрос о советских военнопленных в Афганистане. Они были настолько влиятельны, что могли организовать и прекратить забастовку. В эфире передачи Марк Захаров сжег свой партийный билет члена КПСС. За полтора часа ведущие и гости успевали поговорить обо всем.

После распада

В 1991 году знаменитая команда «Взгляда» распалась. Потом перестал существовать и Советский Союз. Когда страна рухнула, поменялось все. Влад Листьев стал автором и ведущим телеигры «Поле чудес». Это была принципиально новая телепрограмма. Капитал-шоу имело ошеломляющий успех. Тогда же оказалось, что Листьев был универсальным ведущим, потому что в новом образе его любили ничуть не меньше, чем во времена «Взгляда».

Идея программы родилась после просмотра американской версии («Колесо Фортуны»). Название передачи Влад Листьев взял из сказки А. Толстого «Золотой Ключик, или Приключения Буратино». Авторы (программу Листьев делал вместе с Анатолием Лысенко) пытались приобрести оригинальную лицензию, но компания-дистрибьютор не была заинтересована в сотрудничестве. Пришлось снимать русскую версию с нуля. Программа стала необычайно популярной.

Ток-шоу «Тема»

В середине 1991 года Листьев принял решение прекратить работу над программой, чтобы приступить к новому проекту. В этой передаче обсуждались наиболее актуальные проблемы современности. Популярность не заставила себя ждать. Зрителю совсем не важно было, кто перед ним — журналист, артист, комментатор, диктор. Важно, чтобы на экране был интересный собеседник. Влад Листьев был именно таким. Зрителям запомнились хитрые глаза и искренняя улыбка телеведущего.

После «Темы» на экранах появился «Час пик». Это была программа в жанре телевизионного интервью - именно то, что было нужно современному российскому зрителю. Тема беседы, как правило, выстраивалась вокруг информационного повода, какого-то события в культуре, спорте, политике или экономике. В отдельных случаях гостей приглашали без повода. Ключевыми факторами являлись не известность гостя, а его интерес для зрителя и профессионализм.

Именно в этой программе Владислав Листьев примерил образ, который стал сначала поводом для споров, а потом его фирменным стилем. Подтяжки и очки Листьев «бессовестно украл» у Ларри Кинга, как говорили его коллеги Леонид Ярмольник и Владимир Познер. Познер вообще очень положительно отзывался в телеведущем. Листьев шутил, что «Ларри Кинг держится на подтяжках, и главное — выбрать правильные».

Уже тогда журналист и телеведущий Владислав Листьев был генеральным продюсером собственной телекомпании. ВИД по сей день выпускает телепрограммы для «Первого канала». Из-за конфликтов со своими коллегами Владислав Листьев ушел из телекомпании, став генеральным директором ОРТ («Общественное российское телевидение»). Ему было всего тридцать восемь лет. По меркам того времени телевизионным начальником такого высокого ранга стал мальчишка.

Личная жизнь

Влад Листьев был трижды женат. Он неоднократно говорил, что женщины играли важную роль в его жизни. Елена Есина и Влад Листьев поженились после окончания школы-интерната. Их союз распался через два с половиной года. Первый ребенок супругов скончался после рождения. Дочь Валерия сегодня работает в Академии парикмахерского искусства на Арбате.

С (своей второй женой) Влад Листьев познакомился в студенческие времена. Первый сын Татьяны и Влада скончался в шесть лет. Мальчик был инвалидом, в три месяца лишился слуха и зрения из-за халатности врачей. Второй ребенок, Александр, с 2002 года работает на телевидении.

Третьей женой телеведущего стала После смерти супруга она снова вышла замуж (за Андрея Разбаша). Детей Влада Листьева на данный момент осталось в живых только двое — Валерия и Александр.

Незадолго до убийства

Последней программой, которую Владислав Листьев предложил российскому телевидению, стала развлекательная «Угадай мелодию». Первая передача вышла в эфир через 34 дня после убийства Влада Листьева. Он многое оставил в российском телевидении, даже сам принцип продюсерства. Влад Листьев знал, как сделать продукт, который понравится телезрителям. Но денег, которые выделял бюджет, для этого было явно недостаточно.

В 1995 году за рекламный рынок боролись все, в том числе и криминальные структуры. Влад Листьев неоднократно заявлял, что хочет заниматься творчеством, а не выпрашивать деньги у рекламодателей. Именно он озвучил решение руководства «ОРТ» на введение моратория на рекламу с первого марта 1995 года. Работа в тех условиях, в которых существовало тогда телевидение, была рискованной, но решение о запрете рекламы нужно было принять. Через две недели прозвучало два роковых выстрела.

Убийство Влада Листьева

Через два часа после последнего выхода в эфир Листьев был убит в подъезде своего дома. Первого марта 1995 года телеведущий возвращался домой. В подъезде своего дома на Новокузнецкой улице на него напали двое неизвестных. Первая пуля попала в правое предплечье, а вторая — в голову. Жизнь Влада Листьева трагически оборвалась на сороковом году.

Крупная сумма денег и ценности, имевшиеся при себе у Листьева, остались нетронутыми. Это дало повод предполагать, что убийство было связано с политической или деловой деятельностью телеведущего. Правоохранительные органы неоднократно утверждали, что следствие скоро закончится, но ни заказчики, ни убийцы до сих пор не найдены.

Общественный резонанс

Смерть Влада Листьева вызвала широкий Второго марта все телеканалы прекратили вещание. На экранах был портрет директора центрального телеканала с надписью о том, что он убит. В эфир выходили только выпуски новостей. Никакое другое событие в истории современной России больше не становилость причиной отмены эфира всех телеканалов. В 19:00 второго марта вышла программа «Час пик» без бессменного ведущего. Передача была посвящена жизни и деятельности Влада Листьева.

Версии следствия

Несмотря на то что до сих пор дело не раскрыто, есть несколько версий, кто мог быть заказчиком убийства телеведущего. Главным подозреваемым долго являлся Борис Березовский. Американский журналист Пол Хлебников высказал мнение, что Березовский контролировал основателей преступных сетей в России. Кстати, сам Борис Березовский в 2010 году обвинял в убийстве Листьева Владимира Путина. Возможна причастность к убийству журналиста и ведущего Он неоднократно упоминался в СМИ, его допрашивали правоохранительные органы. Лисовский никогда не пытался скрываться от полиции. Другой обвиняемый, Александр Коржаков, косвенно был обвинен в убийстве бывшим подполковником ФСБ.

25 лет назад, в апреле 1987 года, на заседании ЦК КПСС было принято закрытое решение о создании молодежной вечерней пятничной передачи, которая, в частности, отвлекала бы слушателей от выпусков Севы НОВГОРОДЦЕВА на ВВС. Так родился легендарный «Взгляд». Известный журналист Евгений ДОДОЛЕВ не только был знаком со всеми участниками исторического телепроекта, но даже сам провел 10 из 170 его эфиров.

Недавно вышла книга Евгения Додолева «Влад Листьев. Пристрастный реквием», где он вспоминает как о самом популярном телеведущем того времени, так и о том, «из какого сора» росла программа, перевернувшая представление советских зрителей о телевидении.

40 рублей на троих

Евгений, как получилось, что одни создатели «Взгляда», как Листьев, Любимов и Разбаш, стали очень богатыми людьми, а другие, как Мукусев, Политковский и Захаров, не получили практически ничего?



Тут и элемент везения, и разная склонность к коммерции. Пионером коммерциализации отечественного телевидения является, безусловно, гениальный Владимир Ворошилов , основатель клуба «Что? Где? Когда?». Он не только организовывал «чесы» по стране, но даже наладил продажу франшизы. За право играть в интеллектуальную игру на местах ему платили, и немало. Он зарабатывал по три-четыре тысячи рублей в неделю, сумасшедшие по тем временам деньги. А «Взгляд» начинался с гонорара40 рублей на троих ведущих за выпуск. Конечно, Эдуард Сагалаев переформатировал ребят на ведение «двойками», чтобы не каждую неделю готовить выпуск. Но и финансовый аспект тоже кое-какое значение имел. Ведь у ребят даже машин тогда не было, первое авто - битая-перебитая «шестерка» с поддельными документами появилась у Любимова через два года после старта передачи в 87-м. А ездить на метро было попросту невозможно, всем известны были лица ведущих передачи, попавшей в Книгу рекордов Гиннесса в качестве «самой рейтинговой за всю историю мирового телевидения». На такси тратилась внушительная доля скромных зарплат.


- Когда ситуация стала меняться?
- С приходом Александра Горожанкина , которого привел Андрей Разбаш . Саша был приглашен сначала коммерческим, а потом просто директором телекомпании «ВиД». Именно этот предприимчивый обаятельный человек выстроил эффективную систему «откатов», которая на нашем ТВ функционирует по сей день. Посредника, рулившего средствами, совершенно не интересует качество программы, потому что он получает процент от суммы. Если бы не приход Горожанкина, не появились бы большие деньги. И Листьев был бы жив. Горожанкин, в компании называемый «Гараж», - безмерного обаяния коммерсант, который ценил все красивое и окружал себя красивыми предметами и людьми: помню, все время встречал его в разных географических точках с небезызвестной Катей Андреевой . Дорогие костюмы ведущим (позднее и «мерседесы») покупались Горожанкиным из соображений эстетических, а не престижных.

Любимов - блистательный лжец

Почему при создании коммерческого предприятия на базе «Взгляда» популярные ведущие Александр Мукусев и Дмитрий Захаров не получили никаких акций?
- Считалось, что Мукусев при своей безусловной порядочности - эгоист, не командный игрок. А Захаров сам отказался от акций. Последнему это ставят в заслугу, мол, телеведущий не стал играть в бизнес. Однако я помню контекст захаровского отказа. Дмитрий вернулся из командировки в провинцию, в которой за четыре дня заработал 35 тысяч долларов (могу ошибиться в точном количестве дней и тысяч, но это не суть). Его посыл был прост, как колумбово яйцо: пока вы тут что-то затеваете псевдокапиталистическое, я там рублю реальное «бабло». Действительно, на его гонорар можно было купить нескольких квартир в Москве. Зарплата в сотню долларов была тогда на ТВ завидной. Время показало, как сильно Дмитрий ошибся. Денег становилось все больше. И они все концентрировались в руках Листьева.

- Почему?
- Потому что он возглавлял кооператив изначально и, что существенно, именно он их и зарабатывал. «Политбюро» Политковского и «Красный квадрат» Любимова были убыточными. В какой-то момент это стало Листьева напрягать. Да и жена Альбина грузила его, типа: «Владушка, зачем тебе надо всех кормить? Или ты забыл, как они тебя «слить» пытались?» Ведь поначалу уход Листьева в сферу «развлекаловки» считался профессиональным убийством. Влада сплавил туда Александр Любимов, который, будучи по натуре лидером, пытался избавиться от удачливого конкурента. Я очень люблю Сашку, многим ему обязан, но он просто феноменальный интриган и блистательный лжец.
- Неужели?
- Еще какой! Сразу после убийства Листьева он заявил, что Влад, мол, наделал много долгов и акции «ВиДа» нужно отдать Первому каналу во избежание разборок. Переговорщиком с каналом тогда выбрали Ивана Демидова . Однако категорически отказывались отдавать свои акции Горожанкин и Политковский, последнего с трудом в конце концов уболтал Разбаш. Что-то там было мутное с кредитами, которые понабрал Влад. Как говорит Политковский: «И произошло то, что произошло. Тогда как раз и формировалась эта новая система ТВ-взаимоотношений, с бесконечными «откатами», с воровством бесконечным». Горожанкину, по-моему, вновь пришлось ездить с обрезом на штурманском сиденье. Но в результате отдать доли согласились все. Однако задним числом выяснилось, что сам Любимов не только не отдал свои акции, но их у него каким-то образом стало даже больше - 25 процентов! И сейчас он единственный из бывших «взглядовцев», кто получает по ним стабильную прибыль. Неудивительно, что ребята на него напряглись.

Политковского оставили без «Политбюро»

- Итак, вернемся к истории с Листьевым...
- Прекрасно помню, как мы с Любимовым и еще одним человеком сидели у него дома в Измайлово, на тесной кухне малогабаритной «однушки». И Саша сказал: «Листа надо «убить». Сделаем из него клоуна». Идея «Поля чудес» была украдена известным телемэтром Анатолием Лысенко вместе с Листьевым, когда они в Париже отсмотрели по телевизору в гостиничном номере американскую передачу «Колесо фортуны». Любимов решил этим фактом мотивировать решение о разделении площадок: «Раз он полосатый барабан в блокнотик срисовал, то пусть сам шоу и ведет, а еще пусть, как халдей, носит бабочку!» Саша убедил Лысенко, что на «Поле...» нужно выпустить именно Владислава. А мы, мол, будем заниматься настоящим делом - политикой да аналитикой. Расчет оказался мимо кассы: люди в начале 90-х устали от чрезмерно политизированного телевидения, рейтинг «Поля чудес» оказался рекордным. И вся реклама хлынула туда.
- Это, вероятно, не добавило Листьеву популярности у коллег?
- Разумеется. Более того, он перестал отчитываться перед Горожанкиным. Рубил сплеча в вопросах, где требовалась гибкость. К примеру, Листьев никогда не ездил на «стрелки» с бандитами, это была прерогатива трех Александров: Горожанкина, Любимова, Политковского. А тут вдруг в офис приезжает братва в тренировочных костюмах с автоматами. Листьева там не было, его предупредила секретарша, он недолго думая позвонил Рушайло в РУОП, и бандитов «приняли». Это оказалась команда Саши Цыгана , одного из как бы партнеров «видовских» по морским круизам. Александр Макушенко (это настоящая фамилия Цыгана), кстати, был щедрым и обаятельным бандитом: спонсировал Преснякова и Айзеншпису помогал в раскрутке Влада Сташевского , хотел через Листьева презентовать медицинское оборудование для центра доктора Рошаля ... В общем, неудобно получилось. Самостоятельность Влада и неготовность координировать свои действия с другими партнерами достали всех. Он стал влегкую хамить коллегам.

- И что же они?
- А они в результате «свергли» Листьева с должности президента «ВиДа», мотивируя смещение «чрезвычайной занятостью». И посадили на его место Любимова. Влад, конечно, не забыл об этом, когда его назначили руководителем канала. Он говорил прямо, что «видовских» программ, кроме его собственных, на «первой кнопке» не будет. «Мне твое «Политбюро» на х... не нужно!» - заявил он тогда Политковскому. В компании знали, что у Политка двое детей, жена Анна Политковская тогда не была известной журналисткой. И здоровье Саша угробил в значительной степени на работе. Но Влад не заморачивался: друзьями они не были, были конкурентами.

Роман кумира с гинекологом

И вот мы подходим к самому главному. Одной из версий убийства Листьева является возможная попытка «взглядовцев» защитить свои интересы...
- Да, в коллективе «ВиДа» настоящих друзей у Листьева не осталось. Разве что Леня Ярмольник , с которым они делали «L-клуб». С Любимовым Листьев вообще перестал разговаривать. Однако я абсолютно убежден, что слезы ребят у гроба были искренними, эта трагедия стала для них настоящим потрясением. С Листьевым ушла очень важная часть их жизни. То же касается и жены - Альбины Назимовой . Разумеется, она была в курсе его романа с Верой, ее гинекологом, с которой она сама и познакомила мужа. («Видовцы» звали эту красивую брюнетку Верандой: крупная такая была девушка.) Помню, что Альбина поставила Владу ультиматум: если будет развод, то она будет биться в суде за акции «ВиДа». Очевидно, что Альбина имела на них право, так как именно она помогла Листьеву выплыть из омута экстремального алкоголизма. Близкий друг Влада, известный адвокат Андрей Макаров , сказал тогда, что в этом вопросе будет представлять интересы его жены. Но! Даже в контексте многочисленных листьевских интрижек Альбина оставалась главным человеком в его жизни. Они любили друг друга, как умели. Ни Альбина, ни Разбаш, с которым у нее были какие-никакие, но все же отношения еще при жизни Влада, не могли и помыслить об убийстве Влада. Это вам не банкиры российские!

- А Сергей Лисовский, которого новый директор ОРТ лишил миллионных заработков, объявив мораторий на рекламу?
- Марк Рудинштейн , по-моему, до сих пор уверен, что так оно и есть. Он рассказывал мне, что накануне убийства был в приемной Листьева, видел, как оттуда вышел Сергей, и помнит, что там звучало... Но дело ведь в том, что решение о запрете на рекламу было коллегиальным, Листьев его только озвучил, и Лисовский не мог этого не знать. Это во-первых. А во-вторых, косвенное подтверждение невиновности Лиса: в день убийства у него в «пыточной» на Олимпийском находились два «клиента», с которыми его попросили разобраться за угон какой-то там машины. В общем, если бы он заказал Листьева, то, конечно же, освободил бы помещение, понимая, что повальные обыски неминуемы. Зачем дополнительный компромат?
- Погодите, в какой «пыточной»?!
- В офисе Сергея Федоровича на Олимпийском проспекте было оборудовано особое помещение без окон, с привинченным столом, кольцами в бетонных стенах, с впечатляющим антуражем, где «специально обученные люди» вели беседы с провинившимися. По словам Разбаша, первым «клиентом» этого «заведения» был Юрий Грымов , который работал на Лиса, но в какой-то момент решил свалить, нарушив обязательства. С ним, правда, разговаривали без физического воздействия, давили на психику.
- Круто!
- Не надо забывать: время было такое, многие (если не все) серьезные бизнесмены имели подобные «переговорные». В одну из них, оборудованную на конспиративной квартире, попал в 94-м и Леонид Якубович . Его фактически похитили по заказу трех членов совета директоров «ВиДа». Готовилось превентивное изгнание Листьева из компании (поскольку было ясно, что вскоре он сам бросит партнеров, покинув «ВиД»). Якубовича вынуждали подписать бумаги об уходе от Влада, чтобы выбить у того главный финансовый и рейтинговый козырь - программу «Поле чудес», которая была донором менее удачных проектов. Леонида Аркадьевича держали взаперти несколько суток. Но надо ему отдать должное - он проявил нежданное мужество, не дрогнул и ничего не подписал, к глубокому разочарованию заказчиков.

Кто убил любимца нации

Вы, как я понял, придерживаетесь версии, что убийство самого популярного телеведущего страны было «недоразумением»?
- Именно такую версию в приемной «ЛогоВАЗа» поведал мне небезызвестный Литвиненко , отравленный впоследствии полонием. С подполковником я познакомился в сентябре 99-го в приемной Березовского . Прекрасно понимаю, что там каждое слово писалось и Литвиненко, само собой, не мог этого не знать. Тем не менее, по мне, это очень похоже на правду. Убивать Влада никто не хотел. Но он мешал правой руке Березовского - Бадри Патаркацишвили - проводить реформу на «первой кнопке». В те времена людей могли похитить прямо из «Останкино», отвезти в лес, там пытать и даже убить! Листьев хотел держать все под контролем, при том что был чудовищно загружен еще и творческими проблемами. Чтобы он «не борзел» и не лез в то, что не являлось его епархией, Влада и решили припугнуть. Но исполнители «перестарались». Эту версию, конечно, никогда не подтвердит вдова, которая потом появлялась на премии «ТЭФИ» в компании с Бадри: тот факт, что она дружила с убийцей своего мужа, социум не может одобрить.
- Значит, роковая случайность?
- И да, и нет. Неважно, кто конкретно заказал любимца публики - его уничтожили большие деньги. Влад ведь очень легко «кидал» людей, которых не числил «своими» (а таких было не очень много). Как, впрочем, и все деловые люди в период «постсоветского капитализма». Листьев, конечно, не был мошенником, но если брал некую сумму за услугу, которую в силу форс-мажора не мог оказать, то отдавать деньги не считал нужным. «Кто нас посмеет тронуть? - сказал он как-то Игорю Угольникову . - Мы же народные кумиры!» Когда Саша Гафин предложил нанять охрану, он лишь рассмеялся. Некорректно говорить: «убили журналиста». 1 марта 1995 года расстреляли бизнесмена. Как рассказывал мне Мукусев, который в качестве депутата вел собственное расследование, на счетах Листьева после его смерти обнаружились 17 миллионов долларов. А ведь сам Мукусев остался бедным и одно время даже был вынужден «бомбить» на своей машине, приклеив бутафорские усы и надев фуражку, чтобы никто не узнал в извозчике экс-кумира.
- Дмитрий Захаров по-прежнему работает на ТВ. А что делает Политковский?
- Преподает в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино», где, кстати, обретаются и экс-жена Саши Любимова Оксана Пушкина , и экс-режиссер «Взгляда» Татьяна Дмитракова ... Политковский очень сильно пьет, что, кстати, для русского журналиста я считаю делом нормальным. Другое дело, что пьет он от профессиональной нереализованности. Я думаю, что миллионную премию имени Листьева, которую вручили Леониду Парфенову , следовало бы отдать тем, кто много сделал для отечественного телевидения и сейчас бедствует. Проект «Взгляд» до наступления эпохи коммерциализации - это образец самоотверженной, смелой и искренней журналистики. Бесспорно, честной. По-настоящему новаторской, революционной. Такой, которой нет на нашем телевидении сейчас.

В одном из своих интервью Листьев сказал: «Если меня убьют, меня будут помнить не больше полугода». Он ошибся: помнят и сейчас

1 марта 1995 года два выстрела, прозвучавшие в подъезде дома на Новокузнецкой, стали роковыми не только для журналиста, чью жизнь унесли в тот первый весенний вечер, но и для целого поколения, навсегда оставшегося без главного идейного вдохновителя отечественного телевидения.

Детство и юность

Жизнь будущего телеведущего и журналиста с самого начала складывалась непросто: самоубийство отца, алкоголизм матери. Этот трагический след потом ещё не раз даст о себе знать уже во взрослой жизни Листьева: в трудные моменты он сам предпринимал попытки суицида и был неравнодушен к спиртному.

Юный Владислав учился в московском спортивном интернате, где демонстрировал серьёзные успехи в лёгкой атлетике. Впоследствии он завоюет титул чемпиона Советского Союза по бегу среди юниоров, станет инструктором по физкультуре. Но после службы в армии подающий надежды спортсмен решает поступать на факультет журналистики.

Университет

Поступив в МГУ, он не оставляет спорта, готовится к олимпиаде, но постоянный стресс из-за проблем в семье становится серьёзной преградой на пути к большой спортивной карьере. Тогда Листьев с головой уходит в учёбу. Его таланты в журналистике не остаются незамеченными, и выпускнику даже предлагают стажировку за границей. Однако Владислав отказывается от этого, решив поступить на службу в Гостелерадио.

Телевидение

Листьеву было всего 25 лет, когда он стал редактором отдела пропаганды, который занимался радиовещанием на территории зарубежных стран. Его карьера стремительно набирает обороты, и молодой и амбициозный журналист приходит на Центральное телевидение. В 1987 году он начинает вести молодёжную программу «Взгляд», в популярности с которой в то время не могла сравниться ни одна передача на советском телевидении

Влад Листьев и Олег Янковский. Фото: Галина Кмит

Ошеломительный успех «Взгляда» дал старт невероятной карьере Листьева, сделав из рядового журналиста настоящего народного любимца. В 1990 году толпа митингующих вышла на улицы протестовать против закрытия программы, а Владислав с коллегами уже основывали компанию ВИD.

Работоспособность Листьева всегда поражала окружающих, но секрет этой неисчерпаемой энергии был прост и заключался в глубокой преданности своему делу: «Мне кажется, неправы те люди, которые говорят, что для них важна только работа, а на всё остальное работы души не хватает. Это люди просто не умеют работать или настолько очерствели душой, что не умеют радоваться жизни».

В 1991 году он становится генеральным директором телекомпании и запускает в эфир свою новую передачу – «Поле чудес». Концепция развлекательного шоу, включающая в себя элементы интеллектуальной викторины и азартной игры одновременно, целиком и полностью была детищем Листьева, ставшего и первым ведущим телепроекта. Ничего подобного на отечественном телевидении до этого не было, поэтому ток-шоу вызвало настоящий фурор.

Но Листьев не останавливается на достигнутом и продолжает работать не покладая рук. Именно он является создателем «Темы», «Часа Пик», «Звёздного часа», «Серебряного шара» и «Угадай мелодию». Некоторые его программы по сей день можно увидеть в эфирной сетке.

«Если Бог дал что-то в голову, талант какой-то, то он проявится только в работе», – говорил Листьев.

В 1993 году Листьев становится президентом компании, но уже через полтора года, после череды непрекращающихся разногласий с коллегами, экс-соратники смещают его с этого поста.

Телеведущий Центрального телевидения Владислав Листьев во время телеигры капитал-шоу «Поле чудес». 1991 год. Фото: Виталий Савельев

Уступив президентское кресло Александру Любимову, Листьев покидает ВИD и переходит на ОРТ, где занимает пост гендиректора.

Листьев возлагал большие надежды на новое телевидение. «Самое главное в каждой программе, как мне кажется, это всё-таки человек», – говорил он.

Для Листьева во главе угла всегда оставались интересы зрителей, и за них он боролся до конца.

Стремительная коммерциализация телевидения породила на свет такое явление, как реклама. Поскольку Листьев не относился к своему делу как к бизнесу, он выступал категорически против групп людей, заинтересованных исключительно в доходах от рекламы. Но, к сожалению, их влияние становилось всё внушительнее, и желание Листьева запретить рекламу на телеканале встретило серьёзное сопротивление.

Плакат с изображением Владислава Листьева вывешен на здании телецентра «Останкино» в связи с годовщиной его гибели. Фото: Антон Белицкий

Убийство

Владислав Листьев принимает решение о введении моратория на демонстрацию рекламы в эфире телеканала. После этого смелого шага угрозы, поступавшие в адрес ведущего и ранее, стали более открытыми и частыми.

Итог этой рискованной борьбы оказался смертельным для Листьева. 1 марта 1995 года двое неизвестных застрелили журналиста, возвращавшегося домой после съёмочного дня, в его же подъезде. Два выстрела: один в предплечье, второй в голову. Характер нападения не вызывал никаких сомнений в том, что убийство связано с профессиональной деятельностью Листьева: преступники не взяли ни денег, ни ценностей, которые находились у журналиста при себе.

Нельзя сказать точно, каким именно сейчас было бы телевидение, будь жив Листьев, но невозможно отрицать того, что оно наверняка стало бы другим, более искренним, человечным, умным, развивающим и ценящим своего зрителя больше, чем деньги.

Убийство Владислава Листьева до сих пор остаётся нераскрытым.

Участник пикета у телецентра «Останкино» держит плакат с изображением журналиста Владислава Листьева. Фото: Илья Питалев