Правовое регулирование обращения с отходами. Правовое регулирование переработки и утилизации отходов производства и потребления в российской федерации

Обращение с отходами одна из наиболее масштабных и сложных экологических проблем. Она проявляется с одной стороны для удаления твёрдых отходов, требующих выделение земельных участков, с другой стороны причинение экологического вреда.

В контексте экологического права выделяют: 1. Отходы производства и потребления. 2. Отходы газообразные, жидкие и твёрдые. 3. Опасные отходы. Радиоактивные.

Наиболее общим родовым понятием являются отходы производства и потребления. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, иных изделий, продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также продукция и товары, утратившие свои потребительские свойства. Обращение с твёрдыми отходами регулируется рядом правовых актов. Наиболее общие требования при обращении с отходами производства и потребления установлены ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия использования, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулируется законодательством РФ. В целях исключения экологического вреда закон запрещает на наиболее экологических и социально ценных территориях. В частности запрещается: 1. захоронение отходов на территориях городских и сельских поселениях, парковых, курортных, лечебно – оздоровительных и рекреационных зонах, в поверхностных и подземных водных объектах, в недрах и на почву, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно – бытового использования, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных объектов. 2. размещение опасных отходов на территории примыкающих к территории городских и сельских поселений, лесопарковых, курортных зонах на путях миграции животных и иных местах, в которых может быть создана опасность естественных экологических систем и здоровья человека 3. в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ. В случае, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Механизм обращения с отходами производства и потребления ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998г .Положение этого ФЗ получили развитие в ряде подзаконных актов: 1. правила трансграничного перемещения отходов. 2. порядок ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов. 3. правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов их обращения. 4. другие НПА, в том числе законы субъектов РФ, где соответствующие законы приняты

Важную роль в охране природы играют требования к предприятиям, на которых образуются отходы. Требования к обращению с отходами на территории городских и других поселений. Требования к объектам размещения отходов. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами. Требования к транспортировке опасных отходов.

Важная роль в охране природы имеет способ удаления отходов производства и потребления. Одна из наиболее распространённых способов, как в России, так и за рубежом является их размещение на специальных оборудованных объектах, полигонов и свалках. Определение места строительства объекта размещений отходов осуществляется на основе специальных (геологических и иных) исследованиях и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Для обладания информацией о месте размещения отходов, объекты вносятся в государственный реестр. На территории объектов размещения отходов и в их пределах, должен проводиться мониторинг состояния окружающей среды. К обращению с опасными отходами могут быть допущены лишь лица, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с ними. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при соблюдении определённых условий: 1. наличие паспорта опасных отходов 2. наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; 3. соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах; 4. наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Закон запрещает также ввоз опасных, радиоактивных объектов в РФ в целях их захоронения и обезвреживания.

Особые требования законодательство РФ применяет к трансграничному перемещению отходов. Ввоз отходов на территорию РФ в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в порядке установленном Постановлением Правительства РФ.

Законом "об отходах производства и потребления" установлены особые требования к обращению с ломом и отходами цветных и/или чёрных металлов и их отчуждению со стороны физических лиц, юр.лиц и индивидуальных предпринимателей.

Лом и отходы цветных или чёрных металлов - это пришедшие, в негодность/утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) чёрных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) чёрных металлов и их сплавов, а также неисправленный брак, возникший в процессе производства указанных изделий. Понятие обращения с ломом и отходами включает в себя их приём, учёт, хранение, транспортирование. Физические лица могут осуществлять отчуждение цветных металлов, образующихся при использовании изделий из черных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности. Согласно перечню разрешённых для приёмов от физических лиц ломов и отходов цветных металлов. Данный перечень утверждён органами гос.власти субъектов Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращения с ломом отходами цветных металлов и их отчуждение в случаи если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанный лом и отходы. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение установлено Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 №370. Правила обращения с ломом и чёрным металлами и их отчуждение установлено Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 №369. Закон содержит некоторые особые требования относительно обращения с опасными отходами.

Опасные отходы - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для ОС и здоровья человека, как самостоятельно, так и при вступлении в контакт в другими веществами.

В зависимости от степени вредного воздействия на ОС и здоровье человека они подразделяются на классы опасности. Критерии опасности установлены Министерством Природных Ресурсов, и Экологии РФ на опасные отходы должен быть составлен паспорт, на основе данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Для обеспечения экологически-корректного обращения с отходами применяются такие организационно-правовые форма как: 1. лицензирование 2. нормирование 3. учёт и отчётность 4. ведение государственного кадастра 5. контроль 6. юридическая ответственность Применяются также меры экологического регулирования обращения с отходами.

В соответствии с законом только на основании лицензии (разрешения) допускаются многие виды деятельности, связанные с обращением с отходами производства и потребления. К таким видам деятельности относятся: 1. любая деятель по обращению с опасными отходами 2. создание объектов размещения отходов 3. обращение с ломом и отходами цветных и (или) чёрных металлов 4. другие виды деятельности

Конкретные требования о лицензировании деятельности в данной деятельности установлены рядом подзаконных актов, основным из которых является положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки, размещению опасных отходов. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006.

Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки, размещению опасных отходов осуществляется специально уполномоченными государственными органами - федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Нормирование в области обращения с отходами является новым направлением в природа охранной деятельности в РФ. ФЗ «об отходах производства и потребления» предусмотрены в 2 видах нормативов: 1.Образование отходов. 2. Лимиты на их размещение.

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Лимиты на размещение отходов разрабатываются в соответствии с нормативами природопользования вредных воздействия на ОС, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объёмом) объекта из размещения устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определённым способом на установленный срок с объектах размещения отходов с учётом экологической обстановки данной территории.

Конкретное требование, касающиеся этих нормативов определяется правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. - Утверждено Постановлением Правительства 16.06.2000г.

Важную роль в информационном обеспечении эффектного обращения с отходами играют учёт и отчётность в области обращения с отходами, паспортизации опасных отходов и государственный кадастр отходов. Эти субъекты (индивидуальные предприниматели, юр.лица), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учёт образовавшихся использованных, обезвреженных, преданных другим лицам или полученные от других лиц, а также размещённых отходов. Они обязаны предоставлять отчёт о своей деятельности по обращению с отходами. Отчёты включают сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектов их размещения, технологиях их использования и обезвреживания. Порядок и сроки их предоставления определяются специально-уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании представленных отчётом Министерства Природных Ресурсов и Экологии РФ и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов и ведут государственный кадастр отходов. Государственный кадастр отходов ведётся по единой для РФ системе с участием органов власти субъектов РФ включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Порядок ведения государственного кадастра и проведение паспортизации опасных отходов определён Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000г .

Меры экономического регулирования обращения с отходами включают: 1. программы в области обращения с отходами. 2. плату за размещение отходов. 3. меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами.

Плата за размещение отходов является важнейшим этапом экологического механизма ООС и разновидностью платы за негативное воздействие на природу. Такая плата взимается с индивидуальных предпринимателей и юридическими в процессе деятельности, которых образуются твёрдые отходы. Регулируется законом «об отходах производства и потребления», «об охране окружающей среды», НК РФ. Ставки платы за размещение отходов различаются с учётом экологической обстановки на той или иной территории.

Закон "Об отходах производства и потребления" предусмотрел меры стимулирующей деятельности в данной сфере осуществляется по средствам: 1. понижения размера платы за размещение отходов индивидуальных предпринимателей и юр.лицами осуществляющих деятельность в процессе которой образуются отходы при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов. 2. применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращений с отходами.

В области обращения с отходами потенциально важную роль играет государственный, производственный, общественный контроль, то есть проверка исполнения требований по обращению с отходами. За нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность, а юр.лица административную и (или) гражданско-правовую ответственность.


Похожая информация.



Правовое регулирование обращения с опасными отходами

План

Введение

Понятие и виды, классы отходов

Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы обусловлена высоким уровнем загрязнения окружающей среды бытовыми и производственными отходами и состоянием правового регулирования в сфере обращения с отходами.

Развитие промышленности и сельского хозяйства приводит к образованию все большего количества отходов. Только города мира ежегодно выбрасывают в окружающую среду до 3 млрд. тонн твердых промышленных и бытовых отходов и более 500 кубических километров стоков. Первое место по количеству загрязняющих органических веществ занимают промышленные отходы, затем, городские и сельскохозяйственные. В России ежегодно образуется 5–7 млрд. тонн отходов производства и потребления. 1

Невосполнимый ущерб флоре и фауне наносит химическое загрязнение почвы в результате несоблюдения и нарушения правил складирования и захоронения промышленных отходов. Необходимо помнить, что любое загрязнение может пагубно отразиться на состоянии поверхностных вод и на возможности эксплуатации подземных вод.

Среди социальных последствий загрязнения окружающей среды отходами центральное место занимает угроза здоровью человека. На проходившей в августе 1986 г. в городе Варна международной конференции «Охрана окружающей среды и защита всеобщего мира» в одном из докладов приводились данные о том, что в конце 70-х годов около 10% детей в таких странах, как США, Франция, ФРГ, Япония, рождались с генетическими дефектами. При этом отмечалось, что если деградация окружающей среды будет продолжаться прежними темпами, то в ближайшее время эта цифра резко возрастет. 2

Цель данной работы изучить правовое регулирование обращения с опасными отходами. В соответствии с этой целью необходимо раскрыть следующие задачи:

    Дать понятие, рассмотреть виды и классы отходов

    Дать характеристику правового регулирования отдельных категорий отходов

    Рассмотреть правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

    Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами

Понятие и виды, классы отходов

Обращение с отходами – одна из наиболее масштабных и сложных экологических проблем. Она проявляется, с одной стороны, в причинении экологического вреда, с другой – для удаления твердых отходов требуется выделение земельных территорий.

В контексте экологического права выделяются отходы производства и потребления:

    отходы газообразные,

    жидкие и твердые;

    опасные отходы,

    радиоактивные отходы.

Наиболее общим, родовым понятием являются отходы производства и потребления. В нем определяются две основные сферы образования отходов – сфера производства и сфера потребления. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Включение в сферу правового регулирования пришедшей в негодность продукции, к примеру, медикаментов, продовольствия, вполне обоснованно, так как в ней содержатся экологически опасные химические или биологические компоненты, что обосновывает необходимость их корректного удаления.

Основное внимание в экологическом законодательстве и праве уделяется опасным отходам, некорректное обращение с которыми имеет (или может иметь) наибольшие отрицательные последствия для природы. Опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Обращение с такими отходами регулируется многими законодательными и иными нормативными правовыми актами, включая Федеральные законы «Об охране окружающей среды».

В соответствии с законом, все отходы, которые получаются в результате осуществления различными предприятиями и организациями своей деятельности, должны быть отнесены к определённому классу опасности, которую они могут представлять по отношению к окружающей среде.

Определение качественного и количественного анализа состава отходов и расчет класса опасности отходов необходимы для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы производства и потребления.

Класс опасности отходов – характеристика относительной экологической опасности отхода, которая устанавливается по степени его возможного негативного воздействия на окружающую среду.

На сегодняшний день законом устанавливается пять классов отходов, различающихся по степени опасности для окружающей природной среды (ОПС) в ходе непосредственного или опосредованного влияния на неё. Классы опасности отходов устанавливаются в соответствии с принятыми Критериями.

    1 класс – чрезвычайно опасные отходы;

    2 класс – высокоопасные отходы;

    3 класс – умеренно опасные отходы;

    4 класс – малоопасные отходы;

    5 класс – практически неопасные отходы.

Так, к первому классу опасности относятся чрезвычайно опасные отходы, степень вредоносного влияния которых очень высокая. Критерием определения отходов, как чрезвычайно опасных, является то, что экосистема получает необратимые нарушения, и её восстановительный период попросту отсутствует. Соответственно, к пятому классу относятся практически неопасные отходы, степень негативного воздействия которых на ОПС очень низкая и экологическая система практически не получает никаких нарушений. Сам процесс отнесения отходов к какому-либо классу может осуществляться двумя путями: экспериментальным и расчетным методами.

Определение класса опасности отходов осуществляется двумя методами:

    расчётным

    экспериментальным.

Расчёт класса опасности отходов производится в соответствии с установленными Критериями, которые классифицируют все отходы на пять классов. Так, в соответствии с первым классом, отходы, выброс которых необратимо нарушает экологическую систему без возможности её восстановления, обладают очень высокой степенью вредоносного воздействии на окружающую природную среду и относятся к чрезвычайно опасным. Соответственно отходы пятого класса почти не нарушают экосистему и являются практически не опасными, в связи с их очень низкой степенью вредоносного воздействия на окружающую среду.

Отнесение отходов к конкретному классу опасности осуществляется в соответствии с критериями и в порядке, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с опасными отходами. 3

Перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливается по составу исходного сырья и технологическим процессом его переработки или по результатам количественного химического анализа.

Для того чтобы рассчитать класс опасности доходов необходимо определить степень опасности отхода для окружающей природной среды (ОПС) при условии его воздействия на неё. Таким образом, для определения степени опасности отхода, а соответственно его отнесения к тому или иному классу опасности отходов, производится ряд математических расчётов. Многие показатели определяются в соответствии с таблицами и формулами, учитываются различные поправки и погрешности. И в итоге получается конечный результат, который имеет численное выражение коэффициента опасности. Он в свою очередь и переводится по установленным нормативам в определённый класс.

Установленный производителем отходов класс опасности отхода заносится в паспорт опасного отхода и согласовывается в Федеральной службе по технологическому, экологическому и атомному надзору.

Паспорта отходов 1–5 классов опасности необходимо прикладывать к разработанному проекту нормативов образования отходов для выдачи Лимита на их размещение.

В настоящее время в Российской Федерации вопросу правового регулирования обращения с отходами посвящено достаточное количество нормативных актов. Это Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. №89 ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва – Вашингтон – Лондон – Мехико, 29 декабря 1972 г.), и некоторые другие акты.

Согласно статье 1 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 г. №89 ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно статье 2 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 г. №89 ФЗ «Об отходах производства и потребления», правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить различия, устанавливаемые этим законом между отходами и радиоактивными отходами. Если в области обращения с отходами еще допускается установление каких-то правил нормативными актами субъектов Российской Федерации, то в области правового регулирования обращения с радиоактивными отходами в связи с их особой опасностью не только для населения, но и, возможно, для государства в целом, устанавливается исключительное правовое регулирование федерации. Кроме того, деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию.

Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.

Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство Российской Федерации.

Органами, уполномоченными на ведение лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами, являются Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы (далее именуются – лицензирующие органы).

Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды выдает лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на всей территории Российской Федерации и на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.

Территориальные органы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды в субъектах Российской Федерации выдают лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Необходимо отметить, что объём лицензирования в сфере обращения с отходами неуклонно снижается. Если 2008 г. практически все организации должны были получать соответствующие лицензии, то поправки в 2008 г. к закону № 89-ФЗ значительно сузили круг субъектов предпринимательской деятельности, которым необходимо лицензирование, за счёт определения понятий «сбор отходов», «транспортирование отходов», введения термина «накопление отходов». Также из сферы лицензирования было выведено обращение с отходами V класса опасности.

Принятый в 2011 г. закон № 99-ФЗ внёс существенные изменения в систему лицензирования деятельности с отходами I-IV классов опасности. В первую очередь был ещё более сужен перечень лицензируемых видов деятельности за счёт исключения из них транспортирования отходов.

Изменения, произошедшие в сфере лицензирования отходов , потребовали принятия нового акта Правительства РФ, устанавливающего порядок его осуществления.

Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности было утверждено постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255. В п. 1 Положения установлено, что указанные отходы должны быть включены в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). В соответствии с одним из принципов лицензирования -принципом установления исчерпывающих лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности (п. 4 ст. 4 закона № 99-ФЗ) - также закреплён новый перечень лицензионных требований к деятельности, связанной с обращением с отходами .

Достаточно неожиданные изменения в системе лицензирования произошли с принятием Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Указанный закон отменил необходимость лицензирования ещё двух экологически значимых видов деятельности - сбора и использования отходов, оставив в перечне видов лицензируемой деятельности лишь их обезвреживание и размещение (хранение и захоронение).

В настоящее время на законодательном уровне активно обсуждается вопрос о полной отмене лицензирования в сфере обращения с отходами и замене его обязательным членством соответствующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в саморегулирумых организациях (СРО).

НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Нормирование образования и размещения отходов тесно увязано с платежами за их размещение. Однако в результате сложившейся в последнее время арбитражной практики (о чём речь пойдёт далее), платят за отходы не предприятия, имеющие утверждённые ПНООЛР или обладающие правом собственности на отходы, а те, кто непосредственно размещает отходы, соответственно возникает вопрос о необходимости установления лимитов для организаций, в деятельности которых такие отходы образуются. В этих условиях целесообразно, как представляется, нормировать не производителей отходов, а объекты размещения отходов, которые будут выступать и плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду .

Следует отметить, что на рубеже 2007-2008 гг. аналогичная правовая ситуация складывалась с лицензированием в сфере обращения с отходами: сначала арбитражные суды начали принимать решения в пользу природопользователей об отсутствии обязанности каждого природопользователя получать лицензию на обращение с отходами, а впоследствии законом № 309-ФЗ соответствующие изменения были внесены в законодательство.

ПЛАТА ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

В настоящее время проблема платежей за размещение отходов приобрела особую актуальность. Несомненно, что в данной сфере назрели концептуальные перемены, которые необходимо реализовать путём внесения изменений в действующее законодательство. Ключевые вопросы, которые стоят сегодня перед законодателями, правоприменительными органами и природопользователями: кто всё-таки должен платить за размещение отходов и за какой период (применительно к хранению).

Ряд решений Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) по вопросам взимания платежей за размещение отходов производства и потребления могут привести к значительному изменению государственного регулирования не только платежей за размещение отходов, но и всей системы обращения с отходами: нормирования, платы, государственного надзора и отчётности. В настоящее время данная позиция находит отражение в решениях нижестоящих арбитражных судов.

В чём кроется причина таких ожиданий? Президиумом ВАС РФ был вынесен ряд прецедентных решений, касающихся взимания платы за размещение отходов (например, постановление ВАС РФ от 12.07.2011 № 1752/11). Правовая позиция ВАС РФ заключается в том, что вносить плату за размещение отходов должны не организации, в деятельности которых такие отходы образуются и которые получают лимиты на их размещение, и не организации, обладающие правом собственности на отходы, а организации, непосредственно занимающиеся размещением отходов производства и потребления.

В результате вынесения ВАС РФ ряда прецедентных решений нижестоящие арбитражные суды в соответствии с правовой позицией ВАС РФ начали отказывать Росприроднадзору во взыскании платы за размещение отходов с природопользователей, в деятельности которых такие отходы образуются и передаются для размещения третьим лицам. Это привело к интересным правовым последствиям: предприятия, которые раньше платили за раз¬мещение отходов, начали взыскивать с федерального бюджета внесённые плате¬жа три последних года. В свою очередь Росприроднадзор начал в судебном по¬рядке взыскивать соответствующие платежи за три последних года с владельцев объектов размещения отходов. В результате «крайними» остаются именно владельцы объектов размещения отходов, поскольку они не закладывали соответствующие суммы ретроспективных платежей в свои бюджеты.

Ещё один важнейший аспект, который может в корне изменить ситуацию с птатежами за размещение отходов, вопрос о необходимости регулярных платежей за хранимые отходы. В настоящее время природопользователи вносят плату только за первичное размещение отходов для хранения. В последующем за массы хранимых отходов плата за негативное воздействие не взимается. Росприроднадзор полагает, что плата за хранимые на объектах размещения отходы должна быть регулярной, а не разовой.

По обращению Росприроднадзора определением ВАС РФ от 07.06.2012 № ВАС-3281/12 соответствующий спор между Управлением Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре и ОАО «Мохтикнефть» передан на рассмотрение в Президиум ВАС РФ в порядке надзора, и велика вероятность того, что Президиум ВАС РФ вынесет прецедентное решение в пользу Росприроднадзора. В таком случае владельцы объектов размещения отходов будут обязаны не только регулярно платить за текущие объёмы хранимых отходов, но и внести указанную плату за три предыдущих года.

Действующее законодательство слабо стимулирует производителей отходов к их переработке или иному использованию. Даже применение коэффициента 0,3 к плате за негативное воздействие при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия, на практике вызывает затруднения и нуждается в уточнении со стороны Правительства РФ .

В законодательстве предусмотрен всесторонний подход к регулированию обращения с отходами, включая деятельность, в процессе которой образуются отходы в сферах производства и потребления, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Государственная политика в области обращения с отходами в Российской Федерации основывается на принципах:

Охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия;

Научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

Использования новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

Комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

Использования методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

Доступа в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

Участия в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

Регулируется обращение с твердыми отходами производства и потребления многими законодательными и иными актами. Наиболее общие требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Согласно ст. 51 отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Одновременно в целях исключения экологического вреда Закон запрещает удаление отходов на наиболее экологически и социально ценных территориях. В частности, запрещается:

Захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву, на территориях водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в бальнеологических целях (т.е. использования минеральных источников, вод, грязей в лечебных целях), для извлечения ценных минеральных ресурсов;

Размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

Захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Закон запрещает также ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Цели предупреждения или минимизации экологического и экогенного вреда, создаваемого отходами производства и потребления, достигаются посредством установления в законодательстве различных мер и требований, образующих правовой механизм обращения с такими отходами.

Механизм обращения с такими отходами предусмотрен Федеральным законом "Об отходах производства и потребления". Положения этого Закона получили развитие в ряде подзаконных актов: Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.; Порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г.; Правилах трансграничного перемещения отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2003 г., и др., а также законах субъектов РФ, где соответствующие законы приняты.

Важную роль в охране природы играют требования: к предприятиям и иным объектам, на которых образуются отходы; к обращению с отходами на территориях городских и других поселений; к объектам размещения отходов; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных отходов.

В частности, при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; а также иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов. При проектировании жилых зданий, предприятий и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, должны предусматриваться места (площадки) для сбора таких отходов.

Закон устанавливает требование о необходимости регулярной очистки территории городских и других поселений. Организация деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений возложена на органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органами же местного самоуправления определяется порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и другие). При определении порядка сбора отходов должно обеспечиваться соответствие экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Одним из наиболее распространенных способов удаления отходов в мире и в России является их размещение на специально оборудованных объектах (полигонах, свалках). Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Для обладания информацией о местах размещения отходов объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду должен проводиться мониторинг состояния окружающей природной среды. Обязанность проведения мониторинга возложен на собственников объектов размещения отходов, а также на лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов. После окончания эксплуатации данных объектов эти же субъекты обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду, а также работы по восстановлению нарушенных земель.

К обращению с опасными отходами могут быть допущены лишь лица, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при соблюдении определенных требований, включая:

Наличие паспорта опасных отходов;

Наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

Соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;

Наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" установлены особые требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению со стороны физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 13.1). Понятие обращения с ломом и отходами включает их прием, учет, хранение, транспортировку. Так, физические лица могут осуществлять отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов. При этом порядок отчуждения такого лома и отходов цветных металлов устанавливается законодательством Российской Федерации. Перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения установлены Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения установлены Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г.

Некоторые особые требования установлены в Законе к обращению с опасными отходами (ст. 14). Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности. Критерии опасности установлены Министерством природных ресурсов РФ. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.

Закон допускает возможность ограничения или даже запрещения деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами.

Для обеспечения экологически корректного обращения с отходами применяются такие организационно-правовые меры, как

Лицензирование;

Нормирование;

Учет и отчетность;

Ведение государственного кадастра;

Контроль (государственный, производственный и общественный);

Юридическая ответственность.

Применяются также меры экономического регулирования обращения с отходами.

В соответствии с законодательством только на основании лицензии (разрешения) допускаются многие виды деятельности, связанные с обращением с отходами производства и потребления.

К таким видам деятельности относятся, в частности, любая деятельность по обращению с опасными отходами; создание объектов размещения отходов; обращение с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и др.

Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 г.

Нормирование в области обращения с отходами является новым направлением природоохранной деятельности в Российской Федерации. Оно стало развиваться с принятием Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Закон предусматривает два вида нормативов - образования отходов и лимиты на их размещение.

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Конкретные требования, касающиеся этих нормативов, определяются Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.

Правилами устанавливаются разные подходы к разработке проектов нормативов для планируемой и осуществляемой деятельности в области обращения с отходами. В обеих ситуациях проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Эта работа ведется на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

В отношении планируемой деятельности в области обращения с отходами проекты нормативов разрабатываются и представляются на утверждение до начала практического осуществления этой деятельности. Что касается осуществляемой деятельности по обращению с отходами, то разработка проектов нормативов и представление их на утверждение проводятся в сроки, определенные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Представленные проекты нормативов утверждаются соответствующим территориальным органом Ростехнадзора. В месячный срок эти органы принимают решение об утверждении лимитов на размещение отходов или о возвращении материалов на доработку с указанием причин отказа.

Срок действия утвержденных лимитов на размещение разный и зависит как от видов деятельности, при которой образуются отходы, места ее осуществления, так и видов отходов. По общему правилу лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. Для пользователей недр лимиты на размещение отходов устанавливаются на срок действия лицензии на пользование недрами в соответствии с проектом разработки месторождения полезного ископаемого. Лимиты на размещение отходов для деятельности в области обращения с отходами, осуществляемой на Байкальской природной территории, пересматриваются ежегодно. Лимиты на размещение опасных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обращению с такими отходами.

Важную роль в информационном обеспечении корректного обращения с отходами играют учет и отчетность в области обращения с отходами, паспортизация опасных отходов и государственный кадастр отходов.

На индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, Законом возложена обязанность вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок такого учета устанавливают специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а порядок статистического учета в области обращения с отходами - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Материалы учета сохраняются субъектами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, в течение срока, определенного специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Эти субъекты обязаны представлять отчеты о своей деятельности по обращению с отходами. Порядок и сроки представления отчетов определяются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Отчеты включают сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания.

На основании предоставляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов и ведут государственный кадастр отходов. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом государственный кадастр отходов включает федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов определен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г.

Меры экономического регулирования обращения с отходами включают плату за размещение отходов и меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами.

Плата за размещение отходов является важнейшим элементом экономического механизма охраны окружающей среды и разновидностью платы за негативное воздействие на природу. Такая плата взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются твердые отходы. Регулируется взимание платы Федеральными законами "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды", Налоговым кодексом РФ и другими актами. Ставки платы за размещение отходов различаются с учетом экологической обстановки на той или другой территории.

Правовой режим обращения с отходами - это система установленных законодательством правовых мер, норм и правил, определяющих правовые основы обращения с отходами с целью предупреждения негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека.

Основными принципами государственной политики в сфере обращения с отходами является приоритетный защита окружающей среды и здоровья человека от негативного воздействия отходов , обеспечение экономного использования материально-сырьевых и энергетических ресурсов, научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества относительно образования и использования отходов с целью обеспечения его устойчивого развития (ст. 5 Закона Украины "отходы"). Кроме того, в сфере обращения с радиоактивными отходами должно обеспечиваться разграничение функций государственного контроля и управления в этой сфере; принятия решений по размещению новых хранилищ радиоактивных отходов должна проходить с участием граждан, их объединений, а также местных органов власти (ст. Из Закона Украины "Об обращении с радиоактивными отходами").

Законодательство распределяет отходы относительно наличия собственника на отходы, имеющие владельца, и бесхозные отходы. Субъектами права собственности на отходы могут быть граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, а также территориальные общины, Автономная Республика Крым и государство. Отходы, не имеющие собственника, или собственник которых неизвестен, считаются бесхозными. Порядок выявления и учета бесхозных отходов утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 августа 1998 года № 217.

Согласно Закону "Об отходах" обращения с отходами -это действия, направленные на предотвращение образования отходов, их сбора, перевозки, хранения, обработки, утилизации, удаления, обезвреживания и захоронения, включая контроль за этими операциями и надзор за местами удаления. Таким образом, правовой режим обращения с отходами включает определенные этапы обращения с отходами, которые урегулированы нормами права с момента их образования и до обезвреживания, захоронения или утилизации.

Сбор отходов является первым этапом обращения с отходами. Он представляет собой деятельность, связанная с изъятием, накоплением и размещением отходов в специально отведенных местах или объектах, включая сортировку отходов с целью дальнейшей утилизации или удаления.

Перевозка отходов - это транспортировка отходов от мест их образования или хранения к местам или объектам обработки, утилизации или удаления. В законодательстве дополнительно закрепляются трансграничную перевозку отходов. Под ним понимается транспортировка отходов с территории, на или через территорию Украины, на территорию или через территорию другого государства. Для перевозки отходов применяется автомобильный транспорт, реже - железнодорожный.

Транспортировка опасных отходов разрешается лишь при наличии их паспорта и разрешения (лицензии) на обращение с ними и только специально оборудованным для этого транспортным средствам. Перевозки таких отходов осуществляется при условии обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за убытки, которые могут быть причинены им при перевозке. В Украине запрещается ввоз отходов с целью их хранения или удаления.

Обработка (переработка) отходов - осуществление любых технологических операций, связанных с изменением физических, химических или биологических свойств отходов, с целью подготовки их к экологически безопасному хранению, перевозке, утилизации или удаления.

Уничтожение отходов-уменьшение или устранение опасности отходов путем механической, физико-химической или биологической обработки. Обезвреживание и переработка отходов осуществляется мусороперерабатывающими и мусоросжигательными заводами.

Утилизация отходов предусматривает использование отходов как вторичных материальных или энергетических ресурсов. При этом утилизация отходов имеет не только экологическое значение (способствует защите окружающей среды от негативного воздействия отходов), но и экономическое и обеспечивает экономное использование материально-сырьевых и энергетических ресурсов. Законодательство запрещает смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология.

Удаление отходов -осуществление операций с отходами, которые не приводят к их утилизации. Закон Украины "отходы" с целью полного учета и описания мест удаления отходов, их качественного и количественного состава, а также осуществления контроля за влиянием отходов на окружающую природную среду и здоровье человека предусматривает ведение реестра мест удаления отходов. Реестр таких мест осуществляется на основании соответствующих паспортов, отчетных данных производителей отходов, сведений уполномоченных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами. Они подлежат ежегодному уточнению. Порядок ведения реестр мест удаления отходов утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 августа 1998 года. Удаление отходов осуществляется в соответствии с требованиями экологической безопасности по согласованию с государственной санитарно-эпидемиологической службой Украины.

Одним из этапов обращения с отходами является их размещение под которым понимают их хранение и захоронение в специально отведенных для этого местах или объектах (полигонах, хранилищах, комплексах и т.п.).

Хранения отходов - это временное размещение отходов в специально отведенных местах или объектах (до их утилизации или удаления).

Захоронения отходов - это окончательное размещение отходов при их удалении в специально отведенных местах или на объектах таким образом, чтобы долгосрочное вредное влияние отходов на окружающую природную среду и здоровье человека не превышало установленных нормативов.

Хранение и захоронение опасных отходов разрешается только в специально оборудованных местах. Согласно ст. 1 Закона Украины "отходы" специально отведенные места или объекты - места размещения отходов, хранилища, полигоны, комплексы, сооружения, участки недр и др., на использование которых получено разрешение уполномоченных органов на удаление отходов или осуществление других операций с отходами.

Законодательством запрещается несанкционированный сброс и размещение отходов в подземных горизонтах, на территории городов и других населенных пунктов, на территориях природно-заповедного фонда, на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также в пределах водоохранных зон и зон санитарной охраны водных объектов.

Все субъекты хозяйственной деятельности независимо от форм собственности обязаны: осуществлять постоянный контроль за состоянием объектов размещения собственных отходов; предотвращать образование и уменьшать объемы образования отходов; определять состав и свойства отходов, которые образуются; выявлять и вести первичный текущий учет количества, типа и состава отходов, которые образуются, собираются, перевозятся, хранятся, обрабатываются, утилизируются, обезвреживаются и удаляются, и подавать по ним статистическую отчетность в установленном порядке; получать необходимые разрешительные документы при обращении с отходами; вносить плату за их размещение и т.д. Размер платы устанавливается на основе нормативов, рассчитываемых на единицу объема образования отходов, в зависимости от уровня их опасности и ценности территории, на которой они размещены.

Очень важную роль в деле охраны окружающей природной среды играет включение в правового режима требований обращения с опасными отходами. Юридические и физические лица, деятельность которых связана с обращением с ними, обязаны обеспечить защиту людей и окружающей среды от вредного воздействия таких отходов. Производители опасных отходов должны самостоятельно определять класс их опасности; вести учет; иметь лицензию на осуществление операций с опасными отходами; идентифицировать объекты повышенной опасности согласно Закона Украины "Об объектах повышенной опасности" от 18 января 2001 года. Субъекты хозяйственной деятельности, на территории которых хранятся опасные отходы, относятся к объектам повышенной опасности. К обращению с опасными отходами допускаются лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку. Перевозки опасных отходов разрешается лишь при наличии их паспорта и лицензии на обращение с опасными отходами при обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика. При трансграничном перевозке опасные отходы подлежат классификации в соответствии с Международным кодом идентификации отходов (МКІВ). Общие требования к экспортно-импортных операций перемещения опасных отходов или их транзита через территорию Украины предусмотрены Постановлением Кабинета Министров Украины "Об утверждении Положения о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их утилизацией/удалением и Желтого и Зеленого перечней отходов" от 13 июля 2000 года.

Радиоактивные отходы представляют повышенную опасность для жизни и здоровья человека и окружающей среды. Система мероприятий, связанных с предотвращением вредного воздействия радиоактивных отходов, предусмотрена Комплексной программой обращения с радиоактивными отходами, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 5 апреля 1999 года. Эти вопросы также урегулированы законами Украины "Об обращении с радиоактивными отходами", "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности", "О физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения", "О порядке принятия решений о размещении, проектировании, строительстве ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, которые имеют общегосударственное значение".

Обращение с радиоактивными отходами - все виды деятельности, что касается оперирования, предварительной обработки, обработки, кондиционирования, перевозки, хранения или захоронения отходов. Право на обращение с радиоактивными отходами имеют только юридические и физические лица, которые получили в установленном порядке разрешение органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности на осуществление соответствующего вида деятельности (лицензиата). Такие лица обязаны обеспечивать безопасность во время проектирования, выбора площадки, строительства, эксплуатации и снятия с эксплуатации сооружений, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами; обеспечивать разработку программ по безопасности обращения с радиоактивными отходами; вести собственный учет таких отходов; обеспечивать их физическую защиту и т.д.

В местах размещения объектов, предназначенных для размещения радиоактивных отходов, может быть установлен особый режим территории, а также выделяется санитарно-защитная зона и зона наблюдения. Размеры и границы указанных зон определяются в проекте в соответствии с нормами, правилами и стандартами в сфере использования ядерной энергии и утверждаются местными советами. В пределах таких зон запрещается: проживание населения; осуществление всех видов водопользования, лесопользования и пользования недрами; проведение научных исследований без специальных разрешений; осуществление без специального разрешения сельскохозяйственной, лесохозяйственной и другой производственной деятельности, направленной на получение товарной продукции, а также строительство объектов социального и общественного назначения; любая другая деятельность, которая не обеспечивает режим радиационной безопасности.

На территории Украины с целью исключения возможности неконтролируемого накопления радиоактивных отходов и обеспечения оперативного контроля за их местонахождением и перемещением, условиями их хранения и захоронения ведется Государственный учет радиоактивных отходов. Он включает: ведение Государственного реестра радиоактивных отходов; ведение Государственного кадастра хранилищ радиоактивных отходов и перечень мест временного их хранения.

Все юридические и физические лица при осуществлении любого вида деятельности в сфере обращения с радиоактивными отходами обязаны соблюдать нормы, правила и стандартов по ядерной и радиационной безопасности.

Перевозки на территорию Украины радиоактивных отходов с территорий других государств запрещается, кроме тех, что образовались в результате услуг, которые были предоставлены Украине другим государством и на которые распространяется действие контрактного соглашения между ними о возврате таких отходов в Украине. Такая перевозка осуществляется в соответствии с Правилами ядерной и радиационной безопасности при перевозке радиоактивных материалов (ПБПРМ-2006), утвержденных приказом Госатомрегулирования Украины от 30 августа 2006 года. Условия и режим перевозки таких отходов воздушным, железнодорожным, водным или автомобильным транспортом согласовываются с соответствующими службами Министерства внутренних дел Украины.

Пестициды относятся к опасных высокотоксичных отходов. их нельзя использовать по назначению вследствие потери полезных свойств, срока годности, запрета к применению, потери маркировки или смешивания. Правовой режим пестицидов и агрохимикатов определяется Законом Украины "О пестициды и агрохимикаты" от 2 марта 1995 года и другими законодательными актами.

Общие аспекты обращения с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами предусмотрено законами Украины "О жилищно-коммунальные услуги", "О благоустройстве населенных пунктов". Для борьбы с бытовыми отходами в стране предусматривается система сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов, которая включает последовательность выполнения технологических операций по изъятию, накопления и размещения отходов в специально отведенных местах и их вывоза в пункты обезвреживания. В 2004 году Правительство утвердило Программу обращения с твердыми бытовыми отходами, на основании которой приказом Минстроя Украины от 11 декабря 2006 года утверждены Правила по организации сбора, перевозки, переработки и утилизации твердых бытовых отходов.

Кабинет Министров Украины определил порядок утилизации бытовых отходов. Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу бытовых отходов" от 10 декабря 2008 года № 10702 определен механизм предоставления субъектами хозяйствования независимо от формы их собственности услуг по вывозу бытовых отходов в городах, поселках и селах. Постановлением "Вопросы предоставления услуг по вывозу бытовых отходов" от 16 ноября 2011 года № 11733 Кабинет Министров Украины утвердил Порядок проведения конкурса на предоставление услуг по вывозу бытовых отходов. Согласно документу участниками конкурса могут быть субъекты хозяйствования, в уставных документах которых предусмотрена деятельность в сфере обращения с бытовыми отходами.

Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, производящие или импортирующие для свободного использования масла (оливы) по определенным кодам товарных категорий под, в результате использования которых образуются отработанные масла (оливы), обязаны самостоятельно в соответствии с законодательством обеспечить сбора, удаления, обезвреживания и утилизации отработанных смазок (масел) или заключить договоры о выполнении работ по организации сбора, удаления, обезвреживания и утилизации отработанных смазок (масел) с учетом установленного минимального размера платы за услуги по организации сбора, удаления, обезвреживания и утилизации отработанных смазок (масел) с уполномоченным предприятием, которое принадлежит к сфере управления Министерства экологии и природных ресурсов, или другими субъектами хозяйствования, имеющими соответствующую лицензию (Постановление Кабинета Министров Украины "Некоторые вопросы сбора, удаления, обезвреживания и утилизации отработанных смазок (масел)" от 27 июля 2011 года № 1075і.

Сбор, заготовка отходов как вторичного сырья - это деятельность, связанная со сбором, покупкой, приемом, хранением, обработкой, перевозкой, реализацией и поставкой отходов перерабатывающим предприятиям на утилизацию. Отходы как вторичное сырье определяются Законом как отходы, для утилизации и переработки которых в Украине существуют соответствующие технологии и производственно-технологические и/или экономические предпосылки.

Согласно Закону Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 1 июня 2000 года № 1775-Ш2, приказа Минприроды Украины "Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по сбору, заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья (согласно перечням, которые определяются Кабинетом Министров Украины)" от 4 ноября 2011 года № 4313 лицензионные условия устанавливают организационные, квалификационные, технологические и другие требования для осуществления хозяйственной деятельности по сбору и заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья, перечень которых определен Постановлением Кабинета Министров Украины "Об утверждении перечня отдельных видов отходов как вторичного сырья, сбор и заготовка которых подлежат лицензированию" от 28 февраля 2001 года № 183. Эти Лицензионные условия распространяются на всех субъектов хозяйствования независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья. В указанный Перечень входят следующие виды отходов: полимерные отходы; отходы резиновые, в том числе изношенные шины.

Для получения лицензии на сбор отдельных видов отходов как вторичного сырья необходимо предоставить утвержденный перечень документов, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 июля 2001 года № 756і.

в Соответствии с Перечнем органов лицензирования, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 ноября 2000 года № 16982, органом лицензирования хозяйственной деятельности по сбору, заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья (по перечням, которые определяются Кабинетом Министров Украины) является Министерство экологии и природных ресурсов Украины.

Сегодня актуальность приобрело трансграничное перемещение отходов. Базельская конвенция 1989 года устанавливает механизм предварительного информирования и согласия на экспорт, импорт и транзит опасных отходов и запрете любого трансграничного перемещения опасных отходов между государствами - сторонами конвенции и другими государствами. Украина присоединилась к этой конвенции и приняла соответствующие нормативные акты. Вывоз и ввоз отходов в Украину осуществляется по разрешениям Минприроды Украины.