Виды лёгкой атлетики гладкий бег. Легкая атлетика. Рабочие планы, конспекты уроков, расписание занятий

Этап

Участники соревнований

Руководство проведением соревнований.

Время и место проведения соревнований.

Общие положения

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении районных спортивных соревнований

«Физкультура для всех»

Спортивные соревнования «Физкультура для всех» проводятся для детей и их родителей начальной школы Адмиралтейского района

2. Цели и задачи:

Цель:

Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

- Формировать у младших школьников и их родителей интерес к занятиям физической культурой и спортом

Содействовать развитию физкультурно-оздоровительной работы в школе.

Содействовать укреплению семьи, проведению досуга в кругу семьи

Общее руководство и проведение соревнования «Физкультура для всех»

осуществляется Центром Физической культуры и спорта Адмиралтейского района совместно с ГБОУ № 288 .

Непосредственное проведение соревнования «Физкультура для всех» возлагается на судейскую коллегию в составе:

1. Временно исполняющий обязанности начальника отдела по СМР Калинина Е.В. – ответственный от Центра по Физической культуры и спорта Адмиралтейского района тел.- 89046047752;

2. Заведующий ОДОД Овчаренко Е.В. – ответственный от ГБОУ № 288.

3. Педагог ОДОД ГБОУ № 288 Матвеев Д.А. – главный судья соревнований.

4.Педагог ОДОД ГБОУ № 288 Лосев С.В. – судья соревнований.

5.Педагог ОДОД ГБОУ № 288 Матвеева Н.Н. – судья соревнований.

6. Педагог ОДОД ГБОУ № 288 Балина Н.А. – судья соревнований.

С 14-20 до 14-50 -регистрация участников , подача заявок, жеребьевка, оформление документов к соревнованиям определение последовательности проведения соревнований.

15.00 – старт участников команд.

Порядок старта:

- полная семья

1 этап - ребенок младшего возраста (г.р. 2006-2007);

2 этап - мама;

3 этап - папа.

- полная семья

1 этап - ребенок среднего возраста (г.р. 2004-2005);

2 этап – мама;

3 этап – папа.

- неполная семья

1 этап - ребенок младшего возраста (г.р. 2006-2007);

2 этап – мама.

- неполная семья

1 этап - ребенок среднего возраста (г.р. 2004-2005);

2 этап – мама.

- неполная семья

1 этап - ребенок младшего возраста (г.р. 2006-2007);

2 этап – папа.

- неполная семья

1 этап - ребенок среднего возраста (г.р. 2004 -2005)

2 этап – папа.

6. Условия соревнований :

Соревнования командные, проводятся в форме

эстафеты: команда с одного старта проходит последовательно все указанные ниже этапы.



Командный результат определяется по лучшему времени прохождения дистанции.

В соревнованиях «Физкультура для всех» могут участвовать 2 команды от образовательного учреждения в любых номинациях.

Стартуют одновременно по 2 (3) команды.

Каждый участник команды проходит следующие этапы:

Оборудование: эстафетные палочки, стойки.

Команды стоят у линии старта: ребенок, мама, папа. На отметках от линии старта 6, 9, 12 метров стоят ориентиры. У ребенка в руках эстафетная палочка по сигналу: «Марш!» ребенок бежит и обегает ориентиры «змейкой», передает эстафетную палочку маме, мама бежит также, возвращается передает эстафетную палочку папе, папа бежит также,–возвращается. Судья на старте останавливает секундомер после того, как папа пересечёт финишную линию.

Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

Если вы хоть раз ходили на физкультуру, то наверняка вы знакомы с гладким бегом. Исходя из названия, уже становится понятно, что в основе этой техники лежит ровная поверхность дорожки без каких-либо резких перепадов высот и других препятствий. Если хочется, как следует улучшить свою технику и показывать лучшие результаты, то гладкий бег – то, что вам нужно

Что такое гладкий бег

В легкой атлетике большинство дистанций, которые представлены на Олимпийских играх, подразумевают использование техники гладкого бега. Этот вид отличается от других тем, что он строится на базовых принципах, из-за чего многими профессионалами рекомендуется на начальных этапах тренировок. Почему именно гладкий? Потому что только в таких условиях спортсмен может сосредоточиться на самом процессе и с каждым движением прорабатывать умение правильно ставить стопы и закреплять в мышечной памяти точную перестановку рук.

В основном для занятия гладким бегом используются стадион или манеж. Резиновое покрытие позволяет создавать крепкое сцепление с поверхностью, благодаря чему работа протекает в полную силу без опасений за безопасность. К тому же с помощью разметки можно контролировать свой результат и таким образом корректировать нагрузку. Профессиональные атлеты, спринтеры и стайеры, по сути, большую часть своих тренировок проводят именно в таких условиях. Они уже знают, на какой дисциплине должны сконцентрироваться, и, исходя из этого, тренируются, делая упор на выносливости или скорости.

Вообще, основа гладкого бега заключается именно в быстром прохождении дистанции с умением правильно распределить силы на протяжении пути. Конечно, должен отдавать всего себя, уже начиная с первых метров, но стайеру приходится учиться раскладывать свои силы по дистанции таким образом, чтобы и стартовать без явных потерь позиций, и финишировать с ускорением. Гладкий бег – это классическая дисциплина в легкой атлетике, которая требует от спортсмена базовых умений и знаний, а также постоянного совершенствования своих навыков для регулярного улучшения результативности.


Техника гладкого бега

Классический гладкий бег в себя включает 4 стадии, которые спортсмен должен преодолеть:

1.Старт

Положение на стартовой позиции зависит от того, на какую дистанцию предполагается бежать. Низкий старт поможет спринтерам получить нужный разгон и за счет силы отталкивания и инерции выбиться в лидеры уже с первых секунд. Высокий старт используется марафонцами и другими спортсменами, которые бегут на средние и большие расстояния. Важный момент: атлет не может наступать, а тем более заступать, на стартовую линию, в противном случае сразу светит дисквалификация. По принятым стандартам ширина этой линии уже включена в длину дистанции, поэтому за соблюдением этого правила строго следят.

2.Стартовый разгон

В этом случае действует принцип 3-х шагов. После отталкивания спортсмен должен сделать 3 быстрых широких шага, чтобы как можно быстрее набрать нужную скорость. В основном это правило соблюдается спринтерами, поскольку в этом случае именно от разгона зависит немалая часть результата. Поэтому на тренировках этому уделяется много внимания. Однако нельзя сказать, что для разгон не имеет значения. Именно от того, какой темп спортсмен задаст себе в самом начале пути, зависит то, насколько ему хватит сил, чтобы закончить дистанцию успешно.


3.Основной бег

Техника гладкого бега считается классической, и ее проработка занимает весь начальный этап подготовки каждого спортсмена. Благодаря ровной поверхности бегун может, не отвлекаясь на посторонние факторы, прорабатывать каждое движение, при этом акцентируя внимание на том, что он делает. Например, если атлет изначально не может научиться правильной постановке стопы, то в результате осознанного регулярного повторения, он сможет побороть этот неприятный нюанс. Также следует учитывать тот факт, что техника бега будет несколько отличаться друг от друга в зависимости от выбранной протяженности пути, начиная от и и заканчивая дистанциями.

4.Финиш

Вне зависимости от выбранного километража любой спортсмен должен как можно быстрее ускориться на финише. В этот момент беспокоиться о сохранении сил уже не надо, поэтому есть смысл отдать всего себя, чтобы показать успешный результат. В беге на короткие дистанции могут использоваться два вида финиширования: боком и грудью. Большой разницы между ними нет, и выбираются они, только лишь исходя из собственных предпочтений и удобства. Приятый факт, что финишная черта не входит в совокупность длины дистанции.


Разновидности гладкого бега

Все виды гладкого бега можно разделить на две большие группы:

— спринтерский;

— стайерский.

Первый тип подразумевает проработку силовых качеств, чтобы развивать скоростную выносливость, то есть умение удерживать высокую скорость на протяжении всей дистанции. Даже несмотря на то, что это может быть всего лишь несколько десятков метров, бывает физически трудно оставаться на одном уровне скорости все это время. Длинные расстояния требуют тщательной работы над так называемой специальной выносливостью. Под этим термином подразумевается, что спортсмен способен выдерживать определенный ритм на протяжении всей дистанции, при этом лавируя скоростями в зависимости от ситуации и положения относительно части пути, старта или финиша.

Дистанции спринтерского бега:

Короткие – 30, 60, 100, 200 метров

Здесь от спортсмена требуются все его максимальные скоростные качества. Это касается и стартового разгона, и прохождения самой дистанции, и тем более финиширования.

Длинные – 300, 400, 600 метров

В данном случае можно заметить, как некоторые спортсмены, резко стартовав, уже не могут добежать до финиша с тем же показателем результативности, что был в самом начале. В данном случае распределение сил по дистанции не так важно, поскольку от спортсмена требуется работать от и до. Необходимо потратить на тренировки достаточное количество времени и титанических усилий, чтобы показать приличные результаты на этих дистанциях без падения скорости.


Дистанции стайерского бега:

Средние – 800, 1000, 1500 метров

Чаще всего выигрывает на финише тот, кто не рвется с первых метров вперед, надеясь лишь на успешное начало. Как и в спринте, здесь на длинные дистанции важно уметь держать скорость, при этом дополнительно ускоряясь на финише.

Длинные – 3000, 5000, 10000 метров

Последние два варианта в основном уже проводятся лишь на стадионе, а не в закрытом помещении манежа.

Сверхдлинные – 15 км, полумарафон, марафон, 100 км

Могут проводиться не только на стадионе, но и за его пределами. Особенно это касается бега на 100 км, чаще всего он проходит на шоссейной трассе.

– суточный бег, 1609 и 2092 км. Кроме этого существуют и другие разновидности, поскольку с каждым годом любители бега придумывают все новые и новые испытания для себя, которые пытаются с успехом преодолеть. В этом и есть прелесть этого вида спорта – всегда есть возможность для развития и улучшения результатов.

Заключение

Несмотря на широкое использование гладкого бега в профессиональной среде, он может быть полезен абсолютно для всех любителей пробежек. Особенно на начальном этапе, когда техника и выносливость еще не до конца проработаны. Занимаясь гладким бегом можно на себе прочувствовать всю прелесть от занятия этим видом легкоатлетического спорта.

Бег в любом виде полезен и по-своему интересен. Зачастую, для начинающих бегунов некоторые виды бега остаются под завесой тайны. Они могут быть непопулярными или новыми и не успевшими получить огласку, но это не значит, что такие виды бега скучные и про них не надо знать.

Бег — естественное движение для человеческого организма. Раньше люди бегали, чтобы спастись от диких зверей или наоборот, чтобы охотиться. Позже начали проводить соревнования по бегу. Следует вспомнить, что беговые состязания проводились на первых Олимпийских играх. Сейчас люди бегают для поддержания здоровья, , используют бег, как базовую подготовку в различных видах спорта и по многим другим причинам. За все время, пока люди бегут, появилась большая вариация видов бега.

Сегодня можно выделить различные виды бега, опираясь на те или иные критерии. В первую очередь, следует понимать, что бег может быть любительским и профессиональным. Первым, конечно же, занимается намного больше людей, и он широко распространен среди сторонников здорового образа жизни. Чтобы заниматься любительским бегом, не обязательно обращаться за помощью к профессиональным тренерам и планировать сложные тренировочные планы. Главное в любительском беге — это получать удовольствие, не стоит себя перегружать во время пробежек и заставлять выходить на нее, когда мало свободного времени и нет сил. Это, конечно же, огромный плюс в пользу любительского бега против профессионального.

Профессиональный бег — это уже тяжелая работа. Здесь не может идти и речи о том, чтобы пропустить хотя бы одну тренировку, ведь может нарушиться сложная тренировочная система. Профессиональный бег — это зачастую работа на пределе. Во время некоторых тренировок, атлеты могут падать без сил и об удовольствии не может идти и речи. Зато чувство удовлетворения, получаемое после победы в соревнованиях, нельзя ни с чем сравнить. В эти моменты понимаешь, что тяжелые тренировки не зря заняли много времени и сил.

Если говорить про виды бега, то джоггинг или бег трусцой следует упомянуть в первую очередь. Это обусловлено тем, что он является самым популярным среди как любителей, так и профессионалов. В чем же особенность такого бега? Джоггинг — бег в аэробной зоне с низким темпом 7-10 мин/км. Для начинающих бегунов — это отличная тренировка, которая приносит максимум пользы и минимум вреда. Для профессионалов джоггинг — это восстановление после тяжелой тренировки.

Во время бега трусцой работают все те же самые мышцы, что и во время обычного бега. Именно поэтому им следует заниматься людям с избыточным весом и всем другим, кому противопоказаны тяжелые физические нагрузки. За счет небольшой скорости бега, снижается травмоопасность, что делает джоггинг лучшим вариантом для любителей и начинающих.

Бег со средней интенсивностью

Бег со средней интенсивностью — это золотая середина. Он дает уже большую нагрузку на организм, чем бег трусцой, но в то же время посилен людям и без специальной подготовки. Им могут заниматься любители, которые обладают уже достаточной формой, чтобы выдержать темп бега в 4,5-6 мин/на километр. Что касается профессионалов, то подобный вид бега является основной тренировкой в базовый подготовительный период. При таком беге следует следить за своей техникой бега и выбирать подходящую поверхность. Это связано с повышенной травмоопасностью среднего бега.

Быстрый бег — это уже удел профессиональных легкоатлетов. Интересно отметить, что быстрый бег — широкое понятие. Ведь темп 3 минуты на километр для марафона быстрый, а для стайерской дистанции уже очень медленный. Быстрый бег — это чаще всего либо тренировка, либо соревнования. На тренировках спортсмены оттачивают необходимый темп, который они должны будут реализовать во время соревнований.

Переменный бег

Переменный бег является одной из разновидности тренировок, который имеет большое количество различных вариаций. Это количество ограничивается только воображением тренера. Переменный бег является очень эффективным для любой дистанции и любого атлета. Многие любители включают переменный бег в свои тренировки, особенно при подготовке к любительским соревнованиям и забегам.

Гладкий бег

Такое понятие можно часто услышать из уст профессиональных тренеров или атлетов. Под понимается бег по дорожке стадиона без препятствий. Нельзя сказать, что он является самым простым. Ведь именно на дорожках спортсмены развивают самые высокие скорости и должны поддерживать их на протяжении всей дистанции.

Спринтерский, и бег на средние дистанции

Деление на данные виды бега широко применяется среди профессионалов. Оно необходимо для того, чтобы подготовиться к определенной дистанции. Ведь, чтобы бегать короткие или дистанции нужна определенная подготовка, отличающаяся от тренировок к средним дистанциям. Спринтерскими дистанциями является бег на 100, 20 и 400 метров, средними — 800, 1500, 3000 метров с препятствиями, а к длинным дистанциям относится бег на 5000 метров и больше, но олимпийскими являются только 5000, 10000 и 42 195 метров.

Бег с препятствиями и с барьерами

Многие считают, что это совершенно одинаковые виды бега и просто по-разному называются, но это не так. К барьерному бегу относится бег на дистанцию 110 метров для мужчин, 100 метров для женщин и 400 метров. На каждой дорожке в определенных местах устанавливаются барьеры. Их высота зависит от пола атлета и дистанции, которую он преодолевает.

Бег с препятствиями по-другому называют стипль-чез. В этой дисциплине спортсмены должны преодолеть дистанцию в 3 километра. В одном месте на кругу имеются препятствие, которое чем-то напоминает барьер, только имеет большие размеры и устойчивее, и яма с водой, в которую атлеты неизбежно попадают после преодоления препятствия. Если в барьерном беге спортсмен может легко сбить барьер, но потерять время, то в стипль-чезе это уже не удастся сделать. Данные дисциплины являются очень зрелищными и непредсказуемыми.

Шоссейный бег

Все что нужно знать про бег по шоссе, сказано уже в его названии. Когда говорят про этот вид бега, подразумевают бег на длинные дистанции, например, марафон и полумарафон. Дело в том, что забег на такую длинную дистанцию невозможно организовать на стадионе, поэтому дистанции длиннее 10-ти километров проводят уже под открытым небом. Для серьезных соревнований организаторы стараются спланировать дистанцию без сильных перепадов высот. Не на каждой марафонской трассе получится побить мировой рекорд или хотя бы показать хороший результат. Например, трасса Казанского ежегодного марафона является очень сложной, имеет много спусков и подъемов и проложена по ветреным местам.

Кроссовый бег

Кросс — бег по пересеченной местности. В случае с кроссовым бегом не может идти и речи о гладкой стадионной дорожке или хотя бы о ровной шоссейной трассе. Он не является самым зрелищным, поскольку редко, когда получается следить за спортсменами на протяжении всей дистанции, но зато один из самых интересных. Резко меняющийся профиль дистанции, спуски, подъемы, различные покрытия от земли до камней и воды придают кроссовым соревнованиям определенной интриги.

Существуют различные вариации кроссового бега. К кроссу можно отнести простые пробежки по лесу, трейловый бег и . Последние два вида являются очень интересными, но в то же время, требующими особой подготовки от бегуна. В трейле спортсмен должен преодолеть сложную дистанцию. Причем сложность может быть обусловлена как покрытием (зачастую спортсменам приходится штурмовать реки и ручьи вброд), так и длинной дистанции вплоть до нескольких сотен километров. Скайраннинг — забеги, которые проводятся исключительно в горной местности и с обязательным набором высоты от 1000 метров, в зависимости от дисциплины.

Именно различные виды бега и возможность подобрать тот бег, который больше подходит человеку побуждают все большее количество людей заниматься бегом. Бег — это свобода. В первую очередь свобода выбора дистанции, интенсивности и места проведения тренировок. Каждый может бегать, как хочет, сколько хочет и где хочет. Таким может похвастаться не каждый вид спорта.

Одним из наиболее массовых олимпийских видов спорта является лёгкая атлетика. Она объединяет в себе множество различных дисциплин, в том числе соревнования по бегу.

Кто такой спринтер

Спринт представляет собой циклический при котором необходимо значительное проявление скоростной выносливости. Таким образом, спринтер - преодолевающий короткую дистанцию с максимально возможной скоростью. Нагрузка в данном беге анаэробная, и если в других бегах источником энергии выступает глюкоза или жир, то здесь им является креатин. Это объясняется чрезмерной интенсивностью нагрузок.

От спортсмена требуется специальная скоростная выносливость, так как выкладываться необходимо по полной и сразу. Поэтому спринт требует максимальной как и любой другой спорт. Лёгкая атлетика, бег на короткую дистанцию в особенности, является мощным силовым упражнением, имеющим сильное воздействие на все протекающие процессы в организме человека.

Особенности спринт-бега

Из-за специфики нагрузок спринт имеет определённые особенности и влияние на организм спортсмена. Во-первых, он способствует развитию силы, выносливости, положительно сказывается на мышечном тонусе, сердечной и лёгочной системе. Можно сказать, что общее самочувствие человека улучшается и укрепляется здоровье. Во-вторых, спринт-бег является эффективным стимулятором жиросжигания. При этом не происходит сжигания мышечной массы, а напротив, наращивается скелетная мускулатура нижней части тела.

Однако при всех положительных моментах, так называемый гладкий бег достаточно травмоопасен и технически сложен. Поэтому не рекомендуется начинать именно с этого вида. Спринтер - это опытный, предварительно подготовленный пробными тренировками к более тяжёлым нагрузкам, спортсмен. Подготовка связана не только с испытаниями скоростными нагрузками, а и с другими легкоатлетическими упражнениями.

Дистанции спринта. Бег на 100 метров

Различают длины отрезков, которые преодолевают спринтеры. Существуют дистанции от 30 до 400 метров:
- 30 метров. Проводится в закрытых помещениях, забег длится всего до пяти секунд, что требует хорошей стартовой реакции.
- 100 метров. Относится к официальным дистанциям на открытых стадионах.
- 200 метров. Может проходить как на летних, так и на зимних стадионах. Заключается соревнование в прохождении кривого, а после этого прямого участка.
- 400 метров. Считается длинным спринтом, требует особой выносливости и умения входить в повороты, не снижая скорости.

Наиболее популярной и престижной дисциплиной является бег на 100 метров. Она была уже в в программе Олимпийских игр с момента их основания. Соревнования проводят на летних стадионах, причём прямой участок дорожки составляет 400 метров. Представляет собой данная дисциплина забег от стартовой линии до финишной линии на стометровую дистанцию.

Техника бега

Спринт включает в себя четыре фазы: начало, стартовый разбег, непосредственно бег по дистанции, финиш. Что касается старта, то в спринтерском забеге используется низкий старт. Это даёт возможность быстро начать и развить максимально быструю скорость, а также долгое время её поддерживать.

Спринтер - это бегун, который всё недолгое время дистанции должен быть сконцентрирован и находиться в тонусе.
Для отталкивания используется твёрдая опора в виде стартового станка и колодок. Также они гарантируют стабильность и устойчивость ног. Следующим этапом является стартовый разбег. В этой фазе очень важно достичь скорости, наиболее близкой к максимальной.

Достижение высокой скорости при беге по всей дистанции осуществляется благодаря более длинному шагу, а также высокому темпу. Увеличить длину шага можно с помощью мощного отталкивания. Максимальную скорость необходимо сохранять до конца дистанции. Забег считается оконченным, когда спортсмен спринтер касается туловищем вертикальной плоскости. Чтобы избежать уменьшения результата, бегун не должен делать прыжок до преодоления черты финиша.

Подготовка к соревнованиям

Перед соревнованиями спортсмены проходят тщательную подготовку. Она включает теоретическую, интегральную, тактическую, силовую подготовку, а также тренировку психической устойчивости. Знания теории данной дисциплины опережают любую практическую деятельность. Спортсмен должен владеть всеми тонкостями, анализом методов и средств тренировок.

Также очень важна физическая сила спортсмена, его выносливость и устойчивая центральная нервная система. Поэтому бегуны регулярно выполняют различные силовые и кардиоупражнения, постоянно совершенствуют свои силовые возможности. Не менее важно правильно питаться и отдыхать.

Спринтер - это человек, обладающий мощнейшими волевыми качествами, выдержкой и самообладанием. Это обуславливает необходимость формирования устойчивой психики спортсмена. Также очень важно целостное отношение в подготовке к соревнованиям. Это определяет интегрированный подход и воспроизведение различными способами усвоенных знаний.

Правила соревнований

Огромное количество спортсменов принимает участие в соревнованиях по такому виду спорта, как легкая атлетика. Бег на короткие дистанции является дисциплиной, участников которой больше всего. Поэтому отбор проводится в несколько кругов. Очень важным является правильное выполнение всех этапов спринтерского забега. Стадионы официальных соревнований оборудованы автоматической системой временного учёта, а также фотофиниша.

Если погода ветреная, то во внимание берётся попутная составляющая ветра, так как она значительно может облегчить задачу спортсмена. Колодки, с которых стартуют спортсмены, оборудованы устройством, определяющим время реакции бегуна. Необходимость такой автоматизации обусловлена проблемой фальстарта, которая может оказаться причиной субъективного принятия решения судьями.

Фотофиниш определяет порядок приходов спортсменов. Победителем считается тот, чьё туловище первым пересекает плоскость финиша. Его изображение в системе автоматического хронометража точно определяет время, которое разделяет атлетов.

Основные

1. Бег с целью изучения техники основных фаз (постепенно увеличивая скорость).

2. Бег для совершенствования техники в целом.

Подводящие

1. Имитация на месте постановки ноги с передней части стопы.

2. Медленный бег на передней части стопы.

3. Бег в равномерном темпе.

4. Бег по обозначенной на грунте прямой линии (очерченно­му коридору, скамейке).

5. Прыжки с ноги на ногу (на гладком грунте, через пред­меты).

6. Бег через предметы, расставленные на различное расстоя­ние (для отработки длины шага, частоты и т. п.).

7. Бег с увеличением скорости.

8. Ускорение по сигналу.

9. Бег под гору.

10. Старт после потери равновесия из положения, стоя на па­раллельно расставленных ногах.

И. Старт после потери равновесия из положения, стоя с накло­ном туловища вперед.

12. Бег с высокого старта.

13. Овладение правильным положением при низком старте.

14. Бег со старта в гору.

15. Бег со старта, пробегая под планкой.

16. Бег со старта по обозначенной на грунте линии.

17. Старт из положения, когда ступни ног расположены парал­лельно, а руки упираются в грунт впереди плеч.

18. Имитация работы рук при беге на месте.

Подготовительные

1. Прыжки с ноги на ногу на прямых ногах, отталкиваясь стопой.

2. Прыжки и бег со скакалкой.

3. Скачки на одной ноге.

Для совершенствования техники

1. Пробегание отрезков дистанции (20-60 м) с хода и с фик­сированием времени.

2. Пробегание отрезков дистанции в заданном темпе.

3. «Семенящий бег».

4. Бег с высоким подниманием бедра.

5. Бег с отведением бедра назад, забрасывая голень.

6. Старты по сигналу из различных положений: а) сидя; б) лежа; в) на животе; г) лежа на спине.

Количество уроков для прохождения темы, их последователь­ность во всех классах определяет сам учитель, учитывая особен­ности работы в данной школе, подготовки класса и требования возрастной методики обучения, а также анатомо-физиологические и психологические особенности глухих школьников.

Обычно в школе большинство уроков первой и четвертой чет­верти посвящается разделу «Легкая атлетика» (часть уроков про­водится во II и III четвертях). За время уроков одной четверти с учащимися старших классов можно пройти (по предлагаемой в пособии тематической методике) до 3-4 тем. На каждую тему выделяется серия уроков - 3-4 урока.

РАБОЧИЕ ПЛАНЫ, КОНСПЕКТЫ УРОКОВ, РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Основными документами оперативного планирования - в школе глухих детей являются рабочий план, план-конспект урока и рас­писание занятий. Рабочий план составляется на каждую четверть согласно графику прохождения учебного материала по легкой ат­летике и графикам прохождения отдельных ее видов в школьной программе по физической культуре.

При составлении поурочных планов определяются более кон­кретные задачи, подбираются необходимые средства и поурочно указываются направленность работы, и ее объем по времени в за­висимости от условий и места занятий.

В рабочем плане по легкой атлетике на четверть конкрети­зируются упражнения, методические приемы, а также определя­ются учебные требования для проверки успеваемости и эффектив­ности проводимых занятий.

В начале поурочного рабочего плана на четверть необходимо указать главные задачи, перечисленные программой, часть из ко­торых должна быть решена в данной четверти.

Приводим примерные рабочие планы по легкой атлетике для учащихся VII класса, гимнастике - для III класса. Данное плани­рование предлагают учителя физической культуры Н. С. Крайний, А. А. Деньга и С. Н. Пучков из Запорожья.

На каждый урок у учителя физической культуры должен быть план-конспект, где поставлены четкие задачи на данное занятие, подобраны упражнения для решения поставленных задач и ука­заны методы организации всего учебного процесса по физической культуре.

В конспекте урока следует также отражать контрольные тре­бования к освоению физических упражнений.

Ниже приведены основные учебные требования, которые мо­гут служить критериями оценки качества выполнения учениками техники легкоатлетических упражнений.

Ходьба и бег

1. Уметь сочетать движения рук и ног в разновидностях ходь­бы, гладкого бега с препятствиями в момент отталкивания.

2. Иметь точное представление о положении туловища и осо­бенностях постановки стопы на грунт после очередной фазы опо­ры в ходьбе или полете в беге.

3. Уметь соизмерять скорость и темп движений, как отдель­ных беговых шагов, так и всего бега на определенной дистанции.

4. Уметь не делать лишних движений, правильно сочетать ды­хание с темпом шагов.

5. Знать и уметь выбирать способ наиболее целесообразного вида передвижения для решения различных двигательных задач.

6. Знать и уметь применять правила соревнования по ходьбе и бегу.

1. Научить сочетать движения рук и ног в отталкивании с места.

2. Знать и уметь выполнять основные требования по выпол­нению приземления (мягкость, безопасность, связь с предыдущи­ми движениями).

3. Уметь в «атакующем» стиле выполнить последние шаги и ритм заключительной части разбега при подготовке к отталкива­нию.

4. Знать наиболее целесообразные исходные положения для отталкивания в разных прыжках с места и с разбега.

5. Уметь использовать большую скорость разбега для улуч­шения результатов прыжка.

6. Знать и уметь выполнять главные движения отталкивания, обеспечивающие (в разных по цели прыжках) необходимые ус­ловия для успешного осуществления движений полета.

Расписание занятий составляется директором школы и утверж­дается на педагогическом совете.

При составлении расписания уроков и внеклассных занятий по физкультуре следует придерживаться гигиенически обоснован­ных рекомендаций по чередованию умственной и физической ра-ооты глухих учащихся, учитывать их психическую особенность Уроки физкультуры целесообразно проводить в середине учебного дня (в I-IV классах - на третьем, а в V-XII классах - на чет­вертом часу занятий). Такие рекомендации основаны на том, что у глухих учащихся при переключении с умственной работы на физическую хорошо восстанавливается работоспособность коры головного мозга. Не рекомендуется проводить уроки физкультуры с детьми младшего школьного возраста в последние часы за­нятий.

В начальных классах школ-интернатов для глухих детей уро­ки физкультуры иногда переносят на вторую половину дня. Это позволяет сократить число уроков в первой половине с 8 ч 30 мин до И ч. Можно заниматься чтением с губ, обучением произноше­нию, развитием речи, а время с 12 до 13 ч отвести на приготовле­ние домашних заданий по этим предметам.

Представляем примерные конспекты уроков для глухих уча­щихся.

План-конспект урока по баскетболу для глухих школьников V класса

Задачи: 1. Учить технике основной стойки, передвижению в за­щитной стойке приставными шагами вперед, назад, на­право, налево.

2. Учить технике остановки шагом.

3. Ознакомить с техникой ловли мяча двумя руками на месте, с выходом навстречу летящему мячу.

4. Учить слова: «передвижение», «защитная стойка». Фразеология: «Мы познакомились с техникой ловли мяча двумя руками на месте».

Место проведения - спортивный зал.

Инвентарь - 25 баскетбольных мячей, 25 набивных мячей, 40 ска­калок, 4 гимнастические скамейки, 6 тумб высотой до 60 см.

Содержание Дозировка Организационно-методические указания

Подготовительная часть 12 мин Единая форма, равнение в шеренге

Построение, рапорт, сообщение задач 2-3 раза

урока. Правила поведения учеников

на уроках по баскетболу. Повороты

на месте: «Налево», «Направо»,

«Кругом»

Ходьба: обычная, на носках 40 м Ноги прямые, руки за голову

Бег в чередовании с ходьбой приставными

шагами, левым, правым бо­ком, спиной по

направлению дви­жения 3X40-60 м 20 м ходьба, смотреть вперед, смотреть через

левое плечо

Ходьба по бревну 2-3 раза

Ходьба высоко поднимая бедра, захлестывая

голени 2X20-30м Бедро вверх повыше, пяткой коснуться тела

Прыжки на двух ногах, с высоты

60 см, в длину с разбега 5-6 шагов 10-12 раз приземляться на носки, использовать маты

Ходьба с перестроением в колонну по четыре Команда: «Налево по четыре - марш!». Обра­зовать четыре круга

А. Упражнения с набивными мячами

1. Передача мяча по кругу 3-4 раза передача мяча из рук в рук от 2 до 5 мячей

массой 1-2 кг на 10-12 учеников

2. То же, над головой 3-4 раза в виде эстафеты

3. Перекатывание мяча по кругу 3-4 раза

4. Подбрасывание мяча вверх и лов- 7-8 раз ля

5. То же, после хлопка в ладони за ^~ 8 раз спиной. Перестроение в две шеренги

6. Броски мяча двумя руками в па- 7_8 раз рах с места из-за головы снизу

Б. Развитие двигательных качеств

(динамической силы рук и прыжко­вой выносливости)

1. И. п.- взявшись за руки, пальцы 7-8 раз скрестно: 1 - руки согнуть, 2 - ра­зогнуть

2. И. п. - упор лежа: 1 - руки со- 5-7 раз гнуть, 2 - и. п.

3. И. п.- руки на поясе: 1 - при- 7-8 раз сесть, 2 - и. п.

4. И. п.- то же, 1-4 - прыжки на 3-5 раз

двух ногах, 1-4 то же, на правой,

1-4 - то же, на левой

5. Прыжки на двух ногах со ска- 1-2 раза

Передача мяча из рук в руки от 2 до 5 мячей массой 1-2 кг на 10- 12 учеников В виде эстафеты В виде эстафеты Мяч встречать прямыми руками

«За направляющим в об­ход налево, шагом марш!», «Налево по два марш!»

Расстояние 7-8 м, мяч в воздухе не ловить

Стоя на месте с сопро­тивлением

Туловище прямое, гру­дью коснуться пола

На носках, вверх повы­ше

140-150 прыжков на носках